Школа ушу шелковый путь. Ушу таолу - китайская спортивная гимнастика. Неполный список стилей традиционного ушу

Ушу таолу является китайской спортивной гимнастикой. Это очень интересный и красивый вид спорта. Название создано из двух иероглифов. Первый - «у», что означает «боевой, военный», а второй - «шу», что переводится как «техника, искусство». Это совершенно уникальное наследие китайской цивилизации. В основе современных школ ушу лежит древнее боевое искусство.

Описание

(тао) - это сложный координационный вид спорта, являющийся аналогом боя с тенью. Он имеет общее разностороннее действие на организм человека. Включает в себя не только гимнастические и но также и приемы рукопашного боя, и владение китайским традиционным оружием.

Для данных спортивных упражнений не нужно специальное оборудование. Место занятий - обычный спортивный зал. Заниматься может любой желающий: и взрослый, и ребенок.

Развитие спортивного ушу способствует интеграции элементов древнейшего искусства в массовый спорт. В настоящее время проводится множество мероприятий и соревнований по этой технике. Ушу таолу регулярно демонстрируется на спортивных состязаниях.

Преимущества

Любой вид спорта способствует улучшению самочувствия, укреплению иммунитета и поддержанию организма в форме. Ушу не является исключением. Преимущества этого вида спорта:

  • укрепляет здоровье;
  • развивает гибкость;
  • тренирует выносливость;
  • помогает наработать ловкость и силу;
  • в движениях появляется грация;
  • способствует улучшению дисциплины;
  • формирует психологически устойчивую личность.

Особенности спортивной борьбы тао

Профессионалами были отобраны наиболее красивые и интересные элементы борьбы, а затем их объединили в спортивные комплексы. Таолу - борьба, являющаяся достаточно сложной для восприятия спортсмена. Она требует постоянной работы над собой, для того чтобы выработать правильность, четкость и резкость движений, театральность исполнения.

В настоящее время проводится множество соревнований по ушу таолу. Комплексы, которые спортсмены демонстрируют на них, содержат удары ногами и руками, уколы оружием, захваты и перевороты. Организовываются не только соревнования по демонстрации комплексов в одиночку, но и командные выступления, а также постановочные дуэли.

В этом виде спорта крайне важна концентрация внимания, а также согласованность между движениями и дыханием. Ушу таолу сформировано на основании ряда противоположностей, таких как:

  • нападение и защита;
  • действие и бездействие;
  • жесткость и мягкость;
  • быстрота и плавность.

Каждое движение в комплексах должно делаться осознанно. Важно, чтобы зритель почувствовал концентрацию силы и духа в спортсмене.

Этапы изучения тао

Начальный этап обучения данной боевой техники состоит в общефизической подготовке. При этом постепенно добавляются основные элементы ушу, которые включают в себя базовые удары и стойки, акробатические элементы (кувырок, колесо, стойка на руках).


Движения в ушу должны осуществляться с различной скоростью. Это еще одна особенность данного боевого искусства. Выделяют три скоростных варианта этой техники:

  • Медленно или с постепенным замедлением темпа - движения осуществляются плавно и перетекают из одного в другое. Особенность - зависание в определенном движении на 5 - 15 секунд.
  • Средняя скорость - действия должны выполняться четко, при этом можно проследить взаимосвязь между ними, акцентируются точки приложения силы.
  • Высокая скорость - движения осуществляются быстро, при этом обязательно с силой. Важный момент: должна присутствовать логическая завершенность. Это тренирует выносливость у спортсмена.

Основные принципы тренировок по ушу для детей

Таолу - это достаточно сложная техника, требующая выносливости и хорошей физической подготовки. Комплексы ушу для детей должны составляться с соблюдением следующих основных принципов:

  • Постепенность - должно происходить нарастание нагрузки и координационной сложности, каждое новое упражнение должно основываться на предыдущем.
  • Цикличность - принцип лежит в основе всех изменений в организме, а также при закреплении всех новых навыков.
  • Индивидуализация - тренировочные упражнения должны даваться в соответствии с возрастом, полом и физической подготовленностью спортсмена.

