Упражнения на выносливость для мужчин. Силовая выносливость. Программа силовых тренировок для начинающих. Вопросы и задания

Аттали и Гийоме (Attali et Guillaume, 1974) отрицают различие между потребностями и желаниями. Они полагают, что потребности генерируются желаниями, тем, что стало нормальным и естественным. Они включают то, что уже больше не доставляет удовольствия, но без чего невозможно обойтись, так как это «нечто» попадает в область « нормального» (Attali and Guillaume, 1974, р. 144). Именно динамика желаний объясняет аккумуляцию потребностей. Производственные компании эксплуатируют динамику желаний для обнаружения рынков, позволяющих им сохранить свою экономическую мощь.

«Если социальный спрос, диалектически являющийся следствием потребностей, желаний и социального предложения, столь лимитирован ограничениями системы производства, то разве не должен политический контроль за созданием потребностей логически предшествовать контролю за производством?» (Attali and Guillaume, 1974, р. 146).

Эта точка зрения с очевидностью противоречит взглядам ортодоксальных экономистов. Роса (Rosa, 1977) отмечает, что данный анализ подразумевает существование потребностей «реальных» и потребностей «ложных», которые создаются обществом и производителем.

«Согласно данной научной школе, существуют фундаментально неэквивалентные отношения обмена между угнетенным потребителем и доминирующим производителем; общество совращает потребителя, создавая искусственные желания, чтобы поработить и подчинить его. Последующий вывод прост: достаточно совершить « хороший» политический выбор, чтобы создать «хорошие» структуры, которые с необходимостью обеспечат процветание и выражение «реальных» потребностей» (Rosa, 1977, р. 176).

У данного анализа, некогда широко распространенного в Европе среди так называемых «левых интеллектуалов», есть одна важная слабость - он не позволяет отделить истинные потребности от ложных. Учитывая, что подавляющее большинство наших нынешних желаний имеет, разумеется, культурное происхождение, где же следует проводить разграничительную линию и, кроме того, кто же будет тем просвещенным диктатором потребления? Очевидно, что на данный вопрос нет объективного ответа.

«Замена спорного приоритета потребителя сомнительным приоритетом бюрократа или интеллектуала способствует лишь появлению большего числа не решаемых проблем» (Rosa, 1977, р. 159).

Следует добавить к этому, что гипотезу о бессилии потребителя ежедневно отрицают такие факты, как доступные обществу цифры об уровне провалов новых товаров; более половины товаров терпит провал при проникновении на рынок. Способность потребителя поступать по своему усмотрению - реальность, и фирмы это знают. Таким образом, следует признать, что диспут по поводу «истинных» и «ложных» потребностей является диспутом исключительно идеологическим. Экономисты отказываются вступать в эту дискуссию, так как она несовместима с научным подходом. В рамках анализа подобного рода можно провозгласить что угодно и все отрицать в соответствии с индивидуальной точкой зрения. Научный же подход требует объективности и глубины.

Прочитаем информацию .
Потребность - переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития его личности.
Существуют различные классификации потребностей человека. На самом деле их можно объединить в три группы:

  • биологические (естественные, врожденные, физиологические, органические, природные)- потребности, которые связаны с биологической (физиологической) природой человека, т.е. со всем, что необходимо для существования, развития и воспроизводства.
  • социальные - потребности, которые связаны с общественной (социальной) природой человека, т.е. определяются принадлежностью человека к обществу.
  • духовные (идеальные, познавательные, культурные) - потребности, которые связаны с познанием окружающего мира, самого себя и смысла своего существования, т.е. во всем том, что необходимо для духовного развития.
Особенности человеческих потребностей:
1. все потребности человека взаимосвязаны. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т.д. Удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.
2. не все потребности человека могут быть удовлетворены.
3. потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Подлинные (разумные) потребности - потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые (неразумные, ложные) потребности - потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.
4. неиссякаемость, нескончаемость, бесконечное множество потребностей.
  • описывая человеческие потребности, американский психолог А. охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.
  • российский психолог и философ С.Л. говорил о «ненасыщаемости» потребностей человека.
Рассмотрим примеры .

