Пранаяма йога что. Техника пранаямы для начинающих: упражнения. Основные дыхательные техники йоги — Пранаямы

Наше тело — сложно и мудро устроенный инструмент. Подобно тому, как кольца в стволе дерева могут рассказать многое о его жизни, тело бережно хранит опыт человека и часто отражает все те сложные и недопрожитые ситуации, которые когда-либо с ним происходили.

В психологии, благодаря Вильгельму Райху, однажды родилась теория мышечного панциря, который состоит из мышечных зажимов и напряжений, помогающих защищаться от болезненного эмоционального опыта. Каждая часть «панциря» — это напряжение, соответствующее определенной внутренней блокировке чувств, эмоций, переживаний.

Основные зажимы находятся в областях глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Каждая из этих «защит» сначала возникает как оборонительное сооружение против захлестывающих чувств напряжения и возбужденности, а потом превращается в физическую и эмоциональную броню. Это приводит к нарушению дыхания и позы, ограничению подвижности, ухудшению кровообращения, болям в различных частях тела. Для человека как личности «смирительная рубашка» мешает естественно проявлять свои чувства, раскрываться и расти.

Какие же эмоции может хранить в себе наше тело?

Глаза — не только зеркало души, но и отражение психологического состояния; их разные выражения отражают то, как человек смотрит на мир, какие взаимоотношения были в его семье. Взгляд может быть разным: серьезным, тревожным, избегающим, свысока, хмурым. Тревожные или находящиеся в хроническом стрессе люди часто страдают напряжением в области глаз, которое распространяется на лоб, голову и шею. Это напряжение связано с подавлением плача, страха, гнева, паническим желанием убежать, спрятаться.

Рот главный канал коммуникации, инструмент общения и взаимодействия с миром, выражения себя. Напряжение в этой области накапливается тогда, когда мы запрещаем себе выражать словами свои чувства, закрываясь от мира, людей, здесь накапливаются эмоции неприятия, брезгливости, обиды. Проявляется такой зажим в ограничениях мимики и сжатой, похожей на ухмылку, улыбке.

Следующий сегмент напряжений — это горло, шея, челюсти . Здесь тело хранит бессознательную защиту от неприятной информации извне, сдерживаемые страх, крик, те чувства и реакции, которые, по мнению человека, могут вызвать осуждение или быть неуместными. Этот сегмент непосредственно связан со звукообразующими мышцами и поэтому влияет на голос: он может быть монотонным, хриплым или очень высоким, в нем мало полутонов и слышно напряжение.

Сжатые челюсти , с одной стороны, не дают голосу «вырваться на свободу», а с другой — говорят о том, что человек защищается от мира и не желает подпускать к себе людей. Кроме того, зажимы в челюсти возникают из-за инстинктивного желания укусить, которое на деле означает подавление импульсов гнева.

Когда тело свободно от напряжений и накопленного негативного опыта, то оно волнообразно движется вместе с дыханием.

Грудная клетка — часть тела, непосредственно связанная с дыханием, и в первую очередь о напряжениях в этом месте тело говорит нам в форме различных нарушений дыхания: дыхание может быть поверхностным, частым, неравномерным, с задержками на вдохе или выдохе. Грудная клетка словно зажата и не двигается в процессе дыхания, а любые затруднения в процессе дыхания инстинктивно связаны с ощущением страха.

Дыхание — основа жизни и выражения эмоций в любой форме. Когда тело свободно от напряжений и накопленного негативного опыта, то оно волнообразно движется вместе с дыханием. Но первое, чему зачастую учится ребенок, стараясь подавить свои чувства, — это контролировать дыхание, но из-за одной стрессовой ситуации это может затянуться на целую жизнь.

Если грудь будто выпячивается, то это сигнал для окружающих о том, что им не стоит даже пытаться приблизиться к человеку. У кого-то наоборот — грудная клетка никогда не расправляется полностью, и это говорит о том, что человек подавлен и не получает от жизни того, чего она ему дает.

Еще одно кольцо мышечных зажимов располагается вокруг диафрагмы и талии и словно разделяет тело на две половины. Диафрагма — это мышца, участвующая в дыхании. Каждый раз, когда человек испытывает страх или гнев, диафрагма сокращается, а если страх становится постоянным, то диафрагма не выходит из состояния напряжения. Как следствие, дыхание становится затрудненным, и уже это явление провоцирует новую волну страха и тревоги — возникает эдакий замкнутый круг. Физиологически напряжение в диафрагме мешает притоку крови к нижней части тела — и снова рождается тревога и нарушается дыхание.

Напряжение в животе и пояснице связано со страхом нападения и с подавленными неприязнью и злостью.

Самая нижняя часть «панциря» — напряжение тазовой области — служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Здесь накапливаются претензии и обиды по отношению к самим себе, запреты на чувственные переживания, связанные с разными сферами жизни - от танцев до работы.

Основная функция любых зажимов нашего тела — организовать защиту от неудовольствия и страхов, отражение внутреннего протеста или противостояния. Если прислушаться к своему телу и преодолеть мышечные напряжения, восстановив свободу движений, можно вновь обрести весь спектр радостей жизни, совершенно по-новому ощутить свое тело, иначе посмотреть на себя и окружающий мир.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы поговорим о том, как правильно дышать, как это делают йоги. Пранаяма дыхание йогов поможет восстановить силы и улучшить здоровье. Начнём с того, что основой пранаям йоги считают дыхательный ритм, частоту ударов пульса. Все упражнения должны начинаться с полного выдоха.

Брюшной тип.

Можно выполнять стоя, лёжа или сидя. Нужно сосредоточиться на области пупка и почек. Втягиваем стенку живота с выдохом. Затем очень медленно делаем вдох. Сконцентрируем своё внимание на брюшной стенке. Она наполняется воздухом на вдохе, увеличиваясь в объёме. Нижняя часть легких также наполнится воздухом. Выдыхая носом, мы подтягиваем брюшную стенку. При данной технике неподвижной остаётся грудная клетка. Живот производит волнообразное движение и нижняя часть легких освобождается.

Польза от данной практики.

Это упражнение даёт прекрасную возможность отдохнуть сердцу, хоть на время уменьшить нагрузку на него. Нормализуется давление. Происходит массаж органов, которые находятся в брюшной полости.

Средний тип.

Также Вы можете выполнять упражнение стоя, лёжа или сидя. Но в данной практике мы должны сосредоточиться на области рёбер. Медленный выдох. Затем вдыхаем, растягивая рёбра с двух сторон. Выдыхаем носом, сжимая рёбра.

Эффект от выполнения.

Давление в сердце снижается. Происходит освежение крови, которая циркулирует в области почек, селезёнки и печени.

Верхний тип.

