Джиу джитсу японское канонерский остров. Цены на занятия. Уровни владения техниками

Слово "дзю" означет "мягкий, гибкий, податливый". А слово "джитсу" — стиль, способ. Соответственно, само слово "джиу-джитсу" расшифровывается как "искусство мягкости". Когда мастеров этого искусства просят поведать, в чем состоит суть стиля, они хитро прищуриваются и рассказывают следующую стародавнюю историю: "Когда-то, давным-давно, на скалистом утёсе росли огромный дуб и стройная ива. Налетавшие порывы ветра штормили дуб, а ива сгибалась к земле и выпрямлялась обратно. И, однажды, мощный порыв бури сломил дуб, а ива склонилась до самой земли, и вновь выпрямилась. В этом и состоит подлинная суть и смысл джиу-джитсу. Когда нужно быть жёстким, следует быть жестким, когда же следует быть мягким и гибким — надо быть мягким и гибким".

Экскурс в историю

Не случайно поэтому первая школа джиу-джитсу называлась Ёсин-рю ("школа ивы"). Зародившись в древней Японии, это боевое искусство ныне представляет собой использование как навыков рукопашного боя, так и навыков владения холодным оружием. Сегодня искусство джиу-джитсу включает в себя множество направлений (например, "ёрои-кумиути" — рукопашный бой в полном вооружении и "коси-но-мавари" — техника и тактика ближнего боя). Немудрено, ведь формированию данного искусства предшествовала двухтысячелетняя история , на протяжении которой джиу-джитсу развивалось и совершенствовалось, обрастая всевозможными подстилями. Сегодня джиу-джитсу подразумевает различные комбинации шоковых ударов, множество захватов и бросков, а также владение кинжалами и ножами .

Именно многогранность джиу-джитсу послужило причиной, по которой это искусство непосредственно вскоре после освоения европейцами Японии начало своё победное шествие по мировым континентам. Парадоксально, но факт: навыками джиу-джитсу в начале XX века в своё время России владели офицеры царской армии и контрразведки. Что же говорить о современности? Если ранее техника джиу-джитсу была достаточно сложна для изучения, и потому была прерогативой высших слоёв общества, то сегодня это искусство доступно всем — в том числе и женщинам и детям.

Быть гибким

Каким образом стоит понимать пресловутую "мягкость"? Мастера джиу-джитсу объясняют это следующим образом. Сперва стоит поддаться натиску атак противника, а затем — обратить его силу против него самого. Ведь очевидно, что нанесение ударов по закованному в броню противнику неэффективно — поэтому особенностью джиу-джитсу традиционно считается техника бросков и заломов. Они позволяют мягко нейтрализовать противника, направив мощь атаки против самого атакующего . Именно поэтому для бойца дзюдзюцу не играет роли число противников, а также степень освещенности места — для энергии воли нет препятствий и преград .

Для того, чтобы овладеть навыками джиу-джитсу, требовались постоянные тренировки — мастера считали, что только закалённое тело способно стать обителью мудрости. Уже позднее этот принцип был распространён и на две школы, взращенные в колыбели джиу-джитсу — школы дзюдо и айкидо. Они обе впитали в себя фундаментальные принципы этого боевого искусства — сохранение ясности ума и формирование мужественного характера.

Возможно, именно поэтому джиу-джитсу было взято на вооружение спецслужбами мира. Оно позволяет предельно корректно нейтрализовать правонарушителей, не причиняя им излишнего физического вреда. Ведь именно так обстоят дела в природе: гибкая ветка ивы распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным .

, ,


Джиу-джитсу – это название серии японских боевых искусств, которые включают в себя технику работы с и без оружия. Джиу-джитсу – это искусство рукопашного боя, в основе которого лежит принцип «мягкой» и «податливой» техники движения.

Джиу-джитсу является одной из наиболее древних видов японской борьбы. Основное правило джиу-джитсу гласит: «не идти на прямое противостояние, чтобы победить» , оно учит уступать натиску противника, не сопротивляться и направлять его действия в нужную сторону, пока он не окажется в ловушке и обратит собственную силу в действия против самого себя. Принцип этого правила возник в связи с преданием о враче Сиробэй Акаяма. Однажды он заметил, что ветки больших деревьев ломались в бурю, а ветки ивы, поддавались силе, но затем, поднялись и уцелели. Его вдохновило это наблюдение, и позже, врач основал первую школу , назвав ее «Есин-рю», что в переводе означает «школа ивы».

Философские основы

За всю свою жизнь человек строит 4 основные стены – духовность, знания и работа, социальный аспект, то есть общение с окружающими, здоровье. Считается, что если крушится одна из этих стен, жизнь человека тоже может рухнуть как карточный домик. Именно поэтому важно начинать формирование этих четырех составляющих с самого детства, чтобы до того момента, как ребенок выйдет во взрослую жизнь с надежной опорой, крепостью с прочным фундаментом. Занятие таким видом единоборства формирует в человека стойкость, мужественность и совершенствует все лучшие человеческие качества.

Основные особенности

Техника борьбы джиу-джитсу развивалась среди самураев Японии, как один из методов поражения одоспешенного и вооруженного противника, не используя при этом оружие. Поскольку нанесение ударов человеку в доспехах было совсем не эффективным, то наиболее действенным способом оказалась нейтрализация атакующего с помощью заломов и бросков. Такая техника была разработана с помощью принципов использования энергии врага против его самого, что является более предпочтительным, нежели прямое противостояние.

Искусство борьбы джиу-джитсу редко практиковалось в тех слоях населения, которые не имели права на ношение оружия, поскольку такая техника достаточно сложна в изучении, и не выходила за рамки специальных школ (рю).

Джиу-джитсу юцу часто практиковалось в армии, где изучали технику борьбы. Кроме того, такой вид борьбы входил в состав предметов тех школ, где обучались борьбе без оружия в доспехах, и без них. Здесь практиковалось фехтование, включая , а в некоторых закрытых школах и верховая езда, стрельба из лука и плавание.

