Требования к комплексу утренней гимнастики. Гигиенические требования к организации занятий утренней гимнастикой. Варианты проведения утренней гимнастики

Консультация для воспитателей

на тему:

«Основные требования

к организации и проведению

утренних зарядок»

I. Значение утренней зарядки для дошкольников

Основная задача утренней зарядки - перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы - дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности.

Утренняя зарядка создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешенны, лица их довольны и радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплини-рованности, выдержки.

Значение утренней гимнастики, прежде всего, определяется повышением жизнедеятельности всего организма . Работа мышечной системы активизирует сердечно-сосудистую, дыхательную системы, растормаживает нервную систему, способствует формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждает возникновение плоскостопия, создает условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма. Диктантный способ подачи заданий оживляет восприятие и внимание детей. Утренняя зарядка ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности.

К организации, а также проведению утренней зарядки существу-ет ряд определенных требований:

  1. Гигиенические : выполнять утреннюю гимнастику следует в предварительно проветренной комнате или на открытом воздухе. В теплое время года зарядка проводится на открытом воздухе. Если в комплекс гимнастики включены упражнения, выполняемые на полу, необходимо использовать гимнастический коврик.
  2. Педагогические : упражнения утренней гимнастики необходимо выполнять в определённой последовательности: в начале выполняются упражнения на потягивание, затем следует спокойная ходьба, переходящая в медленный бег. Ходьба и бег увеличивает частоту и глубину дыхания, улучшает кровообращение. Далее следуют дыхательные упражнения. Затем поочерёдно делают упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища и ног. Дозировка нагрузки во время утренней гимнастики должна быть такой, чтобы дети испытывали чувство бодрости, а не усталости. В конце зарядки можно использовать специальные дыхательные упражнения с медленным продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на одном двух вдохах или игровые упражнения («Каша сварилась», «Снежинки» и др.). Гимнастика может быть проведена в виде игр и игровых упражнений (например, в дни праздников или утренников).
  3. Организационные : для проведения утренней гимнастики необходимо предварительно разобрать комплексы физических упражнений, определить последовательность выполнения, дозировку и предварительно опробовать их. Предпочтение отдаётся динамическим упражнениям. Статические и натуживающие усилия нежелательны. Число упражнений комплекса обычно колеблется от 8 до 12, каждое из них повторяется 10 -12 раз и более. Комплекс утренней зарядки включает в себя три группы упражнений: 1) направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук; 2) на повышение гибкости позвоночника и укрепление мышц спины; 3) на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы.
  4. Требования к одежде : одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких, гигроскопичных материалов, на ногах - удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком. В приложении 19 СанПин 2.4.1.2660-10 приведена таблица рекомендованной одежды для занятий физкультурой на открытом воздухе.
  5. Музыкальное сопровождение : утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением в детском саду следует начинать со второй младшей группы (именно в это время формируются музыкально-ритмические умения и навыки). Так как слуховое внимание неустойчиво, музыкальное сопровождение дается к отдельным упражнениям с использованием игровых образов (например, «воробышки прыгают»). Дети средней группы (4-5 лет) чувствуют ритм, силу звучания, поэтому музыка сопровождает каждое упражнение. Дети старшей и подготовительной группы достаточно развиты, способны к творчеству и выполнению движений под музыку разного характера. Музыкальные произведения должны соответствовать характеру движений определенного упражнения: ходьба, бег сочетаются с бодрой, энергичной музыкой; поскоки, подпрыгивания - с музыкой плясового характера; плавные движения, наклоны – с музыкой спокойного характера.

II. Основные требования к организации и проведению

утренних зарядок в младшей группе

В первой младшей группе впервые вводится в режим дня утренняя гимнастика. Ее проводят ежедневно со всеми детьми одновременно, продолжительность 4-5 минут. Поскольку на 3 году жизни многие дети не могут сразу включаться в организованную воспитателем деятельность и отстают во времени при выполнении заданий, к ним требуется очень тонкий и дифференцированный подход. Не следует настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике, не беда, если кто-то из детей не сразу начнет выполнять упражнение. Важно, чтобы это было сделано ребенком добровольно и по его собственному желанию.

Содержание утренней зарядки составляют 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег. Начинается она с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом и построением. Наиболее удобно на этом возрастном этапе построение в круг. Вводную и заключительную ходьбу дети могут выполнять подгруппами в определенном направлении, врассыпную или же друг за другом. Ходьбу следует проводить в спокойном и неторопливом темпе. Бег должен спокойным и легким: 20-30 секунд первая половина года и 40 секунд вторая половина.

