Сколиоз противопоказан для работы на высоте. Что нельзя делать при сколиозе? Упражнения при сколиозе в домашних условиях

Водолечение - наружное применение с лечебно-профилактической целью пресной воды.

Вода - весьма удобный термический раздражитель, так как она обладает максимальной теплоемкостью (теплоемкость ее равна единице), большой теплопроводностью (теплопроводность ее в 30 раз больше теплопроводности воздуха) и хорошей конвекционной способностью. Благодаря этим свойствам воды, используя воду разной температуры, можно либо подводить к организму тепло, либо отнимать его от него, тем самым осуществляя рефлекторное воздействие на жизненно важные функции организма - кровообращение, дыхание, терморегуляцию, обмен веществ и т. д. Вода является и хорошим растворителем различных солей и газов.

Физиологическое действие водной процедуры в физиотерапии складывается из влияния теплового, механического и химического раздражителей на многочисленные и разнообразные рецепторы кожи (термо-, хемо-, осмо-, барорецепторы и др.). От обширных рецепторных полей кожи, которая является не только покровом, но и очень сложным по строению и важным по функциям органом, комплекс раздражений передается в высшие отделы центральной нервной системы. Здесь действие раздражителей водной процедуры анализируется и синтезируется, и ответные импульсы направляются ко всем органам и системам организма, вызывая изменение их функции.

Основным компонентом действия водных процедур является тепловой фактор, действие которого тем сильнее, чем больше разница между температурой воды и тела. Кроме того, интенсивность реакции на тепловое раздражение зависит от быстроты воздействия, величины подвергающегося воздействию участка тела, продолжительности воздействия, химического состава воды и степени тренированности адаптационно-приспособительных механизмов человека.

В зависимости от температуры воды все водные процедуры условно делят на холодные (ниже 20°), прохладные (20-33°), тепловатые (37°), теплые (38-39°), горячие (40° и выше) и так называемой индифферентной температуры (34-36°). При всякой водной процедуре тепловое раздражение сочетается с механическим действием массы воды на тело человека и ее движением. Наибольшее механическое раздражение производят души (струевой душ Шарко) и купания, значительно меньшее - ванны (гидростатическое давление 1/20 ат).

Механическое раздражение можно усилить дополнительным растиранием кожи специальными щетками, ручным массажем , обливанием и т. д. При применении пресной воды химическое раздражение минимальное, но при необходимости его усиления к пресной воде добавляют соль, горчицу, хвойный экстракт и т. д. Добавляемые химические вещества усиливают раздражение рецепторов кожи, некоторые всасываются ею, а ароматические раздражают окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой носа.

При правильной дозировке водной процедуры (изменение температуры воды, ее давления, степени химического раздражения, длительности воздействия) можно целенаправленно влиять на организм, тем самым вызывая желаемые ответные реакции. При этом большое значение имеет и внешняя обстановка, в которой проводят водную процедуру.

Организм как единое целое отвечает на водную процедуру сложной реакцией, причем наиболее выраженно и ярко реагирует сердечно-сосудистая система. Действие различных водных процедур на сердце зависит от общей реакции всей сосудистой системы, начиная с сосудов кожи. Адекватно назначенная и правильно проведенная водная процедура вызывает следующие ответные реакции: прохладная и холодная вода вызывает вначале сужение сосудов кожи, повышение артериального давления и усиление работы сердца, теплая - расширение сосудов, снижение артериального давления и усиление сердечной деятельности, горячая же в первый момент воздействия вызывает кратковременный спазм сосудов, а потом их расширение, учащение пульса и затруднение работы сердца; при более длительном действии направленность реакций меняется. Усиление механического раздражения (души, растирания, обливания) может видоизменять эти реакции.

Активное действие водных процедур на периферические сосуды и функциональное состояние центральной нервной системы обусловливает тренирующее их влияние на приспособительные механизмы, в том числе и на сердечно-сосудистую систему, способствуя восстановлению ее функциональной способности. Дыхание под влиянием холодных и прохладных водных процедур замедляется и углубляется, под влиянием горячих процедур оно становится частым и поверхностным.

Однократное кратковременное воздействие холодной воды вызывает возбуждение нервной системы, длительное же действие - угнетение и в конечном счете анестезию (это используют в малой хирургии). Кратковременное воздействие теплой воды также повышает возбудимость нервной системы, более длительное - понижение чувствительности. Вода очень низкой и очень высокой температуры не вызывает ощущения холода или тепла, а лишь ощущение боли, а потому воду таких температур для лечения не применяют.

Влияя на функциональное состояние центральной нервной системы, водные процедуры способствуют восстановлению ее регулирующей и координирующей роли, нарушенной при ряде заболеваний, а потому эти процедуры используют в качестве патогенетического фактора при ряде заболеваний, в основе которых лежит невроз высших нервных центров.

Водные процедуры вызывают изменение функции терморегуляционных механизмов, влияют на теплообмен (80% которого осуществляется кожей), газообмен и обмен веществ в организме; под их влиянием изменяется тонус гладкой и поперечнополосатой мускулатуры, состав крови, потоотделение, мочеотделение и т. д.

