Тесты для определения уровня физических качеств. Диагностика физического развития. Тестирование физических качеств

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования РФ

Московский Государственный Областной Университет

Факультет физической культуры

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Тестирование физических качеств учащихся основной школы»

Выполнила

студентка 4 курса 41группы ФФК

Москва 2009 г.

Введение

Глава 1. Представления о теории тестов физической подготовленности

2.1. Задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Организация исследования

Глава 3. Методы и процедуры измерения двигательных способностей

3.1. Методика проведения тестирования физических качеств

3.2. Общие указания по методике тестирования

3.3. Сравнительный анализ учащихся 7а и 7б классов

Список литературы

Введение

Актуальность. Проблема тестирования физической подготовленности человека - одна из наиболее разработанных в теории и методике физического воспитания. За последние десятилетия здесь накоплен огромный и самый разнообразный материал: определение задач тестирования; обусловленность результатов тестирования разными факторами; разработка тестов для оценки отдельных кондиционных и координационных способностей; программы тестов, характеризующие физическую подготовленность детей и подростков от 11 до 15 лет, принятые в Российской Федерации, в других странах СНГ и во многих зарубежных странах.

Тестирование двигательных качеств школьников является одним из наиболее важных и основных методов педагогического контроля.

Оно помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей, оценивать качество технической и тактической подготовленности. На основе результатов тестирования можно:

сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп, проживающих в разных регионах и странах;

проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях;

осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов;

выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий;

наконец, обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей и подростков.

Наряду с научными задачами в практике разных стран задачи тестирования сводятся к следующему:

научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;

стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния (формы);

знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определенное время;

стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, сколько за запланированное повышение личных результатов.

В данной работе мы будем опираться на те тесты, которые рекомендованы в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1 -- 11 классов общеобразовательной школы» подготовленные В.И. Ляхом и Г.Б. Мейксоном.

Цель исследования: обосновать методику тестирования физических качеств учащихся основной школы.

Гипотеза исследования: использование тестирования является точным, информативным методом определения развития физических качеств.

Объект исследования: тестирование как метод педагогического контроля.

Предмет исследования: тестирование качеств учащихся.

Глава 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕОРИИ ТЕСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

1.1 Краткие исторические сведения о теории тестирования двигательных способностей

Измерениями двигательных достижений человека люди интересуются с давних пор. Первые сведения об измерении расстояния, на которое совершали прыжки в длину, относятся к 664 г. до н. э. На XXIX Олимпийских играх древности в Олимпии Хионис из Спарты прыгнул на расстояние в 52 стопы, что равно примерно 16,66 м. Ясно, что здесь идет речь о неоднократном прыжке.

Известно, что один из родоначальников физического воспитания -- Гутс-Мутс (J. Ch. F. Guts-Muts, 1759--1839) измерял моторные достижения своих учеников и осуществлял точные записи их результатов. А за улучшение достижений награждал их «премиями» -- дубовыми венками (G. Sorm, 1977). В тридцатые годы XIX в. Эйселен (Е. Eiselen), сотрудник известного немецкого педагога Яна (F. L. Yahn), на основании выполненных измерений составил таблицу для определения достижений в прыжках. Как видно, она содержит три градации (табл. 1).

Таблица 1. - Результаты в прыжках (в см) мужчин (источник: К. Mekota, P. Blahus, 1983)

Заметим, что уже в середине XIX в. в Германии при определении длины или высоты прыжка рекомендовали учитывать параметры тела.

Точные измерения спортивных достижений, в том числе рекордных, ведутся с середины XIX в., а регулярно -- с 1896 г., с Олимпийских игр современности.

Достаточно давно люди пытаются измерить и силовые способности. Первая любопытная информация по этому поводу относится к 1741 г., когда, используя простые приборы, удалось измерить силу борца Томаса Тофама. Он поднял вес, масса которого превышала 830 кг (G. Sorm, 1977). Силовые возможности учеников измеряли уже Гутс-Мутс и Ян, используя для этого простые силомеры. А вот первый динамометр, прародитель современного динамометра, сконструировал Райнигер во Франции в 1807 г. В практике физического воспитания учащихся гимназии в Париже его применил Ф. Аморос (F. Amoros) в 1821 г. В XIX в. для измерения силы использовали также поднимание туловища в висе на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре, поднимание тяжестей.

Предвестниками современных батарей тестов для определения физической подготовленности являются спортивно-гимнастические многоборья. В качестве первого выделяют античное пятиборье, введенное в практику на XVIII Олимпийских играх древности в 708 г. до н. э. В его состав входило метание диска, копья, прыжок, бег и борьба. Десятиборье, которое мы знаем, впервые было включено в программу соревнований на III Олимпийских играх (Сент-Луис, США, 1904), а современное пятиборье -- на V Олимпийских играх (Стокгольм, Швеция, 1912). Состав упражнений в этих конкуренциях гетерогенен; спортсмену нужно проявить подготовленность в разных дисциплинах. Итак, он должен быть разносторонне физически подготовлен.

Вероятно, с учетом этой идеи примерно в эти же сроки (начало XX в.) для детей, молодежи и взрослых ввели в практику комплексы упражнений, всесторонне определяющие физическую подготовленность человека. Впервые такие комплексные испытания были введены в Швеции (1906), затем в Германии (1913) и еще позднее -- в Австрии и СССР (России) -- комплекс «Готов к труду и обороне» (1931).

Предшественники современных двигательных тестов возникли в конце XIX -- начале XX в. В частности, Д. Саржент (D. A. Sargent) ввел в практику Гарвардского университета «силовой тест», который, кроме динамометрии и спирометрии, включал в себя отжимание рук в упоре, поднимание и опускание туловища. Уже с 1890 г. этот тест стал использоваться в 15 университетах США. Француз Г.Хеберт (G. Hebert) создал тест, публикация о котором появилась в 1911 г. В его состав входит 12 двигательных заданий: бег на разные дистанции, прыжок с места и с разбега, бросок, многократное поднимание 40-килограммового снаряда (веса), плавание и ныряние.

Кратко остановимся еще на источниках информации, в которых рассматриваются результаты научных исследований врачей и психологов. Исследования врачей вплоть до конца XIX в. были ориентированы чаще всего на изменение внешних морфологических данных, а также на идентификацию асимметрии. Используемая в этих целях антропометрия шла в ногу с применением динамометрии. Так, бельгийский врач А. Кветелет (A. Quetelet), проведя обширные исследования, в 1838 г. опубликовал работу, согласно которой средние результаты становой силы (позвоночника) 25-летних женщин и мужчин равны соответственно 53 и 82 кг. В 1884 г. итальянец А. Моссо (A. Mosso) исследовал мышечную выносливость. Для этого он применил эргограф, который позволил ему наблюдать развитие утомления при многократном сгибании пальца.

Современная эргометрия берет свое начало с 1707 г. Тогда уже был создан прибор, позволявший измерить пульс в минуту. Прототип сегодняшнего эргометра сконструировал Хирн (G. A. Him) в 1858 г. Циклоэргометры и беговые дорожки были созданы позднее, в 1889--1913 гг.

