опытно-экспериментального
и исследовательского занятия в подготовительной группе
«Чудеса в лаборатории»
по теме: « МОЛОКО . МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ »
Воспитатель: Шахова Н.А.
Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.
Задачи:
Обучающая:
формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;
учить детей осознанно относиться к своему питанию.
Развивающая:
обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований , экспериментов , наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;
развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.
Воспитательная:
воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.
Виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование
Оборудование:
белые листы бумаги, где дети будут писать письма;
кисточки для написания писем;
пипетки;
пластиковые стаканчики,
блюдца,
сода,
ватные палочки,
молоко,
вода,
гуашь,
жидкое мыло,
кока-кола,
йод;
набор муляжей молочных продуктов,
подносы;
смайлики для каждого участника с веселым, грустным и хорошим настроением;
мультимедийное оборудование,
презентация по теме занятия
белые халаты;
кулинарные книги с рецептами блюд, книги о здоровой пище
рули от машины …
проведение опыта с молоком и кока-колой;
опыта с молоком, если его оставить в холодильнике и в теплом месте;
чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть.
Я загадки загадаю
До того мудреные!
Кто загадки отгадает,
Попадет в лабораторию.
А в лабораторию непростую, а научную, чудесную.
Готовы к испытанию? Будем загадки разгадывать?
Вам ни только, загадки надо отгадать, но и найти отгадку на нашей выставке продуктов.
Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой,
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!
Молоко
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок!
Мороженое
Догадайтесь, кто такая,
Белоснежная, густая?
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас... Сметана
Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко - и в срок,
Получили мы...
Творожок
Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это...
Сыр
Мы на хлеб его намажем,
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки.
Масло
Дети находят и показывают молочные продукты, которые выставлены на молочной выставке.
Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием!! Все ответы нашли верно!
Может кто-то догадался, и понял, о чем мы сегодня будем говорить? (О молоке и молочных продуктах)
О каких молочных продуктах, мы еще не сказали? (Кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок,…..)
Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике? (Молочные супы, каши, соусы, твороженные запеканки, кофейный напиток, чай с молоком, ленивые вареники…)
Мамы чем любят вас побаловать? Что готовят, стряпают для вас из молочных продуктов? (Блины, оладушки, вареники, шанежки, пончики……)
А если вы не знаете, мама или бабушка как приготовить то или иное блюдо, то как, и где можно узнать? (В книгах о здоровой пище, кулинарных книгах, в интернете, спросить у знакомых, посмотреть телепередачу….) Выставка кулинарных книг и рецептов.
Вот посмотрите на нашу выставку книг , где есть разные рецепты и вы можете узнать какие блюда и как можно приготовить из молока.
Основная часть.
Молодцы, ребята, все загадки отгадали, на трудные вопросы ответили.
Может еще, что-то хотите рассказать о молоке, его свойствах, пользе или вреде?
Проходите все, садитесь(Возле ноутбука)
Рассказ и беседа воспитателя о пользе молока. Показ презентации.
Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко. (Слайд 1 Ребенок пьет материнское молоко, котята пьют молоко).
С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло… (Слайд 2 Фото с молочными продуктами).
Откуда берется молоко? Кто его нам дает? (Коровы)
Знают взрослые и дети,
И известно всей планете,
Нет полезнее с утра –
Выпить чашку молока!
Чтобы были все здоровы,
Нам дает его корова!
А, еще кто? (Козы…)
Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? (Коровье) У козы? (Козье)
На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных? (Слайд 3)
Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс. (Слайд 3).
Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят. (Слайд 4).
А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло. (Слайд 4).
В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с удовольствием. (Слайд 5).
Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества. (Слайд 6).
Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.
Пейте дети молоко – будете здоровы! (Слайд 7).
Дидактическая игра «Какое молоко?»
Давайте поиграем в игру «Какое молоко?» Я называю животное и бросаю вам мяч, а вы ловите и говорите, как называют это молоко. Например: у коровы молоко коровье.
Какое молоко у козы? (Козье)
Какое молоко у лошади? (Лошадиное, кобылье)
Какое молоко у верблюда? (Верблюжье)
Какое молоко у коровы? (Коровье)
Какое молоко у оленя? (Оленье)
Физминутка «Машина едет далеко…» Прослушивание записи песни и выполнение движений по всей группе.
Машина едет далеко, далеко, далеко,
Везет машина молоко, молоко.
Крутятся колеса, машина едет,
Молоко к ребятам скоро приедет!
Ура! Молоко! Давайте пить молоко!
Машина едет через лес, через лес, через лес,
Везет машина геркулес, геркулес.
Есть мы будем кашу, нашу кашу,
Мы накормим Машу, и Сашу, и Дашу!
М-м-м! Какая вкусная каша!
Машина едет по горам, по горам, по горам
Везет лекарства докторам, докторам.
Будут все здоровы, здоровы, здоровы.
Радуются дети и даже коровы.
Му-у-у!
Опыты. Эксперименты. Исследования.
