Какой меч в японии называют душой самураев. Традиционное японское оружие. Что такое закалка клинка и зачем она нужна

Основная часть японских войн велась между японцами, то есть, в рамках одного народа и одной культуры. С обеих сторон использовалось схожее оружие и близкие военные тактики и стратегии. В этих условиях особое значение приобретали такие, обычно не очень значительные факторы, как личные умения воинов во владении оружием (владение боевыми искусствами) и полководческие таланты командующих армиями.
Военные периоды истории Японии поддаются самостоятельной классификации на основе используемых в тот или иной период видов оружия. Если для европейской истории изменения вооружения и методов его использования имели последствия политического значения (а потому они не могут изучаться в отрыве от политики), то для истории Японии эти изменения имели исключительно культурное значение, а потому могут изучаться самостоятельно и отдельно.

В военной истории классической Японии можно выделить три основных периода: лука , копья и меча .

Эпоха Лука

Лук (юми) - это древнейшее японское оружие. Он активно использовался еще в доисторические времена. Стрельба из лука традиционно была известна в двух видах - как важная часть синтоистских обрядов (кюдо - "Путь лука") и собственно как военное искусство (кюдзицу - "Искусство стрельбы из лука"). Первое, как правило, практиковали аристократы, второе - самураи.

Японский лук асимметричный, верхняя половина примерно в два раза длиннее нижней. Длина лука - 2 м и более. Традиционно плечи лука делаются композитно, то есть, наружная часть - деревянная, а внутренняя - бамбуковая. В результате этого стрела практически никогда не летит прямо, что делает точное прицеливание делом большой практики. Обычная дистанция прицельного полета стрелы - около 60 метров, для мастера - до 120 метров.

Часто наконечники стрел делались полыми, чтобы при полете они издавали свистящие звуки. Считалось, что это отпугивает злых духов.

В древние времена существовали луки, которые натягивались не одним человеком, а несколькими (известны луки, которые натягивали семь человек!). Эти тяжелые луки использовались не только против людей, но и в морских сражениях для уничтожения лодок противника.

Помимо просто стрельбы из лука, важным искусством была стрельба с лошади (бакюдзицу).

Эпоха Копья

В XVI веке в Японии получили распространение европейские мушкеты, завезенные из Португалии . Они снизили значение кюдзицу практически до нуля. Одновременно с этим поднялось значение копья (яри). Поэтому период Гражданской Войны называют Эпохой Копья.

Основным тактическим приемом при использовании копья было сбивание конных самураев с коня. Падая на землю, такой воин становился практически беззащитен. Обычно копья использовались пешими воинами. Длина такого копья составляла примерно 5 метров, и владение им требовало значительной физической силы. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эпоха Меча

С установлением в 1603 году Сёгуната Токугава военное искусство как искусство "победы любой ценой" отошло в прошлое. Оно стало самодостаточным искусством самосовершенствования и спортивного соревнования. Поэтому физическую силу мастеров владения копьем заменило мастерство владения мечом (кэндзюцу).

Именно в этот период самурайский меч стал считаться "душой самурая". Он затачивается с одной, выпуклой, стороны, а вогнутая сторона служит своего рода "щитом" во время фехтования. Особые технологии многослойной ковки делают меч поразительно крепким и острым. Его производство очень долго и трудоемко, поэтому даже совершенно новый меч всегда стоил огромные деньги. Древний же меч, созданный великим мастером, - целое состояние. Распределение мечей между сыновьями всегда оговаривалось специальной строкой в завещаниях самураев.

Основными разновидностями меча были:

Древнейший прямой меч.

Кэн - древний прямой обоюдоострый меч, имевший религиозное применение и редко использовавшийся в бою.


- кинжал или нож длиной до 30 см.


Вакидзаси , Сёто или Кодати - малый меч (от 30 до 60 см).


- большой меч (от 60 см), носившийся острием вниз.


или Дайто - большой меч, носившийся острием вверх.


или О-дати - сверхбольшой меч (от 1 м и до 1,5-1,8 м), носившийся за спиной. Чаще встречается в манге, аниме и видеоиграх, чем встречался в реальной жизни.


Для тренировок также использовались бамбуковые мечи-синай (введенные Оно Такадой) и деревянные мечи-боккэн (введенные Миямото Мусаси). Последние также использовались самостоятельно как оружие для боя с "недостойным" противником, например, с грабителем.


Мужчины низших сословий имели право носить только малые мечи или кинжалы - для самообороны от бандитов. Самураи имели право на ношение двух мечей - большого и малого. Фехтовали при этом, однако, только большим мечом, хотя существовали и школы фехтования обоими мечами зараз. Считалось, что мастер определяется по умению расправиться с противником наименьшим количеством взмахов мечом. "Высшим пилотажом" считалось умение убивать, только достав меч из ножен - одним движением (искусство иайдзюцу). Такие поединки продолжались буквально доли секунды.

Менее значительные виды самурайского оружия

К вспомогательному и второстепенному оружию относились, в частности:

Бо - боевой шест. В настоящее время используется как спортивное оружие. Существует во множестве вариантов различной длины (от 30 см до 3 м) и сечения (от круглого до шестиугольного).


- оружие в виде двузубой железной "вилки". Использовалась полицией эпохи Токугава для захвата меча разбушевавшегося (обычно пьяного) самурая, а также как боевая дубинка.


- "кинжал милосердия", разновидность стилета, которая использовалась для добивания раненых.


- женский боевой нож. Использовался девушками из знатных семей как оружие для самоубийства при покушении на их честь.


- боевой нож. Часто использовался как бытовой.


- японская алебарда. Шест с прикрепленным к нему плоским лезвием. Изначально использовалась пехотинцами для повреждения ног коней противника. В XVII веке стала считаться оборонительным оружием девушек из самурайских семей. Обычная длина нагинаты составляет около 2 м.


Тэссэн ) - боевой веер. Веер со стальными спицами. Оружие военачальников. Использовался по прямому назначению, а также как небольшой щит. Иногда спицы затачивались, и тогда такой веер можно было применять как боевой топор.


