Обучение игры в настольный теннис дошколят. Спортивные игры для дошкольников. Настольный теннис. Детские группы по теннису

Родители, которые задумались об обучении детей урокам самообороны, должны четко представлять возможности этих методик. Никогда не стоит обольщаться насчет их эффективности в случае с детьми. Во-первых, никакие приемы самообороны не помогут защититься пятикласснику от взрослого мужчины, который в два-три раза крупнее, а во-вторых, в случае физической борьбы с группой лиц, пусть даже одногодок, большинство защит не даст должного результата. Учтите, что эффективность западных и восточных единоборств сильно преувеличена средствами киноиндустрии. Ведь все трюки, показанные в кино, многократно отрепетированы и поставлены профессиональными каскадерами с использованием компьютерных спецэффектов. Поэтому родителям, размышляющим о том, как научить ребёнка постоять за себя , - нужно здраво смотреть на вещи и не думать, что оранжевый пояс по кунг-фу защитит вашего сына или дочь в большинстве ситуаций.

Боевые искусства эффективны лишь в руках взрослого человека, который имеет определенный уровень мастерства. Приведем высказывание одного из самых известных мастеров восточных единоборств, который, пожалуй, один из немногих достиг пика совершенства в наши дни – Брюса Ли. «Девяносто девять из ста восточных единоборств - это полная ерунда. Всё смотрится со стороны красиво, но на практике совершенно не работает. Если на хрупкую девушку весом килограммов в сорок пять нападут, то всё, что она сможет сделать, - это со всей силой ударить нападающего в одну из трех точек на теле: пах, глазные яблоки или голень. И после этого надо немедленно убегать. »

Рекомендуем вам еще прочесть наш обзор "Как научить ребенка защищать себя от обид , не вступая в драку". Также, возможно, вас заинтересует наша статья о существующих стандартах безопасности на детских площадках , ведь эти нормы, как правило, нарушаются, и в последнее время игровые площадки всё чаще становятся причинами травм малышей. Поэтому родителям надо четко понимать, какое игровое оборудование должно использоваться для детей.

Учим ребёнка постоять за себя – дате ему уверенность в своих силах и шанс на успех

Так что же учиться детей единоборствам нет смысла, нет смысла учить его постоять за себя? Конечно, имеет! Ведь в первую очередь любой активный спорт – это тренировка духа, во вторую очередь тела, в третью - физическое развитие и сильный характер помогает завоевать авторитет среди ровесников, что немаловажно. А еще учтите, что совместив сильный характер и натренированное тело можно достичь отличных результатов не только в защите себя от сверстников. Силовой и активный спорт дает ребенку возможность преодолеть свои слабости. Подняться над своим характером, расширить рамки своих возможностей – это касается и мальчиков и девочек. На самом деле, для этого не обязательно избирать боевое искусство, ваше чадо может заниматься и плаваньем и хоккеем и легкой атлетикой, а, при желании, чтобы научиться постоять за себя, вы можете параллельно отправить его на небольшой срок на секцию бокса или самообороны. Главное, не делайте это слишком рано. Практика показывает, что если вы не планируете делать из своего ребенка бойца, а лишь хотите обучить основным приемам самообороны, то лучше определять его на силовую секцию после десяти лет, а еще лучше даже с 11-12. Дети в этом возрасте уже более сосредоточены и терпеливы, они способны усваивать информацию, делать выводы и не воспринимать пропущенные удары как трагедию. Хотя если вы задумали «обеспечить» своему ребенку черный пояс, а может и звание чемпиона мира, то, конечно, предпочтительно начинать раньше, можно лет с шести, чтобы дать ребенку фору.

Запомните, просто «махать руками» не так уж и сложно, тем более на уровне школьных стычек с одноклассниками, намного сложнее воспитать в себе такой характер, чтобы у окружающих не возникало даже желания вступать в физические конфликты. А для этого надо тренировать не столько мышцы или изучать технику, сколько обеспечить своему ребенку возможность обучиться технике социальной адаптации, научить его постоять за себя без вступления в драку, помочь обрести психологическую устойчивость и уверенность в себе. Тогда большинство вопросов с защитой отпадет само по себе. Лучшая победа та, которая достигнута без драки. А как мы уже сказали выше, физически защититься школьнику младших или даже средних классов против подростка или взрослого практически невозможно. Так что если вашего сына или дочь обижают и бьют старшие ребята – это уже вопрос к руководству учебного заведения и правоохранительным органам, куда и надо обращаться с соответствующими заявлениями и медицинскими освидетельствованиями.

Какой стиль защиты избрать, чтобы эффективно научить постоять за себя ребёнка?

В современном мире существует множество видов единоборств, которые помогают защитить себя. Практически каждое позиционирует себя как наилучшее для развития и защиты, каждое говорит о том, что с его помощью ребенок сможет постоять за себя. Но всегда надо учесть, что тренировки в зале и уличная драка – это совершенно разные вещи. На улице нет защитных средств для тела, практически нет правил, бой может начаться спонтанно и быстро закончиться с помощью одного сильного удара, а дерущиеся подвергаются сильному эмоциональному давлению, которое им мешает, будь то страх или ненависть. Также надо понимать, что нападающих может быть несколько и они могут использовать палки, стилеты, ножи и другие опасные предметы. Поэтому тренировки в залах даже с применением деревянного оружия часто не способны подготовить бойца к встрече с реальной опасностью. Еще учтите, что многие боевые искусства рассчитаны на долгий курс обучения (порядка семи лет до первого мастерского пояса) и эффективны они лишь на уровнях близких к мастерским. То есть даже прозанимавшись на секции айкидо три-пять лет ваш ребенок не достигнет нужного уровня для защиты себя в реальном, а не тренировочном противостоянии.

