«Монгольская борьба — это как идти на войну. Великий борец раскрыл секретные приемы монгольской борьбы

Как сказал чемпион монгольской национальной борьбы, ему потребовалось 45 лет для создания 3 томов этой книги. Иными словами, книги - результат его жизни и борьбы.

Книги называются “Монгол бөхийн барилдааны ов, мэхийн чуулган судар”-“ Сутра-сборник наследия приемов монгольской национальной борьбы”. В 3 томах описаны 725 приемов монгольской национальной борьбы, которые проиллюстрированы фотографиями, снабжены инструкциями и комментариями. В комментариях можно узнать о каждом движении борца. Каждый прием имеет свое название. Перевести их с монгольского на другой язык очень сложно. Тем не менее, Великий исполин решился перевести свои книги на английский.

Он даже упомянул о высоких навыках и трюках каждого из знаменитых борцов - чемпионов. Например, описал как и какие приемы использовал его бывший вечный соперник, отец йокодзуны Хакухо, Ж.Мөнхбат .

Никто прежде не писал о монгольской национальной борьбе, в том числе о монгольских приемах борьбы. Эти книги -результат огромного труда, кроме описания приемов, содержат и результаты научной работы автора, посвященной исследованию монгольской борьбы.

Таже автор определил прием монгольской национальной борьбы 800- летней давности, упомянутый в “Сокровенном сказании монголов”. Этот прием принадлежит Бури-бөху рода Хатагин, сыну Хутагт Монхора из племени Жүрхэн аймаг. Он боролся с младшим братом Чингисхана Бэлгүтэйем, сыном хатуна Сочигэла, одного из хатунов Есугэя, отца Чингисхана. В «Сокровенном сказании монголов» говорится: “Однажды Чингисхан назначил борьбу Бури-Бөх с Бэлгүтэйем. Бури-Бөх обладал такою силой, что мог повалить Бэлгүтэйя, действуя только одною рукою и одной ногой.”

О жүрхэнцах написано так: "Каждый из мужей искусен, Силой-могучий борец."

Их аварга (Великий исполин-чемпион) Х.Баянмөнх в своей книге подробно описал, как использовать монгольские приемы в дзюдо, вольной борьбе, самбо и других видах борьбы.

Автор решил, что его книги будут продаваться в книжных магазинах, но он, чтобы монгольские дети унаследовали эти драгоценные навыки и историю монгольской национальной борьбы, в первую очередь будет продавать их в средних школах.

Его книги будут бестселлером, это бесспорно. Поэтому он хочет распространить их во всех школах Монголии прежде, чем книги станут дефицитными.

Эта книга станет для детей, мечтающих стать борцами, учителем, наставницей, близким товарищем и другом, как писал русский писатель В.Ф.Боков. А для тех, кто уважает и чтит монгольскую традицию и национальную историю, станет настоящей “сутрой”. С течением времени ценность этих книг будет только увеличиваться.

Хорлоогийн Баянмөнх, при рождении Хорлоогийн Сүхбаатар, родился 22 февраля 1944 года в сомоне Хяргас, Увс, Монголия - монгольский борец вольного и греко-римского стилей, самбист, участник пяти Олимпиад, серебряный призёр Олимпийских игр, чемпион мира, чемпион Азиатских игр, 14-кратный чемпион Монголии по вольной борьбе, серебряный призёр Азиатских игр по греко-римской борьбе, чемпион мира по самбо, 10-кратный победитель турниров по национальной монгольской борьбе, один из двух обладателей титула “Великий всенародный непобедимый исполин” в национальной монгольской борьбе. Заслуженный мастер спорта Монголии и СССР (1972). Доктор педагогических наук (1994). Герой Труда Монголии. Отец Баянмөнхийна Гантогтоха, участника Олимпийских игр 1996 года, неоднократного призёра чемпионатов Азии по вольной борьбе.

Родился в 1944 году в семье арата-скотовода. В шестилетнем возрасте ему, в связи с подверженностью болезням, сменили имя Сүхбаатар на Баянмөнх.