Таким же образом выполнять можно стоя, лёжа или сидя. Но акцентируем своё внимание уже на верхней части легких. Спокойный выдох. Сейчас выполним вдох через нос и расширяется ключичная область. Тем самым помогаем полностью заполнить воздухом верхнюю часть наших легких. Когда выдыхаем, соответственно наоборот. Мы опускаем плечи и ключицы, как будто выжимаем воздух через нос. Живот и средняя часть груди при данном упражнении остаются неподвижными.

Полное дыхание йогов.

О лечебных свойствах этой практики написаны целые тома, и все ещё оно не до конца изучено. Весь организм наполняется праной, жизненной энергией и силой. Каждая клеточка организма получает благотворное воздействие. . Восстанавливаются обменные процессы в организме. Эндокринная система начинает правильно функционировать и происходит омоложение организма.

Даже практикующие люди немолодого возраста в течение одного – двух месяцев регулярных практик, отмечают положительные изменения в своём организме. Все мы знаем, что наш организм – это целостная система, и лечить нужно не отдельно взятый орган, а в целом организм, исследуя причины. Часто медицинские препараты оказывают положительное влияние на тот или иной орган, но это следствие, а нужно искоренять причину заболевания.

Так, при расширении и увеличении сердца, одного из важнейших органов в теле человека, дыхание йогов просто творит чудеса. При правильном применении практик в сочетании с комплексом асан, сердце принимает нормальную форму и размер. Так как эта проблема является следствием неправильной работы почек или щитовидки. То есть правильное дыхание лечит лучше любой таблетки, так как оно воздействует не на какой – то один орган, а на организм в целом.

Можно привести множество примеров излечения человека с помощью пранаям Хатха йоги. И тут все предельно просто. Хатха йога действует не химическими методами, а природными, а человек – дитя природы. Поэтому он должен рассматриваться вместе с природой, а не быть отделен о неё.

Только представьте, уважаемые читатели, какую огромную пользу могут принести данные упражнения – пранаямы здоровому человеку, если они помогают даже больным. Пранаяма в переводе с санскрита означает расширение, увеличение жизненной силы. Я думаю, что мы не должны отказываться от уникальной возможности улучшить своё здоровье такими доступными и проверенными веками методами.

Техника дыхания йогов составляет основу всех других древних дыхательных практик. Последующие упражнение – это его разновидности, продолжение. Навыки правильно дышать должны стать нашим обычным способом дышать жизни, так как он созвучен с нашей физиологией. Вы почувствуете то состояние равновесия и гармонии в жизни, от которого уже трудно будет оказаться в дальнейшем.

Техника выполнения.

Можете выполнять это упражнение стоя, лёжа или сидя. Произвольно, прислушиваясь к ощущениям в теле, оживляем наше туловище переменными волнами, то есть вдыхаем и выдыхаем. Чтобы достичь равновесия, мы после выдоха начинаем медленно вдыхать носом на 8 счетов. В непрерывном движении мы учимся соединять и чередовать нижнее и верхнее дыхание.

Сначала мы выпячиваем живот, затем рёбра, потом поднимаем плечи и ключицы. Изображаем своего рода волну. Стенка живота остаётся втянутой и мы начинаем выдыхать в такой же последовательности как и вдыхали. Сжимаем рёбра,опускаем плечи и ключицы, воздух выдыхаем через нос также на 8 счетов. Можно выполнить задержку между выдохом и следующим вдохом, по времени комфортную для Вас.

Только начиная осваивать эту технику, Вы сразу же почувствуете как Ваши лёгкие полностью вентилируются. Вся нервная система успокаивается. Прана освежает все тело и наполняет его свежей энергией. Вы почувствуете как нормализуется давление. Покой и гармония в душе и теле в полной мере ощущается после выполнения этой дыхательной практики.

Вам интересно познакомится с несколькими видами пранаям?

Уджайи.

Это дыхание носом, с перекрытием голосовой щели. Получается на вдохе и на выдохе шипящий звук, как будто сопит спящий ребенок. Это дыхание удерживает внимание, на самом процессе движения воздуха.
При повышенной активности функций щитовидной железы, а также слишком возбудимым людям и при высоком давлении, не рекомендуется эта техника.

Она подходит людям с низким давлением, с пониженными функциями щитовидки, рекомендуется в комплексах для похудения. Рекомендована тем людям, которым требуется прилив энергии и бодрости. Помогает концентрации мыслей.

Капалабхати.

Выполняется стоя, лёжа или сидя. Сосредоточиваем внимание на носовых проходах. Весь ритм этой техники связан с очень активным выдохом. Выдыхаем мы быстро, при этом сокращая мышцы живота. И воздух проходит через нос с громким звуком, с силой. После этого сразу же делаем медленный вдох, заполняя воздухом нижнюю и среднюю часть легких.

Это простая, но очень полезная пранаяма для легких. Также происходит очищение носовых проходов, избавляет от насморка и изгоняет бактерии. Тело быстро наполняется жизненной энергией и бодростью. Происходит стимуляция диафрагмы и живота.

Можно делать Капалабхати отдельно через каждую ноздрю. Для этого лучше сесть и
закрыть левую ноздрю средним пальцем, при этом держа указательный палец правой руки в центре лба. Выполнить Капалабхати, воздух выпускать через правую ноздрю. Затем правую ноздрю закрыть большим пальцем. Капалабхати выполнить через левую и т.д.


Бхастрика.

Это очень мощная дыхательная практика. Лёгкие начинают работать при этой технике как кузнечные меха.
Выполнять можно в позе лотоса, которая знакома всем. Нужно быстро вдохнуть и выдохнуть 10 раз. Затем делаем вдох полной грудью и задерживаем дыхание примерно на 7 – 14 секунд. Очень медленно выдыхаем. Нужно повторить 3 раза, выполняя упражнение очень вдумчиво. Если Вы почувствуете хоть какое-то напряжение, следует сразу же остановиться.

Это упражнение очень мощно воздействует на организм. Помогает при астме, хроническом насморке, избавит от кашля, усиливается теплообмен всего тела. Противопоказано при гипертонии.
Хорошо включить Бхастрику в утренние занятия, чтобы весь день потом чувствовать себя энергичным и бодрым.

В заключение

Мы рассмотрели сегодня только несколько базовых дыхательных практик. Их существует великое множество. Но для людей, которые хотят улучшить своё состояние, вполне достаточно освоения и этих нескольких техник. Тот, кто захочет и дальше изучать эти древние методы оздоровления, может всегда обратиться к учителю – практику. Ведь все мы знаем, что когда готов ученик, приходит и учитель.

