Японское сумо. Средний вес борца сумо. Вес сумоиста. Ежегодные чемпионаты сумо

Рано или поздно каждый человек начинает задумываться над вопросом о том, зачем люди живут на этом свете. Эта проблема сопровождает человечество на протяжении всей его истории. За тысячелетия люди накопили достаточный багаж подходов к ответу на этот вопрос. Расскажем об основных концепциях смысла жизни, которые сложились в религии, философии и психологии.

Проблема определения смысла жизни

Словосочетание «смысл жизни» появляется в философском обиходе только в 19 веке. Но вопрос о том, зачем люди живут на свете, возникает несколько тысяч лет назад. Эта проблема является центральной в любом зрелом мировоззрении, размышляя о конечности своего существования, каждый человек задет себе этот вопрос и ищет подходящий ответ. С точки зрения философов, смысл жизни - это личностная характеристика, определяющая отношение к себе, другим людям, жизни в целом. Это уникальное осознание человеком своего места в мире, которое влияет на жизненные цели и приоритеты. Однако это понимание своего места в жизни не дается человеку легко, оно появляется только через рефлексию, иногда мучительную. Сложность данной проблемы состоит в том, что нет единственно-верного, общепризнанного ответа на ключевой вопрос: зачем люди живут на свете? Смысл жизни не равен ее цели и пока не найдено однозначно верифицируемого аргумента в пользу той или иной концепции. Поэтому на протяжении веков существуют и сосуществуют различные подходы к ответу на этот вопрос.

Религиозный подход

Впервые человек задумался о том, зачем люди живут в мире, в далекой древности. В результате этих поисков появляется самый первый ответ на вопрос - религия, она давала универсальные обоснования всего сущего на свете, в том числе и человека. Все религиозные концепции построены на идее загробного существования. Но каждая конфессия представляет себе путь бессмертия по-разному, в связи с чем и смысл жизни у них отличается. Так, для иудаизма смысл заключается в усердном служении Богу и исполнении его заповедей, изложенных в Торе. У христиан главное - это спасение души. Оно возможно только благодаря праведной земной жизни и познанию Бога. Для мусульман тоже смысл состоит покорности воле Бога. Только тот, кто жил преданно Аллаху, попадет в рай, остальным уготован ад. Существенно отличный подход можно увидеть в индуизме. Здесь смысл заключается в спасении, в вечном наслаждении, но для этого нужно пройти путь аскезы и страдания. В этом же направлении размышляет буддизм, где главная цель жизни понимается как избавление от страданий через отказ от желаний. Так или иначе, каждая религия видит смысл человеческого существования в совершенствовании духа и ограничении телесных потребностей.

Философы Древней Греции о смысле жизни

Древние греки много размышляли о первоначалах бытия, истоках всего сущего. Проблема смысла жизни, пожалуй, единственная, в которой представители разных школ античной философии сходились во мнении. Они считали, что поиск смысла - это трудная, ежедневная работа, путь, у которого нет конца. Они предполагали, что у каждого человека на земле есть собственная, уникальная миссия, обрести которую и есть главная задача и смысл. Сократ предполагал, что обретение смысла позволяет человеку достичь гармонии между телесной оболочкой и духом. Это путь к умиротворению и успеху не только в земной жизни, но и в потусторонней. Аристотель считал, что поиски цели жизни - это неотъемлемый элемент человеческого самосознания и с ростом души цель существования, осознание предназначения человека меняются, и нет единого, универсального для всех ответа на вечный вопрос о том, зачем мы живем на свете.

Концепция Артура Шопенгауэра

19 век стал временем всплеска размышлений о целях человеческого существования. Иррациональная концепция Артура Шопенгауэра предлагает новый подход к решению этой проблемы. Философ считает, что смысл жизни человека - это всего лишь иллюзия, при помощи которой люди спасаются от страшной мысли о бесцельности их существования. По его мнению, мир руководим абсолютной волей, которой безразлична судьба отдельных людей. Человек действует под давлением обстоятельств и чужой воли, поэтому его существование - это настоящий ад, цепочка беспрерывных страданий, заменяемых друг другом. И в поисках смысла в этой бесконечной череде страданий люди придумывают религию, философию, смысл жизни, чтобы оправдать свое существование и сделать его хоть относительно выносимым.

