Вьяямы как вспомогательный комплекс освоения асан. Всемирный день Йоги в Ульяновске…. «Сукшма вьяяма » убирает все зажимы и блоки, увеличивает общую подвижность тела, развивает эластичность мышц и связок. Улучшаются кровообращение и обменные процессы, укр

Сукшма Вьяяма популярна в Индии. Новую систему йоги создал мастер Махариши Картикейи, а его ученик — Дхирендра Брахмачари — открыл этот вид йоги для всего мира.

В России этот вид йоги появился в середине 60-х годов прошлого века. Советские ученые изучали новую йоговскую практику для внедрения ее в ход подготовки космонавтов. Термин «Сукшма» переводится как тонкое или мягкое, а «Вьяяма» означает растяжение, упражнение. Сукшма Вьяяма — это мягкое растяжение, но чаще всего ее называют суставной гимнастикой.

Некоторые мастера йоги утверждают, что второе название не совсем корректно: йога включает в себя множество упражнений, среди которых и силовые, влияющие не только на тонкое тело человека, но и на физическое. Регулярное выполнение асан приводит к оздоровлению энергетического тела и полной энергетической структуры человека. В этом наблюдается сходство Сукшма Вьяямы с тибетскими пульсациями.

Еще одна характерная черта практики — продолжительное стимулирование работы внутренних органов человека и органов внутренней секреции в результате выполнения упражнений.

Составляющие части йоги

Сукшма Вьяяма состоит из:

  • Асан,
  • Пранаям,
  • Мудр,
  • Бандх,
  • Кумбхак.

Асаны — это традиционные для йоги упражнения, которые выполняются в определенной последовательности. Они развивают гибкость и выносливость, силу, координацию движения, пластичность, улучшают здоровье и настроение. Регулярные занятия учат понимать и контролировать свое тело, мысли, эмоции и дыхание. Учеными доказан оздоровительных эффект упражнений.

При выполнении асан важной является фиксация внимания или дришти.

После правильного дыхания дришти является основной частью йоги. Концентрация внимания позволяет сосредоточиться в асане на ощущениях, энергии, расслаблении. Постепенно умение фокусироваться и осознавать текущий момент переносится и в обычную жизнь.

Пранаяма — система дыхательных упражнений. Она направлена на восстановление энергетического потенциала. Регулярное выполнение улучшает работу системы кровообращения, насыщает кислородов все внутренние органы и ткани, стабилизирует обменные процессы в организме.

Мудры — это упражнения для пальцев рук. Их складывают определенным образом, а каждая из мудр влияет на здоровье и эмоциональное состояние человека. С их помощью можно справиться с приступами гнева или паники, раздражительности, усталости, потери концентрации внимания. Мудры наполняют человека положительной и теплой энергией, светлыми эмоциями. Часто мудры называют миниатюрной йогой: упражнения можно выполнять в любой обстановке, они не занимают много времени и не привлекают внимания окружающих.

Бандхи — энергетические замки. Выполняются для энергетической подпитки, замедления процесса старения, предотвращения напрасного расходования жизненной энергии. А кумбхаки — практика по задержке дыхания. Она позволяет максимально насытить кислородом кровь и внутренние органы.

Польза Сукшма Вьяямы

Основной плюс этого направления — безопасность асан, и их доступность для людей любого возраста. Положительные результаты от регулярных занятий:

  • Устранение зажимов и блоков в мышечной ткани,
  • Укрепление мышц,
  • Укрепление связок и повышение их эластичности,
  • Развитие гибкости, пластичности, подвижности,
  • Улучшение координации и равновесия,
  • Усиление кровообращения,
  • Нормализация обмена веществ,
  • Укрепление иммунитета,
  • Увеличение объема легких,
  • Улучшение работоспособности, концентрации,
  • Очищение тонких каналов,
  • Активация чакр.

Правила выполнения асан

Выполняется Сукшма Вьяяма как самостоятельный комплекс или как разминка для разогрева мышц. Для выполнения упражнений понадобиться специальный коврик. Во время выполнения нужно следить за спиной: она должна быть прямой, а плечи — чуть отведенными назад. Нельзя напрягать шею, но делать акцент на ее вытяжении. Все движения должны быть плавными и равномерными. Дыхание на протяжении всего комплекса упражнений остаётся ровным, без задержек или учащения ритма. Каждое упражнение повторяют от 5 до 10 раз, если в описании не оговорено иное количество.

Важно также соблюдать последовательность: каждый следующий комплекс является органичным продолжением предыдущего.

Комплексы упражнений Сукшма Вьяямы

Для разогрева

Начинают выполнение асан для шейного отдела позвоночника. Сукхасана расслабляет мышцы шеи, укрепляет их, помогает бороться с остеохондрозом и отложением солей. На выдохе голову медленно наклоняют, и прижимают подбородок к груди. На вдохе голова отводится назад. В идеальном исполнении — затылок ложится на спину. Переходят к вращательным движениям головой. Дыхание сохраняют ровным и глубоким, а описываемая окружность постепенно увеличивается. В каждую сторону делают по 5 полных оборотов.

Возвращаются в исходное положение, и приступают к поворотам головы из стороны в сторону. На быстром выдохе голову поворачивают налево, подбородок тянется к плечу. Повторяют в противоположную сторону. Важно почувствовать натяжение мышц шеи. После этого приступают к наклонам головы. На среднем по продолжительности выдохе голова наклоняется к правому плечу, затем к левому. Нужно постараться прижать ухо к самому плечу за счет растяжения мышц шеи.

Гимнастика для суставов рук

Занятия начинают с вращения предплечий. Выполняется оно сидя. Взгляд — перед собой, ладони покоятся на плечах, спина прямая. Первым движением локти соединяются снизу и отводят вверх. Из верхнего положения их разводят в стороны, и вновь опускают. Получается полный ровный круг. Повторяют по 10 раз в каждую сторону. После перерыва в два дыхательных цикла начинают вращение запястьями. Руки вытягиваются в стороны. Большие пальцы спрятаны в кулаках. Делают по 10 вращательных движений в каждую сторону.

Для выполнения вращений руками в локтевых суставах важно оставить кулаки плотно сжатыми. При выполнении упражнения двигаются только нижние предплечья, верхние же остаются неподвижными. Вращения локтями начинают с направления кулаков вверх, затем вниз, и вновь через стороны вверх.

Далее приступают к силовому загибу в запястье. Выполняют его сидя. Руки разводятся в стороны, ладони смотрят вниз. На входе кисть поднимают, и направляют на себя. Задерживаются на несколько секунд, и еще немного подтягивают пальцы на себя. На выдохе кисть опускается вниз, положение руки снова фиксируется, пальцы тянуться на себя.

Гимнастика для спины

В ходе выполнения упражнений происходит равномерная проработка мышц спины, возвращение гибкости позвоночнику, улучшение осанки. Важное условие для выполнения упражнений: нет болевых ощущений в спине. Выполнять из положения сидя.

