Система спортивной тренировки гандболистов высокой квалификации. Синхронное плавание Гандбол обучение

Гандбол – это один из самых популярных командных видов спорта в России. Несмотря на то, что за чемпионатами по гандболу болельщики следят меньше чем за футбольными или хоккейными баталиями, данный вид состязаний имеет свою крепкую фанатскую базу. Где же любители гандбола могут понаблюдать за соревнованиями в Москве? Какое состояние развития данного вида спорта в столице на данный момент?

Состояние гандбола в Москве во время СССР.

Советская школа гандбола всегда была известна в мире. Многие спортсмены из столицы нашей державы были лучшими на различных международных чемпионатах. Гандбол в Москве всегда имел хорошие базы для тренировок, и качественных специалистов, что воспитали не одно поколение спортсменов. Во время СССР многих детей отдавали в спортивные секции. В советский период намного больше детей занимались данный видом командных состязаний. Одновременно работали больше ста школ, среди них львиная доля находилась как раз в Москве. Некоторым из этих баз был дан статус секций олимпийского резерва.

Среди самых известных советских команд из столицы можно выделить:

МАИ.
- Кунцево.
- ЦСКА.

Гандбол в Москве в наше время.

В теперешнее время в Москве продолжает жить и развиваться. В столице работает ряд детско-юношеских спортивных школ советского времени, а также открываются все новые секции.

Вы можете отдать в своего ребенка в ряд спортивных школ, что специализируются на данном виде спорта. Сейчас их работает около двадцати. В этих спортивных школах могут проходить занятия и по другим видам спорта. В различных секциях тренируются дети разных возрастов, либо же взрослые. Позитивным моментом стало то, что мальчики и девочки могут заниматься даже бесплатно, как и в советское время. Школы находятся во многих районах столицы.

Профессиональные спортсмены нашей столицы готовятся к матчам на базах своих клубов. Современный гандбол в Москве имеет в наличии ряд профессиональных команд. Так, в мужской суперлиге играет столичная команда УОР №2. Представителем московской области являются Чеховские Медведи.

Женский гандбол в Москве также имеет хорошее развитие. В суперлиге чемпионата России представлять столицу выпала честь команде «Луч». История данного клуба одна из самых значимых среди всех гандбольных коллективов.

Где посмотреть гандбол в столице?

Что бы посмотреть игры сборной России по гандболу в Москве вы можете посетить ряд стадионов, где проводятся соревнования, либо же посмотреть матчи по телевизору. Соревнования происходят на самых популярных стадионах столицы, а также на домашних аренах московских команд.

Некоторые государственные телеканалы показывают игры главной команды страны в прямом эфире. Также проводятся трансляции по гандболу в ряде спортивных баров. Интернет эфиры игр клубов чемпиона доступны на специализирующихся сайтах.

Можно отметить, что недавно в УСК ЦСКА состоялся первый в истории российского гандбола гала-матч, что был посвящен победе нашей женской команды в олимпиаде, что происходила в Бразилии.

Гандбол для детей в Москве:

· Физкультурно-оздоровительный комплекс "Динамика", Москва, м. Щукинская, 1-й Пехотный переулок, д. 8

· Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1, Москва, Измайловский бул., д. 75, корп. 17

· КДЮСШ, Спортивный клуб "Луч", Москва, м. Перово, ул. 1-ая Владимирская, ул. 10б

· ГБОУ СОШ №1020,Москва, м. Ясенево, ул. Вильнюсская, д. 12

· Спортивный комплекс "Крылатское", Москва, м.Крылатское, ул. Крылатская, д. 16

· СДЮШОР "Кунцево", Спортивный комплекс "Кунцево", Москва, м. Кунцевская, Можайское шоссе, д. 7

Гандбол для детей и подростков в Москве:

· ГОУ СОШ №281,Москва, м. Бабушкинская, ул. Радужная, д. 7

· СДЮШОР №53, Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №53,Москва, м. Выхино, ул. Молдагуловой, д. 20а

· ДЮСШ №47, Детско-юношеская спортивная школа №47, Москва, м. Домодедавская, Каширское ш., д. 94, корп. 1

· СДЮШОР №1, Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №1,Москва, м. Воробьёвы горы, ул. Косыгина, д. 17, корп. 8

· ДЮСШ №80, Детско-юношеская спортивная школа № 80 "Бибирево", Москва, м. Биберево, ул. Корнейчука, д. 28, корп. 2

· УОР им. А.Я. Гомельского, училище олимпийского резерва им. А.Я. Гомельского, Москва, м. Биберево

Учебно-спортивно-оздоровительный комплекс "Октябрь", Москва, м. Щукинская, ул. Живописная 21.