Таким образом, ушу таолу - это древнейшая китайская методика борьбы, которая способствует формированию полноценной личности, физически крепкого и здорового индивида. Она помогает человеку не только изучить свое тело, но и понять свои эмоции. Это способствует духовному росту и благотворно воздействует на развитие человека. Во время тренировок обязательно должны учитываться индивидуальные особенности каждого спортсмена.

Дословно ушу , в переводе с китайского языка, означает боевое (У) искусство (ШУ). Однако ушу - это не только восточное единоборство, но и древнейшая философия, отражающая всю многогранность, продуманность и неоднозначность китайской культуры и истории.

Зародившись несколько тысячелетий назад, ушу, и по сей день, является эффективной системой единоборств, великолепной оздоровительной и профилактической гимнастикой, а также способом физического и нравственного формирования личности.

Ушу послужило истоком и, одновременно, матрицей для всех боевых искусств, единоборств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао.

Пермская региональная федерация ушу занимается развитием современных, спортивных форм ушу, прежде всего таких его направлений как ушу-таолу и ушу-саньда. Основной целью нашего направления являются интеграция древнего искусства в систему массового спорта - так называемое зрелищное ушу, которое возможно демонстрировать на спортивных состязаниях.

Подобные формы китайского ушу получили развитие главным образом в континентальном Китае и особенно после образования в 1956 г. Китайской ассоциации ушу (чжунго ушу лянь хэ хуэй), хотя стоит отметить, что регулярные чемпионаты Китая по ушу проводились с 1923 г., а на Олимпийских играх 1936 г. проходивших в Берлине, китайские спортсмены провели показательные выступления по ушу, но неподготовленные зрители восприняли это как вид национального танца. После официального учреждения Международной федерации ушу (гоцзи ушу лянь хэ хуэй) в 1988 г. началось регулярное проведение международных соревнований и чемпионатов мира. Бывшие чемпионы ушу 80-х годов постепенно стали известными актерами кино в жанре action 90-х, среди них Ли Ляньцзе (Jet Lee), Чжао Чанцзюнь, Ван Чунь, Шэнь Суцзюань, и многие другие спортсмены посредством кино прославили ушу во всем мире.

(спортивное ушу) - это, прежде всего путь к самосовершенствованию личности через освоение гимнастических комплексов, дыхательной гимнастики, психофизического тренинга, поединков с противником и т.д. Занятия ушу доступны людям любого возраста и различного уровня физической подготовки, развивают силу, гибкость, координацию движений, выносливость, концентрацию внимания, имеют большее оздоровительное значение и положительное психофизическое воздействие.
Спортивное ушу развивает человека, прежде всего физически, а участие в соревнованиях позволяет провести внутреннюю переоценку своих способностей, перешагнуть через "не могу" и выработать тем самым целый ряд полезных в жизни качеств, таких как целеустремленность, выносливость, решительность, способность мгновенно оценивать ситуацию и т.п.
Сегодня спортивное ушу в целом в нашей стране - это полноценный вид спорта с присущими, как и любому другому виду, разрядными требованиями, региональными и национальными турнирами, сборной командой регионов и страны и т.д. В 2008 году в рамках Олимпиады в Пекине даже проводился Олимпийский турнир по спортивному ушу и вот уже который год Международной федерацией прикладываются все усилия по включению ушу в Олимпийскую программу.
Спортивная программа ушу таолу включает в себя:
Комплексы без оружия:

  • Чанцюань (длинный кулак), наньцюань (южный кулак),тайцзицюань (кулак великого предела)
  • комплексы с коротким оружием:
  • Дао шу (широкий меч), Цзянь шу (прямой меч), наньдао (южный меч), тайцзицзянь (меч великого предела).

Комплексы с длинным оружием:
Гунь шу (искусство владения палкой), цян шу (копье), наньгунь (южная палка).

Спортсмены соревнуются на площадке (специальный ковер или помост) размером 14х8 метров, выход за границы которой во время выступления карается сбавкой оценки. За выступлением спортсмена наблюдает судейская бригада в составе 10 человек, разделенная на группы.