Огнестрельное оружие - наибольшее распространение оно получило во времена Гражданской Войны. Речь идет об однозарядных ружьях-аркебузах, которые обычно использовали легкие пехотинцы (асигару).


После установления сёгуната Токугава огнестрельное оружие быстро вышло из употребления как "недостойное настоящего воина".

О японских мечах сложено немало легенд, зачастую не оправданных. Наверное, немало людей на вопрос о том, как называется японский меч, ответят — Катана. От части это правильно, но только отчасти. Классификация японских мечей дело непростое. Наиболее проста классификация, на мой взгляд, по длине.

Известно, что самурай носил два меча — длинный и короткий . Такая пара называлась Дайсё (букв. «больший и меньший») и состояла из Дайто («большего меча»), мы будем называть его Катана, бывшего основным оружием самурая, и Сето («меньшего меча»), в будущем Вакадзаси, служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал Кусунгобу или Танто. Если ношение большого меча Катана разрешалось только войнам самураям и аристократам, то Вакадзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.

Кусунгобу — кинжал для ближнего боя

Итак, длинный меч назывался Дайто (Катана) — 95-120 см, короткий — Сето (Вакадзаси) — 50-70 см. Рукоять Катаны рассчитана обычно на 3,5 кулака, Вакадзаси — на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей — около 3-х см, толщина спинки — 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес Катаны около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она «цуба».

Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.

Катана, имеет несколько разновидностей, одна из них — Ко-катана (кокатана) — вариант короткого катана, входящего вместе с катаной в обычный самурай-комплект холодного оружия. Рукоять кокатана прямая без дужки, клинок мало изогнутый. Описанный в отечественной литературе экземпляр имеет длину 690 мм, длину клинка 520 мм.

Кокатана разновидность катаны

Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта — кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.

Катана — это наиболее современный и совершенный вид японского холодного оружия, его производство совершенствовало веками, предшественниками катана были:

    Тати — меч, распространенный в Японии с X по XVII в, по длине равный Катана. Хотя мечи Катана также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у Тати. Отличается также их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже, чем у Тати. Имеет круглую цубу. Тати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.

    Танто — малый самурайский меч.

    Козука — японский боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа.

    Та-чи — однолезвийный меч малой кривизны, носимый за спиной. Общая длина 710 мм.

Помимо Дайсе самурай мог носить еще и Нодати — «полевой меч» с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м., иногда его длина достигала трех метров! Таким мечем орудовало сразу несколько самураев и единственное применение его было — поражение конных войск.

Нодати

Катана — самый крепкий меч в мире

Технология производства катана очень сложна — специальная обработка стали, многослойная (многократная) ковка, закаливание и т. д. Катана — самые крепкие в мире мечи, они способны разрубать материалы практически любой твердости, будь то мясо, кости, железо. Мастера владеющие искусством ведения боя на катана в битве с воином, вооруженным обычным европейским мечом, могли разрубить этот меч на две части, сила удара самурая и сталь катана позволяли это делать (Монучи — часть лезвия клинка у японского клинкового оружия, на которую приходится основная сила удара).

Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий. И Катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на «блок-удар» почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар.

Слабости катаны

Говоря же об особенностях технологии изготовления самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно, обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим, если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить Катану даже короткой булавой (или окинавскими нунчаками, которые специально применялись для ломания самурайских мечей). И если европейский меч ломается обычно на расстоянии ладони или в двух пальцах от гарды, то японский — на расстоянии 1/3 или 1/2 длины клинка от гарды.

Да, правдивы и те истории когда Катаной разрубали метал. Это возможно! Документально зафиксировано, при ударе мастера таким клинком, скорость кончика меча (Кисаки) превышала скорость звука . А если учесть и то, что мечи Катана одни из самых прочных в мире, то вывод напрашивается сам.

Тати — меч по длине равный Катана

Японский длинный меч тати. Хорошо виден волнистый узор хамон на клинке.

Самые древние катана ручной работы (ножны для катана тоже ручной работы украшались орнаментом), ценятся больше всего и передаются из поколения в поколения как семейная реликвия. Такие катана стоят очень дорого, особенно если на ней можно увидеть Мэи — клеймо с именем мастера и годом изготовления на хвостовике японского клинкового оружия — какого ни будь известного мастера.

Многие мастера оружейники из разных стран пытались скопировать катана, в результате этого получились такие известные мечи как: Три — тибетский меч, копирующий самурайский; Тайцзиньцзянь (китайский меч великого предела) разновидность цзяня; Меч корейский, японское название катана в VII-XIII вв.; и др. Но, настоящие катана можно найти только в Японии, а если катана изготовлен не в Японии — это уже не катана!

Составные части катаны:

  • Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) - Фути (Fuchi),
  • Шнур - Ито (Ito),
  • Лезвие - Ками,
  • Верхнее кольцо (головка) рукояти - Касира (Kashira),
  • Вход в ножны - Коигути (Koiguchi),
  • Оконечность ножен - Кодзири (Kojiri),
  • Петля для завязок - Куриката (Kurikata),
  • Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти - Мэкуги (Mekugi),
  • Украшение на рукояти под (или над) оплеткой - Мэнуки (Menuki),
  • Хвостовик - Накаго,
  • Завязки - Сагэо (Sageo),
  • Кожа ската на рукоятку - Самэ (Same),
  • Ножны - Сая (Saya),
  • Прокладка между гардой и кольцом (шайба) - Сэппа (Seppa),
  • Молоточек для разборки меча - Тэцу,
  • Клинок - Тосин,
  • Гарда - Цуба (Tsuba),
  • Рукоять - Цука (Tsuka),
  • Оплетка - Цукамаки,
  • Муфта для фиксации меча в ножнах - Хабаки.

Японский короткий меч вакидзаси. Клинок и меч в ножнах.

Вакидзаси - короткий традиционный японский меч.

В основном использовался самураями и носился на поясе. Длина клинка - от 30 см до 61 см. Общая длина 50-80 см. Вакидзаси похож по форме на катану. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.

