Маленькая девочка про пользу спорта мотивация. Как мотивировать ребенка на занятия спортом? Все, что нужно знать о спорте

Мотивация, равно как и волевые качества, формируются продолжительное время. Проблемы их воспитания должны решаться еще на этапе начальной спортивной подготовки. По неофициальным данным, полученных в результате опроса практикующих детских тренеров, в первые два года спортивной подготовки до 40% юных спортсменов прекращают занятия по причинам личного характера, среди которых ведущее место занимает отсутствие (или снижение) мотивации к занятиям спортом.

На основе изучения работ отечественных и зарубежных психологов, в которых раскрываются общие вопросы мотивации и мотивационной сферы личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.) и вопросы мотивации спортивной деятельности (А. П. Нечаев, А. Ц. Пуни, Г. Д. Бабушкин), можно сделать вывод, что личностные качества, деятельность тренера имеют определяющее значение для формирования у детей устойчивой мотивации к занятиям спортом, особенно на этапе начальной подготовки.

Путь к эффективному обучению, результативной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе действий, можно разработать эффективную систему методов тренировочной деятельности.

Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься спортом, но и придают занятиям субъективный, личностный смысл. Спортсмены, занимаясь одним и тем же видом спорта, выполняя одинаковые по сложности и интенсивности тренировочные нагрузки, нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, придают различное значение своим нагрузкам.

Особенно важно уделять внимание формированию устойчивых мотивов к занятиям спортом на начальной стадии спортивной подготовки, т. к. в этот период основными особенностями мотивации являются недостаточная осознанность потребностей, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость различных способов их удовлетворения . По многочисленным свидетельствам тренеров, именно в этот период наблюдается наибольшее количество случаев прекращения детьми регулярных тренировок по причине отсутствия мотивации к ним. Это определяет необходимость в особенном внимании тренеров к формированию мотивации занятий спортом у детей на начальном этапе подготовки.

По мнению А. Л. Попова в основе мотивов чаще всего лежит социально значимый опыт человека, привлекающий спортсмена возможностями проявления физической активности, коррекции психических или физических недостатков, общения с группой сверстников, познания своих возможностей, освоения «модного» вида спорта. Характерной особенностью мотивации этого периода является незначительная осознанность потребностей, лежащих в основе этих мотивов, великое разнообразие и нестойкость способов их удовлетворения, а также готовность к их быстрому изменению . По сути, все мотивы этой стадии направлены на определение того, является ли спортивная тренировка необходимой и желаемой для данного человека.

Дальнейшее развитие мотивов связано с устойчивостью занятий избранным видом спорта, достижением определенных успехов в нем, расширение специальных знаний и навыков. Для того чтобы предотвратить «отсев» занимающихся на начальной стадии спортивной подготовки, тренеру необходимо знать наиболее значимые для воспитанников факторы, служащие мотивом их спортивной деятельности.

Для выявления структуры мотивации детей к занятиям спортом и причин, по которым они начинают и прекращают занятия, был проведен констатирующий эксперимент среди учащихся 4-7 классов. Исследование включало в себя: беседу, анкетирование и обработку результатов. Школьникам была предложена анкета: один вариант для занимающихся спортом и другой вариант для тех, кто прекратил занятия, причем в вопросах закрытого типа разрешалось выбирать несколько вариантов ответа.

Проанализировав ответы респондентов, выяснилось следующее: основными причинами, по которым дети начинают заниматься спортом, являются:

  • А) потребность в двигательной активности (нравится бегать, прыгать, захотелось играть в футбол и т. д.)
  • Б) совет друзей
  • В) желание родителей.
Однако, среди мотивов, по которым дети продолжают заниматься спортом, такой фактор, как потребность в двигательной активности, переместился на 5 место. Кроме того, из содержания бесед следует, что дети не считают занятия спортом единственным способом удовлетворения этой потребности, среди предпочитаемых видов активного отдыха школьники назвали: побегаю на улице с друзьями, поиграю в футбол во дворе...

Основными мотивами занятий у детей являются:

  • А) общение с друзьями (хорошие отношения в коллективе) ;
  • Б) отношение к тренеру;
  • В) содержание тренировочной деятельности (нравится этот спорт, люблю соревнования, интересно и т. п.)
  • Г) внетренировочные факторы (экскурсии, праздники и т. д.) .
Внетренировочная досуговая деятельность занимает важное место в представлениях детей об «идеальной» жизни спортивного коллектива. Помимо этого, среди рекомендаций к способам разнообразия спортивной жизни было следующие: на занятиях не только тренироваться, но еще и играть, устраивать побольше соревнований.

От отношения юных спортсменов к тренеру существенно зависит, будут ли они дальше продолжать занятия спортом.