Группа потребностей

Биологические

Утоление голода, жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом, жилище, одежда, пища, сон, отдых и др.

Социальные

Социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности, принадлежность к социальной группе, общественное признание, трудовая деятельность, созидание, творчество, социальная активность, дружба, любовь и др.

Духовные

Самовыражение, самоутверждение, познание окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования и мн. др.


Дополнительно рассмотрим сведения о том, что лежит в основе классификации потребностей с точки зрения известных психологов.

Используемая литература:
3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. - М. : Эксмо, 2008. 4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М. : АСТ: Астрель, 2008. 8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007. 12.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. 13. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Используемые Интернет-ресурсы:
Википедия - свободная энциклопедия

Ложные потребности

Существуют потребности, формируемые не духом, а сознанием и средой; их можно смело называть ложными. Мы рассмотрим две из них: потребность в удовольствиях и потребность в счастье.

Удовольствие имеет единственную функцию - это индикатор качества удовлетворения потребности; и вместе с отмиранием потребности специфические для нее удовольствия кончаются без всякого вреда для человека. Привычка к удовольствиям любого типа - ложная (то есть искусственно созданная) программа, сильно искажающая ритм энергетической жизни человека.

Что касается счастья, то человек не создан для него, как птица для полета, вопреки мнению классика социалистического реализма. Счастье - категория духовная, а не эмоциональная, и поскольку эмоциональная жизнь вторична по отношению к духовной, то счастье не может быть эмоциональным состоянием или его следствием. Счастье - это тот пряник, который выдается персонально духом в том случае, когда человек идет по пути истинному, это не ментальное и не эмоциональное, но духовное состояние, когда человек сущностно, глубоко внутри, ощущает поддержку своего духа. И обрести счастье (извините за штамп, уважаемый читатель) человек может лишь на короткий промежуток времени, поскольку неутомимый дух создаст новую потребность, новое напряжение во внешнем мире, новые испытания - жизнь продолжается!

Стремление к власти . В зависимости от эволюционного уровня и среды эта потребность может принимать различные формы: домашняя тирания, политическая власть, владычество над умами, власть над природой, владение собой (в широком смысле); следует отличать стремление к получению власти от стремления к реализации власти (скажем, к свободному перемещению должностей в своей епархии по воле собственной "левой ноги"). Основой потребности во власти является желание духа явить свой волевой аспект, то есть то , что в религиозных текстах именуется всемогуществом (последний термин означает не то , что Бог все может, а то , что любая сила Ему принадлежит). Человеку действительно необходимо ощутить эту силу; вопрос о ее правильном применении - одна из центральных духовных задач человека.

Потребность в общении имеет очень сложные корни. Помимо стремления к самовыражению и познанию, потребность в общении во многом обусловлена групповой человеческой кармой - но эта тема выходит за пределы трактата, поэтому автор ограничится здесь краткими замечаниями. Дело в том, что для изживания групповой кармы требуются согласованные действия групп людей, и для успешного объединения в помощь человечеству дается эта самая потребность; проблема одиночества есть кармическая завязка, возникающая от нежелания прислушаться к групповым (семейным, национальным и т. п.) проблемам. Удовлетворение от общения в виде соответствующих энергетических потоков возникает только тогда, когда результатом общения является труд на благо эволюции (а не взаимное удовольствие!). Общение же с целью получения удовольствия (любого сорта) может означенное удовольствие принести, однако дефицит общения, то есть кнут соответствующей потребности, не снимает.

Инстинкт смерти . Это очень мощная и древняя программа, цель которой - облегчить распад и умирание физического тела в конце жизни. Интересные наблюдения на эту тему имеются у В. Вересаева в " Записках врача".

