Комплексы утренней гимнастики в разных возрастных группах. Гимнастика для детей младшей группы. Задачи и значение утренней гимнастики

Утренняя гимнастика представляет собой особый комплекс физических упражнений, которые выполняются сразу после пробуждения. Основной задачей утренней гимнастики является повышение общего жизненного тонуса и обеспечение тем самым незамедлительного включения в повседневную деятельность.

Главная цель утренней гимнастики - поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости. Чтобы достичь всего этого, к утренней гимнастике приступают в спокойном расположении духа, в не стесняющей движений одежде, в проветренном чистом помещении (зимой) или же на свежем воздухе (в теплую пору года). Очень важно соблюдать и правильный ритм дыхания: глубокий вдох делается через нос, а продолжительный выдох - через рот. Дыхание обязательно соизмеряется с выполняемым движением.

После утренней гимнастики также желательно провести обтирание, принять душ или иные виды водных процедур. Немаловажно и следить за состоянием здоровья во избежание возникновения признаков перегрузки (ухудшение самочувствия, учащенное сердцебиение, утомление). Если таковые наблюдаются, надо пересмотреть комплекс упражнений, поскольку в противном случае нарушаются принципы и цели утренней гимнастики - нормализация собственного состояния и поддержание тела в хорошей физической форме.

гимнастика физический упражнение цель

Виды утренней гимнастики

Всего выделяют несколько видов утренней гимнастики:

Оздоровительная гимнастика. Предусматривает стандартный комплекс упражнений, подобных гимнастике на уроках физкультуры, физкульт-минутках на производстве и в учебных заведениях. Разновидностью оздоровительной гимнастики является ритмическая гимнастика, важным элементом которой выступает музыкальное сопровождение выполняемых движений. Гигиеническая гимнастика. Применяется с целью сохранения и улучшения здоровья, поддержания на должном уровне умственной и физической работоспособности, активности.

Образовательно-развивающая гимнастика. Она включает в себя еще несколько подпунктов, дающих бодрость и прилив сил.

Польза утренней гимнастики

Утренняя гимнастика приносит пользу как организму в целом, так и каждому органу в отдельности: она помогает вырабатывать хорошую осанку, развивает мышечную систему, приводит в норму органы дыхания, укрепляет нервы, способствует улучшению работы сердца и сосудов. Активизируя фактически весь организм, утренняя гимнастика существенно укрепляет здоровье. Почему ее делают именно в утренние часы, тоже объясняется пользой для тела: в момент сна кровь в сосудах замедляется и начинает циркулировать гораздо медленнее, сердцебиение также снижает ритм. Заторможенность сказывается и на нервной системе, поэтому в момент пробуждения человек еще не готов к ожидающим его нагрузкам: у него понижены чувствительность, быстрота реакции, умственная и физическая деятельность. Замечено, что восстановление всех функций без утренней гимнастики может длиться около 2-3 часов. Тогда как с утренней гимнастикой работа организма быстро приходит в норму, и больше никто из сослуживцев не смеет сказать вам: «Подняться - поднялся, а проснуться забыл». Ведь после утренней гимнастики человек бодр, деятелен и предельно внимателен. Кроме того, постоянные занятия утренней гимнастикой тормозят процессы старения, благоприятствуют обмену веществ, уменьшают риск ожирения, увеличивают тонус.

утренняя гимнастика - комплекс физических упражнений, проделываемых сразу же после сна. Цель утренней гимнастики - «встряхнуть» организм, в меру возбудить его, т. е. дать работу мышцам, создать ощущение бодрости, ловкости, силы; повысить общий жизненный тонус и тем самым обеспечить быстрейшее вхождение в повседневную трудовую деятельность. Утренняя гимнастика улучшает деятельность сердечно - сосудистой, нервной и дыхательной систем, усиливает обмен веществ, укрепляет и развивает мышцы, способствует приобретению хорошей осанки. Активизируя деятельность всех органов и систем, зарядка содействует укреплению здоровья и повышению общей физической подготовки человека.
Заниматься утренней гимнастикой могут люди любого возраста. Здоровые люди могут заниматься комплексом упражнений утренней гимнастики, передаваемой по радио. Если отсутствует возможность им пользоваться, можно выполнять самому тот или иной комплекс упражнений. Необходимо только правильно подобрать упражнения с учётом возраста и пола, состояния здоровья, а также ряда основных гигиенических и методических требований. Заниматься утренней гимнастикой надо регулярно, каждый день. Упражнения проделывать в той последовательности, которая указана в комплексе. Нагрузку увеличивать постепенно. Заниматься лучше сразу после пробуждения (перед гимнастикой обязательно освободить мочевой пузырь, желательно и кишечник). Занятия проводить в чистой проветренной комнате при открытой форточке (зимой) и на воздухе (летом) в одежде, не стесняющей движений (мужчинам - в трусах и тапочках, женщинам - в трусах, майке и тапочках); при выполнении упражнений следить за дыханием. Вдох следует делать через нос глубоко, а выдох - через рот продолжительно; дыхание соразмерять с движением. Вдох обычно делают, когда грудная клетка расширяется, а туловище выпрямляется, выдох - когда происходит сужение грудной клетки и туловище наклоняется. Когда в упражнении нет чётко выраженных фаз вдоха и выдоха, дышать надо всё время равномерно.
Занимаясь утренней гимнастикой, нужно следить за состоянием своего здоровья и физического развития; до начала занятий, а затем раз в 3 месяца следует показываться врачу. После занятий хорошо принять водную процедуру - обтирание, душ (см. Закаливание организма ).
Упражнения каждого комплекса, как правило, составляются по определённому плану или по т. наз. типовой схеме.
Начинают занятия утренней гимнастикой с ходьбы или лёгкой пробежки «трусцой». Это упражнение связано с глубоким дыханием и подготавливает организм к последующей физической работе.
Первое упражнение - потягивание; цель его выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук и подготовить организм к последующим более сложным упражнениям.
Второе упражнение служит гл. обр. для укрепления мышц ног, увеличивает подвижность в суставах ног, улучшает кровообращение.
Третье и четвёртое упражнения укрепляют мышцы туловища, спины и живота, увеличивают подвижность позвоночника и улучшают деятельность органов брюшной полости. Эти упражнения требуют работы многих мышц и поэтому после них рекомендуется делать упражнения с небольшой нагрузкой.
Пятое упражнение - для мышц рук и плечевого пояса.
Шестое упражнение - для укрепления боковых мышц туловища и улучшения деятельности органов брюшной полости.
Седьмое упражнение - маховые упражнения для увеличения подвижности в суставах рук и ног.
Восьмое упражнение - прыжки или бег; служит для усиления общего обмена веществ в организме, повышения деятельности органов дыхания и кровообращения.
Девятое упражнение , т. наз. заключительное, служит для успокоения деятельности органов дыхания и кровообращения.
Пользуясь указанной типовой схемой, каждый может составить наиболее приемлемый для себя комплекс зарядки. Для выбора комплекса лучше всего пользоваться указанной в конце статьи литературой или посоветоваться со специалистом (физкультурным врачом). Приводим несколько примеров комплексов.