В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаси. А так же когда самурай одевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану и вакидзаси одновременно.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану.

Более правильная классификация: Hесколько условно можно произвести классификацию оружия по длине клинка. «Танто» должен иметь клинок не короче 30 см и не длиннее 40 см, «вакидзаси» — от 41 до 60 см, «катана» — от 61 до 75 см, «тати» — от 75 до 90 см. «Одати» от 3-х сяку 90,9 см. Самый большой сохранившийся до наших дней одати имеет длину 3 м 77 см.

Перевод Елена Семашко

Самураи – легендарные воины и, возможно, самый известный класс людей в древней Японии. Они были благородными бойцами и боролись со злом (и друг с другом) при помощи мечей и ужасающего внешнего вида, следовали строгим моральным правилам, которые управляли всех их жизнью.

Это была та информация, которой владеют многие, однако на самом деле, есть много того, чего мы не знаем о самураях…

10. Женщина-самурай

Хотя «самураи» - это понятие, обозначающее мужчину, японский социальный класс «буши» (сословие самураев) тем не менее, предоставляет свидетельства, что существовали женщины, получившие ту же подготовку в искусстве боя и стратегии. Этих женщин называли «онна-бугейша», и известно, что они участвовали в поединках наряду с соперниками-мужчинами.

Так как исторические документы предоставляют относительно мало информации об этих воинах-женщинах (традиционная роль женщины этого сословия была поддерживать домашний уют), мы можем предположить, что их было очень мало. Тем не менее, недавние исследования свидетельствуют о том, что японки участвовали в битвах гораздо чаще, чем об этом пишут историки. Когда провели тест ДНК человеческих останков на месте битвы СенбонМатсубару 1580 года, 35 из 105 тел были женскими. Подобные исследования в других местах показали тот же результат.

9. Доспехи

Самое странное, что известно о самураях, это, пожалуй, их необычные, богато украшенные доспехи. Но каждая их частичка имела свою функцию. Доспеха самурая, в отличие от доспехов европейца, всегда создавались для мобильности. Хорошие доспехи должны были быть прочными, но достаточно гибкими, чтобы тот, кто их носит, мог свободно двигаться на поле боя. Доспехи делали из лакированных пластин из металла или кожи, связанных вместе кожаным или шелковым шнурком. Руки защищали прямоугольные накладки на плечи и легкие армированные рукава. Правая рука часто была без этого рукава, чтобы не ограничивать в движении.

Самая странная часть доспехов, шлем кабуто, также служил своей цели. Задняя часть была сделана из металлических пластин, а передняя, что защищала лицо и лоб, завязывалась сзади снизу и сверху шлема. Самая интересная часть шлема- защита шеи. Она защищала воина от стрел и мечей со всех сторон. На некоторых шлемах также наносили орнамент или дополнительные украшения, например, нарисованные усы, демонические маски, которые с одной стороны были средством защиты, с другой - отпугивали врага. Внутри шлема находилась кожаная кепка, которая обеспечивала удобство.

Хотя многое в самураях изменялось с годами, их доспехи всегда оставались неизменными. Они были настолько хорошо и эффективно сделаны, что армия США взяла их за образец при создании современных бронежилетов.

8. Гомосексуализм

Немногие знают, что самураи были не очень целомудрены, когда дело касалось половых отношений. Они не только признавали существование однополых связей, но и поощряли это. В основном это были отношения между опытным самураем и его молодым учеником. Это называли «вакашудо» (путь молодых), и, по сведениям, это практиковалось всеми самураями. Фактически, вакашудо было настолько распространено, что было странно, если кто-то этим не занимался.

Хотя вакашудо – неотъемлемая часть жизни самурая, история об этом умалчивает. Также в популярных воплощениях самурая в кино, представленные Акирой Куросава и актером ТошироМифине, не говорится об этом ни слова.

7. Западные самураи

Те, кто смотрел фильм «Последний самурай» знают, что при определенных обстоятельствах даже не японцы могли стать самураями. Особой чести удостаивались только могущественные лидеры, например, даимиос (территориальные лорды) или шоган (военачальник).

В истории есть сведения о четырех людях с запада, которые удостоились чести назваться самураем: искатель приключений Вилиам Адамс, его коллега ДжанДжостенванЛоденстейн, офицер морского флота Юджин Колаш, и торговец оружием Эдвард Шнел.

6. Цифры

Многие думают, что самураи были либо боевой элитой (как Спецназ в России) или небольшой кастой дворянского сословия. Изначально слово «самурай» означало «тот, кто служит для дворян». Со временем, понятие расширилось и стало означать класс буши, а именно воинов среднего и высшего сословий.

Это значит, что в Японии было гораздо больше самураев, чем мы думали. В лучшие времена 10 процентов населения Японии были самураями. Из-за большой численности и долгого влияния, говорят, в крови каждого японца течет кровь его предков самураев.

5. Мода

Самураи были иконами стиля своего времени, и их стиль одежды очень сильно повлиял на моду того времени. Хотя, за исключением нескольких официальных церемоний, самураи не стремились поразить своим одеянием. Хотя их доспехи были совершенными, каждая их часть имела свою функцию.

Самураи одевались для скорости, путешествий и свободы движений. Их обычная одежда состояла из широких штанов хакама и кимоно, или хататаре, запахивающийся жилет с заостренными плечами. Таким образом, руки оставались свободны, а жилет можно было быстро снять при неожиданной атаке. Кимоно обычно делали из шелка из-за его прохлады, мягкости и красивого внешнего вида. Из обуви носили деревянные сабо или сандалии.

Самой отличительной чертой «моды» самураев была их прическа. Все люди высшего сословия, кроме буддистских монахов (они брили головы), носили пучок на голове сотни лет. Возможно, сочетание пучка и бритой головы было необходимостью: так было удобнее носить шлем.

4. Оружие

Так как самураи были солдатами, они пользовались различным оружием. Традиционный меч «чокуто» был меньше и тоньше мечей средневековых рыцарей.