Построившись, дети приступают к выполнению упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук (типа потягивая и дыхательных), ног, спины, живота и всего туловища. ОРУ воспитатель подбирает из числа рекомендованных для занятий, они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Заканчивают утреннюю гимнастику спокойной ходьбой на месте или с продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма. Каждые 2 недели новый комплекс упражнений. Как только дети освоят упражнение, вводится хороший энергичный темп. Целесообразно время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению комплекса или брать их за основу для составления комплекса из упражнений с предметами.

Показ упражнения воспитатель сопровождает пояснениями, обращает внимание детей на главное звено и направление движения (вытянули руки вперед – показали ладошки). Следит, чтобы ребенок по возможности занимал необходимое исходное положение.

Игровая форма гимнастики вызывает у детей желание участвовать в ней.

III. Основные требования к организации и проведению

утренних зарядок в средней группе

Организация утренней гимнастики на 4 году жизни близка к организации ее в первой младшей группе. Если в начале года можно допустить, чтобы кто-то из младших или вновь поступивших детей, не принимал участие в утренней зарядке, то уже через 1,5-2 месяца заниматься должны все. Нужно постепенно приучать детей включаться в двигательную деятельность без лишних напоминаний воспитателя. Продолжительность 5-6 минут, 4-5 отводятся на ОРУ.

В начале утренней зарядки дается кратковременная ходьба разными способами. Бег в начале года 30-40 секунд, вторая половина 50-60 секунд. Последовательность упражнений постоянна: сначала для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Широко распространены исходные положения: стоя, лежа, лежа на спине, животе, сидя. ОРУ повторяются 5-6 раз.

Воспитатель должен помнить, что на утренней гимнастике не происходит разучивание упражнений, важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз. Именно поэтому, важно обеспечивать высокую моторную плотность, проводить ее практически без пауз, не тратя время на подробное объяснение.

Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель следит за тем, чтобы оно выполнялось указанным способом (наклоняться вперед, не сгибая ноги в коленях; не только поднять мяч над головой, но и посмотреть на него).

Утренняя гимнастика в средней группе длится 6-8 минут. Включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте, 4-5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Педагог постепенно приучает детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе. Исключения составляют некоторые упражнения, требующие проявления силы и координации движений (прокатить мяч вокруг себя). Во время выполнения упражнений педагог более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений.

Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики.

IV. Основные требования к организации и проведению

утренних зарядок в старшей группе

В старшей группе утренняя гимнастика становится привычной. При подготовке к ней дети, оказывают большую помощь воспитателю: готовят необходимый инвентарь. Педагог следит за тем, чтобы дети быстро переодевались, не задерживали друг друга разговорами. Утренняя гимнастика со старшими дошкольниками проводится в физкультурном и (или) музыкальном залах 8-10 минут.

Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными, проводится в разных построениях. Утренняя гимнастика содержит 5-6 ОРУ, в разных исходных положениях, с предметами и без.

В старшей группе важной задачей является воспитание у детей ответственного отношения к утренней гимнастике.

Воспитатель добивается точности положения тела, четкого соблюдения направлений движений, умения выполнять упражнения в соответствии со счетом или с темпом музыкального сопровождения. Качество выполнения ОРУ достаточно высоко. Пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющими данными движениями. Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их и без сопровождающего образца воспитателя. Это дает педагогу возможность ходить между рядами, оказывать индивидуальную помощь.

На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании. Ежедневное участие детей помогает воспитывать у них привычку к систематическому выполнению.

V. Основные требования к организации и проведению

утренних зарядок в подготовительной группе

Продолжительность утренней гимнастики в подготовительной группе 10-12 минут. Комплексы существенно не отличаются от комплексов старшей группы. Количество повторений ОРУ 6-8 раз. Широко применяются упражнения с разнообразным инвентарем, оборудованием. Каждый комплекс повторяется в течение 2 недель.

Детей приучают проявлять высокую самостоятельность в выполнении упражнений. От ребенка 7 года следует требовать хорошего качества движений, он должен занимать четкие исходные и промежуточные положения, сохранять заданные позы, совершать движения с определенным напряжением. Все это благоприятно для укрепления разных мышечных групп, формирования осанки.