В конце XIX -- начале XX в. начинаются систематические исследования психологов. Изучается время реакции, разрабатываются тесты для определения координации движений и ритма. Понятие «время реакции» ввел в науку австрийский физиолог С. Экс-нер (S. Ехпег) в 1873 г. Ученики основателя экспериментальной психологии В. Вундта (W. Wundt) в созданной в 1879 г. лаборатории в Лейпциге провели обширные измерения времени простой и сложной реакций. Первые испытания координации движений включали в себя теппинг и разные виды прицеливания. Одной из первых попыток изучения прицеливания является тест X. Френкеля (Н. S. Frenkel), предложенный им в 1900 г. Суть его состояла в том, чтобы удерживать указательный палец во всякого рода отверстиях, кольцах и т. п. Это прототип современных тестов «на статический и динамический тремор».

Пытаясь определить музыкальный талант, в 1915 г. Сишор (С. Е. Seashore) исследовал способность к ритму.

Теория тестирования ведет свой отсчет, однако, с конца XIX -- начала XX в. Именно тогда были заложены основы математической статистики, без которой современная теория тестов обойтись не может. На этом пути несомненные заслуги принадлежат генетику и антропологу Ф. Гальтону (F. Galton), математикам Пирсону (Pearson) и У. Йоле (U. Youle), математику-психологу Спирмену (С. Spearman). Именно эти ученые создали новую ветвь биологии -- биометрию, в основе которой измерения и статистические методы, такие, как корреляция, регрессия и др. Созданный Пирсоном (1901) и Спирменом (1904) сложный математико-статический метод -- факторный анализ -- позволил английскому ученому Барту (С. Burt) применить его в 1925 г. к анализу результатов моторных тестов учащихся лондонских школ. В результате были идентифицированы такие физические способности, как сила, быстрота, ловкость и выносливость. Выделился также фактор, названный «общая физическая подготовленность». Несколько позднее вышла в свет одна из наиболее известных работ американского ученого Мак Клоя (С.Н.McCloy, 1934)-- «Измерение общих двигательных способностей». К началу 40-х гг. ученые приходят к выводу о сложной структуре двигательных способностей человека. Используя разные моторные тесты в сочетании с применением параллельно разрабатываемых математических моделей (одно- и многофакторный анализ), в теорию тестирования прочно вошли понятия о пяти двигательных способностях: силе, быстроте, координации движений, выносливости и гибкости.

Двигательные тесты в бывшем СССР были использованы для разработки контрольных нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (1931). Известен тест двигательных способностей (главным образом координации движений), который для детей и молодежи предложил Н. И. Озерецкий (1923). Работы по измерению двигательных способностей детей, молодежи примерно в эти же сроки появились в Германии, Польше, Чехословакии и других странах.

Значительные успехи в развитии теории тестирования физической подготовленности человека приходятся на конец 50-х и 60-е гг. XX в. Основоположником этой теории, вероятнее всего, является американец Мак Клой, выпустивший в соавторстве с М. Юнгом (М. D. Young) в 1954 г. монографию «Тесты и измерение в здравоохранении и физическом воспитании», на которую впоследствии опирались многие авторы подобных работ.

Большое теоретическое значение имела и до сих пор имеет книга «Структура и измерение физических способностей» известного американского исследователя Е.А. Флейшмана (1964). В книге не только отражены теоретические и методологические вопросы проблемы тестирования данных способностей, но и изложены конкретные результаты, варианты подходов, исследования надежности, информативности (валидности) тестов, а также представлен важный фактический материал по факторной структуре двигательных тестов различных двигательных способностей.

Большое значение для теории тестирования физических способностей имеют книги В.М. Зациорского «Физические качества спортсмена» (1966) и «Кибернетика, математика, спорт» (1969).

Краткие исторические сведения по тестированию физической подготовленности в бывшем СССР можно найти в публикациях Е.Я. Бондаревского, В. В. Кудрявцева, Ю.И. Сбруева, В.Г. Панаева, Б.Г. Фадеева, П.А. Виноградова и др.

Условно можно выделить три этапа тестирования в СССР (России):

1-й этап -- 1920--1940 гг.-- период массовых обследований с целью изучения основных показателей физического развития и уровня двигательной подготовленности, появление на этой основе нормативов комплекса «Готов к труду и обороне».

2-й этап -- 1946--1960 гг.-- изучение двигательной подготовленности в зависимости от морфофункциональных особенностей с целью создания предпосылок для научно-теоретического обоснования их взаимосвязи.

3-й этап -- с 1961 г. по настоящее время -- период комплексных исследований физического состояния населения в зависимости от климатогеографических особенностей регионов страны.

Исследования, выполненные в этот период, показывают, что показатели физического развития и двигательной подготовленности людей, проживающих в различных регионах страны, обусловлены влиянием биологических, климатогеографических, социально-экономических и других как постоянных, так и переменных факторов. По разработанной единой комплексной программе, состоящей из четырех разделов (физическая подготовленность, физическое развитие, функциональное состояние основных систем организма, социологическая информация), в 1981 г. было проведено комплексное обследование физического состояния населения разного возраста и пола различных регионов СССР.

Несколько позже наши специалисты отметили, что уже более 100 лет изучается уровень физического развития и подготовленности человека. Однако, несмотря на относительно большое число работ в этом направлении, провести глубокий и всесторонний анализ полученных данных не представляется возможным, так как исследования проводились с различными контингентами, в разные сезонные периоды, с использованием различных методик, программ тестирования и математико-статистической обработки полученной информации.

В этой связи основной упор был сделан на разработку методологии и организации унифицированной системы сбора данных с учетом метрологических и методических требований и создание банка данных на ЭВМ.

В середине 80-х гг. прошлого века было проведено массовое всесоюзное обследование около 200000 человек от 6 до 60 лет, которое подтвердило выводы предыдущего исследования.

С самого начала возникновения научных подходов к тестированию физической подготовленности человека исследователи стремились получить ответы на два основных вопроса:

какие тесты должны быть отобраны для оценки уровня развития конкретной двигательной (физической) способности и уровня физической подготовленности детей, подростков и взрослых;

сколько нужно тестов, чтобы получить минимальную и вместе с тем достаточную информацию о физическом состоянии человека?

Единых представлений в мире по этим вопросам пока не выработано. Вместе с тем представления о программах (батареях) тестов, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков от 6 до 17 лет, принятые в разных странах, все более сближаются.

1.2 Понятие «тест» и классификация двигательных (моторных) тестов

Термин тест в переводе с английского языка означает «проба, испытание».

Тесты применяются для решения многих научных и практических задач. Среди других способов оценки физического состояния человека (наблюдение, экспертные оценки) метод тестов (в нашем случае -- двигательных или моторных) является главным методом, используемым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах («учении о движениях», теории и методике физического воспитания).

Тест -- это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. Таких измерений может быть очень много, в том числе на основе использования самых разнообразных физических упражнений. Однако далеко не каждое физическое упражнение или испытание можно рассматривать как тест. В качестве тестов могут использоваться лишь те испытания (пробы), которые отвечают специальным требованиям:

должна быть определена цель применения любого теста (или тестов);

следует разработать стандартизированную методику измерения результатов в тестах и процедуру тестирования;

необходимо определить надежность и информативность тестов;

результаты тестов могут быть представлены в соответствующей системе оценки.

Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называются тестированием, а полученное в ходе измерений числовое значение -- результатом тестирования (теста). Например, прыжок в длину с места -- это тест; процедура проведения прыжков и измерение результатов -- тестирование; длина прыжка -- результат теста.

В основе тестов, используемых в физическом воспитании, лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные задания). Такие тесты называются двигательными или моторными.

