Джиу джитсу японское спартак. Джиу-джитсу что это такое. Некоторые отличия БДД от дзюдо и самбо в правилах соревнований и технике

Джиу-джитсу – это старинное искусство боя, родом из Японии. В переводе – «мягкое искусство». В Википедии называют «искусством мягкости». Это общее наименование, используемое для боевых единоборств Японии, которые содержат технику боя без оружия или с его применением. Это техника рукопашного боя, главным его принципом считается «мягкая», «податливая» работа. Основное правило – «не идти на противостояние, чтобы одержать победу», не противиться, а уступить противнику, обращая его воздействия в необходимую сторону, пока он не попадет в ловушку, и тогда направить усилия и действия врага против него.

История возникновения

В своей жизни человек создает и закрепляет четыре стены каркаса крепости , это:

  • здоровье;
  • духовность;
  • познания;
  • деятельность.

В результате краха одной из четырех стен жизнь сможет обвалиться, подобно карточному дому. Этим стоит заниматься с детского возраста. Необходимо, чтобы повзрослевший ребенок владел надежной опорой и «крепостью» с крепким фундаментом. Такие приемы должны вырабатывать выносливый, смелый характер, улучшать наилучшие качества человека.

Основы джиу-джитсу берут свое начало с середины 16 века. Хисамори Такэноути , правитель провинции Мимасака, соединил разные боевые искусства, какие применялись в сложных обстоятельствах, когда оружие было неэффективно. Он стал основателем и истории тактики ведения боя. В отличие от китайских и корейских боевых единоборств, где все сосредоточено на технике удара, технике рукопашного боя основывались на бросках, блокировании и удушье, потому что эта техника не работает против снаряжений.

Отдельные приемы борьбы хорошо применяли сворачивание и атаки большому оружию мечу и копью, с помощью кинжалов и прочего оружия. В 17 веке оружие и снаряжения превращались в домашние декорации, таким образом, рукопашные бои преуспевали как приемы самозащиты, и были сформированы новейшие техники с учетом не вооружённости врага. Послы из Китая привезли в Японию свое боевое искусство ушу, и разные техники удара были введены в джиу-джитсу.

Постепенно число техник удара сокращалось, потому что такие методики стали менее результативны и расходовали максимум энергии, интенсивные удары ногами и руками. Эти действия были нацелены в жизненно необходимые точки акупунктуры и жизненно необходимые области выше плеча, раскрытые в методике джиу-джитсу. В практику вошли свободные единоборства рандори.

Основы техники борьбы

Развитие методик джиу-джитсу происходило в окружении самураев как способ сразить вооруженного пешего недруга, не используя оружие . Это болевые приемы на кости тела, сустав и опрокидывания.

Важнейшим пунктом является применение техники ударом, предназначающейся для остановки конкурента, который пребывает в состоянии болевого шока, подготовить время для броска, вывести его из равновесия и совершить болевой либо удушающий маневр.

Правила

У всякого вида боевого искусства имеются собственные правила. Для единоборств используют площадки, покрытые татами либо прочими материалами, самые маленькие габариты которой не менее 8х8 м. Эту территорию разделяют на две зоны: рабочую (6х6 м) и опасную (не менее 2 м). Разных цветов площадки. Сражение в 3 минуты, проходит в рабочей области. Дозволено правилами наносить удары руками, так и ногами по телу, а также в голову конкурента. Разрешено использование болевых и удушающих методов только в партере и стойке.

Приемы

Удары не так красивы, как в карате или тхэквондо, нет зрелищных ударов ногами в прыжках и с разворота. Разрешено нанесение ударов в партере , и локтями. Способов захвата и болевого воздействия на кисть руки имеется 32 вида. А еще заломы пальцев, суставов рук и ног, действие на позвоночник и на акупунктурные точки, а еще множество удушающих приемов. Бросковая техника изобилует массой приемов. Она избрана как основа у таких видов борьбы, как самбо, айкидо , рукопашный бой.

