Подготовка и проведение велосипедных походов. В снаряжение для велопохода входит. Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и приводимое в движение мускульной силой человека










60 12 2 КС = П * I * А П – сумма баллов по всем идущ" title="К.С вело маршру та Протяжен- ность, км Продолжи- тельность, дней Баллы за преп. (КС) Количество протяженных препятствий 123456 130062-62 240087-1412 35001015-2412 46001325-3912 57001640-5912 680020>60 12 2 КС = П * I * А П – сумма баллов по всем идущ" class="link_thumb"> 7 К.С вело маршру та Протяжен- ность, км Продолжи- тельность, дней Баллы за преп. (КС) Количество протяженных препятствий > КС = П * I * А П – сумма баллов по всем идущим в зачет протяженным препятствиям I – показатель интенсивности А – показатель автономности 60 12 2 КС = П * I * А П – сумма баллов по всем идущ"> 60 12 2 КС = П * I * А П – сумма баллов по всем идущим в зачет протяженным препятствиям I – показатель интенсивности А – показатель автономности"> 60 12 2 КС = П * I * А П – сумма баллов по всем идущ" title="К.С вело маршру та Протяжен- ность, км Продолжи- тельность, дней Баллы за преп. (КС) Количество протяженных препятствий 123456 130062-62 240087-1412 35001015-2412 46001325-3912 57001640-5912 680020>60 12 2 КС = П * I * А П – сумма баллов по всем идущ"> title="К.С вело маршру та Протяжен- ность, км Продолжи- тельность, дней Баллы за преп. (КС) Количество протяженных препятствий 123456 130062-62 240087-1412 35001015-2412 46001325-3912 57001640-5912 680020>60 12 2 КС = П * I * А П – сумма баллов по всем идущ">


Показатель автономности (А) в велопоходе может быть как повышающим, так и понижающим категорию сложности в зависимости от его влияния на выполнение всех других параметров. А = 1,4 – высокая степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 5 дней прохождения участка маршрута. А = 1,0 – средняя степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 1 день похода. А = 0,5 – неавтономные походы. Для случаев походов с механическим транспортом сопровождения или полным отсутствием полевых ночлегов. Населённые пункты, не имеющие отделения связи (телефонов) и магазинов, не учитываются. При подсчете среднего количества населенных пунктов на маршруте первый и последний дни в расчет не берутся.


Интенсивность прохождения маршрута (I) – специфический показатель велотуристского похода, количественно оценивающий ежедневный уровень затрат физических и моральных сил в походе. Он определяется отношением фактического среднего дневного пробега (с учетом километража – эквивалента локальных препятствий) к номинальному (минимальные значения по нормативным требованиям): I = ((Lф+ ЛП)*1,2*Tн) / (Tф*Lн) где: I – интенсивность прохождения маршрута (I


Локальные препятствия (ЛП) – препятствия, имеющие четкие границы, небольшую протяженность (до 3 км) и характеризующиеся отсутствием дороги и тропы, пригодной для передвижения на велосипеде. Участки ЛП, встречающиеся в велопоходах (перевалы, переправы и.т.п.), не являются велосипедными препятствиями. Они характерны для других видов туризма (пешего, горного). Включение подобных участков в веломаршрут носит случайный или вынужденный характер, для них характерна малая протяженность по сравнению с протяженностью веломаршрута.


Наличие Локальных Препятствий на веломаршруте не является основанием для повышения категории сложности велопохода. Локальные Препятствия – косвенный фактор, повышающий сложность велопохода за счет затрат времени на их преодоление. Добавление в нитку маршрута ЛП позволяет: – снизить общую протяженность маршрута за счет добавления эквивалентного пробега; – увеличить показатель I интенсивности прохождения маршрута; – сократить количество Протяжённых препятствий (при наличии минимального набора ПП, определяющих КС маршрута)


Локальные препятствия засчитываются как эквивалентный пробег Категория трудности препятствия Характеристика препятствия Эквивалентный пробег (ЭП), км Переправы брод Скорость течения не более 0.5 м / сек, глубина менее 0.5 м, преодолевается в седле или вброд 0,5 н \ к (простейшая) Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не более 0.5 м / сек); глубина м; переходы по бревну или вброд при ширине потока менее 5 м. 2 1 а (простая) Переправы через реки шириной 6-20 метров; течение среднее (до l,5 м / сек); глубина – м. Для организации переправы требуются усилия не менее 3-4 человек б (средняя) Переправы через реки шириной более 20 м: скорость течения выше средней (от 1.6 до 2 м / сек); глубина – более 0.8 м; Необходимо маневрирование группы относительно основного направления при броде. Необходима работа всей группы; часть группы страхует а (сложная) Ширина реки – 30 м, скорость течения около 3 м / сек, глубина – 0.8 м. Для переправы необходимо навешивание перил. Работает вся группа, часть из которой страхует 40 2 б (навесная) Ширина реки – 30 м, скорость течения – 3 м / сек и более, глубина – 1.2 м и более. Переправа вброд невозможна, необходима навесная. Переправа первого участника – с применением плавсредств (салик, катамаран, надувное судно) или вплавь со страховкой. 80


