Характеристика танцевальной аэробики. Танцевальная аэробика – увлекательное и полезное занятие.

Музыка, используемая в занятиях, является той канвой, от качества которой во многом зависит эффективность и привлекательность аэробики для занимающихся. При проведении занятий широко используется современная музыка, на которую «накладываются» соответствующие ей по стилю движения танцевального характера. Это предопределяет необходимость соответствующей подготовки тренера. От умения тренера проводить различные виды упражнений с музыкальным сопровождением, обогащать уроки эстетическим содержанием, привлекать внимание занимающихся к выразительным, точным и красивым движениям в какой-то мере зависит эффективность занятий.

Следует отметить, что в некоторых оздоровительных занятиях музыка используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно повторяемых движений (атлетическая гимнастика, калланетика, стретчинг). В других музыка используется как лидер, т. е. задает ритм, характер и управляет темпом движений (аэробика, ритмическая гимнастика, шейпинг, фитнесс и др).

Занятия с музыкальным сопровождением имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение . Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствуют повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Музыка может быть использована и как фактор обучения , т. к. движения легче запоминаются.

Среди многих показателей, определяющих квалификацию специалиста, в первую очередь необходимо выделить музыкально-двигательные умения, используемые при проведении занятий.

Требования к музыкальной подготовленности тренера

1. Умение проводить упражнения в соответствии с музыкой:

  • вовремя подавать команды и специальные жесты для начала/окончания упражнений (в соответствии с музыкой);
  • проводить упражнения в соответствии с построением музыки;
  • проводить ритмический подсчет в соответствии с метром и размером музыки.

2. Умение составлять упражнения в соответствии с «музыкальным квадратом» (на 2, 4, 8, 16 и т. д. в геометрической прогрессии счетов).

3. Умение подбирать и составлять упражнения в различных ритмических сочетаниях.

4. Умение подбирать музыку к отдельным упражнениям, учебным комбинациям, танцевальным связкам, этюдам и т. д.

5. Умение составлять упражнения на заданную музыку в соответствии с содержанием, формой, ритмом, динамическими оттенками, т. е. создавать композицию упражнения.

6. Умение составлять фонограммы для различных комплексов упражнений и также для соревновательных программ.

Для правильного составления фонограммы, а также построения упражнений в соответствии с музыкой и распределения нагрузки в уроке необходимо учитывать взаимосвязь количества движений и количества музыкальных (ритмических) акцентов в одну минуту.

Практический опыт проведения занятий с музыкальным сопровождением показывает, что наиболее удачными и обеспечивающими связь движений с темпом музыки являются следующие рекомендации (табл. 1).

Таблица 1

Темп музыки и движения

Темп музыки Количество музыкальных акцентов/мин Части урока Возможные упражнения
Медленный 40 60 «Последняя заминка» снижение нагрузки в конце урока Упражнения на дыхание, расслабление, равновесие
Умеренный 60 90 «Разминка – вторая часть», «заминка» после аэробной части, упражнения на силу Упражнения на «растягивание» (стретчинг), варианты ходьбы, движения руками, наклоны туловища, силовые упражнения с удержанием позы
Средний 90 120 Аэробная часть – низкая ударная нагрузка (Lo), калланетика – упражнения на силу, «заминка» – после высокой ударной нагрузки (Hi) Базовые аэробные шаги, выпады, наклоны, махи, сгибания ног, силовые упражнения
Выше среднего 120 130 Аэробная часть уроков танцевальной направленности Хореографические соединения базовых аэробных шагов и танцевальных движений (твист, самба, ча-ча-ча)
Высокий (быстрый)
130 160 Ходьба, бег, прыжки, небольшие махи, хореографические соединения базовых аэробных шагов и танцевальных движений (хип-хоп, рок-н-ролл)
Очень быстрый
160 180 Аэробная часть – высокая ударная нагрузка (Hi) Быстрые ходьба и бег, подскоки

В зависимости от содержания и направленности урока аэробики каждый тренер должен уметь подобрать соответствующее им музыкальное сопровождение. Предпочтение следует отдать музыкальным композициям, имеющим четкий ритм. Часто тренеры выбирают популярные мелодии и песни (хиты). В этом случае они должны помнить о необходимости соблюдения авторских прав (особенно если разрабатываемые оздоровительные программы предполагаются для тиражирования и демонстрации за рубежом).

При подборе песенного материала для того, чтобы избежать возможных ошибок, необходимо внимательно прослушать текст. Следует помнить, что музыка и песни, используемые на оздоровительных занятиях, должны иметь положительную эмоциональную окраску (не рекомендуется использовать музыкальные темы, в которых присутствует агрессия, скорбь и т. д.). Затем выбранные музыкальные фрагменты выстраиваются в определенной последовательности.

Для того чтобы записать профессиональную фонограмму из разных музыкальных композиций, необходимо, чтобы каждый фрагмент логично сочетался с другим (по уровню звучания, темпу) и имел завершенную музыкальную мысль. В этом случае удастся избежать пауз в музыкальном сопровождении, остановок в движении и повысить эффект от занятия (используется так называемый «non-stop»).

Ответы на кроссворд АИФ 13 от 28 марта 2017 года.

По горизонали:
1. Какой граф стал посредником в сношениях Александра Пушкина с государем? Ответ: Бенкендорф.
5. «Мефистофель Ильи Обломова». Ответ: Штольц.
9. Блеск, наведённый на одежду. Ответ: Люрекс.
10. Имиджевая укладка панков. Ответ: Ирокез.
11. «Книга рекордов Гиннесса» назвала именно ЕГО «самым высокооплачиваемым актёром десятилетия». Ответ: Редклифф.
14. «Талант пророков». Ответ: Ясновидение.
16. «Медовый цех». Ответ: Улей.
18. Самый ходовой музыкальный стиль в аэробике. Ответ: Диско.
19. «Боевой танец» запорожских казаков. Ответ: Гопак.
20. Основная мысль. Ответ: Идея.
23. Футбольный клуб имени героя из «Илиады» Гомера. Ответ: Аякс.
28. Что символизирует прогресс? Ответ: Развитие.
29. К кому едет герой Роберта Паттинсона из фильма «Космополис»? Ответ: Парикмахер.
30. Святые кости. Ответ: Мощи.
31. Кто из наполеоновских маршалов, став шведским королём, повёл армию на французов? Ответ: Бернадот.
32. Чем когда-то был Таллин? Ответ: Ревель.
33. Пожалованное звание. Ответ: Титул.
34. «Жареный …» из бульварной газетёнки. Ответ: Факт.
40. Легенда мирового тенниса, чьи чемпионские трофеи украли в 2010 году. Ответ: Сампрас.
42. Кто из русских критиков покоится рядом с Иваном Тургеневым? Ответ: Белинский.
43. Основа надежды. Ответ: Вера.
44. Химический элемент, биокорректор высшего ранга. Ответ: Селен.
45. «И чтоб никто не догадался, что эта … о тебе». Ответ: Песня.
46. «Пелерина» на горку из подушек. Ответ: Накидка.
47. Шахматный скакун. Ответ: Конь.
48. «Бог новобрачных». Ответ: Гименей.
49. Французский философ, чей мозг от сильного ветра приходил в полное расстройство. Ответ: Дидро.
50. Певица … Арбенина. Ответ: Диана.
51. «Висюли» у плаксы. Ответ: Нюни.
52. Свекольная ботва, идущая на приготовление ботвиньи. Ответ: Баланда.