В 10-летнем возрасте остался без отца. С 12 лет начал принимать участие в местных соревнованиях по национальной борьбе и уже в 16-летнем возрасте смог добиться звания заан (“слон”, за семь побед подряд в ходе турнира). Его заметили, и с 1961 года он стал учиться в университете и заниматься борьбой в Улан-Баторе.

С 1963 года успешно выступал на национальных соревнованиях по борьбе.

На Олимпийских играх 1964 года выступал в соревнованиях по вольной борьбе в среднем весе. В 1973 году на чемпионате мира был только четвёртым. 1974 год оказался насыщенным для борца. Он стал серебряным призёром чемпионата мира и победителем Азиатских игр по вольной борьбе, серебряным призёром Азиатских игр по греко-римской борьбе, и, выступив на чемпионате Мира по самбо в Улан-Баторе, завоевал там золотую медаль. В 1975 году стал бронзовым призёром розыгрыша Кубка мира и чемпионом мира по вольной борьбе, завоевал серебряную медаль на чемпионате мира по самбо. На Олимпийских играх 1976 года выступал в соревнованиях по вольной борьбе в тяжёлом весе и остался на пятом месте.

После окончания международной спортивной карьеры находился на тренерской работе и одновременно выступал на соревнованиях по национальной борьбе вплоть до 1992 года.

В 1994 году защитил докторскую диссертацию на тему педагогических проблем в монгольской борьбе, её традиций и стиля. Автор автобиографичной книги “Мои победы”. Депутат монгольского парламента (с 2000 года).

Бөх, бөхийн барилдаан ) - национальная борьба монгольских народов, которая распространена в Монголии , Бурятии и Тыве .

В борьбе используется разнообразная техника, различные приёмы как с захватами так и без захватов. Борцы облачены в особый борцовский костюм: национальные сапоги с загнутыми носками - «монгол гутал», короткие шорты - «шуудаг» и своеобразная короткая рубашка-распашонка с открытой грудью - «зодог».

Монгольская борьба имеет свои ритуалы, правила и специфические особенности: раньше схватки не ограничивались по времени (теперь введены временные ограничения), нет весовых категорий, борьба идёт на открытом пространстве, побеждённым считается тот, кто первым коснётся земли любой частью тела кроме подошв ног и кистей рук, у каждого борца свой секундант - «засуул», после поединка побеждённый должен пройти под поднятой правой рукой победителя в знак того, что он признаёт своё поражение. Победитель же исполняет традиционный танец орла.

На национальном празднике, проходящем с 11 по 13 июля «Надом»-е борются от 512 до 1024 борцов. Борются попарно, на выбывание. Соответственно бывает от 9-ти до 10-ти туров - «даваа». В зависимости от прохождения «даваа» присуждаются специальные почётные звания:

Напишите отзыв о статье "Монгольская борьба"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Монгольская борьба

Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него:
– Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то!
– Так и все полезут, – сказал лакей и, тоже начав работать локтями, затискал Петю в вонючий угол ворот.
Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома.
Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора.

В кочевых общинах, где живет 30% населения Внутренней Монголии, сохранилось древнее искусство особой борьбы - бех барилдаан. Этот спорт символизирует высокий статус, и для многих мужчин страны он становится главной частью жизни - поэтому, когда в семье рождается мальчик, родные молятся за то, чтобы он стал борцом. Фотограф Кен Херманн и арт-директор Джемма Флетчер отправились в степь и запечатлели монгольских борцов для проекта «Бех».

Я публикую интересные трэвел-истории о местах, куда еще не успел добраться сам. Ежедневно выходит совместная рубрика с BigPicture.ru

1 По словам фотографа, он очарован Монголией и давно хотел там побывать: «Когда я узнал об этих борцах, я понял, что это идеальный предлог для поездки. Мы с Джеммой вместе работали над несколькими проектами, из нас вышла довольно хорошая команда. Она очень творческая, а я технически подкован, эти качества хорошо друг друга дополняют»

3 «Мы немного узнали наших героев, и в них особенно выделяется одна черта - перемещение между прошлым и настоящим. Они страстно преданы многовековой традиции борьбы и в то же время интересуются современной модой и культурой, хотя живут далеко от городов, без свободного доступа к интернету».

4 «Борцы двигаются так, словно исполняют танец, и каждый их жест тщательно спланирован».