Комплексы утренней гимнастики для детей
дошкольного возраста (4 - 6 лет).
Комплекс № 1.

Первое упражнение. «Потянись вверх».

Исходное положение - ноги поставить на ширину плеч.
Выполнение: поднять руки вверх - вдох; опустить через стороны вниз - выдох. Повторить упражнение 4-6 раз, темп медленный.

Второе упражнение. «Конькобежец».


Выполнение: наклонить туловище вправо, согнув правую ногу в колене (выдох); принять исходное положение - вдох. То же в другую сторону. Повторить упражнение 4 раза в каждую сторону, темп средний.

Третье упражнение. «Дровосек».

Исходное положение - ноги врозь, руки вверх, кисти соединить.
Выполнение: наклониться вперёд, руки опустить вниз, пропустив их под ноги, - выдох. Выпрямиться, руки поднять вверх - вдох. Повторить упражнение 4-6 раз, темп медленный.

Четвёртое упражнение. «Хлопки спереди и сзади».

Исходное положение - ноги врозь, руки в стороны.
Выполнение: хлопок руками сзади, хлопок руками спереди. Сделать 6 - 8 хлопков. Дыхание равномерное, темп быстрый.

Пятое упражнение. «Тик-так».

Исходное положение - ноги врозь, руки за спину.
Выполнение: наклонить туловище вправо, а затем влево. Проделать 4 - 6 раз в каждую сторону, дыхание равномерное, темп средний.

Шестое упражнение. «3айчик - попрыгунчик».

Исходное положение - руки согнуть в локтях, ладони вперёд.
Выполнение: прыжки на двух ногах. Проделать 12- 16 прыжков и перейти на шаг на месте, дыхание равномерное, темп средний.

Комплекс № 2.

Первое упражнение. «Подними палку».


Выполнение: поднять палку вверх, прогнуться в грудной части - вдох; опустить палку вниз - выдох. Проделать упражнение 4 - 6 раз, темп медленный.

Второе упражнение. «Перешагни палку».

Исходное положение - палка впереди, в опущенных вниз руках.
Выполнение: сгибая попеременно ноги в коленях, перешагнуть палку вперёд и обратно назад. Проделать упражнение 4-6 раз, темп медленный, дыхание равномерное.

Третье упражнение. «Повернись направо, повернись налево».


Выполнение: повернуть туловище направо и затем налево. Проделать упражнение по 4 - 6 раз в каждую сторону, темп средний, дыхание равномерное.

Четвёртое упражнение. «Тик-так».

Исходное положение - ноги врозь, палка за спиной.
Выполнение: наклонить туловище вправо, а затем влево. Проделать упражнение 4 - 6 раз в каждую сторону, темп средний, дыхание равномерное.

Пятое упражнение. «Всё выше и выше, и выше».

Исходное положение - палка впереди, в опущенных вниз руках.
Выполнение: поднять палку вперёд вниз и опустить, затем вперёд и опустить, вперёд вверх - опустить и, наконец, в самый верх и опустить. Проделать весь цикл движений 3 - 4 раза, темп средний, дыхание равномерное.

Шестое упражнение. «Перепрыгни через палку».

Исходное положение - палка лежит впереди на полу, поперёк, на расстоянии 10 - 15 см от ступней занимающегося.
Выполнение: перепрыгнуть толчком двух ног через палку, повернуться кругом и вновь перепрыгнуть. Проделать 4 - 6 прыжков. Закончить упражнение медленной ходьбой. Движения этого комплекса можно проделать и с обручами.
Чтобы ребёнок охотнее выполнял упражнения, их связывают с знакомыми ему образами. Например, чтобы выполнить упражнение «Потянись вверх», надо показать ребёнку, каким он будет большим, когда вырастет. Чтобы ребёнок охотнее выполнял упражнение «Тик-так», можно напомнить ему о маятнике в часах, и т. д. При выполнении упражнений особое внимание надо обращать на дыхание, следить за тем, чтобы ребёнок дышал через нос, не задерживал дыхания. В тех упражнениях, в которых чётко выражены фазы (периоды) дыхания, можно произносить слова, характерные для данного движения, например «ух», «ох» (при наклоне вперёд в упражнении «Дровосек»). Для движений надо широко использовать предметы, с которыми любят играть дети: палки, флажки, обручи, мячи и т. п.

