Игры и игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус. Выработка умений мышечного расслабления и нормализации мышечного тонуса Логоритмические упражнения на регуляцию мышечного тонуса

Не секрет, что дети со стёртой формой дизартрии моторно неловки, с большим трудом устанавливают двигательные связи. Таким детям мешает координировать движения и ритмично двигаться недостаточная активность, вялость мышц или, наоборот, чрезмерная их напряжённость. Поэтому необходимо проводить специальные упражнения на регуляцию мышечного тонуса, учить детей делать движения с полной амплитудой, чётко, быстро, до предела напрягая, а затем расслабляя мышцы.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

1. «Хлоп, хлоп - спрятали». На громкое звучание музыки, ребёнок идёт по кругу, хлопая в ладоши, на тихое звучание - останавливается, прячет руки за спину.

2. «Оловянные солдатики и тряпичные куклы». Ребёнок изображает солдатика, напрягая мышцы тела и сохраняя неподвижность в шее, руках, плечах. Изображая тряпичную куклу, ребёнок снимает излишнее напряжение тела, расслабляется, руки висят как «тряпочки».

3. «Цветочек завял - цветочек растёт». Ребёнок сидит на корточках, голова и руки опущены (цветочек завял). Голова поднимается, расправляются плечи, руки вверх и в стороны - вырос цветочек, расцвёл.

4. «Пушинки и слоны». Ребёнок под нежную тихую музыку бегает по комнате, как пушинка (легко, на носочках). Изображая слона, ребёнок громко и тяжело топает по полу под громкую музыку.



5. «Рисование бабочек и солнышка». Ребёнок под тихую спокойную мелодию в воздухе пальчиками рисует бабочек и солнышко. Это упражнение с элементами релаксации направлено на снятие мышечного напряжения.

Кроме того, следует учесть, что для таких детей важно применение на занятиях упражнений на координацию движения и речи. Речевой материал подбирается, исходя из коррекционной цели занятия. Ритм стихотворной строки следует строго согласовывать с движениями рук (хлопки), ног (оттопывания, прошагивания и т.д.), туловища (повороты, наклоны).

Мелодия, ритм, игры с пением дают детям со стёртой формой дизартрии развивать не только общую и мелкую моторику, но и моторику артикуляционного аппарата, слухопроизносительные дифференцировки.

Мы снежинки, мы пушинки (наклоны головы вправо, влево),
Покружиться мы не прочь (повернуться вокруг себя).
Мы снежинки-балеринки (наклоны туловища вправо, влево),
Мы танцуем день и ночь (сделать приставной шаг вправо, влево).

Наталья Подставкина
Игры и игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус

Из опыта работы. Тема : «Игры и игровые упражнения , регулирующие мышечный тонус ».

Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина.

Очень широко применяются мною на занятиях упражнения , регулирующие мышечный тонус детей . Эти упражнения учат управлять своими движениями . С самых первых занятий дети учатся чувствовать мышечно -двигательные ощущения и передавать их словами. Работа в этом направлении начинается с руки ребенка, когда ему предлагается представить, что он сжимает твердые и мягкие, холодные и теплые предметы, чувствуя напряженное и ненапряженное состояние мышц пальцев. Потом включаются игры – превращения , которые учат детей чувствовать состояние мышц отдельных частей корпуса (ног, рук, головы, шеи, плеч, а также всего тела в целом и сравнивать их. В результате дети начинают изображать сначала различные явления живой природы (холодный и теплый ветер, солнечные лучики, распускающиеся и замерзшие деревья, крылья птиц, плеск волн и т. д., а потом и неживые предметы (куклу, самолет, подушку, стол, диван и т. д.) .

Не секрет, что дети с речевыми нарушениями моторно неловки, с большим трудом устанавливают двигательные связи. Таким детям мешает координировать движения и ритмично двигаться недостаточная активность, вялость мышц или, наоборот, чрезмерная их напряжённость. Поэтому необходимо проводить специальные упражнения на регуляцию мышечного тонуса , учить детей делать движения с полной амплитудой, чётко, быстро, до предела напрягая, а затем расслабляя мышцы

Например

«Загораем» - сидя, выпрямить ноги с напряжением (потягивание как на пляже под солнцем) и затем расслабить.

2. «Пушинки и слоны» . Ребёнок под нежную тихую музыку бегает по комнате, как пушинка (легко, на носочках) . Изображая слона, ребёнок громко и тяжело топает по полу под громкую музыку.

3 «Ножницы» - сидя, выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, затем уронить расслабленные.

4 «Пружинки» - пальцами стопы надавливать на воображаемые упругие пружины, опирающиеся на пол, чередуя напряжение с расслаблением, отдыхом.

