Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения

Рашид Рахимов, главный тренер ФК Локомотив Москва, прокомментировал ситуцию в команде и рассказал о планах и новых игроках на следующий сезон.

- О том, кем собирается усиливать состав Локо.
- Мы можем и сейчас уже наблюдать за теми, кто нам интересен, но существуют множество нюансов – может получиться так, что нам не удастся заполучить того, кого мы хотим, в этом случае мы будем просматривать следующие кандидатуры. Я не загадываю вперед, и пока не будет решен вопрос на 100 процентов, не могу дать гарантий, что мы приобретем игрока, которым интересуемся. Я говорил о нашем желании приобрести 7-8 футболистов, если получится, то мы их купим. Главное, чтобы они нам помогли, создали конкуренцию в команде и подняли ее уровень.

Мы не хотим ошибиться в игроках, и хотим выбрать самых оптимальных футболистов. Интересные игроки есть и в России, но их в очередной раз просматривать – нет смысла. Поэтому, большую часть времени сейчас я провожу за границей. Там чемпионаты продолжаются, и на выходных мне удается посмотреть по 2-3 игры. Поэтому и нахожусь сейчас там.

- О том, какие позиции следует укрепить.

- У нас есть позиции в команде, которые вообще не задействованы, есть позиции на которых у нас по одному футболисту, а ведь нужна конкуренция. Команда сейчас перестраивается и то, что было в этом году, не устроило ни меня, ни игроков. Команда, которая хочет решать серьезные задачи, должна уметь вести силовую борьбу, уметь играть в позиционный футбол, а у нас с этим были проблемы.

- О планах на межсезонье.
- У нас есть плюс – заявочный период мы можем растянуть и до февраля, таким образом, в январе мы все еще сможем просматривать футболистов. Так что не стоит говорить о том, что на первом сборе в составе команды будут все игроки. Мы начинаем 12-ого января в Москве, собираемся на медосмотр, 15-ого – одно тренировочное занятие, 16-ого вылет в Турцию, где мы будем находиться до 28-ого. С 1-ого по 13-ое февраля, у нас второй сбор, по поводу места третьего еще не определились, а 4-ый, недельный сбор проведем в Австрии, где еще раз сдадим все тесты.

- Об играх, которые оставили приятное впечатление в 2008 году.
Было несколько матчей, которые доставили удовольствие. Это и поединок первого круга против ЦСКА и встреча с ФК «Москва», когда мы выиграли – 3:0. С «Зенитом» на выезде сыграли хорошо, словом, были хорошие игры. Но, к сожалению, многие поединки, которые складывались для нас удачно, мы сами же их и ломали своей игрой. Поэтому осталось двоякое впечатление.

- О работе руководства клуба.
- Руководство провело тщательный анализ, и были названы все негативные моменты. Но руководство согласилось с тем, что сейчас идет перестройка, и не только первой команды, но и всего клуба, школы, которая должна будет дать нам много хороших игроков. По результату, мы не улучшили своих позиций, по сравнению с прошлым годом – стали седьмыми, но одержали больше побед и набрали больше очков. По тому количеству очков, что мы завоевали в этом чемпионате, в прошлом сезоне можно было бы играть в Еврокубках, но всякое бывает.

- О лидере команды.
- К сожалению, лидера в команде не появилось, и та разрозненность, что царила в коллективе, не доставила мне радости. Не было того, что мне было нужно – боевитости, агрессии, желания гнуть свою линию. Желание то было, но мы не могли это делать в силу разных причин. В следующем году нам предстоит работать над этим и поменять многое. Те игроки, которые намечены нами, могут добавить команде ту агрессию ту боевитость, о которой я говорил.

16.10.2018

Андрей Воробьёв, перед тем как перейти к основной повестке, представил новых глав пяти муниципалитетов. Городским округом Зарайск теперь руководит Виктор Петрущенко, который показал себя эффективным менеджером в одном из успешных сельскохозяйственных предприятий.
Главой Солнечногорского муниципального района стал Владимир Слепцов, ранее проявивший себя в Сергиевом Посаде, Ярославле, Химках. Руководство Власихой доверили Альберту Алябьеву, служившему на различных должностях в частях Ракетных войск стратегического назначения. За развитие Краснознаменска взялась Виктория Коваленко, работавшая в сфере соцзащиты округа. И исполняющей обязанности главы г. о. Озёры назначили Аллу Черкасову, которая проявила себя, работая в этом муниципалитете и в Коломне.
Что касается повестки, то был вынесен один вопрос – итоги работы по ремонту дорог в 2018 году. Андрей Воробьёв отметил, что была проделана большая работа, которая не осталась незамеченной жителями Подмосковья, более того, впереди не менее плотная программа:
«3375 километров дорог отремонтировано – это рекордное количество. Мы выделили большие деньги, эта масштабная работа будет продолжена и в следующем году. Ещё одна важная особенность 2018 года – наша совместная программа с Москвой по приведению в порядок дорог к СНТ.
В 2019 году предполагаем в своей дорожной программе строительство большого количества тротуаров – около 200 километров».
В настоящий момент отремонтировано свыше 500 дорог региональной сети – почти 2 тысячи километров, ещё 2455 дорог протяжённостью 1321 километр было отремонтировано в муниципалитетах. Программа дорожного ремонта будет полностью выполнена до конца октября.
В рамках комплекса дорожно-транспортных работ в регионе производится помимо ремонта дорог обустройство тротуаров, замена остановочных павильонов, строительство линий наружного освещения. Более того, пристальное внимание уделяется территории автовокзалов и пассажирских автотранспортных предприятий.
В текущем году была проведена работа по асфальтированию грунтовых дорог, результатом стали 158 дорог протяжённостью 164 км. Практически завершено строительство более 90 дорог СНТ, что позволит комфортно добираться до своих участков 258 тысячам дачников.

Глава города Александр Ходырев:
– В рамках поручения Губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва за прошедшие четыре года мы выполнили огромный объём работ по ремонту дорог. Всего на балансе города находится 502 дороги площадью 1,3 млн. кв. м. Нам удалось капитально отремонтировать 899 тысяч кв. м, что составляет 70% всех дорог. Только в 2018 году было отремонтировано рекордное количество – 94 дороги. Из них в центральной части города – 48 дорог, в микрорайоне Юбилейный – 11, в микрорайоне Болшево – 14, в микрорайоне Первомайский – 9, в микрорайоне Текстильщик – 12 дорог. В следующем году нам предстоит реализовать крупные проекты по реконструкции улиц Тихонравова и Станционная, чтобы обеспечить свободный въезд и выезд в микрорайоне Юбилейный. Кроме того, в 2019 году нам предстоит огромная работа по реконструкции и строительству тротуаров. Эту программу мы уже начали, в 2018 году обновили около 50 тысяч кв. м тротуаров, ещё больший объём запланирован на предстоящий период.