По вертикали:
1. Московская фабрика, шившая любимые голубые рубашки Леонида Брежнева. Ответ: Большевичка.
2. Жертва вегетарианца. Ответ: Флора.
3. «Не влезай убьёт!» Ответ: Предостережение.
4. Застольная песня на античной пирушке. Ответ: Сколион.
6. Болотный «напалм». Ответ: Торф.
7. Что лучшее в сервисе? Ответ: Люкс.
8. Немец, создавший первый язык программирования высокого уровня. Ответ: Цузе.
10. «Сильнейший из джиннов», упомянутый в Коране. Ответ: Ифрит.
12. Какой игрой увлекался Уинстон Черчилль? Ответ: Безик.
13. Водка «шотландского разлива». Ответ: Виски.
15. Распоясался. Ответ: Хулиган.
17. Морской строитель. Ответ: Корабел.
18. Паломничество в царство Нептуна. Ответ: Дайвинг.
21. «Рогатый табун». Ответ: Стадо.
22. Шампанское желание. Ответ: Мечта.
24. С каким наркомом внутренних дел состоял в закадычной дружбе Максим Горький? Ответ: Ягода.
25. Что убило Триш Данн из романа «Утраченный символ» Дэна Брауна? Ответ: Спирт.
26. «Волшебная эволюция». Ответ: Превращение.
27. Какую многоножку американский писатель Уильям Берроуз в своих романах выставляет «абсолютным злом»? Ответ: Сколопендра.
31. «Продвинутый шаман скачал на … новые мелодии». Ответ: Бубен.
34. Иконка сайта. Ответ: Фавикон.
35. Кто у Льва Толстого стал рогоносцем из-за Вронского? Ответ: Каренин.
36. Самый низкий голос. Ответ: Бас.
37. С какой горой Библия связывает обретение Десяти заповедей? Ответ: Синай.
38. Из каких таблеток создали шокирующее ожерелье Луи Арагон и Эльза Триоле? Ответ: Аспирин.
39. Кто из английских классиков злодеев в своих книгах писал с самого себя? Ответ: Диккенс.
41. Оружие из пушкинской «Песни о вещем Олеге». Ответ: Секира.
42. Процесс взятия интервью. Ответ: Беседа.
46. Самая редкая оценка успеваемости у студента из ботаников. Ответ: Неуд.

летермин аэробика был использован крупнейшим американс­ким специалистом профилактической медицины Кеннетом Купером (KennethН.Cooper)! В конце 60-х гг. под его руко­водством проводилась исследовательская работа по аэробной тренировке. Основы этой тренировки, ориентированной на широкий круг занимающихся, были изложены в книге «Аэро­бика», изданной в 1968 году.

В ш ироком смысле к видам двигательной активности, даю­щим преимущественно аэробную нагрузку, относятся различ­ные циклические движения, выполняемые с невысокой ин­тенсивностью достаточно длительное время. Разработанные К. Купером аэробные программы и нормы двигательной ак­тивности содержали различные виды естественных движений, такие как ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде и другие. Подобные виды двигательной активнос­ти, вызывают значительное временное повышение частоты сердечных сокращений и интенсивности дыхания. Гимнасти­ческие упражнения, дополненные ходьбой и бегом, полезны в оздоровительных занятиях и интересны многим занимаю­щимся. Выполнение общеразвивающих и танцевальных уп­ражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комп­лекс, также стимул ирует работу сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем и таким образом совершенствует аэробные механизмы обменных процессов. Это и дало основание ис­пользовать термин «аэробика» для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение и имеющих танцевальную направленность. Так называемые «аэробные танцы», предложенные Джеки Соренсен (JackieSorensen) в конце 70-х годов, привлекли внимание и получили признание специалистов и любителей активного образа жизни: Этона- правление оздоровительных занятий, развиваясь и совершен­ствуясь, преобразовалось в разные популярные стили и разно­видности аэробики, получившие огромную популярность во всем мире. Каждый человек, увлекающийся аэробикой, может выбрать для себя удобные и приятные оздоровительные про­граммы, дающие большую или меньшую тренировочную на­грузку. Но прежде, чем принять решение о занятии, тем или иным модным направлением в танцевальной аэробике необ­ходимо оценить свои возможности (состояние здоровья, уро­вень физической подготовленности и др.). Аэробика пригодна

для занимающихся всех возрастов, но новичкам следует по­мнить о необходимости постепенного увеличения аэробной нагрузки, которая должна быть умеренной. Чрезмерные на­грузки могут привести к травмам и нарушениям функций организма, а малые - не дают ожидаемого эффекта. Лучших результатов можно добиться при систематических занятиях под руководством тренеров, учитывающих интересы занима­ющихся н их возможности.

В связи со специфичными целями и задачами, решаемыми в разных видах современной танцевальной аэробики, можно выделить несколько самостоятельных направлений. Исполь­зование предложенной классификации позволит разобраться в многообразии направлений аэробики.

АЭРОБИКА

Оздоротггсльная

Прикладная

Спортивная

Каждое из выделенных самостоятельных направлений аэробики в свою очередь детализируется на частные разновид­ности. Рассмотрим наиболее характерные из них.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯАЭРО- БИКА - одно из направлений массовой физической "культу­ры с регулируемой нагрузкой. Над разработкой и популяриза­цией различных программ, синтезирующих элементы фи­зических упражнений танца и музыки, для широкого круга занимающихся активно рабо­тают различные группы специ­алистов. В том числе амери­канская ассоциация аэробики, американская аэробическая

High impact ) Low impact ) - занятие с.пре­имущественным использова­нием ходьбы, движений с по- луприседами и выпадами.Фанк-аэробика ( Funk ) - для этого вида занятий характер­на особая техника движений

ле термин аэроби ка был испол ьзован крупнейшим американс­ким специалистом профилактической медицины Кеннетом Купером (KennethН.Cooper)? В конце 60-х гг. под его руко­водством проводилась исследовательская работа по аэробной тренировке. Основы этой тренировки, ориентированной на широкий круг занимающихся, были изложены в книге «Аэро­бика», изданной в 1968 году.

В широком смысле к видам двигательной активности, даю­щим преимущественно аэробную нагрузку, относятся различ­ные циклические движения, выполняемые с невысокой ин­тенсивностью достаточно длительное время. Разработанные К. Купером аэробные программы и нормы двигательной ак­тивности содержали различные виды естественных движений, такие как ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде и другие. Подобные виды двигательной активнос­ти, вызывают значительное временное повышение частоты сердечных сокращен ий и интенсивности дыхания. Гимнасти­ческие упражнения, дополненные ходьбой и бегом, полезны в оздоровительных занятиях и интересны многим занимаю­щимся. Выполнение общеразвивающих и танцевальных уп­ражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комп­лекс, также стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем и таким образом совершенствует аэробные механизмы обменных процессов. Это и дало основание ис­пользовать термин «аэробика» для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение и имеющих танцевальную направленность. Так называемые «аэробные танцы», предложенные Джеки Соренсен (JackieSorensen) в конце 70-х годов, привлекли внимание и получили признание специалистов и любителей активного образа жизни. Это на­правление оздоровительных занятий, развиваясь и совершен­ствуясь, преобразовалось в разные популярные стили и разно­видности аэробики, получившие огромную популярность во всем мире. Каждый человек, увлекающийся аэробикой, может выбрать для себя удобные и приятные оздоровительные про­граммы, дающие большую или меньшую тренировочную на­грузку. Но прежде, чем принять решение о занятии, тем или иным модным направлением в танцевальной аэробике необ­ходимо оценить свои возможности (состояние здоровья, уро­вень физической подготовленности и др.). Аэробика пригодна

для занимающихся всех возрастов, но новичкам следует по­мнить о необходимости постепенного, увеличения аэробной нагрузки, которая должна быть умеренной. Чрезмерные на­грузки могут привести к травмам и нарушениям функций организма, а малые - не даЮт ожидаемого эффекта. Лучших резул ьтатов можно добиться при систематических занятиях под руководством тренеров, учитывающих интересы занима­ющихся и их возможности.

В связи со специфичными целями и задачами, решаемыми в разных видах современной танцевальной аэробики, можно выделить несколько самостоятельных направлений. Исполь­зование предложенной классификации позволит разобраться в многообразии направлений аэробики.