Дозировку водных процедур следует строго индивидуализировать, что обеспечивает хорошую их переносимость и эффективность. При назначении водной процедуры исходят не только из интенсивности и продолжительности воздействия, но учитывают и состояние реактивности организма. В зависимости от техники проведения процедуры и исходного функционального состояния организма одна и та же процедура может обусловить различные результаты, и, наоборот, применяя различные процедуры, можно получить одинаковые ответные реакции. Поэтому водные процедуры дозируют по температуре воды, ее давлению, длительности воздействия, а при добавлении к пресной воде различных веществ и газов - и по содержанию последних в воде.

Расстановка процедур по времени их проведения зависит от выраженности реакции на процедуру и ее продолжительности: при слабой и быстропроходящей реакции процедуры можно проводить ежедневно, при более сильной - через день или 2 дня подряд с отдыхом на 3-й день. При правильно назначенном и методически правильно проведенном курсе водолечения реактивные сдвиги на однократные процедуры как бы суммируются, приводя в конечном счете к устойчивому восстановлению функций, нарушенных заболеванием, а потому водолечение, как правило, проводят в виде курса процедур - от 12-15 до 25-30.

С целью профилактики и закаливания организма водные процедуры начинают с малых дозировок, оказывающих слабо раздражающее действие, затем дозировку медленно повышают, постепенно тренируя адаптационно-приспособительные механизмы организма и тем самым повышая устойчивость его к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Большое разнообразие водолечебных процедур позволяет использовать их не только при хронических, но и при многих острых болезнях. Учитывая характер заболевания и задачи лечебного воздействия, проводят либо более нагрузочные общие (ванны, некоторые души), либо менее нагрузочные местные (компрессы, частичные обливания и обтирания) процедуры.

Исходя из физиологического действия водных процедур, холодные процедуры применяют как общетонизирующее средство для стимуляции функций нервной и сердечно-сосудистой систем с целью повышения обмена веществ (при ожирении), для закаливания организма, теплые- при различных хронических заболеваниях, поражениях периферической нервной системы, хронических интоксикациях, некоторых болезнях почек, индифферентной температуры - при повышенной возбудимости нервной и сердечно-сосудистой системы, расстройствах сосудистого тонуса и ряде других болезней.

Учитывая характер сосудистых реакций на водные процедуры (спазм или расширение сосудов), их не назначают при резко выраженном атеросклерозе и далеко зашедшей стадии гипертонии . Горячие процедуры не применяют при наличии острых воспалительных очагов (так как они могут вызвать ухудшение процесса), при туберкулезе в острой стадии, злокачественных новообразованиях, наклонности к кровотечению.

Обливания . При частичных обливаниях используют воду температуры 20-16°, а при общих - температуры 37-36° с постепенным снижением ее от процедуры к процедуре до 34-33°. Процедуры проводят ежедневно; на курс лечения 15-20 процедур.

Обтирания . При обтираниях используют воду температуры 32- 30° с постепенным ее понижением от процедуры к процедуре до 20-18°. Процедуры проводят обычно ежедневно; на курс лечения 15-20 процедур.

Укутывания . При укутываниях используют воду температуры 30-25°. Длительность процедуры зависит от желаемого ее действия: для жаропонижающего и возбуждающего действия-10-15 минут, для успокаивающего и снотворного - 30-40 минут, для потогонного - 50-60 минут. Процедуры проводят ежедневно; на курс лечения 15-20 процедур.

Души . При душах (кроме струевого) используют воду температуры от 20 до 40°, при давлении воды 1 -1,5 ат. Процедуры по 3-5 минут проводят ежедневно; на курс лечения 20-25 процедур.

При струевом душе используют воду температуры от 35-32 до 20-15° при давлении воды до 2,5-3 ат. Процедуры по 2-5 минут проводят ежедневно; на курс лечения 20-25 процедур.

Ванны . Ванны сероводородные проводят с концентрацией сероводорода 50-150 мг/л при температуре воды 35-37°; ванны по 8-10-12 минут проводят через день либо через 2 дня подряд с отдыхом на 3-й день; на курс лечения 12-15 ванн.

Ванны соляные (хлоридно-натриевые) проводят с концентрацией соли до 30 г/л при температуре воды 36-37°; ванны по 12-15 минут проводят через день или 2 дня подряд с отдыхом на 3-й день; на курс лечения 12-15 ванн.

Ванны йодо-бромные проводят с содержанием в ванне 10 г йодистого натрия или калия, 25 г бромистого натрия или калия и 2 кг соли при температуре воды 35-36°;- ванны по 10-15 минут проводят через день или 2 дня подряд с отдыхом на 3-й день; на курс лечения 8-14 ванн.

Ванны радоновые проводят с концентрацией радона обычно 50-200 единиц Махе, температуры 36-34°; ванны по 10-15-20 минут проводятся через день или ежедневно; на курс лечения 15-20 ванн.

