Утренняя зарядка для малышей. Утренняя гимнастика для детей. Разминаем плечевой пояс и ручки

Дети разных возрастов могут страдать от болей в животе. Причин, вызывающих этот симптом, может быть много. Чем помочь ребёнку в такой ситуации и какие средства подойдут лучше всего?

Действие и эффективность средств при болях в животе у ребёнка

Какое средство необходимо дать ребёнку от боли в животе, должен решать только педиатр. Для этого определяется причина возникновения боли и её локализация. Врач обычно уточняет у родителей, какую пищу употреблял ребёнок, как давно ходил в туалет.

Действие препаратов

В зависимости от причины боли и симптомов, которые её сопровождают, могут назначаться препараты с разным действием:

  1. Помогают в переваривании пищи при переедании. Такие средства содержат ферменты.
  2. Останавливают диарею, рвоту и тошноту.
  3. Избавляют от . К таким препаратам относятся антацидные средства.
  4. Избавляют от спастических болей, расслабляют мускулатуру и улучшают кровоснабжение внутренних органов.
  5. Помогают собрать и вывести все токсические вещества из организма при отравлении.
  6. Борются со скоплением газов в кишечнике. Это средства на основе симетикона либо масел укропа и фенхеля.
  7. Восстанавливают микрофлору после курса антибиотикотерапии.
  8. Улучшают перистальтику кишечника, размягчают кал и помогают опорожниться. Такие препараты для детей содержат лактулозу.

Возможные причины возникновения болезненой симптоматики

Когда живот болит у ребёнка до года, это часто связано с младенческими коликами. Тогда малыш становится беспокойным, плачет, поджимает ножки. В этих ситуациях врач советует родителям препараты на основе укропного и фенхельного масла, способствующие отхождению газов.

У детей после 1 года основной причиной могут выступать инфекции, отравление и заражение глистами. Это серьёзные состояния, они требуют неотложного обращения к врачу.

Дети 5 лет уже хорошо могут показать место боли. Если она локализуется возле пупка, причиной может быть запор и .

Если ребёнок показывает на правую часть живота, можно заподозрить аппендицит. В таком случае необходимо вызывать скорую помощь.

Острая боль в животе справа или в области пупка может говорить о приступе аппендицита

Опоясывающая боль в районе желудка может говорить о проблемах с поджелудочной железой. После консультации с врачом следует скорректировать рацион ребёнка и давать ферменты, которые помогут переваривать пищу.

Есть симптомы, при которых необходимо срочно обращаться в больницу. Помощь требуется незамедлительно, когда боль в животе сопровождается наличием сыпи, полным отказом от еды и воды, окрашенными в тёмно-коричневый цвет рвотными массами, наличием крови в кале, затруднённым мочеиспусканием.

В любом случае, если ребёнок жалуется на боль или дискомфорт в животе, это должно стать причиной обращения к врачу. Самолечение может привести к самым нежелательным последствиям.

Формы выпуска средств

Средства от боли в животе производятся в различных формах. Детям до трёх лет больше подойдут свечи, сиропы, капли, суспензии. Ребёнок постарше может принимать таблетки и капсулы.

Выбирая форму выпуска лекарства, нужно учесть, что сироп, суспензия, порошок подействуют быстрее, чем капсула или таблетка. Свечи лучше ставить на ночь, их действие начинается позже, зато длительнее эффект.

Видео: доктор Комаровский о болях в животе у детей

Когда врач может назначить лекарства

Когда установлена причина возникновения боли, врач назначает лечение. Если ничего серьёзного у малыша не обнаружено, доктор советует родителям скорректировать питание ребёнка.

Медикаменты назначаются в следующих случаях:

  • когда диета не эффективна и желудочно-кишечный тракт не может самостоятельно справиться с перевариванием пищи;
  • когда боль в животе носит спазматический характер;
  • при необходимости помочь опорожниться кишечнику ребёнка и избавить от лишнего газообразования;
  • при подозрении на отравление;
  • при диарее, рвоте и тошноте;
  • после приёма антибиотиков, при дисбалансе в микрофлоре кишечника.

От болей в животе ребёнку может быть назначено гомеопатическое средство. Перед его применением также необходима тщательная диагностика организма.


Гомеопатические препараты выбираются исходя из проявляющихся симптомов

Из гомеопатических препаратов в педиатрии могут применяться:

  • Хамомилла - при болях в области пупка с выраженным урчанием в животе и отрыжкой;
  • Этуза - при частом срыгивании у новорождённых;
  • Белладонна - при боли, возникшей из-за переживаний и потрясений.

Применение гомеопатических средств небезопасно без консультации специалистов.

Видео: что делать родителям, если у ребёнка болит живот

Противопоказания и возможные побочные действия медикаментов

Противопоказаниями для средств от болей в животе могут быть:

  • аллергические реакции на компоненты;
  • кишечная непроходимость;
  • острый аппендицит.

Если неправильно применять средства, самостоятельно увеличивать дозировку, возможно появление побочных эффектов:

  • диареи;
  • рвоты;
  • сыпи;
  • метеоризма.

Как правильно принимать препараты от боли в животе

Необходимо запомнить: ни в коем случае нельзя давать ребёнку обезболивающее перед приходом врача. После того как лекарство начнёт действовать, симптоматика будет не такой наглядной, специалисту сложно будет поставить правильный диагноз.

Все препараты, назначенные ребёнку, необходимо использовать, не превышая дозировку.

