Школа игры на трубе маджио. Резонаторы. Жизнь и деятельность выдающегося мастера, вдохновенного музыканта-артиста и педагога служит высоким примером беззаветного служения искусству

Недостаточно пройти курс лечения и не вспоминать о заболевании. После заражения, даже выздоровев полностью, человек должен постоянно обращать внимание на свое самочувствие, систематически соблюдая правила личной гигиены.

Последствия глистной инвазии могут быть самыми разными. В любом случае, гельминты негативно влияют на организм человека.

Опасность гельминтов

В организме человека может жить более 400 видов гельминтов, принадлежащих к различным классам и видам. Часто люди не задумываются, чем чревата глистная инвазия.

Глисты внутри питаются, размножаются и эволюционируют, не выдавая себя. Глистная инвазия может возникнуть при таких условиях:

  • Грязные руки,
  • Употребление немытых фруктов, овощей и некачественной воды.

Кроме этого, переносчиками гельминтов являются зараженные животные.

  1. Крови,
  2. Белых кровяных тельцах,
  3. Эритроцитах.

Тканевые глисты могут обитать в:

  • Мышцах,
  • Нервных волокнах,
  • Мозге,
  • Хрящах.
  1. Органах дыхания,
  2. Кишечнике,
  3. Почках,
  4. Половых органах.

Существуют механические процессы, которые появляются вследствие жизнедеятельности глистов, они негативно влияют на организм человека. Такое механическое воздействие опасно тем, что впоследствии может понадобиться хирургическая операция.

Вся масса глистов давит на стенки кишечника, впоследствии там образуется разрыв и начинается воспаление брюшной полости. Глисты имеют присоски, с помощью которых они держатся за стенки кишки, деформируя ее нервные окончания. Если не обратиться за медицинской помощью, то такие процессы приводят к некрозу.

Глисты постоянно забирают у человека необходимые ему питательные элементы. Гельминты поглощают, в частности:

  • Глюкозу,
  • Кровь,
  • Микроэлементы,
  • Витамины.

Организм человека реагирует на этот процесс:

  1. Постоянным чувством голода,
  2. Усталостью,
  3. Головокружениями.

Недостаток полезных веществ прямо влияет на самочувствие человека, зараженного глистами. Кроме этого, гельминты провоцируют аллергические реакции. Даже после гибели, глисты выделяют сильный яд, который называется токсоид.

Это вещество с кровью проходит по организму, повреждая нервную и мышечную системы. В отличие от гельминтов, дирофилярий двигается под кожей, поражая подкожные тканевые соединения. Помимо этого, деформируются органы зрения, и даже гениталии.

Такой вид глистов переносится комарами, после укуса они оставляют опухоли. Эти следы от укусов вызывают:

  • Жжение,
  • Боли.

Медицина знает случаи, когда последствия таких процессов выражались в токсических тяжелых осложнениях, которые развивались у людей, которым проводилась дегельментизация.

Это происходило в случаях, когда не применялись средств, способствующих выведению умерших глистов из организма.

Организм человека может быть поражен гельминтами в острой либо хронической фазе.

После инфицирования острая фаза продолжается примерно 14 дней. Продолжительность хронической фазы составляет несколько лет, что вызывает различные последствия.

  1. Повышение температуры тела,
  2. Болезненность лимфатических узлов,
  3. Опухлость и сыпь,
  4. Увеличение селезенки и печени.

Наиболее частым показателем заболевания является повышение количества эозинофилов. Это выясняется, когда были проведены обследования. Если человек не обратил внимания на симптомы присутствия гельминтов, то наступает хроническая фаза заболевания.

Данные патологические состояния могут приводить к увеличению количества раковых клеток.

Воздействие гельминтов на нервную систему

Если глисты были в организме человека длительное время, могут начаться изменения в работе нервной системы. Постоянное токсическое отравление приводит к таким проявлениям:

  • Депрессивное состояние,
  • Нервозность,
  • Беспокойство.

Недостаток питательных элементов формируют следующие последствия:

  1. Нарушения сна,
  2. Синдром хронической усталости.

Организм при процессе размножения гельминтов, не успевает получать достаточное количество витаминов, углеводов, жиров и белков.

Лечение

Поскольку глисты приводят к различным негативным последствиям, лечение может быть медикаментозным либо хирургическим. Чтобы не усугубить ситуацию, нужно знать, кого конкретно ликвидировать.

Для этого следует обратиться к врачу, который назначит диагностику, чтобы выявить тип глистов, поразивших организм. Большое влияние на положительный результат оказывает неукоснительное соблюдение личной гигиены и дегельментизация домашних животных.