Используемая литература :

  1. Голицина, Н.С., Бухарова, Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2006.
  2. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Сочеванова, Е.А. Комплексы утренней гимнастики для детей 3 – 4 лет: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  4. Харченко, Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3 – 5 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  5. Останко, Л. В. Развивающая гимнастика для дошкольников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
  6. Шорыгина, Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. Куприянов, Н. Как делать физкультурную зарядку. – М. – Л.: Детгиз, 1952.

Требования к организации физического воспитания дошкольников.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.4.1.1249-03

На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295), постановляю:

1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 года, с 20 июня 2003 года.

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Утверждаю

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации,

Первый заместитель

Министра здравоохранения

Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

2.4.1. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.1.1249-03

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗВОСПИТАНИЯ В ДОУ (ВЫПИСКА ИЗ СанПиНов)

2.13. Требования к организации физического воспитания

2.13.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

2.13.2. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.

Организованные формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.п.

Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5 - 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 - 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ.

Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок (приложения 1, 2, 18).

2.13.3. Физическое воспитание детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики. Врач назначает комплексы строго индивидуально с учетом возраста ребенка, его состояния здоровья, физического и нервно-психического развития.

Врачебные назначения обязательно фиксируют в медицинской карте ребенка.

Занятия с детьми первого года жизни проводят с каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее чем через 45 минут после еды.

Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6 - 10 минут.

Начиная с 9 месяцев, помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2 - 3 ребенка).

Для индивидуальных занятий используют стол высотой - 72 - 75 см, шириной - 80 см, длиной - 90 - 100 см, покрытый тонким слоем ваты, обшитой клеенкой; стол сверху накрывается пеленкой, которая меняется после каждого ребенка.

При необходимости стол может быть заменен деревянным или фанерным щитом, помещенным поперек детской кроватки на поднятых закрепленных боковых стенках.

2.13.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2 - 3 раза в неделю. Занятия с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.

Таблица 2.13.1

Наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность в зависимости от возраста детей

2.13.5. Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:

В младшей группе - 15 мин.,

В средней группе - 20 мин.,

В старшей группе - 25 мин.,

В подготовительной группе - 30 мин.

Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 - 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Занятия на открытом воздухе организуют с учетом местных климатических особенностей. В средней полосе занятия проводят при температуре воздухе до -15 °С в безветренную погоду.

В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой проводят на открытом воздухе.

2.13.6. Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей.

Моторная плотность занятия в зале (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения, к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять не менее 70%; на воздухе - не менее 80%.

Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень ЧСС у детей 3 - 4 лет составляет - 130 - 140 уд./мин., на воздухе - 140 - 160 уд./мин.; у детей 5 - 7 лет - в зале 140 - 150 уд./мин.; на воздухе - 150 - 160 уд./мин.

2.13.7. Оценка эффективности физического воспитания осуществляется на основе динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни.

Тестирование физической подготовленности дошкольников проводит воспитатель по физической культуре в начале учебного года (сентябрь - октябрь) и в конце его (апрель - май) и контролирует методист (старший воспитатель) ДОУ. Оценку уровня физической подготовленности медицинская сестра вносит в "Медицинскую карту".

Разрешение на проведение тестирования физической подготовленности детей дает медперсонал ДОУ.

2.13.8. Закаливание детей включает систему мероприятий:

Элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

Специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

2.13.9. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.

2.13.10. Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой ячейке необходимо иметь в наличии:

Маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 шт.);

Ковш на 0,5 л воды для контрастных обливаний;

Кувшины или лейки на 2 - 2,5 л воды для общих обливаний;

Таз полиэтиленовый, глубокий с двумя ручками для местного закаливания (топтания в тазу);

Индивидуальные маркированные полотенца;

Деревянные мостики;

Махровые рукавички для сухого и влажного обтирания (после каждого обтирания рукавички кипятят, высушивают и хранят в закрытой таре);

Простыни, покрывала - для массажных ковриков.

2.13.11. Для организации плавания детей в бассейне необходимо предусмотреть рациональный набор оборудования и инвентаря (приложение 20).

2.13.12. В холодный период года занятия в бассейне предпочтительно проводить после прогулки. При проведении занятий в бассейне перед прогулкой для предупреждения переохлаждения детей необходимо предусмотреть промежуток времени между ними не менее 50 минут.

Температура воды в бассейне - +30 град. +/- 1 °С, температура воздуха в зале с ванной - +29 град. +/- 1 °С, в раздевалке с душевой +25 - +26 °С.