Среди характеристик, привлекающих детей в личности тренера, наиболее значимыми являются: доброта, понимание, внимание, вежливость. Большое значение имеют личные беседы с занимающимися. Также дети отмечают такие характеристики как активное участие в тренировочном процессе (он сам здорово показывает примеры, устраивает нам соревнования и т. п.) , организация досуговой деятельности (ходит с нами в походы, устраивает чаепития по праздникам и. т. д.) .

От вида спорта, которым занимаются (занимались) школьники, не зависят ни мотивы занятий, ни причины прекращения занятий, ни причины, по которым дети могли бы прекратить занятия спортом.
Из содержания проведенных после анкетирования бесед следовало, что досуговая деятельность как внетренировочный фактор используется тренерами явно недостаточно. Занимающиеся смогли привести в среднем 2-3 примера таких мероприятия. При этом сами походы, праздники, экскурсии являются для детей чрезвычайно яркими и значимыми событиями их спортивной жизни.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

  • А) чаще всего по собственному желанию прекращают занятия дети в первый год, что определяет особую важность закрепления у школьников мотивации к спортивной деятельности именно в этот период;
  • Б) основными мотивами занятий спортом (помимо интереса к самому виду спорта) у детей на этапе начальной подготовки являются: общение с товарищами, положительное отношение к тренеру, внетренировочные факторы;
  • В) чтобы общение для детей было значимым на мотивирующем уровне, необходим благоприятный психологический климат в коллективе. Отношение к тренеру определяется его личностными качествами (понимание, доброта) и поведением (вежливое обращение, поступки) ;
  • Г) в первые годы структура мотивации детей к занятиям спортом является универсальной для всех видов спорта (хотя для этого требуются дополнительные исследования) ;
Для формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом у детей на этапе начальной спортивной подготовки тренеру необходимо:
  • повышать эмоциональную насыщенность занятий, актуализировать положительные эмоции юных спортсменов. Радость и удовольствие - одни из наиболее значительных факторов привлечения детей в спорт и продолжения занятий;
  • активизировать досуговую деятельность учебно-тренировочной группы, организовывать тематические или спонтанные беседы, экскурсии, праздники и т. д.
  • заботиться о создании благоприятного психологического климата в коллективе путем создания атмосферы взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска, проявления терпимости к ошибкам и неудачам. Детям необходимо, чтобы каждый мог показать свои способности, ощутить собственную значимость, необходима публичная оценка достигнутого спортсменами успеха;
  • уделять внимание эффективному общению с детьми, развивать коммуникативные способности, проявлять доброту, внимание и уважение.
Насыщенность и информативность общения влияет на характер взаимоотношений тренера и обучающихся и, в конечном счете, на силу и устойчивость мотивации детей к занятиям спортом.


Литература

  1. Нечаев А. П., Психология физической культуры, М., 1960
  2. Общая и спортивная психология под ред. Г. Д. Бабушкина, Омск: СибГУФК, 2004
  3. Психология физического воспитания и спорта под ред. Т. Т. Джамчарова, А. Ц. Пуни, М.,1979
  4. Попов А. Л. Спортивная психология: учебное пособие для вузов, 2 изд., М., Московский психолого-социальный институт, 1999.

Успешность детей заключается не только в хороших оценках и школьных достижениях. Также очень важно, чтобы они имели крепкое здоровье. А для этого необходимо поддерживать хорошую физическую форму и регулярно заниматься спортом.

Как привить ребенку интерес к спортивным занятиям, расскажет 4mama .

1. Определяем цели.

Чтобы мотивировать ребенка к занятиям спортом, для начала необходимо выяснить для чего именно это надо ему и вам. Если у ребенка, например, имеется лишний вес, он очень быстро устает, не может выполнять школьные нормативы на физкультуре и над ним из-за этого в школе смеются, то ему просто необходимо улучшить свою физическую форму и посетить занятия с тренером, который разработает индивидуальную программу персонально для него.

Если же вы видите у своего чада предрасположенность к каким-то конкретным видам спорта, то здесь уже может быть совершенно другой подход. Обсудите с сыном или дочерью, хотят ли они серьезно заниматься тем или иным видом спорта и на что они готовы пойти ради настоящего успеха и Олимпийских наград. Перспектива получения Олимпийского золота - одна из самых сильных мотиваций для спортсменов.

2. Лучший пример - собственный.

Если родители всегда занимались и продолжают заниматься спортом, делают по утрам зарядку, совершают пробежки, посещают фитнес-центр, то вероятность того, что ребенок унаследует такое же отношение к физическим нагрузкам, очень высока.

Поэтому, если вы еще не посещаете тренажерный зал или групповые спортивные занятия - самое время копить абонемент и себе, и ребенку. Тем более что многие фитнес-центры предлагают семейные клубные карты по выгодной цене.