5 «Рисование бабочек и солнышка» . Ребёнок под тихую спокойную мелодию в воздухе пальчиками рисует бабочек и солнышко. Это упражнение с элементами релаксации направлено на снятие мышечного напряжения .

6 «Журавль на болоте» - ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги.

7 «Цветочек завял - цветочек растёт» . Ребёнок сидит на корточках, голова и руки опущены (цветочек завял) . Голова поднимается, расправляются плечи, руки вверх и в стороны – вырос цветочек, расцвёл

8.«Оловянные солдатики и тряпичные куклы» . Ребёнок изображает солдатика, напрягая мышцы тела и сохраняя неподвижность в шее, руках, плечах. Изображая тряпичную куклу, ребёнок снимает излишнее напряжение тела, расслабляется, руки висят как «тряпочки

9. Дети изображают снеговиков : крепко стоят на ногах (ноги расставлены на ширину плеч, руки поставлены на пояс, тело напряжено.

Когда снеговики начинают “таять”, из тела уходит напряжение. Сначала у детей-“снеговиков” голова падает на бок, потом опускаются руки и повисают, как плети. После этого дети начинают не спеша приседать, становятся на колени, затем присаживаются на бок, кладут руки на пол, а на них голову - “снеговик растаял”.

Вот стоит снеговик (тело напряжено) .

Он к морозам привык.

Солнце припекает -

Снеговик наш тает

(напряжение постепенно уходит) .

Тает, тает - да, да, да. Будет талая вода.

В процессе этой работы очень активно начинает наращиваться словарь ребенка, что немаловажно для детей с общим недоразвитием речи. Образы – представления постепенно переходят в образы – понятия, смысл слов постигается за счет образования связей между образами предметов, явлений и словами, их обозначающими

Следует учесть, что для таких детей важно применение на занятиях упражнений на координацию движения и речи. Речевой материал подбирается, исходя из коррекционной цели занятия. Ритм стихотворной строки следует строго согласовывать с движениями рук (хлопки, ног (оттопывания, прошагивания и т. д., туловища (повороты, наклоны) .

Мелодия, ритм, игры с пением дают детям с речевыми нарушениями развивать не только общую и мелкую моторику, но и моторику артикуляционного аппарата, слухопроизносительные дифференцировки.

Упражнение «Солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ну, смелее подними.

Да гляди не упади.

А сейчас постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

А сейчас постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

Упражнения активизирующие внимание.

Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти : зрительная, слуховая, моторная. Занимающиеся учатся сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Организуя двигательную сферу, мы тем самым формируем определенные состояния, которые заключаются в установке, т. е. готовности действовать определенным образом в определенном направлении. Воспитание такой готовности способствует и воспитанию внимания : его устойчивости, наблюдательности, переключению, распределению, умению воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способности переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений.

Воспитанию внимания способствуют также сигналы : слово, музыка, жест. Особенно широко используется музыка. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений , составляющих упражнение , и привлекать внимание занимающихся к изменяющейся музыке, а значит - и движению

Упражнение на переключаемоеть движений.

Эти упражнения позволяют детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями .

1. «Хлоп, хлоп - сели» . На громкое звучание барабана, ребёнок идёт по кругу, хлопая в ладоши, звука нет – останавливается, приседает.

Упражнение на устойчивость внимания (импровизация) .

1упражнение по методике «Расскажи стихи руками» ; неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус , эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, воображения, образности

2упражнение «Выполни фигуру» .Покажимедведя,зайца,птичк

3Станем мы деревьями сильными, большими. руки на поясе;

Ноги – это корни их расставим шире. имитация движений;

Тело наше – ствол могучий, он чуть – чуть качается имитация движений

И своей верхушкой острой в небо упирается. руки в стороны, вверх

Пальцы веточками будут, руки опустить, пальцы растопырить;

листья закрывают их. «надеваем листочек» на каждый пальчик; Как придет за летом осень правая рука вверх, левая рука вверх;

разлетятся в миг. плавно опускаем руки, трясем кистями рук.

Упражнение на распределение внимания

Упражнение «Кот»

Вот идёт чёрный кот,

Притаился, мышек ждет .

Мышка норку обойдёт

И к коту не подойдет.

Коты-Делают шаги с высоким подъемом ног, присесть, руки к коленям,

Мышки-На носках обходят вокруг норки и убегают в сторону.

Упражнения на развитие слухового внимания

«Будь внимателен»

Цель : развить слуховое внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Задание : дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды : «Лошадки» , «Зайчики» , «Цапли» , «Раки» , «Лягушки» , «Коровки» , «Птицы» . Дети должны выполнять движения в соответствии с командой. Выполнению движений надо научить перед игрой .

Счетные упражнения .

Эти упражнения используются на логоритмических занятиях для организации поведения детей и при выполнении заданий, особенно сложных построений, серий движений.