АЭРОБИКА

Оздоровительная

Прикладная

Спортивная

Каждое из выделенных самостоятельных направлений аэробики в свою очередь детализируется на частные разновид­ности. Рассмотрим наиболее характерные из них.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРО­БИКА - одно из направлений массовой физической культу­ры с регулируемой нагрузкой. Над разработкой и популяриза­цией различных программ, синтезирующих элементы фи­зических упражнений танца и музыки, для широкого круга занимающихся активно рабо­тают различные группы специ­алистов. В том числе амери­канская ассоциация аэробики, американская аэробическая

Аэробика высокой интенсивно­сти ( High impact ) - занятие с активным использованием прыжков и бега, рекоменду­ется лицам с высоким уров­нем подготовленности.Аэробика низкой интенсивности ( Low impact ) - занятие с пре­имущественным использова­нием ходьбы, движений с по,- луприседами и выпадами.Фанк-аэробика" ( Funk ) - для этого вида занятий характер­на особая техника движений

американская аэробическая ассоциация здорового образа жизни, международная ассо­циация спортивного танца и др. Характерной чертой оздо­ровительной аэробики явля­ется наличие аэробной части занятия, на протяжении ко­торой поддерживается на оп­ределенном уровне работа сердечно-сосудистой, дыха­тельной и мышечной систем. В 70-е годы основной целью занятий аэробикой было сни­жение веса. В начале 80-х годов широко распространи­лась система Workout, попу­ляризатором которой явля­лась Джейн Фонда. Затем возникли и другие системы: фанк, степ (Funk,Step). Боль­шая заслуга в разработке и обосновании программ для занимающихся разного уров­ня подготовленности и под­готовке программ для обуче­ния специалистов принадле­жит Национальной школе аэробики (США), а также ос­нованному в 1993 году Уни­верситету Рибок (США). В России подобную работу успешно ведут различные научные и учебные заведе­ния г. Москвы (ЦНИИ и РГАФК) и Санкт-Петербурга (СПбГАФК, СПбГУ), а также многие учебные заведения и спортивные клубы в разных регионах страны. В оздорови­тельной аэробике можно вы- (пружинящая ходьба) и более свободная пластика рук, ак­центируется танцевальность и эмоциональность движений.Сити или стрит-джем ( Sity ( street ) - jam ) - в занятия вклю­чаются сложные хореографи­ческие соединения танцеваль­ного характера, по мере изуче­ния они объединяются в композиции по типу вольных упражнений.

Степ-аэробика ( Step - up ) - в занятии выполняются упраж­нения на специальной плат­форме с регулируемой высо­той подъема.

Слайд аэробика ( Slide ) - в заня­тии выполняются упражнения на специальной дорожке, по­зволяющей имитировать сколь­жение конькобежца.

Фитбол (резистабол) ( Fitbol ) - занятия, в которых использу­ется большой специальный мяч, на котором выполняют­ся упражнения, сидя и лежа.Аэробоксинг, Тае-бо ( Aeroboxing , Тае-Во) - разно­видности занятий аэробикой с элементами бокса и его во­сточных разновидностейГидроаэробика ( Aqua - aerobics )

    занятия, проводимые в воде (бассейне) разной глу­бины

Фитнес, силовая аэробика

( Fitness , Workout ) - занятие, в котором для разогревания используются танцевальные аэробные упражнения, в ос­новной части урока выпол­няются упражнения силовой

делить достаточное количе­ство разновидностей занятий, имеющих разные названия, отличающихся содержанием и построением урока.

направленности (с гантеля­ми, бодибарами, на тренаже­рах). Комбинация различных типов упражнений проводит­ся как «круговая тренировка»

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА

(классификация по содержанию программ)

Программы без предметов и приспособлений

(Высокой и низкой интенсивности High,Lowimpact; для беременных,Funk,Sity(street)-jam,Aqua-aerobicsи др.)

Программы с использованием предметов и приспособлений

(С утяжелителями, гантелями, амортизаторами Step-up,Slide,Fitbolи др.)

Программы смешанного типа (комплексные)

(aeroboxing, каратебика, його-аэробика,Fitness,Workout, и др.)

Существует также классификация оздоровительной аэро­бики, построенная с учетом разного возраста и уровня подго­товленности занимающихся:

    Для дошкольников, школьников, юношеского возраста (тинэйджеров), для взрослых - молодежного, среднего и стар­шего возрастов.

    По полу: для женщин, для мужчин.

    По уровню подготовленности: начинающие, 2-й, 3-й год обучения и т.д.

Под каким бы углом зрения мы не рассматривали существу­ющие направления оздоровительной аэробики, для каждого из 11их характерна основная цель - содействовать стремлению шиимающихсякприобретениюздоровья, физического и пси­хического благополучия посредством тренировок.

ПОЛЬЗА ОТ ЭНЕРГИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

    способность справляться с последствиями психи­ческих стрессов и меньшая подверженность депрес­сии;

    уменьшение заболеваний и болезненных ощущений, замедление процессов старения;

    увеличение эффективности работы сердечно-сосу­дистой и дыхательной систем;

    увеличение числа, размеров и эластичности крове­носных сосудов в сердце и в мышцах;

    понижение высокого уровня кровяного давления и уменьшение риска заболеваний сердца;

    снижение уровня холестерина и триглицеридов и уменьшение вероятности образования отложений в артериях;

    увеличение общей силы мышц и выносливости орга­низма, повышение работоспособности;

    уменьшение отложений жира и улучшение внешнего вида.

СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА

(версии правил соревнований)

анак (аыас) судзуки(зигикЕ)

Аэробика как вид спорта является составной частью физи­ческой культуры. В ней используются специфические сред­ства и методы спортивной тренировки, а также система подго­товки к соревновательной деятельности.

СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА -

это интенсивно развивающий­ся вид спорта первые соревно­вания, по которому прошли в США в 1990 году. С 1995 года спортивная аэробика призна­на официальной спортивной дисциплиной Международной федерации аэробики (IAF), входящей в Международную федерацию гимнастики (FIG). Соревновательная программа в этом виде спорта - это про­извольное упражнение, в ко­тором спортсмены демонст­рируют непрерывный и высо­ко интенсивный комплекс, включающий сочетания ацик­лических движений со слож­ной координацией, а также раз­личные по сложности элемен­ты разных структурных групп и взаимодействия между партне­рами (в программах смешан­ных пар, троек и групп). Осно- вухореографии вэтих упражне­ниях составляют традицион­ные для аэробики «базовые» аэробные шаги и их разновид­ности. В настоящее время в спортивной аэробике суще­ствует несколько вариантов правил соревнований, имею­щих как общие положения, так и достаточно серьезные разли­чия в требованиях к соревно­вательной программе и кри­териям оценивания разных ее параметров. В каждом из существующих направлений спортивной аэробики прово­дятся чемпионаты мира и Ев­ропы, Кубки мира, матчевые встречи и другие виды соревно-1МИИЙ. Федерация аэробики России развивает два направ­ления: по версии ФИЖ и ФИ- (АФ (FIG,FISAF).

Спортивная аэробика, версия ФИЖ ( FIG ) - соревнования проходят по пяти програм­мам: индивидуальное выступ­ление мужчин и женщин, вы­ступление смешанных пар, троек и групп (6 спортсме­нов). Для определения побе­дителей суммируются оценки (баллы), выставленные за ар­тистичность, исполнение и сложность упражнения.Спортивная аэробика, версия ФИСАФ ( FISAF ) - спортсме­ны могут выступать в 4 видах программы (соло мужчины, соло женщины, смешанные пары, тройки). В программу должны быть включены два типа обязательных упражне­ний (Compulsory,Obligatory). К первому типу обязательных уп­ражнений относятся «Махи», «Упражнения на силу мышц брюшного пресса», «Прыжки в стойку ноги врозь и затем ноги вместе». Каждое движе­ние должно быть повторено четыре раза подряд и полнос­тью соответствовать заданной модели. Второй тип обяза­тельных упражнений - это элементы, выбираемые спорт­сменами из предло-женного организаторами соревнова­ний перечня. Судьи оценива­ют в баллах артистичность и исполнитель-ское мастерство спортсменов.

ПРИКЛАДНАЯ АЭРОБИКА

В спорте

(Аэробоксинг и др.)

Для реабилитации

(Кардиофанк и др.)

Для рекреации

(Шоу-программы, группы поддержки спортсменов, черлидинг-СЬееНеасИгщ)

ПРИКЛАДНАЯ (ВСПОМО­ГАТЕЛЬНАЯ) АЭРОБИКА получила определенное рас­пространение как дополни­тельное средство в подготовке спортсменов других видов спорта, а также в производ­ственной гимнастике, в ле­чебной физической культуре и различных рекреационных мероприятиях. Виды аэроби­ки этого направления пока не нашли достаточного научно­го обоснования, но несом­ненно представляют интерес для специалистов.