Жижимонтова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы

ФИО участника, должность

МБОУ СОШ № 1 п. Солнечный

образовательная организация, населенный пункт

"РУССКИЙ ЯЗЫК"

1. Что такое недостаточные глаголы? Дайте определение. Приведите не менее 10 примеров таких глаголов. Прокомментируйте их морфологические характеристики (каждый комментарий не более 50 слов)

ОТВЕТ:

Недостаточные (дефективные) глаголы – это глаголы с неполным спряжением, т. е. не имеющие отдельных личных форм по причинам фонетическим или семантическим.

1. Глаголы, не имеющие формы 1-го лица единственного числа по причинам фонетическим (вследствие появления непривычных звуковых сочетаний). Дерзить, дудеть, ерундить, затмить, окраситься, очутиться, победить, убедить, чудить, шкодить и др. (всего несколько десятков).

2. Глаголы, не употребляющиеся в формах 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по причинам семантическим (они обозначают действия или процессы, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу и его собеседнику, т. е. к человеку). Доиться, жеребиться, телиться, щениться (глаголы со значением процессов, свойственных миру животных); колоситься, куститься, набухнуть, осыпаться, отпочковаться, разрастись ( глаголы со значением процессов, протекающих в растительном мире); впитаться, капать, мерцать, протекать, сквозить, струиться, течь (глаголы со значением процессов, происходящих в неживой природе); горчить, отпороться, пригореть, продырявиться, рассохнуться, ржаветь, ужариться ( глаголы со значением процессов, относящихся к конкретным предметам); гноиться, заживляться, отняться, рассосаться, слипнуться (глаголы со значением процессов, совершающихся в организме человека); гласить, заключаться, явствовать (глаголы с отвлеченным значением) и мн. др. (всего свыше полутора тысяч).

Классический пример: "победить". Он победит, ты победишь, я… победю? побежу? побежду? Приходится пользоваться заменяющей конструкцией "я одержу победу" или "стану победителем". Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным. Эта недостаточность обусловлена законами благозвучия.

Глагол может быть недостаточным и из-за смысла. Возьмём, к примеру, такой, как "вызревать". Мы можем сказать, что "камамбер вызревает" или "сыры вызревают", но можем ли мы сказать о себе, что "мы вызреваем"? Это будет бессмыслицей, а значит все личные формы кроме третьего лица будут невозможны. Но у этого глагола личные формы хотя бы могут быть двух чисел,

а вот "светает" всегда в единственном числе. Правда и у глагола "светать" есть прошедшее время, будущее время и инфинитив. А есть в русском языке и такой глагол, у которого всего одна форма: "неймётся". Нет у него никакого другого времени, и даже неопределённой формы нет.

2. Что такое супплетивы? Дайте определение. Какие части речи могут иметь супплетивы в русском языке? Приведите примеры.

ОТВЕТ:

Супплетивы - формы одного и того же слова, которые образованы от разных основ.

К супплетивам относят и случаи с чередованием букв, например: ездить - ездил .

Все вы с лёгкостью сможете образовать прошедшее время от любого глагола: делать – делал ; идти – … шёл . Вот это "шёл" – и есть супплетив, форма образованная не от основного корня.

Или вот, например, давайте образуем несколько сравнительных форм от прилагательных : хороший – … лучше; плохой – … хуже.

У большинства прилагательных сравнительные степени – нормальные, а у слов "хорошо" и "плохо" – супплетивные. (сравнительная степень называется компаративом).

У наречий это, например, "много" и "мало " , их компаративы, соответственно, " больше" и "меньше " .

У личных местоимений это " я " (где косвенные падежи "меня" , " мне ", " мною " являются супплетивными формами) и " мы " (" нас" , " нам", " нами " ).

У числительных это " один " и " два" , потому что порядковые " первый " и " второ й" образуются не как стандартные " пять – пятый ", " шесть – шестой " и так далее.

У существительных это слово " человек " , его множественное число (" люди " ) происходит от другого корня. (Есть, разумеется, у нас и такое слово, как "человеки", и такое, как "люд", но у них слишком специфическое употребление).

У глаголов есть другие супплетивы. Как правило, несовершенный глагол обладает совершенной парой с тем же корнем: писать – написать, читать – прочитать, строить – построить, варить – сварить, но брать – взять, ловить – поймать, говорить – сказать и искать – найти (понятно, что вместо "найти" можно употребить "отыскать", но это слово употребляется реже, чем супплетивный вариант)

3. Сколько в русском языке однобуквенных слов? Назовите их. А однозвучных слов? Назовите их. Максимально из скольких букв/звуков может состоять односложное слово? Обоснуйте свое мнение рассуждениями с конкретными примерами.

ОТВЕТ:

Всего в русском языке 10 однобуквенных слов: а, б, в, ж, и, к, о, с, у, я. А однозвучных слов? Тоже десять. Из приведённого списка надо убрать слово "я" и добавить слово "ль"

Следующие предлоги в русском языке записываются одной буквой и произносятся одним звуком (обычно слитно со следующим словом):

в (пример: в коробке)

к (пример: к дому)

о (пример: о прошлом)

с (пример: с помощью)

у (пример: у меня)

Есть два союза

а (пример: это, а не то)

и (пример: то и это)

Есть три частицы , которые записываются одной буквой и произносятся одним звуком:

б (пример: если б я знал)

ж (пример: что ж поделать)

-с (пример: Всё да, да нет, не скажет да-с // Иль нет-с...)

Есть междометия , которые произносятся одним звуком, хотя на письме обычно выражаюся несколькими знаками:

а (пример 1: Ты меня слышал, а? Пример 2: Ты меня слышал? - А?)

ааа! (пример: Ааа! Что я сделал!)

ммм (пример: Где босс? - Ммм... Не знаю.)

о (пример: О, великий падишах!)

у-у-у (пример: Тебе сколько лет. - Двести. - У-у-у... Столько не живут.)

ы (пример: Слыхал, что говорят? - Ы?)

Есть звукоподражания , выполняемые одним звуком, но на письме они всегда изображаются повтором соответствующей буквы:

жжж (пример: Это «жжж» неспроста.)

ззз (пример: Воздух звенел тонко и зло: «Ззз!.. Ззз!..»)

ppp (пример: Ррр! Я тигр, а не кот!)

ссс (пример: Подул холодный ветер: С-С-С-С-С - закачались сосны.)

ш-ш-ш (пример: Ш-ш-ш! Ребенка разбудишь!)

Интересно также отметить, что в русском языке есть одно слово - местоимение «я», - которое записывается одной буквой, но произносится двумя звуками. Также есть название реки Аа, которое, хотя и записано двумя одинаковыми гласными произносится как два звука, а не один.

Односложное слово - это слово, состоящее из одного слога.

Самое длинное - «вскользь» - состоит из восьми букв! (количество слогов в словах русского языка совпадает с количеством гласных букв).

* По семь букв: «всплыть», «всклень», «всплеск», «встрять», «страсть», «вскрыть».

