История плавания. Плавание в древности: Древняя Греция, Древний Рим

Спортивное плавание зародилось на рубеже 15-16 веков. Среди первых соревнований по плаванию были состязания пловцов в 1515 г в Венеции. В 1538 г вышло первое руководство по плаванию датчанина П. Винмана. Первые школы плавания появились во второй половине 18 начале 19 века в Германии, Австрии, Чехословакии, Франции. С середины 19 века в ряде стран началось строительство искусственных .

Особую популярность плавание приобрело в конце 19 века. В 1890 было проведено первое первенство Европы по плаванию. С 1896 плавание включено в программу Олимпийских игр.

В 1908 г организована Международная любительская федерация плавания ФИНА. В 1973 эта организация объединяла 96 национальных федераций.

В СССР первые соревнования по плаванию состоялись в 1918 г в Москве. В 1920 В.Н. Песков организовал спортивное общество плавания "Дельфин", располагавшее открытым бассейном. В 20-е годы в Москве открылось несколько школ плавания. В 1921 г на Москве-реке было разыграно первое первенство СССР. Соревнования по плаванию входили в программу спартакиады СССР в 1928 г. И с тех этого времени стали регулярно разыгрываться первенства СССР.

Плавание в древности: Древняя Греция, Древний Рим

Н а гробнице правителя города Сиут Сети, жившего в Древнем Египте за 2,5 тысячи лет д. Н. Э., сохранился текст, повествующий о его жизни, в котором, в частности говорится: "Он давал мне уроки плавания вместе с царскими детьми". Из этого можно заключить, что умению плавать предавалось большое значение, а организованное обучение плаванию было привилегией знати.

Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества наряду с чтением и письмом обращать особое внимание на плавание. Его изречение "он не умеет ни плавать, ни читать" применялось для характеристики невежественного человека, недостойного называться гражданином.

На древнеассирийских барельефах встречаются изображения людей, переплывающие реки. На одном из них плывущий человек, выполняя движения ногами, как при способе на боку, транспортирует тростниковую лодку с людьми, а на другом - плывущий направляет ход плота. На многих ассирийских изображениях в качестве средства, облегчающего плавание, фигурируют надутые воздухом кожаные мешки.

Особенно большое значение умение плавать приобрело в связи с войнами. Войны Древней Греции и Рима славились своим мастерством переправ и ведением морских сражений. Сообщение о быстрых переправах через реки армий, насчитывающих до 10 тыс. легионеров, свидетельствует о поразительной выучке этих воинов. Римские императоры устраивали грандиозные морские сражения, в которых участвовали войны, демонстрировавшие абордажные схватки, умение плавать и нырять, сражаться в воде, атаковать корабли, переправляться вплавь при полном вооружении.

Геродот (460г. до н.э.) писал, как во время греко-персидской войны персидский царь Ксеркс использовал известного греческого пловца Скиллиса для поднятия ценностей с затонувшего корабля. Когда Скиллис поднял все ценности Ксеркс не отпустил его. Тогда во время бури Скиллис прыгнул за борт из своей плавучей тюрьмы, перерезал якорные канаты всех кораблей, и они разбились о прибрежные камни. Спасаясь от врагов, Скиллис проплыл от Афет до острова Эвбея (около 14 км), часто ныряя, чтобы скрыться от глаз врагов. За этот подвиг греки поставили ему статую в Дельфах.

Ещё на заре человечества люди знали о целебных свойствах воды, мистически их осмысливая. Они верили, что омовение защищает от нечистой силы, происки которой вызывают болезни. Тогда все религии предписывали необходимость очищения тела путём совершения омовения.

М ногие народы с древних времён использовали купание в гигиенических и закаливающих целях. Изречение древних индийских мудрецов гласит: "Десять преимуществ даёт омовение:

1.) ясность ума

2.) свежесть,

3.) бодрость,

4.) здоровье,

5.) силу,

6.) красоту,

7.) молодость,

8.) чистоту,

9.) приятный цвет кожи и

10.) внимание красивых женщин".

Особенно высокого уровня достигла культура тела в Древней Элладе. Слово "гигиена" греческого происхождения. В Древней Греции и Древнем Риме существовал культ богини чистоты Гигии. "Римляне в течение шести столетий обходились без врачей благодаря плаванию и купанию" - так утверждал римский писатель Плиний. Родоначальник медицины греческий врач Гиппократ преподавал естественные методы терапии и особенно водолечение. Его ученик Асклепиад основой выздоровления считал применение гимнастики, диеты и водных процедур.

