Ушу в китае. Известный в Китае и Европе мастер традиционного Ушу – господином Чжун Ляньбао дал интервью Нашей Версии. Основные принципы всех мягких стилей

Расположение: Дэнфэн
Открытая в 1978 году школа Шаолинь Tagou боевых искусств Института занимается разработкой знания о фу Шаолинь Кунг. Ее целью является распространение стиля сердцевины ушу Шаолиня.

2. Колледж Шаолинь Epo ушу

Расположение: Дэнфэн
Хэнань Дэнфэн Шаолинь Epo ушу колледж был основан в 1977 году, и это также является одним из самых ранних профессиональных школ боевых искусств после основания Народной Республики Китая. Колледж имеет отличные условия и удобный подъезд транспорта. Это сад стилевых модернизации школ, которая обращает внимание на культуру как обучение и обучение ушу.

3. Кунгфу центр Longwu

Расположение: Шанхай
Longwu Kung Fu является одно из самых известных и популярных центров боевых искусств в Шанхан. Оборудовано с просторной подготовки, безопасности маты, деревянные манекены и широкий спектр оружия, это идеальное место для обучения студентов боевым искусствам — всех возрастов и стандартов.

4. Школа боевых искусств — Храм Шаолинь Сяолун

Расположение: Дэнфэн
Храм Шаолинь Сяолун боевых искусств. Школа была создана в 1980 году, который является не только первым всеобъемлющим школа боевых искусств сборки обучение персонала в области науки, боевых искусств и кино, но и одним из учреждений подготовки КунгФу, утвержденной Министерством образования на работу иностранных студентов.

5. Академия боевых искусств — Сыпин Шаолинь

Расположение: Хэнань
Сыпин города Шаолинь — Академии боевых искусства создана 1995 году Ши Xingkuo который был 32-й ученик монаха Шао Линь. Это единственная школа боевых искусств в провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, который открыта для иностранцев. В общем количестве здесь обучаются около 2000 иностранцев из 50 стран.

6. Чжунхуа школа боевых искусств Шаньдун Лайчжоу

Расположение: Лайчжоу
Чжунхуа боевых искусств Школы Шаньдун Лайчжоу была создана в 1992 году и выпустил более 2900 студентов. В настоящее время крупнейшей международной школой интеграции образования и обучения КунгФу.

7. Школа ушу при храме Шаолинь Харбин

Расположение: Харбин
Основанная в 1994 году, Школа ушу при храме Шаолинь Харбин расположена в живописном национальном месте, популярной туристической зоне с красивыми окружающей обстановки.

8. Школа боевых искусств Цзядин Шанхай

Расположение: Шанхай
Шанхай Цзядин школа боевых искусств вложены Шанхай Фэн Цзя дом недвижимости компании на проектирование и строительство в соответствии с династий Мин и Цин Dynasites стиль, предлагая как базовое образование но и программ боевых искусств.

9. Чэньцзягоу колледжа боевых искусств

Расположение: Хэнань
Чэньцзягоу боевых искусств колледжа является крупнейшей школы, что обеспечивает не только академическое образование, но и боевые образования на основе тайцзицюань. Чэньцзягоу боевых искусств Колледж был основан гроссмейстер Ван Сиань который является 19-м преемником поколения Чэнь Ши Тайцзи и международном уровне мастером ушу.

10 Школа ушу Шаолинь в Пекине
Месторасположение: Пекин
Пекинская школа Шаолиня и ушу имеет отличных тренеров в стиле ушу, который выпустил известных людей владеющих стилем ушу и имеют богатый опыт в теоретическом и практическом обучении.

Исключительной истинности восточной традиции, другие – о несовместимости культуры и традиций различных народов, третьи просто склонны отвергать все иноземное как чуждое.

Позвольте сразу, во избежание возможных недоразумений, пояснить, что «русским» в настоящей статье автор обозначает все, что относится к России, исходя из принадлежности к характерным географическим, историческим, традиционным, культурным и социальным признакам. Национальность, в данном случае, не рассматривается как определяющий фактор.

Поставим вопрос шире: а для чего нужны боевые искусства вообще?

Ответить на него, конечно, проще. Кто-то хочет просто научиться нескольким эффективным приемам самообороны, чтобы увереннее чувствовать себя в агрессивной среде на улице, кто-то – укрепить здоровье, кого-то привлек антураж того или иного стиля, а кто-то (но это уже в исключительных случаях) хочет научиться управлять внутренней энергией тела и совершенствовать свои психофизические способности.

Из вышеперечисленного обычно следует привычное для западного сознания функциональное разделение: «Хочешь научиться драться – занимайся боксом, хочешь научиться драться «красиво» — иди в секцию карате, таеквондо, ушу и т.д., ну а если не хочешь драться, а хочешь с энергией работать, то есть такое загадочное слово «цигун»…и еще – «тайцзицюань»…»

К сожалению, различные виды боевых искусств, и ушу в частности, редко воспринимаются как полноценные системы самосовершенствования, некогда созданные великими мастерами и дошедшие до нашего времени путем бережной передачи знаний от учителя к ученику часто на протяжении многих поколений.

Видимо, такое восприятие боевых искусств сложилось в России в силу двух обстоятельств. Первое – это сравнительно недолгий срок их открытого, незапрещенного существования (по сути, только с середины 1980-х – начала 1990-х годов), и второе – самое главное – сугубо утилитарное общественное сознание: брать только то, что полезно и может быть использовано – здесь и сейчас. Зачем многолетние тренировки? Зачем осваивать традицию комплексно, если практически повсеместно можно получить за доступную плату самый «нужный» ее кусочек?

В действительности же человеку, хотя бы немного знакомому с историей восточных боевых искусств, известно, что все самостоятельные стили китайских, японский, корейских, тайских и др. боевых искусств создавались людьми высочайшего уровня мастерства не просто как набор характерных для конкретного стиля ударов, блоков, комплексов, методов ведения боя. Они создавались именно как системы развития, совершенствования человека – бойца. Естественно, что такие системы включали в себя различные неразрывные составляющие: и общую технику, и разучивание комплексов, и парную работу, и дыхательные упражнения, и специальные упражнения, направленные на развитие способности управления внутренними потоками энергии.