Степень мастерства

Требования стандартов для аттестации на степень мастерства пояса различаются между всеми школами, но в основном применяют способы установления опыта спортсмена и его уровня:

  • обладание методикой, которое они обязаны продемонстрировать;
  • уровень мастерства в спарринге и на состязании.

Обладание приемами и техниками оценивается с числа приёмов, которые спортсмен способен исполнить, а также степени опыта, с которым он исполняет их на поединке. Обучающиеся награждаются за адаптацию приёмов к различным факторам. Решающая мера это способность осуществить приём благополучно, а не в строгом техническом соответствии. Поединки, конечно, исполняют существенную роль в разделении обучающихся бразильскому виду. Разрешают учителю установить степень мастерства спортсмена против соперника из другой школы. Выступление на пояс может быть выполнено следом за победой на состязании.

Высокий уровень состязаний среди школ его значимость для получения пояса считаются основным фактором , который мешает уменьшению стандартов и способности просто купить пояс. Педагоги могут учесть поведение потенциального обладателя пояса вне стен школы и отказать ему в выдаче, если он выражает противоречащие наклонности.

У отдельных школ может быть типовое анкетирование, тестирование. Могут включать устную или письменную сдачу экзаменов. Допустимо применение прочей системы многоцветных поясов до синего цвета, но на состязаниях применяется единственный стандарт разделения поясов. Имеются наименьшие требования к возрасту. К примеру, синий пояс не выдадут человеку, младше шестнадцатилетнего возраста.

Для получения черного пояса, ученик обязан быть не младше 19 лет, соответственно регламентирующей документации Федерации бразильского джиу-джитсу. Полосы на синем поясе Отдельные заведения применяют систему полос, чтобы установить повышения мастерства ученика в границах пояса. По усмотрению педагога, полосы могут выдаваться какому угодно поясу меньше чёрного цвета. Занимающиеся с чёрным поясом могут обретать мастерство - дан.

Уровни владения техниками

  • 1 дан. Не способен результативно обучать студентов, а только помогать в занятиях.
  • 2 дан. Спортсмен может квалифицированно проводить занятия в группах для новичков. Способность использования боевых техник на большой скорости.
  • 3 дан. Мастер на высшем уровне владеет базовыми техниками и техниками комбинирования и контрприемов и может использовать ее в разных ситуациях с большой силой и скоростью, а также владеет тактическими приемами.
  • 4 дан. Это уровень технического совершенства во владении базовыми принципами. Возможность преподавать увеличивается.
  • 5 дан. Позволяет пройти курс обучения на «ренши», что определяет обладателя этого титула, как эксперта.
  • 6 дан. В технический арсенал входит множество способов точечного воздействия. Для этого используются знания об анатомии и физиологии тела и знание его энергетических каналов и биологически активных точек.
  • 7 дан. Боевой аспект полностью достигнут.
  • 8 дан. Адепт надевает красный пояс с золотой полосой в центре, характеризующий внутреннее наполнение.

Обучение технике

Раньше это искусство нечасто встречалось в низших слоях народонаселения, которые не были обладателями права носить оружие. Сегодня постичь его проще, достаточно посмотреть видеоурок. Основным принципом служит устремление силы противника против него самого . Борец не сопротивляется силе, а направляет её в нужное русло. Бразильская техника возникла благодаря известному Митсуйо Маэде, который странствовал, продвигая направление дзюдо.

В Бразилии он принялся обучать людей методике и приемам борьбы. Его воспитанник организовал собственную школу, которая развивалась, модифицировалась техника единоборства, улучшались приемы, так возник новейший стиль, который зовут бразильское джиу-джитсу. Имена российских спортсменов популярны в том числе за границей.

Джиу-джитсу (дзю-дзюцу) – это древнее японское боевое искусство. Правильных и точных переводов названия нет, но существует множество вариантов.

Наиболее популярное – это «мягкий стиль» либо «искусство четырех пальцев». В статье рассмотрим что такое джиу-джитсу, историю, техники и правила боевого искусства.