Отрицание смысла жизни

Вслед за Шопенгауэром Фридрих Ницше объяснял особенности внутреннего мира человека в аспекте собственно нигилистической теории. Он говорил, что религия - это мораль рабов, что она не дает, а отнимает у людей смысл жизни. Христианство - это величайший обман и его необходимо преодолеть, и только тогда можно будет понять цель человеческого существования. Он считает, что большинство людей живет для того, чтобы подготовить мир к появлению сверхчеловека. Философ призывал отказаться от смирения и упования на внешнюю силу, которая принесет спасение. Человек должен сам творить свою жизнь, следуя своей природе, и в этом основной смысл существования.

Экзистенциальная теория смысла жизни

В 20-м веке философские рассуждения о целях существования людей становятся центральными во многих направлениях, в том числе в экзистенциализме. Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер размышляют о смысле жизни и проходят к выводу, что главное для человека - это свобода. Каждый сам привносит в свою жизнь осмысленность, так как мир вокруг абсурден и хаотичен. Действия и, главное, выбор, моральный, жизненный, и есть то, зачем люди живут на свете. Смысл можно постичь лишь субъективно, объективно его не существует.

Прагматический подход к определению смысла жизни

Размышляя над тем, с какой целью мы приходим в этот мир, Уильям Джемс и его коллеги-прагматики приходят к выводу, что смысл и цель равны между собой. Мир иррационален, и искать в нем объективные истины бесперспективно. Поэтому прагматики считают, что смысл жизни соизмерим только с успехом человека в жизни. Все, что ведет к успеху, имеет ценность и смысл. Оценить и выявить наличие смысла жизни можно только применяя критерий полезности и выгодности. Поэтому нередко это понятие появляется в последующей оценке жизни другого человека.

Концепция Виктора Франкла и психология

Смысл жизни человека стал центральной категорией в теории психолога и философа Виктора Франкла. Свою концепцию он вырабатывал, переживая ужасные мучения в немецком концлагере, и это придает особую весомость его размышлениям. Он говорит, что не существует абстрактного, общего для всех смысла жизни. У каждого человека он свой, уникальный. Причем смысл не может быть найден раз и навсегда, он всегда - требование момента. Главным проводником человека в поисках глобальных целей существования является совесть. Именно она помогает оценить каждый поступок в аспекте общежизненного смысла. На пути к его обретению человек, по мнению В. Франкла, может идти тремя путями: дорогой ценностей творчества, ценностей отношения и ценностей переживаний. Утрата смысла жизни приводит к внутренней пустоте, экзистенциальному вакууму.

Отвечая на вопрос о том, зачем люди рождаются на свет, Франкл отмечает, что для поисков смысла и самого себя. Более поздние психологи говорят, что поиск смысла жизни и его обретение являются важнейшими мотивационными механизмами. Человек, нашедший для себя ответ на главный вопрос, живет более продуктивной и счастливой жизнью.

Смысл жизни, смысл бытия -- философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

«В чём состоят жизненные ценности?»,

«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),

«Зачем (Для чего) мне жить?».

Само понятие смысл жизни появилось в 19 веке, до этого было понятие высшего блага. Вопрос о смысле жизни -- одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Философское видение проблемы:

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.

Древнегреческий философ Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого -- душа, счастье состоит в мышлении и познании.

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти.

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) -- представители одной из сократических школ греческой философии -- считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.

Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков -- невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

До эпохи возрождения смысл жизни гарантировался человеку извне, с Возрождения человек сам определяет смысл своего существования.

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям -- людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь -- это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение -- мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.

Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века -- Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»).

