Упражнения для физкультминутки. Комплекс упражнений физкультурных минуток. В нашем классе

Путешествие в город звуков

Цель: развитие фонематического восприятия.

1. Коррекционные:

    закрепить навыки дифференциации звуков [С], [Ш] в слогах, словах;

    развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

2. Развивающие:

    упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе;

    упражнять в делении слов на слоги;

    закрепить понятия “звук”, “слог”, “слово”.

3. Воспитательные:

Оборудование: мольберт;картинки в названии которых есть звуки [С] и [Ш]; схемы; колокольчик; очки – невидимки; “кочки”- 4 шт., “Слоговые домики” - два комплекта.

Ход занятия

1.Организационный момент

Ребята, хотите отправиться в путешествие? Возьмитесь за руки и скажите друг другу слова удачи.

В добрый путь, счастливого пути, ни пуха - ни пера,

Цель нашего путешествия – город звуков. Мы побываем в гостях у согласных звуков.

На картинки посмотри,
Звуки общие - найди.

На экране картинки:

гармошка, неваляшка и матрешка

Звук [Ш] “живет” в гармошке,
Неваляшке и матрешке.

На экране картинки:

стакан, сковорода, сметана.

Звук [С] “живет” в стакане,
Сковородке и сметане.

Вы догадались к каким звукам мы пойдем?

Мы пойдем в гости к звуку [С] и звуку [Ш]

2. Основная часть

В пути нас ожидают интересные встречи и неожиданности, к которым нам нужно подготовиться, вспомнить все об этих звуках.

Дети садятся за столы, на которых

стоят зеркала и лежат счётные палочки

Что можно сказать о звуке [Ш]?

Дети дают характеристику звуку [Ш]

Рассказ подкрепляется схемой:

Губы трубочкой; широкий язык “чашечкой” поднят кверху, края прижаты к верхним зубам; теплая воздушная струя. Согласный, твердый,глухой, шипящий.

Что можно сказать о звуке [С]?

Губы растянуты в улыбке; язык внизу, упирается в нижние зубы; воздушная струя-холодная. Согласный, твердый, глухой, свистящий.

Чем похожи звуки [С] и [Ш]?

Согласные, твердые, глухие

Чем они отличаются?

Игра “Кулачок – ладошка” (Дифференциация звуков)

В страну звуков могут попасть только внимательные ребята, которые не путают звуки [С] и [Ш]. Я буду произносить звуки, а вы, если услышите звук [С] – покажите кулачок, если звук [Ш] – ладошку.

Ж, Ш, З, Ш, С, Ш, С…

СА, ШИ, ОС, УШ, ШТА, СТА, АСТ, ОШТ…

Молодцы! Пришла пора отправиться в путь. Но у нас на пути болото, нужно пройти по кочкам по одному и не упасть. Послушайте, что же шепчет болото.

Игра: “Повтори не ошибись”

(воспроизведение слоговых рядов)

Ребята, мне кажется, что мы заблудились. Как же быть? Кто же нам поможет найти город звуков?

Раздается звук колокольчика

Что же это за звук раздается?

Игра “Где звенит?”

Мы пойдём на звук колокольчика. Но колокольчик звонит только тогда, когда его никто не видит. Закройте глаза, а правой рукой следите за звуком.

Логопед звенит колокольчиком и меняет местоположение,

дети указывают правой рукой на звук

Звучит запись – звуки речи

Уже слышны звуки речи, значит мы на верном пути.

На экране город звуков, на котором изображены герои из мультфильмов, в названии которых есть звуки [С] и [Ш](например, Смешарики), а на облаках изображены буквы С и Ш

Открывайте глаза.

Город звуков нас встречает

И к себе он приглашает

Город звуков разделяет река. Справа от реки улица Шипящая. Посмотрите на неё.

Дети смотрят на правую часть города

Как вы думаете, почему она так называется?

Ответы детей

Слева от реки – улица Свистящая. Кто же живёт на этой улице?

Ответы детей

Как вы думаете, все ли жители сейчас находятся на своих улицах?

Ответы детей

Давайте на улицу Свистящую позовём жителей, в названии которых есть звук [С].

Дети находят картинки, в названии которых есть звук [С].