Перед началом и после занятий в бассейне организуют мытье детей под душем.

Для профилактики переохлаждения детей занятия в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой (холодный душ, проплывание под холодной струей, топтание в ванночке с холодной водой).

2.13.13. Продолжительность занятия в бассейне в зависимости от возраста детей составляет:

В младшей группе - 15 - 20 мин.,

В средней " - 20 - 25 мин.,

В старшей " - 25 - 30 мин.,

В подготовительной - 25 - 30 мин.

2.13.14. При использовании сауны с целью закаливания и оздоровления детей необходимо соблюдать следующие требования:

Площадь термокамеры должна быть не менее 9,0 м 2 ;

В термокамере следует поддерживать температуру воздуха в пределах 60 - 70 °С, при относительной влажности - 15 - 20%;

Во время проведения процедур необходимо избегать прямого воздействия теплового потока от калорифера на детей;

Калориферы устанавливают в специальном углублении и обязательно используют деревянные загородки для частичного ограждения теплового потока;

При размещении термокамеры в помещении бассейна необходимо предусмотреть тамбур площадью не менее 6 м 2 , чтобы исключить влияние влажного режима бассейна на температурно-влажностный режим термокамеры;

Продолжительность первого посещения ребенком сауны не должна превышать более 3 мин.;

После пребывания в сауне ребенку следует обеспечить отдых в специальной комнате и питье (чай, соки, минеральная вода).

Присутствие медицинского персонала при проведении занятий в бассейне и при приеме детьми процедур в сауне обязательно.

2.13.15. Дети могут посещать бассейн и сауну только при наличии разрешения врача-педиатра.

2.13.16. Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических мероприятий.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности, а во время прогулок за территорию ДОУ - 35 - 40%.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

2.13.17. Вся работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществляется воспитателем по физкультуре и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников, методиста (старшего воспитателя) и заведующей ДОУ.

2.13.18. Медицинский и педагогический контроль за организацией физического воспитания дошкольников включает:

Динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей, физической подготовленностью, функциональными возможностями детского организма;

Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения различных форм занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка, контроль за осуществлением системы закаливания;

Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудования, одежды и обуви детей;

Гигиеническое обучение и воспитание по вопросам физического воспитания дошкольников, формирование мотивации к регулярным занятиям физкультурой;

Профилактику травматизма.

1 . Возрождение современных Олимпийских игр связано с именем

выдающегося французского общественного деятеля, педагога Пьера де

Кубертена (1863-1937). Занимаясь вопросами развития образования, Пьер

де Кубертен увлекся изучением различных систем физического воспитания,

что и навело его на мысль о возрождении Олимпийских игр. В это время в

Европе и Америке складывались благоприятные условия для развития

спорта. Так, например, в Англии организуется первое национальное

объединение - футбольная лига, а несколько позже образуется

Европейская ассоциация гимнастики. В США создается любительский

легкоатлетический союз. Учитывая широкое развитие международного

спорта, Пьер де Кубертен вместе с единомышленниками, среди которых был

и известный российский военный педагог А.Д. Бутовский, организовал в

1894 г. Конгресс возрождения Олимпийских игр, на котором был избран

состав Международного олимпийского комитета (МОК) и принята

Олимпийская хартия - сборник уставных документов по вопросам

олимпийского движения. МОК рассмотрел вопрос об организации первых

Олимпийских игр современности и принял решение об их проведении в 1896

г. В столице Греции Афинах.

В Олимпийской хартии, основные положения которой разработал Пьер де

Кубертен, были определены цели и задачи Международного и национальных

олимпийских комитетов, структура и основополагающие принципы

олимпийского движения. Эти принципы отражали: содействие развитию

физических и моральных качеств, которые являются основой любительского

спорта; интернациональный характер Олимпийских игр и добровольное

участие в них спортсменов-любителей, содействие дружбе и

взаимопониманию между народами; развитие спортивных связей и обмен

мнениями с целью укрепления мира во всем мире; уничтожение

дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам.

В 1894 г. Пьер де Кубертен был избран генеральным секретарем МОК, а в

1896-1925 гг. (кроме 1916-1918 гг.) являлся его президентом. Он

непосредственно участвовал в подготовке и проведении Олимпийских игр

эмблемы, текста клятвы участников Олимпийских игр. Ему принадлежит ряд

литературно-публицистических и научных трудов по истории, педагогике и

практике физического воспитания. За «Оду спорту», представленную под

псевдонимом на конкурс искусств во время Олимпийских игр 1912 г., он был

удостоен золотой медали. В последние годы жизни Пьер де Кубертен

считался почетным президентом МОК. В1937 г. Кубертен умер и был

похоронен в Лозанне, но сердце его захоронено в Олимпии.