Предлагаю Вам начать осваивать эти техники н дыхания со мной 10, 11 и 12 июля 2016 года в семинаре по пранаяме «Четыре секретные техники управления дыханием» которые пройдут в рамках фестиваля Yoga & Family 2016 в Ленинградской области, подробности по

Ч тобы начать практику пранаямы, необходимо понимать, что такое процесс дыхания и как важно дышать правильно в повседневной жизни независимо от нашей деятельности.

Мы рождаемся в этот мир, наши лёгкие открываются и мы делаем первый вдох. В первые минуты жизни нам не нужна еда и вода, нам необходим только воздух! Кстати, маленькие дети дышат правильно, так как их связь с природой ещё очень сильна. У них преобладает брюшное дыхание, так как такое дыхание способствует более полному и постепенному раскрытию лёгких. Существует мнение, что мы рождаемся с определённым запасом праны, и всё будет зависеть, как мы её будем использовать. Если это будет поверхностное дыхание, в котором будет задействовано только лишь часть нашей грудной клетки, то наша жизнь будет значительно короче, чем нам было положено. Но если наше дыхание будет более медленно и спокойно, а также будут задействованы все три отдела (брюшной, грудной и ключичный), то есть вероятность продлить свою жизнь на благо всех живущих. Качество нашего дыхания напрямую зависит не только на количество нашей жизни, но и на её качество. И в этом есть здравый смысл.

Думаю, что вы не раз замечали, когда вы спокойны и умиротворены, то ваше дыхание ровное и глубокое. Но, как только, мы попадаем в стрессовую волнительную ситуацию, наше дыхание как будто замирает, мы дышим либо очень часто и поверхностно, либо совсем забываем дышать. Что сразу же сказывается на нашем организме не в лучшую сторону. В современном обществе стало нормой постоянно испытывать стресс и негативные эмоции, такие как гнев, страх, ненависть, зависть, жадность. Мы порой даже не замечаем, как сливаемся с этим негативом, а если и замечаем, то считаем, что мы не в силах что-то изменить в лучшую сторону. Даже в домашней обстановке мы действуем по привычной схеме и не можем переключиться. При неправильном поверхностном дыхании мы принуждаем наш организм работать на износ, страдает пищеварительная, нервная и кровеносная системы. А если у вас уже есть заболевания в дыхательной системе, такие как астма, бронхит, туберкулёз, то это только ухудшит ваше здоровье.

Поэтому есть смысл научиться дышать правильно, задействовать все отделы наших лёгких и самое важное довести такое дыхание до автоматизма. В большинстве случаев, чтобы правильное дыхание стало нашей привычкой, нам придётся заново учиться дышать и в течение большого количества времени ещё постоянно «отстраивать» его. Но такая концентрация очень полезна не только для нашего физического здоровья. Когда мы так отслеживаем наше дыхание, мы приводим в порядок все системы организма. Здесь идёт работа на трёх уровнях: на физическом, психическом и ментальном. А разве это не гармония, к которой мы все так стремимся?! Поэтому практики йоги и люди, которые пытаются заниматься самосовершенствованием стараются постичь эту науку о дыхании, называемой Пранаямой.

В системе йоги, которую оставил нам в дар уважаемый Патанджали, существует восьмиступенчатый путь развития. Эта идеальная карта, которая даёт нам ориентиры и указывает направление, чтобы мы не сбились с нашего пути. Так вот, Пранаяма, согласно «Йога-сутрам», является четвёртой ступенью. Чтобы мы могли качественно практиковать Пранаяму, нам необходимо начать с первых 3-х ступеней, которыми являются Яма и Нияма (внешние и внутренние правила поведения), а также Асана (определённые

положения тела). Кратко расскажу, почему так важно начинать именно с Ямы и Ниямы. Если вы будете жить в ладу со своей природой и окружающим миром, всю ту дополнительную энергию, которую вы наработаете с помощью асан и пранаям, будет идти на благо не только вашего развития, но и на окружающий вас мир. Если по внутренним (нияма) или внешним (яма) причинам у вас будут возникать противоречия, то накопленная энергия начнёт, в лучшем случае, разрушать вас, а в худшем, всё ваше окружение. Следующая ступень – это Асана, которая является для нашего времени очень важной составляющей, так как она воплощает собой форму и действие, и поэтому нам она более понятна и близка. Асаны позволяют нам почувствовать своё тело, а также движение энергии в нём. Практикуя их, мы восстанавливаем своё физическое здоровье, что позволяет начать разбираться с более высокими уровнями нашего сознания. На уровне практики Асаны мы очень тесно взаимодействуем с Пранаямой, так как наше тело не может жить без дыхания. В этом гармоничном союзе мы начинаем отслеживать, как мы дышим, помогая нашему телу выполнять определённые положения и действия. Так мы определяем свой тип дыхания или другими словами привычку дышать определённым образом.

Существуют разные определения и мнения, что такое Пранаяма. Одно из таких мнений, что слово «пранаяма» состоит из двух слов ‒ «прана» и «яма», что означает дословно «управление или контроль дыхания». Другие делят слово «пранаяма» ‒ на «прана» и «аяма», что означает «праническая ёмкость». Но ни в том, ни в другом случае ошибок нет, так как, скорее всего, это следствие перевода данного слова с санскрита, который может увеличивать количество звуков по сравнению с русским языком. Пранаяма ‒ это способ увеличения и накопления энергии, для дальнейшего её преобразования в более тонкую. Практика пранаямы в йоге подразумевает сознательное управление потоком жизненной силы в процессе дыхания за счёт контроля параметров дыхания (глубина, частота, соотношение времени выдоха и вдоха, ёмкость лёгких после полного вдоха и полного выдоха).

Достичь точного понимания, что представляет собой прана, очень затруднительно, так как прана не имеет формы, цвета, запаха или звука. Это похоже на электроэнергию, которую мы не видим, но так как она приводит в действие другие механизмы, мы определённо уверены, что она есть. Это не воздух и не кислород. Даже если мы научимся задерживать дыхание на длительный промежуток времени (с помощью специальных практик), наша жизнь не прервётся, так как прана внутри нас и никуда не уходит, она сохраняет нашу жизнь. Но если мы лишимся праны, то нам не прожить даже секунды.

Прана имеет две природы: на уровне макрокосмоса и микрокосмоса. Имея макроскопическую природу, прана называется Махапрана. Это универсальная, космическая энергия, из которой проявляются все живые существа. Космическое проявление праны в теле человека представлено кундалини, которая находится в муладхара чакре. Считается, что в кундалини, которая изображается в виде спящей змеи, таится весь космический опыт, от творения нашего мира до его распада, и потому её называют атма шакти или универсальной энергией. И каждый из нас обладает этой энергией, но только в очень спящем состоянии. И если, кому-то удаётся пробудить и поднять эту космическую энергию до высших центров, то этот человек поистине достигает самой наивысшей ступени йоги – самадхи.