Так, в частности, обучение в шаолиньцюань традиционно делится на следующие четыре раздела.

Первый раздел – цюаньшу – работа голыми руками: включает в себя освоение базовой техники, передвижений, акробатических элементов, а также основных комплексов – таолу.

Второй раздел – дуйлянь – парная работа: включает отработку базовых приемов в паре, парное выполнение таолу, изучение методов реального боевого взаимодействия и самообороны (саньда).

Третий раздел – бинци – работа с различными видами традиционного оружия.

Четвертый раздел – нэйгун – дыхательные и медитативные упражнения, направленные на управление внутренней энергией ци. [Е.В.Чертовских, Е.И.Глебов. Шаолиньцюань для начинающих/ 2004 г., 8]

Если же говорить о дисциплинах, которым вплоть до XX в. обучались монахи Шаолиньского монастыря (кит. Шаолиньсы), то они были следующими:

  1. Буддизм (фо) – представлял собой изучение основных буддийских уложений и канонов, монастырских правил (виная), основ медитативной практики и созерцания;
  2. Боевое искусство (у) – включал в себя практику боевых искусств, методы поддержания физического здоровья, верховую езду.
  3. Медицинское искусство (и) – это основы массажа, использование и составление лечебных бальзамов, товаров, мазей, применение в медицинской практике ядов и различных веществ.
  4. «Гражданские науки» (вэнь) – предусматривал занятия каллиграфией, стихосложением, изучение классической литературы и живописи. [Ши Децянь, А.А.Маслов. Гимнастика Бодхидхармы/ 2006 г., 22]

Таким образом, можно сказать, что Шаолиньсы воспитывал не просто бойцов-буддистов. Образец шаолиньского монаха совмещал в себе буддийского подвижника, образованного, всесторонне развитого человека и мастера боевых искусств.

Многие считают, что боевое искусство нужно, чтобы пускать его в ход при каждой возможности, пользуясь своим превосходством владения боевой техникой.

Таким людям можно посоветовать позаниматься хотя бы в течение года у настоящего наставника – носителя какой-либо из традиций боевых искусств, чтобы понять, что дело обстоит совсем не так. И даже более того, говоря языком старой поговорки: «Боевое искусство создано для того, чтобы его не применять». Имеется в виду, конечно, его непосредственное физическое применение.

Возможно, кому-то приведенная поговорка покажется на первый взгляд парадоксальной. Она действительно звучит странно. В объяснении ее смысла помогут заповеди боевой морали (у-дэ) Шаолиньсы, в одной из последних редакций сформулированные настоятелем монастыря Ши Чжэнсюем (1893-1955 гг.). Вот некоторые наиболее важные из них:

  1. Основная цель того, кто изучает нашу технику, заключается в том, чтобы укреплять тело и дух. Он должен заниматься с рассвета до заката и не может прекращать занятия, когда ему вздумается.
  2. Совершенствующий боевую технику делает это лишь ради самозащиты, укрепляя собственную кровь и циркуляцию ци, воспитывая в себе смелость и отвагу в бою. Тот, кто нарушает это, совершает то же преступление, что и нарушающий буддийские предписания.
  3. Ежедневно общаясь с наставником, необходимо быть предельно уважительным к нему и нельзя совершать поступки, в которых сквозит заносчивость и пренебрежение.
  4. В отношении к собратьям следует вести себя мягко и обходительно, быть искренним и не допускать обмана. Нельзя, бравируя силой, обижать слабого.
  5. Если же во время странствия встретишь мирянина, главное при этом – необходимо, терпеливо удостаивая низшего, спасти его и нельзя необдуманно демонстрировать свою технику.
  6. Остерегайся духа соперничества, избегай также привычки алчного самовосхваления. Этим ты убиваешь себя, к тому же отравляешь и других людей, даже неизвестно скольких. Жизненным принципом таких людей, практикующих боевее искусства, является либо хвастовство своей техникой, либо жажда обогащения, поэтому все это – лишь брызги, выходящие за ключевые принципы ушу. Такие люди являются отбросами чаньской школы. Принесшему позор в этот мир через короткое время воздастся смертью. Разве в этом смысл искусства, созданного первоучителями?! Все последователи должны накрепко запомнить это. [Е.В.Чертовских, Е.И.Глебов. Шаолиньцюань для начинающих/ 2004 г., 8-12]

Известный китаевед В.В. Малявин в одной из своих книг о боевых искусствах писал, что, по убеждению старых мастеров, смысл занятий ушу состоит в том, что они воспитывают в людяхдобродетель, и тот, кто этой добродетели лишен, ничего в ушу не добьется. Словом «добродетель» в данном случае передано китайское понятие дэ, которое имеет очень мало общего с привычной нам идеей добродетели как соблюдения общепринятых правил морали. Речь идет о некоем внутреннем, лишь символически выражаемом совершенстве вещей, полноте жизненных свойств, которая выступает как предел каждого индивидуального существования. Одним словом, добродетельный в китайском понимании человек или человек дэ живет на пределе своего существования, используя всю полноту своих жизненных свойств. [В.В.Малявин. Боевые искусства: Китай, Япония/ 2002 г., 13]

Автору настоящей статьи не раз приходилось слышать от мастеров и людей многие годы практикующих боевые искусства, истории о том, как по достижении высокого уровня владения какой-либо техникой они стремились (чаще всего по молодости лет) испытать себя на практике. Некоторые даже специально ходили в опасные районы города в позднее время суток в поисках неминуемых неприятностей. И вот, когда конфликт, казалось, был уже неизбежен, ситуация внезапно разряжалась, и… стороны просто расходились, похлопав друг друга по плечу.

Уж не признак ли это действия той самой боевой добродетели, воспитанной в бойцах их учителями и самим процессом обучения…? Недаром говорится, что мастер уже только одним своим присутствием способен разрядить напряженную ситуацию. Что уж говорить о доведении ее до открытого физического противостояния.

Приведя этот пример, автор, разумеется, не предлагает никому повторять такие «подвиги». Люди, рассказывавшие упомянутые истории, были людьми, посвятившими боевым искусствам значительную часть своей жизни и готовыми дать бескомпромиссный отпор любой агрессии с молниеносной скоростью и высокой точностью. И, что самое главное, способными полностью контролировать себя в любых ситуациях.