В Риме до наших дней сохранились развалины терм - общественных бань, являющихся также спортивными, культурными и увеселительными учреждениями. Некоторые термы могли одновременно вмещать до 2500 человек. В них было множество купален, несколько плавательных бассейнов (некоторые размером до 100 х 50 м), залы для гимнастики, библиотеки, аллеи для прогулок и картинные галереи. Купаться ежедневно, даже по несколько раз было обычаем.

В Греции существовал государственный закон, обязывающий граждан регулярно ходить в баню.

Средневековье

В средние века физическая культура пришла в упадок. В это время плавание считалось греховным занятием. В ряде городов Европы купанье было запрещено церковью, считалось, что в воде находятся множество болезней и при соприкосновении с водой в процессе купания болезни через кожу проникают в организм. Для поддержания тела в чистоте применялись влажные полотенца, а дамы, к тому же, старались побольше пользоваться духами, тем самым нейтрализуя нежелательные запахи.

Однако, войны-феодалы отлично понимали значение плавания. В "Зерцале рыцаря", где перечислялись главные качества, необходимые рыцарю, указывалось, что он "должен уметь плавать в броне на животе и на спине". Правда многие рыцари плавать так и не умели.

Отдельные знаменитые пловцы, конечно, были и в средние века. Так, иезуит Афанасий Кирхер сообщает об известном пловце-ныряльщике 14 века неком Николае из Сицилии, проводившим большую часть жизни в воде и прозванным за своё редкое по тем временам умение "Николаем-рыбой".

Плавание в период 16-19 веков

В середине 17-начале 18 века в России делаются первые попытки организованного обучения плаванию в войсках. В 1647 году выходит книга "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей", в которой подчёркивается важность умения плавать для каждого война.

При Петре 1 плавание было включено в число учебных дисциплин в Морской академии и Императорском сухопутном кадетском корпусе. Приказ Петра 1 гласил: "всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать, не всегда есть мосты".

В начале 19 века плавание стало изучаться в военных учебных заведениях многих европейских стран. Кроме того, наряду с существовавшими общественными купальнями начали создаваться различные общества и кружки любителей плавания.

В 1785 году в Париже была основана первая школа любителей плавания. В России первая школа плавания открылась в 1827 году на Неве. В этот же период было открыто ещё несколько школ плавания: в 1834г. - на Большой Неве школа Паули и в 1838 г. - на Васильевском острове. (прочитать информацию из лекции "Развитие плавания до Великой Окт. Соц. Рев")

Журнал "Северная пчела" писал об одной из этих школ: "Что её ученики плавают и ныряют как рыбы, на просторных волнах и в самой Неве в бурную погоду".

Школа Паули была оборудована плотами и несколькими специальными длинными ящиками для обучения начинающих, располагала большим количеством учебного инвентаря (поддерживающих средств, удочек, поясов и т.д.) и даже несколькими устройствами для прыжков в воду (трамплины).

Начинающие пловцы проходили курс индивидуального обучения в начале на поясе с удочкой, которую держал преподаватель, и затем в свободном плавании под наблюдением учителя.

О дин из частых посетителей этой школы был А.С. Пушкин большой любитель плавания.

Методика обучения, применяемая в этих школах, получила одобрение Общества русских врачей и стала применяться в 20 различных государственных и военных учебных заведениях.

Авторы пособий по плаванию того времени Гейнц, Паули рекомендовали сначала изучить плавательные движения на суше, а при выполнении упражнений в воде использовать различные поддерживающие средства (пробковые поплавки, надувные мешки, удочки, лямки и т.п.). Обучение проводилось способом брасс и другим способом.

Большое значение имело появление наиболее прогрессивного метода обучения плаванию - целостно-раздельного. Его описание можно найти в книге А. Ганике "Самообучение плаванию", вышедшей в 1897 г. Сущность метода заключалась в изучении отдельных элементов обучении техники плавания и в их последовательном сочетании в способе плавание. Упражнения выполнялись вначале в облегчённых условиях (на суше, у неподвижной опоры в воде, в скольжении с задержкой дыхания), а потом в обычных условиях плавания.

Впервые автор рекомендует в начале обучения применять упражнения по освоению с водой - передвижения на мелком месте, погружения, всплывания, и, что особенно ценно, упражнения в скольжении. Этот метод позволял эффективно проводить групповое обучение плаванию, поэтому он стал основным методом обучения с начала 20 века во всех школах плавания в России и за рубежом.