Судьи группы А оценивают правильность выполнения технических элементов. За каждую допущенную спортсменом ошибку при выполнении какого-либо движения судьи делают сбавки в соответствии с правилами и в конце выступления выставляют оценку. Максимальной оценкой за технику является 5 баллов.

Судьи группы В оценивают комплекс целиком. Самой главной их задачей является определение по выступлению спортсмена его уровня подготовки: высокий, средний или низкий и выставление соответствующей оценки ему. Максимальная оценка за общее впечатление у Взрослых 3 балла, во всех остальных возрастных категориях - 5 баллов.
Выступления взрослых оценивают еще и Судьи категории С. Они следят за правильностью выполнения так называемых Элементов Повышенной Сложности (ЭПС) и связок движений с ними. ЭПС включают в себя акробатические и специальные прыжки ушу с приземлением в стойки или шпагат, балансировки, подсечки и пр. Спортсмен сам выбирает какие ЭПС и связки с ними ему выполнять в комплексе и в какой последовательности. Каждый элемент в зависимости от сложности оценивается от 0,2 до 0,4 балла, связка элементов от 0,1 до 0,25. Суммарное количество баллов за заявленные спортсменом ЭПС в комплексе не должно превышать 2. Соответственно максимальная оценка судей этой группы может быть так же 2 балла.

Из суммы средних оценок каждой группы складывается средняя оценка спортсмена из которой старший судья на площадке делает свои сбавки согласно правилам и выводит окончательную оценку.

Итоги многоборья подводятся по сумме результатов выступлений спортсменов в разделах длинное оружие, короткое оружие и комплексы без оружия.

При желании один и тот же человек может выступать во всех разделах таолу, но обычно спортсмены выступают в каком-то 1 виде каждого раздела.
Хороший спортсмен таолу - тот, кто умеет выразительно, ритмично с ускорениями и паузами (контрастно), правильным приложением силы в ударах и движениях, в духе боевого искусства выполнить оригинальный, разнообразный комплекс с Элементами Повышенной сложности и притом без ошибок.

Соревнования по ушу в рамках 10-х всекитайских игр.

Виды и стили

Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:

  • Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что для северных стилей характерны широкие высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.
  • Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды говорят, что существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэнань , комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй , и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань . Однако в эту схему абсолютно не вписываются многочисленные стили, не происходящие ни из одного из этих трёх центров.
  • Классификация по долинам трёх рек («Хуанхэ , Янцзы , Чжуцзян »). Эта классификация была создана в основанной в 1909 году в Шанхае Ассоциации «Цзинъу» (精武会), впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Однако в данную схему не укладываются стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает, да и само сведение стилей в группы выглядит довольно искусственно.
  • Разбиение на стили, предпочитающие ведение боя на дальней дистанции - «чанцюань» (长拳), и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции - «дуаньда» (短打). В эту схему не укладываются многочисленные стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанциях.

Ушу. Спортивное направление

Ушу-таолу

Ушу-таолу («комплексы ушу») - это вид спорта. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).

  • Чуаньтун-таолу («традиционные комплексы») - раздел, принятый в России в соответствии с ЕВСК (Единой Всероссийской спортивной классификации). Участники, так же, как и в Таолу, соревнуются в выполнении комплексов движений, стилизованных под виды традиционных школ китайского ушу. В России принято выполнять эти комплексы тоже с добавлениями не типичных для стиля акробатических элементов, пробежек. Оцениваются выступления с использованием тех же критериев, что и в таолу. От обычного спортивного ушу-таолу этот вид отличается большим количеством номинаций (стилей ушу) и большим количеством используемого традиционного оружия. Не имеет отношения к реальному традиционному ушу.

Саньда (саньшоу) спортивное

Саньда - свободный контактный поединок.

Поединок проводится в полный контакт. Спортсмен облачен в защитную экипировку, включающую: шлем с защитой подбородка и висков, каппу (загубник), боксерские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защиту от удара в пах. Обязательна бинтовка рук, в случае отстутствия бинтов спортсмену засчитывается поражение. Возможно бинтование голени и бедер (по медицинским показаниям).

Все участники распределяются в зависимости от весовых категорий.