Гандбол для детей и взрослых в Москве:

· Дворец спорта "Красноармеец", Московская область, Красноармейск, ул. Академика Янгеля, д. 35

· СДЮШОР № 101 "Тушино", Москва, м. Планерная, ул. Вилиса Лациса, д. 20

Занятия гандболом с уверенностью относят к универсальным средствам физического воспитания.

Это подвижная спортивная игра, которая имеет черты футбола, баскетбола, а также регби.

Вид спорта помогает развить общую физическую выносливость , поэтому полезен как для детей, так и для взрослых.

Где проходят занятия гандболом для детей

Уроки гандбола включены в школьную программу. А также ребёнок может заниматься в секции или в государственной спортивной школе гандбола.

Обучение в школе

Школьная программа по физической культуре предполагает ознакомление учащихся со спортивными играми , в том числе и с гандболом.

Однако, ему уделяется не слишком много внимания. Школьники познают основы техники и тактики гандбола, а также правила игры, что помогает обрести навыки , полезные и для других спортивных дисциплин.

Секции

Углублённые знания детей по гандболу возможно получить в специализированных секциях. Часто клуб расположен в школьном спортзале, и занятия проводятся после уроков. Такие группы бесплатные, и удобны тем, что ребёнку не нужно тратить время на дорогу. Также они есть практически в каждом спорткомплексе и дворце спорта.

Важно! При выборе секции или спортшколы ориентируются на цели занятий (для общего физического развития или профессионально). Важен и правильный выбор тренера. Предварительно рекомендуется узнать отзывы о секции.

Государственные спортшколы

Ещё один вариант, где можно заниматься ребёнку — спортивные школы государственного уровня. Тут также упор идёт на профессиональное обучение.

Организация занятий по детскому гандболу

Уроки не предполагают большого количества требований. Важным моментом является техника безопасности.

Фото 1. Занятия по гандболу среди мальчиков в спортивном зале, игроки в синей форме пытаются перехватить мяч.

Соблюдение правил безопасности

К таковым относятся следующие:


Необходимый инвентарь и одежда

Мяч используется кожаный или из синтетических материалов. Он не должен скользить и быть блестящим. Окружность и вес мяча отличаются в зависимости от возраста детей. Форма должна быть удобная, лёгкая, эластичная, сделанная из материала, который впитывает влагу. Обувь выбирают такую, которая обеспечит амортизацию подошвы и поддержку щиколотки.

Фото 2. Мяч для детского гандбола красного цвета с черными полосами, на нем есть пупырышки.

Вам также будет интересно:

Польза для ребенка

Гандбол считается одним из лучших средств физического развития ребёнка, поскольку он задействует мускулатуру не только ног, но и рук . Этот вид спорта также улучшает выносливость к нагрузкам, координацию движений, ловкость и реакцию.

Занятия способствуют развитию сердечно-сосудистой системы. А также формируют у ребёнка характер. Игра, имеющая состязательную направленность, развивает волю, целеустремлённость, терпение и трудолюбие.

Внимание! Родителям нужно понимать, что гандбол является травмоопасным видом спорта . Тем не менее дети справляются с повреждениями значительно лучше, нежели взрослые, и быстро восстанавливаются.

Но в игре задействован мяч, поэтому существуют риски вывихов пальцев, ушибов, растяжений и разрывов связок . Возможно также сотрясение мозга от удара. Поэтому важна техника безопасности.

Обязательное присутствие тренера со знанием методики

Если речь идёт о школьных уроках физической культуры, то его роль выполняет учитель соответствующего предмета.

Задача его будет несколько отличаться от тренерской. Его цель — познакомить детей с таким видом активности , показать и научить школьников так, чтобы они могли играть самостоятельно.

Тренер должен знать методику преподавания гандбола. Это важно, чтобы он донёс до учащихся все основы вида спорта.

Ведение мяча используется нечасто , но тренер обучает игроков этому навыку.

Техника игры

Состоит из специальных приёмов, которые выполняются в движении и на месте. В зависимости от роли, выполняемой игроками на площадке, техника подразделяется на защиту и нападение.

Построение тактики

Тактика является важнейшей структурной частью подготовки.