Комплекс утренней гимнастики
для детей младшего школьного возраста
(7 - 10 лет).

Исходное положение - руки на затылок.
Выполнение: подняться на носки, руки вверх - вдох; возвратиться в исходное положение - выдох. Проделать упражнение 5 - 6 раз, темп медленный.


Выполнение: присесть на носках, коснуться пальцами рук пола снаружи - выдох; выпрямиться - вдох. Повторить упражнение 5 - 6 раз, темп средний.

Третье упражнение. «Наклон вперёд вправо (влево) с хлопком под ногами».

Исходное положение - ноги врозь (широко), руки в стороны, ладони вверх.
Выполнение: наклонить туловище вперёд вправо к колену правой ноги и сделать хлопок руками под ногой - выдох; возвратиться в исходное положение - вдох. Проделать упражнение в каждую сторону по 4 - 6 раз, темп средний.

Четвёртое упражнение. «Наклоны туловища вправо и влево».

Исходное положение - руки вверх, пальцы соединить в замок ладонями вверх, ступни ног вместе.
Выполнение: наклонить туловище вправо, а затеи влево. Проделать упражнение в каждую сторону по 4 - 6 раз, дыхание равномерное, темп средний.

Пятое упражнение. «Маховые движения рук».

Исходное положение - ноги врозь, ступни параллельно, кисти сжать в кулаки.
Выполнение: поднять левую руку вверх - правую отвести назад; поменять положение рук. Движение слитное, мягкое, без резких рывков, проделать 6 - 8 раз, дыхание равномерное.

Шестое упражнение. «Прыжки на месте».


Выполнение: сделать 4 прыжка - ноги вместе и 4 - ноги врозь. Повторить каждый цикл движений 4 - 6 раз (16 - 24 прыжка), дыхание равномерное, темп средний. По окончании прыжков перейти на шаг на месте - вначале быстро, а затем медленно.

Седьмое упражнение.

Успокаивающие движения: ходьба на носках с глубоким дыханием.
При проведении этого комплекса упражнений особое внимание следует обратить на правильные исходные положения перед упражнениями и правильную осанку. Нужно также следить за дыханием. После упражнений, вызвавших усиленное и учащённое сердцебиение и дыхание (после прыжков, приседаний), необходимо сделать паузу 30-90 секунд (походить на месте или по комнате). Утренняя гимнастика не должна вызывать у детей утомления.

Комплексы утренней гимнастики для взрослых, имеющих небольшую физическую подготовленность.

Упражнения для мужчин.

Первое упражнение. «Потягивание».

Исходное положение - ноги врозь, ступни параллельно.
Выполнение: поднять руки вверх с подниманием на носки - вдох; опустить руки через стороны вниз, при-пять исходное положение - выдох. Повторить упражнение 4 - 6 раз, темп медленный.

Второе упражнение. «Приседание».

Исходное положение - руки на пояс.
Выполнение: присесть, руки вперёд - выдох; возвратиться в исходное положение - вдох. Повторить упражнение 6 - 8 раз, темп средний.

Третье упражнение. «Наклоны туловища вперёд».

Исходное положение - ноги врозь, ступни параллельно, руки вперёд, кисти сжаты в кулаки.
Выполнение: наклониться вперёд, руки назад, кисти разжать - выдох; возвратиться в исходное положение - вдох. Повторить упражнение 6 - 8 раз, темп средний.

Четвёртое упражнение. «Наклоны туловища в стороны».

Исходное положение - ноги врозь (щироко), руки стороны, ладони вверх.
Выполнение: повернуть туловище направо и, сделав [клон вперёд, коснуться пальцами пятки правой ноги выдох; вернуться в исходное положение - вдох. То же - в другую сторону. Проделать упражнение в каждую сторону 6 - 8 раз, темп средний.

Пятое упражнение. «Круговые движения рук».

Исходное положение - руки вперёд, кисти сжать в кулак.
Выполнение: 4 круговых движения рук вниз, назад, верх, вперёд и 4 движения рук в обратном направлении. Проделать каждый цикл из 4 движений 4 раза, дыхание равномерное, темп средний.

Шестое упражнение. «Упор лёжа».

Исходное положение - основная стойка.
Выполнение: присесть с упором рук на полу впереди ебя, толчком выбросить ноги назад в упор лёжа, возвратиться в упор, присев, и затем выпрямиться. Проделать упражнение 4 - 6 раз, дыхание равномерное, темп медленный.

Седьмое упражнение. «Повороты туловища в стороны».

Исходное положение - ноги врозь на ширину плеч, руки перед грудью.
Выполнение: повернуть туловище направо, разогнуть правую руку в сторону ладонью вверх, смотреть и неё - вдох; возвратиться в исходное положение - выдох. То же в другую сторону. Проделать упражнение в каждую сторону по 4 - 6 раз, темп средний.

Исходное положение - руки на пояс.
Выполнение: 2 прыжка - ноги вместе, 2 - ноги врозь. Проделать 30 - 40 прыжков, дыхание равномерное. После прыжков перейти на спокойную ходьбу.

Упражнения для женщин.