Наиболее широкую популярность такой вид борьбы получил в эпоху , когда после многих войн и смут, страна наконец-то достигла продолжительного мира. Тогда количество подобных школ возрастало и насчитывало более 700. Основными отличиями между всеми этими школами стали постановка дыхания, преобладание специальных приемов и базовых стоек.

Возникло множество разновидностей борьбы джиу-джитсу, что и приводит к такому многообразию подходов к его изучению. Кроме указанной отличающей техники борьбы, каждая школа обучала работе с оружием. Важно также отметить то, что в разных школах техника джиу-джитсу имела разные названия: «явара», «хакуда», «торидэ», «когусоку», «тайдзюцу» и даже «дзюдо» .

Техника джиу-джитсу объединяет как удары, удушения, заломы, броски, так и болевые приемы и воздействие на болевые точки. Но главная цель всех разновидностей этого единоборства было и остается - эффективное поражение атакующего, с помощью самозащиты.

Традиционные и современные школы

Несмотря на то, что в школах существовали значительные различия, общих черт в их программе обучения все же больше. Впоследствии, именно это и дало возможность создать такие универсальные системы единоборств как и .

В основе айкидо лежит техника одной из школ джиу-джитсу, а именно айки-дзюдзюцу у мастера Такэда Сокаку . Программой такой школы предусматривается не только техника джиу-джитсу, но и айки-джитсу . В основу айкидо вошли именно принципы техники борьбы джиу-джитсу.

Важно отметить, что еще в IХ веке, Акаяма Сиробэй - японский придворный врач, посетив Китай и изучив там значительный опыт китайской техники ушу, смог систематизировать все известные в то время приемы борьбы и создать единую систему с собственными принципами и методами. После представления императору лучших базовых приемов, была сознана первая школа по изучению джиу-джитсу.

Так, традиционными школами считаются те, которые в течение многих поколений мастеров существенно не менялись и были признаны культурно-историческим наследием в Японии. Обучение техники джиу-джитсу базируется на формальных упражнениях, под названием ката , а также на различных формах реализации этих приемов, также известных как рандори . Изучая борьбу без применения оружия против вооруженного противника, борьбу в доспехах, а также фехтование с доспехами и без доспехов, ученики такой школы имели самый большой опыт в борьбе с любым соперником.

Новые, современные школы создались на основе классических. Целями их создания стали: создание спортивных направлений, приспособление для современных ситуаций самообороны, создание специализированных направлений, к примеру полицейских.

Термин джиу-джитсу (иное произношение — «Дзю-дзюцу») появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием.
Он состоит из двух слов. Слово «дзю» или «джиу» означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «джитсу» или «дзюцу» переводится как «техника, способ».
Итак, «Джиу-джитсу» — это «мягкая, или податливая техника». Однако речь идет не об обмене нежными ласками. Приёмы джиу-джитсу могут показаться какими угодно, но только не мягкими или нежными. Данное понятие метафорично.

Для понимания сущности джиу-джитсу важно знать, что Дзю является одним из древних принципов даосской философии, означающий отказ от грубого противоборства сил и призывающие использовать силу противника для проведения приемов. Поэтому основу ведения боя по системе джиу-джитсу составляют приемы по введению противника из равновесия при помощи различных захватов. Натиску противника уступают до тех пор, пока тот не оказывается в безвыходном положении, и тогда его сила и действия обращаются против него самого. Основной принцип Джиу-джитсу — «поддаться, чтобы победить». Наиболее ярко его иллюстрируют выражения: «Ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».

Предшественниками джиу-джитсу были различные виды самурайского боевого единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрой куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI-XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам («атэ-ми-вадза»). В таком виде эта техника наиболее близка к современному джиу-джитсу.

По традиции принято считать, что первая школа рукопашного боя, близкого по технике к современному Джиу-джитсу, была основана Такеноучи Хисамори в 1532 году в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер «циньна» (или «шинь-на»), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фу-куно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы Джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.

В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы джиу-джитсу возникали одна за другой. А к концу XVII века насчитывалось уже более 700 школ джиу-джитсу, которые различались постановкой дыхания, способами распределения энергии, базовыми стойками, а также самой техникой ведения боя: в одних упор делался на удары ногами и руками, а в других — на технику бросков и удержания. Однако, несмотря на различия, общих черт было гораздо больше. Впоследствии они послужили для создания таких универсальных систем борьбы, как дзю-до (мягкая техника, использующая, в основном, броски на землю и захваты) и айкидо (гармоничная техника, использующая броски, технику ведения боя с оружием, а также воздействия на болевые точки).

В 1868 году в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и у самураев отобрали их привилегии. Например, уже нельзя было свободно разгуливать по улицам с мечом. Многие мастера в это время покинули родину, разнося технику Джиу-джитсу по всему миру. Конечно, эмигранты или беглецы были и раньше, это они дали начало многим боевым искусствам по всему миру, но эта волна «1868» была особенно внушительной. Эмигранты оживили пламя техники, и еще более обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах.

На рубеже XIX-XX веков джиу-джитсу проникает на Запад и приобретает там большую популярность, причем сначала наибольше распространение получило классическое джиу-джитсу, а затем стали возникать новые стили, вбиравшие в себя как традиционные, так и современные методы.

Характерной особенностью Джиу-джитсу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство.

По традиции, процесс обучения искусству джиу-джитсу состоял из трех этапов. На первом этапе происходил прием ученика в школу, который осуществлялся только по рекомендации и после прохождения ряда испытаний. На втором этапе происходило изучение базовой техники, которое состояло из каждодневных многочасовых отработок различных приемов, движений и связок. Если ученик проявлял способности, то на третьем этапе его посвящали в так называемую глубокую технику. Данная система, подразумевающая терпеливую и продолжительную работу, до сих пор практикуется во многих школах боевых искусств.

Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.

В настоящий момент джиу-джитсу представляет собой разнообразные стили ведения рукопашного боя как без оружия, так используя подручные предметы и холодное оружие. Сила и красота джиу-джитсу в его неограниченных возможностях. Это и эффективные удары из любых положений, броски, обращающие всю мощь атаки противника против него самого, болевые, удушающие приемы, вынуждающие его всего за несколько секунд признать себя побежденным много другого, что заставляет противника тратить слишком много сил и не оставляет ему никаких шансов.

В джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, “классическими” его видами считаются “явара” (палочка длиной от 15 до 30,5 см), “дзё” (дубинка длиной примерно в один метр) и “бо” (шест длиной в 2-2,5 метра), а также “вэй” (веревка или пояс) и “танто” (обычный нож).

Специалисты разделяют в современном джиу-джитсу базовый раздел и вытекающие из него военный, полицейский, спортивный.
Базовый раздел включает в себя всю основную технику рукопашного боя, в том числе с традиционным оружием и со специальными средствами (кубатон, дубинка, пояс и т.д.) На основании этого раздела формируются программы самозащиты для различных слоев населения.
Составной частью базового раздела является спортивное джиу-джитсу, из которого исключены смертельно опасные приемы, а соревнования проводятся по определенным правилам.

В тоже время, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование “военного” оружия - штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

Полицейский подраздел (Police Jui-Jitsu) является неотъемлемой частью специальной физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Он имеет ряд преимуществ, поскольку использование приемов этого раздела обеспечивает предельно корректное отношение к правонарушителям, что очень важно на демонстрациях, митингах, концертах и т.д., где спокойная обстановка препятствует созданию условий для напряженности в отношении правоохранительных органов и пресекает любого рода провокации.

Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны.

В царской России система джиу-джитсу появилась во время русско-японской войны 1905 года. Однако позже, в Советском Союзе джиу-джитсу, как и другие восточные системы боевых искусств, официально не признавалось, хотя именно джиу-джитсу, благодаря его целостности и разнообразию приёмов, было взято за основу при разработке знаменитой системы самозащиты без оружия — самбо.

Изменения, происходящие в России на протяжении последних полутора десятков лет, отразились и на отношении к восточным единоборствам. В последние годы в России джиу-джитсу приобретает все большую популярность: проводятся региональные и общероссийские соревнования, организуются практические занятия и семинары с приглашением мастеров боевых искусств международного уровня. Результатом этого явилось признание джиу-джитсу как вида спорта на государственном уровне. Так, в конце 2005 года Федеральное Агентство по физической культуре и спорту включило вид спорта «Джиу-джитсу» во Всероссийский реестр видов спорта. А с 2006 года, в соответствии с новым списком разрядных норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК), Росспорт присваивает звания «Кандидатов в мастера спорта» (КМС), «Мастеров спорта» (МС), «Мастеров спорта международного класса» (МСМК) по джиу-джитсу.

На протяжении нескольких лет российские спортсмены активно принимают участие в международных соревнованиях по джиу-джитсу, составляя серьёзную конкуренцию иностранным борцам. Например, на Кубке Европы по джиу-джитсу, который проходил в Германии в июне 2006 года, Сборная России по джиу-джитсу заняла пять призовых мест. Кроме того, в последнее время стала рассматриваться перспектива включения джиу-джитсу в программу Олимпийских игр, что открывает новые горизонты для тех, кто серьёзно занимается этим видом спорта.

Термин "джиу-джитсу" появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым "подручным" оружием. Он состоит из двух слов. Слово "джиу" означает "мягкий, гибкий, податливый, уступчивый", а "джицу" переводится как "техника, способ". Итак, джиу-джитсу - это "мягкая, или податливая техника". Речь идет не об обмене нежными ласками. Приемы джиу-джитсу могут показаться какими угодно, только не мягкими или нежными. Понятие мягкости следует понимать таким образом, что мастер уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип джиу-джитсу: "податься, чтобы победить", наставники прибегают к выражениям вроде того, что "ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его" и что "гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным".

Предшественниками джиу-джитсу были различные виды боевого самурайского единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы "ёрой куми-учи" и "коси-но-мавари", расцвет которых пришелся на XI-XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с ножом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам ("атэми-вадза").

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении (когусоку), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер "циньна" (или "синь-на"), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Еситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.

В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончатльно вышли из употребления, школы джиу-джитсу возникали одна за другой. К 1650 году их было уже более 600. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Есин-рю, Мусо-рю, Реи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие.

Исо Мутаемон - одна из самых известных фигур в истории дзю-дзюцу - родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Есин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и, в конце концов, попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Син-но-синдо-рю. Несколько лет спустя, он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в "мусасюгё" - путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу. На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атэми - ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы. Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсинсинъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000 учеников.

Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. И только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли "окудэн" - "глубокие приемы"). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что ученики должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению японцев, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приёмы, являются хорошей мотивацией, но, к сожалению, сегодня большинство школ имеют характер бизнеса и занятия в них - источник доходов для учителя, а поэтому соблюдение вышеуказанного принципа является невозможным - слишком суровый отбор учеников привел бы учителя к нищете. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословиями.

Европейцы и американцы впервые познакомились с джиу-джитсу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу-джитсу получило только с 50-х годов.

В настоящее время число приверженцев джиу-джитсу достаточно велико. Это сотни тысяч людей на всех континентах, объединенных в Международную федерацию Будо, Всемирную федерацию дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых Искусств, две Международные федерации нин-дзюцу.

В современном джиу-джитсу существуют три направления:

Системы, созданные по заказу специальных групп и общественных организаций;

Системы, являющиеся продолжением традиций, но модернизированные с целью приспособления к современным условиям;

Системы, являющиеся творением оригинальной творческой личности.