2. Примерная продолжительность занятий для уч-ся 1-4 кл-8-10 мин;5-9 кл-11-15 мин.

При проведении утренней гимнастики следует соблюдать определенные гигиенические правила: по возможности зарядку рекомендуется проводить круглый год на открытом воздухе, что дает наибольший эффект.

При выполнении ее в помещении необходимо хорошо проветрить комнату, делать зарядку при открытом окне или форточке. Комплекс упражнений следует выполнять в легкой спортивной одежде (трусах и майке).

Эффективность утренней гимнастики зависит от подбора упражнений, дозировки нагрузок и интенсивности выполнения упражнений. Самое главное в утрен.зардке- правильному выполнению дыхания. Во время выполнения упражнений рекомендуется сочетать вдох и выдох с движениями.

Выдох производится при опускании рук вниз, во время наклонов, поворотов туловища, при приседаниях, поочередном поднимании ног вперед маховыми движениями и т.п.

Дышать следует только через нос или одновременно через нос и рот.

Обычные упражнения, входящих в комплекс утренней гимнастики (наклоны и повороты туловища, движения руками, вращения таза и др.) Они способствуют активизации нервной системы и повышению тонуса.

С целью улучшения мозгового кровообращения применяются упражнения, состоящие из наклонов и поворотов головы. Продолжительность зарядки зависит от степени физической подготовленности занимающихся. В комплексы утренней гимнастики следует включать упражнения (12-16) для всех групп мышц, упражнения на гибкость и подвижность, дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость.

Упражнения, как и вся зарядка, не должны вызывать утомления.

Медленный бег,

Ходьба (2-3 минуты),

Упражнение типа «потягивание» с глубоким дыханием,

Упражнения на гибкость и подвижность для рук, шеи, туловища и ног

Силовые упражнения без отягощений или с небольшими отягощениями для рук, туловища и ног (сгибание и разгибание рук в упоре лежа)

Различные наклоны и выпрямления в положении стоя, сидя, лежа,

Приседания на одной и двух ногах и др.;

Легкие прыжки или подскоки (например, со скакалкой) – 20-36 секунд, медленный бег и ходьба (2-3 минуты),

Упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

К концу выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Комплексы упражнений нужно регулярно менять. Примерная продолжительность использования одного и того же комплекса 12-15 дней. После зарядки необходимо принять душ или обтереть тело влажным полотенцем.