Первое упражнение. «Потягивание».

Исходное положение - руки к плечам.
Выполнение: поднять руки вверх, отставив правую ногу назад на носок, - вдох; приставить ногу, руки к печам - выдох. Повторить упражнение 4 - 6 раз, темп медленный.

Второе упражнение. «Наклон вперёд с приседанием».

Исходное положение - основная стойка.
Выполнение: наклониться вперёд, присесть на одну ногу, другую отставить в сторону, коснуться пальцами ног пола - выдох; возвратиться в исходное положение - вдох. Повторить упражнение 6 - 8 раз, меняя положение ног, темп средний.

Третье упражнение. «Поднимание ноги вперёд».

Исходное положение - руки в стороны ладонями вверх.
Выполнение: поднять правую ногу вперёд до прямого угла и сделать хлопок руками под ней - выдох; вернуться в исходное положение - вдох. То же проделать другой ногой. Повторить движение для каждой ноги по 6 - 8 раз, темп средний.

Четвёртое упражнение. «Упор лёжа сзади».

Исходное положение - сесть на пол и опереться руками о пол сзади.
Выполнение: поднять таз и перейти в упор лёжа сзади - вдох; возвратиться в исходное положение - выдох. Проделать упражнение 6 - 8 раз, темп средний.

Пятое упражнение. «Поднимание ног в положении лёжа».

Исходное положение - лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела.
Выполнение: поднять правую ногу вверх до прямого угла, опустить. То же проделать левой ногой, опустить, поднять и опустить 2 раза обе ноги и затем повторить весь цикл движений сначала. Проделать каждый цикл движений 3 - 4 раза, темп средний, дыхание равномерное.

Шестое упражнение. «Сгибы в руках в упоре стоя».

Исходное положение - встать лицом к стулу на расстоянии большого шага, опереться руками о его спинку.
Выполнение: согнуть руки, коснуться грудью спинки стула, поднять ногу - вдох; возвратиться в исходное положение - выдох. Проделать упражнение 6 - 8 раз, темп средний.

Седьмое упражнение. «Повороты туловища с движением руки».

Исходное положение - ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс.
Выполнение: повернуть туловище направо, правую руку отвести в сторону ладонью вверх, смотреть на неё - вдох; вернуться в исходное положение - выдох; то же упражнение проделать в другую сторону. Повторить упражнение 4 - 6 раз в каждую сторону, темп средний.

Восьмое упражнение. «Прыжки на месте».

Исходное положение - основная стойка.
Выполнение: прыжок на месте ноги врозь, руки в стороны, вторым прыжком принять исходное положение. Сделать 20 - 30 прыжков, дыхание равномерное, темп средний. После прыжков перейти на спокойную ходьбу на месте.

Девятое упражнение.

Заключительное движение - ходьба на носках с глубоким вдохом и выдохом.
При выполнении упражнений этих комплексов нагрузку следует регулировать самостоятельно, в зависимости от самочувствия. Во время первых занятий число повторений каждого упражнения должно быть минимальным, а затем по мере втягивания в занятия - увеличено до указанного в каждом упражнении числа. Между упражнениями надо делать отдых (от 30 до 60 секунд), во время которого хорошо применять ходьбу с глубоким дыханием и расслаблением мышц.

Комплексы утренней гимнастики
для людей старшего и пожилого возраста,
имеющих небольшую физическую подготовленность.

Упражнения для мужчин.

Первое упражнение. «Потягивание».

Исходное положение - руки на пояс.
Выполнение: развести руки в стороны, ладони вверх, подняться на носки - вдох; вернуться в исходное положение - выдох. Проделать упражнение 4 - 6 раз, темп медленный.

Второе упражнение. «Приседание».

Исходное положение - встать на расстоянии шага от стула, держаться за спинку.
Выполнение: присесть, не отрывая рук от спинки стула, - выдох, выпрямиться - вдох. Проделать упражнение 6 - 8 раз, темп медленный.

Третье упражнение. «Повороты туловища с движением рук».

Исходное положение - ноги вместе, руки вверх.
Выполнение: повернуть туловище направо, руки в стороны, ладони вверх, смотреть на ладонь правой руки - вдох; вернуться в исходное положение - выдох. То же проделать в другую сторону. Повторить в каждую сторону по 4 - 6 раз, темп средний.

Четвёртое упражнение. «Упор лежа сзади».

Исходное положение - сесть ноги врозь, упор руками сзади.
Выполнение: поднять таз и перейти в упор лёжа сзади - вдох; сесть - выдох. Проделать 6 - 8 раз, темп медленный.

Пятое упражнение. «Движение ног в положении лёжа на спине».

Исходное положение - лечь на спину, руки вдоль тела.
Выполнение: согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, выпрямить под прямым углом и медленно опустить. Проделать упражнение 5 - 6 раз, дыхание равномерное, темп медленный.

Шестое упражнение. «Сгибы рук в упоре лёжа впереди на стуле».

Исходное положение - упор лёжа, руки впереди на стуле.
Выполнение: согнуть руни в локтях, коснуться грудью стула, голову повернуть направо (налево) - выдох; выпрямить руки - вдох. Проделать упражнение 6 - 8 раз, темп средний.

Седьмое упражнение. «Бег на месте».

Исходное положение - руки согнуть в локтях, кисти рук расслабить.
Выполнение: бег на месте в течение 30 - 40 секунд. После бега перейти на медленную ходьбу на месте. Дыхание равномерное, энергично работать руками, бёдра поднимать выше.

Упражнения для женщин.