Специальные противогельминтные средства базируются на химических составляющих, благодаря чему ликвидируются гельминтозы. Если человек точно знает, кого из глистов следует ликвидировать, то применяются:

  • Пирантел,
  • Альбендазол,
  • Карбендацим.

При заболеваниях, которые вызваны ленточными червями, используется Празиквантел.

Часто для лечения гельминтозов, нужно принять препарат однократно, но во многих случаях терапию назначают в виде схемы, что предполагает прием лекарства через несколько суток. Эффективное лечение альвеококкоза и эхинококкоза еще не разработано. В таких случаях, нужно знать индивидуальные особенности человека и имеющиеся нарушения.

При энтеробиозе и некоторых других гельминтозах, нужно лечить всех членов семьи. Соблюдение правил личной гигиены при лечении это непременное условие, которое исключает возможность вторичного заражения.

В качестве вспомогательных средств при наличии аллергических реакций применяют Супрастин и Диазолин, а также препараты, способствующие восстановлению микрофлоры кишечника:

  1. Бифидумбактерин,
  2. Бактисубтил,
  3. Линекс.

Народные средства

Часто в рецептах встречаются следующие продукты:

  • Грецкий орех,
  • Гранат,
  • Мята,
  • Чеснок.

В народной медицине использование лекарственных трав часто сочетают с солевыми средствами, многие пациенты оставляют об этом положительные отзывы. Лекарственные растения могут служить профилактическим средством либо дополнением к традиционной терапии гельминтозов.

О симптоматике и последствиях гельминтоза расскажут эксперты в видео в этой статье.

Опасность заражения глистами на сегодняшний день недооценивается. До сих пор многие люди, даже заботящиеся о своем здоровье, уверены, что чистоплотный человек не может заболеть глистными инвазиями, так как это – болезнь грязных рук.

Но такое мнение является совершенно ошибочным, потому что глисты имеются у большинства населения. У соблюдающих нормы гигиены они также могут быть, так как других путей заражения предостаточно.

Глистная инвазия – это вид болезней очень распространенный, ежегодно ею заражается около 1,2 миллиарда человек (по официальным данным всемирной организации здравоохранения). Каждый третий житель Европы поражен глистами.

Глисты разделяются по форме и строению на две группы: плоские и нематоды.

Гельминтологи изучили около 200 видов глистов, развивающихся в человеческом организме. В странах СНГ распространены 70 видов.

Взрослые особи глистов обычно живут в кишечнике, но нередко встречаются и глисты, обитающие в крови, мозгу, глазах, мышцах, почках, печени и сердце человека. Для удержания в тканях организма у глистов имеются специальные присоски.

Способы заражения глистами

Заразиться глистами можно несколькими способами.

Изредка отмечается почти бессимптомное течение гельминозов, но обычно выявляются следующие симптомы:
1. Нервно-психические расстройства. Обуславливаются они глистной инвазией, при которой в кровь выбрасываются постоянно токсические вещества, приводящие к раздражительности, немотивированным вспышкам гнева, потере усидчивости, быстрой утомляемости и нарушению сна. При нервно-психических расстройствах характерна общая слабость.
2. Диспептический синдром, включающий в себя и болевые ощущения в животе, и урчание, вздутие, дискомфорт, ощущение распирания, повышение или понижение аппетита, нарушение стула от запоров до поносов.
3. Развитие малокровия. Многие глисты являются гемофагами – питаются кровью хозяина, поглощая при этом витамин В12 и повреждая слизистую оболочку кишечника, что приводит к постоянной потере крови. Влияние токсинов также негативно сказывается на органах кроветворения, что немаловажно при образовании анемии.
4. Задержка роста и физическое недоразвитие, особенно у детей, может быть даже при повышенном аппетите.
5. Во время проведения плановых прививок у детей часто отмечаются послевакционные токсико-аллергические реакции.
6. Часто глисты провоцируют обострение хронических болезней.
7. Иногда возникают условия, несовместимые с жизнью хозяина, например, при финнозе головного мозга, при эхинококкозе печени.
8. Различные токсико-аллергические реакции, обычно кожные.

Вред, приносимый глистами

В процессе своей жизнедеятельности, глисты производят ядовитые вещества. В организме человека эти вещества мгновенно всасываются в кровь и негативно влияют на нервную систему хозяина и остальные жизненно важные органы.

Как избавиться от глистов: лекарственные средства

Как разнообразны представители глистов, также разнообразны и лечебные мероприятия при заражении ими. Потребуется комплекс различных процедур по дегельминтизации организма.

Химические лекарственные средства от глистов отличаются высокой токсичностью, и их назначение необходимо далеко не всегда.