На уровне микрокосмоса, а именно в нашем теле прана проявлена в пяти основных энергиях или вайю: апана, самана, прана, удана и вьяна. Апана вайю отвечает за более низкие земные потребности нашего организма (но, тем не менее, очень важные), такие как ‒ выделительные (очистительные) процессы и деторождение. Самана вайю находится в центре живота, а точнее в области пупка и чуть ниже грудной клетки, отвечает за процессы пищеварения в нашем организме. Прана вайю расположена в грудном отделе и регулирует, главным образом, всю дыхательную систему. Удана вайю находится в шейной и лицевой части нашего тела, она сокращает мышцы при глотании, при произнесении звуков, регулирует сокращение мышц лица. Также Удана вайю отвечает за творчество, мышление и связь с Высшим. Вьяна вайю окружает наше тело со всех сторон, отвечает за движения наших конечностей и осуществляет взаимодействие с другими вайю. Также существуют второстепенные вайю, например вайю, которые отвечают за кашель и чихание (кркара), икание и отрыжку (девадатта), моргание и слёзотечение (курма), зевота (нага) и процессы, которые происходят в процессе старения и после смерти нашего тела (джанамджайя).

Прана расположена в пранической оболочке, которая имеет более тонкую природу. Эта оболочка такой же формы, что и физическая оболочка, но при этом в ней расположены энергетические сети или каналы, которые называются нади. По этим каналам течёт прана или энергия. По разным источникам, в теле человека имеется от 72 000 до 350 000 нади, которые распределяют прану по всему телу. Выделяют три наиболее важных нади в теле: ида нади, пингала нади и сушумна нади. Они ориентировочно располагаются вдоль нашего позвоночника. Ида и пингала нади представляют левую и правую стороны нашего тела. Они выражают такие качества как женское и мужское начало, гибкость и сила, пассивность и активность, луна и солнце. Их пересечение в определённых точках образуют энергетические центры ‒ чакры. Сушумна – это центральный канал, по которому поднимается энергия кундалини. Энергия в этом канале начнёт пробуждаться и подниматься лишь в том случае, если ида и пингала будут полностью очищены. Пока этого не произойдёт, у нас поочерёдно будет активизироваться либо пингала, либо ида нади. Чакры мы не можем увидеть на нашем физическом теле, так как они находятся в тонком теле, но их приблизительное расположение возможно определить с помощью знания о расположении наших внутренних органов. Если рассматривать чакры снизу вверх, то это: муладхара чакра, свадхистана чакра, манипура чакра, анахата чакра, вишудхи чакра и аджна чакра. Соответственно, чем выше вибрация праны, тем в более высоком центре она будет накапливаться.

Чтобы нам получать прану, как мы уже выяснили, нам необходимо дышать и делать это правильно. Тот тип дыхания, который мы используем более часто, будет влиять на все наши оболочки (физическая, праническая, ментальная, духовная). Таким образом, управляя своим дыханием, мы напрямую воздействуем на свой ум и получаем возможность контролировать свои мысли.

Пранаяма ‒ это процесс управления не только вдохами и выдохами, но ещё и задержками дыхания. Считается, что если вы можете на очень длительное время задерживать дыхание, то значит, эту ступень йоги вы уже освоили полностью. Процесс дыхания напрямую взаимодействует с мозгом и центральной нервной системой. Также дыхание отчасти связано с гипоталамусом ‒ мозговым центром, который отвечает за наши эмоции.

Если дыхание неправильное, хаотичное, прерывистое, тогда оно посылает в этот центр такие же импульсы и, тем самым, способствует порождению неадекватных реакций организма. Кроме того, в слизистой оболочке носовых путей есть участки, которые связаны с определёнными внутренними органами. Если, в результате неправильного дыхания, идущие от носа импульсы аритмичны, эти органы реагируют тоже аритмично, постепенно приходя в расстройство и посылая, в свою очередь, в мозг нерегулярные импульсы, что вызывает ещё большую дисгармонию и дисбаланс. При задержке дыхания происходит приостановка движений нервных импульсов в различных частях тела, благодаря этому мы можем напрямую влиять и держать под контролем активность нашего мозга. Чем дольше мы сможем задерживать дыхание, тем больше получается разрыв между нервными импульсами и реакциями, которые они вызывают в мозгу. Чтобы лучше понять, как это действительно работает, то просто задержите дыхание, и попробуйте о чём-то подумать. Я думаю, что долго вы это делать не сможете. Когда вы будете без воздуха, вы просто не сможете думать, а если начнёте думать, то не сможете больше задерживать дыхание. Если ваша задержка будет длительной, то вы почувствуете, что такое быть в состоянии «не ума». Длительная практика пранаямы позволяет нам продвинуться к следующим более высоким ступеням йоги. Когда мы освоим пранаяму полностью, то пингала нади полностью очистится и энергия достигнет аджна чакры. Из аджна чакры поступит сигнал в муладхару чакру и тогда произойдёт пробуждение великой праны.

Приступая к такой серьёзной практике как пранаяма, дабы избежать негативных последствий, необходимо всегда помнить о правилах безопасности. Чтобы практика пранаямы была безопасной необходимо соблюдать определённые правила:

2. Главное правило, не только касательно пранаям, но и других практих йоги, так это постепенность, регулярность и плавный переход от простого к сложному. Не поощряйте своё эго. Учитесь здраво оценивать свои силы и возможности!

Перед тем как осваивать различные типы дыхания, нам необходимо научиться дышать правильно, то есть задействовать все три отдела: брюшной (диафрагма и передняя стенка живота), грудной (грудная клетка) и ключичный (плечи и ключицы). Такое дыхание называется Полным йоговским дыханием. Чтобы освоить такое дыхание можно поочерёдно дышать каждым отделом, начиная с живота, а затем постепенно соединяя эти виды дыхания. Полное йоговское дыхание гармонизирует весь организм и научит вас правильно дышать, что подготовит вас к более сложным техникам пранаям. Когда вы освоите данную технику Полного йоговского дыхания, ваше тело и лёгкие будут готовы практиковать другие виды пранаям, а также увеличивать время вдохов, выдохов и задержек дыхания. К длительным задержкам дыхания можно переходить, когда вы в совершенстве овладели дыханием без задержек. Так, если вы будете чувствовать сильную гипоксию, то ваш организм будет не укрепляться, а тратить свои ресурсы на его восстановление, что только подорвёт ваше здоровье. Из-за гипоксической нагрузки выполнять более сложные пранаямы необходимо постепенно и дозированно, когда тело без лишнего напряжения, вдох и выдох ровные, плавные, а задержки не приносят сильного дискомфорта.

