Классическая хатха йога. С чего начать занятия хатха-йогой: базовые советы и комплексы. Традиционная хатха-йога в древнейшем хатха-йога прадипика

Модные методики самосовершенствования утверждают, что нельзя ни на минуту останавливаться в собственном развитии, что только улучшения в физическом и духовном аспекте способны принести человеку настоящее счастье. Чисто теоретически, помочь в этом должна йога хатха, что это такое сегодня знают не только достигшие просветления. Но так ли это на самом деле и стоит ли вдаваться в восточную философию?

Восточное саморазвитие

Каждая цивилизация выбирает свой путь развития:

  • Западная культура предпочла религию и науку, на разных этапах.
  • Религия жестко конкурировала с любыми другими учениями, признавая их ересью. Заботилась исключительно о духовном благополучии последователей.
  • Доминирующая в последнее время наука стоит на совершенно других основах, не признавая сам факт существования души. Так что забота все больше идет именно о физическом здоровье.
  • Восток долгое время был и во многих регионах по сей день остается тиранией. Но вот в плане духовного и морального развития, как ни странно, там было «свободней».

В далеком регионе предпочли пойти не по пути техники и научных открытий, там выбрали очищение духа и совершенствование тела. Идея интересная, но созерцание внутреннего мира это еще не повод отказываться от возможности улучшить жизни миллиардов людей благодаря научно-техническому прогрессу.

Что включает в себя йога?

Йога пришла к нам из Индии, это учение существует уже не одну тысячу лет и включает в себя восемь ступеней :

  1. Первая сводится к избавлению от греховности. Эти слова уже могут натолкнуть на мысли о религиозной секте, но конкретно религии в йоге нет. Речь идет о моральном очищении и обретении покоя.
  2. Вторая ступень заставляет человека «взращивать» добродетель в себе. Недостаточно просто не делать зла, необходимо еще и привносить добро в мир вокруг.
  3. Физические упражнения, призванные усовершенствовать тело, являются лишь третьей и далеко не последней ступенькой в сложной структуре.
  4. Большинство начинает именно с нее, ею же и заканчивая. Это не самый правильный подход, если занимающийся хочет приблизиться к счастью или беззаботному существованию. Когда в приоритетах только работа над телом, хватит и этого.

Индия всегда была густонаселенным регионом, сегодня в этой стране проживает порядка полутора миллиардов человек. Сложно представить, что там могло зародиться какое-то одно учение, за тысячи лет. Конечно же, их было гораздо больше и многие все еще практикуются на своей родине. До нас, по мере популяризации самой йоги, начинают доходить все более новые веяния.

Какой должна быть хатха-йога?

Хатха-йогу сложно отнести к чему-то новому, официально ее история включает в себя уже целую тысячу лет. Ее основатель жил в X веке, но благодаря многочисленным легендам некоторые коренные жители считают, что секретные техники были раскрыты богами.

В переводе слово «хатха » означает усилие, напряжение или интенсивность . Йога, как известно, это единение. Таким образом, можно понять, что в случае с хатха йогой для настоящего единения понадобятся некоторые усилия:

  • В классической технике делается упор на развитие тела . Помним, что это всего лишь третья ступень.
  • Множество статических поз приносят пользу позвоночнику и суставам, они полезны для укрепления духа.
  • Не обделены вниманием и дыхательные упражнения. Такая практика не только полезна для обмена веществ, она еще и поможет держать «в узде» свои эмоции и переживания.
  • Упражнения на концентрацию помогают повысить собранность и благотворно влияют на зрение.
  • Медитации являются частью духовного просветления, на них основной упор не делается, но даже на этом этапе их уже включают в общую программу.

Придерживаться оригинальных методик, которые были разработаны более тысячи лет назад, крайне сложно, так что приходится импровизировать.

Как все на самом деле

Выше был описан классический вариант, но у нас редко когда соблюдают традиции далеких стран, особенно когда речь идет о коммерции:

  1. Каждый центр, проводящий занятия, стремится привлечь больше посетителей.
  2. Для заманивания клиентов используются любые громкие слова.
  3. Редко когда у местных компаний есть настоящие специалисты, досконально разбирающиеся в восточных учениях.
  4. Хатха-йога это скорее общее название, не предусматривающее какую-то одну строго выверенную практику.

Ожидания редко когда оправдываются, впервые посетив занятие можно обнаружить, что тренер рекомендует совсем не тот набор техник. В любом случае, если в названии курса есть слово «хатха», значит, ближайшие часы занятий будут посвящены силовым физическим упражнениям, позам и концентрации внимания.

Все чужеродное зачастую отталкивает, это естественный механизм защиты от ассимиляции. Но иногда полезно почерпнуть нечто из чужой культуры, чтобы в дальнейшем использовать полученные знания и навыки себе на пользу. Это может дать преимущество по сравнению с местными, которые не интересуются веяниями с другой стороны границы.

Баланс между душой и телом

Перед тем как начать совершенствовать свое тело следует заглянуть в свою душу:

  • Только этот путь, в конечном счете, сделает человека счастливее.
  • Исключительно физическая работа над собой не изменит ничего в моральном плане.
  • Сколь совершенным не было бы тело, изъяны души гораздо заметней.
  • Даже начав с работы над телом, рано или поздно придется вернуться к тренировкам иного типа.

В этом и есть основа восточных учений - все должно быть гармонично и пропорционально . Такого же мнения придерживались в Древней Греции, а вот сейчас западная культура как-то забыла об этом. Практически во всех видах спорта упор делается именно на физическое развитие, моральному облику уделяется минимум внимания.

Под эгидой различных восточных школ сегодня могут вести свою деятельность мошенники, и даже самые настоящие секты. К счастью, сегодня народ чуть лучше образован и криминальный уровень не тот, что в 90-х прошлого века. Но не стоит расслабляться, в школах хатха-йоги основной упор должны делать именно на физическое развитие . Так что любые разговоры о просвещении и следующих этапах - тревожный звоночек.

Факты о хатха-йоге

Если ярка вывеска гласит, что в вашем городе появился центр хатха-йоги, значит надо ознакомиться с основами направления:

  1. Это учение, пришедшее из Индии.
  2. Данной таинственной практике уже чуть более тысячи лет.
  3. Основной упор в этом виде йоги делается на развитие тела, на силовые упражнения.
  4. Занятия хатха-йогой полезны в любом возрасте, но предварительная подготовка не помешает.

Для общего развития можно посетить пару занятий и попытаться понять, «ваше» это или нет. Сами упражнения довольно специфичны, хоть и дают неплохой конечный результат. Но зачем подвергать себя мучениям, даже если в финале это окупится? Ни о каком моральном очищении, в таком случае, и речи идти не будет. Любые занятия, в первую очередь, должны приносить удовольствие. С ним придет и все остальное.

Сегодня себе можно выбрать практически любое увлечение, чего стоит только йога хатха, что это такое сотню лет назад знали только индусы, а сегодня практика распространилась по всему миру, без ограничений.

Видео про занятия хатха-йогой

В этом видео йог и мастер спорта по гимнастике Антон Жорин расскажет, чем отличается йога хатха от обычной, покажет, что нужно делать и как правильно заниматься:

Основой всего философского учения йоги является хатха йога. Без познания и освоения этой практики не получится перейти на следующую ступень саморазвития и самопознания. Направленная на подготовку тела, которое по древнему учению считается обителью духа, эта практика основана на сочетании правильного дыхания, питания, медитаций, водных процедур и особых асан. Чтобы понять, подходит ли вам философия богов для оздоровления тела и укрепления духа, нужно сначала познать науку хатха йоги. Она позволит проникнуться древнейшими знаниями и постепенно научиться развивать свое тело, чтобы научиться управлять своим разумом и жить в гармонии с окружающим миром. Познакомиться с направлением хатха йога для начинающих можно, прочитав эту публикацию.

Популярные в последнее время упражнения хатха йоги для новичков – самый простой и доступный способ саморазвития, позволяющего управлять всеми каналами, по которым движется внутренняя энергия. После него можно практиковать хатха йога средний уровень, повышая свои навыки совершенствования.

Для многих удивительным может быть тот факт, что учение хатха йоги стало основополагающей системой многих современных методик. Заложенный в названии практики смысл отражает ее предназначение. Если говорить о том, что это такое, то «хатха» означает «натяжение, интенсивность, усилие», а «йога» — «единение, связь». Обратившись к санскриту, можно увидеть, что в переводе «ха» (солнце) и «тха» (луна) означают объединение двух противоположностей, которые образуют наполненный энергией сосуд.

