Национальная турецкая масляная борьба первые борцы. Турецкая масляная борьба. Иностранный масляный борец отвергнут в Эдирне

Борьба по своей сути – выяснение между мужчинами кто сильнее. Искусство борьбы было известно с древних времен. У каждого народа есть свой национальный вид борьбы. В Турции этот вид спорта называется «яглы гюреш», что в переводе означает масляная борьба. Почему масляная? Да потому, что перед схваткой богатыри смазывают тело оливковым маслом.

Я представляю, как тяжело бороться со «скользким противником». Наверное, поэтому на борцах должны быть надеты кожаные брюки весом больше десяти килограммов. За них разрешается захватывать соперника. Раньше кисбет (так называются борцовские штаны) шили из кожи буйвола, теперь из телячьей кожи. История этого вида спорта идет издалека. Говорят, что, захватив несколько крепостей, султан Орхан Гази с братом на привале решили развлечься богатырскими играми и затеяли бойцовый турнир. Самые сильные борцы никак не могли одолеть друг друга и боролись до тех пор, пока не упали замертво. Их похоронили вместе.

По прошествии времени воины посетили захоронение и увидели, что появилось много родников. Это место назвали «Сорок источников» - Киркпинар. Главное событие года по масляной борьбе тоже называется Киркпинар. Символично, не правда ли? Восемь месяцев отбирают лучших из лучших борцов по всей стране. И вот в один из летних дней в Эдирне начинается фестиваль масляной борьбы. Тысячи зрителей съезжаются на праздник атлетов.

Фестиваль начинается с того, что процессия, сопровождаемая национальной музыкой, отправляется в мечеть Селемие, где имам проведет службу в честь борцов пехлеванов. Впереди несут главную награду Золотой пояс. Затем посещение могил легендарных спортсменов. Только потом все двигаются к месту проведения соревнований. Главный судья представляет зрителям борцов, и начинаются схватки. Фестиваль сопровождается ярмарками, танцами, вкусными угощениями.

Победитель получает приз 100 000 долларов и титул баспехлеван (старший борец). А кому же достается Золотой пояс? Если баспехлеван в течение трех лет докажет, что он самый-самый – Золотой пояс его. Ведь борьба это радость победы великой.

Турецкая борьба в целом похожа на вольную, хотя и имеет специфические черты. Главный нюанс – оливковое масло, которым обильно смазываются атлеты перед боем. После этого они становятся жутко скользкими, и ухватить противника можно лишь за специальную лямку, расположенную в его штанах, куда надо запустить руку….

Кстати, одним из условий дисквалификации является повреждение или хуже того потеря штанов.

Второе отличии в разделении на категории бойцов. Тут критерием выступает не вес, а рост противников.

Ну и наконец, третье отличие – полное отсутствие временных рамок боя.

Драться можно сколько угодно долго, все зависит только от ловкости и выносливости бойцов. Зато в бое можно делать перерывы небольшие.

Цель у спортсменов в бою – положить противника на лопатки, как в практически и любой борьбе, а сам турнир идет навылет.

Турецкая борьба сейчас переживает не лучшие времена. Обычно призовой фонд турнира образуют взносы VIP-трибуны – министров, бизнесменов и т.д. Организаторы сами закупают масло для борцов.

Кстати, турецкая борьба гюреш чисто мужская забава – женщины даже как зрители туда не допускаются.

Yağlı güreş, или масляная борьба, — это сердце Киркпинара, фестиваля в турецком городе Эдирне. Тысячи людей съезжаются каждый год посмотреть на этих натертых маслом борцов. Это не просто вид спорта, это настоящая традиция с молитвами, музыкой, инструментами и костюмами. Вы как будто попадаете в прошлое. Главный приз соревнования – Золотой пояс Киркпинар. Перед соревнованием все идут в мечеть, где имам проводит службу в честь соперников. Также для многих юношей это своего рода ритуал вхождения во взрослую жизнь. Далее все идут к могилам легендарных спортсменов помолиться, а затем – по улицам к месту проведения соревнования. При этом поют национальный гимн. Далее соперников представляют зрителям. Мало кто из этих борцов зарабатывает этим видом спорта на жизнь, но для них он очень важен и престижен.

(Всего 14 фото)

1. Двое мужчин во время соревнований по масляной борьбе Киркпинар во время фестиваля в Эдирне, Турция. (Pari Dukovic)

2. Оркестр исполняет традиционные мелодии, идя по городу. Соревнования проходят в течение трех дней.

3. Борцы ждут своей очереди, следя за соревнованиями.

4. Два рестлера на фестивале Киркпинар.

5. Матч в самом разгаре

6. Два соперника на земле.

7. Будущие борцы следят за соревнованиями с края поля.

8. Мужчины собрались после молитвы в Старой мечети, которая была построена в 1414 году.

9. Толпа, в которой находятся и борцы, ждет начала соревнований и молится в мечети Селимийе.

10. Юноша в Саннет Дугуну в мечети Селимийе, которой более 430 лет.

October 23rd, 2016

Киркпинар – национальный турецкий вид спорта. Соревнования проводятся ежегодно, начиная с 1362 года.