В спорте - занятия аэроби­кой могут использоваться спортсменами разных видов спорта для разминки, общей и специальной физической под­готовки, для «эмоциональной разрядки».

Для реабилитации - занятия аэробикой с лицами, имею­щими постоянные или вре­менные отклонения в состоя­нии здоровья, могут иметь ле­чебную, профилактическую и спортивную направленность (спорт инвалидов).

Для рекреации. Чрезвычайно важным является и более ши­рокое использование видов аэробики, направленных на вовлечение всех слоев населе­ния в активный отдых, сопро­вождающийся развлечением.

Все многообразие современных направлений аэробики ба­зируется на основах, заимствованных из систем оздоровитель­ных занятий, специфические особенности проведения кото­рых мы и рассмотрим.

Музыкальное сопровождение в аэробике

Музыка, используемая в занятиях, является той канвой, от качества которой во многом зависит эффективность и привле­кательность аэробики для занимающихся. При проведении занятий широко используется современная музыка, на кото­рую «накладываются» соответствующие ей по стилю движе­ния танцевального характера. Это предопределяет необходи­мость соответствующей подготовки тренера. От умения трене­ра проводить различные виды упражнений с музыкальным сопровождением, обогащать уроки эстетическим содержани­ем, привлекать внимание занимающихся к выразительным, точным и красивым движениям в какой-то мере зависит эф­фекта вность заняти й.

Следует отметить, что в некоторых оздоровительных заня­тиях музыка используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно повторяемых движений (атлети­ческая гимнастика, калланетика, стретчинг). В других - му­зыка используется как лидер, т.е. задает ритм, характер и уп­равляет темпом движений (аэробика, ритмическая гимнасти­ка, шейпинг, фитнесс и др).

Занятия с музыкальным сопровождением имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на орга­низм, способствуют повышению работоспособности, атакже оздоровлению и активному отдыху. Музыка может быть ис­пользована и какфактор обучения, т.к. движения легче запо­минаются.

Среди многих показателей, определяющих квалификацию специалиста, в первую очередь необходимо выделить музы- кально-двигательныеумения, используемые при проведении занятий.

ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТРЕНЕРА

    Умение проводить упражнения в соответствии с му­зы кой:

    во время подавать команды и специальные жес­ты для начала-окончания упражнений (в соответ­ствии с музыкой);

    проводить упражнения в соответствии с пост­роением музыки;

    проводить ритмический подсчет в соответ­ствии с метром и размером музыки.

    Умение составлять упражнения в соответствии с «му­зыкальным квадратом» (на 2,4,8, 16 и т.д. в геомет­рической прогрессии счетов).

    Умение подбирать и составлять упражнения в раз­личных ритмических сочетаниях.

    Умение подбирать музыку к отдельным упражнени­ям, учебным комбинациям, танцевальным связкам, этюдам и т.д.

    Умение составлять упражнения на заданную музыку в соответствии с содержанием, формой, ритмом, ди­намическими оттенками, т.е. создавать композицию упражнения.

    Умение составлять фонограммы для различных ком­плексов упражнений и также для соревновательных программ.

Для правильного составления фонограммы, а также пост­роения упражнений в соответствии с музыкой и распределе­ния нагрузки в уроке необходимо учитывать взаимосвязь ко­личества движений и количества музыкальных (ритмических) акцентов в одну минуту.

Практический опыт проведения занятий с музыкальным сопровождением показывает, что наиболее удачными и обес- печиваюшими связь движений с темпом музыки являются следующие рекомендации.

Части урока

Возможные упражнения

Медленный

«Последняя за­минка» - сниже­ние нагрузки в конце урока

Упражнения на дыха­ние, расслабление, равновесия

Умеренный

«Разминка - вторая часть», «заминка» после аэробной части, упражнения на силу

Упражнения на «рас­тягивание» (стрет- чинг), варианты ходь­бы, движения руками, наклоны туловища, силовые упражнения с удержанием позы

Аэробная часть - низкая ударная нагрузка (Ьо), «калистеника» - упражнения на силу, «заминка» - после высокой ударной нагрузки (НО

Базовые аэробные шаги, выпады, накло­ны, махи,сгибания ног, силовые упражне­ния

среднего

Аэробная часть уроков танце­вальной направ­ленности

Хореографические соединения базовых аэробных шагов и танцевальных движе­ний (твист, самба, ча- ча-ча)

(быстрый)

Аэробная часть - высокая ударная нагрузка (НО

Ходьба, бег, прыжки, небольшие махи, хоре­ографические соедине­ния базовых аэробных шагов и танцевальных движений (хип-хоп, рок-н-ролл)

Аэробная часть - высокая ударная нагрузка (Ж)

Быстрые ходьба и бег, подскоки

В зависимости от содержания и направленности урока аэро­бики каждый тренер должен уметь подобрать соответствую­щее им музыкальное сопровождение. Предпочтение следует отдать музыкальным композициям, имеющим четкий ритм. Часто тренеры выбирают популярные мелодии и песни (хиты), в этом случае они должны помнить о необходимости соблюде­ния авторских прав (особенно, если разрабатываемые оздоро­вительные программы предполагаются для тиражирования и демонстрации за рубежом).

При подборе песенного материала для того, чтобы избежать возможных ошибок, необходимо внимательно прослушать текст. Следует помнить, что музыка и песни, используемые в оздоровительных занятиях должны иметь положительную эмоциональную окраску (не рекомендуется использовать му­зыкальные темы, в которых присутствует агрессия, скорбь и т.д.). Затем выбранные музыкальные фрагменты выстраива­ются в определенной последовательности.

Для того чтобы записатьпрофессиональную фонограмму из разных музыкальных композиций, необходимо чтобы каж­дый фрагмент логично сочетался с другим (по уровню звуча­ния, темпу и имел завершенную музыкальную мысль). В этом случае удастся избежать пауз в музыкальном сопровождении, остановок в движении и повысить эффект от занятия (исполь­зуется так называемый «non-stop»)

Эта статья посвящена изучению основных элементов классической аэробики. В ней описана техника выполнения базовых шагов (с разложением по счету), а также приведены их англоязычные названия, которые порой так сложно расслышать из уст тренера. Как только вы освоите базовые шаги в аэробике, вы смело сможете переходить к более сложной хореографии.

Из базовых движения складывается более сложная хореография.

Классическая аэробика - краткая история

Родоначальником классической аэробики является американец, полковник ВВС и доктор медицинских наук, Кеннет Купер. Именно он впервые в 1968 году ввел термин «аэробика» и опубликовал свою первую книгу с одноименным названием.

Джейн Фонда сделала аэробику популярной.

Распространением идей доктора Купера, работавшего в основном на ВВС США, мир обязан голливудской актрисе и фотомодели Джейн Фонда. В конце 70-х годов, на основании книг Купера она разработала систему аэробных упражнений выполняемых под ритмичную музыку. Также опубликовав свои наработки, она выпустила ряд видеокассет с простыми и понятными каждому инструкциями.

Сейчас трудно себе представить фитнес клуб, где не было бы представлено как минимум 2-3 аэробных или «кардио» направления (базовая аэробика, степ-аэробика, танцевальная аэробика, аэробика с элементами кик-боксинга и т.д.). Все эти направления были придуманы посредством обработки и модификации основных шагов классической аэробики.

Базовые шаги в классической аэробике

Все шаги в классической аэробике выполняются в такт музыки на 2 или 4 счета. Связки шагов на 8 (8 счетов – это музыкальная фраза), 16 или 32 счета (32 счета – это музыкальный квадрат). Профессиональный тренер обязательно проговаривает названия шагов вслух (дает вербальные команды), а также показывает некоторые шаги, их направление и количество жестами.

Базовые движения в аэробике являются фундаментом для построения более сложных хореографических композиций. Аэробика может различаться по степени интенсивности выполнения упражнений, а также по ударной нагрузке на суставы.

Ниже я приведу описания классических базовых шагов аэробики. На самом деле вариаций шагов гораздо больше, но, разумеется, чтобы научиться читать, сначала надо выучить алфавит. Если вы впервые планируете посетить тренировку по аэробике, или просто желаете лучше разобраться в основах, эта инструкция именно для вас.