Современная химиотерапия и служба реанимации могут многое противопоставить этой программе, порой успешно растягивая предсмертные муки на длительный срок. Отблески инстинкта смерти можно заметить и в обычном течении жизни: это некоторые депрессии, плохие настроения, пониженный тонус - в общем, состояние с низкой энергетикой (суть инстинкта смерти в том и состоит, что соответствующая программа закрывает чакры, в первую очередь муладхару, и блокирует энергетические потоки). Подсознание пытается найти выход, открывая высшие чакры, - человеку лезут в голову мысли философского порядка, о Боге, судьбе и т. п. Иногда при этом происходит обновление, является откровение или локальное просветление, а иногда ничего такого не случается. Следует, однако, иметь в виду, что "тихое" самоубийство, то есть сознательный постоянный вызов инстинкта смерти (лозунг: "я не хочу жить"), который постепенно уничтожает физическое тело, с кармической точки зрения не лучше обычного самоубийства, поскольку в обоих случаях человек не завершает своих кармических дел и завязывает на себе и других сильный кармический узел; по мнению учителей йоги, самоубийство есть убийство.

Из книги Почему я боюсь любить автора Пауэлл Джон

Ложные боги Бог, которого найдет человек, живущий такой жизнью, будет лишь хмурым пугающим идолом, не требующим от своих почитателей ничего, кроме страха. Книга Бытия говорит нам, что Бог создал нас по Своему образу и подобию, и надо сказать, что самым коварным и обедняющим

Из книги 33 стратегии войны автора Грин Роберт

Ложные союзы В ноябре 1966 года Мюррей Боуэн, профессор клинической психиатрии Джорджтаунского университета, один из влиятельнейших специалистов в области семейной психотерапии, столкнулся с серьезной проблемой. Дело в том, что кризис назревал в его собственной семье,

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Истинные и ложные цели Как освободиться от ложных целей и не разменять себя и свою жизнь на пустяки? Не только науку и искусство интересуют эти вопросы, они встают - рано или поздно, так или иначе - перед каждым, кто сколько-нибудь осмысленно и ответственно относится к

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Истинные и ложные потребности Книги Лууле Виилмы и в частности, ее рассуждения о том, как важно понимать разницу между «хочу» и «нужно», помогли понять разницу между желаниями и истинными потребностями. Она предлагала провести очень простой эксперимент, который Вы тоже

Из книги Жизнь без усилий. Краткое руководство для удовлетворенности, внимания и потока. автора Бабаута Лео

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности - признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и

Из книги Тайны женского мозга. Почему умницы способны на глупости автора Ризо Елена

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Ложные истины брака Сейчас я воспользуюсь методом «от противного» и перечислю то, что не стоит совершать, будучи замужем.1. Никогда не выясняйте, «кто прав, а кто виноват».Полная чушь. Оставлять конфликт неразрешенным нельзя. Расставьте все на свои места, выясните, кто не

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

Ложные обвинения Современные средства массовой информации часто освещают ситуации, в которых серьезные обвинения, сделанные жертвой, отрицаются обвиняемым. Многие обвинения справедливые, другие ложные. Жертва насилия Сорокадевятилетняя замужняя женщина, заявившая,

Из книги Творчество в рамках автора Голденберг Джекоб

Ложные признания Антоним ложных обвинений - ложные признания в преступлениях, которых не совершали. Повешенный лжец Тимоти Эванс был удостоен королевского помилования, но это произошло лишь через несколько лет после того, как он был повешен в 1950 году за убийство,

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” - НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ? Первое направление, в котором осуществляется выработка человеком приобретаемых при жизни потребностей есть ни что иное, как выявление им в процессе практического взаимодействия со

Из книги автора

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

Из книги автора

РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ - ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Подведу итог.Потребности в способах (навыках) деятельности, в деятельности и в деятельном состоянии, в эмоциональном тонусе, приобретаемые или развивающиеся при жизни, являются

Из книги автора

Ложные противоречия на переговорах Противоречия существуют везде, где приходится решать проблемы. Как мы уже говорили, техники и принципы методики систематического новаторского мышления применимы не только к товарам, но и к услугам, творчеству, методам и средствам

Ежедневно тысячи людей ищут в интернете информацию, ответы на вопросы, советы и рекомендации. Цель этих людей удовлетворить свои потребности. Люди хотят знать как заработать миллион, как избавится от беспокойства, как побороть стресс, как познакомиться с девушкой, как вернуть мужа в семью. Все эти запросы возникают при неудовлетворенности той или иной потребности.