В лабораторию чудес приглашаю всех я вас! В ней мы знания добудем, с молоком дружны мы будем!
Чудеса с молоком.
Чудо 1. СЕКРЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА.
Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание?
Хотите научиться?
С помощью чего мы пишем письма, сообщения? (Ручки, карандаша, бумаги...)
Раньше использовали невидимые чернила. Их называли симпатическими. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение, химический проявитель…)
Может кто-то догадался, что это за невидимые чернила? (Молоко)
Хотите написать секретное письмо? Возьмите листочки, ватные палочки или кисточки и с помощью молока нарисуйте или напишите. Что вы хотите написать или нарисовать для своих родителей? А я хочу нарисовать свое сердце, как я вас всех люблю.
Сейчас надо, чтобы наше молоко высохло и станет невидимым. Когда домой пойдете, заберете свои листики и дадите их прочитать родителям. В понедельник расскажите, смогли это сделать родители или нет.
Я тоже для вас приготовила тайное письмо. Что у меня написано? (Никто прочитать не может) Хотите узнать, о чем в нем написано?
Давайте, проведем еще наши опыты, может, вы сами догадаетесь, как его можно прочитать?
ЧУДО 2. Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?
Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.
Что это у меня? (Молоко и кока-кола)
Что мы делали вчера? (Их смешали)
Что получилось у нас?
ВЫВОД: Молоко потемнело, стало коричневым, НАЧАЛАСЬ РЕАКЦИЯ, МОЛОКО СВЕРНУЛОСЬ, ПОЯВИЛСЯ ОСАДОК В ВВИДЕ ХЛОПЬЕВ.КОКА-КОЛА ВСТУПИЛА В ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ С МОЛОКОМ.
Чудо 3. ОПЫТ С ЙОДОМ.
На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.
А что для этого надо сделать? (???????????????)
Для этого в наше молоко добавим йод.
Что случилось с молоком? (…………..)
ВЫВОД: ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЙОДА С КРАХМАЛОМ ОБРАЗУЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕ ЯРКО-СИНЕГО ЦВЕТА.
РАЗ У НАС МОЛОКО НЕ СТАЛО СИНЕГО ЦВЕТА, ЗНАЧИТ, КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЕМ? (В НЕМ НЕТ КРАХМАЛА)
ЭТО МОЛОКО, КАКОЕ? (ПОЛЕЗНОЕ)
Чудо 4. ОПЫТ «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»
Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)
Почему так говорят?
Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.
Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.
Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.
Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.
В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.
Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит)
ВЫВОД: ПРОИСХОДИТ В МОЛОКЕ РЕАКЦИЯ СОДЫ И ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ. ОНО ПЕНИТСЯ, ВЫДЕЛЯЕТ ПУЗЫРЬКИ, КИПИТ.
Чудо 5 ОПЫТ « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»
Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? (На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)
Чем обычно рисуете? (Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)
А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? (Нет)
Хотите попробовать?
На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).
Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!
А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Вывод: Мы видим взрыв красок. Жидкое мыло вступает в реакцию с молоком и заставляет краски двигаться, оно отталкивает жир, соединяющийся в молоке. Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов: моющее средство снижает поверхность натяжения, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Ну, что, кто-нибудь догадался, как прочитать секретное письмо? Что я вам написала?
Посмотрите, что у меня есть? (Тряпочка и утюг)
Что надо сделать? (Прогладить наше письмо)
ВЫВОД: НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТСЯ В МОЛОКЕ, ПОД ДЕЙСТВИЕМ ТЕПЛА РАЗРУШАЮТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЗАГОРАЕТСЯ САМА БУМАГА. ПРИ ЭТОМ ХИМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУКТЫ ГОРЕНИЯ. ПРИ НАГРЕВАНИИ МОЛОЧНЫХ ПЯТЕН НА БУМАГЕ БЕЛКИ И УГЛЕВОДЫ ОБУГЛИВАЮТСЯ И СТАНОВЯТСЯ ВИДИМЫМИ.
Что же написала я вам в своем письме?
МОЛОДЦЫ!
Рефлексия.
КОМУ ПОНРАВИЛИСЬ СЕГОДНЯШНИИ ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ?
Кто хочет вместе с родителями, попробовать, показать какие чудеса мы с вами сегодня делали?
О каком продукте мы сегодня говорили?
Какой вывод о нем вы можете сделать?
Пейте дети молоко - будете здоровы!
Какое настроение у вас сейчас? Возьмите смайлик с вашим настроением и прикрепите его на доску.
В этом интересном опыте мы из обычного коровьего молока получим твердый материал, похожий на пластмассу.
Примечательно, что с начала 1900-х до примерно 1945 года из такой «молочной» пластмассы делали различные украшения, бусы, пуговицы, авторучки и другие предметы обихода. Для королевы Англии из такого пластика делали ювелирные изделия.