В аэробике существует 2 типа шагов:

  1. Шаги, которые не меняют лидирующую ногу. Лидирующей называется нога, с которой вы начинаете движение. Сколько бы вы не делали шагов из этой группы, начинать каждый следующий шаг вы будете с той же самой ноги.
  2. Шаги, которые меняют ногу. Каждый следующий шаг вы будете начинать с другой ноги.

Все шаги выполняются на 2 или 4 счета (такта музыки).

Шаги без смены лидирующей ноги

В скобках указано количество счетов, на которое выполняется данный шаг.

March (4)

Это простой шаг на месте. Выполняется на 4 счета.

  1. шаг одной ногой на месте
  2. шаг другой ногой на месте
  3. шаг первой ногой на месте
  4. шаг второй ногой на месте

Mambo (4)

Этот шаг является вариацией шага «march», с выносом лидирующей ноги сначала вперед, потом назад.

  1. шаг одной вперед
  2. шаг второй ногой на месте
  3. шаг первой ногой назад
  4. шаг второй ногой на месте

Шаг «mambo» может выполняться также в диагональном направлении. В этом случае:

  1. шаг одной вперед по диагонали (если начинаем шагать правой ногой, выносим ее вперед влево, если левой – вперед вправо)
  2. шаг второй ногой на месте
  3. шаг первой ногой назад (так как на первый счет мы развернули корпус диагонально, этот шаг просто делаем назад, он автоматически получится в диагональ)
  4. шаг второй ногой на месте

V-step (4)

Этот шаг назван так из-за схожести рисунка, который мы вышагиваем по полу, с латинской буквой «V».

  1. шаг одной ногой вперед в сторону (если начинаем с правой ноги – шагаем ей вперед вправо, если с левой – вперед влево)
  2. шаг второй ногой вперед в другую сторону
  3. возвращаем первую ногу на место
  4. шаг вторую ногу на место

Cross (4)

Это самый сложный для новичков шаг без смены ноги. Он называется «cross» потому, что подразумевает перекрещивание ног.

  1. шаг одной вперед накрест (если начинаем шагать правой ногой, выносим ее вперед влево, если левой – вперед вправо, корпус при этом смотрит прямо, в отличие от шага «mambo-диагональ», ноги получаются перекрещены)
  2. шаг второй ногой отступаем в сторону (правой – вправо, левой – влево)
  3. возвращаем первую ногу на исходную позицию
  4. подставляем вторую ногу к первой

Шаги со сменой лидирующей ноги

Step-touch (2) *

Это обычный приставной шаг. Шаги на два счета, как правило (не всегда), делаются минимум по два. Т.е. шаг в одну сторону и шаг в другую сторону.

  1. шаг одной ногой в сторону
  2. (следующий шаг начинаем с этой же ноги и шагаем в другую сторону)

На второй шаг идем с той ноги, которой закончили предыдущий шаг.

Double Step-touch (2+2)

Это два приставных шага, которые делаются в одном направлении (с одной ноги).

  1. шаг одной ногой в сторону
  2. вторую ногу приставить к первой
  3. еще шаг первой ногой в ту же сторону
  4. вторую ногу приставить к первой

Step-tap (2) *

Это так называемый шаг-касание.

  1. шаг одной ногой в сторону
  2. второй ногой коснуться пола перед первой ногой

Chasse (2)

Еще один вариант приставного шага. У этого шага так называемый «ломанный» ритм. Нужно сделать три движения на два счета. Раз – это один счет, «и-два» - это второй счет, на который нужно выполнить два более быстрых движения.

  1. шаг одной ногой в сторону
  2. приставить вторую ногу к первой и сделать шаг первой ногой на месте

Step-lift (2) *

  • front

Шаг, при котором в определенном направлении выносится прямая нога (делается мах ногой).

  1. шаг одной ногой в сторону
  2. второй ногой делаем мах в нужную сторону (front - вперед, side – в сторону, back – назад)

Step-kick (2) *

Название шага переводится дословно как «пинок».

  1. шаг одной ногой в сторону
  2. вторую ногу разгибаем в колене вперед перед первой (делаем пинок)

Step-curl (2) *

Этот шаг представляет собой захлест.

  1. шаг одной ногой в сторону
  2. вторую ногу сгибаем назад в колене (делаем захлест)

Step-plie (2) *

Иными словами – приседание.

  1. шаг одной ногой в сторону
  2. вторую ногу выпрямляем, не отрывая от пола, одновременно приседаем на первой ноге

Step-lunge (2) *

  1. шаг одной ногой вперед, перенос веса на эту ногу
  2. носком второй ноги касаемся пола сзади

Step-knee (2) *

  1. шаг одной ногой в сторону
  2. вторую ногу сгибаем в колене

Knee-up (4)

Вариация шага «knee» на 4 счета.

  1. шаг одной ногой вперед (или вперед в противоположную сторону: если шагаем правой, то вперед влево, если левой, то вперед вправо)
  2. вторую ногу сгибаем в колене
  3. возвращаем вторую ногу в исходное положение
  4. возвращаем первую ногу в исходное положение

Grape-wine (4)

Шаг с поэтичным названием «виноградное вино». Выполняется на основе шага «double step-touch» (двойной приставной шаг).

  1. шаг одной ногой в сторону
  2. вторую ногу ставим накрест сзади от первой
  3. первой ногой еще один шаг в сторону
  4. вторую ногу подставляем к первой ноге

Repeat

Это не какой-то конкретный шаг, а команда, призывающая повторить один шаг несколько раз. Так, например, фраза «Repeat 2 knee» означает, что надо два раза сделать шаг «knee» в одну сторону два раза. В раскладке на счет это будет выглядеть следующим образом:

  1. шаг одной ногой в сторону
  2. вторую ногу сгибаем в колене
  3. вторую ногу возвращаем в исходное положение
  4. вторую ногу сгибаем в колене

* – эти шаги имеют так называемые «обратные шаги». Поясню, что это означает. Все шаги отмеченные звездочкой в раскладке на движения представляют собой сначала шаг одной ногой, а потом какой либо действие другой ногой. Так, например, «step-kiсk» это «шаг-пинок». В случае обратных шагов эти действия меняются местами. Т.е. сначала делается «пинок», а потом «шаг». Называются обратные шаги соответственно: «kick-step, curl-step, и т.д.». Обратные шаги используются тренерами нечасто, но тем не менее, забывать об их существовании не стоит. Количество счетов, на которое выполняется обратный шаг точно такое же, как у прямого шага.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени П.М. Машерова

Специальность «Физическая культура»

Факультет физической культуры и спорта

заочное отделение

Контрольная работа

по гимнастике

Характеристика танцевальной аэробики

студента III курса

аочного отделения 34ФК группы

Павлова Дмитрия Геннадьевича

Танцевальная аэробика

Фазы занятий

Заключение

Термин «аэробика» и возникновение аэробики

танцевальная аэробика упражнение

Термин "аэробика" происходит от слова аэробный, что значит кислородный (от греческого слова “аэро” - воздух и “биос” - жизнь).

Слово "аэробика" применительно к различным видам двигательной активности, имеющим оздоровительную направленность, предложил известный американский врач Кеннет Купер. В конце 60-х годов под его руководством проводилась исследовательская работа для военно-воздушных сил США по аэробной тренировке. Основы этой тренировки, ориентированные на широкий круг читателей, были изложены в книге "Аэробика", изданной в 1963 году.

Термин "аэробный" заимствован из физиологии, он используется при определении химических и энергетических процессов, обеспечивающих работу мышц. Известно, что обмен веществ при возбуждении мышцы представляет собой сложную систему химических реакций. Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. При аэробных процессах вырабатывается значительно большее количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота. К видам двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.

В широком смысле к аэробике относятся: ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде, и другие виды двигательной активности.

Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, также стимулирует работу сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Это и дало основание использовать термин"аэробика" для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение и имеющих танцевальную направленность. Это направление оздоровительных занятий получило огромную популярность во всем мире. В связи со специфичными целями и задачами, решаемыми в разных направлениях современной аэробики танцевальной направленности, можно использовать следующую классификацию аэробики:

Оздоровительная

Прикладная

Спортивная

Оздоровительная аэробика - одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Над разработкой и популяризацией различных программ, синтезирующих элементы физических упражнений танца и музыки, для широкого круга занимающихся активно работают различные группы специалистов. В том числе американская ассоциация аэробики, американская аэробическая ассоциация здорового образа жизни, международная ассоциация спортивного танца и др. Характерной чертой оздоровительной аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа кардиораспираторной системы. В оздоровительной аэробике можно выделить достаточное количество разновидностей, отличающихся содержанием и построением урока.

