Восточные единоборства виды. Восточные единоборства: что выбрать


Восточные единоборства.

Введение 3

1. Восточные единоборства 4

2. Основы построения тренировочного процесса 10

Список литературы 13

Введение

Все боевые единоборства, как правило, родились как способ подготовки воинов, поэтому они рассчитаны не на суператлетов, но на людей со средними физическими возможностями.

Всеми видами единоборств, за исключением может быть айкидо, требующим философской подготовки, можно заниматься с детского возраста и, фактически, с «нулевого» уровня физического развития. Известно, что основатель дзюдо Дзигоро Кано и основатель школы Шотокан-каратэ росли слабыми детьми.

Самым оптимальным возрастом, с которого можно начинать заниматься, считается семилетний возраст, верхнего же предела практически не существует. Самое же главное в занятиях единоборствами - личность учителя - сэнсэя! Для него необходимы жизненный опыт, квалификация и многолетняя практика в боевых искусствах (как минимум 8 - 9 лет).

Видов боевых единоборств достаточно много. Конечно, наиболее известны восточные, но практически в каждом географическом регионе сложились свои системы единоборств.

Сегодня мы наблюдаем достаточно устойчивый интерес к традициям восточных единоборств. Восточные единоборства привлекают к себе внимание не только в силу каких-либо исторических обстоятельств того или иного общества, но и потому что эта традиция сама по себе чрезвычайно многолика, богата и разнообразна.

Вместе с тем, мы наблюдаем устойчивый дефицит тренеров-профессионалов по восточным единоборствам.

1. Восточные единоборства

Рассмотрим восточные единоборства. На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии.

Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.

На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии. Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.

Китай. Практически все китайские единоборства связаны с понятием « ушу» ,которое первоначально обозначало исключительно воинскую подготовку. В связи с этим работа с оружием занимала в ушу главенствующее место по сравнению с кулачным боем (цюаньфа) или кулачным искусством (цюаньшу). Основные типы оружия, используемые в ушу вплоть до наших дней, сформировались еще в эпоху Шан-Инь (XIV-XI века до н.э.) -- это алебарды и клевцы, мечи и копья, трезубцы и кинжалы. Но постепенно грозное оружие утрачивало свое прикладное значение и превращалось в ритуальный предмет или знак отличия - различные виды трезубцев стали соответствовать определенным чиновничьим должностям, а топоры обрели главенствующее значение в ритуальных боевых танцах. Современная классификация ушу базируется на основе составляющих технических элементов:

1. Цюаньшу (искусство кулачного боя) - все стили и комплексы, выполняемые без оружия (шаолиньцюань, тайцзицюань, багуачжан, синъицюань, наньцюань, фаньцзыцюань и др.).

2. Цисе (упражнения с оружием).

3. Дуйлянь (парные упражнения) невооруженных или вооруженных партнеров, а также вооруженного партнера с невооруженным.

4. Цзити бяоянь (групповые упражнения) - выступления нескольких человек, как правило, не имеющие прикладного значения и носящие показательный характер.

5. Гунфан цзишу (боевые поединки) - поединки, носящие спортивный характер, то есть ведущиеся по определенным правилам и, как следствие, имеющие ограничения по объему применяемого технического арсенала. Бои ведутся при этом в полный контакт и в защитном снаряжении.

Япония. Отличительной особенностью японских боевых искусств стало то, что при овладении ими первостепенное значение приобрела морально-этическая сторона, а формирование физически развитой личности было отодвинуто на второй план. Понятие "до", связанное с дзэн-буддизмом, стало главным нравственным принципом боевых искусств. Оно должно было помочь воину войти в соприкосновение с божественным духом, уловить его присутствие, увидеть его существование. Решающими факторами в деле выработки силы духа были концентрация внимания (отрешенность от всего постороннего), медитация и следование ритуалу. Физическое воспитание осталось вторым образующим элементом боевых искусств и требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития силы и выносливости, выработки инстинктивной реакции и координации движений. Подлинные школы будо бережно сохраняют духовно-нравственные традиции воспитания адепта боевых искусств.

Систематизация приемов дзю-дзюцу связана с именем врача Окаямы Сиробэи. Именно Окаяме приписывают формулировку главного принципа дзю-дзюцу -- поддаться, чтобы победить. В качестве образных примеров он приводил ветку, сгибающуюся под грузом снега до тех пор, пока не сбросит его, и гибкую иву, распрямляющуюся после бури, в отличие от поверженного могучего дуба. В 1882--1887 годах на базе техники дзю-дзюцу японский педагог Кано Дзигоро создал дзюдо , являющееся не только боевым искусством, но и спортивным единоборством, системой физического воспитания. В переводе "дзюдо" означает "путь гибкости" или "мягкий путь". Дзю-дзюцу он трактовал как искусство или практику наиболее эффективного использования духовной и физической энергии (то есть средство), а дзюдо понималось как путь этого использования (то есть принцип и практика достижения конкретной цели). Что касается техники, то различия между дзю-дзюцу и дзюдо поначалу были незначительны. Из дзюдо были исключены все травмоопасные приемы дзю-дзюцу, Кано отказался от ударной техники в область болевых точек, так как новая система в первую очередь должна была стать средством физического и духовного воспитания молодежи в мирное время. Теория дзюдо охватывала круг морально-этических проблем в области боевых искусств. Одним из главных принципов дзюдо стала идея всеобщего благоденствия. Будучи современником дзю-дзюцу, айки-дзюцу имеет три принципиальных отличия от него: во-первых, это чисто японское воинское искусство; во-вторых, приемы айки-дзюцу созданы на основе приемов владения самурайским мечом; в-третьих, методы айки-дзюцу основаны на принципах овладения и регулирования универсальной духовной силы -- внутренней энергии ки. Благодаря последнему фактору айки-дзюцу в Японии считалось более высокой формой искусства по сравнению с дзю-дзюцу. Легендарным создателем школы дайто-рю айки-дзюцу традиция называет Минамото-но симицу (1056--1127). Основополагающие принципы айкидо (создатель Уэсиб) провозглашают: не противодействуй, но одолевай врага его же силой; убереги себя от ударов и удержи противника от их нанесения. Круговые движения в айкидо являются носителями живой созидающей силы, гасящий любой конфликт, присущий воинственному противостоянию. Защита базируется на принципе соединения энергий (айки) - энергии нападающего и энергии защищающегося, который стремится контролировать нападение изнутри, сломить волю к совершению зла. Внешне айкидо походит на борьбу, но это не борьба. Айкидо не имеет в своем арсенале захватов и бросков, характерных для других боевых искусств. В айкидо нападение противника отражается путем осуществления таких захватов руками, которые направлены на то, чтобы лишить противника равновесия. Для этих целей усиленно развиваются кисти рук, запястья, отрабатываются хватательные движения, а также система нырятельных движений. Главное в схватке -уклониться от ударов и захватов, для чего используются приемы удержания и отдельные бросковые движения. Айкидо, предполагает координацию физических и духовных сил. Любопытно, что один из самых известных инструкторов айкидо сэнсэй Тэйки Шигемичи - не кто иной, как голливудский актер Стивен Сигал. Если в эпоху средневековья каратэ служило средством выживания, то в ХХ веке акцент с искусства убивать был смещен на духовное самосовершенствование личности. Большая заслуга в этом принадлежит мастерам Итосу и Фунакоси. Фунакоси. В основу тренинга практически во всех стилях каратэ положено триединство: кихон-ката-кумитэ. Кихон ("основная техника") служит для отработки связей разум-тело, когда вырабатывается устойчивый двигательный навык, позволяющий выполнять любое действие автоматически, рефлекторно, исключая участие сознания в движении. Ката ("формальные упражнения") необходимы для совершенствования психологических характеристик личности и являются психическим самоконтролем за реализацией достигнутого в кихоне.