В настоящее время еще не существует единой классификации двигательных тестов. Известна классификация тестов по их структуре и по их преимущественным показаниям (табл. 2).

Как следует из таблицы, различают единичный и комплексный тесты. Единичный тест служит для измерения и оценки одного признака (координационной или кондиционной способности). Поскольку, как видим, структура каждой координационной или кондиционной способности является сложной, то с помощью такого теста оценивается, как правило, только один компонент такой способности (например, способность к равновесию, быстрота простой реакции, сила мышц рук).

Таблица 2. - Формы тестов и возможности их применения (по Д.Д. Блюме, 1987)

Измеряемая способность

Признак структуры

Единичный тест

Элементарный тест, содержащий одну двигательную задачу

Одна способность или аспект (компонент) способности

Одна задача теста, одна окончательная оценка теста

Тест на равновесие, тремометрия, тест для оценки способности к соединению, тест на оценку ритма

Учебный тест

Одна или несколько задач теста. Одна окончательная оценка теста

Общий учебный тест

Тестовая серия

Одна задача тестов с вариантами или несколько задач повышенной трудности

Тест для оценки способности к соединению (связи)

Комплексный тест

Комплексный тест, содержащий одну задачу

Несколько способностей или аспектов (компонентов) одной способности

Одна задача теста, несколько окончательных оценок

Прыжковый тест

Тест многоразовых задач

Несколько тестовых задач, выполняющихся последовательно, несколько окончательных оценок

Тест многоразовых реакций

Тестовый профиль

Несколько тестов, несколько окончательных оценок

Координационная задача

Тестовая батарея

Несколько тестов, одна тестовая оценка

Тестовая батарея для оценки способности обучаться движения

С помощью учебного теста оценивается способность к двигательному обучению (по разности окончательной и начальной оценок за определенный период обучения технике движений).

Тестовая серия дает возможность один и тот же тест использовать в течение длительного времени, когда измеряемая способность существенно улучшается. При этом задачи теста по своей трудности последовательно повышаются. К сожалению, эта разновидность теста пока недостаточно используется как в науке, так и на практике.

С помощью комплексного теста оценивается несколько признаков или компонентов разных или одной и той же способности, например прыжок вверх с места (со взмахом рук, без взмаха рук, на заданную высоту). На основании этого теста можно получить информацию об уровне скоростно-силовых способностей (по высоте прыжка), координационных способностей (по точности дифференцирования силовых усилий, по разности высоты прыжка со взмахом и без взмаха рук).

Тестовый профиль состоит из отдельных тестов, на основании которых оцениваются или несколько различных физических способностей (гетерогенный тестовый профиль), или разные проявления одной и той же физической способности (гомогенный тестовый профиль). Результаты теста могут быть представлены в форме профиля, что дает возможность сравнивать индивидуальные и групповые результаты.

Тестовая батарея состоит также из нескольких отдельных тестов, результаты которых сводятся в одну окончательную оценку, рассматриваемую в одной из оценочных шкал (см. главу 2). Как и в тестовом профиле, различают гомогенную и гетерогенную батареи. Гомогенная батарея, или гомогенный профиль, находит применение в оценке всех компонентов комплексной способности (например, способности к реакции). При этом результаты отдельных тестов должны быть тесно взаимосвязаны (должны коррелировать).

В тестах многоразовых задач испытуемые последовательно выполняют двигательные задания и за каждое решение двигательной задачи получают отдельные оценки. Эти оценки могут состоять в тесной связи друг с другом. Посредством соответствующих статистических расчетов можно получить дополнительную информацию об оцениваемых способностях. Примером могут служить последовательно решаемые задания прыжкового теста (табл. 3).

Таблица 3. - Последовательно решаемые задания прыжкового теста

Задача теста

Оценка результата

Способность

Максимальный прыжок без взмаха рук

Прыжковая сила

Максимальный прыжок вверх со взмахом рук

Прыжковая сила и способность к соединению (связи)

Максимальный прыжок вверх со взмахом рук и подскоком

Способность к соединению (связи) и прыжковая сила

10 прыжков со взмахом рук на расстояние, равное 2/3 от максимальной высоты прыжка, как в задаче 2

Сумма отклонений от заданной отметки

Способность к дифференцированию силовых параметров движений

Разность между результатами за решение одной задачи и двух задач

Способность к соединению (связи)

(по Д.Д. Блюме, 1987)

В определении двигательных тестов указывается, что они служат оценке двигательных способностей и частично моторных навыков. В самом общем виде выделяют кондиционные тесты, координационные тесты и тесты для оценки двигательных умений и навыков (техники движений). Такая систематизация является, однако, еще слишком общей. Классификация двигательных тестов по преимущественным их показаниям вытекает из систематизации физических (двигательных) способностей.

В этой связи различают:

1) кондиционные тесты:

для оценки силы: максимальной, скоростной, силовой выносливости;

для оценки выносливости;

для оценки скоростных способностей;

для оценки гибкости -- активной и пассивной;

2) координационные тесты:

для оценки координационных способностей, относящихся к отдельным самостоятельным группам двигательных действий, которые измеряют специальные координационные способности;

для оценки специфических координационных способностей -- способностей к равновесию, ориентированию в пространстве, реагированию, дифференцированию параметров движений, ритму, перестроению двигательных действий, согласованию (связи),

вестибулярной устойчивости, произвольному расслаблению мышц.

Понятие «тесты для оценки двигательных навыков» в настоящей работе не рассматриваются. Примеры тестов приведены в Приложении 2.

Таким образом, каждая классификация -- это своеобразные ориентиры для выбора (или создания) того типа тестов, которые в большей мере соответствуют задачам тестирования.

1.3 Критерии добротности двигательных тестов

Понятие «двигательный тест» отвечает своему назначению тогда, когда тест удовлетворяет соответствующим требованиям.

Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными или аутентичными (достоверными).

Под надежностью теста понимают степень точности, с которой он оценивает определенную двигательную способность независимо от требований того, кто ее оценивает. Надежность проявляется в степени совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях; это стабильность или устойчивость результата теста индивида при повторном проведении контрольного упражнения. Другими словами, ребенок в группе обследуемых по результатам повторных тестирований (например, показателей прыжков, времени бега, дальности метания) устойчиво сохраняет свое ранговое место.

Надежность теста определяется с помощью корреляционно-статистического анализа путем расчета коэффициента надежности. При этом используют различные способы, на основании которых судят о надежности теста.

Стабильность теста основывается на зависимости между первой и второй попытками, повторенными через определенное время в одинаковых условиях одним и тем же экспериментатором. Способ повторного тестирования на определение надежности называется ретестом. Стабильность теста зависит от вида теста, возраста и пола испытуемых, временного интервала между тестом и ретестом. Например, показатели кондиционных тестов или морфологических признаков при небольших временных интервалах более стабильны, чем результаты координационных тестов; у более старших детей результаты стабильнее, чем у более младших. Ретест обычно проводится не позднее чем через неделю. При более длительных интервалах (например, через месяц) стабильность даже таких тестов, как бег на 1000 м или прыжок в длину с места, становится уже заметно ниже.

Эквивалентность теста заключается в корреляции результата теста с результатами других однотипных тестов (например, когда надо выбрать, какой тест более адекватно отражает скоростные способности: бег на 30, 50, 60 или 100 м).