4. Представьте, что вы составитель учебника по русскому языку. В разделе "Лексика" вы учите школьников определять правильное лексическое значение слова, работать со словарями. Составьте не менее трёх этимологических мифов, которые помогут учащимся "видеть" слово изнутри, с одной стороны, а с другой стороны сформируют хотя бы первоначальные навыки работы с научными источниками при исследовании лексического значения слова. Лексический материал выберите сами.

ОТВЕТ:

Телефон – это аппарат, который используется людьми для разговора на расстоянии. Но удалось это американскому ученому Александру Белу. В 1876 году он изобрел первый телефон для практического использования.

Задание 1. Прочитайте текст. Определите тип речи. К какому стилю относится текст? Назовите основные признаки стиля?

Задание 2. Найдите слово "телефон" в орфографическом словаре. Какую особенность вы заметили? Что означает вторая часть слова "телефон". К какой части речи относится это слово? Составьте предложения со словом по телефону, к телефону, о телефоне, телефон.

Задание 3. Смоделируйте ситуацию разговора по телефону. Какие этикетные формулы вы будете использовать?

Задание 4. Слово телефон – какая морфема показывает форму имени существительного? Как можно изменять существительное? Можно ли изменять существительное

Ирис – в садах привлекает внимание крупный цветок ириса, его сине фиолетовее, а иногда и желто-коричневые лепестки с жилками, как тонкая сеточка, весьма своеобразны. За окраску цветов это растение названо в Древней Греции ирисом – радугой.

По легенде, первый ирис расцвел несколько миллионов лет назад на опушке субтропического леса в Юго-Западной Азии. Флоренция лишь потому названа римлянами Флоренцией, что вокруг этрусского поселения в свое время в изобилии росли ирисы, а дословный перевод с латинского на русский "Флоренция" - означает "цветущая" Арабы высаживали на могилах дикий ирис, а в Древнем Египте он означал символ красноречия.

У нас этот цветок давно называют "касатик" или петушок.

Задание.

    Восприятие текста. Выразительное чтение текста. Определите стиль речи.

    Разберите по членам предложения (на выбор)

    Выпишите существительные и подберите к ним прилагательные, означающие цвета. Определите типы сказуемых. Выпишите их.

Напишите мини-сочинение "Ирис – цветок - радуга" (общий вид, цветок, стебель

Школа по-гречески - досуг. Не правда ли, странно: - и вдруг досуг? Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов – философов со своими учениками о разных науках. В начале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподали чтение, письмо, счет, гимнастику, поэзию, ораторское искусство.

Задание 1. Восприятие текста. Выразительно прочитайте текст. Определите стиль речи. Анализ языковых единиц. Укажите в тексте слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Выпишите из текста по одной части речи и произведите морфологический разбор слов.

Карусель

Конечно, вы не раз катались на деревянных лошадках или в лодочках каруселей, но, наверное, не задумывались, почему, кроме обычных сидений, на карусели есть деревянные лошадки и лодочки? А лодочки и лошадки попали на карусель совсем не случайно.

Несколько столетий назад, в пору Средневековья, существовали пышные рыцарские праздники - турниры. Вооружённые рыцари, закованные в железо, верхом на могучих конях вступали в единоборство друг с другом. Часто такие рыцарские поединки заканчивались смертью, но в этом не видели ничего особенного, и даже не считали такой исход преступлением. Французский король Генрих II однажды тоже решил принять участие в рыцарском турнире и посостязаться со знаменитым рыцарем Монгомери в силе и ловкости. Турнир этот состоялся в 1559 году, и на нём король Генрих II был смертельно ранен. С тех пор рыцарские турниры были запрещены. Вместо них стали устраивать торжественные скачки по кругу. Такие скачки назвали "карусель" (от итальянских слов карола - хоровод и селла - седло), что буквально означает "хоровод в седле".

Самые блестящие карусели устраивали в Париже во времена царствования короля Людовика XIV. Перед королевским дворцом Тюильри проезжали пышно разодетые всадники со своими роскошными дамами. Они делились на партии, съезжались и разъезжались, образуя красивые фигуры.

Во времена французской революции 1789 года были изобретены более доступные для простого народа карусели - вертящиеся сооружения с лошадками и лодочками. В таком виде карусель сохранилась до наших дней.


Корова и каравай

В глубокой древности слово для людей было не просто обозначением предметов и понятий - оно было символом. Люди были уверены, что слово обладает магической силой, что им можно и зло предотвратить, и удачу призвать. Хотите узнать, почему, например, мясо коровы мы не называем словом Коровина? И откуда вообще взялось слово говядина? И что общего у слова говядина со словом каравай?

В языке древних индоевропейцев для обозначения любого скота было одно слово - говядо. А слово корова имело смысл "рогатая говядо". И коров в те давние времена выращивали люди вовсе не для получения мяса и молока, а для жертвоприношений своим богам. И только когда люди стали употреблять в пищу коровье молоко, они заменили в ритуалах жертвоприношений реальное животное на выпеченную из теста рогатую фигуру - коровай. Считалось, что такая жертва должна принести счастье и благополучие, поэтому приговаривали так:

Как на наши именины

Испекли мы каравай!

Вот такой высоты!

Вот такой высоты!

Каравай, каравай,

Кого хочешь выбирай!

Теперь трудно и поверить, что слова корова и каравай вообще как-то связаны друг с другом. А на самом деле так от слова корова образовалось слово каравай.

5.Исправьте стилистические ошибки в предложениях. Прокомментируйте.

Предложение в неверном варианте

Исправленный вариант

Комментарий (краткий)

1.Этому вопросу мы придаём первоочередное внимание.

Этому вопросу мы уделяем первоочередное внимание

Семантическая несочетаемость

2.Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.

Подавляющее большинство присутствующих разобрались в этой теме.

Семантическая несочетаемость

3.Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы.

Наши фермеры поставили мировой рекорд по стрижке шерсти от тонкорунной овцы.

Семантическая несочетаемость

4.Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить.

Прошу прописать меня без права проживания: Обещаю не проживать по месту прописки .

Прошу прописать меня без права проживания.

(Обязуюсь не проживать.)

Семантическая несочетаемость

5.В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы.

В следующем году предстоит большая работа по разработке годового плана.

Тавтология

ВСЕГО ЗА БЛОК "РУССКИЙ ЯЗЫК" - 138 баллов

"ЛИТЕРАТУРА"

***Обратите внимание на соблюдение условий оформления ответа (например, на указанное в заданиях количество слов). Если условия будут не соблюдены – жюри оставляет за собой право снимать штрафные баллы.

1.Пьесы У. Шекспира – достояние мировой литературы. Они бессмертны. И прежде всего потому, что чувства, которые испытывают герои его пьес, близки и понятны каждому. Как вы думаете, чего в них больше: любви или ненависти? Свой ответ докажите количественными фактами.

ОТВЕТ (не более 200 слов):

Литературоведы подсчитали, что в произведениях Шекспира слово «любовь» упоминается 2259 раз, в то время как «ненависть» произносится всего 229 раз. Ответ очевиден. Шекспир прославляет любовь Любовь требовательна, поэтому в пьесах Шекспира чувства героев подвергаются суровому испытанию.