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование. Экзистенциалисты рассматривают состояние «вброшенности» в существование (existence) до и в контексте любых других концепций или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают.

Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» -- следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам -- «жизнь до того, как мы её проживём, -- ничто, но это от вас зависит придать ей смысл».

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём» .

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек -- это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», -- что имеет определенные общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.

Мартин Хайдеггер описывал нигилизм как состояние в котором «…нет никакого бытия как такового…», и утверждал, что нигилизм покоился на превращении бытия в простое значение.

Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл -- это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным.

Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма -- это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного.

Философия о смысле жизни человека

1. Подходы и решения вопросов о смысле жизни

2. Поиск смысла жизни

Введение

Человек единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом обсуждения. Призвание, назначение, задача всякого человека всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры смысл жизни общества. Смысл жизни заключен в самой жизни, в ее вечном движении как становлении самого человека Смерть страшна для тех, кто не видит, как бессмысленна и погибельна его личная одинокая жизнь, и кто думает, что он не умрет. Человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так как при жизни.

Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Вопрос о смысли жизни это вопрос о смысли смерти человека и о его бессмертии. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит его жизнь по отношению к вечности была лишь призрачной. Понять смысл жизни определить свое место в вечном потоке изменений.

Вопрос о смысле жизни, так или иначе, встает перед каждым человеком - если он хоть сколько-нибудь сложился как человек. Обычно подобные вопросы приходят в ранней юности, когда вновь созданный человек должен занять свое место в жизни - и стремится найти его. Но бывает, что о смысле жизни приходится думать и в старости, и в предсмертном состоянии. Не всегда легко это столкновение единичного человека с самим собой как частицей громадного, бесконечного мира. Страшно ощутить бесконечность в самом себе - и страшно не заметить ее. В первом случае - это невероятная тяжесть ответственности, слишком ликующая гордость, от которой может порваться душа; противоположность - чувство собственной нелогичности, безысходности существования, отвращение к миру и к себе. Однако размышление о смысле жизни необходимо любому человеку, без него нет полноценных людей.

1. ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, стоит ли жить? А если все - таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.

Существует два ответа к решению этого вопроса:

1. Смысл жизни первоначально присуще жизни в ее глубинных основаниях , для этого подхода наиболее характерно религиозное толкование жизни. Единственное, что делает усмыслимой жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть ни что иное, как действенное соучастие в богочеловеческой жизни.

2. Смысл жизни созидается самим субъектом – в соответствии с этим утверждением можно понимать, что мы сами сознательно продвигаемся к поставленной перед нами целью, любыми способами бытия. Придаем смысл жизни и тем самым выбираем и создаем человеческую сущность, только мы и не кто другой.

Осознание смысла жизни, как главной ценности, носит исторический характер.

Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека.

Жизнь осмысленна - когда ты для чего-то нужен и понимаешь, для чего. Даже в полуживотном состоянии, в паутине повседневных забот и в болоте узкомещанских интересов - человек не перестает быть всеобщим, принадлежа не только себе, своей семье, своему классу, - но и человечеству в целом, и миру во всей его полноте. Конечно, отдельный человек, индивид - не может быть и человеком вообще, это разные уровни. Но человек вообще представлен в каждом отдельном человеке, поскольку всеобщее может существовать лишь как общность своих представителей. В каждом из них раскрывается своя сторона всеобщего - и любая его сторона необходимо должна быть кем-то представлена, обязана воплотиться и пройти свой путь как вещь, или живое существо.

Когда человек живет осмысленно - ему не становится легче жить, скорее даже наоборот. Но человек, знающий свое назначение, свою судьбу, - это всегда сила. Он может сомневаться и страдать, может ошибаться и отступаться от себя - это ничего не изменит. Смысл его жизни будет руководить им и заставит свершить то, что требуется, - хотя бы и вопреки воле самого человека, его желаниям и интересам, насколько он отдает себе отчет в них.

Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:

    Смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

    Смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

    Смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;

    Не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Смысл человеческой жизни в – сохранении и очищении своей бессмертной души.

Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра.

Смысл содержится в самой жизни, но, в отличии от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человека находит в ней сам. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа.

Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов и справедливости.

Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели. Многие люди живут во имя собственного будущего.

С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель.

Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.

Что касается радости как смысла жизни, то радость сама должна иметь смысл. Даже ребенок с его очень подвижной нервной системой направляет свою радость вовне, на предмет или действие, ее вызывающие. Радость, следовательно, так же не самоцель, а следствие достигнутой цели. Смысл жизни открывается человеку только тогда, когда этого требует объективная необходимость, когда человечество в целом достаточно созрело для принятия, для освоения именно этой стороны своего существования. Иными словами, смысл жизни отдельного человека осознается тогда, когда эта жизнь становится действительно всеобщей, когда действия и поступки человека - это не индивидуальные его особенности, а нечто присущее многим людям, хотя бы и в разной степени, и не все вместе

Но все – таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

    Смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижение того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия;

    Смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей;

    Смысл жизни в достижении некого идеала человека;

    Смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности

Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.

2. ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ

Жизнь каждого человека драматическая как бы удачно не складывалась жизнь, как бы она не была длительна, конец неизбежен. Все наши жизненные дела должны соизмеряться с вечным, человек обречен на размышление о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом, правда животные чувствуют приближение смерти, особенно домашние.

Духовные ценности – своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетие, который не только обесценивается, но как правило возрастает.

Как и почему философия может помочь в поисках смысла жизни? Дело в том, что единство различных сторон или этапов жизни достигается лишь в том случае, когда они подчинены чему-то еще, что не меняется именно сейчас (хотя, вообще говоря, в дальнейшем может подвергнуться. Непосредственно философия не может дать ответ на любую жизненную проблему, указать выход из любой ситуации. Но она способна подготовить человека к выбору пути, дать ему средства для решения задачи - и уверенности в возможности такого решения. Краеугольный камень философского материализма - принцип материального единства мира - это прямое указание на то, что преемственность и устойчивость в любых вещах или делах - такие же необходимые стороны, как их изменение и развитие. Если что-то есть - то оно должно быть. И если есть я, то я обязательно буду нужен - себе, другим людям, миру в целом. Незачем сомневаться в собственной необходимости - нужно лишь осознать ее, открыть ее для себя.

Философия дает человеку направление поиска смысла жизни. Ведь если ему ясно, зачем существует человечество вообще, зачем есть общество в том виде, в котором он его видит вокруг, зачем в обществе та или иная группа людей - человеку гораздо легче определиться, через свое отношение к другим понять, зачем он сам.

Вопросы :

1. Как вы понимаете термин «смысл жизни»?

2. Что такое духовные ценности?

3. В чем смысл жизни с религиозной точки зрения?

Список литературы:

Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496с.

Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995. – 511с.

Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с.

Хапчаев И.А. Основы философии. – Пятигорск, 1997. – 294с.

Человеку свойственно искать ответы на вечные вопросы: зачем он появился на Земле, в чем смысл жизни. Труды философов и ученых, живших за несколько тысячелетий до нашей эры, освещают тот же поиск, но не дают однозначного ответа. Пифагор считал, что нужно научиться всему, что следует знать. Аристотель призывал достигать совершенства в начатом деле.

Для кого-то смысл жизни – это семья, дети или построение карьеры. В сегодняшнем мире акцент смещен на достижение материальных благ. Люди ставят себе цель купить дорогую машину, построить большой дом, забывая, что настоящее счастье заключается в человеческом общении и в какой-то степени познании тайн бытия.

Важно найти достойную задачу, ради которой хватит сил преодолевать препятствия и сложности. Заинтересованность в результате окрыляет человека. Он берет жизнь в свои руки и наслаждается ею.

Мудрецы всех времен предлагали меньше размышлять о насущном, чтобы не завидовать окружающим и жить в гармонии с собой. Древнегреческие философы говорили: «Думайте о хорошем». Позитивный настрой, занятие любимым делом и встречи с друзьями способны сделать людей счастливыми.