Категория трудности препятствия Характеристика препятствия Эквивалентный пробег (ЭП), км Перевальные взлеты без тропы (за каждые 100 м пути) Н/кН/к Не менее 100 м перевального взлета, движение затруднено осыпями, растительностью, легкими скалами, не требующими коллективной страховки. 1,5 1а1а Простые, осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30 градусов; пологие (до 15 градусов) ледники без трещин; крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал, обычно наличие троп на подходах. 2,0 Болота (за каждые 100 м пути) н / к (легкопроход имое) Гати, вязкие заболоченные участки глубиной м, необходима индивидуальная страховка. 2,0 1 а (кочкарник) Кочки, окруженные водой, нужна индивидуальная страховка.4,0 1 б (топи, мари) Индивидуальная и коллективная страховка, глубина свыше 1 м 8,0 Аналогично для: каньонов, осыпей, морен, снежно-ледовых участков и растительности


При расчете категории трудности препятствия учитываются: 1.Коэффициент пересеченной местности 2.Коэффициент абсолютной высоты 3.Коэффициент дорожного покрытия: Асфальт 0,8 Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней мм); снежно - ледовый накат 1,3 Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые " надолбы " поверх полотна дороги. 2,0 Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5


Сложность веломаршрутов зависит от географического расположения местности. Наиболее густая сеть дорог с твердым покрытием – в Прибалтике, Западной Белоруссии и на Украине, в Молдавии, Московской и прилегающих областях, Западной Грузии, в Ферганской долине. В пределах этих районов проходят маршруты I категории сложности, реже II.


Сложность веломаршрутов зависит от географического расположения Горы на одну-две категории повышают уровень сложности маршрута (Крым – до III категории, Карпаты – до IV, а расположенный рядом с Колхидской низменностью Кавказ – до V категории). Для европейского севера России наиболее характерен маршрут III категории сложности (Кольский полуостров и Хибины позволяют проложить маршруты до V категории сложности).


Для западной и центральной частей России типичен маршрут II категории сложности, в Заволжье много возможностей для маршрутов III категории сложности. На Урале наилучшие условия для велотуризма в средней и южной его частях. Северный и Полярный Урал – для отважных, там мало дорог. Урал – хороший «трамплин» для Кавказа, Памира и Тянь-Шаня. Сибирь и Дальний Восток, имеют плохо развитые сети дорог, велосипедные маршруты – единичны. Это Западная Сибирь - I – II категории сложности, Хакасия с Кузнецким Алатау и Горной Шорией – II – Ivкатегории сложности, Алтай – до V категории сложности включительно


Сезонность Специфические нагрузки Опасности на дороге, острая необходимость соблюдать ПДД Серьезная предпоходная подготовка: спортсмена (тренировки « по вкатыванию ») технического состояния велосипеда снег (осадки) Сложные расчеты категории сложности маршрута Климатические и метеорологические особенности: « Ветер в харю, а я шпарю » Земляное или глиняное дорожное покрытие под дождем становистя плохо проезжаемым

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Велосипедные походы и безопасность туристов Выполнила: Ученица 6 класса «Б» МАОУ «Школа №84» Голованова Ольга

В настоящее время все более популярна ориентация людей на здоровый образ жизни. На первый план выходят доступные и простые виды активного отдыха. Один из таких видов -велосипедный туризм. Велосипед является одним из эффективных средств передвижения, он относительно дёшев, манёврен, автономен, бесперебоен и прост в управлении.

Существует несколько направлений обеспечения безопасности в велотуризме и связаны они с разными условиями.. Первым и непременным условием безопасности является знание и безусловное выполнение правил дорожного движения на всём протяжении маршрута. Это касается разметки дорог, знаков, правил обгона и т.д. Велотурист должен знать не только свой маневр, но и возможные действия всех участников движения - пешеходов, автомобилей и других транспортных средств. Велосипед приравнивается к другим транспортным средствам, поэтому велосипедист, должен помнить об ответственности, лежащей на нем.