В ранних произведениях Шекспира в поэмах «Венера и Адонис» и «Лукреция», любовь изображена двупланово: не только светлая ее сторона, но и темная и зловещая стороны.

Гамлет и Офелия. Их отношения загадочны.Гамлет любит Офелию и продолжает любить до конца своих дней. Офелия умрет от любви сперва разделенной, а после презренной, а угаснет тихо, с улыбкою на устах, с молитвою за того, кто погубил ее.

Отелло и Дездемона.Отелло находит в любви могучий источник, необходимый для полноты и гармонии жизни. Любовь Дездемоны приносит ему истинное счастье, освобождает его от страха пред хаосом.

Ромео и Джульетта Это пафос любви, потому что в лирических монологах "Ромео и Джульетты" видно не только любование друг другом, но и торжественное, гордое, исполненное упоения признание любви как божественного чувства.

Таким образом, сделав героем трагедии человека, Шекспир в первую очередь обратился к изображению самого великого человеческого чувства. Если в «Тите Андронике» голос любовного влечения, едва слышный в начале пьесы, был заглушён ненавистью, то в «Ромео и Джульетте» поэзия любви, приобретает могучее звучание.

2. У многих книг интересная "биография". Например, определённая "изюминка" книги может быть связана с условиями, в которых она создавалась (в тюрьме, в раннем/старческом возрасте, во время путешествия и т.п.). Составьте свой рейтинг "биографически" интересных произведений русских или зарубежных авторов (не более 3 произведений). Обоснуйте своё мнение. Ответ занесите в таблицу.

ОТВЕТ:

Название произведения

Дата создания

Страна

(не более 100 слов про каждое произведение)

1

Элинор Портер

"Поллианна"

1912

США,

Нью-Йорк

Элинор Портер написала ее в саду, разбитом прямо на крыше нью-йоркского дома. По словам автора, о лучшем кабинете она и мечтать не могла. повесть об 11-летней девочке Полианне, которую отец научил простой игре - уметь радоваться при любых обстоятельствах. Добрая и наивная книга про обыкновенные чудеса, которые под силу совершить каждому из нас. О том, что жизнь слишком коротка и не стоит растрачивать её на обиды, ссоры, надуманные трудности. А это так жизненно. Я думаю, что своей повестью Элинор Портер обращается к каждому человеку в отдельности с призывом любить жизнь, ведь она, несмотря на невзгоды, так прекрасна.

2

Светлана Алексиевич

"Последние свидетели"

1985

Белоруссия

100 недетских историй… Сама Светлана Алексиевич отмечала, что жанр произведения – голоса. Общаясь с людьми, бывшими во время войны детьми, она собирала материал для книги таким, какой он был, сохраняя стиль повествования первоисточника. Война предстаёт перед нами совсем в неожиданном виде. Книги предлагают новые ракурсы видения событий Великой Отечественной войны: глазами женщин и детей.

С. Алексиевич берет интервью, а затем трансформирует услышанные истории в письменные документы , соединяя их в определенной последовательности, согласно собственной концепции. Созданные на основе монтажа, они, тем не менее, представляют единый авторский текст – звучащие в них голоса иногда противоречивы, но не разноречивы в стилевом отношении.

2

Константин Воробьев

Это мы, господи!..."

1943

Литва, г. Шауляй,

Подполье Дома № 8 на улице Глуосню в литовском городе Шяуляй

Автобиографическая повесть, по словам Константина Воробьёва, должна была стать "кардиограммой сердца". Автор хотел снова вернуться в огнедышащий 41-й и написать повесть. Он создавал ее на войне, когда его партизанская группа вынуждена была укрыться в подполье, сидел на чердаке дома по улице Глуосню в Шяуляе и, каждую минуту ожидая смертельной встречи с врагом, неистово торопился, чтобы оставить людям свою память о пережитом в фашистских лагерях.

3 . Историко-литературные реалии: Иерусалимская гора, шинель . Что их связывает? Свой ответ подтвердите логическими размышлениями, основанными на историко-литературных фактах.

Ответ (не более 300 слов):

В одном из писем М.А. Булгаков восклицает, обращаясь к Гоголю: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью!», подразумевая памятник Н.В. Гоголю в граните и бронзе, созданный скульптором Н.А. Андреевым и открытый в 1909 г., к 100-летнему юбилею писателя, на Пречистенском (Гоголевском) бульваре в Москве.

Но удивительная связь между судьбами этих писателей продолжалась и после их смерти. На Новодевичьем кладбище в Москве их могилы рядом, хотя вряд ли так должно было быть. Ведь Гоголя похоронили 24 февраля (7 марта по ст. ст.) 1852 г. на кладбище Данилова монастыря в Москве.

Видный публицист и общественный деятель своего времени И.С. Аксаков, сын С.Т. Аксакова, автора известной всем книги «Детские годы Багрова-внука», по долгим и трудным дорогам привез из Крыма две глыбы ноздреватого камня. Один из них должен был послужить основанием для креста, прозванного "Голгофой" из-за схожести с Иерусалимской горой . на могиле великого актера М.С. Щепкина, второй - Гоголя. На могиле писателя был установлен бронзовый крест, стоящий на крымском камне, и черное мраморное надгробие, на котором высечены слова из книги пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеются...», так полно выразившие смысл творчества Николая Васильевича. В 1931 г. Даниловский монастырь закрыли, прах Н.В. Гоголя перенесли на Новодевичье кладбище. На могиле установили бюст работы скульптора Н.В. Томского с надписью «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Камень, служивший основанием голгофы, был также перенесен на Новодевичье кладбище, но лежал невостребованным возле мастерских. В поисках подходящего надгробия для могилы своего мужа его обнаружила вдова М.А. Булгакова. Она выкупила камень и установила на булгаковской могиле. Парадоксальным образом сбылись вещие слова: «Учитель, укрой меня своей шинелью»".

Упражнение 1. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 3. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 4. С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет. 5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии. 7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей. 8. Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента - Арктику и Антарктику. 9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа. 10. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета.

Упражнение 2. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. (Автор хрестоматии не составил еще тематического плана. Составители хрестоматии не придумал еще аннотации). 2. В заводском клубе проводятся многолюдные вечера. (В заводском клубе проводятся вечера.) 3. Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера. (Мы посоветовали организаторам почаще проводить такие вечера.) 4. В деревне полными темпами идет уборка урожая. (В деревне быстрыми темпами идет уборка урожая) 5. Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; такую же честь доверили ему и нынче. (Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; эту же честь доверили ему и в этом году) 6. Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие трудности. (Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие задачи) 7. Два пернатых в одной берлоге не живут. (Два пернатых в одном гнезде не живут) 8. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны. (Книжная ярмарка приглашает посетителей.) 9. Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области. (Спортсмены «Колоса» установили 32 рекорда области) 10. В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. (В журнале я прочел большую статью о роли отца в воспитании детей) 11. Эта политика уже приносит положительные плоды. (Эта политика уже приносит плоды) 12. Большое внимание будет оказано благоустройству города. (Много внимания уделяется благоустройству города.) 13. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. (Этому вопросу мы придаем первоочередное значение) 14. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы. (Наши фермеры установили мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы) 15. Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме. (Большинство присутствующих разобрались в этой теме.