На улицу Шипящую позовём жителей, в названии которых есть звук [Ш].

Дети находят картинки, в названии которых есть звук [Ш].

Самоделкин выстроил трехэтажный дом для друзей на улице Свистящей. Посмотрите на балконы дома. Как вы думаете, кто будет жить на первом этаже? На втором? На третьем?

Мы с ребятами шагаем,
Части слова мы считаем.

Игра: “Новоселье” (деление слов на слоги)

Дети расставляют картинки в зависимости от количества слогов в слове.

А теперь, посмотрите на улицу Шипящую.Как вы думаете, кто из жителей в каком доме живет? Почему?

Дети расставляют картинки в зависимости

от местоположения звука в слове

Ребята, звуки любят ходить друг другу в гости, но мост на реке сломался. Как же им помочь?

Дети: отремонтировать мост

Отремонтировать мост нам помогут слова, но для этого нужно в слове звук [С] заменить на [Ш]. После правильного ответа на экране появляется прямоугольник, а затем и мост через реку.

Сутки – шутки миска – мишка усы - уши

Каска – кашка маска – Машка Марс - марш

Игра “Чудесные превращения”

Молодцы! Славный получился мост.

Звучит запись шума – всплеск воды

Ребята, что за звук? Посмотрите, да это же необычные рыбки плавают в реке.

Поймайте рыбку, на которой в названии картинки звук [С]. Со звуком [Ш]. Со звуком [С] и [Ш].

Игра “Рыбалка”

На контур рыбки прикреплены картинки, на носике рыбки магнит. Удочка с магнитом.

А ещё в городе звуков есть школа. Там живёт волшебный колокольчик.

Звук колокольчика

Колокольчик зазвонил,
Ребят в звуки превратил.

Игра “Живые звуки”

Выходят 5 детей: 1 – звук [М], 2 – звук [И], третий – [А],

четвертый – [Ш], пятый – [ К].

Составьте слово - МИШКА

Я – звук [М]

Я – звук [И]

Я – звук [Ш]

Я – звук [К]

Я – звук [А]

Какое слово получилось?

Звукобуквенный анализ слов МИШКА и МИСКА

Чем похожи слова – МИШКА и МИСКА

В чем отличие?

3. Итог занятия. Рефлексия

Вы отлично справились с заданиями волшебного колокольчика. Но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте оставим жителям города звуков на память о себе подарок – букет цветов наших успехов.

Выставить на мольберт изображение вазы.

Посмотрите на цветы. Что у вас сегодня получалось лучше? Что вам особенно запомнилось? Выберите нужный цветок и поместите его в вазу.

В середине цветка – фотографии заданий, которые дети выполняли.

Дети оценивают своё участие в занятии и выставляют цветы в вазу.

Какой пышный букет у нас получился, а это значит, что вы сегодня многому научились и многое узнали. В гостях, у каких звуков мы побывали?

Речевое развитие - важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до . Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков - сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать . К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества - отличные вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

На букву Л

Твердый тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

Окончила Московский педагогический государственный университет, дефектологический факультет, специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью – логопедия (2005 г.).
Награды :
диплом за выступление с научным докладом «Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушением речи» на Межвузовской научной студенческой конференции «Актуальные проблемы современной коррекционной педагогики и специальной психологии» (2005 г.);
диплом 1 степени лауреата конкурса МПГУ на лучшую научную работу среди студентов (2005 г.);
1 место в окружном этапе Московского городского профессионального конкурса «Сердце, отданное детям» (2009-2010 уч. г.);
диплом участника городского этапа Московского городского профессионального конкурса «Сердце, отданное детям» (2010 уч. г.);
диплом участника Профсоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества педагогов города Москвы (2010 г.);
благодарность за активное участие в подготовке и проведении творческой мастерской в рамках педагогической эстафеты «Культура народов мира» (2012 г.);
благодарственное письмо Методического центра Северо-Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы за активное участие в окружном форуме «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в школе» (2013 г.);
диплом участника Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества за представление своего педагогического опыта в рамках номинации «Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование» (2013 г.);
диплом 1 степени за победу в Международном конкурсе «Логопедическое занятие» (2014 г.).
С 2004 года – преподаватель детского сада и детских центров.
Репетитор с 2005 года.