Чрезвычайно важное значение для обеспечения безопасности велопохода имеет правильная организация движения. Участники должны двигаться друг за другом плотной группой в одну колону. Направляющим идет инструктор, замыкающий назначается инструктором. Обычно это механик, санитар или наиболее опытный участник. Замыкающий никогда и никого не должен оставлять позади себя. Желательно, чтобы направляющий и замыкающий были одеты в яркую одежду (красную, оранжевую), или имели на спине крупные нашивки. Сознательное соблюдение велотуристами безопасной скорости и дисциплинированность на маршруте позволит предупредить аварии и обеспечить групповую безопасность похода.

Безопасность похода зависит от метеорологических условий. Решение продолжать движение, снизив темп, или переждать непогоду, скорректировав график похода, принимается исходя из следующего: обладает ли группа достаточным опытом езды в таких погодных условиях и позволяет ли продолжать движение дорожная обстановка; является ли ненастье затяжным или кратковременным; есть ли у группы необходимое снаряжение для движения в дождь (снег) и есть ли перспектива в конце дня обсушиться и согреться.

Следует полностью исключить из практики велотуристов передвижение в тёмное время суток, так как безопасность в это время резко снижается из-за недостаточной освещенности дороги и ее обочин. Кроме того, свет фар встречного автотранспорта, даже при мало интенсивном его движении, практически лишает велосипедиста зрения, адаптация же происходит медленно и может длиться до 5 минут.

Немаловажным условием в деле обеспечения безопасности движения является правильное распределение груза между участниками группы. Чрезмерная нагрузка может привести к быстрому утомлению: отсюда потеря координации, что в свою очередь может вызвать падение. Поэтому, чтобы не допустить такого явления, необходимо перед выходом на маршрут распределить весь груз между участниками, учитывая силы каждого

Наиболее сложным является проезд группой населенных пунктов, особенно крупных. Безопасность велотуристов при этом зависит от чёткого группового маневрирования и выполнения правил дорожного движения. Условием успешного маневрирования в городе является сохранение колонны, ее строя. Руководитель должен хорошо знать расположение транспортных магистралей и улиц города и заранее наметить наиболее короткие и простые пути к интересующим объектам.

Проблемы могут возникнуть и вследствие травм участников похода, возможных заболеваний и ухудшения состояния велосипедиста в целом. В зависимости от серьезности заболевания можно просто на время разгрузить участника, устроить дневку, но может потребоваться и срочная доставка его в больницу или отправка домой. Если поломка или болезнь произошли в группе школьников, то отправить участника с маршрута можно только в сопровождении взрослого. Если это невозможно, то вся группа бывает вынуждена прекратить поход.

Во многом безопасность велопохода определяется качеством и состояние снаряжения. Кроме велосипеда, это: насос со шлангом и переходником, велокамера, индивидуальный набор инструментов и запасных частей, масленка, велокомпьютер, чехол для перевозки велосипеда, чехол для защиты от дождя седла и компьютера, фляга, велорюкзак или переметные сумки в комбинации с обычным рюкзаком, велосумки на передний багажник, велосумка на руль, резинки для крепления груза, защитные чехлы для защиты велорюкзака от дождя, фонарь велосипедный, тросик с замком, велорубашка, веломайка, велотрусы, велорейтузы (для холодной погоды), велошлем, велоперчатки, велотуфли, запасные педали, фара, задняя мигалка, флягодержатель, велосипедный замок.

Ваш тур на велосипеде, ваше новое приключение в жизни станет особенным и непохожим ни на одно из тех, о которых вы могли прочитать или услышать от других путешественников. Не большие трудности в пути, которые могут произойти с каждым, будут вспоминаться с особым трепетом и теплом, как самые яркие моменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обощение по теме "Тепловые явления" в 8 классе. Урок содержит устную работу в форме физической разминки, теретический тест по данной теме, физическое лото на проверку знаний формул по данной теме...

Презентация на уроки алгебры в 11 классе на темы "Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции."

Презентация составлена на три урока. Часть материала я взяла из презентаций других учителей, за что им большое спасибо.Удобно уже сделанный материал компоновать по своему усмотрению для данного класса...

В презентации представлена проблема исследования, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи и методы исследования. А также рассмотрены 3 этапа эксперимента....

На велосипедах можно проехать практически по любой дороге, тропинке и просто по ровной поверхности. Ведя велосипед в руках, несложно преодолевать различные препятствия во время движения по маршруту: переходить через овраги, пересекать пески, переходить вброд речку. У велосипедистов более широкие возможности в выборе маршрута путешествия: скорость передвижения велосипедиста в несколько раз выше скорости пешехода.