Упражнение 3. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. Молодая березовая дубрава зеленели за околицей. (Молодая березовая роща зеленела за околицей.)

2. Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную. (Дети стоят врассыпную и читают стихотворение.)

3. В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черного блондина». (В кинотеатрах идет фильм «Возвращение высокого блондина».)

4. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!». (В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Ложитесь плашмя, тогда свободнее будет!».)

5. Рекорды продолжаются. (Рекорды устанавливаются.)

6. Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках. (Вдруг она заметила: по коридору крадется кот.)

7. Большинство времени проходит бесплодно. (Большая часть времени уходит бесследно.)

8. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. (Учитель предложил нам провести контрольную работу устно.)

9. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. (В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил шерстку.)

10. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. (Наблюдается значительное улучшение жизненных условий.)

11. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. (Опыт последних лет убедительно доказывает справедливость этих мрачных прогнозов.)

12. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам. (Широкие испытания витаминно-биоактивного крема привели к весьма положительным результатам.)

13. Незнакомец сел на коня и поехал пешком. (Незнакомец сел на коня и поехал верхом.)

14. Трехлетняя парижанка сидит босая в песочнице и, копаясь в песке, носит с изяществом и легкостью самое простенькое перепачканное платьице. Кто ее научил грации? (Трехлетняя парижанка уже леди. Вот она босая роется в песке, но даже в самом скромном и уже изрядно запачканном платьице выглядит изящно и легко. Кто научил ее грации?)

15. От усталости мое тело подкашивалось на ногах. (От усталости мои ноги подкашивались.)

16. Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала гитара, стонал барабан. (Ресторан наполнился веселым гомоном: мелодично (звонко) запели гитарные струны, ударил барабан.)

17. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта. (В нашем городке появилось несколько новых предприятий общественного транспорта.)

18. Стой спокойно и не размахивай глазами (из речи воспитателя в детском саду). (Стой спокойно и не размахивай руками.)

19. Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребенка) (Вот как сожму кулаки.)

20. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца). (Вчера я взял билет на самолет и прилетел в Москву.)

Упражнение 4. Дайте стилистическую оценку различным приемам усиления речевой экспрессии в приведенных примерах (разграничьте плеоназм, тавтологию, повторение слов).

1. Богат и знатен Кочубей. Довольно у него друзей. Свою омыть он может славу. Он может возмутить Полтаву; внезапно средь его дворца он может мщением отца постигнуть гордого злодея; он может верною рукой вонзить… но замысел иной волнует сердце Кочубея. (П.) (внезапно - постигнуть; нанизыванием одинаковых слов можно отразить характер зрительных впечатлений (Но идет, идет пехота мимо сосен, сосен, сосен без конца). лексические повторы иногда, подобно жесту, усиливают выразительность речи (А на левом с ходу, с ходу....Их толкали в воду, в воду).лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие (Век живи, век учись, за добро добром платят).лексические повторы могут использоваться и как средство юмора. В пародийном тексте нагромождение одинаковых слов и выражений отражает комизм описываемой ситуации ) 2. Все перессорились: дворяне у нас живут между собою, как кошки с собаками; крестьяне между собою, как кошки с собаками (Г.). (Все живут одинаково .) 3. Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком (Дост.) (Навязчивое объяснение всем известных истин, повторная передача одной и той же мысли, утверждение самоочевидной истины. ) 4. Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы (Т.) (думал - думы , повторение однокоренных слов, создающее тавтологию . Из отрывка создается впечатление, что употребление Толстым именно таких слов - взволновало, думал(долгие) думы - имеет некий подтекст. Николай Петрович был к сыну не безразличен, любил его, и поэтому его приезд не оставил отца равнодушным. В то же время взволнованная надежда омрачается сомнением: а так ли хорошо они понимали друг друга. Долгая дума о чем-то нерешенном. ) 5. А ночи темные, теплые, с лиловыми тучками были спокойны, спокойны. Сонно бежал и струился лепет сонных тополей (Бун.) (Продолжительное состояние. Все меньше остается у природы неразгаданных загадок... Повторение слов обычно свойственно эмоционально окрашенной речи . Поэтический подтекст углубляет содержание высказывания. ) 6. Варвара криком кричит… А сама - реву, сердце дрожмя дрожит, боюсь дедушку, да и Варе жутко. «А-а, так ты над бабушкой-старухой шутки шутить затеял!» (М. Г.) (Продолжительное состояние. ) 7. Теперь кричи не кричи, зови не зови - никто не услышит (Сол.) (Продолжительное состояние - период. Все, поздно и как-будто надолго. Сожелею, сочувствую. Немного сержусь. ) 8. Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. Его мать, бывало, выкупает, в колыбель положит, а он лежит хрусталь-хрусталем (фолькл.) 9. Дума-думушка разум сбивает, мил навеки оставляет; уж я сплю-не сплю, Ванюша, боле так лежу. На уме держу Ванюшу, на всем разуме (фолькл.). (Волей - неволей что-то замечается новое и видно это опечаливает Ум. заставляет обратить внимание на это в разумной, привычного уклада жизни. Либо недостаточно изучено. ) 10. Тут не молчать надо, а криком кричать. Бить в набат надо (Ал.). 11. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой - белей белил 12. Люди пишут, а время стирает, все стирает, что может стереть. Но скажи - если слух умирает, разве должен и звук умереть? (Марш.)

Упражнение 5. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. (Разработка годового плана работы.)

2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. (Процесс плавки длится несколько часов.)

3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. (Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится березовая роща, сосновый бор.)

4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. (Требования истца основаны на предположениях, не имеющих доказательств.)

5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. (Фасад украшен витражами из цветного стекла.)

6. В огне пожара 1912 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. (Пожар 1912 г. оставил монастырь без деревянных сооружений.)

7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. (Стремительное развитие города историки объясняют тем, что здесь перекрещивались важные торговые пути.)

8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. (На западной стороне расположено водохранилище, с южной стороны лес.)

9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. (Эти побеги зацветут в текущем году.)

10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота. (Парк очистили от мусора, но оставили неогороженным и сейчас он числится пастбищем для скота.)

Упражнение 6. В отрывке из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя выделите глаголы речи, выберите из числа их такие, которые синонимичны словам беседовать, говорить, сказать. Выпишите эти синонимические ряды и добавьте к ним новые слова (см. примечания).

О чем бы разговор ни был, Чичиков всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, он показывал, что ему небезызвестны судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре - и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели - и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина - и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках - и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком.