Что это такое

Джиу-джитсу представляет собой вид единоборства, которые пошел родом из Японии. Оригинальное название звучит, как: дзю-дзютсу, что обусловлено отсутствием в японском языке любых шипящих звуков.

Смысл этого боевого искусства заключается в ответе мягкостью и податливостью на применяемую противником грубую силу, но с возможностью проявлять жесткость в нужный момент.

Это позволяет направлять силу оппонента в нужное русло, за счет чего она уничтожает сама себя.
В основном этот стиль включает в себя разные виды бросков, захватов, различных болевых приемов, а также воздействий на болевые точки. При этом существуют также элементы ударных техник. Уровень изучения боевого искусства разделен на даны, для которых характерны пояса разного цвета.

История

Основатель Джиу-Джитсу Такэноути Накацукасадаю Хисамори, проживавший в середине XVI века в городке Сакуси-кияма на острове Кюсю.

Его сын Такэноути Хисакацу, а после внук Такэноути Хисаёси занялись серьезным расширением техники этого вида боевых искусств, добавив в неё различные приемы, часть из которых они позаимствовали в другом восточном единоборстве – китайском .

Это обусловлено наличием тогда возможности у сына и внука изучать его в Нагасаки, у приехавших туда китайских иммигрантов.

Классическая техника

Многогранность боевой техники и возможность развития в разных направлениях, позволили Джиу-Джитсу распространиться по территории Азии, а также другим частям мира.

Яркий тому пример бразильский стиль этого боевого искусства. Смысл техники заключается в том, чтобы проявить мягкость и поддаться атаке соперника, а после удара направить его силу против него же.

Главные компоненты классического стиля – это заломы и броски оппонента. За счет этого удается нейтрализовать противника силой, применяемой им для нападения. Так, Джиу-Джитсу состоит из следующих приемов:

  1. Находясь в лежачем положении;
  2. В положении противников стоя друг напротив друга;
  3. «По-Турецки», когда оба соперника находятся в сидячем положении;
  4. Сидячий против стоячего.

Приемы традиционного стиля

Классический вариант этого боевого искусства состоит из разных типов приемов, но обо всем по порядку.

Броски

Основа в борьбе с оппонентов – это броски. Они в Джиу-Джитсу разделяются на такие виды:

  1. Взваливание нападающего противника на себя;
  2. Проведение броска посредством ног и таза;
  3. Броски, переходящие в использование болевых приемов;
  4. Проведение броска, используя верхнюю часть тела.

Болевые приемы

  1. Болевые приемы, ориентированные на конечности: руки, пальцы, ноги;
  2. Удерживающие – для обездвиживания противника;
  3. Удушающие – для выведения нападающего из строя.

Последний тип боевых приемов проводится посредством рук и ног, его целью является перекрытие доступа кислорода, чтобы устранить противника.

Поражение уязвимых точек

Большинство приемов этого боевого искусства направлены на уязвимые места тела человека, для достижения большего эффекта от использования. Для этого используются точные удары пальцами, руками, ногами либо непосредственно руками.

Нужно знать: во многих современных школах техники отличаются от классической и между собой, но общая картина остается практически неизменной.

Чтобы проводить поединки применяются татами размером 8 на 8 метров, разделенное на несколько зон:

  1. Рабочая, в которой происходит бой – 6 на 6 метров;
  2. Опасная, по краям поля поединка шириной 2 метра.

Длительность боя составляет 3 минут. Разрешено нанесение ударов по телу и голове, а также использование боевых и удушающих приемов. Результат боя возможен досрочный, когда один из бойцов победил либо отказался от продолжения схватки из-за травмы.

Если соперники равны, из-за чего трудно установить победителя, им добавляют время для заработка новых очков, а старые аннулируются. Увидеть, как выглядит это боевое искусство можно на видео:

Пояса по порядку

В детском бразильском джиу-джитсу (до 15 лет) существует пять поясов в таком порядке:

Для взрослых (от 15 и старше) система поясов по порядку меняется:

  • белый;
  • синий;
  • пурпурный (фиолетовый);
  • коричневый;
  • черный;
  • черно-красный (коралловый);
  • красно-белый;
  • красный.