Хорошими помощниками в комплексном заражении глистами являются натуральные биологически активные комплексы.

Лечение глистов происходит в несколько этапов.

1. Подготовка организма к выведению глистов с применением растительных масел – льняного или тыквенного, а также препаратов Аллахол или Энтеросгель, которые способствуют связыванию и выведению токсических веществ жизнедеятельности глистов.

2. Применение противогельминтных средств – узконаправленного действия или противоглистных лекарств широкого спектра действия. Сейчас в аптеках можно приобрести антигельминтные препараты, в состав которых входят следующие действующие вещества:
Албендазол
Мебендазол
Пирантел
Левамизол
Пиперазина адипинат
.
Самый широкий спектр действия имеет Альбендазол (в аптеке Вы можете приобрести этот препарат с торговым названием – Немозол). Альбендазол эффективен при:
- нейроцистицеркоз (вызванный личиночной формой свиного цепня (Taenia solium),
- эхинококкоз печени, легких, брюшины, вызванный личиночной формой собачьего ленточного червя (Echinococcus granulosus),
- нематодозы: аскаридоз, трихоцефалез, анкилостомидоз, энтеробиоз, стронгилоидоз, описторхоз, лямблиоз, микроспоридиоз,
- смешанные гельминтозы.


3. Применение препаратов, восстанавливающих функции органов печени, почек, желудочно-кишечного тракта, легких. Применение препаратов для стимуляции иммунитета и нормализации обмена микроэлементов и витаминов.

Как избавиться от глистов: народные средства

Продолжает увеличиваться интерес к глистогонному действию трав, ведь иногда бывают противопоказания к лечению противогельминтными препаратами.

Обладают глистогонным действием береза, бессмертник, валериана, девясил, душица, зверобой, золототысячник, омела, грецкий орех, пижма, чеснок, эвкалипт и другие.

Готовится из расчета полулитра кипятка на две столовые ложки сбора. Принимается по 1 стакану четырежды в сутки, за полчаса до еды.

Успешно применяются в народной медицине клизмы с чесноком. Заливают зубчиков чеснока 100 мл воды и доводят до кипения. В теплом виде этот отвар и применяется для лечебной ежедневной клизмы в течение одной недели. Спустя две недели курс необходимо повторить.

Самая результативная противогельминтная клизма: измельчают три зубчика чеснока и столько же по объему лука. Заливают теплой кипяченой водой на 15 минут, затем процеживают и отжимают через марлю.

Полученный настой добавляют в 1,5-2 литра подготовленной кипяченой воды, температурой 36-39˚С. Туда же добавляют одну столовую ложку свежевыжатого лимонного сока. Этот раствор вводится после очистительной клизмы или после естественного опорожнения кишечника.

Многократно испытанное и достаточно эффективное безвредное средство от различных глистов – сырые тыквенные семечки. Съесть натощак две - три ложки (измельчить или хорошо их разжевать). Спустя два часа в качестве мягкого слабительного выпить две ложки растительного масла.

Лилия Юрканис
для женского журнала сайт

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал обязательна

Со времени публикации «Методических рекомендаций» прошло более 5 лет, а интерес к представленной работе не угас. В процессе обсуждения «рекомендаций», проявлялся интерес к избранной теме как у опытных музыкантов, руководителей детских хоровых коллективов, концертирующих исполнителей, так и у начинающих музыкантов, студентов. Такие обсуждения часто носили семинарский характер и выявляли интерес, общность взглядов, трактовок основных аспектов представленного методического пособия. Это вселяет уверенность в правильности метода и дает стимул продолжить исследование. Так обнаружились широкие перспективы, стороны и грани одного из представленных упражнений - «Распевки А.Г Васильева», уникального по своей сути явления.

Изначально эти распевки были упражнениями, которые предлагались студентам на одном из этапов обучения в классе профессора Н.С.Коршунова, и их использование носило рекомендательный характер. Основным условием было исполнение полного объема упражнения без перерывов. Это вызвано довольно популярной практикой в занятиях студентов - когда, занимаясь на инструменте, студент часто «перескакивает» с одного задания на другое, не доигрывая предыдущее, что приводит к хаотичности и безответственности в игре, когда на вопрос «Над чем ты сейчас работаешь, какая у тебя задача?» студент не может дать ответ, а это не допустимо при формировании навыков самостоятельной работы в домашних занятиях, когда отчетливо понимаешь задачу и помнишь рекомендации и замечания педагога.