Перед схваткой борцы натираются маслом. Бороться с использованием обычных приёмов двум скользким противникам совершенно невозможно. Поэтому единственный доступный в киркпинаре метод воздействия на противника – засунуть руку ему в штаны.


По правилам киркпинара, масляной борьбы, что по-турецки звучит “ялы гюрэш”, выигрывает тот из противников, который поднимет промасленного врага на плечи или прижмёт его к земле. Ни то, ни другое сделать практически нереально. Раньше схватка не ограничивалась по времени, и соперники боролись сутками, чтобы замучить друг друга до полного изнеможения.

Существует причудливая легенда о двух богатырях, которые, натёршись маслом, боролись под окнами султана, пока не умерли от переутомления. Поклонники похоронили их под фиговым деревом. А потом обнаружили, что из могил богатырей бьют сорок источников – “киркпинар”. Так возникла борьба ялы гюрэш.

Борцы экипированы пропитанными маслом чёрными кожаными штанишками из буйволовой кожи, которые называются кисбет. Весят штаны около 13 килограммов. Борец закован в кисбет, как в надёжный панцирь. Толком ухватиться за эти промасленные штаны невозможно, только засунуть в них руку. Сведений о том, как именно правилами борьбы киркпинар регулируются возможные в такой ситуации злоупотребления и элементы неспортивного поведения, не существует. Скорее всего, никак. Потому что это невозможно технически.

Неудивительно, что главным свойством великого чемпиона в этой борьбе – пехлевана – должна быть колоссальная выносливость и выдающееся мужество. Установка здесь, по логике, должна быть такая – взяли тебя за мягкое место, а ты сжал зубы и терпи хоть двое суток, но не сдавайся. Гвозди бы делать из этих людей – крепче бы не было в мире гвоздей.

Ещё древние греки заметили, что стрелки, кулачные бойцы и борцы в приватном общении предпочитают разные дистанции. Лучники стараются встать подальше от собеседника, кулачные бойцы стоят на средней дистанции, а борцы любят подойти вплотную. Страшно представить себе манеры борцов киркпинара.

Поклонники масляной борьбы утверждают, что этот вид спорта не имеет национальных и возрастных рамок. Любой желающий может надеть кожаные штаны и попробовать свои силы на Мужском поле – традиционном месте схваток в киркпинаре. Однако наплыва желающих иностранцев не наблюдается. Это редкий случай в современном спорте. Например, в сумо, к огорчению японцев, давно уже доминируют европейцы. Туркам в этом смысле ничто не угрожает.

Пехлеван, победивший в киркпинаре, переходит в категорию героев. Отныне он бас-пехлеван.

Остаток жизни он, окружённый почётом сограждан, будет передавать ученикам секреты мастерства. От иностранцев эти секреты надёжно защищены тем, что вряд ли кто-то захочет их узнать.

Многие иностранцы, глядя на масляную борьбу, испытывают в отношении турок смутные подозрения. Однако представим себе, что победитель ежегодного чемпионата киркпинар получает сумму, эквивалентную 100 000 долларов, и великую славу. Представим конкуренцию, которая порождается такими обстоятельствами. Представим, какие средства используются для достижения цели… Нет, господа, исключено. Не до жиру масляну борцу, быть бы живу. Хотя, конечно, на каждого спортсмена десять физкультурников. И если принять во внимание бэкграунд той же борьбы сумо…

Думаете, сейчас пойдут глиссе и другие фигуры и па воздушного танца мазурки? Нет, предстоит долгая, изнурительная схватка.

В последнее время киркпинар стал более гуманным видом спорта. В 1975-м году время схватки ограничили 30 минутами, в категории бас-пехлеван – 40. Теперь спортсменам не нужно распределять силы с прицелом на многочасовое противостояние, они могут позволить себе активную тактику борьбы, попытки бросков и захватов. В целом борьба стала более зрелищной. Хотя основа тактики – засунуть руку в штаны противника и его замучить – осталась прежней.

Для сравнения, в дзюдо время схватки во взрослой категории – 5 минут и 2 дополнительных. В киркпинаре в категории бас-пехлеван – 40 минут и 15 дополнительных. Лица масляных борцов выражают даже не спокойствие, а невозмутимую, непоколебимую отрешённость. Спортивной злости нет места на киркпинаре.

После схватки борцы тоже не держат друг на друга зла. Они полностью удовлетворены результатами поединка и выражают друг другу официальную благодарность.

В соответствии с традициями киркпинара, если борец победил старшего, в знак уважения он целует побеждённому руку.

Киркпинар – старейший непрерывно функционирующий чемпионат в мире.

Ещё несколько фотографий с чемпионата Киркпинар и видеоклип, в

АНКАРА, 3 янв - РИА Новости, Федор Смирнов. Фестивали турецкой национальной "масляной" борьбе гюреш, которые проводятся ежегодно в городке Кыркпынар на северо-западе страны, являются одними из старейших соревнований в мире. Отсчет их истории ведется с 1362 года, когда турки-османы захватили Адрианополь (ныне Эдирне) и объявили его своей столицей.