Руки положить на колени. На выдохе спину вытягивают назад, голова же наклоняется вперед. Вес тела переносится на копчик. Позвоночник максимально вытягивается. На входе делают прогиб в области грудной клетки, голова запрокидывается назад. Возвращаются в исходное положение, и приступают к вращению корпусом. Руки обхватывают колени. На выдохе делают вращение телом, равномерно отводят его в стороны и назад. Центр тяжести переносится на копчик, в руках должно появиться ощущение напряжения.

Через 10 повторов делают перерыв в два дыхательных цикла. Начинают делать наклоны. Руки разведены в стороны. Наклон вправо: правая рука сгибается в локте и ложится на коврик. Левая рука заводится за голову. Зафиксировать на несколько секунд, сделать еще один выдох и потянуть корпус еще вправо. Расслабиться, повторить в противоположную сторону. Следующий цикл наклонов делают с вытянутыми руками. Правую кисть ставят на коврик. Делая наклон вправо — левая рука тянется вверх, ладонь разворачивается к телу. Левая рука должна составлять единую линию с боком и тазобедренным суставом. Выдержать в положении от 15 до 35 секунд. Повторить в другую сторону.

Заканчивают гимнастику наклонами с натяжением. Для этого руки поднимают над головой и расслабляют мышцы спины. На вдохе нужно потянуться так, чтобы предплечья коснулись ушей. На выдохе — медленный наклон вперед с прямой спиной. Ладони покоятся на полу. Тело расслабляется, тянется вперед за счет удлинения позвоночника. Выдерживают от 30 до 60 секунд. Выходят из асаны на вдохе.

Гимнастика для укрепления ног

Простые упражнения комплекса прорабатывают суставы и связки ног от пальцев до тазобедренной области. Исходное положение — сидя. Ноги и спина остаются прямыми. Внимание сосредоточено на пальцах ступней. На выдохе резко напрягают и расслабляют пальцы. Потом начинают вращательные движения, постепенно увеличивая амплитуду вращения. Пятка остается прижатой к полу.

Далее левую ногу сгибают в коленном суставе. Ступня подтягивается к тазу, пятка — рядом с промежностью. Сделать быстрый выдох, и опустить колено к полу, поднять и выпрямить ногу. Вернуться в исходное положение, повторить с противоположной стороной. Для следующего упражнения корпус чуть подают влево. Правая нога сгибается и подводится под тело. Носок тянется назад. На быстром выдохе делают наклон вправо, с ощутимым надавливанием на согнутую ногу. Выдержать несколько секунд, отвести корпус назад и распрямить ногу. Повторить с другой стороной.

Правая нога сгибается в коленном суставе и поднимается. Пальцы левой руки обхватывают внешнюю сторону правой стопы. Правая же рука поддерживает голень под коленной чашечкой. На выдохе правую ногу оттягивают в сторону, пытаясь завести за спину. Упражнение сложное, и требует подготовки. Не нужно с первых исполнений пытаться сделать его идеально. Натяжение необходимо прекратить, если появились болевые ощущения в мышцах. Тело будет приспосабливаться к нагрузкам постепенно.

Гимнастика из положения стоя

В этом положении удобнее прорабатывать суставы ног и позвоночник, а нагрузка на них становится более естественной. Регулярное исполнение позволяет улучшить тонус и укрепить мышцы спины, распрямить плечи и улучшить осанку, освободить ткани и мышцы от зажимов.

Первое упражнение начинают с приседания. Нужно сесть на корточки, а для сохранения равновесия можно опереться на руки. Затем поднимаются на носки. На каждом выдохе отталкиваются от коврика так, чтобы щиколотки продвинулись вперед и вверх, и на вдохе — вернулись назад.

Второе упражнение — балансировка на носках. Исходное положение то же самое. Вес тела переносится на ноги, руки отрываются от пола и вытягиваются вперед. Колени тянутся вверх. Пятки не касаются пола. Выдержать в положении три-четыре дыхательных цикла. После чего бедра ставятся параллельно полу, и снова фиксируются на три-четыре цикла ровного дыхания.

Затем приступают к вращению коленями. Для этого нужно сесть на корточки, таз — выше уровня колен. Локти сводятся вместе, поясница расслаблена. Делают по 5 вращательных движений в каждую сторону. Стопа не отрывается от пола, а спина остается прямой.

Для растяжения позвоночника ноги расставляют на ширину плеч и делают плавный наклон вперед. Тело должно стать параллельно полу. Руки ставят на бедра. На выдохе поясница расслабляется, руки выпрямляются. Все внимание сосредоточено на вытяжении позвоночника. Выдержать в положении несколько секунд.

Прогиб спины начинается с заведения рук за спину. Ладони ложатся на поясницу. На выдохе делают прогиб спины до максимального натяжения мышц. Выдерживают от 10 до 20 секунд. После чего переходят к наклонам вперед. Ноги разводятся в стороны. Руки — за спину. Ладони лежат на пояснице. На вдохе — чуть присесть и подать спину назад. На выдохе — быстрый наклон вперед.

Через 10 повторов приступают к глубоким наклонам. На вдохе — приподнимают тело, а на выдохе — опускают как можно ниже. Руки остаются за спиной. Тело тянется вниз за счет удлинения позвоночника. На глубоком вдохе руки опускаются вниз, спина расслабляется. В таком положении выдержать 10-15 секунд. Затем рассоединить ладони, поднять руки и ухватиться над головой за локти. Расслабить спину. На вдохе медленно подняться.

Бандха

Бандха — главная энергетическая практика Сукшма Вьяямы после асан. Выполнять ее нужно утром перед завтраком. Количество повторов — от 5. Выполняются упражнения сидя, спину держат прямо, а ноги — сведены вместе.

Начинают с медленного вдоха через нос. Воздух наполняет нижнюю часть легких, что приводит к увеличению живота. Затем дыхание задерживают, и выдыхают. Воздух выходит из легких за счет втягивания живота. Далее вытягивают губы трубочкой, и всасывают воздух через щель между ними. Во время вдоха подбородок опускается к грудной клетке. Дыхание задерживается. После чего делают медленный выдох через нос. Важно: воздух должен полностью покинуть легкие. Время задержки дыхания начинается от 15-20 секунд, и с каждой новой практикой увеличивается. Максимально можно выдержать до 3 минут.

Регулярное выполнение стимулирует движение крови. Происходит естественный массаж сердца за счет вертикального движения диафрагмы. Укрепляются нервные узлы, находящиеся в области солнечного сплетения. Практика этого упражнения особенно полезна людям с нарушением пищеварения.

Вьяяма – вспомогательные упражнения в йоге Большинство восточных боевых искусств и оздоровительных систем, так или иначе, помимо основных техник, включают комплексы подготовительных или разминочных упражнений – так, в частности, в японских боевых искусствах аналогичные упражнения называются «дзюнан тайсо», или «дзюнан ундо», а в китайском у-шу – «цзибеньгун».