Общей чертой почти всех вышеуказанных направлений является стремление к использованию приемов других видов боевых искусств.

Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного джиу-джитсу на 55-65% состоит из приемов, которые условно можно назвать "борцовскими" (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35-45% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, джиу-джитсу - это техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, "классическими" его видами считаются "явара" (палочка длиной от 15 до 30,5 см), "дзё" (дубинка длиной примерно в один метр) и "бо" (шест длиной в 2-2,5 метра), а также "вэй" (веревка или пояс) и "танто" (обычный нож).

Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование "военного" оружия - штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника джиу-джитсу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие - на броски через бедро или корпус, третьи - на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее "основной" техники, изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы джиу-джитсу - то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем всегда на первом месте стоит так называемый метод уступчивости, ложной податливости.

Процесс обучения

По традиции, процесс обучения искусству джиу-джитсу состоял из трех этапов. На первом этапе происходил прием ученика в школу, который осуществлялся только по рекомендации и после прохождения ряда испытаний. На втором этапе происходило изучение базовой техники, которое состояло из каждодневных многочасовых отработок различных приемов, движений и связок. Если ученик проявлял способности, то на третьем этапе его посвящали в так называемую глубокую технику. Данная система, подразумевающая терпеливую и продолжительную работу, до сих пор практикуется во многих школах боевых искусств.

Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.

Эта история начинается в IX веке, в небольшом скоплении островных государств, которые вскоре станут известны, как Япония. В Даймё, земельных владениях наместников, часто вспыхивали гражданские войны, и для обеспечения безопасности правители стали нанимать воинов из подконтрольных им земель.
Большинство воинов в этот период были всадниками, вооружёнными луком – такое искусство считалось верхом военного мастерства, а стрельба из лука считалась наиболее важным умением для новобранцев.

Эти наемные воины получили привилегированный статус в своих Даймё в обмен на службу, и со временем это приведет к созданию воинского дворянского класса.


Войны-дворяне стали известны, как самураи и в 1100 н.э. они являлись правящим классом в Японии. На поле боя, они помимо вышеуказанных качеств конной езды и стрельбы из лука, являлись мастерами и по другим видам оружия. В их числе было умение обращаться не только с луком, но и длинным мечом (катана), копьём, коротким ножом и смертельный рукопашный стиль боя, известный как джиу-джитсу.
В первые дни правления самураев, бой без оружия считался подходящей формой ведения боевых действий для крестьян, но, так как война становилась все более и более неотъемлемой частью реалий японской политики, появились предпосылки к тому, чтобы изменить это представление. К 1100-му году, самураи решают овладеть этой воинской культурой. Их дети направлялись на обучение в специальные военные академии в очень раннем возрасте, с целью овладеть военным мастерством и джиу-джитсу было важнейшей частью обучения.
В ближайшие несколько столетий, эти академии появились во многих государствах, которые в то время составляли Японию. Народы, населяющие государства жили в относительном мире под властью военных диктаторов, известных как сёгуны, и у каждого народа была своя армия высококвалифицированных самураев. Но власть сёгунов постепенно слабела, и между враждующими народностями все чаще происходили конфликты.
В середине 1400 года пороховая бочка, на которую была похожа Япония того времени, наконец, взрывается, и острова погружаются в пучину войны. В течение следующих 200 лет Япония была втянута в почти непрерывные военные действия. Самураи играли важнейшую роль на протяжении всех 200 лет войны, и в течение этого времени джиу-джитсу также стремительно распространялось по островам.


Джиу-джитсу разработано в качестве безоружного боевого искусства в той культуре, где в основном все были вооружены, так что первые уроки были направлены на защиту от атакующего оружия. Начинающих мастеров боевых искусств обучали защищаться от мечей, копий и ножей. В то время захваты, удары по глазам, в нос, в область паха и другие жизненно важные органы тела человека были разрешены, так как самурайские доспехи сводили бы на нет эффективность современных приемов в духе «fair play».
Самурай знал множество способов, как сбить бронированных противников, когда представлялась возможность, бросить на землю, чтобы закрепить доминирующее положение, а затем использовал все, что было в его распоряжении, нанося удары в выбоины для глаз противника до полной победы.

Фильм Последний самурай, 2003

Борьба в партере противопоставлялась отчаянной драке на ногах, спокойствие и методичность движений на земле являлись аналогами современной конкурентоспособной джиу-джитсу. Самураи, отягченные бронёй, отчаянно отбивались от врагов, которые пытались ударить через щели в доспехах, нанося большой урон соперникам.
Наконец, война подошла к концу, и 1700-е годы стали золотым веком для самураев. Это период считается расцветом великих боевых школ, в каждой из которых были свои мастера боевых искусств. В отсутствие войны, ученики соперничающих школ оттачивали свои навыки ведения боя и проверяли их в смертельных дуэлях.
Именно в этот золотой век джиу-джитсу выросло, как самурайское учение в боевых академиях и именно в этот момент появляется огромное количество основных бросков, болевых и удушающих приемов, рычагов на конечности, ставших впоследствии обычной практикой. В каждой школе практикуются различные методы, и искусство раскололось на бесчисленное множество стилей, носящих названия этих школ. Одни концентрировались на бросках, другие – на борьбе, третьи – на ударах.


Несмотря на то, что джиу-джитсу называли “мягким искусством”, это было искусством выживания, в котором использовались лишь навыки и способности человека. Многие стили, используют в своих атаках лезвия, цепи, кусание противника, выкалывание глаз или просто чистую грубую силу, чтобы получить преимущество. Тем не менее, наиболее универсальные методики основаны на принципах с использованием рывков и рычагов, чтобы победить оппонента, а не силы. Вместо того, чтобы применять силу против силы, боец джиу-джитсу использовал силу противника против него самого и с помощью эффективной техники одолевал силу и агрессию – в этом заключается философский аспект джиу-джитсу. Следуя этому принципу, маленький человек может победить сильного и крупного противника.
Полученная комбинация бросков, заломов, болевых приёмов, захватов, рывков и оружия, являли собой смертельное и чрезмерно сложное искусство, которое было разделено на десятки стилей по островам Японии.