Таблица: что можно дать ребёнку, если болит живот

Название Форма выпуска Действующие вещество Показания Противопоказания Возраст, с которого назначается ребёнку Цена
Алмагель
  • суспензия;
  • таблетки.
гель гидроокиси алюминия и магния
  • нарушения работы кишечника;
  • гастрит;
  • ощущение дискомфорта и болей в желудке при нарушении диеты;
  • метеоризм;
  • рефлюкс.
  • аллергия на компоненты;
  • почечная недостаточность;
  • непереносимость фруктозы.
с 10 лет 83–124 р.
Де-Нол таблетки висмута трикалия дицитрат
  • синдром раздражённого кишечника;
  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;
  • хронический гастрит и гастродуоденит.
  • повышенная чувствительность к препарату;
  • почечная недостаточность.
с 4 лет 504 р.
Нурофен
  • свечи;
  • таблетки.
ибупрофен
  • острые респираторные заболевания;
  • детские инфекции;
  • зубная, головная боль, боль в животе, мышцах, ушах.
  • кровотечение или перфорация язвы;
  • гемофилия и другие нарушения свёртываемости крови;
  • геморрагический диатез;
  • непереносимость фруктозы.
с 3 месяцев 128 р.
Линекс капсулы лебенин дисбактериоз аллергическая реакция с рождения (высыпая содержимое капсулы) 269 р.
Мезим таблетки панкреатин
  • хронические воспаления желудка и кишечника;
  • для улучшения переваривания еды.
острый панкреатит с 12 лет 85 р.
Мотилиум таблетки домперидон
  • отрыжка;
  • метеоризм;
  • тошнота;
  • рвота;
  • изжога.
  • опухоль гипофиза;
  • желудочно-кишечное кровотечение;
  • масса тела менее 35 кг.
более 35 кг веса 582 р.
Но-Шпа таблетки дротаверин при спазмах гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта
  • печёночная или почечная недостаточность;
  • непереносимость галактозы;
  • сердечная недостаточность.
с 6 лет 196 р.
Папаверин таблетки папаверин спазмы гладких мышц органов брюшной полости
  • глаукома;
  • печёночная недостаточность.
с 6 месяцев 58 р.
Смекта порошок смектит диоктаэдрический
  • диарея;
  • изжога;
  • вздутие живота.
кишечная непроходимость с 6 месяцев 153 р.
Гиосцин бутилбромид таблетки гиосцин бутилбромид спастические состояния желудочно-кишечного тракта
  • кишечная непроходимость;
  • острый отёк лёгких.
с 6 лет 296 р.
Фосфалюгель гель алюминия фосфата гель 20%
  • язвенная болезнь;
  • желудочные и кишечные расстройства;
  • гастрит.
нарушения функции почек с 3 месяцев 179 р.
Энтерофурил
  • суспензия,
  • капсулы.
нифуроксазид
  • поражения ЖКТ;
  • диарея.
  • непереносимость фруктозы;
  • синдром глюкозо-галактозной мальабсорбции.
с 1 месяца 294 р.

Народные средства

Применять средства народной медицины для детей необходимо осторожно, перед этим проконсультировавшись с врачом.

«Мама, у меня болит живот». Всего одно предложение, а сколько страха оно вызывает у большинства родителей. Хотя боль в желудке довольно часто случается у детей, именно непредсказуемость сбивает с толку в таких случаях.

«Летидор» расскажет, почему чаще всего болит живот и в каких случаях нужно незамедлительно обращаться к врачу.

Боль в животе означает болезненные ощущения в любом месте от груди до паха. Причины могут быть банальны, например, запор или газы, но иногда это признак серьезного заболевания, например, аппендицита или отравления свинцом.

Запор

К сожалению, свежие фрукты, овощи и цельнозерновые продукты далеко не всегда регулярно появляются в рационе питания современной семьи. Родители очень заняты на работе и проследить за тем, насколько правильно питается их ребенок, часто нет возможности.

iconmonstr-quote-5 (1)

В результате нехватка продуктов, богатых клетчаткой, приводит к тому, что у детей старшего возраста формируется склонность к запору.

И это вызывает боль в животе.

Инфекция мочевыводящих путей

Если у ребенка инфекция мочевых путей, он может жаловаться на боль и жжение во время мочеиспускания, а также чувствовать дискомфорт в области брюшной полости и мочевого пузыря (нижняя область брюшной полости).

Аппендицит

Воспаление червеобразного отростка – одна из наиболее распространенных причин боли в животе у детей. При аппендиците требуется неотложная медицинская помощь, поскольку воспаленный аппендикс может разорваться, и тогда содержимое его изливается в брюшную полость, и наступает перитонит (жизнеугрожающее состояние).

Стрептококковая инфекция в горле

Как это ни странно звучит, но стрептококковая инфекция в горле может привести к боли в животе. Причина заболевания – стрептококковые бактерии, а симптомы включают лихорадку, боль в горле и боль в желудке.

iconmonstr-quote-5 (1)

При этом у ребенка может быть также рвота и головная боль.

Аллергия на молоко

Если у вашего малыша есть аллергия на белок, присутствующий в молоке, то боль в животе у него может сопровождаться еще рвотой и поносом.

Отравление свинцом

Дети младшего возраста очень часто тянут в рот все, чтобы испробовать на вкус. Поэтому если вы делаете в квартире ремонт, обратите внимание на то, какие материалы используете, – в краске не должно быть свинца. Такой же краской некоторые нерадивые производители покрывают детские игрушки, поэтому существует высокий риск отравления свинцом.

iconmonstr-quote-5 (1)

Если у ребенка боль в животе сопровождается вялостью, плохим аппетитом, судорогами, раздражительностью и запорами, то можно заподозрить такое отравление.

Беспокойство

Как и взрослые, дети могут испытывать стресс. И боль может наступать без какой-либо физиологической причины. Помимо боли в животе, у ребенка могут быть и другие симптомы, такие как лихорадка, диарея, кашель, слабость, вялость и боль в горле.

Если вы заметили, что ребенок ведет себя тише обычного, скрывает свои чувства или мысли, попытайтесь выяснить, быть может, его что-то беспокоит в школе или дома, и причина боли в животе кроется именно в этом.

Колики

Комментирует Динара Бахтыяровна Алиева, педиатр, гастроэнтеролог, диетолог проекта «Онлайн Доктор» onlinedoctor.ru

Чаще всего причиной болей в животе у младенцев являются колики (младенческие колики). Они проявляются острой схваткообразной болью в животе, при этом ребенок беспокоится, плачет, поджимает ножки.