Счет помогает детям правильно встать парами, построиться в две колонны, в две шеренги, встать по трое, четверо и т. д.

Счетные упражнения проводятся и в стихотворной форме как сигнал для выполнения очередного упражнения .

Раз, два – выше голова (маршировать)

Три, четыре – руки шире (руки в стороны)

Пять, шесть – тихо сесть

Упражнение на переключаемость движений.

Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями .

Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Например, при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом - останавливаются, прячут их за спину.

Раздельное выполнение речевых упражнений и действий .

Дети держат флажок горизонтально в правой руке и переступают через него то правой, то левой ногой. Один ребенок говорит, другой выполняет :

Ножку выше поднимай, И другой не отставай,

Через палочку шагай. Но флажок не опускай.

Педагог произносит текст, а дети выполняют различные прыжки

: Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки здесь и ножки там.

Ножки прямо, ножки вкось

Дети садятся на корточки, прижимая головы книзу, обхватив руками колени. Затем постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся сколько возможно вверх, поднимая руки.

Текст говорит педагог :

Сначала буду маленький, Потом я вырасту большой,

К коленочкам прижмусь, До лампы дотянусь

Упражнения

на регуляцию мышечного тонуса

Упражнение 1 «Потягивание»

На счет раз, два - поставить правую ногу в сторону на носок, вытянуть руки

вверх вправо и по­тянуться.

Повторять упражнение 4-6 раз.

Упражнение 2 «Разогрев»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены.

локтю, от локтя к плечу, затем - плечо, шею.

Повторять упражнение 4-6 раз.

Упражнение 3 «Растяжка»

На счет раз, два - поднять руки вверх и потянуться.

На счет три, четыре - вернуть­ся в исходное положение.

На счет три, четыре - вернуть­ся в исходное положение.

То же самое нужно выполнять с наклоном в сторону

и разведени­ем рук в сторону.

Повторять каждое упражнение 4-6 раз.

Упражнение 4 «Железный человечек»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу.

На счет раз - напрячь все мышцы тела, включая мускулату­ру шеи.

На счет два - максимально расслабиться (наклониться впе­ред, руки вниз).

Повторять упражнение 4-6 раз для большей заинтересован­ности детей в выполнении тре­нинговых заданий учитель может использовать различные игровые ситуации, сопровождать выпол­нение упражнений стихотворны­ми текстами, например:


Помимо заданий на формиро­вание правильной осанки и сня­тие мышечных зажимов, большое значение для профилактики нару­шений голоса у детей и подрост­ков имеют упражнения, которые способствуют формированию правильного дыхания. Прежде всего, детям нужно научиться дышать носом, скоординиро­вать носовое и ротовое дыхание, сформировать нижнее реберный тип дыхания. При выполнении упражнений следует избегать глубокого вдоха для предупреж­дения гипервинтеляции, которая может вызвать головокружение.

Упражнение 5 «НОС-НОС»

Исходное положение: ноги на ши­рине плеч, руки внизу, выдохнуть.

На счет раз - закрыть правую ноздрю пальцем правой руки ­вдох,

на счет два - задержка ды­хания.

На счет три - закрыть пальцем левой руки левую ноздрю и вы­дохнуть. Чередовать вдох и вы­ дох, меняя руку.

Повторять упражнение 4-8 раз. Необходимо следить, чтобы плечи при выполнении этого уп­ражнения не поднимались. По­сле овладения этим комплексом упражнений для выработки коор­динации движений рекомендуем использовать динамические уп­ражнения.

Упражнения выполняются ана­логично упражнению 5 с добавле­нием различных движений голо­вы и плеч, например, с наклоном головы в сторону, с поднятием плеч. Вдох и выдох осуществляются, как описано выше.

Упражнение 6 «Приседа­ние»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки в стороны, вы­дохнуть.

На счет раз - вдох носом, при­сесть, поднять руки вверх, на счет два - сидеть.

На счет три - медленно вер­нуться в исходное положение, разводя руки в

стороны и выды­хая на счет 10.

Повторять 5-6 раз.

Упражнение 7 «Пузырьки»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу, выдох­нуть.

На счет раз - сгруппироваться в положении сидя, голова опуще­на, не дышать.

На счет два, три - выпрямить­ся, вытянуть руки вверх и вдох­нуть.

На счет четыре - вернуться в исходное положение.

Повторять упражнение 4-6 раз.

Упражнение 8 «Свеча»

Представить, что в руках за­жженная свеча.

Вариант 1 : На счет раз - сде­лать вдох носом.

На счет два ­подуть на свечу так,

чтобы пламя свечи наклонилось параллельно полу.

Вариант 2: На счет раз - сде­лать вдох носом.

На счет два­ подуть на свечу, произнося звук «ф». Добрать воздух.

На счет три - резко погасить свечу, выдыхая на звук «ф».