Оцениваемая техника : удар ногой в голову или по корпусу (2 балла), удар рукой в корпус или голову (1 балл), удар ногой в бедро (1 балл). Удар в голень разрешен, но не оценивается. Разрешена бросковая техника. Время в захвате не более 2 секунд. Оценивается следующим образом: бросок противника, спортсмен остается на ногах - 2 балла. Бросок с падением сверху - 1 балл. Разрешены подсечки. Борьба в партере запрещена (практикуется в профессиональных соревнованиях по саньда в России, однако, ограничиваясь коротким временным отрезком).

Схватка проводится минимум два раунда по 2 минуты. Возможен третий раунд. Если открыт счет (нокдаун), оценивается и техника (удар, бросок), и нокдаун (2 балла).

Спортсмен выигрывает схватку, если: отправляет противника в нокаут; выигрывает два раунда; противник дисквалифицирован либо выбывает из-за травмы. Спортсмен выигрывает раунд, если: противник получил два нокдауна в раунде; сумма штрафных баллов у противника более 6; ввиду подавляющего технического превосходства; два выхода за пределы площадки.

Запрещенные действия : в возрастных категориях до 15-ти лет запрещены удары ногами в голову, в этих и остальных категориях также запрещены удары коленом (разрешен в профессиональном саньда), открытой перчаткой, удары локтем (разрешены при встречах с бойцами муай тай), удары в основание черепа (затылок), пах, позвоночник. Борьба в партере (практикуется в профессиональных соревнованиях по саньда в России, однако, ограничиваясь коротким временным отрезком).

Штрафы : замечание (1 балл противнику), предупреждение (2 балла противнику), выход за площадку (баллы не присуждаются, но оценивается по итогам, как положительное техническое действие). Два выхода за площадку - раунд проигран. Больше двух нокдаунов в раунде - раунд проигран (у детей - любой нокдаун - проигран бой, у юношей - нокдаун в раунде - проигран раунд), больше 3 за бой - проигран бой.

Дуаньбин (поединки на коротком оружии)

В России не практикуется

Туйшоу

Туйшоу («толкающие руки») - тренировочное упражнение, применяемое в тайцзицюань для развития чувствительности. В соревнованиях по туйшоу спортсмены должны без использования захватов и ударов заставить противника выйти за пределы круга или упасть на землю.

Шуайцзяо (борьба)

Шуайцзяо - борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи. Современный вид эта борьба приняла во времена династии Цин , когда при императорском дворе существовал специальный батальон, предназначенный для борцовских соревнований на императорских пирах, в который отбирались лучшие борцы со всей маньчжурской армии. По традиционным правилам побеждает тот, кто в трёх схватках дважды свалил противника («схватка» - это борьба до тех пор, пока кто-нибудь не окажется на земле). Борцы одеты в жёсткие куртки с короткими рукавами, плотно прилегающие к телу, длинные штаны и обувь. Разрешены захваты за края рукавов, полы и воротники куртки, за пояс; можно хватать за ноги, но нельзя захватывать только штаны. При проведении бросков с использованием ног можно наносить удары ногами по ногам в зону от стопы до колена (исключительно).

Неполный список стилей традиционного ушу

Тайцзицюань.