В общем, разберемся с единоборствами подробнее и поразмышляем, где лучше научить ребёнка постоять за себя.

Пример базовой ударной техники руками

Для начала приведем несколько схем ударной техники, чтобы вы могли представить себе, что какие бы стили обороны вы не выбрали для своего чада, в уличной потасовке оно вряд ли избежит ударов руками в свой адрес. Поэтому в первую очередь, конечно, ребенок должен уметь решать конфликты без кулаков и прибегать к ним в последнюю очередь.

Техника ударов. Боковой удар.

Техника ударов. Нижний удар.

Техника ударов. Прямой удар.

Кикбоксинг, бокс и тайский бокс

Бокс и его разновидности хороши для реальной защиты себя в условиях уличного конфликта, поскольку в 9 случаях из 10 драки состоят именно из мощных коротких ударов по корпусу и голове. А в этом как раз боксеры и кикбоксеры сильны. Минусами является то, что в их работе не учитываются захваты, броски, уходы и освобождение от них, они много работают в перчатках, и при работе кулаками ощущения изменяются. Также в боксе часто решающую роль играет масса соперника, поэтому легкий подросток будет иметь в этом существенных недостаток.

Тайский бокс – это более жесткая разновидность обычного, с применением локтей и коленей, однако с сохранение определенной части недостатков классического кикбоксинга и бокса. Тайская разновидность бокса - это очень жесткий спорт, он вряд ли подойдет детям, которым вполне можно ограничиться и обычным боксом, но мастера тайского бокса сильные бойцы.

То есть данные методики ведения боя довольно эффективны для быстрого обучения ударной технике ребят лет 11 и старше. В большинстве случаев боксеры имеют выигрыш в противостоянии за счет хорошей реакции и умения быстро работать руками, чего в 90% случаев достаточно для «разборок» и защиты от сверстников.

САМБО и различные техники рукопашного боя

Преимущество данного стиля в том, что он первоначально был предназначен для защиты себя в экстремальных ситуациях и не более. Поэтому множество «лишних» составляющих восточных единоборств там отсутствуют, никаких духовных уроков и медитаций лишь только средства вывести противника из строя. Причем САМБО, который разработали еще специалисты СССР для рукопашного боя в зоне боевых действий и его более мягкую гражданскую версию, можно признать самой популярной и одной из самых эффективных методик.

Но учтите, что это очень травматический и жесткий спорт, который подойдет далеко не всем и уж точно не подойдет маленьким детям.

Борьба - вольная, греко-римская и дзюдо

Борцовские школы очень распространены на постсоветском пространстве. Они требуют развитой мускулатуры и короткой дистанции до соперника. С практической точки зрения самой эффективной техникой является дзюдо, где не столь большой акцент делается на мышечной массе борца, а требуется именно владение техникой бросков, захватов и т.д. Хотя всё равно в условиях уличного противостояния борцовская техника проигрывает ударной и комбинированной технике, так как не всегда борцу удается подойти достаточно близко и осуществить захват соперника. А в случае атаки нескольких человек, «возня на полу» вообще лишается смысла. Да еще стоит учесть, что занятия борьбой существенно влияют на внешний вид человека, поэтому, например, не каждая девочка согласиться стать в итоге похожей на «шкаф» с плоскими ушами.

В итоге разные виды борьбы неплохо подойдут крепким коренастым ребятам, которые любят «поиграть» мышцами, из арсенала вольной и греко-римской борьбы, а также дзюдо, лучше выбрать последнее.

Восточные боевые искусства

Наиболее широкий класс единоборств, который стал популярен в нашей стране после развала СССР, не в последнюю очередь благодаря американским боевикам. Но, как мы уже говорили выше, их значимость часто переоценивается, особенно разных стилей, в которых минимальный арсенал ударов в голову руками, например, в тхэквондо и некоторых видах каратэ. Ведь в уличной драке преимущественно дерутся руками на близких расстояниях и «красивым» маханием ногами с разворота мало кого вырубишь из тренированных соперников.

Боевые искусства, у которых акцент сильно сдвинут на работу с традиционным восточным оружием, на практике оказываются малоэффективны. Ведь, согласитесь, мало кто ходит по улице с самурайским мечом, посохом или нунчаками – а значит навыки работы с ними практически бесполезны. И поэтому, например, ниндзюцу выглядит очень красиво, но в реальной драке может быть не сильно полезным.

Мягкий стиль айкидо хоть и рассчитан лишь на технику самообороны и на нейтрализацию противника без нанесения ему существенного вреда, но он хорошо подойдет «щуплым» детям, которые смогут брать не силой и жесткостью, а мягкими уходами, бросками и подножками. Хотя, конечно, если говорить про эффективность в силовом противостоянии, чтобы ребенок смог качественно применить айкидо на практике с тренированными соперниками, ему надо заниматься не менее лет пяти-семи. Но для остановки зарвавшегося одноклассника часто достаточно самого факта посещения школы единоборств и парочки простых приемов. Еще стоит знать, что уровень ученика этого боевого искусства будет ниже, чем у поклонника более жесткого стиля, при равной их квалификации.