  • 45. Ловкость и координационные способности. Воспитание.
  • 43. Выносливость. Воспитание выносливости.
  • 42. Быстрота. Воспитание быстроты.
  • 41. Сила. Воспитание силы.
  • 40. Физические качества как компонент физического развития.
  • 39. Гигиенические факторы
  • 38. Самостоятельная оценка уровня физической подготовленности.
  • 37.Плотность урока физры как основа его продуктивности. Общая и моторная плотность занятия физ. Упражнениями.
  • 36.Инитенсивность физ. Нагрузок. Физиологическая хар-ка работы в зонах различной мощности.
  • 35.Сущность и соотношение понятий: работоспособность, утомление, переутомление, усталость.
  • 33.Офп, ее цели и задачи.
  • 34. Специальная физическая подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена
  • 32. Методические принципы физического воспитания
  • 30. Средства и методы физического воспитания.
  • 29. Физическое упражнение.
  • 28.Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта.
  • 27.Оздоровительная тренировка, ее компоненты: типы нагрузки, величина дозировки нагрузки, интенсивность оздоровительной подготовки, продолжительность интервалов отдых.
  • 26.Здоровье и физическая активность студентов. Физическая культура в бюджете времени и режиме для студентов. Режим дня и основные его компоненты.
  • 25.Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования.
  • 24.Работоспособность студентов при использовании «малых форм» ф. К. В режиме учебно-трудового дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки, микропаузы).
  • 23.Система доминирующих мотивов к занятиям ф.К. Формирование психических качеств, свойств личности в процессе физ воспитания.
  • 21.Утомление, переутомление, перетренировка. Функциональные изменения в организме при перетренировке.
  • 22. Воздействие природных и соц-экономических факторов на организм человека. Гиподинамия и гипоксия.
  • 20. Функциональное состояние организма и тренированность. Понятие спортивная форма
  • 19. Физиологические процессы и функции организма. Рефлекс – форма проявления жизнедеятельности организма.
  • 18. Учение о гомеостазе. Уровни и типы адаптации
  • 17. Мышечная релаксация
  • 16. Роль движения в жизни человека. Вклад ученых физиологов в теорию и методику физ воспитания.
  • 15.Влияние физ упр. На деятельность разл органов и систем чел-го организма
  • 14.Организм человека как единая биологическая саморегулирующаяся система
  • 13.Олимпийские игры в древности и современности. Фейр Плей – кодекс чести.
  • 12.Спорт. Классификация спорта. Международное спортивное движение. Олимпийская хартия. Олимпийская символика.
  • 11.Физическое воспитание. Разновидности физ.Воспитания
  • 10.Специфические и общекультурные функции ф.К.
  • 9.Профессионально-прикладные двигательные умения и навыки в ппфп. Зачетные требования и нормативы ппфп.
  • 8.2 Профессионально-прикладная ф.К. (ппфк)
  • 8.1. Базовая ф.К. Три аспекта ф.К.
  • 6. Оздоровительно реабилитационная ф. К.
  • 5.Два уровня ценностей ф. К-ы (общественный и личностный). Структура ф. К-ы личности.
  • 4.Основные направления педагогической системы ф. К. Связь педагогики ф. К-ы с другими научными дисциплинами.
  • 2.Основные понятия: физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическое развитие, спорт
  • 1.Общая характеристика физической культуры. Ценности физ. Культуры.
  • 48. Требования к составлению комплекса ору (утренняя гимнастика)

    Ежедневная утренняя гимнастика воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Она состоит из общеразвивающих упражнений, которые выполняются без предметов либо с предметами (гантелями, мячами, скакалками, эспандерами, резиновыми бинтами и т. д.). Примерная продолжительность 8 - 20 мин. Последовательность:Вначале потягивание, которое улучшает дыхание и кровообращение. Затем упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища и ног. После этого можно перейти к прыжкам и бегу, которые положительно влияют на обменные процессы в организме. Заканчивается утренняя гимнастика упражнениями, нормализующими деятельность органов кровообращения и дыхания. После зарядки необходимо принять душ.

    правила:

    1. Гимнастику необходимо проделывать в одни и те же часы.

    2. Зарядку следует проделывать натощак, прополоскав рот.

    3.. Комнату необходимо проветривать, а если позволяет погода, зарядку можно проводить на свежем воздухе (на веранде, во дворе).

    4. Правильно и точно выполнять каждое отдельное упражнение, проделывая его с достаточным напряжением мышц и бодром темпе. В то же время необходимо следить за полнотой и свободой движений в суставах.

    5. следить за правильностью дыхания, стараться не задерживать его, дышать через нос, полной грудью, соразмеряя ритм дыхания с движениями. Если во время занятий или после появляются головные боли либо другие неприятные ощущения, рекомендуется посоветоваться с врачом.

    6. Желательно выполнять упражнения под музыку.

    7. Сложность упражнений, общая физическая нагрузка должны повышаться постепенно, в соответствии с возможностями занимающихся.

    44. Гибкость. Воспитание гибкости.

    Гибкость - подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

    Различают две формы проявления гибкости:

    Активную, величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнения, благодаря собственным мышечным усилиям;

    Пассивную, максимальная величина амплитуды движений, достигаемая под воздействием внешних сил (партнер, отягощение).

    Одним из наиболее принятых методов развития гибкости, является метод многократного растягивания. Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться больше при многократных повторениях.

    Средствами развития гибкости являются: повторные пружинящие движения, активные свободные движения с постепенным увеличением амплитуды, пассивные упражнения выполняемые с помощью партнера и т.д.

    Следует всегда помнить, что упражнения на растяжку или с большой амплитудой движения следует делать после хорошей разминки и приэтом не должно быть сильных болевых ощущений.

    47. Структура урока по физической культуре.

    Первая часть – организующая, вводная;

    Вторая –выполнение основных задач урока- основная;

    Третья, во время которой организованно завершается урок, условно называется заключительной.

    Вводная часть – 5-10 мин.

    Задачи:подготовить организм занимающихся к предстоящей физической.

    Основная часть – 25-30 мин.