С развитием технологии изготовления мечей, самураи переключились на изогнутые мечи, из которых потом получился катана. Катана – самый известный тип меча в мире и, конечно, самый известный тип самурайского оружия. Бушидо (кодекс самурая) гласил, что душа самурая находится вего катана.

Некоторые самураи не использовали другого оружия, но другие были более практичны. В распоряжении самураев было различное оружие. Многие использовали длинный лук юми. На поле бои широко использовались копья. После распространения пороха в 16 веке, вместо лука уже использовали огнестрельное оружие и пушки. На дальние расстояния брали танегашима, ружье с кремневым замком.

3. Образование

Так как самураи были благородным сословием своего времени, они были больше, чем только воины. Большинство самураев были образованы. Когда только немногие европейцы могли читать, грамотность среди самураев была на высоком уровне. Также они изучали математику.

Бушадо гласил, что самурай должен совершенствоваться во всем, даже если это не относится к искусству боя. Поэтому самураи участвовали в разных культурных и актерских представлениях. Поэзия, сады камней, монохромный рисунок, чайная церемония – все это было частью самурайской культуры. Также они изучали каллиграфию, литературу и икебана.

2. Физические характеристики

Доспехи и оружие делали самураев гигантами, такими же их изображали на полотнах. Но это далеко от правды. На самом деле самураи были небольшого роста (от 160 до 165 см) и довольно худые. Для сравнения, европейские рыцари были ростом 180-185.

Более того, самурай не обязательно был чистейшим представителем расы. По сравнению с обычным японцем, часто у самураев было больше волос на теле и их кожа была светлее. Даже их профиль был более европейским. Это дает право полагать, что предками самураев была этническая группа Аину, которые ранее в истории были объектом дискриминации.

1. Харакири

Самое страшное, что мы знаем о самураях, это харакири (или сеппуку). Самурай должен совершить это самоубийство, если он не последовал кодексу самурая или чтобы его не взяли в плен враги. Сеппуку мог быть совершен как по своей воле, так и в виде наказания. В любом случае, это был достойный способ умереть.

Многие знают о сеппуку, совершенных на поле боя. Воины вонзали себе в живот клинок и двигали им вправо и влево. В этом случае другой человек, обычно это был друг самурая, отрубал ему голову, иначе смерть была бы очень мучительной.

Но традиционный сеппуку – это долгий ритуал, который начинается церемониальным омовением. Затем самурай одевался в белое, ему подавали его любимое блюдо. После окончания трапезы на его пустую тарелку клали кинжал. Далее он писал традиционное стихотворение танка, где говорил свои последние слова. После этого он брал кинжал, оборачивал его тканью, чтобы не поранить руку, и выполнял обряд. Также его помощник лишал его жизни отрубанием головы. Но это должно было быть сделано так, чтобы голова самурая не упала, а, держась на небольшом куске плоти, опустилась ему на грудь.

Copyright сайт © - Елена Семашко

А теперь чем славятся японцы? Хорошей электроникой, извращениями... Но больше электроникой. И для того, чтобы обслуживать такую технику иногда требуются профессионалы. Что такое снпч для принтера? Система Непрерывной Подачи Чернил. Да, её изобрели японцы и она позволяет увеличить срок службы вашему цветному струйному принтеру и превратить его в маленькую фотостудию

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Самураи были легендарными воинами, и, пожалуй, это наиболее знаменитый класс Японии. Они были благородными бойцами, сражающимся против зла (и друг против друга) с помощью мечей и в устрашающей броне, и следовали строгому моральному кодексу, который управлял всей их жизнью.

На самом же деле, популярные легенды рассказывают о самураях далеко не всё. Например:

1. Женщины-самураи

Слово «самурай» традиционно применяется только по отношению к мужчинам. Японский класс буси, к которому они принадлежали, делал возможным учить боевым искусствам и женщин - такие женщины назвались онна-бугэйся и участвовали в войнах наряду с мужчинами. Их оружием, как правило, была нагината - копьё выше человеческого роста с лезвием, напоминающим длинный кривой меч. Это оружие по сравнению с остальным было относительно лёгким и вполне эффективным.

Исторические тексты заставляют предположить, что женщин-воительниц среди всех женщин Японии дворянского происхождения было мало - традиционно японские дворянки довольствовались ролью домохозяек. Тем не менее, последние исследования доказывают, что женщины участвовали в боевых действиях гораздо чаще, чем написано в учебниках по истории. Например, был проведён анализ ДНК останков участников одного крупного сражения, и оказалось, что 35 из 105-ти принадлежали женщинам.

2. Броня

Самым необычным атрибутом самураев является, пожалуй, их странная, но красивая и богато изукрашенная броня. В отличие от доспехов европейских рыцарей, самурайская броня предназначалась в основном для мобильности.

Хорошая броня должна была быть прочной, но при этом достаточно гибкой, чтобы позволить владельцу свободно двигаться на поле боя. Она представляла собой пластины из кожи или металла, покрытые лаком, тщательно подогнанные друг к другу с помощью кожаных или шёлковых шнурков. Руки были защищены массивными прямоугольными щитками, а на месте локтевого сгиба оставался просвет. Правую руку часто оставляли без защиты для обеспечения максимальной свободы движений.

Самая странная часть брони - это шлем кабуто: чаша делалась из скованных вместе металлических пластин, в то время как лицо и лоб защищались доспехами, привязываемыми по кругу за головой и под шлемом. Самой популярной конструкцией был шлем, похожий на знаменитый шлем Дарта Вейдера - такой головной убор мог защитить владельца от мечей и стрел со всех сторон.

Также на многих шлемах были украшения и присоединяемые отдельно части, в том числе усатые демонические маски менгу, одновременно защищающие лицо и устрашающие врага. Для обеспечения мягкости в качестве подшлемника использовался кожаный платок.

Хотя самурайская броня с течением времени претерпела значительные изменения, внешний вид для неопытного наблюдателя в целом оставался одинаковым. На самом деле, броня самураев была настолько эффективна, что армия США переняла у них конструкцию своих бронежилетов.

