Происхождение карате. Все о каратэ - история каратэ, школы и стили каратэ, философия каратэ, мастера каратэ. Японская версия происхождения техники

Когда родилось каратэ, не знает никто.
И вряд ли это когда-нибудь станет известно.
Фунакоши Гитин

О происхождении каратэ известно только из легенд. Так, по одной из легенд, создателем каратэ считается Бодхидхарма, основатель дзэн-буддизма, который в 520 г. н.э. перенес свою резиденцию из Индии в Китай, в монастырь Шаолинь, расположенный на склоне лесистой горы Шаоши в нескольких десятках километров от города Чжэнчжоу. Этот монастырь и стал центром его учения о Будде, а заодно и центром умственного и физического воспитания последователей этого учения.В монастыре Шаолинь Бодхидхарма обучал своих учеников умению терпеть (выносливости), развивать силу, быстроту, ловкость, гибкость. Проводимые им тренировки основывались на принципе движений животных с элементами самозащиты и предположительно назывались «18 движений рук архата». Этими упражнениями укреплялась сила духа и тела, осуществлялась подготовка к испытаниям, каковыми являлись длительные сеансы медитации. Кроме того, эти упражнения служили средством защиты на дорогах за пределами монастыря. В дальнейшем методы физических тренировок Бодхидхармы развивались и совершенствовались и стали известны как боевое искусство монастыря Шаолинь.Впоследствии это боевое искусство вывезли в Японию, где оно смешалось с местными приемами борьбы жителей островов.Документально подтвержденных исторических сведений о появлении каратэ в Японии не так уж много. Известно, что в XII в., когда самурайские дружины Тайра, разбитые в сражении при Дан-ноура (совр. Симоносэки) войсками Минамото, беспорядочно устремились на юг, многие переправились на Окинаву (крупнейший остров архипелага Рюкю, лежащий в 500 км от о. Кюсю, в 600 км от Тайваня и в 800 км от южно-китайского побережья) и там познакомили местных жителей со своим боевым искусством.В 1392 г. в Наху, столицу острова, прибыла специальная миссия из 36 китайских колонистов (так называемые «36 принявших подданство»), имевших задание распространять среди местного населения начала знаний по мореплаванию, книгопечатанию и различным ремеслам. С 1392 г. китайская колония обосновалась в Кумэмуре, пригороде Нахи, а затем аналогичные поселения появились в городах Сюри и Томари. Именно от китайских колонистов, согласно одной из версий, местное население узнало о боевых искусствах Китая.Существует и другая точка зрения, согласно которой каратэ не было перенято на Окинаве из китайского кулачного искусства, а зародилось и развивалось на Окинаве. Кое-кто считает, что каратэ - исконно окинавское воинское искусство, к которому китайское кэмпо очень немного прибавило. Конечно, с тех пор как на Окинаве поселились люди, легко себе представить, что там существовали какие-то виды рукопашного боя. Их в известном смысле тоже можно считать предками современного каратэ, но с такой версией древнего происхождения трудно согласиться. Уже то, что большинство терминов современного каратэ происходят от старокитайских, свидетельствует: определять каратэ как исконно окинавское бу-дзюцу - явное преувеличение.Окинавское каратэ также заимствовано у китайского кулачного боя. Во-первых, у каждого народа существует та или иная доморощенная бойцовская техника. Но подобное явление древней Окинавы было бы необоснованным возводить в истоки каратэ, так как период, когда возникла социальная необходимость в боевой технике, должен быть рассматриваем как много более поздний. Во-вторых, среди названий ката (модели последовательности движений) в каратэ много китайщины, в то время как нарицательные окинавские названия ограничиваются называнием приемов владения оружия из систем кобудо (старинные боевые исукусства). В-третьих, среди ката, передаваемых в настоящее время от учителя к ученику, есть "ката Ваншу". Вансю (Ван Цзи) был в качестве посланца за ленной данью в 1683 г. на Рюкю. Опять же, был такой Куусянку (Гун Сянцзюнь) в 1756 г. на наших островах и существует "ката Кушанку"... Из разрозненных записок вытекает то, что Куусянку приехал на Рюкю, привезя с собой из Китая последователей и учеников мастерства бойцовой техники, содержание которой всех изумило. Если бы в это время существовала рюкюская "тэ", не было бы повода особенно прокламировать бойцовскую технику, как не было бы и такого удивления масс.Одним из факторов развития окинавского каратэ явился проводившийся на острове политический курс на запрещение оружия. Первый запрет на оружие датируется 1429 г., когда король Сё Хаси объединил под своей эгидой три области Окинавы, именовавшиеся Хокусан, Нан-дзан и Тю-дзан и, желая пресечь попытки мятежа и укрепить централизованную власть, ввел запрет на ношение оружия для всех, кроме королевской дружины и высших феодалов. Народ оказался беззащитен перед произволом чиновников и солдат, а также разбойничьих шаек, скрывавшихся в лесистых горах острова, что, по мнению некоторых аналитиков, вынудило многих крестьян искать спасения в боевых искусствах.В интересах усиления централизованной власти была устроена и охота за мечами местных правителей при короле Се Сине (1477 - 1536). Мастер Хигаонна Морио, основатель стиля Годзю-рю, в своих трудах по истории каратэ пишет: «После того, как король Се Син отнял у всех жителей острова права на ношение оружия, были созданы два стиля рукопашного боя. Один - в среде дворянства и назывался "тэ", другой развивался среди простого народа и назывался "рюкю кобудзюцу". Занимались им рыбаки, крестьяне, ремесленники, и отличался этот стиль использованием в качестве оружия простых инструментов, характерных для крестьянского труда. Тренировки энтузиастов, изучавших эти виды боевого искусства, проводились, как правило, ночью и тайно».После того как в 1609 г. Окинава была захвачена властителем южно-японского княжества Сацума Симадзу Иэхиса и стала частью Японской империи, запрещение оружия было введено для контроля над мятежами населения Окинавы против новой власти, которые возникали из-за грабительских налогов и поборов оккупантов. До массового восстания дело не дошло, но отдельные столкновения с самураями возникали довольно часто.В связи с этим существует версия о том, что население Окинавы стало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны, в которых изучались приемы борьбы голыми руками и с хозяйственными инструментами вместо «настоящего» оружия. Так, еще с начала XVII в. известно имя непобедимого бойца Яра из деревни Тятан, который столь упорно боролся с японцами, что стал своего рода национальным героем. Сын деревенского старосты, он в возрасте 12 лет был отправлен в китайский портовый город Фучжоу (провинция Фуцзянь) учиться торговому делу. В течение 20 лет Яра, помимо торговли, досконально изучил искусство китайского кулачного боя цюань-шу и, вернувшись на Окинаву в родное селенье, открыл там школу боевых искусств, где обучал сородичей борьбе голыми руками.Лишенные возможности на равных, т.е. с оружием в руках, сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием ноги и руки, отрабатывая удары на специальных устройствах «макивара» и многократно повторяя специальные упражнения «ката», позволяющие освоить технику рукопашного боя без помощи партнера.Результатом такой работы было достижение высочайшего технического уровня и ошеломляющей силы ударов. Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, шанс на победу был невелик, и его нужно было вырвать любой ценой. Остаться в живых можно было только опередив противника и убив его одним ударом. Именно тогда и появился на свет лозунг «Иккэн хиссацу» - «Одним ударом - наповал». Благодаря упорной тренировке окинавцы научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, кончиками пальцев протыкать тела своих врагов.Наряду с этим появилось боевое искусство, в основе которого была заложена техника владения разного рода оружием. В качестве оружия использовались орудия крестьянского или рыбацкого труда: шест (бо) применялся для проводки лодок в мангровых зарослях; трезубец (сай) использовался для разрыхления почвы при посадке риса; нунчаку (малый цеп) применялся для вымолота риса; весло (эку) использовалось как для гребли, так и в качестве руля; тонфа (рычаги для мельничных жерновов вращения) использовались для вымолота муки; серп (кама) в зависимости от длины использовался для сбора плодов папайи или риса; рукоятки (текко) использовались для облегчения управления лошадью, запряженной в повозку; щит (тинбе) использовался в качестве корзины для переноски овощей и в поле для защиты от солнца; и др. Исходя из этого факта многие авторы считают, что каратэ развивалось исключительно простыми людьми.По мнению других авторов, каратэ развивалось благодаря усилиям высшей прослойки и военачальников самодержца Рюкю. «Допуская секретное обучение каратэ, мы отрицаем принадлежность его в первую очередь простолюдинам. Люди, принадлежавшие к воинскому сословию и военному чиновничеству королевского дома, служили исключительно безопасности системы централизованного правления. Более того, это время ни в классовом смысле, ни по уровню менталитета не было эпохой повсеместного каратэ до такой степени, что оно было преподаваемо простому народу.Как бы то ни было, но несколько десятилетий подготовка мастеров боевых искусств на Окинаве протекала в обстановке строжайшей секретности. От того времени не осталось ни имен наставников, ни названий школ. Первые относительно подробные сведения об окинавском каратэ-до появились лишь в середине XVIII в.Известно, что в середине XVIII в. Сокутава (1733- 1815), проживший несколько лет в Китае и занимавшийся там шаолиньским цюань-шу, а также бо-дзюцу, вернулся на родину и основал в городе Сюри частную школу Каратэ-до Сокугава. То был первый случай употребления в названии школы слова каратэ.Создание самого первого стиля каратэ связано с именем Мацумура Сокон (1792-1896), по прозвищу Мухениде. Как правительственный чиновник он в 1830 г. был командирован в Китай со специальным заданием усовершенствовать свои знания в воинских искусствах. После долгого обучения у мастеров Шаолиня Мацумура Сокон систематизировал свои знания, создав школу Шоринрю (японская транскритщия Шаолинь). Сам Мацумура был удостоен звания Верховного наставника воинских искусств острова Окинава. Он пропагандировал жесткое, силовое каратэ-до в классической старошаолиньской манере, обращая особое внимание на быстроту, резкость, силу и четкое знание базовой техники.В конце ХIХ и начале XX в. среди мастеров окинавского каратэ наиболее авторитетными были Хигаонна Канрё (1853-1915), Асато Анко (1827- 1906), Итошу Ясуцунэ (1830- 1915) и Мотобу Тёки (1871 -1944). Ученики этих мастеров и стали основоположниками наиболее известных школ японского каратэ, как стали называть окинавский вид боевого искусства в Японии.Вообще до XX в. слово каратэ на Окинаве писалось двумя иероглифами: «кара», что буквально означает «Китай периода правления династии Тан», но иногда употребляется в расширительном смысле для передачи понятия «Великий Китай», и «тэ» - «рука». Современный мастер искусства каратэ Фунакоши Гитин (1868- 1957) изменил иероглифы так, что они стали означать «пустая рука». Сам мастер по этому поводу так писал в своих «Наставлениях по каратэ» («Каратэ-до кёхан»): «По традиции и сам я в прошлом пользовался иероглифом "кара" ("Китай"). Однако из-за того, что люди путают каратэ с китайским кэмпо, а также в силу того, что окинавские воинские искусства теперь могут считаться общеяпонскими, было бы неправильно и даже в некотором смысле унизительно продолжать использовать в названии каратэ иероглиф "Китай". А потому, вопреки множеству протестов, мы отказались от старого иероглифа и заменили его на новый - "пустота". Заодно тем же путем были исправлены названия многих комплексов формальных упражнений ката, связанных с именами китайских мастеров».Фунакоши Гитин был учеником Асато Анко и Итошу Ясуцунэ, которые, в свою очередь, учились у небезызвестного Мацумура Сокона. Асато и Итошу помогли Фунакоши пройти основательную школу поединка практически у всех известных мастеров каратэ, живших в то время на Окинаве.Проанализировав различные методы ведения боя, исключив из них не очень убедительные и сохранив те, которые казались ему наиболее эффективными, Фунакоши Гитин создал собственный стиль. В 1922 г. Фунакоши Гитин, который был тогда профессором в учительском колледже на Окинаве, по приглашению Министерства образования выступил в Токио с лекциями и продемонстрировал приемы каратэ на выставке традиционных видов борьбы. Успех был необычайным, и Фунакоши провел остаток жизни, занимаясь обучением искусству каратэ по всей Японии.Фунакоши Гитин, основатель современного каратэ, умер в 1957 г., оставив после себя тысячи последователей, которые разъехались по всему миру, создавая собственные школы и знакомя всех интересующихся с каратэ.Говоря об истории развития каратэ, необходимо заметить, что до Второй мировой войны в Японии существовали четыре крупнейших стиля каратэ-до: Годзю-рю, Сито-рю, Шотокан и Вадо-рю. Впоследствии эти стили послужили основой для создания множества других школ и направлений. Например, в стиле Годзю-рю ученики Т. Мияги (создателя стиля) образовали Годзю-кай, Таишу-кай и Учи-кай. Ученики К.Мабуни (основателя стиля Сито-рю) создали Сито-кай, Сюко-кай, Санкю-кай, Итошу-кай, Кенкю-кай, Сэйсин-кай и др. Направления в Шотокан: Шото-кай, Тидо-кай, Ниппон каратэ кёкай и др. В Вадо-рю - Вадо-кай и др.После Второй мировой войны и последующих нескольких лет американской оккупации Японии в стране уже существовало около десятка постоянно соперничавших между собой ассоциаций каратэ-до. Накануне проведения в Токио Олимпийских игр 1964 г. представители ряда ассоциаций предложили провести во время Игр показательные выступления в Центре боевых искусств - Будокан. Это помогло нескольким ассоциациям найти общий язык между собой и объединиться. Так, в 1964 г. возникла Всеяпонская Федерация каратэ-до - Дзэн Нихон Каратэ-до Рэммэй, объединившая большинство стилей и школ. В составе этой Федерации различные стилевые группы продолжали существовать автономно и проводить свои ежегодные стилевые чемпионаты страны. С конца 1950-х гг., когда сведения о каратэ-до достигли Америки, Европы и других континентов, появились миллионы его поклонников практически во всех странах мира. В большинстве этих стран были созданы национальные федерации. В 1968 г. была создана Всеевропейская Федерация каратэ-до, в 1969 г. - Международный союз организаций каратэ-до (WUKO), а в 1970 г. проведен I Чемпионат мира по каратэ-до.В настоящее время в Америке базируются не менее четырех международных организаций каратэ, а в Японии - не менее шести, каждая из них объединяет в своих рядах представителей как одного, так и нескольких стилей, большинство из которых появилось после Второй мировой войны, причем не только в Японии, но и в США, на Гавайях и в некоторых других странах.