    Задачи: решение основных задач урока – изучение нового, повторение с целью совершенствования в выполнении пройденного материала, овладение учащимися двигательными умениями и навыками, развитие быстроты, ловкости, решительности, смелости.

    Заключительная часть – 3-5 мин.

    Задачи: обеспечит постепенный переход от напряжения и возбуждения, вызванных занятиями во второй части урока, к относительно спокойному состоянию; подвести итоги урока, дать задание на дом, организованно перейти к новым действиям (организованный уход из зала).

    Деление урока на части является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи. Типовая структура урока, которая принята в РФ, служит основой для построения конкретного урока в соответствии с его задачами.

    Методика преподавания гимнастики

    контрольная работа

    1.4 Требования к местам проведения занятий

    Подготовка мест занятий, качество спортивного инвентаря и оборудования имеют важное значение для повышения мастерства гимнастов и обеспечения их безопасности в процессе учебных занятий и соревнований.

    · Размеры гимнастического зала должны соответствовать установленным стандартам, пол быть гладким и нескользким, естественное освещение, определяемое отношением площади окон к площади пола, составлять 1:5-- 1:6, искусственное освещение -- не менее 80 люксов на уровне пола, температура в помещении -- не менее 15 --16 С. В процессе проведения занятий нужен постоянный приток свежего воздуха (нагнетательно-вытяжная вентиляция). До и после занятий помещения тщательно проветриваются и содержатся в чистоте.

    · Безопасность занятий зависит от правильности установки снарядов и другого подсобного инвентаря. Перед установкой снарядов проверяется технический паспорт завода-изготовителя. Раз в год испытываются на прочность установка снаряда и все его детали. Это особенно важно, так как многие залы не являются специализированными (особенно в школе), что приводит к более раннему износу и порче снарядов и другого оборудования. В зале снаряды располагают на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Их ставят так, чтобы при выполнении упражнений свет не падал в глаза занимающимся. Гимнаст должен хорошо видеть снаряд и место приземления при соскоках. Установка и проверка состояния различных снарядов имеют свою специфику.

    · При установке коня с ручками необходимо соблюдать следующие правила: он должен стоять устойчиво на полу без малейших колебаний; ручки должны быть тщательно прикреплены к телу коня и иметь гладкую, очищенную от магнезии поверхность; покрытие коня -- без порезов и различных неровностей.

    · При установке перекладины обеспечиваются: вертикальное положение стоек и горизонтальное положение грифа, прочное прикрепление грифа к стойкам; нормальное натяжение растяжек и удержание перекладины в устойчивом и прочном положении; на­личие запасной глубины вкручивания тандеров; надежность крепления пластинок в полу и его исправное состояние. Для быстрой установки перекладины на нужную высоту рекомендуется сделать постоянные разметки на стойках.

    · При установке брусьев необходимо: следить за параллельным расположением жердей (они поднимаются и опускаются с обеих сторон путем удержания одной рукой жерди, другой -- отвинчивания или завинчивания винта; нельзя стоять под жердью при ее опускании или поднимании); следить за соединением жердей со стойками; проверить исправность крепящих винтов и зажимов, а также вращение стержней в стойках; передвигать брусья с помощью специальной тележки или приподнимая их над полом; проверить устойчивость снаряда.

    · При подвеске колец высоту устанавливают в соответствии с ростом занимающихся; проверяют состояние тросов, ремней и пряжек, а также надежность крепления цепи в металлическом стержне, наличие трещин на кольцах. Периодически проверяют прочность крепления блоков к потолку. Если установка колец состоит из специальной рамы, прикрепленной тросами к полу, то обеспечение прочности ее крепления аналогично требованиям к установке перекладины.

    · При установке бревна необходимо следить, чтобы его поверхность была в горизонтальном положении, без царапин и других повреждений; основание стоек плотно прилегало к полу; винты и другие виды крепления были исправны и удерживали бревно на соответствующей высоте.

    · При установке прыжковых снарядов обеспечивается: исправное состояние снаряда и его прочное крепление к полу; исправное состояние мостика, покрытого специальным синтетическим материалом, и его установка на специальную синтетическую дорожку для разбега гимнаста. При отсутствии последних используют мостики с покрытием ребристой резиной и резиновую дорожку для разбега.