Что такое потребности человека

Человек, как и любое существо на земле должен выживать, что в свою очередь стимулирует его на создание определенных условий вокруг себя. Если бы не существовало нужды в чем либо, то человек сидел бы на одном месте, не строил укрытия, не заботился о безопасности, не продолжал свой род. Отсутствие нужды ведет к смерти. Состояние при котором человек остро нуждается в чем-либо называется потребность. Различается истинная и ложная потребность. Первая нужна для выживания и даже нормальной жизни, вторая ведет к гибели, ущербу, проблемам. Существует также понятие избытка, роскоши. Ложная потребность это отклонение и преобладание её над истинной ведет к саморазрушению личности. Избыток приводит к депрессиям, расстройствам, неудовлетворенности. Разберем подробнее.

Истинные потребности человека

Первой и основной потребностью является физическая , которая включает в себя три фактора – крыша над головой, пища, здоровье. Лев Толстой считал жизнь согласно базовым потребностям путем к полноценной жизни и последние годы провел придерживаясь таким правилам. Чтобы удовлетворить физическую потребность достаточно иметь крышу над головой, еду достаточную для жизни и возможность ходить, лежать, сидеть, двигаться и так далее.

Самая распространенная проблема связанная с физической потребностью это избыток. Люди не хотят просто квартиру, нужна большая квартира с хорошим ремонтом. Есть у семьи двухкомнатная, но хочется трех. У людей есть деньги на еду, но хочется есть мясо каждый день, баловать себя сладостями, красной икрой. Совсем недавно общался со знакомой, которая находится в очень тяжелом финансовом положении, по её словам у них просрочены все кредиты, муж не работает, дочь учится, её сократили. Она покупала колбасу и одновременно жаловалась на то, что им нечего есть. Без этой колбасы муж не может, приходится покупать. А надо ещё хлеба взять, молочка, пельмешек хоть каких-нибудь. В общем беда одна, когда уже все наладится неясно.

Вот вам пример того, как избыточные потребности могут усугубить тяжелое положение, а ещё больше примеров говорят о том, что это тяжелое положение по причины избытка желаний и наступает. Было бы логичнее купить каши и макароны на время таких серьёзных проблем с деньгами, пельмени и колбаса в её грустную историю вписывались с трудом. Лев Толстой питался просто, что благоприятно сказывалось на его здоровье и самочувствии. Многим, кто испытывает финансовые трудности стоит задуматься над этим.

Вторая важнейшая потребность человека –безопасность . Все мы хотим быть уверены в том, что с нашими детьми ничего не случится в школе или на улице, мы хотим быть уверены что за рулем сидят трезвые и адекватные водители, мы хотим жить там, где нет войны, мы хотим иметь накопления на завтрашний день, мы хотим сохранить наше имущество в целости и сохранности.

В ответ на эти потребности появляются страховки, охрана, для этого нужна полиция, армия, камеры видеонаблюдения, активы. Недавно мы дискутировали с одним из читателей на тему страховой пенсии по старости, нужна ли она вообще или забота о стариках как и раньше должна лежать на них самих и их детях. Такая практика в мире тоже существует. Я говорю, что рассчитывать на пенсию совершенно неразумно но и отказываться от неё полностью тоже неправильно. Очень многие люди в старости остаются совершенно одни и страховка в виде пенсии является тем самым спасательным кругом. Нам нужны страховки, как на случай старости, так и на случай обращения в медучереждения. И армия нам тоже нужна. И инвестиции это способ удовлетворения потребности в финансовой безопасности. Ниже поговорим об этом подробнее, я расскажу о ложных потребностях в этой области.

Никуда не деться человеку без следующего вида потребностей – социальных . Человек социально зависимое существо, если можно так выразиться. Каждый из нас чувствует себя счастливым, когда он кому-то нужен, когда он для кого-то важен и когда он уважает сам себя. Наиболее часто к психологам обращаются люди с неудовлетворенными социальными потребностями. Одинокие, не реализовавшие свой потенциал, с заниженной самооценкой. Человеку важно любить, быть любимым, иметь статус в обществе, быть значимой фигурой на работе и наиболее важно иметь самоуважение. В противном случае всё заканчивается депрессиями, разочарованиями в жизни, понижением самооценки, обращениям к психологам или тренерам по саморазвитию личности.

