Занятия скейтбордингом. Обучение роликам и скейтборду. Скейт, трюковой самокат и BMX

Ритмика (ритмическая гимнастика) – это система музыкально-ритмического воспитания, цель которой – развитие чувства ритма и координации. Ритмикой также называют занятия для детей (обычно дошкольного возраста), на которых малыши учатся двигаться под музыкальное сопровождение, владеть своим телом, развивают внимание и память.

Ритмика для детей проходит под весёлую, ритмичную музыку, поэтому занятия воспринимаются ими позитивно, что, в свою очередь, позволяет лучше усваивать материал.

Немножко истории

Ритмику, как обучающий метод, создал в начале XX века профессор Женевской консерватории Эмиль Жак-Далькроз, который заметил, что даже самые нерадивые ученики начинали воспринимать и запоминать ритмическую структуру музыки, как только начинали двигаться под музыку. Эти наблюдения положили начало системе, позднее названной «ритмической гимнастикой».

Что даёт ритмика

На занятиях ритмикой ребёнок развивается многосторонне, приобретая ряд навыков и умений:

  • улучшается физическая форма ребёнка, вырабатывается координация движений
  • ребёнок обучается простейшим танцевальным движениям, усваивает такие понятия, как темп, ритм, а также жанр и характер музыки
  • малыш учится адекватно выражать и контролировать свои эмоции, развивается творческая активность
  • ритмика в детском саду является хорошей подготовкой для дальнейших занятий музыкой, танцами, спортом
  • занятия дают отличную «мирную» разрядку для гиперактивных деток
  • ритмика для детей помогает раскрепоститься, учит свободно двигаться, создаёт ощущение радости
  • занятия ритмикой прививают любовь к музыке, воспитывают музыкальный вкус ребёнка

Отличия ритмики от физкультуры или аэробики

Между ритмической гимнастикой и обычной физкультурой или аэробикой, безусловно, много общего – физические упражнения и там, и там выполняются под музыку в определённом ритме. Но при этом цели преследуются разные. Ритмика не ставит во главу угла физическое развитие, техника исполнения не является первоочередной задачей, хотя это тоже немаловажно.

Акценты в ритмической гимнастике делаются на развитие координации, умение слушать и слышать музыку, чувствовать свое тело и свободно им управлять, ну и на , конечно.

Когда начинать заниматься?

Считается, что начинать заниматься ритмической гимнастикой оптимально в 3-4 года. К этому возрасту уже достаточно развита координация движений. Ритмика в детском саду обычно проводится, начиная со 2-й младшей группы. Но в центрах раннего развития практикуют и более ранний старт.

Уже после года, едва научившись ходить, карапузы способны усвоить элементарные движения и выполнять их под музыку. Многому малыш не научится, но приобретёт полезные навыки, которые значительно облегчат ему дальнейшее как общее, так и и обучение.

Структура занятия по ритмике

Занятия ритмикой включают подвижные упражнения, требующие достаточного пространства. Ритмика в детском саду проводится в физкультурном или музыкальном зале, обычно под сопровождение фортепиано (использование фонограмм детских песен и современных танцевальных мелодий тоже пойдет на пользу и разнообразит занятие).

Дети быстро устают от однообразной деятельности, поэтому занятие строится на чередовании небольших 5-10 минутных блоков. Сначала обязательна физическая разминка (варианты ходьбы и бега, несложные упражнения). Затем следует «основная» активная часть, требующая максимального напряжения (как физического, так и интеллектуального). После чего деткам требуется отдых – спокойные упражнения, лучше сидя на стульчиках. Можно устроить полный «релакс» под успокаивающую музыку.

Далее – вновь активная часть, но уже на знакомом материале. В конце занятия хорошо провести подвижную игру или затеять мини-дискотеку. Естественно, на всех этапах, включая релаксацию, используется материал, подходящий для достижения целей ритмической гимнастики.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Александровский районный центр

дополнительного образования «ДАР»

«Утверждено»

Приказ от «___» 20__г

_______

Директор МБУДО АРЦД «ДАР»

Маликова И.А.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РИТМИКА»

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 4,5-7,5 лет

Составил педагог

дополнительного образования

первой квалификационной

Анатольевна

г. Александров

Владимирская обл.

Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для занятия ритмикой в студии для дошкольников «Почемучки».

Актуальность программы.

В годы дошкольного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется его личность. В настоящее время со стороны родителей и детей спрос на образовательные услуги в области хореографии растет. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстникоОбразовательная программа дополнительного образования детей представляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность вести детей 4-7 лет в мир хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет дошкольникам творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации. Занятия танцами формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манере поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.

Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность образовательной программы по хореографии «Потанцуй-ка» определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства.

Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления, всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой стороны.

Цель программы:

Содействовать всестороннему развитию детей (формирование знаний, умений, навыков, способностей и качеств личности) средствами музыки и танца.

Задачи:

- обучающие- овладение детьми основ хореографического мастерства;

- развивающие - развивать творческие способности воспитанников;

развитие творческого мышления, воображения, фантазии;

развитие способности «видеть» и ясно представлять музыкальный образ, способы его пластической интерпретации;

развивать двигательные качества и умения: гибкость, пластичность, ловкость, координацию движений, силу, выносливость;

развитие и совершенствование всех видов движений, которые предлагаются детям, умение выполнять их легко и выразительно, максимально артистично и в соответствии с музыкой.

- воспитательные - воспитать культуру поведения и общения;

воспитать умение ребенка работать в коллективе;

заложить основы становления эстетически развитой личности;

воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.

Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создается мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие и т.д.

Отличительные особенности образовательной программы.

В основном все образовательные программы ориентированы на изучение определенного танцевального направления: народный танец, бальный танец, классический танец и т.д.

Данная программа направлена на работу воспитанников в смешанном направлении. Эта танцевальная дисциплина дает удивительную возможность окунуться в мир добра и зла, в мир сказки, любви и одиночества, в ней могут быть использованы различные танцевальные направления.

Рассматривая танец, мы определяем несколько критериев, по которым он будет оценен. Техника танца - это правильность выполнения элементов, постановка корпуса, рук и ног, а также пластика движения. Хореография: с ее помощью максимально раскрываются способности исполнителя. Музыка - это мощнейшее средство воздействия на зрителя. Она помогает эмоционально передать идею номера.

Предлагаемая образовательная программа построена в соответствии со следующими принципами:

От простого к сложному

Учет возрастных особенностей детей раннего возраста

Связь теории с практикой

Совершенствование знаний, умений, навыков в процессе обучения

Доступность материала

Преемственность

Наглядность

Системность

Обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях

Закрепление навыков

Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей и интересов, уровня подготовленности. В программе изложены требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам детей каждого года обучения и всего курса в целом. При этом педагог использует разнообразные способы контроля деятельности учащихся объединения.