  • Багуачжан (Ладонь Восьми Триграмм)
  • Баймэйцюань (Кулак Баймэя)
  • Байхэцюань (Кулак Белого журавля)
  • Бацзицюань (Кулак Восьми Пределов)
  • Гоуцюань (Кулак собаки)
  • Гунлицюань (Кулак внутренней и внешней наработки)
  • Дуаньдацюань (Кулак коротких ударов)
  • Ицюань , (Кулак воли) он же Дачэнцюань (Кулак Великого достижения)
  • Инчжаоцюань (Кулак орлиных когтей)
  • Люхэбафацюань (六合八法拳) Кулак шести взаимосоответствий, восьми методов
  • Люхэцюань (Кулак носящих шапочку-шестиклинку)
  • Лянъицюань (兩儀拳/两仪拳) http://www.wudangtao.net/liangyi
  • Мицзунцюань (Кулак потерянного следа), он же Яньцинцюань (Кулак Янь Цина)
  • Мэйхуачжуан (Кулак на столбах сливы мэйхуа)
  • Пигуацюань (Кулак рубок и подвешиваний)
  • Саньхуанпаочуй (Пушечные удары Трёх императоров)
  • Синъицюань (Кулак оформленной воли)
  • Синьилюхэцюань (心意六合拳) Кулак сердца, воли и шести взаимосоответствий
  • Суньбиньциань (Кулак полководца Сунь Биня)
  • Тайцзицюань (Кулак Великого предела)
  • Тайцзуцюань (Кулак императора Тай-цзу)
  • Танланцюань (Кулак богомола)
  • Таньтуй
  • Тунбицюань (Кулак выбрасывания силы сквозь руки)
  • Тунбэйцюань (Кулак сквозной подготовки)
  • Уцзуцюань (Кулак пяти предков)
  • Уцзяцюань (Кулак семьи У)
  • Фаньцзыцюань (Переворачивающийся кулак)
  • Хоуцюань (Кулак обезьяны)
  • Хуацюань (Кулак Хуа Цзуна)
  • Хуацюань (Расцветающий кулак)
  • Хунцзяцюань (Кулак семьи Хун)
  • Хунцюань (Красный кулак, или Кулак Хуна)
  • Хуцюань (Кулак тигра)
  • Хэцюань (Кулак журавля)
  • Цайлифо (Кулак школ Цай, Ли, Фо)
  • Цзиньшицюань (Кулак золотого льва)
  • Чацюань (Кулак Ча-мира)
  • Чанцзяцюань (Боевое искусство семьи Чан)
  • Чоцзяоцюань (Кулак втыкающихся стоп)
  • Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь)
  • Шэцзяцюань (кулак народности шэ )
  • Юнчуньцюань (Кулак Вечной Весны)