Корея. Для тхэккен характерна развитая техника ног с большим арсеналом разнообразных подножек и подсечек. Круговые удары ногами встречаются гораздо чаще прямых, проникающих, так как выше грудной клетки ногами не бьют. В поединке главной целью считается повалить противника, а не нанести ему повреждение. Удары кулаками в тхэккен полностью исключены. Руки применяются для тычковых ударов ладонью в лицо и в горло, а также для захватов руки или ноги противника, после чего ему наносится сильный удар ногой. Во время тренировок ученики набивают ноги на камнях, на стволах деревьев или прыгая через колючие кусты. Наибольшую популярность в Корее приобрели дзюдо и кэндо, под термином "юсуль" стали понимать дзю-дзюцу, а видоизмененная техника монахов-отшельников, практиковавших "мягкое искусство" (юсуль) получила название "кидо" ("путь энергии"). Хапкидо , в отличие от айкидо, содержит обширный раздел техники ног, применяемой как в обороне, так и в атаке. Атака в хапкидо имеет приоритет над защитой, болевые захваты и заломы проводятся резко, с целью сломать сустав. Броски проводятся коротко и быстро, что позволяет успешно вести бой с несколькими противниками, переключаясь с одного на другого. Техника куксульвон (создатель куксульвон Со Ин Хек) ненамного отличается от арсенала хапкидо - те же удары ногой по верхнему уровню, захваты, удержания и броски, но она выглядит более изощренно благодаря большому количеству акробатических элементов, различным позициям пальцев при ударах руками, разнообразным приемам в положении лежа. Также в куксульвон используется почти весь арсенал традиционного корейского оружия. Первым по популярности среди корейских видов единоборств не только у себя на родине, но и во всем мире, является тхэквондо (таэквондо) , появившееся в 1955 году благодаря деятельности генерала Чхве (Чой) Хон Хи. Не случайно тхэквондо переводится как "путь руки и ноги". Этот синтетический вид, с одной стороны, возрождал древнее корейское боевое искусство, а, с другой стороны, вбирал в себя те каратистские техники, которые дополняли технический арсенал стиля и делали его гармоничным. В Южной Корее в начале 80-х годов ХХ века появилось еще одно направление боевых искусств - вонхвадо ("путь полной гармонии"), объединившее арсенал бросков и захватов дзюдо с ударной техникой тхэквондо. Создатель вонхвадо -- американский кореец доктор теологии Джун Хо Сук

Вьетнам. Традиционные виды вьетнамских единоборств объединяются термином "во", который включает в себя и кулачный бой, и борьбу, и работу с оружием, и дыхательную гимнастику. Но практически все они складывались при преобладающем влиянии Китая. Из народных вьетнамских боевых искусств можно выделить оригинальный стиль рукопашного боя ким ке ("золотой петух"). Этот стиль возник в результате наблюдений за петушиными боями, пользовавшимися большой популярностью среди вьетнамских крестьян. Техника и тактика ким ке скопированы с действий бойцовых петухов: часто используются прыжки с последующими ударами ногами, ложные выпады или притворные отступления, заходы к противнику сбоку. Атаки головой в лицо, в грудь и в живот противника напоминают удары петуха клювом, а размашистые удары ребром ладони схожи с петушиными ударами крыльями. Вьетнамские версии шаолиньских боевых искусств получили название "тхиеу лам". В рамках тхиеу лам практикуются несколько стилей южно-китайского ушу, в том числе хунцзяцюань, лоханьцюань, юнчунь (винчунь). Создатель стиля Хан Бай в конце XIX века более двадцати лет изучал боевые искусства на юге Китая. Название "шаолиньский кулак лазурных гор" существует с 1946 года, оно было дано мастером Хоанг Ван Лыонгом. Для школы тхиеу лам лям сон характерна изощренная бросковая техника. Внутренний раздел школы развивает медитативные навыки, специфические для ушу, стабилизирует правильное брюшное дыхание и позволяет ощущать местонахождение центра силы тела (даньтянь). В 1938 году мастер Нгуен Лок основал универсальный стиль вьетнамских боевых искусств - вовинам-вьетводао. Его источниками стали заново переосмысленные старинные стили вьетнамского рукопашного боя, В ближнем бою техника вовинам-вьетводао основана на ударах локтями, коленями и головой, широко используются подсечки и подножки, болевые приемы и броски. На дальней дистанции применяются удары кулаками, пальцами, стопами, а также "ножницы" (донг чан) - подбивы и захваты противника ногами на любом уровне от стоп до шеи, в том числе запрыгивание на шею противника. Боевые искусства Вьетнама подразделяются на две большие категории: во туат (бой без оружия) и ководао (бой с оружием).

2. Основы построения тренировочного процесса

Одним из важнейших условий осуществления эффективной тренировки в боевых искусствах является ее оптимальное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц и даже за год невозможно всесторонне подготовиться к ведению поединка. Это длительный многолетний процесс систематического совершенствования в технике, тактике и психофизической подготовке, где последняя играет, наверное, решающую роль.

Организация и построение тренировочного процесса, как единого целого, строится на основе закономерного и последовательного решения системы специфических задач тренировки и самовоспитания. Исходными элементарными звеньями, из которых строится вся подготовка, являются отдельные тренировочные занятия.