Но в 1853 году в мире самураев наступила смута, когда в Токийский залив под руководством коммодора военно-морских сил США Мэтью Перри подошли военные корабли, вооруженные современными пушками. Это послужило пробуждению японского народа для новой войны, для изгнания непрошенных гостей, которая ознаменует начало конца правления самураев и исчезновение классического японского джиу-джитсу. После войны многие мастера будут вынуждены зарабатывать на жизнь врачебной практикой, используя своё знание анатомии. Другим придется сражаться за деньги, а со временем их начнут считать странным пережитком дикарского прошлого.

Итак 8 июля 1853 года - переломный момент в истории Японии, когда коммодор ВМС США Перри привёл небольшую группу паровых кораблей в Эдо (Токио). Эти железные военные машины извергали дым в небо и демонстрировали большие корабельные орудия, намного большие, чем любые пушки, установленные на кораблях японцев. Местные не видели такого раньше.
Япония ввела политику закрытых дверей в отношении иностранцев, блокируя любые влияния, которые могли бы подорвать власть даймё. Японцы считали себя военной державой, защищенной божественными силами, но корабли Перри демонстрировали успех и развитие западных технологий, что подрывало устои. Японские острова оказались не сильно технически и промышленно развитыми в средние века, в то время как западные державы переживали бум промышленного подъема.

Изменения должны были придти, и они явились в образе императора Мацухито в 1868 году. Император становился всё более традиционным и церемониальным лицом без какой-либо реальной власти, в то время как сёгун правил нациями как военный лидер. Мацухито принял титул Мэйдзи, что означает просвещенный мир, и упразднил полномочия сёгуна, создал конституцию, которая дала ему абсолютную власть, и перенес столицу из Киото в Токио.
Императором Мэйдзи было определено, что Япония должна активно модернизироваться, чтобы стать достаточно сильной и конкурировать с западными державами, в противном случае, она могла повторить судьбу многих других азиатских народов и стать колонией. Для достижения этой цели он стал проводить огромное количество реформ японского образа жизни, которые позднее стали известны как реставрации Мэйдзи.

Многие из этих изменений касались японской армии, и в 1872 году император Мэйдзи создал Императорскую Армию Японии, собравшую призывников, получивших подготовку в области использования огнестрельного оружия. Два миллиона самураев вдруг оказались без работы. Напряженность достигла своего апогея, когда Мэйдзи объявил вне закона ношение самурайских мечей, и Сацума из клана самураев одним из первых восстал в знак протеста.
Императорская Армия Японии подавила эти восстания, будучи вооружённой современным огнестрельным оружием. Сацума из клана самураев умер в одной из битв. Самураи впали в немилость в Японии, а джиу-джитсу продолжало вырождаться.

Молодой и талантливый ученик джиу-джитсу по имени Кано Дзигоро (1836 – 1938) вырос в это непростое время. Он начал изучать джиу-джитсу, чтобы стать сильнее и научиться давать сдачи школьным хулиганам. После нескольких лет обучения он стал мастером в нескольких стилях классического джиу-джитсу, особенно Кито рю и Тенджин Шино рю, и в то же время взял на себя обязанности учителя в своём додзё.

Изучая это боевое искусство, он столкнулся с рядом проблем, от которых нужно было избавляться. Джиу-джитсу стремительно теряло популярность, и возникла опасность, что стиль полностью исчезнет, если кто-нибудь не сохранит его техники. Кано прекрасно понимал, какая публика занималась в то время джиу-джитсу (многие из учеников были преступниками и хулиганами, что не делало славу стилю). Общество полагало, что джиу-джитсу было варварским и архаичным искусством. Также он видел проблемы в природе самого искусства. Стиль представлял собой набор отдельных техник. Он не содержал ни принципов ведения поединка, ни целостной тактики. Вместо того, чтобы дать ученику необходимую стратегию ведения боя, искусство предлагало только ряд приёмов, разработанных для того, чтобы победить противника с помощью эффективного владения телом. Не устраивал его и процесс тренировок. Классическое джиу-джитсу изучалось при помощи ката – неизменных хореографических техник, когда оба партнёра отрабатывали только последовательность движений и не сражались друг с другом. Спарринги проводились только в некоторых школах и на высшем уровне мастерства. Это было сделано специально, так как джиу-джитсу содержало много опасных приёмов, таких как удары по глазам, в пах, вырывание волос и прочие. Если бы ученики сражались в полную силу без травмы бы не остался никто. То есть, единственным способом изучения искусства оставались ката – ученики не могли почувствовать, как их движения действуют на противника. Конечно, в реальном поединке противник не станет подстраиваться под вас для того, чтобы вы правильно провели приём, поэтому такая система считалась устаревшей и не приносящей пользы. Все эти проблемы требовали срочного решения, и Кано нашел выход. Он вводит спарринги (рандори), чтобы ученики могли противостоять друг другу в полную силу, стараясь применить именно показанную технику. Так они знакомились с ощущением поединка и с настоящим упирающимся противником. Такие тренировки развивали скорость, ловкость и готовность учеников к противостояниям в реальных непредсказуемых поединках. Чтобы сделать спарринги приемлемыми он убрал из них все опасные удары – вырывание волос, удары по глазам, а также заломы ног, спины, шеи, запястий и плеч.