Известные мастера ушу

  • Янь Сичжай ( -)
  • Хуан Байцзя ( -?)
  • Чэнь Вантин (?-)
  • Цао Цзиу (конец XVII -начало XVIII вв.)
  • У Чжун
  • Ян Лучань
  • Гань Фэнчи
  • Чан Найчжоу ( -)
  • Сунь Тун
  • Ци Синь
  • Фэн Кэшань ( -)
  • Сун Майлунь ( -)
  • Ван Чжиго (ок. -?)
  • Лян Сюэсян
  • Чжао Саньдо ( -)
  • Цай Юймин ( - ; по другим данным -)
  • Ван Цзыпин ( -)
  • Мяосин (1875-1933) по прозванию Вэньхао, люди называли его «Золотым архатом». Из уезда Дэнфэн провинции Хэнань . С детства занимался боевыми искусствами, также занимался литературным трудом, изучал буддийское учение. Достигнув совершеннолетия отправился странствовать, совершенствовался в боевом искусстве. Через несколько лет пришёл в монастырь Шаолинь , обрил голову и стал монахом, получал указания от настоятеля Хэнлиня, изучал методы боя шестом втыкающимся в гору, кулак архатов, методы воздействия на точки, болевые приемы связанные с воздействием на кости, циньна, цигун, стал большим мастером. Когда в 1923 году Хэнлинь ушёл в нирвану, Мяосин стал новым настоятелем. Он нарушил традицию непередавания вовне секретных техник, стал широко обучать монахов и мирян, распространять шаолиньское ушу. В 1933 году ушёл в нирвану. После него остались рукописи «Разъяснение шаолиньского кулака» и «Разъяснение шаолиньского шеста». До наших времен передаются написанные рукой Мяосина «Указания по лоханьцюань».
  • Тун Чжунъи (1879-1963) по прозванию Лянчэнь. Маньчжур. Предки его были из Шэньяна провинции Ляонин , но в шестом поколении переехали в Цанчжоу провинции Хэбэй . В семье передавалось искусство борьбы шуайцзяо и медицинские знания. Тун Чжунъи с детства изучал семейные искусства, изучил люхэцюань , был искусен в шуайцзяо и метании шариков. С 1904 года в Фэнтяне (нынешний Шэньян) начал зарабатывать на жизнь работой охранника. В 1910 году стал вторым по старшинству преподавателем ушу дворцовой стражи. С 1911 года - костоправ 1-го полка кавалерии провинции Чахар . В 1917 году - тренер ушу и шуайцзяо в провинции Аньхой . В последующие годы работал преподавателем ушу и шуайцзяо в различных армейских частях. В 1927 году победил в Шанхае японского мастера дзюдо, основал «Общество кулачного искусства Чжунъи» и «Всекитайское общество шуайцзяо», преподавал боевую технику и медицину. В 1928 году вошёл в число людей, признанных лучшими на всекитайских «испытаниях по гошу». После этого работал в шанхайском Институте гошу, преподавал ушу в разных учебных заведениях, преподавал шуайцзяо в Ассоциации Цзинъу. После основания КНР Тун Чжунъи работал в различных организациях, занимавшихся развитием ушу и китайской медицины. Автор работы «Приёмы китайской борьбы шуайцзяо ».
знаменитые деятели ушу XX века
  • Чэнь Гунчжэ (1880-?) из Сяншань (нынешний уезд Чжуншань) провинции Гуандун . В шесть лет уже помогал старшей сестер торговать, в девять лет вместе с отцом переехал в Гонконг , на следующий год вернулся в родную деревню. В двадцатилетнем возрасте пришёл в Атлетическое училище Цзинъу, позднее вместе с Яо Чаньбо и Лу Вэйчаном создал Ассоциацию Цзинъу. Когда в 1911 году в Учане началось восстание и Сунь Чжуншань (Сунь Ятсен) прибыл в Шанхай , Чэнь Гунчжэ приветствовал его как представитель Сяншаня. В 1915 году вместе с Яо Чаньбо основал Ассоциацию Цзинъу в Шанхае на улице Пэйкайр, вместе с Чэнь Тешэном начал издавать библиотечку по методам боя. В 1918 году основал парк Цзинъу. В ноябре 1919 года учредил Ассоциацию Цзинъу Гуандуна и Гонконга. В следующем году участвовал в поездке во Вьетнам и Сингапур, учреждал Ассоциации Цзинъу. В 1923 году вновь участвовал в поездке по странам южных морей, пошёл в ученики к Чжан Тайяню. После 1935 года почти не участвовал в работе Ассоциации Цзинъу. В 1957 году был гостем на Всекитайском чемпионате по ушу, по возвращении в Гонконг написал «Историю китайского ушу», в основном посвященную 50-летней истории Ассоциаци Цзинъу.
  • Ма Лян
  • Чжан Чжицзян (1882-1966) по прозвищу Цзыцзян. Родом из провинции Хэбэй . С детства следуя деду изучал «Четверокнижие» и «Пятиканоние», занимался тайцзицюань и багуачжан . Повзрослев поступил в Университет сухопутных войск. С 1901 года - на армейской службе, служил в Северной регулярной армии Цао Куня, в кавалерийских частях возглавляемых У Пэйфу. В 1914 году вступил в войска Фэн Юйсяна. Был командиром кавалерийского дивизиона, командиром бригады, командиром корпуса, командиром войск провинции Чахар , главнокомандующим Национальной армии, генерал-губернатором Северо-западной границы, умиротворяющим генерал-губернатором провинции Цзянсу . В 1927 году он покинул военную службу и при помощи Ню Юнцзяня и Ли Цзичэня основал в Нанкине «Институт исследования гошу », в следующем году преобразованный в «Центральный институт гошу », ректором которого стал Чжан Чжицзян. Чжан Чжицзян упорно боролся с закрытостью стилей, приглашал преподавать в Институте мастеров различных направлений, ликвидировал первоначальное разделение Института на Шаолиньский и Уданский факультеты и ввел обучение по научно систематизированной программе. Чжан Чжицзян стоял за широкий охват в изучении, требовал от студентов изучения разных стилей, тренировки как комплексов так и рукопашного боя, борьбы, боя длинным и коротким оружием. На проводимых им «государственных испытаниях по гошу» были как состязания по комплексам, так и состязания по поединкам, в состязаниях по поединкам участвовали те, кто прошёл отбор по выполнению установленных комплексов. Руководствуясь идеей о