Первое упражнение. «Потягивание».

Исходное положение - руки опустить вниз, кисти соединить.
Выполнение: поднять соединённые в кистях руки вверх, повернув ладони вверх, - вдох; разъединить кисти и руки опустить через стороны вниз до исходного положения - выдох. Повторить упражнение 4 - 6 раз, темп медленный.

Второе упражнение. «Приседание».

Исходное положение - встать на расстоянии полу-шага от стула.
Выполнение: присесть, руками опереться о стул - выдох; отталкиваясь руками от стула, выпрямиться - вдох. Повторить упражнение 6 - 8 раз, темп медленный.

Третье упражнение. «Наклоны туловища вперёд и назад».

Исходное положение - поставить прямую ногу на стул, руки вверх.
Выполнение: наклониться вперёд, коснуться руками носка ноги - выдох; выпрямиться с последующим наклоном назад - вдох. Проделать упражнение 6 - 8 раз, темп медленный.

Четвёртое упражнение. «Повороты туловища направо и налево».

Исходное положение - сесть на стул, руки перед грудью, ноги вытянуть вперёд.
Выполнение: повернуть туловище налево, отвести левую руку в сторону вверх - вдох; возвратиться в исходное положение - выдох. То же в другую сторону. Повторить упражнение в каждую сторону по 4 раза, темп медленный.

Пятое упражнение. «Поднимание ног».

Исходное положение - сесть на стул, с опорой на руки сзади.
Выполнение: поднять правую ногу, опустить. То же - левую. Проделать упражнение 8 - 10 раз для каждой ноги, дыхание равномерное, темп средний.

Шестое упражнение. «Сгибы рук в упоре стоя».

Исходное положение - встать на расстоянии большого шага от спинки стула и опереться на неё руками.
Выполнение: согнуть руки в локтях, коснуться грудью спинки стула, повернуть голову направо (налево) - вдох; возвратиться в исходное положение - выдох. Повторить упражнение 6 - 8 раз, темп медленный.

Седьмое упражнение. «Ходьба на месте».

Исходное положение - основная стойка, руки согнуть в локтях.
Выполнение: ходьба на месте (45 - 60 секунд) с высоким подниманием колен и энергичной работой рук. Темп средний, дыхание равномерное.
Особое внимание при проведении этих комплексов следует обращать на темп выполнения упражнений. На первых занятиях он должен быть медленным и только по мере втягивания организма в работу доведён до среднего и даже быстрого, если это, конечно, обусловливается характером упражнения. После наиболее интенсивных упражнений, в данном случае у мужчин после 2-го и 6-го, а у женщин после 2-го, 3-го и 6-го, надо делать короткие перерывы от 30 до 60 секунд, которые лучше заполнить активными формами отдыха - ходьбой с глубоким дыханием. Следить за правильностью дыхания, не задерживать его, избегать натуживания. При выполнении всех упражнений избегать резких движений, они должны выполняться мягко, по возможности точно, в соответствии с описанием.


Лит .: Гугин А. А. , Утренняя гимнастика школьника, М., 1954; Серый Н. , Гимнастика для всех, М., 1955; Журавлев Е. П. и Янанис С. В. , Ежедневная гимнастика для мужчин, 5 изд., М., 1956; их же, Ежедневная гимнастика для женщин, 5 изд., М., 1956; Мачинский В. И. , Физическая культура в режиме дня, М., 1956; Физическая культура в пожилом возрасте, под общ. ред. Саркисова-Серазини И. М., М., 1956.

Утренняя гимнастика в средней группе (по ФГОСу)

Автор: Гребенюк Светлана Владимировна, воспитатель
Место работы: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Мастерок", г. Абакан

Описание материала: предлагаю Вам сценарий утренней гимнастики . Долго думала как совместить зарядку с требованиями ФГОС. И у меня получилась: "основная структура" и "сменное наполнение" (ребята уже знали много движений и песен-зарядок Е. Железновой и других авторов)
Участники: дети, воспитатель, музыкальный руководитель.
Оборудование: флажок, коробка с изображением героев песни.

Конспект утренней гимнастики в средней группе "Веселые ребята".

Цель: создание условий для оздоровления организма посредством выполнения комплекса физических упражнений.
Задачи:
Образовательные:
-создать условия для формирования основных двигательных умений и навыков;
- обеспечить условия для формирования устойчивого интереса к утренней гимнастике;
- создать условия для формирования готовности детей к совместной деятельности;
-способствовать развитию самостоятельности и инициативы;

Развивающие:
-способствовать развитию у детей координации сенсорных систем;
- создать условия для побуждения детей к речевой активности;
- способствовать развитию у детей двигательной, слуховой, долговременной памяти;
- создать условия для развития распределения и переключения внимания;
- способствовать развитию навыков взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга;
- воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности;
- создать условия для радостного настроения, дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день;

Ход утренней гимнастики.