Причиной колик может стать недостаточность пищеварительных ферментов, нарушение микрофлоры кишечника, несоблюдение режима и принципа кормления (младенец заглатывает воздух), нерациональное питание матери при грудном вскармливание. Например, большое количество газообразующих овощей и фруктов (капуста, огурцы, помидоры, груша) и кисломолочные продукты могут усиливать дискомфорт в животе у детей.

iconmonstr-quote-5 (1)

Необходимо исключить из рациона кормящей мамы жареное, острое, мучное и обеспечить достаточный питьевой режим – до 2,5-3 литров воды в сутки.

Пища должна быть в тушеном или вареном виде.

Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то неправильно подобранная смесь может стать причиной колик, срыгивания, плохой прибавки в весе. Тогда стоит обратить внимание на специальные смеси для комфортного пищеварения, а также смеси с пре- и пробиотиками.

Динамическое наблюдение, обследование и оценку физического развития необходимо проводить на первом году жизни ежемесячно. При необходимости участковый педиатр направит на консультацию к детскому гастроэнтерологу.

9 важных вопросов, на которые должны ответить родители

На самом деле причин боли существует гораздо больше, например, мононуклеоз, панкреатит, язвенная болезнь, грыжа и многое другое. И если ребенок жалуется на боль, то вы должны оценить ситуацию, ответив на следующие вопросы.

1. Какова продолжительность боли?

Как правило, если причина боли проста, то и длится она недолго. Такая боль может быть вызвана газами, также она бывает при желудочном гриппе и исчезает в течение суток.

iconmonstr-quote-5 (1)

Любая боль, которая длится более 24 часов, требует осмотра у врача.

2. В каком месте болит?

Если нет никаких осложнений, то боль обычно находится в центральной части живота. А вот если болит в нижней части живота или в какой-либо другой области, то это повод для беспокойства и обращения к врачу.

3. Как выглядит ребенок?

Обратите внимание на такие симптомы, как вялость, бледная кожа, потливость и сонливость. Также поводом для тревоги может стать отсутствие аппетита и отказ от питья в течение многих часов.

4. Есть ли рвота?

На самом деле рвота не всегда означает что-то серьезное. Если она прекращается в течение 24 часов, то скорее всего причин для беспокойства нет. С другой стороны, если ребенка продолжает рвать больше суток, нужно идти к врачу. Также важно обратить внимание на рвотные массы, проверить, нет ли в них крови или темных вкраплений, какого они цвета.

5. Какой у ребенка стул?

Понос может появиться, если у ребенка вирусная инфекция. Обычно диарея из-за инфекции длится около 72 часов.

8. Есть ли боли при мочеиспускании?

Если ваш ребенок жалуется на боли в животе во время мочеиспускания, это признак инфекции мочевыводящих путей. Лечат это при помощи антибиотиков строго под наблюдением врача.

9. Есть ли сыпь на коже?

Если ваш ребенок жалуется на боль в животе и у него появилась кожная сыпь, немедленно обратитесь к своему педиатру. Например, такое бывает при скарлатине.

Каковы причины боли в животе у ребенка? Как помочь малышу при боли в животе.

Невозможно представить малыша, который вырос бы, ни разу не пожаловавшись на то, что у него болит животик. Каждая мама сталкивалась с такой проблемой. Но прежде, чем бежать к врачу, нужно выяснить, чем мы можем помочь крохе в домашних условиях.

Для начала попросите малыша описать, что болит, где и как. У него может колоть в боку или резать в паху. Неприятные ощущения бывают постоянными или появляются периодически. Характер боли тоже может быть разным:

  • острая
  • тупая
  • спазмы
  • режущая
  • колющая
  • пульсирующая

Основные причины частых болей в животе у детей. У ребенка после еды болит живот, причины

Боль в животе может быть свидетельством самых разных проблем. О некоторых мы можем даже не подозревать. Установить диагноз под силу только врачу. Например, у девочки-подростка может болеть живот из-за того, что вот-вот придут первые месячные. А у мальчика, перестаравшегося вчера на уроке физкультуры, это может быть следствием чрезмерного напряжения мышц пресса.

Тем не менее, есть несколько самых распространённых причин.


  1. Инфекция. Её можно заподозрить, если среди других членов семьи тоже есть заболевшие. Или, может быть, малыш вчера выпросил купить ему сосиску в тесте в сомнительном киоске. Инфекция может быть вирусной. Например, знаменитый ротавирус. После него желудочно-кишечный тракт ещё долго будет приходить в порядок, так как он вызывает непереносимость молочных продуктов минимум на две недели. Инфекции бывают и бактериальные, например, дизентерия. При таком диагнозе без антибиотиков не обойтись
  2. Запор. Это самая частая причина детских жалоб на живот. Поэтому каждая мама должна следить за опорожнением кишечника малыша
  3. Питание. Проблемы может вызывать не только некачественная еда. У малыша может быть, например, пищевая аллергия. А самая частая причина детской боли в животе – это, как ни странно, слишком частые приёмы пищи или слишком большое её количество. То есть, банальное переедание. Желудок не может справиться с такими объёмами еды и начинает «жаловаться»
  4. Хирургические проблемы. Не стоит сбрасывать со счетов подозрение на аппендицит или кишечную непроходимость. Конечно, язва или грыжа возникает у детей гораздо реже. Но врач должен учесть и эти диагнозы
  5. Побочное действие лекарств. Многие антибиотики, даже самые распространённые, могут вызывать боли в животе
  6. Яды. Редко боль в животе является симптомом того, что в организме крохи наступила интоксикация. Например, такое случается после укуса каракурта

Почему у ребенка по ночам болит живот?


Часто малыши просыпаются ночью с плачем и жалуются на то, что животик болит. Как ни странно, мы сами являемся виновниками этой боли. Самая распространённая причина этого недуга – переедание перед сном.

Взрослые редко наедаются на ночь, зная, что от этого можно потолстеть. Но ведь детям это не грозит? Поэтому можно ужинать поздно и обильно. Оказывается, это не так. Пища, оставшаяся непереваренной перед сном, раздражает кишечник, вызывая боль, и делает сон более тревожным.

Самая распространённая причина боли в детском животике – это запор. Большинство мам думают, что запор – это когда малыш не опорожняет кишечник дольше одного дня. Это не так.


