Духовное знание и раджа йога. Раджа йога: эволюция через служение. Улучшаются творческие способности

Большинство людей думают, что целью Раджа-йоги является исключительно достижение Самадхи, то есть освобождения души от негативности, от того, что причиняет боль и страдание. Конечно же, избавление от всего этого - одна из целей Раджа-йоги, но существуют и другие цели, не менее важные: например, достижение в повседневной жизни состояния глубокого покоя и блаженства .

Каждый человек хочет не просто жить, но жить спокойно. И эта цель может быть реализована с помощью медитации.

В жизни каждого человека бывают взлеты и падения, успехи и неудачи. Сохранить ментальное спокойствие и самообладание во всех ситуациях - к этому, безусловно, стремится каждый.

В Индии символ цветка лотоса отражает стиль жизни и ментальное состояние раджа-йога. Лотос растет в грязном пруду, в болоте, и тем менее, всегда остается не запятнанным грязью. Такое замечательное качество дало ему в Индии своего рода статус национального цветка. Точно так же и раджа-йоги живут среди людей, в той же социальной среде, но ее негативные проявления их не затрагивают. Они способны сохранять ясность ума в любых ситуациях.

Другим символом, представляющим стиль жизни йога, является черепаха . Она тоже обладает одним замечательным качеством: во время движения по земле или в воде она пользуется своими конечностями, но может их втянуть под панцирь. Считается, что благодаря способности расслабляться, черепаха живет очень долго. То же самое относится к раджа-йогам. Они исправно и точно выполняют свои профессиональные, общественные и домашние обязанности, а затем ментально возвращаются обратно к себе, под панцирь. На некоторое время приостанавливается всякая физическая деятельность, наступает ментальная релаксация, полное отстранение от физического мира. Йог успокаивает ум, и это глубокое расслабление приносит ему большую пользу.

Часто упоминается еще один символ - лебедь . В мифах сказано, что лебеди не едят червей, а питаются только жемчугом. Конечно, не следует понимать это буквально. Смысл сравнения состоит в том, что раджа-йоги не воспринимают негативные стороны жизни людей; наоборот, они пробуждают в каждом человеке добрые чувства и при этом не обращают внимание на слабости и недостатки тех, с кем вступают в контакт, стараясь видеть в них только добродетельные качества.

Существуют и другие принципы жизни по Раджа-йоге, другие представления об ее целях и намерениях. Однако самая главная и неотложная задача состоит в том, чтобы достигнуть совершенной чистоты и покоя. Раджа-йоги стремятся к полной внутренней трансформации. Они прилагают усилия, чтобы очистить свои привычки, приобрести божественные добродетели, без которых невозможно получить Освобождение и Совершенство. Безусловно, раджа-йоги хотят стать ангелами на Земле, но они знают также: чтобы избавиться от грехов, необходимо заменить свои плохие привычки на святые качества, оставить земные привязанности и отдать свою любовь и смирение на службу человечеству.

Итак, для достижения конечной цели Раджа-йоги - состояния Божественного Блаженства, то есть вечного счастья, совершенства и освобождения от всего негативного, - необходимы: стабилизация в духовном сознании, самопросвещение, усвоение духовной мудрости и соблюдение принципов чистоты. А для этого, йог должен практиковать медитацию и твердо соблюдать соответствующие принципы в повседневной жизни.

Практика медитации в Раджа-йоге проста и общедоступна. Для начала можно сесть в любую позу; главное, чтобы она не доставляла каких-либо неудобств и физического напряжения и не отвлекала внимания; то есть чтобы в этой позе йог чувствовал себя удобно и вместе с тем бодро. Спина должна быть выпрямлена, насколько это возможно.

Медитация - ментальный процесс, в котором тело не участвует. Более того, медитирующий должен полностью забыть о своем теле. Он размышляет о своем истинном "я" - Сознательной сущности, которая думает, оценивает, решает, чувствует, помнит, совершает действия посредством мозга и тела. Мозг - это пульт управления, распределительный щит с обратной связью, а тело - это робот, выполняющий приказы. Внутреннее существо, которое управляет ими, - тот, кто имеет свои цели, желания, эмоции. Именно эту сущность и называют "я". Это не физическая самость, когда по отношению к телу говорят "мой", "мое". "Я" не есть тело, но "я" - душа, находящаяся в теле, как водитель, сидящий за рулем автомобиля. Водитель решает куда ехать, как ехать и с какой скоростью. Он обладает побуждающей силой, тогда как автомобиль имеет только механическую возможность реализовать ее.

Есть много исследований в области медицины, психиатрии и философии по вопросу о реинкарнации. Один из исследователей - Ян Стивенсон - описал более ста случаев реинкарнации. В Индии тоже собраны, записаны на видео такого рода истории. Некоторые медики провели исследования пациентов, находившихся на грани смерти, и описали их переживания состояния вне тела. Другие опыты были проведены с людьми, погруженными в гипнотический сон. Рассказы их были тщательно исследованы и признаны корректными. Все эти факты дают основание верить в существование души. Еще один фактор - собственные ощущения.

Таким образом, первый шаг в практике медитации - это утвердиться в мысли: "Я ЕСТЬ ДУША. СОЗНАТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ". Ну а что же есть душа?

Душа - это точка нематериального света. Мы не можем ее увидеть с помощью нашего физического зрения, потому что душа не материальна. Ее можно увидеть "третьим глазом", то есть глазом ума. Когда наш ум становится чистым и пробуждаются наши скрытые возможности, мы обретаем это зрение. Таким образом, следующая мысль в практике медитации: "Я ЕСТЬ ТОЧКА СВЕТА".

Кроме того, многие нейробиологи тоже утверждают, что есть основание считать, что разум и душа не тождественны мозг у . Один из них - Нобелевский лауреат сэр Джон Эклс. Некоторые физики, такие как Шредингер, Юджин Бинер, тоже считают Сознание отдельной реальностью.

Из собственного опыта, из опыта других мы также знаем, что каждое живое существо стремится к спокойной жизни, ждет любви и хорошего поведения от других, то есть соблюдения некоторых принципов правильного поведения и хорошего характера. Даже если кто-то слишком возбужден и даже находится в ярости, он все равно внутренне старается избавиться от этого состояния и снова обрести покой. Это доказывает, что истинная природа души - мирная и спокойная. Поэтому следующая мысль в практике медитации: "В МОЕЙ ИСТИННОЙ ПРИРОДЕ Я СПОКОЕН, ЧИСТ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН".

Из повседневных наблюдений мы знаем, что души не в одинаковой степени чисты и спокойны. Некоторые нравственно возвышенны, другие тоже, но в меньшей степени. Некоторые - спокойны, а другие настолько спокойны, что даже в самой напряженной ситуации не теряют этого состояния и передают его другим.

Поэтому среди душ есть великие души и одна самая Великая и Совершенная - Бог .Он тоже является точкой света, но Он совершенен, полон покоя, знания и любви. Мы можем увидеть Его с помощью "третьего глаза", можем познать и ощутить Его. Точно так же, как Ньютона называют отцом науки, мэра - отцом города, освободителя страны - отцом нации, так мы называем Его Отцом, потому что Он - основоположник чистоты и покоя в мире, а себя мы считаем Его детьми.

"Как мы о себе думаем - такими мы и становимся" - один из основных постулатов психологии. На собственном опыте мы знаем, что когда мы думаем о достоинствах человека, то испытываем умиротворение и хорошие качества проявляются в нашем уме. Когда думаем о его негативных свойствах, то испытываем совершенно противоположные чувства. Поэтому, осознавая Бога, Всевышнюю Душу, и Его высокие качества, мы автоматически проявляем Его божественные добродетели в себе. Такая практика называется практикой "осознания души", или "суперсознания". Она позволяет отстраниться от тела, подняться на более высокий уровень сознания, испытать покой и блаженство.