Каратэ на данный момент самый массовый стиль восточных единоборств , да и вообще, возможно, самый массовый стиль единоборств в мире. Очень интересно критически оценить историю происхождения данного стиля. С небольшими вариациями она выглядит примерно так:

«В 1609 г. правитель окинавского острова Рюккю был вынужден сформировать армию, чтобы противостоять вторжению на остров армии клана Симадзу Иэхиса из южно-японского княжества Сацума. Армия захватчиков насчитывала 3 тысячи самураев, вооруженных пушками, на ста кораблях. Заново вооруженные окинавские воины сражались с очевидной храбростью. Но после успеха в нескольких решающих сражениях неожиданная высадка дополнительных японских сил определила исход войны. Окинава была захвачена и стала частью Японской империи.

Из-за грабительских налогов и поборов оккупантов на острове начались мятежи населения против новой власти. Поэтому Симадзу издал декрет о запрещении оружия. На остров прислали инспекторов из Сацумы, чтобы обеспечить его строгое соблюдение. Их задача облегчалась тем, что на островах не было природного сырья для металлургии; к тому же правительство Окинавы учредило портовую таможню, чтобы контролировать ввоз железа для хозяйственных нужд. На одну деревню оставили один нож, который был прикован к столбу посреди деревни.

В ответ население Окинавы стало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны, в которых изучались приемы голыми руками и с хозяйственными инструментами вместо «настоящего» оружия. Лишенные возможности на равных, т.е. с оружием в руках, сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием ноги и руки, отрабатывая удары на специальных устройствах «макивара» и многократно повторяя специальные упражнения «ката», позволяющие освоить технику восточного единоборства без помощи партнера.

Результатом такой работы было достижение высочайшего технического уровня восточного единоборства и ошеломляющей силы ударов. Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, шанс на победу был невелик, и его нужно было вырвать любой ценой. Остаться в живых можно было только опередив противника и убив его одним ударом. Именно тогда и появился на свет лозунг каратэ «Иккэн хиссацу» - «Одним ударом - наповал». Благодаря упорной тренировке окинавцы научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, кончиками пальцев протыкать тела своих врагов.

Следствием этого является создание нового смертоносного восточного единоборства , которое возникло как комбинация всех существующих концепций, названное просто ТЭ, а позднее ОКИНАВА-ТЭ или КАРАТЭ (китайская рука). В постоянных схватках с самураями вооруженными не только холодным, но и огнестрельным оружием (португальскими мушкетами) оттачивали бойцы Окинава-тэ свое искусство восточного единоборства , в обстановке полнейшей секретности проводилось обучение и подготовка бойцов каратэ .»

История красивая и будоражит воображение адептов восточных единоборств уже более ста лет. Почему именно сто, если завоевание произошло в начале XVII века? Дело в том, что ни документов, ни свидетельств о появлении каратэ … не сохранилось. Сами историки каратэ говорят: «Как бы то ни было, но несколько десятилетий подготовка мастеров на Окинаве протекала в обстановке строжайшей секретности. От того времени не осталось ни имен наставников, ни названий школ. Первые относительно подробные сведения об окинавском каратэ появились лишь в середине XVIII в.» Проще говоря, не известно ничего, ни имен, ни названий. Вообще ничего не известно в том числе и то, было ли каратэ на самом деле в XVII веке или нет. На деле всю эту захватывающую историю поведал миру основатель японского стиля каратэ Фунакоси Гитин, когда начал в 1921 году пропаганду нового вида восточных единоборств в Японии. Да и он постоянно оговаривался: «Как всё это происходило в действительности, можно только предполагать» (Фунакоси Гитин «Каратэ-до: мой способ жизни»). Но допустим на время, что данная история все-таки имела место быть...

Итак, как было сказано выше, злые японские самураи разоружили бедных окинавских крестьян и запретили им иметь и носить оружие, вынудив заниматься новым стилем восточного единоборством , получившим позднее название каратэ . Значит, судя по всему, окинавские крестьяне имели и носили оружие - иначе что было отнимать? Не дорожные посохи, не мотыгу или кирку для работы в поле, а именно боевое оружие. Самое время задать вопрос: а откуда у средневековых крестьян оружие? Надо знать, что в Средние века железо везде была жутко дорогая вещь, а ручное производство оружия делало его цену особенно высокой. После любого боя, что на Западе, что на Востоке, победители выходили в поле и снимали оружие с убитых, так как оружие это не просто то, что можно надеть на себя. Оружие это реальная и очень ценная добыча. Если прибавить, что на Окинаве своего железа не было, а только привозное, то стоимость оружия становится совсем запредельной. Богатые крестьяне жили на заштатном острове!

Впрочем, иногда оружие крестьянам все-таки доставалось. На полях сражений профессиональных армий шлем или другая часть вооружения могла закатиться в кусты и остаться незамеченной. После собиравших трофеи воинов, поле боя, как правило, обыскивали крестьяне и не один раз. Впрочем, о целостном вооружении здесь речь не идет. Там железка, здесь железка, но эти "железки" все-таки можно использовать и гораздо результативнее, чем годами точить удары каратэ . Значит, чтобы вынудить крестьян заниматься восточным единоборством , сначала надо такие "железки" у них отобрать, что, как показывает практика, невероятно сложная задача. Любой партизан (а именно так можно назвать повстанцев Окинавы) никогда не носит оружие с собой. Оружие прячется в схронах, достается ночью, используется по назначению и снова прячется. Легко ли найти такой схрон? Крестьянин живет на земле. Несколько сотен метров от деревни и любая аккуратно прикрытая травой яма становится схроном, который найти можно только при большом везении. В наше время уже несколько десятилетий пытаются разоружить Чечню с нулевым, похоже, результатом. Подобным образом действовали все партизаны, вплоть до махновцев, которые в одну ночь могли собрать в поле до нескольких тысяч сабель. А утром все тихо и гладко. Оружие в схронах, крестьяне копаются в огородах и пойди пойми, чем они занимались прошлой ночью. Но для того, чтобы иметь столько оружия, нужна промышленная революция с миллионными армиями и проигранная мировая война, когда миллионы мобилизованных крестьян вернулись домой с фронта с винтовками.

Как и чем же могли быть вооружены крестьяне в Средние века? Крестьяне бунтовали часто и везде. В том числе и в Европе, и в России, и в Китае. Но везде, когда бояре-дворяне-самураи всерьез дожимают крестьянина и становится невмоготу терпеть, он хватается почему-то не за кулак (и тем более не начинает тратить время на приемы каратэ или другого вида восточных единоборства ), а за то, что у него всегда под рукой – сельскохозяйственный инструмент. На Руси это были вилы, топор, коса и прочие орудия труда. Выигрыш однозначный. Какое-никакое, а это все-таки оружие и пользоваться им крестьянина учить не надо. Махать топором русский мужик мог сам кого хочешь научить. Да хоть палку подобрать из прочного дерева и то эффективнее, чем десятилетиями тренировать собственные руки и ноги наносить удары из арсенала каратэ . Орудия труда для обработки земли у окинавских крестьян в любом случае были и отнять их невозможно, так как тогда крестьянин не сможет сеять рис и ловить рыбу. И зачем самураям крестьяне, которые ни сеют, ни пашут и с которых невозможно собрать налоги? Был такой очень интересный фильм «Семь самураев». Самураи готовятся защищать деревню от бандитов, но бандитов 40, а самураев всего 7. Естественно встает вопрос о том, чтобы привлечь крестьян к защите деревни. И как самураи готовят крестьян к бою? Вы думаете, они обустраивают им додзе, вешают макивары на стены и учат крестьян бить удары руками-ногами какого-нибудь средневекового восточного единоборства , а также выполнять многочисленные ката каратэ ? Ошибаетесь. Они вооружают крестьян бамбуковыми копьями, то есть просто говоря косо срезанными стеблями бамбука. Когда дело доходит до схватки, то орудуют такими копьями крестьяне очень шустро.