Основные практические элементы — варианты соревновательных действий, способы правильного распределения сил в процессе матча, а также приёмы психологического влияния на соперника и маскировка своих настоящих намерений.

Изучение техник в теории и на практике

Тренер учит игроков теории и практике спортивной дисциплины.

Передачи и их виды

Таких способов два:

  1. Передача двумя руками позволяет максимально чётко направить мяч партнёру на близком или среднем расстоянии в простой остановке. Атрибут передаётся двумя руками снизу и сбоку , от груди с отскоком от поверхности, от груди в движении, двумя руками сверху .
  2. Передача мяча одной рукой — основной метод взаимодействия партнёров в процессе игры. Позволяет создать условия для организации и финала быстрой атаки, а также для контактирования игроков, когда они находятся около ворот. Мяч может передаваться одной рукой снизу и сбоку .

Фото 3. Мальчик в прыжке совершает передачу мяча одной рукой сбоку, рядом находится соперник в майке другого цвета.

Упражнения на ведение и ловлю мяча

Используются как общие техники, предполагающие бег и прыжки , так и дополнительные, направленные на непосредственную работу с атрибутом и помогающие научиться держать его, вести, ловить, передавать, бросать.

Таких упражнений много. Например, следующие:


Для отработки качества приёмов ловли и передачи мяча также используются различные подвижные игры . Ряд упражнений направлен на отработку бросков в ворота. Сначала рекомендуется кидать в пустые ворота, а после играть с вратарём. Элементы выполняются с различных позиций и расстояний.

Защита

Основные задачи игры в обороне — охрана своих ворот и предотвращение нападения со стороны противника и получение мяча.

Защитник стоит на ногах, расставленных на расстоянии 20-40 см и согнутых под углом 160-170 градусов.

Руки согнуты в локтях под прямым углом, располагаются удобной для быстрого движения позиции. Тяжесть туловища распределена на две ноги.

Техника защиты предполагает следующие движения:

  • Ходьба — позволяет выбрать позицию для опеки нападающего. Применяется простая ходьба и приставной шаг.
  • Прыжки — используются при отборе, блокировании, перехвате мяча. Защитнику нужно уметь выпрыгнуть из любой исходной позиции. Делается это путём толчка одной и двумя ногами.
  • Блокирование — предполагает преграждение движения мяча или нападающего игрока. Выполняется одной либо двумя руками, сверху, снизу или сбоку. Защитнику нужно выявить направление броска и быстро выпрямить руку, чтобы преградить снаряду путь.
  • Выбивание — позволяет прервать ведение мяча. Полагает удар одной рукой по атрибуту.
  • Отбор мяча при бросании. Предполагает прерывание броска при окончании разгона снаряда. В этом случае защитник проводит к нему руку со стороны направления ожидаемого броска и будто снимает мяч с руки противника.
Гандбол – один из командных видов спорта. На поле находятся семь человек с каждой из двух команд, включая вратарей с обеих сторон. По большей степени напоминает футбол, только играют руками и чем большей мячей будет забито в ворота соперника, размером 3 на 2 метра, тем лучше. Любой, кто заинтересован в этом виде спорта, может обратиться в одну из спортивных секций гандбола в своем городе.

Учреждения (школы, клубы) в разделе Гандбол для детей в Москве

Здесь представлен список всех гандбольных секций, гандбольных клубов и спортивных школ для детей 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 лет, для мальчиков и девочек. Поиск подходящего места для занятий гандболом в Москве можно осуществлять прямо на карте или по списку представленных спортивных организаций. Вы можете выбрать подходящую спортивную секцию рядом с домом, работой или школой ваших детей для последующей их записи. По каждой из спортивных секций доступны: номера телефонов, адреса, цены, фото, описание и условия, чтобы записаться на секцию или уточнить другую информацию, которая вас интересует.

Отбор детей в гандбольные школы ведется в сентябре-октябре каждого года. Самый лучший возраст для начала гандбольной карьеры - восемь-девять лет.

В первую очередь следует оценивать координацию движений ребенка. Это как раз то качество, на которое делается упор в группе начальной подготовки. Потом оцениваются физические данные. В современном гандболе очень важен рост. Например, в нашей гандбольной сборной, которая выступает сейчас на Чемпионатах Азии, почти все спортсмены имеют высокий рост. Рост важен в первую очередь для того, чтобы иметь возможность бросать свысока и издалека. Но и невысоким мальчикам и девочкам в гандболе найдется место - на флангах, где недостаток роста и мощи вполне можно компенсировать мобильностью и прыгучестью.