Итак, мысли для практики медитации Раджа-йоги можно свести к следующему: "Я - душа, я - точка света: моя истинная природа - чистота и покой; я - ребенок Бога, мой любимый Отец совершенен, полон покоя, любви и блаженства". Когда мы размышляем над этим и в нашем уме нет никаких других мыслей, мы погружаемся в глубокое переживание. Именно это влечет за собой внутреннее преображение, вносит изменения в поведение, улучшает здоровье, повышает работоспособность, наполняет жизненными силами и так далее.

Такую медитацию можно проводить в течение короткого времени или тридцати минут, или одного часа. А можно периодически в течение всего дня во время работы. Чтобы достигнуть совершенства в этой практике, нужно следовать принципу ненасилия, иметь удовлетворенность и терпение.

Б. К. Чакрадхари,
Генеральный Директор филиалов Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета в России и других странах СНГ и Балтии,
Директор Музея Духовного Знания и Раджа йоги, Дели,
Национальный Координатор женского крыла Фонда преподавания и исследования Раджа йоги (Индия)


Введение | История Университета | БК и ООН
Вопросы и ответы | Как учиться | Литература | Публикации
Адреса | События | Программы в ближайшее время

Раджа-йога базируется на трудах великого йогина Патанджали «Йога-сутры». Раджа-йога переводится как «царица среди йог», «царская йога». Практикующий обретает контроль над своими мыслями, а также над своей животной и божественной натурой.

Раджа-йога практикуется для освобождения своего негативного мышления при помощи позитивных идей.

Раджа-йога говорит, что в жизни человека есть страдания. Она рассказывает откуда они возникают, как преодолеть их и какие способы существуют. Строгое выполнение всех предписаний ведёт к освобождению от всех мирских страданий и к неиссякаемому внутреннему покою и счастью.

Методы

Путь Раджа-йоги базируется на работе со своим внутренним «Я». Практикуя её, человек начинает осознавать то, что для него казалось невозможным осознать и понять. Она не отрицает каких-либо фактов лишь на том основании, что они сложны в объяснении. Она показывает, что присутствие “некой сущности над облаками”, не может быть объяснением силы и веры в чудеса.

Учение Раджа-йоги гласит, что человек обладает всем необходимым для полного удовлетворения своей бесконечной жажды, что он всего лишь капелька воды в бесконечном океане знания и блаженства . Этот океан находится внутри человеческого сознания, осталось только добраться до него. Также она рассказывает, что в мире присутствуют грубые и тонкие проявления. Тонкие проявления – причина грубых, они не улавливаются нашими пятью органами чувств. Грубые же – результат, который мы ощущаем. Раджа-йога совершенствует и расширяет человеческое восприятие.

Для успеха на этом пути, практик должен принять наставничество опытного учителя, так как он сможет определить конкретный эффективный метод для него индивидуально. В Раджа-йоге каждый случай – уникален, то что подходит одному человеку, может не подойти другому.

Раджа-йога даёт человеку соответствующие практики, в зависимости от его уровня развития. Для утвержденных практикующих – это медитация на своё Высшее Я. Для утверждающихся – разные способы усмирения эго (крийя, аскеза, священные писания и предание себя Богу). Для только начинающих предусмотрена восьмиступенчатая садхана.

Восемь ступеней

Раджа-йога включает в себя 8 ступеней (): , пратьяхару, дхарану, дхъяну и самадхи.

Яма

Это свод моральных правил, которые помогают человеку уберечься от негативных проявлений ума, результат которых всегда один – страдания и несчастья. Яма состоит из 5 принципов:

  1. (не причинение вреда себе и всему живому).
  2. Сатья (честность, правдивость).
  3. Астея (не воровство и не присваивание себе чужого).
  4. Апариграха (ограничение себя в материальных объектах, не приобретать то, что не нужно).
  5. (видение Бога во всём).

Нияма

Практика Ниямы способствует развитию самых светлых добродетелей человеческой души. Она также состоит из пяти принципов:

  1. Шаоча (чистота на уровне тела ума и духа).
  2. Сантоша (удовлетворенность имеющимся) .
  3. Тапах (дисциплина и намеренная аскеза, служение миру).
  4. Свадхьяя (изучение духовной литературы).
  5. Ишвара Пранидхана (опора на Бога и служение ему).

Асана

Третья ступень – это асаны. Это физические упражнения, которые делают тело здоровым и объединяют его с разумом, делая его спокойным. В переводе асана означает «удобная позиция».

Пранаяма

Четвертая ступень Раджа-йоги – это дыхательные упражнения, цель которых получить контроль над своей внутренней энергией (праной).

Пратьяхара

Пятая ступень. Суть этой ступени в отвлечении своих органов чувств от внешнего мира. Практикуя эту ступень, человек приобретает душевную силу и волю при помощи сосредоточенности, которые помогают достичь контроль над эмоциями.

Дхарана

Шестая ступень йоги. Ее основа – умение максимально сконцентрироваться на идее.

Дхьяна

В седьмой ступени, практик сливается с объектом своей концентрации, т. е с Богом. Это высшая форма медитации. Тот, кто овладел способностью ни о чем не думать, переходит на Дхьяну.

Самадхи

И наконец, последняя фаза – это Самадхи. Она является конечным результатом. Самадхи – это просветление, абсолютное освобождение, полная потеря своей индивидуальности. Человек осознает своё настоящее «Я» и начинает истинно служить этому миру.

Раджа и Хатха

В Раджа-йоге упор именно на сознание. Практикуя, человек становится физически здоровым, психически сильным и духовно возвышенным.

В смысл – преодолеть своё ограниченное тело, сделать его совершенным и тем самым достичь просветления. В Раджа-йоге цель – превзойти ограниченный ум, полный иллюзий. Их объединяет один принцип – преодоление. Но преимущество Раджа-йоги в том, что она помогает человеку познать фундаментальную философию себя и всего мира. Но тут важную роль играет то, что человек ищет.

Цель

Нужно понять, что цель Раджа-йоги не в контроле своих мыслей, это лишь важный дополнительный инструмент для самореализации. Главная цель – в освобождении от иллюзий, разрушении ограничений внутри ума и слияние с бесконечностью.

Путь Раджа-йоги – интровертный, т. е. перенаправление своего внимания снаружи внутрь в себя для познания своей настоящей природы. Опытные учителя и наставники рассказывают и доказывают о существовании Высшего Сознания (Бога), рассказывают о просветленных людях, которые смогли достичь освобождения и стали бесконечными.

Также Раджа-йога показывает нам на практике, что грубые проявления нашей натуры искривляют и мешают полному обширному восприятия мира. Практикующий может достичь четырёх состояний сознания: глубокий сон, сон со сновидениями, состояние бодрствования и турийю (просветление).

Основным вызовом для человека, начавшего практиковать Раджа-йогу – это приобретение навыка «ни о чем не думать» и преодоление своего негативного мышления, все это стадия борьбы. Только после овладения этим умением, в абсолютном штиле внутри разума, практикующий может осознать свою истинную природу, которая, на самом деле, является любовью.

Йо́га (дев. योग) - (по определению из википедии) - это понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

Перед тем, как изучать статью, вы можете прослушать наш вебинар о древних видах йоги:

Если есть возможность посмотреть - посмотрите:)
Эти 50 минут помогут вам понять, почему в древности возникло столько разных видов йоги и что они значат.
Если нет возможности смотреть - добро пожаловать к чтению ниже.

Что такое "Йога"?

В систематизированном трактате “йога - сутры”, написанном мудрецом Патанджали около 2.500 лет назад, йога определется как "Читта Вритти Ниродхи".
Индийский философ Вивекананда в конце XIX века перевёл это определение как

Йога есть удержание материи мысли (Читта) от облечения в различные образы (Вритти).