Ванны углекислые проводят с концентрацией углекислоты 1-3 г/л, температуры 35-30°; ванны по 8-16 минут проводят через день; на курс лечения 12-15 ванн.

Ванны кислородные проводят при концентрации кислорода 30-40 мг/л, температуры 36-35°; ванны по 10-15 минут проводят через день или ежедневно; на курс лечения 12-15 ванн.

Ванны азотные проводят при концентрации азота 18-23 мг/л, температуры 36-34°; ванны по 10-20 минут проводят через день или ежедневно; на курс лечения 15-25 ванн. "

Ванны жемчужные проводят температуры 36-34°, по 10-15 минут, ежедневно или через день; на курс лечения 12-15 ванн.

Ванны хвойные проводят температуры 37-35°, по 10-15 минут, ежедневно или два дня подряд с отдыхом на 3-й день; на курс лечения 12-15 ванн.

Ванны по Гауффе начинают при температуре воды 37° и доводят ее до 42°; процедуры по 10-15 минут проводят через день или 2 дня подряд с отдыхом на 3-й день; на курс лечения 10-15 ванн.

Сколиоз – это заболевание позвоночника, при котором используют консервативный и хирургический методы лечения. На ранних стадиях болезни врачи рекомендуют сочетать несколько методик физического воздействия, например, лечебную физкультуру, плавание, физиопроцедуры, ношение корсета.

Мануальная терапия при сколиозе занимает особое место в этом комплексе мероприятий, помогая «поставить» смещённые позвонки на место, и оказывает хороший оздоровительный эффект при сочетании с другими процедурами. Вовремя начатое лечение минимизирует риск осложнений, устраняет необходимость хирургического вмешательства.

Для коррекции сколиоза применяют методы лечения руками, такие как массаж и мануальную терапию. Массаж подразумевает рефлекторное воздействие на мышечные ткани с использованием приёмов разминания, поглаживания, растирания, поколачивания, вибрации. Мануальная терапия включает более широкий спектр возможностей, что требует более внимательного подхода и высокой квалификации от специалиста. Обязательным для мануального терапевта является наличие высшего медицинского образования со специализацией в ортопедии или неврологии.

Для того, чтоб манипуляционное лечение принесло только пользу, а не вред, мануалисту необходимы теоретические знания так же, как практические навыки. В его компетенцию входит комплекс обязанностей по обследованию пациента, диагностике заболевания, консультированию, лечению.

Манипуляции врача включают разминание, вытягивание, скручивание спины, и способствуют «вправлению» позвонков. Сеанс терапии начинается с выполнения массажа, расслабляющего мышцы, а завершается массажными движениями, укрепляющими мышечный корсет. Таким образом, массаж можно назвать одним из приёмов мануальной терапии.

  • Интересно почитать:

От чего зависит эффективность терапии

Степень тяжести сколиоза, причины его возникновения, возраст пациента, его индивидуальные особенности, наличие сопутствующих осложнений заболевания, тщательность обследования – всё это влияет на эффективность воздействия мануальной терапии.

Мануальная терапия назначается, если причиной сколиоза является:

  • Разница в длине ног;
  • Нарушение режима труда и отдыха (чрезмерные физические нагрузки или их отсутствие, сидячая работа, особенно при неправильно подобранной мебели, или плохо организованном рабочем месте);
  • Искривление позвоночника 1-3 степеней;
  • Деформация позвонков.

Наиболее действенной методика считается при:

  • Незначительных нарушениях осанки, особенно у детей и подростков;
  • Структурных изменениях позвонков у детей до 9 лет;
  • Сколиозе 1-2 степени у пациентов в возрасте до 25 лет.

Манипуляции с позвоночником противопоказаны при сколиозах, вызванных:

  • Травмами позвоночника, в том числе родовыми;
  • Инфекционными заболеваниями позвоночника;
  • Злокачественными опухолями на позвоночнике;
  • Сдавлением спинного мозга.

Противопоказанием также являются сопутствующие заболевания организма:

  • Излишний вес высокой степени;
  • Воспалительные процессы;
  • Заболевания тканей мышц, связок, суставов;
  • Легочная или сердечная недостаточность;
  • Гипертоническая болезнь;
  • Ущемление нервных окончаний.

Возрастное ограничение к проведению процедуры – дети до 3 лет.

Спорным является вопрос может ли проводиться мануальная терапия при воспалении позвоночника и межпозвонковой грыже. Эффективность и безопасность данного метода в каждом конкретном случае должна оцениваться квалифицированным специалистом.

  • Читайте также:

Диагностические процедуры

Коррекция сколиоза и применение мануальной терапии требуют осторожного, взвешенного подхода. Установить точный диагноз, принять решение о назначении лечебных мероприятий помогут:

  • Визуальная оценка асимметрии;
  • Рентген позвоночника в нескольких проекциях;
  • Сколиометрия;
  • Измерение роста, веса пациента, объёма его лёгких;
  • Магнитно-резонансная томография позвоночника.
  • Читайте также: .

