Древние боевые искусства японии. Японские боевые искусства. Методы японских единоборств



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Боевые искусства – различные системы единоборств и самозащиты разного, часто восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и сознательное совершенствование.

Классификация

Боевые искусства подразделяются на направления, виды, стили и школы. Существуют как довольно старые боевые искусства, так и новые.

  1. Боевые искусства делятся на борцовские , ударные и восточные единоборства (включают в себя не только изучение приемов, но и философию боя и жизни).
  2. С оружием или без. К единоборствам с применением оружия относятся: все виды стрельбы, метание ножей, дротиков и т.п., ножевой и палочный бой, фехтование (рапира, сабля), различные восточные боевые искусства (например, ушу, кунг-фу, кендо) с использованием нунчак, шестов, сабель и мечей. К единоборствам без применения оружия относятся все остальные, в которых используются только различные части рук, ног и голова.
  3. Виды борьбы по странам (национальные). У каждого народа есть свои виды единоборств.

Рассмотрим самые известные из них.

  • Японские карате, дзю-дзюцу (джиу-джитсу), дзюдо, айкидо, сумо, кендо, кудо, иайдо, кобудзюцу, нунчаку-дзюцу, ниндзюцу (комплексная система подготовки средневековых японских шпионов, включающая в себя рукопашный бой, изучение оружия ниндзя, способы маскировки и т.д.).
  • Китайские ушу и кунг-фу. Кроме того в Китае также существуют различные стили, которые имитируют поведение животных, птиц, насекомых, а также стиль, подражающий поведению нетрезвого человека (стиль «пьяницы»).
  • Корейские хапкидо, тхэквондо (таэквондо).
  • Таиландский муай-тай или тайский бокс.
  • Русские самбо и боевое самбо, рукопашный бой.
  • Европейские бокс, французский бокс (сават), вольная и греко-римская (классическая) борьба.
  • Бразильские капоэйра, джиу-джитсу.
  • Израильская крав-мага.
  • Смешанные виды . ММА (миксфайт), К-1, кик-боксинг, грэпплинг – это смешанные виды, приемы в которых взяты из других боевых искусств и единоборств.
  • Олимпийские виды единоборств . Часть видов борьбы, единоборств и боевых искусств включены в программу Олимпийских игр. К ним относятся бокс, вольная и греко-римская борьба, дзюдо, таэквондо, различные виды стрельбы.

Отличие спортивного единоборства от боевого искусства

Все спортивные боевые искусства отличаются от реально боевых тем, что они всегда направленны на бой с одним человеком (поэтому и называются единоборствами), который всегда является честным и хорошим спортсменом, и действует всегда в рамках определенных заранее четко оговоренных правил.

Также в спортивных единоборствах чаще всего есть разделение по весовым категориям, там не применяется оружие, подлые приемы и эффект неожиданности, а также приемы способные очень сильно травмировать человека.

Но естественно в реальном бою на улице подобные прекрасные условия боя встречаться редко. Тут могут напасть и втроем, могут приставить нож к горлу или вообще ударить сзади, не предупреждая заранее, поэтому давайте дальше попробуем обсудить более эффективные и прикладные виды боевых искусств.

Айкидо

Эта система самообороны была создана мастером Морихэем Уэсибой (1883–1969) на основе одного из направлений джиу-джитсу. Отдельные приемы айкидо были заимствованы из китайского ушу т.н. мягких стилей, где вектор приложения силы к противнику совпадает с направлением движения самого противника. Принципиальное отличие айкидо от других видов боевых искусств заключается в отсутствии наступательной техники. Основная последовательность действий бойца сводится к тому, чтобы, захватив руку или запястье противника, бросить его на землю и уже здесь, с помощью болевого приема, окончательно нейтрализовать. Движения в айкидо совершаются обычно по круговой траектории.

По айкидо не проводятся соревнования и чемпионаты. Тем не менее, оно очень популярно как искусство самозащиты и быстрого выведения противника из строя. Как каратэ и дзюдо, айкидо широко распространено за пределами Японии, в том числе в России.

Американский кик-боксинг

Другой разновидностью бокса является «американский кик-боксинг» по легенде его название и даже разработку стиля боя предписывают знаменитому актеру и естественно многократному чемпиону по кик-боксингу Чак Норису. Переводиться кик-боксинг почти дословно как «Удары ногами и руками».

Потому что кик-боксинг стал смесью единоборств ушу, английского бокса, муай тай, карате и тхэквондо. В идеале бои должны проходить в полную силу и по всем уровням, то есть удары ногами и руками разрешены в полную силу по всему телу. Что позволяет кик-боксерам становиться довольно опасными противниками как в ринге, так и за его пределами, но все-таки это спортивная система и под уличный бой она изначально не заточена.

Английский бокс и французский бокс

Хотя тот современный Английский бокс, который мы знаем, примерно с 1882 года признали в прежнем виде опасным для здоровья и стали вести по известным сегодня правилам, что окончательно снизило его боевую эффективность. Но после этого времени еще стали известными куча подобных боевых «боксерских» систем различных стран мира.

Из самых известных видов бокса можно отметить: французский бокс «Сават», когда-то был вообще одной из лучших уличных боевых систем Европы.

Сават – это европейское боевое единоборство, известное также как «французский бокс», характеризуется эффективной техникой ударов руками, динамичной техникой ударов ногами, мобильностью и тонкой стратегией. Сават имеет длинную историю: этот вид боевого искусства зародился как синтез французской школы уличного рукопашного боя и английского бокса; в 1924 году был включен в Олимпийские игры в Париже в качестве демонстрационного вида спорта.

Греко-римская борьба

Классическая борьба представляет собой европейский вид единоборства, в котором сходятся в схватке два участника. Основная задача каждого спортсмена – с помощью ряда различных элементов и приёмов уложить своего противника на лопатки. Главное отличие греко-римской борьбы от других подобных единоборств – это запрет на осуществление каких-либо приёмов ногами (подножки, зацепы, подсечки и т.д.). Также, нельзя делать захваты ног.

Дзюдо

Дзюдо в переводе с японского языка означает «мягкий путь». Это современное спортивное единоборство родом из Страны восходящего солнца. Основной дзюдо являются броски, болевые приемы, удержания и удушения. Дзюдо базируется на принципе единения духа и тела и отличается от других единоборств меньшим применением физической силы при выполнении различных технических действий.

Профессор Дзигоро Кано основал дзюдо в 1882 г., в 1964 г. дзюдо вошел в программу летних Олимпийских игр. Дзюдо – кодифицированный вид спорта, в котором разум управляет движениями тела, он носит наиболее ярко выраженный воспитательный характер в олимпийской программе. Помимо соревнований дзюдо включает в себя исследование техники, ката, самооборону, физическую подготовку и совершенствование духа. Дзюдо как спортивная дисциплина – это современный и прогрессивный вид физической активности. Международная Федерация дзюдо (IJF) включает в себя 200 дочерних национальных федераций на пяти континентах. Более 20 миллионов человек занимаются дзюдо, спортом, в котором великолепно сочетается воспитание и физическая активность. Ежегодно IJF организует более 35 мероприятий.

Джиу-джитсу

Джиу-джитсу – общее название, применяемое для системы ведения боя, практически не поддающейся четкому описанию. Это рукопашный бой, в большинстве случаев, без применения оружия, и лишь в некоторых – с оружием. Техника джиу-джитсу включает в себя удары ногами, руками, кулаками, броски, удержание, блокировку, удушье и связывание, а также использование определенных видов оружия. Джиу-джитсу опирается не на грубую силу, а на сноровку и ловкость. Применение минимальных усилий для достижения максимального эффекта. Этот принцип позволяет любому человеку, вне зависимости от его физической формы или телосложения, контролировать и использовать свою энергию с наибольшей эффективностью.

Капоэйра

(Capoeira) – афро-бразильское национальное боевое искусство, синтез танца, акробатики и игры, и все это сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке в 17-18 в.в.

Но все же о родине и времени возникновения такого уникального искусства эксперты спорят до сих пор. Никто точно не знает, откуда она появилась, кто был основателем древнего мастерства и, как капоэйра, от столетия к столетию достигла стремительной популярности.