Есть, разумеется, подобные упражнения и в йоге, хотя многие склонны видеть в комплексах йогических асан самодостаточную систему, не нуждающуюся в дополнениях. Традиционно принято считать, что роль «разминки» перед практикой асан в традиционной йоге играют комплексы сурья-намаскара: «несколько повторений сурья-намаскар перед началом занятий раскрепощают зажатые мышцы и суставы и облегчают последующее выполнение асан» (Свами Шивананда).

Аналогичного мнения придерживаются и в Бихарской школе йоги. В «майсорской школе» Кришнамачарьи, где практика асан совмещалась с выполнением «виньяс», построенных по тому же принципу, что и сурья намаскара (первые шесть движений в любой «виньясе» идентичны движениям сурья-намаскра), необходимости в выполнении отдельных комплексов сурья намаскара отсутствовала. соответственно, в «Аштанга виньяса йоге» Джойса, «Винийоге» Дешикачара, и других аналогичных направлениях, практически отсутствуют чисто разминочные упражнениях – их роль выполняет сама динамика тренировочных последовательностей.

Интересно, что Б.К.С. Айенгар, обучавшийся у Кришнамачарьи, убрав из своего варианта йоги «виньясы», и придав ей более мягкий и статичный вид, так и не ввел никаких особых упражнений для разминки, сделав акцент на «стоячих асанах», выполнение которых тоже приводило к разогреву всего тела и повышению гибкости. Однако, помимо упражнений сурья намаскара, существует еще специфический раздел техник, являющихся продуманной системой подготовительных упражнений, предваряющих практику асан. Таким разделом являются техники «вьяяма».

«Вьяяма», или «вияма», означает «растягивать», «разрабатывать» – таким образом, эти техники «по определению» являются разминочными упражнениями. Традиционно, упражнения «вьяяма» подразделяют на две категории – «сукшма» («мягкие») и «стхула» (жесткие»). Невзирая на кажущуюся простоту и незамысловатость, упражнения «вьяяма» являются совершенно уникальной системой физического развитя – как это обычно бывает на Востоке, за простотой формы скрывается удивительное содержание… Действительно, без акцента на «внутреннюю работу» и особого дыхания, техники «вьяяма» внешне напоминали бы упражнения европейской гимнастики Линка или Мюллера, а то и армейские комплексы вроде «НПФП-82».

Впервые с этой системой упражнений и самим термином «вьяяма» наши энтузиасты йоги познакомились в семидесятые годы двадцатого века, после визита в СССР учителя йоги из Вишваятан Йогашрама (Кашмир, Индрия) Дхирендры Брахмачари. Его книга «Сукшма вьяяма», была долгое время доступна в «самиздатовском» варианте, и выдержала несколько «пиратских» изданий во времена «перестройки», пока, наконец, не вышла в «солидном» варианте в изд-ве София в 2000 году. В книге подробно описываются 48 техник раздела «сукшма вьяяма» и несколько упражнений «стхула вьяяма», а также приводятся подробные рекомендации по «отстраиванию» ширшасаны (стойки на голове), выполнению очистительных техник «шат карма» и вправлению смещенного пупка.

Так уж вышло, что, не особо вникая в тонкости пестрого разнообразия школ йоги в самой Индии, многие решили, что техники «вьяяма» являются специфической особенностью именно школы Дхирендры Брахмачари, на чем и успокоились… На самом деле, все обстоит иначе – и техники «вьяяма» имеют место в йоге большинства известных нам направлений. Так, в частности, известная своим «классическим» подходом и отсутствием техник «виньяса» Шивананда-йога, тем не менее, тоже включает в качестве разминочных упражнений техники «вьяяма». В книге Свами Шивананды «Йога и здоровье» (сноска – «Йога и здоровье», изд. София, 1999г.) прямо говорится: «Для того, чтобы лучше делать асаны, начните ежедневно выполнять упражнения на гибкость, основанные, главным образом, на вращательных движениях в суставах тела.» – и приводится комплекс из нескольких десятков упражнений, включающих техники для проработки всех суставов.

Все упражнения выполняются стоя, в мягкой, ненапряженной манере, от одного до пяти-шести повторений, чаще – по три повторения в каждую сторону, что характерно для техник раздела «сукшма вьяяма». Собственно, термин «вьяяма» в книге Свами Шивананды не упоминается, что характерно для его школы, во многом ориентированной на «западного» йогина, и часто использующей «европеизированные» названия, вроде «поза ребенка», «поза бабочки» вместо традиционных санскритских названий.

К сожалению, многие читатели попросту «пробегали» этот раздел глазами, считая разминочные упражнения недостаточно экзотичными, и стремились сразу же перейти к самому интересному – асанам и пранаяме – что и обусловило многочисленные травмы у «самодеятельных йогов», только и думавших о том, как бы побыстрее «сесть в лотос» и «встать на голову»… Свами Сатьянанда Сарасвати также рекомендует выполнение техник «сукшма вьяяма» перед началом занятий: «…Эта серия упражнений должна выполняться в начале ежедневной практики асан, чтобы разработать суставы и разогреть мышцы.

Они также рекомендуются начинающим, ослабевшим в результате болезни или по какой-либо другой причине, тем, кто страдает заболеваниями сердца, гипертоникам, а также всем тем, кто не обладает достаточной гибкостью для выполнения других асан.» (сноска – «АСАНА ПРАНАЯМА МУДРА БАНДХА», изд. София, 2000). Сатьянанда Сарасвати прямо называет эти техники «сукшма вьяяма», и ставит их в один ряд с такими вспомогательными упражнениями, как «паванамуктасана» (асаны, способствующие удалению газов из тела) и «шакти бандха» (упражнения, устраняющие «энергитические блоки»).

В отличие от комплексов Дхирендры Брахмачари и Свами Шивананды, где все упражнения выполняются стоя, комплекс Сатьянанды Сарасвати включает упражнения, выполняемые в положениях сидя и лежа. В направлении «крийя-йога» Парамахамсы Йогананды также существует комплекс упражнений «вьяяма», составленный им самим и называющийся «йогода», или «энергизирующие упражнения».

Комплекс состоит из 39 упражнений, включая техники, аналогичные упражнениям комплеса Дхирендры Брахмачари и некоторые элементы самомассажа. В комплексе «йогода» уделяется большее внимание концентрации на отдельных участках тела и мысленному «ведению» потоков энергии по телу. Как уже выше говорилось, «майсорская школа» йоги не включает, на сегодняшний день какие-либо специализированные техники «вьяяма».

Тем не менее, в трактате «майсорского» направления 19-го века «Шритаттва нидхи» встречаются некоторые техники, которые могли бы быть отнесены к категории «вьяяма» – это «кулачакрасана» (вращение прямыми руками в плечевых суставах) и «харинсана» (подпрыгивание с ударом пятками по ягодицам), они соответствуют упражнениями «пурна бхуджа шакти викасака» и «уткурдана» школы Дхирендры Брахмачари и аналогичным упражнениям комплекса «йогода» Парамахамсы Йогананды.