За день движения подготовленные велосипедисты в зависимости от различных условий похода (погодные условия, сложность маршрута) могут проехать от 40 до 120 км. Кроме того, в походе велосипедисту нет необходимости нести на себе туристское снаряжение: он может укрепить его на велосипеде.

Велосипедный туризм в России возник в конце 1890-х гг. В 1895 г. в Санкт-Петербурге было организовано общество велосипедистов - туристов. Уже в это время любители велосипедных путешествий организовывали дальние походы: из Москвы в Санкт - Петербург, из Санкт - Петербурга в Париж.

В настоящее время привлекательность велосипедных путешествий растёт, особенно после того, как в продаже появились различные виды велосипедов и расширились возможности велосипедных походов.

Каждый участник велосипедного похода должен в совершенстве владеть техникой езды на велосипеде, уметь готовить велосипед к походу и содержать его в исправном состоянии.

Для юных велосипедистов существуют определённые возрастные ограничения. Управлять велосипедом на дорогах Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет и участвовать в велосипедных туристских походах также с 14 лет. Необходимо хорошо усвоить

Правила дорожного движения и обязанности велосипедиста как водителя транспортного средства

Для велосипедных путешествий и туристских походов годятся любые велосипеды, как дорожные, так и спортивные.

Дорожный велосипед имеет прочную раму и широкие шины. Высоту руля дорожного велосипеда можно регулировать. Детали дорожных велосипедов изготавливаются с большим запасом прочности. Такой велосипед хорошо идёт по ухабистым дорогам без покрытия, а также по песку и гравию.

У спортивных велосипедов меньше масса, более лёгкие колеса с узкими шинами, они имеют более лёгкий ход и хорошую манёвренность. Спортивные велосипеды предпочтительнее использовать при езде по дорогам с твёрдым покрытием (асфальтовым или бетонным).

При подготовке к любому велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности и отклонения в работе, особенно подвижных частей, протереть и смазать все трущиеся детали, проверить балансировку колёс и накачку шин, работу тормозов, укрепить багажник. После этого нужно опробовать велосипед на ходу.

При подготовке к походу необходимо продумать и подобрать снаряжение с учётом длительности и сложности маршрута. В снаряжение велотуриста, кроме обычных вещей, необходимых в любом туристском походе (палатка, рюкзак, посуда, костровое оборудование и др.), обязательно входит ремонтный набор (даже в однодневном походе). В ремонтный набор входят: комплект гаечных ключей, плоскозубцы, отвёртка, резиновый клей, резина для заплат, ножницы, велосипедный насос и запасные детали (запасная шина или камера, гайки, шайбы, шарикоподшипники, спицы, тормозные колодки и др.).

Из одежды велотуристу необходимо иметь с собой две пары трусов и маек с короткими рукавами, ковбойку, лёгкий хлопчатобумажный костюм, короткие (до колен) брюки или шорты, три-четыре пары хлопчатобумажных носков и велоперчатки. На случай холодной погоды нужны шерстяной свитер, шерстяные носки, перчатки и штормовая куртка. В качестве головного убора можно взять лёгкую панаму или шапочку из хлопчатобумажной ткани с козырьком.

В походе велотуристы обычно обходятся двумя парами обуви : для движения — кроссовками с твёрдой подошвой, для отдыха — тапочками или сандалиями.

Организация движения на маршруте

Путешествовать на велосипедах можно на всей территории страны. Однако начинающим велотуристам рекомендуются районы, где преобладают равнинные дороги, проходимые в любую погоду, и большая часть маршрутов идёт по лесистой местности.

Для велосипедного путешествия лучше всего выбирать дороги местного значения с асфальтовым или песчано-гравийным покрытием . Скоростные шоссе и автомагистрали федерального значения для велотуристов не рекомендуются из-за их повышенной опасности, обусловленной интенсивным движением автотранспорта и высокой загазованностью воздуха над ними.

Многодневные походы и путешествия на велосипедах совершаются, как правило, группами по 4—6 человек . Такая группа считается наиболее компактной и мобильной, способной быстро оказать необходимую помощь туристу, пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, и устранить техническую неисправность велосипеда. Обязательно наличие взрослого руководителя.

При движении по маршруту большого внимания от туристов требуют подъёмы и спуски . Короткие и некрутые подъёмы можно преодолевать с ходу, длинные и затяжные лучше пройти пешком.

На спусках велосипедистам следует притормаживать с самого начала спуска , выдерживая дистанцию 10—12 м. Крутые повороты на спусках следует проезжать на малой скорости, так как на большой скорости велосипед может занести. Необходимо учитывать, что обочина бывает очень рыхлой и съезжать на неё следует очень осторожно, чтобы избежать падения из-за резкого снижения скорости движения.