Самое важное в практике пранаямы – это регулярность, а не количество времени практики. Можно начинать с 5 минут каждый день, постепенно увеличивая время, и при этом достигнуть невероятного успеха в практике. И ещё немало важно, выбрать себе одну пранаяму, которая на данном этапе вашего развития для вас более эффективна, чем практиковать всё и сразу.

3. Когда мы практикуем задержки дыхания, то нашей целью должно быть успокоение, а не его остановка. Мы не должны это делать через большое усилие или чрезмерное напряжение. Так как при подавлении вдоха и выдоха мы можем вывести из строя нашу систему движения энергии в теле, что приведёт к дисбалансу в дошах, а как следствие, это может привести к серьёзным заболеваниям. Если после практики вы испытываете следующие состояния: чувство тревоги, повышенное сердцебиение, бессонница, звон в ушах, головокружение, то стоит пересмотреть технику выполнения пранаямы либо просто упростить её.

4. В практике пранаямы важную роль играет нос, поэтому необходимо следить за его здоровьем и чистотой.

Нос оказывает непосредственное влияние на наше состояние (физическое, эмоциональное, умственное и духовное). Слизистые оболочки носа пронизаны многочисленными нервными волокнами, которые связаны нервными окончаниями напрямую с гипоталамусом и лимбической системой. Благодаря такой связи, она способна реагировать на различные состояния (стресса, радости, напряжения, расслабления и т.п.).

Чтобы привести в порядок и поддерживать здоровье носовой полости можно воспользоваться помощью шаткарм (очистительных техник), таких как джала нети, сутра нети, а также практикой определённых асан (например, комплекс сурья намаскар). А также необходимо придерживаться правильного питания и здорового образа жизни. Такой подход позволит не только практиковать пранаяму должным образом, но и гармонизировать наш организм в целом.

5. Каждая фаза дыхания должна контролироваться сознательно, будь то вдох, выдох или задержка. Выдох не должен быть резким и прерывистым. Мы должны стараться как можно больше удлинить выдох, но при этом не форсировать вдох. При выдохе необходимо задействовать межрёберные и брюшные мышцы, выталкивая оставшийся воздух. После выдоха сделать секундную задержку, чтобы вдох был автоматическим. Если выдох не получается сделать медленно и спокойно, то задержка дыхания была слишком большой.

6. Начинающим практикам пранаямы необходимо знать, что количество воздуха, вдыхаемого в лёгкие, не влияет на длительность задержки дыхания. То есть, это не значит, что если мы вдохнём больше воздуха, тем дольше сможем не дышать. Наш организм будет протестовать на столь не физиологичное вмешательство. Намного эффективнее практиковать короткие задержки (4-5 секунд), постепенно их увеличивая, не испытывая при этом сильного дискомфорта. Учитесь слушать себя и ваш организм, и он вам обязательно подскажет оптимальный вариант!

7. Когда вы практикуете пранаяму либо другие практики йоги, то также важным является ваша концентрация и внимание именно на этой деятельности. Если вы будете думать о чём-то другом и выполнять всё на автомате, то вы получите намного меньше пользы от такой практики. Лучше будет сократить время практики, но быть полностью погружённым в неё. Ещё важно, если ваша практика начинает даваться вам легко, то есть доходит до определённого автоматизма, то имеет смысл усложнить её.

8. Любые дыхательные упражнения нельзя практиковать сразу после еды (в животе не должно ничего мешать), а также когда очень голодны, так как при излишнем усердии можно вызвать нарушение мозгового кровообращения, да и ваши мысли точно будут не о пранаяме. Если вы чувствуете сильный голод, то можно выпить чашку травяного чая с мёдом или молока. Начинать практиковать пранаяму лучше через 3-4 часа после приёма пищи. Такой разброс во времени обусловлен разной скоростью переваривания различной пищи, а также особенностью строения пищеварительной системы каждого отдельного человека. Принимать пищу после практики можно через тридцать минут.

9. Есть рекомендация, что практиковать пранаяму следует не только регулярно, но в одно и то же время и даже в одной и той же асане. Если по каким-то причинам вы не можете практиковать ту же пранаяму, что вы практиковали ранее, то в этом нет никакой проблемы. Вы можете выбрать другую, наиболее подходящую вам именно на данный момент, ведь цель пранаямы успокоить и гармонизировать вас. Мы не всегда прибываем в одном и том же состоянии, поэтому и энергия наша постоянно меняется, главное научиться это чувствовать и грамотно использовать те инструменты, которые предоставляет нам йога.

10. Практиковать пранаяму рекомендуется либо после асан, либо разделять практику асан и пранаям на разное время дня. Строгих правил, когда практиковать пранаямы, утром или вечером нет. Всё будет зависеть от ваших особенностей, возможностей и от желаемого вами эффекта от пранаямы. Если у вас большие планы на день, то вам потребуется активизирующая практика, идеальным вариантом будет начать своё утро с динамической практики асан (например, сурья намаскар) и энергичных (заряжающих энергией) пранаям (например, бхастрика). Вечером после напряжённого и активного дня рекомендуется такие виды дыхания, как Полное йоговское дыхание, Апанасати пранаяма, Нади шодхана пранаяма. Такие пранаямы способны помочь преобразовать негативную энергию в более позитивную и благостную, а также успокоить свой ум перед сном.

11. Если ваше дыхание стало тяжёлым, и вы не можете убрать напряжение при выполнении пранаямы, то следует заменить практику пранаямы на другую практику йоги, на которую вы способны в данный момент.

12. Практику пранаямы всегда нужно оценивать не только со стороны духовного продвижения, но также и обращать внимание на физическое состояние. Если практика выполняется неверно, это может порождать напряжение лицевых мышц, беспокоить ум и способствовать болезням. Симптомами такой практики будут являться раздражительность, тяжесть и беспокойство.

От практики пранаямы нужно отказаться при физическом недомогании, особенно при болезнях сердца, повышенном или пониженном давлении, при высокой температуре теле (больше 37), при перегреве и переохлаждении, при выраженной лекарственной интоксикации, при физических травмах, сопровождающиеся болью, а также при головной и зубной боли. Пранаямы строго противопоказаны при психических расстройствах в периоды обострения. Очень осторожно нужно подходить к практике в период выздоровления после воспаления лёгких, после любых серьёзных травм вашего тела, когда вы были обездвижены на большое количество времени. В этом случае пранаяма может, как помочь вам восстановиться, так и ухудшить ваше состояние.

Пранаяму запрещено выполнять людям с заболеваниями крови (лейкемия, тромбозы и тромбофлебиты, гемофилия, нарушение кислотнощелочного равновесия), после тяжёлых черепно-мозговых травм, перенёсшим воспаление мозга, тяжёлые сотрясения и ушибы, при повышенном внутричерепном и глазном давлении, дефектах диафрагмы, отслоении сетчатки, хроническом воспалении среднего уха.