Например, для детей на грудном вскармливании приемлем почти любой перерыв между актами дефекации. У кого-то мамино молочко усваивается почти без остатка. Такие дети могут не ходить на горшок до семи дней. Это не должно тревожить маму, если кроха не тужится и не плачет при опорожнении кишечника, и если в каловых массах нет «камней».

Другие дети, напротив, могут регулярно ходить в туалет. Но если они опорожняют кишечник не полностью, то остатки кала будут скапливаться, давить на стенки кишечника и вызывать боль. Получается, запором могут страдать даже те дети, которые ходят на горшок каждый день.

О чем говорят температура и боль в животе у ребенка?

Иногда боль в животе сопровождается повышенной температурой. Чаще всего это сигнал того, что мы поймали кишечную инфекцию.


Но этими симптомами может сопровождаться и обычная инфекция. Например, при таком вирусе, как мононуклеоз, увеличиваются лимфоузлы. Это может сопровождаться болезненными ощущениями в области живота.

О чем говорит острая боль в животе у ребенка?

Знаменитый детский врач Евгений Комаровский утверждает, что поставить точный диагноз можно только в больнице.


Тем не менее, он отдаёт отчёт, что наша система медицины не позволяет родителям воспользоваться услугами врачей каждый раз, когда в этом есть необходимость. Поэтому он учит взрослых помогать детям дома тогда, когда это возможно: «Есть важнейший симптом, который определяет интенсивность родительской суеты. Его могут запомнить все.

В абсолютном большинстве случаев, когда ребёнок объясняет, где у него болит живот, он показывает на область пупа. Чем дальше его рука от пупа, тем быстрее надо бежать к доктору. Особенно если болит где-то в боку, да это ещё и острая боль. Потому что это нестандартная ситуация. Неопасные же боли в животе отличаются тем, что они умеренные и не мешают ребёнку двигаться».

Вот несколько ситуаций, при которых нельзя лечить живот самостоятельно, а нужно срочно прибегать к помощи врача.

  • если боль локализована не в области пупа
  • если она длится дольше суток
  • если боль сопровождается бледностью кожи, испариной
  • если малыш при этом вялый, сонливый, не ест и не пьёт
  • если вы обнаружили кровь в испражнениях
  • если у малыша рвота, при этом рвотные массы имеют желтый, зелёный или чёрный цвет; если они содержат примесь крови
  • если кроха жалуется на затруднённое, болезненное мочеиспускание
  • если боль в животе сопровождает сыпь
  • если боль у мальчиков локализуется в области паха и яичек, или обнаруживается их припухлость
  • если это повторяющиеся эпизоды боли с диареей дольше трёх дней или рвотой дольше суток

Почему болит живот у грудного ребенка? Как понять, что у ребенка болит живот?

Отдельная тема – боль в животике у малышей первых шести месяцев жизни. Младенческие колики — это постоянно повторяющиеся приступы детского плача, которые тревожат сон малыша, при этом он поджимает ножки к животику и испускает газы.


Точная причина младенческих колик неизвестна. Но когда желудочно-кишечный тракт перестраивается на новый способ питания (через рот, а не через пуповину), стресс неизбежен. Чтобы облегчить состояние крохи, прежде всего, нужно отрегулировать климат в детской спальне. Возможно, он плачет потому, что из-за жары и сухого воздуха он потерял много воды, и каловые массы стали слишком густыми.

Причина переедания актуальна даже в таком нежном возрасте. Если кроха «перебрал» в весе, если он постоянно «висит» на маме, и его желудок никогда не бывает пустым, то пищевод не может работать правильно.

Что делать, если у ребенка болит живот? Лекарства при сильной боли в животе у детей

Серьёзные лекарства от боли в животе может назначить только доктор. Мы можем только попытаться помочь домашними средствами.

Прежде всего, нужно установить, когда кроха в последний раз был в туалете. Если причина – запор, то можно использовать сироп лактулозы или глицериновые свечи.

До установления диагноза малыша нельзя перекармливать. Давайте еду только после его просьбы. При этом это должны быть не пирожки и булки с кремом, а печёные фрукты, бананы, галетное печенье, рис. Молочные продукты лучше исключить. Эксперименты с новой едой тоже стоит отложить.


Зато ограничения на питьё накладывать никогда нельзя. Пусть малыш пьёт как можно больше жидкости, особенно если он интенсивно теряет её с поносом или рвотой. Газированные напитки и сладкие соки лучше исключить.

Нужно понимать, что «болит живот» — это не диагноз, а лишь симптом. Не может быть универсального лекарства от этого недуга, пока мы точно не выясним причину. Тем не менее, есть несколько общих рекомендаций, которые стоит соблюдать всем.


1. Распространённое народное средство – грелка на живот. Но в некоторых случаях оно может быть очень опасным. Например, если причина боли – аппендицит, то перегревание может привести к разрыву воспалённого аппендикса. Поэтому грелку лучше не использовать, пока вам не пропишет её врач
2. Самое комфортное положение при боли в животе – на боку с поджатыми ногами. Если заболел малыш младше года, ему будет лучше всего на руках у мамы
3. Иногда для того, чтобы понять причину боли в животе, достаточно сдать простой анализ мочи. Инфекция мочевыводящих путей тоже может давать такой симптом
4. Раньше при боли животе всем подряд делали клизму. Сейчас обнаружен ряд состояний, когда таким лечением можно только навредить. Поэтому злоупотреблять этим средством в домашних условиях без назначения врача не стоит

Итак, боль в животе – это неконкретный, расплывчатый диагноз. Нельзя назначить лекарство до тех пор, пока врач не определит её причину. Тем не менее, у родителей есть множество способов избежать этой боли и помочь домашними средствами, без привлечения медицины.

Видео: У ребенка болит живот — Школа доктора Комаровского

Попробуем сделать так, чтобы утренняя зарядка для детей , да и спорт вообще, стали неотъемлемой частью жизни наших малышей, как необходимость чистки зубов по утрам…

Детская зарядка

Если с самого раннего возраста малыш будет начинать день с 10-минутной разминки, это станет для него привычным, естественным и совершенно необременительным. Сначала он будет заниматься вместе с мамой или папой и под их руководством, а позже станет делать упражнения самостоятельно.

