Наполняемость детских групп по плаванию. Задачи и организация работы по плаванию в детских коллективах: детском саду, дюсш, абонементных группах. I. Пояснительная записка

21 22 ..

4.4.
Выбор способа плавания и комплектование учебных групп пловцов

Детей и подростков, как правило, обучают технике спортивно­го плавания, потому что: они быстро теряют интерес к обучению «непрестижным» способам плавания; предварительное освоение облегченного способа плавания и последующее переучивание за­нимают больше времени; контингент обученных плаванию явля­ется возможным спортивным резервом.
В программах по физическому воспитанию для детей и подрост­ков в общеобразовательных школах, летних оздоровительных ла­герях, профессионально-технических училищах предусматривает­ся одновременное обучение плаванию двумя схожими по структу­ре движений спортивными способами: кролем на груди и на спи­не. Это ускоряет процесс обучения и повышает его эффектив­ность. Разнообразие упражнений не только развивает двигатель­ные способности, но и стимулирует интерес к занятиям и актив­ность обучаемых, что является необходимым методическим требо­ванием работы с этим возрастным контингентом.
Обучение детей и подростков в СДЮСШ и СДЮСШОР по­строено на комплексном изучении четырех спортивных способов плавания. Многообразие упражнений улучшает координацион­ные способности, содействует «положительному переносу» двига-

Тельных навыков, формирует общую техническую подготовлен­ность, способствует закреплению техники спортивных способов плавания.
Такая техническая подготовка необходима для дальнейшего спортивного совершенствования, так как обеспечивает: 1) устой­чивость и вариативность индивидуальной техники плавания; 2) оправданную специализацию в способах плавания и на различ­ных дистанциях в соответствии с особенностями телосложения и физической подготовленности; 3) устранение монотонности заня­тий за счет разнообразия упражнений, применяемых в тренировке.
При обучении детей и подростков с недостатками в физиче­ском развитии и нарушениями опорно-двигательного аппарата применяются способы брасс на груди и на спине с одновременны­ми симметричными движениями руками и ногами.
При обучении плаванию пожилых людей ставится более узкая прикладная задача - прочное освоение техники одного (не обяза­тельно спортивного) способа плавания. Не умеющих плавать вна­чале учат держаться на поверхности воды при помощи опорных гребковых движений, напоминающих кроль без выноса рук или плавание на боку без выноса рук.
Дальнейшее совершенствование техники и увеличение про­
плываемых расстояний происходит при использовании самобыт­
ного способа или же техника самобытного способа приводится в соответствие с техникой спортивного плавания.
Выбор спортивного способа плавания для взрослых людей, вла­ деющих самобытным способом, осуществляется в соответствии с индивидуальным характером движений ногами. Если движения ногами занимающегося напоминают движения ногами при плава­ нии кролем, брассом или на боку, его обучают одному из этих спо­ собов плавания. Быстрее всего данный возрастной контингент можно научить плавать кролем на спине, брассом на груди и на спине или на боку, поскольку при плавании этими способами можно не делать выдох в воду.
Для профессионально-прикладной подготовки занимающихся обучают прикладным способам плавания: на боку, брассу на груди и на спине.
Комплектование учебных групп проводится с учетом следую­щих типовых характеристик контингента занимающихся: возраст; особенности телосложения; уровень физического развития; уро­вень плавательной подготовленности.
В одной учебной группе нельзя объединять детей, подростков и взрослых, поскольку каждая из названных возрастных категорий

Имеет разный уровень физического развития, возрастные особен­ности восприятия, что определяет методику проведения урока, ве­личину физической нагрузки, подбор упражнений, выбор форм и методов преподавания. Занимаясь в одной группе с детьми, кото­рые быстрее и лучше осваивают технику плавания, взрослые теря­ют уверенность в своих силах и желание продолжать обучение пла­ванию.
При обучении плаванию группы занимающихся комплектуют­ся по следующим возрастам: 1) дошкольный возраст (3-6 лет); 2) младший школьный возраст (7-11 лет); 3) старший школьный возраст (12-17 лет); 4) взрослые (18-35 лет); 5) зрелый возраст (36-55 (60) лет); 7) пожилой возраст - старше 55 (60) лет.
При комплектовании учебных групп из людей одного возраста обязательно учитывается уровень плавательной подготовленно­сти, которая определяется степенью владения навыком плавания: 1) не умеющие держаться на поверхности воды; 2) слабо плаваю­щие (до 10-12 м); 3) хорошо плавающие «по-своему»; 4) владею­щие техникой спортивных способов плавания.
Для более успешного обучения каждая учебная группа может быть разделена на 3 подгруппы - с учетом особенностей телосло­жения, уровня физической и плавательной подготовленности за­нимающихся. В этом случае помощники педагога адаптируют его задания в сильной и слабой подгруппах к уровню плавательной подготовленности занимающихся.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные принципы физического воспитания и особен­ ности их применения в плавании.
2. Назовите основные педагогические принципы, отражающие ме­ тодические закономерности обучения плаванию.
3. Назовите основные задачи обучения плаванию.
4. Назовите факторы, определяющие содержание программы обу­ чения плаванию.
5. Чем отличается содержание программ для массового обучения плаванию и подготовки спортивного резерва (задачи, продолжитель­ ность курса, выбор способов плавания) ?
6. Что является основанием для выбора способа плавания при на­ чальном обучении детей и взрослых?
7. Какому способу плавания обучают детей в общеобразователь­ ной школе и СДЮСШ и почему?

8. Как осуществляется комплектование учебных групп с учетом возраста и уровня плавательной подготовленности занимающихся?