Это подтверждают основные принципы учения. Система хахта йоги рассматривает тело человека, как энергетическую систему из 13 каналов, по которым непрерывно циркулирует 10 разных энергетических потоков. Следовательно, занятия этой практикой предоставляют человеку возможность научиться управлять энергетическими потоками и приблизиться к самопознанию.

Основу хатха йоги составляют три главных компонента:

  • Асаны (то есть ).
  • (правильное дыхание, синхронизируемое с асанами).
  • (для развития самоконтроля).

Если же говорить о физиологическом (терапевтическом) аспекте и что она дает практикующему, то занятия по этой методике демонстрируют отличный оздоровительный эффект. Помимо благоприятного воздействия на опорно-двигательный аппарат организма, комплекс асан хатха йоги:

  • Улучшает функционирование пищеварительной системы, эндокринной и сердечно-сосудистой;
  • Стимулирует кровоснабжение спинного и головного мозга, дыхательной системы;
  • Повышает физические показатели организма (гибкость, пластичность, ловкость);
  • Релаксирует, отлично снимая усталость и поднимая настроение;
  • Обеспечивает приток жизненных сил.

Как можно увидеть, польза этой практики для человеческого тела огромная. Оказывая комплексное благотворное влияние на организм, эта система асан с синхронизированным дыханием помогает справиться с различными заболеваниями, одновременно учиться самообладанию и приобретать гармонию. Однако, изучая это направление йоги, не стоит забывать о том, что данная система – всего лишь часть огромного древнего учения, которая выступает промежуточной частью между началом познания учения и достижением ее вершин.

Поняв, что представляет собой данная методика, можно приступать к подготовке непосредственно к занятиям.

С чего следует начинать?

Перед тем, как приступить к занятиям в домашних условиях или под руководством профессионального инструктора, следует ознакомиться с главными принципами практики:

  • Подходящее время для тренировок. Идеальным для выполнения комплекса асан хатха йоги считается утреннее время – с 5 до 7 часов. Выполненный до восхода солнца утренний комплекс помогает взбодриться, настроиться на рабочий день и зарядиться позитивной энергией. Для начинающих практиков подойдут и . По вечерам, после активных физических нагрузок, занятия йогой смогут дать человеку необходимую для расслабления энергию. После выполнения асан человек получает умиротворение, настраивается на ночной отдых и, в результате, просыпается с утра полным сил. Взяв за основу время, когда вам будет удобнее практиковать, следует сформировать индивидуальный комплекс упражнений.
  • Особенности приема пищи. Не рекомендуется практиковать занятий йогой на сытый желудок. Будет лучше, если между приемом пищи и началом тренировки пройдет не меньше 2-х часов. После занятий можно кушать спустя 30 минут.
  • Обстановка и одежда. При возможности заниматься хатха йогой лучше на свежем воздухе. Если же такой возможности у практикующего нет, стоит предварительно перед занятием проветрить помещение. Пока проветривается комната, следует выключить все приборы, шум от которых может отвлекать вас от тренировки (телефон, телевизор, компьютер, дверной звонок). Что касается , то стоит отдать предпочтение вещам, которые не будут стеснять движений. Заниматься йогой лучше босиком.
  • Водные процедуры. Минут за 10-20 до тренировки необходимо принять контрастный душ. Эта процедура поможет взбодриться и подготовить организм к предстоящему занятию. По окончании сеанса тоже не помещает искупнуться. Полезным считается после тренировки прохладный душ или обтирание смоченным в холодной воде полотенцем.
  • Особенности асан. Существует огромное множество асан в йоге. Но хатха йога допускает новичкам практиковать около двух десятков упражнений, позволяющих осуществить переход на следующий уровень. Они совмещают асаны и равномерное дыхание. Полная концентрация во время выполнения асан позволяет медитировать, овладевая техникой самоконтроля. Кроме того, нужна правильная последовательность асан. Хатха йога предусматривает выполнение упражнений сверху вниз. То есть, в начале занятия выполняются асаны стоя, после них следуют асаны в положении сидя, в завершение – лежа. Хатха йога дыхательные упражнения выполняются при условии носового дыхания. Вдохи должны быть глубокими, а сам темп вдохов-выдохов – размеренным.

При условии выполнения этих требований польза от хатха йоги будет огромной. Уже через несколько сеансов вы сможете почувствовать прилив жизненных сил, улучшение самочувствия и свободу от негативных мыслей. Правильный подход к занятиям йогой обеспечит расслабление и укрепление мышц, омоложение организма, а также позволит достичь полного самоконтроля над самочувствием и сознанием.

Нужно отметить, что многие используют йога упражнения для релаксации и похудения. Бесспорно, что хатха йога средний уровень позволит создать красивое рельефное тело быстрее, чем диетическое питание без спорта. Тем более что такая практика безопасна и подходит для людей разных возрастов. Ее рекомендуют даже детям.

Кому стоит воздержаться от практики?

Несмотря на то, что польза от занятий хатха йогой настолько велика, при неправильном подходе она может нанести вред человеческому организму. Поэтому прежде, чем практиковать комплекс хатха йога, следует узнать его противопоказания.

Ограничениями для занятий по этой системе являются:

  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • пониженное или повышенное давление;
  • период обострения заболеваний;
  • нервные и эмоциональные истощения.

Не рекомендуется практиковать направление хатха йоги тем, кто длительное время пребывал на жаре. Лучше приступать к выполнению асан йоги после того, как тело наберется сил и отдохнет. Также не стоит совмещать практику с другими видами спорта. При желании, йогу и спорт можно чередовать, выполнив утренний комплекс йоги, а вечером отправившись в фитнес клуб или тренажерный зал.

Тренировка для новичков

Познакомившись с основными принципами практики и поняв, и что может давать практикующему, можно после подготовки приступать к выполнению . Самые первые позы хатха йога для начинающих представляют собой более десятка асан, которые достаточно освоить человеку для перехода на новый уровень.

Итак, самые первые позы хатха йоги.

Поза дерева (Врикшасана)

Исходная позиция – стоя ровно с прямой спиной. Из и.п. поднимайте колено, сгибая всю ногу, поставив стопу на бедро другой ноги. Начинающим разрешается помогать себе руками. Удерживая равновесие, поднимите руки с соединенными ладонями вверх, чтобы получилась поза, как на фото. Дыхание должно быть плавным и равномерным. В верхней точке следует задержаться на 10-20 секунд. После этого можно медленно вернуться в и.п. и поменять ноги.

Поза переплетения рук и ног (Гарудасана)

И.п. – то же, что и в предыдущем случае. Подняв одну ногу, ее нужно переплести с другой, слегка подогнутой в колене. Руки тоже переплетаются между собой на уровне груди, как это показано на фото. Эта асана рассчитана на средний уровень хатха йоги, выполняется в более сложном варианте, когда в таком положении практикующий полностью приседает на одной ноге.

Поза воина (Вирабхадрасана)

И.п. – то же. Поднимая одну ногу и отводя ее назад, наклоняйте туловище вперед и выносите перед собой соединенные ладонями руки, как на следующем фото. Пребывая в асане около 20-30 секунд, можно вернуться в и.п., продолжив упражнение другой ногой.

Поза «руки к ногам» (Падангуштхасана)

И.п. – то же, но с ногами на ширине плеч. Медленно наклоняя корпус вниз с ровной спиной, следует тянуться лбом к коленям, одновременно обхватив ноги сзади руками, как на фото. В этой асане нужно задержаться на 10-30 секунд, после чего можно вернуться в и.п.

Поза «половинный полулотос» (Ардха мукха падмасана)

И.п. – сидя на коврике на ягодицах одну ногу притягиваем к себе, сгибая в колене, в то время как другая остается вытянутой и прямой (см. фото). Посидев так, равномерно дыша, в течение 20-30 секунд, меняйте ногу.

Поза «коровьей головы» (Гомукхасана)

И.п. – сидя на согнутых в коленях ногах, чтобы ягодицы размещались над устремленными вверх стопами. Заводя одну руку назад снизу, а другую – из-за головы, соедините пальцы, как это показано на очередном фото. Удерживая спину ровной, остаемся в асане 10-30 секунд, затем меняем руки.


Полные видео-уроки с асанами хатха йоги для новичков без труда можно найти в сети. Руководствуясь видео-инструкциями, можно познать собственное тело, очистить разум, овладеть практикой самоконтроля и перейти на следующий этап – т.е. средний уровень хатха йоги, который предоставит возможность практикующему развивать свой ум и научиться полной концентрации внимания.