Техники и приёмы мануальной терапии

Мануальное воздействие на позвоночник при сколиозе проводится с соблюдением принципов:

  • Постепенности – занятия проводятся не чаще 2 раз в неделю; за один сеанс задействуются только один участок. Курс лечения включает до 10 занятий, иногда достаточно 1-3, повторяют его максимум 2 раза в год;
  • Плавности – исключено грубое силовое воздействие, тряска;
  • Комплексности – сочетают с другими процедурами для закрепления эффекта.

Воплотить эти принципы и вылечить сколиоз на ранних стадиях могут помочь следующие техники мануальной терапии:

  • Остеопатия – метод исследования мышечного корсета для выявления участков «зажима» и повышенного тонуса, с последующей их коррекцией. Врач-остеопат вправляет вывихи, возвращает скрученные позвонки в правильное положение. Этот метод способствует расслаблению напряжённых мышц, избавляет от боли при ущемлении нерва;
  • Постизометрическая релаксация – методика, также направленная на расслабление мышечного аппарата. Попеременно сочетает кратковременную статическую работу мышц с относительно продолжительным отдыхом. После нескольких повторов упражнения, спазмированные мышцы полностью расслабляются. Этот способ эффективен даже при сколиозе 2-3 степени. ПИР ликвидирует «зажимы», снимает излишнее мышечное напряжение, устраняет дисбаланс между мышцами-антагонистами и агонистами, подготавливает атрофированные мышцы к активной работе.

Типы сколиоза

При сколиозе происходит смещение позвонков относительно позвоночного столба в одной или нескольких плоскостях. Искривление бывает одинарное — с одной дугой в каком-либо из отделов позвоночника, комбинированное — с двумя, и с тремя дугами.

Выделяют в зависимости от угла деформации, и только самая сложная из них может потребовать хирургического лечения, остальные же поддаются методам консервативного лечения, к которым относится мануальная терапия.

Сколиоз может быть с рождения, приобретён в течение жизни или спровоцирован травмой, в первых двух случаях мануальная методика может существенно помочь в излечении.

Понятие сколиоз включает в себя 3 совершенно разных заболевания:

  • Нарушение осанки;
  • Фронтальное искривление позвоночника, при котором позвонки оказываются развёрнуты или скручены относительно вертикальной оси;
  • Сколиотическая болезнь – структурное изменение позвонков, прогрессирующее в детском и подростковом возрасте.

В 80% случаев причины сколиоза не могут быть выявлены, тогда болезнь называют идиопатической. Такое искривление также эффективно лечится мануальным методом.

Большинство из нас хотя бы раз сталкивались с болями в спине. К самым распространенным заболеваниям можно отнести остеохондроз и сколиоз – боковое искривление позвоночника. Его причина – неправильная посадка в детстве при выполнении уроков, попытка сравняться с более маленькими ростом одноклассниками, а также особенности развития позвоночника в детском возрасте, которые не были замечены ни родителями, ни врачами.

Сколиоз и спорт – проблема, волнующая всех больных.

Можно ли вообще им заниматься? Есть ли при этом противопоказания? Можно ли посещать тренажерный зал? Какие группы мышц необходимо развивать, а какие нет.

Сколиоз проходит В своем развитии 4 этапа. Первый – самый легкий, когда корректировка деформация позвоночного столба довольно легко поддается исправлению. Впрочем, редко встречается у взрослых, так как его первопричина – детский сколиоз первой степени, который не был вылечен вовремя.

При не прогрессирующем сколиозе разрешено:

  • посещать тренажерный зал;
  • висеть на турнике;
  • подтягиваться (хват обратный);
  • заниматься плаванием.

Но помните, при тяжелых случаях сколиоза сначала вы должны пройти обследование, комплекс лечебных процедур, возможно, ношение корсета. Также какое-то время нужно выполнять специальные виды упражнений, направленные на развитие мышц со стороны, противоположной изгибу. Затем, после консультации с врачом, можно отправляться в тренажерный зал.

Это своеобразный костыль для вашей спины. Он не стимулирует укрепление мышечного корсета вокруг позвоночника, а, наоборот, ослабляет его (параллельно могут ослабнуть и мышцы пресса). Ведь спина держится корсетом и не требуется никаких усилий со стороны мышц для осанки. Абсолютные противопоказания при сколиозе:

  • приседания;
  • становая тяга в полную амплитуду;
  • упражнения с нагрузкой на поясницу и крестец (выпады ногами, сгибание и удерживание ног лежа);
  • становая тяга сумо (полная амплитуда).

Качать трапециевидные мышцы однозначно не рекомендуется, так же как и бегать. Бег при сколиозе противопоказан в большинстве случаев. Его лучше заменить спортивной ходьбой (или скандинавской, с палками).

Спорт при сколиозе

Спорт очень важен при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Грамотно подобранный комплекс способен значительно уменьшить проявление болезни. Основная задача любого спорта или физических упражнений:

  1. Усилить мышечный корсет вокруг позвоночника.
  2. Привести в тонус мышцы с той стороны тела, где наблюдается прогиб (впадина).
  3. Снять напряженность с мышц на противоположной стороне тела.