совместном изучении китайских и западных систем, Чжан Чжицзян в 1933 году организовал «Учреждение по специализированному изучению гошу» (позднее переименованное в «Государственное педагогическое учжреждение по специализированному изучению гошу») и стал его главой. В 1929 году Чжан Чжицзян командировал специальных людей в Японию для изучения дзюдо и кэндо, а также изучения опыта преподавания, а в 1933 и 1936 году посылал команды для демонстрации и пропаганды ушу в провинции Гуандун и Гуанси, Фуцзянь, в Гонконг, Филиппины, Сингапур, Малайзию. В годы войны с Японией Чжан Чжицзян эвакуировал коллективы Центрального института гошу и Учреждения по специализированному изучению гошу на юг. В 1948 году было объявлено о закрытии Центрального института гошу, и Чжан Чжицзян поселился в Шанхае. После образования КНР Чжан Чжицзян был избран членом НПКСК. В 1956 году был главой судейского комитета на Фестивале 12 команд по ушу. Автор работ «Впечатления о путешествии на Восток», «Национальное искусство и национальные трудности», «Гошу и спорт».
  • Ли Цзинлинь (1885-1931) по прозвищу Фанчэнь. Родом из провинции Хэбэй . В конце династии Цин получил военное образование в Баодине . В разное время служил в казармах нижнего уровня дворцовой стражи, начальником штаба у генерал-губернатора провинции Хэйлунцзян , командиром полка в действующей армии, командиром бригады и командиром дивизии в Фэнтяньской армии. В 1924 году во время 2-й Чжили-Фэнтяньской войны был командиром армии, после войны был верховным комиссаром по военным делам в провинции Чжили, главнокомандующим объединённой Чжилийско-Шаньдунской армией. В 1927 году Ли Цзинлинь удалился от военных дел и вместе с таким влиятельным в военных и политических кругах человеком как Чжан Чжицзян основал основал Институт по исследованию гошу в Нанкине, в том же году переименованный в Центральный институт гошу, Ли стал заместителем ректора. Ли Цзинлинь с детства увлекался боевыми искусствами, особенно любил меч-цзянь . Он не только с чувством исполнял комплексы, но и искусно фехтовал. Пока Ли Цзинлинь был заместителем ректора Центрального института гошу, он привлек к работе многих специалистов в области боя мечом-цзянь , и созданный ими комплекс с мечом стал известен как «Удан цзянь». Позднее Ли обучал искусству действий мечом в Нанкине, Шанхае и Цзинани. Его ученик Хуан Юаньсю написал книгу «Главные требования к уданским методам действий мечом», где описал переданные Ли техники.
  • Чжу Гофу (1891-1968) по прозвищу Бингун, родом из провинции Хэбэй . В детстве пошёл в ученики к «железному архату» Чжан Чанфа и изучил шаолиньское кулачное искусство архатов. Потом учился у некоего даоса, изучал как медицину, так и методы боя без оружия и с оружием. В 12 лет пошёл в ученики к Ма Юйтану и изучил синъицюань , получал указания Ли Цуньи и Чжан Чжанькуя. Позднее пошёл в ученики к Сунь Лутану и Ван Юхэну, изучал багуа, тайцзи и шуайцзяо. В 1928 году попал в число лучших на «государственных испытаниях по гошу». Преподавал ушу в «отряде алебардистов» Фэн Юйсяна. Позднее был начальником Учебного отдела в Нанкинском институте гошу. Во время Второй мировой войны жил в Чунцине , преподавал в Чунцинском университете. После образования Нового Китая стал членом правления Всекитайской Ассоциации Ушу, председателем Чунцинской Ассоциации Ушу. Автор таких работ по ушу, как «Циньна», «Трактаты по синъилюхэцюань», «Синъи сисуй баоцзянь цигун», «Происхождение и история синъицюань», «Сборник гошу» (4 выпуска), «Взаимосвязь гошу и оздоровления». Под его редакцией выходили такие материалы, как «Бой на копьях», «Маньцзянхун», «Тренировка саньда и дуаньбин», «Парный комплекс ухуапао», «Парные комплексы с мечами удан и куньу». «Спортивный массаж».
  • Цзян Жунцяо ( -)
  • Тан Хао (1897-1959) по прозвищу Фаньшэн, по прозванию Лихуа, родом из уезда У провинции Цзянсу. В молодости усердно занимался самообразованием, а в перерывах любил заниматься боевым искусством. Когда приехал на заработки в Шанхай , то у Лю Чжэньнаня из Дэчжоу провинции Шаньдун изучил люхэцюань . Позднее стал директором шанхайской начальной школы Шангун, преподавал там изученное ушу делая особый упор при тренировках на цзибэньгун и акробатику. В 1927 году был арестован «по подозрению в коммунизме», но благодаря заступничеству Чжу Гофу выпущен, позднее отправился в Японию изучать право и управление, параллельно изучал дзюдо и кэндо . После возвращения на родину по приглашению Чжан Чжицзяна стал начальником редакционно-издательского отдела Центрального института гошу. В 1936 году гоминьдановской полицией были арестованы семь лидеров Всекитайской ассоциации национального спасения - Шэнь Цзюньжу, Ши Лян и другие. Обвинение в «угрозе национальным интересам» было предъявлено в том числе Тао Синчжи и Гу Люсиню. Тан Хао не испугался насилия и стал защитником Гу Люсиня. В 1941 году шанхайские адвокаты были неожиданно задержаны марионеточной полицией, и после ареста японским жандармским управлением были избиты плетьми. После этого ему пришлось оставить Шанхай, и он работал адвокатом в провинции Аньхой . После Освобождения Тан Хао вернулся в Шанхай, стал членом Исполнительного и законодательного комитета Восточного Китая, в 1955 году стал консультантом Госкомспорта, специализировался на исследовании истории китайского ушу и китайской физической культуры, издал восемь выпусков «Материалов по истории физической культуры в Китае». Из-за тяжелых условий жизни в 1959 году заболел и спончался в Пекине.

