Цигун для детей упражнения. Китайская методика цигун для детей. Что такое Цигун

Обучающее изложение №1.

Гнездышко.

Птичка вспорхнула из куста и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули зеленые ветки. Там было гнездо. Мы не тронули гнезда, даже не коснулись его.

Появились птенцы. Мы часто приходили к гнезду. Птицы к нам привыкли. Они нас не боялись.

Птенцы выросли и улетели. Мы уехали в город. Дома часто вспоминали теплое лето и наших доверчивых птичек.

Слова для справок: вспорхнула, не коснулись, к нам, вспоминали, доверчивых птичек.

    Гнездо в кустах.

    Птицы к нам прилетели.

    В городе.

Обучающее изложение №2.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

За дверью плакал ребенок.

Костя Морозов встал умылся, и хотел делать зарядку. Вдруг он почувствовал запах гари. Мальчик осмотрел комнату, кухню и вышел на лестницу.

Из соседней квартиры ползли струйки дыма. Раздавался детский плач. Костя схватил топор и бросился к двери. Брызнули щепки. Он ударил с разбега дверь ногой, потом опять стал работать топором. Дверь рухнула. В поъезд хлынул дым.

Ребенок лежал у порога и плакал. Костя схватил его и бросился по лестнице на улицу.

Слова для справок: с разбега, его.

    Запах гари в квартире.

    На помощь ребенку.

    Опасность миновала.

Обучающее изложение №3.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Ель-кормилица.

К осени на старой ели висели тяжелые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила белка. Она забралась на дерево, взяла шишку и принялась за еду. Пестрый дятел спешит к ели. Он сорвал шишку и улетел в лес. Стайки клестов опустились на ель. Клесты засунули под чешуйки шишек кривые носы и достают семечки.

Много шишек осталось на ели до весны. Пригрело солнышко. Из шишек вылетели легкие семена. Попадет семечко во влажную землю, прорастет. Оно даст жизнь новому деревцу.

Слова для справок: выскочила, пригрело, семечко, семена, чешуйки, прорастет, в них.

    Ель осенью.

    Зимние гости.

    Ель дает жизнь дереву.

Обучающее изложение №4.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Раз мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Вернулись домой только через неделю. Хлеб покрылся плесенью. Я хотел его бросить, но вспомнил один случай.

Была война. Наша часть освобождала деревню. У ворот дома стояла девочка и просила хлеба. Я вынул из мешка сухари. Она схватила их и жадно стала есть.

Мне стало стыдно, что я хотел бросить хлеб. Я взял его, вышел на улицу. Около дерева я раскрошил хлеб. Подлетела стайка воробьев и стала клевать крошки хлеба. На сердце у меня стало спокойно и легко.

Слова для справок: плесень, его, освобождала, положил, у меня.

    Кусок хлеба остался в буфете.

    Девочка просит хлеба.

    Хлеб не пропал.

Обучающее изложение №5.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Лесной великан.

В лесной тишине послышался хруст снега. Из чащи березняка показался лось. Он вышел а полянку и огляделся.

Как хорош был этот лесной великан. У него была длинная горбоносая морда, огромные рога. Сам он тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные. А какая красивая окраска шерсти! На ногах белые чулки.

Лось чутко прислушался и зашагал к краю полянки. Он странно поматывал головой. Впереди росли толстые березки. Лось полез между стволами. Один рог у него отломился и застрял в ветвях березок. Так лесной великан сбрасывал свой головной убор.

Слова для справок: послышался, странно, поматывал.

    Нарушитель тишины.

    Как хорош этот лесной великан!

    Лось сбрасывает головной убор.

Обучающее изложение №6.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Случай с кошельком.

По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек.

Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему спасибо.

Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил на всю жизнь.

Слова для справок: кошелек, жаловаться, обижен, не сразу, спасибо.

    Старушка обронила кошелек.

    Обида мальчика.

    Быть честным – долг каждого.

Конспект урока развития речи начальной школы, 2 класс.

Тема: Ель – кормилица.

Цель: Развивать умение конструировать продолжение текста по опорным словам.

  1. Учить подбирать точные, яркие слова для текста.
  2. Обучать детей анализировать текст.
  3. Развивать речь учащихся.
  4. Воспитывать познавательный интерес.

К осени на старой ели висели тяжёлые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила …

Беседа по содержанию.