Также учтите, что существующие бесконтактные техники обучения бою, например, бесконтактное каратэ не может дать ученику достаточного уровня ощущения реального боя, что незамедлительно сказывается на умении постоять за себя в условиях улицы. Нередки случаи, когда ребенок вроде и обучен технике, но просто не может перешагнуть психологический барьер и реально стукнуть кого-то в лицо и весь конфликт сводится к пассивной защите, и пропуску больших серий ударов.

Можно в итоге сказать, что восточные боевые искусства очень разнообразны и сильно отличаются в практической эффективности. Поэтому родителям надо понять для себя, что они хотят от той или иной секции, научить ребенка защитить себя в уличной драке или просто дать ему возможность стать спокойней, увереннее и развитее физически. Они хотят, чтобы ребенок стал мастером или просто смог изучить несколько базовых стоек, ударов и блоков. И всегда надо принять во внимание особенности физического развития, возраста, пола и характера.

Выводы о том, как лучше научить ребёнка постоять за себя

Родителям стоит учесть, что для ребенка психологическое чувство уверенности, важнее чем мускулы, а уверенность должна быть в своих близких людях, в друзьях, в окружающих взрослых. Практика показывает, что те дети, у которых родители и опора, и поддержка, и всегда готовы придти на помощь - уже надежно защищены. Если родители готовы не осудить, а оказать поддержку, то сын или дочь чувствуют себя максимально уверенно и спокойно, чего в большинстве случаев достаточно для комфортного ощущения себя в коллективе.

Если же вы решили отправить малыша на секцию единоборств и научить его постоять за себя, то постарайтесь учесть наши краткие рекомендации, приведенные выше.

Реальная самооборона для подростков (14 – 15 лет)

Решение любой задачи начинается с правильной постановки вопроса и с определения способов её решения.

Это же относится и к проблеме детской защищённости в современном мире.

Недостаточно просто заниматься спортом или единоборствами, необходимо дать ребенку основу системы выживания, подготовить его психику к возможным трудностям в процессе роста и общения со сверстниками.

Проблема детской жестокости

(психология подростковой преступности)

«Слабого - продолжают бить… » - мы все это знаем, но не хотим с этим соглашаться, поэтому зачастую делаем вид, что не замечаем этого, что это не так

Плохо другое, когда в конце концов, мы принимаем решения (это касается в первую очередь родителей), что надо что-то делать - так дальше нельзя - то уже как правило бывают поздно, и детская психика уже сформировала свои защитные механизмы. Речь идет о психологии жертвы, которую ребенок уже примерил на себя, и согласился с ней. Безропотное принятие пинков, тычков,насмешек и разных гадостей. Все это, к сожалению не конечно, и со временем становится частью мировоззрения человека…

Особенности психики детей в экстремальной ситуации

Несоответствие «привычного» мира и реального

Так быть не должно…

Кто-то должен это решить за меня…

В этой ситуации достаточно не обманывать ребенка, а «дать» ему «правду жизни». И уже одно это позволит ребенку видеть опасность, анализировать её и принимать меры противодействия, а в некоторых случаях уходить от опасности и даже пресекать её.

Комплексная программа психологической

и боевой подготовки для подростков

Демонстрация силы и своего превосходства заложено в нас природой, и особенно ярко это проявляется в подростковой среде - в процессе становления личности.

Простые рассуждения о том, как надо себя вести, не дадут нужных результатов. В этом возрасте, основным способом обучения навыкам выживания является «метод моделирования» ситуации. Другими словами, создаются ситуации, схожие с критическими и внедряются в схему поведения.

Если все это проделывать в игровой форме и в соответствии с возрастными особенностями подростка, то необходимые навыки формируются достаточно быстро, и что самое главное - начинают работать!

Специальные методы самообороны (с учетом психофизиологии подростка)

Стереотипы нападения

Психологическая готовность к «контакту»

Психологическая атака - прессинг

Эмоциональный взрыв - повышение физических возможностей:

Непредсказуем - значит опасен!

Техника ближнего боя

(основной вид противоборства детей и подростков )

В этом возрасте ударная техника не является основным средством противоборства. Гораздо большее значение имеет демонстрация своего превосходства, силы и ловкости, а значит - «Кто на верху, тот и сильнее!»

Специальные приемы борьбы позволяющие опрокинуть соперника.

Техника жесткого выведения из равновесия.

Приемы психологической борьбы и воздействие на «зоны страха»

Фактор реальности (использование условий местности и одежды)

Техника освобождения от захватов

Умение падать и вставать (бытовая акробатика)

Как раздел самообороны, плюс снижение детского травматизма

________________________________________

Рукопашный бой подростки 11-13 лет.

Девчата (6 мин 8 сек):

Идет набор на базовый курс самообороны!

Открыты вечерние и воскресные группы для начинающих.

Базовая трехмесячная программа прикладной рассчитана на начинающих и подойдет всем, кто

  • не занимался ранее боевыми искусствами,
  • или занимался, но это было давно:)
  • или не слишком уверен в своей физической подготовке.

Если вы еще не определились, насколько глубоко вы готовы изучать самооборону, приходите на эту трехмесячную программу. А пока давайте заглянем, что происходит внутри и как проходят занятия.

Что там будет?

Проходя базовый курс, вы познакомитесь с ключевыми принципами самообороны, изучите основы движения и приложения усилий в бою.

Именно здесь вы сможете поставить удар, наработать ударную базу руками и коленями, физически и морально подготовиться к отражению нападения.