Тан Хао является основателем современного научного изучения истории китайского ушу. Ещё в 1920-х годах во время работы в Центральном институте гошу он начал писать статьи, всеми силами внедряя в ушу «научность». В 1930-х Тан Хао начал усердно изучать историю ушу, издал такие работы как «Тайцзицюань и нэйцзяцюань», «Исследования по Шаолинь и Удан», «Нэйцзяцюань», «Кулачный канон Ци Цзигуана», «Исследование литературы по китайским боевым искусствам». Благодаря систематическому исследованию истории ушу Тан Хао не только развеял ряд мифов, с давних времен затемнявших ситуацию, но и поднял новые вопросы. После Освобождения Тан Хао изучил марксизм, исторический материализм и диалектический материализм, и с помощью имеющихся в них методов достиг новых успехов. До сих пор достижения, достигнутые Тан Хао в изучении истории ушу и истории физической культуры в Китае считаются высочайшими.

  • Сюй Чжэнь (1898-1967) по прозванию Чжэдун. Родом из Чанчжоу провинции Цзянсу. Занимался проблемами образования, любил боевые искусства. Был профессором Гуанхуаского университета, Центрального университета, Специализированного института образования, Уханьского университета, директором Чанчжоуской средней школы. Сюй Чжэнь стремился узнать ушу как можно больше. В 1919 году у Юй Чжэньшэна и Ма Цзиньбяо изучил чацюань и таньтуй, в 1922 году у Чжоу Сюфэна изучил тайцзицюань и синъицюань , позднее изучал тайцзицюань у Ян Шаохоу, Хао Юэжу, Ли Ясюаня, у Ду Синьу изучал техники цзыжаньмэнь, у Тянь Цзолиня изучил тунбицюань. Сюй Чжэнь проводил исследование истории ушу. Он является автором работ «Немного о национальной технике», «Подлинные записи исследования тайцзицюань», «Совместное изложение споров о ложном и критики законов в трактатах по тайцзицюань».
знаменитые киноактёры знаменитые популяризаторы ушу в бывшем Союзе
  • Станислав Леонидович Березнюк
  • Май Михайлович Богачихин


  • Разделы сайта