Практика йоги сегодня популярна не только на своей родине, в Индии, но и в России много поклонников этого направления. По всему миру представлено огромное количество школ и видов йоги, но все, кто уже добился каких-либо серьезных результатов в этой практике, скажут – мы начинали с хатха-йоги. Действительно, хатха-йога – это еще не собственно йога, а введение в практику и для тех, кто выбрал для себя жизнь в соответствии с йогическими принципами, хатха-йога – это важная ступень в постижении искусства йоги.

Хатха-йога: с чего начинать

Прежде чем перейти непосредственно к самой практике, необходимо хотя бы кратко ознакомиться с теорией хатха-йоги и ее основными принципами. Хатха-йога рассматривает человека, как особую энергетическую структуру, представленную 13 основными каналами, которые наполняют совершенно разные виды энергии.

Отсюда цель данного вида йоги – управление своей энергией и соответственно – качественное улучшение жизни. Основные составляющие классической хатха-йоги:

  • асана – особое положение тела;
  • пранаяма – комплекс дыхательных упражнений;
  • практика медитации.

Для начинающего практика йоги очень важно понять, что йога – не просто система физических упражнений, хатха-йога – это такое соединение физического и духовного, позволяющее качественно изменить и физическое, и психическое здоровье, и жизнь в целом.

Тщательно изучив описание хатха-йоги в теории, не спешите перейти к практике, лучше подробнее ознакомиться с противопоказаниями для занятий, рекомендациями по режиму дня и питанию. И только затем можно перейти к следующей ступени подготовки – выборе правильного места для йоги в собственной квартире, если занятия в студии по какой-то из причин вам не подходят.

Для тех, кто решил впервые освоить технику йоги, важно понимать всю опасность практики, в том случае, если по незнанию, тело будет неправильно подготовлено к асанам, либо будут не учтены показания по здоровью. По этой причине, первые несколько занятий рекомендуется пройти с инструктором, который подберет индивидуальную программу йоги.

История направления

Первое упоминание о йоге относится ко II веку до н.э., речь идет о тексте «Йога-сутры» одного практика-йогина – Патанджали. Следует отметить, что и доныне текст данного произведения является главным текстом в йоге.

В XIV – XVI веках появились и другие тексты, раскрывающие суть хатха-йоги, среди прочих классическим текстом считается труд Свами Сватмарамы «Хатха-йога-прадипика». Тем не менее, основополагающее влияние именно на хатха-йогу оказал Шри Кришнамачарья – известный индийский мудрец уже XX века. Именно в хатха-йоге впервые среди других асан появляются силовые, не ориентированные на медитацию. Соответственно хатха-йога – наиболее простой вид йоги, не следующий духовным принципам, но ориентированный при этом в основном на физическое тело. К большому сожалению, в современном мире, под совершенно любым видом йоги чаще подразумевают именно хатха-йогу, таким образом исключая довольно большой блок духовного и личностного развития, связанный с пребыванием в практике и считая за ценность только лишь эффект для состояния мышц и тела.

Хатха-йога асаны

Говоря о асанах, встречающихся на занятиях хатха-йогой, первостепенно стоит заметить, что их подбор во многом зависит выбора инструктора, составившего комплекс. Вообще не существует устоявшегося понятия «асаны хатха-йоги», но, тем не менее, есть деление на уровни – начальный и продвинутный.

Кроме того, можно выделить наиболее часто встречающиеся асаны на занятиях хатха-йогой. Традиционно занятие начинается с наиболее простых асан и завершается более сложными, когда тело уже разогрето и готово к более глубокой проработке. Итак, к основным асанам хатха-йоги можно отнести:

  • «Тадасана» или «Поза горы». Для ее выполнения следует встать прямо, опустить руки вдоль тела. Живот и ягодицы должны быть подтянуты, спина выпрямлена, макушка головы тянется вверх.
  • «Урдхва хастасана» — на вдохе следует поднять руки вверх, соединив ладони вместе. Не меняя положения необходимо тянуться выше и выше, вытягивая позвоночник. Выдыхая руки приходит в исходное положение.
  • «Уттанасана» — на выдохе следует совершить наклон вперед, пытаясь дотянуться ладонями до носочков. При этом следует держать ноги прямыми и следить за тем, чтобы в спине не возникало излишнего напряжения.
  • «Маласана» — выдохнув, совершается неполный присед, ладони при этом следует держать впереди себя сомкнутными, как в предыдущей асане. Параллельно со всем выполняется глубокое дыхание животом.
  • «Ашвасанчаласана» — сделав выдох, следует принять упор лежа, и опираясь на ладони войти в «Планку». На вдохе согнуть одну ногу, выставить ее перед собой, голова при этом тянется к верху. После небольшого цикла дыхания следует выполнить асану с другой ноги.
  • «Чатуранга дандасана» представляет собой ту же «планку» с постепенными переходами на уровень выше и ниже, как при отжимании, но только в медленном ритме.
  • «Ардха мукха падмасана» — сидя на ягодицах на выпрямленной спине следует уложить ноги впереди себя, затем, при помощи рук, подтянуть правую ногу как можно ближе к себе и уложить ее на бедро другой ноги, стараясь при этом, чтобы согнутая нога была как можно ближе к полу. Выполнив упражнение с одной ноги, следует повторить его с другой.
  • «Пашчимоттанасана» — сидя на полу, ноги в позе «бабочки» на выдохе руки поднимаются вверх, а на вдохе опускаются вниз, при этом следует стремиться к тому, чтобы лоб касался коленей, и спина оставалась выпрямленной.
  • «Ардха матсиендрасана» — оставаясь в положении сидя, сгибаем правую ногу в колене и располагаем рядом с собой. Левая нога должна быть поставлена за колено правой, а туловище должно выполнить скрутку в области пояса. Также следует поставить левую руку за спину, параллельно ноге, а голову развернуть назад. Асана выполняется сначала с одной, затем с другой ноги.
  • «Ананда баласана» — лежа на спине нужно прижать бедра к животу, согнув колени и обхватив руками стопы. Находясь в таком положении следует избавиться от возникшего напряжения и зажимов, выполнить несколько циклов дыхания, а затем, расправив руки и ноги, лечь на пол, переходя в «Шавасану».

Хатха-йога типы асан

Асаны хатха-йоги делятся по следующему принципу:

  • по типу исполнения;
  • по типу воздействия;
  • по назначению.

В зависимости от типа исполнения выделяют следующие разновидности асан:

  • асаны, ориентированные на равновесие или баланс;
  • асаны с позиции лежа;
  • асаны с позиции сидя;
  • асаны на скручивание;
  • перевернутые асаны;
  • асаны с наклонами.

По воздействию на тело человека асаны подразделяют на:

  • скрутка;
  • растяжка;
  • силовые;
  • комбинированные.

В зависимости от назначения выделяют:

  • асаны медитативного воздействия, которые относятся главным образом к высшей ступени йоги;
  • асаны терапевтического воздействия, которые оказывают на организм благотворное влияние.

Хатха-йога для начинающих самые первые позы

Классическая хатха-йога – это 11 сбалансированных асан укрепляющих тело и 4 асаны, направленные на медитацию. Однако, сегодня существует множество авторских комплексов хатха-йоги, сочетающих самое разнообразное количество асан в абсолютно разной последовательности. Для тех, кто только начинает заниматься йогой, наиболее оптимальный вариант занятий может быть представлен следующими асанами:

  • «Врикшасана» («Дерево») – из позиции стоя (ноги чуть расставлены, руки располагаются вдоль тела, спина ровная) необходимо согнуть правую ногу и, обхватив ее руками, прижать к животу. Через несколько циклов дыхания поменять ногу.
  • «Вирабхадрасана» («Поза воина») – стоя необходимо расставить ноги как можно шире, так, чтобы левая нога оказалась под углом в 45 градусов, а правая нога была чуть присогнута. Руки следует поднять над собой, соединив ладони, выполняя несколько циклов дыхания, на вдохе следует тянуться, на выдохе – расслаблять тело.
  • «Какасана» («Поза вороны») – из положения сидя, необходимо тянуть пяточки к ягодицам, при этом нужно отвести руки за спину и сделать так, чтобы они служили опорой. Пятки не должны отрываться от пола, но живот должен обязательно коснуться бедер.
  • «Пашчимоттанасана» — из положения сидя (ноги вытянуты перед собой) на вдохе руки идут вверх, на выдохе – опускаются к ступням.
  • «Пурвоттанасана» — из положения сидя (ноги под углом в 90 градусов, руки отведены за спину и упираются в пол) на вдохе таз поднимаем вверх, на выдохе — опускаем вниз.