– Что вы прочитали? (текст)

– Докажите, что это текст. (Состоит из предложений. Предложения связаны между собой по смыслу. Части текста выделяются красной строкой. Текст можно озаглавить.)

– О чём текст? (о ели)

– Что вы назвали? (тему текста)

– Что мы озвучили? (основную мысль текста)

– Ещё раз повторим её.

– Значит, кто ель? (кормилица)

– Как можно озаглавить текст с точки зрения темы и основной мысли текста? (“Ель – кормилица”) (Записывается на доске и в тетрадях) (слайд 1)

Составление продолжения текста.

– Почему текст заканчивается многоточием? (нет продолжения)

– Давайте продолжим его. О чём или о ком он будет? (о тех, кого будет кормить ель)

– Ель, которая кормит зверей и птиц, – это большая картина, нарисованная автором. А из каких маленьких картинок состоит эта большая картина? (птицы и звери, которых кормит ель)

– Кого же именно кормит ель? Об этом мы узнаем из рассказа Г. Скребицкого “Мать и кормилица”. Послушайте отрывок.

Мать кормилица

Выскочила на лесную поляну пушистая белка, взглянула зорким глазком на старую ель. Мигом забралась на дерево, сорвала шишку, взяла в передние лапы и принялась за еду.

И пёстрый дятел летит из леса прямо к высокой ели. Выбрал шишку, сорвал своим крепким клювом, вставил в расщелину в стволе. Долбит её, выбирает вкусные семена.

Целая стайка клестов с весёлыми криками опустилась на ветки ели. Уцепились клесты острыми коготками за шишки, повисли на них, засовывают под чешуйки свои кривые носы, будто щипцами достают ими одно семечко за другим.

Торопятся клесты, сколько семян рассыпано! Их охотно склюют те птички, у кого клюв не такой крепкий. Эти птицы с земли упавшие семечки подберут и тоже сыты будут.

Немало лесных обитателей кормит зимою старая ель, большую пользу лесу приносит. Старая ель – это кормилица многих птиц и зверей.

Языковый анализ текста. Лексико-грамматическая подготовка. Работа в группах.

– Какие слова помогают нам рассказать о героях, событиях текста? (опорные слова)

– Подберём опорные слова для продолжения текста. Вспомним, кто кормится еловыми шишками.

Белка, дятел, клесты. (слайд 2)

Самостоятельная работа в группах

– Найти опорные слова, которые помогут описать:

1 группа – белку
2 группа – дятла
3 группа – стаю клестов

Проверка самостоятельной работы

(Опорные слова “складываются” в коробочку-копилочку. При проверке, на слайдах появляются части текста).

выскочила, взглянула, мигом забралась, сорвала, взяла, принялась за еду. (слайд 3)

летит, спешит, выбрал, сорвал, вставляет в расщеленку, долбит, выбирает. (слайд 4)

Стайка клестов

с весёлыми криками опустилась, уцепилась, засовывают кривые носы, будто щипцами достают. (слайд 5)

– Давайте подумаем, все ли шишки израсходовала ель? (нет)

– Что происходит с оставшимися шишками? (Солнце пригревает, шишки начнут трескаться, и семена вылетят).

– Ель дарит жизнь другому дереву.

Творческая работа в группах.

Жеребьёвка

На двух разноцветных листочках написаны задания: на зелёном – на рисунке создать образ Ели-кормилицы, на голубом – используя опорные слова из коробочки – копилки, составить продолжение рассказа (устно)

Старшая группа Образовательная область: «Познание»

Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация» , «Социализация»

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Компьютерная презентация;
  • Образцы природного материала (хвоя, шишки, семена) ;
  • лупы на каждого ребенка; музыкальное сопровождение (муз. Д.Мигдаль «Елочке не холодно зимой» в исп. В. Скрипкиной) , д/и «Собери картинку» .

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Ель» , «Лось» ; Г. Скребицкий «Мать и кормилица» , «Клест» ; В. Солоухин «Иглопад» , «Еловый лес» ; Д.Зуев «Глухарь»
  • Наблюдение за елью на участке, экскурсия по экологической тропе в ельник.
  • Обогащение и активизация словаря:

Хвоя, хвоинки, хвойное, воск, ельник, кора, ароматные, семена, клест, глухарь.

Задачи:

  • Систематизировать и уточнить представления детей о хвойном дереве «ель» ; закреплять знания детей о взаимосвязях в природе.
  • Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность;
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям, желание беречь и охранять природу.