Борьба гюреш как искусство

Согласно легенде, 40 лучших воинов султана решили выяснить, кто из них самый сильный и ловкий, и устроили состязание в борьбе без правил, говоря современным языком. В финал вышли двое турецких богатырей (пехлеванов), которые в течение нескольких часов сражались друг с другом, но так и не смогли выявить победителя. В конце концов оба упали обессиленными и скончались прямо на поле боя, на котором через некоторое время начал бить ключ, получивший название Кыркпынар (сорок источников). Соревнования по борьбе на этом месте стали с тех пор проводиться каждый год.

Особенность этой борьбы в том, что тела пехлеванов перед боем обильно смазываются оливковым маслом. Борцы выступают в кожаных штанах из бычьей кожи, которые, пропитываясь маслом, создают дополнительную нагрузку для спортсменов.

Как рассказал РИА Новости борец из города Коджаэли Эркан Эртем, пехлеваном может стать каждый мужчина, детей начинают обучать искусству борьбы с 11 лет, а в соревнованиях можно участвовать до 45-летнего возраста.

"Часто спрашивают, почему мы обливаемся маслом. Это дань олимпийской традиции: в Древней Греции борцы тоже обливались маслом. Только они боролись либо обнаженными, либо в коротких шортах, а поскольку мы мусульмане и у нас нагота не приветствуется, мы используем специальные кожаные штаны. Борьба гюреш занесена в список нематериального наследия ЮНЕСКО, и я горжусь, что причастен к этому виду спорта, и делаю всё, что в моих силах, для его популяризации", — говорит Эртем.

По его словам, пехлеваны это — профессиональные спортсмены.

"У нас нет никакой любительщины. Мы представляем обычно либо спортивные клубы, либо мэрии наших городов. В год в Турции проходит 100-150 соревнований пехлеванов разного масштаба, но главный фестиваль проходит в июле в Кыркпынаре, там участвуют лучшие борцы, и за соревнованиями наблюдают 30 тысяч зрителей", — рассказывает он.

"Можно ли назвать нашу борьбу искусством? Наверное, в какой-то мере, да. Это красивый вид спорта, соревнования проходят под старинную национальную музыку, все участники — от спортсменов до судей и музыкантов — одеты в особую одежду. Это всегда красивое зрелище — не только спорт, но и часть нашей национальной культуры. На поле во время борьбы, конечно, испытываешь разные чувства, бывает, и ненависть к противнику. Но как только борьба заканчивается — мы всегда обнимаемся, и вне поля мы дружим и прекрасно общаемся", — говорит Эртем.


Рука в штанах соперника

Как же выглядят соревнования по борьбе гюреш? Бои длятся 40 минут. Если за это время победитель не был выявлен, добавляются еще 15 минут. Победителем считается тот, кто либо положит соперника на лопатки, либо поднимет его над собой. После каждого тура в паре определяется победитель, который продолжает борьбу, а проигравший выбывает. В финале встречаются два сильнейших спортсмена.

Перед началом соревнований на поле выносят большую емкость, наполненную оливковым маслом, которым борцы смазывают друг друга. Перед каждым туром борьбы скользкие и блестящие пехлеваны выстраиваются в одну линию, диктор каждого представляет, после чего они расходятся от центра к трибунам, размахивая руками, как мельницами. Потом сходятся по парам и начинают бороться, пытаясь схватить друг друга за любую часть тела. Когда противник в масле, это очень непросто сделать.


Пояс штанов — это единственное место, за которое можно крепко зацепиться, удачным приемом удается сунуть руку в штаны соперника и схватиться там за специальную лямку, тогда захват будет более надежным. Со стороны это выглядит немного забавно и даже извращенно, но привыкшие к этому зрелищу зрители воспринимают такие приемы как должное.

Борцы время от времени могут попросить минутный перерыв. Бывает, что один пехлеван сидит верхом на другом, и оба отдыхают, вытирая лицо салфеткой. Отдохнули, и снова начали словно лениво друг друга хватать.


Многовековые традиции

Пехлеваны борются под звуки национальных инструментов — ударного давула и духовой зурны. Музыка тягучая, в точности соответствующая неспешности самой борьбы. Музыканты и судьи одеты в национальные османские костюмы - это обязательный атрибут зрелища. Ведущий не только представляет спортсменов и комментирует ход боев, но и время от времени вставляет мусульманские молитвы на арабском языке, читает стихи. Это тоже дань многовековой традиции.

Представитель Федерации гюреш Турции Эрол Джесур рассказал РИА Новости о других традициях этой национальной борьбы.

"Традициям гюреш уже много столетий, начиная от приглашений на соревнования до вручения наград победителям. Сохранены все старинные названия и роли участников. Например, по-прежнему большую роль в соревнованиях играет güreş ağası (гюреш агасы) - организатор и ответственный за них, хранитель традиций, и сегодня мы бы его еще назвали спонсором. Ведущий соревнований называется сazgır (джазгыр). Он мотивирует своими речами борцов, поднимает трибуны", — говорит Джесур.



  • Разделы сайта