1. Дети входят под ритм марша, образуют круг и останавливаются.
2. В: Ребята! Мне нужны 4 помощника. Как мы их выберем?
Возможные ответы детей: с помощью считалочек или жребия (набор геометрических фигур двух цветов).
Считалочки:
Барашек на лугу гулял,
Барашек рожки потерял.
Шел стороной голодный волк,
Барашка он зубами щелк!
Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека в реку руку.
Рак за руку Грека - цап.
Шла собака
Через мост
Четыре лапы
Пятый хвост.
Два пожарника бежали,
И на кнопочку нажали,
- Дзинь!
Воспитатель совместно с детьми выбирает четырёх человек (они образуют маленький круг внутри большого). Одному из детей воспитатель даёт флажок.
3. Каждый помощник предлагает выполнить движения по кругу (сигналом очередности служит музыкальный аккорд и передача флажка следующему). Помощники тоже выполняют движения в своём круге.
Возможные движения: "Лисичка", "Цапля", "Гуси", "Пчелки", ходьба на носочках, приставным шагом, прыжки на двух ногах, прыжки с подскоком и т. п..
4. Воспитатель забирает флажок и все ребята бегают по кругу (с поворотом в другую сторону) под весёлую музыку.
5. В: А теперь посмотрим какая песенка сегодня спряталась в нашу коробку.
Воспитатель достает из коробки маски и одевает их на помощников. Ребята отгадывают название: "Зайцы встали по порядку...".
Все поют песенку под музыку


и выполняют соответствующие движения (когда наступает очередь персонажа ребенок выходит в середину круга).
1 куплет
Зайцы встали по-порядку
Зайцы делают зарядку,(рывки руками)
Кошка тоже не ленись-
На зарядку становись.(руки к плечам и вверх, повторяем под ритм)
Припев:(повторить 2 раза)
Прыг-скок, руки вверх
Прыг-скок, руки вниз (прыжки с хлопками над головой)
А теперь давай, дружок, подтянись, тянись - тянись.(тянутся на носочках, руки вверх)
2 куплет
Рядом ежик травку топчет,
Заниматься с нами хочет.(приседания, руки вперёд)
Будем с ежиком шагать,
Выше ноги поднимать.(махи ногами к вытянутым вперёд рукам)
Припев:(повторить 2 раза)
Топ-топ, шаг вперед,(шагают вперёд)
Топ-топ, шаг назад. (шагают назад)
А теперь в ладошки хлопай
Ножки встали и стоят.(хлопки и полуприсед)
3 куплет
Лягушата на кувшинке
Дружно выпрямили спинки,(руки согнуты в локтях, пальцы растопыренны и качаются влево-вправо)
Ставят лапки на бока
И качаются слегка.(стоят, руки на поясе)
Припев:(повторить 2 раза)
Кач-кач, вправо, влево,
Кач-кач, влево, вправо.(наклоны в сторону)
Вот такая лягушачья (тянутся на носочках вверх)
И зарядка, и забава. (наклоны вперёд)
6. Ходьба по кругу и выход из зала под музыку.







Конспект образовательной деятельности ОО "Физическая культура" для средней группы

Садкова Инна Львовна
Статья «Значение утренней гимнастики в детском саду»

«Значение утренней гимнастики в детском саду »

Утренняя гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. При постоянных занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в

гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических

упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем , повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.

Помимо оздоровительного значения , утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение . Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят , совершенно

особенные, задачи, а именно :

- «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад,

Разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему,

Активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций

организма,

Стимулировать работу внутренних органов и органов чувств,

Способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки,

Предупреждать возникновение плоскостопия.

В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной , разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива , переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.

В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики . Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и

предупреждения плоскостопия.

Дети в дошкольном возрасте имеют невероятно высокую двигательную активность. Они находятся в решающей фазе роста и созревания, во время которых происходят сильные изменения в системе мышц, скелета и нервов. Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения. Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника.

Во время выполнения утренней гимнастики у ребёнка учащается

дыхание, розовеет лицо, он может немного вспотеть. Всё это совершенно естественные признаки легкого возбуждения и утомления при активной мышечной деятельности. Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из

натуральных, лёгких материалов, на ногах - удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.

Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложное для ребёнка, он не может хорошо его выполнить.

Новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. Комплекс утренней гимнастики меняется каждые 2 недели. Если комплекс хорошо знаком ребёнку, то можно выполнять его под музыку. Нужно также приучать ребёнка двигаться в заданном направлении, останавливаться в указанном месте, например, давать задания пройти «змейкой» , по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение на повороте. При этом хорошо использовать ковёр или зрительные ориентиры - кубик, длинную верёвку, стулья, кегли и т. д.

повороты направо, налево, кругом.

Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие

упражнения не утомительны, так как при их выполнении одни мышцы

включаются в работу, а другие отдыхают.

Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц

плечевого пояса и рук.

Эти упражнения :

Способствуют выпрямлению позвоночника;

Укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру;

Формируют правильную осанку.

Вторая группа упражнений предназначается для повышения

гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.

При выполнении этих упражнений нужно чётко соблюдать правильное

исходное положение : если ребёнок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны) . Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.

Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы.

При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться

держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени.

Утренняя гимнастика может включать следующие

упражнения :

1. Поднимаемся на носочках, одновременно поднимая руки наверх сначала впереди себя, затем в разные стороны, опускаем вниз.

Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого

пояса, вытягивает позвоночник.

2. Наклоны туловища назад, вперёд.

Общеукрепляющее упражнение для мышц туловища, живота и спины.

Улучшает работу органов брюшной полости, развивает эластичность

позвоночника.

3. Наклоны туловища в стороны (вправо-влево) .

Укрепляются боковые мышцы туловища.

4. Приседаем, вытягивая руки вперёд.

Укрепляются мышцы ног, улучшается подвижность суставов.

5. Различные маховые движения руками и ногами.

Увеличивается эластичность и подвижность суставов.

6. Прыжки и бег на месте или по залу (площадке) .

Улучшается кровообращение, дыхание и усиливается обмен веществ в

организме.

7. Ходьба на месте и поднимание рук в разные стороны.