Свободолюбивые греки искренне полагали, что смысл жизни человека – поиск занятия, приносящего удовольствие и раскрывающего устремления человека.

В Средневековье умами людей завладела религия. Прихожан храмов и церквей убеждали в неизбежности расплаты за грехи земной жизни и предлагали смиренно служить Богу, каясь в недобрых поступках. Важное место в проповедях отводилось значению семьи и воспитанию наследников, с детства принявших основные постулаты веры.

Только в XV веке ситуация в Европе несколько изменилась: стремительно развивалось искусство и ремесла, мореплаватели открывали новые земли. Люди вновь, как и в античные времена, стремились к познанию мира вокруг себя и поиску в нем своего места.

Философы ХХ века также продолжали искать выход из тупика, в который их заводило то или иное учение, и пытались разобраться, что происходит в мире. Николай Бердяев писал, что стремиться нужно к тому, что выше человека, и что душа должна постоянно быть активной.

Прошлый век принес много потрясений: масштабные войны, крушение идеологий, отказ от религии и возвращение к ней. Цели людей постоянно менялись, и смысл жизни человека в философии 20-го столетия так и не был найден.

Религиозные взгляды

Три основные мировые религии – христианство, ислам и буддизм – практически одинаково смотрят на смысл жизни людей.

Христиане предлагают найти Бога и идти к нему, творя добро и помогая окружающим. Святые отказывались от всех радостей, отдавая силы служению Богу и принимая страдания за свои убеждения.

Мусульмане вверяют себя Аллаху и точно следуют заповедям Корана, единственно верным в их понимании. Однако некоторые радикальные последователи ислама активно проповедуют нетерпимость к остальным религиям.

Буддисты стремятся жить достойно, чтобы выпасть из колеса Сансары, т. е., не перерождаться вновь, а попасть в высшие миры. Религии проповедуют определенный образ жизни, чтобы в дальнейшем люди могли избавиться от страданий, ведь именно в этом, по их мнению, заключается счастье.

В свою очередь, атеисты предприняли попытку отказаться от Бога, во всех вопросах полагаться только на себя и обрести как можно больше единомышленников, объединенных общей целью. Ей может стать глобальное строительство, освоение новых земель или внедрение новаторских технологий.

Атеисты презирали равнодушие и пассивность по отношению к жизни. Каждый должен был иметь цель, разделять общие идеалы и стремиться воплотить их в реальность.

Описание смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе

В начале XIX века в произведениях Джорджа Байрона (на фото справа ), Александра Пушкина и Михаила Лермонтова поднимался вопрос о преждевременной «старости души», которой были подвержены главные герои их известнейших романов.

Чуть позже появились нигилисты, отрицавшие наследие предков и их достижения. Иван Тургенев прекрасно описал юношу-нигилиста в книге «Отцы и дети», показав, насколько наносной является скука и отсутствие интереса к жизни.

Человек счастлив, развиваясь на протяжении всего жизненного пути. Ребенок познает мир, молодой человек жаждет немедленных действий, и только в зрелости приходит осмысление совершенных поступков и шансов, которые были использованы или упущены.

Лев Толстой считал, что «надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Именно такой образ жизни вел французский писатель Оноре де Бальзак. По словам современников, он был неистов в проявлении любви и ненависти и отличался огромной работоспособностью. Его целью было стать знаменитым, и он с блеском достиг ее, вкладывая в уста героев романов собственные размышления о смысле бытия.

Смысл жизни в психологии

Психология – наука, изучающая психологические параметры человека и их изменения под влиянием извне. Ее основная цель – добиться осмысления внутреннего мира личности, чтобы подсказать человеку правильную мотивацию. Психология поднимает основные вопросы бытия, позволяя разобраться, что наиболее привлекательно.

  • Совершенствование и самореализация.