Эти асаны можно сочетать с приведенными выше, главное, к чему следует стремиться – избегать переутомления и не выполнять асаны через силу. Первое время лучше отводить для практики хатха-йоги 20-30 минут, постепенно увеличивая занятия до 1-2 часов.

Хатха-йога упражнения

Практиковать хатха-йогу очень важно регулярно, в этом случае тело будет уже подготовлено к занятиями, а у мышц будет необходимы тонус, что позволит продвигаться в йоге все дальше и дальше. К тому же, если первые занятия многим даются довольно сложно и совсем не приносят радости, то с каждым разом практиковать йогу становится все приятнее.

Абсолютно все упражнения комплекса хатха-йоги выполняются при допустимом для каждого комфорте, это означает, что не стоит делать чрезмерные усилия над собой и причинять себе боль, лучше пока остановиться на достигнутом. Дело в том, что один из наиболее важных принципов выполнения упражнений – находиться в асане должно быть приятно, это также говорит и о том, насколько правильно выполнена та или иная поза.

Еще один не менее важный принцип – компенсация одного движения другим. Это означает, что за любым наклоном следует прогиб, а за напряжением идет расслабление, за вдохом – выдох. Соблюдение данного принципа обеспечит безопасность практики хатха-йоги.

В чем особенность хатха-йоги

Очень важный смысл хатха-йоги кроется уже в переводе ее названия с санскрита. Так «хатха» означает «усилие», а «йога» — «слияние, единение». Отсюда – особенность данного вида йоги в том, что практикуя можно соединить в себе женскую («ха») и мужскую энергию («тха») и этим обеспечить себе гармоничное существование. Кроме того, хатха-йоги помогает постичь именно духовный аспект личности, по этой причине практика важна не только тем, кто мечтает о красивом теле, но и тем, для кого важно постижение духовности по мере своего развития.

Очень важно понимать, что занятие хаха-йогой, благодаря асанам, входящим в ее комплекс, стимулируют гормональные железы и отвечают за глубокий массаж внутренних органов, что хорошо сказывается на эмоциональной составляющей личности человека. И, конечно, счастливый, физически здоровый человек, способен на большее личностное развитие.

Традиционная хатха-йога в древнейшем хатха-йога прадипика

Как уже говорилось, один из основополагающих трудов по хатха-йоге – «Прадипика» Сватмарамы. С санскрита «прадипика» означает «прояснение», т.е. в данной рукописи речь идет о подробном разъяснении хатха-йоги. Другое значение данного слова – «самоосвящающий», в данном случае этот эпитет можно отнести к практике хатха-йоги.

Стоит заметить, что книга Сватмарамы популярна и в наше время, более того – те, кто практикуют йогу уже достаточно давно, либо преподают ее, считают «Хатху-йогу прадипику» своей настольной книгой. Откуда такая популярность и потребность в книге, предположительно датируемой XV веком? Скорее всего, дело в том, что в тексте идет речь о той стороне йоги, которая в современном мире, намеренно ли, либо ненароком, игнорируется, а именно – о ее ментальной и духовной составляющей, ведь для индусов хатха-йога – путь просветления и обретения осознанности.

Также данный труд напоминает современному человеку о том, что управлять своим умом только на первый взгляд просто, на самом деле, из-за обилия лишней информации современного мира, поглощаемой нашим сознанием, сегодня человеку обуздать свой ум практически невозможно, однако это не означает, что не стоит к этому стремиться. Практика хатха-йоги постепенно от ступени к ступени способна вернуть человеку самого себя и открыть в нем тот океан мудрости, который сокрыт в каждом из нас.

Взаимосвязь хатха-йоги и раджа-йоги

Ражда-йога и хатха-йога связаны между собой, прежде всего тем, что являются в определенном смысле уровнями в продвижении к осознанности и освобождению своего ума. Конечно, раджа-йога, известная на своей родине, как «царская йога» и базирующаяся в индуизме на йога-сутрах – коротких высказываниях, как правило, метафорического характера. Хатха-йога – это немного опрощенная версия раджа-йоги, к тому же, термин «ражда-йога», введенный в употребление в XIV веке, давно признан устаревшим и вышел из употребления. Это связано, в первую очередь с тем, что когда-то практика йоги была доступна лишь высшим классам индийского населения, а сегодня эти знания открыты едва ли не каждому.

Зачем заниматься хатха-йогой

Тому, кто еще только собирается заняться практикой хатха-йоги или тому, что раздумывает – стоит ли вводить данную практику в свою жизнь, покажутся интересными причины, по которым определенно стоит обратить внимание на йогу:

  • Хатха-йога повышает выносливость и гибкость.
  • Улучшает здоровье человека в целом (укрепляет позвоночник, нормализует сердечно-сосудистую систему, помогает очистить организм от шлаков и токсинов).
  • Помогает избавиться от лишнего веса.

К тому же, в занятиях хатха-йогой существует индивидуальный подход, благодаря которому, можно составить собственную программу для занятий и практиковать дома, без инструктора.

Отличие хатха-йоги от гимнастики и других систем здорового образа жизни

Сегодня на занятиях фитнесом многие инструкторы включают в программы некоторые элементы йоги. Но такая практика не является йогой в полном смысле слова. Как правило, фитнес и любая гимнастика не имеет своей философской наполненности и ориентирована лишь на тело. Разумеется, сейчас существуют адаптированные школы йоги, которые отрицают всю ту ее часть, которая связана с медитацией, работой чакр и пранаямой. Но такой подход превращает йогу в зарядку и не ведет к настоящей цели традиционной хатха-йоги – гармонии ума, духа и тела.

Польза

Польза йоги для многих очевидна, именно этим объясняется интерес к этой древней практике. Благодаря занятиям йогой можно:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • избавиться от проблем опорно-двигательной системы;
  • уменьшает боли у женщин при менструации;
  • улучшить свое психическое здоровье и приобрести оптимистичный взгляд на мир;
  • снимает усталость и омолаживает организм;
  • ускоряет обмен веществ;
  • раскрыть свой творческий потенциал и полностью изменить свою жизнь.

Вред и противопоказания

Как у любой тренировки тела, занятия йогой не совсем безопасны, особенно в том случае, если игнорировать базовые принципы занятий:

  • неправильное соотношение нагрузки и уровня подготовки практикующего;
  • неверное выполнение асан;
  • проведение занятий в плохо проветриваемом помещении;
  • недостаточная компетентность инструктора;
  • переполненный зал на занятиях в студии, вследствие чего инструктор не успевает проверить работу каждого посетителя;
  • выполнение асан второпях, не разогрев предварительно тело;
  • нерегулярное посещение занятий;
  • неправильно выполняется дыхательный цикл между и во время асан;
  • если имеются противопоказания по здоровью.

При некоторых заболеваниях занятия хатха-йогой могут быть строго противопоказаны, либо для их посещения понадобится консультация у доктора. К примеру, ни в коем случае нельзя практиковать йогу, если на данный момент происходит обострение хронических, либо имеющихся серьезных заболеваний, таких, как рак в любой стадии, проблемы с головным мозгом, реабилитация после инфаркта и инсульта, грыжа, а также психические расстройства.

Опасно начинать практиковать йогу беременным, однако, в том случае, если будущая мама уже занималась хатха-йогой, то необходимо будет просто подобрать специальную (безопасную) программу для занятий.

Эффективность для похудения

О похудении при занятиях хатха-йогой, наверное, слышали уже многие, правда не все понимают, что если необходимо добиться быстрого результата, то в этом случае йога не помощник. Действительно, похудеть, практикуя йогу можно, но лишь спустя некоторое время (минимум полгода), когда мышцы войдут в тонус и внутренние органы, в результате их глубокого массажа, начнут слаженно работать, ускоряя при этом обмен веществ.

Во многом также избавление от лишних килограммов зависит и от правильного подбора асан, которые должны быть ориентированы на проблемные участки тела. Однако, чтобы самостоятельно составить комплекс йоги для похудения одного знания асан недостаточно, понадобятся также некоторые анатомические знания.