Вариант 3: На счет раз - вдох­нуть через нос.

После задержки дыхания, сделать дробный вы­дох и затушить три свечи.

На счет три - вдохнуть. На счет четыре ­задуть пять свечей.

Повторять упражнение 4-8 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить, чтобы пле­чи не поднимались.

Фонационные упражнения начинают с произнесения отде­льных звуков, затем

слов, фраз, речевой материал усложняется постепенно

Упражнение 9

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу.

На счет раз - вдохнуть носом.

На счет два, три, четыре - вы­дохнуть, произнося звук "с".

Удлинять продолжительность выдоха, считая до 12

Аналогично проводятся упраж­нения при произнесении звуков - "ш", "а", "у".

Повторять упражнение 4-6 раз

Упражнение 10 «Дробное произнесение звуков»


Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох­нуть носом.

На счет раз, два, три - выдыхая воздух, произносить звук "с",

де­лая паузу после каждого счета.

Аналогично проводятся упраж­нения при произнесении звуков "ш", "а", "у".

Повторять упражнение 4-6 раз.

Упражнение 11 Произнесе­ние фраз

После предварительного вдоха на выдохе произносить фразы:

Около кола колокола

Ума палата да разума маловато

Чужим умом умен не будешь

От топота копыт пыль по полю летит.

По завершению работы над отдельными звуками, словами, фразами

произнесении различных скороговорок, стихов, а затем в спонтанной речи.

Упражнение 12

Сделать вдох носом, а затем на выдох произносить одну, за­тем две, три и так

Ужа ужалила оса

Ужалила его в живот

Ужу ужасно больно

Однажды галок поп пугая,

В кустах увидел попугая.

И говорит тот попугай:

Пугать ты галок, поп, пугай,

Но галок, поп, в кустах пугая,

пугать не смей ты попугая.

Как под елкою зеленой

скачут весело вороны.

Целый день они скакали,

громко-громко все кричали:

Только к ночи уставали,

тихо-тихо засыпали:

Кар-кар, кар-кар, кар-кар.

В лесу становиться темно

и нам домой пора давно.

Тихо-тихо мы шагаем

птицам спать мы не мешаем.

Продолжительность голо­совых тренировок строго до­зируется и обусловлена пси­хосоматическим состоянием тренирующихся. Начиная с пер­вых занятий, следует избегать переутомления. Вначале про­должительность не превышает 2-З-х минут с 5 –

10- минутным перерывом, постепенно время занятий удлиняется и на заклю­чительном этапе достигает 15 - ­20 минут при 4-5-разовом вы­полнении в течение дня.

В заключении хочется отме­тить, что при проведении не­сложных упражнений у детей вырабатываются навыки пра­вильного дыхания и фонации, ко­торые благоприятным образом сказываются на развитии звуча­ния и позволяют предотвратить возникновение органической па­тологии гортани, а значит - со­хранить голос ребенка здоро­вым.

Описаны упражнения на освоение основных движений, на развитие ориентировки в пространстве, на развитие мелкой моторики и кистей рук, упражнения регулирующие мышечный тонус, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство, активизирующие внимание в различных видах музыкальной деятельности детей: в пении, в восприятии музыкальных произведений, музыкально-ритмических движениях, в игре на детских музыкальных инструментах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логоритмика как одна из методик работы

с детьми, имеющие речевые нарушения.

Для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. Это психогимнастика, игротерапия, музыкотерапия, этнотерапия, арттерапия и т.д. Иногда в них предлагаются одни и те же упражнения и игры, но с акцентом на разные задания.

Логоритмика – одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом.

«Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшение речи путем воспитания ритма речи» (Пунина З., Брозелио Л., Кыштымова А. Ритмика для детей с расстройством слуха и речи. М., 1948).

«Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

На огромное значение музыки в системе логоритмического воспитания мне бы хотелось обратить ваше внимание. Дети должны чувствовать, что движение и музыка в упражнении, игре, танце или слово, музыка и движение в хороводе, игре, танце с пением органически связаны.

Задачи, которые ставит педагог перед детьми, используя тот или иной материал, как бы диктуются самой музыкой. «Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются наши дети» (Самойленко Н., Гринер В., Логопедическая ритмика. М., 1941).

Уделяя большое внимание развитию музыкального воспитания у детей с речевыми нарушениями, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы.

Организация занятий логоритмикой требует от педагога знаний основ логопедии и владения навыками игры на фортепиано. Поэтому такие занятия могут проводить логопед и музыкальный руководитель, а при надлежащей подготовке – музыкальный руководитель с воспитателем. В данном случае необходимо согласовывать с логопедом поставленные задачи и выбранный для занятия материал.

Если мы проанализируем рекомендуемые разными авторами схемы занятий по логоритмике, то заметим, что в них включены различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Пение включает упражнения и попевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также и игры с пением, координации пения с движением.

Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера.

Музыкально-ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т.д.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики.

Материал, используемый на логоритмических занятиях.

Игры со словом, игры с пением, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве; общеразвивающие упражнения для развития различных групп мышц, прежде всего для рук, мелкой моторики; упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство; упражнения для развития внимания и памяти; упражнения, регулирующие мышечный тонус.


Упражнения на освоение основных движений.

Если у ребенка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения.

На занятиях по логоритмике необходимо использовать упражнения на основе разных видов ходьбы (устремленной, спокойной, пружинной, осторожной, на носках, с высоким подниманием бедра, приставным шагом), бега (легкого, стремительного, пружинного, широким шагом, с высоким подъемом бедра), прыжков (на двух ногах на месте, на двух ногах с продвижением вперед на правой и левой ноге, прямой галоп, подскоки).

Работа над развитием основных движений проводится инструктором по физическому воспитанию или воспитателем на утренней гимнастике, физкультминутках; музыкальным руководителем и логопедом в непосредственно образовательной деятельности, досугах.

В этой работе используется:

А) упражнения без музыки, чтобы дети лучше поняли и почувствовали, как надо выполнять эти движения;

Б) упражнения под музыку, чтобы дети не только правильно выполняли движение, но и двигались в темпе музыки.

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве.

Этот вид упражнений тесно связан с предыдущим, ибо они построены в основном на таких основных движениях, как ходьба и бег. Развивая ориентировку в пространстве, мы учим детей:

Ходить, бегать, скакать друг за другом в колонне по одному, по кругу, с соблюдением дистанции;

Строится парами, врассыпную, по кругу, в колонну;

Ходить, бегать, скакать парами по кругу, соблюдая дистанцию;

Строится в колонну, шеренгу, по кругу, по углам, врассыпную;

Ходить, бегать, двигаться подскоками врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

Строится в круг из разных положений: сидя, стоя в шеренге, стоя врассыпную;

Строиться в круг лицом друг к другу, спиной, боком;

Равномерно сужать и расширять круг;

Находить место в колонне: стоя и во время движения;

Ходить со сменой ведущих;

Ходить по залу, меняя направление: направо, налево, по диагонали, змейкой, противоходом;

Строиться из колонны в пары; расходиться направо-налево;

Перестраиваться из большого круга в маленькие кружки;

Перестраиваться из одной большой колонны в три маленькие;

Различать правую и левую руку; рассчитывать расстояние, развивая глазомер и ощущая себя в пространстве.

Развитию ориентировки в пространстве способствуют хороводы, танцы, игры и игровые задания.

Например, для обучения бегу врассыпную, хорошо использовать игру Е.Рагульской «Машины». Детям предлагается двигаться под музыку врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, а воспитатель – в роли регулировщика – контролирует выполнение задания, отправляет в «мастерские ГИБДД машины, которые столкнулись, следит за тем, чтобы дети использовали все свое пространство, а не сбивались в кучу.

Чтобы научить детей быстро строиться врассыпную, по углам, в линию, можно использовать игровой прием «Слушай команду» или «В круг…становись!» и т.п.

Полезны игровые задания типа «Лабиринт» или «Разведчик»: ребенок должен запомнить путь, пройденный взрослым или другим ребенком (между кубиками, кеглями…) и повторить его. Это задание способствует и развитию двигательной, зрительной памяти.

Упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки.

На большое значение этих упражнений для речевого развития детей обращается внимание в книге М.Кольцовой «Ребенок учится говорить» (М., 1979), в статье Г.Чиркиной «Воспитание правильной речи у детей с дизартрией» («Дошкольное воспитание». 1980. № 8). М.Кольцова отмечает: проекция кисти руки занимает одну треть всей двигательной проекции в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Логопедами и воспитателями используется пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики. На музыкальных занятиях рекомендуем проводить ряд упражнений под музыку из сборника «Музыкально- двигательные упражнения в детском саду»: «Веселые ладошки», «Дудочка», «Полоскать платочки», «Ветер и ветерок», «Игра с водой», «Собираем камешки», а также игровое задание «Воображаемый оркестр».

Еще больше будут способствовать развитию мелкой моторики упражнения с предметами: «Упражнения с мячами», украинская народная мелодия, композиция Н.Щербаковой; «Веселая ленточка», М. Сатулиной; «Дудочка», Т. Ломовой; «Лапоточки», чешская народная мелодия «Аннушка», композиция Н.Щербаковой.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Мышечный тонус – состояние костно-мышечного аппарата, готовность к выполнению движений. Упражнения помогают детям сознательно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, регулировать степень их напряжения, переключать напряжение с одних мышц на другие. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребенок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе.