Отзывы

Плюсы: Прекрасно работает с маленькими детьми. Все в игровой форме. Ребенок ждет встречи с Олесей. Минусы: Нет Описание: Мы пригласили Олесю Алексеевну к нашему ребенку-молчуну 3-х лет, чтобы она его разговорила. Это был уже 3 логопед, с другими пришлось расстаться. так как

ребенок через месяц занятий начинал капризничать, ему надоедали одни и те же занятия, да и не каждый маленький ребенок согласиться, если незнакомая тетя лезет ему в рот или делает массаж лица. Результат от занятий с Олесей Алексеевной был виден сразу. На следующий день ребенок целый день играл и говорил "сюда" - так как это слово у него получилось. Олеся Алексеевна добивается от ребенка максимального результата, притом сам малыш этого не замечает, он воспринимает все занятие как игру. Ребенок начал "говорить", а не просто показывать пальцем и мычать. Мы занимаемся уже 2 месяца - словарный запас вырос. Всем советую Олесю Алексеевну как замечательного специалиста, именно для маленьких детей (как она работает с другим возрастом мы не знаем).

Цены


2700 / 60 мин.

2700 / 60 мин.

2700 / 60 мин.
Длительность занятия - 45 мин.

Доброго всем дня! Хочу сегодня поговорить об очень серьёзной теме, как логопедические занятия с детьми 5 7 лет. Ведь неправильное звукопроизношение многие списывают на возраст. Перерастёт, думаем мы. А ведь может сложиться по-другому. Знаете о неприятностях, которые влекут за собой корявость речи у взрослого?

В первую очередь, это огромная неуверенность в себе и своих силах. Только представьте! Такой комплекс создаст проблемы где угодно! От поиска хорошей работы до успеха в личной жизни. Давайте поправим, пока не поздно, неверное произношение у деток! Изучим ряд интересных игр, занятий по самым распространённым ситуациям. Приступим!

Предлагаю для начала рассмотреть виды речевых нарушений. Их бывает много, но у каждого ребёнка свой.

  • Заикание. Это достаточно распространённое явление. Заметить можно годикам к 3, в это время начинают выстраиваться первые предложения. Важно сразу обратиться к хорошему логопеду. Ведь ни один специалист не гарантирует, что через пару лет проблема не вернётся вновь…
  • Дислалия. Слово очень умное! Но за этим кроется тоже распространённая проблема дошколят ― неверное произношение согласных звуков. Особенно часто, это касается «Р», «Л» и «Ш».
  • Гнусавость. Тут, конечно, основную роль играет природный факторнеправильное строение речевого аппарата. И очень хорошо будет навестить отоларинголога для решения такой задачи.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР). Здесь, дорогие читатели, нередко виновниками становятся близкие родственники малыша. Разного рода сюсюканья, недостаточное общение приводит к тому, что дитя постоянно всё путает. Я сейчас об окончаниях в словах, путание предлогов и т. д. Это может плохо сказаться потом. Ведь скоро в школу!
  • Врождённые патологии неврологического характера. Уже требуется комплексное лечение и у невролога.
  • С задержкой речевого развития (ЗРР). Обычно такое проявляется годикам к 3. Ведь, в это время детки лопочут не переставая! Поэтому в случае короткого словарного запаса обратитесь к специалисту, не затягивая!

Уделяйте достойное внимание карапузу. Контролируйте речь ребёнка. А в случае, пробелов, ищите помощи у врача!

Когда вести ребёнка к логопеду?

Даже не знаю, почему, но сегодня резко выросло количество деток с проблемами звукопроизношения. Скажите, сколько времени в день Вы уделяете чтению, а сколько совместному просмотру телевизора? Одной из причин я вижу глобальную заинтересованность детишек (чуть ли не с пелёнок) техническими средствами. Детвора мало общается. Стремления к этому нет. А зачем? Ведь вокруг так много интересного, и сосредоточено в одном месте: в телевизоре.

В итоге мы и сами можем упустить тот золотой момент, чтобы отправить чадо к специалисту. Есть внегласное правило у логопедов: чем раньше, тем лучше. Правильно, это должно быть решено сразу. Простите за сравнение, но если испачкать платье и оставить его на долгое время без стирки, что будет? Конечно, есть риск, что пятно въестся и не отстирается. Так и здесь.