Практика хатха-йоги

Хатха-йога основывается на практике асан, пранаяме и медитации. Именно такое сочетание техник дает возможность прорабатывать в хатха-йоге различные аспекты человеческой жизни: его физическое и психическое здоровье, творчество и самосовершенствование, духовное развитие. Смысл хатха-йоги в том, чтобы медленно раскачать и проработать тело от низа к верху, постоянно уделяя внимание позвоночнику, как важному проводнику энергии.

Пранаямы. Сначала дыхание

Пранаяма – это дыхательная практика, основанная на продлении вдоха, задержке дыхания и выдохе. Практикующие йогу отводят довольно много внимания именно дыханию, потому, что во-первых, при насыщении кислородом запускаются важные процессы в организме, а также происходит вентиляция легких. А во-вторых, правильное выполнение асан основано на соотношении наклонов, прогибов и вдохов и выдохов.

Техника пранаямы довольно проста. Устроившись удобнее в положении сидя, необходимо большим и указательным пальцем прикрыть ноздри, а затем открыв правую произвести вдох, затем закрыть ее, задержать дыхание и выдохнуть через левую ноздрю. Таких дыхательных циклов может быть несколько.

Асаны. Отличие от упражнений

В русской практике йоги часто асаны для простоты называют упражнениями, но эти два понятия не равноценны, т.к. асана подразумевает некое устойчивое положение тела, позу, в которой необходимо находиться некоторое время, выполняя при этом дыхательные циклы. Упражнение же это повторное выполнение каких-либо действий, как правило, упражнения не связаны с средоточением на каких-либо областях своего тела и проработке определенных энергетических центров, что в свою очередь можно сказать об асанах.

Медитация или релаксация

Для практики хатха-йоги важно разделить также понятия медитации и релаксации. Релаксация связана главным образом с расслаблением и отдыхом. Медитация же – это скорее работа с сознанием и тренировка в какой-то степени ума, попытка остановить внутренний монолог и получить доступ к важным для улучшения качества жизни центрам личности.

Шаткармы — очищение

Шаткармы – это древнеиндийские, йогические практики глубокого очищения организма. В целом таких практик насчитывается более 20, но наиболее известные из них – это промывание носа и глубокое очищение ротовой полости с чисткой корня языка. Для чего нужны шаткармы? В теории йоги считается, что все то, что засоряет наш организм, является причиной болезней и уменьшает способности к йоге, поэтому очищая нос или кишечник, практикующий улучшает свое продвижение в йоге.

Шаткарма — очистительная практика

Мармы. Что это такое

Марма-терапия относится к аюрведическим знаниям, это практика массажа по точкам, расположенным в определенных местах тела человека. Считается, что все эти точки связаны с нашими внутренними органами, и, воздействуя на них, можно существенно улучшить состояние организма.

Мармы частично применяются и в йоге. Имеется в виду небольшая разминка, своего рода «включение» в работу всего организма, стимулируя некоторые точки на теле, которые потом дополнительно будут проработаны в асанах.

Что такое мудры

Мудры – это своеобразные жесты, меняющие сознание человека. Они также связаны с энергией, как и асаны, поэтому часто, на продвинутом уровне йоги, инструктор в некоторых асанах может попросить сделать определенный жест руками. Для того, кто не погружен в философию йоги, это скорее внешняя картинка, не имеющая значения, но для человека понимающего это дополнительное помощь организму и усиление работы тела в асане.

Одна из самых популярных мудр в йоге – «намасте» (сомкнутые в виде закрытого цветка лотоса ладони), означающая « я приветствую в тебе Бога».

Особенности правильного питания

Одно из заблуждений относительно питания практикующих йогу состоит в том, что йогическое питание только вегетарианское. Это не совсем так. Действительно, тяжелая пища животного происхождения требует большего по времени переваривания, а, следовательно, этот процесс энергозатратен. Кроме того, такое питание загрязняет наш организм токсинами и шлаками, чрезмерное количество которых провоцирует некоторые заболевания.

Йога помогает избавиться от зашлакованности организма, но при неправильном, несбалансированном питании, не имеет смысла практиковать йогу, потому как все усилия тела и организма будут потрачены только лишь на то, чтобы очистить организм, исключая возможность развития и выхода на продвинутый уровень практики. Поэтому не стоит отказываться от привычной пищи, следует просто подойти к своему питанию разумно.

Хатха-йога в фитнесе

Сегодня фитнес индустрия охотно пользуется возможностями йоги. Так часто в комплексы занятий включают асаны на растяжку, скрутки и силовые асаны, позволяющие в короткие сроки привести тело в порядок. Однако, фитнес-центры не преследуют йогическую цель и часто многие асаны превращаются в упражнения, которые к тому же не дублируются дыхательной практикой.

Стоит ли заниматься детям

В семьях, где родители практикуют йогу, дети часто тоже начинают интересоваться данной практикой. Кто-то считает, что это крайне опасно для детей и такие занятия стоит запретить, но положительное влияние на детский организм йоги доказано учеными и медиками. Конечно, дети не в силах понять глубокой философии йоги, но занятия йогой с малых лет создадут хорошую основу для гармоничного развития ребенка.

Согласно древнеиндийским легендам, асаны в незапамятные времена подарил людям бог Шива. Он продемонстрировал мудрецам 84000 поз сохранения молодости и здоровья. До наших дней дошли около 840 асан. Но в комплексах их, как правило, подбирают 10 - 12, редко 15. Считается, что этого числа достаточно как по количеству, так и по разнообразию.

Асаны выполняются на трех уровнях. Первый уровень - это когда асана выполняется без нагрузки ощущений, это уровень акробатический. Второй уровень - это когда асаны освоены и здесь, выполняя их, ученик начинает прогревать тело. Этому способствуют подготовительные упражнения первой ступени «концентрации на теле». И третий уровень, когда в прогретых зонах человек запускает циркуляцию внутренней биоэнергии, тут наступает настоящее действие асан на тело. С этого только момента начинается занятие Хатха-йогой в подлинном ее смысле.

В данном случае мы будем рассматривать выполнение асан на всех уровнях сразу. Более того, первый и второй уровень исполнения лучше объединить, так, как это делают в некоторых школах для удобства изучающих. На третьем уровне выполнения асан необходимо работать с Чакрами.

Для удобства работы первые два уровня выполнения асан объединены под общим названием «подготовительный» вариант. Третий уровень назовем «энергетическим». Заниматься асанами лучше утром или вечером, но если нет такой возможности, можно это делать в любое время. Единственное правило, которое следует строго соблюдать, это выполнение асан за 30 минут до еды, но не менее чем через два часа после еды. Выполнять асаны на жестком полу нельзя, так как будут возникать неприятные ощущения, которые обычно отвлекают сознание, и человеку трудно создавать яркие образные представления, которые необходимы для хорошей энергетической работы в позах. Поэтому асаны лучше всего выполнять на мягком коврике или спортивном мате.

Подготовка к асанам – Концентрация на теле

На первых занятиях ученики начинали знакомиться с собственным телом на уровне телесных ощущений. Для того, чтобы успешно работать со своим телом, его следует досконально изучить не только теоретически, но прочувствовать на уровне внутренних ощущений.

Первое упражнение. Концентрация на теле. Выполняется оно так. Сесть в удобное положение на стул или в кресло, можно просто на коврик в позе со скрещенными ногами, можно даже лечь. Затем нужно смотреть прямо перед собой расфокусированным взглядом, то есть ни один из окружающих предметов не должен быть четко виден. Взгляд просто смотрит в никуда. В это время происходит отключение от окружающей обстановки. Расслабившись, переводим свое внимание на наше тело, начинаем ощущать его. Здесь следует твердо уяснить себе, что ни в коем случае нельзя тело нагружать какими бы то ни было ощущениями. Не надо вызывать ни тепло, ни тяжесть. Это различные формы аутотренинга, которые в данном случае нам не подходят.

Так вот, начав ощущать тело, делаем это пассивно, сидим и просто воспринимаем импульсы, идущие из тела. Затем переводим внимание на стопу правой ноги. Все наше внимание теперь воспринимает только импульсы, идущие от стопы. Ощущаем все энергетические пятна, возникающие в стопе, покалывания, тепло или холод, форму этих ощущений, тяжесть, приятность или дискомфорт. Только ощущаем, но ничего не изменяем. Время выполнения 3–5 минут, делать это упражнение нужно 5–7 дней.