Планирование работы групп НП в спортивном плавании

Писарева Анна Викторовна
Назначение работы: предназначена для детей с 7 лет, так сказать для совсем начального уровня спортсменов. Данная работа ориентирована на тренеров по плаванию, инструкторов по плаванию и учителей ФК.
Целью является анализ работы по обучению плаванию на этапе предварительной подготовки.
Задачи: изучить динамику изменений количественного состава занимающихся в группе НП – 1; определить ориентировочные показатели количества детей, рекомендованных для перевода в группу НП – 2.
Введение. Оптимальным возрастом для начала предварительной спортивной подготовки в плавании считается для девочек 7-9 лет, а для мальчиков 8-10 лет. Занятия с детьми на этом этапе должны проходить в группах начальной подготовки. Основным критерием оценки занимающихся на этапе предварительной подготовки является: отсутствие медицинских противопоказаний, регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств занимающихся. В настоящей практике работы спортивных школ эти группы носят название НП – 1.
Содержание.
Основным фактором комплектования учебных групп положена традиционная система подготовки с учетом возрастных закономерностей. Перевод учеников на следующий этап обучения и увеличение тренировочной нагрузки определяется стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, общим состоянием здоровья и уровнем спортивных результатов. На этапе предварительной подготовки важным показателем для тренера является возраст начала занятий. Очевидно, что резервом для продолжения занятий спортивным плаванием и переходом на следующие этапы подготовки могут быть не все дети, занимающиеся в группах начальной подготовки. Для дальнейшего отбора детей в группу начальной подготовки второго года обучения возраст приступивших к занятиям в группах начальной подготовки не должен превышать 9 лет. Дети, приступившие к занятиям в раннем возрасте дольше осваивают программу начальной подготовки. Дети, приступающие к занятиям в возрасте около 10 лет, с успехом осваивают техническую сторону подготовки, но не могут освоить объем тренировочных нагрузок, соответствующий программным требованиям. Важной задачей для тренера является проведение отбора уже на этапах предварительной подготовки и начального обучения. В течение всего периода начальной подготовки в группе НП – 1 тренер должен проводить текущий контроль за освоением программы обучения и осуществляет планирование своей работы. Своевременный перевод на разные уровни подготовленности необходим для оптимизации процесса обучения. Планирование невозможно без учета общих закономерностей работы: учета посещаемости, учета заболеваемости, знания причин прекращения занятий.
Обсуждение.
Изменение количественного состава групп начальной подготовки до 1 года происходит следующим образом. Общее количество детей, поступивших в эти группы в начале учебного года, составляют 100%. Основной причиной для поступления в группы НП является желание родителей научить ребенка держаться на воде и посредством занятий плаванием способствовать укреплению здоровья детей, их физическому развитию. В то же время для тренера основная задача – на основе массового обучения плаванию подготовка резерва для отбора детей на следующий этап подготовки – начального обучения, а также формирования интереса к систематическим занятиям плаванием. Современная практика показывает, что целесообразно применять 48 урочную программу обучения плаванию для детей младшего школьного возраста, т.к. освоение программы тесно связано с посещаемостью занятий. На посещаемость занятий в свою очередь влияют заболеваемость детей, совмещение занятий плаванием с посещением других секций, другие факторы. Необходимо учитывать, что формирование групп НП – 1 происходит в начале учебного года. Постоянного обновления, имеющего определенную цикличность трудно ожидать. В лучшем случае первоначальный состав групп можно обновить на 25-40% в течение учебного года. При этом для тренера возникают сложности как организационного, так и методического характера. В течение всего учебного года происходит уменьшение общего количества занимающихся. Тренеру важно знать приблизительные сроки изменения количественного состава, чтобы заранее планировать очередной набор детей или изменение комплектации групп. Первый отсев в группах НП – 1 происходит уже по прошествии 2,5 месяцев занятий. Основной причиной ухода в этом периоде является, как правило, невозможность сочетать дополнительные занятия в бассейне и других секциях с занятиями в общеобразовательной школе. Другая причина отсева – сезонная заболеваемость детей, особенно младшего возраста. Следующий отсев происходит уже через полгода занятий в бассейне, причины его остаются теми же. Уменьшение количественного состава занимающихся от общего количества принятых в группы происходит до 74 – 76%. Таким образом, через 6 месяцев занятий(к январю), общее количество занимающихся уменьшается на 25% от первоначального. Подобные виды отсева носят естественный характер. К концу первого учебного года в группах НП -1 количество детей в группах уменьшается еще на 15%, т относительно первоначальному составу поступивших составляет 53%. К уже перечисленным причинам отсева детей можно добавить еще одну. Родители, которые ставили задачу научить ребенка начальным навыком плавания, считают достаточным уровень его плавательной подготовленности и дети прекращают занятия в бассейне. Для тренера важным моментом становиться и то, что к концу первого года можно выявить детей, справляющихся с программой обучения плаванию благодаря хорошему уровню здоровья, а также имеющих уровень физического развития, позволяющий осваивать им предлагаемые упражнения. Эти дети и составляют резерв для перевода в группы НП – 2. Таким образом, в течение первого года обучения в группах НП можно наблюдать два периода изменения количественного состава занимающихся. Первый заканчивается через 6 месяцев от начала занятий, окончание второго совпадает с окончанием учебного года в этих группах. В качестве практических рекомендаций можно использовать полученные данные для прогнозирования изменения состава групп НП – 1. Особенно актуальными эти данные являются для спортивных сооружений, культивирующих виды спорта, основанные на овладении навыком плавания(синхронное плавание, водное поло и тд.). Тренеру по плаванию важно в воспитательной работе с детьми и разъяснительной работе с родителями заострять внимание на преимуществах занятий спортивным плаванием. Дети, которые остались в группе НП – 1 в конце первого года обучения, являются для тренера объектом для планирования на следующий период подготовки.
Вывод.
Реальные сроки освоения программы зависят от возраста, в котором дети приступили к занятиям плаванием, уровня их физического развития и физической подготовленности. Средние сроки освоения программы обучения 1 года группы НП составляют: для приступивших в 6,5 – 7,5 лет от1,5 до 2 лет; для приступивших в 7,5 – 8,5 лет – от 1 до 1,5 лет; для приступивших в 8 лет и старшее до 1 учебного года.

/ Внесены изменения в СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Внесены изменения в СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Внесены изменения в СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»: уточнены требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

детский сад для детей раннего возраста;

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

При этом сократились названия видов специализированных садов - компенсирующего, комбинированного вида и др. (с практической точки очень полезное нововведение, т. к. теперь можно не писать все это длинное название вида садика в наименовании организации, как например, детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников).

2. Ясельная группа теперь будет называться «группой для детей раннего возраста», а также «для детей младенческого и раннего возраста» (правда в некоторых местах эти группы так и остались ясельными).

3. В п. 1.10. установлена минимальная площадь на одного ребенка - 2,5 кв. м для ясельных групп и 2 кв. м для детей в дошкольных группах. При этом исключены критерии по предельной наполняемости групп в зависимости от детей в группе (п. 1.10.1. и 1.10.2.). То есть теперь детей в группе может быть хоть сколько, главное, чтобы метраж соответствовал. При этом важно заметить, что количества метров теперь считаются вместе с площадью, которую занимает вся мебель (изменен п. 4.10.).

4. Исключен запрет на использование двухъярусных кроватей.

5. Исключено положение о недопустимости размещения групповых ячеек на 3-м этаже. На 3 этаже могут размещаться дети от 5 до 7 лет.

6. В группах теперь можно обойтись без раздевальных, главное, чтобы было место для раздевания со шкафчиками, также в таких группах комнату для игр и занятий можно использовать как физкультурный и музыкальный, а персоналу не обязательно выделять отдельную зону в туалете, взамен можно воспользоваться персональными сидениями для унитаза и горшками.