Как правило, отдельные занятия организованы в малые циклы или микроциклы. Микроциклы - элементарные, относительно законченные повторяющиеся фрагменты более крупных этапов тренировки. Для самостоятельных занятий наиболее удобная продолжительность микроцикла - неделя. Микроциклы служат как бы блоками, из которых складываются более крупные средние циклы - мезоциклы. Оптимальная продолжительность мезоциклов от 3 до 6 недель. Для самостоятельных занятий удобнее всего установить их продолжительность в месяц. Мезоциклы также видоизменяются в процессе тренировки и, объединяясь, могут образовывать более крупные этапы и периоды тренировки. Они могут служить для выхода на пик спортивной формы к основным соревнованиям. В этом случае планируется три периода подготовки: подготовительный, основной (выход на пик формы) и восстановительный. Однако, это относится только к подготовке к соревнованиям.

Если же подготовка имеет профессионально-прикладную направленность, или преследует цели самообороны, или оздоровительные цели, то построение тренировки будет существенно отличаться от спортивной.

В центре нашего внимания находится цикличность построения тренировочного процесса при отсутствии этапов участия в соревнованиях; отсутствии выраженной фазовости развития спортивной формы; отсутствии четких критериев обще- и специально подготовительных этапов; плавную динамику тренировочных нагрузок.

Анализ литературы и практики свидетельствует, что для практической реализации задачи самостоятельной подготовки в боевых искусствах необходимо иметь целостное представление о логике построения тренировочного процесса на больших отрезках времени. Эта задача может быть решена в рамках годичного цикла подготовки.

Годичный цикл состоит из четырех этапов технико-физической тренировки продолжительностью по 24 недели каждый и этапа общефизической подготовки продолжительностью 4 недели, что соответствует продолжительности отпуска. Каждый из этапов технико-физической тренировки состоит в свою очередь из трех четырехнедельных циклов, имеющих особенности в последовательности и объемах применения средств тренировки.

На первом этапе главной задачей является разучивание техники выполнения основных стоек, передвижений, блоков и ударов. Упражнения для физической подготовки в основных занятиях на этом этапе применяются в рамках решения дополнительных задач. Объем этих упражнений необходимо повышать очень осторожно.

На втором этапе общий объем технической работы не изменяется, но происходит его перераспределение за счет большей доли относительно сложных базовых техник. Необходимо планомерно использовать подготовительные упражнения, что позволяет вносить постоянную коррекцию в технику выполнения приемов и избежать заучивания ошибок.

На третьем этапе увеличивается объем технической работы за счет разучивания новых техник, перераспределения объемов изучаемых техник, выполнения их в усложненных вариантах. Кроме того, на этом этапе уделяется большее внимание разучиванию комбинаций и связок. Эти тенденции характерны и для динамики тренировочных нагрузок на четвертом этапе подготовки.

Следует отметить, что плотность тренировочной нагрузки повышается от этапа к этапу. А так как продолжительность всех основных занятий планируется одинаковой и составляет два часа (20 - 30 мин. на разминку, примерно 70 мин. на разучивание и совершенствование техники, 20 мин. на физподготовку в основной части занятия, 5 - 10 мин. на заминку), то ясно, что плотность и соответственно объем нагрузки могут быть увеличены только за счет сокращения интервалов отдыха в упражнениях и повышения интенсивности работы.

На третьем и четвертом этапах в основных занятиях можно увеличивать объем нагрузок для развития физических качеств. Следует только помнить, что разучивание техники не должно проходить в состоянии утомления. Так как на двух занятиях в неделю невозможно решить все задачи тренировки, то те из них, которые связаны с физической подготовкой, необходимо решать на дополнительных занятиях в утреннее и вечернее время.

Список литературы

    Воронов И. А. Китайская классическая концепция военного обучения.: Автореферат. ...канд. пед. наук. Военный Университет. - М., 1996. - 26 с.

    Воронов И.А. Древние и современные аспекты китайской классической концепции военного обучения. -СПб, 1996.

    Воронов И.А. Секретные боевые искусства Китая. - СПб.: Б&К, 2000. - 242 с.

    Воронов И.А. Психомоторные упражнения «72 воинских искусства Древнего Китая». Методическое пособие. -СПб.; ЛНПС ЦСМ, 1996. - 1.0 п.л.

    Воронов И.А. Четыре психомоторных упражнения. Методическое пособие. -СПб.; ЛНПС ЦСМ, 1996. (в соавторстве). - 0.5 п.л.

    Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. М., «Наука», 1990.

    Захаров Е.Н. и др. Рукопашный бой. Самоучитель.- М.:Культура и традиции, 1994.

    Литманович А.В., Штучная Е.Б. Структура профессиональной подготовленности специалиста по восточным единобртсвам // Теория и практика физической культуры-2000.-№ 12.

    Костяева А.С. Тайные общества Китая в первой четверти XX века. -М., РАН, 1995.

    Никифоров Ю.Б. Опыт применения психорегуляции в подготовке дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегод-ник. - М.: ФиС, 1985.

  1. Женщины и восточные единоборства

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Женщины и восточные единоборства Женское боевое искусство имеет давнюю... конкретное воплощение в роли женщины в единоборствах . Вследствие этого вполне допустимо и даже... вывод, что женщины в истории восточных боевых единоборств играли не последнюю роль. ...

  2. Кикбоксинг в системе единоборств

    Реферат >> Культура и искусство

    Фрагменты традиционных комплексов формальных упражнений восточных единоборств . Композиции в «жестком» стиле воспроизводят... . Кераминас С.А. Формирование навыка тактической подготовки в восточных единоборствах . – Вильнюс, 1984. Киселев В. А. Систематизации...

  3. Психологическая подготовка в единоборствах

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Сопровождающего наиболее сильные удары, в большинстве восточных единоборств переводится как «управление энергией» - «Ки... изучать какой-нибудь из стилей восточных единоборств , то он может воспользоваться отдельными...

Итак, ваше чадо, насмотревшись по телеку на непобедимого Стивена Сигала, ловкого и прыгучего Джеки Чана, благородного Марка Дакаскоса, твердо заявляет, что хочет ходить не на хор или художественную лепку, а на тренировки! Причем не на какие-нибудь, а на карате или кунфу, а то и на тайский бокс.

Какому именно восточному единоборству отдать предпочтение, ваш ребенок пока не определился, а вы и подавно в них не разбираетесь, хотя сами восторгаетесь Ван Даммом, а муж с ностальгией вспоминает фильмы с Брюсом Ли. Как же выбрать из множества секций ту, что подойдет именно вашему сыну или дочурке? Надеемся, вы сможете решить этот вопрос со знанием дела после консультации нашего специалиста.