Бодибилдинг: красивое тело и сильная спина

Как ни странно, силовые виды упражнений допустимы при сколиозе 1 и 2 степени. При третьей степени также можно заниматься, но обязателен контроль инструктора и предварительная рекомендация врача.

4 степень сколиоза характеризуется множественным поражениям внутренних органов вследствие их сдавления, поэтому ни о каком бодибилдинге и речи быть не может. При 4 степени больной не может не только нормально передвигаться, но даже чихнуть, чтобы не испытать боль в своем деформированном позвоночнике.

Сколиоз и бодибилдинг – это интересный союз, позволяющий привести в порядок свое тело и приостановить болезнь. Допустимо делать следующие виды силовых упражнений:

  1. Подтягивание (турник).
  2. Вис (турник) и подъем прямых ног параллельно полу/земле.
  3. Отжимания на параллельных брусьях.
  4. Упражнение «лодочка».
  5. Упражнение планка (лежа на животе, упор на локти, тело поднимается на носках и удерживается параллельно полу).
  6. Упражнение вакуум (лежа на спине, колени согнуты, понимаем и опускаем таз).
  7. Можно качать пресс, только не нужно тянуться подбородком к коленям (частичный подъем туловища).

Все силовые упражнения направлены на решение таких задач, как укрепление и наращивание корсета из мышц вокруг позвоночника, эффект его растяжения/вытяжения и работу всех отделов (шейного, грудного, поясничного). Кроме того, отсутствует сжимающая нагрузка, что очень важно при любом заболевании позвоночного столба.

Турник: можно, но осторожно!

При сколиозе рекомендуется ежедневное выполнение гимнастики. Подтягивание на перекладине помогает укрепить пресс, развить разные группы мышц, сделать сильным мышечный корсет вокруг позвоночника. Такая гимнастика положительно влияет на общее состояние больного, повышает тонус организма. Турник помогает сформировать ровную осанку при сколиозе и улучшить кровообращение.

При 3 и 4 степени сколиоза заниматься турником запрещено.

В то же время 1 и 2 степень позволяет дозировано использовать перекладину в целях профилактики. Смысл упражнений заключается в том, чтобы как можно лучше растянуть позвоночник. Оптимальным может быть подтягивание с широким хватом. Широкий и узкий хваты лучше чередовать, будут работать разные мышцы спины.

Очень важно, чтобы дыхание было ровным. Недопустимы рывки и резкие движения. Если почувствовали боль, нужно немедленно прекратить тренировку.

Плавать разрешается!

Плавание при сколиозе – это незаменимый способ лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата. Его пользу для оздоровления организма сложно переоценить:

  1. Происходит разгрузка позвоночника.
  2. Усиливается кровообращение.
  3. Формируется правильная осанка.
  4. Мышцы спины начинают работать симметрично и слаженно.

Показания и противопоказания

Одним из самых эффективных методов лечения при сколиозе является лечебное плавание. Противопоказаний для него практически нет. Позволить себе поплавать могут люди с любыми формами сколиоза. Назначается врачом на основании диагностики, при которой учитывается общее состояние организма, степень деформации позвоночника, физическое состояние мышц.

Лечебное плавание считается наименее травмоопасным видом спорта.

Кроме основных задач, он попутно устраняет дополнительные проблемы – делает безопасную растяжку всех мышц, повышает подвижность суставов, уменьшает контрактуры, дает общую физическую нагрузку.

Подбор нужного стиля плавания проводится инструктором. Как правило, больным сколиозом рекомендуют заниматься брассом на груди с долгим и продолжительным скольжением. Свои особенности имеет плавание на спине с двумя руками и кролем с дыханием в обе стороны. Важное правило – постепенно совершенствовать технику и контролировать работу дыхания.

Особенности тренировок в бассейне

Тренировки проводятся через день. Длительность каждой – 1 час. Вода должна быть теплая, 23-26 градусов. Дыхательным упражнениям в воде отводится особое внимание – это вдох и выдох в воду. Можно выполнять гимнастику с задержкой дыхания. Также очень полезны кувырки в воде вперед и назад, элементы игры в водное поло, стоя на дне бассейна.

Занятия чем-то схожи с аквааэробикой. В качестве разминки можно сделать несколько упражнений на растяжку и разогрев. Водные дыхательные упражнения выполняются следующим образом:

  1. Стоя на неглубоком дне бассейна, положите руки на бортик или на дорожку. После глубокого вдоха задержите дыхание и опуститесь под воду с головой. Выполните полный выдох в воду и поднимитесь обратно на поверхность.
  2. В положении стоя сделайте вдох и, удерживаясь за стенки бассейна, присядьте с погружением под воду. Медленно выдыхайте воздух, растягивая выдох на длительное время. Затем вынырните и отдышитесь как следует. Делать упражнение нужно несколько раз подряд.
  3. Плавая кролем на поверхности, делайте вдох и выдох в воду. Вдох можно выполнять в обе стороны на полтора гребка руками.