Существуют несколько основных гипотез ее возникновения:

  1. Прототипом воинственных движений стал африканский танец зебр, который был распространен у местных племен.
  2. Капоэйра – слияние древних культур — латиноамериканских и африканских танцев.
  3. Танец рабов-невольников, который постепенно перерос в боевое искусство. Связано с высадкой европейцев на континент и зарождение работорговли.

Каратэ

Каратэ («путь пустой руки») – японское боевое искусство, которое предлагает разные способы боя руками и несколько техник с применением оружия, включая холодное оружие. В этом единоборстве не применяются захваты и броски. Главный принцип – быстрота и скорость, а основная задача – сохранение на протяжении долгого времени основной стойки. Поэтому в первую очередь в карате играет роль равновесие.

Кэндо

Во время спортивных поединков фехтовальщики держат упругие бамбуковые мечи, а их голову, грудь и руки прикрывают специальные тренировочные доспехи. За чисто выполненные удары по определенным частям тела противника участникам поединка начисляются очки.

В настоящее время кэндо не только популярный вид спорта, но и входит составной частью в физкультурную программу японских школ.

Кобудо

Термин «кобудо» в переводе с японского языка означает – «старинный воинский путь». Первоначальное название – «кобудзюцу» – «старинные воинские искусства (умения)». Под этим термином сегодня представлены искусства владения различными видами восточных видов холодного оружия.

В настоящее время существует разделение кобудо на два автономных самостоятельных направления:

  1. Нихон-кобудо – направление, объединяющее системы распространенные на основных островах Японии и использующие в своем арсенале холодное оружие самурайского происхождения и оружие из арсенала ниндзюцу.
  2. Кобудо (другие названия Рюкю-кобудо и Окинава-кобудо) – направление, объединяющее системы ведущие происхождение с островов архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) использующие в арсенале орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей указанных островов.

Самбо

Самбо принадлежит к уникальным видам единоборств, получивших распространение по всему миру. Он стал единственным видом спортивных состязаний, где международное общение проводится на русском языке. Различают два вида самбо, первым из них является боевое, используемое для защиты и выведения из строя противника. Второй вид этой борьбы – спортивное самбо, способствует развитию личностных характеристик, закаляет характер и организм, позволяет выработать самообладание и дисциплину.

Сумо

Правила сумо очень просты: для победы достаточно либо заставить противника потерять равновесие и коснуться ринга любой частью тела, кроме ступней, либо просто вытолкнуть его с ринга. Обычно исход поединка решается за несколько секунд. Сопутствующие обряды могут занимать гораздо больше времени. Борцы одеты только в особую набедренную повязку.

В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми; по поверьям японцев борцы, сотрясая землю, не только делают ее более плодородной, но и отпугивают злых духов; борцов сумо иногда нанимали для «изгнания болезней» из богатых домов и даже целых городов.

Поэтому такое внимание придается весу борца (в сумо нет весовых категорий). С древнейших времен сохранились разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Большая часть чемпионов сумо становятся народными кумирами.

Таиландский бокс

Муай-тай разрабатывался как воинское и армейское боевой искусство, бойцы которого с оружием и без должны были входить в личную охрану короля и реально противостоять на поле боя целым армиям превосходящего по численности врага.

Но сегодня, как и предыдущие спортивные виды боевых искусств, тайский бокс подвергся довольно сильным изменениям в сторону спорта, в нем также очень сильно изменились современные правила, которые стали намного более лояльными и сделали это сверхжёсткое и даже смертельное боевое искусство на порядок менее эффективным.

Хотя в более закрытых школах и даже можно сказать сектах, даже за пределами Таиланда, в которых также изучается тай-бокс, есть еще люди, обучающие более эффективным его видам.

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Таэквондо – корейское единоборство. Его характерной особенностью является то, что ноги в поединке используются более активно, чем руки. В таэквондо можно с равной скоростью и силой наносить как прямые удары ногой, так и удары ногой с разворотом. Боевому искусству таэквондо более 2000 лет. С 1955 года это единоборство считается видом спорта.

Ушу

Ддословно переводится как воинское искусство. Это общее название традиционных китайских боевых искусств, чаще называемых на западе кунфу или китайским боксом. Существует множество различных направлений, ушу, которые условно делятся на внешние (вайцзя) и внутренние (нейцзя). Внешние, или жесткие стили предполагают хорошую спортивную форму бойца и большие затраты физической энергии во время тренировок. Внутренние, или мягкие стили требуют особой сосредоточенности и пластичности.

Как правило, философской основой внешних стилей служит чань-буддизм, а внутренних – даосизм. Так называемые монастырские стили традиционно относятся к внешним и ведут свое начало из буддийских монастырей, один из которых – знаменитый монастырь Шаолинь (основан ок. 500 до н.э.), где сформировался стиль шаолиньцюань, повлиявший на развитие многих стилей японского каратэ.

Какое беоевое искусство выбирать?

Выбор занятий зависит, прежде всего, от ваших предпочтений и физических особенностей. Талица поможет определить тип вашего телосложения и подходящий по этому соответствию вид борьбы. Однако не стоит забывать, что приводятся только общие рекомендации. Изучение боевых искусств – процесс длительный, на протяжении которого ваше тело будет привыкать, адаптироваться к новым условиям и приобретать опыт в том единоборстве, которое вы выберете.

Эктоморф

Тай чи чуан (тай цзи цюань)

Это изящное ненаступательное китайское единоборство делает акцент на стабильность, баланс, равновесие и идеально подходит для худощавых людей. Комплекс контролированных плавных движений обучит все ваши мышцы работать вместе и слаженно. Не путайте тай чи чуан и тай чи, который предлагают в фитнес клубах. Настоящие школы – более стимулирующие и позволяют своим ученикам освоить множество разных видов оружия, включая обоюдоострый меч.

Этот китайский стиль еще называют кунг-фу. Существует более 300 разновидностей ушу. Из них вин чун (юнчунь, «вечная весна») подходит людям с недостатком веса и габаритов. Этот стиль позволяет небольшому, легкому человеку победить более крупного соперника, воздействуя на чувствительные места тела, которые не защищаются мышцами (глаза, горло, пах, колени и специфические нервные точки). Особая гибкость не требуется, поскольку большинство ударов наносится низко (коленные чашечки или голень).

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Для этого корейского единоборства желательно быть худощавым, легким и свободным, так как оно наиболее известно своим обширным разнообразием высоких эффектных ударов ногами. Этот стиль в схватке полагается больше на ноги, чем на кулаки. Обычными являются удары в голову, поэтому нужно как минимум быть в состоянии поднять ногу на высоту лица противника. На занятиях нужно быть готовым к тому, что вы получите пару болезненным ударов, но в общем случае контакты не бывают очень жестокими. Кроме того, изучающие таэквондо тренируются не только в сражениях друг с другом, поскольку это один из видов боевых искусств, где разбивание руками и ногами досок и кирпичей – часть тренировочного режима.

Мезоморф

Айкидо

Айкидо не фокусируется на изнуряющих ударах руками и ногами. Основное внимание уделяется использованию собственной энергии оппонента против него самого, для того, чтобы вывести его из строя (используя замки на запястье или захват рук) или отбросить его назад. Этот стиль более легок для людей с атлетическим телосложением, поскольку большинство наступательных движений более эффективны при наличии развитой мускулатуры. Кроме того, в отличие от большинства боевых искусств, в которых требуется пройти 10 разрядов, прежде чем получить черный пояс, это японское единоборство имеет только 6 уровней.

Кэндо

Японское боевое искусство, которое позволяет овладеть бамбуковым мечем, одеваться как самурай и неоднократно наносить удары в шею и голову соперника. Звучит угрожающе, но в этом единоборстве тело защищается броней, похожей на рыцарскую, что сводит повреждения к минимуму. Скорость, крепкие плечи и руки – необходимые атрибуты бойцов на мечах, поэтому худощавое мускулистое телосложение будет идеальным.