Наш консультант
старший тренер по неолимпийским видам спорта Госкомспорта Украины, заслуженный тренер Украины по ушу, мастер спорта СССР по самбо Владимир МОШКОВСКИЙ

Ушу/гунфу

Ушу - китайская система психофизических упражнений, имеющая глубокую философскую базу: игнорируя духовную составляющую, нельзя добиться истинного мастерства и физического совершенства. История ушу началась более двух тысяч лет назад. Кстати, в Китае ушу - не просто вид боевого искусства, как он известен во всем мире, а система воспитания человека. Более 80% китайцев воспитывались в школах ушу, где учили читать, писать, а также искусству общения с людьми. Упражнения ушу, выполняемые медленно, напоминают мистический танец, а вот формы (комплексы упражнений) в быстром темпе - прекрасная возможность продемонстрировать потенциал своего тела. В то же время любая форма ушу имеет боевое применение.
Ушу могут заниматься все без исключения: люди разного возраста, пола, телосложения и уровня физической подготовки - одни и те же упражнения индивидуально воздействуют на каждого, являясь одновременно методами внутренней самоподготовки и физической тренировки.
Ушу проникало в другие страны, прежде всего, через общины китайцев-эмигрантов, которые ввели для этого боевого искусства термин-синоним, - гунфу. Со временем его звучание преобразовалось в кунфу. Кунфу еще называют ушу высокого класса. Долгое время под кунфу подразумевались не столько собственно китайские боевые искусства, сколько все те способы боя и оздоровления, которые не попадали под четкую систему карате (например, систему боя, созданную Брюсом Ли, тоже считают кунфу). Одно время ходили легенды о "смертельных касаниях и энергетических ударах", которым якобы учит "великое и ужасное" кунфу. Однако сегодня уже общеизвестно, что научить искусству убивать - не самоцель как ушу в целом, так и кунфу в частности. Это скорее философская система, которая ставит перед человеком задачу самосовершенствования.
Особенности
Гимнастика ушу (таолу) дает равномерную нагрузку на все группы мышц, тем самым формируя идеальную фигуру. Китайские медики установили, что медленные упражнения ушу сжигают калории не хуже, чем аэробика. Так что ушу очень полезно для девочек и женщин.
Кунфу не развивает агрессивность, а скорее учит уходить от конфликтных ситуаций и только в крайнем случае применять боевые навыки.
Когда начинать
Группы оздоровительной направленности - с 5 лет (занятия по 45 минут), группы начальной подготовки - с 6-7 лет (по 1 часу), учебно-тренировочные (с поединками) - с 12 лет (по 1,5 часа). Принесет пользу как мальчикам, так и девочкам.

Джиу-джитсу

"Мягкое искусство" - это одно из древнейших японских боевых искусств. Впоследствии оно было усовершенствовано в Европе. Джиу-джитсу в сущности является прародителем многих видов борьбы - дзюдо, айкидо, карате, самбо. Согласно легенде, один из основателей джиу-джитсу Окаяма Сиробеи подметил, как тонкая ветка дерева прогнулась под тяжестью снега, сбросила его и выпрямилась, в то время как толстая обломалась. Тогда он воскликнул: "Мягкость побеждает зло!" Основа джиу-джитсу - бросковая техника и силовое воздействие на суставы. Немаловажной составляющей является и ударная техника, которая служит для того, чтобы остановить соперника, вывести его из равновесия, а затем провести болевой или удушающий прием. Но родителей это не должно пугать, поскольку в Украине распространено только бесконтактное (с легким контактом) джиу-джитсу.
Особенности
На первый взгляд джиу-джитсу напоминает дзюдо - те же стойка, броски и подсечки. Но если в дзюдо для достижения победы достаточно красиво бросить противника спиной на татами, то в джиу-джитсу требуется еще и бесконтактный (легкоконтактный) удар, бросок противника, а затем проведение болевого или удушающего приема.
Когда начинать

Карате

В дословном переводе означает "пустая рука". Карате - это японское боевое искусство без оружия, основанное на движениях, наилучшим образом использующих законы механики. Карате - не только очень эффективная, но и опасная борьба, ведь всем известны способности каратеистов разбивать кирпичи руками, ногами и даже головой! Но это контактное карате. А вот бесконтактный метод, который и рекомендуется для детей, развивает отличную реакцию, ловкость и выдержку.
Особенности
Одно из наиболее популярных боевых искусств среди девочек и женщин. Однако большинство из них занимаются карате не для участия в состязаниях, а для обучения самообороне, а также вместо шейпинга и аэробики. Большинство поединков среди женщин (как, впрочем, и среди мужчин) проводятся по бесконтактному методу.
Когда начинать
Оздоровительные группы - с 5-6 лет, группы начальной подготовки - с 7-8 лет, учебно-тренировочные - с 10 лет.

При бесконтактном методе все приемы изучаются, но удары не проводятся. На состязаниях в первую очередь оценивается красота движений, а не победа над соперником (как в контактном). В бесконтактных (легкоконтактных) джиу-джитсу и карате все удары должны быть предельно точно рассчитаны - до нескольких миллиметров, чтобы сложилось впечатление контакта. Это очень хорошо для развития внимательности, умения концентрироваться, быстроты и точности реакции.

Taэквoндo

"Ломающий путь рук и ног" - корейский вариант восточных боевых искусств. Общепризнанным основателем таэквондо считается генерал Чой Хон Хи. В детстве он был хилым и болезненным ребенком, что очень беспокоило его родителей. Тогда, овладев карате и су бак до, молодой Чон стал тренироваться, используя обе техники одновременно. В результате юноша не просто поправил здоровье, но и создал боевое искусство, известное ныне во всем мире.
Особенности
Близко к японскому карате, только в тaэквoндo нет бесконтактного метода. Практикуется как чисто спортивный вид единоборств. Тaэквoндo имеет ряд модификаций. Одна из них - тхэквондо - олимпийский вид спорта.
Когда начинать
С 6-7 лет. Предпочтительнее для мальчиков, поскольку это жесткое единоборство.

Айкидо

Родина этого единоборства - Япония. Айкидо - это сугубо система защиты. Все приемы в нем так или иначе связаны с круговыми траекториями. Движение айкидоиста по кругу позволяет не только избежать жесткого столкновения, но и полностью сопровождать движение атакующего. Кроме того, все действия (в айкидо называются техниками) айкидоиста должны быть элегантными, красивыми, но в то же время реальными, то есть гарантирующими защиту. С самых азов этому уделяется большое внимание. Эти принципы верны также и на психологическом уровне. Настоящий мастер должен "видеть" сознание противника и предупреждать все его действия.
Особенности
Развивает не только физические способности, но и духовные качества, чему способствует сама обстановка в зале для тренировок. Во время занятий необходимы постоянная сосредоточенность и безоговорочное выполнение указаний наставника. Только при таких условиях можно избежать травм и добиться хороших результатов.
Когда начинать
С 5-7 лет (и для мальчиков, и для девочек).