Отношение к эквивалентным (гомогенным) тестам зависит от многих причин. Если надо повысить надежность оценок или выводов исследования, то целесообразно использовать два и больше эквивалентных теста. А если стоит задача создать батарею, содержащую минимум тестов, следует применять только один из эквивалентных тестов. Такая батарея, как отмечалось, является гетерогенной, так как входящие в нее тесты измеряют разные двигательные способности. Примером гетерогенной батареи тестов является бег на 30 м, подтягивание на перекладине, наклон вперед, бег на 1000 м.

Надежность тестов определяют также по сопоставлению средних оценок четных и нечетных попыток, входящих в тест. Например, среднюю точность бросков в цель из 1, 3, 5, 7 и 9 попыток сравнивают со средней точностью бросков из 2, 4, 6, 8 и 10 попыток. Такой метод оценки надежности называется методом удвоения или расщеплением. Он используется преимущественно при оценке координационных способностей и в том случае, если количество попыток, образующих тестовый результат, не меньше 6.

Под объективностью (согласованностью) теста понимают степень согласованности результатов, получаемых на одних и тех же испытуемых разными экспериментаторами (учителями, судьями, экспертами).

Для повышения объективности тестирования необходимо соблюдение стандартных условий проведения теста:

время тестирования, место, погодные условия;

единое материальное и аппаратурное обеспечение;

психофизиологические факторы (объем и интенсивность нагрузки, мотивация);

подача информации (точная словесная постановка задачи теста, объяснение и демонстрация).

Это так называемая объективность проведения теста. Говорят еще об интерпретационной объективности, касающейся степени независимости интерпретации результатов тестирования разными экспериментаторами.

В целом, как отмечают специалисты, надежность тестов можно повысить различными путями: более строгой стандартизацией тестирования (см. выше), увеличением числа попыток, лучшей мотивацией испытуемых, увеличением числа оценщиков (судей, экспертов), повышением согласованности их мнений, увеличением числа эквивалентных тестов.

Фиксированных значений показателей надежности теста не имеется. В большинстве случаев пользуются следующими рекомендациями: 0,95--0,99 -- отличная надежность; 0,90--0,94 -- хорошая; 0,80--0,89 -- приемлемая; 0,70--0,79 -- плохая; 0,60-- 0,69 -- для индивидуальных оценок сомнительная, тест пригоден только для характеристики группы испытуемых.

Информативность теста -- это степень точности, с какой он измеряет оцениваемую двигательную способность или навык. В иностранной (и отечественной) литературе используют вместо слова «информативность» термин «валидность» (от англ. validity -- обоснованность, действительность, законность). Фактически, говоря об информативности, исследователь отвечает на два вопроса: что измеряет данный конкретный тест (батарея тестов) и какова при этом степень точности измерения?

Различают несколько видов валидности: логическую (содержательную), эмпирическую (на основании опытных данных) и предсказательную (2)

Важными дополнительными критериями тестов, являются нормирование, сопоставляемость и экономичность.

Суть нормирования состоит в том, что на основе результатов тестирования можно создать нормы, имеющие особое значение для практики.

Сопоставляемость теста заключается в возможности сравнивать результаты, полученные по одной или нескольким формам параллельных (гомогенных) тестов. В практическом плане применение сопоставляемых моторных тестов снижает вероятность того, что в результате регулярного применения одного и того же теста оценивается не только и не столько уровень способности, сколько степень навыка. Одновременно сопоставляемые результаты тестов повышают достоверность выводов.

Суть экономичности как критерия добротности теста состоит в том, что проведение теста не требует длительного времени, больших материальных затрат и участия многих помощников.

Заключение

Предшественники современных двигательных тестов возникли в конце XIX -- начале XX в. С 1920 года в нашей стране проводились массовые обследования с целью изучения основных показателей физического развития и уровня двигательной подготовленности. На этой основе этих данных были разработаны нормативы комплекса «Готов к труду и обороне».

В теорию тестирования прочно вошли понятия о пяти двигательных способностях: силе, быстроте, координации движений, выносливости и гибкости. Для их оценки разработан целый ряд различных тестовых батарей.

Среди способов оценки физического состояния человека метод тестов является главным. Различают единичный и комплексный тесты. Также в связи со систематизацией физических (двигательных) способностей тесты классифицируют на кондиционные и координационные.

Все тесты должны отвечать специальным требованиям. К основным критериям относятся: надежность, стабильность, эквивалентность, объективность, информативность (валидность). К дополнительным критериям относятся: нормирование, сопоставляемость и экономичность.

Поэтому при выборе определенных тестов необходимо соблюдать все эти требования. Для повышения объективности тестов следует придерживаться более строгой стандартизацией тестирования, увеличением числа попыток, лучшей мотивацией испытуемых, увеличением числа оценщиков (судей, экспертов), повышением согласованности их мнений, увеличением числа эквивалентных тестов.

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи исследования:

1. Изучить сведения о теории тестирования по данным литературных источников;

2. Проанализировать методику тестирования физических качеств;

3. Сравнить показатели двигательной подготовленности учащихся 7а и 7б классов.

2.2 Методы исследования:

1. Анализ и обобщение литературных источников.

Осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных задач на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по: теории и методики физического воспитания и спорта, воспитанию физических качеств, спортивной метрологии. Было проанализировано 20 литературных источников.

2. Словесное воздействие.

Проводился инструктаж о последовательности выполнения двигательных тестов и мотивационная беседа для настроя на достижение лучшего результата.

3. Тестирование физических качеств.

бег 30 метров (с высокого старта),

челночный бег 3 х 10 метров,

прыжки в длину с места,

6-минутный бег (м),

наклон вперёд из положения сидя (см),

подтягивания на перекладине (девочки на низкой).

4. Методы математической статистики.

Использовались для проведения расчетов, которые использовались при сравнительном анализе учащихся 7а и 7б классов.

2.3 Организация исследования

На первом этапе, в апреле 2009 года, производился анализ научно-методической литературы:

· изучение содержания программ по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ;

· нормирование физической нагрузки в зависимости от возраста и пола занимающихся;

· изучение сведений о состоянии здоровья школьников;

· выявление школьников, занимающихся в спортивных секциях.

На втором этапе, в начале мая 2009 года, проводилось педагогическое тестирование, в котором использовалась стандартная батарея тестов, представленная в программе по физической культуре для школьников 7-8 классов общеобразовательных школ.

Нормативным показателем являлся уровень оценки физической подготовки для детей этого возраста по программе физического воспитания (Приложение 1). Критерием физической подготовленности были нормативы по физическому воспитанию для учащихся 7-8 классов.

Тестирование проводилось в средней общеобразовательной школе №1 г. Щелково в условиях спортивного зала и школьного стадиона. Использовалась методика оценки силы, скоростных качеств, ловкости, Использовалась методика оценки силы, скоростных качеств, ловкости, выносливости, гибкости. В исследовании принимали участие школьники 7а и 7б классов в количестве 40 человек. Из них 10 мальчиков, 10 девочек из 7а и 10 мальчиков, 10 девочек из 7б.

На третьем этапе, в конце мая 2009 года, обрабатывались результаты тестирования при помощи метода математической статистики.

В соответствии с целью и задачами педагогического исследования получены данные, характеризующие уровень развития

Основных двигательных качеств учащихся 7а и 7б классов.