13. Курение, алкоголь и наркотики не совместимы с практикой пранаямы.

14. Все пранаямы выполняются, соблюдая принцип Ахимсы, то есть без насилия над собой!


Все школы йоги согласны с тем, что дыхательная практика расширяет границы сознания. На этом единодушие заканчивается: каждая из школ дает свою трактовку техники пранаямы.

Пранаяма – это сердце йоги. Однако подходов к практике контроля дыхания великое множество. Во многих школах еще до освоения асан в занятия включаются довольно сложные техники пранаямы - Капалабхати (быстрое диафрагмальное дыхание) или Диргха Свасам (трехчастное глубокое дыхание). В некоторых традициях пранаяма считается настолько тонкой и продвинутой практикой, что к ней не рекомендуется приступать, пока ученик не освоит перевернутые позы и наклоны.

В чем же заключаются особенности разных подходов к пранаяме в самых известных школах йоги? Давайте разберемся.

Интегральная йога

Движение и медитация

В традиции Интегральной йоги, основанной Свами Сатчиданандой, практику пранаямы включают во все классы. Обычно занятие начинается с выполнения асан, потом идет практика пранаямы, затем медитация в положении сидя. Такой порядок не случаен: во время выполнения асан объектом медитации становится тело, во время практики пранаямы – дыхание и тонкая энергия, которая течет внутри нас. Погружаясь в более глубокие слои сознания, мы приближаемся к конечной цели йоги - познанию природы своего истинного Я.

В начальных классах обучают таким техникам пранаямы, как Диргха Свасам, Капалабхати и Нади-Суддхи (так в системе Интегральной йоги называется поочередное дыхание ноздрями). Во время выполнения пранаямы Диргха Свасам ученики дышат медленно и глубоко, представляя, как во время вдоха легкие наполняются воздухом снизу вверх, при этом сначала расширяется область живота, затем середина и верхняя части грудной клетки. На выдохе ученики наблюдают, как воздух постепенно уходит из легких – теперь уже сверху вниз. В конце выдоха мышцы живота необходимо слегка втянуть, чтобы полностью освободить легкие. Адепты этой школы считают, что такое трехчастное глубокое дыхание – основа всех техник пранаямы: так вы можете вдохнуть и выдохнуть в семь раз больше воздуха, чем при обычном дыхании, а значит, в семь раз больше кислорода и в семь раз больше праны, чем при поверхностном дыхании.

В традиции Интегральной йоги техника Капалабхати включает множество циклов быстрого дыхания, во время которого воздух с силой выталкивается из легких за счет интенсивного втягивания мышц живота. Начинают обычно с 15 циклов дыхания, постепенно увеличивая это количество до нескольких сотен. В Нади-Суддхи пальцами правой руки сужают сначала одну ноздрю, потом другую. Начинают с выдоха и вдоха через левую ноздрю, затем через правую, повторяя этот цикл несколько раз.

На более продвинутых уровнях в пранаяму включается задержка дыхания и осваивается Джаландхара-бандха (горловой замок). Иногда ученикам предлагают включать в свою практику визуализацию исцеления: они представляют, как со вдохом вбирается неограниченное количество праны – чистой, исцеляющей, божественной энергии, а с выдохом уходят все токсины, нечистоты, проблемы.

Крипалу-йога

Чувствительность и осознанность

Традиция Крипалу также предполагает практику пранаямы в самом начале пути. Однако здесь дыхательные упражнения могут выполняться как до асан, так и после них. Иногда уроки начинаются с 10-15-минутной пранаямы, чтобы ученики могли успокоить ум. Кроме того, дыхательные упражнения развивают чувствительность, позволяя лучше осознавать возможности своего тела в практике асан. В традиции Крипалу-йоги пранаяма почти всегда выполняется в положении сидя с закрытыми глазами. На начальном уровне не уделяется особого внимания бандхам.

Одно из основных положений Крипалу-йоги в том, что, развивая чувствительность тела, мы можем больше узнать о процессах, которые происходят в подсознании, и техника дыхания играет здесь важную роль: чем глубже мы дышим, тем больше чувствуем.

Во время выполнения поз концентрация на дыхании сохраняется. В начальных классах ученики получают точные инструкции, когда делать вдох и выдох во время практики асан. В более продвинутых классах учатся наблюдать, как та или иная поза меняет рисунок дыхания и какие ощущения сопровождают эту перемену. Затем в практику асан вводят мягкую форму Удджайи-пранаямы (Победоносное дыхание).

На начальном уровне отдельно от асан изучают трехчастное глубокое дыхание (техника схожа с той, которую используют в рамках Интегральной йоги), Удджайи-пранаяму и Нади-шодхану (поочередное дыхание ноздрями). Осваиваются азы дыхания Капалабхати, начиная с 30-40 дыханий. По мере того как ученики продвигаются в освоении практики, количество циклов и скорость дыхания увеличиваются. Более сложные виды пранаямы вводятся только на высоких уровнях практики, в качестве руководства ученики используют учебник “Хатха-йога-прадипика”, в котором описаны тонкости восьми практик пранаямы.

Аштанга-йога

Единство действия, дыхания и внимания

В традиции Аштанга-йоги последовательности асан всегда сопровождаются Удджайи-пранаямой. Считается, что ритмичная техника дыхания разжигает внутренний энергетический огонь, исцеляя тело и наполняя его теплом. Дыхание Удджайи помогает уму сконцентрироваться и успокоиться. Удджайи-пранаяма выполняется вместе с Мула-бандхой (корневым замком) и Уддияна-бандхой (абдоминальным замком), которые направляют дыхание в верхнюю часть грудной клетки.

Пранаяма практикуется также и в положении сидя. В традиции Аштанга-йоги существуют последовательности, включающие шесть различных техник пранаямы. Они осваиваются постепенно, и каждая новая строится на основе предыдущей. Их начинают осваивать после трех-пяти лет практики асан.

Первая техника дыхания - это дыхание Удджайи с добавлением задержки в конце выдоха (Бахья кумбхака), а затем в конце вдоха (Антара кумбхака). Полный цикл выглядит так: три дыхания Удджайи без задержки, три дыхания Удджайи с задержкой на выдохе, три дыхания Удджайи с задержкой на вдохе. Мула-бандха и Уддияна-бандха выполняются на протяжении всей практики. Джаландхара-бандха добавляется при выполнении задержки на вдохе.

При выполнении второй техники задержки после вдоха и после выдоха включают в каждый цикл дыхания. В третьей технике добавляется поочередное дыхание ноздрями. Четвертая предполагает практику Бхастрики – быстрого, энергичного диафрагмального дыхания, близкого к дыханию Капалабхати, практикуемого в Интегральной йоге. Более продвинутые практики строятся на четырех предыдущих и являют собой еще более сложную модель.