5 Еще Чингисхан заставлял своих бойцов делать физические упражнения, чтобы они всегда были готовы к битве.

6 В монгольской борьбе бой идет на открытом пространстве, у каждого борца есть свой «секундант» - засуул. Секундант защищает интересы подопечного перед судьями, следит за схваткой, подбадривает борца, держит его шапку, а в случае победы поднимает вверх его правую руку.

7 Когда борцы выходят на поле, они воспроизводят полет мифической птицы Гаруды: взмахивают руками, приседают, похлопывают себя по бедрам.

8 Весовых категорий в этой борьбе нет. Раньше не было и ограничений по времени, но теперь их добавили.

9 Побежденным считается тот, кто первым коснется земли любой частью тела, кроме подошв ног и кистей рук. После поединка он должен пройти под поднятой правой рукой победителя в знак того, что признает поражение. Победитель же исполняет традиционный танец орла.

10 В монгольской борьбе применяется более 400 приемов. Подножки разрешаются, но запрещаются подсечки.

11 Противники борются в особых костюмах: в них входят национальные сапоги с загнутыми носками - «монгол гутал», шорты - «шуудаг», рубашка с открытой грудью - «зодог» и головной убор с изображением «узла счастья» - «улзий».

12 В Монголии есть легенда о том, почему борцы носят открытые рубашки. Будто бы когда-то в степи появился непобедимый богатырь, которому не было равных. Богатырь одолел всех сильнейших бойцов, а потом выяснилось, что он - это вовсе не он, а женщина. Тогда один старик предложил бороться в трусах и с открытой грудью - чтобы женщины «не совались в мужские дела».

13 С 11 по 13 июля в стране идет национальный праздник спорта - Надом, в соревнованиях по борьбе участвуют от 512 до 1024 человек. Девять или десять туров они борются попарно, на выбывание. За победы присуждаются особые звания: «начин» («сокол») - за победу в пяти турах, «харцаг» («ястреб») - за победу в шести турах, «заан» («слон») - за победу в семи турах, «гаруда» («священная птица») - за победу в восьми турах. Победившего в девяти турах называют «арслан» («лев»), а в десяти, когда борются 1024 борца, - «аврага» («исполин»).

14 С 2002 года состязания по борьбе проходят по новым правилам: время поединка ограничено, появились денежные штрафные, повысились премиальные за каждую победу, судьи стали учитывать дисциплину и уровень подготовки борцов к состязанию. Если раньше титулованные борцы называли себе противника сами, то теперь этим занимается комиссия.

15 Массовое увлечение борьбой помогает развитию и других видов спорта: классической и вольной борьбы, самбо, дзюдо, сумо.

16 Из 69 ёкодзун, как называют величайших борцов сумо, всего четыре неяпонца, и двое из них - монголы.

Монгольская национальная борьба “Бух барильда”.



































джунгары (или ойраты)

Нажал он желтым локтем своим
На позвоночный хребет врага.

Еще раз нажал и в третий раз
-И на ноги встал и много раз
Скалы гранитные раздробя
-Так, что след лопаток его,
Туловища отпечаток его
Остался на граните горы».








Как показала практика, борцы, занимавшиеся национальной борьбой, успешно выступают в других видах борьбы — греко-римской, вольной, самбо и дзю-до. Участвуя в соревнованиях, они применяли приемы из арсенала национальной борьбы и нередко одерживали заслуженные победы.

Монгольская национальная борьба “Бух барильда”.

Монгольская национальная борьба “Бух барильда” имеет свой ритуал, правила и специфические особенности: схватки не ограничиваются по времени, нет весовых категорий, побежденным считается тот, кто первым коснется земли, у каждого борца свой судья.

После поединка побежденный должен пройти под поднятой рукой победителя - в знак того, что он признает свое поражение.

В Монголии крайне популярна национальная борьба “Бух барильда”.

Огромное количество турниров проводится по всей Монголии чуть ли не ежедневно. Костюм у борцов специфический: сапоги, трусы и короткая жилетка с рукавами, но с открытой грудью.