Дзюдо

Название этой японской борьбы переводится как "мягкий путь". Дзюдо относится к группе безударных восточных единоборств боевого происхождения, первоначальной целью которых было победить врага, поставив его в беспомощное положение. Дзюдо часто называют искусством самозащиты, так как приемы в нем основаны на использовании движений соперника. Но факты свидетельствуют о том, что в драке дзюдоисты побеждают чаще, чем те, кто владеет другими видами боевых искусств. То есть с помощью приемов дзюдо можно не только защищаться, но и нападать, используя любое движение противника (даже вовсе не агрессивное или спровоцировав его).
Особенности
Это старейший олимпийский вид единоборства среди женщин. Дзюдо подходит для девочек, так как в нем меньше зажимов различных частей тела (чреватых синяками и вздутиями). Кроме того, это "более чистый" вид спорта - в основном тренировки проходят в стойке, в дзюдо на татами внизу не борются (как, например, в самбо).
Когда начинать
С 7-10 лет.

Самбо

Или самооборона без оружия - не восточное единоборство, но все же стоит о нем упомянуть, так как его самый близкий "родственник" - дзюдо. Самбо было создано в России, один из его авторов - Анатолий Харлампиев. Борьба самбо является российской по рождению и интернациональной по своей сущности, поскольку объединяет тысячелетний опыт самых разных народов в области борьбы и самозащиты.
Особенности
Боевое самбо отличается от спортивного тем, что, кроме приемов самообороны, в нем используются удары руками и ногами. А вот разница, например, между самбо и дзюдо заключается в том, что в первом допустимы болевые приемы на ноги, однако не разрешены удушающие, а во втором - наоборот.
Когда начинать
С 7 лет.

Кикбоксинг

Этот вид спорта создан на основе восточных единоборств ("kick" - бить ногой, "boxing" - бокс): карате, тхэквондо, тайского бокса, ушу и английского бокса. По правилам классического кикбоксинга, бой ведется с полным контактом даже для начинающих. Наиболее эффективные удары ногами, заимствованные из восточных единоборств, в сочетании с боксерской техникой рук делают кикбоксинг сбалансированной и универсальной системой. Специфика боев с полным контактом требует от спортсмена особой физической и психологической подготовки. Кроме фул-контакта (полного), есть еще семи-контакт (средний) и лайт-контакт (легкий).
Особенности
В карате, таэквондо, ушу и других восточных направлениях удары руками сведены к минимуму, а в кикбоксинге максимально сохранена боксерская школа. В то же время удары ногами дают кикбоксингу преимущество перед классическим боксом.
Когда начинать
С 9-10 лет.

Маричка СМЕРЕКА

Надо знать
Если вы твердо решили развивать в своем ребенке ловкость, силу и сообразительность, а также умение постоять за себя с помощью какого-либо из видов восточных единоборств или самбо, ваше чадо обязательно должно пройти медосмотр. Это можно сделать в районной поликлинике. Если же вы хотите узнать, какие виды спорта полезны, а какие вредны при определенных заболеваниях, и получить подробные рекомендации спортивных врачей, обратитесь в столичные центры здоровья (см. рубрику "Полезные телефоны") или в областные физкультурные диспансеры.

На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии.

Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.

Этап формирования первых военных школ Восточной Азии приходится на время с 1395 по 1122 гг.до н.э., когда, по китайской хронологии, в верховьях реки Хуанхэ существовала иньская культура шанской эпохи, называемая или Инь, или Шан-Инь, с предположительным центром-столицей в городище Аньян (современная провинция Шэньси). По данным археологических находок оружейных кладов, относящихся к иньской культуре, обнаруженных китайскими и отечественными исследователями. Археологические находки косвенно указывают на существование здесь, уже в иньскую эпоху, военных школ, в которых, при подготовке воинов с целью выполнения задач по защите интересов государства, изучались такие предметы как ратное дело, тактика и стратегия, управлениеколесницами и верховая езда, медицина и философия, астрономия (астрология и хронология) и топография (геомантия). При обучении воинов тактике ведения боя уже тогда учитывались такие факторы как климат и ландшафт, вид вооружения противника, организационная структура войск, способы их построения, степень развития военного искусства.

С точки зрения восточной философии, человек - звено в единой системе мирового развития, боевые искусства - часть этой системы. Таким образом, сочетание физических тренировок и психотренинга позволяло максимально развивать человеческие возможности. Боевая техника становилась таким же видом искусства, как живопись, каллиграфия, стихосложение или медицина.

Следует отметить, что цели занятий боевыми искусствами на Востоке были различны, иногда прямо противоположны, и зависели от религиозных воззрений, социального статуса адептов, но вне зависимости от целей результат был один - совершенствование боевого искусства. Приемы ушу, например, использовались в качестве методов для достижения бессмертия и освобождения от плоти. Это означает, что совершенствование приемов ушу происходило в рамках различных религиозно-философских систем, и доказывает многогранность и многофункциональность боевых искусств. Также можно говорить о развитии ушу «сверху» и «снизу», что придает боевым искусствам триединый характер: помимо монастырского ушу, существовало еще государственное (военное) и народное.

В древности термином «ушу» обозначали любую воинскую подготовку, но в VI-VII веках наметилось разделение между воинскими и боевыми искусствами в Китае. Понятие воинского искусства (бинфа) включало в себя умения вести крупномасштабные сражения, управлять войсками, организовывать тренировку и закалку воинов. Воинские методы были исключительно прагматичны, то есть кроме достижения победы в бою никаких других целей не ставилось, и все приемы боевого искусства преследовали только одну задачу - одержать физическую победу над противником.

Воинские искусства были монополией элиты и аристократической культуры и никогда не ставили таких целей как достижение просветления или очищениедуха. В свою очередь, элементы мистики и даосские воззрения были популярны в народной среде, и именно там формировалась духовная культура ушу. К VI-VII векам в народной среде армейские приемы, получив новое осмысление, включались в систему сложных народных мистерий, ритуалов, боевых танцев и переходили на уровень сложного таинства боевого искусства. Народная среда давала новое, более глубокое содержание формам армейского ушу.

Чань-буддийские монастыри получают широкое распространение в танскую эпоху. VI - X вв. н.э. - время зарождения и расцвета легендарного чаньского монастыря Шаолинь-сы - универсальной военной школы Средневекового Китая. Именно здесь, получает развитие монастырская форма военного обучения и особенно те ее методы, которые позволяли достигать максимально адекватного поведения адепта (воина-монаха) в критической ситуации. Упор делался на индивидуальный учебно-воспитательный процесс. В Шаолинь-сы стекались видные полководцы и военачальники Поднебесной, учиться здесь было огромной честью для любого человека. Военная школа Шаолинь достаточно быстро обросла легендами, некоторые из которых и сегодня не потеряли своей актуальности. Последнее известное учебное пособие по шаолиньской форме «Шаолинь Цигун» было написано одним из хранителей древней традиции Дэ Чанем в 1983 г. Основным методом обучения здесь, во времена династии Мин (1368-1644), стал так называемый метод воплощений - ассоциативного мыслеобразного отождествления себя с тем или иным героем прошлых времен, животным, предметом или явлением объективного мира (деревом, огнем, ветром, водой и т.д.). Этот метод иногда называют «способ отключения сознания», «транс», «мгновенное просветление» и др., но эти термины употребляются чаще переводчиками, чем самими монахами.