7. Прямо разрешено использование для сна складных кроватей трансформеров с жестким ложем.

8. Незначительно подкорректирован порядок проведения занятий (например, прямо указано на то, что в бассейне необходимо не просто проводить занятия, а организовывать обучение плаванию).

9. Добавлен пункт о возможности привлечения детей к общественно-полезному труду (не более 20 минут в день).

Итак, основные изменения, которые внесены в СанПиН 2.4.1.2660-10, заключаются в новых видах садов и продолжению поддержки мероприятий по уплотнению групп в детских садах.

Сравнительная таблица по СанПин 2.4.1.2660-10 от от 22 июля 2010 г. N 91 (в ред. от 20.12.2010)

Об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменение № 1 к 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Старая редакция

Новая редакция

1.4. Настоящие санитарные правила распространяются на дошкольные организации, реализующие как основную общеобразовательную программу дошкольного образования (дошкольные образовательные организации), так и на дошкольные организации, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с оказанием образовательных услуг.

К дошкольным организациям относятся организации следующих видов:

Детский сад;

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, оздоровительных мероприятий и процедур;

Детский сад комбинированного вида (на основе сочетания детских групп с вышеназванными направлениями обслуживания в любом сочетании);

Центр развития ребенка - детский сад физического и психического развития, поддержки и оздоровления всех воспитанников.

1.4. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) распространяются на дошкольные образовательные организации независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности , реализующие как основную общеобразовательную программу дошкольного образования, так и на дошкольные организации, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с оказанием образовательных услуг, следующих видов:

детский сад;

детский сад для детей раннего возраста;

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

детский сад присмотра и оздоровления;

детский сад компенсирующего вида;

детский сад комбинированного вида;

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;

центр развития ребенка - детский сад.

Настоящие санитарные правила обязательны для исполнения в группах детей дошкольного возраста общеразвивающей, оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности, организуемых в образовательных учреждениях других типов (помимо дошкольных).

1.8. Допускается совмещение дошкольных образовательных организаций с общеобразовательными учреждениями в единый комплекс (детский сад - школа).

1.8. Группы для детей дошкольного возраста могут создаваться в образовательных учреждениях других типов (помимо дошкольных) при наличии в них помещений, отвечающих требованиям настоящих санитарных правил.

Две смешанные группы детей смежного возраста (ясельная , дошкольная);

3. В пункте 1.9. слово «ясельная» заменить словом «для детей раннего возраста».

1.9. В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Подбор контингента разновозрастной (смешанной) группы должен учитывать возможность организации в ней режима дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

При комплектовании групп вместимостью до 80 детей оптимальным является:

Две смешанные группы детей смежного возраста (для детей раннего возраста, дошкольная);

(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164)

(см. текст в предыдущей редакции)

Две смешанные группы детей смежных возрастов и одна подготовительная.

4. В пунктах 3.5, 3.8, 3.9.1, 3.9.3, 3.10, 4.2, 4.8, 4.9, 4.10, 6.3, 6.4, 6.6 (таблица 1), 6.18.1, 6.19, 11.7, 12.2, 12.9, 14.16, 18.14, 19.1, приложении 3 заменить слова «ясельного», «ясельная», «ясельный» словами «для детей младенческого и раннего возраста».

1.10. Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из их предельной наполняемости:

1.10. Количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.

1.10.1. Для ясельного возраста:

От 2 месяцев до 1 года - не более 10 человек;

От 1 года до 3 лет - не более 15 человек;

При наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 человек.

1.10.2. Для дошкольного возраста:

Для детей 3 - 7 лет - не более 20 человек (оптимальная - 15 человек);

Разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 - 7 лет) - не более 10 человек;

При наличии в группе детей любых двух возрастов (3 - 7 лет) - не более 20 человек (оптимальная - 15 человек).

6. Пункты 1.10.1. и 1.10.2. исключить.

4.2. Здание дошкольной организации должно быть 2-этажным.

В условиях плотной жилой застройки и недостатка площадей допускается строительство зданий в 3 этажа. На 3-м этаже располагают служебно-бытовые и рекреационные помещения, дополнительные помещения для работы с детьми (кабинет психолога, логопеда).

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях дошкольных организаций размещение групповых ячеек на 3-м этаже не допускается.

Групповые ячейки для детей ясельного возраста располагают на 1-м этаже, для детей от 3 лет и старше размещение групповой ячейки допускается на 2-м этаже.

На земельных участках со сложным рельефом допускается увеличение этажности зданий до трех этажей при условии устройства непосредственных выходов из первого и второго этажей на уровне планировочной отметки.

7. В пункте 4.2:

Абзац третий исключить;

Абзац четвертый изложить в следующей редакции: «Групповые ячейки для детей ясельного возраста располагают на 1-м этаже, для детей от 3 до 5 лет размещение групповой ячейки допускается на 2-м этаже, для детей от 5 до 7 лет размещение групповой ячейки допускается на третьем этаже».

4.10. Площади помещений групповой ячейки:

Раздевальная - площадью не менее 18 кв. м;

Групповая (для игр, занятий и приема пищи детьми) - площадью из расчета не менее 2,5 кв. м на 1 ребенка в ясельных группах, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах без учета мебели и ее расстановки;

Буфетная - площадью не менее 3,0 кв. м;

Спальня - площадью из расчета не менее 1,8 кв. м на 1 ребенка в ясельных группах, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах, без учета расстояния от наружных стен при расстановке кроватей (расстановка кроватей регламентируется п. 6.14 настоящих санитарных правил);

Туалетная - площадью не менее 16 кв. м для дошкольных групп и не менее 12 кв. м для ясельных групп.

Для вновь строящихся и реконструируемых дошкольных организаций оптимальную площадь групповых и спален рекомендуется принимать не менее 50 кв. м каждая.

8. В пункте 4.10. абзац три изложить в следующей редакции: слова «без учета мебели и ее расстановки» исключить.

Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют.

9. В пункте 6.14. абзац седьмой исключить.

11.4. Для групп кратковременного пребывания детей до 3 - 4 часов и без организации питания и сна должны быть соблюдены следующие требования:

Раздевальная, с условиями для хранения верхней одежды и обуви детей (шкафчики или вешалки);

б) При возможности организации прогулок могут быть использованы территории скверов, парков, а также прилегающих к зданию дворовых территорий, оборудованных детскими площадками. При использовании песочниц должны соблюдаться требования настоящих санитарных правил.