Даются эти упражнения дошкольникам нелегко, но использовать их в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо: многим из них (особенно заикающимся) свойственны излишнее напряжение мышц, плохая координация движений. Очень хорошо эти упражнения описаны в сборниках: «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», «Ритмика. Музыкальное движение» С.Рудневой, Э.Фиш. - М.,1972.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

1. «Ронять руки». Поднять руки в стороны, слегка наклониться вперед, снять напряжение в плечах и дать рукам свободно упасть вниз.

2. «Кулачки – кисти». Крепко сжать пальцы обеих рук в кулаки, разжать пальцы, сняв напряжение в кистях.

3. «Стряхивать воду с пальцев» или «Трясти кистями, как тряпочками». Согнуть руки в локтях. Движением предплечья сбрасывать пассивные кисти рук (с остановкой или непрерывно).

4. «Поднимать и опускать плечи». Поднять плечи как можно выше (к ушам), сняв напряжение, сбросить плечи вниз.

5. «Ронять корпус». Поднять руки в стороны, затем, освободив от напряжения мышцы спины, шеи, плеч, дать корпусу, голове, рукам пассивно упасть вперед.

6. «Деревянные и тряпочные куклы». Изображая «деревянных» кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняя неподвижность в шее, руках, плечах. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу. Подражая тряпочным куклам, дети расслабляются, снимая излишнее мышечное напряжение в плечах и корпусе и пассивно опуская руки вдоль туловища. Затем они переводят свое внимание на ноги и упругим сильным толчком в коленях поворачивают корпус то вправо, то влево, руки при этом непроизвольно обвиваются вокруг него, ступни стоят неподвижно.

Это упражнение можно назвать и по-другому: «Буратино и Пьеро».

Хорошим подспорьем в работе по регуляции мышечного тонуса, а также координации движения со словом и развитию памяти может стать игра со словом, созданная Л. Генераловой на основе английской детской песенки «Шалтай-Болтай» (перевод С. Маршака).

И.п. Дети стоят свободно, опустив руки и сняв излишнее напряжение в плечах и корпусе.

Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай (на каждое слово быстрым, коротким толчком дети поворачивают тело то вправо, то влево; движение идет от ног, руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса)

Свалился во сне (наклоняют вперед, роняют голову и руки вниз – расслабляются).

И вся королевская конница, и вся королевская рать (выпрямившись, идут вперед или на месте высоким твердым шагом; после слов «конница» и «рать» делают остановки)

Не может Шалтая, не может Болтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая (ставят одну ногу вперед и вытягивают обе руки, тянутся вперед; затем сгибают руки в локтях и откидывают корпус назад, как бы вытаскивая кого-то – на каждую часть фразы одно движение вперед, одно – назад)

Собрать (наклоняются вперед, уронив голову и руки вниз – расслабление).

И.Скрыпник для развития мышечного тонуса предлагает игровое упражнение «Заводные зайцы играют на барабанах» // Дошкольное воспитание -1996. -№ 8. Дети-зайцы стоят, наклонившись вперед и свободно опустив руки вниз. Звучит музыка (например, «Барабанщик» Д. Кабалевского) – дети-зайцы выпрямляются и играют на «барабанах». музыка заканчивается («кончился завод») – дети-зайцы возвращаются в исходное положение, расслабляются.

«Ванька-встанька», И.Скрыпника для координации движения со словом.

Ванька-встанька (наклоняются и выпрямляются)

Ванька-встанька (наклоняются и выпрямляются)

Приседай-ка и вставай-ка (приседают и встают)

Непослушный, ишь какой! (качают головой и роняют на грудь)

Нам не справиться с тобой. (возвращаются в исходное положение)

Учитывая сложность упражнений, регулирующих мышечный тонус, педагог должен следить за тем, чтобы у детей не было мышечных зажимов, чтобы они выполняли упражнение не формально, а учились расслаблять мышцы и снимать напряжение.

Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство.

Эти упражнения направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. В начале учебного года, приступая к работе с детьми, только поступившими в логопедические группы, начинать формировать чувство ритма с освоения темпа (от быстрого к медленному), затем метра (от двудольного к четырехдольному, потом к трехдольному), позднее ритмического рисунка (от чередования одинаковых длительностей к чередованию различных длительностей). Поэтому и начать надо с более легких заданий. Например, предложить детям похлопать под музыку Е.Тиличеевой «Бегаем» («Музыка и движение» / Авт.-сост. С.И.Бекина, 1981.- С.29) или под любую другую, состоявшуюся из одних восьмых или четвертных, а потом подвигаться под неё. Или предложить одним детям хлопать под музыку, а другим двигаться.