Успокаивает сердцебиение и дыхание.

Значение утренней гимнастики можно описать тремя словами –

бодрость с самого утра. Зарядка помогает пробудиться и организовано начать день, усиливает деятельность всех систем организма. У детей, которые регулярно занимаются утренней гимнастикой в детском саду , быстро пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и бега. Затем выполняются

упражнения для всех групп мышц (плечевого и рук, брюшного, спинного и ног) . В заключительную часть включается ходьба, бег и спокойная ходьба.

Закончить утреннюю гимнастику следует обязательно ходьбой, чтоб

восстановить все системы организма.

Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение , устраняет заторможенность физиологических процессов, создает у детей жизнерадостное настроение, благоприятно влияет на нервно-психическую деятельность, доставляет им большое удовольствие и обеспечивает бодрое настроение.

В результате проведённых новейших исследований "подвижные” дети

легче и лучше учатся, имеют лучшие социальные отношения и мало

конфликтов. Такие дети являются также более уравновешенными. Таким

образом, утренняя зарядка и всякого рода гимнастика должна стать

неотъемлемой частью жизни, как детей, так и всего общества в целом.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Белоснежка» город Мирный Архангельской области

(МКДОУ № 3)

Конспекты утренней гимнастики

Шатолина

Татьяна Юрьевна

воспитатель высшей кв. к.

г. Мирный

Конспект утренней гимнастики

в старшей группе

Цель и задачи:

Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

Создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный лад.

Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям.

Развивать все группы мышц, координацию движений, силу и выносливость.

Место проведения: физкультурный зал.

Вводная часть

Ходьба в колонне по одному

Ходьба на носках

Лёгкий бег

Ходьба с высоким подниманием колена

Бег в быстром темпе, «змейкой»,

Ходьба

2мин 30сек

Ср. темп

20 сек.

Медл. темп

20 сек

Ср темп

30 сек

Ср. темп

30 сек

Быстр. темп

30 сек.

20 сек

Медл. темп

Каждый день, что мы встречаем,

Мы с зарядки начинаем!

Равняйсь, смирно!

Направо раз – два.

Шагом марш!

Встали на носки, прямые руки вверху. Приготовились к бегу.

Бег в колонне.

Контроль за дыханием, за осанкой, за темпом

Шагом марш. Идём высоко поднимая колено. Спину держим прямо.

Приготовились к бегу. Бег в быстром темпе. Бег змейкой.

Приготовились к ходьбе. Шагом марш. Восстанавливаем дыхание. Готовимся к перестроению в три колонны, начиная с направляющего тройками марш.

Основная часть

1). Рывки руками.

И.п.: о.с., руки согнуты перед грудью.

1-3 рывки руками в стороны;

4- И.п.

Повторить 6-7 раз.

2). Повороты вправо – влево.

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1- поворот вправо (влево);

2- И.п.

3). Мост

И.п.: лежа на спине, ноги согнуты, ступни на полу, руки вдоль туловища.

3- 4 И.п.

Повторить 5 раз.

4). Наклоны вправо – влево.

И.п.: стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе.

1- Наклон вправо (влево);

2- И.п.

Повторить по 4 раза.

5).Прямые ножницы.

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе.

6). Прыжки на одной ноге вокруг себя.

И.п.: о.с., руки вдоль туловища. Прыжки на одной ноге вокруг себя сначала в одну, затем в другую сторону на другой ноге (по 3 раза в каждую сторону) в чередовании с ходьбой.

7 мин

Средний темп

Средний темп

Медленно

Средний темп

Средний темп

Средний темп

Подравнялись в колоннах за направляющими.

Первое упражнение Рывки руками. Приняли исходное положение. Руки перед грудью, начали. Раз, два, три, четыре.

Следующее упражнение Повороты вправо – влево. Приняли И.П. Начали в правую сторону, раз, два, три, четыре.

Следующе упражнение Мост. Легли на спину, руки вдоль тела, ноги согнуты в коленях. Ступни крепко стоят на полу. На раз – два упёрлись ногами в пол, подняли таз, на три – четыре вернулись в И.П.

Переходим к следующему упражнению. Наклоны вправо – влево. Приняли И.П. Приготовились, начали, раз – наклон вправо, два в И.П., три – влево, четыре в И.П.

Легли на пол, на спину. Упражнение Прямые ножницы. На раз. Два, три, четыре попеременное понимание прямых ног. Начали. Ноги не сгибаем, руки держим вдоль тела на полу.

Прыжки на одной ноге вокруг себя, затем меняем направление и ногу. Приготовились. Начали. вправо, влево. Спину держим, рот не открываем. Стой, раз –два. На месте шагом марш! Стой раз – два. Прыжки, начали, вправо, влево, меняем ногу.

Заключительная часть

Построение в одну колонну, ходьба по залу, восстановление дыхания.

30 сек. Средний темп

Дыхательное упражнение Каша. Вдох, выдох пых, пых, пых.

Направо, сомкнись, за направляющим в колонне по одному по залу шагом марш!

Каждый день зарядку делай

Будешь сильным, будешь смелым!

Вторая младшая группа. Комплекс «Елка-елочка». 5 – 6 минут

1 часть. Чередование ходьбы и бега врассыпную, построение друг за другом.

Елка, елочка,

Зеленые иголочки,

Золотые шарики,

Яркие фонарики.

Дед Мороз под Новый год

Нам подарки принесет.

Дружно к елочке пойдем,

Свои подарочки найдем.

2 часть ОРУ в кругу.