Содержание программы включает в себя освоение классического, народного, бального, а также элементов гимнастики, эстрадного танца и т.д. Все направлено на раскрытие творческих способностей детей средствами ритмики.

Методическое обеспечение программы.

Мотивация и создание у детей интереса к предстоящему действию.

Выполнение подражательных движений, являющихся творческими заданиями.

Показ упражнений.

Объяснение предстоящих действий.

Музыкальное сопровождение.

Доброжелательное отношение педагога к каждому ребенку. Замечания, пожелания педагог должен выражать в такой форме, чтобы ребенок стремился к достижению результата, у ребенка должна формироваться уверенность в собственных силах и возможностях.

Для того, чтобы учебный процесс был эффективным, необходимо использовать в нем игру – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями, сюжетно-творческими зарисовками усилит эмоциональное восприятие музыки детьми и поможет более полно и всесторонне решить поставленные задачи.

Структура изучения танцевальных дисциплин

-ритмическая гимнастика

Партерная гимнастика

Танцевальные шаги

Пластический тренаж

Партерная гимнастика

Классический экзерсис

Детский танец

Партерная гимнастика

Классический экзерсис

Акробатика

Стилизованный народный танец

Сюжетный танец – на основе народного танца, детского танца

Обоснование отбора материала

Ритмическая гимнастика -это комплекс общеразвивающих упражнений, подвижных игр, упражнений с предметами с музыкальным сопровождением. Используется в младшем возрасте. С помощью средств музыкально-ритмического воспитания успешно решаются задачи: формирование важных музыкально-двигательных навыков и умений, воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, общей культуры поведения.

Партерная гимнастика- занятие на полу (на ковриках). В исходном положении сидя. Лежа очень удобно прорабатывать мышцы брюшного пресса, а также туловища, рук и ног. В этих положениях снижается опорная нагрузка на позвоночник и ноги, мышцы работают в разных режимах. Партерная гимнастика способствует активному развитию физического состояния детей, помогает лучше растянуть мышцы ног, укрепить мышцы спины, развивать гибкость позвоночника. Все это закладывает фундамент того, что дети будут успешно осваивать дальнейшую программу по изучению искусства танца.

Акробатика -система физических упражнений, связанных с вращениями и балансированием, выполняемых индивидуально и группами.

Классический экзерсис- это основа хореографии. Систематические упражнения помогают овладеть техникой танца, вырабатывать устойчивость, правильную осанку, выворотность, гибкость, мягкость и легкость движений.

Детский танец -это первое знакомство с законами хореографической позиции: перестроение рисунков, знание своего места на сцене, запоминание танцевальных комбинаций, навык группового исполнения, артистизм.

Народный танец - обязателен для изучения. Это пластический портрет народа, незримая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. Быть русским человеком и не уметь исполнить основные, простейшие движения русского танца – это неправильно. Знакомство с русским народным танцем позволяет решать задачи: умение чувствовать характер танца и эмоционально передавать его зрителю, воспитание патриотизма в детях, формирование уважительного и бережного отношения к своему народу и традициям.

Постоянные разделы программы:

- Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, 4-7лет.

Сроки реализации данной программы – 3 года.

Ступени (этапы) образовательной программы:

1-й год обучения «Подготовительная ступень»

Предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.

2-й год обучения «Начальная ступень»

Закрепление азов ритмики и усложнение материала по партерной гимнастике, постановочная деятельность на основе изученных танцевальных движений.

3-й год обучения «Основная ступень»

Знакомство со значением классического экзерсиза, освоение простейших элементов русского народного танца.

Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:

музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;

пляски: парные, народно-тематические;

игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;

хороводы;

перестроения, построения;

упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и т.д.;

задания на танцевальное и игровое творчество.

Структура занятия состоит из трех частей:

1 часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего занятия.

2 часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.

3 часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты.

Занятия проводятся в игровой форме.

Режим занятий:

Все три ступени являются базовыми, позволяют заложить основы танца. В группах занимаются 12-15 человек. Занятия проводятся один раз в неделю по одному учебному часу.

Учебно-тренировочная работа:

Цель данного раздела-разогрев мышц. В него могут входить партерная гимнастика, акробатика, классический экзерсис, вращения, растяжка-все, что направлено на развитие и подготовку ребенка к наиболее сложным элементам танца. Данный вид деятельности осуществляется в первой половине занятия. Использование данного вида деятельности обязательно на каждом занятии.

Постановка танца делится на 2 этапа:

1 этап-репетиционная работа

2 этап-постановочная работа

Разбивка часов на данные темы зависит от уровня усвоения материала учащимися.

1 этап. Репетиционная работа.

Репетиционная работа направлена на разучивание новых движений к танцу, соединение их в небольшие комбинации, отработка готовых комбинаций. Данный вид деятельности осуществляется во второй половине занятия и чередуется с постановочной работой.

Основные задачи репетиционной работы:

Разучивание основных движений танца; формирование умений в исполнении основных движений танца; формирование навыков в исполнении комбинаций и композиции танцев; отработка нужных положений головы, рук, корпуса при исполнении танцевальных движений; формирование навыков группового исполнения композиций на сцене; обучение передаче своего эмоционального настроения во время танца через мимику лица и пластику движений.

Вся эта работа выполняется во второй половине занятия, после разминки и занимает большую часть времени в течение учебного года.

2 этап. Постановочная работа.

Постановочная работа – это постановка новых танцев, которая осуществляется по основному закону драматургического произведения и состоит из ряда компонентов. Драматургия (содержание), музыка, рисунок танца, выученные движения и комбинации складываются на постановочных занятиях в определенную композицию – композицию танца. Задача педагога – определить рисунок танца, чтобы дети заняли свое место расположения в данном рисунке.

Постановочная работа осуществляется во второй половине занятия лишь после того, как репетиционная работа проведена в полном объеме.

Образовательная программа направлена на:

    Создание условий для культурного самоопределения воспитанника

    Обеспечение возможности творческой самореализации личности

    Укрепление психического здоровья учащихся через использование личностно-ориентированного подхода при организации занятий, при подготовке выступлений, через обеспечение эмоционального благополучия воспитанников, путем создания благоприятного климата на занятиях и ситуации успеха.

    Укрепление физического здоровья детей через планомерно возрастающие нагрузки на организм ребенка во время занятий, развивающие также их индивидуальные особенности.

Ожидаемые результаты:

Укрепление физического и психического здоровья, воспитание и развитие личностных качеств: трудолюбия, взаимопонимания, доброты, сопереживания, стремления к победе, смелости, самосовершенствование, наслаждение жизнью и процессом обучения танцу.