Самый пик посещений приходится на деток 4 ― 5 лет. Именно сейчас они должны произносить сложные согласные, строить предложения с логикой. Точнее, даже тексты с участием элементарных слов. Должна быть последовательность в его рассказах. Проведите тест, попросив чадо пересказать простейшую картинку. Не получилось? Тогда к специалисту!

Когда будет выставлен точный диагноз, начнёте посещать уроки, которые обязательно дадут результат. Но и дома не ленитесь, занимайтесь в игровой форме, хотя бы минут по 20. Только не принуждайте, малыши этого не любят! А я расскажу, какие упражнения можно выполнять в домашних условиях, в зависимости от проблемы.

На произношение звуков

Те, кто уже столкнулся с этой стороной медали, знают, что коварнее всего звуки Р, Л и Ш. Если дитя их просто не произносит (теряя в слове), это пока не подошло время. А когда начинает вместо них выговаривать иные, более простые буквы, повод задуматься.

Вот Вам несколько упражнений на заметку. Они артикуляционного характера, для правильного формирования язычка, нёба, губ. В общем, всего артикуляционного аппарата.

Учимся говорить Р чётко! Мне очень нравятся такие мероприятия:

  • Открыть широко рот и улыбнуться. Нижняя челюсть неподвижна, а кончик языка поднят вверх, будто гладит нёбушко взад вперёд. Рекомендация: сделайте сперва сами, чтобы Вы поняли принцип. Так, будет проще донести до чада суть!
  • Чистим зубы кончиком языка с внутренней стороны. Ротик широко открыт. Видите, как просто! Пятилетнее дитя сделает без труда.
  • И ещё, интересный вариант. На деревянную палочку одеть маленький шарик, дитятко открывает ротик и произносит ДДРРР. Вы, в это время, водите этим инструментом под языком. Движения надо совершать быстро.
  • Попросите произнести «ДА», при этом язычок пусть упрётся в зубки. «ДЫ» ― в верхнее нёбушко.

В произношении звука «Р» Вам поможет просмотр данного видео.

Учимся произносить Л:

  • Широко откроем рот, язык положим на нижнюю губу, придерживая подбородок, произносить Ла, Ло, Ли, Лу.
  • Язычком водить по нёбу, будто красим его.
  • А ещё пусть пробует язычком дотронуться до кончика носика.
  • Слизываем мнимое варенье с губ.

Теперь проблематичная буква Ш:

  • Кончик языка просунуть под верхнюю губу, и резко оторвать, со щелчком.
  • Губки надо округлить, вытянув их вперёд. Так держать 6 секунд.
  • Возьмите кусочек ватки, положите на носик малыша. А он пускай попытается её сдуть, чтобы она полетела вверх. Это забавное упражнение, обязательно будет оценено чадом.

А вот подборка на каждый день, для произношения чёткой речи.

Учимся говорить чётко

В 5 ― 7 лет дитя уже способно повторить за родителем или педагогом многие упражнения. Но среди них есть и сложноватые. Я постаралась скомпоновать воедино самые простые и эффективные. Кстати, отлично подойдут они и для детишек с ОНР.

Артикуляционная гимнастика

  • Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. А потом вытягиваем губки в трубочку.
  • Напрячь губы, как можно сильнее. Плавно расслабить.
  • Кусать зубками верхнюю и нижнюю губу попеременно.
  • Цоканье копыт. Это всем известное действие. Деткам понравится без сомнения!

По времени достаточно 15 минут. Кстати, такие коррекционные манипуляции прекрасно подойдут не только деткам, но и любым людям с нарушениями звукопроизношениями.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вот ещё несколько примеров на коррекцию развития речевого формирования:

  • Всем известно, как плачут младенцы? Вот и воспроизведём этот звук: Уа, Уа.
  • Попищим, как мышата: Пи, Пи.
  • А как мы шумим, когда заблудимся в лесу? Ау, Ау!
  • Завыл сильный ветер: УУУУ.
  • А теперь сочетание гласных и согласных буковок. Имитация криков животных: Мяу, Му, Ква, Ко-Ко, Га-Га.
  • Рычит медведь: РРР.
  • Распеваем голосок: Ля-ля, ла-ла-ла.