Некоторые школы боевых искусств используют систему белых полосок (stripes) из обычного спортивного пластыря для мотивации учеников, которые приклеивают к поясу. Спортсмен, получивший 4 таких полоски переходит на следующий уровень поясной аттестации. И все же, стоит отметить, что в большинстве своем полоски служат больше для мотивации бойца, нежели указывают на уровень его подготовки.

Кроме цвета пояса, так же на определенную мастерскую степень достижения в боевом искусстве указывают даны, которые используют в квалификации джиу-джитсу.

Всего существует 8 дан, которые указывают уровень овладения техникой боя:

  1. Шодэн (включает 1, 2, 3 дан).
  2. Чудэн (4 дан).
  3. Окудэн (5, 6 дан).
  4. Кайдэн (7, 8 дан).

Человек, получивший 7 или 8 дан считается истинным гуру, постигшим все аспекты боевого искусства, владеющий не только высочайшей техникой ведения боя, но и психологически и энергетически способным влиять и даже управлять противником.

Предположительно, основой джиу-джитсу стал стиль китайского боевого искусства времен императорской династии Чоу (1122—25.5 гг. до н. э.).

К предшественникам джиу-джитсу относятся также системы самурайского боевого единоборства, «ерой куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на 11-15 века. Для этих систем характерны захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работа с кинжалом. Однако непосредственно борьба джиу-джитсу произошла из школы рукопашного боя в легком снаряжении («когусоку»), основанной в 1532 японцем Такеноучи Хисамори (г. Сакусикияма, остров Кюсю). В 1558 эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер, открыл в буддийском храме Секоку-дзи школу «циньна» (или «шинь-на») — китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. Трое его учеников: Миура Еситацу, Фу-куно Масакацу и Исогаи Дзиродзаэмонпозже основали собственные школы джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. К концу 17 столетия насчитывалось уже 725 стилей, каждый из которых имел свои особенности.

Основатель школы джиу-джитсу в Эду (Токио), мастер И со Мутаемон родился в 1800. Всю жизнь он посвятил изучению боевых искусств. Согласно легенде, однажды Исо победил сотню бандитов, ему удалось выиграть схватку благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы.

Джиу-Джитсу

Термин «джиу-джитсу» («дзю-дзюцу») появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием. Он состоит из двух слов. Слово «дзю» означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «дзюцу» переводится как «техника, способ». Итак, дзю-дзюцу — это «мягкая, или податливая техника». Мастер дзю-дзюцу уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, а тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип дзю-дзюцу («поддаться, чтобы победить»), наставники прибегают к выражениям вроде того, что «ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и что «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».

Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды самурайского боевого единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрои куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI—XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам («атэми-вадза»).

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении («когусоку»), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер «циньна» (или «шинь-на»), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. В конце XVI ив первой половинеХVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы дзю-дзюцу возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 400. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие. Исо Мутаемон — одна из самых известных фигур в истории дзю-дзюцу — родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Ёсин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и в конце концов попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Синно-синдо-рю. Несколько лет спустя он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в «мусасюгё» — путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу. На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы. Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсин-синъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000 учеников. Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза — прием ученика в школу. Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по многу часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли «окудэн» — «глубокие приемы»). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословия.