Муай-тай (тайский бокс)

Тайское боевое искусство с полным контактом с соперником. Вместо того чтобы просто использовать кулаки и ноги, сопернику наносится серия ударов по локтям и коленям. Наиболее подходит людям атлетического сложения с развитой мускулатурой вокруг суставов. Желающим освоить этот вид единоборства следует быть готовым к ранней отставке, так как серьезные практики имеют довольно короткую карьеру (4-5 лет максимум).

Эндоморф

Дзюдо

Японское боевое искусство, которое ставит целью нарушить равновесие противника и бросить его на ковер. Коренастые люди имеют в нем преимущество, выполняя оборонительные маневры, так как дополнительный вес помогает более устойчиво стоять на ринге. Появление задышки не будет проблемой на начальных стадиях занятий, которые посвящаются усовершенствованию захватов, маневров схваток и того, как правильно падать. Для достижения более продвинутого уровня вам понадобится развить выносливость.

Каратэ

Базируясь на комбинации культур (корни идут и из Японии, и с Окинавы), карате также является смесью разных боевых методов. Учащиеся изучают способы боя руками, несколько техник с применением оружия, включая нунчаки. Хотя в этом единоборстве не применяются захваты и броски, коренастые люди получают преимущество за счет более прочной и устойчивой позиции, которая придает большую мощь их ударам и блокам. Большинство разновидностей каратэ стоят выбора, но, если вы боитесь боли, то будьте осторожны со стилями, в названии которых есть «кенпо», «кемпо», «американский фристайл», «полный контакт».

Сёриндзи-кэмпо

Этот боксерский стиль каратэ больше подходит крупным людям по нескольким причинам. Во-первых, он использует серию ударов руками, как в боксе, где устойчивость на ринге за счет мощного телосложения важнее, чем крепкие кулаки. Крепкое телосложение также будет полезно для освоения техник уклонения от ударов соперника. Нанесение ударов потребует гибкости, но удары обычно выполняются не выше пояса.

Джиу-джитсу (дзюдзюцу)

Эта японская техника объединяет много опасных приемов нападения и обороны. Этот вид единоборства является беспощадным, так как первоначально разрабатывался для обучения безоружного человека нейтрализовать вооруженного солдата. Освоить джиу-джитсу будет легче тем, кто привык к нагрузкам, обладает выносливостью и гибкостью.

Япония может похвастаться широким разнообразием отдельных видов восточных единоборств. Многие из них зародились в глубокой древности, и дают возможность достигать по-настоящему сверхчеловеческих способностей. Некоторые мастера до сих пор посвящают всю жизнь постижению уникальных техник ведения боя. Кануть в небытие такому своеобразному искусству не позволяет наличие миллионов последователей японских единоборств по всему миру.

В нашей публикации хотелось бы рассмотреть наиболее популярные восточные единоборства, виды и отличия. Также выясним, какие существуют техники и стратегии ведения рукопашного боя.

Историческая справка

Своим появлением различные виды восточных единоборств, во многом, обязаны традициям японских самураев, а также применению кастовой системы в обществе. В древности воины были обязаны постигать мастерство владения различным оружием. Значительное внимание уделялось технике ведения рукопашного боя. Все это требовалось самураям не только для защиты собственных семей, но и для обеспечения безопасности представителей знати, которых называли сегунами.

Со временем практическая сторона вопроса отодвинулась на второй план. Освоение техник боевых искусств приобрело более философское значение. Японские мастера стали называть подобные занятия путем, не имеющим конца. Виды восточных единоборств начали использовать в целях укрепления духа и тела, совершенствования определенных навыков.

Методы японских единоборств

В японских боевых искусствах существует несколько направлений. Здесь применяются так называемые жесткие и мягкие методы сражения. Концепции имеют различную направленность. Однако их характер во многом взаимосвязан.

Жесткий метод предполагает практику контрсилы. На деле под этим подразумевают прямую атаку соперника, которая включает проявления прямой агрессии в комплексе с нанесением ударов в рукопашную либо с применением холодного оружия. Напротив, применение оборонительной техники дает возможность противостоять подобным порывам и также выступает частью жестких концепций ведения боя.

Для мягких методов характерно применение минимальной силы, что позволяет избегать урона, предотвращать атаки или же направлять кинетическую энергию тела оппонента в нужное русло. В качестве примера можно привести так называемую технику скольжения, когда обороняющийся искусными движениями уходит от агрессивных действий противника и тем самым выводит его из равновесия. Если жесткие методы отличаются своей прямолинейностью, то мягкие более гибкие в тактическом плане.

Сумо

Итак, перейдем к рассказу о популярных японских видах восточных единоборств. Список открывает знаменитая борьба сумо, которая стоит наособицу среди прочих востребованных боевых искусств. Изначально такое занятие представляло собой симбиоз сионистских обрядов и соревнования. Некоторые древние церемониальные практики, которые традиционно использовались в такой борьбе, сохранились до наших дней.

Какие же правила применяются в представленном виде восточных единоборств? Все довольно просто. Чтобы одержать победу, борцу достаточно заставить противника коснуться площадки любой частью тела, помимо ступней. Также можно попросту вытолкнуть оппонента за линию ринга, которая выложена специальным канатом симэнава.

Зачастую исход поединка в сумо решают мгновения. Однако любому бою сопутствуют предварительные приготовления в виде своеобразных церемоний. Такие обряды, как правило, занимают немало времени.

Ни для кого не станет открытием тот факт, что для достижения успеха в сумо боец должен обладать внушительной массой тела. В древней Японии тучность не считалась пороком. Наставники борцов полагали, что удары ногами о ринг пробуждают духов земли, которые делают почву более плодородной. Исходя из этого, чем крупнее участники поединка, тем лучше. Согласно особой философии, в сумо не существует весовых категорий.

Самым крупным достижением в данном виде восточных единоборств выступает получение титула Екодзуна, другими словами - Великого чемпиона. Стоит заметить, что такой высокий статус присваивается борцу пожизненно. Если чемпион начинает терпеть поражения, он попросту заканчивает карьеру.

Джиу-джитсу

Школа джиу-джитсу была основана японским мастером Хисамори Такэноути еще в 16 веке. Вид единоборства стал результатом реализации идеи о максимальной экономии сил в рукопашном бою. Центральное место в тактике заняли всевозможные захваты противника, а также броски с использованием энергии оппонента.

Определяющее значение при постижении техник джиу-джитсу отводится дыхательным практикам, боевым стойкам, умению уклоняться от атак. Несмотря на это, единоборство также допускает нейтрализацию противника, что достигается за счет точечного воздействия на определенные зоны тела оппонента.

Дзюдо

В переводе с японского языка понятие дзюдо означает "мягкий путь". У истоков такого вида восточных единоборств стоит знаменитый мастер Кано Дзигоро, который основал собственную школу боевых искусств в 80-х годах 19 века. Многие техники им были позаимствованы из джиу-джитсу. Мастер отобрал приемы, что отличались наименьшей вероятностью травматизма для обоих соперников, но в то же время подходили для организации зрелищных соревнований. В последующем Кано Дзигоро привнес в боевое искусство целую массу духовных практик, которые позволяли бойцам совершенствовать собственный разум.

Вид восточных единоборств предполагает, в первую очередь, постижение оборонительных техник. Сражение происходит без применения холодного оружия. Победа достигается за счет молниеносного ухода от атак с последующим применением удерживающих, болевых либо удушающих приемов. Удары здесь практически не используются. Поэтому подходит данный вид восточных единоборств для детей.

Айкидо

Айкидо представляет собой уникальную систему боя, что разработана японским мастером боевых искусств по имени Уэсиба Морихэй. Принципиальным отличием единоборства от практик других восточных школ послужил отказ от применения наступательных стратегий и агрессивных атак. В последующем айкидо стали называть искусством использования силы оппонента против него самого.

Стоит заметить, что по данному виду спорта не проводятся соревнования и чемпионаты. Несмотря на это, айкидо пользуется чрезвычайной популярностью среди представителей опасных профессий. Подходит вид восточных единоборств для девушек, которые служат в полиции либо организовывают семинары, где обучают, как быстро обезвредить недоброжелателя.