Представив в предыдущей работе упражнение А.Г. Васильева, я невольно возложил на себя «популяризацию» данной уникальной системы. В основном это касалось определенных традиций исполнения в классе профессора Н.С. Коршунова. Важно знать, на что направлено упражнение, так как каждый элемент несет на себе смысловую нагрузку. «А что тут сложного?» : спросите вы - «Тянуть длинные ноты советуют многие педагоги» . Так кажется лишь на первый взгляд. За внешней простотой упражнения скрываются глубинные истоки древнерусских знаменных распевов. В юности Н.С Коршунов пел в церковном хоре, по этому любовь к пению он сохранил и прививал своим ученикам. Вспоминаются процитированные им слова феноменального трубача М.И Табакова:

«Звук , - говорил он, - основное средство, при помощи которого выражается идея произведения, выявляется музыкальный образ… Звук - самый ценный капитал артиста ».

Здесь необходимо остановится более подробно на роли языка в процессе формирования начала звука (атаки). Звук имеет волновую природу, которая включает в себя передачу импульса в среде распространения, где энергия импульса (корпускулярность) передаётся от молекулы к молекуле. По этому традиционная трактовка роли языка - как клапана; открывающего, закрывающего, перекрывающего воздушный поток можно назвать не точной или не соответствующей природе образования вибрации губ исполнителя. Ведь клапан, перекрывающий воздушную струю в ротовой полости, создает ситуацию, когда язык прижимается воздушной струей к губам - «стопорит », что приводит к «трагическим » последствиям для исполнителя - «затычке ».

Об этом феномене очень подробно и образно говорит в своей книге «Методика игры на тромбоне » профессор Санкт - Петербургской (Ленинградской) консерватории В.В.Сумеркин . Не стоят в стороне от обсуждения причин возникновения « затычки» в атаке звука, выбора приемов и методов борьбы с ней, многие выдающиеся деятели искусства, духовики-исполнители; знаменитый трубач, солист- виртуоз, выдающийся педагог, профессор Московского Института имени Гнесиных Т.А Докшицер в своих выступлениях на открытых уроках, семинарах, а также профессор Саратовской консерватории А.Д. Селянин- автор ряда статей, где тщательно, с глубоким знанием вопросов обучения духовика, разбираются основополагающие принципы исполнительства - публикации, заслуженно получившие широкий резонанс.

Импульс посыла атаки, который проходит через весь дыхательный аппарат исполнителя, настолько краток по времени, что создается обманчивое ощущение -воспринять передачу импульса через «удар » языка к губам как отдельный акт, но по сути он («удар» языка) является частью единого импульса колебаний (волны). Эта волна подобна движению при ударе хлыста (не прямое - как палкой, а возвратно-поступательное, завершающее движение импульса волны), поэтому язык, имея гибкую мышечную структуру, является проводником импульса. В этом движении различима широчайшая палитра прикосновений языка к передней части ротовой полости (область над зубами) от нежнейших и воздушных, до мягких и твердых, что формирует необходимые штрихи исполнения. Артикуляционные движения языка не прерывают воздушную струю в полости рта. По отношению к воздушной струе, язык играет роль «трамплина», увеличивая или уменьшая объем внутренней полости рта, и формируя игровую позицию. Для определения доли участия языка в заключительной фазе импульса проходящей волны, очень популярно безязыковое извлечение звука, называемое «фрикативной » атакой . Движения языка можно проследить при беззвучном выдыхании теплого воздуха на ладонь руки, а также с беззвучным «произношением » на фазе выдоха ряда гласных О-Ю-И постепенно переходящих в свистящие Ц-С , где язык не перекрывает, не останавливает выдыхаемую струю, а лишь уплотняет её. В этом контексте можно привести слова автора системы «Нон пресс » Луиса Маджио: «Свист, как основной подход к игре на трубе ».

В 30х годах прошлого века были артисты, исполняющие на эстраде музыкально- художественный свист, имитирующий пение и трели соловья, а также вокализацию мелодий. Это можно воспринять как высочайшее искусство владения вокализированной артикуляцией в процессе свиста.


Учитывая индивидуальную специфику инструмента, мы обращаемся к истокам вокализации в искусстве игры на духовых инструментах, «распевке А.Г. Васильева».

40 лет творческой жизни А.Г. Васильев посвятил старейшему русскому симф. оркестру, где его имя с глубоким уважением произносилось и рядовыми слушателями концертов и знаменитыми дирижерами мира. А. Васильев — явление исключительной самобытной музыкальной одаренности; в нем гармонично сочетались необыкновенный исполнительский талант и выдающиеся способности педагога. Обе эти стороны его деятельности согревала фанатическая любовь к музыке. Беспощадная требовательность к себе, строгая дисциплина, огромная трудоспособность явились движущей силой, которая привела его к вершине славы. В области исполнительства на фаготе он показал себя истинным новатором. Раньше считалось, что фаготу более свойственно звучание - юмористически-гротескного характера, - но А.Г Васильев демонстрировал лиричность, напевность, сердечность звучания фагота. Его «открытие» способствовало дальнейшему обогащению и развитию выразительных средств и технических возможностей инструмента. Мастерски владея приемом рубато, он ни на иоту не отклонялся от заданного ритма, создавая этим особую мелодическую выразительность.