Формы подведения итогов реализации программы:

Итоговое занятие

Открытое занятие

Выступление на концертах в центре «ДАР»

В процессе занятий в соответствии с темой, годом обучения, возрастом детей, используются следующие виды контроля:

текущий, тематический, индивидуальный, самоконтроль, взаимоконтроль, итоговый контроль по определению ЗУНов, в форме практических заданий (показ отдельных движений, комбинаций, элементов танца), тестирование в конце учебного года (сравнение показателей каждого ребенка на начало года и конец учебного года).

Программа первого года обучения

Задачи:

Формировать познавательный интерес и желание заниматься танцами

Развивать ритмичность, гибкость и эластичность мышц

Сохранять и укреплять здоровье ребенка через занятия ритмикой.

Учебно-тематический план «Подготовительная ступень»

Всего часов

Теория

Практика

Сроки реализации

    Вводное занятие

10 мин

15 мин

сентябрь

    Ритмическая гимнастика

В течение года

    Партерная гимнастика

В течение года

    Танцевальные шаги

В течение года

    Досугово-воспитательная деятельность

В течение года

Всего:

36 часов

В учебном году 36 занятий, один раз в неделю по одному учебному часу.

Содержание изучаемого курса.

Форма занятия: беседа, упражнение.

Знакомство с детьми; ознакомление с правилами поведения в танцевальном классе; правила поведения в здании; разучивание приветствия (танцевальный поклон), танцевальная игра «Зоопарк» (игра – импровизация для определения уровня подвижности воспитанников); упражнение «Работаем зеркально» - что такое и как выполняется?

    Ритмическая гимнастика. Общее количество часов:8Формы занятий: изучение нового, занятие-упражнение, занятие закрепления знаний и навыков, повторительно-обобщающие занятия, контрольное занятие.

Музыкально-ритмическая подготовка ребенка занимает большое значение в будущем исполнении танца. Это специальная гимнастика, которая включает простейшие действия, так как предметом музыкально-ритмического воспитания является музыка и движение. Данная тема программы направлена на решение следующих задач:

Формирование музыкально-двигательных умений и навыков

Развитие памяти, внимания, общей культуры поведения

Гармоническое развитие форм тела и функций организма ребенка, направленное на совершенствование физических способностей, укрепления здоровья

Тема изучается в течении всего года на каждом занятии. Для лучшего восприятия и усвоения данной темы используется форма игры, являющаяся основным и ведущим видом деятельности детей данного возраста.

Порядок выполнения движений, виды движений, количество повторений разработаны педагогом к каждому занятию.

Ритмическая гимнастика предполагает исполнение следующих движений:

Движение головы-вперед, назад, вправо, влево.

Работа плеч-вверх, вниз

Работа рук (кисти, локти) - круговые движения

Работа рук, направленная на координацию движений

Наклоны вправо, влево

Движение бедер вправо, влево

Движение для коленей, голеностопного сустава и т.д.-плие, подъем колена вверх

Движение для стоп – подъем на полупальцы

Приседание, приседание с поворотом корпуса

Выпады, большие прыжки для растяжки

Бег, прыжки с поджатыми ногами

Педагог должен создать такую обстановку на занятиях, чтобы ребенок мог раскрепоститься, «снять» с себя все ограничения и выразить в танцевальном этюде свою суть, показать свое душевное состояние.

Этого можно добиться путем создания сказочного мира, где детям предлагается стать сказочным героем. Игровой момент поможет ребятам снять эмоциональное напряжение и застенчивость.

    Партерная гимнастика. Общее количество часов:10

Формы занятий: изучение нового, занятие-упражнение, занятие закрепления знаний и навыков, занятие-повторение, контрольное занятие.

Партерная гимнастика – занятие на полу (на ковриках).

В исходном положении сидя и лежа очень удобно прорабатывать мышцы брюшного пресса, туловища, рук и ног. В этих положениях снижается опорная нагрузка на позвоночник и ноги. Мышцы работают в разных режимах.

Партерная гимнастика способствует лучшему развитию физического состояния детей, помогает лучше растянуть мышцы ног, укрепить мышцы спины, развить гибкость и т.д.

Все это закладывает фундамент успешного освоения дальнейшей программы по изучению искусства танца.

Партерной гимнастикой ребята занимаются на каждом занятии. В нее входят движения, направленные на:

Развитие стоп

Развитие выворотности тазобедренного сустава

Укрепление мышц пресса

Развитие гибкости спины и ее укрепление

Растяжка ног

4. Танцевальные шаги. Общее количество часов: 13

Формы занятий: изучение нового, занятие-повторение, занятие закрепления знаний и умений, контрольное занятие.

Изучение данной темы – подготовительный этап к дальнейшему освоению танцевальных движений и комбинаций в следующем году обучения, ознакомление воспитанников с простейшей танцевальной лексикой. Тема изучается в течении года на каждом занятии.

Содержание занятий:

Простой шаг под музыку

Ходьба с высоко поднятыми коленями

Ходьба на носках, на пятках

Приставные шаги

Шаг с носка, шаг – галоп

Шаг с ударом

Тройной притоп

- demi - plie по 6 позиции с разворотом корпуса

Подскоки

Подведение итогов реализации образовательной программы осуществляется с помощью открытого итогового занятия для родителей, на котором педагог полностью анализирует работу каждого ребенка.

Программа второго года обучения.

Задачи:

- приобщение младших школьников к искусству танца

- развитие базовых танцевальных способностей ребенка через учебно-тренировочную работу и элементы детского танца

- формирование качеств, составляющих культуру поведения

- формирование первичного навыка тренировки

- развитие произвольности психических процессов (внимание, память)

Учебно-тематический план «Начальная ступень»

17

В течение года

Музыкально-пространственные перестроения

0,5

1,5

В течение года

Ориентирование в танцевальном зале

0,5

0,5

В течение года

Пластический тренаж

В течение года

Партерная гимнастика

В течение года

3 Постановка танца

В течение года

В течение года

36 час

Содержание изучаемого курса.

    Вводное занятие. Общее количество часов: 1

Форма занятий: вводное занятие.

Правила поведения в танцевальном зале, на занятии, правила поведения в центре «ДАР», требования к внешнему виду и обуви на занятиях. Пластический тренаж, партерная гимнастика.

    Учебно-тренировочная работа. Общее количество часов: 17.

    Музыкально-пространственные перестроения. Общее количество часов: 2

Формы занятий: изучение нового, занятие-повторение, контрольное занятие.

Теория: ознакомление со значением терминов: колонна, шеренга, круг, 2 круга (внутренний, внешний), диагональ, две диагонали, построение в шахматном порядке.