Формируются группы по возрастам, мальчики и девочки тренируются отдельно. Заниматься в группе начальной подготовки будет 3 раза в неделю по полтора часа в день. Этап начальной подготовки продлится год или два. Обычно после этого периода очень многие дети просто прекращают занятия или отсеиваются. И в учебно-тренировочную группу переходят уже только самые одаренные. Здесь уже придется заниматься по специальной программе.

Отдавая ребенка в спортивную гандбольную школу, родители должны понимать, что гандбол - травмоопасный вид спорта. Особенно часты в гандболе выбитые пальцы, растяжения и разрывы связок, сотрясения мозга.

Гандбол развивает сердечную систему, улучшает координацию движений, высокие скоростные способности.

Дети играют резиновыми мячами, подростки - уже кожаными мячами, взрослого размера.

Школьной программой по физической культуре предусмотрено ознакомление учащихся со спортивными играми, такими, как баскетбол, волейбол, мини-футбол, гандбол. Но если первые из трех названных игр в той или иной степени культивируют в школьных спортивных залах, то гандбол или, как его еще называют, «ручной мяч» незаслуженно, на мой взгляд, обделен и вниманием, и временем. Занимаясь с учащимися практическим овладением техникой и тактикой гандбола, а также изучением правил игры, можно не только добиться высоких спортивных показателей, но и приобрести необходимые знания, умения и навыки, используемые и во многих других спортивных дисциплинах.

Гандбол - универсальная спортивная игра, которая имеет общие корни с футболом и баскетболом, а по атлетизму мало в чем уступает регби. Основные технические приемы гандболистов - это ускорения, бег, перемещения, отрывы, передача и ловля мяча самыми различными способами, опорные броски в прыжке по воротам, борьба за мяч и позицию и т. д., а также игра гандбольного вратаря. Все они тесно связаны с такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, борьба и акробатика.

Основы начального отбора

1.1. Общие основы (начальная стадия обучения)

1.2. Основы техники

1.3. Тактика игры

2. Эффективность начального обучения технике гандбола

2.1. Обеспечение детальной наглядности выполнения приемов3

2.3. Результаты тестирования юных гандболистов

Список литературы

1. Основы начального отбора

Официально набор ребят в гандбольные школы ведется в сентябре-октябре каждого года. Но в России с гандбольными школами сложилась такая ситуация, что сейчас берут практически всех ребятишек независимо от физических данных. Так что если вы привели ребенка к гандбольному тренеру зимой или весной, то он, несмотря ни на что, с радостью включит малыша в группу.

Самый ходовой возраст для начала гандбольной карьеры – восемь-девять лет. Можно приводить детей и постарше, из школы их никто не выгонит. Но требования будут уже несколько строже. Ведь уже в 10–12 лет определяется амплуа спортсмена. Как правило, окончательно и бесповоротно.

В первую очередь следует оценивать координацию движений ребенка. Это как раз то качество, на которое делается упор в группе начальной подготовки. Потом оцениваются физические данные. В современном гандболе очень важен рост. Например, в нашей гандбольной сборной, которая выступает сейчас на чемпионатах мира, почти все как на подбор – эдакие гренадеры: ниже 190 сантиметров в команде только 5 человек. Рост важен в первую очередь для того, чтобы иметь возможность бросать свысока и издалека. Но и невысоким мальчишкам и девчонкам в гандболе найдется место – на флангах, где недостаток роста и мощи вполне можно компенсировать мобильностью и прыгучестью.

Ну а главный гандбольный дефицит – левши. Берут их практически с закрытыми глазами, и носиться будут с ними как с писаной торбой.

В одну группу набирают обычно 15–20 ребятишек. Формируются группы по возрастам, мальчики и девочки тренируются отдельно. Заниматься в группе начальной подготовки ребенок будет 3 раза в неделю по полтора часа в день. Этап начальной подготовки продлится год или два. Обычно после этого периода очень многие ребята просто прекращают занятия или отсеиваются. И в учебно-тренировочную группу переходят уже только самые одаренные. Здесь уже придется заниматься по специальной программе.