Кендо

Кендо выступает достаточно популярным боевым искусством, которое предполагает применение холодного оружия. По сути, единоборство обучает технике фехтования на традиционных японских мечах. В древности постижение такого мастерства имело чрезвычайное практическое значение, поскольку позволяло готовить умелых воинов для грядущих сражений. Сегодня кендо является не более чем увлечением.

В ходе тренировок используются специальные маски и доспехи, которые надежно защищают тело бойца от травм. Оружием при этом выступают традиционные палки боккэн, изготовленные из бамбука.

Каратэ-до

Вид восточного единоборства возник на японском острове Окинава во времена, когда эта территория имела статус отдельного государства. Каратэ-до зародилось как метод самообороны, который исключал использование оружия. По сей день здесь применяются лишь техники отработки ударов руками и ногами.

Своей популярностью вид единоборств обязан мастеру по имени Фунакоси Гитин. Именно благодаря этому человеку в 20-х годах прошлого века была проведена масштабная кампания, которая способствовала привлечению внимания к данному виду спорта со стороны широких общественных масс. С тех пор каратэ-до остается одним из самых знаменитых и востребованных боевых искусств во всем мире.

Согласно современной классификации, сами японцы свои боевые искусства разделяют на традиционные воинские искусства, возникшие до реставрации Мэйдзи (1868—1889 г.г.) - Koryu Bujutsu - корю будзюцу - 古流 武術 , и боевые искусства современности - Gendai Budo - гэндай будо - 現代 武道 - это стили и школы, большая часть из которых возникла в конце XIX - первой половине XX веков. Литературно можно перевести соответственно - "боевые методы старой школы" и "воинские искусства современности".

Обратите внимание на ряд слов и соответствующих им иероглифов, которыми часто обозначаются различные боевые искусства и стили: 1) - дзюцу - техника, умение, способ, искусство; 2) - до - путь, искусство, практика; 3) 会 - кай - сообщество, собрание, ассоциация; 4) 館 - кан - дворец, дом, школа; 5) 流 - рю - течение, стиль, манера. Кроме того в названиях школ и стилей можно часто встретить географические названия той или иной местности, а также фамилии основателей или иероглифы, из которых они состоят.

Aikido - Айкидо - 合気道 - Путь Гармоничного Настроения (Настроя) -

лишь один из вариантов перевода этого термина. Основатель - Уэсиба Морихэй - 植芝 盛平 (14 декабря 1883 года — 26 апреля 1969 года) брал уроки у многих мастеров боевых искусств, ниже вы столкнётесь с одним из них - это Сокаку Такэда . Айкидо формировалось в период с начала 20"х по конец 40"х годов прошлого века и является ярким примером гэндай будо - 現代 武道 . Морихэй Уэсиба воспитал много одарённых последователей, которые с одной стороны продолжили его дело, с другой - привнесли много нового и интересного в практику айкидо. Далее можно ознакомиться с некоторыми из них и их школами...

Стили и Школы:

  • Aikikai - Айкикай - 合気会 - Можно перевести, как "Сообщество принципа Айки". С тиль айкидо, во главе которого стоят потомки Морихэи Уэсибы. Руководители организации носят звание Дошу 道主 (продолжатель пути): сын - Киссёмару Уэсиба (с 26 апреля 1969 по 4 января 1999) и внук - Моритэру Уэсиба (с 4 января, 1999 по нынешнее время). 1940 год считают датой основания организации.
  • Yoshinkan - Ёсинкан - 養神館 - "Школа культивации духа" , основатель Сиода Годзо - 塩田 剛三 (9 сентября 1915 г. —17 июля 1994 г.) - представитель первого поколения учеников Морихэи Уэсибы. Основание стиля в 1955 году. Подробнее в разделе "Об Айкидо".
  • Iwama Ryu - Ивама Рю - 岩間流 - "Течение Ивама" (Ивама 岩間 - дословно - скалистая местность - географическое название места первого додзё этой школы) , основателем является Сайто Морихиро - 斉藤守弘 (31 марта 1928 г. — 13 мая 2002 г.) - один из ближайших учеников Уэсибы, в течении 23 лет оставался учидэси 内弟子 (ученик, живущий в доме учителя) О-Сэнсэя.
  • Kokikai - Кокикай - 光気会 - можно перевести, как "Сообщество сияющего настроения" , основано Сюдзи Маруямой (родился 1 апреля 1940 года) - один из учеников Уэсибы последнего поколения.
  • Yoshinkan Seiseikai - Ёсинкан Сэйсэйкай - 精晟会 - буквальный перевод - "Сообщество духа наполненного солнцем", основатель Тэрада Киёюки 寺田精之 (20 апреля 1922 - 13 июля 2009 года) - соратник Годзо Сиоды и фактически сооснователь стиля Ёсинкан Айкидо, тем не мение, эта школа существенно отличается от классического Ёсинкан целым рядом технических особенностей.

  • Renshinkai - Рэнсинкай - 錬身会 - дословно - "Сообщество закалки (тренировки) тела", основатель - Тида Цутому - 千田 務 (родился 4 октября 1950) - один из первых учеников Годзо Сиоды.
  • Shinwakan - Cинвакан - 親和館 - "Школа дружелюбия", канчё - 井上強一 Иноуэ Кёити (родился 10 сентября 1935), соратник и старший ученик Годзо Сиоды.
  • Sin Sin Toitsu - Син син тоицу - 心身統 - дословно - "Сердце (дух) управляет телом" (альтернативное название - Ки айкидо). Основатель Тохэй Коичи - 藤平光一 (20 января 1920 года — 19 мая 2011 года).
  • Tomiki Ryu - Томики Рю - 富木流 - "Школа Томики" или Shodokan Aikido - Сёдокан Айкидо - 昭道館 合気道 - "Школа светлого пути". Основатель - Томики Кэндзи - 富木謙治 (15 марта 1900 - 25 декабря 1979).

Daitoryu Aikijujutsu - 大東流 合気柔術 - Д айторю Айкидзюдзюцу - школа дзюдзюцу великого востока и гармоничного настроения (литературный перевод здесь врядли осуществим, скорее, название представляет собой пару символических идиом).

Один из наиболее известных стилей дзюдзюцу 柔術 (магкая техника, умение), основанный Такэда Сокаку - 武田 惣角 (10 октября 1859 г. ― 25 апреля 1943 г.). Более подробно описан в разделе "Об айкидо".

Judo - Дзюдо - 柔道 - Г ибкий П уть.

Родоначальник - Кано Дзигоро 嘉納 治五郎 (28 октября 1860 г. ― 4 мая 1938 г.) изучал дзюдзюцу 柔術 у многих мастеров своего времени . На основе этой практики, отказавшись от особенно травмоопасных техник, фактически создал новый вид борьбы. 講道館 - Кодокан (Школа изучения пути) - первое додзё Кано было создано в 1882 году. Этот год и считают годом основания дзюдо. Через занятия дзюдо прошли многие известные личности в мире Будо. Дзюдо в молодые годы занимались Маэда Мицуё (前田光世 - 18.11.1878. - 28.11.1941.) - основатель бразильского джиу-джицу, Василий Сергеевич Ощепков (25.12.1892. - 10.10.1937.) - один из основателей самбо, многие мастера айкидо высокого уровня пришли в айкидо уже имея практику в дзюдо.

Karate - Каратэ - 空手 - Пустая Рука,

первоначальная версия написания - 唐手 - китайская рука - альтернативное японским искусство ведения рукопашного боя, пришедшее на Окинаву вместе с одним из изучающих шаолиньское кунг-фу, неким Сакугава Канга 佐久川寛賀 (1733—1815), по прозвищу Сакугава Сатунуси или Тодэ Сакугава.