Практика: обучение выстраиванию рисунков по команде с комментариями и замечаниями педагога.

    Ориентирование в танцевальном зале. Общее количество часов:1.

Формы занятий: изучение нового, занятие-повторение, занятие-закрепление, контрольное занятие.

Теория: знакомство с правилами ориентирования в танцевальном зале (поворот корпуса в заданном направлении), направлением « 8 точек», понятием линии танца, понятием против линии танца. Практика: обучение поворотам в каждую из 8 точек зала: дети повторяют движения педагога, затем пытаются сами сделать это движение без помощи педагога; обучение движениям по кругу, закрепление понятий против линии танца и линии танца.

Освоение этих тем дает ребенку возможность научиться грамотно и быстро ориентироваться в танцевальном зале, затем на сцене. Знание рисунка танца позволит в дальнейшем хорошо справляться с постановкой танца. Закладывается фундамент дальнейшего успешного развития ребенка в области хореографии. Но для этого необходимо периодически повторять эти темы, так как выделенных часов для их прохождения мало. Некоторые дети окончательно освоят эту тему к концу первого, а некоторые – лишь к концу второго года обучения. Нельзя не учитывать того, что у детей дошкольного возраста не развиты такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность, упорство, дисциплинированность. Поэтому первое занятие построено на простом материале, включающем элементы игры и соревнования.

    Пластический тренаж. Общее количество часов: 7.

Формы занятий: изучение нового, занятие-упражнение, занятие-закрепление навыков, повторительно-обобщающие занятия, контрольные занятия.

Пластический тренаж-это специальная гимнастика, которая выполняется в первой половине каждого занятия для разогрева мышц тела, чтобы подготовиться к более сложной нагрузке во второй половине занятия. Порядок выполнения движения, виды движения, количество повторения разрабатываются педагогом к каждому занятию.

В пластический тренаж входят движения, направленные на разогрев:

Мышцы шеи

Плечевого сустава

Локтевого сустава, кисти рук

Мышц спины

Коленного и голеностопного суставов

По мере усвоения пластического тренажа педагог меняет набор движения, усложняет их, тем самым увеличивая нагрузку, не сохраняя последовательность движений.

    Партерная гимнастика. Общее количество часов:7

Формы занятий: изучение нового, занятие-упражнение, занятие-закрепления знаний и навыков, занятие-повторение, контрольное занятие.

Партерная гимнастика-занятие на полу, на ковриках.

Партерной гимнастикой ребята начинают заниматься в первой половине занятия после пластического тренажа.

В партерную гимнастику входят движения:

Для стопы

Для ноги (колено, бедро)

Для мышц пресса

Для развития и укрепления мышц спины

Для развития выворотности в тазобедренном суставе

Для растяжки ног.

Элементы акробатики (кувырок вперед, назад, стойка на лопатках, «мостик»).

3. Постановка танца. Общее количество часов:15

Форма занятий: занятие-изучение нового, занятие-упражнение, занятие-повторение, занятие-обобщение, игровое занятие.

    Репетиционная работа.

Освоение обязательного набора элементов детского танца позволит педагогу выучить с детьми любой детский танец в первый год обучения и заложит фундамент успеха в дальнейшем. Для этого необходимо освоить следующие элементы детского танца:

Приставные шаги с работой корпуса, головы и рук

Шаг с носка (сценический шаг)

Шаг галоп

Шаг с ударом

Шаг с прошаркиванием

Шаги в повороте на 180 и на 360 градусов

Тройной притоп

Ковырялочка

Елочка и гармошка

- demi - plie по 4 позиции с разворотом корпуса

Подскоки

Неглубокие выпады

Наклоны корпуса вправо и влево

Отведение ноги вперед на носок

Отведение ноги в сторону на каблук

Удары в ладоши

Смена мест в паре

2) Постановочная работа.

Во второй год обучения дети впервые соприкасаются с этой деятельностью, когда им предлагается выучить один танец. Постановочная работа выполняется во второй половине занятия после разминки и повторения уже знакомых элементов и комбинаций. Она может выполняться на каждом занятии, по мере восприятия детьми данного материала.

Репертуар второго года обучения включает в себя детский танец, построенный на элементарных движениях, например, танцы: «Бабочки», «Облака», танец с хлопками, «Гномики», «Как на тоненький ледок», «Веселый хоровод».

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

Итоговое занятие по теме «Музыкально-пространственные перестроения в танцевальном зале»

Итоговое занятие по теме «Ориентирование в танцевальном зале»

Итоговое занятие для родителей

Выпускной концерт.

Программа третьего года обучения

Задачи:

Познакомить детей с классическим экзерсисом

Формировать культуру поведения (сдержанность, управление собой, настойчивость, упрямство)

Развивать навык организации здорового года жизни

Учебно-тематический план «Основная ступень»

17

В течение года

Партерная гимнастика

В течение года

Классический экзерсис

В течение года

Растяжка

0,5

4,5

В течение года

3 Постановка танца

В течение года

4 Досугово-воспитательные мероприятия

В течение года

Всего:

36 час

Содержание изучаемого курса

1 Вводное занятие 1 час

Правила поведения в здании, на занятиях, в танцевальном зале. Требования к внешнему виду на занятии. Повторение танцев, выученных в прошлом году.

    Учебно-тренировочная работа.

1) Партерная гимнастика. Общее количество часов: 6

2) Классический экзерсис. Общее количество часов: 6

Формы занятий: занятие-беседа, занятие-изучение нового, занятие-упражнение, занятие-закрепление знаний и навыков, итоговое занятие.

На третьем году обучения классический экзерсис является основной формой разогрева мышц. Все движения исполняются лицом к зеркалу, разучиваются медленно, скрупулезно. Повышены требования к грамотному исполнению движений.

Основные понятия и движения:

* Знакомство со значением классического экзерсиса;

* постановка корпуса; позиции ног: 1, 2, 3, 5;

*выдвижение ноги (батман-тандю) назад из 1 и3 позиций ног; *выдвижение ноги с полуприседанием из 1 и3 позиции вперед, в сторону; движение рук.

*пор де бра из подготовительного положения в позицию 1, 3,1 и снова в подготовительное положение

* demi - plie

3) Растяжка. Общее количество часов:5

Форма занятий: занятие-упражнение.

Работа с мышцами ног начинается после классического экзерсиса. Растяжка сочетает в себе: деми-плие, пор де бра. Если дети хорошо усвоили данный вид работы над мышцами, то можно осваивать положение «нога впереди на станке».

    Постановка танца. Общее количество часов: 15

    Репетиционная работа.