10. В пункте 11.4:

Абзац три подпункта а) изложить в следующей редакции: «групповая комната или физкультурный зал, или музыкальный зал, или комната для проведения занятий и (или) игр детей»;

Абзац шесть подпункта а) изложить в следующей редакции: «Возможно совмещение в одном туалетном помещении туалета для детей и персонала с оборудованием их персональными горшками для каждого ребенка, а для детей в возрасте 5- 7 лет персональными сидениями на унитаз».

11.5. Для групп кратковременного пребывания до 5 часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи должны быть соблюдены следующие требования:

а) Минимальный набор помещений:

Раздевальная с условиями для хранения верхней одежды и обуви детей (шкафчики или вешалки);

Групповая комната, которая может быть использована для проведения занятий и (или) игр детей;

Кухня или буфет-раздаточная;

Туалетная (с умывальной) для детей;

Туалетная (с умывальной) для персонала.

Возможно совмещение в одном помещении туалетных для детей и персонала, с выделением отдельной зоны для персонала и оборудованием отдельной туалетной кабины.

11. В пункте 11.5:

абзац два подпункта а) изложить в следующей редакции: «место для раздевания с условиями хранения верхней одежды и обуви детей (шкафчики или вешалки»;

Абзац семь подпункта а) изложить в следующей редакции: «Возможно совмещение в одном туалетном помещении туалета для детей и персонала с оборудованием их персональными горшками для каждого ребенка, а для детей в возрасте 5- 7 лет персональными сидениями на унитаз».

11.6. Для групп с пребыванием детей более 5 часов необходимо предусмотреть условия по организации питания с интервалом приема пищи 3 - 4 часа, сна и прогулок.

а) Минимальный набор помещений:

раздевальная с условиями для хранения верхней одежды и обуви детей (шкафчики или вешалки);

групповая комната, которая может быть использована для проведения занятий и (или) игр детей;

кухня (при непосредственном приготовлении пищи) или буфет-раздаточная (при организации питания готовыми кулинарными изделиями);

туалетная (с умывальной) для детей;

туалетная (с умывальной) для персонала.

Возможно совмещение в одном помещении туалетных для детей и персонала, с выделением отдельной зоны для персонала и оборудованием отдельной туалетной кабины.

Возможна организация сна в помещениях групповых на детских кроватях с жестким ложем, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.

б) Необходимо организовать прогулки, продолжительностью не менее 1 часа. Для прогулок могут быть использованы территории скверов, парков, а также прилегающие к зданию дворовые территории, оборудованные детскими площадками. При использовании песочниц должны соблюдаться требования настоящих санитарных правил.

12. В пункте 11.6:

абзац два подпункта а) изложить в следующей редакции: «место для раздевания с условиями хранения верхней одежды и обуви детей (шкафчики или вешалки»;

Абзац три подпункта а) изложить в следующей редакции: « групповая комната или физкультурный зал, или музыкальный зал, или комната для проведения занятий и (или) игр детей»;

Абзац восемь подпункта а) изложить в следующей редакции: «Возможно совмещение в одном туалетном помещении туалета для детей и персонала с оборудованием их персональными горшками для каждого ребенка, а для детей в возрасте 5- 7 лет персональными сидениями на унитаз».

11.7. Групповая комната должна быть площадью из расчета не менее 2,5 кв. м на 1 ребенка в ясельных группах, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах без учета мебели и ее расстановки.

Спальня, площадью из расчета не менее 1,8 кв. м на 1 ребенка в ясельных группах, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах, без учета расстояния от наружных стен при расстановке кроватей (расстановка кроватей регламентируется п. 6.14 настоящих санитарных правил).

В умывальной зоне необходимо предусмотреть умывальные раковины с подводкой холодной и горячей воды из расчета (в зависимости от возраста детей) 1 раковина для детей младшего дошкольного возраста с высотой установки умывальников от пола до борта прибора 0,4 м и 1 раковина для детей среднего и старшего дошкольного возраста с высотой установки умывальников от пола до борта прибора 0,5 м. В туалетной зоне необходимо оборудовать не менее 2 кабин (1 для мальчиков и 1 для девочек), с установкой в них детских унитазов.

13. В пункте 11.7:

В абзаце два исключить слова «(расстановка кроватей регламентируется п. 6.14 настоящих санитарных правил)»;

В абзаце три после слов «...с установкой в них детских унитазов...» дополнить словами «возможно совмещение в одном туалетном помещении туалета для детей и персонала с оборудованием их персональными горшками каждого ребенка, а для детей в возрасте 5- 7 лет персональными сидениями на унитаз»;

Пункт дополнить абзацем «Разрешается организация сна детей в групповых помещениях с использованием для этого складных кроватей трансформеров с жестким ложем».

12.8. Самостоятельная деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к занятиям , личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов.

14. В пункте 12.8 слова «подготовка к занятиям» заменить словами «подготовка к образовательной деятельности ».

12.9. При реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные занятия) продолжительностью не более 8 - 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 - 10 минут). В теплое время года рекомендуется образовательную деятельность осуществлять на участке во время прогулки.

15. Пункт 12.9 изложить в следующей редакции: «Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 мин. Допускается осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). В теплое время года непосредственно образовательную деятельность осуществляют на участке во время прогулки».

12.10. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) - 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 17 занятий.

Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной - трех.

16. Пункт 12.10 изложить в следующей редакции: «Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут».

12.11. Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.

В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут.

17. Пункт 12.11 изложить в следующей редакции: 1 «Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут».

12.12. Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Длительность этих занятий - не более 20 - 30 минут в зависимости от возраста детей. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.

18. Пункт 12.12 изложить следующей в редакции: «Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку».

12.14. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени реализуемой образовательной программы (занятий).

19. Пункт 12.14 изложить в следующей редакции: «Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность».

12.16. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п.

20. В пункте 12.16 слово «занятия» заменить словами «непосредственно образовательная деятельность». Последнее предложение после слов «Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать...» изложить в редакции «...ее с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей».

12.18. В разновозрастных группах продолжительность учебных занятий следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности занятий их следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.

12.19. В середине года (январь - февраль) для воспитанников дошкольных групп рекомендуется организовывать недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).

В дни каникул и в летний период учебные занятия проводить не рекомендуется. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивать продолжительность прогулок.

21. В пунктах 12.18 и 12.19 слова «занятия» заменить словами «непосредственно образовательной деятельности».

12.21. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

22. Пункт 12.21 изложить в следующей редакции: «Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста)».

23. Добавить пункт 12.22: «Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день».

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

24. В пункте 13.2 в абзаце два слова «Физкультурные занятия» заменить словами «занятия физической культурой».

13.3. Физическое воспитание детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.

Занятия с детьми первого года жизни проводят с каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее чем через 45 минут после еды.

Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6 - 10 минут.