Примечания. «Словарь синонимов русского языка» З. Е. Александровой дает такие синонимы:

I. Беседовать , вести беседу, разговаривать, вести разговор, говорить, обмениваться (или перекидываться) словами; толковать (разг.), болтать (разг.), трепаться, калякать (прост.), переговариваться.

II. Говорить 1. выражаться, изъясняться (уст.), слишком много: разглагольствовать (разг.), разоряться (прост.), много и красноречиво: ораторствовать (разг. ирон.), витийствовать (уст. книжн., теперь ирон.), заливаться (или разливаться) соловьем (шутл.); 2. произносить, изрекать, вещать (уст., теперь шутл. и ирон.), вскользь: замечать, ронять, бросать, перебивая чужую речь: вставлять, ввертывать (разг.), что-либо неожиданное или неуместное: отпускать (разг.), откалывать, загибать, выдавать (прост.); вздор: городить, молоть, нести, плести (прост.).

III. Сказать 1. выразиться; изъясниться (уст.); 2. произнести, проговорить; вымолвить (разг.); молвить, промолвить (уст.); изречь, провещать (уст., теперь шутл. и ирон.); взговорить, возговорить (народно-поэт.), вскользь: заметить, бросить, проронить, уронить, обронить; буркнуть (разг.), перебивая чужую речь: вставить, ввернуть (разг.), обычно неожиданно и быстро: выпалить (разг.), что-либо неожиданное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть, бухнуть (разг.), отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, загнуть, выдать, сбрендить (прост.).

Умел поддержать (его)

Шла ли (речь)

Трактовали

Показывал

Рассуждал

Упражнение 7. Укажите, чем синонимы отличаются друг от друга; определите их стилистические функции.

1. Аптекарша была белокурая женщина и в свое время благополучно родила аптекарю дочь, белобрысую и золотушную.

Герцен (Герц.)

Чем белокурая и белобрысая от личаются друг от друга? Только тем, что они - мать и д очь .

Знается, что белокурая прелестней. А белобрысая коротко пострижена , либо высоковата, и из самого сердца, слишком самостоятельна. Нужен ли белобрысой друг? Она одиночка.

Были бы они как мать и дочь, только и всего.

2. Унылая, грустная дружба к увядающей Саше имела печальный, траурный отблеск.

Автор критикует Сашу за отсутствие интересности словом "унылая Саша". Весьма грустно, так огорчает, что ты опять не весела, ведь Солнце светит и растет трава. Взгляни, Саша, на небо. Разве оно хмурится?...Да, Саша, уже август. И лето кончилось. Но если не лето, то зима! правда, Саша. Вот за это непримиримое отношение мы тебя и любим, все твои друзья.

3. Она иногда сидит в живописной позе, но вдруг...эта картинная поза нарушится вовсе неожиданным и опять обворожительным жестом.

Живописный, картинный - видимо, это синонимы. Тоесть искусственный тоже.

4. У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба.

Пикировка...

5. Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, но не смел признаться в этом.

Игра на чувствах героев, их отношение друг к другу.

6. Нехорошо! Есть что-то тривиальное, пошлое в ухаживанье за своею гувернанткой.

Тривиально, что все так делают: многие ухаживают за гувернантками, это интересно. Но гувернантка почти легкая добыча.

7. Среди журнальных работников он был очень нелишним...У него есть определенные взгляды, убеждения, мировоззрение.

Разъясняют его сущность.

8. Ему (Коровину) хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.

Ему хотелось не ничтожного, например сумняшегося. Хотелось не плоского, например тривиального или давно известного наперед. И главное - поражающего. Чтобы сказать, не зря. Экая вещь!

9. "Посмотрите на него: не правда ли, в нем что-то есть?" - говорила она своим друзьям, как бы желая объяснить, почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека.

Простой, обыкновенный, замечательный.

Непростой и необыкновенный в своей сложности. Очень обыкновенного.

И вот она вышла не за самого благородного, приземленного и чистого человека.

10. Он не ел, а вкушал.

Необходимость избежать повторения слов.

11. Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас!

Я вас обобрал до нитки. Чего это вам всеравно? Я взял самое лучшее, в этом нет никаких сомнений, но вы? Разве красть хорошо?...

12. Он был из тех людей, к которым привязываешься сердцем. Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный летчик...Как он любил храбрых, стойких людей!

Вполне возможно. Можно, можно совместить хорошего человека и решительного летчика. Любить храбрых. Но вот управлять ими нельзя.

13. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал - именно хохотал, а не смеялся.

Каким может быть был добродушным и доверчивым, человеком.

14. Фашизм враждебен всякой национальной культуре...Он стремится разгромить, уничтожить культуру, стереть самую память о ней.

Кроме собственной. Любой. Эта культура проявляет себя в стремлении. Считается мужественной, мужественнонаправленной. Но имеет оттенок негативизма, абсолютности. Уничтожение не помогает развитию конкурентности, за некоторым, как мне кажется, отсутствием наличия выбора. Выбор единственный - оптимальный вариант. Становление.

15. Наша сила, наша мощь - в нашей воле.

Воле к жизни. Которая множественна.

16. Чтоб отчетливей и ясней ты был виден им, мудрый и смелый, В библиографии славной твоей разве можно оставить проблелы?

Картина ясна, но не полноценна. Где бывает мудрость без ошибок молодости? Нигде.

17. Различаю все четче и четче, как в уста превращаются губы...

Что-то сдвинулось с места и в лучшую сторону.

Такой способ сообщения инфы.

18. Я хочу, чтоб заплакал ты от восторга, от восхищенья.

Я хочу, надеюсь, что ты не завидуешь. Не завидуешь ее жизни.

19. Письма не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании.

С помощью синонимов жил-существовал(был на свете) можно устроить целый временной период, два события.

Я только думал, что жил!

Я жил,...теперь же не живу, а существую без письма. Его украли.

20. Левин был почти одних лет с Облонским и с ним на "ты" не по одному шампанскому. Левин был его товарищем и другом первой молодости. Они любили друг друга, ... как любят приятели, сошедшиеся в первой молодости.

В общем-то синонимы принято употреблять для усиления впечатления.

Но часто писатели используют синонимию не для синонимии, а чтобы указать на дополнительный смысл, углубляя высказываемое.

21. "Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее", - подумал Левин, вышедши от Щербатских.

Указывается на относительность противного. Но если Левин заметил, что люди "к нему не тянутся", то может сделать вывод, что существует причина этого. Важна ли для Левина не причина, но мнение людей...

22. У Ули были не глаза, а очи.

Синоним используется для усиления выразительности сказанного.

Упражнение 8. Сравните редакции повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; объясните, чем были вызваны синонимические замены слов при авторедактировании. (За справками обращайтесь к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля).

1. Неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами тесно убитую землю.

1. …плотно убитую землю.