Плавание при сколиозе – польза и приятные ощущения. Они гарантированы всем больным с проблемами позвоночника.

Танцы и сколиоз

Заблуждение многих – танцы могут навредить больному со сколиозом. Это неверно. Конечно, современные уличные танцы вряд ли пойдут на пользу искривленному позвоночнику. Зато любые художественные, в том числе и бальные, придадут пластичность телу, улучшат эластичность суставов, дадут необходимую физическую нагрузку.

Заниматься танцами при сколиозе, особенно в детском, подростковом и юношеском возрасте необходимо.

Посещать танцзал нужно хотя бы трижды в неделю. В идеале – 5 раз. Только не забудьте в обязательном порядке делать предварительный разогрев (гимнастику на растяжение позвоночника и отдельных групп мышц).

Как видим, даже при таком серьезном заболевании, как сколиоз физические нагрузки необходимы. Нужно обязательно посещать тренажерный зал, висеть на турнике, делать ежедневную зарядку. Одним словом, нужно вести активный образ жизни.

Также не стоит забывать, самостоятельно принимать решение о включении того или иного упражнения в свой комплекс не нужно. Это также касается и тренажеров в спортивном зале. Врач должен определить минимальные и максимальные нагрузки, подходящие вашему позвоночнику.

Введение


Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Выделяют следующие компоненты физической культуры:

Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней.

Физическое воспитание - характеризует основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разностороннее развитие физических способностей.

Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека.

профессионально-прикладная физическая культура - создает предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура - связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура.

Фоновые виды физической культуры: гигиеническая физическая культура, включенная в рамки повседневного быта и рекреативная физическая культура, средства которой используются в режиме активного отдыха.

Опорно-двигательный аппарат состоит из костного скелета и мышц. В скелете выделяют три отдела: скелет головы, туловища и конечностей. Скелет туловища включает позвоночник и грудную клетку. Позвоночник образован 33-34 позвонками и имеет 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. В связи с прямохождением позвоночник у человека образует 4 изгиба. В шейном и поясничном отделах изгибы обращены выпуклостью вперед (лордозы), в грудном и крестцовом - назад (кифозы). При длительном согнутом положении позвоночника слабости спинных мышц увеличивается изгиб в грудном отделе позвоночника. В результате длительного неподвижного сидения и неправильной косой посадки появляется искривление позвоночника в сторону - сколиоз. Также к заболеваниям позвоночника относятся: остеохондроз, радикулит, миозит, ишиас, межреберная невралгия и т.д.


1. Определение сколиоза, его формы и виды


Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз. Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и соответственно выпуклой стороны искривления.

Отличается от нарушения осанки тем, что изменения затрагивают костную и связочную структуру, тогда как при нарушении осанки наблюдается повышенный мышечный тонус с одной стороны. Отличить одно от другого можно по характеру изменений в состоянии спины: если в положении лежа на животе позвоночник в состоянии принять нормальное прямое положение, то речь идет о нарушении осанки. Со временем и при определенных условиях (неправильный двигательный стереотип, недостаточное потребление кальция, слабый мышечный корсет и др.) нарушение осанки может прогрессировать в сколиотическую болезнь.

При сколиозе многие позвонки находятся в неправильном положении и могут сдавливать межпозвонковые отверстия, где выходят из спинного мозга нервы, сосуды, осуществляется лимфоотток и циркуляция энергии по меридианам. А поскольку каждый сегмент спинного мозга отвечает за какой-то орган, то при этих нарушениях постепенно формируется заболевание данного органа.

При сколиозе происходит перегрузка межпозвоночного диска, суставов и формируется ранний остеохондроз и спондилоартроз. Львиная доля искривлений позвоночника приходится на приобретенный или функциональный сколиоз, который можно полностью выпрямить.

Основные признаки сколиоза:

одно плечо чуть выше другого;

одна из лопаток пошла «вразлёт» (выпирает угол лопатки);

различное расстояние от прижатой к боку руки до талии;

при наклоне вперед заметна кривизна позвоночника.

Сколиоз это S-образное искривление позвоночника в стороны. Различают сколиоз I, II, III, IV степени. Форма сколиоза определяется по той стороне, куда обращается дуга искривления. Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е. поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

Этиологически различают сколиозы врожденные и приобретенные.

Врожденный сколиоз уже можно обнаружить в раннем детском возрасте, но иногда он становится заметным только после 10 лет. Из врожденных сколиозов в особую группу выделяют аномалии развития пояснично-крестцового отдела позвоночника, они объединяются понятием миелодисплазии, которая возникает в результате порочного развития нижнего фрагмента спинного мозга. При этом в процесс вовлекаются как нервная, так и костная ткань. Диспластические сколиозы выделены в отдельную группу, так как в силу нарушений нормальных процессов окостенения в области пояснично-крестцового отдела позвоночника они имеют своеобразную клиническую картину и течение. Обычно это дети астенического типа, с вялой мускулатурой, с круглой спиной, впалой грудью, приведенными плечами, с опущенной головой.