Исполнение А. Васильева являлось настоящим музыкальным откровением, эмоциональное воздействие его искусства захватывало, убеждало. Когда ставился вопрос: в какой области он более силен — исполнительской или педагогической, — ответить было трудно. Одно вытекало из другого, взаимно дополняя, обогащая. На занятиях в консерватории мы были свидетелями горения, творческой отдачи, как на филармоническом концерте. Неиссякаемая энергия, жизненная сила активизировали его педагогическую деятельность, которая всегда исходила из широко поставленных художественных задач.

Результаты его трудов плеяда прекрасных музыкантов-фаготистов (В. Брунс, Н. Берг, А. Галустян, Г. Гамбарян, Б. Глебов, Г. Еремкин, Ф. Захаров, С. Левин, А. Литвинов, И. Стыдель, В. Соколовский, М. Федоров, М. Халилеев и др.). Благодарные ученики с гордостью произносят имя прославленного учителя. Когда возникает какой-либо спорный вопрос, касающийся исполнительства на фаготе, ответ на него обычно заключается в короткой фразе: «Так играл Васильев ».

Жизнь и деятельность выдающегося мастера, вдохновенного музыканта-артиста и педагога служит высоким примером беззаветного служения искусству.

Говоря об авторе распевки, нам следует обратиться к патриархам русской исполнительской школы на духовых инструментах, к которым по праву можно отнести Петра Наумовича Волкова, творческая деятельность которого сыграла большую роль в развитии отечественной школы исполнительства на духовых инструментах. Его путь солиста-тромбониста начался в окружении иностранных музыкантов (немцев, чехов), составлявших большинство артистов оркестра Мариинского театра. Нелегко было в такой обстановке выдержать соперничество и доказать превосходство игры русского музыканта.

Ему принадлежит приоритет в достижении равноправия в области инструментального, духового исполнительства, о чем говорилось выше, и достижения превосходства в особом певучем качестве отечественной исполнительской школы духовых инструментов над «классической» немецкой школой.

В «распевке А.Г. Васильева» мы видим базовый принцип церковных песнопений Киевской Руси X века - диатонический звукоряд (отсутствие хроматизмов, присущих народной музыке - «мирской жизни»). Как и церковным распевам, «распевке Васильева» присуща цикличность, понедельное использование одного интервального шага, так же как голоса в церковном распеве.

Например:

Рассматривая структуру основного звена распевки (два такта), мы видим, что первоначально I такт имеет четвертную структуру, организованную по основным долям такта, в последующем происходит дробление четвертных долей такта (на восьмые, триоли, квартоли и.т. д), при сохранении артикуляционной четкости и связи с метрической структурой такта:

На первом такте лежит задача вокализированной ритмизации одного тона, а второй такт - интервальное соединение со следующим тоном распевки (от секунды до октавы).

Акцентируя внимание на вокализированной артикуляции, которая характеризуется четкой (импульсной природой), компактной атакой (началом звука), интонационной точностью, определенностью и непрерывностью ведения звука в течение всего периода артикуляции, обращаю ваше внимание на главное - образование, поддержание позиции апертуры (круглое отверстие, щель между губами). Здесь хочется привести слова профессора Николая Сергеевича Коршунова:

«Артикуляция должна быть как бы поверх звука, не разрывая звуковую ткань».

Смысловая организация фразировки звена распевки (2 такта) характеризуется некоторым динамическим усилением к кульминации - первой доле второго такта, и сохранением кульминационной напряженности (динамической насыщенности) на III и IV долях второго такта (переход к следующему тону распевки). Именно этот навык поддержания тонуса в ведении звука при переходе от одной ноты к последующей, его насыщенность, полётность, красота, выразительность и есть «русский феномен бельканто ». Этой уникальной «певучестью » характеризуется Санкт-Петербургская исполнительская школа, яркими представителями которой являются П.Н. Волков, Н.С Коршунов, А.А. Козлов, В.В Сумеркин, В.Ф. Венгловский, А.Т Скобелев. Их жизнь и творчество можно рассматривать как яркий пример беззаветного служения идеалам исполнительского искусства. Одновременно с интенсивной исполнительской деятельностью, они находили время для педагогики - проявили себя как прекрасные наставники, пропагандисты передовых методов обучения студентов.