2. Рассказы, балагуры, которые можно было слышать среди собравшейся толпы…

2. Рассказы и болтовня…

3. «Скажи епископу от лица всех запорожцев, - сказал кошевой, - чтобы он ничего не боялся: это казаки еще только люльки раскуривают».

3. «Скажи епископу от меня и от всех запорожцев… Это казаки еще только зажигают и раскуривают свои трубки».

4. Жид … точил из бочки горилку.

4. Жид … цедил из бочки горилку.

5. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлоба, как недавно выпущенные семинаристы.

5. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья…

6. Пестрые овражки выползывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом.

6. Пестрые суслики выпалзали из нор своих…

7. «Вот это сдурел старый!» - говорила бледная, худощавая и добрая мать их…

7. «Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума!..»

8. У кого был ковш, у кого корчак, которым поил и коня…

8. У кого был ковш, у кого черпак…

9. Точили сабли, палаши и списы…

9. … пробовали сабли и палаши…

10. Тяжело ревнули широкими горлами чугунные пушки, дрогнула, далеко застугуневши, земля.

10. …дрогнула, далеко загудевши, земля.

1. тесно убитую- плотно убитую

в обоих вариантах подразумевается плотно прибитая пыль к земле, второй вариант ближе к употреблению в современном русском языке

2. рассказы, балагуры...- рассказы и болтовня

в современном русском балагур- это шутник, веселый человек, и в контексте первоначального варианта современным сознанием воспринимается так же. поэтому вариант "рассказы" более уместен для современного понимания

3. люльки раскуривают- зажигают и раскуривают свои трубки

слово "люльки" является устаревшим и употреблялось в определенной местности, слово "трубки" воспринимается в нужном контексте гораздо большей аудиторией

4. точил из бочки- цедил из бочки

"точил"- в настоящее время просторечное выражение слова "ел", а, значит, в контексте вопсринимается, как "жид злоупотреблял горилкой", а вот "цедил"- не имеет такой агрессивной окраски и более умесстно в данном случае

5. смотревшие исподлоба- смотревшие исподлобья.

первый вариант- устаревшее выражение, сейчас употребляется второй

6. пестрые овражки- пестрые суслики

в словаре Даля овражек (евражек)- пестро-сереноький степной хомяк, я настоящее время "овражек" воспринимается в контексте слова "овраг"(углубление в земле и пр) с уменьшительно- ласкателдьным суффиксом- маленький овраг. из этого вытекает, что логичнее употребление слова "суслик".

7. одурел старый- сдурел старый

в первом варианте речь воспринимается в резко негативном и просторечном контексте, второй вариант- более мягкий и приятный для восприятия.

8. корчак- ковш

устаревшее просторечное слово,по совместительству- украинская фамилия. для упрощения восприятия используется слово ковш

9. точили сабли- пробовали сабли

в этом варианте сложно сказать, т.к. вариант "точили сабли" привычнее для употребления. не хватает контекста, что бы дать точную оценку

10. далеко застугуневши- далеко загудевши

первый вариант понимается как что то стойкое, чугунное, тяжелове. если цель автора была в том, что бы обрисовать нам, как далеко и сильно пронесся звук, то вротой вариант является самым подходящим

Упражнение 9. В приведенных ниже шутках выделите многозначные слова и придумайте с ними другие словосочетания, показывая их полисемантизм.

1. Отпуск не проведешь : он всегда кончается вовремя. (Ты проведешь меня по тёмной равнине) 2. Жаль, что и близкие бывают недалекими . (Недалекие расстояния) 3. Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают . (Друг снова надул меня) 4. Мы можем перейти на зимнее время и в летних сандалиях. (Перейти реку; Одеть зимнее пальто; Пойти на летнюю веранду) 5. Закон сохранения материи вызывает сомнения при общении с закройщиками. (Купила материи на платье) 6. В связи с тем, что у меня обнаружен склад ума, прошу выставить охрану. (Списание со склада ) 7. Нулей, которые знают свое место, - считанные единицы. (Интересно знать , где ты пропадал?) 8. Не бросайтесь словами - соблюдайте технику безопасности. (Бросаться в объятия. Бытовая техника ) 9. В психиатрической больнице. Родственники больного: «Профессор, как он?». Профессор: «Сдвиги есть». (Сдвиг земной коры) 10. Перья у писателя были, ему не хватало крыльев . (Перья птицы намокли; Крылья бабочки)

Упражнение 10. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо – сущность.

Добрый вечер. Какое добротное сукно;

Я хочу дать тебе дружеский совет. Развивать дружественные отношения.

Этот прибор дефектный . Твой приятель какой-то дефективный .

Конструкторские разработки, выполненные на этом предприятии, представляют интерес для наших партнёров. Для того чтобы спор был конструктивным , необходимо соблюдать несколько простыхправил.

Женщина была в эффектном платье. Это самый эффективный метод.

Беззастенчиво блудить . Сколько можно блуждать по городу?

Отражать тень. Отображать действительность.

Он захотел проводить ёё до дома. Производить молочную продукцию.

Пора представить нового сотрудника нашей компании. Не могли бы Вы предоставить мне арендное помещение.

Опробовать новые модели. Контролируется качество не только вновь предлагаемых препаратов, но и каждая серия их, изготовляемая по уже апробированной технологии.

Злостно укрывать . Скрывать правду.

Осудить преступника. Обсудить один нерешённый вопрос.

Новшество в образовании. Новинки музыки.

Мы собирали урожай всей семьёй. В этом году хорошая урожайность картофеля.

Жалкое существо . Загадочная сущность .

Упражнение 11. Исправьте предложения, взятые из газет: устраните канцелярский оттенок высказывания и другие стилистические недочеты.

    Обрыв яблок и укладка их в транспортные средства, доставка к месту складирования требует много рабочих рук. 2. Дождевую воду перед употреблением следует хорошо прокипятить ввиду наличия в ней загрязнений. 3. На птицефабрике вырисовывается перспектива срыва планового задания, хотя и несколько улучшилось качество яиц за счет увеличения сдачи по категории диетических. 4. На совещании говорилось о фактах бездеятельности защитников правопорядка. 5. Является необходимым подчеркнуть, что в ряде хозяйств Борского района в январе текущего года сорван план по вводу в воспроизводство телок, допущена необоснованно большая выбраковка коров. 6. В работе административно-хозяйственной части имеют место недостатки по поддержанию в надлежащей чистоте и исправном состоянии арендуемых помещений и мебели. 7. Нельзя не признать, что на многих наших заводах имеет место значительная затоваренность из-за недовыделения автомобильного транспорта Главмосавтотрансом. 8. В зоне спасания станции проводят следующую работу: патрулирование на воде судов спасательных станций с целью наведения порядка среди купающихся, катающихся на катерах и лодках, контроля за соблюдением правил поведения на воде (запрет заплыва за знаки ограждения и недопущение шалостей на воде и пр.).

В избранное

Позднее об этом

  • 21 комментарий

    В уходящем 2013 году есть у нас несколько . Летом была начата экономическая амнистия. Да, она прошла в урезанном варианте, не все предприниматели освобождены, но, тем не менее, первый знак, первый сигнал всей правоохранительной системе дан.