3. Гомосексуализм

Самураи были незакомплексованными людьми, когда дело доходило до сексуальных отношений. Как и многие другие культуры воинов, например, спартанцев, самураи не только считали однополые отношения нормальными, но и активно поощряли их. Сексуальные отношения возникали, как правило, между молодыми учениками и учителем, который их тренировал - эта практика была известна как вакасюдо («путь молодёжи») и практиковалась почти всеми представителями класса буси.

Хотя вакасюдо считалась одним из основополагающих аспектов пути самурая, история сохранила об этом мало сведений - например, в массовой поп-культуре этот факт почти никогда не афишируется.

4. Западные самураи

Читатели, которые видели фильм «Последний самурай», знают, что при особых обстоятельствах не-японец мог сражаться на стороне самураев или даже сам стать таковым. Это была особая честь, включающая в себя получение самурайского оружия и нового японского имени. Оказать её могли только особые лидеры вроде даймё (лордов-землевладельцев) или сёгуна (военачальника).

Известны четверо западных мужчин, получивших звание самурая: авантюрист Уильям Адамс, его напарник Ян Йостен ван Лоденстейн, офицер ВМС Евгений Колач и торговец оружием Эдвард Шнелл. Адамс был самым состоятельным и влиятельным человеком из всех четверых - он стал советником самого сёгуна.

5. Количество

Многие думают, что самураи были немногочисленными элитными войсками вроде современного российского спецназа или же небольшой, строго определённой дворянской кастой. Тем не менее, фактически весь социальный класс буси состоял из самураев. Первоначально слово «самурай» означало «те, кто часто посещает дворян». Со временем значение изменилось и стало ассоциироваться с представителями класса буси среднего и высшего уровня, в частности, с солдатами.

Это означает, что таких воинов было довольно много. На пике своего расцвета до 10% населения Японии принадлежали к самураям. Так что, по крайней мере, у половины современных жителей Японии в жилах течёт кровь самураев.

6. Мода

Самураев можно назвать рок-звёздами своего времени: их стиль одежды сильно влиял на моду той эпохи. Тем не менее, за исключением торжественных случаев, сами самураи в повседневной жизни одевались неброско. Хотя их повседневный костюм был сложным, каждый аспект был разработан в соответствии с потребностями воинов.

Костюм должен был обеспечивать скорость и свободу передвижения. Обычный наряд состоял из штанов хакама и кимоно или хитатарэ - двуполого жилета, набрасываемого на плечи. Обычной частью костюма было оружие, а хитатарэ мог быть мгновенно сброшен в случае нападения. Кимоно были сделаны из шёлка, что обеспечивало как красивый внешний вид, так и прохладу. В качестве обуви использовались деревянные башмаки или сандалии.

Самой распространённой причёской был пучок. За исключением буддийских монахов, которые брили головы, люди всех сословий носили пучок в течение сотен лет. Привычка объединения пучка волос с частично выбритой головой, возможно, развилась из необходимости - с выбритым лбом было удобнее носить шлем.

7. Оружие

Самураи использовали различные виды оружия. Первоначально оружием служил меч под названием тёкуто - тонкая уменьшенная версия прямых мечей, позже использовавшихся средневековыми европейскими рыцарями. По мере совершенствования оружейного дела самураи постепенно перешли на изогнутые мечи, которые в конечном итоге превратились в катаны. Катану, пожалуй, можно назвать самой знаменитой разновидностью меча в мире и, безусловно, самым знаковым оружием самураев.

Кодекс самураев бусидо диктовал, что душа самурая заключена в его катане, и это возводило её в ранг самого важного оружия. Обычно катаны использовались в паре с дайсё, укороченной копией основного меча, бывшей символом статуса - дайсё имели право носить исключительно самураи.

Однако мечи были не единственным оружием. Не менее часто использовались юми или луки, поскольку, в конечном счёте, личная храбрость на поле боя стала цениться меньше, чем тактика и планирование. Когда в XVI-м веке появился порох, самураи отказались от луков в пользу огнестрельного оружия и пушек. Предпочтение отдавалось танэгасима - кремневым ружьям, популярным среди самураев эпохи Эдо и их слуг.

8. Образование

Члены класса самураев были гораздо большим, чем простые воины - большинство из них получали блестящее образование. В то время читать могли очень немногие европейцы, а вот уровень грамотности среди самураев был чрезвычайно высок, также они обучались и математике.

Бусидо диктовал, что самурай должен стремиться к самосовершенствованию множеством способов, в том числе не связанных с боевыми искусствами. Вот почему самураи оказали немалое влияние на культуру: они писали стихи, картины монохромными чернилами и были специалистами в чайной церемонии - всё это было обычными аспектами их культуры. Также они изучали такие предметы, как каллиграфия, литература и флористика.

9. Физические характеристики

Внушительная броня и оружие часто заставляют самураев казаться гигантами, и именно так они изображаются в современной поп-культуре. Однако это далеко от истины: большинство самураев были низкорослыми - так, самураи XVI-го века имели хрупкое тонкое тело и рост от 160-ти до 165-ти см. Для сравнения - рост европейских рыцарей того же периода варьировался от 180-ти до 196-ти см.

Более того, благородные самураи, возможно, не были настолько чистокровными, как им хотелось бы. По сравнению со среднестатистическими японцами, их кожа была заметно светлее, а на теле было больше волос. Их профиль, а именно форма носа, также заметно напоминали европейские. По иронии судьбы, это может означать, что самураи на самом деле произошли от этнический группы айна, считавшейся низшими японцами, часто становящимися объектами дискриминации.

10. Самоубийство

Одной из самых пугающих вещей, известных о Пути самурая, является сэппуку - ритуал, также известный как харакири. Самурай должен был покончить с собой, если был не в состоянии следовать бусидо или попал в плен. Сэппуку мог быть как добровольным актом, так и наказанием, но в любом случае он рассматривался как очень почётный способ умереть.