Европейцы и американцы впервые познакомились с дзю-дзюцу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире дзю-дзюцу получило только с 50-х годов. Особый интерес к дзю-дзюцу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного дзю-дзюцу на 55—65% состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, лкдсбуки, бркски)(а бщб 35‐41% бе объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, дзю-дзюцу — это техника комбинированного рукопашного боя. Даное определение тем более уместно потому, что в дзю-дзюцу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, «классическими» его видами считаются «явара» (палочка длиной от 15 до 30,5 см), «дзё» (дубинка длиной примерно в один метр) и «бо» (шест длиной в 2—2,5 метра), а также «вэй» (веревка или пояс) и «танто» (обычный нож). Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы дзю-дзюцу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование «военного» оружия — штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д. Ведущую роль в современном дзю-дзюцу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5—6 крупных (самая большая — Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 10—15 лет в разных странах (в США, Франции, СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное дзю-дзюцу. Надо отметить, что уставы международных организаций дзю-дзюцу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника дзю-дзюцу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие — на броски через бедро или корпус, третьи — на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее «основной» техники, изучают и другие способы самозащиты.

ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении ("когусоку"), близкую к технике современного Джиу-джитсу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-Бин, выдающийся мастер "циньна" (или "шинь-на"), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы Джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы Джиу-джитсу возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 100. Наиболее крупными среди них, помимо названных, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и многие другие. К концу XVII столетия насчитывалось 725 стилей, каждый из которых имел свои особенности. Более чем 300 лет джиу-джитсу культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения.

ЭЛИТАРНОСТЬ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Характерной особенностью Джиу-джитсу на протяжение более 500 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники (кихон). Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли "окудан" - "глубокие приемы"). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, чтобы адепты привыкли к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению жителей Востока, является ключом к последующим более сложным приемам. Существует и несколько иной путь развития: как бы от сложного - к простому. Такой тип школ (рю) предполагал изучение сложных и не всегда реальных техник на первом этапе и простых весьма эффективных, для учеников, приближенных к наставнику (сенсею) - так называемый "ближний круг". Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.

ДЖИУ-ДЖИТСУ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЯПОНИИ

В 1868 году в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и у самураев отобрали их привилегии. Например, уже нельзя было свободно разгуливать по улицам с мечом. Многие мастера в это время покинули родину, разнося технику Джиу-джитсу по всему миру. Конечно, эмигранты или беглецы были и раньше, это они дали начало многим боевым искусствам по всему миру, но эта волна "1868" была особенно внушительной. Эмигранты оживили пламя техники, и еще более обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах.

СОВРЕМЕННОЕ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Создаётся Всемирная федерация Джиу-джитсу под руководством Р.Кларки и штаб-квартирой в Лондоне. Основным лозунгом федерации становится объединение различных видов, стилей боевых искусств, не только не вмешиваясь в национальные особенности развития, но и всячески поощряя их. Затем коммерциализация привела к появлению других федераций и союзов. В России наблюдается аналогичная картина: несколько организаций проводят чемпионаты равного масштаба параллельно или альтернативно друг другу. Япония в конце XIX в. уже пережила нечто подобное когда существовало более 800 школ Джиу-джитсу, и далеко не все из них внесли что-то новое в развитие и совершенствование боевых искусств.

Термин джиу-джитсу (иное произношение — «Дзю-дзюцу») появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием.
Он состоит из двух слов. Слово «дзю» или «джиу» означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «джитсу» или «дзюцу» переводится как «техника, способ».
Итак, «Джиу-джитсу» — это «мягкая, или податливая техника». Однако речь идет не об обмене нежными ласками. Приёмы джиу-джитсу могут показаться какими угодно, но только не мягкими или нежными. Данное понятие метафорично.

Для понимания сущности джиу-джитсу важно знать, что Дзю является одним из древних принципов даосской философии, означающий отказ от грубого противоборства сил и призывающие использовать силу противника для проведения приемов. Поэтому основу ведения боя по системе джиу-джитсу составляют приемы по введению противника из равновесия при помощи различных захватов. Натиску противника уступают до тех пор, пока тот не оказывается в безвыходном положении, и тогда его сила и действия обращаются против него самого. Основной принцип Джиу-джитсу — «поддаться, чтобы победить». Наиболее ярко его иллюстрируют выражения: «Ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».

Предшественниками джиу-джитсу были различные виды самурайского боевого единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрой куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI-XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам («атэ-ми-вадза»). В таком виде эта техника наиболее близка к современному джиу-джитсу.