И, тем не менее, истинный мастер применит технику в конфликтной ситуации лишь как крайнюю меру в случае самозащиты. При этом он будет движим в большей степени состраданием к нападающему, состоящим в том, чтобы не дать человеку нанести вред окружающим и самому себе (если не физический, то посредством загрязнения кармы (то есть, греха). Агрессия такого человека в случае встречи с мастером будет, скорее всего, нейтрализована одним-двумя короткими приемами.

Следует также отметить, что значение боевых искусств для духовного совершенствования определяется тем, что экстремальная ситуация, ощущение вполне реальной опасности, создаваемые занятиями в старых школах и, конечно, в Шаолиньсы, способствовали мобилизации всех ресурсов психики и воспитанию силы духа, которая всегда проистекает из невозмутимого покоя. Всю философию боевых искусств Китая в данном контексте можно выразить изречением древнего даосского мудреца:

«В малом страхе – осмотрительность,

В великом страхе – безоглядная смелость…»

Чжуан-цзы, IV-III вв. до н.э.

Вопрос о том, для чего нам китайское ушу, часто ставится с упором на слово «китайское». В самом деле, а почему именно китайское?

Ушу могло бы быть не китайским, а каким угодно другим. И называться оно могло бы иначе. Если бы ни одно обстоятельство: почему-то за всю историю человечества нигде на нашей планете не было создано, сохранено и пронесено через века (важно соблюдение всех трех перечисленных условий) более древней и совершенной системы боевых искусств. Причем системы, доступной сегодня для освоения на том или ином уровне любым человеком, вне зависимости от его национальности, пола, возраста и религиозных убеждений.

Конечно, сами китайские мастера всегда стремились оберегать свое искусство от посторонних глаз, «случайных» людей и, тем более, иностранцев. До недавнего времени за пределами Китая просто не существовало ни одного по настоящему посвященного последователя шаолиньцюань или других стилей китайского ушу.

Сегодня же мы становимся свидетелями выхода ушу шаолиньцюань за пределы монастырских стен и за пределы самой Поднебесной. Причем решение о передаче традиции иностранцам было принято самими монахами Шаолиньсы еще до превращения монастыря в туристический аттракцион, каким он, к сожалению, стал в наши дни. Шаолиньское ушу вышло в мир. И в этом видится великая миссия китайского народа в лице многих поколений шаолиньских усэнов (монахов-бойцов), хранивших традицию на протяжении веков.

Однако, выйдя в мир, шаолиньское ушу отнюдь не утратило защитных свойств, оберегающих его от людей, не готовых к его восприятию. Сама система обучения в шаолиньцюань построена так, что овладеть каждым блоком знаний и техник, начиная с базовой техники, вплоть до техник «внутреннего достижения» нэйгун и далее, до бесконечности совершенствования, можно только пролив немало пота, а то и крови на пол тренировочного зала. Ученик просто не поймет принципов более сложной техники до тех пор, пока его тело и сознание не будут в достаточной степени к этому готовы. Пожалуй, этой теме можно было бы посвятить отдельную большую книгу – не стоит и пытаться изложить все ее аспекты в рамках одной маленькой статьи.

В качестве примера можно сказать, что любой шаолиньский комплекс – таолу, включая даже самые простые, «тренировочные», комплексы, предполагает, как минимум, 3-4 уровня освоения. Начиная с разучивания основных связок и передвижений, ученик, по мере своей готовности, постепенно осваивает методы дыхания, применяемые в процессе исполнения комплекса, приходит к поминанию его ритма и так далее вплоть до освоения техник боевого применения внутренней энергии ци. В результате боец становится способен выполнять комплекс как единое целое, словно сливаясь с самим движением, проникая в самую суть таолу, заложенную мастером-создателем.

Аналогично дело обстоит и со всеми остальными разделами шаолиньцюань. На их освоение и, тем более, достижение высокого уровня владения соответствующими техниками могут уйти годы.

Конечно, русские – не китайцы. Мы разные. У нас разная конституция тела, разный набор генетических признаков, разная генетическая «память». Даже соблюдая все требования техники, следуя китайской традиции, у русских людей все равно получится «русское» ушу.

Тем оно и интереснее! Тем и доказывается универсальность шаолиньцюань: в русском варианте оно может быть ничуть не менее эффективным, чем в китайском.

Несмотря на различия расовых и национальных признаков, организм человека в любой точке земного шара представляет собой уменьшенную в масштабе модель одной и той же Вселенной. Наши тела подчиняются одним и тем же законам, в них одинаково циркулирует энергия, они в целом одинаково отзываются на определенные виды тренировки.

Интересно также взглянуть на проблему восприятия китайского ушу в западном мире и в России с точки зрения психологии общественного сознания и сравнения менталитета западных и восточных народов. Отметим лишь некоторые черты общества, характерные для западного и восточного типов цивилизаций.

На Западе с древних времен складывалась модель общества, основой которого является личность. Такую модель иногда называют «клеточной» – то есть, состоящей из отдельных клеток – индивидуумов. Можно сказать, что вся западная цивилизация построена на индивидуализме, на человеческом «я». Такое мировоззрение обусловило политическое и экономическое устройство Запада, его культуру и философию. Отсюда – демократия, гражданское общество, святость частной собственности, великие спортивные достижения, соревнования и рекорды.

Символом же Китая и всей восточной цивилизации в целом можно назвать круг или, еще образнее – шар (уместно вспомнить восходящее солнце на флаге Японии или традиционные круглые китайские фонари). Само общество – это единое целое, роль отдельной личности в котором в значительной степени размыта. «Я» если не отсутствует, то незаметно. Есть государство, народ, клан, семья. Надо заметить, что и сама человеческая жизнь никогда не ценилась в Китае высоко. Причем это касалось всех общественных сословий – от крестьян и солдат до высших государственных чиновников на всем протяжении истории страны.

В таких социально-культурных условиях личность является частью, а, вернее, элементом единого целого – как общества, так и всего мира, всего бытия.

«Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа (в других версияхперевода – «всю тьму вещей») …»

Что же касается ушу, то его функцией предусмотрено развитие и совершенствование индивидуальных способностей отдельного человека, как упомянутого выше элемента большого целого – элемента общества, элемента Вселенной. Таким образом, можно сказать, что ушу, создавалось с идеей совершенствования всех людей через одного человека.

Этой идее созвучна и концепция чань-буддизма – буддизма Махаяны («Большой колесницы»), лежащего в духовной основе шаолиньского ушу. Основанный Бодхидхармой – 28-м патриархом буддизма, чань-буддизм учит тому, что перейти на качественно более высокий уровень духовного развития человечество способно только по достижении всеми людьми (и даже шире – всеми живыми существами) необходимого для этого качественного перехода состояния сознания. Именно в этом состоит служение бодхисатвы – человека с просветленным сознанием, способного уйти в нирвану, но добровольно остающегося в этом мире ради спасения как можно большего количества живых существ, понимая, что его личные достижения не так уж много значат. Таким образом, бодхисатва посвящает свою жизнь спасению других ради общего блага.

Впрочем, не будем углубляться в рассуждения о духовной составляющей китайского ушу во избежание отклонения от темы настоящей статьи. Достаточно сказать, что успешность практики шаолиньцюань едва ли зависит от религиозной принадлежности человека. Куда важнее терпение и упорство в тренировках.

Русский народ, живущий на стыке двух полярных цивилизаций – Востока и Запада, сочетает в себе свойства, присущие каждой из них. Здесь и так называемая русская «соборность», большое значение общины, семьи, что характерно для восточной цивилизации. И, в то же время, извечное индивидуальное стремление русского человека к славе, богатству, власти, что так свойственно западному обществу с его ценностями. Важно отметить отличающее Россию от Запада разделение жизни общества на духовную и светскую. Церковь в России никогда не управляла государством, а лишь помогала в этом светской власти. Хотя при этом подлинным авторитетом в России всегда мог пользоваться (за исключением советского периода – и то, с определенными оговорками) только политик православный – верующий человек. Такой ряд противоречивых признаков российского общества можно продолжать и далее.

Как бы то ни было, сформировалась ли Россия в результате «сплава» восточных и западных ценностей в русском человеке или в силу действия иных факторов, она самобытна и представляет особый путь развития многонациональной цивилизации.

На основе сказанного можно лишь сделать вывод, что истинная суть ушу в России может быть понята лучше, нежели на Западе. Запад всегда в большей степени интересовала и интересует спортивная составляющая ушу – элемент традиции, вырванный из нее, как фраза из текста. Несомненно, такой путь восприятия древней китайской традиции для России был бы ошибочным.

Ушу учит естественности. Точнее сказать, показывает путь возвращения к той природной естественности человека, присущей ему от рождения и часто теряемой в процессе жизни. Особенно это касается жителей городов, где неестественной для человека является сама внешняя среда, что, как следствие, формирует неестественный образ жизни.

В большинстве случаев люди, приходящие на тренировку в первый раз, скованы напряжением в различных частях тела. Чаще всего такое напряжение носит в большей степени психологический характер. Проблема современного городского жителя в том, что онпривык к напряжению. А, ведь, ни к чему хорошему такая привычка не приводит. Внутренние «блоки» и «зажимы» не позволяют внутренней энергии свободно циркулировать по предназначенным для этого каналам тела. Не происходит и полноценного обмена энергией с внешним миром, с Космосом. В результате ухудшается качество жизни в целом, человек болеет и стареет раньше времени.

«…Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое – это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить…»

«Дао дэ Цзин», VI-V вв. до н.э.

Ушу учит методам расслабления. Даже в течение недолгого времени занятий ушу человек может, по крайней мере, почувствовать естественное, расслабленное состояние своего тела, ту правильную форму положений и движений, предусмотренных самой природой. Со временем человек способен освоить эту, так называемую, «культуру» движений и, закрепив эти навыки, использовать их не только в тренировочном зале, но и повседневной жизни.

Ни один удар невозможно нанести эффективно без расслабления. Сила удара достигается не за счет мышечного усилия, а за счет формирования необходимого импульса во всем теле. Все тело становится при этом как бы волной, выбрасывающей ударную руку или ногу. Об этом знает каждый хороший боец в любом виде боевых единоборств. По этому поводу можно вспомнить фразу Брюса Ли, адресованную ученикам: «Стань водой, мой друг». Или следующую цитату.

«Вода – это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного…»

«Дао дэ Цзин», VI-V вв. до н.э.

По мнению автора, большую пользу могло бы принести использование методик тренировки ушу, например, в программе физкультуры в детских садах и школах. Ведь даже одна только физическая подготовка (общая тренировка мышц и сухожилий, растяжка, таолу) без уделения внимания другим аспектам тренировки, способствуют правильному формированию скелета, развивают координацию движений, укрепляют вестибулярный аппарат. Самое же главное состоит в том, что, выполняя даже самый простой комплекс движений – таолу, маленький человек, еще не привыкший к напряжению, сможет через свое собственное тело почувствовать и усвоить правильное взаимодействие различных сил в природе. Выражаясь традиционными китайскими понятиями, это можно назвать законом взаимодействия сил инь и ян, то есть женского и мужского начал.

Дело в том, что любой комплекс, боевой или комплекс цигун, строится в ушу по определенным правилам. В зависимости от назначения комплекса движения в нем чередуются в соответствующей последовательности, исходя из их «иньской» или «янской» природы. Эти последовательности взаимопроникающих движений удивительно гармоничны – за резким выпадом непременно последует мягкий уход с блоком или уклонением, серия ударов произойдет со сменой уровня атаки, прямолинейные движения сменяются округлыми и т.д. Все движения содержат глубокий смысл и бережно сохраняются в рамках традиции. Вносить какие-либо изменения или новшества считается недопустимым.

С этой точки зрения, представляется, что таолу в ушу содержат в себе своеобразные коды, научившись «читать» которые, можно научиться лучше понимать устройство окружающего мира и самого себя.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что настоящая статья послужит для читателей поводом узнать о китайском ушу больше, а, быть может, найти в нем свой собственный путь физического и духовного развития. Ответ на вопрос, для чего нам ушу, каждому сможет дать только практика.