Впрочем, иногда встречаются описания того, чем могли быть вооружены окинавские повстанцы: «В качестве оружия использовались орудия крестьянского или рыбацкого труда: шест (бо) применялся для проводки лодок в мангровых зарослях; трезубец (сай) использовался для разрыхления почвы при посадке риса; нунчаку (малый цеп) применялся для вымолота риса; весло (эку) использовалось как для гребли, так и в качестве руля; тонфа (рычаги для вращения мельничных жерновов) использовались для вымолота муки; серп (кама) в зависимости от длины использовался для сбора плодов папайи или риса; рукоятки (текко) использовались для облегчения управления лошадью, запряженной в повозку; щит (тинбе) использовался в качестве корзины для переноски овощей и в поле для защиты от солнца.» Но в описаниях истории каратэ на подобном вооружении как-то не любят заострять внимание, переходя сразу на «результатом такой работы было достижение высочайшего технического уровня восточных единоборств и ошеломляющей силы ударов (руками и ногами – примечание автора)» . Честно говоря, если сопротивление на Окинаве японцам все-таки было, то с большой долей вероятности оно в техническом плане закончилось использованием всего того, что было перечислено выше.

Но допустим, все-таки, что больные на голову крестьяне, вместо того, чтобы использовать то, что под рукою, решили убивать самураев голыми руками. Вот пример методики наработки ударов по методике каратэ , которые, по идее, должны убивать противника в доспехах, «Используя для удара только пальцы руки, боец может проткнуть грудь противнику, схватить его за рёбра и вырвать их из тела. Техника эта очень сложная и её очень трудно освоить. Прежде всего, начинающий должен хорошо укрепить пальцы рук. Для этого нужно взять ведро, наполненное бобами, и каждый день в течение нескольких часов втыкать в бобы руку тысячи и тысячи раз. Сначала во время упражнения кожа на пальцах трескается, и руки кровоточат. Потом кровь засыхает, а чувство боли со временем притупляется и исчезает. После этого бобы в ведре заменяют песком, в котором пальцы встречают большее сопротивление, и продолжают выполнение упражнения более длительное время. Постепенно степень тренированности пальцев увеличивается, и ученик сможет пальцами проткнуть песок и коснуться ими дна ведра. После тренировки с песком переходят к упражнениям с речной галькой, и после длительной тренировки тоже добиваются успеха. В заключение переходят к тренировке со свинцовой дробью. После длительной и тяжёлой тренировки пальцы становятся такими сильными, что каратэка может голыми руками сорвать кору с дерева, без особых усилий разбить тяжёлый камень или проткнуть бок лошади.» Правда, про доспехи в этом руководстве по овладению супер-эффективной техникой каратэ не сказано, но допустим, что боец способный «разбить тяжёлый камень» способен и пробить пальцами доспех. За кадром остается вопрос, сколько лет нужно на подобный результат? Любой, кто тренировался серьезно в любом стиле восточных единоборств , может с полным основанием утверждать, что для того, чтобы научиться даже не убивать, а просто посылать в нокдаун человека ударом кулака или ноги, нужен как минимум год-другой упорных тренировок в зале каратэ, бокса или рукопашного боя . А сколько времени уйдет на осваивание методики протыкания грудной клетки пальцами - вопрос открытый. Здесь, пожалуй, и десятка – другого лет будет недостаточно. Кто же крушил голыми руками шлемы и панцири самураев? Крестьяне, как говорит легенда. Однако, крестьянский труд тяжел везде. Это не восьмичасовой рабочий день в городе, где после всегда есть час – два на то, чтобы полежать перед телевизором. Когда задавленные налогами и поборами окинавские крестьяне находили возможность «каждый день в течение нескольких часов» много лет подряд тренировать подобным образом удары каратэ , да еще и совершенствовать техническую базу и методику своего восточного единоборства ? Иногда упоминают про ночные тренировки «в обстановке полнейшей секретности» . Любопытно посмотреть на такого работягу утром в поле после нескольких лет бессонных ночей.

Как вариант предполагается, что крестьянская деревня содержала одного – двух бойцов, которые только и делали, что тренировались в приемах восточного единоборства , а заодно и мстили самураям за все и всех сразу. Может быть. Но крестьяне во все времена - люди прижимистые, и не потому что характер вредный, а потому, что нужда и голод слишком частые гости в любом крестьянском доме. Будет такой крестьянин кормить нахлебника в расчете на то, что лет через десять – двадцать тот убьет ненавистного самурая, вопрос открытый. А вы, дорогой читатель, стали бы?

Допустим, что подобного бойца по методике каратэ подготовить все-таки можно. Насколько велики его шансы против вооруженного противника? Ведь «голыми руками крушить панцири и шлемы самураев» для успеха недостаточно. Как минимум, требуется еще нейтрализовать то, что у самурая в руках, то есть оружие. Попробуйте как-нибудь поспарринговать руками-ногами против обычного ножа, за рукоятку которого держится человек, хотя бы год тренировавшийся в школе ножевого боя. Лучше, если спарринг будет все-таки учебным, а нож муляжом, так как в противном случае реанимация вам обеспечена с вероятностью 9 из 10. «Нож отменяет» - по одному меткому высказыванию. А нож далеко не меч и дистанция работы у него существенно короче. Самураи же - профессиональные воины, знакомые с оружием не год-другой тренировок, а с раннего детства. Меч рубит руку вне зависимости от крепости кулака, а также ноги, голову и любые другие части тела. Обнаживший клинок самурай вполне способен нашинковать крестьянина в капусту вне зависимости от наличия или отсутствия у последнего навыков восточного единоборств. А вооружение самураев состояло не только из мечей. Копье или лук дают возможность вообще не подпустить противника на дистанцию удара рукой или ногой. Как же «оттачивали бойцы каратэ свое искусство» против огнестрельного оружия вообще остается за рамками понимания. Наверное, ловили руками пули на лету. Остается рассчитывать на то, что крестьянин мог попытаться убить самурая приемом каратэ внезапно, до того, как тот обнажит оружие. Но самураи не дети, чтобы бродить в одиночку по чужой и враждебной стране. Во все времена оккупанты предпочитали жить в укрепленных поселениях, а при необходимости выйти за пределы укреплений, держались вместе. Возможно, есть шанс подойти на дистанцию удара и убить одного самурая, но товарищи убитого быстро расправятся с подобным смертником, а также со всеми, кто подвернется под руку, точнее под меч. Заодно потом прочешут и ближайшую деревню с окрестностями на предмет всех подозрительных, а, не найдя их, просто повесят на деревьях десяток крестьян для острастки. Методы борьбы с партизанским движением и механизм карательных акций один и тот же во все времена. Вот и нет ни уникального бойца каратэ , подготовленного десятилетиями тренировок, ни базы для подготовки новых бойцов восточного единоборства ...

Резюме: Фунакоси Гитин, который огласил данную версию истории каратэ , был явно незаурядной личностью. Придумать миф, которому уже сто лет верит весь мир боевых искусств и восточных единоборств , это что-то с чем-то.

Старое фото школы окинавского каратэ . Цель этого восточного единоборства - убивать вооруженного профессионального воина (самурая))).