Несмотря на развитие методики плавания, плавание не стало массовым. Многие люди плавать не умели, многие люди плавать не умели и количество несчастных случаев на воде не снижалось. В связи с этим применялись первые шаги по организации спасательных служб на воде.

О дно из первых общество, ставящих перед собой задачи спасения тонущих и обучение населения методам оживления тонувших, было основано в 1767 г. в Амстердаме; в 1772 году в Париже был издан устав о спасении тонувших; в 1774 г. создано наиболее крупное общество по спасанию - "Английское королевское общество для спасания утопающих".

В России в 1866 г. кронштадтскими моряками было основано общество организации помощи при кораблекрушениях, преобразованное в 1871 г. в "Российское общество спасания на водах".

Вначале оживлять тонувших пытались поворачивая их с живота на спину и обратно, катая их на бочке, покачивая на простынях и т.п. В дальнейшем стали применять более действенные методы такие как вдувание воздуха в лёгкие изо рта в рот и с помощью раздувательного мешка.

Во второй половине 19 века начинается строительство закрытых искусственных бассейнов для плавания. В Москве, Петербурге и Киеве открылось 8 небольших плавательных бассейнов. В то время самым большим из них был в Здании Петербургского морского кадетского корпуса (17,5 х 8). В 1831 году открывают бассейн при Центральных банях, а в 1895 году при Сандуновских в Москве. Устраиваются четыре бассейна в Петербурге, три из них при военных учебных заведениях и один при бане. Один бассейн был построен при Киевском кадетском корпусе.

Во второй половине 19 века соревнования проводились в различных военных школах, кадетских корпусах и др. армейских частях, но они были сугубо внутренними.

В ажным фактором в развитии спортивного плавания в СССР явилось вступление в 1947 Всесоюзной секции плавания в члены Международной Федерации любителей плавания (ФИНА) и развития спортивных связей с пловцами зарубежных стран.

В 1948 году ЦК ВКПб принял постановление о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов, реализация которого позволила поднять массовое плавание в стране и повысить мастерство советских спортсменов.

В 1961 году была создана единая система организации учебно-спортивной работы в стране. Улучшение работы ДЮСШ также способствовали новый календарь спортивных соревнований и обязательная организация в период летних каникул оздоровительных спортивных лагерей.

В 1969 году по инициативе ЦК ВЛКСМ был создан клуб "Нептун", проводящий большую работу по вовлечению детей в регулярное занятие плаванием. В ряде городов было введено обязательное для всех учащихся 1-4 классов обучение плаванию. Значительно возросло в нашей стране количество бассейнов. Первый зимний плавательных бассейн был построен в Ленинграде в 1927 году, в 1948 их было - 20, в 1970 - 905, в 1975 - 1259, к настоящему времени более 2 тысяч.

Сравнительно недавно была изучена и научно обоснована возможность обучения плаванию детей грудного возраста. В 1971 году ФИНА признала плавание важным дополнительным источником здоровья для width= детей грудного возраста. С 1977 года в Москва, а затем и в других городах началось обучение плаванию детей грудного возраста при детских поликлиника, имеющих бассейны.

Эволюция плавания как вида спорта

П ервые соревнования по плаванию проводились в Древней Греции. Древнегреческий писатель и путешественник Павсаний указывает, что в программу ежегодных празднеств в Гермионе входили соревнования по музыке и плаванию. Как одно из упражнений плавание включалось в программу Истмийских игр. О состязаниях по плаванию и прыжкам в воду сообщает также Геродот.

Особенно славились своим искусством плавания жители города Анфедона и острова Делоса. Достижения последних вошли даже в поговорку, и о них упоминается более чем через полторы тысячи лет в первых книгах по плаванию.

Хотя соревнования по плаванию в Древней Греции и проводились, но в древние Олимпийские игры они не входили.

Многие из первых соревнований по плаванию носили ярко выраженный прикладной (чаще всего трудовой или военный) характер. Примером могут служить народные состязания на реке Почайне (приток Днепра). В определённое время года на этой реке собирались лучшие пловцы-ныряльщики. Все вместе они прыгали в реку и должны были в течение определённого времени ловить "голыми" руками рыб. Тот, кому удавалось поймать самых крупных рыб, объявляли победителем и получал в награду шёлковую рыбацкую сеть.