В народе ходит преданье, что в стародавние времена жилетка была обычная, т.е. как полагается с закрытой грудью. В стародавние времена собирались со всей степи батыры померяться силой и умением в борьбе. Слава о победителях разносилась в мгновение ока по всем стойбищам, о героях-борцах слагались песни, рассказы о их подвигах передавали из поколения в поколение...

Однажды появился в степи борец, непобедимый борец. Сильный и выносливый, молодой и красивый, батыр, одним словом. В борьбе ему не было равных. Побеждал он всякого, кто делал ему вызов.

Так были повержены все сильнейшие. Множество историй о его борьбе рассказывал народ, самые красивые девушки мечтали отдать ему сердце.

Моногольские мужчины ничем не отличались от мужчин по всему свету, не нравилось им, что появился такой вот «всем борцам борец».

Непонятный он был для них. Всякий батыр после победы и погулять мог, выпить там, песни попеть, с девушками повеселиться, а этот нет, победит всех и в степь. Не порядок...

Как там дело было, — уж не помнит ни кто, но выяснилось, что бытыр этот, вовсе и не батыр, а баба, в смысле, женщина! Что тут началось, даже говорить не надо.

Монгольские мужчины, они же настоящие мужчины и поэтому в мужские дела женщин не допускали ни под какими предлогами. А борьба — это чисто мужское дело... А тут такой позор! Что делать? Думали, думали, как себя от такого срама в будущем обезопасить, ничего не придумали.

Ну тут, как водится, дедок, весь седой и умудрённый жизнью, говорит: «А надо, други, вот что сделать. Бороться теперь будем в трусах, да в куртке с открытой грудью, чтоб ни одна ба... прошу прощения, женщина в мужские дела не совалась.»

С тех времён уж много воды утекло. Всё изменилось, переменилось. Женщины сейчас не таясь выходят на ковёр, татами и ринг, но вот монгольская борьба “Бух барильда” так пока и остаётся чисто мужским делом.

Кстати загнутые носки сапогов у монгола для того, чтобы не ломать траву - трава приминается но не ломается.

Перед каждым поединком борцы исполняют ритуальный танец орла - священой птицы для каждого монгола.

В монгольской борьбе применяется множество приемов, их насчитывается свыше 400.

Победителям пятого тура присваивается звание Сокола, седьмого - Слона, девятого (если впервые занимает первое место) - Льва, занимавшему первое место вторично - звание Исполина.

Трехразовому чемпиону присуждают звание Исполина всего мира и занимавшему первое место 4 раза и свыше - Исполина непобедимого.

Самые большие соревнования по борьбе проводятся на национальный праздник Наадам.

Наадам дословно с монгольского - "три игрища мужей", традиционное спортивное состязание по трем национальным видам спорта: борьба, стрельба из лука, конные скачки.
История Наадама уходит в глубокую древность: состязания среди самых ловких и сильных устраивались в начале лета. В это время скот перегонялся на обильные летние пастбища, и скотоводы могли позволить себе передышку. Часто на таких состязаниях отбирались меткие стрелки для военных дружин. С 1912 г. местом проведения надома стало подножие священной горы Богдо-Ула, расположенной около современного Улан-Батора.

UPD: Пока искал фотографии нашёл статью, по разновидности монгольской борьбы - калмыцкая национальная борьба "Бёки барилдан". По сути, она похожа на внутримонгольскую национальную борьбу.
Самые большие соревнования проводятся на празднике "Джангариада" - посвящёном героическому калмыцкому эпосу "Джангар". На этом празднике также, как и на монгольском Наадаме, проводятся соревнования по стрельбе из лука, конные скачки, борьба, что и не удивительно - ведь калмыки это джунгары (или ойраты), когда-то одно из могущественных племён Великой Степи.
Джунгар или зюн гар - левая рука, когда-то — левое крыло монгольского войска.
Вот как в Джангаре описываются приемы борьбы в поединке богатыря Хонгора с Тёгя Бюса:
«... Ухватившись за красный кушак,
Нажал он желтым локтем своим
На позвоночный хребет врага.
Так нажал он локтем стальным,
Что мясо прорвал, дойдя до кости!
Еще раз нажал и в третий раз
-И на ноги встал и много раз
Перебросил через себя Тёгя Бюса, врага своего,
Скалы гранитные раздробя
-Так, что след лопаток его,
Туловища отпечаток его
Остался на граните горы».