Стили и Школы:

  • Shotokan - Сётокан (часто - Шотокан) - 松涛館 - "школа шумящих сосен" или "стиль сосен и моря". Основатель Фунакоси Гичин (船越義珍 - 10.11.1868 - 26.04.1957) На эмблеме Сётокан изображён тигр, являющийся тотемным покровителем стиля. Отличительной особенностью стиля являются низкие стойки и резкие движения бёдрами во время нанесения ударов. Один из основополагающих принципов Сётокан - "Иккэн хисацу"(一拳必殺) можно перевести как "Вырубить с одного удара".
  • Goju Ryu - Годзю Рю - 剛柔流 - "школа мягкости и твёрдости". Один из основных стилей окинавского каратэ, который к концу двадцатых годов прошлого века создал Мияги Тёдзюн (宮城長順 - 25.04.1888. - 08.10.1953). Мастер неоднократно посещал Китай и изучал там различные стили ушу. Именно этими практиками он расширил стиль каратэ Наха-тэ (那覇 ), который изучал сам под руководством Хигаонны Канрё (東恩納寛量 - 10.03.1853 - 15.10.1915).
  • Wado Ryu - Вадо Рю - 和道流 - "школа мирного пути" или "пути согласия". Стиль создан в 1939 году Оцукой Хиронори (大塚博紀 - 01.06.1892 - 29.01.1982) профессиональным врачём. Эмблемой является круг с изображением белого голубя с расправленными крыльями и сжатого кулака над ним. Хиронори с детства изучал различные стили дзюдзюцу. К тридцати годам заинтересовался каратэ и немало преуспел на этом поприще, основав свою собственную школу. В каратэ Вадо Рю отражено увлечение техниками дзюдзюцу. Этот стиль насыщен большим количеством болевых контролей, бросковых техник, подсечек, подножек, не свойственных для других стилей каратэ того времени. Кроме того, сам поединок в меньшей степени строится на открытой конфронтации, в большей степени используются уходы с линии атаки нежели жёсткая их блокировка. В связи с подобным тактическим ведением боя Хиронори вводит ряд стоек, подразумевающих большую мобильность и динамику передвижений, не характерных для большинства стилей каратэ. К примеру, часто используемая позиция в других стилях каратэ Киба-дати (騎馬立ち - дословно - стойка всадника ) здесь заменяется на Нэко-аси-дати (猫足立ち - стойка кошки или кошачья нога).
  • Shito Ryu - Сито Рю - 糸東流 - можно перевести как "школа восточной нити". Стиль разработан Мабуни Кэнвой (摩文仁 賢和 - 1889 - 1952). Название связанно с двумя другими мастерами каратэ, у которых учился Мабуни, и содержит иероглифы, из которых состоят их фамилии. Это Итосу Ясуцунэ (糸洲安恒 — Итосу Анко 1831—1915) - видный мастер окинавского каратэ, у которого занимались многие мастера, создавшие в последствие свои школы, и Хигаонна Канрё (東恩納寛量 - 1852-1915). Школа каратэ Сито Рю существенное время тренировок уделяет ката, которых насчитывается в нём около пятидесяти, что значительным образом превышает число ката в других стилях.
  • Kyokusinkay - Кёкусинкай - 極真会 - "сообщество наивысшей истины". Основано Оямой Масутацу (大山倍達 - псевдоним, взятый в японии корейцем - 27.07.1923 - 26.04.1994) в 50-х годах прошлого века.
  • Ashihara Karate - Асихара Каратэ - 芦原 空手 - каратэ Хидэюки Асихары (芦原英幸 - 05.12.1944 - 24.04.1995) в 1980 году.
  • Koshiki Karate - Косики Каратэ - 甑空手 - первый иероглиф здесь означает металлический котелок, следовательно, можно перевести - "каратэ, подобное металлу", другими словами - "жесткое каратэ". Датой основания называют 1977 год.

Kendo - Кэндо - 剣道 - П уть Меча,

(ранее - Kenjutsu - Кэндзюцу - 剣術 - искусство меча, или искусство владения мечом) основано 1920 году на базе различных школ Кэндзюцу, существовавших с периода раннего средневековья . Философская доктрина школы отражена в её лозунге, который звучит: Ki Ken Tai No Ichi - 体 の 一 - Ки Кэн Тай Но Ичи, что дословно переводится, как: Дух, Меч и Тело - всё едино. В наши дни Кэндо часто преподают в школах Японии для укрепления духа и тела учащихся.

С начала XII века фехтование, на ряду с владением копьём и стрельбой из лука, являлось обязательным навыком самураев-воинов, но до начала XVII века оно скорее занимало второстепенную позицию в их обучении. В период эпохи Эдо (1603-1868) при наступлении относительно мирного времени в Японии возникает целый ряд школ Кэндзюцу, некоторые из которых существуют и поныне. Существенным шагом в дальнейшем развитии Кэндзюцу являлись реформы мастера Наганума Кунисато 長沼 国郷 (1688—1767). На тренировках в те времена в основном использовался деревянный меч боккэн, который часто сильно травмировал учащихся. Наставник Кунисато ввёл в процесс тренировки бамбуковый меч синай (竹刀) или такэмицу (竹光 ) , который состоит из четырёх бамбуковых полос скрепленных кусками кожи и связанных верёвками. Подобная конструкция существенным образом смягчает удар и используется в современном кэндо.

Tensin Shoden Katori Sinto Ryu - 天真正伝香取神道流 - Тенсин Сёдэн Катори Синто Рю - литературным образом перевести весьма сложно, тем не менее, дословно - школа пути духа распростроняющая подлинную простосердечность.

пожалуй, одна из древнейших школ боевых искусств Японии, подразумевающяя комплексный подход в обучении её адептов. Типичный пример корю будзюцу - 古流 武術 (боевых систем старой школы). Здесь, на ряду с основополагающей техникой фехтования мечём - кэндзюцу (剣術), существует целый ряд разделов параллельного обучения:

Иайдзюцу - 居合術 - искусство мгновенного обнажения меча с одновременным ударом.

Нагинатадзюцу - 長刀術 - искусство владения нагинатой.

Рётодзюцу - 両刀術 - техники фехтования двумя мечами одновременно и ведения боя с несколькими атакующими.

Кодатидзюцу - 小太刀術 - фехтование в помещении (тесном пространстве) маленьким мечом.

Бодзюцу - 棒術 - навыки владения боевым шестом.

Содзюцу - 槍術 - практика ведения боя японским копьем.

Сюрикэндзюцу - 手裏剣術 - метание ножей и лезвий.

Дзюдзюцу - 柔術 - ведение рукопашного боя.

Ниндзю́цу - 忍術 - искусство слежки и шпионажа.

Тикудзёдзюцу - 地区場術 - искусство фортификации возведения оборонительных сооружений.

Гунбай-хэйхо - 軍配兵法 - военное искусство стратегии и тактики.

Тэммон-тиригаку - 天文地理学 - небесные явления, астрономия, астрология и предсказания.

Адепты школы называют 1447 год датой основания школы, историки же склонны полагать, что 1480 год - в большей степени соответствует действительному времени этого события. Как бы то ни было, сейчас уже весьма сложно поддержать как одну, так и другую версию.

Kasima Sin Ryu - 鹿島神流 - Касима Син Рю - литературный перевод вряд ли возможен, первые два иероглифа - "Касима"(鹿島 ) - очевидно, имя собственное, повидимому, либо фамилия одного из основателей, либо название местности, дословно - олений остров (также известен древний храм Касима в префектуре Ибараки 茨城県), таким образом - Касима Син Рю - "школа духа Касима".

Ранние упоминания о школе датируются XVI веком. В точности так же, как и Катори Синто Рю (смотрите выше), школа предполагает комплексный подход к изучению будзюцу. Здесь рассматривается ряд дисциплин, куда входит, как работа с различного рода оружием (буки вадза 武器技 ), так и без него (тайдзюцу 体術). Тем ни мение, первоочередным образом практикуется именно владение мечём - кэндзюцу - (剣術 ).

Data-medium-file="https://i1.wp..jpeg?fit=300%2C238&ssl=1" data-large-file="https://i1.wp..jpeg?fit=644%2C510&ssl=1" class="wp-image-6634 aligncenter" src="https://srrb.ru/wp-content/uploads/2015/12/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-1462781.jpeg" alt="самураи-старые-фото-1462781" width="600" height="476" srcset="https://i1.wp..jpeg?w=733&ssl=1 733w, https://i1.wp..jpeg?resize=300%2C238&ssl=1 300w" sizes="(max-width: 600px) 100vw, 600px">

Столкнувшись с ограниченностью своей эффективности, носители боевых искусств Запада взялись за совершенствование вооружения. Столкнувшись с такими же ограничениями, японский воин взялся за совершенствование себя самого.