Итак – что же из себя представляют техники «вьяяма»? Это комплекс упражнений, выполняемых, в основном, из положения стоя, ноги вместе. Как и во многих разминочных комплексах, это движения сгибания-разгибания и вращения, задействующие шею, суставы рук и ног, и весь позвоночник. «Особенными» эти упражнения делают не сами движения, а координация их с дыханием, использование особого типа дыхания и коцентрация на отдельных участках тела («мармастхани дхарана»).

Как правило, каждое упражнение начинается с глубокого полного вдоха, выполняемого быстро (в манере «бхастрики»), или медленно (в манере «уджджай»), после чего следует выполнение одного или нескольких движений – на выдохе, либо на задержке. Одни и те же упражнения, в зависимости от степени сложности, могут выполняться по схеме «одно дыхание – одно движение», либо несколько поступательных движений на одном выдохе, либо даже на задержке с последующим выдохом.

Соответственно, движения, выполняемые в более мягкой манере и без особого напряжения, относятся к категории «сукшма», те же, что выполняются с напряжением мышц, на задержке или с акцентированным выдохом, как правило, относятся к разряду «стхула». И внешне, и по сути, такое деление напоминает соответствующие разделы в китайском «ци-гун» – «мягкий» («жоугун», или «дао инь») и «жесткий» («ин гун»). В некоторых случаях, дыхание при выполнении упражнений свободное, или произвольное – это относится к таким упражнениям, как бег на месте («хрид гати») – или в такт движениям.

Совершенно особый тип дыхания используется в упражнениях комплекса «йогода» Парамахамсы Йогананды – т.н. «двойное дыхание». Оно заключается в том, что вначале выполняется короткий резкий вдох через нос, за которым следует длинный и сильный вдох, полностью наполняющий легкие, а, затем, сразу же двойной выдох через нос и рот – короткий, а потом длинный: «Ха… Ха-а-а-а…». Некоторые техники «вьяяма», возможно, были заимствованы из традиционной индийской атлетической гимнастики «дхандал», напоминающей известную «волевую гимнастику Анохина», заключающуюся в выполнении изометрических упражнений и упражнений с самосопротивлением.

Упражнения «дхандал» – это движения, выполняемые медленно через напряжение мышц всего тела, или напряжение с концентрацией отдельных участков тела и конечностей. Также эти упражнения напоминают китайскую гимнастику «и-цзинь-цзин», где тоже используется подобный принцип. Другие техники, включая прыжки на месте, глубокие приседания, и т.п., очевидно, были взяты из традиционной системы подготовки индийских борцов-малла.

Описываемые в трактате «Малла-пурана», упражнения категории «альпашрама», включавшие техники «вартана» (вращения, скручивания), «байтхака» (глубокие приседания «враскачку»), и подобные, вполне могли быть включены в раздел «сукшма вьяяма», а упражнения «ардхашрама», требующие больших усилий, и развивавшие силу и выносливость – в раздел «стхула вьяяма», при этом чисто физические упражнения творчески переосмысливались практикующими йогинами, и наполнялись новым содержанием.

Система «вьяяма», таким образом, представляет собой уникальный комплекс разнообразных упражнений, в том числе, самых простых, пригодных для ослабленных и болезненных людей – что делает ее незаменимой для начинающих в йоге, работы с детьми и пожилыми людьми, в йога-терапии. К сожалению, на сегодняшний день, в СНГ уделяется слишком мало внимания этим упражнениям – и совершенно зря.

Будучи не только вспомогательными упражнениями к основному комплексу хатха-йоги, но и самостоятельной системой психофизического развития, не уступающей тому же китайскому «ци-гун», система «вьяяма» должна занять свое достойное место в фундаменте величественного здания йоги… Б.Бидичев (Сомананданатха) Сукшма-вьяяма Вьяяма? это система упражнений йоги, самостоятельный богатый раздел йогической практики.

Основное значение слова вьяяма (санскр. vyayama) – упражнение, но его часто переводят вторым и третьим значением – вращение, разминание. Это не совсем корректно с точки зрения методики вьяямы, которая содержит динамические и статические упражнения в сочетании с дыхательными. Наилучшим образом характеризует сущность вьяямы основное название упражнений – викасака (с ударением на втором слоге). Викасака (санскр. vikasaka – открытие, расширение, углубление) ? это проработка различных частей тела, снятие так называемых блоков и зажимов, оказывающее влияние как на физическое, так и на психическое состояние.

Название так и указывает на прорабатываемую область – части тела, чакры, мармы. Например, капхони-шакти-викасака – раскрытие, улучшение силы локтя. В данном случае сила это комплексное понятие, включающее в себя силу, выносливость, подвижность и гибкость. Практика вьяям имеет достаточно широкое распространение в Индии. Кроме широко известной в России школы Дхирендры Брахмачари, вьяямы практикуются во многих школах йоги и боевых искусств Севера и Юга. В 1956 году в Мадрасе (ныне Ченнай) была опубликована книга Айяра (S.S.Aiyar) Йога Вьяяма Видья.

Знаменитая книга Дхирендры Брахмачари «Йога Сукшма Вьяяма» была переведена и опубликована в 2000 году в киевском издательстве София и с тех пор выдержала немало переизданий. Позже мне посчастливилось переводить вторую книгу Дхирендры Брахмачари «Йогасана-виджняна», что тоже дало свой вклад в понимание практики, как и занятия у продолжателей Школы – Бал Мукунд Сингха и Рейнхарда Гаментхаллера. Вьяямы могут практиковаться как начинающими разного возраста и с разной начальной подготовкой с целью постепенного развития культуры движения, качественной подготовки к практике асан и виньяс, проработки суставов и связок, снятия блоков и зажимов, так и продолжающими и опытными практиками йоги с целью улучшения координации, развития равновесия, проработки моментов, не задействуемых в статике, увеличения жизненной емкости легких и т.д. По тем же причинам практика вьяям может быть полезна в тренировке танцоров, практиков боевых систем, что подтверждает мой опыт как инструктора Традиционного японского фехтования Школы Катори.

Вьяямы делятся на две группы: сукшма (санскр. sukShma – тонкий) и стхула (sthula – плотный, грубый), т.е. «упражнения тонкого воздействия», действующие на один участок тела или на несколько соседних, и «упражнения мощного воздействия», которые воздействуют на всё тело. При необходимости вьяяма может быть разминкой к практике асан или к другой тренировке, а может быть и самостоятельной практикой на 1,5-2 часа, полностью прорабатывающей всё тело. Кроме основной схемы движения сверху вниз – от головы к стопам последовательно по всем частям тела могут применяться и другие методы – например проработки от периферии к центру.

Такие упражнения, как Сукшма-Вьяяма, могли появиться только из безупречного знания о теле человека. Я не знаю лучших упражнений, чем эти. Йогином можно стать, даже если практиковать только Сукшма-Вьяяму.