Второе упражнение. Выполняется так же, как и предыдущее, только после того, как вы достигли устойчивого ощущения стопы, нужно мысленно разделить ногу на три части и воспринимать поочередно ступню, икру, бедро. При переходе внимания с одной зоны на другую ощущение от предыдущей должно пропадать. Воспринимать в своих ощущениях только очень узкий участок ноги. Три дня проработать с одной ногой, затем столько же о другой. Затем три дня проработать одновременно с обеими ногами. Например, воспринимать только ступни или только бедра. К тому же нужно помнить, что чем меньше участок восприятия и четче очерчен рисунок или форма, тем больше пользы от этого упражнения.

Третье упражнение. Теперь восприятие переносится только на руки. Рука делится тоже на три части: ладонь, предплечье, плечо. Три дня прорабатывается правая рука, три дня - левая, затем три дня обе руки одновременно.

Четвертое упражнение. Все выполняется, как и в предыдущих упражнениях, но только нужно ощущать все четыре конечности, и что очень важно, постараться воспринимать ладони и ступни как единое целое. То есть внимание не перескакивает с одной части тела на другую, а воспринимает их одновременно. Вся ценность упражнения заключается в едином восприятии. Выполнять 3–5 минут, причем это должно быть чистое время восприятия, не прерываемое ни на секунду. Если внимание ушло с какой-либо части тела, все надо начинать заново. Выполнять 5–7 дней.

Пятое упражнение. Выполнять как и предыдущее, но с той лишь разницей, что в первый день следует медленно проходить волной по телу снизу вверх и обратно. Голову вначале не затрагивать. Во второй день нужно сосредоточиться в восприятии от тела только ощущения тепла, сначала только от ног, затем от рук, и на третий день от рук и ног одновременно. Выполняется упражнение 3–5 минут в течение 5–7 дней.

Шестое упражнение. Принять удобное положение, как всегда расслабиться, а затем найти и зафиксировать вниманием самый теплый участок на правой ладони, затем усилить и перенести выше по руке. Передвигая таким образом этот участок до плеча, вернуться назад на ладонь. Затем, когда это будет хорошо получаться, путь следует изменить с правой ладони до правого плеча, затем пройтись по груди до левого плеча и опуститься до левой ладони. Затем погасить тепло на левой ладони. На это упражнение нужно затратить 7–9 дней.

Седьмое упражнение. Выполнять желательно сидя. Руки положить на колени, можно ладонями вверх, расслабить, почувствовать тепло и, усилив его, перегнать в левую ладонь, затем из левой ладони, не теряя ощущения тепла, перегнать его назад в правую ладонь, снова в левую, в правую и так несколько раз. Затем изменить маршрут, из правой ладони тепло перегнать в левую ступню, из левой ступни поднять его до пупка и опустить в правую ступню, из нее перегнать в левую ладонь. Повторить так несколько раз. Потом, добившись четкого ощущения, маршруты перегонки тепла можно варьировать произвольно. Можно прогревать внутренние органы; единственное, что следует учесть при работе с участками головного мозга - необходимо соблюдать осторожность.

Восьмое упражнение. И в завершение нужно научиться нагревать обе руки одновременно до плеч, а также одновременно снижать нагрев. Эти упражнения дают человеку возможность управлять биотоками тела, контролировать сосудистый тонус и скорость кровообращения в загруженных участках тела.

Заключительное упражнение. На подготовительной стадии ученик выполнял еще одно очень важное упражнение. Суть его заключалась в том, чтобы на ментальном плане сформировать волевой центр личности. Обычно неподготовленный человек, думая о чем-нибудь, целиком погружается в процесс мышления, и в эти минуты теряет ощущение собственного «Я». При практике медитации потеря волевого центра личности, или ощущения «Я» человека, приводит к тому, что человек вместо созерцания погружается в сон. Это недопустимо, так как медитация - это, наоборот, высокая активность психики человека, его воли, но никак не сноподобное инертное состояние сознания.

Упражнение такое: нужно сосредоточить внимание на каком-либо объекте, либо на конкретном образе, а затем думать о чем угодно, но не выпускать из внимания выбранный объект. Объект может быть как на теле человека, так и в окружающем мире. Например, почувствовать кончик носа, а лучше кончик языка, зафиксировать внимание на этом ощущении, а затем отпустить процесс мышления. Смотреть на окружающий мир со стороны, четко ощущая объект концентрации внимания. Можно думать о чем угодно, но не выпускать из сознания объект сосредоточения. На этом подготовительная стадия завершается.

Теперь переходим непосредственно к упражнениям. Приведенный ниже комплекс асан подобран таким образом, что он практически прорабатывает все важные для ученика энергетические каркасы тела.

Хатха йога - Комплекс асан для начинающих

Сесть на коврик, ноги скрестить, как показано на рисунке, руки положить на колени. Дыхание произвольное. Сознание направить внутрь тел. Затем тело наклонить вперед, руки на пол.

Подготовительный вариант: ощущение тепла начинается с кончиков пальцев, затем ладони, тепло поднимается к локтям и до плеч, по спине до крестца и в район таза. Тепло вязко наполняет ткани таза, кости, мышцы, суставы. Связки размягчаются. Нужно вызвать ощущение расплавленного воска или пластилина. Тело должно «мягко размягчаться». Эти ощущения потом, по мере практики станут у вас довольно четкими, оформленными.

Энергетический: ощутить, что вы сидите не на полу, а на голой земле. Особенно важно ощущать в воображении под ладонями мягкую землю. Энергия идет от земли по ладоням, течет до плеч, затем по боковой поверхности плеч, низу живота, промежности и собирается в первый центр Муладхару, находящийся в крестце. Второй поток течет из макушки, центр Сахасрара, затем поток идет по затылку, спине, и тоже вливается в Муладхару. Здесь оба потока уплотняются и образуют ярко-красный, плотный горячий шар.

Психологическое ощущение: человек ощущает себя Учеником перед своим Наставником.

Подготовительный вариант: сесть на колени, расположив их на ковре на ширину плеч, затем сесть ягодицами на ковер. После, опираясь на локти постараться лечь на пол. Если вначале это не удается, можно разогреваться в достигнутом положении. Но, переходя на энергоработу, лечь на коврик полностью всей спиной обязательно. Ладони положить на ступни. Надо напомнить, что во всех позах тепло нужно вызывать только в форме расплавленного воска или пластилина. Это очень важная особенность в упражнениях. Тепло, рождающееся в ступнях, идет по наружной стороне ног, коленей, по растянутой стороне бедер, в низ живота, затем к груди, в районе ключиц потоки раздваиваются, идут к плечам, и по руке выходят на ладони. Далее тепло снова переходит в ступню и снова по указанному маршруту, усиливаясь по ощущениям.

Энергетический: вначале убрать ладони со ступней и положить их на пол рядом. Энергия идет от земли по кончикам пальцев ног, наполняет ступню, поток идет до колен, по бедрам к ягодицам и вливается в Муладхару. От ладоней прана течет к плечам, по груди, к низу живота, в промежность и тоже в Муладхару. Здесь оба потока свертываются в жгут и горячим потоком энергия поднимается по центру позвоночника в точку между бровей, где и накапливается тепло.

Психологическое ощущение: чувствовать себя набирающим Силу от Земли.

Подготовительный вариант: сесть на пол, положить левую ступню под правое бедро, правую ступню поставить снаружи левого колена. Левую руку ладонью положить на правую ступню. Правую руку, развернув корпус, поставить на пол. Тепло, возникшее в ладонях, поднять до уровня шеи, и затем заставить стекать вниз по позвоночнику, как по стволу дерева, до крестца, где его и надо накапливать.

Энергетический: прана входит сверху в голову через Сахасару, затем стекает вниз по спирали, вокруг позвоночника, в первый центр - Муладхару. Если корпус развернут вправо, то есть правая рука стоит сзади, спираль по часовой стрелке, если влево, то против.

Психологическое ощущение: ощущение мягкости, свободы, которую получает позвоночник. Выполнять 2–3 минуты в каждую сторону.

Подготовительный вариант: лечь на живот, ладони положить у плеч, затем, выпрямляя руки, принять позу змеи. Тепло со ступней по задней поверхности ног через ягодицы, по обеим сторонам позвоночника доходит до шеи, а здесь тепло, погружаясь внутрь тела, стекает по позвоночнику назад в Муладхару.

Энергетический: прана тянется из точки на темени, по затылку к шее, далее погружается внутрь и выходит на переднюю поверхность груди, в низ живота, промежность, крестец, вверх по спине до шеи погружается в горло, выходит на переднюю поверхность шеи, идет по лицу, лоб, темя, опять по маршруту все сначала. Если смотреть в профиль, то формируется восьмерка с точкой пересечения в центре Вишудха.