Здесь конечно можно удивиться, зачем же убраны все те приёмы, которые изначально делали искусство боевым и смертельно опасным. В этом и заключается основная реформа: искусство определяется не сколько набором техник и приёмов, сколько методом изучения этих техник. То есть, создание эффективного стиля возможно только при той методике обучения, которая позволяет ученикам изучить и запомнить движения и техники стиля в спаррингах с настоящим противником, противостоящим тебе в полную силу.
Кано заметил, что боец, который постоянно отрабатывал безопасные техники в полную силу против сопротивляющегося противника, может сражаться лучше, чем тот, который тренирует смертельные приемы без малейшего противодействия со стороны оппонента. Техники, оставленные Кано, были безопасными только в том смысле, что их можно было без лишнего риска применять на тренировках до тех пор, пока ученики не соглашались останавливать спарринг после удачного проведения приёма. В уличной драке при помощи таких безопасных техник вы можете сломать противнику локоть или удавить его до потери сознания.

В 1882 году Дзигоро Кано открыл собственную школу боевых искусств Кодокан, где начал использовать разработанный им метод тренировок. Новое боевое искусство он назвал дзюдо (“дзю” – мягкость или нежность, “до” – путь человека с его образом жизни или религиозными взглядами), чтобы отличить его от классического джиу-джитсу.
Дзюдо было не просто набором техник, а скорее образом жизни со своими моральными, духовными и социальными ценностями, оставаясь в то же время эффективным боевым стилем (об этих запретах будет написано позднее). Школа Кодокан привлекла многих талантливых учеников и вскоре обрела популярность в Японии.

В 1886 году полиции Токио понадобился боевой стиль, которым могли бы овладеть офицеры. За право тренировать полицейских сражались многие школы классического джиу-джитсу, включая самые известные и престижные. Чтобы выявить лучшую, было решено провести турнир, победу в котором можно было одержать либо броском, после которого противник падал на спину, либо захватом на удержание. Любые удары были запрещены. Ученики школы Кодокан встретились лицом к лицу с самыми сильными японскими школами классического джиу-джитсу и выиграли почти все поединки (из 15 матчей 12 оказались победными). Этот результат был шокирующим, поскольку сама школа существовала только 4 года, а сэнсею не было 30 лет. Это нанесло классическому джиу-джитсу смертельный удар, и дзюдо стало главным боевым стилем Японии. Влияние дзюдо можно проследить во многих боевых искусствах, но об этом в другой раз.
В 1932 году на олимпиаде Дзигоро Кано провел демонстрацию этого боевого искусства, а в 1964 дзюдо было признано олимпийским видом спорта. Интересным моментом стало также и то, что Кано строго запрещал своим ученикам сражаться за деньги. Строгие принципы дзюдо считали это неприемлемым.

В конце 1800-х годов Кано Дзигоро упорядочил чрезмерно сложный набор стилей классического японского искусства джиу-джитсу в высокоэффективное кодокан дзюдо. Япония была теперь открыта миру - шла свободная торговля и обмен идеями с другими народами мира.
Кано был очень заинтересован в распространении дзюдо по всему миру, это было частью его желания сделать этот стиль олимпийским видом спорта. Он направил несколько своих учеников в США, чтобы продемонстрировать своё искусство. Один из них был пожилой человек по имени Томита, один из первых учеников Кано и участник турнира в Токио 1886 года. Он прекрасно владел техникой искусства, но, к сожалению, уже не так много стоил как боец. Вместе с ним в Америку поехал Мицуо Маэда (1878 – 1941) – один из лучших учеников Кано. Сначала он изучал классическое джиу-джитсу, но в возрасте 18 лет перешёл в школу Кодокан, где быстро стал одним из лучших.

При необходимости именно Маэда должен был сражаться в поединках.
Конечно, вначале всё пошло не так хорошо, как хотелось бы. В Военной Академии Вест-Пойнт японцам предложили сразиться с игроком футбольной команды, размеры которого внушали настоящий страх. Маэда немедленно согласился. Футболист быстро сбил японца с ног и прижал к земле. На Западе борцовские поединки обычно решаются именно удержанием. Если вы в течение долго времени сможете удержать оппонента на спине, то вы победите. В дзюдо и джиу-джитсу напротив, пока вы держите противника ногами, пусть даже и лежите на спине, поединок продолжается. Тем не менее Маэда продолжил схватку и вскоре применил залом руки, вынудив футболиста признать поражение. Некоторые считали, что победил американец, так как сбил Маэду с ног и удержал его. Разногласие во мнениях заставило зрителей требовать ещё одного поединка. Томита был вынужден сразиться с футболистом. К ужасу Маэды, американец легко сбил его на землю и в этот раз действительно удержал его. Японцу ничего не оставалось делать, как корчиться под противником – для дзюдо это был настоящий провал. После такого конфуза Томита и Маэда расстались, Томита отправился на Западное побережье, а Маэда остался на Восточном, горя желанием восстановить репутацию дзюдо. Через некоторое время в городе Кэтскиллс, Верхний Нью-Йорк он выступил против местного чемпиона по борьбе, одержал впечатляющую победу и вернул своему искусству почёт и уважение.
Эта победа придала уверенности Маэде, и он бросил вызов тогдашнему чемпиону по боксу тяжеловесу Джеку Джонсону. Именно тогда зародилась традиция, согласно которой представители клана Грейси бросают вызовы тем или иным чемпионам мира по боксу. Так Хелио Грейси вызывал на бой Джо Луиса, сразу несколько представителей вызывали на бой Майка Тайсона. Джонсон проигнорировал вызов, положив в свою очередь начало традиции, согласно которой боксёры-тяжеловесы не обращают внимания на подобные вызовы.
Странствуя по Америке, а позже посетив Европу, Маэда сражался во многих профессиональных поединках, нарушая тем самым моральные заповеди дзюдо – часто приходилось прибегать к запрещённым техникам в дзюдо, которые были разрешены в классическом джиу-джитсу, а также сражаться за деньги. Возможно, именно поэтому он предпочитал называть своё искусство не дзюдо, а джиу-джитсу. Эти достижения Маэды сделали его легендой в Центральной и Южной Америке. Он сражался также в Англии и Испании, где стал известен под именем Граф Кома.
Из тысяч боёв, по словам его биографов, Маэда проиграл два. Один - технически - во время боя по правилам Греко-римской борьбы японец при проведении приёма коснулся лопатками земли, (видимо после многочисленных схваток по различным правилам и совсем без мастер перестал уделять им большое внимание и просто не учёл, что касание спиной - чистый проигрыш). А второй (и единственный бой, который он по настоящему проиграл) проходил в финале Чемпионата мира по той же греко-римской борьбе, когда Маэда встретился с Джимом Эдисоном - борцом на 35 см выше и почти в два раза тяжелее его.
Огромный опыт Маэды сказался на изменении его стиля борьбы. Например, как правило, он боролся с бойцами в обтягивающих штанах-трико и с голым торсом. Из-за этого многие классические приемы дзюдо, использующие захват за отворот или за рукав, оказывались невыполнимыми. Ведение боя до “полной отключки” тоже требовало пересмотра техники. Бросок на настил или удержание в этом случае выигрыша не приносили. Поэтому Маэда сконцентрировался на болевых и удушающих приемах, которые он проводил в основном в партере. Опыт боев с боксерами заставил Маэду разработать особую тактику поединка, которая позволяла уклоняться от ударов противника, сближаться с ним и навязывать ему удобную для себя борьбу в захвате. Он добавлял в свой арсенал новые техники и убрал те, которые считал неэффективными и разрабатывал собственный стиль, целью которого было успешное противодействие двум основным типам бойцов на западе – борцам и боксёрам, отходя от техники чистого дзюдо всё дальше и дальше.
В 1914 он впервые посещает Бразилию, и в течение следующих 7 лет он постоянно будет находится в северной части Южной Америки сражаясь на различных турнирах.