Наши современники Островская и Рудой переводят это определение как

"Йога - выключение активных программ сознания".

Откуда появилось название - йога?

Слово «Йога» произошло от санскритского «йодж» или «йудж». За свою 9000-летнюю историю это слово обросло множеством значений: упряжка, упражнение, обуздание, преданность, напряжение, сопряжение, сложение, соединение, единение, связь, гармония, союз, служение, сочетание и т.д. Но суть наиболее полно отражают следующие значения: единение, гармония, союз . Можно сказать, что йога - это путь к гармонии.

Чисто технически йога - это методика медитации. Именно поэтому в йога-сутрах и говорится, что йога - это ЧВН ("Прекращение мыслительной активности").
Но каким образом прийти к этому ЧВН? Этих способов было много. И постоянно появлялись всё новые и новые. Древние практики изобретали их регулярно. И потому путей к этому состоянию как и способностей каждого оказалось очень много. Может поэтому образовалось так много течений и разновидностей, которые для каких-то конкретных практиков могли привести к состоянию "молчание ума", но для большинства - они могли и не быть методами достижения этой этой цели. И, зачастую, приносили совершенно противоположный эффект.

Но так или иначе Йога - есть непременный компонент всех духовных традиций Индии. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и асанами - физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги.

Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.

Для лучшего понимания мы разбили условно древнюю йогу на два вида: дотантрическая йога и тантрическая йога:
Дотантрическая йога была относительно проста, в основном ею занимались аскеты и применяли ряд немногочисленных техник (без всяких примесей).

Когда же начало развиваться такое направление индийской культура как Тантра, она начала вбирать в себя всевозможные техники из различных культур в том числе и из йоги.

Дотантрическая йога

До возникновения Тантры йогу можно было (условно) разделить на два вида:

  • медитативная
    Куда включались психологические (философские) практики - без физического аспекта (т.е. без работы с телом). Одно из направлений - аскетизм.
  • включающая физическую проработку тела
    (этот вид впоследствии трансформировалась в Хатха-йогу)

Древние писания «Бхагавад-гита» описывают четыре формы йоги, в которых рассматриваемый вид йоги считается наивысшим:

  • карма йога,
  • бхакти йога,
  • джняна йога и
  • раджа йога.

В «йогататтве» (древний текст на санскрите, описывающий практику йоги и препятствия, возникающие на пути к ней) впервые перечислены четыре основные разновидности йоги:

  • лайя-йога
  • раджа-йога
  • хатха-йога, к которой отнесены первые две ступени классической раджа-йоги (асана и пранаяма)

Эта классификация сохранилась до наших дней.

Рассмотрим первую группу практик йоги: МЕДИТАТИВНУЮ

Мантра йога

(упоминанается в Упанишадах)

Мантра – «истинное слово», «заклинание», собирательное название вербальных формул либо изречений, над которыми следует размышлять.
Таким образом, мантра-йога – систематическое использование звуковой вибрации для провоцирования психофизиологических изменений.
Мантра-йогу можно сравнить с молитвой христиан.

Слово мантра произошло от корня «манн » – мнить, полагать + орудийный суффикс – «тра », т е «орудие осуществления психического акта »

Мантра – необыденный текст, произнесение которого, а нередко и регулярное произнесение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные

В ведической культуре и раннем брахманизме мантрами назывались поэтической части Вед и отрывки из них; использование было в основном ритуальным так, важнейшая из ведических мантра (т наз гаятри ) ежедневно воспеваемая праведными индуистами на заре, содержит самопризыв к преуспеянию посредством благой силы солнца. Эта мантра состоит из трех восьмисложных стихотворных строк.

В позднейшем индуизме, особенно в тантрах, появилось великое множество мантр разной длины, цели, устройства и пр. Очень часто мантры, в целом понимаемые как санскритские тексты, содержат в разной мере отклонения от обычного общепонятного языка; в пределе это приводит к мантрам как последовательности звуков, не имеющих смысла.

Существует два главных класса мантр:

  • Первый класс включает в себя мантру, требующие передачи-посвящения от лица, осуществившего в своей практике силу мантры и испытавшего ее результаты. Без этого твержение мантры бесполезно
  • Второй, как считается, производит результаты вне зависимости от такой передачи. В этом случае важно тщательно воспроизводить звучание. Важнейшая краткая индуистская мантра – ОМ

Так или иначе путем постоянного повторения мантр, происходит торможение сознания, а значит и измененное состояние, которое может приводить к ЧВН.

Лайя - йога

(Растворение сознания)

Сущность учения Лайя-йоги заключается в поддержании особого состояния круглосуточного бдительного присутствия (осознанности). Лайя-йога – это путь вне метода, вне концепций и усилий, путь спонтанного самоузнавания. В этом случае человек перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего. Он начинает действовать не в результате команд своего эго, а становится проводником Высших Божественных сил.

Термин "Лайя" на санскрите буквально переводится как "ритм " - "растворение ", т. е. возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом).

Таким образом, Лайя – растворение "я" – является универсальным состоянием и вершиной любой садханы (практики), независимо от духовной школы, в которой она практикуется. Состояние лайи и путь лайи – имманентно присущи любому духовному пути и являются его тайной сердцевиной. Сущность учения Лайя-йоги заключается в создании и постоянном поддержании состояния осознанности, бдительного присутствия. Йогин, практикующий эту методику, идёт по пути спонтанного самоузнавания, он перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего.

Принципиальным отличием Лайя-йоги от других практик является достижение состояния самадхи не за счёт метода, а благодаря естественному созерцанию без применения усилий.

Ка́рма-йо́га

(упоминается в Бхагаватгите)

(санскр. कर्म योग «йога деятельности») также известна как бу́ддхи-йога - один из четырёх основных видов йоги в том числе и в философии индуизма.

Карма-йога основана на учении «Бхагавадгиты» - священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения). В «Бхагавадгите» содержится сжатое описания процесса карма-йоги. «Бхагавадгита» представляет собой отрывок из другого литературного произведения - «Махабхараты». Это беседа между принцем Арджуной и воплощение Бога - Кришной, который играет роль колесничего, управляя боевой колесницей Арджуны. Беседа происходит на поле боя, незадолго до начала кровопролитной Битвы на Курукшетре между армиями двух враждующих династий - Пандавов и Кауравов.

Карма-йога описывается как путь действия, мышления и желания в согласии с долгом (дхармой) каждого человека без принятия во внимание личных эгоистических желаний и вкусов, как действие без какой-либо привязанности к результатам своих действий, к плодам своего труда. В «Бхагавадгите», несмотря на то, что из чувства сострадания к своим родственникам и друзьям, находившимся в рядах противника, Арджуна не хотел сражаться, он принял участие в битве ради исполнения своего долга воина и выполнения божественного плана Кришны. Кришна затем объясняет, что Арджуна должен посвятить плоды своих (как плохих, так и хороших) действий Ему, Всевышнему.

Простыми словами карма-йогу можно описать как выполнение своих обязанностей (стремление к безупречности) не ожидая результата и плодов . Действие ради действия.

Джня́на-йо́га

Джнана-йога или гья́на-йо́га (санскр. ज्ञान योग, jñānayoga IAST «путь знания») - один из видов йоги и философии индуизма.

Пример практики джняна-йоги: находить внутренние противоречия в своем мышлении.

Джняна-йога («йога знания») - один из четырех основных видов йоги в философии индуизма. Вид йоги, который ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру. (перепрограмирование) Это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной. Джняна-йога начинается с воспитания ума. Человек, желающий познать истину, должен очистить свой ум от всего, что он прежде считал своим. От любых стереотипов, привычных суждений, истин, услышанных от других, пусть даже святых людей, всех представлений о боге, мироздании и подобных вещах. Всё, что ты просто услышал, прочитал, впитал с детства от родителей, всё нужно оставить как бесполезное.