Как пример хочу привести один эпизод из своей биографии; в период педагогической работы в Высшей Школе Музыки г. Якутска, при исполнении «распевки Васильева» , вопросы обучения студентов приемам артикуляции, штрихов, я решал, приводя в пример знакомый для ребят «образ» национального инструмента , при игре на котором звук образуется вследствие удара пальцем по звуковой пластинке (т.е. роль языка выполняет рука), мелодия формируется при непрерывном звучании и фонировании резонаторами полости рта, при активном участии языка.

Говоря об особенностях воздействия «Распевки А.Г Васильева» , нельзя не отметить положительное влияние на организацию движения правой руки тромбониста при перемещении кулисы. Ритмическая организация артикуляции, при контролируемом звуковедении, требует от исполнителя перемещение правой руки из позиции в позицию в кратчайший момент. Целеустремленная ритмизация организует это движение, создавая внутреннюю «пружину ожидания» , которая распрямляется в последний миг. Это позволяет избежать излишнего напряжения и сразу ставит вопрос о положении кисти правой руки при движении кулисой. Кисть должна быть расслабленная, лежать в горизонтальной плоскости, охватывать кольцом из 1,2,3 пальцев основание стойки кулисы.

Я подчеркиваю: не держащей, а охватывающей стойку «кольцом» из 1,2,3 пальцев правой кисти.

Кисть в форме купола, округлая и расслабленная. Именно такую постановку правой руки мы видим на видео записях, концертных выступлениях ведущих исполнителей, как нашей страны, так и зарубежных, в том числе: Христиана Линдберга, Анатолия Скобелева, Виктора Сумеркина.

В «Методических рекомендациях» есть еще один вариант исполнения распевок - «распевка по гамме» №17

Исполнение упражнения - «распевки по гамме» выполняется в две октавы с по октавным взятием вдоха. Смена тональностей осуществляется по хроматизму. Прообразом данной организации вдоха явилось знаменитое упражнение «Колечки» В.А.Щербинина , из его «Комплексного метода развития амбушюра при игре на медных духовых инструментах» , движение в котором осуществляется половинными длительностями и вдох берется после четвертой ноты с последующим повторением последней ноты перед извлечением последующих четырех нот. При больших затратах времени и сил, этот комплекс упражнений формирует выдержку, волевой характер духовика, филигранную чистоту интонации и технику правой руки.

Пример упражнения «колечки Щербинина»:

Пример «распевки по гамме»:

Приведенная выше организация упражнений предполагает расширение «палитры» штрихов, применяемой не только в оркестровой и ансамблевой, но и в особенности сольной практике.

Элементы, развиваемые «Распевкой Васильева» , также совершенствуются с помощью «Комплекса упражнений Ф.Стейнера» , где мелодическая линия имеет интервальное движение в рамках одной позиции, что способствует закреплению навыков, приобретенных ранее в представленных комплексах («Распевке А.Г.Васильева», «Колечек» В.А. Щербинина) .

При выполнении «Комплекса упражнений Ф. Стейнера» , можно выделить несколько уровней освоения данных упражнений, каждый из которых соответствует определенному этапу освоения комплекса, так называемому «рабочему моменту»:

  1. Главное - скольжение, минимальная артикуляция, достигаемая фонированием гласных слогов перехода: А-И-А, при активном участии языкового «трамплина». Ограничение по динамике - Π и ≠. Выполнение упражнения без напряжения. Рекомендуется беззвучное «произнесение», насвистывание мотива упражнения в нюансе «пиано», при этом явно прослеживается работа языка как «трамплина», регулирующего плотность потока воздушной струи в полости рта, при скольжении мелодии от звука к звуку.
  2. Главное- артикуляция, не прерывающая звук. Движения языка «хомузного типа» (кончик языка выполняет обратно-поступательные движения, едва касаясь передней части полости рта), не прерывающие воздушный поток, дают возможность исполнителю отработать, сформировать чёткую, а не грубую атаку. Фонируемые гласные (О-А-И).
  3. Главное - темп, постепенное наращивание скорости исполнения, при сохранении качества звука и переходов. Ощущения и навыки, приобретенные в медленном и быстром темпе значительно отличаются, поэтому навык легкого перехода - скольжения, удобнее добиваться в более подвижных темпах, не позволяющих, даже невольно, форсировать динамику. При увеличении темпа огромное значение приобретает осознанное ощущение сильных и слабых долей, группировки длительностей.
  4. После прохождения всех изложенных выше режимов исполнения, мы переходим к рекомендуемому автором темпу, динамике обозначенной в нотах.