Большинству людей известно о «полевой» версии харакири - быстром и грязном деле. Нужно было пронзить себе желудок коротким лезвием и сдвинуть его слева направо - по сути, самурай потрошил сам себя. Обычно ему помогал выполнить ритуал другой самурай, который в этот момент отрубал первому голову, поскольку иначе воин умирал бы крайне долго и мучительно.

Однако полный ритуал сэппуку - процесс гораздо более длительный и сложный. Начинался он с торжественного купания, затем самурай облачался в белые одежды и принимал любимую пищу, по окончании трапезы ему нужно было положить лезвие на пустую тарелку. После этого он писал песнь смерти - фактически, свои последние слова. Когда стихотворение было написано, самураю нужно было схватить лезвие, обернув предварительно руку тканью, чтобы не порезаться, и вспороть себе живот.

Разумеется, при заключительной части ритуала должен был присутствовать друг с мечом, который при отрубании головы стремился оставить небольшую полоску плоти в области шеи, чтобы голова упала вперёд и осталась в объятиях мёртвого самурая. А если бы голова откатилась в сторону случайных зрителей, это могло бы означать вечный позор.

Меч - один из главных символов Японии. Наряду с зерцалом и ожерельем из яшмы он входил в число сакральных регалий японских императоров, полученных от солнечной богини Аматэрасу-но оомиками. Поэтому меч тесно связан с культом солнца, культом императорской власти, культом предков, культом драконов и в целом выступает в качестве одного из важнейших символов жизненной силы.

Согласно мифологии синто, или синтоизма, японский меч существовал столько же, сколько и сама Япония. Как следует из японских мифов, первые синтоистские божества, создававшие Японские острова, уже были опоясаны мечами.

Меч имеет много предназначений; он является и практическим оружием ближнего боя, и аксессуаром традиционного японского костюма (придворного, ритуального, военного), и культовым артефактом буддийских храмов и синтоистских святилищ. Для современных японцев меч – это еще и произведение высокого искусства со своей собственной эстетикой, объект любования, предмет коллекционирования.

Когда на самом деле появился японский меч?

Зарождение традиции меча началось еще тогда, когда не существовало японского государства как такового. Опять-таки, согласно японским мифам, первый меч, попавший на землю Японии, известный как Амэ-но муракумо-но цуруги - «Божественный меч, разгоняющий облака», был вырезан богом Сусаноо-но микото из хвоста восьмиглавого змея Ямато-но ороти. Если опираться на археологические данные, то еще в период Дзёмон - во времена неолита, за несколько тысяч лет до нашей эры - жители японского архипелага использовали каменные мечи в культовых целях. Ритуальные бронзовые и боевые стальные мечи известны с III века до нашей эры - это время также называют периодом Яёй, когда происходила миграция переселенцев с территории нынешнего Китая и Корейского полуострова. Переселенцы привезли с собой культуру обработки и ковки металла. Примерно до VIII века японские мечи уступали своим китайским и корейским прототипам, но постепенно японские кузнецы совершенствовали мастерство ковки мечей и с течением веков добились впечатляющих успехов. Окончательно все важнейшие технологии создания японского меча, включая специфическую форму синоги-дзукури с изящной вершиной киссаки, с выраженным изгибом, с продольным «ребром» синоги, тянущимся вдоль всего клинка, сложились к моменту появления самурайского сословия – то есть примерно ко второй половине IX – началу Х века. Именно такими клинками можно было наносить страшные «секущие» удары, которыми славились японские самураи.

Из какого материала изготавливали японский меч?

Традиционный процесс создания меча – довольно сложная и многоэтапная процедура. Сначала добывали исходный материал – сатэцу. Это железосодержащий песок, который находили в горах. Склоны разрабатывали, а песок промывали в горных реках - японцы строили для этого специальную систему очистных сооружений. Очищенный «железный песок» затем помещали в архаичные плавильни татара вместе с древесным углем и различными присадками. Так выплавляли особую сталь - тамахаганэ. Буквальный перевод с японского – «сталь волшебного шара», которая имеет специфический внешний вид: она напоминает кусок метеорита и переливается разными цветами, за что ее часто называют «алмазной». В архаичных средневековых плавильнях выход стали тамахаганэ был весьма небольшой. Кроме качественной стали, в крице было много других фракций - это и чугун, и низкосортное железо с примесями. Но лишь самая чистая сталь шла на ковку клинков.

Александр Синицын :

Производство тамахаганэ, да и ковка клинка в целом, воспринималось средневековыми японцами как магический процесс, напоминающий алхимический ритуал. Японцы верили, что в создании меча принимают участие синтоистские божества и задействуются пять стихий – Металл, Дерево, Огонь, Земля и Вода. Кузнецы и плавильщики в этом процессе выступали не только как мастера-ремесленники, но и брали на себя определенные функции синтоистских жрецов. Они соблюдали пост, блюли ритуальную чистоту, творили молитвы. Считалось, что и в стали тамахаганэ, и в клинке есть своя тама – сакральная сила или душа.

Как ковали клинок?

Процесс ковки клинка был самым настоящим священнодействием. Он проходил в несколько этапов, каждый из которых был очень ответственным, от каждого этапа зависел успех или неуспех всего дела. Ковался клинок в кузнеце, где использовались горн, ручные двухкамерные мехи, наковальни, молоты, щипцы, чаны с водой для закалки.

Для того чтобы выковать клинок, куски тамахаганэ проковывали в пластины. Одна из пластин прямоугольной формы служила основой – к ней приваривали рукоять, а остальные разбивали на более мелкие части. На пластину-основу в несколько слоев (десять и более) клали разбитые куски других пластин. Этот пакет заворачивали в японскую бумагу и присыпали мелко нарубленным древесным углем, помещали в горн, накаляли докрасна, затем проковывали на наковальне. При проковке получившуюся заготовку клинка многократно изгибали в нескольких направлениях - от 15 до 25 раз. Благодаря этому в будущем клинке образовывалось несколько сот тысяч тончайших слоев стали, состоящей из крепчайших микрокристаллов. Такую особую слоистую сталь называют «дамаском». «Дамасская» сталь одновременно была и необыкновенно твердой, и гибкой, способной резать «обычную» сталь и не ломаться. После проковки полосу «вытягивали» и придавали будущему клинку почти окончательную форму.