    · Канаты, шесты, лестницы, гимнастические скамейки и стенки должны быть крепкими, надежно прикрепленными к потолку, стене или полу. На канатах не допускается завязывания узлов. Шесты, рейки гимнастической стенки и лестницы должны иметь гладкую поверхность, прочно прикрепляться к боковым плоскостям. Гимнастическая лестница устанавливается в наклонное положение с помощью двух крюков. Гимнастическая скамейка должна плотно стоять на полу, иметь гладкую поверхность. Необходимо следить за исправностью металлических креплений, которые часто выходят из строя.

    · Маты кладут без промежутков и с таким расчетом, чтобы приземление приходилось на середину одного из них, при этом учитывается и возможность падения занимающихся. При выполнении относительно сложных соскоков с большой высоты маты укладывают в несколько слоев. Они должны быть целыми, ровными, без бугристостей.

    · Надо постоянно следить за тем, чтобы рабочая поверхность снарядов (гриф перекладины, жерди брусьев, ручки на коне, кольца) была гладкой, очищенной от магнезии и не имела раковин и трещин. В гимнастическом зале обязательно должны быть (в специальных ящиках) магнезия и канифоль, а также весь необходимый для учебно-тренировочного процесса подсобный инвентарь и оборудование.

    Анализ методов и способов общедисциплинарной дрессировки собак

    Вариативность построения тренировочного микроцикла в футболе

    Построение и проведение занятий являются важной частью методики спортивной тренировки. Образно говоря, отдельные тренировочные занятия являются как бы кирпичиками здания, именуемого спортивной тренировкой...

    Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании

    Администрация учреждений образования обязана ежегодно совместно с органами здравоохранения организовать и провести углубленный медицинский осмотр учащихся...

    Использование малых форм физического воспитания в режиме учебного дня школы

    Гимнастика до учебных занятий в режиме школьного дня, с которой должен начинаться учебный день, является составной частью физкультурно-оздоровительной работы школы. Её цель - способствовать организованному началу учебного дня...

    Легкая атлетика

    Рассмотрим общие особенности проведения соревнований по прыжкам. Прежде всего, размещая оборудование в секторах стадиона, судейские коллегии должны помнить, что обязаны создать наибольшие удобства для участников и зрителей...

    Лечебная физическая культура в третьем триместре беременности

    · Соблюдайте правила общей безопасности (во время выполнения гимнастики помещение должно быть просторным, без предметов мебели по середине, без острых углов, без маленьких ковриков, которые могут "поехать" у вас под ногами...

    Методика проведения занятий по художественной гимнастике

    Художественная гимнастика - один из относительно самостоятельных видов гимнастики. На формирование её средств и методов существенное влияние оказали особенности женского организма и, главным образом, особенности женской моторики...

    Организация работы в детском физкультурно-спортивном объединении "Кожаный мяч"

    Детское физкультурно-спортивное объединение «Кожаный мяч» (в структуре учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» поселка Арсеньево Тульской области) включает детские футбольные команды различных возрастных групп...

    Причины спортивных травм

    Спортивные травмы по этой причине составляют более по-ловины всех травм и чаще наблюдаются в спортивных играх, лег-кой атлетике, гимнастике борьбе и в поднимании штанги. Травмы этой группы обусловлены главным образом тем...

    Соревновательный метод в процессе занятий физической культурой и спортом

    Специальная физическая подготовка волейболистов на этапе спортивной специализации

    В волейбол играют на площадке размером 9 x18 метров. Вся площадка разделена на две равные половины средней линией, над которой подвешивается сетка. Высота сетки зависит от возраста и пола играющих...

    Средства физической культуры, комплексы физических упражнений и восстановительные мероприятия в системе профилактики профессиональных заболеваний

    Прежде чем начать самостоятельные занятия физическими упражнениями, выясните состояние своего здоровья, физического развития и определите уровень физической подготовленности. Тренировку обязательно начинайте с разминки...

    Утренняя гигиеническая гимнастика

    Гигиена - наука о создании условий для сохранения здоровья человека. Для занятий утренней гимнастикой предпочтительнее одежда из натуральных материалов (например, из хлопковых тканей)...

    Физкультурно-оздоровительные занятия для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы

    Физкультурно-оздоровительные занятия для больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы разделяется на три фазы (этапа): Первый этап -- лечение в больнице в остром периоде забо левания до начала клинического выздоровления...

    Этапы процесса оздоровительной аэробики в годичном цикле. Общие основы планирования тренировочного процесса

    Функции общения весьма многообразны. В наиболее общей форме их можно подразделить на социальные, направленные на решение задач группового труда, и психологические...



  • Разделы сайта