Итог

Подводя итог рассмотрению приведенных выше комплексов А.Г. Васильева, В.А Щербинина, Ф. Стейнера , можно сделать вывод - формируя вокальное начало в игре музыканта-духовика, закладывается фундамент в развитии великолепного качества звука; насыщение тембра новыми характеристиками, обогащается палитра штрихов, а также воспитывается исполнительский характер музыканта, его индивидуальность.

В рамках статьи, не претендуя на всесторонний охват возникающих в данной области проблем, ставилась задача - осветить некоторые вопросы формирования навыков вокализации с позиции требований современной исполнительской техники, учитывая опыт наших учителей, дорожа крупицами дошедших до нас знаний. В связи с тем, что в игре исполнителей- духовиков, еще не редко встречаются скованность и зажимы, что производит угнетающее впечатление, большое внимание в статье уделено вопросам освобождения артикуляционных движений языка, а также свободе движения руки при перемещении кулисы. Прогрессивное значение изложенных в данной статье комплексов упражнений, состоит прежде всего в том, что техника выполнения упражнений рассматривается как художественный компонент, зависящий от круга поставленных педагогом задач.

Качественный показатель звука на трубе во многом зависит от правильной работы резонаторов звукового аппарата исполнителя.

Следует помнить, что с точки зрения акустики звукообразование на трубе рассматривается как тройная связанная акустическая система (инструмент, губы, дыхательные пути исполнителя). Периодические сгущение и разрежение воздуха, возникающие под действием генерации губ, рождают звуковую волну в инструменте. Аналогичные ей колебательные движения, но с противоположной фазой, происходят в легких и дыхательных путях (резонаторах), которые в свою очередь играют важную роль в звукообразовании.

Главным резонатором является гортань. Во время игры она должна находиться в расширенном состоянии, напоминающем ее форму в момент зевка. К. Макбет в «Подлинной системе Луиса Маджио для медных духовых инструментов» не без основания отмечает, что при игре на трубе слог а должен быть постоянным в гортани. Он считает это основным правилом.

Активным резонатором является и полость рта. Расширенная гортань, округленная полость рта создают вместе необходимый резонирующий купол, который оказывает важное влияние на полноту, тембр и округленность звука. Следует помнить, что управление звукоизвлечением при игре на трубе - это управление не только дыханием, губами и языком, но и мышцами гортани, ротовой лолости.

Таким образом, роль языка в звукообразовании на трубе, в управлении струей воздуха значительна. Движения языка во время исполнения штриха legato очень эффективны. Исследования, проведенные в свое время в фонетической лаборатории Московской консерватории Г. Орвидом при участии доктора-фониатора В. Петрова, показали, что движения языка при исполнении на трубе штриха legato происходят преимущественно в передне-заднем направлении и в меньшей степени в вертикальном направлении.

Этот эксперимент опровергает еще бытующее в нашей методической литературе утверждение о том, что «при legato атакируется только первая из нот, объединенных знаком legato. Остальные залигованные ноты извлекаются без участия языка, путем перестройки амбушюра, включения вентилей и изменения напряжения воздушной струи». Такого же мнения придерживаются Б. Диков и А. Седракян, которые в статье «О штрихах духовых инструментов» пишут, что при legato «язык участвует лишь в воспроизведении первого звука; остальные звуки исполняются без участия языка, при помощи согласованных действий дыхательного аппарата, пальцев и губ играющего».

Управление струей воздуха осуществляется в четком соответствии языком и губами. Важное значение при звукообразовании приобретает уровень струи воздуха, через губную щель направленной в верхнюю или нижнюю часть чашечки мундштука. Он зависит от способа артикуляции звука и склада губ исполнителя. До недавнего времени считалось, что чем выше звук, извлекаемый на трубе, тем струя воздуха должна направляться музыкантом выше, то есть в верхнюю часть чашечки мундштука. Исследователь Ю. Гриценко, применив специально сконструированный им прибор «Тренажер», впервые в нашей стране провел серию экспериментов по изучению процессов, происходящих в валторновом мундштуке при образовании звука. Одним из важнейших результатов исследования, имеющим огромное практическое значение, стал вывод о том, что воздушная струя при игре на валторне всегда направлена в нижнюю стенку мундштука с некоторой угловой градиацией, определяемой высотой извлекаемых звуков. При этом создаются специфические условия: чем выше звук, тем больший занос струв воздуха вниз к ободку чашки мундштука.

Акустическое сходство звукообразования на валторне и трубе позволяет нам руководствоваться общими объективными закономерностями и использовать выводы Гриценко в практике исполнительства на трубе. В трубной же методической литературе вопрос о направлении струи воздуха в мундштуке или обходится молчанием, или трактуется неверно.