Освоение простейших элементов русского народного танца: «гармошка», «ковырялочка», «моталочка», веревочка, пропадание в сторону, ходы: простой шаг с продвижением вперед-назад, притоп, удар всей стопой, шаг с протаскиванием, шаг с ударом каблука, поочередные переступания в полуприседании, положение рук в парном танце, движение рук-переводы в различное положение.

    Постановочная работа.

Для третьего года обучения предполагается выучить один-два танца в зависимости от того, как дети осваивают программу. Репертуар 3 года обучения может включать в себя 1-2 новых танца, а так же танцы предыдущего года.

Для обязательного разучивания запланированы следующие танцы:

*стилизованный русский народный танец «Катюша», «Хоровод».

Народная композиция построена на следующих характерных русских движениях:

Шаг с остановкой

Поворот в паре

-«кренделек»

Свечка

Ковырялочка

Притоп, двойной притоп, тройной притоп.

*Сюжетный танец «солнечные зайчики»

Сюжетный танец берется в программу для развития и тренировки эмоционального исполнения танца, для формирования чувства танца, а также для того, чтобы заинтересовать детей. Сюжет танца выбирается педагогом, учитывая возможности детей, их умения, навыки, артистизм. Основой являются движения танца, а также основные движения танцев 1, 2 годов обучения.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы.

Итоговое занятие по теме «Классический экзерсис»

Итоговое занятие по теме «Русский танец»

Участие в выпускном концерте.

Прогнозируемые результаты.

* Разностороннее развитие личности на занятиях:

Освоение основных элементов танцевальных техник

Формирование умения правильно слушать музыку

Развитие умения представлять движения в воображении и мыслить образами

* Сформированность потребности в участии в творческом процессе группы, коллектива

* Приобретение и развитие опыта в работе

* Совершенствование умений и навыков занимающихся:

Формировать правильную осанку

Владеть всеми частями тела

Снять мышечные и психологические комплексы «зажатости»,

Импровизировать на основе музыки.

Критерии достижения цели программы

1 Системность диагностики ЗУНов детей в области хореографии в форме открытых занятий.

2 Эффективность обучения по программе. Получение высокого уровня освоения содержания программы.

3Интерес к знаниям, мотивация на дальнейшее обучение.

Механизм определения результативности программы.

На занятиях дети учатся выполнять простейшие танцевальные движения, проявлять инициативу и самостоятельность в музыкально-ритмическом движении, выражать свои эмоции и т.д. Контроль за ходом освоения танцевальных знаний, умений и навыков, наблюдения за развитием способностей детей на открытых занятиях, массовых выступлениях, посвященных осеннему празднику, Новому году, 23 февраля и 8 Марта, выпускному, позволяет педагогу оценивать их успехи.

Условия реализации программы.

Обучение по образовательной программе производится в соответствии с ежегодно утверждаемым учебным планом.

Изменение в программе осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.

Занятия проводятся в одновозрастных группах. Численность каждой группы не более 15 человек.

Открытые занятия и концерты позволяют осуществить систематический контроль за успешностью обучения детей и выявление пробелов.

Занятия проводятся с использованием большого количества танцевальной атрибутики.

Уровни усвоения программы.

1 Высокий уровень.

Ребенок полностью усвоил изучаемую программу:

Усвоение всех элементов ритмической гимнастики (движение головы; работа плеч, рук, движения, направленные на координацию; наклоны; движения бедер; движение коленей; движения для стоп; приседания; выпады; бег; прыжки)

Усвоение движений пластического тренажа (движения, направленные на разогрев мышц шеи, плечевого сустава, локтевого сустава, кисти рук, мышц спины, коленного и голеностопного суставов)

Усвоение движений партерной гимнастики (для стопы, для ног, мышц пресса, развитие и укрепление мышц спины, развитие выворотности и тазобедренного суставов, растяжка ног, элементы акробатики)

Усвоение элементов детского танца (приставные шаги с работой корпуса, головы и рук; шаг с носка, шаг галоп, шаг с ударом, шаг с прошаркиванием, шаги в повороте на 180 и 360 градусов, тройной притоп, ковырялочка, елочка и гармошка и т.д.)

Усвоение элементов и понятий классического экзерсиса (постановка корпуса, позиции ног и рук, деми-плие, растяжка и т.д.)

Усвоение движений русского народного танца (шаг с остановкой, поворот в паре, кренделек, свечка, ковырялочка, притоп двойной, тройной)

2. Средний уровень

Ребенок не полностью усвоил изучаемую программу:

Усвоение не всех элементов ритмической гимнастики

Неполное усвоение движений пластического тренажа

Усвоение не всех движений партерной гимнастики (неразвитость

выворотности и тазобедренного суставов, невыполнение акробат.

элементов)

Усвоение не всех элементов детского танца

Не усвоение понятий классического экзерсиса

Неполное усвоение движений русского народного танца

3. Низкий уровень

Ребенок не усвоил изучаемую программу.

Предполагаемый результат

После 1-го года обучения дети должны:

Освоить понятия «музыкальный темп, ритм»

- знать элементарные рисунки танца: построение в шахматном порядке, линию, змейку, колонну, круг

- изучить основные позиции ног, положение рук, ритмическую гимнастику по кругу, поклон по первой позиции

- овладеть начальными практическими навыками тренировочных упражнений классического танца

- уметь выполнять элементарные движения народного, образного и современного танца

Во 2-ой год обучения дети должны усвоить:

- музыкально-пространственные перестроения; пластический тренаж; партерный тренаж

- ритмический шаг с хлопками; понятие «темпа»

- отличать мелодии друг от друга

- овладеть новыми рисунками танца: построением по диагонали; звездочка, до-за-до, ручеек

- новые позиции ног и положение рук, ритмическую гимнастику на полу, поклон по третьей позиции.

- овладеть практическими навыками тренировочных упражнений классического танца второго года обучения

- уметь выполнять движения народного, сюжетного, образного и современного танца более высокого уровня сложности и под более быстрый темп, а также знать диагональные проходки.

В конце 3-го года обучения учащиеся должны:

- овладеть новыми рисунками танца: восьмерки, петельки, воротца и уметь их выполнять

- знать все позиции ног, положения рук, поклон по пятой позиции, ритмическую гимнастику третьего года обучения.

- овладеть практическими навыками всех тренировочных упражнений классического танца

- выполнять более сложные движения народного, образного и т.д. танца.

Техническое оснащение занятий

- гимнастический коврик

- музыкальный центр

- музыкальный материал

- телевизор

- DVD

Работа с родителями

1Знакомство родителей с учебной программой

2Проведение открытых занятий для родителей

3Родительские собрания.

Список используемой литературы

1. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. А.: Учите детей танцевать.// Владос, 2004.

2. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. // М. «Музыка»,

3. Золотарев В. Шагают девочки и мальчики: Музыка и движение.-М.-2008

4. Глиэр Р. Вальс: методическое пособие по ритмике.М.-2009

5. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие.М.-2010

6. Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. М.:Искусство,2007

7. Васильева Т.К. Секрет танца. М.-2008

8. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л.: Искусство 2009

9. Современный бальный танец. М.: Просвещение,2009

Эльвира Коренек

Коренек Э. Р. музыкальный руководитель

Главное условие успешного занятия с детьми по Игроритмике – это интерес. Чтобы вызвать интерес у малышей педагог сам должен быть заинтересован, открыт, эмоционален. Необходимо подобрать разнообразный музыкальный, танцевально-ритмический, стихотворный материал, атрибуты-помощники. Атрибуты-помощники – это игрушки персонажи, платочки разноцветные, ленточки, обручи, колокольчики, палочки, погремушки, шапочки. Нужно учитывать в какое время проходит занятие. Педагогу необходимо умело варьировать уровень сложности упражнений: динамичные задания сменять упражнениями на восстановление дыхания, длительное упражнение, где требуется концентрация внимания, сменить игрой. Важно отметить, занимаясь детьми раннего возраста, не следует принципиально заучивать какие-либо движения и не стремиться требовать от детей достижения правильности и точности их исполнения.

Главным приемом на занятии ритмикой должна быть игра. Игроритмика учит:

Владеть телом,

Воспринимать ритм,

Создает условия для развития ритмичной натуры,

Пробуждает воображение,

Развивает творческие способности.

Ниже приведены примеры ритмических заданий для детей младшего дошкольного возраста. Следует отметить, выполняя игровые упражнения и задания, дети 2-3 лет многому научаются: с легкостью становятся в хоровод и двигаются в хороводе, топающим шагом идут «паровозиком», выполняют движения в паре, уверенно согласовывают движения с музыкой и многое другое. Малыши в непринужденной форме увлекаются, раскрываются. Занимаясь группой, решаются коммуникативные задачи. Все дети вовлечены в единый танцевальный процесс и от каждого зависит, какой будет игра, упражнение или танец.

Игровой вход в музыкальный зал.

1. «Поезд-тренаж» (Танцуй малыш! Учебное пособие + аудиоприложение,

Педагог: Уважаемые пассажиры, просьба занять свои вагончики, наш веселый поезд отправляется в путь!

Дети строятся друг за другом, руки кладут на плечи впередистоящему ребенку. Педагог стоит впереди «паровоза». Акцентируем: аккуратно, нежно держим за плечики.

«Поймали» носиком «кусочек воздуха» и как настоящие паровозы выпускаем ротиком пар: «Ту-ту-у-у-у-у!». Давайте еще разок и еще раз!

Глубокий вдох через нос, выдох ртом. Это упражнение улучшает концентрацию. Проводится несколько раз, чтобы все дети подключились к выполнению задания.

Итак, в путь! Ротики широко улыбаются, глазки сверкают, освещаем путь своим хорошим настроением! Громко ножками топаем, чтобы все-все нас услышали!

Настраиваем детей на успешное занятие!

Поезд ехал-ехал-ехал,

И колесами стучал!

Наконец-то он приехал

И ребят в кружок собрал!

Дети шагая топающим шагом, под руководством педагога, образуют круг. Впереди стоящий ребенок догоняет последнего и кладет руки на пояс сзади стоящему ребенку.

«Все на ножки становитесь» Е. Железнова

Педагог: Мы в кружочке постоим,

На друг друга поглядим.

За руки сейчас возьмемся,

По кружочку все пройдемся.

Дети берутся за руки, образуя круг. Педагог стоит вместе с детьми.

Ставится минусовка и педагог вместе с детьми поет:

Все на ножки становитесь и в кружочек соберитесь,

Вместе ручками помашем,

Вместе мы споем и спляшем!

Все Арине очень рады, и Антону тоже рады,

Все Максиму и Ульяне, и Полине очень рады! Поет педагог, называя имена детей данной группы, и приглашает их в центр круга.

Дети, чьи имена прозвучали, выходят в центр круга и кружатся на месте под первую часть музыки, под вторую часть – бегут на носочках по кругу. Сделать акцент на то, что ручки девочек крепко держат волшебную юбочку, а ручки мальчиков держат крепко бока (крепко на тот случай, если бочкам вздумается убежать от хозяина). Дети, стоящие в кругу громко хлопают в ладоши.

Важно всех детей пригласить в круг и поприветствовать. Это задание решает коммуникативные задачи, сглаживает эмоциональное напряжение у робких, застенчивых детей.

Игровая разминка «Шпионы».

«Долго шли мы по дорожке»`, музыка Оксаны Макушиной

Педагог: Все в кружочек соберитесь и в шпионов превратитесь! - Созываем детей встать в круг, интригуем неизвестным словом «шпион»!

Ниже-ниже приседайте и головки наклоняйте. - Педагог показывает детям, как нужно присесть слегка и опустить головку так, как будто мы прячемся и не хотим, чтобы нас кто-нибудь увидел.

Тихо-тихо мы ступаем, - шагаем «крадущимися» шагами

Всё в округе замечаем. – ладонь приставляем ко лбу, глаза прищуриваем и делаем вид, что высматриваем все вокруг. Мы видим, а нас никто не видит!

Долго шли мы по дороге

И у нас устали ноги!

Дети шагают по кругу, ноги высоко поднимают.

Идут на носочках. Остановились – «растем выше: до хором, до крыши!».

Наши ноги все шагали,

По тропинке побежали,

Побежали…

Мы бежали три часа

Через горы и леса.

Забежали в чьи-то грядки, Шагают на носочках.

Бегут на носочках, руки на поясе. Бег.

Пересели на лошадки,

На лошадке ехали,

В Африку приехали. Прямой галоп. Руки «держат вожжи»

Испугал нас бегемот

Сели мы на пароход! Садятся на пол, руки в стороны.

Пароход по морю плыл,

Каждый очень счастлив был. Наклоны вперед, тянем носочки. При наклоне вперед делаем выдох, проговаривая: «Ух!»

Но на мель случайно сели

И на поезд пересели.

Поезд едет чух-чух-чух,

Аж захватывает дух! На корточках прыжками двигаются вперед.

Но веселый наш народ

Пересел на самолет.

Самолет летит по небу

Там никто ни разу не был!

Мы летели, а потом… Руки в стороны на носочках кружатся на месте, затем двигаются вперед. Указания: «Спинка прямая, головку не опускаем, глазки смотрят вперед.»