Для того чтобы укрепить в себе желание заниматься с малышом, будет нелишним вспомнить о той огромной пользе, которую принесут такие занятия. Движение для ребенка – это жизнь. Ученые давно заметили прямую связь между двигательной активностью человека и теми обменными процессами, которые происходят в его организме. Если кроха достаточно двигается, у него улучшается обмен веществ, продуктивнее работает дыхательная, сердечно-сосудистая, иммунная системы. Значит, в целом, он будет становиться крепче и здоровее. Несложные упражнения утренней зарядки для детей направлены не на тренировку каких-то серьезных спортивных навыков и умений, они не переутомляют малыша, а поддерживают организм в хорошем тонусе, помогают его общему развитию и укреплению, улучшают сон, аппетит, ускоряют рост. Даже само название – «зарядка» – несет в себе особый смысл. Она будет заряжать наших маленьких шустриков здоровьем, силой, выносливостью и хорошим настроением!

Но и это не все! Утренняя гимнастика – это еще и замечательное развивающее занятие для крохи. Малыш будет учиться понимать задания взрослого, правильно повторять их, при этом развивать не только мышцы и связки, но и речь, мышление, внимание, память.

Конечно, зарядкой детям лучше заниматься утром, сразу после пробуждения. Потому что одна из ее задач – помочь организму проснуться, запустить все те процессы, которые ночью замедляются, размять «залежавшиеся» суставы рук, ног, позвоночника, давая им возможность мягко и без перенапряжения включиться в дневной ритм жизни. Упражнения лучше выполнять натощак, в хорошо проветренной комнате, а в теплое время года – при открытом окне. Наденьте на маленького спортсмена одежду, которая не сковывает движений.

А лучше всего заниматься в трусиках, майке и босиком.

Маленькие дети еще не умеют долго удерживать внимание на одном занятии. Если делать зарядку с ними слишком долго, они потеряют к упражнениям всякий интерес. Поэтому с малышом 1–2 лет достаточно заниматься всего 5–7 минут в день. К 3 годам время утренней гимнастики можно увеличить до 10–15 минут.

Если по какой-то причине у вас не получается заниматься с ребенком сразу после пробуждения, это вовсе не повод отказываться от занятий вообще. Отыщите чуть-чуть времени в первой половине дня, когда у крохи хорошее настроение, и устройте небольшую разминку. Все равно это будет очень полезно!

Иногда родители жалуются, что малыш категорически отказывается делать зарядку. Такое обычно случается, если мы превращаем то, что должно быть веселой и радостной игрой, в нудную «обязаловку». Разве найдется на свете такой малыш, который откажется заниматься тем, что доставляет ему удовольствие? Вряд ли. Значит, делать зарядку нужно весело и с энтузиазмом! Крохе очень быстро надоест нудное: руки вперед, в стороны, вверх, вперед, в стороны, вверх… Он пока не сможет понять, что все это делается ради его здоровья. А потому каждое упражнение необходимо превратить в забавную развивающую игру : полет на самолете, умывание кошечки, танец зайчонка, лягушачьи прыжки и т. п. Подходящие тематические стишки только приветствуются! Они помогут внести в упражнения определенный смысл, зададут ритм, будут дополнительно способствовать развитию речи ребенка. И, конечно, мама или папа должны настраивать малыша на занятия своим собственным примером!

Можно придумать какой-нибудь особенный ритуал, с которого вы будете начинать зарядку. Может, сигналом к началу всякий раз будет служить любимая песенка малыша. Или какой-нибудь короткий стишок, который вы будете рассказывать вместе с маленьким физкультурником, бодро маршируя по комнате.

Для того чтобы заниматься было интереснее, используйте в упражнениях мячи разного размера, обруч (сквозь него, например, можно пролезать, запрыгивать в него и выпрыгивать), ленточки (дорожка на полу, по которой нужно пройти). Малыши обычно очень любят упражнения с фитболом. А вот гантели и другие утяжелители использовать пока нельзя.

Зарядка в 1 год

А теперь приступаем к самой зарядке. Если вашему малышу 1 год или чуть больше, попробуйте с ним эти несложные, но очень полезные упражнения. Они пока не слишком похожи на полноценную зарядку, но зато помогают крохе совершенствовать навыки ходьбы, развивают координацию движений.

В качестве разминки походите с малышом по комнате, взяв его за ручку. При этом можно приговаривать:

Топ ногой, топ другой,
Я большой уже такой,
И шагают сами
Ноги прямо к маме.

Ножками потопали:
Топ-топ-топ!
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Сели! Встали! Снова cели!
А потом всю кашу cъели!

На словах «сели-встали» приседайте вместе с малышом, вставайте и снова приседайте. Повторите всю игру-упражнение сначала.

Разложите на полу на некотором расстоянии друг от друга небольшие «препятствия»: дорожку из кубиков, палки, скакалку и т. п. Пройдите с малышом через комнату, перешагивая вместе с ним через препятствия.

По дорожке мы шагаем.
Топ-топ, ножки, топ!
Через все переступаем.
Топ-топ, ножки, топ!
Ай да малыши!
Ай да крепыши!

Поставьте перед малышом стул, положите на пол с другой стороны игрушку. Помогите ребенку проползти под стулом к игрушке. Когда кроха поймет, что от него требуется, он и сам с удовольствием станет ползать под стулом туда-сюда.

Ой-ой-ой, ай-ай-ай,
Через норку проползай,
Через норку проползай
И из норки вылезай!

Дайте малышу большой мяч (лучше надувной пляжный), пусть бросает его на пол, затем поднимает и снова бросает.

Мяч не хнычет и не плачет,
Только скачет, скачет, скачет.
Вместе с мячиком нередко
Скачут папы, мамы, детки.

(Ю. Каспарова)

Пять минут и пять полезных упражнений для детской зарядки ! Все, можно отдыхать…

Детская зарядка в год и 6

Малыш чуть-чуть подрос. Значит, и зарядку можно немножко усложнить. Показывайте упражнения крохе, приговаривая: «Делай, как мама». Пусть старается повторять за вами. После каждой удачной попытки непременно хвалите своего маленького умничку.