Найдя дело по душе, нужно развивать навыки и при необходимости менять области их применения, чтобы самореализоваться в профессии. В наш век это основная цель большинства людей. Без продвижения по карьерной лестнице они не видят в жизни смысла. Именно поэтому во всем мире возникло огромное число курсов повышения квалификации и различных тренингов. Посещение клубов для избранных, перелеты первым классом и обеды в шикарных ресторанах – бонусы, которые ценят карьеристы.

  • Продолжение жизни.

В отличие от трудоголиков, люди, ориентированные на создание большой и крепкой семьи, работают лишь для того, чтобы ее содержать. Рождение детей и забота о них занимают почти все их время. Радость и смысл их существования заключается в общении с родными, праздновании памятных дат и успехов членов семьи.

Некоторые обожают путешествовать и становятся настолько изобретательны в поиске средств для поездок, что умудряются не возвращаться домой годами.

Они ведут странички в интернете, подрабатывают на сезонных сборах урожая и находят самые дешевые авиабилеты для перемещения в новую страну.

Кто-то предпочитает рискованные виды спорта и тратит месяцы, доводя до совершенства мотор катера или мотоцикла.

Каждый реализовывается по-своему. Цель психологов – помочь найти истинное стремление человека и таким образом дать толчок развитию его личности.

Прочие точки зрения и мнения

Тибетская философия, как и буддизм, поддерживает точку зрения о необходимости освобождения человека от земных страданий. По их мнению, этого удастся достичь, познав мир и себя.

Эпикурейцы, напротив, превозносят радости жизни и предлагают получать их в неограниченном объеме. Их учение отрицает существование души после смерти тела, поэтому наслаждаться следует каждым днем. Вкусная еда, развлечения, дружба высоко ценятся эпикурейцами. А вот отрицательных эмоций, вроде чувства вины или грусти, они не признают.

Древние индейские цивилизации призывали человека оставаться частью природы и подчиняться естественному ходу жизни: растить новые поколения, обрабатывать поля и заниматься ремеслами. При этом не приветствовалось стремление ни к богатству, ни к бедности. Дети должны были унаследовать мир таким, каким его в свое время получили отцы.

Каждый время от времени ощущает потребность удостовериться, что не зря растрачивает свою жизнь. Как понять, что человек находится на верном пути и не реализует чужие мечтания?

Для начала нужно отвлечься от суеты и составить собственный список желаний. Если это удается с трудом, значит, человек погряз в рутине, не имея определенной цели. Такое положение дел недопустимо, оно ведет к слабости и равнодушию. Великие начинания в этом состоянии вряд ли реализуются. Человек не чувствует ни счастья, ни гармонии, потому что занимается ни тем, к чему стремится его душа.

Не стоит сразу идти к психологу, чтобы определиться с выбором своего предназначения. Иногда достаточно разговора с друзьями или воспоминаний о прежних успехах и увлечениях.

Полезно подумать о том, что раньше доставляло радость. Возможно, пришло время вернуться к забытому хобби или работе, которую пришлось сменить из-за невысокой заработной платы? Ведь именно она заставляла задерживаться в офисе допоздна и с гордостью рассказывать знакомым о текущих проектах.

Материальные блага меркнут перед шансом получать удовольствие от каждого прожитого дня.

Заключение

Философы, писатели и психологи сходятся в одном: смысл жизни человека – в обретении счастья, однако единой формулы для этого не существует. Сложно быть счастливым в одиночку, поэтому один из способов обретения хорошего расположения духа – помощь родным и близким. Внимание к их нуждам и забота позволят избавиться от эгоизма и стать доброжелательнее и сердечнее.

Можно обрести гармонию, прощая чужие и свои ошибки, отказавшись от максимализма. Это принесет спокойствие и уравновешенность, а также позволит наладить прекрасные отношения с окружающими. Множество знакомых, имеющих разные интересы, поделятся своими знаниями и подскажут нестандартное решение надоевшей проблемы.

Главное – не поддаваться унынию, верить в свои силы и не допускать влияния на жизнь деструктивных мыслей.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!

понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. «Без...

понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить» Л. Н. Толстой. Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, миропонимания, конкретно-исторической ситуации. Если в обществе создаются благоприятные условия для свободного развития человека, то он склонен видеть смысл жизни в достижении счастья и благополучия. Если же мир оказывается враждебным и жестоким, то земная жизнь может утратить свою ценность и рассматриваться лишь как подготовка к другой, «истинной», неземной жизни, ради которой и нужно жить. В крайних ситуациях ощущение неистребимости зла и собственного бессилия перед ним может подвести человека к выводу о бессмысленности жизни вообще. Уяснение смысла жизни предполагает выбор целей и средств их достижения, предпочтение тех или иных ценнос тей, ориентацию на определенные нравственные идеалы, понимание собственных способностей и возможностей, постоянную оценку своего поведения, поступков других людей, пересмотр и переоценку существующего порядка вещей и происходящего в нем. Чем острее человек чувствует свою связь с другими людьми и в то же время осознает себя свободной личностью, индивидуальностью, чем активнее содействует утверждению в мире добра, чем бескомпромисснее борется со злом, тем полнее, осмысленнее его жизнь Бессмысленной жизнь может лишь казаться. Проблема смысла жизни формулируется следующим образом: имеется ли для нас нечто более высокое и важное, чем наша непосредственная жизнь? Само появление вопроса и его экзистенциальная острота связаны с принадлежностью человека к двум мирам: миру непосредственного бытия и миру духовного поиска, устремленного к вечным и безусловным ценностям. Без этого второго мира внутри нас жизнь превратилась бы в «суету сует» (Экклезиаст), беличье колесо. Жизнь, лишенная смысла, есть неподлинная жизнь, потому что, будучи поглощенным непосредственным, человек движется по траектории, предзаданной ему внешней необходимостью. С.ж. есть проблема экзистенциально-метафизическая, а не только (и даже не столько социальная. Человек, обретший смысл и живущий в соответствии с ним, укоренен в бытии, бесконечно важном для себя. Именно тогда суета не властна над ним. Поиски и обретения С.ж. вовсе не означают какого-либо игнорирования непосредственной жизни, вечного конфликта с ней как источником вместилищем страдания (ср. с Востоком: брахманизм. буддизм). Более того. именно наша непосредственная жизнь является критерием истинности выбранного нами смысла. Движение нашей, точнее – моей жизни. подчиненное смыслу, должно возвышать, раскрепощать, делать меня свободным, углублять мое единение с миром, который теперь есть мой мир, а я – его свободное творческое начало, независимо от того, нахожу ли я С.ж. в идее, любимой работе. любимом человеке или в чем-либо другом. Если это не так, если моя жизнь унижает и подавляет меня, то выбранный мною С.ж. – ложь, а самая жизнь – трагедия. Для русского самосознания. идеалом которого является святость, весьма актуальна проблема жертвенности. Принесение себя в жертву является правом, а иногда и долгом свободного человека. Но самопожертвование не может рассматриваться как смысл, цель жизни, ибо жертвенность и деспотизм есть стороны одного и того же отношения. Бесспорно, всякая эпоха, всякая культура стремятся к выработке неких смысловых вариантов. но выбор смысла всегда происходит в сфере глубоко интимной, экзистенциальной. А потому смыслы не задаются, смыслы прозреваются.

Смысл Жизни

Регулятивное понятие, присущее любой развитой мировоззренческой системе, к-рое оправдывает и истолковывает свойственные...