Рейнхард Гамельтхаллер, ученик Гуру Дхирендры Брахмачари

Значение слова Вьяяма (vyayama - санскр.) – упражнение.

Вьяямы – целостный раздел упражнений йоги, создателями которого считаются святой йогин Шри Махариши Картикейя и его преемник, Свами Дхирендра Брахмачари, который популяризировал это учение, а также в книгах «Йога-Сукшма-Вьяяма» и «Йогасана Виджняна», созданных в традиции йоги-Брахмачари, подробно описал эти практики. Первая его книга появилась в 1956 году. Стоит отметить, что Дхирендра Брахмачари – создатель Центрального Института в Дели, а также наставник Индиры Ганди.

В настоящий момент наиболее известными последователями Школы Брахмачари-йоги считаются Бал Мукунд Сингх и Рейнхард Гаментхаллер, ученики Свами Дхирендры Брахмачари, распространяющие традиции его школы по всему миру.

Здесь было бы уместно привести тот факт, что во времена СССР Дхирендра Брахмачари обучал советских космонавтов этой системе, и, возможно, используя именно силы, накопленные благодаря практикам, Владимир Джанибеков смог осуществить полет в космос продолжительностью в целый год.

Традиции Брахмачари-йоги

Практики Брахмачари-йоги включают несколько направлений, помогающих проработать физическое и тонкие тела.

Йога Сукшма-Вьяяма : (sukshma – санскр. – “тонкий”) – физически несложные действия, направленные непосредственно на проработку энергетических центров, каналов и всех структур тонкого тела. Это набор асан, дыхательных техник, бандх, крий, оказывающих эффект на физическое тело не напрямую, а путем воздействия в первую очередь на энергетическую, тонкую составляющую человека.

Йога Стхула-Вьяяма : (sthula – санскр. – “грубый”) – упражнения, имеющие мощное воздействие на грубое, физическое тело. Этот раздел Брахмачари-йоги считается дополнительным к направлению Сукшма-Вьяяма.

Набхи-Чакра : практика, направленная на работу с пупочным центром, восстанавливающая его гармоничное функционирование.

Все эти разделы практики направлены на очищение как физического, грубого тела, так и энергетических каналов («нади») в тонком теле.

Воздействие Сукшма-Вьяямы

Необходимо понимать, что невероятно простые по выполнению упражнения Сукшма-Вьяямы – истинное сокровище как для духовных искателей, совершенствующих своё сознание и ищущих тонкий опыт, так и для тех, кто хотел бы иметь здоровое, подтянутое, красивое тело, а также для исцеления людей от хронических заболеваний. Стоит учесть, что возраст практикующего не имеет значения.

На физическом уровне упражнения Сукшма-Вьяямы активизируют парасимпатическую нервную систему, ответственную за процессы расслабления ума и тела, которые человек не контролирует сознательно. Благодаря этому воздействию, человек погружается в состояние внутреннего баланса и гармонии, и негативные процессы, вызванные перенапряжением, вызывающие ряд недугов и преждевременный износ и старение организма, останавливаются.

Йога сукшма вьяяма: упражнения

Итак, приступим к практике!

Рассмотрим выборочно основные упражнения Сукшма-Вьяямы.

Напомню, что люди всех возрастов и типов телосложения, а также даже физически слабые и немощные, способны выполнять эти упражнения.

Вы можете заниматься упражнениями Сукшма-Вьяямы в виде отдельной самостоятельной практики или же включить в основное занятие йогой в качестве разминки.

● Очищение горла (Уччарана-стхала-татха-вишуддха-чакра шуддхи)

Это упражнение подходит для очищения горла от слизи, укрепления и очистки голосовых связок.

Исходная поза:

Встаньте в тадасану. Поднимите подбородок на 6 см выше ключичной ямки (расстояние, равное четырем пальцам). Потяните затылок назад.

Упражнение:

Выполните дыхание «Бхастрика» (санскр. «Кузнечные меха») – вдохи и выдохи глубокие, сильные и быстрые, концентрация внимания на голосовых связках.

● Укрепление разума и силы воли (Буддхи-таттха-дхрипш-шакти-викасака)

Исходная поза :

Встаньте в тадасану. Как можно сильнее отклоните голову назад, широко раскройте глаза.

Упражнение:

Выполните дыхание «Бхастрика» – вдохи и выдохи глубокие, энергичные, концентрация внимания на макушке головы. Для начинающих достаточно сделать 25 циклов дыхания «Бхастрика».

● Укрепление памяти (Смарана-шакти-викасака)

Это упражнение в значительной степени полезно для работников умственного труда: оно очень действенно при нервном и умственном напряжении и истощении.

Исходная поза:

Встаньте в тадасану. Расположите голову прямо, макушка тянется вверх. Сосредоточьте взгляд в точке на полу, удалённой от пальцев ног на 152 см.

Упражнение:

Выполните дыхание «Бхастрика». Концентрация внимания на макушке головы. Для начинающих достаточно сделать 25 циклов дыхания «Бхастрика».

● Укрепление интеллекта (Медха-гиакти-викасака) Центр ментальной энергии человека, согласно йоге, находится под затылком, в верхней части шеи. Это упражнение стимулирует нервы в шейном отделе и приток крови к голове и нормализует питание тканей мозга. Происходит воздействие на шишковидную железу и гипофиз, а также на щитовидную железу, вследствие чего повышается метаболизм многих систем организма. Техника способствует оздоровлению и омоложению.

Исходная поза:

Встаньте в тадасану. Закройте глаза, подбородок опустите максимально близко к ключичной выемке.

Упражнение:

Концентрация внимания – на углублении в верхней части шеи (под затылком). Выполните дыхание «Бхастрика». Для начинающих достаточно сделать 25 циклов дыхания «Бхастрика».

● Укрепление зрения (Нетра-шакти-викасака)

Это упражнение – в своём роде очистительная техника “Тратака”, помогает улучшить зрение, очистить слезные каналы, снять нервное напряжение.

Исходная поза:

Встаньте в тадасану. Запрокиньте голову назад как можно сильнее. Глаза широко раскройте и скосите взгляд в точку межбровья.

Упражнение:

Концентрируйтесь в точке межбровья, старайтесь не моргать. Если в какой-то момент начали отделяться слёзы, сделайте короткий отдых, после чего продолжайте упражнение.

● Укрепление плечевого пояса (Скандха-татха-баху-мула-шакти-викасака)

Это упражнение снимает напряжения в плечевом поясе, помогает обрести тонус всей верхней части тела. Значительно улучшает кровоснабжение мышц, нервов, костей и сосудов.

Исходная поза :

Встаньте в тадасану. Руки вдоль туловища, ладони сжаты в кулаки, большие пальцы рук внутри ладоней. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. На задержке потяните подбородок вниз, к ключичной ямке. Глаза прикрыты.

Упражнение:

Интенсивно поднимайте плечевые суставы вверх и бросайте их вниз на задержке вдоха. Как только вы захотите выдохнуть, откройте глаза, расправьте плечи и поднимите голову.