Нам потребуется
- Стакан обычного молока;
- Марля, или очень мелкое сито, или просто кусок хлопковой ткани;
- Воронка (не обязательно);
- Столовая ложка;
- Миска;
- Уксус 9%;
- Небольшая формочка для выпечки.
Для начала подогрейте молоко, чтобы оно стало горячим. Только не доводите его до кипения. Вылейте молоко в миску и добавьте одну столовую ложку уксуса.
Теперь тщательно размешайте полученную смесь. Постепенно вы сможете увидеть, что в миске появляются комочки, похожие на творожные хлопья.
Берем пустой чистый стакан, на него кладем воронку и сверху марлю, сложенную в два слоя. Затем выливаем нашу смесь из миски в марлю.
В марле должно остаться только сухое вещество. Оно должно быть в меру твердым, чем-то напоминающее сухой творог.
Собираем получившееся сухое вещество, плотно его сжимаем в одну массу и выкладываем в форму для выпечки.
Теперь нужно запастись терпением. Нужно поставить форму в холодильник минимум на 48 часов. Через 48 часов можно достать форму из холодильника и извлечь из нее готовые фигурки. Они должны быть твердыми.
Объяснение опыта
Все пластмассы состоят из молекул, которые организованы в длинных цепочках, называемых полимерами. Молоко содержит в себе много молекул белка под названием казеин. Каждая молекула казеина представляет собой мономер, а цепочка казеиновых мономеров представляет собой полимер.
При добавлении уксуса в горячее молоко начали образовываться маленькие белые творожистые кусочки. Происходит это, потому что изменяется кислотность молока, и молекулы казеина реорганизуются в длинные цепочки. Цепочка казеиновых мономеров является полимером.
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
У нас на кухне хранится много вещей, с которыми можно ставить интереснейшие эксперименты для детей. Ну и для себя, честно говоря, сделать парочку открытий из разряда «как я этого раньше не замечал».
сайт выбрал 9 экспериментов, которые порадуют детей и вызовут у них много новых вопросов.
1. Лавовая лампа
Нужны : Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.
Опыт : Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение : Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
2. Личная радуга
Нужны : Емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Опыт : В емкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.
Объяснение : Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в виде радуги.
3. Вулкан
Нужны : Поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, уксус.
Опыт : Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка следует слепить небольшой вулкан - для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса.
Объяснение : Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.
4. Выращиваем кристаллы
Нужны : Соль, вода, проволока.
Опыт : Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли - такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить проволочку с маленькой петелькой на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы. Если наловчиться, можно выращивать довольно крупные кристаллы или узорные поделки на скрученной проволоке.
Объяснение : С остыванием воды растворимость соли понижается, и она начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей проволочке.
5. Танцующая монетка
Нужны : Бутылка, монета, которой можно накрыть горлышко бутылки, вода.
Опыт : Пустую незакрытую бутылку нужно положить на несколько минут в морозилку. Смочить монетку водой и накрыть ею вынутую из морозилки бутылку. Через несколько секунд монетка начнет подскакивать и, ударяясь о горлышко бутылки, издавать звуки, похожие на щелчки.
Объяснение : Монетку поднимает воздух, который в морозилке сжался и занял меньший объем, а теперь нагрелся и начал расширяться.
6. Цветное молоко
Нужны : Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Опыт : Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета - перемешиваться.
Объяснение : Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
7. Несгораемая купюра
Нужны : Десятирублевая купюра, щипцы, спички или зажигалка, соль, 50%-ный раствор спирта (1/2 часть спирта на 1/2 часть воды).
Опыт : В спиртовой раствор добавить щепотку соли, погрузить купюру в раствор, чтобы она полностью пропиталась. Достать щипцами купюру из раствора и дать стечь лишней жидкости. Поджечь купюру и наблюдать, как она горит, не сгорая.
Объяснение : В результате горения этилового спирта образуются вода, углекислый газ и тепло (энергия). Когда вы поджигаете купюру, то горит спирт. Температура, при которой он горит, недостаточна для того, чтобы испарить воду, которой пропитана бумажная купюра. В результате весь спирт прогорает, пламя гаснет, а слегка влажная десятка остается неповрежденной.
9. Камера-обскура
Понадобится:
Фотоаппарат, поддерживающий длинную выдержку (до 30 с);
Большой лист плотного картона;
Малярный скотч (для обклеивания картона);
Комната с видом на что угодно;
Солнечный денек.
1. Заклеиваем окно картоном так, чтобы свет не поступал с улицы.
2. В центре проделываем ровное отверстие (для комнаты глубиной 3 метра отверстие должно быть около 7-8 мм).
3. Когда глаза привыкнут к темноте, на стенах комнаты обнаружится перевернутая улица! Наиболее видимый эффект получится в яркий солнечный день.
4. Теперь получившееся можно снимать на фотоаппарат на длинной выдержке. Выдержка 10-30 секунд подойдет.
Воспитатель: Бирюкова М.М.
Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.
Задачи:
Обучающая:
формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;
учить детей осознанно относиться к своему питанию.
Развивающая:
обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;
развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.