История каратэ

Письменных источников о ранней истории каратэ не существует, поэтому мы не знаем, кто создал и развивал это искусство, где оно зародилось и откуда началось его распространение. Сведения о ранней истории каратэ могут быть получены лишь из древних легенд, передававшихся устно, но в легендах, конечно же, есть доля вымысла и различные неточности.

В мои детские годы, совпавшие, как я уже упоминал ранее, с первыми годами Мэйдзи, каратэ было запрещено правительством. Возможности заниматься им открыто не было. Не существовало додзё каратэ и не было профессиональных учителей этого искусства. У мастеров, знавших каратэ, были немногочисленные ученики, которых они обучали тайно, но себе на пропитание они зарабатывали занятиями, совершенно не связанными с каратэ. Счастливчики, которым удалось стать учениками, занимались каратэ только из любви к этому искусству. Например, вначале я был единственным учеником мастера Адзато и одним из нескольких учеников мастера Итосу.

«Нелегальное положение» каратэ и отсутствие профессиональных учителей привели к тому, что письменному описанию техники и других аспектов каратэ уделялось очень мало внимания, о чём люди, подобные мне, которым судьбой было предначертано развивать и распространять каратэ, в последствии очень сожалели. Конечно, я не надеялся на восстановление всех утраченных сведений, но постарался добросовестно собрать то, что запомнил из рассказов моих учителей и легенд, которые существовали в то время, когда я жил на Окинаве.

Увы, к большому сожалению, я уже не всегда могу полагаться на свою память и прошу прощения за то, что неизбежно внесу свою долю ошибок. Тем не менее, я постараюсь рассказать то немногое, что знаю о возникновении и развитии каратэ на Окинаве.

Рассказывают, что сам Наполеон однажды в разговоре отметил, что где-то на Дальнем Востоке есть очень маленькое королевство, в котором все люди не имеют никакого оружия. Скорее всего, он говорил об островах Рюкю, которые в наши дни являются частью префектуры Окинава.

Кажется очевидным, что каратэ должно было возникнуть, развиваться и распространяться среди островитян именно по этой причине: закон запрещал жителям островов ношение и применение любого оружия.

Следует заметить, что запрет на оружие на островах Рюкю устанавливался дважды: первый раз около пяти веков назад, а второй – двести лет спустя. До появления первого запрета остров Окинава разделялся на три враждующих между собой королевства: Тюдзан, Нандзан и Хокудзан. Королю Сё Хаси, правившему королевством Тюдзан, удалось силой объединить их. После этого он издал указ, запрещавший всем жителям острова иметь и носить оружие, в том числе даже старые заржавленные мечи. Он также пригласил выдающихся учёных, и государственных мужей всех трёх королевств в свою столицу – Сюри, чем заложил основы централизованного правления династии Сё на островах Рюкю, которое выдержало испытания временем и продолжалось около двухсот лет.

В 1609 году правящему в то время королю династии Сё Нэй пришлось собрать войско для защиты островов от вторжения армии Симадзу, правителя княжества Сацума, расположенного в южной части острова Кюсю (ныне эта территория входит в состав префектуры Кагосима).

Воины клана Сацума по всей Японии славились своим боевым искусством и внушали страх своим врагам. Неподготовленная армия короля Сё Нэй яростно сражалась с профессиональной армией клана Сацума и даже одержала несколько побед, но судьбу островов решила неожиданная высадка армии Симадзу на Окинаве. Король Сё Нэй был захвачен в плен.

Симадзу вновь выпустил указ, запрещавший жителям островов иметь оружие, и тогда многие рюкюсцы (в основном из сословия сидзоку) начали тайно изучать искусство самозащиты без оружия.

Как всё это происходило в действительности, можно только предполагать, но известно, что в течение нескольких столетий жители Окинавы вели обширную торговлю с жителями южнокитайской провинции Фуцзянь. Можно предположить, что именно там находится источник, из которого китайское «кэмпо» было привезено на острова Рюкю. Кэмпо стало прародителем современного каратэ.

Когда я впервые услышал о боевом искусстве, оно называлось «Окинаватэ», но я помню, что ещё ребёнком я часто слышал разговоры взрослых о каратэ и Окинаватэ, как о разных понятиях. Тогда иероглиф «кара» в названии каратэ означал «Китай» или «китайский». После этого я начал понимать под «Окинаватэ» местную «окинавскую», а под каратэ – китайскую разновидности боевого искусства и всегда очень тонко чувствовал различие, если речь шла об этих двух видах боевого искусства.

В годы действия запрета на оружие из княжества Сацума на острова приезжали проверяющие, которые должны были убедиться в самом строгом исполнении запрета. Очевидно, что заниматься каратэ, которое в результате тяжёлых тренировок давало человеку силу и умение убивать без оружия, можно было только в глубокой тайне. Как я уже говорил ранее, обучение каратэ проводилось тайно и в первые годы правления Нэйдэи. Скорее всего, так было потому, что древний многовековой запрет всё ещё сохранялся в памяти людей.

По моим личным наблюдениям, в народных танцах Окинавы используется множество движений, характерных для каратэ, и причина этого, как я думаю, в том, что наши предки, изучавшие каратэ в глубокой тайне, вводили его технические элементы в танцы, чтобы можно было запутать и обмануть представителей власти. Действительно, каждый, кто внимательно понаблюдает за движениями исполнителей народных танцев Окинавы (а они сейчас становятся всё более популярными в больших городах), заметит, что они сильно отличаются от более грациозных танцев других японских островов. Окинавские танцоры используют руки значительно энергичнее, а их выход на танцевальную площадку и завершение танца напоминают начало и конец исполнения всех ката каратэ.

Выражение «Каратэ начинается и кончается этикетом» заключает в себе глубочайшую суть искусства каратэ-до. Что касается самой Окинавы, то её жители в течение многих веков считали свою страну местом, где строго соблюдаются все тонкости этикета.

Знаменитые «тории» установленные перед входом в королевский замок в древней столице острова – Сюри, назывались «Сюрэй но Мон» – «Ворота вежливости». После того, как к власти пришло правительство Мэйдзи, и Окинава стала префектурой, Сюрэй но Мон и королевский замок, к которому они относились, были объявлены национальным достоянием. Увы, тории Сюрэй но Мон больше нет: они были полностью разрушены во время битвы за Окинаву в конце Второй Мировой войны. По иронии судьбы, американская военная база расположена как раз на том месте, где прежде стояли знаменитые тории – прекрасный символ мира.

Из книги Драгоценные жемчужины китайского цигун автора Синъин Ши

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В переводе с китайского языка «Бадуаньцзинь» означает «Восемь отрезов парчи». Это общее наименование различных вариантов упражнений, способствующих «вскармливанию жизни», то есть «Бадуаньцзинь», был создан не только для улучшения и поддержания

Из книги Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола автора Козлов Владимир

Из книги КАППО [Японская техника реанимации в практике боевых искусств] автора Богуш Денис Александрович

Из книги Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь автора Юнь Чжан

Из книги Путь невидимых [Подлинная история нин-дзюцу] автора

История 47 ронинов Отголосок существования мощных служб оммицу у провинциальных даймё мы находим в знаменитой истории о 47 ронинах, в действиях которых явно проглядывают характерные уловки ниндзя.… В замке сёгуна несли службу два знатных самурая - Кира Ёсихиса и Асано

Из книги Загадка Фишера автора Мансуров Евгений Александрович

I уже история… В. КОРЧНОЙ (СССР, Швейцария): «Ни один чемпион мира не сидит на своем троне вечно. Естественно и закономерно, что через некоторое время является претендент и сменяет хозяина шахматного престола. Момент смены всегда волнующ. Особенно разгорелись страсти

Из книги Игра Бадминтон автора Щербаков А В

История бадминтона Бадминтон - древнейшая игра человеческой цивилизации.Существует множество историй о ее происхождении. Предания народов Древней Греции, Японии, Индии и даже Африки говорят о том, что здесь еще два тысячелетия назад в волан играли взрослые и дети.