Анатолий Жемчуев, мастер спорта СССР, судья всесоюзной категории.
Калмыцкая борьба // Известия Калмыкии № 57 (1094), 28 марта 1996 г.

В 1852 году, путешествуя по обширным калмыцким степям, русский ученый Павел Небольсин отмечал: «Калмыцкая борьба представляет чрезвычайно любопытное явление, подобно которому мы в наши времена ничего не найдем у других соседственных с калмыками племен.
Это очень интересное подобие древних олимпийских игр, победа на которых венчает победителя славою неомрачимою и быстро разносящеюся по целому калмыцкому миру».
Борьба в те времена, как правило, проводилась по большим праздникам. Приглашались борцы из разных улусов и селений. О времени схваток сообщали народу заранее, и весь улус разделялся на две стороны болельщиков, каждая переживала за своих.
Борцы выступали от своего рода, улуса, хотона или от какого-либо богатого князя, нойона, хозяина. К состязаниям готовились задолго. Атлеты спали на коже, подложив под голову жесткие арканы, приучали себя к ударам, кидались на землю и кувыркались.
При проведении соревнований были свои традиции и правила. Выйдя на схватку, борцы, строя угрожающие гримасы, яростно вглядывались в лица друг друга, стараясь устрашить соперника. На арену выходило по очереди несколько пар борцов.
Боролись на земле босыми, без рубах и головных уборов, с подвернутыми выше колен штанами, подпоясанными кушаками. Борцы опоясывались довольно туго, но с расчетом, чтобы под кушаками могли пройти руки.
Зрители садились вокруг места, выбранного для поединков. Противники обхватывали друг друга так, чтобы обеими руками можно было держаться за кушак. Вслед за этим начиналась борьба, в которой применялись разнообразные приемы. Каждый старался силой оторвать своего противника от земли, а затем повалить его на спину или ударить о землю. Часто в качестве коронного приема применялся «подсад», при котором борец молниеносно садился, одновременно повалив партнера на землю и стремился положить его на лопатки.
Схватка считалась выигранной, если противник оказывался брошенным на землю. Так было до революции. Массовые соревнования по калмыцкой национальной борьбе стали проводиться только в советское время. Самый первый турнир с участием лучших борцов республики был проведен в рамках спортивной олимпиады в 1935 году, в программу которой входили также конные и верблюжьи скачки и другие виды спорта. В соревнованиях участвовали известные в то время борцы Басанг Комушев, Санджи Мучкаев, Балтык Инджиев и другие. Начиная с того времени, в Калмыкии стали проводиться районные, городские и республиканские соревнования.
Известный специалист, заслуженный тренер СССР, автор первых книг-учебников по борьбе самбо А. Харлампиев, создавая новый спортивный вид единоборств, в конце 30-х годов исследовал и изучил все национальные виды борьбы народов СССР. И, как известно, создал интернациональную борьбу - самбо, куда вошли приемы национальных видов борьбы народов, населявших Советский Союз.
Говоря о национальных видах борьбы, он особо выделил калмыцкую борьбу, взяв из нее более десяти эффективных приемов. В 1970 году автором этой статьи были разработаны правила соревнований по калмыцкой национальной борьбе. Ранее в ней не было весовых категорий, все боролись в одном весе. Поэтому правилами было предусмотрено восемь весовых категорий. Таким образом, отныне, участвуя в соревнованиях, атлет может бороться только в своей установленной категории при первоначальном взвешивании. В прошлом соревнования по национальной борьбе проводились без какого-либо ограничения времени.
Опыт показал, что сокращение времени схваток до 8 минут оправдало себя. Схватки стали более активными, зрелищными и результативными. Ежегодно в республике проводились городские и республиканские соревнования по национальной борьбе.
Интересно отметить, что в последние годы мастера спорта по вольной, греко-римской борьбе, самбо, выступая на этих соревнованиях, довольно часто проигрывали борцам, которые занимались только национальной борьбой. Этот факт красноречиво говорит о довольно высоком уровне физической и технической подготовленности любителей национальной борьбы.
Как показала практика, борцы, занимавшиеся национальной борьбой, успешно выступают в других видах борьбы — греко-римской, вольной, самбо и дзю-до. Участвуя в соревнованиях, они применяли приемы из арсенала национальной борьбы и нередко одерживали заслуженные победы.
via