К приобретенным сколиозам относятся: рахитический, идиопатический, паралитический, привычный, статический, ишиальгический.

Рахитический сколиоз развивается в дошкольном возрасте, но чаще выявляется у школьников. Вершина искривления находится на уровне Х-ХII грудных позвонков, обращена в одну сторону.

Идиопатический сколиоз является наиболее распространенным среди других искривлений позвоночника. Большинство идеопатических сколиозов относится к врожденным аномалиям, не заметным вначале и выявляющимся в период усиления роста и полового созревания. Причиной этой формы сколиозов являются: заболевания эпифизов тел позвонков на почве перенесенной маловирулентной инфекции; органическое изменение спинного мозга - глиоматоз; результат перенесенной спиналыюй формы полиомиелита или другой нейроинфекции; после травмы позвоночника, нарушающей функцию двигательного нейрона.

Паралитический сколиоз развивается вследствие пареза или паралича после перенесенного полиомиелита. Он обычно имеет разнообразные изгибы, отличается быстрым развитием и ведет к возникновению реберного горба и деформации грудной клетки. Особенно опасным для развития паралитического сколиоза является преждевременное прерывание постельного режима ребенка после заболевания. В дальнейшем под влиянием длительной нагрузки и неправильных поз, не корригируемых в школе и дома, сколиоз может быстро прогрессировать. Для паралитического сколиоза характерны резкое ослабление мышц спины и живота, чаще с одной стороны, патологическая подвижность позвоночника. Нередко присоединяется полное или частичное выпадение функции четырехглавой и ягодичной мышц, что нарушает правильную походку.

Привычный сколиоз часто называют школьным сколиозом. Это не совсем точно, так как привычный сколиоз встречается не только в дошкольном и школьном возрасте, но и у взрослых. Образованию этого сколиоза могут способствовать различные причины. К ним относятся несоразмерные парты, ношение тяжелого портфеля в одной руке, неправильное положение во время сна, длительное сидение при смещенном центре тяжести на одну сторону парты, не перенося центр тяжести на другую, асимметричные позы при длительном вертикальном положении.

Статический сколиоз наблюдается при косом положении таза, которое развивается вследствие травмы позвоночника, влекущей к укорочению одной ноги, или врожденного вывиха бедра, при туберкулезном коксите, плоской стопе и при других нарушениях опорно-двигательного аппарата. Статический сколиоз возникает чаще в поясничном отделе, и выпуклость его обычно направлена в сторону укороченной ноги.

Ишиальгический, или рефлекторноболевой сколиоз возникает при тяжелом ишиасе или корешковых болях в поясничном отделе позвоночника.

Различают еще сравнительно редкие формы сколиозов: спастический - при болезни Литтля; травматический, возникающий вследствие неправильно сросшегося перелома позвоночника: рубцовый - на почве спаек и сращений после перенесенного плеврита или ожога, вялый - в результате заболеваний спинного мозга.


2. Лечебная физическая культура

физический упражнение сколиоз позвоночник

Лечению поддается сколиоз, если он был выявлен вовремя и процесс не успел зайти слишком далеко. Методика лечения включает в себя массаж (классический, баночный или аппаратный), направленный на восстановление и создание симметричного тонуса околопозвоночных мышц (снижение с одной стороны и усиление - с другой), индивидуально подобранный комплекс физических упражнений для наращивания массы слабо развитых мышц и коррекции осанки, а также мануальную терапию (в случаях нарушения осанки - мягкую, щадящую).

Лечение зависит от возраста больного, типа сколиоза и степени деформации позвоночника.

Детский сколиоз при I и II степенях искривления позвоночника лечат консервативно. Важным условием успешного лечения является полноценное и богатое витаминами питание, регулярное пребывание на свежем воздухе, подвижные игры. Постель должна быть жесткой, для чего на кровать укладывают деревянный щит. Стул и стол на рабочем месте должны соответствовать росту. Нужно следить, чтобы ребенок сидел за столом прямо, а ноги его при этом достигали пола. Важна также правильная установка света, а при нарушении зрения обязательна его коррекция. Систематически проводят лечебную гимнастику и часто назначают ношение корсетов.

Оперативное лечение назначается при значительном и быстро прогрессирующем сколиозе и состоит в установке различного рода механических эндокорректоров, исправляющих кривизну позвоночника. Как правило, полностью исправить искривление в детском возрасте возможно лишь при сколиозе 1-2 степени, когда нет выраженных необратимых (диспластических) изменений в позвоночнике. При сколиозах 3-4 степеней можно добиться лишь остановки прогрессирования болезни. По мере достижения окончания роста организма (16-18 лет) развитие сколиоза останавливается. Считается, что после 20 лет выпрямить позвоночник невозможно. Дальнейшее лечение носит общеукрепляющий и поддерживающий характер (лечебная физкультура, правильный режим дня, физиотерапия и массаж).

Одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК применяется на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза.

Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.

Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза включает:

лечебную гимнастику;

упражнения в воде;

коррекцию положением;

элементы спорта.

ЛФК сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. ЛФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур (преимущественно показаны больным при неблагоприятном течении болезни), а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно. Методика ЛФК определяется также степенью сколиоза: при сколиозе I, III, IV степени она направлена на повышение устойчивости позвоночника (стабилизацию патологического процесса), а в то время как при сколиозе II степени - также на коррекцию деформации.

Коррекция сколиоза при выполнении физических упражнений достигается изменением положения плечевого, тазового пояса и туловища больного. Упражнения должны быть направлены на коррекцию искривления позвоночника во фронтальной плоскости. С большой осторожностью с целью коррекции применяют упражнения, вытягивающие позвоночник, например у гимнастической стенки.

Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.

Одним из средств ЛФК является применение элементов спорта:

плавание стилем «БРАСС» после предварительного курса обучения;

элементы волейбола с компенсированным течением сколиоза.

3. Комплекс упражнений


1 Исходное положение стоя на носках с поднятыми вверх и сцепленными в замок руками; производят покачивания туловищем из стороны в сторону.

2 Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены; скользящими движением руки вдоль туловища кверху поднимают руку к плечу и одновременно наклоняют туловище в противоположную сторону, другая рука скользит по ноге, затем тоже в другую сторону.

3 Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены; одну руку поднимают вверх и отводят назад, одновременно отводя назад другую руку; повторяют несколько раз, меняя положение рук.

4 И.п. - стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.

5 И.п. - стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.

6 И.п. - стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически «вжимайтесь спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник с усилием упирайтесь в него головой.

7 Исходное положение сидя на подогнутых под себя ногах; поднимают вверх руку, прогибаясь, и одновременно выдвигают назад противоположную ногу, затем возвращаются в исходное положение, повторяют несколько раз, меняя положение рук и ног.

8 Исходное положение стоя на четвереньках; поднимают одну руку и одновременно вытягивают назад противоположную ногу, затем возвращаются в исходное положение; повторяют несколько раз, меняя положение рук и ног.

9 Стоя на коленках и опираясь на руки, скользящими движениями вытягивают вперед руки, затем подтягивают их к коленям.

10 Ползание на коленях, вытягивая поочередно правую и левую руку и подтягивая одновременно ногу.

11 И.п. - лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п.

12 Исходное положение лежа на животе, разводят руки в стороны и одновременно прогибаются.

13 Исходное положение лежа на животе, руки вытянуты приподнимают верхнюю часть туловища и одновременно одну ногу, повторяют несколько раз, меняя положение ног.

14 Исходное положение лежа на спине, вытягиваются руки вдоль туловища и поочередно поднимают правое и левое плечо, а затем оба одновременно.

15 Подойдите к гимнастической стенке и сделайте вис пока не устанете.


Заключение


Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.

Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Включение в учебный план ВУЗов дисциплины «Физическая культура» обусловлена задачами подготовки квалифицированных специалистов, имеющих высокий уровень как специальной, так и физической подготовки.

Наш век - век значительных социальных, технических и биологических преобразований. НТР внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию (недостаток объема двигательной деятельности), нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположенности к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и др. влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им является регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.

Известно, что здоровье человека определяется на 20% генетической предрасположенностью, на 20% экологическими факторами, на 10% уровнем медицинского обеспечения и на 50% - образом жизни человека.

Следует заметить, что даже самостоятельные занятия физическими упражнениями при четком планировании физической нагрузки и отдыха дают высокий эффект. Здоровье, жизненный тонус, настроение людей зависят не от одной лишь медицины. Поэтому увеличение двигательной активности позволит существенно увеличить уровень здоровья, снизить заболеваемость. Так основными задачами лечебной физической культуры при сколиозе является: укрепление мускулатуры тела, в частности мышц, удерживающих позвоночник в правильном положении, мышц брюшного пресса, нижних конечностей, а также осуществляющих механику дыхания; увеличение силы, работоспособности, выносливости мышц и обучение умению правильно включать их функцию координации движения. Регулярное занятие лечебной физической культурой при сколиозе позволяет повысить устойчивость позвоночника, уменьшить его деформацию, а при I-II степени даже его выпрямить.


Список литературы


1)Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 1999.

)Большая медицинская энциклопедия том 23 стр. 386-389.

)Биология для поступающих в вузы / Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. - 8-е изд. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 494 с.: ил.

)Журнал «Здоровье» №6-12 2001 г.

5)Журнал Сила и красота №8 1995 г.

6)Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия. 2000.

)Напалков П.Н. Смирнов А.В. Шрайбер М.Г., Хирургические болезни, Медицина 1999 г., стр. 256,257

8)Царфис П.Г. Физические методы профилактики заболеваний. - М.: Знание, 1982. - 96 с.

9)Черноусов О.Г. Физическая культура: Учебное пособие. - Томск: ТМЦДО, 1999.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



  • Разделы сайта