Отдавая ребенка в спортивную гандбольную школу, родители должны понимать, что гандбол – травмоопасный вид спорта. В той же сборной России на чемпионате мира сложилась довольно непростая ситуация – по ходу турнира травмировались сразу двое игроков основного состава. Но дети после травм восстанавливаются довольно быстро. Когда же спортсмен станет старше, травмы будут досаждать чаще. Особенно часты в гандболе выбитые пальцы, растяжения и разрывы связок, сотрясения мозга.

Гандбол развивает сердечную систему, улучшает координацию движений. А объем легких у гандболистов почти такой же, как у пловцов!

Мячи. Дети играют резиновыми, подростки – уже кожаными, взрослого размера.

Кроссовки. Они в гандболе особенные: слегка жесткие, плотно облегающие ногу, с достаточно твердой невысокой подошвой, которая больше походит на одну большую мозоль.

«Липучка». Это ласковое название мази со своеобразным составом, которая позволяет лучше держать гандбольный мяч. С ней мяч не выскользнет из рук, а бросок получится сильнее. Правда, пользуются ею только совсем взрослые ребята, без пяти минут профессионалы (иначе детям не поставишь правильную технику броска).

Школьной программой по физической культуре предусмотрено ознакомление учащихся со спортивными играми, такими, как баскетбол, волейбол, мини-футбол, гандбол. Но если первые из трех названных игр в той или иной степени культивируют в школьных спортивных залах, то гандбол или, как его еще называют, «ручной мяч» незаслуженно, на мой взгляд, обделен и вниманием, и временем. Занимаясь с учащимися практическим овладением техникой и тактикой гандбола, а также изучением правил игры, можно не только добиться высоких спортивных показателей, но и приобрести необходимые знания, умения и навыки, используемые и во многих других спортивных дисциплинах.

Гандбол – универсальная спортивная игра, которая имеет общие корни с футболом и баскетболом, а по атлетизму мало в чем уступает регби. Основные технические приемы гандболистов – это бег, ускорения, перемещения, отрывы, опорные броски в прыжке по воротам, передача и ловля мяча самыми различными способами, борьба за мяч и позицию и т. д., а также игра гандбольного вратаря. Все они тесно связаны с такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, борьба и акробатика.

1.1. Начальная стадия обучения

Прежде чем начинать обучение гандболу в школьном зале, следует подготовить зал и приобрести необходимый спортивный инвентарь.

Стандартной площадкой для гандбола является поле размером 40x20 м, но проводить занятия и обучать игре можно и в зале 24x12 м. Можно также использовать имеющуюся разметку для игры в баскетбол или в волейбол и, проведя несколько линий другого цвета, получим площадку для игры в гандбол (рис. 1).

Рис. 1. Схема спортивного зала

Начинаем с построения гандбольных ворот. Они могут быть из металлических труб, прикрепленных к стене и по бокам и оснащенных сетками. Можно использовать деревянный брус, за­крепив его непосредственно шурупами к стене и покрасив штанги черно-белыми полосами.

Стандартный размер гандбольных ворот – 3x2 м. Но так как залы в школе, как правило, имеют размер 24x12 м, то ворота следует изготовить меньших размеров, например, 2x1,5 м; 2,5x1,8 м и т.д.

После того как ворота изготовлены и закреплены, можно приступать к разметке площадки. Используя линию штрафных бросков в баскетболе (на рис. линия № 1), закрепив в точке опоры штанги (№ 4) шпагат, провести мелом линию (№ 3) соответствующего радиуса – R. Затем, покрасив линию (№ 3) в красный цвет, мы получим вратарскую зону, а линия штрафного броска в баскетболе будет служить также линией пробития семиметровых гандбольных пенальти.

Линию (№ 2) трехочковых бросков в баскетболе (как правило, белого цвета, сплошную или пунктирную) следует использовать как зону свободных штрафных бросков в гандболе.

Боковые линии (№ 5) при игре в гандбол можно не учитывать. Ушедшим в аут можно считать мяч, коснувшийся боковой стенки, что позволит увеличить поле игры.

Приобретя гандбольные, а также резиновые мячи меньшего диаметра для тренировки пяти- и шестиклассников, можно приступать к занятиям гандболом как на уроках, так и в школьной спортивной секции.

Уже на первоначальном тренировочном этапе можно параллельно проводить физическую, техническую и индивидуальную подготовку игроков. Основными, базовыми будут являться упражнения по общефизической подготовке, а также игровые варианты гандбола по упрощенным правилам. Комплексные упражнения лучше строить на основе соединения нескольких заданий или технических приемов в единую систему действий и в качестве задачи выносить на простейшую двустороннюю игру. В зависимости от возраста и подготовленности игроков следует определять и численность команды: например, 5 полевых игроков + вратарь; 4 + 1 или 3 + 1.