Мы представляем нашим читателям перевод текста с видео, сделанного японским журналистом и поклонником дзюдо после турнира Гранд Слэм Токио-2013 Это своего рода репортаж о том, как японец Оно – сам бывший дзюдоист – приехал в Монголию для того, чтобы узнать, в чем секрет успеха монгольских спортсменов. В последние годы дзюдоисты из Монголии поражают весь мир неожиданным феноменальным ростом их уровня. Японцы, как «законодатели» и родоначальники этого и других боевых искусств – просто озадачены этим. И один из них, спортивный журналист и дзюдоист Оно, решил самолично выяснить – что происходит в Монголии, отчего эта страна стала давать миру непобедимых бойцов дзюдо…

От переводчика: Как автор и переводчик я хочу добавить кое-что по этому поводу. Когда-то в своё время великий человек Ояма Масутацу тоже думал так же, как этот Оно и искал корни Каратэ в Монгольской борьбе. Великий Масутацу Ояма сказал так: "...Каратэ и сумо имеют одни те же корни. В детстве, в Манчжурии, я несколько раз видел соревнования по монгольской борьбе (она похожа на борьбу сумо). Движения могучих борцов, их захваты и подсечки, ясно показывали, что корни монгольской борьбы в древнем китайском кулачном бою, из которого и промсходит карате. Монгольская борьба появилась в Японии в эпоху Нара. Об этом можно теперь прочесть хронике "Ниппон секи"...". Сосорбарамын Майдар, Монголия.

Ниже вы можете увидеть мой рассказ о том, как японец Оно ищет “секреты монгольского дзюдо” на этом видео:

Это Гранд Слэм Токио-2013. В зале находится Мариус Вайзер (президент Международной федерации дзюдо - АРД). Японский спортивный журналист Оно задает ему только один вопрос.

- Как вы думаете, дзюдоисты каких стран - самые сильные?

Дзюдо стало мировым видом спорта. Во многих странах уровень спортсменов растет из года в год. Но сегодня самые лучшие - из Монголии.

Страна, которую он назвал первой - это Монголия. И спортсмены других стран согласились с его мнением:

Около двух лет назад монголы внезапно стали сильнее. Они борются в низкой позиции, как в вольной борьбе.

Монголы отличаются своей физической силой, они мощные бойцы. Многие из них ещё молодые, но нельзя недооценивать их.

Лучшие бойцы других стран в шоке. Потому что способности монголов быстро растут. В этом году на ЧМ они обошли японцев и русских и получили 68 медалей. И еще на Гранд Слэм Токио четверым японцам монголы подарили горький опыт…

Пытаясь понять, в чём источник успеха монгольских спортсменов, это японский парень, Оно, специально приехал в холодный Улаанбаатар.

Здравствуйте! Оо, и правда - холодно! В таких трудных условиях как они тренируются... интересно. В последнее время у них приемы борьбы улучшились. Даже в прямой схватке уровень очень вырос. Так, будто в них есть то, что японцы никогда не смогут освоить. Поэтому я приехал сам, узнать хотя бы что-то об этом.

Оно приехал в Центральный Дом Спорта в Улаанбаатаре прямо из аэропорта.

Здесь написано "Дзюдо".

Так значит, здесь монгольские спортсмены и тренируются.

Оо, большой зал. И тепло. Пахнет, как и должно пахнуть в зале для дзюдо.

Здесь проходят тренировки монгольских дзюдоистов. И улучшают они свои показатели тоже здесь. Каждый день, утром и вечером, они тренируются по два часа. Но самый нужный зал не в очень хорошем состоянии. Даже пол не в нужном состоянии. Но из этого зала выходят самые лучшие спортсмены!

Они отличаются от японских дзюдоистов, которые в Японии встречаются друг с другом несколько раз в году. Здесь же монгольские дзюдоисты все собираются под одной крышей. Например, чемпионка мира этого года Мөнхбатын Уранчимэг, серебряный медалист среди мужчин 60 кг Дашдаваагийн Амартүвшин - тоже здесь.