Воспитательная:
воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.
Виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная
детское экспериментирование
Оборудование:
белые листы бумаги, где дети будут писать письма;
кисточки для написания писем;
пластиковые стаканчики,
лимонная кислота,
ватные палочки,
жидкое мыло,
кока-кола,
пищевые красители;
набор муляжей молочных продуктов,
мультимедийное оборудование,
презентация по теме занятия
Предварительная работа:
проведение опыта с молоком и кока-колой;
опыта с молоком, если его оставить в холодильнике и в теплом месте;
чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть.
Я загадки загадаю
До того мудреные!
Кто загадки отгадает,
Попадет в лабораторию.
А в лабораторию непростую, а научную.
Готовы к испытанию? Будем загадки разгадывать?
Вам ни только, загадки надо отгадать, но и найти отгадку на нашей выставке продуктов.
Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой,
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!
Молоко
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок!
Мороженое
Догадайтесь, кто такая,
Белоснежная, густая?
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас... Сметана
Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко - и в срок,
Получили мы...
Творожок
Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это...
Сыр
Мы на хлеб его намажем,
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки.
Масло
Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием!! Все ответы нашли верно!
Может кто-то догадался, и понял, о чем мы сегодня будем говорить? (О молоке и молочных продуктах)
О каких молочных продуктах, мы еще не сказали? (Кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок,…..)
Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике? (Молочные супы, каши, твороженные запеканки, кофейный напиток, чай с молоком, ленивые вареники…)
Основная часть.
Молодцы, ребята, все загадки отгадали, на трудные вопросы ответили.
А сейчас ребята я расскажу вам о пользе молока.
Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко. (Слайд 1 Ребенок пьет материнское молоко, котята пьют молоко).
С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло… (Слайд 2 Фото с молочными продуктами).
Откуда берется молоко? Кто его нам дает? (Коровы)
Знают взрослые и дети,
И известно всей планете,
Нет полезнее с утра –
Выпить чашку молока!
Чтобы были все здоровы,
Нам дает его корова!
А, еще кто? (Козы…)
Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? (Коровье) У козы? (Козье)
На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных? (Слайд 3)
Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс. (Слайд 3).
Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят. (Слайд 4).
А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло. (Слайд 4).
В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с удовольствием. (Слайд 5).
Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества. (Слайд 6).
Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.
Пейте дети молоко – будете здоровы! (Слайд 7).
Физминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на стульчик сели. (Дети садятся.)
В лабораторию чудес приглашаю всех я вас! В ней мы знания добудем, с молоком дружны мы будем!
Чудеса с молоком.
ОПЫТ 1. СЕКРЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА.
Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание?
Хотите научиться?
С помощью чего мы пишем письма, рисуем? (Ручки, карандаша, бумаги...)
Раньше использовали невидимые чернила. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение)
Может кто-то догадался, что это за невидимые чернила есть у нас? (Молоко)
Хотите написать секретное послание? Возьмите листочки, ватные палочки или кисточки и с помощью молока нарисуйте что вы хотите.А я хочу нарисовать свое сердце, как я вас всех люблю.
Сейчас надо, чтобы наше молоко высохло и стало невидимым. В конце занятия мы узнаем какие тайные послания вы нарисовали.
ОПЫТ 2. Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?
Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, и сделать вывод, что полезней молоко или кока-кола, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.
Что это у меня? (Молоко и кока-кола)
Что мы делали вчера? (Их смешали)
Что получилось у нас?
ВЫВОД: Молоко потемнело, стало коричневым, НАЧАЛАСЬ РЕАКЦИЯ, МОЛОКО СВЕРНУЛОСЬ, ПОЯВИЛСЯ ОСАДОК В ВВИДЕ ХЛОПЬЕВ.КОКА-КОЛА ВСТУПИЛА В ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ С МОЛОКОМ.
ОПЫТ 3. ОПЫТ С ЙОДОМ.
На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.
А что для этого надо сделать?
Для этого в наше молоко добавим йод.
Что случилось с молоком?
ВЫВОД: ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЙОДА С КРАХМАЛОМ ОБРАЗУЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕ ЯРКО-СИНЕГО ЦВЕТА.
РАЗ У НАС МОЛОКО НЕ СТАЛО СИНЕГО ЦВЕТА, ЗНАЧИТ, КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЕМ? (В НЕМ НЕТ КРАХМАЛА)
ЭТО МОЛОКО, КАКОЕ? (ПОЛЕЗНОЕ)
ОПЫТ 4. «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»
Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)
Почему так говорят?
Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.
Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.
Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.
Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.
В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.
Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит)
ВЫВОД: ПРОИСХОДИТ В МОЛОКЕ РЕАКЦИЯ СОДЫ И ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ. ОНО ПЕНИТСЯ, ВЫДЕЛЯЕТ ПУЗЫРЬКИ, КИПИТ.
ОПЫТ 5 « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»
Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? (На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)
Чем обычно рисуете? (Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)
А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? (Нет)
Хотите попробовать?