1.2. Основы техники

Техника игры – это не просто набор технических приемов, характерных для конкретной спортивной игры. Это еще и разные способы их выполнения. В свою очередь, техника выполнения приема – это система элементов движения, позволяющая наиболее рационально решать конкретную двигательную задачу.

По характеру игровой деятельности технику в гандболе делят на два больших раздела: техника полевого игрока и техника вратаря.

Когда я начинаю обучение гандболу, то стараюсь, чтобы каждый занимающийся «примерил» на себя роль и нападающего, и защитника, и вратаря. Дети любят играть, а игры по принципу «забей – поймай», на мой взгляд, нравятся почти всем. И хотя большинство стремится играть в нападении и забивать мячи, важнее другое: дать почувствовать детям особенности конкретной игры в каждой точке площадки. Так как гандбол – спортивная темповая игра, в которой и в атаку идет, и при потере мяча обороняется вся команда, то можно выделить подразделы: технику нападения и технику защиты. Знакомить детей с техническими элементами игры на уроках, и на внеурочных занятиях интереснее по самым разным методикам. От выбора учителя, например, зависит, что учащиеся будут осваивать на занятии: элементы техники нападения или защиты? А возможно, Вы предпочтете построить урок таким образом, что одна половина класса будет отрабатывать защитные действия, а другая – атакующие.

При выполнении тех и других можно выделить группы упражнений по перемещению игроков, которые, за редким исключением, характерны как для защиты, так и для нападения. Кроме того, технике владения мячом в гандболе противостоит техника противодействия владению мячом.

Технические приемы, используемые гандболистом в процессе игры в нападении, показаны на схеме (рис. 2).


Рис. 2. Технические приемы, используемые гандболистом в процессе игры

Участие в игре обязывает игрока быть в постоянной готовности к перемещению, к принятию мяча, передаче его партнеру или взятию ворот. Эта готовность отражается в позе игрока, которую называют стойкой.

Главными задачами игры в защите являются: оборона своих ворот дозволенными средствами, разрушение организованного нападения противника и овладение мячом. Для решения этих задач защитнику необходимо уметь быстро передвигаться по площадке, неожиданно менять темп и направление, обладать позиционным чутьем для срыва атаки соперника. Все эти приемы приведены на рис. 3.

Приемы и техника гандбола

Пользуясь классификацией технических приемов, тренер сможет самостоятельно разработать специальные подготовительные и тренировочные упражнения, определить дозировку нагрузок и те технические приемы, к работе над которыми требуется подойти с большим вниманием.

Учитель, выбравший гандбол для уроков физкультуры, в отличие от тренера, задачей которого является обучение только конкретной игре, преследует иную цель. С точки зрения профессионального освоения игры она минимальна: познакомить, показать, научить в той степени, чтобы дети могли играть самостоятельно. Но с точки зрения преподавателя физкультуры со специализацией «гандбол», у меня появляются новые возможности для программной подготовки учащихся в рамках предмета «физкультура». К примеру, освоение элементов двигательной активности с предметом и без предмета. На основании приведенных выше схем можно придумать не один десяток упражнений, позволяющих проводить это обучение нестандартно и интересно.

На технику защиты и нападения делится и техника игры вратаря.

Выполнение основных технических приемов вратарь может осваивать в общей группе полевых игроков, но специальные упражнения необходимо отрабатывать индивидуально или с группой из трех-четырех вратарей, так как вратарская техника намного сложнее техники полевого игрока.

Но даже более сложную вратарскую технику можно использовать на уроках, например, при изучении программы по гимнастике. В данном случае я имею в виду, что в индивидуальной подготовке вратарей обязательны упражнения на растяжку, гибкость, координацию, что характерно и для гимнастики.

1.3. Тактика игры

Освоив технические приемы, не менее важно уметь их применять с максимальной пользой, а это уже – дело тактики. Не случайно признаком высокого тренерского мастерства считается умение перестраивать игру команды по ходу, в зависимости от сложившейся ситуации.

Тактика игры находится в постоянном развитии. Это зависит от изменения правил игры, совершенствования физических способностей игроков, появления новых приемов в технике. Современная тактика как в нападении, так и в защите строится, во-первых, на высоком индивидуальном мастерстве, во-вторых, на согласованных действиях между собой отдельных игроков и, в третьих, – команды в целом. Если основной принцип выполнения технических элементов заключается в том, что и как делать, то с тактической стороны важно, как и когда. Это касается тактики игры не только полевых игроков, но и вратаря.