Ход.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в гости, и не просто в гости, а в гости к дереву. А к какому дереву мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Зимой и летом зелена,

В лесу живет она,

А на ней иголки,

И коротки и колки?»

Дети: - Ель!

Воспитатель: Да, ребята, это ель! Скажите, а где мы можем увидеть это дерево?

Дети: - Ель растет в парках!

Ель растет возле дома!

Ель растет возле детского сада!

Ель растет в лесу!

Воспитатель: А как называется лес, в котором растут только ели?

Дети: - Этот лес называется ельник.

Воспитатель: - Ребята, давайте оденемся потеплее, и отправимся в гости к ели.

(Дети имитируют движения - надевают шапку, обувают валенки, надевают куртки, завязывают шарф. Под звуки скрипящего под ногами снега, идут «по сугробам» в лес.)

Воспитатель: - Ребята, в ельнике даже в солнечный день темно, ветки ели густые и плотные, зимой покрыты снегом, а еще в ельнике теплее, чем в другом лесу. Мохнатые еловые лапы - ветви не пропускают ветер.

Воспитатель обращает внимание детей на изображение ели (воспроизведено на мультимедийном оборудовании) .

А вот и наша красавица- ель! Присаживайтесь, и будем знакомиться с елью поближе.

Обратите внимание на крону дерева. Какой она формы? (Треугольной) . А как растут ветви у ели? Почему они направлены вниз?

Воспитатель обращает внимание детей на красоту ели в зимнем уборе.

Воспитатель: - Давайте сравним дерево ель с человеком.

У человека - туловище, а у ели что вместо туловища?

Дети: - У ели есть ствол.

Воспитатель: - У человека руки, а у ели что вместо рук?

Дети: - У ели есть ветки.

Воспитатель: - У человека есть ноги, а у ели?

Дети: - У ели есть корни.

Воспитатель: - Как вы думаете, зачем дереву корни?

Дети: - Корни нужны для того, чтобы получать питание из почвы; чтобы удерживать дерево.

Воспитатель: - У человека тело покрыто кожей. А у дерева ветки и ствол чем покрыты?

Дети: - Ветки и ствол покрыты корой.

Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужна кора?

Дети: - Кора защищает дерево.

Воспитатель: - Вот как много общего у дерева и человека. Человек рождается, растёт, взрослеет, и дерево тоже рождается, растёт и взрослеет. Человек и дерево относятся к объектам живой природы.

Ель растет очень медленно. Чтобы ель выросла на высоту 2 метра, нужно 20 лет. А живёт ель более 300 лет. Ребята, вы знаете, что во многих странах существует традиция наряжать под Новый год ель. Как вы думаете, могут ли люди сами ходить в лес и рубить ели? (Воспитатель обращает внимание детей, что ель нужно приобретать на елочном базаре, где продают ели, специально выращенные к празднику в питомнике)

Ребята, а чем ель отличается от берёзы, клёна, рябины?

Дети: - У ели нет листьев.

Воспитатель: - А что вместо листьев у ели?

Дети: - Ветки ели покрыты иголками.

Воспитатель: - А как называются эти иголки?

Дети: - Хвоя!

Воспитатель: - Ель какое дерево – лиственное или хвойное?

Дети: - Хвойное дерево.

Воспитатель: - Ребята, давайте пройдём в нашу зимнюю лабораторию.

Чем занимаются в лаборатории?

Дети: - Проводят опыты, исследования, эксперименты.

Воспитатель приглашает детей в «зимнюю лабораторию» .

Воспитатель: - Давайте рассмотрим хвоинки. Какие они?

Дети: - Короткие, твёрдые, зелёные, колючие, ароматные (воспитатель предлагает потрогать, понюхать) .

Воспитатель: - Ребята, я хочу вам рассказать, почему хвоинки всегда зелёные. Хвоинки живут на ветке 5-7 лет, потом опадают. А всегда зеленые хвоинки и так долго живут на ветке потому, что покрыты специальным веществом – воском.

Находиться возле ели, гулять в ельнике полезно для здоровья.

А сейчас мы немного отдохнём, и погреемся под весёлую музыку.

Физкультминутка «Елочке не холодно зимой» .

Давайте вернемся в нашу лабораторию.

Ребята, а как вы думаете, как ель появляется?

Дети: - Ель вырастает из семян!

Воспитатель: - Возьмём лупу и рассмотрим семена ели.

Из каких частей состоят семена?