К процессу обучения чаньские монахи предъявляли 5 основных требований: постепенность, непрерывность, умеренность, самоконтроль и выдержка, учтивость. Уже в VI веке для поступления в монастырь требовалось сдать экзамен на сообразительность, выносливость, терпение и упорство.

Основой практики в чаньских монастырях стала военная гимнастика, перенявшая принципы Дао-Инь, но переименованный в «формальные комплексы» ТАО-ЛУ......., каждому упражнению которого соответствовала не только определенная янтра (мыслеобразный символ), как в Дао-Инь, но и мантра (звуковое сочетание по типу молитвы), что ранее в военное обучение попытался ввести Гань Бао.

Метод «произношения звуков» получает широкое распространение в манчжурской армии, как система ускоренной массовой подготовки новобранцев к ведению боевых действий. В основу методики был положен принцип психомоторной гимнастики Дао-Инь, но под хоровое произношение, на мотивы народных песен, 32-х четверостиший-мантр, в которых описывалось и боевое действие, и мыслеобраз, и конкретный прием. Сущность метода Ци Цзигуана, описанного им в «Книге о повышении эффективности обучения солдат» заключалась в переносе системы монастырского военного обучения, подкрепленного богатым военно-историческим прошлым Китая, в условия государственной армии с целью осуществления ускоренной подготовки воинов к выполнению задач по «укреплению тела, пресечения предательства и упрочению государства».

Из документальных источников известно, что в тайных обществах Китая эту методику довели до ее совершенства. Минимальные сроки обучения воинов занимали всего 10 суток, причем первый экзамен сдавался уже на четвертые сутки обучения. Комплексное внушающее воздействие позволяло в самые кратчайшие сроки проводить массовую подготовку воинов к участию в реальных боевых действиях. Принцип тай-цзи цюань заключается в том, что все телорасслаблено, акцент делается на умственном усилии, а не на мускульном. Другими словами, последовательность боевых приемов

В триедином характере боевых искусств народное направление позволяло синтезировать мистические элементы монастырского ушу и практику армейских боевых искусств.

Крайне важным обстоятельством является тот факт, что в восточных боевых искусствах существует культ мастера. В Китае мастеров сравнивали с сокровенным зеркалом сюаньцзин - предметом даосской культовой практики, представлявшим собой отполированную круглую металлическую пластину. Зеркалоо бъективно отражает события, само при этом не меняясь. Человек, глядя в него, видит не зеркальную поверхность, а свое отражение. Таков и мастер: его характер, истинный облик являются тайной для абсолютного большинства окружающих. Лишь у мастера прием действительно исходит из сердца. Так обучение ушу обращается в передачу истинной традиции. Наставник ушу - это живое воплощение первооснователей школы, а школа обеспечивает передачу того внутреннего сокровенного знания, в которое посвящен учитель. Для передачи истинной традиции боевого искусства важно, чтобы между учителем и учеником установились взаимоотношения глубочайшей содоверительности - лишь вера в учителя поможет ученику реализовать форму, которую он постигает. Благодаря вере, ученик относится с искренним доверием к стилю, который он изучает, к его истинности и непреходящей ценности, заключенной в нем мудрости.

Безраздельная вера в стиль и учителя задает направление развития, и не позволяет ученику сойти с истинного пути.

Вопрос передачи истинной традиции (чжэньчуань) очень важен для боевых искусств, так как ценно не только умение вести бой и владение приемами, но и овладение духовным потоком, берущим свою силу от древних мудрецов. При этом посредством определенных медитативных упражнений и общения с носителем «истинной передачи» человек приобщался к потоку духа древних мудрецов-мастеров и входил в духовное соприкосновение с ними.

Истинную традицию можно передать только при личностном общении, ее нельзя описать в книге, прочесть и выучить. Подобные взаимоотношения между учителем и учеником, а также проблема передачи истинной традиции характерны не только для боевых искусств Китая. Наиболее ярким подтверждением вышесказанному служит, к примеру, японское айкидо. Его техническое и духовное содержание невозможно передать только словами, здесь главная роль отводится интуиции, а без тесного духовного контакта между учителем и учеником канал интуитивной передачи не действует.

Настоящий учитель должен быть для своего ученика другом, тонко ощущающим его душу. Только в этом случае возможно свободное развитие индивидуальности подопечного. Благодаря общению, построенному на принципе «от сердца к сердцу», в сознание ученика проникают доверие, признательность и прилежание, и он сможет передать в будущем то, что получил от собственного учителя.

Именно утрата «истинной традиции» в обучение является, на мой взгляд, одной из острейших проблем современного педагогического процесса. И в этом состоит особая ценность в изучении и использовании практики обучения восточных боевых искусств.

В наши дни боевые искусства имеют следующую классификацию современных форм: массовые, специализированные, воинские и др. Массовые БИ рассматриваются как народная физическая культура и оздоровительная гимнастика для трудящихся масс, подрастающего поколения и пенсионеров. Специализированные БИ получили развитие в спортивных и медицинских вузах, вновь открывшихся чаньских и даосских монастырях. Воинские СБИ определяются, с одной стороны, как эффективная система рукопашного боя, с другой - система повышения личностных качеств военнослужащих. Под «другими» понимаются формы, которые могут найти применение в самых широких областях современной деятельности человека: космонавтика, фундаментальные исследования, история и т.д.