Пение, кстати, очень полезно. Выберите песенку, которая нравится детёнку. Быть может, приуроченную к ближайшему празднику. А ещё им нравится «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Во поле берёзка стояла». На первый взгляд они простенькие, зато там плавно тянутся слова, что очень важно для коррекционных работ. Этим, кстати, пользуются педагоги детского сада. Там обязательно есть уроки музыки. Но и развивающие мероприятия с логопедом там тоже присутствуют.

Занятия в детском саду

Скажите, Ваш дитятко посещает садик? Если да, как там проводятся логопедические занятия? В саду, куда ходит наш Доминик, есть 2 типа:

  • Индивидуальные. Когда у какого-либо малыша определённая проблема.
  • Групповые (фронтальные). Собирается группа деток со сходными дефектами.

В идеале, так должно быть во всех дошкольных учреждениях. Но 5 ― 7 лет, это уже подготовительная группа. Ведь скоро в школу! Какие занятия хороши тут? Одним из таких являются распевки. И это не простые песенки, как Вы могли подумать. Это пение и выполнение определённых действий синхронно.

Вот самый простой вариант: «летит самолёт». Детки поют под мелодию УУУУУ, руки надо расправить, как крылья. Педагог руководит их действиями:

  1. Гудим с разной громкостью (самолёт улетает то дальше, то летит ближе).
  2. Сломался. При издавании звука УУУУ детишки ударяют себя ладонью в грудную клетку.
  3. Приземляемся. Исполняя УУУУ, расправив крылья, детки бегут каждый, к своему стульчику.

Очень интересны манипуляции с микрофоном. Детишки слышат свой голос, при этом, то убирают микрофон подальше, то подносят ближе к себе.

Неприятностей, конечно, много. Но сейчас, большинство из них решаемы. Даже те, которые именуются ЗПР или ЗПРР.

Диагноз ЗПР не приговор

Есть родители, которые мнят и выдумывают дефекты своему чаду. Не даром говорят в народе: «Лучше перебдеть, чем недобдеть». Но есть, кто в упор не видят ничего плохого. А ведь к 5 годкам дитя уже должен уметь излагать свои мысли понятными фразами. Не путать слоги в словах.

Есть несколько диагнозов, которые приводят родителей в ступор.

  • ЗРР. Когда недоразвито лишь слово произношение, но психически у чада всё нормально. Хорошо, если будет выявлено до 4 ― 5 лет, так как потом начинается иная стадия: зпрр.
  • ЗПРР задержка психоречевого развития. Когда вовлечена в процесс и психика дитя, его умственные способности.
  • ЗПР, это уже просто психическое развитие. Речевой аппарат страдает тоже, но основа тут психика малыша.

Не буду говорить о причинах, побуждающих такие состояния. Но, если так случилось, то правило логопедов (да и всех остальных докторов!) тут соблюдается. А гласит оно: «Чем раньше, тем лучше». Вы, надеюсь, понимаете, что, как и в любом заболевании здесь есть более сложные формы.

Обязательно отыщите хорошего специалиста, который найдёт общий язык с малышом. Скорее всего, тут надо подключать и невролога. Но первым делом соблюдайте хороший эмоциональный фон дома. Поверьте, от этого зависит многое. Ну а рекомендации по упражнениям с ЗПР сейчас напишу.

Литература

При любых дефектах звукопроизношения, дома надо иметь правильные книги. Они составлены грамотными авторами. А в комплексе с посещениями логопедических уроков обязательно помогут справиться!