Регулятивное понятие, присущее любой развитой мировоззренческой системе, к-рое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о С. ж., к-рые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о С. ж., представители домарксистской этики исходили из «человеческой природы», абстрактной, неподвижной и потусторонней по отношению к реальному историческому существованию человека, истолковывая ее либо как сверхчувственную сущность, либо антропологически и конструируя на этой основе идеал человека, в достижении к-рого усматривалось назначение человеческой деятельности, С. ж. Они полагали, что идеальные представления о значимости и направленности человеческой жизнедеятельности сами собой способны определить ее объективную ценность, и что можно преобразовать мир в соответствии с этими представлениями чисто духовными средствами. Претендуя на универсальность, эти теоретические интерпретации фактически обосновывали и защищали такие цели и идеалы, в к-рых выражались интересы господствующих классов. В совр. буржуазных этических теориях С. ж. людей усматривается в реализации вне-исторических задач (религиозная этика), в достижении определенных потребительских стандартов и индивидуального благополучия (натуралистические теории – гедонизм, утилитаризм; самореализации этика) или же провозглашается бессмысленность и абсурдность любой жизнедеятельности в силу отсутствия у нее к.-л. объективной направленности (экзистенциализм и др. пессимистические доктрины). Распространены и теории, отрицающие возможность научно достоверного ответа на вопрос о С. ж. По существу, подобную т. зр. разделяют также буржуазный конформизм, и моральный скептицизм. Марксистская этика, основываясь на материалистическом понимании общественного развития, утверждает, что представления о С. ж. зависят от всей совокупности общественных отношений. Но человек является активной силой, к-рая решающим образом влияет на социальное развитие, ускоряя или замедляя, облегчая или затрудняя общественный прогресс. Подлинный С. ж., «тайна бытия» заключены в Содействии назревшим задачам общественного развития, в созидательном труде и социально-преобразующей деятельности, в ходе к-рых формируются предпосылки для всестороннего развертывания интеллектуальных, эмоциональных и др. способностей самого человека. Лишь такая жизнедеятельность обладает объективной ценностью, смыслом. Относительность и изменчивость жизненных установок и предпочтений людей марксистская этика ставит в зависимость от особенностей исторических задач на каждом этапе общественного прогресса. Развитие общественного производства, познания и общения увеличивает объективную значимость деятельности людей и обостряет субъективную потребность в исторически обоснованной ее ориентации. Но в условиях частнособственнических отношений человеческая деятельность выступает не как собственная, свободная, а как отчужденная (Отчуждение) от людей сила. Это обстоятельство и порождает скептические, пессимистические, религиозные представления о С. ж. Только в борьбе за революционное преобразование мира, в к-рой происходит самопознание и самоизменение человека, он выявляет всю меру значимости и ответственности своей исторической миссии, находя в этой борьбе подлинный смысл своего существования и силы для разрешения возникающих у него нравственных противоречий. Освободив людей от всех видов социальной зависимости, социализм создает такие общественные условия, в к-рых трудовая, политическая и духовная жизнедеятельность людей обогащается новым содержанием.

Смысл Жизни

Понятие, обозначающее цель жизни, назначение человека. В различные историч. эпохи представления о С. ж. приобретали...

Понятие, обозначающее цель жизни, назначение человека. В различные историч. эпохи представления о С. ж. приобретали разное содержание, обусловленное потребностями и интересами обществ, классов и соц. слоев. Проблема С. ж. приобретает особую остроту в переломные периоды историч. развития, в революц. эпохи, когда формируются новые и переоцениваются старые соц. идеалы. В бурж. этич. теориях С. ж., как правило, связывается с индивидуалистич. устремлениями личности. В релит, этике решение вопроса о С. ж. ставится в зависимость от отношения человека к божеству, ибо целью существования человека объявляется достижение личного спасения в потустороннем мире. Тем самым практически обесценивается сама реальная жизнь. Марксист, этика связывает вопрос о С. ж. со всей совокупностью обществ, отношений. Этим определяются особенности представлений людей о цели своего существования в различных конкр.-историч. условиях, на разных этапах обществ, развития. Человек осознает свое истин, назначение в борьбе против мира угнетения, за счастье всех людей. Новое содержание и высокий смысл получает жизнедеятельность личности в условиях социализма, направленная на построение коммунистич. общества.

Смысл Жизни

Регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные...

Регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.



  • Разделы сайта