Дыхательное упражнение . Встаньте напротив малыша, разведите руки в стороны на высоте плеч. Вдох через нос. Быстро скрестите руки перед грудью, так, чтобы ладони хлопнули по лопаткам, как будто обнимаете себя. Шумный выдох через рот. Затем плавно верните руки в исходное положение. Повторите упражнение 5–7 раз. Конечно, дышать правильно у малыша получится не сразу. Но со временем он обязательно научится. А для начала пусть просто разводит и сводит ручки.

Ручки в стороны раздвинем,
А потом себя обнимем!
Пусть и солнышко услышит,
Как наш носик дышит, дышит…

(Ю. Каспарова)

Ходьба . Ходим с малышом по комнате, чередуя быструю и медленную ходьбу. А потом чуть-чуть побегаем. Топать можно под песенку-потешку про зайчика:

Заинька, походи,
Серенький, походи!
Вот так, вот сяк походи!
Вот так, вот сяк походи!
Заинька, пробегись,
Серенький, пробегись!
Вот так, вот сяк пробегись!
Вот так, вот сяк пробегись!

Наклоны вперед. Положите на пол кубик или мячик. Малыш должен наклониться, взять игрушку с пола, выпрямиться, поднять ее высоко над головой, а затем снова положить на пол. Повторяем несколько раз. При этом представляем, будто мы маленькие гномики, которые собирают грибы.

Утром гномы в лес пошли,
По дороге гриб нашли,
А за ним-то, раз, два, три,
Показалось еще три!

(Е. Карельская)

Наклоны из стороны в сторону. Теперь поставим ручки на пояс и попробуем наклоняться из стороны в сторону:

Динь-дон, дин-дон,
Гномы строят новый дом,
Красят стены, крышу, пол,
Прибирают все кругом.

(Е. Карельская)

Птички-невелички . Малыш поднимает руки в стороны и машет ими, будто крылышками. Для упражнения подойдет любая потешка про птичек:

Птички, птички полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели,
Снова полетели…

Вместо птичек можно изображать самолет. Мальчишкам наверняка это придется по вкусу. Если не знаете подходящего стишка, попробуйте придумать что-то на ходу. Стишки для зарядки не обязательно должны быть поэтическими шедеврами. Гораздо важнее, чтобы они были складными, ритмичными и понятными крохе… Например, вот так:

Я пилот, я пилот!
Я веду свой самолет,
Самолет летит,
Самолет гудит…

Поднимаем ножки. Малыш лежит на спинке, руки в стороны. Поднимаем ножки вверх, затем кладем их на пол. Выполняем упражнение 4–5 раз.

Ножки, ножки, поднимитесь,
Прямо к солнцу потянитесь…

Теперь поднимаем прямые ножки, затем сгибаем их, прижимаем к животу и обхватываем руками. Повторяем упражнение 5–6 раз.

Все! Молодцы! Отдыхаем.
Два года? Заряжаемся!


Детская зарядка в 2 года

Двухлетние малыши уже многое понимают и многое умеют. Для таких ребятишек лучше всего подойдет зарядка со стишками и имитацией движений разных животных. Такая вот «зверобика». Хорошо бы выполнять ее под веселую музыку. Но и о предыдущих упражнениях не стоит забывать. Они по-прежнему актуальны.

Корова и теленок. Изображаем, как медленно и важно шагает корова и как бежит маленький любопытный теленок. Повторяем стишок несколько раз, чередуя ходьбу и бег.

Корова сурово мимо шагает,
И нас она не знает и знать-то не желает!
А маленький теленок бежит и остановится:
Он изо всех силенок хочет познакомиться!

(Э. Мошковская)

Лошадка . Скачем, как лошадка, стараясь повыше поднимать коленки. По команде «тпру» малыш должен замереть на месте. Затем повторяем стишок и «скачем» дальше.

– Но! – сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьется грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!

(В. Берестов)

Сова . Осторожно разминаем шею, поворачивая голову влево и вправо. Затем делаем медленные вращения головой в одну и другую стороны.

Совушка-сова, большая голова,
На дубу сидела, головой вертела,
Крыльями хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!

Мишка. Рассказываем малышу стишок и вместе выполняем необходимые движения. Кружиться можно двумя способами. Первый: малыш кружится на месте самостоятельно. Второй: малыш и мама держатся за руки и кружатся.

Мишка, лапки подними,
Мишка, лапки опусти,
Мишка, Мишка, покружись,
А потом земли коснись
И животик свой потри,
Раз, два, три, раз, два, три!

Жабки. Руки на поясе, скачем на месте на двух ножках под стишок о жабках. Когда малыш научится уверенно прыгать на месте, можно пробовать прыгать с продвижением вперед.

Жабы вышли на лужок,
Жабы встали все в кружок.
Вот похлопали в ладошки,
Вот попрыгали немножко,
Поскакали, поскакали…
Ох, устали, ох, устали…

Дельфинчик. Если у вас есть обруч, пусть малыш представит, что он дельфинчик, который прыгает сквозь обруч. Малыш берет обруч руками, переступает через него сначала одной ножкой, затем второй, после поднимает его вдоль тела вверх, опускает вниз и перешагивает обратно. Упражнение повторяем еще 2–3 раза.

Наш дельфинчик – чемпион,
Лучше всех ныряет он!
А еще на зависть вам
Любит прыгать по волнам!

(Ю. Каспарова)

Когда малыш запомнит стишки, пусть подсказывает вам слова.