Психологическое ощущение: почувствовать ощущение пробуждения ото сна, оцепенения и т. п. Выполнять 2–3 минуты.

Подготовительный вариант: лечь на спину, руки положить за голову, ноги поднять и завести тоже за голову, как на рисунке. Тепло от ступней в крестец, Муладхару и дальше вдоль позвоночника до шеи. Тепло от рук тоже накапливается в районе шеи.

Энергетический: прана от ступней течет в Муладхару. От ладоней также энергия идет по боковой поверхности туловища в крестец, Муладхару, затем, объединившись в один поток, прана идет по позвоночнику в точку между бровей. Из Сахасрары энергия также движется внутрь головы, после в точку между бровей. Здесь сила и фиксируется.

Психологическое ощущение: почувствовать вливание энергии в позвоночник.

Подготовительный вариант: лечь на спину, руки поставить на поясницу и, подняв ноги, принять позу как показано на рисунке. Тепло от ступней по передней поверхности ног перемещается до шеи, здесь часть тепла идет к плечам и в ладони.

Энергетический: поток энергии из ступней по задней поверхности ног движется в Муладхару, по спине в шею, затем выходит на переднюю поверхность шеи, далее на лицо, темя, затылок, опять сзади в шею, затем на грудь, низ живота, крестец и опять по спине вниз, по известному уже маршруту.

Психологическое ощущение: почувствовать себя пламенем свечи. Выполнять 2–3 минуты.

Подготовительный вариант: лечь на живот, захватить руками лодыжки ног, вдохнуть воздух и прогнуться. В момент фиксации позы дыхание поверхностное. Тепло возникает в ступнях, затем идет к коленям, по передней поверхности бедер, низу живота, по бокам туловища к плечам, через ключицы поток переходит спину и стекает в район крестца.

Энергетический: прана от ступней по задней поверхности ног течет в Муладхару, далее во второй центр Свадхистану. Из темени энергия течет в шею, здесь раздваивается, первый поток идет по спине до Свадхистаны, второй из шеи по груди, до низа живота и в точке на 3–4 пальца ниже пупка погружается тонким потоком внутрь тела и идет к Свадхистане.

Психологическое ощущение: нужно вызвать чувство возрастания внутренней силы.

Подготовительный вариант: встать на колени, ладони на пол, пальцами назад, корпусом наклониться вперед и принять позу, изображенную на рисунке. Тепло от ступней разливается до макушки, заполняя тело как фору, затем от плеч тепло идет в центр ладоней, где уплотняется, вызывая ощущения увеличивающейся внутренней Силы.

Энергетический: энергия из темени течет по обеим сторонам головы, обходя уши сзади до шеи, здесь потоки объединяются в широкое кольцо вокруг шеи, после этого в сторону ног идут два потока, один по спине в Муладхару, другой по груди, животу также идет в Муладхару. Встретившись в первом центре оба потока скручиваются в жгут, или можно просто их слить, и уже этот поток стрелой идет по центру позвоночника в середину головного мозга, где и накапливается (район третьего глаза).

Психологическое ощущение: чувство летящей стрелы в центре позвоночника. Выполнять 2–3 минуты.

Подготовительный вариант: встать на колени, пальцы в замок, руки положить на ковер, голову верхней частью затылка положить на пальцы, поднять ноги и выпрямить тело. Людям, страдающим сосудистой дистонией, разучивать асану нужно крайне осторожно. Тепло от ступней стекает по обеим сторонам тела до горла, затем часть тепла уходит в ладони, а небольшая часть в голову в район темени.

Энергетический: прана пошла от ступней по задней поверхности ног, затем по спине к затылку, темени, поднимаясь по лицу, верху груди, низу живота, затем прана идет в Муладхару, из которой вниз по центру позвоночника в район Сахасрары, где и накапливается.

Психологическое ощущение: почувствуйте себя гигантом, удерживающим на своей голове землю. Выполнять от 30 секунд до 3 минут.

Подготовительный вариант: сесть на пол, положить правую ступню на левое бедро, левую ступню на правое бедро согласно рисунку. Затем, расслабившись, погрузить свое внимание вглубь тела.

Энергетический: ощутить внутри тела энергорисунок первой асаны «Йога-мудра». Вначале, может быть, он будет слабый, но затем по мере занятий ощущение усилится. Его надо довести до максимально возможного, а затем убрать, как бы размыть. В первый день можно поработать с одним ощущением. При следующем занятии можно посте размывки первого энергетического ощущения вызвать второе, от Ваджрасаны, затем добавлять еще и еще, пока за один подход не пройдут ощущения всех вышеперечисленных асан. Выполнять 15–20 минут.

Второй, или совершенный, этап. Этот вариант асаны выполняется тогда, когда уже человек освоил Дхарану, концентрацию и способен строить в своем энергополе объемные голограммы, по которым циркулирует энергия. Упражнение выполняется так: приняв позу Лотоса и погрузив сознание вглубь тела, нужно вызвать в энергополе, или, в астральном теле, ощущение энергокаркаса первой асаны данного комплекса, затем вызвать ощущение циркуляции энергии по энергокаркасу второй асаны нашего комплекса, позы молнии, затем эти контуры надо объединить между собой и заставить гармонично циркулировать по ним прану.

Сейчас, возможно, трудно понять весь механизм работы, но когда вы научитесь работать с энергией тела, вам многое станет ясно в данном взаимодействии энергокаркасов. Так вот, кода вы объедините работу двух асан сразу, можно добавить рисунок циркуляции энергии и в третьей, четвертой и т. д., весь предыдущий комплекс сложить в один цельный акт. В этот момент на человеческое тело действуют все асаны комплекса. Это уникальное воздействие, в результате чего человек подчиняет свое тело себе полностью, у него раскрываются сверхнормальные психические способности, резервные силы организма, экстрасенсорика, тело приобретает высокую степень сопротивляемости негативным воздействиям и т. д.

Лечь на спину, расслабиться. Дыхание медленное, равномерное, сознание погружаем внутрь тела, расслабляем мышцы и начинаем ощущать, как тело разбухает, наполняется вибрирующими микрочастицами, которые, циркулируя в теле, начинают растворять кости, мышцы, ткани тела, пока не останется ощущения, что тело превратилось в тоненький пленочный каркас, состоящий из кожи и наполненный энергией, свободно циркулирующей внутри. Это, по сути, и есть астральное тело человека. Происходит перенос внимания с физического на астральное тело, которое становится необычайно легким, и может возникнуть ощущение отрыва астрального тела от физического и парение его в воздухе. Чтобы вернуться в обычное состояние, ученик должен либо вызвать в себе ощущение пробуждения ото сна, либо нагрузить себя грубыми ощущениями физического тела, т.е. постараться вспомнить эти чувства.

Психологическое ощущение: человек, находясь в таком состоянии, чувствует себя промытым солнечными токами, обновленным, наполненным солнечной энергией.

Терапевтический эффект

Терапевтические эффекты этой древней практики огромны. Асаны помогают не только укрепить мышцы тела, растянуть позвоночник, увеличить подвижность в суставах, но и успокаивают суетность сознания, наполняют тело энергией, учат наблюдательности, помогают сохранить равновесие и концентрацию. Это уникальное воздействие, в результате чего человек подчиняет свое тело себе полностью, у него раскрываются скрытые психические способности, резервные силы организма, тело приобретает высокую степень сопротивляемости негативным воздействиям и многое другое.

Многие люди стали все больше уделять внимание поиску себя и духовной составляющей своей жизни. Тут на помощь приходят известные уже несколько тысячелетий практики, такие как йога, которая путем физической гармонизации приводит к совершенствованию и духовного мира. То есть достигается соответствие внешнего и внутреннего состояния человека. В этой статье мы расскажем про методы и основы хатха йоги.

Само название «хатха-йога» произошло от индийских слов «солнце» и «луна», оно раскрывает двойственность этой практики, которая позволяет гармонизировать солнечную и лунную энергию, присущую всем людям. Ее уникальность в том, что результатом становится гармоничное развитие человека, без перегибов в ту или иную сторону, и излишеств.

Изначально хатха-йога считается основой занятий любым направлением йоги

Этот вид йоги сочетает в себе физические и дыхательные упражнения, благодаря взаимодействию асан и пранаям, достигается тот самый желаемый эффект – физическая и духовная сила. Ощутив свои возможности, человек может достигнуть внутреннего спокойствия и равновесия, которого так не хватает в современном мире.