1). «Колючие иголочки»

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, пошевелить пальцами, сказать «колючие». Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.

2). «Здоровается с нами елочка, машет лапами с иголочками»

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Круговые махи руками. После 3 - 4 движений отдых. Приучать к большой амплитуде движений. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.

3). «Мы очень любим елочку» - И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вперед полукругом. Вернуться в и. п. Ноги не сгибать, при наклоне смотреть вперед. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.

4). «Спрячемся под елочкой»

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, опустить голову, руками обхватить колени, сказать «спрятались». Вернуться и. п., хорошо выпрямиться. Упражнение выполнять в умеренном темпе. Повторить 5-6 раз.

5). «Радуемся ёлочке»

И.п.: о.с. Прыжки на двух ногах вместе. 8 прыжков в чередовании с ходьбой на месте (1 – 8) повторить 2 раза.

3 часть. Спокойная ходьба.

Комплекс утренней гимнастики в средней группе (с флажками).

6 – 8 минут.

1-я часть. Ходьба, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, бег врассыпную и притопы на месте. Ходьба в колонне по одному, взять флажки и перестроиться в 2 колонны за направляющим по ориентирам.

2-я часть. ОРУ

1). И.п.: о.с., флажки внизу.

1- флажки вперед,

2- И.п.

Повторить 5-6 раз.

2). И.п.: ноги слегка расставлены, флажки внизу.

1 – Наклон вперёд. Флажки на вытянутых руках перед собой.

2 – в И.п. повторить 5 – 6 раз.

3). И.п.: о.с., флажки внизу.

1- присесть, флажки вперед;

2- И.п. Повторить 5-6 раз.

4). И.п. – лёжа на спине. Флажки вдоль тела.

1 – 2 – Поднять прямые ноги вверх и одновременно флажки вверх.

4-4 в И.п. Повторить 5-6 раз.

5). И.п.: сидя на полу, ноги врозь, флажки у груди.

1- наклон вперед, коснуться палочками носков;

2- И.п. Повторить 5-6 раз.

6). И.п.: о.с., флажки внизу.

Прыжки ноги врозь, флажки в стороны, ноги вместе, флажки опустить.

Повторить 3 раза по 8 прыжков в чередовании с ходьбой на месте.

3 часть.

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе (без предметов).

8 – 10 минут

1-я часть. Чередование ходьбы на носках и пятках с бегом с ускорением и замедлением темпа. Ходьба. Построение в 3 колонны.

2-я часть. ОРУ

1). И.п.: о.с., руки согнуты перед грудью.

1-3 рывки руками в стороны;

4- И.п.

Повторить 6-7 раз.

2). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1- поворот вправо (влево);

2- И.п.

Повторить по 3 раза в каждую сторону.

3).И.п.: стоя, ноги на ширине ступни, руки вдоль тела.

1- Наклон вправо (влево);

2- И.п.

Повторить по 4 раза.

4).И.п.: лежа на спине, ноги согнуты, ступни на полу, руки вдоль туловища.

1- 2 Поднять таз, прогнуться;

3- 4 И.п.

Повторить 5 раз.

5).И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе.

1-4 Попеременное поднимание прямых ног; сделать паузу. Повторить 3 раза.

6). И.п.: сидя на полу, ноги врозь, руки на поясе.

1- руки в стороны;

2- наклон к правой (левой) ноге, коснуться руками носков ног;

3- выпрямиться, руки в стороны;

4- И.п.

Повторить по 3 раза.

7). И.п.: о.с., руки вдоль туловища. Прыжки на одной ноге вокруг себя сначала в одну, затем в другую сторону на другой ноге (по 3 раза в каждую сторону) в чередовании с ходьбой.

3 часть.

Спокойная ходьба. Упражнение на дыхание.

Комплекс утренней гимнастики в подготовительной группе (без предметов). 10 – 12 минут.

1 часть. Ходьба в колонне по одному в чередовании с бегом «змейкой». Ходьба на носках, руки вверх; на наружных сводах стоп, руки на поясе. Легкий бег. Ходьба и построение в 3 колонны.

2 часть. ОРУ

1). «Хлопок».

1- руки через стороны вверх, хлопок;

2- в И.п.

Повторить 8 раз.

2). «Наклоны».

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спину.

1- наклон вперед, не сгибая ноги, руки вперед;

2- в и.п.

Повторить 8 раз.

3). «Пружинки».

И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу.

1- слегка присесть с поворотом туловища вправо (влево), руки на пояс;

2- и.п.

Повторить 6 раз в каждую сторону.

4). «Лодочка».

И.п.: лежа на животе, кулаки под подбородком.

1- 3- поднять голову, руки вперед- вверх, прогнуться;

2- в и.п. Повторить 6 раз.

5). «Хлопок под коленом».

И.п.: лежа на спине, руки за головой.

Выполнить по 5 хлопков под каждой ногой.

6). «Дотянись до пятки».

И.п.: стоя на коленях, руки в стороны.

1-прогнуться, дотянуться до пятки;

4- и.п. Повторить по 5 раз в каждую сторону.

7) Прыжки «Кузнечик».

И.п.: стоя, одна нога впереди, другая сзади, руки на поясе.

20 прыжков на месте в чередовании с ходьбой.

3 часть. Перестроение в колонну по одному. Ходьба друг за другом. Легкий бег. Ходьба.

Список использованных источников

    Осокина Г И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение. 1987. – 304 с.

    Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания детей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: издательский центр «Академия» 2002 – 368 с. Сайт: wholesport . ru



  • Разделы сайта