Начиная с 9 месяцев, помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2 - 3 ребенка).

Для индивидуальных занятий рекомендуется использовать стол высотой 72 - 75 см, шириной 80 см, длиной 90 - 100 см, имеющим мягкое покрытие из материалов, позволяющих проводить влажную обработку и дезинфекцию; стол сверху накрывается пеленкой, которая меняется после каждого ребенка.

25. Пункт 13.3 изложить в следующей редакции:

В абзаце один слова «воспитания» заменить словами «развитие»;

В абзаце два слово «занятия» заменить словами «непосредственно образовательная деятельность»;

В абзаце пять слова «Для индивидуальных занятий» заменить словами «Для осуществления непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию в индивидуальной форме».

13.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2 - 3 раза в неделю. Занятия с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.

26. Пункт 13.4 изложить в следующей редакции: «С детьми второго и третьего года жизни непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию осуществляют по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. С детьми второго года жизни ее проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.

Наполняемость групп на занятиях физкультурой

и их длительность в зависимости от возраста детей

27. В пункте 13.4:

Название таблицы три изложить в следующей редакции: «Наполняемость групп в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию и ее продолжительность в зависимости от возраста детей».

В третьей строке первого столбца таблицы 3 слово «занятия» заменить словами «(в мин.)».

13.5. Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:

В младшей группе - 15 мин.,

В средней группе - 20 мин.,

В старшей группе - 25 мин.,

Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 - 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой проводят на открытом воздухе.

28. Пункт 13.5 изложить в следующей редакции: «Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет:

В младшей группе - 15 мин.,

В средней группе - 20 мин.,

В старшей группе - 25 мин.,

В подготовительной группе - 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию максимально организуют на открытом воздухе.

13.7. При организации плавания детей используются бассейны, отвечающие требованиям к плавательным бассейнам, их устройству, эксплуатацию и качеству воды.

В холодный период года занятия в бассейне предпочтительно проводить после прогулки. При проведении занятий в бассейне перед прогулкой для предупреждения переохлаждения детей необходимо предусмотреть промежуток времени между ними не менее 50 минут.

Для профилактики переохлаждения детей занятия в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой (холодный душ, проплывание под холодной струей, топтание в ванночке с холодной водой).

Продолжительность занятия в бассейне в зависимости от возраста детей должна составлять: в младшей группе - 15 - 20 мин., в средней группе - 20 - 25 мин., в старшей группе - 25 - 30 мин., в подготовительной группе - 25 - 30 мин.

29. Пункт 13.7 изложить в следующей редакции:

В абзаце два пункта слова «проведении занятий» заменить словами «организации плавания»;

В абзаце три слово «занятия» заменить словом «плавания».

В абзаце четыре слово занятия» заменить словом «нахождения».

Присутствие медицинского персонала при проведении занятий в бассейне и при приеме детьми процедур в сауне обязательно.

30. В пункте 13.8 в абзаце девять слова «проведении занятий» заменить словами «организации плавания».

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

31. В пункте 13.10 в абзаце три слова «все организационные формы занятий физическими упражнениями» заменить словами «все организованные формы непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей».

13.11. Работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны медицинских работников.

32. В пункте 13.11 слово «воспитанию» заменить словом «развитию».

3.1. Плавание в общеобразовательной школе.

Содержание физического воспитания в школе регламентировано программой. Программа по предмету “Физическая культура” включает плавание как базовый компонент, обязательную ее часть, позволяющую успешно решать задачи физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Упражнения в плавании наряду с другими средствами способствуют формированию прочного фундамента двигательной активности человека. Это особенно значимо с точки зрения закономерностей возрастного развития ребенка, хотя обучению отводится в среднем всего по 14 часов. Несмотря на ограниченное количество часов отводимых на обучение, при правильной организации и эффективном использовании различных средств и методов обучения можно решать поставленные задачи.

Одной из форм организаций занятий по плаванию на этапах начального обучения навыку плавания и начальной тренирвки является урок.

Урок по плаванию и его отличительные особенности:

Высокие требования к оборудованию мест занятия;

Высокие требования к технике безопасности;

Преимущественная направленность занятий на обучение двигательным действиям;

Относительно небольшое количество занимающихся в одной группе;

Эффективный индивидуальный подход;

Высокая моторная плотность (главная причина - значительная потеря тепла);

Широкое использование в практике преподавания жестов: ориентировка в пространстве почти полностью становится функцией зрения;

Высокая эффективность игрового метода;

Быстрая утомляемость детей в связи с необычностью сенсорных воздействий;

Строгий учет состояния здоровья занимающихся на текущий момент.

В связи с основными и дидактическими целями и задачами, реализуемыми преподавателем, выделяют три типа уроков:

1) комбинированный, 2) по усвоению нового материала, 3) урок закрепления пройденного, урок проверки знаний, умения и навыков.

Урок по плаванию имеет три части: подготовительную, основную и заключительную. В отличие от традиционной последовательности этих частей, в уроке по плаванию они проводятся на суше и в воде. В зависимости от типа урока будет изменяться и расположение частей урока. Обычное расположение частей на уроке по плаванию выглядит так: на суше - подготовительная, основная;, заключительная; на суше - заключительная. Планирование учебной работы по обучению плаванию отличается по своему содержанию от планирования по другим предметам. Это обуславливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие занимающихся. Основными документами планирования являются: план-график (учебный план) прохождения программного материала в учебном году, который основывается на программе по обучению плавания; конспект (план-конспект) отдельных уроков.

К каждому уроку по плаванию педагог составляет план-конспект по описываемой ниже форме.

В первой графе план-конспекта последовательно указываются части урока и продолжительность каждой части. Во вторую графу подробно записываются все упражнения, включая эстафеты, игры, развлечения. В третьей графе указывается дозировка упражнений, выраженная количеством повторений, временем выполнения, длиной проплываемой дистанции и пр. В четвертой графе записываются организационные указания по уроку: порядок выполнения упражнений, расположения занимающихся и методические приемы, обеспечивающие безошибочное выполнение упражнения и эффективное освоение элементов техники (Зернов В.И., Ярошевич В.Г., 1998 г.).

Эффективность урока во многом зависит от правильного подбора упражнений для занятия на суше и воде. Она определяется задачами каждого урока. При проведении занятия на суше нужно предусмотреть выполнение упражнений из всех основных групп упражнений: строевые упражнения, ходьба и бег, общеразвивающие, специально-гимнастические и имитационные упражнения. В воде упражнения подбираются согласно изучаемому способу плавания и его элементам. Последовательность выполнения подобранных упражнений обуславливается функциональными особенностями занимающихся. Особое внимание необходимо уделять умелому дозированию нагрузки: определить длину проплываемых отрезков, количество повторений, продолжительность отдыха, скорость и темп выполнения упражнений и т.п.