Что такое закалка клинка и зачем она нужна?

Когда ковка завершалась, клинок закаливали, чтобы сталь стала еще прочнее. Эта процедура была не менее ответственной, чем ковка.

Японская закалка имела свою специфику: сначала клинок покрывался закалочной пастой, состоящей из качественной глины, угольный пыли и различных присадок. Затем кузнец специальной палочкой счищал пасту с области, которая была ближе к лезвию, оставляя пасту на обухе и в средней части клинка. Затем клинок опять накаляли добела – при этом лезвие, свободное от пасты, нагревалось гораздо сильнее. Раскаленный клинок помещали в чан с водой, где он сразу же остывал. При остывании клинок на глазах менял форму изгиба – и, наконец, остывал; при этом на лезвии оставалась яркая линия закалки – хамон, «узор лезвия». Закаленный клинок отдавали полировщику тогиси, и он полировал его специальными камнями до зеркального блеска. По завершении работ – если клинок удавался – мастер мог вырезать на черене свое имя дату завершения ковки.

В чем заключается особая красота японского меча?

Японский меч обладает особой, завораживающей красотой, благодаря которой он и получил мировое признание.


У японских экспертов существует понятие «три красоты» клинка. Первая красота - это безупречная, до мельчайших нюансов продуманная форма. Японская традиция выделяет большое число форм клинка и еще большее число значимых участков. Такая «продуманность» формы становится причиной ее совершенства. Вторая красота – это выведенные на поверхность клинка его слоистая фактура, образующая сложные узоры, которые могут напоминать спилы древесины, поверхность кожи горной груши, поток воды и так далее. Такой узор называется китаэ – «рисунок ковки». Третья красота – это хамон, «узор закалки», образованные яркими кристаллами мартенсита, высокоуглеродистой стали, придающими японскому клинку особое сияние лезвия, которое отличает его от клинков других традиций. Хамон может иметь разную форму – и строгую прямую линию, и волнообразную, и напоминающую зубцы пилы, гвоздичные зерна, гору Фудзи в тумане, поток с лепестками сакуры и так далее. Благодаря этим «красотам» традиционные японские клинки относят к художественному оружию, к числу произведений декоративно-прикладного искусства.

Как развивалась традиция ковки японских мечей?

Японская традиция выделяет несколько больших этапов в развитии технологии ковки меча. Каждый этап соответствовал и имевшей место исторической ситуации, и спецификой ведения боевых действий, и акцентированием той или иной функции меча.

Александр Синицын , старший научный сотрудник, кандидат исторических наук:

Период, когда технологии ковки клинков были на этапе становления, а японские кузнецы учились у китайских и корейских мастеров, называется дзёкото – «сверхстарый меч». Подобные «сверхстарые» клинки V – VIII веков у большинства народов мира либо отсутствуют вовсе, либо сохранились в виде археологических находок – полностью проржавевших фрагментов. У японцев же сохранилось относительно много клинков этого времени в более или менее приличном состоянии. Период с IX по XVI век называется кото, что значит «старые мечи», и считается пиком развития традиции японского меча. Особенно ценятся мечи, выкованные до конца XV века – к этому времени сформировались так называемые «Пять великих традиций» Гокадэн, или пять центров ковки. Это провинция Ямато с центром в Нара; Ямасиро с центром в Киото, провинция Бидзэн к юго-западу от Киото; а также два более молодых центра - провинции Сагами и Мино. К концу XVI века эти «пять великих традиций» оказались размытыми, многие старые школы кузнецов угасли вместе со своими секретами, и в целом технология ковки претерпела значительные изменения. Клинки, выкованные с конца XVI по 70-е годы XIX века стали называться син-то, что значит «новый меч», и син-син-то – «новый-новый меч». По своим качествам эти «новые мечи» значительно уступают «старым мечам» кото. В 1871 году самурайское сословие было упразднено и ношение боевых мечей было запрещено. Однако ковка клинков продолжалась. Клинки, выкованные после этого, называются гэндайто – «современные мечи», или синсакуто – «недавно выкованные мечи».

Чем современные мечи отличаются от старинных?

В период кото каждая школа (семья) кузнецов обладала собственной плавильней и собственными секретами выплавки стали тамахаганэ. В период син-то сталь для мечей стали производить на продажу, сами же кузнецы перестали содержать плавильни. В результате такой специализации тамахаганэ стали производить намного больше, но по качеству она была хуже «старого железа», секреты которого были утрачены. Это отразилось и на технологии ковки клинков.

После 1868 года вплоть до капитуляции Японии во Второй Мировой войне развитие традиции ковки шло двумя совершенно различными путями. Правительство Японии стало создавать современную армию, вооруженную современным оружием. Для офицерского состава императорской армии и флота создавали уставное холодное оружие промышленным способом. Такое оружие, известное как гунто и сингунто («военный меч» и «новый военный меч») было недорогим, неприхотливым, с прекрасными боевыми качествами – но при этом не обладало красотой «художественного» меча. После капитуляции Японии такие мечи стали изыматься и уничтожаться как не имеющее художественной ценности холодное оружие. Одновременно с производством «уставных» мечей продолжалась и ручная ковка художественных клинков традиционным способом. В настоящее время в Японии существует около 200 сертифицированных кузнецов-оружейников, которые сохраняют и развивают древнюю традицию – правда, под бдительным контролем правительства Японии. Следует также отметить, что сейчас в Японии существует только одна плавильня татара, и все клинки куются из одинаковой стали. И рассматриваются они не как оружие, а как арт-объекты и традиционные мечи-обереги маморигатана.
Экспертизу новых мечей проводит специальная организация - NBTHK (Общество по сохранению японского меча). Она ведет рейтинг клинков, от которого зависит их стоимость. Цена меча при переходе на следующий уровень увеличивается примерно десятикратно.