● Проработка грудной клетки (Вакша-стхала-шакти-викасака)

Это упражнение развивает и расширяет грудную клетку и показано при заболеваниях лёгких и сердца.

Исходная поза :

Встаньте в тадасану. Руки вдоль туловища, ладони направлены назад.

Упражнение :

Со вдохом поднимайте руки вверх и назад, за голову; ладони направлены вперёд. Вслед за руками прогнитесь всем корпусом назад, раскрывая всю переднюю сторону тела. С выдохом опускайте руки и становитесь в исходное положение. Повторите 5 раз.

● Укрепление живота (Удара-шакти-викасака)

Это упражнение массирует все внутренние органы брюшной полости и укрепляет мышцы живота.

Исходная поза :

1. Встаньте в тадасану. Руки на пояснице, корпус тела наклоните вперед на 60 градусов.

2. Так же как в предыдущем положении, корпус тела наклоните вперед на 90 градусов.

Упражнение:

1. В каждом из положений тела (60 и 90 градусов) выполните интенсивное дыхание «Бхастрика» со втягиванием живота на вдохе и выталкиванием живота на выдохе. Количество циклов дыхания – на ваше усмотрение.

2. В каждом из положений тела (60 и 90 градусов) выполните задержку на выдохе. Во время этой задержки выполняйте колебательные движения животом – толкайте стенки живота вперед и подтягивайте их внутрь. Затем вдохните и сделайте серию восстановительных дыханий.

● Укрепление спины (Кати-шакти-викасака)

Это упражнение работает над мышечным корсетом спины и оказывает общетонизирующий эффект.

Исходная поза:

Расставьте ноги широко. Поставьте ладони на таз так, чтобы большие пальцы были обращены вперёд.

Упражнение:

Со вдохом отклонитесь назад в глубокий прогиб. Останьтесь в этом положении на какое-то время, а затем, выдыхая, склонитесь вперёд и попытайтесь коснуться макушкой пола. Для начального уровня достаточно сделать упражнение 5 раз.

● Укрепление всего тела (Сарванга-пушти)

Это упражнение придаст телу гибкость, выведет накопившиеся отложения солей.

Исходная поза :

Расставьте ноги широко. Сложите кисти рук крест-накрест в запястьях, правое запястье сверху. Сожмите кулаки, большие пальцы внутри ладоней. Наклонитесь вперёд, положите перекрестье рук на подъем правой стопы.

Упражнение:

Со вдохом поднимитесь и отклонитесь назад в глубокий прогиб, потянитесь перекрестьем рук за головой. Описав туловищем полукруг, с выдохом наклонитесь к другой ноге – левой, коснитесь подъема левой стопы перекрестьем рук, но теперь уже левое запястье сверху. Повторяйте упражнение медленно и с привязкой к дыханию: вверх – вдох, вниз – выдох.

Эти и другие упражнения Сукшма-Вьяямы, описанные в первоисточнике, помогут вам содержать ваше тело в здоровье и долголетии, мысли – в спокойствии, а душу – в чистоте.

Ничего нет более вечного, чем потоки временного, но мы должны бережно относиться к тому временному, что выпало на нашу долю.

Сукшма-тонкое, вьяяма-динамическое, таков перевод уникального комлекса, с которым я впервые познакомился в 1984г.
Этому комплексу я обучался у Зубкова Виталия Анатольевича, окончившему два института Йогатерапии, в Дели и в Ладхнау, под непосредственным руководством, просветлённого мастера,- Дхирендры Брахмачари. Причём моё обучение этому комплексу длилось достаточно долго,- около 8ми месяцев. На разучивание каждой из асан (упражнений), давалась целая неделя. По истечению этого срока надо было сдать маленький экзамен. Если упражнение было освоено, по мнению преподавателя хорошо, тебе давали разучивать следующее. Перед тем, как приступить к практике, каждое упражнение обосновывалось теоретически и это всё конспектировалось в рабочей тетради. Описывались терапевтические эффекты и основные правила, необходимые для выполнения самой асаны. Рассматривались особенности и доминирующая роль базового, или специального, соответтвующего данной асане дыхания. Обосновывалась правильная последовательность в построении асаны и создание верно направленного вектора силы, от которого зависит эффективность результатов. Далее направление взгляда и внимания, которые не всегда совпадали, а также умение дифференцировать аспекты Ха и Тха. После тщательного исследования всех тонкостей асаны, мы приступали к изучению практической части. Припоминаю, что для каждого были дополнительные рекомендации в зависимости от возраста, особенностей конституции тела, наличии отклонений в здоровьи и стартового уровня возможностей тела. Как упоминалось ранее, в течении одной недели, необходимо было соединить практику с теорией. Скажу честно, одной недели вовсе не достаточно, чтобы асану оживить. Вложить в неё такую силу понимания, чтобы во время выполнения чувствовать себя в ней комфортно и действительно добиться терапевтических и других развивающих эффектов. Помню, что сложнее всего, давалось одновременно удерживать внимание, на разнонапрвленных фукциях при отстройке и выполнении асаны, особенно в тех, которые относятся к динамическим. Некоторые из асан раскрылись для меня во всей полноте и понимании заложенной глубинной мудрости, спустя полтора, а некоторые по прошествии более чем двух лет. Зато сегодня, с полной уверенностью для себя, могу сказать, что лучше и мощнее по силе воздействия, одновременной простоте и доступности, пока ничего подобного этому кмплексу, не обнаружил. За свои, более чем 35 лет практики в Йоге, удалось ознакомиться со многими интерпретациями различных методик, разных школ и традиций. Всякий раз встречаясь с чем-то ещё, мне казалось, что я что-то упустил. Но взрослея вместе с моей практикой, я обращал тщательное внимание на источники,- всесторонне проявленные качества людей из которых исходила кажущаяся новизна и книги в таком многообразии изобилующие на современном книжном рынке. Скажу просто, когда я начинал свой путь в Йогу, книг практически не было, а те редкие, которые с большим трудом доставались, были написаны МАСТЕРАМИ. Одним из глубоко почитаемых мною, по праву является просветлённый мастер,- Дхирендра Брахмачари, обучавщийся и получивший дикшу-посвящение, у такого же просветлённого мастера, Махариши Картикейи, который по преданию прожил 336 лет. Созданная этими замечательными мастерами,- ” Сукшма вьяяма”, является основным каждодневным обязательным утренним комлексом тонких динамических упражнений для больных и здоровых людей, разработанным и дошедшим до наших дней из традиционной школы Дхирендры Брахмачари.