На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).
Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!
А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Вывод: Мы видим взрыв красок. Жидкое мыло вступает в реакцию с молоком и заставляет краски двигаться, оно отталкивает жир, соединяющийся в молоке. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Посмотрите, что у меня есть? (Тряпочка и утюг)
Что надо сделать? (Прогладить наше письмо)
ВЫВОД: НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТСЯ В МОЛОКЕ, ПОД ДЕЙСТВИЕМ ТЕПЛА РАЗРУШАЮТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЗАГОРАЕТСЯ САМА БУМАГА. ПРИ ЭТОМ ХИМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУКТЫ ГОРЕНИЯ. ПРИ НАГРЕВАНИИ МОЛОЧНЫХ ПЯТЕН НА БУМАГЕ БЕЛКИ И УГЛЕВОДЫ ОБУГЛИВАЮТСЯ И СТАНОВЯТСЯ ВИДИМЫМИ.
Что же написала я вам в своем письме?
Рефлексия.
КОМУ ПОНРАВИЛИСЬ СЕГОДНЯШНИИ ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ?
Кто хочет вместе с родителями, попробовать, показать какие чудеса мы с вами сегодня делали?
О каком продукте мы сегодня говорили?
Какой вывод о нем вы можете сделать?
Пейте дети молоко - будете здоровы!
Сюрпризный момент: показ мультфильма «Смешарики-Молочное пари»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого
опытно-экспериментального
и исследовательского занятия в средней группе
«Лаборатория чудес»
по теме: « МОЛОКО. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ »
Воспитатель: Бирюкова М.М.
Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.
Задачи:
Обучающая:
формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;
учить детей осознанно относиться к своему питанию.
Развивающая:
обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований , экспериментов , наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;
развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.
Воспитательная:
воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.
Виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование
Оборудование:
белые листы бумаги, где дети будут писать письма;
кисточки для написания писем;
пластиковые стаканчики,
блюдца,
лимонная кислота,
сода,
ватные палочки,
молоко,
вода,
гуашь,
жидкое мыло,
кока-кола,
йод;
пищевые красители;
набор муляжей молочных продуктов,
мультимедийное оборудование,
презентация по теме занятия
Предварительная работа:
проведение опыта с молоком и кока-колой;
опыта с молоком, если его оставить в холодильнике и в теплом месте;
чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть.
Я загадки загадаю
До того мудреные!
Кто загадки отгадает,
Попадет в лабораторию.
А в лабораторию непростую, а научную.
Готовы к испытанию? Будем загадки разгадывать?
Вам ни только, загадки надо отгадать, но и найти отгадку на нашей выставке продуктов.
Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой,
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!
Молоко
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок!
Мороженое
Догадайтесь, кто такая,
Белоснежная, густая?
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас... Сметана
Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко - и в срок,
Получили мы...
Творожок
Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это...
Сыр
Мы на хлеб его намажем,
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки.
Масло
Дети находят и показывают молочные продукты, которые выставлены на молочной выставке.
Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием!! Все ответы нашли верно!
Может кто-то догадался, и понял, о чем мы сегодня будем говорить? (О молоке и молочных продуктах)
О каких молочных продуктах, мы еще не сказали? (Кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок,…..)
Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике? (Молочные супы, каши, твороженные запеканки, кофейный напиток, чай с молоком, ленивые вареники…)
Основная часть.
Молодцы, ребята, все загадки отгадали, на трудные вопросы ответили.
А сейчас ребята я расскажу вам о пользе молока.
Рассказ и беседа воспитателя о пользе молока. Показ презентации.
Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко. (Слайд 1 Ребенок пьет материнское молоко, котята пьют молоко).
С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло… (Слайд 2 Фото с молочными продуктами).
Откуда берется молоко? Кто его нам дает? (Коровы)
Знают взрослые и дети,
И известно всей планете,
Нет полезнее с утра –
Выпить чашку молока!
Чтобы были все здоровы,
Нам дает его корова!
А, еще кто? (Козы…)
Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? (Коровье) У козы? (Козье)
На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных? (Слайд 3)
Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс. (Слайд 3).
Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят. (Слайд 4).
А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло. (Слайд 4).
В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с удовольствием. (Слайд 5).
Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества. (Слайд 6).
Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.
Пейте дети молоко – будете здоровы! (Слайд 7).
Физминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять
руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на стульчик сели. (Дети садятся.)
Опыты. Эксперименты. Исследования.
В лабораторию чудес приглашаю всех я вас! В ней мы знания добудем, с молоком дружны мы будем!
Чудеса с молоком.
ОПЫТ 1. СЕКРЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА.
Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание?
Хотите научиться?
С помощью чего мы пишем письма, рисуем? (Ручки, карандаша, бумаги...)
Раньше использовали невидимые чернила. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение)
Может кто-то догадался, что это за невидимые чернила есть у нас? (Молоко)
Хотите написать секретное послание? Возьмите листочки, ватные палочки или кисточки и с помощью молока нарисуйте что вы хотите.А я хочу нарисовать свое сердце, как я вас всех люблю.