Зарядка для детей в 3 года

Несмотря на то, что трехлетние малыши – очень серьезные человечки, которые так и норовят поспорить с мамой с криком «Я сам!», они по?прежнему с удовольствием станут заниматься зарядкой под веселые стишки. Но теперь в одном стишке может содержаться сразу несколько последовательных движений, которые выполняются одно за другим. Рассказывайте стишки небыстро, чтобы малыш успел сообразить, что же ему нужно делать. И, конечно, показывайте крохе движения. Каждый стишок можно повторять по несколько раз. Наверняка какие?то из них станут у малыша самыми любимыми…

У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
Ну а если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Непоседа-ветер
Знает все на свете. (машем руками над головой)
Знает, как поет лягушка:
«Ква-ква-ква». (приседаем и подпрыгиваем)
Знает, как шумит ракушка:
«Шу-шу-шу». (складываем ладони лодочкой и подносим к правому, а затем к левому уху)
Знает, как кричит ворона:
«Кар-кар-кар». (машем руками, как крыльями)
Знает, как мычит корова:
«Му-му-му». (хлопаем в ладоши)
И как часики идут:
«Тик-так, тик-так», (ставим руки на пояс, наклоняемся в стороны),
И как ножки в лес бегут:
«Топ-топ-топ, топ-топ-топ…» (бежим на месте)
И напоследок как следует потянемся: чередуем поднятие ручек вверх и приседания.

Вверх до неба, вниз до травки.
Покружились, покружились
И на землю повалились…

А еще зарядка может быть тематической. Для трехлетнего малыша можно провести зарядку-игру на какую-то определенную тему. Здесь уже не обязательно использовать стишки, но каждое упражнение все равно должно обыгрываться. Например, сообщите крохе, что вы садитесь на поезд и едете в лес. Вот вам и первое упраженение-разминка: ходьба по комнате в разном темпе с имитацией езды на поезде:

Чук-чук-чу, пых-чу, вор-чу.
Стоять на месте не хочу.
Колесами верчу, верчу,
Колесами стучу, стучу.
Садись скорее, прокачу!
Чу! Чу! Чу!

Приехали в лес. Идем по тропинке. Вдруг шу-у-у… птица полетела (машем «крыльями», разминаем ручки), а там за пеньком зайка поскакал, а вон медведь косолапый заковылял… А это кто? Бежит быстроногий олень, высоко ножки поднимает. Ой, а здесь змея ползет… Подул сильный ветер, закачались деревья (делаем наклоны вправо-влево). А вот полянка, на ней земляника поспела (выполняем наклоны и приседания, как будто собираем землянику). Вариантов игры может быть очень много – пофантазируйте вместе с малышом.

Зарядка: мама и малыш

Начиная заниматься утренней зарядкой с ребенком , мы, конечно, думаем в первую очередь о здоровье сына или дочурки. Но не стоит забывать и о себе! Выполняйте упражнения вместе с малышом – получится неплохая ежедневная разминка. А еще можно придумать такие упражнения, которые будут хорошей физической нагрузкой для мамы и замечательной веселой игрой для малыша. Вот, например, эффективное упражнение для пресса. Лягте на пол на спину, положите или посадите ребенка на голени согнутых в коленях ног и начинайте, придерживая малыша, покачивать ногами вверх-вниз. Мама укрепляет пресс, а кроха качается, как на качелях. А потом мама будет тренировать мышцы рук и грудной клетки, а малыш – «летать». Поднимаем малыша вверх на вытянутых руках, затем прижимаем к груди и снова вверх. Чем легче ребенок, тем большее количество повторений удастся сделать. И под конец тренировки малыш «прыгает», а мама – приседает, держа при этом кроху на руках.

Развитие ребенка – это сплошное творчество! Оно уместно даже тогда, когда речь идет всего лишь об утренней зарядке. Попробуйте придумать свой собственный комплекс упражнений, «настроив» его на интересы именно вашего маленького физкультурника. Для этого находим в книге, журнале или Интернете примерный комплекс упражнений, подходящий ребенку по возрасту, и вкладываем в каждое упражнение какой-то понятный и интересный ребенку смысл. Ваш сынишка очень любит машинки? Придумываем «автомобильную» зарядку. Дочурка обожает лошадей? Сочиняем «лошадиную» гимнастику. Добавим к упражнениям тематические стихи, и комплекс утренней зарядки готов!

Наверняка, кроха будет с удовольствием выполнять упражнения! А как же иначе? Ведь это – мамин эксклюзив! И только для него, самого лучшего, самого любимого.

Возможно, вам будут интересны статьи

Лилия Корчемкина
Утренняя гимнастика для малышей

Утренняя гимнастика – это одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой , пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Чтобы гимнастика была интересна и доступна, нужен положительный эмоциональный настрой, который способствует более быстрому усвоению любого материала. Включение в гимнастику загадок , считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное.

Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. Они раскрывают понятные детям образы, формируют умение творчески передавать характер и повадки изображаемого животного. Кроме того упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.

Требования к организации и проведению утренних зарядок в младшей группе

В этом возрасте у детей развивается речь, внимание становится более устойчивым, совершенствуется память. Однако дети быстро утомляются, легко возбуждаются. Движения ребенка еще недостаточно сформированы, не до конца произвольны. Малыш импульсивен , не может придерживаться точно заданной формы движения, но способен действовать подражательно.

Для создания у ребят положительного отношения к занятиям физкультурой гимнастика проводится в игровой форме : дети с удовольствием имитируют голоса и движения животных, изображают различные предметы.

Желательно дать каждому движению образное название, подобрать соответствующие слова для тренировки речевого выдоха.

Перед тем как познакомить детей с новым игровым комплексом общеразвивающих упражнений, взрослый может прочитать вслух соответствующее художественное произведение, рассмотреть картинки, разучить с детьми потешку и т. д.

Поскольку на 3 году жизни многие дети не могут включаться в организованную воспитателем деятельность и отстают во времени при выполнении заданий, к ним требуется очень тонкий и дифференцированный подход. Не следует настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике , не беда, если кто-то из детей не сразу начнет выполнять упражнение. Важно, чтобы это было сделано ребенком добровольно и по его собственному желанию.

Показывать упражнения нужно в медленном темпе, с показом сочетается словесное объяснение. По мере усвоения детьми упражнений темп и амплитуда нарастают. Выполнять с детьми все упражнения с начала до конца. Объяснения и указания даются в процессе выполнения упражнений.