Индия – родина Йоги. Из всех существующих на тот момент учителей, лишь Дхирендра Брахмачари смог проявить истинные (сидхис) сверхчеловеческие способности. Он был приглашён в наставники и стал личным врачом, первого лица в государстве,- Индиры Ганди. В 2011 году, я участвовал в программе подготовки преподавателей в Индии, организованной в международном ценре Йоги,-Syshymna. Как раз в это время проходил 10 ти дневный семинар 104- летнего Йога, который впечатляюще демонстрировал асаны из “Сукшма вьяямы”. Он отличался не только стройным, гибким телом, но и чувством юмора, живостью ума, свидетельствующей о развитом и сохранённом мозге, не смотря на свой преклонный возраст. Особенно если учесть, что сегодня, около 75% населения Нашей планеты старше 50-ти лет, страдают от проявлния болезни Альцгеймера – это частичная потеря памяти и неадекватная реакция во взаимодействии с реальностью.

После 3,5 лет обучения Йогатерапии и каждодневной практики этого замечательного комплекса, мы сдавали экзамены. Это происходило в доме отдыха, в Прибалтике, в течение полуторамесячного срока. К своей радости, экзамен мною был сдан на отлично и в 1989г. я получил свой первый сертификат с правом преподавания и присвоением квалификации -”мастер Ха Тха Йоги”.

Мудра-(энергетическое замыкание), формирует движение потока энергии, в соответвии с напрвлением заданном асаной, для получения и усиления соответствующего психоэнергетического и терапевтического эффекта.

Бандха-(энергетическая запруда), необходимая для накопления и перенапрвления движения энергии в зависимости от поставленной, практикующим задачи.

Три основные бандхи:
1. Джаландхара бандха: горловая.
а) Передняя с правильным наклоном головы и приведением подбородка к гортани.
б) Задняя с отведением подбородка вверх и головы,- назад.
В таком положении удерживается на шуньяке-(задержка после выдоха), или в зависимости от необходимости на кумбхаке- (задержка после вдоха), до ощущения малейшего дискомфорта.

2. Уддияна бандха: чревная или абдоминальная, в первом варианте, на фоне (шуньяки)-задержки дыхания после выдоха, живот втягивается внутрь к позвоночнику и поднимается под рёбра. Во втором варианте живот выпячивается вперёд, в сопровождении приподнятых рёбер и удерживается до малейшего дискомфорта на (кумбхаке)- задержке после вдоха. В некоторых текстах имеет своё отдельное название,- уддхара бандха.

3. Муладхара бандха: локализуется в тазу, её называют корневой. Для мужчин, специфическое сокращение мышц в области над уздечкой между анусом и гениталиями на три пальца внутрь. Для женщин, внутреннее мышечное сокращение в области шейки матки. Выполняется в соответствии с предписаниями, сопровождая конкректную асану, или в самостоятельном варианте.

Маха бандха: вариант при котором все три бандхи выполняются одновременно.

ВНИМАНИЕ – данное краткое описание не может быть инструкцией к выполнению бандх, тем более, что есть противопоказания и особенности с учётом индивидуального состояния. Кроме энерго структуры, на уровне физиологии, бандхи напрямую воздействуют на эндокринную систему. Требуется детальное ознакомление и специальное обучение для их правильного выполнения.

Асана-(поза или упражнение, выполняемое в статическом или динамическом режиме), один из основных развивающих аспектов практики Ха Тха йоги. Это то, что даёт реальную возможность восстановить сенсорно-моторные связи, диалог с телом, утраченный в современном неосознанном проживании и неправильном отношении к себе. Асана- это один из способов научиться самостоятельно диагностировать, исследовать и практически ознакомиться с природой и возможностями вашего тела.

Согласно классическим текстам по йоге, в асане ученик должен чувствовать себя комфортно, но чтобы довести выполнение каждой асаны до комфортного состояния, необходимо правильно настроившись, привести к согласию разум с душой и учитывая реальные возможности, без насилия над ним, договариваться с телом. Однажды вы поймёте, что благодаря такой каждодневной практике, меняется отношение к себе и это новое прекрасное качество в вас, незаметно начнёт проникать в вашу жизнь и изменит общение с другими людьми, а это не просто физическая активность, но много больше и важнее. Уйдут конфликты на внутреннем и внешнем плане, которые неминуемо отнимали часть жизненной энергии. Выполнение асан это прекрасное времяпрепровождения с самими собой, вместо того, чтобы убегая от реальности топить скуку в стакане со спиртным, пребывть в опустошающей праздности, или заниматься ещё какой нибудь ерундой, развернись к себе, добудь в огне практики, природой заложенный потенциал и тогда откроются лучшие двери в твою жизнь. Доказано, что достаточно 10-ти минут физической активности и начнёт вырабатываться эндорфин,- нейропептид, дающий ощущение радости, а после выполнения целого комплекса, у вас появится стойкое состояние удовлетвоения. Добросовестно и регулярно практикуя асаны, вы может быть откроете для себя, что каждая ваша клеточка и всё тело, создано разумом запредельного порядка. Сама природа, миллионы эволюционных лет формировала разум ваших клеток. Практикуя в асанах, одну из заповедей,- АХИМСА (не навреди), внимательно наблюдая и прислушиваясь, с интересом открываешь для себя голос тела. Различные звуки, внутренние пульсации, вибрации и покалывание- мурашки, реакцию меняющегося цвета кожи, потливость, моменты наступления дискомфорта, боли и усталости, изменения в состоянии сознания, частоте пульса и тонкое наблюдение меняющихся цветовых гамм в зрительном экране, слышание внутренних звуков,- нада, изменение температуры и потоки тепла в различных участках, дифференцированное ощущение напряжения и расслабления,- это целый мир внутри вас и всё, проявляющееся абсолютно закономернo. Представьте, в одной вашей клетке, записана эволюционно трансформированная за миллионы лет, генетически переданная и кармически обусловленная,- 7мью поколениями ваших предков, храняшаяся на уровне ДНК информация, которой больше, чем в целой акдемии наук. Лучшее к чему вы придёте, это на мой взгляд, вытекающее из понимания абсолютной закономерности и уникальности вашей внутренней сути, естесственное решение, стать у этого тела благодарным учеником. Поверьте хватит на всю жизнь и это лучшая, живая книга, которую вам доведётся прочитать, надо только выучить язык тела. Асаны это ваш шанс распознать величие законов природы, управляющих функцианальным взаимодействием ваших клеток и понять на сколько мал в сравнении с этим наш умишко. Увидев всю иллюзорность его обусловленных флуктуаций, тем самым, практикуя прийти к согласию с собой и смиренному отношению к окружающему нас реальному Миру. Осознать единство жизни внутри и снаружи, а ведь это и есть ЙОГА-ЕДИНЕНИЕ. При таком отношении “Сукшма Вьяяма” развернётся для вас совершенно иначе!