Имеются сведения, что в 1515 г. в Венеции было организовано соревнование по плаванию на скорость. Регулярные же соревнования в Европе начались лишь с середины 19 в. Больше всего соревнований проводилось в Англии, и именно там в 1869 г. была создана первая в мире "Ассоциация любителей спортивного плавания".

К концу 19 века спортивные организации пловцов появились уже во многих странах. Первые международные соревнования по плаванию с участием пловцов Венгрии, Австрии, Германии и Швеции состоялись в 1889 г. в Будапешт. Имена и результаты победителей первых соревнований в скоростном плавании до нас не дошли. Известны лишь рекордсмены того времени в дальних проплывах. Так в 1875 г. капитан английского флота М. Вебб впервые переплыл Ла-Манш (34,6 км); в России в 90 х годах прошлого столетия рабочий из Батуми проплыл 59 км. От Баку до Поти.

В начале 20 века тренировки пловцов носили бессистемный характер. С 20-30 гг. начинает складываться понятии о круглогодичности и периодизации тренировки, опробываются различные методы тренировки, возрастают объём и интенсивность тренировочных нагрузок. В полной мере это реализуется лишь после 40 х годов.

В 1894 году соревнования по плаванию были включены в программу современных Олимпийских игр, что оказало большое влияние на развитие всех видов плавания. Начиная с 1926 г. по плаванию стали проводиться чемпионаты Европы, с 1969 г. - Кубки Европы, с 1973 г. - чемпионаты мира, а с 1979 г.- Кубки мира по плаванию

Сейчас трудно определить, когда человек впервые проявил способности к плаванию. Лишь найденные в наши дни различные наскальные рисунки (один из них обнаружен археологами в Ливийской пустыне) позволяют утверждать, что как минимум четыре тысячи лет назад люди умели держаться на воде без вспомогательных средств, умели преодолевать водные рубежи.

До наших дней дошло немало изречений древних философов. Так, слова знаменитого Платона свидетельствуют, насколько в Древней Греции ценили умение плавать: “Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого... плавать и читать не умеют, вверить службу?”

Не случайно в дальнейшем, подчеркивая никчемность того или иного согражданина, древние греки замечали: “Он не умеет ни читать, ни плавать”.

Интересно высказывание и римского писателя Плиния-старшего (124-79 гг. до н. э.), который утверждал: “Римляне от всех болезней лечились водой, и в течение шести веков у них совсем не было врачей”.
В Древней Греции и Древнем Риме плавание занимало важное место в военном деле. Однако первые школы плавания появились в древнеримских гимнасиях. И все же европейцы не были первооткрывателями плавания. Еще задолго до них умение плавать отличало специальные отряды ассирийских воинов, которые при форсировании рек использовали, судя по фрескам, способ плавания, отдаленно напоминающий современный кроль.

Безусловно, со времен глубокой древности плавание всегда было у людей в почете. Сегодня можно наблюдать, как у народов, живущих на островах и по берегам теплых рек, озер и морей, дети начинают самостоятельно плавать раньше, чем ходить.

В середине семнадцатого века на Японских островах появились первые, в отличие от древнеримских, доступные более широкому кругу людей императорские школы плавания. Сам 17-летний император Го Иози стал в 1603 году участником соревнований по плаванию.

Петр Первый, создавая морской и сухопутный кадетские корпуса, повелевал ввести в качестве обязательной дисциплины для обучения будущих офицеров войска русского плавание. Но как ни строг был царь, а его указание “утонуло” в массе проблем, возникших в переустройстве всего уклада российского общества. Учили плавать в петровские времена тех, кто пребывал на царской службе, да и то не везде, а лишь в столице.

Минули десятилетия. И сама жизнь заставила поднять вопрос о широком обучении плаванию, в первую очередь доблестных защитников Отечества. Вызвано это было печальными итогами боевых походов - тысячи солдат гибли не от пуль неприятеля, а при форсировании рек. Особенно остро об этом заговорили после Отечественной войны 1812 года. И все же только спустя почти 17 лет состоялись первые состязания по плаванию. Символично, что местом их проведения стал огражденный деревянными плотами небольшой участок реки Березины. И если бы мы наблюдали за ходом тех заплывов, то, несомненно, пришли бы в недоумение. И вот почему.