Дейв Лори

Хотя с другой стороны — на мой взгляд все эти японские боевые искусства давным-давно устарели — и не представляют на самом деле никакого практического интереса — мир меняется что то устаревает — что-то появляется новое. Более лучшее, более соответствующее духу времени.

Но и между тем очень многие люди продолжают увлекаться различными японскими боевыми искусствами и находят для себя очень много любопытного и интересного.

И самое главное - это ведь уникальнейшая возможность прикоснуться к тщательно сохраненному и поэтому до сих пор живому духу — древних японских воинов — примерить его, так сказать на себя.

Итак, все боевые искусства Японии...

Абэ-рю — (яп. 安倍流 ) или Абэ татэ-рю (яп. 安倍立流 ) , также известное как Абэ-рю Кэндо (яп. 安倍立剣道 ) - классическое японское боевое искусство (корю), основанное в XVII веке мастером Абэ Ёрито (яп. 安倍頼任 ). Школа является ответвлением от стиля Тайся-рю, который, в свою очередь, испытал влияние Синкагэ-рю .

Абэ-рю известна как первая серьёзная школа кэндзюцу, которая применяла термин кэндо (яп. 剣道 ) ещё в 1673 году, хотя подобные иероглифы были известны ещё в Китае. Суть кэндо, или кэн-но-мити («путь меча»), в рамках данного стиля заключалась более в духовном и нравственном обучении, нежели в физическом. То кэндо, которое практиковала школа Абэ-рю, не имеет никакого отношения к современной практике кэндо, созданной после реставрации Мэйдзи.

Айдзу Кагэ-рю - (яп. 会津陰流 , «теневая школа Айдзу») - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1490 году Айдзу Хьюга-но-Ками Ико (яп. 愛洲移香斎久忠 ), также известного под именем Айдзу Икосаи Хисатада (яп. 愛洲移香斎 尚忠 )

Школа Айдзу Кагэ-рю была основана самураем Айдзу Хьюга-но-Ками Ико в 1490 году, во времена периода Муромати. Айдзу Икосаи являлся членом клана Айдзу и представителем ветви семьи Кии (Kii) города Кумано, которая была поставлена во главу пяти крепостей сёгуном Моринага Синно (яп. 親王 森永 , 1308 - 1335) во времена периода Муромати

Основная направленность школы - борьба с мечом (кэндзюцу). Термин «Кагэ» переводится как «тень» и передаёт суть учения, которое заключается в фокусировке на определении намерения, стратегии и душевного состояние противника путём изучения его/её языка тела, выражения лица и других признаков.

На сегодняшний день Айдзу Кагэ-рю более не существует, однако её знания и техники используются в таких школах, как Ягю Синкагэ-рю и Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю, а также многих других.

Айки-дзюдзюцу — японская боевая техника, являющаяся предшественником . В настоящее время термин «айки-дзюцу» (合気術) используется многими современными школами дзю-дзюцу для определения технического раздела с применением принципов айки (合気).

Дайто-рю Айки-дзюдзюцу — (яп. 大東流合気柔術 Дайто:-рю: Айки-дзюдзюцу , ромадзи: Daitō-ryū Aiki-jujutsu ) - японское боевое искусство, созданное Такэдой Сокаку. Дайто-рю создано на базе айки-дзюцу, которое в свою очередь корнями уходит к началу второго тысячелетия нашей эры.

Джиу-джитсу (Дзюдзюцу, яп. 柔術 [дзю:дзюцу ] (инф.) ) - от яп. 柔 [дзю ] (мягкий, гибкий, податливый, уступчивый) и 術 [дзюцу ] (техника, способ) - «искусство мягкости» - общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. То есть джиу-джитсу - искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений.

Дзигэн-рю (яп. 示現流 , дословно «разоблачённая реальность») - древнее японское боевое искусство (корю), основанное в XVI веке Того Тюем (яп. 東郷重位 , 1561 - 1643) в провинции Сацума, современной префектуре Кагосима, на основе школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. В основном фокусируется на методах кэндзюцу.

Дзиттэдзюцу (яп. 十手術 Jittejutsu , «искусство жезла») или Дзюттэдзюцу (англ. Juttejutsu ) - японское искусство ведения боя при помощи дзюттэ.

Дзюдо (яп. 柔道 дзю: до: , дословно - «Мягкий путь»; в России также часто используется название «Гибкий путь») - японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро: 1860 - 1938 ), который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.

Дзюкэндо — японское искусство штыкового боя.

Ёсёкай (ответвление школы ) (яп. 合氣道耀尚會 Айкидо: Ё:сё:кай ) - школа айкидо, созданная и возглавляемая японским мастером Такаси Кусидой.

Ёсин-рю (яп. 楊心流 , «школа сердца ивы») - древняя школа дзюдзюцу, классическое японское боевое искусство, основанное в 1632 году Акиямой Сиробэем Ёситоки (яп. 秋山 四郎兵衛 義時 ). Линия Акияма Ёсин-рю является одной из самых влиятельных школ дзюдзюцу, существовавших в Японии.

Ёсинкан (яп. 養神館 , название состоит из трёх иероглифов: Ё (яп. 養 ) - «взращивать или развивать», СИН (神 ) - «дух», КАН (館 ) - «дом». Это сочетание иероглифов можно перевести как «Дом развития духа») - стиль айкидо (яп. 合気道), основанный японским мастером Годзо Сиодой (1915-1994)

Ёсиока-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное в XVII веке Ёсиокой Кэмпо (яп. 吉岡 拳法 ). Школа пользовалась большой популярностью во второй половине XVII века, когда её создатель был назначен инструктором фехтования сёгуната Асикаги в Киото.

Иайдзюцу — Следует различать иайдо и иайдзюцу. Иайдзюцу - искусство мгновенного обнажения меча, которое имеет чисто практическую направленность, в то время как иайдо (особенно после Второй мировой войны) во многом является дисциплиной, призванной воспитывать дух. Первично именно иайдзюцу (так, раздел иайдзюцу содержится в школе будзюцу Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, основанной в 1447 году). Иайдо же - это путь самосовершенствования путем выполнения техник иай.

Иайдо (яп. 居合道 иайдо: , дословно, искусство встречать сидя ) - это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (катана). В отличие от кэндо, здесь изучается не фехтование, а именно мгновенное поражение противника с изначально убранным в ножны клинком. Под «мгновенным поражением» понимается быстрое обнажение меча с последующим нанесением удара, при опасности, например, когда сидящий впереди человек, проявляет признаки агрессии, или же берется за меч. Также в этом виде фехтования нет доспехов, как в кэндо: защитного шлема, жилета и перчаток.

Ивама-рю (岩間流) - одно из старых направлений айкидо, созданное Морихиро Сайто, близким учеником Морихея Уэсибы, основателя айкидо. Ведет своё название от местечка Ивама, куда в 1942 году с началом второй мировой войны Уэсиба переехал из Токио. Здесь он открыл додзё, где проводил тренировки до своей смерти в 1969 году.

Ига-рюха Кацусин-рю (яп. 為我流派勝新流 ) - древняя школа дзюдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное мастером по имени Фудзисаки Томинодзё Ёсимити. Корни школы Ига-рюха Кацусин-рю идут от Ига-рю дзюдзюцу (не путать с Ига-рю ниндзюцу), являющегося комбинацией иных стилей боевых искусств. Ига-рю была основана мастером по имени Эбата Мокуэмон Митидзанэ (яп. 江畑杢右衛門満眞 ). Эбата с детства обучался боевым искусствам. Он изучал Фудзияма-рю (дзюдзюцу, иайдзюцу, когусоку; под руководством Сукэгава Тадаёси (яп. 助川忠良 )), Ёсиока-рю (дзюдзюцу; под руководством укадзава Матаиси Танэцугу (яп. 深沢又市胤次 )) и Бугё-рю (иай).

Иккаку-рю - древняя школа дзиттэдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVII веке мастером по имени Мацудзаки Кинуэмон Цунэкацу. Техники школы не преподаются отдельно, а включены в программу обучения школы Синто Мусо-рю. Искусство дзиттэдзюцу в Иккаку-рю рассматривает дзюттэ как способ самозащиты против злоумышленника, вооруженного мечом (катаной).