Прилетели - вот наш дом! «приземлились» на одно колено. Показывают крышу – «дом» - руки над головой, пальцы рук соединены между собой. Затем тянемся к солнышку - руки подняты вверх!

Танец-игра «Кактус-ёж»

Детки садятся в кружок, ножки вытянуты к центру круга. Педагог знакомит детей с гостем «Кактусиком». Кактусик - это цветок из зеленых шариков в большом ведре, с глазками и улыбающимся ротиком. Катусик дарит деткам волшебный клей для ручек и ножек.

Исходное положение: дети сидят на полу, ноги вытянуты вперед и хорошенько склеены «волшебным клеем», носочки-стрелочки показывают на Кактусика, руки на коленках, локти в стороны разведены, спинка прямая, глазки смотрят вперед.

Вступление. Плечики вперед-назад поочередно, хвастаемся приговаривая: Какой (ая) красивый (ая!

1. Кактус-ёжик на окне

Колется пребольно.

До чего же, вам скажу,

Я им не довольна. Дети в положении сидя двигаются вперед, ни руками, ни ногами не помогая себе. Приближаются к Кактусику.

Кактус злой, кактус злой,

Не хочу дружить с тобой! Хлопают в ладоши ритмично поочередно сначала около правого ушка, затем около левого.

Кактус злой, кактус злой,

Не хочу дружить с тобой! Грозят пальчиком, проговаривая громко и сердито: «Не хочу дружить с тобой!»

Проигрыш Дети отползают сидя назад (от Кактусика)

2. Кактус-ёжик на окне, -

Посмотрите сами,

Неожиданно расцвёл

Яркими цветами. Сели на корточки и прыгают как «мячики».

Ручки подняли вверх, ладошки изображают «цветочки».

Кактус-ёж, кактус-ёж,

До чего же ты хорош! Хлопают в ладоши ритмично поочередно сначала около правого ушка, затем около левого.

Ладошки подставляют под подбородок.

3. Кактус-ёжик на окне,

Чуть ли не с десяток,

Через месяц или два

Вывел кактусяток. Выросли - встают на ножки, руки на поясе. Бегут по кругу на носочках друг за другом.

Кактус мой, кактус мой,

Что же делать мне с тобой!

Руки разводят в стороны, плечики приподнимают – удивляются.

4. Кактус-ёжик на окне

Рассажу в горшочки, -

Пусть растут на радость мне

Кактусовы дочки. Выросли. Прыгают на носочках высоко, ножки вместе.

Кактус рад, кактус рад, -

На окошке детский сад!

Хлопают в ладоши ритмично поочередно.

Бегут в центр круга, садятся на корточки, подняв руки вверх.

Все дети любят танцевать и играть. Даже самые застенчивые, самые упрямые, самые тревожные дети раскрываются в танцевально-игровом процессе. А это залог успешности детей в будущем.

Среди большого разнообразия видов деятельности ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет музыкально-ритмическая деятельность. На сегодняшнем этапе развития дошкольного образования ритмику зачастую выделяют в отдельный предмет в сетке занятий. Хотя, на самом деле, проводятся занятия по пластике или хореографии.

Очень важно понимать, что должна представлять музыкально-ритмическая деятельность в дошкольном возрасте. Основными, первостепенными задачами этой деятельности, как одного из видов музыкальной деятельности вообще, являются:

  • воспитание любви и интереса к музыке,
  • обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями,
  • знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков в области музыкально-ритмического движения,
  • развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения,
  • обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений,
  • содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке,
  • развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении.

Анализируя вышеизложенное, надо отметить, что занятия по ритмике с детьми дошкольного возраста не подразумевают заучивания каких-либо движений, достижения точности и правильности их исполнения, что часто имеет место быть в реальной практике. Ритмика – это, в первую очередь, восприятие музыки, ее осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально-насыщенного движения.

Первостепенную роль на занятиях по ритмике играет музыкальное сопровождение, а соответственно, требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия должны быть очень разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей. Кроме того, рекомендуется использование не только “живого” аккомпанемента на фортепиано или аккордеоне, но и фонограммных записей в различной аранжировке. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.

Но надо помнить, что занятия, сами по себе, не являются ни ведущей, ни основной деятельностью для детей 4-7 лет. Поэтому, чтобы учебный процесс был эффективным, необходимо максимально использовать в нем игру – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями, сюжетно-творческими зарисовками усилит эмоциональное восприятие музыки детьми, а, соответственно, поможет полнее и всестороннее решить поставленные задачи.

Отдельные игровые упражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз – физкультминуток – в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот – для отдыха – если все занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.

Комплексы игровых упражнений могут включаться в различные части занятия: могут составлять разминку или даже все занятие целиком. Для детей дошкольного возраста такие комплексы целесообразно объединять сюжетом, темой или предметом – атрибутом, с которым выполняются движения. Хорошо использовать на занятии комплексы, в которые входят различные вариации одного движения: ходьбы, наклонов, поворотов, прыжков; а также комплексы, содержащие чередование двух движений: например, прыжки и ходьба и т.п.

Для детей дошкольного возраста очень ценными являются имитационные движения, включение которых в занятие помогает работе над выразительностью движения, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа.

Музыкально-ритмические игры используются на занятиях по ритмике для решения самых разных задач: развития чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, части музыки, для знакомства с какими-либо движениями и их комбинациями и т.д.

Для детей дошкольного возраста иногда целесообразно проводить сюжетные занятия. Эти занятия позволяют создать у детей более полное представление о той или иной стороне действительности (например, о лесе или об осени), разнообразить слуховые и двигательные впечатления, а также систематизировать знания детей на заданную тему. В такие занятия полезно включать литературные произведения (стихи, короткие прозаические зарисовки), рассматривание иллюстраций, изобразительное творчество и т.п. Сюжетная линия, связывающая отдельно взятые упражнения, помогает целостному восприятию детьми темы, увеличивает интерес детей к деятельности, а, следовательно повышает эффективность проводимого занятия в целом.

В качестве примера вашему вниманию предлагаются следующие планы-конспекты сюжетных занятий по ритмике для детей дошкольного возраста.

Занятие 1.

Для детей 4-5 лет.

Тема: Лесная сказка.

Образовательные задачи:

  • формировать представление о различных темпах музыки (“музыка бывает быстрая и медленная”);
  • развивать чувство ритма: учить прохлопывать простой ритмический рисунок;
  • учить передавать характер музыки в движении;

Материалы и оборудование:

  • обручи по количеству детей;
  • картинки с изображением летнего леса, поляны, лесных обитателей.

Ход занятия

Вводная часть.