Боевые монахи известнейшего Шаолиньского монастыря утверждают, что мастерству нельзя обучить, ведь оно невидимо и его можно лишь практиковать. Усердная учеба, терпение в лишениях и упорные тренировки позволят набирать знания, укреплять тело, воспитывать волю и характер - на этом устроена самая большая в мире школа боевых искусств, расположившаяся по соседству с Шаолиньским монастырем у подножия священной горы Суншань в провинции Хэнань.

Школа традиционного китайского ушу "Шаолинь Тагоу" (Shaolin Tagou) была основана почти 40 лет назад мастером в седьмом поколении, учеником-мирянином Шаолиньского монастыря Лю Баошанем. Обычная школа превратилась в настоящую империю: тысячи квадратных метров территории со спортивными залами и тренировочными базами, 35 тысяч учеников и 900 тренеров. Важно, что в наши дни в Шаолинь Тагоу обучают не только традиционному ушу, но и боксу, тхэквондо, ММА, шаолиньскому футболу и даже боевой хореографии для кино. Выпускники Шаолинь Тагоу ежегодно пополняют ряды китайской армии, полиции и спецслужб.

Рассказываем, чем живет школа Шаолинь Тагоу.

Плавильный котел с армейской дисциплиной

Главной особенностью школы является Ушу, а основой, по словам руководителей, - просвещение. В "Тагоу" с начальных и до старших классов обучаются общеобразовательным предметам; при этом детей принимают с пяти-шести лет, а вот верхнего порога нет - "поступить" могут и люди старше тридцати. Главный критерий - обучение в школе платное. 1 месяц полноценного обучения здесь стоит тысячу долларов, год - 10 тысяч [информация с официального сайта школы ].

Директор отдела пропаганды школы Фэн Вэйфэн рассказывает следующее:

Фэн Вэйфэн: Некоторые приходят к нам из-за популярности школы, для кого-то ушу - хобби, кого-то приводят родители, некоторых детей отдают сюда, потому что они непослушные и неуправляемые. Есть и те, кто приходят к нам в школу под влиянием фильмов о кунгфу. Они тоже хотят стать знаменитыми актерами боевых искусств.

Дисциплина в школе "армейская": подъем в 5:30 под звуки самого настоящего военного марша, зарядка и завтрак, после первая тренировка и уроки по общеобразовательным предметам, обед и снова тренировка, уроки, ужин и еще одна тренировка, отбой. Здесь нет мобильных телефонов и компьютерных игр, а общаться с родителями разрешено только по предназначенному для этого стационарному телефону. Домой школьники обычно ездят один раз в год.

Конечно, ученики "Тагоу" носят одежду по дресс-коду: черные спортивные штаны, красные мастерки и знаменитые кеды Feiyue. Школьники живут в комнатах в общежитиях без отопления по 10-20 человек. Одежду стирают самостоятельно в обычных тазиках. Самым маленьким первое время помогают учителя и друзья постарше.

Господин Фэн Вэйфэн сравнивает школу с плавильным котлом.

Фэн Вэйфэн: Эта школа как плавильная печь, как горнило, непослушание — лишь временное явление. Столько послушных детей, здесь такая атмосфера, и они заражаются этим. Есть и такие, которые действительно не выдерживают и уходят.

По словам Вэйфэна, ежегодно около сотни студентов не выдерживают жесткий график и дисциплину. Некоторые даже отваживаются на побег. Поэтому на всех выездах дежурит охрана, роль которой выполняют сами школьники. Дело в том, что ученики, не достигшие 18 лет, могут уйти из "Тагоу" только по решению родителей.

Фэн Вэйфэн: Нельзя сказать, что, однажды поступив в нашу школу, вы уже не сможете ее покинуть. Есть и те, кто убегает. Вернув их обратно, мы воспитываем убеждением, объясняем им трудности человеческой жизни, напутствуем, помогаем, проявляем заботу и любовь.

Ну а школьники, обучающиеся в "Тагоу" много лет, уже знают: трудно лишь в начале, потом приходит привычка, терпение. Главное - не останавливаться на полпути.

Требование: не применять телесные наказания в отношении учащихся

Директор отдела пропаганды школы Фэн Вэйфэн, отвечая на вопрос, бьют ли школьников за нарушение дисциплины, заверил, что подобные методы строго запрещены. Впрочем, Вэйфэн тут же добавил, что раньше в Китае школы боевых искусств практиковали именно телесные наказания - это было нормой.

Фэн Вэйфэн: У нас есть строгое требование: не применять телесные наказания в отношении учащихся. У современных родителей совсем другое отношение к этому. Да, ребенок может плохо учиться, но бить его за это нельзя. В прошлые годы в школах ушу - вы знаете, у нас здесь в Дэнфэне их так много - телесное наказание было обычным делом. И вообще, был такой традиционный способ воспитания в китайских школах, поэтому иногда получить палкой пару раз по мягкому месту и вытерпеть способен каждый. Но теперь вы не можете просто так ударить ребенка и остаться безнаказанным. Если такое произойдет, его родители подадут на вас в суд. Сейчас закон очень силен.

Интересно, что даже драки между учащимися случаются крайне редко. Тренеры и представители школы готовы устроить поединок между конфликтующими школьниками - при обоюдном согласии и под судейским контролем. В этом контексте важно, что по правилам школы тренеры живут с подопечными в общежитии, питаются вместе с ними и в большинстве случаев знают обо всех трениях и разногласиях.За каждым тренером закреплены 40-50 школьников.

Девочки и мальчики учатся в разных группах и редко пересекаются

В Шаолинь Тагоу 35 тысяч учеников, и лишь около трех тысяч из них - девочки. Обучение в школе разделено по гендерному признаку: мальчики и девочки учатся в разных группах и редко пересекаются.

Школьницы говорят, что занятия боевыми искусствами делают их смелее, отважнее и никакие трудности им не страшны.

По словам представителя школы Фэн Вэйфэна, мальчики и девочки в школе редко находятся вместе, а открытые "истории любви" в школе не разрешены.

Фэн Вэйфэн: У нас юноши и девушки занимаются в раздельных группах. Есть отдельные мужские и женские общежития. Конечно, может, и есть у них тайная любовь, но отрыто такого явления нет.