Боевые искусства различные системы единоборств и самозащиты преимущественно восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в… … Википедия

Боевые искусства - (восточные единоборства) (martial arts), виды борьбы, зародившиеся на Востоке и ныне весьма популярные во всем мире. Б.и. требуют высокой степени физ. подготовки и хорошего владения телом. С одной стороны, они являются ср вом самообороны, а с др … Народы и культуры

Боевое искусство (боевая система) систематизированные приёмы самозащиты и нападения, методы тренировок и обучения ведению поединка с оружием и без оружия (как правило, используется холодное оружие). Нужно разделить понятия единоборство и боевое… … Википедия

Боевое искусство (боевая система) систематизированные приёмы самозащиты и нападения, методы тренировок и обучения ведению поединка с оружием и без оружия (как правило, используется холодное оружие). Нужно разделить понятия единоборство и боевое… … Википедия

- (СлавСтС) русский стиль рукопашного боя, отличительной чертой которого является установка на защиту от нападения нескольких противников, максимальное расслабление во время боя, отсутствие захватов за одежду (конечности) и своеобразная… … Википедия

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Сёриндзи Кэмпо … Википедия

Сенчуков Юрий Юрьевич Род деятельности: писатель, коуч, тренер … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ли (фамилия). Брюс Ли англ. Bruce Lee кит. 李振藩и кит. 李小龍 … Википедия

Англ. Bruce Lee кит. 李振藩и кит. 李小龍 Имя при рождении: Ли Чжэньфань … Википедия

Книги

  • Жизнь. Зарядное устройство. Скрытые возможности вашего организма , Стивен Рассел. Стивен Рассел - автор 15 книг, большинство из которых стали бестселлерами, создатель популярного документального сериала для Би-би-си, продолжает лучшие традиции "босоно­гих докторов",…
  • Корейские боевые искусства , Карамов С.. Сергей Константинович Карамов родился 3 августа 1957 года в семье профессора, доктора медицинских наук. В юности часто болел, его мучили ревматические боли в колене. Окончил медицинский…

Самые кровавые боевые искусства востока

5 (100%) 1 vote

Существует мнение, что боевые искусства востока зародились в Древнем Китае, а уже оттуда разошлись по всему миру. В принципе, эта точка зрения имеет право на существование, но возникает вопрос: что послужило основой для воинского искусства Поднебесной?

Современная археология свидетельствует,что истоки всех единоборств находятся в Древней Индии, а именно - в боевой системе калари-паятту.

Индийское боевое искусство - самая древняя традиция, насчитывающая более 6000 лет. Его считают родоначальником всех боевых искусств. Согласно легенде, создателем этого боевого искусства является Натараджа.

Техника калари-паятту родилась из наблюдений за движениями 8 свирепых животных: слона, льва, тигра, лошади, боевого кабана, боевого петуха, буйвола и кобры.

♦♦♦♦♦

НАСЛЕДНИКИ ШИВЫ

ЕСТЬ множество подтверждений тому, что в древней Индии были хорошо развиты воинские искусства. Это отражено и в мифологии, и в религии, и в искусстве. В основном это относится к способам ведения войны и использованию оружия.

Кришна сражал врагов, метая чакры (с санскрита «чакра» переводится как «колесо»), а оружием служили железные пластины круглой формы. Метали их, целясь противнику в шею, так как острый, как лезвие бритвы, край вращающейся чакры мог обезглавить противника.

Шива пользовался огромным мощным луком, поднять который было не под силу даже самым сильным из простых смертных.

Калари-паятту зародилось в IV веке нашей эры и до сих пор практикуется в штате Керала (Южная Индия).

Хотя его иногда сравнивают с каратэ, это искусство определенно имеет больше общего с кунг-фу. Для калари-паятту характерны большая гибкость, подвижность и легкость, для развития которых использовались массаж с растительными маслами и специальные упражнения.

Хотя калари-паятту и другие национальные виды борьбы и боевых искусств практикуются в современной Индии, они далеко не так распространены, как в былые времена. Во многом это результат влияния индийской философии, умения принимать все как есть и принципов ненасильственного сопротивления.

♦♦♦♦♦

На развитие боевых искусств Индии без сомнения повлияла древнейшая религиозно-философская концепция, которую мы знаем под названием йога (слово «йога» означает концентрацию и сосредоточенность, его можно перевести как «объединение»). Первые относящиеся к йоге письменные упоминания можно найти еще в Ведах.

Если йогу, точнее ее общеразвивающее и оздоровительное направление знают и изучают очень многие жители Запада, то индийские боевые искусства на Западе известны гораздо меньше и пользуются намного меньшей популярностью, чем боевые искусства Китая, Кореи и Японии.

Говорят, что небольшой популярности индийских стилей способствует крайне слабая постановка поединков в индийских фильмах. Но скорее это связано с тем, что с древнейших времен и до наших дней практически все индийские школы боевых искусств были тесно связаны с религиозными сектами и оставались закрытыми для посторонних. Поэтому даже то, что относится к описанию многих индийских стилей, надо рассматривать как легенды.

Например, легенды рассказывают о комплексе традиционных боевых искусств, наводивших ужас на англичан-завоевателей воинов-сикхов. Воины были членами религиозной общины нихангов. Они давали клятву найти смерть в бою. Перед небольшими отрядами нихангов в панике разбегались английские солдаты, имевшие превосходство в численности и вооружении. Оружием сикхов были копья, сабли, дротики и чакры - боевые диски для метания, остро заточенные по краям.

Легенды упоминают также - секту поклонников Кали - богини смерти.


♦♦♦♦♦

Их боевое искусство строилось на использовании специальной узкой шелковой ленты, которой душили противника в соответствии с принципом «не проливать кровь».

Стиль калари-паятту по разным версиям появился во II веке до нашей эры или в IV веке нашей эры. На языке древних темнокожих коренных жителей Индии калари значит «священное место», а слово паятту переводится как «бой», «боевые приемы».

Таким образом, название стиля можно перевести как «бой на священном месте». Это связано с интересной особенностью традиционных занятий - их никогда не проводят на открытой площадке.

Свой вклад в формирование воинской традиции также внесли брамины, поселения которых появились в Керале примерно в VII веке нашей эры. Существовала целая каста «полубрахманов» , которые несколько столетий хранили и формировали воинское искусство.

Позднее возникла каста «наяр»: в обязанности ее представителей входило нести воинскую службу или быть медиком при главе деревни, правителе области или местном радже.

На старинных гравюрах, сделанных уже европейцами, можно видеть воинов этой касты: они сражаются в одной набедренной повязке, с мечом и круглым щитом (как и наши современники, практикующие калари-паятту), или стреляют из лука .

♦♦♦♦♦

Вот как описывает воинов-наяр европеец Джованни Маффеи:

«Мальчики этой касты начинают учиться ремеслу воина с семи лет, делая различные упражнения и втирая в тело кунжутовое масло

- все это под руководством знающих мастеров.

Вследствие подобного обучения они могут гнуться и извиваться так, как будто у них нет костей.

Они замечательные борцы, однако выказывают еще больше умения в обращении с оружием.

Мальчики выходят на бой в одной лишь набедренной повязке, без кирас и шлемов».

Интересно заметить, что в этой касте в некоторых случаях даже девочки обучались воинскому искусству - более того, известно, что несколько женщин весьма преуспели в овладении им. Большая часть современных мастеров калари-паятту относятся к этой касте и ведут свою родословную от времен задолго до прихода английских колонизаторов.

В Керале даже считают, что «если бы не предательство своих, англичане никогда не смогли бы захватить эту землю».