  • Показ иллюстраций (“посмотрите, что изображено на картинках? Конечно же это – лес”),
  • Сообщение специфики занятия (“сегодня у нас не обычное занятие – мы сегодня отправимся в гости к лесным жителям”).
  • Ходьба: обычная, на внешней стороне стопы (как медвежата), на носках (как лисичка), с высоким подниманием колена (как цапля).
  • Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (зайчики).
  • Подскоки.

Основная часть.

  • Имитационные движения (“мы пришли в лес, оказались на полянке. А там веселятся и играют самые разные звери. Давайте попробуем угадать, какие же животные пришли на полянку?”) – дети слушают музыкальные фрагменты, отгадывают животных и имитируют их движения: мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки; мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки, птицы и т.п.
  • Далее можно предложить детям станцевать, “превратившись” в каких-либо лесных зверей. В качестве таких танцев можно использовать композиции А.И. Бурениной (из сборника “Ритмическая мозаика”): “Плюшевый медвежонок”, “Белочка” и т.п.
  • Игра “Птички” (“зверята устали танцевать, они хотят немножко поиграть”) – на полу раскладываются обручи по количеству детей. Под музыку (любая лирическая композиция – например, можно использовать цикл “Времена года” Вивальди) птички летают по всей полянке, клюют зернышки, чистят перышки и т.д. Когда музыка заканчивается птички прячутся в обручи (“гнездышки”). При повторении игры педагог убирает один или два обруча: птички, которым не хватило домиков, выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 играющих.

Стихотворение с движениями:

Игра с мячом (“Зверята очень любят играть в разные игры, особенно они любят играть в мяч”) – дети под музыку передают мяч по кругу. Тот ребенок, у которого мяч останется в конце музыки – выходит в центр и танцует, остальные дети хлопают ему в ритме музыки.

Заключительная часть.

  • упражнение “быстро - медленно” (“Зверята в лесу очень любят слушать музыку и отгадывать – быстрая музыка или медленная. Давайте мы с вами тоже попробуем”) – под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают, сидя на полу или на лавочке.

Подведение итогов занятия.

Занятие 2.

Для детей 5-6 лет.

Тема: В царстве Нептуна.

Образовательные задачи:

  • развивать чувство ритма,
  • учить двигаться в соответствии с размером музыки,
  • способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении.

Материалы и оборудование:

  • иллюстрации с изображением морских обитателей, жизни подводного мира,
  • фрагменты литературных произведений (например С.Я. Маршак “Синяя страница”),
  • веревка или длинная скакалка (3-3,5 м),
  • короткие ленты (по 2 на ребенка).

Ход занятия

Вводная часть.

  • беседа о море (“каких обитателей моря вы знаете, как живут они на глубине, что встречается на морском дне и т.п.”), рассматривание соответствующих иллюстраций, чтение отрывков из литературных произведений,
  • ходьба (идем к морю): обычная (по дорожке), на носках (по мостику), на пятках (по тропинке), с высоким подниманием колена (по траве),
  • подскоки,

Основная часть.

  • Игра “Море волнуется”. Под плавную музыку дети двигаются, подражая морским обитателям, в это время педагог произносит текст. На слова “Морская фигура на месте замри” - дети останавливаются и замирают в образе какого-либо морского существа. Тот ребенок, чья поза больше понравилась педагогу, исполняет движения изображаемого существа и становится ведущим. Игра повторяется 3-4 раза.
  • Танцевальная композиция с лентами на музыку Сен-Санса “Аквариум” (можно взять композицию движений А.И. Бурениной из сборника “Ритмическая мозаика”),
  • Игра “Рыбки”. На полу из веревки выкладывается “домик”. Для музыкального сопровождения подбирается плавная, неторопливая музыка с двумя ярко выраженными частями. На первую часть музыки дети-“рыбки” двигаются по залу, на вторую часть – “заплывают в домик”. При повторении игры - “домик” становится меньше.
  • Имитационные движения. Слушая музыкальные фрагменты, дети подбирают тот или иной выразительный образ морского обитателя. Ребенка, который наиболее ярко исполнил движения, педагог может попросить продемонстрировать их еще раз для всей группы.

Заключительная часть:

  • Игровое упражнение “Будь внимателен”. Детям дают прослушать фрагмент музыки (размер 3/4, вальс), обращают внимание на особенность музыки, показывают возможные варианты движения. Далее детям дается задание: “под музыку вальса – танцуем, остальную музыку слушаем, сидя на месте”.

Подведение итогов занятия.

Занятие 3.

Для детей 6-7 лет.

Тема: Путешествие в Танцевальную страну.

Образовательные задачи:

  • развивать чувство ритма,
  • учить различать части в музыке (на примере трехчастных произведений),
  • учить различать динамические оттенки в музыке (громко – тихо),
  • учить передавать в движении характер музыки.

Ход занятия

Вводная часть.

  • поклон (настоящие танцоры всегда приветствуют зрителей поклоном),
  • ходьба (с носка, на носочках, на пятках, хороводный шаг),
  • подскоки, галоп,

Основная часть.

  • Разминка (перед каждым выступлением или репетицией настоящие танцоры всегда делают разминку): подъем на полупальцы, полуприседания, приседания, выставление ноги вперед и в сторону на носок и на пятку, прыжки на месте.
  • Танцевальная композиция “Танцкласс” (в качестве музыкального сопровождения можно использовать минусовую фонограмму песенки “Метро” из сборника Е. Железновой “10 мышек”).
  • Игра “Найди свой кружок”. Для музыкального сопровождения выбирается любая ритмичная трехчастная мелодия. Дети делятся на несколько подгрупп по 4-5 человек. Среди каждой подгруппы выбирается ведущий. На первую часть музыки ведущие исполняют одно танцевальное движение (каждый свое), остальные дети, стоя в кружках вокруг ведущих – хлопают в такт музыке. На вторую часть дети исполняют заранее названное педагогом движение (или композицию), в это время ведущие меняют свое местоположение в зале. После второй части необходимо сделать небольшую паузу, во время которой дети каждой группы должны найти своего ведущего и выстроиться вокруг него. На третью часть музыки каждая группа вместе с ведущим исполняет то движение, которое было исполнено ведущим во время первой части. Игра повторяется 2-3 раза.
  • Танцевальная композиция “Менуэт” (в качестве музыкального сопровождения можно взять произведение В.А. Моцарта “Говорят, это любовь…”)
  • Упражнение “Громко-тихо”. Дети стоят в колонне. Под громкую музыку идут топающим шагом, под тихую – шагом с носка.

Заключительная часть.

  • Упражнение “быстро - медленно” – под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают сидя на полу или на лавочке.
  • Поклон.

Подведение итогов занятия.



  • Разделы сайта