В учебном процессе по плаванию широко используются различные способы проведения упражнений: сигналы, ориентиры и образные сравнения. При объяснении упражнений они значительно повышают эффективность обучения и уменьшают количество ошибок (Викулов А.Д., 2003 г.).

3.2. Плавание в дошкольных учреждениях.

Формирование умения плавать предусматривается программой дошкольного учреждения, начиная со второй младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста достаточно самостоятельны, обладают необходимыми гигиеническими умениями и навыками, имеют достаточный двигательный опыт, хорошо адаптированны к условиям дошкольного учреждения.

Задачи обучения плаванию дошкольников: укрепление здоровья, закаливание, привитие гигиенических навыков, адаптация к водной среде, развитие двигательных навыков и умений, обучение умению держаться на воде и перемещаться с помощью простейших движений.

Организация обучения детей осуществляется в комплексе физкультурно-оздоровительной работы, в сочетании с рациональным режимом активности и отдыха детей.

Обучение проводится в форме групповых занятий. Для каждой группы не менее двух занятий в неделю. Группа может делиться на две подгруппы по 6-8 человек. В старшей группе число занимающихся в одной группе - 10-12 человек. Продолжительность занятий от 15-20 минут до 30 минут.

3.3. Плавание в спортивом оздоровительном лагере.

Проведение занятий по плаванию в спортивно-оздоровительных лагерях способствует массовому обучению плаванию. Для успешного проведения работы по плаванию необходимо проделать большую подготовительную работу начиная с оборудования мест занятий, комплектование учебных групп.

Комплектование учебных групп начинается с выяснения плавательной подготовленности детей. Их делят на три группы: в первую группу включают детей не умеющих плавать; во вторую - детей, которые могут держаться на воде и проплывать любым способом 10-15 метров; в третью - детей плавающих относительно хорошо. Желательно комплектовать группы отдельно для мальчиков и девочек, с учетом их возраста и физической подготовленности. Количество занимающихся в одной учебной группе - 10-12 человек.

Время занятий плаванием - ежедневно с 10.30 до 13.30 и с 16.30 до 18.30.

Температура воды для старших детей не должна быть ниже 18 С, для всех остальных - не ниже 20 С; температура воздуха должна быть выше температуры воды на 4-5 С. Продолжительность занятий в начале лагерной смены для младших детей 5-7 минут, для старших 10 минут. В дальнейшем в зависимости от температурных условий, закаленности детей, количество проведенных занятий продолжительность пребывания в воде достигает 30-40 минут.

Форма работы - групповые занятия.

Работа по плаванию проводится под руководством инструктора, его задача - организация обучения, обеспечение безопасности при проведении занятий на воде.

Инструктором по плаванию могут быть утверждены специалисты - инструкторы, тренеры, студенты педвузов (не моложе 18 лет), прошедшие специальную подготовку, владеющие способами спасения, оказания первой помощи пострадавшим.

Проводят занятия вожатые и воспитатели. Они обязаны уметь хорошо плавать, знать приемы спасения тонущих.

В спортивно-оздоровительном лагере может работать секция по плаванию.

Каждая смена заканчивается подведением итогов работы лагеря по плаванию в виде водно-спортивного праздника. В его программу включаются соревнования, на которых дети имеют возможность выполнить контрольные нормативы и разрядные требования.

3.4. Плавание в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ).

ДЮСШ осуществляет подготовку спортсменов высокой квалификации, содействуя укреплению здоровья учащихся, нормальному физическому развитию детей и подростков, повышению их физической работоспособности, воспитанию личностных качеств.

В соответствии с требованием положения о работе ДЮСШ контингент занимающихся разделен на следующие группы: 1) группы начальной подготовки; 2) учебно-тренировочные; 3) спортивного совершенствования; 4) высшего спортивного мастерства. Перед каждой группой для соответствующего этапа многолетней подготовки сформулированы свои задачи.

Основная форма проведения занятий - спортивная тренировка. Тренированность - результат тренировки. Это не что иное как степень приспособляемости организма спортсмена к выполняемой работе. Тренированность может быть общей и специальной. Общая тренированность пловца характеризуется приспособленностью к различным видам деятельности, а специальная - степенью приспособленности организма к специфическим требованиям плавания в условиях соревнований.

Тренировочная нагрузка - это суммарное воздействие на организм спортсмена выполненных упражнений, отдыха между ними и различных средств, ускоряющих процессы восстановления (питание, витаминизация, массаж, активный отдых и т.д.). Основными факторами, определяющими тренировочную нагрузку, является ее объем, интенсивность, характер восстановления организма спортсменов.

Объем тренировочной нагрузки - это суммарное количество тренировочной работы. Он измеряется временем выполненной работы на суше и на воде, общей длиной преодолеваемых на тренировочных отрезков, количеством тренировок, тренировочных дней, стартов и т.д.

Объем тренировочных упражнений на суше учитывается в часах, а объем работы в воде - в км.

Интенсивностью (скоростью) плавания;

Продолжительностью упражнения (длиной проплывания отрезков);

Продолжительностью интервалов отдыха между повторениями;

Характером отдыха между упражнениями;

Количеством упражнений.

Интенсивность тренировочной нагрузки заключается в степени утомляемости спортсменов, реакциях организма на выполняемую работу. Обычно она оценивается по пяти зонам мощности. Наиболее простым способом оценки интенсивности является оценка нагрузки по субъективному ощущению усилий:

1 1 3 силы, в полную силу, а также по изменению частоты пульса,

темпа движений.

В годичном цикле тренировки большое внимание уделяется изменению работоспособности спортсменов. Объем и интенсивность чередуются таким образом, чтобы величина общей нагрузки периодически возрастала. При этом динамика работоспособности и спортивных результатов приобретает волнообразную форму, имеющую столько “вершин”, сколько основных волн имеет динамика нагрузок.

Общий объем нагрузок в соревновательном периоде меньше, чем в подготовительном. Однако он должен быть значительным, поскольку интенсивность нагрузок, не обеспеченная соответствующим объемом, дает лишь кратковременный прирост (Матвеев, 1960).

Тренировка не разделима с физической работоспособностью, которая определяется (общей) физической подготовленностью.

Работоспособность рассматривается как готовность к выполнению специфической работы заданного объема и интенсивности для достижения наивысшего результата. В общем виде величина спортивной работоспособности прямо пропорциональна количеству внешней механической работы, которую человек способен выполнить с высокой интенсивностью.

Аэробные возможности достигают своих наивысших величин к 18-20 годам, а анаэробные - в более старшем возрасте.