Закат наступил с приходом европейцев и появлением огнестрельного оружия, но само искусство сохранилось у нескольких мастеров в разных местах Кералы: от отца к сыну, от дяди к племяннику оно передавалось из поколения в поколение. Чуть ли не в каждой деревне был свой «калари» с мастером, который учил детей и занимался медицинской практикой.


♦♦♦♦♦

Однако лишь в XX веке самобытная воинская традиция стала осознаваться как часть историко-культурного наследия Кералы, составная образа героико-эпического прошлого.

Тогда же стало использоваться слово калари-паятту. В широкое употребление оно вошло лишь в XX веке, когда помимо интереса к философии, религии, медицине (Аюрведа) и искусству Южной Азии, возник интерес к традиционным боевым искусствам этой части света, сохранившихся до наших дней.

Калари-паятту существует как совокупность нескольких традиций и стилей, с общими особенностями: системой вводных упражнений, которые, вкупе с масляным массажем всего тела, подготовляют практикующего к занятиям и бою; поединки на мечах, кинжалах, копьях и палках; техника «самозащиты без оружия», цель которой - обезоружить противника;

особые медитации и дыхательные упражнения; знание жизненно важных мест (марммам) на теле - которые требуется поразить или защитить;

медицинские знания по излечению ран и повреждений, полученных во время тренировки или на поле боя; ритуалы, которые позволяют практикующему добиться успеха.

♦♦♦♦♦

ТЕХНИКА Боевые искусства востока

ТЕХНИКА калари-паятту включает приемы самозащиты без оружия, использование подручных средств, бамбуковых палок, мечей и щитов, копий, а также воздействие на болевые точки. Важное значение придается духовному самосовершенствованию и развитию гибкости и подвижности.

В Индии, готовя место для занятий, обычно сначала размечают на земле прямоугольник размером 12 на 6 метров. Затем углубляются в землю на 2 метра.

Сверху кладут решетку из прутьев и пальмовые листья, иногда обкладывают стены камнем.

Это позволяет не только скрыться от посторонних взглядов, но и защититься от сильной жары.

Ученики должны входить в помещение для занятий обязательно с правой ноги. Затем следует поклониться залу, помня о том, что он символизирует священное место, на котором сидели древние боги, и коснуться ног гуру (учителя).


♦♦♦♦♦

Впервые приступая к тренировкам, ученик начинает с мейтхари

- физических упражнений, цель которых - достижение контроля, равновесия и выносливости, необходимых для занятий калари-паятту.

Вторая стадия - колтхари - это тренировки с деревянными орудиями разной длины - от полуметра до полутора метров.

Самое важное из них - это оттакол, нечто вроде изогнутой деревянной сабли, которое используют для атаки и обороны жизненно важных точек.

Третья фаза, анкатхари, посвящена обучению работе с металлическим оружием - кинжалом, мечом, копьем, а также борьбе без оружия.

На этом этапе ученик осваивает уруми - гибкий длинный обоюдоострый меч.

Можно выделить два стиля калари - северный и южный. В одном много высоких прыжков и упражнений на развитие гибкости, в другом больший упор идет на работу с оружием.

В боевом искусстве около 30 видов оружия. Это легкие мечи-уруми, тяжелые мечи, гибкий меч (его длина может достигать 6 метров, в традиционной практике он обматывался вокруг тела воина), чурика (нож с защитой для рук, техника владения которым сохранилась только в Индии). Изучается также техника работы с копьем , в индийских школах учеников обязательно обучают стрельбе из лука.

Вообще же во многом оружие Древней Индии по технике владения и по внешнему виду близко оружию Древней Руси.


♦♦♦♦♦

В традиции калари-паятту нет систем «поясов», наград, поощрений и званий. Это искусство является путем физического и духовного развития. Раз в год каждый ученик должен пройти систему полного традиционного аюрведического массажа тела, который помогает увеличить мышечный тонус и обмен веществ, улучшить гибкость и оздоровить организм.
Спортивной составляющей в калари нет.

Изучая это боевое искусство, люди учатся наносить удары в максимальную силу и не останавливать свой удар, поскольку изначально в Индии из-за кастового строя боевыми искусствами имели право заниматься только воины-кшатрии.

Во многом поэтому в калари нет спаррингов, а есть парная работа, которая, в сущности, представляет собой формальный комплекс.

Более того, запрещено всяческое ломание кирпичей, палок и досок, которое любят демонстрировать мастера ушу на показательных выступлениях - с точки зрения аюрведы это крайне вредно для здоровья.

♦♦♦♦♦

КУЛЬТУРА

В КАЛАРИ-ПАЯТТУ находит широкое применение аюрведическая медицина - лечебный массаж с применением специальных масел проходит каждый, кто занимается этой системой. Знаменитые храмовые танцы Индии много заимствовали из этой боевой традиции в плане физической подготовки и передвижения по сцене.

Как часть жизни традиционного индийского общества, калари-паятту связано с традициями - религиозной, йогической, аюрведической. В частности, мармачикитса (лечение жизненно важных точек) - производное от калари-паятту. Это знание было окружено завесой тайны:

«…наблюдай за учеником 12 лет, и лишь после этого делись с ним знанием (о жизненно важных точках).

Не делись этим знанием с жестоким, но лишь с Шива йоги» - так говорится в старинном трактате.


♦♦♦♦♦

В этой традиции известно 108 жизненно важных мест (мармам), поражение которых может привести к смерти.

Однако с их помощью можно также лечить, восстанавливая равновесие элементов в организме - и в калари к мастеру приходят не только затем, чтобы научиться сражаться, но и за лечением. Таким образом, традиционный калари - это и индуистский храм, и зал для тренировок, и место, где лечат.

Также калари-паятту тесно связано с традиционным танцевально-драматическим искусством катакали: содержание постановок - это истории из эпоса и пуран, из героического прошлого Кералы. Представления продолжаются всю ночь, а поскольку разыгрываются сцены баталий, то артистам необходима не только выносливость, но и навык.

Специальные упражнения для контроля над телом и массаж всего тела, необходимые для актеров, имеют своим источником калари-паятту.


♦♦♦♦♦

НОВОЕ ВРЕМЯ

В 1970-1990-е годы в Керале открылось несколько школ калари-паятту, где могут учиться как индусы, так и иностранцы. Одна из самых известных - ISMA - школа боевых искусств Балачандрана Наира. Здесь обучаются десятки мужчин и женщин не только из Индии, но и из других стран.

Студенты совершенствуются в способах самозащиты, в ловкости движений, в човаду, майва-заккам (контроль дыхания, расслабление тела, концентрация энергии). Здесь действует центр Мармачикитса.

История российской школы калари-паятту берет свое начало в 1996 году в Петербурге с приходом учителя-ашана из Индии. Сейчас в ней на постоянной основе занимаются человек 70, а в Москве - немногим более двадцати.



  • Разделы сайта