Участники по команде судьи прыгали в воду, принимали вертикальное положение и начинали “ходьбу” в воде, не касаясь ногами дна. Дистанция в 25 саженей, а сажень, как известно, равна 2 метрам 13,36 сантиметра, преодолевалась наперегонки. В дальнейшем эта дистанция преобразовалась в сугубо прикладное упражнение: “выстрел из ружья в цель” на берегу из положения плавая стоя. Был еще один вид состязаний - дистанция в 100 саженей, а плыли участники эту более чем 200-метровую дистанцию лежа на спине.

Участниками первых в России соревнований на Березине были солдаты, а судьями - офицеры второй саперной бригады русской армии. Состязания проводились в полном соответствии с изданной в том году инструкцией, а предписывалась та инструкция от имени “Его Императорского Высочества Цесаревича и Великого князя Константина Павловича”. Цель турнира - определить лучших и наиболее разносторонне подготовленных в плавании солдат - была достигнута. И из их числа укомплектовывались специальные подразделения.

Человек научился плавать еще в далекие доисторические времена.

Как же это произошло? Сначала люди в поисках пищи собирали на мелководье съедобные раковины, ловили рыбу руками, глушили камнями и поражали ее копьями. Но постепенно человек все больше и больше осваивал водную стихию. Чтобы достать свою добычу с глубоких мест, он прибегал к помощи палок или веток, сорванных с дерева, и только со временем решился войти в воду и поплыть, да и то держась за древесные стволы.

По мнению ученых, первые пловцы появились на побережьях Средиземного и Черного морей в районах Ближнего Востока приблизительно 75 тысяч лет назад...

О том, какой сноровки в плавании достигли люди минувших тысячелетий, мы можем судить по дошедшим до нашего времени описаниям первобытных способов рыбной ловли и охоты на водоплавающих птиц, сделанным моряками и путешественниками, заставшими на островах и материках некоторые племена, продолжавшие жить в мире каменного века.

Не утратило своего значения плавание и в более поздние периоды жизни человечества. Греческий историк Геродот повествует о замечательном пловце древности Скиллиасе из Сикона, который вместе со своей дочерью Цианной совершил отважный поступок. Во время войны греков с персами в 480 году до нашей эры отец и дочь пробрались ночью в сильный шторм к стоянке вражеских кораблей и перерезали якорные канаты. Многие корабли были выброшены бушующим морем на прибрежные рифы. Скиллиас и Цианна проплыли более 5 километров.

Применение плавания в военных целях было хорошо известно в античном мире. Войска Александра Македонского отличались не только выносливостью в походах, но и умением хорошо плавать.

Уметь плавать было обязательно и в Карфагене. История сохранила сведения о походе на Рим знаменитого карфагенского полководца Ганнибала весной 217 года до нашей эры. Карфагенское войско отличалось закалкой. Четыре дня и три ночи шла армия Ганнибала по пояс и по грудь в воде по болотистой низменной реке Арно, форсируя вплавь непроходимые места.

Большого совершенства в плавании достигли римские воины. Например, на кораблях римского флота были специальные гильдии пловцов, которые производили ремонт подводных частей судов, вели разведку и доставляли вплавь полученные сведения. Знаменитые римские полководцы Гней Помпей, Юлий Цезарь, Марк Антоний и особенно Кассий Лонги сами были хорошими пловцами и обучали искусству плавания своих легионеров. Римские воины могли в полном снаряжении переправляться через реки.

Но плавание, конечно, было нужно не только воинам.

В Древней Греции в гимнасиях, где воспитывались юноши, устраивались специальные бассейны для народа. Не умеющие плавать считались невеждами. Про невежественного человека говорили: «Он не умеет ни плавать, ни читать».

В Риме было очень много терм - бань с плавательными бассейнами. Шедевром искусства явились термы императора Валерия Аврелия Диоклетиана, воздвигнутые в эпоху поздней Римской империи - примерно в 302 году нашей эры. Эти термы поражали своим великолепием и размерами стометрового облицованного мрамором бассейна.

В мрачные времена средневековья плавание предается забвению. Люди не только не учатся плаванию - многие не пользуются водой даже в гигиенических целях. Особенно почитались среди христиан и считались угодными богу монахи, дававшие зарок никогда не мыться.

Во Франции при Людовике XIV во время празднеств во дворце устраивались роскошные водопады и фонтаны, но ими только любовались.