Если же вновь исходить из того, что мы включаем обучение гандболу в вариативную часть учебной программы, то понятно: на это у нас будет минимальное число уроков. Знакомить ребят с тактикой придется по ходу игровых моментов, выбирая из множества тактических вариантов всего несколько, чтобы учащиеся лучше их освоили.

Как показывает моя практика работы в школе, гандбол для детей не менее интересен, чем другие игровые виды спорта. А когда, например, на зачетном уроке по легкой атлетике кто-то из ребят показывает по прыжкам в длину результат, которого до этого никогда не добивался, то он вопросительно смотрит на меня: как такое может быть, ведь он в прыжках специально не тренировался?

Но в том-то и ценность спортивных игр, что они позволяют нашим детям не просто научиться новому, но и всесторонне развить свои физические качества. А если еще при этом игра будет доставлять удовольствие, наполнять детей положительными эмоциями, снимать напряжение в ходе учебы, можно считать что свою основную задачу на уроке Вы как учитель выполнили.

2. Эффективность начального обучения технике гандбола на основе применения современных информационных технологий

Наиболее подробно эффективность начального обучения изучила Козина Ж.Л. (Харьковский государственный педагогический университет им. Г.С. Сковороды). Она поставила проблему анализа последних исследований и публикаций. Современный гандбол требует высокого уровня владения всеми техническими приемами , поэтому учебно-тренировочный процесс на всех этапах подготовки должен базироваться на возможности детального анализа индивидуальной техники спортсменов . Для этого уже недостаточно просто визуального анализа техники каждого игрока в связи с тем, что высокая скорость выполнения технических приемов гандболиста часто не позволяет достаточно точно уловить отдельные ньюансы их индивидуального выполнения. Современный гандбол требует более широкого применения информационных технологий на всех этапах подготовки, особенно - при обучении технике, что и определило цель исследования.

На основании полученных ранее данных была разработана методика начального обучения технике основных приемов в гандболе с применением современных информационных технологий и проведенный педагогический эксперимент, в котором приняли участие игроки команды ДЮСШ №3 (возраст 11-12 лет), из них 11 спортсменов составили экспериментальную группу и 12 спортсменов контрольную. Эксперимент проводился с сентября 2002 года по май 2003 года.

Для тренировки юных спортсменов экспериментальной группы была разработана методика технической подготовки с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств. Основные особенности данной методики заключались в следующем. Наряду с обучением техническим приемам делался акцент на развитие скоростно-соловых способностей. Для этого применялись:

Специальные упражнения для развития силы и взрывной силы;

Упражнения для развития быстроты;

При обучении технике выполнения передач и бросков делался акцент как на точности выполнения данных приемов, так и на скоростно-силовом аспекте их выполнения, в то время как традиционная методика предусматривает обучение данным приемам без акцента на скоростно-силовом аспекте.

В качестве усиления обучающего эффекта применяли наглядные пособия, аналогичные представленным на рис. 1. Кроме того, на уроках информатики, геометрии, биологии ученики просматривали учебный мультфильм, в котором проводилась аналогия в правиле сложения векторов между законами биомеханического сложения сил при выполнении передачи мяча, законами взаимодействия сил у муравьев при перетаскивании ноши и законами сложении сил при любом коллективном однонаправленном действии на примере сказки "Репка" (рис.2).

Контрольная группа тренировалась по общепринятой методике освоения технических приемов без акцента на скоростно-силовом аспекте и без применения современных компьютерных технологий.

Эксперимент длился 1 год. В начале и в конце педагогического эксперимента проводилось педагогическое тестирование.

Рассмотрим каждый компонент данной методики отдельно.

2.1. Обеспечение детальной наглядности выполнения приемов

Объяснение техники броска и показ сделанных самостоятельно с помощью видеосъемки и компьютерной обработки материалов наглядных пособий (рис.1), а также - видеокассет с записью техники выполнения бросков гандболистами-профессионалами (производство Калифорнийского Университета). Просмотр видеокассеты производился 2 раза в месяц. Наглядные пособия (рис. 1) выдавались каждому ученику для детального изучения дома на неограниченный срок. При подготовке наглядного пособия приглашались спортсмены высших разрядов (не ниже первого), отбирались наиболее удачные материалы. На рисунке 1 показано выполнение броска спортсменом - студентом ХДПУ (кмс).