Спортивная аэробика - это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высоко интенсивный комплекс упражнений, включающий сочетания ациклических движений со сложной координацией, а также различные по сложности элементы разных структурных групп и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек и групп). Основу хореографии в этих упражнениях составляют традиционные для аэробики "базовые" аэробные шаги и их разновидности.

Прикладная аэробика - она получила определенное распространение как дополнительное средство в подготовке спортсменов других видов спорта

(аэробоксинг), а также в производственной гимнастике, в лечебной физкультуре (кардиофанк) и в различных рекреационных мероприятиях (шоу программы, группы поддержки спортсменов, черлидинг).

Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности. Основу любого урока составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, прыжках, а также упражнения на силу и гибкость, выполняемые из разных исходных положений.

Направления аэробики

Танцевальная аэробика. Укрепляет мышцы, особенно нижней части тела, стимулирует работу сердечно - сосудистой системы, улучшает координацию движений и осанку, сжигает лишний вес.

Степ - аэробика. Служит для профилактики и лечения остеопороза и артрита, для укрепления мышц и восстановления после травм колена.

Аква (водная) - аэробика. Укрепляет тело, улучшает гибкость, растягивает мышцы и связки, сжигает лишние калории, успешно восстанавливает после травм, полезна для всех возрастов и для беременных женщин.

Слайд - аэробика. Самый оптимальный вид аэробики для женщин, желающих избавиться от жировых отложений в области бедер. Служит для укрепления основных мышц тела.

Памп - аэробика. Направлена на коррекцию фигуры и укрепление мышц.

Тай - Бо - аэробика. Служит для снятия стресса, повышает тонус и настроение, регулирует работу сердца, улучшает общее самочувствие.

Ки - Бо - аэробика. Развивает силу и выносливость, тренирует дыхательную систему, развивает гибкость и координацию, и помогает сбросить лишний вес.

Бокс - аэробика и каратэ - аэробика. Направлена на то, чтобы ваша фигура стала совершенной и была такой постоянно..

А - Бокс - аэробика. Необходима и для мужчин, и для женщин для снятия стресса и раздражения. Развивает координацию, быстроту реакции, выносливость.

Кик - аэробика. Необходима для улучшения общей и силовой выносливости, ловкости и координации. Развивает силу и гибкость мышц.

Спиннинг или сайкл рибок. Укрепляет мышцы рук и ног, ягодиц и живота.

Позволяет сбросить лишние килограммы.

Резист - Бол. Помогает скорректировать фигуру, развивает координацию движений, гибкость. Способствует исправлению осанки и укреплению сердечно - сосудистой и дыхательной системы. Предназначен и для детей, и для взрослых.

Треккинг - аэробика. Необходима для улучшения общего физического состояния организма. Улучшает работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

Танцевальная аэробика

Танцевальная аэробика - это система гимнастических, танцевальных и других упражнений, выполняемых под музыку поточным и серийно-поточным методом.

Танцевальная аэробика (хип-хоп, аэроданс, салса, латина, сити-джем, афробик, рок-н-ролл и др.) относится к III категории аэробики и основана на одноименных музыкальных и танцевальных стилях, логично и последовательно соединенных с элементами современной хореографии и эстрады, а также с упражнениями спортивного характера. Шаги в танцевальной аэробике видоизменяются в зависимости от избранного стиля, выражаемого средствами популярной музыки. Использование в занятиях сочетания танцевально-гимнастических упражнений и отдельных технических приемов и элементов, применяемых в боксе, кикбоксинге, каратэ, таэквондо, способствует развитию силы, быстроты, выносливости, координации, повышает эмоциональный фон занятий.

Классическая танцевальная аэробика (базовая) - наиболее распространённый вид аэробики, представляющий собой синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, разновидностей бега, скачков и подскоков, выполняемых под музыкальное сопровождение 120-160 ударов (акцентов) в минуту поточным или серийно-поточным методом. Упражнения выполняются на месте, с продвижением вперёд, назад, в сторону. Основная физиологическая направленность данного вида танцевальной аэробики - развитие выносливости, повышение функциональных возможностей кардио-респираторной системы.

Хип-хоп-комбинированный вариант американских танцевальных стилей хип-хоп и кантри с чередованием шагов, прыжков, бега.

Модерн-данс, стрит-данс, кардиофанк, сити-джем - направления, основанные на одноименных музыкальных или танцевальных стилях; используются элементы современной хореографии, шаги изменяются в зависимости от избранного стиля. Проводятся с целью привлечения к занятиям средствами популярной музыки и модных танцевальных стилей молодежи и детей.

Аэроданс - использование элементов хореографии классического танца и балета.

Салса, латина - занятия построены из комбинаций колоритных движений, характерных для латиноамериканской культуры.

Сити-джем - стиль, образованный на основе негритянских уличных танцев. При среднем темпе музыки 105-115 уд-мин"1 (рэп, соул) с учетом ритма музыки удается достичь значительной нагрузки в процессе занятия.

Тай-бо, ки-бо - вид аэробики, основанный на восточных единоборствах, боксе, кикбоксинге.

Бокс-аэробика - строится на использовании серии мелкоамплитудных темповых движений: джеб (прямой удар), хук (удар сбоку), апперкот (удар снизу) с постоянной сменой позиции и разнообразными перемещениями имитирующими действия боксера на ринге.

Кара-Т-робика - применение в среднеинтенсивных занятиях характерных для каратэ приемов: йоко-гири (прямой удар ногой в сторону), май-гири (прямой удар вперед).

Кикс-аэробика - синтез движений боксера и каратиста (джеб левой, xyк правой, йоко-гири, джеб правой, апперкот левой, йоко-гири, 4 апперкота йоко-гири, хук левой, 2 май-гири обеими ногами и т.д.).

Как известно, в основе аэробики и физического здоровья лежит здоровый образ жизни, развитие атлетических и двигательных качеств. Таких качеств, которые и дают наиболее полное определение аэробики, при разумном их сочетании, несколько, это: общая аэробная выносливость - способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Развитие этого качества дает гарантию, что движение может выполняться длительное время с быстрым одновременным восстановлением после нагрузки.

Скоростная выносливость - способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.

Силовая выносливость - способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает, насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение, какого времени поддерживать такую активность. Силовая выносливость имеет важное значение при любом виде активных занятий фитнессом: от анаэробных повторных подъемов тяжестей до интенсивной аэробной активности при беге.

Скоростно-силовая выносливость - способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.

Гибкость - способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Повышенная гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.

Быстрота - способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.

Динамическая мышечная сила - способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц - "строительством" мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.

Ловкость - способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.

Композиция (состав) тела - соотношение жировой, костной и мышечной тканей вашего тела. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и др.

Фазы занятий

В общем виде занятие танцевальной аэробикой состоит из следующих основных фаз: разминка, аэробная фаза, заминка, силовая нагрузка.

1. Разминка имеет большое значение, но, к сожалению ее часто игнорируют, результатом чего являются растяжения мышц. У разминки две цели: во-первых, разогреть мышцы спины и конечностей; во-вторых, вызвать некоторое ускорение темпа сердечных ускорений так, чтобы плавно повышать пульс до значений, соответствующих аэробной фазе.

При разминке выполняют легкую нагрузку в течение 2-3 минут. Большое значения имеют упражнения на растягивание, например наклоны. Обычно при разминке используют комплекс упражнений для растягивания, предназначенный для предотвращения болей в пояснице.

2. Аэробная фаза.

Вторая фаза тренировки является главной для достижения оздоровительного эффекта. В этой фазе выполняются те упражнения, которые составляют программу аэробики. Что касается объема нагрузки, совершенно не обязательно заниматься пять раз в неделю. Неразумно заставлять себя выкладываться так часто, потому что накопившееся утомление может привести к травмам мышц и суставов.