По традиции принято считать, что первая школа рукопашного боя, близкого по технике к современному Джиу-джитсу, была основана Такеноучи Хисамори в 1532 году в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер «циньна» (или «шинь-на»), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фу-куно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы Джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.

В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы джиу-джитсу возникали одна за другой. А к концу XVII века насчитывалось уже более 700 школ джиу-джитсу, которые различались постановкой дыхания, способами распределения энергии, базовыми стойками, а также самой техникой ведения боя: в одних упор делался на удары ногами и руками, а в других — на технику бросков и удержания. Однако, несмотря на различия, общих черт было гораздо больше. Впоследствии они послужили для создания таких универсальных систем борьбы, как дзю-до (мягкая техника, использующая, в основном, броски на землю и захваты) и айкидо (гармоничная техника, использующая броски, технику ведения боя с оружием, а также воздействия на болевые точки).

В 1868 году в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и у самураев отобрали их привилегии. Например, уже нельзя было свободно разгуливать по улицам с мечом. Многие мастера в это время покинули родину, разнося технику Джиу-джитсу по всему миру. Конечно, эмигранты или беглецы были и раньше, это они дали начало многим боевым искусствам по всему миру, но эта волна «1868» была особенно внушительной. Эмигранты оживили пламя техники, и еще более обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах.

На рубеже XIX-XX веков джиу-джитсу проникает на Запад и приобретает там большую популярность, причем сначала наибольше распространение получило классическое джиу-джитсу, а затем стали возникать новые стили, вбиравшие в себя как традиционные, так и современные методы.

Характерной особенностью Джиу-джитсу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство.

По традиции, процесс обучения искусству джиу-джитсу состоял из трех этапов. На первом этапе происходил прием ученика в школу, который осуществлялся только по рекомендации и после прохождения ряда испытаний. На втором этапе происходило изучение базовой техники, которое состояло из каждодневных многочасовых отработок различных приемов, движений и связок. Если ученик проявлял способности, то на третьем этапе его посвящали в так называемую глубокую технику. Данная система, подразумевающая терпеливую и продолжительную работу, до сих пор практикуется во многих школах боевых искусств.

Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.

В настоящий момент джиу-джитсу представляет собой разнообразные стили ведения рукопашного боя как без оружия, так используя подручные предметы и холодное оружие. Сила и красота джиу-джитсу в его неограниченных возможностях. Это и эффективные удары из любых положений, броски, обращающие всю мощь атаки противника против него самого, болевые, удушающие приемы, вынуждающие его всего за несколько секунд признать себя побежденным много другого, что заставляет противника тратить слишком много сил и не оставляет ему никаких шансов.

В джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, “классическими” его видами считаются “явара” (палочка длиной от 15 до 30,5 см), “дзё” (дубинка длиной примерно в один метр) и “бо” (шест длиной в 2-2,5 метра), а также “вэй” (веревка или пояс) и “танто” (обычный нож).

Специалисты разделяют в современном джиу-джитсу базовый раздел и вытекающие из него военный, полицейский, спортивный.
Базовый раздел включает в себя всю основную технику рукопашного боя, в том числе с традиционным оружием и со специальными средствами (кубатон, дубинка, пояс и т.д.) На основании этого раздела формируются программы самозащиты для различных слоев населения.
Составной частью базового раздела является спортивное джиу-джитсу, из которого исключены смертельно опасные приемы, а соревнования проводятся по определенным правилам.

В тоже время, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование “военного” оружия - штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

Полицейский подраздел (Police Jui-Jitsu) является неотъемлемой частью специальной физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Он имеет ряд преимуществ, поскольку использование приемов этого раздела обеспечивает предельно корректное отношение к правонарушителям, что очень важно на демонстрациях, митингах, концертах и т.д., где спокойная обстановка препятствует созданию условий для напряженности в отношении правоохранительных органов и пресекает любого рода провокации.

Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны.