Через 20—25 мин после начала движения рекомендуется сделать технический привал. Такой привал проводится для проверки технической исправности велосипедов и устранения выявленных недостатков. Скорость движения на маршруте у начинающих туристов 10—12 км/ч. Увлекаться большими скоростями не следует, так как это требует не только значительных физических затрат, но и повышенного внимания в управлении велосипедом, что лишает человека возможности видеть красоту окружающей природы.

Распорядок дня велотуристов зависит от времени года и района похода, заканчиваться дневной переход должен за 1 — 2 ч до наступления темноты.

Обеспечение безопасности велопохода

Важнейшим условием обеспечения безопасности велопохода является строгое соблюдение всеми туристами группы Правил дорожного движения.

Скорость во время движения по маршруту необходимо выдерживать с учётом состояния дороги и снижать её на спусках, особенно на дорогах с плохим покрытием, а также при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами.

Нельзя продолжать движение по маршруту в сумерки и ночью, а также при плохой видимости на дороге из-за тумана или сильной дымки. При необходимости движения в таких условиях велосипед следует вести в руках, соблюдая правила движения пешехода по дорогам.

Нужно постоянно следить за состоянием велосипеда, проводя его технический осмотр ежедневно, а любые неисправности и отклонения в работе сразу исправлять.

Высокая дисциплина в велопоходе также обеспечивает безопасность.

Проверьте себя

■ Чем привлекателен велосипедный туризм и какие особенности необходимо учитывать при подготовке к нему?
■ Какие возрастные ограничения существуют для юных велотуристов?
■ На что следует обратить внимание при подготовке велосипеда к походу в первую очередь?

После уроков

Выберите основные меры безопасности, которые необходимо соблюдать на маршруте в велопоходе, и запишите их в дневник безопасности.

Составьте список вещей и инструментов, которые вы взяли бы с собой в многодневный велопоход.

Источники

http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_06/obzh_materialy_zanytii_06.html

заставка http://www.youtube.com/watch?t=22&v=2YTRUHjn-qU

ОБЖ

6 класс

Урок 11.

Тема:

Цель: 1.Сформировать у учащихся целостное представление о велосипедном туризме, требованиях, предъявляемых к участникам велосипедного похода.

2.Познакомить с основными мероприятиями, проводимыми при подготовке к походу, обеспечением безопасности его участников, организацией движения туристов на маршруте.

3. Воспитывать культуру безопасного поведения во время велосипедного похода.

Оборудование : презентация, мультимедийный проектор, экран, памятки, тесты, тетради.

Тип урока : комбинированный

Ход урока.

I. Организационный момент

- Садитесь.

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости – преподаватели ОБЖ из других школ нашего района, но я прошу вас ребята не волноваться.

II. Сообщение темы и цели урока.

Отгадайте загадку:

На рояль я не похож,

Но педаль имею тоже.

Кто не трус и не трусиха,

Прокачу того я лихо.

У меня мотора нет.

И зовусь я …( велосипед).

О каком походе мы будем сегодня говорить?

Правильно. Тема сегодняшнего урока Велосипедные походы и безопасность туристов (слайд 1). Как вы думаете, с чем сегодня мы познакомимся?

Слайд. Вывод. На уроке мы должны познакомиться с

1. Основными особенностями велосипедного туризма и требованиями, предъявляемыми к его участникам.

2. Подготовка к велосипедному походу.

3. Особенности личной безопасности участников велосипедного похода .

III. Проверка домашнего задания.

    Давайте вспомним с вами материал предыдущих уроков.

Скажите, что такое поход? ( Поход - организованное передвижение группы людей с определенной целью)

По способу передвижения какие бывают походы? (пешие, велосипедные, конные, водные, на лыжах).
- По продолжительности какие бывают походы? (однодневные, многодневные, походы выходного дня).

Назовите основные особенности водного туризма?

Назовите основные опасные факторы водного туризма?

Расскажите, как подготовиться к водному путешествию?

2. Ответьте на вопросы теста.

1. Каков режим переходов во время пешего похода по равнинной местности?

А).30 минут движения 30 мин отдых.

Б). 40 мин. движение 10-20 мин. отдых.

В). 1 час движение 20-30 минут отдых.

2. При походе в горной местности, каков должен быть режим движения и отдыха?

А). 45 минут движение 15 мин отдых.

Б). 40 мин. движение 30 мин отдых.

В). 1 час движение 20 мин. отдых.

3. . Через какое время делают минутную остановку при затяжном подъёме в горах?

А). Через каждые 5- 7 минут.

Б). Через 10-15 минут.

В). Через 15-20 минут.