Очень важно правильно выполнять аэробные упражнения, речь идет о безопасности занятий. Для того чтобы добиться большего эффекта, необходимо заниматься, по мнению специалистов, с интенсивностью, обеспечивающей частоту сердечных сокращений 65-80 % от максимальной.

Нужно научиться определять пульс, сначала в состоянии покоя. Если немного потренироваться, можно быстро освоить эту несложную процедуру.

Необходимо знать максимальную частоту сердечных сокращений. Для двадцатилетней девушки это 200 уд/мин. Значит, оптимальный пульс для занятий аэробикой составляет 140-160 уд/ мин. Такую частоту пульса необходимо поддерживать непрерывно, по крайней мере, 20 минут занятий. Если заниматься с такой интенсивностью 4 раза в неделю, то довольно быстро ощущается тренировочный эффект: улучшается подготовленность, укрепляется сердце. Отличным средством проверки интенсивности нагрузки является тест

“разговором”. Если во время аэробики вы можете продолжать разговор, значит интенсивность допустимая. Если вы сбиваетесь с дыхания и не способны поддержать разговор, - нагрузка выше допустимой.

3. Заминка.

Третья фаза занятий аэробикой занимает минимум пять минут; в течение всего этого времени следует продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений.

Самое важное после аэробики - продолжать двигаться, чтобы кровь могла циркулировать о ног к центральным сосудам. Всякий, кто резко прекращает выполнение напряженного физического упражнения, подвергает опасности свое сердце и играет со смертью. Деятельность сердечнососудистой системы может нарушиться, поскольку кровоток замедляется скорее, чем сокращения сердца. Вот почему необходима правильная заминка после каждого занятия. Основной ее принцип - никогда не заканчивать упражнение резкой остановкой. Падение артериального давления должно быть постепенным.

Завершив основную, самую напряженную часть занятия, нужно соблюдать следующие требования: не стоять на месте без движения, даже в тот момент, когда измеряется пульс. не садиться.

Если после напряженной тренировки чувствуется тошнота или головокружение во время заминки, то следует несколько минут просто полежать на спине, подняв ноги вверх.

Эта фаза занятия аэробикой, которая должна продолжаться не менее 10 минут, включает движения, укрепляющая мышцы и развивающая гибкость.

Упражнения с отягощениями различного вида или силовая гимнастика

(отжимания, приседания, подтягивания или любое другое силовое упражнение) вполне отвечают назначению этого этапа. Одна из основных причин, побуждающих заниматься силовой гимнастикой, заключается в том, что она увеличивает силу и прочность костей и суставов, а это делает человека менее подверженным травмам во время аэробной фазы.

Если строго придерживаться всех четырех фаз в занятиях аэробикой, то никаких серьезных травм не может случиться.

Основные методы, используемые при проведении занятий танцевальной аэробикой

Для поддержания интереса к урокам танцевальной аэробики тренеру необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. В связи со сказанным, при проведении занятий аэробикой широко применяются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся:

1. Метод музыкальной интерпретации.

2. Метод усложнений.

3. Метод сходства.

4. Метод блоков.

5. Метод "Калифорнийский стиль".

Рассмотрим особенности реализации этих методов.

Метод музыкальной интерпретации широко используется при построении танцевальных композиций в аэробике. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй -- с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. В основе первого подхода лежит составление упражнения на заданную музыку с учетом содержания, формы, ритма, динамических оттенков, т.е. конструирование упражнения с учетом основ музыкальной грамоты.

Наиболее "удобным" для выполнения многих упражнений является музыкальный размер 2/4 или 4/4. Можно составить упражнение, в котором каждое движение выполняется на одну или несколько долей такта, но при этом нужно, чтобы начало и окончание упражнения совпало с музыкальным тактом или музыкальной фразой.

Чаще всего в танцевальной аэробике составляют упражнения на 2 или 4 счета. Но могут быть и более сложные упражнения на 8-16 счетов. При определении количества повторений каждого упражнения нужно, чтобы переход на новое движение был произведен в соответствии с "музыкальным квадратом". Например, упражнение составленное на 4 счета, нужно повторить 8 (16) раз для того, чтобы окончание движения совпало с относительно законченным музыкальным фрагментом - музыкальным предложением или музыкальным периодом. Сильные и слабые доли такта могут сопровождаться определенными движениями (хлопки, прыжки, притопы и т.п. лучше выполнять на акцентированные сильные доли такта).

Реализация второго подхода собственно и является методом музыкальной интерпретации. Надо скомпоновать подобранные упражнения в соответствии с музыкальной темой. Во время припева (если такой присутствует) можно выполнять одинаковые композиции. При звучании куплета можно использовать разные наборы упражнений, а можно аналогичные но с небольшим изменением ритма, движений рук, изменение амплитуды движений.

Метод усложнений - так в аэробике называется определенная логическая последовательность обучения упражнениям. Педагогически грамотный подбор упражнений с учетом их доступности для занимающихся, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей отражает реализацию в уроке метода усложнения. Если разучивается упражнение, содержащее движения одной частью тела (например один из вариантов аэробного шагов - скрестный шаг), то целостное действие первоначально может быть разделено на составные части (1- е упражнение: шаг правой в сторону, шаг левой скрестно назад, шаг правой на месте, приставить левую в исходное положение. 2-е упражнение: приставные шаги в сторону, вправо и влево), которые выполняются как самостоятельные упражнения, а потом соединяются. Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов:

Изменение темпа движения (сначала каждое движение выполняется на 2 счета, а затем на каждый);

Изменение ритма движения (например, вариант ходьбы: "1"-шаг правой, "2" - шаг левой, "3-4" - шаг правой. Для того чтобы занимающиеся лучше усвоили этот ритм движения можно применить подсказку - "быстро - быстро - медленно");

Добавление новых движений в ранее изученные комбинации (например, скрестный шаг в сторону закончить подъемом колена вперед);

Изменять технику выполнения движения (например, выполнение подъема колена сочетать с прыжком);

Изменение направления движения (какой то одной части тела или перемещения в пространстве);

Изменение амплитуды движения;

Сначала разучить упражнение по частям, а затем объединить в одно целое, что и будет являться усложнением по отношению к первоначальному разучиванию.

В результате применения этих приемов переход от элементарных к более сложным по координационной структуре движениям осуществляется занимающимися без особых усилий. Кроме названных могут быть использованы и другие приемы усложнений упражнений.

Применение метода усложнений характерно для урока аэробики и позволяет занимающимся овладеть правильной техникой каждого упражнения.

Метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких упражнений берется за основу какая-то одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движений (например, подбираются упражнения, в которых преобладающей темой является движение вперед и назад). Такой комплекс может состоять от 2 и более упражнений. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся переход на каждое последующее упражнение может быть медленным или более быстрым (количество повторений каждого упражнения планируется с учетом его длительности - 2, 4 ,8 счетов и координационной сложности, но так, чтобы переход осуществлялся в соответствии с "музыкальным квадратом").

Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся и сложности движений каждое из подобранных для "блока" упражнений может повторяться несколько раз (2, 4), а затем переходят к следующему упражнению. Более сложным является соединение упражнений в блок без многократных повторений одних и тех же движений. Как правило в блок подбирают четное количество упражнений (например,упражнение№1, 2, 3, 4). Такой блок может повторяться в уроке несколько раз в стандартном варианте или в него можно вводить изменения (варьировать порядок упражнений: 1, 3, 2, 4 или 3 ,1 ,4 ,2 и др.; изменять ритм или способ выполнения как отдельных упражнений, так и всего блока; можно использовать ускорение или замедление отдельных движений, выполнять их на шагах, прыжках, беге; менять темп). Применение этого метода позволяет добиться нужного качества исполнения упражнений, поскольку каждое из них повторяется многократно. В то же время, при использовании вариаций блоков можно разнообразить программу.

Метод "Калифорнийский стиль" фактически является комплексным проявлением требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях (с поворотами, по "квадрату", по кругу, по диагонали). Каждому упражнению тренер должен стараться придать танцевальную окраску. Для этого упражнение может быть дополнено разнообразными движениями руками, хлопками, а также притопами, подскоками и т.д. Все упражнения должны согласовываться с музыкой.