  • «Логопедические домашние задания для детей 5 7 лет с ОНР» Теремкова Н.Э. Это альбом №1, всего их 4. А посвящён каждый определённым лексическим тематикам.
  • «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5 7 лет» Дербина А.И. Самый лучший способ заинтересовать чадо заниматься ― играть с ним. Вот это пособие и построено в игровой форме. А предназначено для детишек со сложными дефектами.
  • «Уроки логопеда. Игры для развития речи» Косинова Е.М. Как видите, тут тоже всё построено на элементах игры. То, что мне понравилось, годиться пособие от 6 месяцев до 6 лет! А собраны здесь и пальчиковые игры, и материал по артикуляционной гимнастике.
  • «Зашифрованные скороговорки. Конфетка» Кодолбенко Е.А. Помните из детства: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»? Вот очень похожее пособие, с забавными чистоговорками, которые придутся по вкусу маленькому читателю.
  • «Весёлая логоритмика» Железнова Е. Это аудиопособие. Чего только не придумано, чтобы заинтересовать дитятко! Но, главное, что это, действительно, несёт пользу! Весёлые стишки по развитию речи и внимания, зарядка для крупной моторики и ритмики.

Надеюсь, эти пособия станут Вашими настоящими помощниками по домашней работе с маленькими непоседами. Расскажите, а какие мероприятия по устранению речевых дефектов знаете Вы? Как занимаетесь? Что читаете для этого? Делитесь опытом, оставляя комментарии. И подписывайтесь на обновления блога! До скорых встреч. Пока!

Любые отклонения в нормальном произношении звуков могут создать массу неудобств для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Малыш в 6-7 лет сравнивает свою речь с речью других детей, и, если имеются дефекты, он начинает смущаться, замыкается, неохотно идет на контакт. Это мешает ему нормально строить отношения с ровесниками и обучаться, ведь учеба в начальной школе неразрывно связана с речевыми функциями.

Помочь ребенку преодолеть трудности могут логопед и детский психолог. Многие родители и сами принимают активное участие в коррекции речи ребенка, занимаясь с ним дома. В этом материале мы представим несколько самых эффективных логопедических игр для дошколят.


Когда нужны домашние занятия?

Дошкольники, у которых есть проблемы со звукопроизношением, в детском саду или в школе раннего развития проходят логопедическое обследование. В ходе этой необычной диагностики речевых возможностей логопед выясняет, как рано заговорил малыш, какие слова были первыми, когда он научился строить предложения, есть ли у него дефекты речи и трудности с произношением определенных звуков.

Обычно исследуют следующие звуки и сочетания: C, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, Рь, Л, Ль. Оценивается не только отдельное произношение, но и звучание их в словах и слогах.



Логопед оценивает также работу артикуляционного аппарата ребенка, его прикус, состояние зубов, языка, губ. И только после этого все данные заносятся в речевую карту. В нее же вписываются назначения специалиста.

Помимо посещения кабинета логопеда в группе или индивидуально, родителям рекомендуется заниматься с дошкольником в домашних условиях. Именно такие, домашние занятия и вызывают у родителей массу вопросов.



Как построить занятие

Оптимальная форма усвоения информации для детей 6-7 лет - игровая форма. В этом возрасте у мальчиков и девочек есть потребность не просто в играх, а в сюжетных и ролевых заданиях, в которых они смогут попробовать себя в разных ролях. Это обязательно нужно учитывать, планируя домашние логопедические занятия.

Проводить их следует ежедневно, уделяя хотя бы 10-15 минут. В идеале стоит заниматься с ребенком трижды в сутки по 10 минут.

В каждое занятие желательно включать такие составляющие:

  • разминка (гимнастика) для речевого аппарата - 3-5 минут;
  • логоритмика (произношение проблемных звуков в стишках и чистоговорках) синхронно с движением, в такт прыжкам или ходьбе - 1-2 минуты;
  • дыхательная гимнастика с произношением проблемных звуков на выдохе (1-2 минуты);
  • стихи и песенки, можно в сочетании с движением, окрашенные эмоционально мимикой и жестами (3-4 минуты);
  • логопедические игры с дидактическим материалом (4 -5 минут);
  • новые упражнения - показ и повтор (2-3 минуты).

Как видите, много времени это не займет.

Помимо очевидной пользы для развития речи, такие совместные занятия и игры пойдут на пользу общению взрослых и ребенка, они помогают лучше понять друг друга и установить доверительные отношения.




Упражнения для речевого аппарата

Артикуляционная гимнастика может стать очень смешным и занятным времяпрепровождением. Родители могут предложить ребенку высовывать язык как змея, «свешивать» его вниз как уставшая собачка, высунутым языком можно нарисовать в воздухе что-либо, чтобы мама попыталась догадаться, что же чадо изобразило. Губы складывают в трубочку, изображают слоника и рыбку, растягивают в широкой улыбке, скалят зубки, подобно рассерженному льву.