Йога Айенгара

Точность, тонкость и сила

В начальных классах школы Айенгара практика сосредоточена на выравнивании тела в асанах. Вход в асану и выход из нее сопровождается вдохом или выдохом (например, прогибы выполняются на вдохе, а наклоны вперед и скручивания - на выдохе), но, пребывая в асане, вы вряд ли услышите что-то о дыхании, за исключением призыва: «Дышите!».

Пранаяму выполняют отдельно от асан. Считается, что ученик готов переходить к пранаяме только после того, как научится глубоко расслабляться в Шавасане (позе Мертвеца), сохраняя при этом ум спокойным и одновременно наблюдательным. Методика преподавания строится по принципу «подойдите, посмотрите»: в классе учитель сам демонстрирует движение тех областей грудной клетки, которые должны вовлекаться в каждую фазу дыхания.

Изучение пранаямы начинают в положении лежа, с опорой под голову и грудную клетку: так проще сфокусироваться на дыхании, не отвлекаясь на необходимость поддерживать правильное положение тела. Сначала ученики просто наблюдают за дыханием, за его ритмом и структурой. Затем вводится дыхание Удджайи - сначала на выдохе, а потом на вдохе. В этой технике сначала включается в работу область нижних ребер, затем – средних и в конце – верхняя часть грудной клетки. Живот остается пассивным. Даже на выдохе ученики должны следить за тем, чтобы грудная клетка не оседала и оставалась широкой. На ранних стадиях практики также осваивают Вилома-пранаяму, где вдохи и выдохи прерываются задержками дыхания. Эта техника учит направлять его в отдельные участки грудной клетки и работать с каждым моментом дыхания в отдельности.

Обучая пранаяме в положении сидя, учителя школы Айенгара придают большое значение правильному выстраиванию позы. Особое внимание уделяется также Джаландхара-бандхе, которая должна удерживаться на протяжении всей дыхательной практики, чтобы избежать нагрузки на сердце. На более высоких уровнях в практику Удджайи и Виломы включают Кумбхаку (задержку дыхания), а также начинают осваивать технику Нади-шодхана (поочередное дыхание ноздрями). До тех пор пока ученик не достигнет самых высоких уровней практики, Мула-бандха и Уддияна-бандха даже не упоминаются.

Вини-йога

Персональный подход

Школа Вини-йоги, созданная Т. Кришнамачаром и его сыном Т.К.В. Десикачаром, рассматривает дыхание как фундамент, на котором строятся все остальные практики. Даже во время выполнения асан главный объект внимания – взаимосвязь дыхания и движения позвоночника, которые сопровождаются вдохом или выдохом. Иногда учеников просят изменить длину выдоха по отношению ко вдоху или даже на короткое время задержать дыхание в позе. По мере повторения движения в асане рисунок дыхания иногда меняют: например, если поза выполняется 6 раз, первые два раза выдох может длиться 4 секунды, следующие два раза - 6 секунд, а последние два – 8 секунд.

Научившись управлять дыханием в асанах, можно приступать к освоению дыхательных техник. Обычно пранаяму практикуют в положении сидя – иногда даже на стуле, но те, кто не может поддерживать позвоночник ровным, могут практиковать и в положении лежа. Длительные задержки и бандхи вводятся только на продвинутых уровнях.

Во время вдоха обычно расширяют сначала верхнюю часть грудной клетки, затем среднюю, потом область нижних ребер и, наконец, область живота. Учителя Вини-йоги считают, что расширение сверху вниз помогает углубить дыхание.

Вини-йога предполагает индивидуальный подход, поэтому строго установленной последовательности техник пранаямы не существует. Например, если у вас упадок сил, вам предложат один вариант, при высоком кровяном давлении - другой.

Кундалини-йога

Мудры, мантры и дыхание

Запад узнал о Кундалини-йоге благодаря Йоги Бхаджану. В рамках этой школы дыхательные упражнения включены во все классы наряду с асанами, пением мантр, медитацией и другими техниками, цель которых – освободить энергию, сконцентрированную в основании позвоночника. Здесь используют сложные техники пранаямы, а дыханию уделяется больше внимания, чем точности движений. В Кундалини-йоге дыхание так же важно, как и поза, и пранаяма очень часто вплетается непосредственно в практику асан. Например, выполнение Дханурасаны (позы Лука) может сопровождаться быстрым дыханием – вдох через рот, выдох через нос.

Важный элемент Кундалини-йоги – это Дыхание Огня, быстрое диафрагмальное дыхание, аналогичное тому, которое в других традициях называется Капалабхати. В обычном классе Дыхание Огня может практиковаться в течение нескольких минут отдельно от асан или сопровождаться повторяющимся комплексом движений.

Также изучается поочередное дыхание ноздрями и техники, в которых делается упор на длинном, глубоком дыхании. Крийи (очищающие практики), мантры (священные звуки) и мудры (особое положение рук) совмещены с различными дыхательными практиками. Считается, что комбинация этих техник “заряжает” дыхание и способствует более глубокой медитации: само по себе дыхание – это физическое упражнение, но, когда вы дополняете его другими компонентами, изменения происходят быстрее, чем во время пранаямы в положении сидя.

Неотъемлемая часть традиции Кундалини-йоги – работа с чакрами (энергетическими центрами). Ученики представляют, как дыхание зарождается в нижних трех чакрах в основании корпуса, чтобы поднять прану – жизненную энергию – из самого источника.

Вне практики пранаямы просят учеников дышать легко и расслабленно, позволяя животу расширяться на вдохе и направляться к позвоночнику на выдохе. «Йогой занимается множество людей, но даже немногие из опытных учеников умеют правильно дышать», - говорит преподаватель Кундалини-йоги Гурмукх Каур Кхалса. «Они дышат как придется. Практика в целом может быть неплохой, но не приносит желаемого результата. Большинство из нас вдыхает больше, чем выдыхает. Нужно менять эту модель и учиться отдавать больше, чем мы берем. Дыхание – лучший в мире целитель».

На распутье

Многообразие подходов к пранаяме отчасти объясняется различной трактовкой древних текстов. Например, в Йога Сутрах Патанджали сказано, что удлинение выдоха помогает успокоить ум, но нет детального описания техники.

«Люди по-разному понимают этот сжатый, лаконичный текст, а практикуют в соответствии со своим толкованием», – говорит Йогананд, учитель Крипалу-йоги. «Йога – настолько мощная практика, что подчас приносит результат независимо от того, какой путь избрали адепты. Кто-то скажет: «Я делал так, и все получилось – значит, я прав», другой возразит: «Я делал все совершенно наоборот, и тоже сработало, так что прав я». В итоге основывается множество различных школ, и в этом нет ничего плохого, ведь каждый человек имеет свой собственный, отличный от других, опыт».