Спринтеры обладают лучшим по сравнению со стаерами запасом скорости и худшим уровнем развития выносливости.

Как известно мышцы человека состоят из различных типов мышечных волокон - быстрых (белых) медленных (красных). Так у спринтеров преобладает количество быстрых мышечных волокон, т.е. до 60-90% всего состава. В связи с этим особое внимание необходимо уделять изучению особенностей нервно-мышечного аппарата спортсменов, специализирующихся на дистанции различной длины.

Основное различие между белыми и красными мышцами обусловлено содержанием в них миоглобина. Миоглабин - это белковое вещество в мышечных волокнах, которое легко присоединяет к себе кислород, и придает волокну более интенсивную окраску.

Более высокий уровень содержания миоглобина в красных мышечных волокнах обуславливает их высокую способность к энергообразованию аэробным путем, что и позволяет им сокращаться более длительное время. Этот тип мышечных волокон несет основную нагрузку, когда спортсмен плавает на длинных дистанциях.

Белые мышечные волокна обладают способностью быстро трансформировать энергию, необходимую для мышечного сокращения. Этот тип мышечных волокн задействован в спринтерском плавании.

Соотношение этих двух типов волокн в мышцах отдельных индивидуумов обусловлен генетически. Количественное соотношение мышечных волокон обычно определяется методом биопсии - взятием кусочка мышечной ткани из мышцы (мышц бедра, икроножной мышцы).

Используя метод биопсии, профессор Д. Костилл (США) определил соотношение в мышце бедра “медленных” и “быстрых” волокон 1:1. В процентном отношении количественные показатели спринтеров и стайеров различны.

Немецкий ученый Гутман утверждает, что некоторые мышечные волокна чувствительны к влиянию половых гормонов. Были отмечены случаи превращения быстро сокращающихся мышечных волокн в быстро сокращающиеся белые под воздействием гормонов. Практические аспекты использования этого феномена очевидны. Если в организм спортсменки ввести мужской половой гормон, например, тестостерон или анаболические стероиды, ее скоростно-силовые качества возрастут, но уровень выносливости понизится.

Частота пульса, частота и характер дыхания как показатели аэробной и анаэробной направленности работы.

С целью помочь тренеру и спортсмену оценивать тренировочную направленность применяемую упражненийй по величине пульса можно использовать следующие данные:

частота пульса (уд/мин) Направленность упражнений

120 и ниже Аэробная направленность состав-

ляет почти 100% (развивать анаэ-

робные возможности при таком

пульсе бесполезно)

120-150 90-95% аэробная; 5-10% анаэробная,

65-85% аэробная; 15-35% анаэробная,

165-180 50-65% аэробная; 35-50% анаэробная,

180 и выше более 50% анаэробная

Помимо частоты пульса показателем для оценки направленности тренировочных упражннеий могут служить частота и характер дыхания, отмечаемые тотчас после окончания упражнения, а также наличие затруднений в дыхании непосредственно в процессе выполнения упражнения:

1. спортсмен во время упражнения не испытывает никаких затруднений в дыхании, у него нет желания дышать сильнее - это значит, что характер плавания аэробный;

2. у пловца желание дышать чаще или сильнее, но больших затруднений не испытывает - характер аэробно-анаэробный;

3. пловец испытывает острую потребность дышать чаще, правильный характер дыхания нарушается - характер плавания преимущественно анаэробный (Иванченко Е.И., 1993 г.).

Подобным образом можно оценить направленность тренировочной нагрузки, наблюдая за характером дыхания пловца в восстановительном периоде, тотчас после окончания упражнения.

Многолетняя спортивная подготовка может быть подразделена на пять основных этапов: 1 - этап начальной подготовки;

2 - этап предварительной базовой подготовки;

3 - этап специализированной базовой подготовки (этап спортивного мастерства);

4 - этап максимальной реализации индивидуальных возможностей (этап высшего спортивного мастерства);

5 - этап сохранения достижений.

Задачи этапа начальной подготовки: овладение основами техники спортивных способов плавания, стартов, поворотов; привитие любви к спортивному плаванию и спортивному режиму; создание фундамента общеплавательной подготовки; разносторонне физическое развитие, укрепление здоровья, закаливание.

Основные средства: подготовительные упражнения для освоения с водой и изучения способов плавания; упражнения общей плавательной подготовки, упражнения на суше общей и специальной направленности.

Дети, прошедшие курс начального обучения плаванию, участвуют в конкурсных испытаниях и в соревнованиях по плаванию.

Продолжительность этапа 2-4 года, возраст детей от 5-6 до 12 лет.

Задачами этапа предварительной базовой подготовки является: совершенствование техники спортивных способов плавания; расширения базы общеплавательной подготовки; повышение работоспособности за счет постепенного увеличения объема умеренных нагрузок; направленое развитие физических качеств; воспитание воли и целеустремленности, организованности; достижение высоких результатов на соревнованиях.

Основные средства: упражнения по совершенствованию технике плавания, стартов и поворотов; упражнения общей и специальной физической подготовки на суше и в воде, направленных на развитие физических, волевых качеств и тактического мастерства; участие в соревнованиях.

Задачами этапа специализированной базовой подготовки является создание препосылок для исключительно напряженной тренировки на последующем этапе - этапе подготовки к высшим достижениям: вначале этапа основное место продолжает занимать общая и вспомагательная подготовка, широко применяются упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется техника многообразных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений. Во второй половине этапа подготовка становится более специализированной, определяется будущая спортивная специализация, причем пловцы приходят к ней через тренировку в смежных номерах программы.

Основные средства: все многобразие средств технической, физической, тактической, волевой и теоретической подготовки характерны для современного спортивного плавания. Систематическое участие в соревнованиях избранным и дополнительными способами плавания, а также в соревнованиях по ОФП на суше.

На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей предполагает достижение максимальных результатов в номерах программы, избранных для углубленной специализации. Значительно увеличивается доля средств специальной подготовки, возрастает соревновательная практика.

Основная задача: достижение наивысших результатов. Максимально используются тренировочные средства, способные вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Максимума достигают суммарные величины объема и интенсивности тренировочной нагрузки: количество занятий в недельных микроциклах может достичь 15-20 и более, широко планируются занятия с большими нагрузками, резко возрастает соревновательная практика.

В данный период подготовки к высшим достижениям, является создание условий при которых период максимальной предрасположенности пловцов к достижению наивысших результатов совпадают с периодом самых интенсивных тренировочных нагрузок. Такое совпадение позволяет достичь максимальных результатов.