Именно Маэда поспособствовал проведению первого в Бразилии турнира по джиу-джитсу, целью которого была популяризация этого вида спорта. Историки Луис Отавио Лейднер и ФабиоКио Такао нашли запись в газете Gazeta de Noticias от 11 марта 1915, где приводились правила события, которое должно было состояться в театре Карлоса Гомеса в Рио-де-Жанейро, тогдашней столице страны. В нем Кома опубликовал первые правила обновленного джиу-джитсу, состоящие из десяти пунктов:

1. Каждый боец ​​должен выглядеть опрятно, с чистыми и остриженными ногтями;

2. Бойцы должны быть одеты в ги, предоставляемые Графом Кома;

4. Когда спортсмен использует свои ноги, он никогда не должны использовать прямые конечности для ударов, только кривые ступни для зацепов;

5. Спортсмен, оказавшийся спиной на земле не считается побежденным, даже если он первым упал;

6. Боец, который проиграл, должны продемонстрировать свою сдачу, постучав ладонью о ковер или тело своего противника трижды;

8. Матчи будут разделены на раунды по пять минут с двух-минутными перерывами между ними. Судья будет считать минуты вслух, чтобы аудитория могла слышать;

9. Если бойцы выпадают за пределы ковра без предупреждения, судья должен вернуть их в центр ковра, в стойку друг против друга;

10. Присяжные могут заменить судью, в случае необходимости. Ни организаторы, ни победитель не ​​несут ответственность за любой вред, происшедший вследствие отказа проигравшего спортсмена продемонстрировать свою сдачу, постучав по ковру или по сопернику.

* Врачи, представители местной прессы и преподаватели физического воспитания приглашаются для участия в турнире в качестве жюри.»

Тем временем, Япония стремилась, подобно западным государствам обрести свои колонии, и Маэда должен был помочь в этом проекте. К тому времени он был уже очень известным во всем мире, и бразильское правительство учтиво преподнесло ему в дар 700000 акров земли, причем инициатором щедрого дара стал Гастао Грэйси. В 1921 году Маэда открывает собственную академию дзюдо, а также помогает японскому и бразильскому правительствам достигнуть договорённости, согласно которой Бразилия пустит на свою территорию большую группу японских иммигрантов. Именно Грейси пытался помочь ему, используя свои политические связи.

Гастао Грейси, сын шотландского эмигранта Джорджа Грейси был крайне недоволен поведением собственного сына Карлоса. Он просит Маэду обучить сына его искусству, чтобы тот стал более дисциплинированным.

В возрасте 14 лет Карлос Грейси (1902-1994) начинает брать первые уроки у Маэды. Главные уроки, которые Маэда преподал Карлосу, были такими:
Искусство борьбы, с небольшими дополнениями может превратиться в крайне эффективный боевой стиль, который может нейтрализовать силу противника и использовать его слабости.
Спарринг позволяет ученикам успешно усвоить техники именно в таком виде, как они должны применяться в реальном бою.
Собственно техника джиу-джитсу.
Основная тактика, приносящая победу, та, с помощью которой можно сбить бойца-ударника с ног, тем самым лишая его главной силы (ударов руками и ногами) и обретая контроль (борцовские захваты на удержание).
В течение 8 лет Карлос обучался у мастера Маэды среди других учеников. В 22 года Карлос решает, что хочет посвятить свою жизнь развитию и совершенствованию джиу-джитсу. Он получает чёрный пояс и основывает собственную академию джиу-джитсу. Замечу, что Маэда много путешествовал и вплотную занимался вопросом колонизации Бразилии, оставляя юного Кралоса один на один с непонятными техническими деталями, которые тот постигал сам. Маэда как бы показывал первые шаги в освоении новой техники и обучал проверенной победной тактике. Кроме того, в качестве собственного наследия, он оставил бразильцам отличные методы тренировки, философию реального поединка и явные доказательства эффективности стиля. Поэтому, можно сделать вывод, что Карлос совершенствовал и развивал технику джиу-джитсу сам.
Первыми учениками Карлоса были его младшие братья – Освальдо, Гастао, Джордж и Хелио. Хелио был на 11 лет младше Карлоса, был слаб здоровьем, часто падал в обмороки, но и он всегда наблюдал за Карлосом и старался перенять его мастерство. Отчасти именно здесь начинаются споры о том, при ком из членов клана Грейси техника Маэды окончательно преобразилась в бразильское джиу-джитсу – Карлосе или Хелио? Каждая ветвь клана отвечает по-разному. Но вернёмся к повествованию. Карлос даёт уроки Хелио, но у него достаточно хрупкое тело, из-за чего возникают проблемы в применении тех или иных движений.
В 1925 году Карлос открыл первую Академию Грейси в Рио-де-Жанейро. Все братья Грейси стали инструкторами, кроме одного - Хелио.