Теперь нельзя ничему верить просто так, нужно убедиться на собственном опыте, прочувствовать. Тогда это будет действительно Знание, способное произвести глубокие изменения в уме и во всем существе. Все чужие умозаключения должны быть отброшены, поиск начинается с чистого листа.

Один из ключевых вопросов: «Кто Я? » И это не ваше имя, профессия, национальность и т. п. Здесь используется принцип отрицания: нети-нети. Я это не моё тело, я это не мой ум, я это не мои эмоции и так далее. Также ученику может даваться какое-либо изречение из священных писаний или же некий символ, и он медитирует на него долгое время, стараясь вникнуть в суть. Это может продолжаться довольно длительный срок, иногда год и больше. Все, что приходит во время медитации, поверяется учителю, и тот решает, готов ли ученик идти дальше.

ТРИ СТАДИИ ОСВОЕНИЯ ДЖНЯНА-ЙОГИ

  • Шравана (слушание),
  • Манана (созерцание),
  • Нидхидхьясана (утверждение в истинном знании).

Бхакти - йога

Бхакти-йоги - один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма. Практика бхакти-йоги направлена на культивацию любви к Богу посредством бхакти - служения Богу с любовью и преданностью. Практика бхакти-йоги рекомендуется в ряде священных текстов индуизма как самый лёгкий и действенный вид йоги (для простых обывателей, как у нас те кто ходит в церковь). Так, в «Бхагавад-гите» провозглашается её превосходство над остальными тремя основными видами йоги - карма-йогой, джнана-йогой и раджа-йогой.

Бхакта начинает осознавать всякое свое деяние выраженное вовне, как нечто совершаемое ради бога, как приносимую ему жертву, что, в свою очередь, способствует развитию привычки к бескорыстному действию, к дистанцированному взгляду на мир

Ра́джа-йо́га

Раджа-йога («царская йога») - также известна как классическая йога - одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали.

Раджа-йога нацелена на установление контроля над умом. У практикующего раджа-йогу садхана (практика) начинается с обучения управлять умом, хотя определённые минимальные практики асан и пранаямы также имеют место, являясь частью подготовительного процесса к медитации и сосредоточению. В практике раджа-йоги существуют восемь ступеней или уровней, из-за чего её также называют аштанга-йогой (от санскритского ашта - восемь):

  • Яма - нормы поведения - самоограничение
  • Нияма - следование религиозным правилам и предписаниям - полное посвящение себя духовным практикам
  • Асана - объединение ума и тела посредством физической деятельности
  • Пранаяма - контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума
  • Пратьяхара - отвлечение чувств от контакта с их объектами
  • Дхарана - целенаправленная сосредоточенность ума
  • Дхьяна - медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  • Самадхи - умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда эти восемь уровней разделяют на четыре низшие и четыре высшие. При этом, низшие уровни ассоциируются с хатха-йогой (в последствии выделенной из йога-сутр), а высшие - принадлежат к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Вторая группа - йога, работающая с телом.

Хат-ха-йога

Изначально Хатха- йога (которая изначально так не называлась) была нацелена на достижение высших состояний сознания через проработку тела путём выполнения асан и пранаям. Она была подготовкой к медитациям Раджа-йоги.

Через время Хатха йога слилась с Тантризмом и появилось тантрические направление Хатха - йоги, сформированное в X-XI веке Матсьендранатхом и, в большей степени, его учеником Горакшанатхом.

Горакшанатх систематизировал существующие в его время практики работы с телом и сознанием, а также дополнил их тантрическими элементами. Он считается автором многих текстов по хатха-йоге (Горакша-паддхати, Горакша-штака, Джняна-амрита, Аманская йога, Йога-мартанда, Сиддха-сиддханта паддхати и др.

Классическим текстом, в котором систематизированы многие практики хатха-йоги, стал труд Свами Сватмарамы «Хатха-йога-прадипика » (XIV-XV в.).

Также очень важными трудами, описывающими хатха-йогу являются «Гхеранда-самхита» (XVII-XVIII в) и «Шива-самхита»(XVIII в) - текст, в котором наряду с практиками излагается философия хатха-йоги (те. принципы яма и нияма)

Параллельно с йогой развивалась Тантра, традиция которая вбирала в себя всевозможные техники и приемы различных культов, религий и суеверий. Она включала в себя йогу, веданту, буддизм, суфизм, ислам и другие технологиии.

Тантру можно назвать непрерывно обновляющейся системой. Поэтому, возникновение Тантры не связывают с именем одного человека, её формировали многие мастера. Тантру можно назвать экспериментальной системой. Многие ее методы и способы утратили первоначальный смысл и порой несут в себе неблагоприятные последствия для эксперементирующего. И именно Тантра перекроила систему йоги Патанджали наиболее радикально.

По наиболее распространенной версии, Тантра возникла на полуострове Индостан (современная Индия) у коренного населения во времена матриархата. По времени её возникновения нет однозначных фактов. Считается, что Тантра существует не менее трех тысяч лет. При этом наиболее древние, сохранившиеся до наших дней письменные источники Тантры, датируются серединой первого тысячелетия до н. э.

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье, которое обеспечит индивиду долгожительство. Так с этой целью были взяты две ступени или две техники из Раджа йоги (Патанджали): асана и пранаяма. Со временем этим обьединенным двум техникам дали название Хатха-йога. После Хатха-йога наполнилась дополнительными техниками, добытыми Тантрой и это также все вместе стали именовать Хатха-йогой.

Популярность Тантры (как и сейчас) заключалась в том, что средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге написаны простым языком, понятным народу - вот почему она начала стремительно распространяться.

Мало того в этих трактатах Тантра сулит легкое и быстрое овладение различными чудесными способностями, и на удочку этих обещаний во все времена попадаются люди простодушные, недалекие и стремящиеся к необычному, чтоб компенсировать свое чувство неполноценности.

Итак, Тантра расширила ранее существующие практики йоги, добавив сотни новых техник:

  • более сложные пранаямы, п
  • одробные практики визуализации и
  • ауку мантры, а также
  • множество телесных практик, главным образом позы йоги (асаны),
  • ритуальное расположение кистей рук (мудры),
  • активацию энергетических центров (чакр) в теле.

Помимо йоги, в тантризме практикуются различные шаманские ритуалы, высвобождающие сексуальную энергию человека. Вследствие интереса к телу, как к сосуду вечного, последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр.

Про Кундалини-йогу

Самые популярные тексты по Хатха- йоге: Гхеранда, Шива Самхита, а также Хатха-йога-прадипики описывают способы поднятия так называемой силы Кундалини, которая может дать человеку быстрое просветление.

По исследованиям и наблюдениям Карла Густава Юнга сущностью этого процесса является преднамеренная разбалансировка системы и сдвиг ее в запредельные режимы функционирования. Автоматика жизнеобеспечения начинает сбоить, в ней возникают психоэмоциональные конвульсии, сопровождающиеся необычными переживаниями и эффектами, которые Тантра объявила признаками высшей трансмутации, правда, за сохранность рассудка при этом не ручаясь.

Классическая тантра

«Классическая» тантра существует в рамках различных школ, среди которых главными являются: шайвы (шиваиты), шакты, вайшнавы, ганапатья, каумары (сканды), сауриты.

Наиболее известными среди них являются шайвы, шакты и вайшнавы.

Традиционно Тантра делится на два больших направления. Тантра левой руки и Тантра правой руки.