Однако и история средних веков знает выдающихся пловцов из простого народа. Навеки сохранилось имя изумительного пловца Песцы Коллы, которого современники называли «человеком-рыбой». Песце Колла родился в 1300 году на острове Сицилия в семье рыбака. С малых лет он добывал семье пропитание ловлей устриц, рыб и кораллов. Повзрослев, юноша целые дни проводил в море, вдали от берега, лишь случайно отдыхая на проходящих кораблях. Потом он стал своеобразным плавучим почтальоном. Даже в сильную бурю Песце Колла доставлял в кожаной сумке почту на Литарские острова, расположенные на расстоянии 50 миль. Трагическая гибель этого замечательного пловца явилась сюжетом для баллады Шиллера «Кубок», известной нам в переводе Жуковского с немецкого языка.

Только в эпоху среднего средневековья, в период рыцарства, плаванию снова стали придавать большое значение и оно вошло в число семи искусств, необходимых рыцарю, а в эпоху Возрождения плавание окончательно приобретает популярность.

Какими же способами плавали Грек Скиллиас, Кассий Лонги, Юлий Цезарь, Песце Колла и другие пловцы древности? Летописи, предания и легенды, повествующие об их подвигах, не сообщают об этом. Так можно ли теперь ответить на эти вопросы?

Оказывается, можно. Для этого надо познакомиться с экспонатами исторических музеев разных стран. Вот хранящийся в Британском историческом музее ассирийский барельеф, относящийся к 1200 году до нашей эры. На нем изображены преследуемые врагами воины. Они в полном боевом снаряжении переплывают реку. Двое из них плывут на надутых мешках, а один рассекает воду способом, очень похожим на русские «саженки» или кроль.

На гробнице правителя города Сиут Сети, жившего в Древнем Египте за 2,5 тысячи лет д. Н.Э., сохранился текст, повествующий о его жизни, в котором, в частности говорится: «Он давал мне уроки плавания вместе с царскими детьми». Из этого можно заключить, что умению плавать предавалось большое значение, а организованное обучение плаванию было привилегией знати.

Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества наряду с чтением и письмом обращать особое внимание на плавание. Его изречение «он не умеет ни плавать, ни читать» применялось для характеристики невежественного человека, недостойного называться гражданином.

На древнеассирийских барельефах встречаются изображения людей, переплывающие реки. На одном из них плывущий человек, выполняя движения ногами, как при способе на боку, транспортирует тростниковую лодку с людьми, а на другом - плывущий направляет ход плота. На многих ассирийских изображениях в качестве средства, облегчающего плавание, фигурируют надутые воздухом кожаные мешки.

Особенно большое значение умение плавать приобрело в связи с войнами. Войны Древней Греции и Рима славились своим мастерством переправ и ведением морских сражений. Сообщение о быстрых переправах через реки армий, насчитывающих до 10 тыс. легионеров, свидетельствует о поразительной выучке этих воинов. Римские императоры устраивали грандиозные морские сражения, в которых участвовали войны, демонстрировавшие абордажные схватки, умение плавать и нырять, сражаться в воде, атаковать корабли, переправляться вплавь при полном вооружении.

Геродот (460 г. до н.э.) писал, как во время греко-персидской войны персидский царь Ксеркс использовал известного греческого пловца Скиллиса для поднятия ценностей с затонувшего корабля. Когда Скиллис поднял все ценности Ксеркс не отпустил его. Тогда во время бури Скиллис прыгнул за борт из своей плавучей тюрьмы, перерезал якорные канаты всех кораблей, и они разбились о прибрежные камни. Спасаясь от врагов, Скиллис проплыл от Афет до острова Эвбея (около 14 км), часто ныряя, чтобы скрыться от глаз врагов. За этот подвиг греки поставили ему статую в Дельфах.

Ещё на заре человечества люди знали о целебных свойствах воды, мистически их осмысливая. Они верили, что омовение защищает от нечистой силы, происки которой вызывают болезни. Тогда все религии предписывали необходимость очищения тела путём совершения омовения.

Многие народы с древних времён использовали купание в гигиенических и закаливающих целях. Изречение древних индийских мудрецов гласит: «Десять преимуществ даёт омовение:

  • 1.) ясность ума
  • 2.) свежесть,
  • 3.) бодрость,
  • 4.) здоровье,
  • 5.) силу,
  • 6.) красоту,
  • 7.) молодость,
  • 8.) чистоту,
  • 9.) приятный цвет кожи и
  • 10.) внимание красивых женщин».