Дети: - Семена состоят из семени и крылышка.

Воспитатель: - А как вы думаете, зачем семенам крылышко?

Дети: - Чтобы они могли летать!

Воспитатель: - С помощью крылышка они кружатся в воздухе. Ветер подхватывает семена и уносит далеко от материнского дерева, даже на такое расстояние, как от Малоярославца и до Обнинска. Происходит это в конце зимы, начале весны, когда пригревает весеннее солнышко.

Воспитатель: А где же прячутся семена?

Дети: - В шишках!

Воспитатель: - Рассмотрите шишку:

Какой формы шишка?

Какого цвета шишка?

Какая она на ощупь?

А сейчас в шишках есть семена?

Дети: - Нет, сейчас в шишках нет семян.

Воспитатель: - Какие условия необходимы для того, чтобы семена проросли и на свет появились ростки ели?

Дети: - Они должны попасть во влажную, плодородную почву.

Воспитатель: - Молодцы, хорошо потрудились. Мы провели исследования, а теперь мы вернемся к нашей ели.

(Дети идут под музыку обратно к ели) .

Воспитатель: - Гуляя в лесу, я нашла вот такие шишки. Интересно, почему они так необычно выглядят?

Дети: Может быть, их кто-нибудь ел?

Воспитатель: - Эту шишку грызла белка, а эту разбивал клювом дятел. В холодное зимнее время ель готова накормить своими семенами многих птиц и зверей.

1. Слайд «белка»

Воспитатель: - Что делает белка?

Дети: - Ест семена, достает их из шишки.

2. Слайд «дятел»

Воспитатель: - А это что за птица? А как дятел достает из шишки семена?

Дети: - Достает семена своим длинным языком с крючком на конце.

3. Слайд «клест»

Воспитатель: - А эта птица вам знакома?

Дети: - Это клест.

Воспитатель: - Клест устраивает свое гнездо в теплом ельнике, птенцов выкармливает зимой семенами ели. Семена клест достает из шишек, отворачивая чешуйки своим клювом, как клещами.

4. Слайд «лось»

Воспитатель: Как называется этот зверь? Ребята, летом лось питается травами, листвой деревьев; а зимой – корой деревьев и хвоей ели.

5. Слайд «глухарь»

Воспитатель: Глухарь – величественная птица, настоящий лесной красавец. Это самая крупная птица наших лесов. Глухарь любит селиться в глухих местах в ельнике. В летнее время глухарь питается ягодами, семенами лесных трав, насекомыми. А зимой глухари кормятся хвоей.

Воспитатель: - А теперь предлагаю вам поиграть. Игра называется «Собери картинку» . Нужно собрать из частей картинки, на которых изображены птицы и звери, которые питаются семенами и хвоей ели.

(Звучит музыка, дети собирают картинки с изображением белки, дятла, клеста, лося, глухаря)

Воспитатель: - А перед тем, как мы с вами вернемся в детский сад, я хочу у вас спросить:

Ель- дерево лиственное или хвойное?

Как долго живут хвоинки на ветке?

Хвоинки опадают или нет?

Чем покрыты хвоинки?

Как появляется ель?

Каким животным и птицам помогает ель?

Как мы можем сберечь лес?

Молодцы, ребята. Мы возвращаемся в детский сад - будем пить горячий чай и вспоминать наше путешествие в зимний лес в гости к ели.

Цигун дословно — это «работа с Ци», Ци — некая универсальная «жизненная энергия». С помощью Цигун в китайской традиционной медицине излечивают многие болезни.

Благодаря занятиям гимнастикой Цигун можно не только повысить «жизненный потенциал» организма в целом, но и приобрести способность к самодиагностике и самоисцелению. Исследования, проведенные в Международной академии развития человека под руководством Бронникова, показали, что у больных детей уже после 2-3 месяцев занятий дыхательной гимнастикой Цигун значительно улучшаются движения, снижается напряжение, стресс, повышается эмоциональное состояние.

Детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата рекомендуется начинать занятия дыхательной гимнастикой Цигун с 9-10-летнего возраста, когда они уже хорошо ощущают «движение жизненных сил» в организме.

В Цигун практикуют сотни упражнений, но одно из главных — «основное дыхание». Для больных детей выполнять его рекомендуется в положении лежа.