В царской России система джиу-джитсу появилась во время русско-японской войны 1905 года. Однако позже, в Советском Союзе джиу-джитсу, как и другие восточные системы боевых искусств, официально не признавалось, хотя именно джиу-джитсу, благодаря его целостности и разнообразию приёмов, было взято за основу при разработке знаменитой системы самозащиты без оружия — самбо.

Изменения, происходящие в России на протяжении последних полутора десятков лет, отразились и на отношении к восточным единоборствам. В последние годы в России джиу-джитсу приобретает все большую популярность: проводятся региональные и общероссийские соревнования, организуются практические занятия и семинары с приглашением мастеров боевых искусств международного уровня. Результатом этого явилось признание джиу-джитсу как вида спорта на государственном уровне. Так, в конце 2005 года Федеральное Агентство по физической культуре и спорту включило вид спорта «Джиу-джитсу» во Всероссийский реестр видов спорта. А с 2006 года, в соответствии с новым списком разрядных норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК), Росспорт присваивает звания «Кандидатов в мастера спорта» (КМС), «Мастеров спорта» (МС), «Мастеров спорта международного класса» (МСМК) по джиу-джитсу.

На протяжении нескольких лет российские спортсмены активно принимают участие в международных соревнованиях по джиу-джитсу, составляя серьёзную конкуренцию иностранным борцам. Например, на Кубке Европы по джиу-джитсу, который проходил в Германии в июне 2006 года, Сборная России по джиу-джитсу заняла пять призовых мест. Кроме того, в последнее время стала рассматриваться перспектива включения джиу-джитсу в программу Олимпийских игр, что открывает новые горизонты для тех, кто серьёзно занимается этим видом спорта.

Это древнее боевое искусство имеет японские корни. Джиу-джитсу, что это такое? Абсолютно правильного перевода с японского языка нет, вариантов очень много. Самые популярные из них - это «мягкое искусство», «искусство четырёх пальцев».

История стиля

В которой преподавали данное искусство, называлась Ёсин-рю. В переводе с японского языка означает «школа ивы». Ива раскрывает смысл стиля джиу-джитсу. Она демонстрирует своё умение быть мягкой и прогибаться под напором, но не ломаться.

Считается, что есть притча, которая объясняет, почему именно ива стала символом этого сложного искусства боя:

«На вершине скалы у обрыва росли два дерева - ива и дуб. Время от времени дули сильные ветра. Дуб был крепким, жёстко стоял на своём месте и никакой ветер не мог его сдвинуть. Ива же, когда дули сильные ветра просто прогибалась под их силой. Когда порывы ветров заканчивались, то она выпрямлялась назад, в исходное положение. Но однажды подул самый сильный ветер за всё время, что росли эти деревья. Дуб не выдержал, сломался и упал. Тем временем ива, как и обычно прогнулась, а когда ветер покинул гору - опять стояла на ней во всей красе».

Данная притча помогает ответить на вопрос: "Джиу-джитсу - что это такое?".

Учит умению быть мягким

Принцип боевого искусства - быть жёстким, когда это надо, но и уметь прогибаться, чтобы потом выпрямиться.

Мастера боевого искусства постоянно совершенствовали свои навыки, так как считали, что только таким образом они смогут познать истинный путь воина джиу-джитсу.

Говорят, что многогранность этого боевого стиля и стала основной причиной, по которой оно приобрело большую популярность у европейцев после освоения закрытой Японии.

В своё время от основной школы джиу-джитсу отделились и выросли два отдельных стиля - дзюдо и айкидо.

Современное боевое искусство

Разберёмся в современном джиу-джитсу. Что это такое скажет, пожалуй, та популярность, которую обрёл этот стиль, особенно в боях без правил. Ведь это боевое искусство является универсальным стилем, изучая которые последователи приобретают различные навыки ведения боя как с оружием, так и без него. В нём применяются бросковая и ударная техники, а также различные удушающие приёмы и методы удержания (обездвиживания) противника. Приёмы джиу-джитсу особо жёсткие и опасные.