Рис. 1. Наглядное пособие для изучения техники броска с места

2.2. Методика применения учебно-методического мультфильма для изучения техники выполнения передачи мяча

На уроках информатики, геометрии, биологии ученики просматривали учебный мультфильм, в котором проводилась аналогия в правиле сложения векторов между законами биомеханического сложения сил при выполнении передачи мяча, законами взаимодействия сил у муравьев при перетаскивании ноши и законами сложении сил при любом коллективном однонаправленном действии на примере сказки "Репка".

При этом ученикам детально объяснялось правило сложения сил по векторам (6-7 классы общеобразовательной школы). После чего приводились примеры сложения сил по векторам. Среди данных примеров была демонстрация правильной техники передачи мяча в гандболе, при которой должны работать все мышцы, и в первую очередь - ноги, так как это наибольшая векторная составляющая в сумме действующих сил в данном движении. Таким образом, мышцы, правильно включаясь в движение, создают силу, которая способствует точному и сильному посыланию мяча в цель (рис. 2). Эта сила является результатом сложения всех векторов сил, обеспечивающих данное движение. Поэтому при передаче мяча обязательно должны работать все мышцы. Это актуально с той точки зрения, что наиболее распространенной ошибкой у начинающих гандболистов является стойка на прямых ногах при передачах и бросках мяча. При этом теряется возможность не только скоростно-силового компонента движения, но и возможность сильной и точной передачи.

В качестве аналогии из живой природы приводился пример совместного перетаскивания муравьями ноши, когда складываются вектора сил действия всех муравьев (рис. 2). Как муравьи могут быстро перетащить ношу в нужное место только сложив свои усилия, так и мышцы могут выполнить сильное и точное действие, работая согласованно. С этой точки зрения также целесообразно сгибать ноги при передачи мяча, так как при этом в действие включаются наиболее крупные мышцы, которыми являются мышцы нижних конечностей, что обеспечивает скоростно-силовой аспект при выполнении данного приема.

В качестве аналогии приводился пример также из сказки "Репка", в которой, когда сложились вектора действия всех сил, т.е. "дедки", "бабки", "внучки" и т.д., "репка вытащилась". При передаче мяча мышцы ног - это как бы "дедка" в сказке "Репка", мышцы туловища, плеча, предплечья - это "бабка", "внучка", "Жучка" и т.д., а мышцы кисти - это "мышка". Поэтому, чтобы передача была сильной и точной (чтобы репка вытащилась), должны согласованно сработать все мышцы.

Данный материал преподносился в виде мультфильма, в котором объединялся материал геометрии, физики, биологии и физкультуры, что взаимоусиливало его понимание учениками, причем как спортсменами, так и неспортсменами.



Рис. 2. Фрагменты учебно-методического мультфильма для обоснования на основе правил сложения сил по векторам техники передачи мяча

Результаты педагогического эксперимента показали эффективность применения данной методики при начальном обучении гандболистов. Так, у спортсменов экспериментальной группы по результатам выполнения контрольных тестов достоверно (при р<0,05; р<0,01) улучшились показатели не только скоростно-силовой подготовленности, но качество выполнения технических приемов (броска и передачи мяча). В то время как в контрольной группе достоверный прирост результатов тестирования наблюдался в трех тестах из пяти с меньшим уровнем значимости по сравнению в экспериментальной группой (р<0,05) (табл. 1, 2).

2.3. Результаты тестирования юных гандболистов контрольной группы до и после проведения эксперимента

Таблица 1

Полученные данные позволяют сделать вывод о целесообразности применения разработанной методики при начальной подготовке гандболистов.

Таблица 2

Результаты тестирования юных гандболистов экспериментальной группы до и после проведения эксперимента

Выводы. 1. Проведенное исследование показало целесообразность применения разработанной методики обучения основным техническим приемам юных гандболистов с акцентом на скоростно-силовом аспекте выполнения данных приемов и применения широкого спектра наглядных пособий, созданных с использованием современных информационных технологий.

2. Улучшение показателей тестирования в экспериментальной группе при большей значимости, чем в контрольной, подтверждает эффективность применения данной методики.

Дальнейшие исследования предполагают развитие научно-методического направления использования информационных технологий в учебно-тренировочном процессе в спортивных играх.




  • Разделы сайта