Глава 3. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

3.1 Методика проведения тестирования физических качеств

1. Тест на определение скоростных качеств:

Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

2. Тест на определение координационных способностей:

Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

3. Тест на определение выносливости:

Выносливость - способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость - определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Цель: Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей школьного возраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ученик встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

5. Тест на определение гибкости:

Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Цель: Определить гибкость, из положения сидя на полу у детей школьного возраста.

Методика: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины - перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

6. Тест на определение силовых способностей:

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.

Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 80см.) у девочек школьного возраста; метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.

Методика: По команде “Начинай!” производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

3.2 Общие указания по методике тестирования

При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования:

· прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;

· гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;

· беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.

При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.

Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.

Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводят одни и те же педагоги: учитель физкультуры, воспитатель, заместитель заведующей по УВР, старшая медицинская сестра.

Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.

Во время тестирования важно учитывать:

1. индивидуальные возможности ребёнка;

2. особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.

Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования. В протокол записываются результаты всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей.

Следует отметить большой интерес у детей при выполнении тестовых испытаний. Как показали наблюдения, большая часть детей среднего школьного возраста постоянно стремится сопоставить свои результаты с показателями сверстников, некоторые дети даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и то же задание, обращаются к педагогу за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь немногие дети остаются пассивными и инертными. Поэтому перед проведением тестов необходимо обеспечить должный уровень мотивации и концентрации внимания испытуемых на предстоящей деятельности, чтобы они смогли показать свои оптимальные результаты. Учащихся информируют о целях проведения контрольных испытаний, им подробно объясняют и демонстрируют правильное выполнение тестов.

3.3 Сравнительный анализ учащихся 7а и 7б классов

Показатели конечного уровня физической подготовленности у девочек.

Результаты сравнения:

У девочек 7а класса в беге на 30 м, челночном 6- минутном беге и подтягивании на низкой перекладине результаты лучше, чем у девочек 7б класса и соответствуют среднему уровню физической подготовленности.

В прыжках в длину и наклоне вперед из положения сидя лучших результатов достигли девочки 7б класса. Но по уровню развития физической подготовленности оба класса показали средний уровень.

В общем, девочки 7а класса по всем показателям соответствуют среднему уровню физической подготовленности.

Девочки 7б класса только в беге на 30 м показали низкий уровень физической подготовленности, по остальным показателям также соответствуют среднему уровню физической подготовленности.

Показатели конечного уровня физической подготовленности у мальчиков

Результаты сравнения:

Мальчики 7а класса в беге на 30 м, челночном беге и прыжках в длину с места показали лучший результат, чем мальчики 7б класса.

В 6-минутном беге и подтягивании на высокой перекладине мальчики 7б класса показали лучший результат, чем мальчики 7а класса.

В общем, мальчики 7а класса показали высокий уровень физической подготовленности в беге на 30 м, а по остальным показателям имеют средний уровень.

У мальчиков 7б класса высокий уровень физической подготовленности в 6-минутном беге, а в наклоне вперед из положения сидя - низкий. По остальным показателям они имеют средний уровень физической подготовленности.

1. Анализ и обобщение литературных источников показал, что тестирование физических возможностей является одним из наиболее важных методов педагогического контроля и помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей, оценивать качество технической и тактической подготовленности.

2. Данная методика тестирования физических качеств является наиболее распространенной, позволяет вполне точно определить уровень развития основных физических качеств. Все тесты отвечают специальным требованиям и являются надежными и информативными.

3. Проанализировав сведения об учащихся 7а и 7б классов, можно сделать вывод, что показатели уровня физической подготовки у учащихся 7б класса ниже. Это связано с тем, что по сравнению с 7а классом, в данном классе меньшее количество учеников посещает спортивные секции во внеурочное время, а также в этом классе присутствует большее количество учащихся, отнесенных по состоянию здоровья в специальную и подготовительную медицинские группы.

Список литературы

1. Б.А. Ашмарин, «Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников» Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов // Физическая культура в школе. - 1980 - №9. - С. 13-17; №10. - С. 11-16.

2. Годик М.А. Спортивная метрология: учеб. Для ин-тов физ. Культ. / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

3. Т.А.Тарасова, «Контроль физического состояния детей школьного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2005-175с.

4. Г.И. Погадаев, «Настольная книга учителя физической культуры» -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.

5. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1979, 1984г

6. Теория и методика физического воспитания учебник для институтов физической культуры (под общей редакцией Матвеева П.П. и Новикова А.Д. М.,Фис, 1976 г.т1.).

7. В.И.Лях, «Тестовый контроль. 5-9 класс» -М.: Просвещение, 2007-137с.

8. В.И.Лях, «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»-М.: Просвещение 2004-2007.-127 с.

9. В.И.Лях, «Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя» - М.: АСТ, 1998.-272с.

10. Б.А. Ашмарин, «О тестах и тестировании», Физическая культура в школе. - 1985 - №3. - С. 60-62

11. В.Л. Карпман, «Тестирование в спортивной медицине» -М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

12. П. Благуш, «К теории тестирования двигательных способностей» -М.: Физкультура и спорт, 1982.

13. М.А. Годик, Т.А. Шанина, Г.Ф. Шитикова «О методике тестирования физического состояния детей», Теория и практика физической культуры.-1973.-№6.

14. Определение физической подготовленности школьников / под ред. Б.В. Сермеева. -М: Педагогика, 1973.

15. Физическое воспитание учащихся 5-7 кл.: пособие для учителя/ под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. -М.: Просвещение, 1997. -192с.

16. Г.И. Погадаев, «Настольная книга учителя физической культуры» -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.

17. Б.Н. Минаев, «Основы методики физического воспитания школьников»: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Просвещение, 1989-222с.

18. В.И. Кузнецова, « Развитие двигательных качеств школьника», -М.: Просвещение, 1967

19. А.Д. Николаев, «О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности». Теория и практика физкультуры, 1997, №6 с.2-10.

20. В.М. Зациорский, «Физические качества спортсмена», -М.: Фис.1970.

Приложение 1. - Уровень физической подготовленности учащихся 7 классов.

Физические способности

Контрольные упражнения

Скоростные

Бег 30 м, с

Координационные

Челночный бег 3*10 м, с

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

Выносливость

6-минутный бег, м

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики);

на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки)

Подобные документы

    Классификация игр: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические. Особенности физического воспитания младших школьников. Подвижные игры как средство развития физических качеств учащихся, методика совершенствования двигательных умений.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2011

    Особенности физиологического и психического развития подростков. Общая характеристика двигательных действий. Средства и методы их формирования у учащихся. Анализ программы по физкультуре, направленной на повышение уровня развития двигательных качеств.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Социально-биологические факторы, обуславливающие развитие физических качеств у школьников. Планирование процесса воспитания физических качеств на уроке физической культуры. Методика воспитания основных физических качеств на уроках спортивных игр.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2014

    Влияние физических качеств на формирование личности ребенка-дошкольника. Характеристика физических качеств и критерии оценки. Методика воспитания физических качеств, средства и методы их развития. Требования к подбору физических игр и упражнений.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2016

    Применение тестов как информационной категории для выявления уровня развития физических качеств младших школьников. Требования школьной программы для определения физического состояния учащихся. Тесты для измерения выносливости, гибкости, силы и скорости.
    Место и роль подвижных игр в развитии физических качеств у детей с нарушениями зрения, обучающихся в специальной (коррекционной) образовательной школе

    Особенности физического развития и двигательных функций у учащихся младших классов с нарушениями зрения. Значение подвижных игр в физическом развитии младших школьников с нарушениями зрения, система подвижных игр и методика определения ее эффективности.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    История возникновения тестирования. Понятие теста, тестовых заданий. Классификация тестов, основные формы тестирования. Закрытые и открытые тестовые задания. Задания на соответствие и установление правильной последовательности. Анализ систем тестирования.