Заключительными потребностями являются духовные и творческие . Самореализация и самоутверждение последние в моём списке, но далеко не последние среди потребностей человека. Здоровый, умный человек нуждается в постоянном познании и реализации своих способностей. Это наивысшая ступень развития личности, далеко не каждый человек доходит до мыслей о более глубоком познании мира и творческой самореализации.

Многие тренинги направлены именно на избавление от избыточных потребностей и переоценке своей жизни. Счастлив тот, кому хватает, а не тот у кого много. Самые богатые и успешные люди боясь потерять свои капиталы начинают работать всё усерднее, создавать всё более серьезные накопления, покупать всё больше активов и жизнь превращается в бег по кругу. Количество этажей в доме растет, площадь сада увеличивается, стоимость автомобиля не помещается на чеке, а удовлетворения от всего этого нет. В такие моменты люди приходят к осознанию того, что для счастья достаточно достигнуть базовых потребностей, всё остальное придет вместе с реализацией своих талантов и усилий.

Ложные потребности человека всегда связаны с саморазрушением. Существует множество определений этому понятию, самые популярные гласят – Истинные потребности всегда связанны с нуждой, ложные с желанием. Человек нуждается в принятии пищи, переедание это всего лишь его желание. Здоровая пища это нужда, чипсы и сладости это просто желание. Дышать кислородом нужда, курение желание. Пить воду нужда, пить пиво желание. Инвестировать и создавать активы нужда для создания финансовой безопасности человека или целой семьи, играть в казино и пытаться угадать движение графика на форексе это желание.

Так как мой блог посвящен теме финансов, предлагаю заострить внимание на последнем. Я предлагаю своим читателям использовать возможности брокерского счета для накопления активов и рассказываю как с помощью некоторых хитростей, таких как сложный процент , увеличить доход. Но ежедневно получаю сообщения о том, что некий фонд предлагал процент выше, на форексе можно заработать гораздо больше, вот бы вложить в биткоин и сорвать куш.

Всё это ложные потребности, такие люди не хотят сохранять и преумножать, их желание играть, попытать удачу, испытать эмоции от азарта. Они не отталкиваются от потребности в безопасности, не хотят иметь активы, которые смогут кормить их семьи на случай потери работы или других источников дохода. Копить на свои финансовые цели тоже нет нужды. Такими людьми руководят желания.

Ложные потребности ведут к потерям, ущербу, проблемам. Мне было лет 19, когда я с друзьями летом шел по улице и вдруг подумал, что хочу пива. Представил холодное, в запотевшей бутылке, сидя на лавочке, мммм… В этот момент на встречу нам шли знакомые и в руках одного из них была бутылка минералки. Я попросил попить и сразу после этого желание купить пиво куда-то исчезло. Тогда я даже не задумался об этом, сейчас же понимаю, что это была моя ложная потребность. Я уже более 8 лет не употребляю алкоголь и не курю, я не вижу в этом смысла. Но множество людей считают, что алкоголь нужен чтобы расслабиться, сигарета чтобы успокоиться, ложные потребности проявляются в виде нужды, хотя на самом деле это просто желания и зависимости. Люди, которые пытаются выиграть в казино или выходят на форекс с плечами 1:1000 на самом деле не хотят зарабатывать и инвестировать, им нужны эмоции, азарт, игра.

Отличайте инвестиции от спекуляции, открывайте брокерский счет и покупайте активы. Лотерея это попытка испытать удачу, казино и ставки на спорт это азарт и развлечение. На форексе нет активов, нет дивидендов. Там есть валютные пары и ваша задача угадать какая из них будет сильнее. Это ли не игры в угадайку? А недавно один читатель прислал мне видео, где мужик рассказывал как проиграл миллион долларов. Человек просто открыл счет на форекс, пополнил на 150 000 долларов, несколько раз угадал направление цены и его депозит увеличился до 1 000 000 долларов. Затем в течение 4 часов мужчина несколько раз с прогнозом ошибся и всё потерял.