Отвечая на вопрос о том, не становятся ли преступниками их бывшие воспитанники, которые вдобавок владеют боевыми искусствами, Фэн Вэйфэн говорит, что такое тоже возможно, но не нужно это связывать со школой.

Фэн Вэйфэн: А что, из университета Цинхуа [самый престижный университет Китая] выпускаются только хорошие люди? Неважно, какое нравственное воспитание школа дает — после того, как они входят в общество, мы уже не в состоянии их контролировать. Поэтому следует объективно смотреть на школы боевых искусств. Мы такие же, как и другие школы, только у нас на одну дисциплину больше. Не нужно смотреть на нас крайне субъективно.

По мнению представителя учебного заведения, важно то, что в школе боевых искусств у учеников можно воспитать волю, которая им очень пригодится в самостоятельной жизни в обществе.

Можно сказать, что китайские боевые искусства – это визитная карточка Китая. Очень многие люди во всем мире что-то знают или слышали о легендарном монастыре Шаолинь и его прославленных монахах – мастерах шаолиньского кунг-фу. В самом Китае боевые искусства (в широком смысле этого слова) тесно сопряжены с жизнью практически всех слоев населения. В любом китайском городе утром и вечером в парках можно увидеть группы людей всех возрастов и профессий, которые занимаются теми или иными практиками. Для кого-то это способ поддержать здоровье и развить физическую форму, для кого-то – возможность провести время на природе в компании близких по духу людей, кто-то тренируется ради боевого применения и самозащиты, а для кого-то китайские практики – это путь саморазвития и целая философия жизни. Безусловно, китайские боевые искусства – это намного больше, чем спорт или оздоровительная гимнастика. Это целый пласт культуры, который развивался на протяжении тысячелетий вместе с развитием Китая и его древними традициями.

Примерно с середины XX века китайские практики стали активно распространятся за пределы Поднебесной. Сейчас китайские стили ушу и тайцзицюань известны по всему миру, ими занимается огромное количество людей, во многих странах существуют школы, созданные китайскими мастерами или их учениками. Все больше и больше людей имеют возможность прикоснуться к этим удивительным знаниям, испытать на себе этот опыт и сделать свою жизнь чуточку лучше, чуточку гармоничнее. А в результате и весь мир постепенно становится лучше. Это ли не стимул для занятий? J

Китайский язык очень сложен для западного восприятия. Многие термины и выражения сложно перевести на иностранный язык, поскольку они содержат в себе глубокие смыслы понятные только в контексте китайской культуры и традиции. В боевых искусствах существует как минимум три общеизвестных термина, значения которых иногда смешиваются – ушу, кунг-фу и тайцзицюань. Давайте разберемся, что это такое.

Термин «ушу» (武术, wǔshù , дословно – «военное / боевое искусство») обычно употребляется как общее название для всех боевых искусств Китая. Можно выделить следующие направления ушу:

    • спортивное ушу (ушу-таолу) – это вид спорта, по которому проводятся соревнования различных уровней. Спортсмены соревнуются в выполнении комплексов (таолу, 套路 – набор дорожек), а также различных обязательных элементов;
    • саньда (саньшоу), дословно означает «свободные удары» (или «свободные руки») – «китайский бокс», современный вид контактного единоборства в Китае. Был разработан китайскими военными на основе различных стилей традиционного ушу, а также методов самообороны и элементов других единоборств;
    • традиционное ушу – традиционные китайские боевые искусства, которые развивались на протяжении веков, как правило, в монастырях (в частности, к традиционным относятся стили, развитые в монастыре Шаолинь, в даосских монастырях Удана и др.). Традиционные боевые искусства Китая, как правило, являются квинтэссенцией единоборства и глубокой философии.

Термин «кунг-фу» (功夫, gōngfu ) имеет в Китае более широкое значение. Слово кунг-фу (или по китайски гунфу) можно перевести как «мастерство», «упорная работа» или просто «время». То есть кунг-фу может быть в любом деле – единоборствах, кулинарии, строительстве и в чем угодно другом, если человек занимается практикой долгое время и достиг мастерства. Однако, на западе это слово, как правило, ассоциируется именно с боевыми искусствами Китая.

Тайцзицюань (太极拳, tàijíquán ) – буквально: «кулак Великого Предела», китайское боевое искусство, разновидность ушу (или кунг-фу).

В чем особенность тайцзицюань по сравнению с другими стилями традиционного кунг-фу и есть ли какие-то принципиальные различия между ними?

Тайцзицюань – это древнее боевое искусство, в основе которого лежит древнекитайская философия Инь и Ян – две противоположности, два полюса, существующие всегда в паре и никогда по отдельности, непрерывно меняющиеся и перетекающие друг в друга. Сила создается из внутреннего спокойствия и способности управлять энергией Ци. При этом акцент направлен не на атаку и нанесение ударов, а на мягкое перенаправление силы противника.

Все то же самое можно сказать и о традиционном кунг-фу, в частности, кунг-фу Шаолиня. Шаолиньское кунг-фу – это целостная система, соединяющая в себе боевое искусство и философию Чань. Эта система включает в себя не только технически сложные движения и комплексы, но также и мягкие методы внутренней работы и культивации энергии. В сущности, здесь нет разницы между внутренним и внешним. Любое внешнее проявление силы основано на внутренней работе (нэйгун). Один из основных принципов шаолиньского кунг-фу – в каждом движении есть Чань. «Чань» (禪, chán ) – центральное понятие китайского буддизма, Чань-буддизма. Дословно можно перевести как «созерцание». Однако, в китайской традиции это слово имеет намного более глубокий и объемный смысл, который практически невозможно передать словами, можно только почувствовать сердцем.

Это максимальная наполненность и пустота одновременно, это спокойствие духа и внутренняя сила. Познать Чань – это значит познать свою внутреннюю природу и научиться действовать в соответствии с ней. Шаолиньское кунг-фу – это когда боевое искусство и Чань неразделимы. «Каждый удар – это умный удар. Умный – значит внутри есть Чань». Исторически шаолиньские монахи использовали кунг-фу только в качестве защиты, им запрещено нападать первыми.