Еще одним важным элементом в хатха-йоге является взаимодействие с внутренними энергиями, в Индии эти практики получили название мудры и бандхи.

Изначально хатха-йога считается основой занятий любым направлением йоги, так как ее методы безопасны и направлены на равновесное развитие человека и создание гармоничной системы физической и духовной силы. Благодаря такой совершенной системе, этот вид практики является целостным и не требует какого-либо вмешательства, также он является идеальной базой для развития и совершенствования.

Не стоит делать вывод, что хатха-йога – это аналог гимнастики или фитнесса, это совсем не так, так как физическая форма является только ступенью для создания гармоничного и равновесного состояния, поэтому не является целью, которую любыми способами необходимо достичь. Во время практики ученики стремятся получить равновесие существующих внутри энергий.

Основы хатха-йоги

Главное условие – ничто не должно мешать выполнению асан и пранаям

Как уже было упомянуто, йога не является гимнастикой, этот вид практики даже ближе к философским течениям, потому что предполагает свои особые принципы взаимодействия с самим собой и окружающим миром.

Еще в XV веке индусы создали целый трактат, посвященный практике, ее методам и основам. Так, среди них упоминаются как практические советы касательно питания, так и философские аспекты.

В Сваратма Хатха Йога Прадипика говорится о вреде переедания, общения с обычными людьми и неустойчивости своего ментального состояния, также указывается на то, что нет необходимости в строгом следовании правилам и распорядкам, так как практике способствует умение различать важные и второстепенные действия. Среди полезных действий и умений упоминаются настойчивость, упорство и отсутствие страха.

Но отдельно объясняется, что здесь нет какой-то подоплеки, причина проста – после сытной еды ученик просто не сможет заниматься и будет испытывать дискомфорт, из-за чего на занятии не получиться достичь запланированного результата.

Особых требований к одежде и инвентарю тоже нет, главное условие – ничто не должно мешать выполнению асан и пранаям, а это значит, что одежда должна быть легкой и свободной, обычно занятия проходят босиком на коврике.

Есть в хатха-йоге и важные рекомендации касательно отношения к практике и себе в целом. Так, самый важный принцип – Ахимса. Он предполагает ненасилие к себе. Это значит, что не нужно насиловать себя во время асан, если какое-либо здание недоступно вашему телу по каким-либо причинам, то не нужно издеваться над собой, нужно продолжить работу и развивать свою физическую силу для достижения желаемого результата. Во время групповых практик наставники предупреждают, что не нужно сравнивать себя с другими учениками, и гнаться за чужими достижениями, — важен ваш личный прогноз, нужно сравнивать себя не с остальными, а с собой вчерашним. Но тут важно найти тонкую грань между Ахимсой и ленью, ведь велико искушение остановиться на имеющемся уровне, и перестать работать над собой, аргументируя это ненасилием.

Для гармоничной и результативной практики нужно начать прямо здесь и оценить собственные возможности, не нужно прыгать выше собственной головы и производить на кого-то впечатление, во время выполнения асан сконцентрируйтесь на технике и осознанности всех своих действий. Сравнение с другими – главное препятствие в собственном развитии.

В этой практике есть также и этические рекомендации, соблюдение которых позволяет установить органичные отношения с окружающими людьми. Это своеобразные «10 заповедей» йоги, выполнение которых устраняет внутренний конфликт, поэтому являются внутренней потребностью, они называются «яма и нияма». К яме относится запрет на причинение вреда и на присвоение чужого, приветствуется правдивость и контроль над чувственной сферой жизни, ненакопительство. К нияме относятся чистоплотность, удовлетворенность имеющимся, простота, самоизучение и преданность Богу. Эти принципы настолько всеобъемлющие, что их познание и осознание требует длительного совершенствования и практики.

Выполнение асан

Сравнение с другими – главное препятствие в собственном развитии

Асаны – это собственно позы, которые принимают практикующие во время занятий. Их можно считать основой практики, они выполняются для повышения физической выносливости и достижения комфорта в теле, благодаря чему физический аспект не мешает во время медитаций и не отвлекает от нее.

Для начала работу над физическим телом лучше осуществлять с наставником, который сможет проконтролировать правильность выполнения и технику . Для начинающих достаточно занятий через день. В дальнейшем можно самостоятельно приступать к асанам и выполнять их чаще. Но есть комплексы, такие как Сурья Намаскар, например, которые подойдут для ежедневного выполнения.

К дыхательным упражнениям переходят только после того, как уверенно освоят асаны, обычно это занимает два-три года.

Когда ученик достигает совершенства в выполнении асан, он сам собой переходит к более осознанным дыхательным упражнениям – пранаяме.

Асаны разделяются на позы стоя, балансы, позы сидя (наклоны и скрутки), прогибы и перевернутые позы. Все они имеют свой эффект и воздействие на физическое и духовное состояние. В конце практики используются перевернутые позы, а занятие завершается шавасаной или позой трупа, которая расслабляет тело после практики и успокаивает ум. Особенно она полезна в нынешних условиях постоянного напряжения и стресса, лучшим решением этих проблем является расслабление. Но эффективна она будет и вне практики, поэтому использовать эту позу можно в любое время.

Пранаяма

Перед началом практики нужно успокоить свой ум и настроиться на продуктивную работу над собой

Пранаяма с помощью управления дыханием позволяет контролировать внутренние энергии человека . В йоге дыхание разделяется на три основные части – вдох, задержка дыхания, выдох. И именно осознанное управление этими тремя этапами и позволяет получать еще один инструмент контроля нервной системы и связующее звено между физическим и ментальным.

Наставники отмечают, что бездумная практика неподготовленными учениками может принести больше вреда, чем пользы, поэтому к этому этапу развития в практике хатха-йоги стоит относиться очень внимательно.

Даже те, кто считает себя опытным йогом, должны быть осторожны во время пранаямы, потому что чрезмерные усилия могут нанести вред и стать причиной энергетического дисбаланса.

Мудры и бандхи

Все три бандхи используют и изучают по отдельности или комбинациями, в зависимости от преследуемых целей

С помощью этих практик в рамках хатхи-йоги энергия, полученная во время выполнения асан и пранаямы перераспределяется по каналам.

Бандхи еще называются замки, которые ограничивают потоки энергии и не дают ей выйти наружу . Самые распространенные – три бандхи:

  1. Это корневая бандха, которая заключается в сжатии ануса;
  2. Подтягивание живота;
  3. Подбородочный замок.

Все три бандхи используют и изучают по отдельности или комбинациями, в зависимости от преследуемых целей.

Мудры представляют собой различные жесты, которые имеют свою символику и значение . Они используются во время медитаций и асан, также в сочетании с пранаямой. Наставники утверждают, что мудры могут создавать настолько мощные потоки энергии и во время их выполнения есть столько нюансов, что выполнять их самостоятельно не стоит.

Цели хатха-йоги

В древних трактатах говорится, что хатха-йога позволяет стать сильнее и очистить тело, подобно глиняному горшку в огне

Многие практикующие ошибочно полагают, что при достижении определенных успехов во время выполнения асан, они завершают свои познания. Это совершенно не так, так как техника и качество выполнения асан является не целью, а средством. Ведь именно благодаря развитию физической выносливости, есть возможность добиться больших успехов в медитации. А ее важным условием является сохранение энергичности ума в расслабленном состоянии тела. Поэтому умелое управление телом является лишь ступенью к развитию, а не целью занятий и физических упражнений.

Не нужно думать, что хатха-йога является панацеей от каких-то проблем, она лишь раскрывает уже имеющиеся возможности и способности, а потенциал каждого человека безграничен . С помощью гармонизации внутреннего и внешнего состояния, удается добиться не только духовного баланса, но и избавления от беспокоящих проблем.

При этом важно, что постоянство практики наблюдается благодаря внутренней дисциплине, без воздействия извне. Так как, по мнению наставников, инициатива должна исходить от собственных интересов и стремлений практикующего, только его желание должно быть причиной практики. В случае если она осуществляется без внутреннего желания, а под внешним давлением, то она будет неполноценной и не наполненной сознанием и вдохновением. В такой ситуации нельзя говорить о развитии умений и достижении высоких уровней осознанности.

Если удается добиться регулярности в практике, можно достичь крепкого здоровья и более уравновешенного состояния ума. Благодаря этим важным факторам, практикующий имеет возможность добиться успеха в любой области, но главное – более осознанное отношение к внутреннему состоянию и во взаимоотношениях с окружающими.



  • Разделы сайта