4. С какой стороны нужно вытаскивать из воды в лодку тонущего?

А). С левого борта.

Б). С правого борта.

В). С кормы.

5. Какое оптимальное расстояние между лыжниками во время лыжного похода в хорошую погоду?

А). 8-10 м.

Б). 4-5 м.

В). 6-7 м.

6. . С чего следует начинать при подготовке к лыжному походу?

А). Смазки лыж.

Б). Подборки лыжных палок.

В). Укрепления физического здоровья и закаливания.

7. В каких местах в горах нельзя разбивать бивак?

А). На полянах с высокой травой.

Б). В устьях высохших рек.

В). Вблизи высоких деревьев.

8. В какой части лодки во время водного похода должны находиться спасательные круги?

А). В носовой части.

Б). В кормовой части.

В). За бортом, привязанные к лодке верёвкой.

    Взаимопроверка результатов теста.

1) б, 2) а, 3) б, 4) в, 5) а, 6) в, 7) б, 8) а.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте тест (слайд). Поставьте друг другу оценки.

I V . Работа над новой темой.

    Рассказ учеником стихотворения про велосипед.

Велосипеды - это ветер,
С пригорков бреющий полёт.
Быстрее средства нет на свете
Без топлива идти вперёд.

Свобода в выборе дороги,
Просторы пашен и лугов.
Легко педали крутят ноги,
А ночь - у речек иль прудов.

Что такое велосипед? Слайд. (Велосипед - транспортное средство, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой человека).

Почему велосипед получил такое название? По латыни "velox" значит "быстрый" и "pedis"- "ноги". Вот и получилось "велосипед", то есть "быстроногий".

    Сообщение. История развития велосипедного туризма (слайд).

Сейчас мы познакомимся с историей развития велосипедного туризма.

История велотуризма теряется в глубине веков. К первым велотуристам можно причислить путешественников, которые, за неимением лучшего взгромождались на лошадей, ослов, ишаков и верблюдов. Прошли века, прежде чем гуманизм и борьба за права животных, при содействии и развитии науки и техники позволили людям пересесть на нормальное двухколесное устройство с педально-ножным приводом. Пролетело ещё более 100 лет, прежде чем это увлечение стало по-настоящему массовым и начало принимать цивилизованные формы.

Первый туристический клуб в России появился в Санкт-Петербурге в конце 19-го века, его ядром являлись любители езды на велосипедах. Новую историю велотуризма принято исчислять с 1958 года, когда образовался Ленинградский клуб туристов (ЛКТ), который по секциям объединил все существующие тогда виды туризма, в том числе и велосипедный. Пик вело туристской активности, пришелся на вторую половину 70-х годов и 80-е годы, когда группы ленинградских велотуристов совершили экспедиции высокой сложности по Кавказу, Памиру, Тянь-Шаню, Алтаю.

3. Продолжает учитель. Слайд.

Для юных велотуристов существуют определённые возрастные ограничения. Управлять велосипедом на дорогах Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет. И участвовать в велосипедных туристических походах также с 14 лет. Однако этот возраст решением соответствующих органов республик в составе Российской Федерации, краёв, областей может быть снижен, но не более чем на 2 года.

Но юным туристам, достигшим 12 лет, можно участвовать вместе с родителями в велосипедных походах выходного дня.

Слайд. В последние годы велосипедный туризм становится все более популярным видом отдыха. Рост его популярности связан с модой на здоровый образ жизни в целом, поскольку велоспорт является одним из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма. Он привлекает не только ощущением скорости, свободы, но и интересными экскурсиями, улучшает свою физическую форму. а также возможностью полноценного отдыха на природе. Велотурист может проехать значительное расстояние. Велосипедные походы могут быть однодневными и многодневными, одиночными и групповыми. Они могут проходить по пересеченной местности и по ровным дорогам. В велопоходе, в отличие от других видов велоспорта, отсутствует соревновательный аспект - туристам совершенно не нужно приходить к финишу быстрее других.

Слайд. В зависимости от целей и протяженности велопохода осуществляется выбор для него. Так, если поход преимущественно будет проходить по пересеченной местности, особенно в горах, то для него больше подойдет . Если же маршрут похода проложен большей частью по ровным дорогам, то подойдет обычный или вариант (для непродолжительных путешествий). В общем, при выборе велосипеда нужно руководствоваться соображениями удобства и надежности. Помните, что вам придется провести в не один день.

    Слайд.

При подготовке к любому велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед. Велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал. При движении в темное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком белого цвета, а сзади – светоотражателем красного цвета. Нужно выявить и устранить неисправности и отклонения от нормальной работы, особенно подвижных Частей; протереть и смазать все трущиеся детали; проверить балансировку колес и накачку шин; укрепить багажник. После этого необходимо опробовать велосипед на ходу.