Младший в семье и самый худосочный, он как-то не дотягивал до уровня преподавателя школы боевых искусств. Но Хелио внимательно наблюдал за тем, что происходило в Академии, и обдумывал собственную технику борьбы. Когда в 1928 году Карлос не смог прийти на занятие, Хелио подменил его и решил проверить свои идеи в действии - и они сработали. С тех пор младший Грейси стал понемногу изменять традиционную японскую технику, что позволило ему разделываться с оппонентами, которые почти всегда были крупнее и сильнее. Так родилась школа джиу-джитсу Грейси.
Братья Грейси обладали рядом преимуществ, благодаря которым они быстро продвинулись в развитии боевого искусства. Одним из них было число. Братьев было четверо, каждый занимался джиу-джитсу. Братья стали отцами огромного количества детей, многие из которых пошли по семейной линии и вначале изучили, а затем стали преподавать джиу-джитсу. Дети их детей, в свою очередь тоже не пожелали отходить от дела семьи. Прибавьте к этому многих учеников, которые были у семьи, из чего становится понятным, что недостатка в партнере по тренировкам Грейси никогда не испытывали. Клан Грейси были как бы исследователями, чьим полем деятельности был бой без оружия.

Другое преимущество – время. Грейси изучали джиу-джитсу всю жизнь и могли посвятить всё своё время исследованиям и тренировкам. Для доведения до совершенства той или иной техники уходили десятилетия. Ещё один не маловажный фактор – небольшие габариты противников. Все Грейси были невысокого роста и худощавого телосложения. Именно недостаток физической силы заставил их оттачивать технику до немыслимых пределов, делая главную ставку в поединке именно на неё.
И последнее преимущество – автономия. Традиционные боевые искусства обычно несут на себе отпечаток традиций, и любые изменения воспринимаются в штыки, как разбавление истины, открытой мастерами древности. Грейси же были предоставлены сами себе и отвечали за свои действия. Не скованные традициями и рамками, они могли свободно добавлять новые техники и убирать ненужные. Главным критерием отбора были не традиции и поклонение прошлому, а эффективность в бою.

В чём же были улучшения Грейси? Как вы помните Дзигоро Кано для того, чтобы ученики не травмировались на тренировках, убрал из стиля наиболее опасные техники, которые могли бы помочь в реальном поединке. Из множества захватов на удержание он оставил только залом руки в локте и удавки, запретив давить на лицо противника. Удары не применялись в спаррингах, ученики тренировались только в ги (в кимоно). Основной акцент стиля был сделан на зрелищность и броски, а не на эффективную борьбу на земле. Также существовал моральный запрет, запрещавший бойцам дзюдо биться с представителями других боевых искусств. Все эти ограничения здорово мешали развитию дзюдо как боевого искусства.
Общественные, нравственные и эстетические запреты были только препятствием для развития эффективности борьбы. Грейси увидели недостатки этих ограничений и устранили их. Кстати, когда Грейси приехали в Северную Америку, многие бойцы, против которых им приходилось выступать, критиковали их за недостаток этих запретов. Но их целью было не просвещение общества, а боевая эффективность. Вслед за Маэдой они стали принимать участие в турнирах по смешанным боевым искусствам, чтобы ещё сильнее развивать джиу-джитсу.
Также изменения коснулись собственно техник. На многих турнирах был свой список правил, которому приходилось следовать. Грейси старались искать новые виды техник, чтобы обойти эти правила. И наконец – спарринги. В них вернулись заломы ног, шеи, спины, плеч, запястий и удары в лицо. Лишённые возможности изучать эти техники ученики становились уязвимыми в поединках против тех, кто знал такие приёмы и мог их использовать.
Главная разработка Грейси – тактика ведения боя и система начисления баллов, которая полностью отражала эту тактику. Заработать баллы в бразильском джиу-джитсу можно различными способами, каждый из которых представляет переход в такое положение, которое дало бы вам преимущество в реальной схватке.

В 1967 году была учреждена Федерация джиу-джитсу в Рио под руководством Хелио Грейси, где президентом консультационного совета был назначен Карлос. Именно федерация закрепила самые первые, простейшие правила современного джиу-джитсу, которое принято называть бразильским.

Далее в 90х годах джиу-джитсу братьев Грейси пережило очередной бум. С одной стороны молодые Риксон, Рензо, Ральф, Райан и Ройлер Грейси продемонстрировали превосходство джиу-джитсу в рамках первых турниров по боям без правил (ММА) в организации, созданной Рорионом Грейси — Ultimate Fighting Championship (UFC), тем самым, подогрев интерес к бразильскому джиу-джитсу, как одному из наиболее эффективных видов самообороны.

С другой стороны Карлос Грейси младший продолжил дело отца, организуя масштабные турниры и развивая данный вид единоборства, как регулируемый вид спорта, учредив в 1994 году Международную федерацию бразильского джиу-джитсу (IBJJF) , под эгидой которой проводятся турниры с количеством участников 3000 человек из более чем 50 стран мира.

,



  • Разделы сайта