Таким образом, тайцзицюань и кунг-фу Шаолиня – это два направления традиционного ушу. Они различаются внешне, но не внутренне. Не исключено, что корни этих направлений переплетены в глубине китайской истории и имеют одно начало. И то и другое – системы саморазвития, которое происходит благодаря осознанности и внутренней работе практикующего. Победа над противником не так важна, как победа над самим собой. В изучении и тайцзи и кунг-фу основополагающую роль играет Учитель. «От сердца к сердцу» – основной метод передачи учения в традиции Шаолиня. Этот же принцип в полной мере применим и к изучению тайцзи. Найти настоящего Учителя – это необходимое условие занятий традиционными китайскими боевыми искусствами вне зависимости от выбранного направления.

Сегодня многие люди, при слове УШУ зачастую представляют абсолютно разное наполнение. Для кого то это движения из старых фильмов 80-х и 90-х, когда на пике популярности были такие фильмы как «Хон Гиль Дон», различные киноэпопеи про противостояние ниндзя и Шаолиня, да всего и не перечислить! А для кого-то это оздоровительные движения, так красиво и медленно выполняемые пожилыми людьми в парках. Многие видят в этом систему спортивного боя, эффективную и опасную, а есть те, кто упражняется в высокоакробатических элементах, тренируя сальто и прыжки с поворотом на 360 и 720 градусов…

Мы даже провели специальный опрос, где задавали вопрос: «А что такое УШУ???» Передачу с данным опросом можно посмотреть на нашем канале ютуба прямо здесь:

На самом деле все просто. Если вы хотите заниматься данным искусством, или, возможно, хотите отдать ребенка на УШУ, то вам однозначно надо понимать чему можно научиться в той или иной секции.

Например, человек, насмотревшись на прекрасно подготовленного бойца Забита Магометшарипова, выходца из УШУ, одного из лучших бойцов UFC, идет заниматься в секцию УШУ. Но по воле случая он попадает туда, где занимаются совершенно другим направлением. Как минимум этот человек через некоторое время будет разочарован… Или если кто-либо ищет оздоровительные методики, но попадает в секцию, где тренируют спортивный поединок — результат явно будет отрицательный. И возможно, полностью разочаровавшись, люди больше не вернутся в это прекрасное искусство.

Чтобы такого не приключилось, необходимо изначально понимать как свои цели, так и те направления, которые предлагает УШУ. И в таком случае разочарованных не будет! Ибо все, что вы хотите, вы однозначно найдете в данном искусстве! Главное прийти в правильное место!

Давайте, наконец-то, уже и подойдем к развязке в данном вопросе.

А истина заключается в том, что на сегодняшний день УШУ не представляет собой некое единое пространство. Как уже говорилось, эволюционным путем оно разделилось на 3 большие направления.

Начнем по порядку.

Помните старые фильмы, которыми был наводнен кинематограф, где встречались в бою монахи с ниндзя, летающие воины отбивали тысячи стрел, а исчезающие и телепортирующиеся бойцы вообще поражали наше воображение!? Если не помните, то посмотрите фильмы «Хон Гиль Дон», «Ниндзя против Шаолиня» и др…

Да и современный кинематограф не стоит на месте. Для того, чтобы быть актером в фильме в роли бойца кунгфу или другого стиля нужна определенная подготовка. Насколько красочно снимаются моменты поединков, какие крутые приемы делают герои…

А ведь это и есть первое направление — спортивное таолу. Это то направление, которым в Китае в недалекие времена пытались заменить все УШУ. Какие причины данных итераций? Сейчас мы рассматривать не будем. Факт остается фактом — во время так называемой культурной революции было практически вырвано с корнем все, что касается традиций и настоящей воинской подготовки; все, что было связано с ушу как цельной системой подготовки человека, способного самостоятельно принимать решения, основываясь на понятиях воинской морали .

Но любовь к ушу у людей удалить не получалось и мудрое руководство ЦК Партии КНР решило вопрос кардинально — было создано УШУ для народа, его даже назвали ГОШУ, что означало Государственное искусство!

Были созданы специальные стили, особенностью которых был артистизм и умение красиво двигаться. На сегодняшний день это направление настолько развилось в своей специализации, что спортсмены нарабатывают невероятные головокружительные акробатические элементы. Уровень владения телом вырос до колоссальных высот. Сальто и прыжки, скорость и артистизм здесь на высоте. А что еще нужно для кино?

Но и сама эта система стала действительно самодостаточной чтобы совершенствоваться в ней. Профессионалы в данном направлении реально поражают своей координацией, прыгучестью и акробатикой.

Вот именно отсюда мы имеем спортивное таолу. Это система подготовки, где основной целью тренировок является обучение прихода в стойки, наработке красивых читаемых движений, формированию красивых четких форм рук и ног. Однако в боевом плане, все не так красиво. И нужно четко понимать: это не обучение сражаться — это обучение красиво показать.


И здесь мы плавно переходим ко второму направлению — это диаметрально противоположные цели и тренировки. Название данной ветки УШУ — .

Саньда — это как раз система спортивного поединка, где основой подготовки является тренировка тайминга, умение наносить удары, перемещаться и работать против живого противника на ринге или специальном помосте. Здесь эффективность в бою 1 на 1 является основой тренировочного процесса. Именно эффективность ставится превыше артистизма и красоты движений. Это подготовка бойца.

По сравнению с разделом спортивного Таолу здесь совершенно другие движения, другие перемещения, другая работа тела. Это как 2 конца одной ооочень длинной палки.

Чем более профессионально вы занимаетесь любым из этих направлений, тем дальше от середины палки вы отодвигаетесь к краю. Вы никогда не сможете держаться за 2 конца одновременно.

И зачастую люди, которые занимаются, к примеру, спортивным таолу, глядя на саньдаистов попросту говорят: «Да это же не УШУ вообще!» И наоборот. Те, кто занимается саньда, часто вообще не понимают что делают спортсмены в разделе спортивного таолу…

А на самом деле это всего лишь 2 разных направления, в которых можно совершенствоваться очень долго. И в каждом из них можно добиться потрясающих результатов! Только надо четко понимать свои цели и то, какие цели преследует выбранное направление.