Из книги Нин-дзютсу 4. Завещание воинов-невидимок. автора Хайес Стивен К.

Современная история

Из книги Традиционный тайцзицюань автора Д.А. Артемьев

Из книги Маленькая книга о капоэйре автора Капоэйра Нестор

Из книги Истоки каратэ автора Горбылев Алексей Михайлович

Связь каратэ Кёкусинкай со старыми течениями и школами каратэ Школа Кёкусинкай была создана мастером Ояма Масутацу, который изучал школу Сётокан, восходящую к Сюритэ и Томаритэ, и школу Годзю-рю, восходящую к Нахатэ, и разработал на их основе собственную систему.Связь

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Глава 2 История каратэ Когда родилось каратэ, не знает никто. И вряд ли это когда-нибудь станет известно. Гитин Фунакоши Литература по истории каратэ очень бедна. О происхождении каратэ известно только из легенд. Так, по одной из таких легенд, создателем каратэ считается

Из книги Палеодиета – живое питание для здоровья автора Вулф Робб

Раздел IV Школы и стили каратэ. Патриархи и выдающиеся мастера каратэ В горы! Все хотят подняться Как можно выше И никто не хочет спуститься, Чтобы заглянуть в свое сердце. Дзюн Таками, японский поэт Как уже отмечалось, каратэ – это боевое искусство, рационально

Из книги Йога для позвоночника и суставов автора Липень Андрей

Глава 1. Моя история, ваша история, наша история (отвратительно, но так оно и есть) Эта книга могла бы спасти вашу жизнь, нет, не так, как спасательный круг, а дав вам нужную информацию. Возможно, вы обратили внимание, что в заголовке стоит «живое питание для здоровья», но она о

Из книги Виктор Тихонов. Жизнь во имя хоккея автора Федоров Дмитрий

История из Пуран В Пуранах есть такая история. Когда-то в древности жил один святой. В него выстрелили из лука, но святой просто махнул рукой и стрела превратилась в цветок. Стрела, которая должна была попасть в человека и ранить его, просто от одного жеста, одного взгляда

Из книги автора

Модная история У Виктора всё-таки был прирожденный хороший вкус. Ведь ясно, что в его семье вкус не воспитывался, не прививался – возник из ниоткуда. Во времена нашего детства и юности невероятно сложно было красиво одеваться, поэтому научить, показать Виктору никто из

Как гласит легенда, все началось с Бодхидхармы (по-китайски Дамо).
В 528 г. н.э. Бодхидхарма прибыл в Китай, чтобы нести учение Будды для жителей Поднебесной. Постранствовав по Китаю, Дамо попадает в храм Шаолинь. Увидев, что монахи немощны и слабы, он написал и оставил им в наследство три книги `И Цзинь Цзинь ` - развитие физической силы, `Си Суй Цзин` - дыхание и медитация, `Ши Ба Луо Хань Шоу ` (Восемнадцать рук учеников Будды) - боевой раздел, приемы самообороны. В Индии общество делится на социальные касты. Сам Бодхидхарма был из касты кшатриев (воинов и правителей) и вот этот опыт он изложил в своей третьей книге. По Китаю было разбросано множество храмов. Среди них выделялись два самых крупных, Храм в Хэнань - на севере и Храм в Фузянь - на юге.

Родина каратэ (пустая рука) - Япония, колыбель - остров Окинава. Своим происхождением и направлением БИ (боевое искусство) каратэ, впрочем, как и корейское тхэквандо , вьетнамское вьет ва дао и многие другие, обязано китайскому ушу. Огромное, многонаселенное, экономически развитое государство Китай оказывало свое влияние на соседние страны в экономике, культуре, науке, торговле, религии и, конечно, в военном деле.

На юге Японии находится архипелаг Рюкю с самым большим островом Окинава. До 1609 года Окинава находилась под протекцией Китая. Так как провинция Фуцзянь, находящаяся в юго-восточной части Китая, географически была более выгодно расположена к острову Окинава, между ними образовались тесные экономические и политические связи. Большое количество переселенцев с континентального Китая прибыло на Окинаву. Приезжали чиновники, купцы, а также целые семьи, владеющие фамильным методом ведения кулачного боя `цюань`и Шаолиньского ушу.

Наверное поэтому, окинавцы борьбу на руках назвали одним общим словом `рука династии тан` или китайская рука (позже, японцам это не помешало переименовать на созвучный иероглиф каратэ, что означает пустая рука).

На Окинаве образовались две основные ветви Сирю тэ и Наха тэ. Название стили получили от местности, где они практиковались.

В данный момент на острове четыре основные школы Окинава тэ (рука Окинавы):

Годзю рю; Сёрин рю,

Уэчи рю; Мацубаяси рю

Некоторые техники были утеряны или упростились, другие изменены видением и пониманием уже окинавских мастеров. Но, все же, некоторое сходство осталось. Вот вам пример: два видео техник в исполнении японского мастера Годзю рю Марио Хигоона (каратэ) и китайскими Мастером Чжан Шао Фэн.

Ката (формальный комплекс каратэ) Suparimpei демонстрирует японец сенсей Марио Хигаонна / Suparimpei в Цюаньчжоу Храм Шаолинь в провинции Фуцзянь, 2011г. за кадром слышна китайская речь.

Таолу (формальный комплекс ушу)

И там же, в провинции Фуцзянь 2011г. Пять предков Стиль Сантин (Перейти Чо), выполняет китаец шифу Чжан Шао Фэн

Судите сами, имеются ли здесь одни корни? Первые мастера Окинавы получали информацию от переселенцев с материка, а, у кого была возможность, ездили затем в Китай пополнять свои знания.

Со временем Окинава тэ видоизменялась и, адаптируясь, распространилась по всей Японии. Самостоятельных окинавских боевых искусств, по всей видимости, пожалуй, не существовало.

Один из первых, кто познакомил Японию с каратэ, был Гитин Фунакоси. Он был образован, хорошо говорил по-японски, поэтому его пригласили принять участие в представлении боевых искусств, проводимое в столице Японии Токио, организатором, которого выступил Дзигоро Кано (основатель дзю-до). В-последствие и другие земляки Фунакоси стали перебираться в Японию преподавать окинавскую систему рукопашного боя. Так каратэ начало свое шествие по Японии, а, в будущем - по всему миру. Японскими стилями каратэ можно назвать Шотокан и Вадо рю. Сословие самураев в Японии просуществовало более тысячи лет. Это не могло не оказать влияния на быт, уклад и повседневную жизнь японцев. Традиция, культура плотно переплетаются между собой, все это было пронизано духом самураев, без которого невозможно себе представить современную Японию.

Многие учителя каратэ были потомками меченосцев, отлично владеющие холодным оружием (Кэндзю́цу). Эти техники они привнесли и в японское карате. Длинные прямолинейные удары стали характерны для Шотокан каратэ.

Кендо

В некоторых стилях современного каратэ изменения произошли еще значительнее. Убрали базу каратэ ката, заменив их связками (Ашихара каратэ). В Кудо же удары руками стали чисто боксерскими, добавились удары локтями.