Некоторые западные учителя советуют быть очень осторожными, осваивая пранаяму. Когда ученик не очень хорошо подготовлен, классические дыхательные упражнения могут разрушить естественную структуру дыхания.

«Большинство людей приходят в йогу с многочисленными блоками и скованным дыханием, и пранаяма может еще больше усугубить существующие проблемы, - говорит Донна Фархи, учитель йоги и автор книги The Breathing Book (Henry Holt, 1996). – Но чаще всего техника дыхания начинает осваиваться слишком рано и зачастую еще больше укореняют бессознательные силы, являющиеся причиной неправильного дыхания». Каждая из перечисленных традиций предлагает особый, со своей точки зрения правильный путь. Учителя дают нам проверенные годами инструкции, но мы должны использовать свой опыт и проницательность, чтобы определить, какой подход работает лучше. Каждому из нас предстоит самостоятельно решить, какой из методов приближает нас к легкости, равновесию и внутреннему спокойствию.

Пранаяма - это контролируемые йогические дыхательные упражнения, которые способны быстро увеличить нашу энергию, снять стресс, улучшить умственную ясность и физическое здоровье.

Что это такое?

Слово пранаяма состоит из двух частей:

    «прана » определяется древней индийской системой йоги как жизненная сила, дыхание, поддерживающее тело. Прана представляет собой универсальную жизненную силу или энергию, которая отличает живых от мертвых, и течет через тысячи тонких энергетических каналов, которые называются «нади» и энергетические центры, называемые «чакрами».

    «яма », что означает контроль или регулирование, удлинение.

Известно, что дыхание – жизненно важный процесс в организме человека, который начинается во время рождения и останавливается при смерти. Посредством дыхания кислород доставляется всем частям, органам и клеткам организма. Максимальное время, которое человек может выжить без кислорода, составляет около 4 минут. Все метаболические процессы требуют кислорода. Кислород - это жизнь, жизненная сила, и эта жизненная энергия называется праной.

Считается, что правильное и глубокое дыхание может освободить от болезней. Обычно дыхание подразумевает вдох (пурака) и выдох (речака), но дыхание пранаяма включает в себя также задержку дыхания (кумбхака).

Древние тексты говорят, что сохранение воздуха увеличивает уровень праны (энергии) в теле, а также регулирует поток пранической энергии через тело. Таким образом, пранаяма помогает удалить болезни, а также может замедлить процесс старения организма.

Источники праны


Мы получаем прану из дыхания, пищи, отдыха.

В свежих продуктах больше праны, чем в консервированных, замороженных или неживых продуктах. Считается, что вегетарианская пища обычно имеет высокую прану, а мясо, будучи мертвым, обладает низкой или даже отрицательной праной.

Спокойное, ясное состояние ума, хорошее и радостное настроение также способствуют накоплению праны.

Однако самым прямым и непосредственным источником праны является дыхание – и, когда наше дыхание останавливается, мы умираем. Далее, мы рассмотрим как тот или иной способ дыхания оказывает сильное влияние на то, как мы себя чувствуем.

Для начала простое упражнение, которое вы можете попробовать сделать прямо сейчас и оценить изменения в ощущениях. Пока вы идете, сделайте медленный вдох длиною за пять шагов, затем медленно выдыхайте на пять шагов. Повторите цикл 2 раза, и вы почувствуете себя, как минимум, успокоенным.

Польза упражнений

Правильная практика пранаямы приносит гармонию между телом, умом и духом, делая человека физически, умственно и духовно сильным.

Пранаяма даёт больше, чем простое осознанное дыхание с использованием определенных ритмов:

    успокаивает ум, уменьшает уровень тревог и забот;

    улучшает концентрацию, очищает восприятие происходящего и изучаемого;

    увеличивает энергию в теле, способствует позитивному настроению;

    повышает иммунную систему;

    омолаживает тело и ум;

    может замедлить процесс старения;

    пранаяма – основная ступень к практике медитации.

В текстах «Хатха-йога-прадипика» говорится: «Когда нервы очищаются с помощью пранаямы, наблюдаются следующие эффекты: тело становится стройным и светящимся, разгорается внутренний огонь; слышно звучание Глубины; достигается великолепное здоровье».

В научном исследовании 2002 года «Влияние дыхание на генерацию эмоций» обосновывается зависимость эмоций и дыхания. Так, установлено, что искусственно-воспроизводимое дыхание, соответствующее эмоциям раздражения, злости, грусти (неглубокое дыхание – кислород не проходит дальше грудной клетки) или наоборот, счастья и радости (дыхание плавное, размеренное и глубокое), фактически создает соответствующие эмоциональные состояния внутри человека.


Пранаяма работает по этому принципу. Мы можем фактически трансформировать наши эмоциональные состояния! Учитывая, насколько сложно контролировать эмоции, использование определенных методов,для преобразования подавляющих и отрицательных эмоций, становится мощным инструментом для улучшения благополучия и внутреннего покоя.

Таким образом, пранаяма обладает удивительной способностью успокаивать тревожный ум и одновременно оживлять усталое тело.

Практика йогического дыхания

Перед изучением дыхательных упражнений пранаямы рассмотрим дыхание с физиологической точки зрения. Этот процесс плавным образом включает в себя две операции, а именно: вдыхание и выдох.

В процессе дыхания пранаямы задействуется диафрагма, межреберные мышцы грудной клетки. Такое диафрагмальное дыхание называется вертикальным дыханием и считается более эффективным и глубоким, его также называют дыхание животом.

Обычно человек дышит только грудью, и такое дыхание является неглубоким и задействует только грудной отдел, то есть половину внутренней полости организма, более того, такое неглубокое дыхание посылает сигнал в мозг о том, что «что-то не так».

Обычный человек совершает в минуту 15-20 циклов дыхания (вдох-выдох) – это соответствует уровню тревожности (хотя для современного человека такое перманентное состояние возбужденности становится уже нормой), практикующие йоги 5-10 циклов, а продвинутые йоги могут совершать всего 2-3 цикла дыхания в минуту.

В йоге дыхания – пранаяме, необходимо эффективно задействовать диафрагму, чтобы получать больше кислорода не прилагая больше усилий. Диафрагма связана с сердцем, печенью, селезенкой, поджелудочной железой. Активное движение диафрагмы повышает эффективность функционирования этих органов.

В аюрведе (древне-индийская наука о здоровье и долголетии), дыхание (пранаяма) рассматривается как важный источник поддержания огня (агни) в теле, который необходим для нормального функционирования внутренних органов, и в частности, кровообращения и пищеварения (практика пранаямы положительно влияет при лечении ожирения, об этом мы расскажем в отдельных статьях на нашем сайте).



  • Разделы сайта