Слайд. В процессе подготовки к походу следует продумать и подобрать снаряжение с учетом длительности и сложности маршрута. В снаряжение велотуриста кроме обычных вещей, традиционных и необходимых в любом туристском походе (например, палатка, рюкзак посуда, костровое оборудование и т.п.), обязательно входит ремонтный набор (даже при однодневном походе). Обычно в ремонтный набор входят: комплект гаечных ключей, плоскозубцы, отвертка, резиновый клей, резина для заплат, ножницы, велосипедный насос и запасные детали (запасная шина или камера, гайки, шайбы, шарикоподшипники, спицы, тормозные колодки и др.).

Одежда велотуриста должна соответствовать его походному стилю и удобству при передвижении на велосипеде. Необходимо иметь с собой две пары трусов и маек с короткими рукавами, ковбойку, легкий хлопчатобумажный костюм, короткие (до колен) брюки или шорты, 3 - 4 пары хлопчатобумажных носков и велоперчатки. На случай холодной погоды не будут лишними шерстяной свитер, шерстяные носки, перчатки и штормовая куртка. В качестве головного убора целесообразно взять легкую панаму или шапочку из хлопчатобумажной ткани с козырьком. В походе, как показывает опыт, велотуристы обычно обходятся двумя парами обуви: при движении - кроссовками с твердой подошвой, на отдыхе - тапочками или сандалиями.

    Организация движения велотуристов на маршруте

Путешествовать на велосипедах можно практически по всей территории страны. Однако начинающим велотуристам рекомендуются районы, где преобладают равнинные дороги, проходимые в любую погоду, и большая часть маршрутов проложена по лесистой местности.

Специалисты советуют для велосипедного путешествия выбирать дороги местного значения с асфальтовым или песчано-гравийным покрытием. Скоростные шоссе и автомагистрали федерального значения для велотуристов не рекомендуются из-за по-вышенной опасности, обусловленной интенсивным движением автотранспорта и высокой загазованностью воздуха над ними.

Многодневные походы и путешествия на велосипедах совершаются, как правило, группами по 4 - 6 чел. Такая группа считается наиболее мобильной, способной быстро оказать необходимую помощь пострадавшему туристу и устранить техническую неисправность.

При движении по маршруту повышенного внимания от туристов требуют подъемы и спуски. Однако короткие и некрутые подъемы можно преодолевать с ходу, а длинные и затяжные лучше пройти пешком. На спусках велосипедистам необходимо притормаживать с самого начала спуска, выдерживая при этом дистанцию до другого велотуриста, равную 10-12 м.. Крутые повороты на спусках целесообразно проезжать на малой скорости, так как на большой скорости велосипед может занести. При езде необходимо учитывать также, что обочина бывает рыхлой и съезжать на нее следует очень осторожно, во избежание падения в связи с резким снижением скорости движения.

Рекомендуется через 20 - 25 мин после начала движения сделать технический привал. Его проводят в целях проверки технической исправности велосипедов и устранения выявленных недостатков. Скорость движения на маршруте у начинающих туристов не должна превышать 10-12 км/ч. Увлекаться большими скоростями не следует, так как это требует не только значительных физических затрат, но и повышенного внимания в управлении велосипедом, что лишает человека возможности видеть красоту окружающей природы.

Распорядок дня велотуристов зависит от времени года и района похода. Заканчиваться дневной переход обязательно должен за 1 -2 ч до наступления темноты. Важнейшим условием обеспечения безопасности велопохода является неукоснительное соблюдение всеми туристами группы Правил дорожного движения.

Скорость во время движения по маршруту необходимо выдерживать с учетом состояния дороги и снижать ее на спусках, особенно на дорогах с плохим покрытием, а также при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами. Туристы должны знать, что запрещено продолжать движение по маршруту в сумерки и ночью, а также при плохой видимости на дороге из-за тумана или сильной дымки. При необходимости движения в таких условиях велосипед следует вести в руках, соблюдая правила движения пешеходов по дорогам. Опытные туристы советуют постоянно следить за состоянием велосипеда, проводить ежедневно его технический осмотр, а любые неисправности и отклонения в работе сразу исправлять. Высокий уровень дисциплины в группе велотуристов также обеспечивает безопасность.

    Безопасность в велосипедном походе.

Итак, вы сели на велосипед и колесите по большим и малым дорогам. Как же обеспечить безопасность в велопоходе?