В связи со спецификой аэробики, наиболее типичными для урока аэробики являются следующие средства:

1. Общеразвивающие упражнения в положении стоя:

Упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях (поднимание и опускание, сгибание и разгибание, дуги и круги)

Упражнения для туловища и шеи (наклоны и повороты, движения по дуге и вперед)

Упражнения для ног (поднимание и опускание, сгибание и разгибание в разных суставах, полуприседы, выпады, перемещение центра тяжести тела с ноги на ногу)

2. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа:

Упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания, круговые движения)

Упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях (сгибания и разгибания, поднимание и опускание, махи)

Упражнения для мышц живота в положении лежа на спине (поднимание плеч и лопаток, то же с поворотом туловища, поднимание ног согнутых или разгибанием)

Упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях (небольшая амплитуда поднимания рук, ног или одновременных движений руками и ногами с "вытягиванием" в длину)

3. Упражнения на растягивание:

В полуприседе для задней и передней поверхности бедра

В положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра

В полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины

Стоя для грудных мышц и плечевого пояса

4. Ходьба:

Размахивая руками (кисти в кулак, пальцы врозь и др.)

Сочетание ходьбы на месте с различными движениями руками

(одновременными и последовательными, симметричными и несимметричными).

Ходьба с хлопками

Ходьба с продвижением (вперед, назад, по диагонали, по дуге, по кругу)

Основные шаги и их разновидности, используемые в аэробике

5. Бег - возможны такие же варианты движений, как и при ходьбе.

6. Подскоки и прыжки:

На двух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на месте и с продвижением в разных направлениях (с осторожностью выполнять перемещения в стороны)

С переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад и др. (не рекомендуется выполнять больше 4 прыжков на одной ноге подряд)

Сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными движениями руками.

Чем большим количеством упражнений и приемов их проведения владеет тренер, тем качественнее будет его работа.

При подготовке к занятиям инструктор

(тренер) заранее планирует физическую нагрузку, но ее корректировка необходима также и во время тренировки. Инструктор должен видеть всех занимающихся и замечать признаки перенапряжения или недостаточной нагрузки, а также уметь определять признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений. Такими признаками могут служить: частота сердечных сокращений, частота дыхания, обильное потоотделение, покраснение или побледнение, нарушение техники или координации движений. При фиксации таких изменений необходимо внести изменения в нагрузку: снизить или увеличить темп движений; уменьшить или увеличить амплитуду движений; перейти на низкую или высокую интенсивность движений, для чего можно исключить или дополнить упражнение подскоками, прыжками, переходом на шаг.

В зависимости от решаемых задач составляются комплексы ритмической гимнастики разной направленности, которые могут проводиться в форме УГ, физкультурной паузы, спортивной разминки или специальных занятий.

Располагая набором обычных гимнастических упражнений, каждый может самостоятельно составить себе такой комплекс.

В заключение несколько слов об общих условиях занятий аэробикой.

Большое значение имеет покрытие пола в зале. Идеально если полом и покрытием есть небольшой воздушный зазор. Это делает пол пружинящим, что, естественно, предохраняет от травм. Помещение, где проводятся занятия, должно быть просторным, чтобы не задевать друг друга локтями во время упражнений. Это также уменьшает риск получить травмы.

Инструктор должен быть профессионален и часто обращаться к занимающимся во время урока, - индивидуальный подход на занятиях тоже играет очень большую роль. Не стоит доводить себя до состояния “горения”.

Дело в том, что ощущение жжения в области груди может быть результатом коронарных нарушений, и появления таких симптомов нужно всячески избегать.

Если ощущается жжение в мышцах, это также может служить сигналом того, что эти мышцы перенапряжены и, следовательно, риск травматизации очень велик.

Главное - выбрать такую программу занятия танцевальной аэробикой, которая бы максимально соответствовала поставленным целям. При этом программа должна быть построена таким образом, чтобы практически исключить риск получения травм, а также развития сердечнососудистых заболеваний. Группы должны быть подобраны с учетом физической подготовленности, то есть примерно однородными. Программа должна быть таким способом, чтобы занимающиеся постепенно привыкали к непрерывной нагрузке и выдерживали ее без особого напряжения. Выполнять упражнения нужно легко, без резких движений.

Заключение

Аэробика - это хорошее самочувствие, отличное настроение и избавление от лишнего веса. Аэробика - это движение под музыку, стимулирующее работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем и при желании меняющее фигуру.

Аэробика привлекает своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от интересов, возраста, физического состояния, подготовленности занимающихся. Существует огромное количество видов аэробики (на сегодняшний день около 40), и каждый может выбрать тот или те, которые больше по душе и которые более ему необходимы

Термин “аэробный” означает “живущий в воздухе” или “использующий кислород”.

Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из своих основных функций - транспорт кислорода.

В наше время большинство людей малоподвижны. Они ходят пешком от автостоянки или автобусной остановки до своего учреждения, от рабочего стола до буфета или кафетерия. Даже молодежь не очень балует себя физическими нагрузками. А недостаток движений плохо сказывается и на состоянии здоровья, и на возможностях человека во всех сферах жизни.

Медицинские исследования показывают, что физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм о сердечных заболеваний. Двигательная активность - вот в чем нуждается для нормального функционирования, для укрепления здоровья и хорошего самочувствия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Е.С.Крючек "Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных занятий".

2. Иващенко Л.Я., Круцевич Т.Ю. Методика физкультурно-оздоровительных занятий. - К.: УГУФВС, 1994. - 126 с.

3. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. - 2-е изд. доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.

4. Теория и методика физического воспитания том 2/ Под ред. .Т.Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003. - 392с.

5. Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, - 1999. - 374 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Возникновение аэробики. Возникновение аэробики и ее классификация. Направления аэробики. Танцевальная аэробика. Степ–аэробика. Аква (водная)–аэробика. Слайд–аэробика. Памп–аэробика. Бокс–аэробика. Треккинг–аэробика. Фазы занятий. Урок аэробики.

    реферат , добавлен 25.02.2007

    Изучение основных направлений танцевальной аэробики, основанной на одноименных музыкальных и танцевальных стилях соединенных с элементами современной хореографии и эстрады. Характеристика действия упражнений спортивного характера на организм человека.

    реферат , добавлен 03.04.2012

    История возникновения и основные понятия аэробики, структура и содержание занятий. Характеристика средств, методов и методики проведения аэробики. Изучение программ и комплексов упражнений. Воздействие тренировочных нагрузок на организм занимающегося.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2012

    Цели физкультурно-оздоровительной системы – аэробика. Понятия и разновидности аэробики. Регулярность и перерывы в занятиях. Структура и содержание занятий. Средства, методы и методика проведения аэробики. Возрастные градации и медицинский контроль.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2015

    Характеристика различных видов аэробики. Влияние занятий аэробики на организм. Исследование изменения двигательных показателей девушек под влиянием занятий аэробикой. Разработка методики проведения занятий аэробикой и проверка их эффективности.

    дипломная работа , добавлен 07.04.2011

    Степ-аэробика - одна из производных классической аэробики, ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы под танцевальную музыку. История возникновения степ-аэробики, ее применение и воздействие на организм человека. Музыка и организация упражнений.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Роль физической активности в жизни человека. Внедрение аэробики в процесс физического воспитания учащихся среднего школьного возраста и выявление изменений двигательных показателей под влиянием занятий аэробикой. Режим дня, ходьба и пешеходные прогулки.

    методичка , добавлен 07.11.2014

    Физиологические основы воздействия различных видов оздоровительной аэробики на здоровье человека. Структурно-функциональная характеристика оздоровительной аэробики. Методы самоконтроля, циклические упражнения как виды оздоровительной аэробной нагрузки.

    учебное пособие , добавлен 17.06.2014

    Описание метода оздоравлеия посредством аэробики. Рассматривается, что такое аэробика, почему ее нужно заниматься, способы и методы занятий: разминка, аэробная фаза, заминка, силовая нагрузка. Правила проведений занятий.

    реферат , добавлен 04.06.2008

    Значение использования утренней гимнастики с элементами оздоровительной аэробики с детьми старшего дошкольного возраста. Классификация аэробики, организация и методика проведения. Характеристика физического развития детей старшего дошкольного возраста.



  • Разделы сайта