Развитию музыкально-ритмического чувства способствуют и игра на детских музыкальных инструментах, пение, и музыкально-дидактические игры, танцы, например: «Передача платочка», муз.Т.Ломовой «Мелодия»; «Забавный случай», муз. Д. Кабалевского; «Повтори, дружок, за мной», муз. Н.Щербаковой; игра «Оркестр», укр.нар.мелодия; игра «Мышеловка», муз. К. Стеценко «Гопак».

Работая над развитием музыкально-ритмического чувства у детей с речевыми нарушениями, необходимо вспомнить и о том, что разный ритм по-разному воздействует на их психофизическое состояние.

Так «маятниковый ритм» успокаивает, поэтому музыкальные произведения такого плана полезно использовать в работе с гиперактивными детьми.

Секундный «альфа-ритм» развивает внимание и память, побуждает к действию; заторможенным детям полезно давать музыку для прыжков, активной ходьбы в темпе марша, сильных хлопков.

Упражнения, активизирующие внимание.

Внимание – это сосредоточенность на определенном объекте и направленность на него психической деятельности. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно.

Предлагаю ряд упражнений, в которых развитию внимания, его характерных качеств отводится большая роль.

«Повтори движения». Педагог показывает ряд несложных общеразвивающих или танцевальных движений под музыку – дети смотрят, затем под ту же музыку повторяют те же движения.

«Запрещенное движение». Педагог показывает движения под музыку, дети повторяют все, кроме одного, заранее оговоренного. Это упражнение можно проводить в разных вариантах.

Первый вариант: движения выполняются поочередно (педагог – дети – педагог – дети);

Второй вариант (усложненный): педагог показывает, а дети сразу повторяют за ним.

«Упражнение с флажками» (без музыкального сопровождения). Можно использовать флажки разного цвета (при показе зеленого флажка дети шагают, желтого – хлопают, красного – кричат «Ура!», «Привет!»).

Задания на внимание являются составной частью некоторых музыкальных игр: «Кого не стало», Ф.Шуберта, «Прятки», муз. А.Филиппенко, «Магазин игрушек», «Какая игрушка спряталась», «Не опоздай», «Бери флажок».

Развитие музыкального восприятия невозможно без развития слухового внимания, чему способствуют упражнения «Барабанщики», «Запомни музыку» («Ритмика. Музыкальное движение»), и многие другие. Суть их состоит в том, что дети определенным движением реагируют на определенную музыку.

Используя то или иное упражнение, не стоит сразу добиваться четкого его выполнения. Лучше дать несколько упражнений с одним и тем же заданием. Тогда сработает закон перехода количества в качество.

Игры со словом, созданные на основе малых форм фольклора, игры с пением, танцы с пением, хороводы. При необходимости в логоритмические занятия включаются упражнения на развитие дыхания, артикуляции, голоса, мимических движений, игры с инструментальным сопровождением, игры на музыкальных ударно-шумовых инструментах, распевки для автоматизации согласных звуков.

Главное – придерживаться двух принципов в работе: индивидуальное внимание к каждому ребенку и взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения с воспитателями при активной поддержке родителей. В этом случае можно достичь максимального эффекта в коррекционной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.


Игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 90 г. ТЮМЕНИ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЖДАНКО НАДЕЖДА ПАВЛОВНА

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС

Цель: воспитывать способность произвольно управлять мышечным напряжением; умение реагировать на акцент в музыке и различать двухчастную форму произведения.

«Смелые наездники»

Дети стоят по кругу друг за другом, руки на поясе. На первую часть музыкального произведения скачут по кругу прямым галопом.

На вторую часть останавливаются и стучат правой ногой с носка перед собой, кивая головой – «лошадки бьют копытом».

На повтор первой части опять скачут по кругу. (Музыка: «Смелый наездник» Шумана)

«Морские камешки»

Дети свободно лежат на спине по всему залу, вытянув руки за головой (изображают морские камешки). Слушают спокойно первую часть музыкального произведения – «камешки в состоянии покоя». На вторую часть дети перекатываются на живот, затем на другой бок и обратно, руки остаются за головой («поднялась буря» и перекатывает морские камешки).

(Музыка: «Море» Н. Римского-Корсакова)

«Плавные руки»

Дети стоят в кругу на большом расстоянии друг от друга. Очень медленно поднимают прямую правую руку, так же медленно опускают (пальцы при поднятии руки опущены вниз, при опускании руки пальцы подняты вверх). Так же медленно поднимают и опускают левую руку. Взгляд сосредоточен на кончиках пальцев.

«Скакать и кружиться»

Дети двигаются по кругу легкими подскоками, руки в свободной позиции (быстрая часть музыкального произведения).

Затем кружатся на полном шаге на месте (медленная часть музыки).

С повторением первой части опять движутся по кругу поскоками. (Музыка: «Этюд» Л. Шитте)

«Кружки и цепочки»

Дети стоят в четырех кружках (по углам зала), взявшись за руки. В каждом кружке назначен ведущий.