Иппо-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное приблизительно в XVI веке мастером по имени Тода Иппо.

Иссин-рю - древняя школа кусаригамадзюцу, классическое боевое искусство Японии, сформированное в XVII веке. В отличие от кусаригама, используемых иными боевыми традициями, данное оружие в стиле Иссин-рю имеет несколько иной и необычный дизайн. Так кусаригама Иссин-рю имеет нетрадиционно длинную цепь и прямой обоюдоострый клинок в отличие от большинства иных школ. Древние документы, описывающие оружие, сообщают, что длина лезвия составляла около 30 — 31 сантиметр, а длина цепи - 3,6 метров . Ручка выполнена из древесины твёрдых пород и длина её равняется, примерно, 36 сантиметрам.

Иттацу-рю - традиционная школа ходзёдзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное XVII веке мастером по имени Мацудзаки Кинуэмон Цунэкацу. На сегодняшний день традиции стиля Иттацу-рю включены в состав школы Синто Мусо-рю.

Итто Сёдэн Муто-рю (яп. 一刀正伝無刀流 , «школа истинной передачи традиций системы без меча Ито Иттосая») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное во второй половине 1800-х годов мастером по имени Ямаока Тэцутаро Такаюки, более известным как Ямаока Тэссю (яп. 山岡 鉄舟 )

Итто-рю (яп. 一刀流 , «школа одного меча») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVI веке известным самураем по имени Иттосай Кагэхиса.

Кагэ-рю - древняя школа баттодзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное Ямамотой Хисаем Масакацу (яп. 山本久弥正胜 ) . Кагэ-рю не имеет никакого отношения к стилям Айдзу Кагэ-рю и Синкагэ-рю. Школа фокусируется на техниках обнажения длинного меча, известного как тёкэн (choken ).

Камадзюцу - традиционное японское искусство ведения боя при помощи серпа - кама.

Канэмаки-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в конце XVI или начале XVII веков мастером по имени Канэмаки Дзисай.

Касима Син-рю - традиционное воинское искусство, основные принципы которого были разработаны в XVI веке. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение семьёй Кунии. Современную форму Касима-синрю приобрела благодаря усилиям сиханкэ 18 поколения Кунии Дзэнъя (годы жизни 1894-1966, сиханкэ в 1914-1966 гг.) В школе изучают кэндзюцу (технику фехтования на мечах), нагинатадзюцу (технику боя алебардой), содзюцу (технику боя копьем), баттодзюцу (технику мгновенного обнажения меча с рубкой), дзюдзюцу (технику рукопашного боя) и бодзюцу (технику боя шестом).

Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю (яп. 鹿島神傳直心影流 , «божественно переданное, честное отражение сердца школы Касима»), также именуемая просто Дзикисинкагэ-рю (яп. 直心影流 ) или Касима Синдэн - школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1570-х годах мастером по имени Мацумото Бидзэн-но-ками Таокацу. Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю, основанная в середине XVI века, является одной из немногих древних японских школ боевых искусств, дошедших до XXI века и всё ещё существующих на сегодняшний день.

Касуми Синто-рю Кэндзюцу (яп. 霞神道流剣術 ) или Синто-рю Кэндзюцу (яп. 神道流剣術 ) - наименования, используемые для обозначения серии тренировочных форм (ката), посвященных работе с мечом против меча, практикуемых исключительно в школе Синто Мусо-рю . Система состоит из 12-и форм, 8 из которых посвящены длинному мечу (одати), и 4 - короткому (кодати).

Тэннэн Рисин-рю яп. 天然理心流 , «школа естественного понимания духа» или «школа незамутнённого сознания») - классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1789 году мастером Кондо Кураносукэ Нагахиро (яп. 近藤 内蔵助 長溥 ). Широко известно тем, что практиковалось членами синсэнгуми.

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю (天真正伝香取神道流) – одна из древнейших существующих на настоящий момент школ традиционных японских боевых искусств и древнейшая из комплексных систем боевых искусств Японии. Основатель школы, Иидзаса Тёисай Иэнао, родился в 1387 году в деревне Иидзаса (в настоящий момент город Такомати в префектуре Тиба). Сама школа называет датой своего основания 1447 год, но некоторые исследователи утверждают, что 1480 – более точная дата.

Тэнсинсё Дзигэн-рю - древнее сого будзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1500-х годах мастером по имени Сэтогути Бидзэн-но-ками Масамото. Основная направленность стиля - практика кэндзюцу и иайдзюцу, однако в программу обучения также входят такие дисциплины, как дзюдзюцу, содзюцу и нагамаки.

Тэссэндзюцу (яп. 鉄扇術 , «искусство тэссэн») - японское искусство ведения боя при помощи боевого веера под названием тэссэн (яп. 鉄扇 ), популярное среди женщин, принадлежавших к сословию самураев в феодальной Японии. Тэссэндзюцу основано на использовании сплошного или сворачиваемого металлического веера, который, зачастую, оснащён 8-ю или 10-ю деревянными или железными спицами.

Тэцубодзюцу (яп. 鉄棒術 , «искусство тэцубо») - японское искусство ведения боя при помощи стальной дубинки тэцубо . Одним из древних видов оружия, попавшим в Японию в Азиатского континента, был сделанный из цельного железа предмет удлиненной формы, близкий к палке - тэцубо . Из-за своих размеров и веса обращаться с таким оружием было довольно трудно, поэтому возникла целая боевая дисциплина - тэцубодзюцу . Она преследовала цель развить физическую силу воина и обучить его техникам ведения боя при помощи стальной дубинки как на коне, так и в пешем строю. В основе тэцубодзюцу лежит принцип использования инерции, развиваемой оружием при движении по различным траекториям. Техники тэцубодзюцу применяли для нанесения сокрушительных ударов, разбивания доспехов, выбивания противника из седла, а иногда и в качестве портативного тарана.

Не известно, какая воинская традиция формализовала использование тэцубо , однако использование этого вида оружия стало прерогативой лишь тех воинов, которые были достаточно сильны, чтобы овладеть им.

Тюдзо-рю - древнее японскоебоевое искусство (корю), одно из старейших форм кэндзюцу, основанное в XIV веке мастером по имени Тюдзо Нагахидэ (яп. 伊庭秀明 ), который обучался фехтованию у Нэнами Дзиона (Nenami Okuyama Jion ), основателя Нэн-рю.

Унко-рю яп. 雲弘流 , «школа всеохватывающих / всеобъемлющих облаков») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное в середине XVIII века мастером по имени Хигути Ситиро.

Уэти-рю (яп. 上地流 Уэти рю: , «Стиль Уэти») - один из стилей Окинавского боевого искусства каратэ, который основал мастер Камбун Уэти (1877-1948).

Фудэн-рю - древняя школа содзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное приблизительно в начале 1600-х годов мастером по имени Накаяма Гэнбэй Ёсинари (яп. 中山吉成 ).

Фукибаридзюцу (яп. 吹き針術 , «искусство фукибари») или фукиядзюцу (яп. 吹き矢術 , «искусство фукии») - японскоеискусство метания игл (яп. 針 , ромадзи: hari ) при помощи духовой трубки: фукибари (яп. 吹き針 ) или фукии (яп. 吹き矢 ).

Фусэн-рю - древняя школа дзюдзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное приблизительно в XIX веке мастером по имени Такэда Моцугэ.

Хасэгава Эйсин-рю - древняя школа кэндзюцу и иайдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное между 1716 и 1736 годами мастером по имени Хасэгава Тикараносукэ Эйсин (яп. 長谷川 主税助 英信 ). На сегодняшний день знания стиля Хасэгава Эйсин-рю изучаются в таких школах боевых искусств, как Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и Мусо Синдэн-рю.