    презентация , добавлен 07.04.2014

    Важнейшие особенности формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста. Характеристика основной методики поэтапного обучения движениям малышей. Содержание опытно-экспериментальной работы по воспитанию ловкости у старших дошкольников.

Комплекс контрольных упражнений и тестов

для определения уровня физической подготовленности

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Быстрота - это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок,

В качестве тестового упражнения предлагается бег на дистанцию 10 м с хода и 30 м со старта

Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается, прежде всего, силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. В связи с возрастными особенностями, у дошкольников определяются комплексные проявления силы и скорости в скоростно-силовых упражнениях.

Скоростно-силовые способности плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч (медбол) массой 1 кг стоя ноги врозь, без шага вперед.

Скоростно-силовые способности нижних конечностей определяется по результатам в прыжках в длину с места, в высоту с места, в длину и высоту с разбега (в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги»). Средние показатели представлены в таблице 23.

Другие результаты определения скоростно-силовых способностей представлены в таблице 27:

Контрольное упражнение № 1 – ползание по скамейке 6 м на животе подтягиваясь руками.

Контрольное упражнение № 2, «пресс» – поднимание туловища из положения лежа согнув ноги, максимально быстро в течение 30 секунд.

Ловкость - способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

В связи с таким широким понятием, ловкость можно определять комплексом различных упражнений показывающих разные стороны развития ловкости. Например:

ловкость в беге (челночный, змейкой), таблица 24;

ловкость в координации (равновесие «фламинго»), таблица 25;

ловкость в лазании (влезание по гимнастической лестнице 3 м), таблица 27 (№ 3);

ловкость в точности (метания в цель), таблица 27 (№ 4);

Ловкость в беге можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 + 5 м) и по прямой. Е.Н. Вавилова рекомендует использовать разницу пробегания дистанции 30 м по прямой и 3 х 10 м (челночный бег) или 30м с обеганием препятствий (змейкой), количество препятствий Е.Н. Вавилова не указывает. Чем меньше разница, тем выше уровень ловкости.

Выносливость - способность противостоять утомлению. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Общая выносливость определяется скоростью пробегания длинных дистанций:

Силовая выносливость рук определяется по времени виса на прямых руках на гимнастической стенке, спиной к стенке. Упражнение начинается по команде и заканчивается при попытке изменить положение рук, тела (перехватиться), упоре ногой в перекладину.

Ползание выполняется по гимнастической скамейке длиной 6 м (две скамейки по 3 м подряд). Ребенок становится перед торцом скамейки в положении согнувшись, руки в упоре о скамейку. По сигналу – ложится на живот и ползет, подтягиваясь руками. Доползая до конца скамейки – хлопок по подставленному кубику или полу как сигнал финиша.

«Пресс» - поднимание туловища ил положения лежа. Ребенок принимает положение лежа, согнув ноги в коленях (можно до прямого угла). Ноги закреплены. Руки сложены на груди, ладонями на плечи. По сигналу – поднимание туловища до касания локтями колен. Делать максимально быстро в течение 30 секунд.

Упражнения 3 и 4 определяют ловкость в лазании и ловкость в точности.

Лазанье выполняется по гимнастической лестнице соответствующего стандарта. На высоте 3 м укрепляется ориентир (колокольчик, флажок и др.), до которого необходимо дотронуться рукой. Ребенок становится в основную стойку возле лестницы и по сигналу начинает выполнять влезание произвольным способом координации рук и ног с максимально возможной скоростью. Влезание заканчивается, когда ребенок коснется рукой ориентира на высоте 3 м. Спуск выполнять медленно, под контролем руководителя.

Метание выполняется с дистанции 3 метра. Мишень диаметром 70-75 см с 5-ю концентрическими кругами от 1 до 5 очков. Центр мишени – круг диаметром 15 см (5 очков). Ребенок становится напротив мишени на расстоянии 3 м и выполняет 5 бросков малым мячом (7-8 см) стараясь попасть в центр мишени. Результат попаданий записывается суммой «выбитых» очков.

Упражнение 5 – « вис на согнутых руках» определяет силовую выносливость рук . Ребенок, при помощи взрослого фиксирует вис, подтянувшись на согнутых руках до уровня ключиц-плеч. Перекладина может прижиматься к груди, нельзя удерживаться подбородком.

По сигналу, помощь взрослого прекращается, и ребенок старается удержаться в положении виса максимально возможное время. Положение виса считается от сигнала старта (начала виса) до опускания тела с разгибанием рук до прямого угла. Это время фиксируется в секундах.

Гибкость - монофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Наиболее важное оздоровительное значение имеет уровень гибкости позвоночника. Определяется контрольным упражнением «наклон вперед сидя» . Для выполнения упражнения ребенок садится с торца гимнастической скамейки, вытягивает руки вперед, фиксируется вертикальное положение позвоночника и нулевая точка касания кончиками пальцев рук. Затем производится наклон вперед со скольжением пальцами и ладонями по поверхности скамейки. Измеряется величина наклона по длине пути кончиков пальцев рук в сантиметрах (таблица 27, № 6). При наклоне необходимо помогать ребенку фиксировать выпрямленные колени. Помогать самому наклону нельзя.

1. Бег скоростной (спринтерский) на дистанцию 30, 60 или 100 метров. Выбирается одна из дистанций.

Тестирование проводится в спортивном зале (если позволяют его размеры) либо на спортивной площадке. Забег проводится с высокого старта после предварительной 5-7-минутной разминки. Регистрируется время пробегания заданного отрезка в секундах с десятыми долями. Для регистрации результата понадобится секундомер. При тестировании на улице необходимо соблюдать гигиенические нормы, а также учитывать погодные условия. Не рекомендуется проводить забеги во время дождя и сразу после него: а также при температуре воздуха свыше 30° С и ниже 0°С. Одежда учащихся должна быть легкой и удобной, не стесняющей движения - это также важно для результата.

2. Челночный бег 3 х 10 м. Тест проводится в спортивном зале или аналогичном помещении. На расстоянии 10м друг от друга устанавливаются какие-либо предметы, хорошо заметные, но не способные причинить травму при столкновении с ними. Задание состоит в том, чтобы, стартовав по команде учителя, студент трижды пробежал рас­стояние от одного предмета до другого, огибая его и бегая по траектории в форме цифры 8. Для оценки ловкости координационных способностей рассчитывается разница между тестом бег на 30 м и челночным бегом, результат в котором всегда более низкий (то есть время бега больше). Чем меньше разница, тем выше координационные способности.

Обычно челночный бег занимает примерно в 2 раза больше времени, чем гладкий бег на ту же дистанцию 30 метров. Измеряется время бега в секундах с десятыми долями (сотые доли секунды округляются до ближайшего целого значения).