И тот, что показал уровень монгольского дзюдо всему миру на Олимпиаде-2008 в Пекине - гордость своей родины, этот парень, Найдангийн Түвшинбаяр. Тогда лучший спортсмен Японии, Сузуки Кейдж, проиграл ему. А Түвшинбаяр завоевал первую олимпийскую золотую медаль для Монголии.

Найдангийн Түвшинбаяр (в белом кимоно) - олимпийский чемпион в дзюдо из Монголии.

Благодаря золотой медали Түвшинбаяра численность дзюдоистов в Монголии резко возросла. Только за последние пять лет - в 10 раз. Сейчас дзюдо в Монголии - спорт номер один, им интересуются люди в любом возрасте. «Я мечтаю получить золото на Олимпиаде», «Я хочу стать известным дзюдоистом», говорят они.

Когда конкурентов много - уровень растет. Но даже если так, дзюдо - не простая игра, не каждый может бороться на олимпийском татами. Может быть, в этом секрет тренировки монголов? Какими предстали монгольские дзюдоисты в глазах Оно?

В Японии спортсмены учатся одному удобному для себя приему - благодаря которому они привыкли выигрывать. А монголы могут делать захват откуда угодно и борются, используя разные приемы. Ты думаешь, он упал - но он встаёт и вновь атакует. Борются упорно. Пока спиной не дотронутся татами - будут бороться до последнего. В этом их сила.

Чемпионка мира по дзюдо в 2014 году - Мөнхбатын Уранчимэг (в белом кимоно).

Да, именно так, как сказал Оно - монголы будут бороться до последнего, если их спина не коснулась татами. И ещё они любят бороться в ближнем бою. Они отличаются от японских дзюдоистов.

Японцы сначала любят занять хорошую позицию, а потом уже думают о победе или собирают очки. Почему же монголы борются в таком стиле? Оно решил спросить у тренера.

Особенность монгольского дзюдо в том, что мы используем приемы монгольского национального "бух барилдаан". Чаще всего монгольские топ-дзюдоисты сначала занимались в монгольской национальной борьбе. Это значит, что в бух барилдаан есть техники и тренировка силы, нужные для дзюдо.

В монгольской национальной борьбе и дзюдо есть много похожего. Но как связаны эти два вида борьбы? Оно пошел в тренировочный зал для монгольской национальной борьбы.

Первые схватки - это похоже на дзюдо. Дергать под ногами - очень похоже. В монгольской национальной борьбе, если локти, колени и спина коснутся пола или земли - значит проиграл. Не так как на татами - нет приемов, где используется толчок.

Это похоже не на сумо, а на дзюдо. Японец спрашивает тех спортсменов, которые занимаются и монгольской борьбой, и дзюдо:

- Есть ли в монгольской борьбе техники, которые можно использовать в дзюдо?

Конечно, есть. Например - кувыркаться...

Оно заметил то, что его заинтересовало.

- В монгольской борьбе нет приемов на бросок? И там не любят атаковать снизу, чтобы захватить ногу?

Здесь мы не можем это использовать. Иначе локти касаются земли. А это значит проиграть.

- У вас сильные ноги. Это помогает не упасть.

- Понял. Большое спасибо.

Мастер Масутацу Ояма тоже искал “новое дыхание” для каратэ - в Монголии. Фото karate-wko.ru

Справка

Масутацу Ояма (яп. 大山 倍達 О:яма Масутацу?), 1923-1994) - выдающийся мастер и преподаватель каратэ, один из самых знаменитых представителей боевых искусств, обладатель 10 дана, создатель стиля Кёкусинкай, популяризатор каратэ в Японии и других странах, автор большого количества популярных книг о каратэ, организатор национальных и мировых спортивных соревнований по каратэ. Основав свой стиль, быстро завоевавший славу «сильнейшего каратэ», Ояма создал и до своей смерти в 1994 году возглавлял Международную организацию Киокушинкай (IKO), членами которой стали несколько миллионов человек во всём мире.



  • Разделы сайта