И здесь мы переходим к третьему разделу, к тому, из которого и вышли первые два. Это корень или, так сказать, связующее звено.

Это традиционное УШУ или, лучше сказать, традиционные стили УШУ . Это те знания, которые накапливались Мастерами и передавались из поколения в поколение, отбирая наиболее эффективные и лучшие техники. Основой тренировок в данном направлении является, безспорно, эффективность. И здесь мы видим схожесть направления Саньда, которое взяло эффективность за основу тренировочного процесса.

Однако, говоря об эффективности, следует сказать, что, эффективность в традиционных направлениях связана далеко не только с умением вести бой с одним или несколькими противниками. Эффективность касается также и оздоровительных практик. Техники приведения сознания в спокойное и уравновешенное состояние также занимают значимое место в передаче традиций.

Все эти техники направлены на саморазвитие и воспитание в человеке необходимых моральных, этических и, конечно же, физических качеств.

Ибо человек, обладающий знаниями боевых искусств, но не впитавший в себя моральные ценности Удэ, может быть очень опасен для общества.

Поэтому традиция — это то место, где до сих пор сохраняются отношения Учитель-Ученик, проходит посвящение в последователи и хранители традиций стиля. И все в точности так как в книгах о древних героях-Мастерах, которыми зачитывались все ребята в детстве.

Благо в последнее время Китайское правительство одумалось и стало возрождать традиционное УШУ. Однако утеряно очень много. Но всетаки остались Мастера, которые смогли создать как спортивное УШУ Саньда, так и сохранить традиционные знания. Сегодня они, как и десятки лет назад, бережно передают их тем, кто готов их принять.

Не обошлось, конечно, без проблем. Популярность низкосортных фильмов 80-х годов породила множество школ, где за мастерство выдавалось откровенная подделка. Что и произошло во всем мире и на постсоветском пространстве в том числе. Мы имели громадное количество школ, называемых «семейными» или «клановыми», или еще как нибудь. Однако, в лучшем случае, создатель таких школ имел небольшую подготовку в каратэ, спортивном ушу таолу, возможно боксе… Так как не было возможности проверить откуда у него знания, то все очень просто закрывалось словами типа: «мне это передал сам Мастер»…. Да и сами «Мастера», даже если они были азиатской внешности, зачастую были так сказать самоназванными «хранителями клановых и семейных традиций»… Последователи тратили годы, десятки лет на изучение таких сокровенных практик. Результат прост. Его просто нет. И, к большому сожалению, на сегодняшний день еще масса таких школ и мастеров, которые выдают свой самодел за настоящее кунгфу. Но это уже отдельная тема.

Это все очень негативно сказалось и до сих пор сказывается на действительно великом искусстве УШУ. Незнание и непонимание основ и базы стилей приводит к изменениям в самом тренировочном процессе. А непонимание целей и задач приводит вообще к самым плачевным результатам.

Именно поэтому традиционное направление является наиболее сложным. В действительности именно здесь происходит слияние казалось бы невозможного — красоты и эффективности. Ведь красота также является одним из атрибутов УШУ. Только насколько эта красота разнится с привычной для нас — об это узнаем из другой статьи.

Вернемся же к стилям. На самом деле существует не бесчисленное их множество. И даже не тысячи и тысячи, а всего 129 стилей, традиционность которых подтверждена в ходе многолетних исследований в самом Китае. Это было сделано специально для того, чтобы постараться оградить истинно традиционное направление от шарлатанства.

На самом деле во всем мире не так много настоящих специалистов в традиционных стилях. Однако все они чтят и хранят традиции, и точно также, как и много веков назад, передают знания своим ученикам. Так что найти настоящего Мастера в традиционном направлении реально намного труднее, чем тренера в спортивных направлениях. А стать посвященным учеником или хранителем традиций является задачей очень трудновыполнимой. Слишком уж высокие требования предъявляются к кандидатам.

Итак, что же мы имеем в итоге?

А то, что прежде чем пойти заниматься УШУ, нужно четко понять какие цели вы преследуете. Затем нужно понять какое из направлений преподают в той школе, куда вы обратились. Не надо стесняться задавать вопросы тренеру. Важно понять какое направление практикуется в данном месте.

А практиковаться может только следующее:

  1. Спортивное таолу , куда относятся специально созданные стили Чаньцюань и Наньцюань. Также спортивные комплексы с оружием, длинным или коротким. Все это выступления, специально подобранные для соревнований, отличающиеся сверхчистотой движений, красочностью и высокой акробатикой на серьезном уровне подготовки.
  2. Искусство спортивного поединка . Это техника свободного боя на специальном помосте или на ринге по определенным правилам, которые на самом деле во многом и отличают данное направление от других смежных видов единоборств. Данное направление характеризуется высокой эффективностью и довольно широким разнообразием техник боя.
  3. Традиционные стили УШУ , где вам предстоит изучить настоящий стиль воинского искусства, пришедший из глубины веков и сохранивший все элементы эффективности касаемо боя, оздоровления и практик для развития сознания. Здесь вам предстоит кропотливая работа над базой, изучение комплексов разной направленонсти — как боевой, так и оздоровительной. Это, пожалуй, самое сложное направление. И здесь больше всего подводных камней. Так или иначе, приготовьтесь к кропотливому труду.

Следует отметить, что время соревнований наложило отпечаток и на традиционные стили. Практически в каждом стиле есть специфические комплексы, которые изучаются специально для соревнований. Они уже больше похожи на спортивное таолу. Потому что, в большинстве случаев, для удобства оценки их формируют так, чтобы они походили на спортивные. Конечно, в боевом плане здесь не все движения могут быть применимы. Это также следует помнить, если вы приступаете к изучению традиции.

Также существует очень сложный вопрос о том, насколько вообще методика изучения комплексов таолу является эффективной. Но это также тема для отдельной статьи!

Как можно видеть, УШУ сегодня позволяет найти нужное направление КАЖДОМУ из нас! Так что не раздумывайте и приходите на тренировки! Ибо сколько бы мы ни читали, сколько бы ни обдумывали… ничто не заменит реальных занятий!

А видео с ответом на вопрос — что такое УШУ для современного человека можно посмотреть здесь:



  • Разделы сайта