Особенно высокого уровня достигла культура тела в Древней Элладе. Слово «гигиена» греческого происхождения. В Древней Греции и Древнем Риме существовал культ богини чистоты Гигии. «Римляне в течение шести столетий обходились без врачей благодаря плаванию и купанию» - так утверждал римский писатель Плиний. Родоначальник медицины греческий врач Гиппократ преподавал естественные методы терапии и особенно водолечение. Его ученик Асклепиад основой выздоровления считал применение гимнастики, диеты и водных процедур.

В Риме до наших дней сохранились развалины терм - общественных бань, являющихся также спортивными, культурными и увеселительными учреждениями. Некоторые термы могли одновременно вмещать до 2500 человек. В них было множество купален, несколько плавательных бассейнов (некоторые размером до 100 х 50 м), залы для гимнастики, библиотеки, аллеи для прогулок и картинные галереи. Купаться ежедневно, даже по несколько раз было обычаем.

В Греции существовал государственный закон, обязывающий граждан регулярно ходить в баню.

Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества наряду с чтением и письмом обращать особое внимание на плавание. Его изречение «он не умеет ни плавать, ни читать» применялось для характеристики невежественного человека, недостойного называться гражданином.

Геродот (460 год до н.э.) писал, как во время греко-персидской войны персидский царь Ксеркс заставил известного греческого пловца Скиллиса нырять в море и поднимать сокровища с затонувшего корабля. Когда Скиллис поднял все ценности, Ксеркс нарушил своё обещание освободить Скиллиса из неволи, и не отпустил его. Во время бури Скиллис прыгнул за борт в бушующие волны моря из своей плавучей тюрьмы, часто ныряя, он скрылся от своих врагов и перерезал якорные канаты кораблей царя Ксеркса. Корабли персов разбились о прибрежные скалы, а Скиллис проплыл около 14 км — от Афета до острова Эвбея. За этот подвиг греки поставили ему статую в Дельфах.

ныряльщик с острова Крит, дворец в Кноссе — 1550 г. до н.э.

Особенно большое значение приобрело умение плавать во время войн. Легионеры Древнего Рима и спартанцы Греции славились своим мастерством ведения морских сражений, и, конечно, все греческие и римские матросы умели плавать. Сообщение о быстрых переправах больших римских армий, насчитывающих до 10 тысяч легионеров, через реки, свидетельствует о поразительной выучке римских воинов.

Римские императоры для развлечения устраивали грандиозные морские сражения, в которых участвовали римские легионеры, демонстрировавшие абордажные бои, умение атаковать корабли, сражаться в воде, плавать и нырять, переправляться вплавь при полном вооружении.

На древнеассирийских барельефах встречаются изображения людей, переплывающие реки. На одном из барельефов плывущий человек, выполняя движения ногами, как при способе плавания на боку, транспортирует тростниковую лодку с людьми, а на другом — плывущий направляет движение плота. На многих ассирийских изображениях в качестве средства, облегчающего плавание, фигурируют надутые воздухом кожаные мешки.

На гробнице правителя города Сиут фараона Сети, жившего в Древнем Египте за 2,5 тысячи лет до н.э., сохранился текст, повествующий о его жизни, в котором говорится: «Он давал мне уроки плавания вместе с царскими детьми» . Из этого можно заключить, что в Древнем Египте предавалось большое значение умению плавать, а организованное обучение плаванию было привилегией знати.

В средневековой Европе физическая культура пришла в упадок, не только плавание, но и купание в бане считалось греховным занятием и было запрещено католической церковью. В средние века в европейских странах считали, что в воде находятся множество болезней, которые могут проникнуть в организм через кожу при соприкосновении с водой в процессе купания. Для поддержания тела в чистоте применялись влажные обтирания полотенцем, а дамы и кавалеры старались пользоваться духами, чтобы перебить неприятные запахи.


Однако, рыцари, участвовавшие в военных походах, отлично понимали значение плавания. В «Зерцале рыцаря» перечислялись главные качества, необходимые рыцарю, указывалось, что он «должен уметь плавать в броне на животе и на спине» . Правда многие рыцари плавать так и не научились, а беспомощно барахтаясь шли на дно. «Ледовое побоище» или битва на Чудском озере, произошедшая 5 апреля 1242 года стала первым случаем в истории военного искусства, когда отступающие немецкие крестоносцы были разбиты вне поля боя, утонули в Чудском озере.



  • Разделы сайта