Сейчас надо, чтобы наше молоко высохло и стало невидимым. В конце занятия мы узнаем какие тайные послания вы нарисовали.
ОПЫТ 2. Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?
Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, и сделать вывод, что полезней молоко или кока-кола, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.
Что это у меня? (Молоко и кока-кола)
Что мы делали вчера? (Их смешали)
Что получилось у нас?
ВЫВОД: Молоко потемнело, стало коричневым, НАЧАЛАСЬ РЕАКЦИЯ, МОЛОКО СВЕРНУЛОСЬ, ПОЯВИЛСЯ ОСАДОК В ВВИДЕ ХЛОПЬЕВ.КОКА-КОЛА ВСТУПИЛА В ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ С МОЛОКОМ.
ОПЫТ 3. ОПЫТ С ЙОДОМ.
На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.
А что для этого надо сделать?
Для этого в наше молоко добавим йод.
Что случилось с молоком?
ВЫВОД : ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЙОДА С КРАХМАЛОМ ОБРАЗУЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕ ЯРКО-СИНЕГО ЦВЕТА.
РАЗ У НАС МОЛОКО НЕ СТАЛО СИНЕГО ЦВЕТА, ЗНАЧИТ, КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЕМ? (В НЕМ НЕТ КРАХМАЛА)
ЭТО МОЛОКО, КАКОЕ? (ПОЛЕЗНОЕ)
ОПЫТ 4. «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»
Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)
Почему так говорят?
Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.
Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.
Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.
Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.
В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.
Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит)
ВЫВОД : ПРОИСХОДИТ В МОЛОКЕ РЕАКЦИЯ СОДЫ И ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ. ОНО ПЕНИТСЯ, ВЫДЕЛЯЕТ ПУЗЫРЬКИ, КИПИТ.
ОПЫТ 5 « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»
Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? (На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)
Чем обычно рисуете? (Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)
А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? (Нет)
Хотите попробовать?
На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).
Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!
А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Вывод: Мы видим взрыв красок. Жидкое мыло вступает в реакцию с молоком и заставляет краски двигаться, оно отталкивает жир, соединяющийся в молоке. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Ну, что, кто-нибудь догадался, как прочитать секретное письмо? Что я вам написала?
Посмотрите, что у меня есть? (Тряпочка и утюг)
Что надо сделать? (Прогладить наше письмо)
ВЫВОД: НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТСЯ В МОЛОКЕ, ПОД ДЕЙСТВИЕМ ТЕПЛА РАЗРУШАЮТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЗАГОРАЕТСЯ САМА БУМАГА. ПРИ ЭТОМ ХИМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУКТЫ ГОРЕНИЯ. ПРИ НАГРЕВАНИИ МОЛОЧНЫХ ПЯТЕН НА БУМАГЕ БЕЛКИ И УГЛЕВОДЫ ОБУГЛИВАЮТСЯ И СТАНОВЯТСЯ ВИДИМЫМИ.
Что же написала я вам в своем письме?
МОЛОДЦЫ!
Рефлексия.
КОМУ ПОНРАВИЛИСЬ СЕГОДНЯШНИИ ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ?
Кто хочет вместе с родителями, попробовать, показать какие чудеса мы с вами сегодня делали?
О каком продукте мы сегодня говорили?
Какой вывод о нем вы можете сделать?
Пейте дети молоко - будете здоровы!
Сюрпризный момент: показ мультфильма «Смешарики-Молочное пари»
Статья на конкурс «био/мол/текст»: Почти всегда мы «на слово» верим тому, что написано на этикетке пищевой продукции. Статья посвящена выявлению примесей в молоке и молочных продуктах и определению их качества в домашних условиях. С помощью опытов, справиться с которыми под силу даже ребенку!
Редакция обращает внимание читателей на то, что эта замечательная статья написана учеником 5-го класса, поэтому некоторые упрощения в ней неизбежны. Но пару неточностей «биомолекула» всё же сочла нужным подправить:-).
Спонсор номинации - , проект, объединяющий профессионалов и энтузиастов в области биологии и биотехнологий.
Генеральным спонсором конкурса, согласно нашему краудфандингу , стал предприниматель Константин Синюшин , за что ему огромный человеческий респект!
Спонсором приза зрительских симпатий выступила фирма «Атлас ».
Мы решили исследовать молоко и молочные продукты, которые потребляем в пищу, и разработать «домашнюю лабораторию» по определению качественного состава молока и молочной продукции. Основные задачи исследования:
- изучить роль молока и молочной продукции в здоровом питании человека;
- выявить опытным путем наличие примесей (крахмала, соды, мела, воды) в молоке и молочной продукции;
- разработать практические рекомендации по определению качественного состава молока и молочных продуктов в домашних условиях.
В ходе исследования было сделано предположение, что в составе молока и молочных продуктов могут оказаться примеси, не заявленные производителем и не предусмотренные стандартом.