По всей видимости, на ряду с традиционным каратэ, будут открываться и существовать еще множество стилей и школ `самого лучшего карате от самого великого мастера`.

Наивысший расцвет рукопашного боя, в моем понимании, был, по всей видимости, в первом тысячелетии н.э. вплоть до изобретения огнестрельного оружия, когда от навыков и умения зависела жизнь, где поединки проходили не на ринге или восьмиугольнике, а на поле брани.

Современное японское каратэ на самом деле пришло с Окинавы, с этого крупнейшего острова архипелага Рюкю. В 1606 г. Окинава была захвачена японским князем Симадзу Иэсиха. Данную операцию осуществили 3 тысячи самураев клана Симадзу на 100 кораблях. Окинава превратилась в протекторат Японской империи; ее население было обложено поборами и подвергалось жестокой дискриминации со стороны захватчиков.

Так как в столкновениях с самураями жителям Окинавы приходилось иметь дело с достаточно опытными воинами, то крестьяне вынуждены были культивировать собственные боевые искусства. Годы упорных тренировок не проходили зря, превращая руки и ноги в смертельное оружие страшной разрушающей силы. Особый упор делался на закалку рук и ног, так как пробить панцирь или расколоть самурайский шлем могла лишь поистине стальная рука.

В основном использовались старые китайские рецепты, хотя к ним было добавлено много чего нового. Так, укрепляя пальцы, ученик насыпал ведро фасоли и начинал методично, по нескольку тысяч раз в день тыкать в это ведро сомкнутыми и разомкнутыми пальцами, пока из-под ногтей не брызгала кровь.Он должен был продолжать упражнения, невзирая на боль, в течении недель и месяцев, пока кончики пальцев не утрачивали чувствительность. Одновременно следовало увеличивать силу удара, чтобы в конце концов протыкать всю массу фасоли до конца. Точно такая же процедура выполнялась последовательно с песком, мелкой галькой, гравием, а иногда еще и со свинцовыми шариками. После нескольких лет усердных тренировок не стоило большого труда ударом пробить конское брюхо или бычий бок и вынуть внутренности.

Кулак закалялся вначале на простой макиваре - плотно перевитом снопе соломы окинавского изобретения. Макивара крепилась к амортизирующему шесту или доске и служила для отработки точности ударов, но также и для набивки рук и ног. Рекомендовалось также поочередно макать кулаки в кипяток и ледяную воду. На лоне природой естественной макиварой служили молодые деревья, пружинящие при ударе. Подобной закалке подвергались ноги, а отчасти и голова. По последним данным, сила удара кулака в карате достигает 700 килограммов, а удара ноги - свыше 1 тонны. Отсюда берет начало и укоренившаяся в карате практика тамэси-вари - проб на разбивание твердых предметов.
К 19 в. на Окинаве существовало 3 основных стиля окинава-тэ - Шури-тэ, Наха-тэ, Томари-тэ, названные так по местности, в которой они практиковались.
Шури-тэ, в основе которого были "северные" стили у-шу, известно тем, что оно послужило базой для создания крупнейшей современной школы каратэ Шотокан. Основатель этой школы каратэ - Гичин Фунакоши учился у двух известных мастеров Шури-тэ - Итосу Анко(1830-1915) и Азато Пейчина(1827-1906).Другой ученик Итосу Анко - Мабуни Кенва (1889-1952), используя технику Наха-тэ и Шури-тэ, создал стиль Шито-рю. Ученик Гичина Фунакоши - Хиронори Оцука (1892-1982) основал стиль Вадо-рю.

"Южные" стили у-шу стали оcновой для стиля Наха-тэ. Характреными чертами для этого направления являются работа руками согласно стилю Тан-лун("Богомол") и Винчун, устойчивая стойка, нанесение ударов ногами только снизу по дуге, громкое брюшное дыхание. Из этой школы впоследствии вышли такие известные мастера каратэ, как Чодзюн Мияги (1888-1953) - основатель стиля Годзю-рю и создатель большого направления каратэ киокушин-кай - Масутацу Ояма.

Все эти стили и направления появились в 30-е годы нашего столетия, а до 1921 года в Японии вообще никто не знал слова "каратэ". Тoлько в 1921 году во время фестиваля боевых искусств, проходившего в Токио, впервые в Японии было продемонстрировано окинава-тэ. Показывал этот вид единоборства асм Гичин Фунакоши. Успех превзошел все ожидания. Легендарный создатель Кодокана("академии дзюдо") Дзигаро Кано пригласил безвестного до того времени школьного учителя с Окинавы дать несколько уроков в Кодокане. Через 10 лет каратэ-дзюдзюцу ("искусство китайской руки") было включено в программу физического воспитания всех университетов Японии. В 1936 г. Фунакоши открыл школу Шотокан, ставшую за полвека своего существования крупнейшей школой каратэ в мире.

Основные стили каратэ

Серин-рю - окинавский стиль, стойки более высокие, чем это свойственно японскому каратэ. Удары ногами наносятся не выше пояса, т.к. инструктора этой школы считают высокие удары опасными для атакующего из за потери устойчивости и риска получить удар в пах. Обязательное изучение боя с применением холодного оружия: сай, тонфа, нунчакм и т.д.

Исшин-рю.
Основатель Тадзуо Симабуку (1905 - 1975) начал изучать каратэ в 1914 году. Свой стиль создал в 1954 году. Этот стиль создан на базе Серин-рю и Годжиу-рю. Сперва он не нашел поклонников: но со временем американские солдаты и моряки, служившие на базе в Окинаве, из-за близости школы стали активно посещать тренировки. Последствием стало широкое распространение этого стиля в США. Исшин-рю использует типичные окинавские стойки, но в качестве основного удара кулаком использует "уракен", блокирует мускульной стороной предплечья. Поклонники этой школы утверждают, что это более эффективный способ атаки и защиты. Удары вообще-то наносятся ниже пояса, но тe школы в США, которые участвуют в соревнованиях, используют часто и удары ногами в голову.

Годзю-рю.
Основатель Гичин Мияги (188cS-1963) изучал каратэ с 1902 года. В 1915 и 1917гг. посещал Китай. Начал преподавать каратэ в 1917 году в Наха (Окинава). В 1929 году Мияги решил назвать свой стиль Годжю-рю, что означает "мягкий-твердый". Атакующие движения называются го (твердый) и проводятся по прямой линии, в то время, как защитные движения джи (мягкие) совершаются по окружности. Основные стопки: "Санчин" и "Неко аши".

Годзю-рю не нацелена на соревновательную, спортивную сторону, но ее япоская разновидность Годжю-кай, которая восприняла многое от япоских стилей, нацелена на спарринг.

Очень большое влияние уделяется физичсской подготовке, особенно развитию хвата кисти, т. к. стиль обладает большим набором техники бросков и захватов. Свободный спарринг разрешает атаки в пах и борьбу лежа. Из всех стилей Годжю-рю наименее затронут спортивным, соревновательным аспектом и поэтому не очень популярен в своем первоначальном, чистом виде. В США, например, много школ, базирующихся на Годжю-рю, но он сильно видоизменен в угоду спортивным соревнованиям.

Уэши-рю.
Основатель Кабун Уэши (1877 - 1945) изучал боевые стили в Китае в 1897 - 1910 годах у известного мастера ЧоуДзе-хо (1874 - 1926), который был знаменит как своей "железной ладонью", так и как мастер "тигриного стиля", а также как каллиграф, к которому обращались в важных случаях.