В процессе обучения вы разовьете психологическую устойчивость, необходимую для активной и успешной самообороны. Ведь не секрет, что во многом именно психологическое состояние, готовность бороться за свою жизнь определяет исход боя.

Принципы клуба «Белая Рысь»:
  • Небольшие группы: в группах любого уровня не больше 15 человек.
  • Женские группы: девушки тренируются в комфортных условиях по программе, разработанной с учетом особенностей психофизики женщин.
  • Контрольные занятия: в Клубе регулярно проходят контрольные занятия, на которых вы можете проверить свои навыки самообороны в условиях, приближенных к реальным.

Какой результат я получу?

Обратите внимание, что в этом курсе отсутствует разучивание заготовленных приемов. Они просто не работают в реальной жизни. Если вы хотите уметь раскидывать десятерых противников одним ударом - это не к нам. Основная задача начального курса - изучение ударной базы, основных принципов самообороны и психологическая подготовка. В результате прохождения курса обучающийся вырабатывает свою стратегию поведения в экстремальной ситуации, которой он будет пользоваться в дальнейшем.

А еще?

«Побочный эффект» от занятий самообороной - это укрепление здоровья: развитие силы и выносливости, улучшение осанки и тренировка сердечно-сосудистой системы. А еще хорошее настроение и радость активных занятий в дружеской обстановке!

Помимо физической подготовки к экстремальным ситуациям мы уделяем внимание . Этот модуль является дополнением базовой программы по самообороне. Занятия по психологии бесплатны для учениц клуба, посещающих тренировки.

В дополнение к базовой программе мы проводим занятия по (нож против ножа, безоружный против ножа). Умение защищаться от холодного оружия — очень полезный навык в большом городе!



Программа базового курса

  • Основные принципы самообороны
  • Постановка удара. Двойка, тройка руками
  • Понятие дистанций
  • Пассивная самооборона — безопасность на каждый день, умение предотвратить нападение
  • Эффективные перемещения
  • Постановка атакующих комбинаций
  • Защита от ударов руками
  • Простейшие схемы освобождения от захватов
  • Ударные части рук: кулак, ладонь, предплечье, локоть
  • Взрывная работа руками
  • Уязвимые части тела
  • Удары ногами
  • Категории опасности нападения
  • Самооборона на земле и в положении лежа
  • Самооборона в ограниченном пространстве
  • Алгоритм действий во время нападения
  • Юридические аспекты самообороны
  • Работа у стены, самостраховка

Как проходят тренировки?

Занятия базового курса прикладной женской самообороны ведутся в небольших группах. Если вы приходите в уже действующую группу, второй тренер поможет вам быстро освоиться с процессом тренировок.

Для занятий вам понадобятся боксерские перчатки, бинты и защита на ноги. Экипировку можно взять в аренду в Клубе и приобрести для личного использования. В целях снижения травматизма убедительно просим не приобретать экипировку без консультации с инструктором!

Наши группы:
Группа выходного дня 1: воскресенье 12.00 — 14.00
Группа вечер 1: понедельник, среда 19.00 — 20.30
Группа вечер 2: понедельник, среда 20.30 — 22.00


Утверждаю:

Заведующий МДОБУ

«Детский сад №18

комбинированного вида»

Н.В.Литвинова

Рабочая программа

по физическому развитию дошкольников

«Настольный теннис»
Выполнила: Жиганова Ольга Владимировна,

воспитатель МДОБУ

«Детский сад № 18

комбинированного вида».

Принята на Педагогическом совете

МДОБУ «Детский сад №18

комбинированного вида»

протокол № 4 от

г.Бузулук,

I.Пояснительная записка………………………………………………………3

1Актуальность…………………………………………………………............5

2.Новизна………………………………………………………………............7

3.Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 7 лет…………….8

4.Цель и задачи программы…………………………………………………10

5. Возраст детей и срок реализации программы…………………………...11

6.Принципы и подходы по реализации программы……………………….11

1.Формы организации образовательной области………………………….14

« Физическая культура»……………………………………………………..14

2. Материально – техническое условие ……………………………………14

3.Интеграция содержания образовательной области……………………...15

4. Перспективное планирование занятий по настольному теннису……...17

5. Структура НОД…………………………………………………………...18

III .Планируемый результат………………………………………………....19

IV. Система мониторинга достижения детьми планируемых

результатов освоения программы…………………………………………19

Список литературы…………………………………………………………...21

I.Пояснительная записка.

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для развития физических качеств. Дети дошкольного возраста с удовольствием занимаются физической культурой, и большой интерес вызывают у них спортивные игры.

Данная программа направленна на укрепление здоровья детей дошкольного возраста и развитие физических качеств (ловкость, быстрота движений, быстрота реакции, выносливости, координации движений).

В данной программе представлены игры и игровые упражнения с мячом и ракеткой и (без ракетки). Игры с мячом – воспитывают чувство мяча, координируют движения, служат первой ступенькой к дальнейшему изучению более сложных игр: это игры с прокатыванием теннисного мяча (на полу), передачей, подбрасыванием и ловлей мяча. Игры с ракеткой и мячом, дети действуют уже с двумя предметами. Игры с ракеткой, мячом у стола (через сетку)- дети учатся переправлять мяч через сетку.

Основой для разработки программы по физкультурно – оздоровительному направлению предстали:



  • Невская ракетка Морозова А.А Спб.: Детство- пресс, 2007
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,

  • Методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» (Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15)
    СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 года №666 (Постановление Правительства РФ)

Звонкие удары о стол беспокойного целлулоидного мяча не оставляют детей равнодушными – вызывают восторг и радость, увлеченность игрой, приобщают к прекрасному миру движений.