Молоко - высокоценный продукт
Роль молока в здоровом питании человека. Виды молока
Молоко - один из ценнейших продуктов питания. По своей ценности молоко превосходит многие другие продукты. Всего двух стаканов молока в день достаточно, чтобы на 30% обеспечить потребность взрослого человека в белке, на 50% в калии и на 75% в кальции и фосфоре.
В России установлена норма потребления молока на человека в год - 325 кг . Именно такое количество молока соответствует требованиям здорового питания. На самом деле россияне потребляют в среднем 248 кг, а жители Ульяновской области - всего 240 кг молока в год .
Самым ценным считается цельное молоко - молоко без добавления каких-либо веществ, в том числе воды, с природной жирностью, которая у каждого животного бывает разная (от 2,6 до 6%) . То есть подоили коровку или козочку - и получили это самое «правильное» молоко.
Нормализованное молоко - это продукт, полученный из молока и доведенный до необходимо процента жирности путем перемешивания этого продукта с молоком другой жирности или с обезжиренным .
Сухое молоко получают путем высушивания обычного коровьего молока при очень высокой температуре (около 170 °C) .
Молоко восстановленное - это молоко, полученное при добавлении воды к сухому молоку. То есть взяли сухое молоко, развели его водой - и вот оно, восстановленное молоко. В некоторых странах такое молоко запрещено к продаже, поскольку при сушке в нем образуются потенциально вредные вещества (оксистеролы , в большом количестве провоцирующие развитие атеросклероза), гибнут полезные микроорганизмы, разрушаются витамины. В России такое молоко должно называться «молочным напитком», а не молоком .
Виды обработки молока
По пути от коровы до потребителя молоко подвергается обработке с целью уничтожения микробов и увеличения срока хранения.
В пищу лучше использовать молоко пастеризованное, так как в нем сохраняется больше витаминов и полезных бактерий.
Крахмал и другие примеси в молоке и молочной продукции
В современных магазинах огромное разнообразие молочных продуктов. Это - йогурты, творог и творожки, мороженое...
Но чтобы сохранить свое здоровье, важно употреблять в пищу качественные молочные продукты. Не секрет, что многие производители добавляют в них различные пищевые добавки - например, крахмал, соду, мел или просто разбавляют молоко водой. Чтобы молоко долго не закисало, в него добавляют антибиотики, которые подавляют рост нежелательных бактерий, но в то же время губят и полезных.
Крахмал подмешивают для придания молоку, сливкам, сметане и йогуртам бóльшей густоты. Крахмал бывает природный, который содержится в клетках овощей, фруктов, злаков, орехов и безопасен для организма человека. Но выделенный в чистом виде - в виде белого порошка, - он уже менее безобиден: в ЖКТ он легче расщепляется до глюкозы и быстрее повышает уровень инсулина. А бывает крахмал модифицированный (химически, а не генетически, измененный), свойства которого зависят от типа модификации: например, устойчивый крахмал (Е1442) даже полезен - он стимулирует рост полезных бактерий в кишечнике. В России и других странах разрешено использовать несколько видов модифицированного крахмала, но избыточного употребления любых крахмалов лучше избегать.
Рисунок 6. Эксперименты в лаборатории при ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА
Для опытов использовали три вида молока для детского питания:
- Молоко «Крепыш», стерилизованное, 3,2%.
- Молоко «Крепыш», стерилизованное, витаминизированное, 3,2%.
- Молоко «Агуша», стерилизованное, 2,5%.
В чашку Петри налили по 2 мл всех трех образцов молока. Добавили по 4 мл (т.е. вдвое больше) спирта (подкрашенного «зеленкой» для наглядности). Молочный белок казеин имеет свойство сворачиваться под воздействием спирта. Если продукт качественный, то жидкость почти мгновенно (в течение 3–7 секунд) превратится в хлопья. Чем больше воды добавлено в продукт, тем дольше этот белок будет сворачиваться - больше требуется времени для появления хлопьев (рис. 7).
Рисунок 7. Исследование реакции молочного белка (казеина) на спирт
Исследование проводили в трехкратной повторности. Результаты опытов были следующими:
- Хлопья образовались в среднем через 4–6 секунд.
- Хлопья образовались в среднем через 2–3 секунды.
- Хлопья ни в одной из трех проб не образовались.
Вывод: образец молока под № 3 имеет пониженное содержание белка, возможно, разбавлен водой. Это молоко «Агуша», стерилизованное, 2,5%.
Тест на скисание
Мы разлили молоко в пробирки по 5 мл (рис. 8). Образцы отстаивали в течение суток при комнатной температуре. Чистый продукт должен скиснуть, образовав сверху слой сливок. Если сливок не образуется, то молоко обезжирили. Если молоко не скисло, то в нем есть что-то лишнее (возможно, антибиотик).
Исследование проводили в трехкратной повторности. Результаты были следующими:
- Слой сливок составил в среднем 1,5 мм на 5 мл молока.