Что мешало ему открыть брокерский счет , купить офз и акции на имеющиеся у него 8 000 000 рублей и получать около 1 500 000 ежегодно в виде пассивного дохода? Наверное, неспособность отличать инвестиции от азартных игр. И деньги были, только ума не хватило.

В новых индустриальных условиях, по мнению Г. Маркузе (1898–1979), совершенно иначе предстает свобода людей. Так, экономическая свобода означала бы свободу от экономики – от контроля экономических сил и отношений, от ежедневной борьбы за существование, от того, что нужно зарабатывать себе на пропитание. Политическая свобода означала бы освобождение индивидов от политики, над которой они не осуществляют действенного контроля. Соответственно, духовная свобода означала бы обновление сознания, которое сейчас сформировано средствами массовой информации и воспитанием, ликвидацию «общественного мнения» вместе с его создателями… Самая действенная форма борьбы против освобождения заключается в формировании таких материальных и духовных потребностей людей, которые увековечивают устаревшие формы борьбы за существование» (Американская социологическая мысль. М., 1996, с. 127). Формируя потребности человека, его закабаляют психологически, делают одномерным (здесь точка зрения Маркузе близка к психологической школе в социологии). Поэтому освобождение должно быть прежде всего личностно-психологическим, нравственно-сознательным.

Маркузе различает истинные и ложные потребности. «Ложными являются те, которые навязаны индивиду частными общественными силами, заинтересованными в его подавлении: это те потребности, которые увековечивают тяжелый труд, агрессивность, нищету и несправедливость… Большинство из господствующих потребностей – отдыхать, развлекаться, вести себя и потреблять в соответствии с рекламой, ненавидеть и любить то, что ненавидят и любят другие, – принадлежит к этому набору ложных потребностей… Единственными потребностями, которые имеют неограниченное право на удовлетворение, являются витальные потребности – питание, одежда и жилье на доступном культурном уровне» (там же, с. 127–128). Навязанные, или ложные, потребности Маркузе называет репрессивными. Соответственно, их удовлетворение будет репрессивным удовлетворением.

Социальный контроль навязывает «господствующую потребность в производстве и потреблении ненужных вещей; потребность в отупляющей работе, где она в действительности больше не нужна; потребность в разнообразных видах разрядки, которые смягчают и продлевают это отупление; потребность сохранять такие обманчивые свободы, как свободная конкуренция при фиксированных ценах, свободная пресса, которая сама для себя является цензурой, свободный выбор товаров и мелких принадлежностей к ним при принципиальном потребительском принуждении… Свободные выборы господ не ликвидируют господ или рабов» (там же, с. 129).

В современном обществе потребления «товары поглощают людей и манипулируют ими; они производят ложное сознание, которое невосприимчиво к собственной лжи… Так возникает образец одномерного мышления и поведения» (там же, с. 132–133). Задача правящего класса – превратить «научный и технический прогресс в инструмент господства» (там же, с. 135).

Развитию тенденции рационализации мешает «растущая иррациональность целого, расточительство и ограничение производительности, потребность в агрессивной экспансии, постоянная угроза войны, обострившаяся эксплуатация, бесчеловечность. Все это указывает на историческую альтернативу: плановое использование ресурсов для удовлетворения жизненных потребностей при минимуме затрат на тяжелый труд, превращение свободного времени в действительно свободное, умиротворение борьбы за существование» (там же, с. 141).

Маркузе указывает на важность нравственных моментов и связывает их с обретением истинного сознания. «Люди должны обрести вместо ложного сознание истинное, вместо непосредственного интереса – настоящий. Они смогут сделать это, только почувствовав потребность изменить свой образ жизни, отказаться от того, что имеют от общества» (там же, с. 122). Что может кардинально изменить ситуацию? «Великий Отказ» от потребительских ценностей и соединение самого развитого сознания с самой эксплуатируемой силой – опальных и изгоев, лиц, находящихся на периферии современного общества.



  • Разделы сайта