1Актуальность.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. Все без исключений понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать.

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов – медиков, 75 %всех болезней человека заложено в детские годы.

Научно – технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно. Привычку у ребенка быть здоровым и духовно и физически надо прививать с детства, чтоб у него в будущем формировался положительный образ здорового человека. Невольно возникает вопрос: «Почему же наши дети так часто болеют?». Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное, чтобы ребёнок не в чём не нуждался. А если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!» и т.д.

Видимо, поэтому наши ученые среди исследуемых ставят на первое место многое, но только не здоровье.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

Настольный теннис популярен во всем мире. В нашей стране им занимаются миллионы людей. Благодаря игре в настольный теннис укрепляется здоровье детей, развиваются физические качества: (ловкость, быстрота движения, быстрота реакции, развитие глазомера, координации движений). Все перечисленные качества необходимы детям в процессе дальнейшей жизни.

2 Новизна.

В детском саду проводится системная работа по физическому воспитанию детей, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные формы.

Используемые игры и игровые упражнения создают благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, укреплению мышечно – связочного аппарата. Действия с мячом и ракеткой способствуют развитию глазомера, согласованности направления, силы и выразительности движения рук, корпуса. В играх с мячом совершенствуется навыки большинства основных движений, так как дети упражняются не только в приеме отбивания и владения мячом, но также и в ходьбе, перемещениях, прыжках..

Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.

3.Возрастные индивидуальные особенности детей 5 – 7 лет

Возраст 5-7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы. По средним данным рост ребенка пяти лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела - 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см.

Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.

Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей.

Позвоночный столб ребенка пяти-семи лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа.

В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них - это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой

Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденности размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92 - 95 ударов в минуту.

Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%).

Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем - 1100-1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту - в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2- 7 раз, а при беге - еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки.

У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности»

В соответствии с вышеизложенным, разработана программа работы физкультурно-оздоровительного кружка «Настольный теннис».
4.Цель и задачи программы

Формирование у детей желания к НОД физическими упражнениями посредством настольного тенниса.

Задачи

Оздоровительные:


  • Укрепления здоровья.

  • Укрепление и развитие сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

  • Формирование осанки, костно – мышечного корсета.
Образовательные:

  • Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость).

  • Развитие координационных способностей – меткость, глазомер,

  • Развитие скоростных способностей;

  • Развитие психофизиологических процессов (восприятие, мышления. внимания, памяти.)

  • Развитие общей моторики.
Воспитательные:

  • Приобщение к выполнению физических упражнений.

  • Воспитание организованности, самостоятельности, активности.

  • Проявление волевых качеств (смелости, решительности).


5. Возраст детей и срок реализации программы .

Курс программы « Настольный теннис» рассчитан на 1 год при проведении НОД 1 в неделю (общий объем – 36 НОД в год).

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Формы контроля:

6. В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

  • принцип развивающего образования , целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • принципы гуманизации , дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

  • Дифференциацияииндивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.

  • Принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.

  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

  • При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.

  • Принцип оздоровительной направленности , обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

  • Принцип- развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

  • развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

1.Формы организации образовательной области «Физическая культура»

Основной формой организации деятельности является подгрупповая НОД. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на НОД используются различная работа с воспитанниками:

В процессе реализации программы используется и другая форма организации деятельности воспитанников:

  • Открытая НОД

2.Материально – технические (пространственные) условия организации физической культуры


  1. Физкультурный зал

  2. Спортивный зал

  3. Выставка иллюстраций «Виды спорта» в физкультурном зале.

  4. Мячи малого размера

  5. ракетки

  6. Теннисный стол

  7. Магнитофон, диски

  8. Лампа Чижевского

  9. CD и аудио материал
Наглядный материал

  1. Иллюстрации видов спорта;

  2. Игровые атрибуты;

  3. «Живые игрушки»

  4. Стихи, загадки;

  5. Ноутбук, мультимедийный проектор.
3.Интеграция содержания образовательной области

Примерные виды интеграции области «Физическое развитие»

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

«Здоровье»

Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.



«Безопасность»

Продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные мелкие предметы, засовывать их в уши, нос. Формировать правила безопасности на НОД.

«Социализация»

. Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения, о происшедших с ним изменениях (сейчас умеешь правильно и красиво двигаться)

«Познание»

Формировать представление о разнообразных видах спорта, о спортивном инвентаре. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи круглые, эти все красные и т.п.). Знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).

«Коммуникация»

Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос..

«Чтение художественной литературы»

Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек. Повторять наиболее интересные потешки, и небольшие стихотворения.

«Музыка»

Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (погремушка, бубен, барабан и т.д). Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку.

4. Перспективное планирование деятельности кружка

«Настольный теннис»


МЕСЯЦ

Задачи

Методы и приемы

Часы

практические



Сентябрь

1.Знакомство детей со спортивной игрой настольный теннис.

2.Знакомство с ракеткой и мячом.

3.Упражнения с мячом на равновесие и ловкость.


5.Игры и игровые упражнения с мячом.

,

БЕСЕДА



1час

Октябрь

1.Учить правильному выполнению движений с ракеткой (перекладывание, разучивание способов хватки ракетки)

2.Развивать мышечную силу рук.

3.Развивать умение работать с мелкими мячами.

4.Прокатывание теннисного мяча по столу рукой.