- Слой сливок составил в среднем 1 мм на 5 мл молока.
- Сливки ни в одной из трех проб молока не образовались, молоко за сутки не скисло.
Рисунок 8. Проба отстаивания
Выводы:
- Образец молока № 2 содержит пониженное содержание жира, меньше чем образец № 1, хотя на этикетке заявлен одинаковый процент жирности - 3,2.
- Образец молока № 3 содержит примеси, которые не позволяют ему скисать - возможно, это антибиотики или консерванты.
Выявление в молоке примесей соды и мела
Чтобы молоко долго не портилось, производители добавляют в него мел или соду. Выявить эти примеси в молоке (если только производитель не нормализовал уровень рН молока после их добавки) можно добавлением уксусной кислоты - молоко мгновенно скиснет (створожится), а появление пены будет свидетельствовать о наличии мела или соды в молоке (рис. 9).
Рисунок 9. Выявление в молоке примесей соды и мела
В ходе опыта при добавлении уксусной кислоты молоко во всех трех образцах створожилось (рис. 10).
Рисунок 10. Результаты выявления в молоке примесей соды и мела
Вывод: образцы молока не содержат примесей мела и соды.
Чтобы убедиться в правильности проводимого эксперимента, мы добавили в молоко небольшое количество соды, а затем уксусную кислоту. Образовалась пена (рис. 11). Наличие мела в молоке также дает о себе знать пеной.
Рисунок 11. Оценка достоверности эксперимента по выявлению в молоке примесей соды и мела
Вывод: результаты опыта по выявлению примесей соды и мела в молоке можно считать вполне достоверными. Следует отметить, что достоверность эксперимента будет абсолютна, если после добавки примесей довести рН молока до исходного уровня.
Определение наличия примесей соды и мела в молоке в лабораторных условиях
Для выявления в молоке соды брали индикаторные полоски. Обмакивали эти полоски в молоко и путем сопоставления цвета полоски с эталонной шкалой определяли кислотность молока (рис. 12).
Рисунок 12. Определение наличия примесей соды и мела в молоке в лабораторных условиях
Нормой считается 6–7 единиц. Результаты опыта показали следующее:
- образец № 1 - pH=7 (тест-полоска изменила цвет на слегка оранжевый);
- образцы №№ 2 и 3 - pH=6 (тест-полоска изменила цвет на ярко-желтый).
Вывод: Ни в одном из образцов примесей соды не обнаружено.
Достоверность опыта проверяли путем добавления в молоко соды. Обмакнув тест-полоску в молоко с содой, увидели изменение цвета на зеленый, что соответствует щелочной среде (pH=9) (рис. 13).
Рисунок 13. Проверка чистоты эксперимента по выявлению примесей соды и мела в молоке
Вывод: результаты опыта по выявлению примесей соды и мела в молоке можно считать вполне достоверными. Как и в предыдущем опыте, чистота эксперимента будет абсолютна, если после добавки примесей довести рН молока до исходного уровня.
Заключение
В ходе проведенных экспериментов наша гипотеза подтвердилась. В составе отдельных образцов молока и молочных продуктов были обнаружены примеси, не заявленные производителем.
Мы разработали набор «Домашняя лаборатория молока» для проведения экспертизы молочной продукции в домашних условиях, который состоит из реактивов и инструкции по применению.
Выявление примесей крахмала в молоке осуществляют путем добавления 2–3 капель йода в молоко (2 мл). О наличии примесей свидетельствует изменение цвета молока на голубой или фиолетовый.
Для выявления пониженного содержания белка в молоке к 2 мл молока добавляют 4 мл спирта. Реакцию учитывают по скорости створаживания. Молоко с высоким содержанием белка створаживается мгновенно. Причиной низкого содержания белка в молоке может быть разбавление его водой.
Для выявления молока с пониженным содержанием молочного жира проводят пробу отстаивания в течение суток при комнатной температуре. Реакцию учитывают по степени скисания молока. Если отсутствует слой сливок, то молоко обезжиренное. При замедлении или отсутствии процесса скисания в молоко добавлены антибиотики или консерванты.
Для выявления в молоке примесей мела и соды к 2,5 мл образца добавляют уксусную кислоту (2–3 капли). Появление пены свидетельствует о наличии примесей.
Еще один способ выявления в молоке соды основан на использовании индикаторных полосок (продаются в аптеке). Реакцию выявляют по изменению цвета тест-полоски и сопоставления ее с эталонной шкалой. Нормой считается кислотность 6–7 единиц. Превышение нормы означает наличие в молоке примесей соды.
Разработанный набор «Домашняя лаборатория молока» можно применять в жизни широким кругом лиц.
Выражаю благодарность моим наставникам за помощь в проведении исследования и оформлении материалов: учителю МОУ Октябрьский сельский лицей Локтиной Раисе Васильевне и научному консультанту Васильевой Юлии Борисовне, кандидату ветеринарных наук, доценту кафедры микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и ветеринарно-санитарной экспертизы ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА. »;;