Во-первых, соблюдайте правила дорожного движения. Велосипедист для водителя - хуже обезьяны с гранатой. Велосипед куда маневреннее автомобиля. Поэтому велосипед на дороге - объект внимания № 1. Вас объедут, пропустят, лишь бы не иметь проблем. Все, что от вас требуется, - вести себя согласно ожиданиям водителей. Помните, что велосипеду отведен только край правой полосы или обочина, перекрестки с дорогами шириной более одной полосы надо переходить спрыгнув с седла.

Если вы передвигаетесь в темное время суток, обязательно навесьте сзади красный катафот, а лучше фару - велосипедиста ночью не видно дальше десяти метров, вас попросту могут сбить.

Путешествуя в горных районах, не ленитесь проверять исправность тормозов. Они ваш оплот и надежда. Не пускайтесь в путь только с одним исправным тормозом: отказал один, может отказать и второй. Сильно разогнавшись на спуске, не стоит тормозить резко. Во-первых, вас занесет. Во-вторых, тормоза, стоящие на большинстве велосипедов, могут не выдержать нагрузки.

Шлем и щитки на ноги еще никому не приносили вреда. Другое снаряжение для профессионалов должно соответствовать вашему уровню "мастерства". Если вы каким-либо образом фиксируете ноги на педалях, надевайте также и защиту или хотя бы шлем. Класс экипировки должен соответствовать не только вашим навыкам, но и различным элементам снаряжения.

    Закрепление. Решение ситуативных задач.

Теперь Вам предстоит решить ситуативные задачи. Для того чтобы Вы нашли правильное решение по выходу из сложной ситуации, Вам предлагаются памятки. (Приложение: памятка).

а) Откройте памятки. Познакомьтесь с требованиями для велосипедистов по обеспечению безопасности в велосипедных походах (самостоятельно).

Ситуация № 1.

Во время велосипедного похода сломался велосипед. Ваши действия.

б) Прочитайте выдержки из правил дорожного движения, что велосипедисту запрещается на дорогах (самостоятельно).

Перечислите, что запрещается велосипедисту по правилам дорожного движения?

6. Теперь проверим себя. Слайд.

Теперь проверим себя.

1.С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам?

2. Какой знак является разрешающим для поездки на велосипеде?

3.Что нужно обязательно проверить перед каждой поездкой на велосипеде?

Ответ:

1.Проверить давление в шинах, исправность тормозной втулки заднего колеса, а также прочность соединения полурам.

2. Очистить механизм от пыли и грязи.

3. Проверять ничего не нужно.

V . Подведение итогов урока.

а) Рефлексия

Скажите, ребята, а нам было ли сегодня скучно на уроке? Почему?

Какой вопрос или задание вам больше всего понравился?

б) Выставление оценок

V I . Домашнее задание. Слайд.
Изучите § 2.5 учебника по вопросам и выполните одно задание на выбор:

    Подберите загадки к данной теме.

    Найдите и выучите стихотворение про велосипед.

Запись д/з в дневник


Ну, а сейчас вам слова напутствия:
Перед бедой не теряйся, будь смелым,
Подави страх невольный в душе.
Чтобы грамотно браться за дело,
Юный друг, изучай ОБЖ! Слайд.

Цель урока:

1. Получить знания по безопасному проведению велосипедных походов.

2. Сформировать сознательное отношение учащихся к обеспечению собственной безопасности при осуществлении велосипедных походов.

Задачи урока:

1. Изучить составляющие элементы безопасности на этапе подготовки к проведению велосипедных походов.

Время: 1 час

Форма проведения урока: беседа с элементами опроса учащихся по ранее изученному материалу.

Учебно-методическое обеспечение урока:

2. Компас.

3. Таблицы для расчета азимутов Солнца и Луны.

4. Правила дорожного движения (ПДД).

5. Велосипед.

6. Учебник ОБЖ.

7. План – конспект урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Вступительная информация для связи с предыдущими темами – 3 мин.

3. Мероприятия по обеспечению безопасности предстоящего велопохода на этапе подготовки к нему:

· выбор маршрута, дополнительное изучение вопросов ориентирования на местности и специальные тренировки по отработке действий в нештатных (аварийных) ситуациях – 5 мин;

· изучение требований ПДД к движению велосипедистов – 5 мин;

· подготовка велосипеда и снаряжения к безопасному проведению предстоящего похода – 5 мин.

· экипировка велосипедиста для велопохода – 5 мин.

· отработка навыков по оказанию доврачебной помощи — 2 мин.

4. Меры безопасности в период проведения велопоход а – 10 мин.

5. Подведение итогов и домашнее задание – 3 мин.



  • Разделы сайта