Ноябрь

1.Броски мяча и ловля его двумя руками.

2.Развивать выносливость, равновесие, глазомер.

3. Обучение правильной стойке у стола («стойка теннисиста»).

3.Укреплять дыхательную систему.

4.Развивать уверенность в себе.


Показ, объяснение, похвала,поощрение


2 часа

Декабрь

1.Удержание мяча на внешней и внутренней стороне ракетки в движении и на месте (с приседанием, стоя на одной ноге).
2.Развитие координации движений.

3. Развивать мышечную силу рук.

4.Обучение правильным шагам у стола.


Показ, объяснение, похвала,поощрение

2

часа
2 часа


Январь

1. Развитие быстроты реакции и быстроты движения.

2.Развивать выносливость, гибкость.

3.Развитие правильной осанки.

4. Подбрасывание мяча двумя руками и ловля одной.

5.Подбрасывание мяча одной рукой вверх и ловля мяча на ракетку.


Показ, объяснение, похвала,поощрение


3 часа

Февраль

1.Отбивание мяча через сетку внешней стороной ракетки после отскока его от стола, с помощью воспитателя.

2.Учить реагировать на визуальные контакты.

3.Совершенствовать точность движений.

4.Продолжать развивать быстроту реакции.

Показ, объяснение, похвала,поощрение


1

Март

1.Совершенствовать разученные упражнения с мячом и ракеткой.

2.Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу кистей рук.

3.Воспитывать любовь к физкультуре.

4.Развивать ориентировку в пространстве.

5.Обучение правилам игры в настольный теннис.


Показ, объяснение, похвала,поощрение



3

Апрель

1.Обучение технике толчком справа и слева.

2.Отработка ударов накатом.

3.Упражнять в сочетании данных элементов.

4.Продолжать развивать мышечную силу рук.

5.Закрепление правил игры в настольный теннис.


Показ, объяснение, похвала,поощрение



2
2

Май

1.Отработка ударов срезкой.

2.Поочередные удары правой и левой стороной ракеткой.

3.Совершенствование технических и тактических приёмов игры в настольный теннис.

4.Совершенствовать развитие выносливости, равновесия, быстроты реакции.


Показ, объяснение, похвала,поощрение


5.Структура НОД:


Части занятий

Длительность

темп

Вводная часть(разновидности ходьбы и бега)

5 минут

умеренный

Основная часть: ОРУ с мячом и ракеткой, игры и игровые упражнения с мячом и ракеткой.

15 - 20 минут

Выше – среднего, высокий

Заключительная часть (разновидности ходьбы, дыхательные упражнения.)

5 минут

Умеренно - медленный

III.Планируемый результат:

Целенаправленная работа по обучению игре в настольный теннис позволит достичь следующих результатов:


  • развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, ловкость, глазомер, быстроту реакции и движений, подвижность в суставах).

  • формирование умений согласованно выполнять движения с мячом и ракеткой.

  • Выработка четких координированных движений.

  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

  • Воспитывать чувство уверенности в себе.
IV.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Мониторинг достижений проводится в начале и конце учебного года (сентябрь, май) по следующим направлениям:


  • Ориентационная способность («Перенос мячей»);

  • Дифференцирование пространственных, силовых и временных параметров движения («Метание»);

  • Скоростные способности («Бег боком вокруг стола»);

  • Зрительно-моторная реакция («Ловля мяча»).Автор методик: А.А.Морозова. («Невская ракетка» , СПб.,»Детство-Пресс», 2006)

    Список литературы.


    1. Бардышева Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. 1998. №5

    2. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. М.: Владос,1999

    3. Журнал «Инструктор по физкультуре», №4 2009 год.

    4. Журнал «Обруч», №1 2005 год.

    5. Журнал «Обруч», №5 2007 год.

    6. Картушина М.Ю Логоритмические занятия в детском саду. М., 2004

    7. Лечебно профилактический танец «Фитнес - данс» . СПб.: Детство - Пресс, 2007

    8. Лисицкая Татьяна Газета «Спорт и школа» №13/2009

    9. Приложение к журналу «Дошкольная педагогика», январь, февраль / 2005

    10. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н. А. Ноткина. СПб.: Детство - Пресс, 2005

    11. ПогадаевГ.И., “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.

    12. РуноваМ.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду»,
      издательство МОЗАИКА - Синтез, Москва 2000 г.

    13. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №7 2009

Утверждаю:

Заведующий МДОБУ

«Детский сад №18

комбинированного вида»

Рабочая программа

по физическому развитию дошкольников

«Настольный теннис»

Выполнила: ,

воспитатель МДОБУ

«Детский сад № 18

комбинированного вида».

Принята на Педагогическом совете

МДОБУ «Детский сад №18

комбинированного вида»

г. Бузулук,

I. Пояснительная записка………………………………………………………3

1Актуальность…………………………………………………………............5

2.Новизна………………………………………………………………............7

3.Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 7 лет…………….8

4.Цель и задачи программы…………………………………………………10

5. Возраст детей и срок реализации программы…………………………...11

6.Принципы и подходы по реализации программы……………………….11

1.Формы организации образовательной области………………………….14

« Физическая культура»……………………………………………………..14

2. Материально – техническое условие ……………………………………14

3.Интеграция содержания образовательной области……………………...15

5. Структура НОД…………………………………………………………...18

III. Планируемый результат………………………………………………....19

IV. Система мониторинга достижения детьми планируемых

результатов освоения программы…………………………………………19

Список литературы…………………………………………………………...21

I .Пояснительная записка.