После 13 лет обучения вернулся на Окинаву, женился и жил как фермер. Он не обучал никого каратэ. Только в 1924 году, переехав в Вакаяму, он начал обучать молодого окинавца. Позже количество учеников возросло.

Его сын, Канн Уэшц, стал главой школы. Характерны сильные удары ногами; последователи этой школы например, наносят удары пальцами ног. В последнее время наблюдается уклон в сторону спарринговой техники. Традиционалисты считают участие в соревнованиях шагом назад, по их представлениям основа Уэши-рю - это совершенствование техники выполнения ката, т. к. Кабун Уэши неоднократно говорил: "Сэнчин - это все".

Сетокан
-
один из самых популярных стилей каратэ. Основатель сетокана - Гичин Фунакоши изучал каратэ на Окинаве у Итоси и Хигаона. В 1922 году был приглашен из Окинавы в Японию для демонстрации техники каратэ. Первоначальный стиль был сильно похож на окинавский. Наибольший вклад в самостоятельность стиля был сделан сыном Фунакоши - Гико Фунакоши, который привнес новые идеи и довольно сильно видоизменил технику. Стиль характерен своими устойчивыми стойками и мощными, энергичными движениями, очень динамичен. Хотя в сетокан большое внимание уделяется ката, необходимо отметить, что в этих ката многие движения (действия) имеют эстетическую цель, потеряв свое функциональное действие.

Вообще, что касается современных ката (после 1927г.), то с целью придания им эстетически красивых перемещений они утратили свое первоначальное значение. Те, кто хочет учить ката с целью самообороны, должны обраться к старым ката.

Сетокан в Японии получил распространение после войны. Наибольший вклад в распостранение стиля внесли старшие ученики Фунакоши - Накаяма, Обата и Егами. Они организовали японскую ассоциацию каратэ.

После смерти Фунакоши (1957г.) многие инструктора вышли из ассоциации, образовав организацию Сетокан. Они заявили, что спарринг и жесткие методы обучения противоречат моральным принципам Г. Фунакоши.

Японская ассоциация каратэ под руководством Накаямы подготовила группу профессиональных инструкторов, которые, начав обучение этого стиля в разных странах, способствовали его популярности. Деятельность ассоциации резко подняла технический уровень каратэ.
Достаточно сказать, что когда Фунакоши прибыл в Японию, он мог демонстрировать из ката только "кушанку" (канку-дай). Он не знал пять Пипан (Хейан) ката, т. к. его учитель Итоси создал их уже после его отъезда.

Посетив Кодокан, Фукоши был изумлен интенсивностью тренировок дзюдоистов. Ничего подобного он на Окинаве не видел!
Тренировки по сетокану имеют четко продуманную структуру: первый период - это изучение базовой техники, где большое внимание уделяется развитию устойчивости тела в стойках и передвижениях. Изучаются досконально 5 ката Хейан, а так же Текки Шодан.

После третьего киу (коричневый пояс) тренировка сконцентрирована на развитии умения выполнения технических действий в комбинациях, атак же тренируется полувольный спарринг, продолжается изучение ката Бассай-дай, Емпи, Канку-дай и др. После получения первого дана продолжается совершенствование в вольном спарринге и изучаются ката. В сетокане огромное значение уделяется изучению базовой техники.

Вадо-рю
- "путь гармонии" - был основан Хиронори Отзукой, одним из старших учеников Фунакоши. Отзука (родился в 1892г.) изучать боевые единоборства начал с детства. Он тренировался и Шинто-Йошин-рю джиу-джитсу с 13 лет. Наряду с техникой броской и захватов, он изучал специальную систему атеми (удары руками и ногами по жизненно важным точкам тела).

В 1921 году в возрасте 29 лет он стал главой этой школы. Когда Фунакошн в 1929 году начал обучение, Отзука стал одним из первых его учеников. Так как он был мастером уже я своем стиле, у него не заняло много времени изучить карать.
Отзука всегда проявлял интерес к кумитэ (спарринг), но не любил ката. Он был одним из тех мастеров боевого единоборства, которые и стоят у истоков современного спарринга.

В 1934г. он основал свой собственный стиль, где наряду с окинавским каратэ он использовал и свои познания в джиу джитсу. В его стиле используются болевые захваты за кисть руки, броски, техника ухода от ударов.

Это был первый современный стиль каратэ. Стиль включает также девять боевых ката, но сердцем стиля является восемь предварительных методов спарринга.

Стойки в вадо-рю выше, чем в сетокане. Упор сделан не на устойчивость в стойке, а на мобильность в передвижениях. Вадо рю оказал большое влияние на технику ведения спарринга, особенно это касается употребления маваши-гери.

В 1982 году Отзука умер. Вадо-рю сейчас организовано как сеть ассоциаций. Ката видоизменились в сторону сетокановской традиции.

Сито-рю
основан Кенва Мабуни (1893 - 1956) и является сейчас одним из основных стилей, практикуемых в Японии. Мабуни изучал каратэ на Окинаве у Итоси и Хиагоны. Следуя примеру Фунакоши, он начал обучать каратэ в Японии в 1929 году. Свою школу открыл в 1934г. в Осаке.

Из всех японских и окинавских стилей последователи сито-рю изучают наибольшее количество ката, включая все ката Итоси и Хигасна, все ката серин-рю, Сетокана и Годжи-рю, а также, которые создал Мабуни. Около пятидесяти ката!, базовая техника напоминает Сетокан.
После смерти Мабуни школа распалась на независимые группы и ассоциации.

Киокушинкай (Кекусинкай)
.
Оснoватель М.Ояма, кореец по происхождению, родился в 1923 году. Этот стиль наиболее известен в мире. Он изучал китайские и корейские стили боевых единоборств перед тем, как уехал и Японию. Здесь ои непродолжительное время занимался у Гичина Фунакоши и Годжю-рю у корейского инструктора Пейчи Со.

Ояма был недоволен эффективностью боевых систем, которыми он занимался. Он удалился в горы, где сам интенсивно тренировался на протяжении полутора лет. Позже он совершил турне по США, где он проводил спарринг с боксерами, профессиональными борцами и просто уличными бойцами, не удовлетворяясь этим, он выступал в качестве своеобразного тореадора в бое с быками, убив троих и поломав рога остальным. Начал обучать каратэ в 1946 году, свою собственную систему создал в 1956 году.

Киокушинкай означает "предельно правдивый стиль". Упор делается больше на боевую эффективность, чем на оздоровительный аспект или развитие моральных качеств.
Сперва Ойама включал ката из сетокана и годжю-рю. Но в 60-х - 70-х годах роль ката упала и техника, а также методы тренировок стали напоминать тайский бокс.Соревнуются по правилам, которые ввел Ойама: Удары кулаком в лицо не наносятся, в пах не наносятся, суставы не атакуются.

Не все инструкторы согласились с Ойамой, с их точки зрения, стиль стал превращаться в тип "кикбоксинга".
Сам же Ойама говорил о вырождении японских и окинавских стилей каратэ, называя их "каратэ-дансинг".
В 50-х годах М.Ояма не раз бросал вызов на поединок ведущим инструкторам каратэ, правда, на вызов никто не осмеливался ответить.

Тренировка по коукушинкаю суровая и требует высокого уровня физической подготовки. Развитие боевого духа поощряется и часто экзаменуется. Один из наиболее суровых экзаменов называется "100 кумитэ", это означает, что надо провести 100 боев против большого круга соперников.

Для киокушинкая характерно структурное единство, редко когда группы инструкторов выходят из Федерации, образуя независимые клубы или ассоциации.



  • Разделы сайта