3. Бег на лыжах свободным стилем (оценка выносливости) на дистанцию 1000 метров или шестиминутный бег на лыжах свободным стилем:

Бег в течении 6 минут – это один из тестов, предложен­ных известным американским врачом К.Купером для оценки аэробных возможностей человека и его выносливости. Его можно проводить как в спортивном зале, так и на стадионе. При этом следует учитывать, что результаты на стадионе бывают обычно более высокими, так что лучше всегда делать одинаково. После разминки по команде «СТАРТ» начинается забег, который длится ровно б минут (360 секунд), а регист­рируется то расстояние, которое каждый пробе­жал за это время. Преодоленная дистанция измеряется в метрах.

Для теста в беге на дистанцию 1000 м результатом являет­ся время преодоления дистанции в секундах, например, если результат составил 4 мин 40 с, в анкету вписывается 280 се­кунд (т.е. 4 х 60с + 40с = 280с).

5. Подтягивания на перекладине. Тест обычно выполняет­ся в спортивном зале.

Следите, чтобы подтягивание было полным, то есть в начале каждого цикла руки были полностью распрямлены, а в конце, чтобы подбородок возвышался над перекладиной хо­тя бы на 1-2 сантиметра. В противном случае этот тест ничего не даст. Тест выполняется в максимально возможном темпе.

Для девушек тест заменяется на сгибание-разгибание туловища на гимнастической скамейке (или на низкой перекладине).

5. Прыжок в длину с места. Тест может проводиться как в зале, так и на стадионе. В зале необходимо использовать мягкие маты. Прыжок производится после разминки из положения «стоя обеими ногами на линии старта». Дальность прыжка измеряется с по­мощью сантиметровой ленты от линии старта до точки призем­ления, за которую принимается наиболее близкая к линии стар­та точка соприкосновения любой части тела с землей (при правильной технике прыжка это обычно бывает пятка).

Длина прыжка измеряется в сантиметрах.

6. Гибкость оценивается при максимальном наклоне впе­ред (в см) сидя (стоя) с выпрямленными в коленях ногами на полу (ступеньке) с нулевой отметкой на уровне стоп. Касание пальцами отметки дальше (ниже) нулевой точки с сохранени­ем позы не менее 2 с дает положительный результат, ближе (выше) со знаком «-». В зачет идет лучшая из трех попыток.

7. Быстрота реакции измеряется с помощью теста «падающей линейки». Между разведенными на 2-3 см большим и указательным пальцами испытуемого вертикально помещается деревянная линейка так, чтобы отметка «О» была на уровне этих пальцев. Линейку без предупреждения отпускают, она падает вниз, а испытуемый должен ее поймать. Фиксируется длина ли­нейки в месте ее захвата пальцами. Чем больше эта длина - тем ниже скорость реакции. В зачет идет лучшая из трех попыток.

Протокол

результатов и оценки уровня физической подготовленности

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека, особенно детей начиная с самого раннего возраста, и соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети. В связи с этим, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный и младший школьный возраст являются решающими в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.

Таким образом, ведущей идеей дошкольных образовательных учреждений является формирование здорового ребёнка и на этой базе развитие его духовного потенциала и широкого спектра творческих способностей.

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста приобрело особую значимость в связи с перестройкой образования в нашей стране. Это даёт ключевые позиции обновления детского сада – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка. Укрепление преемственных связей между дошкольным и начальным образованием имеет важное значение для развития всей системы образования в целом. Концепция непрерывного образования рекомендует рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данной ступени образования.

Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля за физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, в которых физические возможности ребёнка-дошкольника и младшего школьника раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, обеспечение соответствующего уровня физического развития – состояния здоровья, уровней физической подготовленности и двигательной активности. Именно в процессе физического развития ребёнка необходимо соблюдать преемственность целей, задач, содержания, методов и форм работы, в том числе и в определении физической подготовленности детей.

Существует множество методик диагностики для определения физической подготовленности детей. Работая в прогимназии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, мы столкнулись с тем, что нет единой системы определения физической подготовленности, по которым можно проследить уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка с 3 до 10 лет. В диагностических методиках не учитывается принцип преемственности в определении физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. А. Рунова в своей книге “Двигательная активность ребёнка в детском саду. 5-7 лет” предлагает для определения физического развития ребёнка-дошкольника 15 диагностических тестов. Г.Н. Сердюковская (1995 г.) - 5 тестов. В.Н. Шебеко (1996 г.) и другие - по 9 тестов. В начальной же школе из всех этих тестов берутся во внимание только 6. Всё остальное проходит через изучение техники выполнения элементов. Нет преемственности и в последовательности нормативов одних и тех же тестов у дошкольников и младших школьников. В тестах нет единой системы определения норм и результатов.

Резкие контрасты условий детского сада и школы приводят к ослаблению здоровья, психологическим травмам детей, что ведёт к более длительному адаптационному периоду, так как организм и психика ребёнка ещё не приспособлены к условиям школы.

В условиях прогимназии, в едином образовательном пространстве с детьми дошкольного и младшего школьного возраста работает один специалист. Поэтому проблема проведения диагностических тестов, определение качественной оценки физической подготовленности, развития и достижений детей, отсутствие единой программы, по которой можно определить динамику физического развития каждого ребёнка перед нами встала особенно остро.

Работая над этой проблемой, мы поставили перед собой цель: опираясь на “Комплексную программу физического воспитания 1-11 классов” (Авторский коллектив В.А. Лях, Л.Б. Кофман), на диагностические тесты физического воспитания дошкольного возраста М.А.Руновой, Г.Н.Сердюковской, разработать единую систему физической подготовленности детей для нашего учреждения, где будет прослеживаться развитие ребёнка с 3 до 10 лет.

На основании оценки физической подготовленности изучаются особенности моторного развития ребёнка, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Всё это даёт возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях данного учреждения.

При определении уровня физической подготовленности ребёнка следует ориентироваться на следующие факторы:

  • степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
  • умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;
  • развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;
  • общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

Начиная со второй младшей группы и до третьего класса, нами разработана единая диагностика, что позволяет выявить динамику физической подготовленности по идентичным показателям (приложение 1). При этом не нарушается структура основных образовательных программ детского сада и школы.

Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам : скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.

Тесты по физической подготовленности позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость); сформированность двигательных умений и навыков. Предлагается перечень тестов общих для дошкольников и школьников.

1. Тест на определение скоростных качеств:

Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

2. Тест на определение координационных способностей:

Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

3. Тест на определение выносливости:

Выносливость - способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость - определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Цель: Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей школьного возраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

5. Тест на определение гибкости:

Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста и из положения стоя на полу у детей школьного возраста.

Методика: Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке: Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент “достань игрушку”.

Наклон вперёд из положения сидя на полу: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины - перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

6. Тест на определение силовых способностей:

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.

Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 80см.) у девочек школьного возраста; метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.

Методика: По команде “Начинай!” производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

Метание мешочка правой (левой) рукой способом “из-за спины через плечо”. Встать за контрольную линию, бросить мешок с песком как можно дальше. Засчитывается самый лучший бросок.

При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования :

  • прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;
  • перекладина и мешочки с песком 150-200гр. для выявления силовых качеств;
  • гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;
  • беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.

Всё оборудование имеется в нашем учреждении и в любом другом учебном учреждении города и республики, что позволяет использовать нашу систему для определения физической подготовленности в любом учреждение дошкольного и младшего школьного возраста.

При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.

Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.

Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводят одни и те же педагоги: учитель физкультуры, воспитатель, заместитель заведующей по УВР, старшая медицинская сестра.

Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.