По одной версии, различием между левосторонней и правосторонней Тантрой является сексуальный контакт мужчины и женщины и использование растений силы. В Тантре левой руки они используются натурально, как есть, на физическом и энергетическом уровне. В Тантре правой руки возможно взаимодействие только на ментальном и энергетическом уровнях. По другой версии, левосторонняя Тантра - это предпочтение или поклонение универсальному женскому началу и обожествление женщины. Правосторонняя Тантра отдает предпочтение мужскому началу и обожествлению мужчины. Тантра левой руки – это путь восторга и экстаза. Тантра правой руки – путь тишины.

Также выделяется Буддийская тантра.

Составная часть школ Ваджраяны (одно из направлений буддизма), связанная с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо).

Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») - состояния Будды. В тантре активно используется сложная символика, идамы (образы бодхисатвы), медитации, мудры(особые комбинации пальцев, влияющие на физическое и эмоциональное состояние.), янтры (магическая диаграмма, символизирующая тайную природу божества), ритуалы.

Важнейшим предварительным условием для занятий тантрой является принятие обетов Бодхисаттвы, стремления спасти от страданий сансары все живые существа без исключения, и стать Буддой, чтобы помогать живым существам. Тантра считается самым коротким и одновременно самым опасным путём.

Буддийская йога (Тибет)

Следующая линия трансформации в йоге – буддизм.

Будда, как утверждает легенда, лишь потому отверг опыт трех своих йогических наставников (хатха-йога Бхарагвы, изгнавшего будущего спасителя за слишком быстрые успехи, а также Вайшалы и арада Каламы, обучивших его созерцанию), что превзошел их в этом искусстве. Буддизм никогда не отрицал йогу как практику, он ассимилировал ее, в результате чего возник продукт весьма специфичный.

Способы спасения, которым учил Будда, основаны на чисто йогическом подходе, причем до такой степени, что известные ученые, например, Э Сенар или Ф и Щербатской, вообще определяли ранний буддизм как йогу. В буддизм входят принцип Патанджалевских медитаций и созерцаний (описанных как более высших ступеней йоги)

Тибетская йога

Данный вид йоги пришёл к нам - как следует из названия - из Тибета. В тибетской йоге соединились элементы индийской Хатха - йоги и некоторые элементы цигун, что и понятно: Тибет находится между Индией и Китаем, и сказывается взаимное влияние различных школ и направлений. Один из доминирующих моментов - это сосредоточение, концентрация внимания.

Йога туммо

Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли gtum-mo; санскр.: चण्ड, caṇḍālī IAST) - йога внутреннего Огня или иллюзорное тепло. Считается, что в результате сосредоточенной работы с мощными внутренними энергиями, практикующие йогу внутреннего тепла буддисты способны «излучать» тепло, быть абсолютно невосприимчивыми к холоду. В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно - «хлопковое одеяние»), за то, что они даже в самые лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые одежды, обходятся без тёплой шерстяной одежды.

Туммо предполагает сосредоточение медитирующего на образе огня (каплях и бинду) и ощущениях теплоты, которые связаны с непосредственным чувствованием живого пламени. Тех, кто достиг определённых результатов в этом направлении, испытывают несколькими способами: в стужу человек должен высушить теплом своего тела мокрые лоскутки ткани, а во время медитации на снегу - растопить вокруг себя как можно больше снега. Основная цель туммо - это покорение духовных вершин и быстрое достижение просветления,

Совершались неоднократные попытки объяснить эффекты туммо с научной точки зрения. Например, в исследованиях профессора Гарвардского университета Герберта Бенсона в 1981 и 2000 гг. было установлено, что монахи могут повышать температуру пальцев рук и ног более чем на восемь градусов по Цельсию.

В советское время изучал предельные возможности организма человека Алексей Катков. Незадолго до своей трагической гибели он провёл эксперимент на добровольцах, которые смогли практически обнажёнными в течение часа выдерживать температуру −60 °C в разреженном воздухе, соответствующем высоте 7500 м над уровнем моря, обдуваемые воздушным потоком каждые десять минут от двухметрового вентилятора.

Мы охватили основные направления древней йоги. Для лучшего понимания как возникла йога, ее историю можно почитать и послушать в различных

В докладе рассматривается практика Раджа Йоги, которая преподается в Брахма Кумарис Всемирном Духовном Университете (БКВДУ), основанном в 1936 году в Индии.
Данная практика отличается от широко известной классической Раджа-йоги, поэтому в дальнейшем мы будем называть ее Легкая Раджа Йога. Такое название также можно встретить в литературе, посвященной этой практике (см. перечень литературы в конце статьи).

Истоки Легкой Раджа-Йоги
Легкая Раджа-Йога преподается во Всемирном Духовном Университете Брахма Кумарис (БКВДУ), который был основан в 1936 году. БКВДУ - международная общественная благотворительная организация, дающая духовно-нравственное образование.
Брахма Кумарис - это более 9000 центров в 130 странах. Легкой Раджа Йогой регулярно занимаются свыше 900 тысяч студентов БКВДУ на всех континентах. Университет участвует в международных проектах, активно сотрудничая с ООН и ЮНЕСКО.

Теория и практика Легкой Раджа Йоги
Премьер-министр Индии Нарендра Моди описал чудодейственные свойства йоги и заявил, что она может помочь в решении мировых проблем: «Йога - бесценный дар нашей древней традиции. Она олицетворяет единство духа и тела, мыслей и поступков, гармонию людей с природой. Она помогает человеку ощутить единство с самим собой, окружающими и с природой».

Легкая Раджа Йога, преподаваемая в БКВДУ, включает в себя определенный режим дня, систему вегетарианского питания, практику медитации и правила поведения. Эта практика по сути очень похожа на классическую Раджа-йогу, которая включает в себя восемь ступеней: яма, нияма, асаны, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Однако есть и весьма существенные отличия.

Практичность, эффективность и доступность - это главные критерии, которые просматриваются как в изложении теории, так и в самой практике Легкой Раджа Йоги. Девиз студентов БКВДУ: «Хочешь изменить мир - начни с себя. Хочешь изменить себя - начни со своих мыслей».

На протяжении всей истории возникали и развивались различные формы йоги. Каждая фокусировалась на определенных методах и практиках для достижения целей:
- личностное освобождение (от иллюзий и страданий);
- достижение совершенства сознания и улучшение характера;
- восстановление связи между умом и телом;
- состояние внутреннего счастья, на основе самопознания;
- восстановление близких отношений с Богом, которые были потеряны.

Разные виды Йоги тем или иным образом в какой-то степени ведут к этим целям.
* Хатха Йога - система физических поз (асан), цель которых состоит в том, чтобы очистить и укрепить физическое тело. А также, благодаря концентрации внимания и контроле внутреннего состояния, подготовка сознания для глубокого самосозерцания (размышления).
* Карма Йога - самоотверженное бескорыстное служение окружающим людям с осознанием Бога как вершителя.
* Мантра Йога - сосредоточение сознания на звуке с помощью повторения определенных универсальных звуков (мантр), являющихся представлением особого аспекта Духа.
* Бхакти Йога - всеобъемлющая преданность, стремление видеть и любить в каждом существе и во всем мире божественную суть, поддерживая таким образом постоянный культ поклонения.
* Джнана Йога - путь мудрости, ведущий к пробуждению интеллекта (открытие третьего глаза) и последующее применение его на практике для достижения духовного освобождения.
* Раджа Йога - самый высокий, Королевский путь Йоги, систематизированный во втором веке до н.э. индийским мудрецом Патанджали, который объединил сущность всех других путей.

Фундаментом практики Раджа Йоги - являются духовно-нравственные ценности, а главные цели - самоосознание своей духовной сущности и духовное пробуждение, развитие личных отношений с Богом и обретение внутренней гармонии и целостности личности.