Однажды кому-то может показаться “Сукшма Вьяяма”, исчерпала себя, надоело одно и тоже каждый день, хочется разнообразия! Вспомните прекрасный пример из самой природы,- КАПЛЯ камень точит. Мягкая капелька, которую легко можно растереть, способна в каменной тверди выточить углубление. При каких условиях это возможно? Первое- регулярность, второе- капля постоянно должна капать в одну и ту же точку. Ну какое тут разнообразие? Исходя из этого приходит понимание, как трансформировать ваше тело. Это возможно только при включении механизмов адаптации на клеточном уровне. Напоминаю, ТЕЛО НЕ ВАМИ СОТВОРЕНО, и просто так реакцию приспособления не включить, нужен постоянный, т.е. каждодневный однонаправленный раздражитель, как с каплей! Только тогда вы сможете уговорить этот микро космос, состоящий из 10ти в шеснадцатой степени,-100000000000000000 клеток, включиться в настойчиво предлагаемую программу. Только так ваши клетки, обладающие своим мощным, направленным на выживание инстинктивным разумом, смогут поверить, что вам это действительно нужно. Но тем не менее, хочу заметить, разнообразие есть,- оно заключено в том бесконечном творчестве направленном на постижение тонких аспектов, находящихся внутри самой “Сукшма Вьяямы”. Это пожалуй как в нашей жизни, однажды вы скажете:” Мне надоело заниматься сексом с одним тем же человеком, есть одну и ту же еду и постоянно ходить на эту однообразную работу”. Дело не в вашей жене, работе или еде, просто ушла или нет ЛЮБВИ, которая способна переводить отношения в ранг творчества. В творчестве не результат является главным, только если вы заняты делом любимым-то само действие приносит радость. И ещё один пример из природы,- посаженное деревце не может сразу дать плоды. Его надо посадить в благодатную почву, в правильном месте, так чтобы солнышко освещало, да поливать и пропалывать, запастись терпением с пониманием того, что не сразу зацветёт и плоды не сразу и не быстро, по вашему желанию созреют, а только к осени. Нужно время и ход событий в полном соответствии с законами природы. Тоже самое и с природой вашего тела. Отнеситесь с пониманием и запаситесь терпением. Дальше только труд, основанный на знаниях. Внимательно выполняя этот комплекс каждый день, вы лучше познаете основные принципы, заложенные в третью ступень,- Ха Тха йогу и подготовите себя к постижению последующих.

Укореняясь в практике, со временем вы обнаружите, что происходит развитие,- от грубых, физических уровней, к более и более тонким. На следующем этапе вы углубляетесь в постижение психического, дальше энергетический и затем- информационный уровень, находящийся у истоков, фомирующих закономерные начала. Это и есть движение от грубой материи к тонкому духу, что полностью соответствует главной цели нашей жизни,- ЭВОЛЮЦИИ.

Терапевтические эффекты, сопровождают каждое отдельное упражнение, конечно при условии правильного выполнения асан. Но также и весь комплекс в целом оказывает несоизмеримо благотворное влияние на всю вашу биосистему. Раньше или позже, в зависимости от степени запущенности, вас начинают покидать болезни опорно-двигательного аппарата, головные боли, стабилизируется состояние нервной системы, улучшаются функции пищеварения, усвоения и выделительной систем. Стабилизируются нарушенные природные циклы и вес тела, улучшается память и скорость мысли, увеличивается выносливость, сила и гибкость, повышается сексуальная потенция и работа всей урогенитальной системы как у мужчин, так и женщин. Это поверьте не полный список того, что вы заслуженно приобретаете, ещё раз повторюсь, при условии добросовестного и осзнанного отношения, к регулярному выполнению “Сукшма Вьяямы”. Тело является инструментом в руках вашего сознания, а для того, чтобы инструмент звучал его надо настроить. Сукшма Вьяяма прекрасно отстраивает тело, снимает блоки на различных уровнях и тем самым позволяет жизненной энергии полноценно питать и поддерживать функцианальное взаимодействие как на клеточном уровне, так и межу разумом, душой и телом. Этот комплекс прекрасно подготовит вас к выполнению более сложных асан и придаст последующей практике истинный смысл и развивающую силу.

Здесь описаны некоторые особенности уникального комплекса, дошедшего до наших дней из глубокой древности. Наследие Йоги бережно передавалось из поколения в поколение лишь немногим посвящённым. Только то, что является действительно актуальным для самой жизни может пройти самоё серьёзное испытание,- временем. Сегодня эти знания стали доступными для всех желающих, но откроются, только лишь по настоящему страждущим. Чтобы зёрна проросли, почва должна быть благодатной. Станьте этой благодатной почвой, засейте в неё труд, основанный на знании древней мудрости и тогда обязательно прорастут плоды здоровья, радости и свободы!!!

Сукшма Вьяяма йога – это практика, которая зародилась в Индии. Она представляет собой особую последовательность асан, которые оказывают очень мощное воздействие на энергетическое тело человека, что понятно из самого названия (с санскрита Сукшма переводится, как "тонкое", что является явным намеком на тонкое тело). За исключением этого Сукшма Вьяяма йога положительно сказывается на всех внутренних органах, железах и центральной нервной системе.

Упражнения в этой йогической практике были разработаны так, чтобы оказывать развивающее и стимулирующее воздействие на кости и мышцы. Кроме того, выполнение асан из Сукшма Вьяяма йога нормализует работу тех органов, на работу которых человек не может сознательно повлиять в повседневной жизни: нервную, пищеварительную систему, железы внутренней секреции. Упражнения этого учения активизируют работу Нервус Вахуса, который простирается от головного мозга до основания позвоночника, что и объясняет их эффективность. В Сукшма Вьяяма йога особое внимание уделяется пранаяме, что в купе с выполнением мудр, бандх и упражнениями, направленными на концентрацию внимания, делают первую очень эффективной. Если верить индийской философии, то в процессе практики этой йоги, жизненная сила Прана поступает в человека без каких либо преград и наполняет его в той степени, в которой необходимо. Благодаря достаточному поступлению космической энергии, человек становится более здоровым, счастливым и открытым.

Регулярная практика Сукшмы Вьяяма йоги избавляет человека не только от душевных терзаний, депрессии и нормализует работу внутренних органов, но еще и излечивает многие болезни. Благодаря ей, многие люди справились с недугами, которые мучили их на протяжении многих лет.

Основоположником этого учения является Дхирендра Брахмачари. В начале 70-х годов он прилетал в Советский Союз для того, чтобы улучшить физические и психологические показатели космонавтов. Благодаря этому человеку, были разработаны методики, позволяющие находиться на космической орбите в течение года. Следует отметить, что эти техники используются по сей день и считаются самыми эффективными в мире.

Сукшма Вьяяма йога – это практика, рассчитанная на самых разных людей. Она включает в себя как достаточно как простые упражнения, так и те, что требуют достаточно хорошей подготовки. Следует отметить, что даже при выполнении этих мощных асан и эффект достаточно мощный, особенно если сравнивать с некоторыми другими техниками.

Важно знать, что сукшма вьяяма – это йогическая практика, которая в первую очередь направлена на чистку и развитие тонкого тела. Практикуя ее регулярно, вы быстро заметите, насколько улучшилось ваше психическое состояние. Вы станете более расслабленным и уравновешенным, а это именно то, что нужно современному человеку, живущему в мегаполисе.



  • Разделы сайта