Во время тестирования важно учитывать:

  1. индивидуальные возможности ребёнка;
  2. особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.

Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования (приложение 2) . В протокол записываются результаты на начало и конец года всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей. Также результаты записываются в индивидуальную карту физической подготовленности ребёнка (приложение 3). По индивидуальной карте прослеживается физическое развитие ребёнка с 3 до 10 лет и корректно сообщается родителям каждого ребёнка, подводится итог в конце каждого года.

Следует отметить большой интерес у детей при выполнении тестовых испытаний. Как показали наблюдения (М.А. Рунова), большая часть детей дошкольного возраста (60%) постоянно стремится сопоставить свои результаты с показателями сверстников, Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и то же задание, обращаются к педагогу за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь немногие дети (10%) остаются пассивными и инертными.

Работая по данной системе, мы достигли следующих результатов :

  • по разработанным тестам прослеживается уровень физической подготовленности ребёнка с 3 до 10 лет.
  • в процессе работы по данной системе, увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности. Так как уменьшилось количество тестов, поэтому основное внимание мы уделяем технике выполнения упражнений. При правильной технике всегда улучшается результат (приложение 4).
  • тесты позволяют выявить уровень развития движений и физических качеств у детей с 3 до 10 лет, а так же определить степень его соответствия возрастным нормам.
  • мы можем определить способности и возможности каждого ребёнка и индивидуально обсудить это родителями.
  • тесты позволяют выявить причины отставания или опережения в усвоение программы каждого ребёнка.

Исходя из всего сказанного, мы пришли к выводу, что назрела необходимость в выработке единого подхода и единых нормативов для определения физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в нашем регионе.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. М.А. Рунова, “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с.
  2. Т.А.Тарасова, “ Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” – М.: ТЦ Сфера, 2005-175с.
  3. Г.И. Погадаев, “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.
  4. И.А. Чаленко, “Современные уроки физкультуры в начальной школе”- Ростов Н/Д.: Феникс, 2003-256с.
  5. Б.Н. Минаев, “Основы методики физического воспитания школьников”: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Просвещение, 1989-222с.
  6. Журналы “Спорт в школе”, 1996.

Методика тестирования и оценки показателей развития физических качеств и двигательных способностей

1. Организация и проведение тестирования .

При проведении тестирования следует обратить особое внимание на соблюдение требований инструкции и создания одних условий для выполнения упражнений для всех учащихся ОУ. Тестирование проводят в установленные сроки (сентябрь, май - ежегодно). Результаты тестирования заносят в индивидуальную карту спортсмена.

Ниже дана краткая инструкция по проведению тестирования юных спортсменов по указанной программе.
1. Бег 30м с высокого старта . Проводится на дорожке стадиона в спортивной обуви без шипов. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу.
2.
Непрерывный бег 5 минут . Условия поведения те же. Учитывают расстояние, которое преодолевает спортсмен в течении бега за 5 минут.
3.
Челночный бег 3х10 м . Тест проводят в спортивном зале на ровной дорожке длиной не менее 12-13 м. Отмеряют 10-метровый участок, начало и конец которой отмечают линией (cтартовая и финишная черта). за каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см с центром на черте. На дальний полукруг за финишной линией кладут деревянный кубик (5 куб. см). Спортсмен становится за ближней чертой на линии старта и по команде "марш" начинает бег в сторону финишной черты, обегает полукруг, берёт кубик и возвращается к линии старта. затем кладёт кубик (бросать не разрешается) в полукруг на стартовой линии и снова бежит к дальней - финишной - черте, пробегая её. Учитывают время выполнения задания от команды "марш" и до пересечения линии финиша.
4.
Бег на месте в максимальном темпе . Учитывают количество беговых шагов в течении 10 секунд. Тестирование проводят в помещении с использованием простейшего приспособления (между двумя стойками на расстоянии 1 м натягивают эластичный резиновый бинт на высоте колена спортсмена, согнутого под прямым углом ноги). По команде "марш" спортсмен начинает с максимальной частотой движений быстрый бег на месте, каждый раз касаясь бедром ноги натянутой резины. Подсчёт шагов ведётся по касанию правым бедром ноги натянутой резины (и умножается на 2).
5.
Прыжок в длину с места . Выполняют толчком двух ног от линии или края доски на покрытие, исключающее жёсткое приземление.
6.
Прыжок вверх . Выполняется толчком двух ног со взмахом рук от поверхности пола, измерение высоты прыжка проводят рулеткой или лентой по методике Абалакова.
7.
Прыжки с "прибавками" . Количество минимальных прибавлений в прыжках в длину с места. Процедура тестирования следующая: по максимальному результату прыжка в длину с места определяют границы, в пределах которых спортсмену предстоит производить "прибавки". На расстоянии 1/4 величины максимального результата спортсмена отмечают мелом (или другим ориентиром, не мешающим выполнению упражнения) первую границу. Линию второй границы отмечают на расстоянии 3/4 максимального результата. В диапазоне отмеченных границ, каждый раз от линии старта спортсмен совершает прыжки, последовательно увеличивая их дальность. Подсчёт прибавок прекращают, как только спортсмен достиг второй границы (дальнего от старта ориентира) или если в двух прыжках подряд он не "прибавил" длину прыжка. Засчитывают прыжки с "прибавками", которые по своей длине превышают предыдущие. Испытуемый имеет право на пробную попытку.
8.
Подтягивание в висе на перекладине . Выполняют из положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч. Темп выполнения произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины. Не засчитывается попытка при вспомогательных движениях ног и туловища.
9.
Бросок набивного мяча весом 2 кг вперёд из-за головы . Выполняют из положения сидя, ноги врозь, мяч в вытянутых руках над головой. Перед броском спортсмен занимает у линии старта положение при котором тазовый угол, образуемый при разведении ног, не выходит за стартовую линию. Дальность броска измеряют рулеткой.
10.
Выкрут рук с палкой . На палке нанесены деления с точностью до 1 см (или наклеена сантиметровая лента). Из положения стоя руки внизу хватом палки сверху. Поднимают прямые руки вверх и переводят палку назад за спину. Не сгибая рук в локтевых суставах, возвращают палку в исходное положение. Определяют расстояние между внутренними точками хвата.
11.
Наклон вперёд . Выполняется из положения стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, выпрямлены. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев рук и верхней поверхностью скамейки с помощью 2-х укреплённых вертикально к скамейке линеек таким образом, чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем скамейки. Одна линейка обращена вверх, другая - вниз. Если кончики пальцев испытуемого ниже верхнего края скамейки результат записывают со знаком +, если выше cо знаком - . Не разрешается сгибать колени и делать рывковые движения.

2. Оценка результатов тестирования .

В таблице 1 дан перечень видов спорта с указанием комплекса обязательных (++) и дополнительных (+) упражнений для тестирования. В зачёт спортсмену идут результаты выполнения 5 обязательных и 3 дополнительных тестов. В качестве последних могут быть использованы любые другие из числа приведённых в программе упражнений. В таблице 2 и 3 приведены шкалы единых нормативных требований для оценки уровня развития физических качеств и двигательных способностей. По ряду упражнений, характеризующих главным образом подвижность в суставах или некоторые важные для спорта психофизиологические механизмы, нормативные требования одинаковы для всех возрастных категорий. По этим показателям с возрастом могут наблюдаться негативные сдвиги.



  • Разделы сайта