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для развития физических качеств. Дети дошкольного возраста с удовольствием занимаются физической культурой, и большой интерес вызывают у них спортивные игры.

Данная программа направленна на укрепление здоровья детей дошкольного возраста и развитие физических качеств (ловкость, быстрота движений, быстрота реакции, выносливости, координации движений).

В данной программе представлены игры и игровые упражнения с мячом и ракеткой и (без ракетки). Игры с мячом – воспитывают чувство мяча, координируют движения, служат первой ступенькой к дальнейшему изучению более сложных игр: это игры с прокатыванием теннисного мяча (на полу), передачей, подбрасыванием и ловлей мяча. Игры с ракеткой и мячом, дети действуют уже с двумя предметами. Игры с ракеткой, мячом у стола (через сетку)- дети учатся переправлять мяч через сетку.

Основой для разработки программы по физкультурно – оздоровительному направлению предстали:

Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / , . СПб.: Детство - Пресс, 2005

Невская ракетка Морозова А. А Спб.: Детство - пресс, 2007

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 01.01.01 г. N 655,

- Методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» (Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15)
СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 01.01.01 года № 000 (Постановление Правительства РФ)

Звонкие удары о стол беспокойного целлулоидного мяча не оставляют детей равнодушными – вызывают восторг и радость, увлеченность игрой, приобщают к прекрасному миру движений.

1Актуальность.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. Все без исключений понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать.

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов – медиков, 75 %всех болезней человека заложено в детские годы.

Научно – технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно. Привычку у ребенка быть здоровым и духовно и физически надо прививать с детства, чтоб у него в будущем формировался положительный образ здорового человека. Невольно возникает вопрос: «Почему же наши дети так часто болеют?». Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное, чтобы ребёнок не в чём не нуждался. А если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!» и т. д.

Видимо, поэтому наши ученые среди исследуемых ставят на первое место многое, но только не здоровье.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

Настольный теннис популярен во всем мире. В нашей стране им занимаются миллионы людей. Благодаря игре в настольный теннис укрепляется здоровье детей, развиваются физические качества: (ловкость, быстрота движения, быстрота реакции, развитие глазомера, координации движений). Все перечисленные качества необходимы детям в процессе дальнейшей жизни.

2 Новизна.

В детском саду проводится системная работа по физическому воспитанию детей, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные формы.

Используемые игры и игровые упражнения создают благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, укреплению мышечно – связочного аппарата. Действия с мячом и ракеткой способствуют развитию глазомера, согласованности направления, силы и выразительности движения рук, корпуса. В играх с мячом совершенствуется навыки большинства основных движений, так как дети упражняются не только в приеме отбивания и владения мячом, но также и в ходьбе, перемещениях, прыжках..

Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.

3.Возрастные индивидуальные особенности детей 5 – 7 лет

Возраст 5-7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы. По средним данным рост ребенка пяти лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела - 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см.

Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.

Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей.

Позвоночный столб ребенка пяти-семи лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа.

В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них - это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой

Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденности размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92 - 95 ударов в минуту.

Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%).

Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем - 1100-1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту - в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2- 7 раз, а при беге - еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки.

У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности»

В соответствии с вышеизложенным, разработана программа работы физкультурно-оздоровительного кружка «Настольный теннис».

4.Цель и задачи программы

Формирование у детей желания к НОД физическими упражнениями посредством настольного тенниса.

Задачи

Оздоровительные:

Ø Укрепления здоровья.

Ø Укрепление и развитие сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

Ø Формирование осанки, костно – мышечного корсета.

Образовательные:

Ø Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость).

Ø Развитие координационных способностей – меткость, глазомер,

Ø Развитие скоростных способностей;

Ø Развитие психофизиологических процессов (восприятие, мышления. внимания, памяти.)

Ø Развитие общей моторики.

Воспитательные:

Ø Приобщение к выполнению физических упражнений.

Ø Воспитание организованности, самостоятельности, активности.

Ø Проявление волевых качеств (смелости, решительности).

5. Возраст детей и срок реализации программы .

Курс программы « Настольный теннис» рассчитан на 1 год при проведении НОД 1 в неделю (общий объем – 36 НОД в год).

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Формы контроля:

· открытые занятия для родителей;

· обсуждение совместно с родителями;

· участие в праздничных мероприятиях сада

6. В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

· принцип развивающего образования , целью которого является развитие ребенка . Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

· сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

· соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

· единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

· принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы , художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

Признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

Признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

Уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

· Дифференциацияииндивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.

· Принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.

· Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

· При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.

· Принцип оздоровительной направленности , обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

· Принцип - развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).

II . Содержание реализации программы.

· сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

·развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

·развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

1.Формы организации образовательной области «Физическая культура»

Основной формой организации деятельности является подгрупповая НОД. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на НОД используются различная работа с воспитанниками:

· Тематическая

· Индивидуальная

· Круговая тренировка

· Подвижные игры

· Интегрированная деятельность

· Сюрпризные моменты

В процессе реализации программы используется и другая форма организации деятельности воспитанников:

· Открытая НОД

2.Материально – технические (пространственные) условия организации физической культуры

1. Физкультурный зал

2. Спортивный зал

3. Выставка иллюстраций «Виды спорта» в физкультурном зале.