Сильная свободная от всего негативного личность, которая в своих действиях проявляет добродетели, становится вдохновляющим примером для окружающих. Духовная сила личности проявляется в том, насколько стабильными и чистыми, свободными от негативных эмоций, мы остаемся во время испытаний и жизненных проблем, а также в том, сколько спокойствия, силы, радости, любви и поддержки мы ежедневно дарим окружающим.

Легкая Раджа Йога, преподаваемая в БКВДУ, связывает процесс духовного самосовершенствования с четырьмя основными предметами (вместо восьми ступеней в классической Раджа-йоге):
* Гьян - изучение духовного знания, понимание духовных законов;
* Йога - практика медитации;
* Дхарна - усвоение духовности в своей практической жизни, развитие сильного возвышенного характера на основе добродетелей;
* Сева - духовное служение обществу.

Духовное знание (Гьян), которое нужно освоить для успешной практики медитации Раджа-Йоги, включает в себя четыре базовых урока. Основные идеи этих уроков следующие.

1. Кто Я? Сознание Души
То, что мы обычно называем и осознаем как «Я», является сознательной энергией, жизненной силой, управляющей телом. В Раджа Йоге «Я» обозначается как душа - сознательное существо, отличное от тела. Душа по своим качествам и природе принципиально отличается от физического тела и любого объекта материального мира. Каждая душа - вечная, уникальная (как личность), источник чистой духовной энергии. Она абсолютно положительная по своей изначальной природе. По форме душа - точка, источник духовного света и обитает в теле в центре лба между бровями (область третьего глаза).

Если душа забывает себя, то она будто засыпает и забывает свои изначальные духовные качества: спокойствие, счастье, любовь, силу, чистоту, мудрость. Тогда в душе развиваются слабости, недостатки и греховные наклонности, что, в свою очередь, рано или поздно приводит к потерям и печали.

Цель этого урока - развить чистое духовное самоосознание: «Я - душа. Я - источник позитивной энергии. Я управляю своими мыслями», в отличие от преобладающего «сознания тела», когда человек считает себя ограниченным и смертным существом.

Душа обладает тремя способностями:
* Ум - отвечает за создание мыслей и чувств;
* Интеллект - способность различать, выбирать и принимать решения;
* Санскары - способность запечатлевать (запоминать, сохранять) весь полученный опыт. На основе санскар формируются привычки и качества характера.

Когда личность начинает осознавать себя исключительно душой, то появляется сила управлять умом, своими мыслями, принимать точные решения с помощью интеллекта и формировать сильный позитивный характер. В телесном сознании ум и интеллект часто попадают под влияние приобретенных чужеродных и вредных санскар. Это создает проблемы и беспокойство.

2. Высшая Душа
У всех душ один Отец - Высшая Душа, Бог. Бог един для всех: все принадлежат Ему, а Он принадлежит всем. Все свои лучшие качества мы, души, получаем в наследство от Высшего Отца, поэтому очень важно узнать Его точно и установить с Ним отношения.

Всевышний Отец всегда Бестелесный - в форме Души, Источника света и силы. Он - личность, Высшая Сознательная Энергия. Бог вечно Чистый и Совершенный. Силы и добродетели Бога безграничны. Бог - это Истина, Он никогда не теряет своих изначальных качеств, как это происходит с людьми. Бог - Устраняющий печаль и Несущий счастье, Очищающий и Дарующий спасение, Вечный источник всех сил и благословений.

3. Йога и состояния Медитации
Буквальное значение слова «йога» - это союз, соединение. В духовном плане - это соединение души с Высшей Душой с помощью мыслей, общение с Богом, полные любви взаимоотношения с Высшим Отцом.

Когда налаживается такая связь (йога) между душой и Высшей Душой, то душа окрашивается качествами Бога, наполняется духовными силами от Отца. Высокая и сильная энергия Бога как огонь очищает душу от примесей. Отрицательные качества, слабости и пороки сгорают в этом «огне Йоги».

Грубое материальное сознание, ощущение себя телом мешает душе почувствовать тонкие вибрации Бога. Поэтому важно точно усвоить первый урок: душе надо освободиться от телесного сознания, которое блокирует йогу с Богом, и осознать себя душой, ребёнком Бога.

Для того чтобы установить глубокую и стабильную связь с Богом, достичь единения с Ним, душа проходит четыре ступени:
а) настрой - подготовка к медитации. Нужно расслабиться и успокоить мысли.
б) медитация - размышление в безмолвии. Мы создаем мысли о душе, о ее изначальных качествах, о Высшей Душе, о качествах Бога. Здесь важно не просто думать (создавать мысли), но также визуализировать, ощущать и переживать каждую мысль.
в) концентрация - наступает, когда ум перестает блуждать. Здесь уже нет необходимости специально создавать мысли, душа становится олицетворением, воплощением этих мыслей: о себе, о Боге... Мысли и чувства сливаются вместе.
г) осознание - это полная реализация. На смену мыслям приходит ощущение. Душа испытывает легкость и свободу, ее принизывают лучи света, покоя, любви, чистоты, идущие от Высшей Души.

Новичкам приходится обращать больше внимания на первые две ступени, однако по мере практики и развития первые ступени проходятся все быстрее и практикующий Йогу получает всё больший опыт концентрации и осознания.

4. Философия Кармы (действий)
Духовный Закон Кармы носит универсальный характер: «Что посеешь, то и пожнешь». Как и закон сохранения энергии, он действует всегда. Здесь есть четкая взаимосвязь между действием и результатом. Это закон причины и следствия.

Закон Кармы - это закон высшей справедливости. Если вы дарите другим счастье, то и получите счастье. Каждое действие создает кармический счет. И рано или поздно, но по всем таким счетам нам надо будет расплатиться. Все хорошее или плохое в нашей жизни приходит к нам именно на основе кармических счетов. То есть это мы заработали сами своими же действиями. Все справедливо.

При этом философия кармы очень глубока. В каждом рождении, которое принимает душа, она взаимодействует со многими людьми и создает огромную кармическую сеть. Какие-то действия влияют на других: либо вдохновляют на лучшее, либо провоцируют на ошибки, и тогда плоды таких действий приумножаются.

Семена наших действий - это мысли. Качество мыслей определяет качество наших действия и как результат этого - качество нашей жизни. Поэтому очень важно следить за своими мыслями: останавливать негативные мысли и целенаправленно создавать сильные положительные мысли.

Практика медитации помогает управлять своими мыслями и создавать нужные мысли на основе понимания. Благодаря этому у нас больше идей и поводов для позитивных действий, которые ведут к успеху и дарят радость как нам самим, так и окружающим людям. Таким образом мы укрепляем свои положительные санскары и создаём положительный кармический счет.

Теория Легкой Раджа Йоги создает целостное мировоззрение, способствующее развитию положительного мышления и созданию сильного стабильного состояния. Приведенные здесь простые, на первый взгляд, понятия, глубоки по своему содержанию. Полное осознание духовных законов и понятий требует практического освоения. Эта практическая часть содержится в остальных предметах: Йога, Дхарна и Сева.

Практика медитации (Йога) помогает глубоко осознать и усвоить теорию, то есть обрести состояние спокойствия ума и внутренней чистоты, практически развить осознание себя душой. Дхарна проявляется в том, что мы в своей жизни придерживаемся духовных принципов и следуем духовным законам. Благодаря этому человек глубже понимает важность и ценность духовного знания.

Служение обществу (Сева) с одной стороны является экзаменом, так как показывает, насколько мы продвинулись в своем духовном развитии. Ведь только тот, кто наполнен сам, сможет реально помогать другим. Но с другой стороны Служение также является сильным средством для дальнейшего развития, помогая усвоить многие добродетели и духовные силы.