При этом во время выполнения упражнения инструктор произносит следующий текст: «Легли на спину, полностью расслабились.... Сосредоточились на дыхании.... Посчитали девять спокойных вдохов.... Представили, что с каждым вдохом входит покой, и мы повторяем слово "покой" чуть слышно в своем сознании на каждом вдохе... Во время каждого вдоха наши ноздри вздрагивают и чуть-чуть расширяются, а во время выдоха спадают. Мы ощущаем, как во время каждого вдоха прохладная струя воздуха входит к нам в ноздри, в переносицу. Там образуется теплый шарик, и мы выдыхаем потеплевший воздух... Вдох опускается до гортани... до центра груди... до пупка. Во время каждого вдоха мы опускаем поток Ци до пупка. При этом нижняя часть живота немного раздувается. Под пупком образуется теплый шарик, и мы выдыхаем потеплевший воздух через сложенные трубочкой губы ».


а — вдох; б — выдох


Дыхательные упражнения повторяют 9 раз.

Далее приведены упражнения, с помощью которых можно излечивать многие недомогания, в том числе различные патологии при нарушениях опорно-двигательного аппарата и расстройства половой, мочеполовой системы. Эти упражнения эффективны также при ночном недержании мочи у детей, при ослаблении почечной функции, помогают при гипертонии и гипотонии, запорах и поносах.

Упражнения выполняются сначала стоя, затем сидя. Ладони покоятся на Нижнем Дань-Тянь — точке примерно на 2-3 см ниже пупка (мальчики накладывают на живот кисть левой руки, кисть правой — сверху, девочки — наоборот).




Войдем в состояние «покоя». Мысленно наполняем Нижний Дань-Тянь энергией Ци и сосредотачиваемся на ней. Делаем 9 спокойных основных дыханий, которым обучались ранее.

Затем собираем на вдохе Ци в центре груди (Средний Дань-Тянь). Руки при этом круговым движением переводятся в верхнее положение, проецируя центры ладоней в точку Шань-Чжун.




Закончив вдох, начинаем выдох, отнимая кисти рук от Среднего Дань-тянь и переводя их круговыми движениями в Нижний Дань-тянь. Одновременно мысленно туда же опускаем Ци. Мальчики делают 36 таких дыханий, девочки — 24.

Переходим ко второй фазе упражнения, которая выполняется сидя.




Кончик языка касается верхнего нёба, губы и зубы разжаты, спина прямая. Кисти расположены на Нижнем Дань-Тянь. Спокойные вдохи и выдохи выполняются через нос. На вдохе мысленно переводим Ци через центр груди в Нижний Дан-тянь, нижняя часть живота без напряжения раздувается. На выдохе мысленно переводим Ци в середину промежности, слегка сжимая при этом сфинктеры ануса. Нижняя часть живота постепенно втягивается, и мы чуть-чуть помогаем ей руками.

Дыхание естественное, глубокое, мягкое, ровное. Вдохи и выдохи продолжительные, но ни в коем случае нельзя напрягаться. Мальчики делают 36 дыханий, девочки — 24.

Завершающая стадия упражнения называется «приготовление пилюли». Разотрем ладони друг о друга до появления ощущения тепла, кулаками разомнем область поясничного отдела позвоночника. Далее сначала правой рукой по часовой стрелке 36 раз, а затем левой — против часовой стрелки 24 раза промассируем живот вокруг пупка.




При этом языком делаем синхронные круговые движения в полости рта. Накопившуюся слюну проглатываем, мысленно представляя, как содержащаяся в ней Ци проходит пищевод, желудок, медленно опускаясь через Дань-тянь в середину промежности.

После выполнения комплекса этих упражнений приходит состояние, которое можно охарактеризовать такими словами, как «спокойствие» и «наполненность». Главное в Цигун — это регулярность.

После освоения дыхания можно перейти к насыщению энергией Ци различных частей тела. Для этого во время выдоха Ци направляется в позвоночник, руки, ноги. Для детей крайне необходимо наполнять и промывать потоком Ци голову, позвоночник, конечности. Передвижения Ци по телу дети выполняют значительно легче взрослых.

Вначале не имеет большого значения выбор упражнений. Можно выполнять только основную стойку или основное дыхание. Если делать это систематично и «воспитывать» в себе ощущение Ци, то можно стать Мастером. Тогда уже все остальные упражнения выполнить легко.

Никогда не занимайтесь Цигун в плохом настроении или в плохом состоянии духа. Не делайте упражнений сразу после еды или будучи голодным.



  • Разделы сайта