Длительность утренней гимнастики 4-5 минут . Комплекс состоит из 3-4 общеразвивающих упражнений. Начинается она с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом и построением. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. Вводную и заключительную ходьбу дети могут выполнять подгруппами в определенном направлении, врассыпную или же друг за другом. Ходьбу следует проводить в спокойном неторопливом темпе.

Построившись, дети приступают к выполнению упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота, и всего туловища. ОРУ воспитатель подбирает из числа рекомендованных для занятий, они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Заканчивают утреннюю гимнастику спокойной ходьбой на месте или продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма. Каждые 2 недели новый комплекс упражнений. Как только дети освоят упражнение, вводится хороший энергичный темп. Целесообразно время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению комплекса или брать их за основу для составления нового комплекса из упражнений с предметами.

Утренняя гимнастика пройдет гораздо эффективнее, если будет сопровождаться музыкой, которая воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение.

Комплексы утренней гимнастики

"Самолет"

Мы шагали, мы шагали,

По ковру шагали.

А потом, потом, весело бежали.

И снова зашагали.

И в круг мы дружно встали.

:

1. Самолет, самолет

Отправляется в полет. (Руки внизу. Поднять через стороны вверх на уровень плеч. Повт. 4-5 р.)

2. Для посадки место нужно.

Выбираем его дружно.

(Руки вытянуты в стороны на уровне плеч. Наклониться вперед, повернуть голову влево, вправо. вернуться в И. п.)

3. Вот садится самолет.

"Сели! "-говорит пилот.

(И. п. то же. Присесть, вернуться в И. п. Повт. 3-4 раза)

4. Окончен наш полет,

Веселится весь народ.

(8-10 подпрыгиваний с хлопками перед собой. Повт. 3р.)

3. Спокойная ходьба по кругу.

В ангар поставлен самолет.

Домой шагает наш пилот.

Комплекс утренней гимнастики

"Солнышко"

1. Ходьба и бег по кругу. Закончить ходьбой. Построение в круг.

Утром солнышко проснулось,

Всем ребяткам улыбнулось.

Здравствуй, солнце красное,

Доброе, ясное.

2. Общеразвивающие упражнения :

1. Лучик заглянул в окошко.

Протяни ему ладошку.

(Поочередно вытягивать правую и левую руки вперед ладонью вверх. Повт. 4-5 р.)

2. Выше, выше потянись,

Рукой солнышка коснись.

(Подняться на носочки, руки вверх. Повт. 3-4р.)

3. На солнце можно загорать,

Спинки греть и отдыхать.

(Лежа на спине, Повернуться на живот, вернуться в И. п. Повт. 3р.)

4. Солнце радует ребят,

Веселится детский сад.

(8-10 подпрыгиваний с хлопками. Повт. 3р.)

Раз-два, Раз-два.

Отдохнуть теперь пора.

Комплекс утренней гимнастики

1. Ходьба и бег по кругу. Закончить ходьбой. Построение в круг.

Просыпайтесь ото сна,

В гости к нам пришла весна.

На прогулку выходи

И друзей с собой возьми.

2. Общеразвивающие упражнения :

1. Мы как бабочки летаем,

Ручки-крылья поднимаем.

(Руки опущены вниз. Медленно поднять через стороны над головой, опустить. Повт. 4-5 р.)

2. Пчелки ищут сладкий мед.

Влево, вправо поворот.

(Руки на поясе повороты влево и вправо. Повт. 4-5 р.)

3. Муравьишка, просыпайся,

И за дело принимайся.

(Присесть, закрыть лицо руками, вернуться в И. п. Повт. 4-5 р.)

4. А кузнечикам не лень

Прыгать на лугу весь день.

(Прыжки. Повт. 4-5 р.)

3. Спокойная ходьба. Дыхательные упражнения.

На прогулке мы бывали,

Насекомых мы видали.

Все проснулись ото сна,

Разбудила всех весна.

Комплекс утренней гимнастики

"Солнечный зайка"

1. Ходьба и бег по кругу. Закончить ходьбой. Построение в круг.

Солнце лучик уронило,

В зайку лучик превратило.

Зайка солнечный играл,

Всех ребяток забавлял.

2. Общеразвивающие упражнения :

1. На плечо луч солнца сел,

Наши плечики согрел.

(Руки на поясе. Поднять, коснуться ладонями плеч, вернуться в И. п. Повт. 4-5 р.)

2. Стал с коленками играть,

Попробуй ты его поймать.

(И. п. то же. Наклониться, похлопать по коленям. Повт. 4-5 р.)

3. Лучик прыгал по ковру,

Ловим зайку на полу.

(Сесть на ковер, ноги в стороны. Хлопать ладонями по ковру перед собой. Повт. 4-5 р.)

4. По стене вверх и вниз.

Прыгай, прыгай, не ленись.

(8-10 прыжков. Повт. 4-5 р.)

3. Спокойная ходьба. Дыхательные упражнения.

Солнечный лучик, солнечный зайка,

Весело прыгал. Теперь отдыхай-ка.

На утренней гимнастике дети любят играть в подвижные игры (второе полугодие, которые являются для них активной и осмысленной деятельностью. Содержанием подвижных игр, как правило, является познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка. Чтобы достичь большей заинтересованности детей и побудить их принимать участие в таких играх, воспитателю необходимо создать на занятии радостную, непринужденную обстановку, придумывать веселые сюжеты. Такую игру не трудно придумать самим на основе загадок, стихов. В ее ходе могут понадобиться большие яркие игрушки (Мишка, Лиса, Собака, надувные или сделанные из искусственного меха, а также маски животных.

Подвижная игра «Мишка косолапый»

Большую игрушку (Мишка) располагают в центре зала. Дети становятся в круг, держась за руки. Рядом с Мишкой садятся дети-ловишки (один или два)

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила прямо мишке в лоб

Мишка рассердился и ногою-топ!

Дети идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, слегка ударяя ладошкой по лбу, разводят руки в стороны, растопыривая пальцы, переступают с ноги на ногу, затем топают одной ногой об пол и разбегаются по залу. Дети ловишки ловят «шишки» , т. е. других детей, и укладывают их в «корзинки» (сажают на гимнастические скамейки ) .



  • Разделы сайта