Результаты практики Легкой Раджа Йоги
Люди, которые регулярно практикуют Легкую Раджа Йогу, замечают много позитивный перемен в своей жизни. Эти изменения проявляются практически во всех областях: здоровье и внутреннее состояние, саморазвитие и взаимоотношения, деловая активность и материальное благополучие, творчество и самореализация.

Первое, что замечают и ощущают в себе те, кто начинают системно заниматься Раджа Йогой, - это достижение внутреннего спокойствия и освобождение от стрессов. Спокойствие ума - первое условие, необходимое для успешной практики медитации, и первое достижение от практики. Благодаря сильным и чистым мыслям о себе и окружающих, которые мы усваиваем сознанием во время утренней медитации, становится легко сохранять спокойствие в течение всего дня. Благодаря этому мы ясно, без искажений воспринимаем события, освобождаемся от внутреннего напряжения (стресса) и принимаем точные решения в нужный момент.

Современная медицинская статистка показывает, что около 95% заболеваний развивается именно из-за внутреннего (ментального) напряжения и стресса. Поэтому систематическая и длительная практика медитации оказывает явно выраженное положительное влияние на физическое здоровье человека. Есть несколько уникальных примеров использования Раджа Йоги для исцеления от серьезных заболеваний.

Медицинское крыло БКВДУ, опираясь на определение Совершенного Здоровья, предложенное Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), разработало концепцию четырехмерного здоровья, в которую кроме физического, социального и психического (ментального) здоровья, было добавлено духовное измерение. Духовное здоровье основано на осознании истинной природы человека, его духовной сущности и на практике положительного мышления. Как показывает опыт многих раджа-йогов, именно духовное здоровье становится надежным фундаментом как для хорошего ментального, так и для социального и физического здоровья.

В 1998-2000 годах в Индии началось исследование влияния медитации (положительного мышления) на лечение коронарного атеросклероза средней и высокой степени тяжести. В программу лечения, кроме умеренных физических упражнений и специальной вегетарианской диеты, было предложено включить также стресс-менеджмент на основе медитации Раджа Йоги. Результаты исследований показали высокую эффективность предложенной программы. В дальнейшем этот проект успешно развивался под названием «Здоровое сердце». За несколько лет в нем приняли участие около 2500 человек, страдавших ишемической болезнью сердца. Они смогли заметно улучшить свое самочувствие без хирургического вмешательства. Изучив результаты этих исследований, правительство Индии в январе 2008 года придало этому проекту статус национальной программы по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.

Кроме того в исследованиях, проводимых Медицинским крылом БКВДУ в 1985 году, было обнаружено, что подавляющее большинство практикующих Раджа Йогу быстро и с легкостью избавляются от вредных привычек (курение и алкоголь). Через месяц практики Раджа Йоги из исследованной группы 183 курильщиков - 135 отказались от этой нездоровой привычки (74%). После одного года занятий Раджа Йогой только 5 человек из 183 курильщиков (2,7%) не смогли освободиться от этой зависимости. А в аналогичном исследовании относительно алкогольной зависимости из группы 80 человек - 78 полностью избавились от алкогольной зависимости к концу месяца. Одному человеку на это потребовалось 6 месяцев и еще одному 1 год.

Так же благодаря положительному внутреннему отношению, усвоенному в медитации, и освобождению от внутреннего напряжения, заметно улучшаются взаимоотношения как в семье с близкими людьми, так и с коллегами по работе. Это главные составляющие социального здоровья и благополучия.

Деловые люди и руководители организаций, практикующие Раджа Йогу, отмечают, что заметно повышается работоспособность и эффективность деловой активности. Все дела в целом идут легче, возникает меньше конфликтов и трудностей, но даже те проблемы теперь решаются быстрее и легче. Жизнь становится более гармоничной - на всё хватает времени: на бизнес, на общение с семьей и близкими, на профессиональное и личное саморазвитие и на духовное служение обществу.

Кроме этого многие отмечали следующие достижения от практики Раджа Йоги:
- увеличение силы концентрации, что явно ощущается во время обучения: улучшается восприятие и понимание новой информации, запоминание;
- улучшается характер, развивается привычка замечать в других хорошие качества и особенности;
- развиваются творческие способности и таланты;
- развиваются духовные силы (приятие, терпение, различение, сотрудничество, принятие решений и др.)

Подводя итог в целом можно отметить, что практика Легкой Раджа Йоги, несмотря на свою кажущуюся легкость и простоту, показывает высокую эффективность. Методологический подход в обучении гармонично сочетает в себе как «западный подход» к обучению: детализация, рациональный анализ и понимание информации, так и «восточный (созерцательный) подход», опирающийся на внутренние чувства, интроспекцию и самонаблюдение. Благодаря этому сама теория Раджа Йоги понятна и доступна для большинства простых людей.

Использованная литература
1. Раджа Йога. Метод и цель, Б.К.Джагдиш Чандер. БКВДУ, Москва, 1994
2. Новое Знание для Нового мира. ЦДР, Москва, 2011
3. Жизнь без стресса. БКВДУ, Москва, 2004
4. Здоровое сердце. БКВДУ, Санкт-Петербург, 2010
5. Нравственные ценности. ЦДР, Москва, 2011
6. Бизнес и Йога. БКВДУ, Москва, 2006
7. Как достичь цели с помощью восьми сил. ЦДР, Москва, 2014

Курганов Сергей Юрьевич,
координатор отделения Межрегиональной общественной организации

Раджа-йога, иногда именуемая «Королевской йогой», является совокупностью всех стили йоги. На сегодняшний день суть раджа йоги выходит за рамки многих направлений йоги.

Раджа Йога выделяет важность медитации для самореализации и целенаправленного прогресса сознания человека. Это направление делает упор на осознании своего состояния ума, поэтому раджа йогу еще называют «Психическая Йога» или «Йога Разума».

Практикуя состояние концентрации ума, человек учится успокаивать свой разум и фокусироваться в одной точке. В момент глубокой концентрации мы обращаемся внутрь себя, открывая истинную природу божественного начала.

Вы можете достичь этого, следуя восьмилетнему пути раджа-йоги, который включает в себя наблюдение за следующим:

  • Яма (воздержания): Ахимса (без ранения), Сатья (истина), Асета (без воровства), Брахмачарья (целомудрия), Апраграха (не жадность);
  • Нияма (Моральные наблюдения): Суша (чистота) Сантоша (удовлетворение), Тапас (строгость), Свадхая (изучение Священных Писаний), Ишвара Пранидхана (сдача Богу);
  • Асана: устойчивая поза, неподвижная поза;
  • Пранаяма: контроль жизненной энергии через дыхание и дыхательные практики;
  • Пратьяхара: снятие, отвлечение чувств;
  • Дхарана: концентрация ума;
  • Дхьяна: медитация;
  • Самадхи: полная реализация, просветление, объединение с божественным.

Данные 8 ступеней йоги помогут человеку постичь основы йоги, достичь гармонии и ясно видеть картину внутреннего мира, реализовать себя. Любой духовный путь йога начинается с первых двух ступеней — Ямы-Ниямы.

Яма — Самоконтроль

Яма означает самоконтроль и воздержание. Первая ступень, которая проповедует принципы и негативные качества, от которых необходимо избавится. Состоит из 5 принципов:

Ахимса — принцип ненасилия

Ахимса означает, что любое живое существо имеет право на жизнь и не в наших полномочиях вершить судьбу этих живых существ. Простыми словами — не причинять боль, страдания, не убивать на уровне мысли, слова или действия.

Сюда относят потребление мяса животного, поскольку поедание требует убийства. По принципу ахимсы йоги становятся вегетарианцами. Это происходит естественно, во время практики, очищения сознания тебе хорошо и ты хочешь, чтобы это состояние ощутил каждый, даже животное, которое росло, чтобы стать едой.