На первую часть дети двигаются в кружках поскоками.

На вторую часть музыки каждый ведущий отпускает руку своего соседа справа и ведет свою цепочку детей вдоль стены к соседнему углу (справа), где снова «заворачивает» кружок из цепочки. Таким образом, все кружки перемещаются в другой угол зала.

(Музыка: «Танец» С. Затеплинского)

«Поиграем»

Дети сидят в кругу на полу; ноги сложены по-турецки. На тихую часть музыки ударяют ладонями рук об пол возле себя, на громкую часть выполняют перед собой скользящие хлопки. Когда музыка не звучит, в спокойном темпе передают по кругу какой-нибудь предмет (мяч, куб и т.д.)

С началом звучания музыки игра повторяется.

(Музыка: «Дождливая пора» В. Воронцов

«Игра с флажками»

Дети идут по кругу, энергично размахивая перед собой флажками под громкое звучание спортивного марша.

На тихое звучание этого же марша идут на высоких носках, подняв флажки на вытянутых руках над головой.

(Музыка: «Спортивный марш» А. Пахмутовой)

«Веселая пляска»

Дети стоят в кругу, ребенок-солист в центре, держит в обеих руках по платочку. На первую часть музыки дети весело пляшут, выбрасывая поочередно ноги перед собой. Солист ходит по кругу, выбирая себе «дружка». По окончании первой части музыки он останавливается перед выбранным ребенком и кланяется ему, приглашая в центр круга и дав платочек.

На вторую часть музыки все дети хлопают, а солисты пляшут с платочками, размахивая ими над головой.

(Музыка: «Утушка луговая», р.н.м)

«Игра с бубнами»

Дети стоят по всему залу в шахматном порядке, держа в левой руке бубны. На первую часть музыки ритмично ударяют в бубен правой рукой.

На первую часть берут бубен в правую руку и, встряхивая им над головой, кружатся на дробном шаге.

(Музыка: «Ой, лопнув обруч!» укр.м.)

«Игра с обручами»

Дети стоят парами по всему залу и держатся за обручи двумя руками (один обруч на двоих).

На тихую, плавную часть музыки раскачивают обруч вправо-влево.

На громкую, быструю часть-кружатся, взявшись за обруч правой рукой. По окончании музыки опускают обруч на пол и приседают на корточки возле него. Последовательность частей музыки можно менять.

(Музыка: «Ветер и ветерок» («Лендлер»), Л. Ван Бетховен)

«Игра с ленточками»

Дети, держа в обеих руках ленточки на кольцах, движутся по залу легкими поскоками в разных направлениях (первая часть музыки). На вторую часть опускаются на одно колено и энергично взмахивают ленточками.

(Музыка: «Этюд № 47» К. Черни)

«Пружина»

Дети, сжав руки в кулачках, держат их перед собой (локти согнуты). По команде «Начинаем растягивать пружину» дети с силой разводят руки в стороны, не разжимая кулачков.

По команде «Отпускаем пружину» дети резким движением сводят руки обратно. Это силовое упражнение для рук. Оно требует большого мышечного напряжения.

(Упражнение выполняется без музыкального сопровождения

«Подушка»

Дети ладошками «взбивают» воображаемую подушку со всех сторон. Затем, вытянув руки прямо, чуть вверх и раскрыв пальцы, «кладут ладони на взбитую подушку» и начинают медленно вдавливать мягкую подушку. Педагог делает словесные указания.

«Покрасим забор»

Дети, вытянув руки вперед, вращают пальцами вправо-влево – «разминают малярные кисти». Затем опускают руки вниз и «набирают в ведрах краску на кисть». Начинают красить забор – вытянутые руки вперед движутся вверх (пальцы направлены вниз), затем руки движутся вниз (пальцы направлены вверх).

«Чтобы краска не растекалась», дети проводят вытянутыми вперед руками вправо-влево (пальцы направлены на противоположную сторону).

«Маляры устали и вытирают со лба пот» - проводят тыльной стороной ладони сначала правой, затем левой рукой, при этом с силой бросают руки вниз – отдых.

«Игра с кубиками»

Дети сидят по кругу на стульчиках, держат в руках по одному кубику.

Нужно наклониться и, положив кубик слева от себя, выпрямиться.

Педагог проговаривает слова медленно, отчетливо: «Взяли кубик, положили!» На слова «взяли кубик» дети наклоняются в правую сторону и берут кубик своего соседа справа. Затем выпрямляются и перекладывают кубик в левую руку. На слово «положили» кладут кубик на пол слева от себя, выпрямляются. Задание выполняется четыре раза.

Пробежались! И опять

Начинаем мы играть

Дети занимают любой стульчик, и игра продолжается.

(Упражнение выполняется без музыкального сопровождения)



  • Разделы сайта