Его применяют специальные службы и армии множества стран мира, в которых необходимы навыки моментального сдерживания преступников и террористов. Если во время, когда джиу-джитсу только распространялось по Европе, оно было закрытым боевым искусством, то сегодня им могут заниматься абсолютно все. По всему миру существуют сотни, если не тысячи школ джиу-джитсу, в которых мастера это стиля готовы научить своих учеников с внешним физическим проявлением агрессии.

Какие пояса есть в джиу-джитсу?

Как и карате, джиу-джитсу имеет свою градацию и рейтинг поясов, которые выдаются последователям за их мастерство во владении стилем.

Белый пояс выдаётся ученику, который только начал обучаться джиу-джитсу. Белый цвет символизирует чистый лист, на который, путём тренировок, будут накладываться навыки и умения.

Жёлтый пояс означает, что ученик уже заучил некоторые приёмы джиу-джитсуи техник самообороны. Подчеркнём использованное слова «заучил», так как это понятие отличается от «овладел».

Красный пояс говорит о том, что ученик овладел скоростными и сильными ударами, а также познал опасность, которая исходит от оружия.

Зелёный пояс выдаётся ученику, который уверено стал на путь познания, понимает джиу-джитсу - что это такое и какова его цель, а также владеет большинством базовых приёмов.

Синий пояс означает, что ученик овладел методами психологического давления джиу-джитсу и может их применять, осознавая их опасность.

Коричневый пояс выдаётся ученику, который решил полностью связать свою жизнь с этим боевым искусством.

Черный пояс символизирует уровень ученика, который открыл своё сердце и поселил в нём искусство джиу-джитсу.

Хотелось бы сказать, что в джиу-джитсу пояса являются отличительным знаком мастерства учеников и характеризуют их реальные умения, так как просто так их получить нельзя.

Бразильское джиу-джитсу

В Бразилии джиу-джитсу появилось благодаря Митсуйо Маэде, который путешествовал по миру, популяризируя дзюдо. Когда он остановился в этой стране, то начал учить людей не просто но и самого джиу-джитсу.

Затем его ученик основал свою школу, в которую привлёк своих братьев. Школа развивалась, менялась техника поединка, совершенствовались приёмы - так зародился новый стиль, который сейчас называют бразильское джиу-джитсу.

Известные бойцы этого стиля

Первым делом отметим великого учителя, который воспитал много больших чемпионов и создал боевую систему в Бразилии - Хелио Грейси. Он является национальным героем, а также человеком-легендой в своей стране. Последователи неоднократно отмечали, что у него есть своё виденье джиу-джитсу, которое он постоянно совершенствовал.

Благодаря Хойсу Грейси, который стал чемпионом мира по боям без правил, выиграв соревнования UFC три раза, мир взглянул по-новому на данное боевое искусство. Он является легендой и членом зала славы этой организации, а также является одним из самых популярных "ветеранов".

Великий боец Антонио Ногейра, обладатель чёрного пояса, сумел выиграть чемпионаты мира по различным версиям боёв без правил. В его активах чемпионские пояса UFC, RINGS, Pride, а также WEF. Он не остановился на достигнутом результате и по сегодняшний день бесстрашно сражается на различных чемпионатах.

Джиу-джитсу в России

За рубежом все знают о нашем мастерстве в джиу-джитсу. Россия славится своими чемпионами и победами. Спортсмены из РФ постоянно становятся чемпионами мира. К примеру, недавно был проведён чемпионат мира в Афинах среди юниоров. Команда России заняла первое место, взяв 16 золотых медалей.

Стоить отметить силу спортсменов школ джиу-джитсу в Москве. Представители столицы завоевали две золотые, столько же серебряных и бронзовых медалей на этом чемпионате. Это ещё раз подтверждает факт того, что джиу-джитсу в Москве и по всей России пользуется большой популярностью, постоянно развивается и дарит миру новых знаменитых бойцов.



  • Разделы сайта