Такие несложные упражнения хорошо развивают мимические мышцы, мышцы губ, языка, челюсть, а также поднимают настроение и ребенку, и взрослым. Если сопровождать артикуляционную гимнастику забавными звуками, дополняющими изображаемого животного, то веселье для всех обеспечено.




Скороговорки и чистоговорки

Ценность чистоговорок сложно переоценить. Они не позволяют ребенку пропустить в слове звук, произношение которого дается ему с трудом, заменить его на похожий, но другой звук.

Чистоговорки мамы и папа могут легко сочинить самостоятельно. Для этого в начало и конец рифмованного двустишия или четверостишия включают тот звук или сочетание звуков, с которыми у ребенка и возникают чаще всего проблемы.



Например, у дошкольника с проблемным «Л», произношение будет получаться значительно лучше, если в ритмических занятиях, при ходьбе, прыжках, в танце он будет произносить чистоговорку на этот звук:

Ла-ла-ла зима пришла,

Лапы елок побелила,

Льдом сковала, замела,

Лес околдовала.


С проблемными шипящими ребенку помогут справиться чистоговорки с обилием таких звуков:

Щи-щи-щи иди ищи

Шу-шу-шу пожар тушу

Ча-ча-ча дай калача.

Со звуком Р, которой с большим трудом дается большому количеству дошкольников, можно справиться, если регулярно использовать такие чистоговорки:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра за окном стоит жара,

Ре-ре-ре, ре-ре-ре погуляем во дворе.


При выборе скороговорок тоже следует обращать внимание на звуки и сочетания звуков, которые в них преобладают. Так, всем известная «Саша с сушками» – поможет при дефектах произношения шипящих звуков.

Для тренировки «Р» можно эмоционально рассказывать скороговорку о выдре в гетрах, которая в недрах тундры собирает ядра кедров, или стишок о раке в реке и незадачливом греке.

Для усвоения правильного произношения «Л» можно вспомнить историю об отлитом не по-колоколовски колоколе.

Сложность и темп произношения скороговорок следует увеличивать постепенно, начиная с пары предложений в медленном темпе и заканчивая парой четверостиший в соревновательном темпе - кто быстрее произнесет без ошибок.

Игры и задания

Занятия для дома хорошо дополнят игры с использованием картинок. Они не только помогут развивать речь, но и благотворно скажутся на развитии воображения, умении сочинять и выстраивать рассказы и выражать свои мысли. Для следующих занятий вам понадобится распечатать на обычных листах формата А4 следующие картинки.

Если они черно-белые, можно предварительно их раскрасить вместе с ребенком, ведь рисование, как и письмо, развивает мелкую моторику и стимулирует развитие речи. Как только картинки готовы, начинаем играть.


«Снежная сказка»

Игра для развития произношения шипящих, а также «З» и «С». Снеговик и Снегурочка собираются в путешествие. Им нужно сложить чемоданы. Задача ребенка – отправлять каждому из персонажей кружок из бумаги на наклеенным или нарисованным на ней предметом.

Снегурочка собирает только предметы, в которых звучит «Ш», «Ж», «Щ» и «Ч», а Снеговик - только те кружки, на которых изображены предметы, в названии которых есть «С», «З».

Для кружков можно использовать следующие слова и изображения - солнце, зонтик, шуба, шапка, щетка, чашка, сарафан, сумка, варежки, шарфик, часы, собачка, чемодан, свитер, замок, зайка и другие.



«Зина-сладкоежка»

Для этой игры к картинке девочки-сладкоежки следует нарезать из обычной альбомной бумаги кусочков в форме конфет. На каждую бумажную «сладость» крепится картинка с предметом или животным, в названии которого есть проблемный звук.

Если у ребенка «хромают» Л и Р, то можно наклеить или нарисовать на «конфетках» льва, леденец, рыбу, рака, радугу, листья, лилию, розы, кенгуру, акулу и т. д. Как только малыш правильно произносит звук в слове, нарисованной девочке Зине достается конфетка.




  • Разделы сайта