4. Мячи малого размера

5. ракетки

6. Теннисный стол

7. Магнитофон, диски

8. Лампа Чижевского

9. CD и аудио материал

Наглядный материал

1. Иллюстрации видов спорта;

2. Игровые атрибуты;

3. «Живые игрушки»

4. Стихи, загадки;

5. Ноутбук, мультимедийный проектор.

3.Интеграция содержания образовательной области

Примерные виды интеграции области «Физическое развитие»

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

«Здоровье»

Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

«Безопасность»

Продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные мелкие предметы, засовывать их в уши, нос. Формировать правила безопасности на НОД.

«Социализация»

Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения, о происшедших с ним изменениях (сейчас умеешь правильно и красиво двигаться)

«Познание»

Формировать представление о разнообразных видах спорта, о спортивном инвентаре . Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи круглые, эти все красные и т. п.). Знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).

«Коммуникация»

Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос..

«Чтение художественной литературы»

Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек. Повторять наиболее интересные потешки, и небольшие стихотворения.

«Музыка»

Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (погремушка, бубен, барабан и т. д). Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку.

4. Перспективное планирование деятельности кружка

«Настольный теннис»

Методы и приемы

практические

Сентябрь

1.Знакомство детей со спортивной игрой настольный теннис.

2.Знакомство с ракеткой и мячом.

3.Упражнения с мячом на равновесие и ловкость.

5.Игры и игровые упражнения с мячом.

1.Учить правильному выполнению движений с ракеткой (перекладывание, разучивание способов хватки ракетки)

2.Развивать мышечную силу рук.

3.Развивать умение работать с мелкими мячами.

4.Прокатывание теннисного мяча по столу рукой.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

1.Броски мяча и ловля его двумя руками.

2.Развивать выносливость, равновесие, глазомер.

3. Обучение правильной стойке у стола («стойка теннисиста»).

3.Укреплять дыхательную систему.

4.Развивать уверенность в себе.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

1.Удержание мяча на внешней и внутренней стороне ракетки в движении и на месте (с приседанием, стоя на одной ноге).

2.Развитие координации движений.

3. Развивать мышечную силу рук.

4.Обучение правильным шагам у стола.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

1. Развитие быстроты реакции и быстроты движения.

2.Развивать выносливость, гибкость.

3.Развитие правильной осанки.

4. Подбрасывание мяча двумя руками и ловля одной.

5.Подбрасывание мяча одной рукой вверх и ловля мяча на ракетку.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

1.Отбивание мяча через сетку внешней стороной ракетки после отскока его от стола, с помощью воспитателя.

2.Учить реагировать на визуальные контакты.

3.Совершенствовать точность движений.

4.Продолжать развивать быстроту реакции.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

1.Совершенствовать разученные упражнения с мячом и ракеткой.

2.Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу кистей рук.

3.Воспитывать любовь к физкультуре.

4.Развивать ориентировку в пространстве.

5.Обучение правилам игры в настольный теннис.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

1.Обучение технике толчком справа и слева.

2.Отработка ударов накатом.

3.Упражнять в сочетании данных элементов.

4.Продолжать развивать мышечную силу рук.

5.Закрепление правил игры в настольный теннис.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

1.Отработка ударов срезкой.

2.Поочередные удары правой и левой стороной ракеткой.

3.Совершенствование технических и тактических приёмов игры в настольный теннис.

4.Совершенствовать развитие выносливости, равновесия, быстроты реакции.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

5.Структура НОД:

Части занятий

Длительность

Вводная часть(разновидности ходьбы и бега)

умеренный

Основная часть: ОРУ с мячом и ракеткой, игры и игровые упражнения с мячом и ракеткой.

Выше – среднего, высокий

Заключительная часть (разновидности ходьбы, дыхательные упражнения.)

Умеренно - медленный

III .Планируемый результат:

Целенаправленная работа по обучению игре в настольный теннис позволит достичь следующих результатов:

Ø развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, ловкость, глазомер, быстроту реакции и движений, подвижность в суставах).

Ø формирование умений согласованно выполнять движения с мячом и ракеткой.

Ø Выработка четких координированных движений.

Ø Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

Ø Воспитывать чувство уверенности в себе.

IV .Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Мониторинг достижений проводится в начале и конце учебного года (сентябрь, май) по следующим направлениям:

· Ориентационная способность («Перенос мячей»);

· Дифференцирование пространственных, силовых и временных параметров движения («Метание»);

· Скоростные способности («Бег боком вокруг стола»);

· Зрительно-моторная реакция («Ловля мяча»).Автор методик: . («Невская ракетка» , СПб.,»Детство-Пресс», 2006)

Список литературы.

1. Бардышева Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. 1998. №5

2. Глазырина культура дошкольникам. М.: Владос,1999

3. Журнал «Инструктор по физкультуре», №4 2009 год.

4. Журнал «Обруч», №1 2005 год.

5. Журнал «Обруч», №5 2007 год.

6. Картушина М. Ю Логоритмические занятия в детском саду. М., 2004

7. Лечебно профилактический танец «Фитнес - данс» . СПб.: Детство - Пресс, 2007

8. «Спорт и школа» №13/2009

9. Приложение к журналу «Дошкольная педагогика», январь, февраль / 2005

10. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / , . СПб.: Детство - Пресс, 2005

11. ПогадаевГ. И., “ Настольная книга учителя физической культуры” - М.: Физкультура и спорт, с.

12. РуноваМ. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду»,
издательство МОЗАИКА - Синтез, Москва 2000 г.

13. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №7 2009



  • Разделы сайта