Луис Дэвидсон утверждает, что те музыканты, у которых есть, трудности, связанные с восходящим legato, должны найти ощущение, будто воздушная струя направлена в верхнюю часть мундштука. Вильям Костелло вообще строит весь свой метод обучения трубача и овладения им верхним регистром на воспитании устойчивого навыка направления струи воздуха в верхнюю часть чашечки мундштука.

К сожалению, две последние советские «школы» обучения игре на трубе также неверно трактуют процесс звукообразования. Вот что пишет С. Баласанян: «Изменение направления выдыхаемой через губную щель струи воздуха также в значительной степени помогает изменять высоту звуков. При извлечении звуков нижнего регистра полость рта самая большая (слоги то, до), струя воздуха направляется в нижнюю стенку ствола мундштука. По мере повышения звуков (слоги ту, ду, та, да) полость рта уменьшается, выдыхаемая струя направляется в центр мундштука. На самых: высоких звуках (слоги ти, ди) полость рта значительно сужается, а струя воздуха направляется в верхнюю часть мундштука». Подобного мнения придерживается А. Митронов: «Практикуется также постановка мундштука посредине обеих губ, то есть одна половина мундштука ставится на верхнюю губу, а другая половина - на нижнюю… Есть основание считать этот способ наиболее рациональным, так как при нем центр амбушюрного отверстия находится напротив отверстия мундштука и струя воздуха, направляемая непосредственно в отверстие мундштука, обеспечивает образование сильного, яркого, открытого, характерного для трубы звука. Такое положение мундштука в значительной степени предупреждает возможные срывы звука (киксы) и физически облегчает игру на трубе».

Положения о направлении струи воздуха в чашечке мундштука, выдвинутые на основании экспериментов Ю. Гриценко, показывают всю несостоятельность и необоснованность утверждений вышеуказанных авторов и ставят вопрос об изменении методики совершенствования игровых навыков в процессе звукообразования на медных духовых инструментах.

При атаке звука важную роль играет поддержка ее опёртым дыханием. Каждый звук, даже самый короткий по длительности, должен иметь некоторое продолжение. Как, например, скрипач, сыграв ноту, снял смычок, а его рука еще какое-то время двигается, имитируя продолжение звучания, так и трубач делает атаку звука определенной, но несколько утрированно затянутой.

Рассмотрев начало музыкального звука, его атаку, следует проанализировать с точки зрения работы мышц языка его стационарную часть и окончание. Музыкальный звук находится в постоянном движении. Меняются его динамика, тембр, вибрато. Поэтому определение основной части звука как стационарной довольно условно. Но по сравнению с атакой эта часть звука более устойчива, и именно она является основой тона. Даже самый короткий по длительности звук staccatissimo должен иметь полноценную, точную по времени стационарную часть с определенной интонационной высотой и характерным тембром трубы. Неправильно, если вместо полноценного staccatissimo слышен лишь треск неопределенной высоты.

У продолжительных звуков стационарная часть еще более важна, чем у коротких. От характера ведения звука зависят его интонация, тембровая окраска, певучесть, полнота, вибрато. Именно в стационарной части решающее значение приобретает артикуляционный прием, связанный с гласными а, у, и. Согласные т, д, к относятся к характеру атаки звука, гласные - к его ведению, к соединению, то есть к стационарной части.

Правильное ведение звука в его стационарной части предполагает опёртое дыхание, выдох которого регулируется необходимыми мускульными движениями мышц языка и губного аппарата. Необходимо стремиться к тому, чтобы научиться играть продолжительные звуки одной громкости в нюансе mezzo forte; те же протяжные звуки - в нюансах forte и piano; уметь играть динамические переходы от piano к forte и обратно. От этого во многом зависит мастерство ведения звука.

Окончание звука, как и атака, бывает мягким или более резким. Это зависит от характера исполнения музыки и движений, выполняемых языком и дыханием. Остановить звук (прервать) можно двумя способами: прикосновением кончика языка к губной щели, что прерывает колебания губ, и прекращением посыла легкими воздушного потока, снижением его интенсивности.

Если первый способ предполагает движение языка, сходное с мысленным произношением фонем тут, тат, тит или дуд, дад, дид, то второй способ связан со слогами ту, та, ти или ду, да, ди. Процесс затухания звука при этом несколько растягивается, так как мышцы управления дыханием менее подвижны и проворны, чем мышцы языки и губ. Первый способ окончания звука применяется в практике очень редко, например при исполнении secco в отдельных специфических случаях. Второй способ является основным, так как язык обычно при окончании звука не выполняет функций клапана.



  • Разделы сайта