Животные наделены сильным инстинктом, рефлексом, процесс которого запускается в момент осознания приближающейся смерти. Каким-то образом они ощущают, что скоро грядет их смерть и начинается ощущение дикого страха. В этот момент происходит высвобождение гормонов страха и смерти по всему телу животного, которые остаются в мясе после убийства.

Потребляя мясо, люди и не подозревают почему они внезапно могут ощутить неконтролируемый страх, вспышки тревоги, неврозы.

Сатья — Истина

Всегда говорить правду хорошо и правильно, но более важно то, как мы передаем правду. У нас есть способность “бросать” правду в кого-то, как нож, но мы также способны одевать эту же истину в любящие слова.

Важна истина и правда, важно не только доносить правду, но и передавать истину своими поступками. Иногда правда может ранить как нож, поэтому необходимо стараться доносить ее деликатно, тактично и через свой пример.Учения гласят не нарушать принцип ненасилия всеми доступными способами.

Прислушайтесь к совету об истине:

«Каждое из ваших слов должно падать, как цветы из ваших уст».

Махапрабхуджи

Правдивость означает открытость чувств, свобода от уклончивость, изворотливости и оправданий. Каждый человек должен внутри себя знать своею правду и истинное лицо. Конечно, на какое-то время можно скрыть то, кем мы являемся от других, но перед собой мы чисты. Мы являемся свидетелями истинной личности.

Астея — не кража

Астея гласит о запрете воровства. Вы не вправе отбирать то, что вам не принадлежит, будь то материальные ценности или интеллектуальная собственность. Астея также касается человеческих чувств — нельзя отбирать у человека радость, счастье или какую либо возможность. К этой сфере также относится неуважительное отношение к природе, разрушение окружающей среды вокруг себя.

Брахмачарья — чистый образ жизни

Брахмачарья — одна из ступеней духовного развития, которая означает сексуальное воздержание или целибат. Но это скорее не самоцель. а следствие практики йоги в жизни. Все наши мысли должны быть направлены в сторону духовного развития, в сторону божественного начала. При этом важно соблюдать гармонию в реальности, исполнять обязанности осознанно. Соблюдая брахмачарью, человек также приобретает вирья (энергию и геройство).

Апариграха — неприсоединение владений

Накопительство, покупка и хранение ненужных вещей, избыточное потребление — все это не про апариграха. Практика апариграхи заключается в непринятие даров, отсутствии накопительства. Принцип апариграхи означает, что у вас не должно возникать чувства стремления к сиюминутному удовлетворению, даже самым простым желаниям. Человек должен быть удовлетворен ровно тем, что у него есть в данным момент жизни. Чем больше имущества, тем больше забот. Меньше имущества — больше свободы.

Нияма — Дисциплина

Нияма — это вторая ступень философии йоги, которая проповедует качества, которые нужно включить в свою жизнь.Также состоит из пяти принципов:

Шаука — Чистота

Сантош — Удовлетворение

Сантош похожа по смыслу с апариграхой и означает удивление тем, что мы имеем. Придерживая принципа удовлетворения, человек скромен, доволен сложившимися обстоятельствами и считает то, что у него есть — величайшим богатством в его жизни. Внутреннее ощущение довольства дарит счастье намного больше, чем материальное имущество. В наше время материализма и консьюмеризма необходимо стремится к равновесию.

Тапа — Самоконтроль, Самодисциплина

На наш взгляд, самое сложное правило, поскольку требует большой силы воли и дисциплины. Тапа означает соблюдение направления пути вашего развития сквозь невзгоды и препятствия. Вы должны практиковать с терпением, усердно и настойчиво. Придерживаться избранного пути независимо от обстоятельств — путь к успеху.

Свадхая — Изучение Священного Писания

Свадхая означает обучение, духовное просвещение традиционных писаний философии йоги: «Бхагавад-гита», Упанишады, йога-сутры Патанджали и пр. Эти писания передают ценные знания и оказывают неоценимую помощь на пути к йоге.
Ишвара Пранидхана — Преданность Богу

Передавайте все, что вы делаете с Божественным Я с чистой преданностью. Бог защищает всех, кто предаст с доверием и верой.

Асана — устойчивая поза, неподвижная поза

Асана традиционно определяется как «место». Чаще всего это сидячая поза, используемая для медитации. Обычно в йоге этот термин используется для обозначения любой физической позы хатха-йоги. Это третья конечность восьмеричного пути Патанджали аштанге, следующего за Яма и Нияма.

Практика асан считается важной для йогов, потому что она помогает поддерживать физическое тело здоровым, сильным и выносливым. Учитывая, что тело является проводником для духа, забота о физическом теле важна для духовного развития. Практика асан может также принести ряд эмоциональных и энергетических преимуществ, повысить дисциплину и концентрацию и подготовить ум к медитации.

Пранаяма — дыхательные упражнения

Это четвертая ступень йоги, которая являет собой управление разумом достигается путем обучения контроля тела и дыхания. Пранаяма выполняется для улучшения движения праны — живой энергии в тонком теле человека. Именно прана дает мощный толчок к работе с энергией и помогает достичь духовного развития.

Пратьяхара — снятие чувств

Пратьяхара являет собой умение абстрагироваться, контролировать свои чувства и сознание путем практики йоги. Учения гласят о том, что постоянная жажда к удовлетворению сиюминутных желаний отвлекает нас от истинных целей. Это мешает нам быть счастливыми и свободными.

В условиях постоянного поглощения ненужной информации, ум человека обрабатывает ее и становится неспокойным. Весь этот шум заполняет сознание и мешает замечать реальность происходящего вокруг нас.

Пратьяхара учит нас контролировать состояние ума и чувства, регулировать поступление любой информации.

Дхарана — Концентрация

Дхарана помогает сосредоточить свои мысли и чувства на одном объекте. Обычно нам удается это на короткое время, тогда другие мысли приходят и отвлекают нас. Мы узнаем о нашей нехватке концентрации всего через несколько минут. Пока мы не способны сосредоточиться на мысли или объекте в течение любого отрезка времени, в любой ситуации, мы все еще не овладели Дхараной.

Медитация со свечами (Тратака), особые Асаны и Пранаямы, а также повторение Мантры, очень помогают в улучшении способности концентрироваться.

Дхьяна — медитация

Дхьяна постигается путем подготовки через различные техники медитации. С помощью концентрации, медитации и озарения в такой последовательности мы обретаем духовное совершенство и чистое сознание.

Что дает нам практика медитации:

  • душевный покой и смиренность;
  • спокойный ум и сосредоточенность;
  • познание себя, своего внутреннего мира;
  • обретение чистого сознания.

Подробнее о медитации мы писали .

Большего эффекта человек достигает в медитации, когда спокоен его ум. Йог испытывает чистое бытие, границы грубого и тонкого стираются, остается чистый свет, что сияет в сердце. Это единство способно давать ответы на многие фундаментальные экзистенциальные вопросы.

Самадхи — полная реализация

Конечная точка, остановка пути развития и полное единение внутреннего и внешнего мира. Это место, где человек соединяется с Божественным началом, Высшим сознанием. Самадхи дает йогу тишину, спокойствие и вечное блаженство.

В этом состоянии вся двойственность растворяется. Нет ни дня, ни ночи, ни тьмы, ни света, ни качеств, ни цвета. Все едино в Высшем Я. Этот союз индивидуальной души с Космической душой является целью йоги.

Придерживаясь всех законов йоги, человек понимает свой путь предназначения в этом мире. И самое интересное в этом то, что мир будет всячески противостоять йогу на пути к обретению себя — болезни, противостояние толпы, депрессии, стрессы, сомнения. Поэтому важно принимать себя и понимать для чего все это делается.

Раджа йога

5 из 5 / 4 оценок

  • Разделы сайта