    Следом мы подняли вопрос вместе с Госдумой о необходимости проведения амнистии для незащищенных слоев населения: это женщины, беременные и с маленькими детьми, престарелые, несовершеннолетние, инвалиды, тяжелобольные. И фактически всего несколько дней назад была объявлена вторая амнистия в этом году, что в принципе не свойственно для России. Эта традиция амнистии должна быть продолжена и в следующем году, и те, кто не попал под первые 2 амнистии, попадут под третью.

    Но самое главное достижение в развитии общественного контроля и работы общественно-наблюдательных комиссий, которые во всех регионах РФ отслеживают уровень соблюдения прав граждан в местах принудительного содержания, – это, конечно, вынесение на рассмотрение в Госдуму инициативы об обеспечении ОНК фото- и видеоаппаратурой с тем, чтобы они могли проходить в изоляторы временного содержания, в изоляторы ИК с фото- и видеотехникой и фиксировать имеющиеся там нарушения.

    По большому счету, везде мы открыто говорим о том, что, к сожалению, России в наследие от СССР досталась порочная тюремная система. Более 85-90% построек сегодняшнего ФСИНа – это наследие ГУЛАГа НКВД, на перестройку нужны реально триллионы рублей, а пока в бюджете таких денег нет, чтобы за 1-2 года это изменить. Но ситуация меняется, благодаря ОНК, и, конечно, если в следующем году у них появятся фотоаппараты и видео, общество и правительство узнают, что же реально происходит более чем в 500 российских колониях и 200 российских тюрьмах и следственных изоляторах. Я уверен, что деньги в бюджете найдутся, и общество поймет, для чего из бюджета надо вкладывать колоссальные средства в реорганизацию тюремной системы.

    Мы подводили итоги работы нашей группы по защите прав граждан в местах принудительного содержания. Первый год нашей работы мы посвящали в основном развитию общественного контроля за тюремной реформой и за тюрьмами. На следующий год мы поставили себе задачу также взять суды и судебную реформу под общественный контроль. Буквально в начале следующего года начнется работа над законопроектом, который введет определенные ограничения по срокам для содержащихся под стражей. Сегодня есть четкая регламентация сроков содержания под стражей следственно-арестованных: до 12 месяцев можно провести в суде по обвинению в тяжких преступлениях, по обвинению в особо тяжких можно содержать людей до 18 месяцев. А для тех людей, в отношении которых ведется судебное разбирательство, отменяются приговоры, возобновляются, для таких предельных сроков содержания нет, и есть примеры, когда между заседаниями суда люди находились в СИЗО по 2-3-4 года и более. Вот здесь в данном случае важно восстановить право людей на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки, очень важно ввести максимальную планку сроков содержания в СИЗО на стадии судебного разбирательства.

    Также очень важно поднять тему реализации Указа президента Владимира Путина от 7 мая 2012г. под №601 п. Ф: установка вебкамер и осуществление онлайн-трансляций из судов. Мы выступаем активно за реальный общественный контроль за судами, и, я надеюсь, что в следующем году мы добьемся выработки и реализации федеральной программы по установке вебкамер во всех судах. И еще мы будем ставить вопрос перед депутатами по внесению изменений в УПК об отмене протоколов судебных заседаний и переводу всех судов на работу по стенограммам с тем, чтобы не было «человеческого фактора», не было ошибок, не было фальсификаций протоколов судебных заседаний. Чтобы стенограмма выдавалась автоматически сразу после окончания судебного заседания. Я уверен, что после реализации этих двух наших инициатив количество оправдательных приговоров вырастет в наших судах в разы.

    27.12.2013
  • 20 комментариев

    К сожалению, я не могу назвать утешительными. Ни одна серьезная реформа не проведена: ни в целом системы управления безопасности дорожного движения, ни ГИБДД, которая по-прежнему архаична и коррумпирована. Очень много репрессивных законов, которые ужесточают ответственность водителей, расширяют полномочия дорожных полицейских, ставят в отдельную зависимость от них. Эти новеллы малоэффективны с точки зрения безопасности дорожного движения, но все больше превращают наше государство в полицейское. Единственное светлое пятно на всем этом, но связанное не с деятельностью законодательных органов, а с подзаконными актами, это изменение регламента регистрации транспортных средств. Вот там действительно каждое нововведение можно приветствовать, потому что оно расширяет права и свободы граждан, добавляет дополнительного комфорта в их жизнь. Но это акт подзаконный, и к деятельности законодательных органов никакого отношения не имеет.

    Я бы отметил, что нет единой политики в государстве в целом и тем более в Госдуме. То одна точка зрения утверждается. Есть какая-то общественная реакция на законодательную инициативу, и она, допустим, негативная. Вносятся изменения. В том же самом Кодексе административных правонарушений в 12 главу изменения вносились каждые 2 месяца. Причем, подчас в одну и ту же статью: ее, казалось бы, изменили, а через какое-то время меняют снова. Это говорит о том, что норма принята слишком поспешно, без общественного обсуждения. Профессионализм там и не ночевал, что называется. Следствием этого становятся законы-«однодневки», или такие, что не выдерживают никакой критики ни с точки зрения юридическо-технической, ни с социально-политической.

    Откуда приходят идеи подобных законов? Это отсутствие полноценного юридического образования. Депутат, который в Комитете по конституционному законодательству курирует вопросы транспорта, имеет физкультурное образование. Это реальный факт. А когда нет базового правового образования, то кажется, что с законодательством можно обращаться очень свободно: одну норму поменял, потом вторую. Сейчас мы примем этот закон и ситуация сразу изменится к лучшему…

    Любой уважающий себя юрист понимает, что такое закон, как его сложно должно быть принимать, сколько надо разных факторов учесть, какие побочные последствия и т.д., и т.д. А тем более, когда речь идет о законе репрессивном, который ужесточает ответственность, несет за собой какие-то дополнительные ограничения прав людей. Но этого, к сожалению, нынешние депутаты не понимают, и это самый пошлый непрофессионализм.

    Та же тема расширения зоны платных парковок. Чисто юридическая вещь. На мой взгляд, нельзя устанавливать административные штрафы за неоплату парковки. И мы, я думаю, еще обязательно будем обсуждать этот вопрос в Конституционном суде. Речь не идет о нарушении правил остановки транспортных средств. Наоборот, пожалуйста, останавливайтесь. Фактически речь идет о гражданско-правовых отношениях: я вам предоставляю место, вы должны за него заплатить, но не заплатили. При чем здесь административный штраф? Это у меня как у юриста вызывает сильное негодование. Нельзя вводить плату просто за землю без оказания дополнительных услуг людям. Когда, стоянка оборудована, там есть шлагбаум, пожалуйста. Но когда просто объявляют платным то, что вчера было бесплатным, – с правовой точки зрения это очень и очень упречно.



  • Разделы сайта