Кроме мечей, из той же стали тамахаганэ кузнецы изготавливают амулеты и обереги, которые популярны среди японцев, а также бытовые ножи высочайшего качества и оружие в стиле «фэнтези» по специальным заказам.

Почему самураи так ценили свои мечи?

Средневековые японские военачальники называли меч «душой самурая». В период Эдо самураи были опоясаны сразу двумя мечами – и этим выделялись среди представителей других сословий, которым запрещалось носить длинные мечи. Исключения составляли лишь главы самых уважаемых семей несамурайского происхождения - например, влиятельные купцы или врачи. Однако боевой арсенал японских воинов был весьма разнообразен и отнюдь не сводился к клинковому оружию.

Александр Синицын , старший научный сотрудник, кандидат исторических наук:

Для самурая, воина буси, меч прежде всего был сословным маркером, а также символом воинского духа. Как оружие мечи использовались в ближнем бою и по значимости уступали некоторым другим видам оружия. Так, в раннем средневековье важнейшим оружием самурая были лук и стрелы, а меч рассматривался как оружие вспомогательное. В период феодальных войн очень важное значение получило древковое оружие, копья яри и алебарды нагината. И лишь на излете японского средневековья (XVI век) меч наряду с пиками и огнестрельным оружием рассматривался как неотъемлемый элемент вооружения пехотинцев асигару, действовавших в плотном строю. В последующую относительно мирную эпоху Эдо (с 1600 по 1868 год) мечи в боевом смысле ценились прежде всего как оружие поединков и дуэлей.

`

С чем связан современный «бум» именно японских мечей, а не китайских или корейских?

Дело в том, что именно китайские мастера создали технологию многослойной ковки клинка, а уже после корейские кузнецы привезли ее в Японию. И только японский меч стал «мировым брендом».

До 1850-х существовал официальный запрет вывозить японские мечи за пределы страны. В виде исключения их преподносили как подарки зарубежным посланникам, кроме того, некоторые мореплаватели переправляли клинки нелегально.

После того как Япония открылась остальному миру, европейцы были очарованы открывшимися им произведениями традиционного японского искусства, включая и прекрасные художественные мечи. После Второй мировой войны, когда из Японии было вывезено на Запад, прежде всего в США, огромное количество антикварного оружия, японские мечи прочно вошли в моду как среди коллекционеров, так и среди широких слоев любителей восточной экзотики. Естественно, кинематограф, а затем и анимэ, стали активно использовать образ японского меча, что лишь многократно усилило его популярность.

Александр Синицын , старший научный сотрудник, кандидат исторических наук:

Именно японцы сумели сохранить старинное оружие не только собственного, но и континентального производства. Так, с VII века в старой столице Японии, городе Нара, существует императорская сокровищница Сёсоин, где хранятся много шедевров дальневосточного оружейного искусства. Кроме того, долгая самоизоляция Японии способствовала несколько лучшему, по сравнению с континентом, сохранению и старинного оружия, и памятников архитектуры, и произведений других искусств. Японцы прекрасно научились хранить свои ценности – наверное, в этом у них нет соперников. Японцы очень уважают свою старину – фактически, обожествляют ее, и сумели привить это уважение и европейцам после «открытия» Японии. Меч стал одним из важнейших национальных брендов, представлявших Японию и японское искусство за рубежом, начиная со второй половины XIX века. Сегодня в Японии существует немало обществ и организаций, нацеленных на дальнейшее развитие «брендовой» значимости японских мечей и готовых инвестировать в этот бренд очень значительные средства.

Какие японские мечи из коллекции Кунсткамеры можно назвать самыми интересными?

В МАЭ РАН сложилась целая коллекция традиционного японского клинкового оружия, насчитывающая около сотни мечей и боевых ножей разных видов. Среди них есть и весьма интересные экспонаты.

Господин Симада Нобуо, член Совета директоров Общества по сохранению художественного японского меча, дарит МАЭ РАН декоративные аксессуары для хранения меча тати

Александр Синицын , старший научный сотрудник, кандидат исторических наук:

В нашем музее есть два боевых ножа танто, подаренных императрице Екатерине Великой в 1795 г. от имени И. А. Штуцера, врача на службе Голландской Ост-Индской компании. Это самые ранние из сохранившихся образцов японского оружия. К сожалению, меч вакидазиси, поступивший из Голландии еще во времена Петра I и отраженный в первом каталоге Кунсткамеры, не сохранился.

Безусловно, интересен и прямой двулезвийный меч кэн, что экспонируется на постоянной экспозиции «Япония». Клинок украшен очень красивой гравюрой — изображением дракона, играющего с жемчужиной, выполненным в технике перфорации и объёмной резьбы. Кроме того, на хвостовике меча стоит подпись самого известного из японских кузнецов меча – Горо нюдо Масамунэ, основателя традиции Сагами и жившим в XIV веке. Однако меч был выкован в конце XIX века и никак не мог быть работой Масамунэ. Однако и поддельным его тоже считать нельзя – скорее всего, «подпись» великого мастера следует понимать как своеобразный декоративный мотив, ибо меч предназначался для дарения буддийскому храму или синтоистскому святилищу, и таким способ заказчик меча (даритель) выказывал божеству храма свое особое уважение.

Однако самым ценным мечом в коллекции МАЭ РАН считается меч тати в декоративной оправе, подаренный Николаю Александровичу Романову во время Клинок этого меча был выкован выдающимся мастером Ундзи, активном в XIV веке и работавшем на императорский двор. Особая ценность этого клинка была подтверждена одним из ведущих современных японских экспертов, господином Симада Нобуо. Им же совместно с нашим музеем в сентябре – октябре 2015 года было проведено беспрецедентное мероприятие: на свои средства господин Симада пригласил двух японских мастеров (Икэда Нагамаса и Цукамото Ёсиюки), которые продемонстрировали традиционные методы ухода за клинком и изготовили аксессуары для его хранения.



  • Разделы сайта