Хёхо Нитэн Ити-рю (яп. 兵法二天一流 ) - древняя школа кэндзюцу, классическое японскоебоевое искусство (корю), основанное между 1604 - 1640 годами знаменитым мастером фехтования Миямото Мусаси. Нитэн Ити-рю известна прежде всего техниками фехтования при помощи двух мечей, катаны и вакидзаси, которые Мусаси назвал Нитэн-ити (яп. 二天一 , «два неба как одно») или Нито-ити (яп. 二刀一 , «два меча как один»)

Хиго Ко-рю - древняя школа нагинатадзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное в 1600-х годах мастером по имени Камэй Гэрусигэ.

Ходзан-рю (яп. 宝山流 ), также известное как Цуцуми Ходзан-рю (яп. 堤宝山流 ) - сого будзюцу, классическое японскоебоевое искусство (корю), основанное в конце XIV или начале XV века мастером по имени Цуцуми Ходзан (яп. 堤宝山 ).

Ходзёдзюцу (яп. 捕縄術 ходзё:дзюцу ) или навадзюцу (яп. 縄術 ) - традиционное японское искусство связывания при помощи верёвки. Применялось на поле боя для захвата и конвоирования пленных, а в мирное время - при аресте преступников. В практике боевых искусств, ходзёдзюцу крайне редко выступало в качестве единственной изучаемой дисциплины, однако его можно было встретить как одну из частей учебной программы различных комплексных школ будо, зачастую в качестве углубленного изучения принципов и техник дзюдзюцу.

Ходзоин-рю - древняя школа содзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно 1560 году Ходзоином Какудзэнбо Иннэем (яп. 宝蔵院 胤栄 , 1521 - 1607)

Хоки-рю - древняя школа кэндзюцу и иайдзюцу, японское классическое боевое искусство, основанное приблизительно в XVI веке мастером по имени Катаяма Хоки-но-Ками Фудзивара Хисаясу (яп. 片山伯耆守藤原久安 , 1575 – 1650). Взяв Исэ-но-нами в качестве базы, Хисаясу и более поздние поколения семьи Катаяма и Хосино разработали и ввели в арсенал школы более семидесяти техник с мечом . Многие из них были утеряны большинством современных ответвлений, практикующих Хоки-рю. В настоящее время пятнадцать базовых форм составляют основу почти всех ответвлений Хоки-рю (некоторые группы сохранили различные ката). Эти 15 базовых форм разделяются на два уровня: Омотэ (6 техник) и Тюдан (9 техник). Большинство из них практикует из позиции сэйдза .

Хокусин Итто-рю - классическое боевое искусство Японии, основанное в 1820-х годах мастером по имени Тиба Сюсаку Наримаса. Школа входит в состав Нихон Кобудо Кёкай.

Хонтай Ёсин-рю - сого будзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное в 1660-х годах мастером по имени Такаги Сигэтоси. Хонтай Ёсин-рю входит в состав организации Нихон Кобудо Кёкай.

Хотэн-рю - древнее сого будзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1600-х годах мастером по имени Такидзава Миноками Хотэн (яп. 滝澤美濃守法典 ). В программу обучения школы входит изучение техник кэндзюцу, иайдзюцу, дзёдзюцу, сасумата, хибуки и кабуки (скрытное и старое оружие), кусари и кусарифундо, тэссэндзюцу, сюрикэндзюцу, содзюцу, кусаригамадзюцу и тэккэн.

Хэйдзё Мутэки-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1668 году мастером Яманоути Рэнсинсаи (яп. Yamanouchi Renshinsai ) . Является одной из первых школ, употреблявших понятие кэндо .

Ягю Синган-рю - классическое японское боевое искусство (корю), сого будзюцу, основанное приблизительно 1600 году.

Ягю Синкагэ-рю (яп. 柳生新陰流 , «новая теневая школа Ягю») - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1568 году одним из наиболее значимых учеников Камиидзуми НобуцунаЯгю Мунэтоси на основе знаний школы Синкагэ-рю. На сегодняшний день Ягю Синкагэ-рю остаётся одной из самых известных школ японского фехтования.

Ядомэ/ядонэ-дзюцу — искусство отбивания летящих предметов.

Иайдо - это древнее японское военное искусство, обучающее методам использования меча после извлечения его из ножен. Основная идея иайдо - стремление улучшить себя, "путь пребывания в гармонии" или "искусство приспосабливания к обстоятельствам". Арсенал иайдо основан на методах извлечения меча из ножен, которые переходят в режущий или колющий удар, или в парирование (блок). В случае отражения агрессии предполагается парирование атак с последующей серией из одного или нескольких рубящих или колющих ударов, которые завершаются способами удаления крови с лезвия и вкладыванием меча в ножны.

Все эти движения выполняются в определенных технических формах, именуемых "ката". В старых, традиционных, школах таких форм насчитывается свыше сотни. Ката были разработаны для различных ситуаций, которые могли возникнуть как во время боя на мечах, так и при неожиданной агрессии.

Считается, что технические формы в иайдо наиболее точные из всех форм в воинских искусствах.

Несмотря на кажущуюся простоту, иайдо требует не только отличной физической подготовки, но и высочайшей степени психической концентрации и мобилизации. Именно поэтому древнее самурайское искусство продолжает жить в эпоху компьютеров и космических ракет. Умение сосредотачивать свою психику, мобилизовать все ее возможности для конкретного дела необходимо современному человеку не меньше, чем воинам прошлого.

История возникновения

Основателем данного направления в "будо" считается Хаясидзаки Дзинсуке Минамото но Сигенобу (1542-1621).

Иайдо - одно из направлений будо - разновидность японского искусства владения мечом, появилось как способ отражения неожиданных атак. Основная особенность состоит в том, что удар начинается уже в момент обнажения меча. Хотя сами техники быстрого выхватывания меча из ножен были известны очень давно, тем не менее, основатель школы был первым, кто подчеркнул потенциальные умственные и духовные возможности практики иайдо.

В отличие от многих других единоборств, техника иайдо сохранилась до наших дней практически без изменений. Это связано с тем, что после того, как в Японии запретили самураям носить меч (указ 1872 г.), искусство владения им потеряло свое прикладное значение. В результате главным требованием в иайдо стало максимально точное следование канону и ритуалу, начиная от траектории движения клинка и заканчивая количеством и формой складок на одежде.

Виды тренировок

Заниматься иайдо могут практически все, вне зависимости от пола и возраста. Можно сказать, что иайдо - это довольно необычная и вместе с тем демократичная школа единоборств, где каждый человек сможет найти себя.

Для начинающих иайдо полезно в качестве развития силы ног, бедер и пресса, а также чувства контроля своего тела в движении. Особое значение уделяется осанке и согласованности работы рук и ног. Со временем, переходя в разряд продвинутых, ученики начинают увеличивать скорость и силу своих движений. Постепенно приходят ощущения "ката" (чувство ритма и силы духа), появляется уверенность и чувство собственного достоинства.

Практиковать иайдо можно, изучая и оттачивая исключительно технику "ката" или принимать участие в специально организуемых турнирах.

В иайдо принята система градации, аналогичная каратэ или дзюдо. Существуют ученические ("кю") и мастерские ("дан") разряды. Специфика иайдо состоит еще и в том, что цвет пояса никакой роли не играет (пояс необходим лишь для плотного удержания меча на бедре).

Базовые техники:

  • "нукицуке" - техника вынимания меча;
  • "кири ороси" - способы нанесения вертикального удара;
  • "чи буруи" - техника удаления крови с клинка;
  • "ното" - техника вкладывания меча в ножны.

Стадии обучения иайдо:

  • постановка стойки, основных рубящих движений, перемещений;
  • расширение базовой техники;
  • разучивание сложных связок, тренировки на развитие духа и чувства противника (традиционные трактаты говорят, что у самурая должно быть "два зрения" - одно глазами, а другое интуицией).

Снаряжение

Для занятий иайдо используется такая же форма, что и для кендо. Единственное отличие - более широкий пояс.

"Оби" - пояс - необходим для того, чтобы меч плотно сидел за ним (слева).

"Иайто" - меч отличается от боевого меча "катана" тем, что сделан из немагнитных сплавов и заточка чуть менее острая (хотя технику безопасности необходимо тщательно соблюдать).

"Боккен" - тренировочный меч из дерева, идентичный по весу и форме настоящему.



  • Разделы сайта