Тренировка на этапе сохранения достижений (тренировка пловцов осуществляется в спортивных клубах, сборных командах городов и республик) в большей мере характеризуется сугубо индивидуальным подходом. Большой тренировочный опыт подготовки конкретного пловца помагает всесторонне изучить его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны подготовленности, выявить наиболее эффективные средства и методы, варианты планирования тренировочной нагрузки, что дает возможность повысить эффективность и качество тренировочного процесса. Во-вторых, неизбежное уменьшение функционального потенциала организма и его адаптационных возможностей обусловленные как естественными возрастными изменениями систем и органов, так и исключительно высоким уровнем нагрузок на предыдущем этапе многолетней тренировки, часто не только не позволяет увеличить нагрузки, но и затрудняет удеражние их на ранее достигнутом уровне.

На этом этапе подготовки следует стремиться к изменению средств и методов тренировки, применению компдлексов упражнений, не использовавшихся ранее, новых тренажерных устройств, неспецифических средств, стимулирующих работоспособность и эффективность выполнения двигательных действий (Платонов В.Н., Вайцеховский С.М., 1985).

Каждая отдельная тренировка является основной структурной единицей тренировочного процесса. Хоменков Л.С. отмечает, что тренировку надо уметь построить так, чтобы не смтря на большой объем или интенсивность, она не истощала организм и особенно нервную систему спортсмена, а оказывала все нарастающее положительное влияние. Однако, несмотря на многочисленные усилия исследователей, задача качественного формирования работоспособности и ее удержание, особенно на этапе высшего спортивного мастерства, остается не решенной.

Подготовительная часть тренировки предусматривает организационные мероприятия и непосредственную подготовку п. к выполнению основной программы занятий. Применение в этой части разминки способствует оптимальной подготовке с. к предстоящей работе. Разминку делят на общую и специальную.

В основной части тренировки решается главная задача. Подбор упражнений, их количество, средства и методы определяют направленность занятия и его нагрузку. Основным фактором, определяющим степень воздействия тренировочных занятий на организм спортсмена, является величина нагрузки.

В заключительной части постепенно снижают интенсивность работы. Это благоприятствует созданию условий для интенсивного протекания восстановительных процессов. Средства восстановления планируются параллельно с нагрузками. Педагогические средства восстановления определяют необходимое сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах:

Они включают:

Рациональное планирование подготовки в соответствии с функциональными возможностями организма спортсменов, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро- и макро- циклов, широкое использование переключения, четкую организацию работы и отдыха;

Качественное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления;

Варьировать интервал отдыха между выполнением отдельных упражнений и тренировочными занятиями.

Спортивная тренировка понимается как процесс целенаправленного использования физических упражнений с целью развития и совершенствования качеств и способностей, обуславливающих уровень достижений в конкретной мышечной деятельности.

Стоимость занятий: 2 раза в неделю 3200руб; 3 раза в неделю 4800руб

Льготы не предусмотрены!

Навык плавания является не только жизненно важным для детей, но и полезным. Занятия в воде способствуют укреплению здоровья ребенка, оказывают положительное психоэмоциональное воздействие, увеличивают жизненную емкость легких, стимулируют функцию дыхания, кровообращения, улучшают обмен веществ. При систематических занятиях плаванием у детей повышается тонус нервной и мышечной системы, их организм становится невосприимчивым к простудным заболеваниям. Плавание сопровождается активной деятельностью большинства скелетных мышц тела, что способствует развитию мускулатуры ребенка.

Основная цель создания спортивно-оздоровительных групп это массовое обучение плаванию, популяризация вида спорта и поиск одарённых к спортивному плаванию детей. Группы по обучению плаванию являются главным резервом для комплектования групп начальной подготовки в спортивной школе. С целью отбора спортивно-одарённых детей в ДЮСШ в декабре и мае месяце проводятся соревнования по плаванию.

Спортивно-оздоровительные группы (СОГ) обучения плаванию комплектуются на базе плавательного бассейна Апрелевской сош №1. Работают данные группы по принципу самофинансирования, поэтому занятия платные. В таких группах занимаются дети, которые по каким либо причинам не могут или не хотят заниматься в ДЮСШ. К примеру: возрастной критерий (слишком маленькие или взрослые для спортивной школы); несоответствие нормативам и требованиям программы ДЮСШ (не прошедшие конкурсный отбор, не сдавшие контрольно-переводные экзамены, неподходящие антропометрические и физиологические данные); территориальность (удалённость бассейна от места проживания или учёбы); невозможность или нежелание справляться с нагрузкой в спортивной школе (6-10 тренировок в неделю).

К занятиям в спортивно-оздоровительных группах допускаются дети от 6 до 16 лет по результату просмотра тренера-преподавателя, с любым уровнем плавательной подготовленности, желающие заниматься плаванием и не имеющие медицинских противопоказаний. Зачисление производится на основании заключения договора с родителями и оплаты занятий.

Занимаясь с группой, преподаватель учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка: способность к плаванию, успешность освоения упражнений, реакцию на физическую нагрузку, на замечания и поощрения педагога. Поэтому методика обучения плаванию строится на сочетании группового и индивидуального подходов к занимающимся. Кроме этого, при комплектовании учебных групп учитываются возрастные особенности занимающихся, поскольку каждая возрастная категория имеет разную физическую подготовленность, психологические особенности, что определяет величину физической нагрузки в течение занятия, подбор упражнений и методов их преподавания. Максимальный состав занимающихся в группах по обучению плаванию 20-25 человек. Один раз в два месяца для родителей занимающихся проводятся открытые занятия.

В основу комплектования спортивно-оздоровительных групп положена научно-обоснованная система подготовки пловцов с учетом возрастных закономерностей. При формировании учебных групп из детей одного возраста учитывается уровень их плавательной подготовленности. Подготовленность новичков определяется по степени владения навыками плавания:

  • «Лягушки» — дети дошкольного возраста (6-7 лет), не умеющие держаться на воде.
  • «Дельфины» — младший школьный возраст (7-10 лет), слабо плавающие – до 10метров, имеющие опыт знакомства с водой.
  • «Акулы» — средний и старший школьный возраст (11-16 лет), хорошо плавающие самобытным способом (25 метров) и владеющие техникой спортивных способов плавания.

Перевод занимающихся из группы в группу обучения обуславливаются возрастом занимающихся, стажем занятий, уровнем подготовленности и состоянием здоровья. Тренер вправе осуществлять перевод детей по своему усмотрению, учитывая результаты и морально-волевые качества учащегося, при условии желания ребенка и согласия родителей.

С порядком оплаты платных образовательных услуг и «отработки» пропущенных занятий можно ознакомиться

Расписанием занятий на 2018-2019уч.г.

Документы необходимые для зачисления в группы СОГ:

    • Заявление
  • Договор (заполняем в двух экземплярах)


  • Разделы сайта