3. Поощрения и награды.

Если ребенок не особо горит желанием заниматься спортом, то можете попробовать с ним разработать систему наград и поощрений. Это, конечно, не самый лучший способ мотивации, но при грамотном подходе может дать отличные результаты.

Договоритесь, что за то или иное достижение ребенок будет получать от вас какую-то награду. Это может быть небольшой подарок раз в неделю или раз в месяц, или же поход куда-то всей семьей.

4. Альтернатива спортивным занятиям.

В случае, если ребенок категорически не желает посещать спортивные секции, возможно стоит отвести его на какие-либо активные занятия. Такие, как например, танцы, вокал или театральная студия.

Быть может великолепно смоделированной фигуры у вашего ребенка в таком случае и не будет, но при этом немалую физическую нагрузку он непременно получит, что поможет ему держать себя в форме. При этом у него появится возможность раскрывать в себе многие таланты и реализовывать накопившуюся энергию и свой потенциал.

Надеемся, что наши советы помогут привлечь вашего ребенка к спортивным занятиям. Но помните, лучше всего все показывать на собственном примере.

Спорт – не просто веселое времяпрепровождение после садика или школы. Медики утверждают, что регулярные физические нагрузки являются самым простым путем к крепкому детскому здоровью, эмоциональной устойчивости и позитивному настрою в целом. Поэтому задача родителей – привить малышу любовь к спорту. Сам ребенок вряд ли ринется покорять спортивные вершины, его необходимо мотивировать.

Направляем, а не заставляем на спортивном пути

Спортивный кругозор ребенка не очень широк, поэтому родители должны оказать посильную помощь в выборе полезного увлечения. Не следует излишне настаивать на определенном виде спорта. Ребенку лучше рассказать обо всех возможных вариантах, а решение он должен принимать только сам. В сферу последующих обязанностей родителей войдут:

  • покупка красивой и удобной экипировки;
  • организация регулярных посещений тренировок;
  • поездки на соревнования.

Выбранное спортивное увлечение должно укладываться в рамки семейного бюджета. Ребенку будет обидно прощаться с любимым занятием, потому что финансовые возможности родителей исчерпались. По ссылке http://health-you.ru/kak-podruzhit-rebyonka-so-sportom/ можно прочесть о том, как правильно и ненавязчиво скорректировать спортивные интересы малыша.

Личный пример действует заразительно и положительно

Но что делать, если у ребенка не вызвало интереса ни одно из предложений спортивных секций? Не стоит опускать руки, выход из этой ситуации тоже есть. Спорт – понятие очень многогранное, и он не обязательно должен включать регулярные занятия в специализированном учреждении. Детям важна физическая активность в любом своем проявлении – прогулки, активные игры, пробежки и т. д.

Лучший способ мотивировать ребенка к физическим нагрузкам – личный пример родителей. Никакие лекции о пользе спорта, рассуждения о том, как упражнения укрепляют мышцы и кости, не подействуют. Родители сами должны дома или на улице личным примером показать, как нужно заниматься.

Практика показывает, что охотнее всего дети приобщаются к спорту через катание на велосипеде. Совместные выезды могут стать доброй семейной традицией выходного дня. Не менее удачным стартом легко станут походы в бассейн, на скалодром, в батутный центр, каток или ролледром. Ребенок должен почувствовать, насколько это круто – владеть в совершенстве своим телом и физическими возможностями.

Здравствуйте.
Хочу услышать мнения и советы по поводу мотивации ребенка к занятиям спортом.
Я сама спортсменка в прошлом, и хочу привлечь детей к спорту. Вопрос о дочке, ей 6 лет. Уже год она ходит на карате.

Перед тем, как записаться в секцию, я нашла для нее ролики на ютьюбе, показала, как занимаются детки, рассказала о единоборствах, о том, что ей дадут занятия. В общем, шла она с удовольствием.
Через некоторое время она стала отказываться. Причина - тяжело. Но в той группе занимаются другие дети такого же возраста, и для них программа более облегченная. И я не знаю ни одного вида спорта, в котором можно развиваться, не преодолевая напряжение, усталость, потерю интереса. Я разговаривала каждый раз с дочкой, объясняла, рассказывала о своих занятиях и достижениях. О том, что для результата должно пройти время. Еще боялась, что если она начнет и бросит, то этот алгоритм запишется в подсознании: начинаю - становится тяжело - бросаю.

Прозанималась дочка год. Тренер ее хвалит. У них для деток распечатывают такие интересные бланки для оценок - где по итогу занятия выставляются оценки-значки, особое поощрение - наклейки. Это выглядит мило и красочно, и в некоторой мере тоже мотивирует детей. У дочки обычно высокие оценки, мы дома всегда интересуемся, вместе радуемся.

И вот сейчас я уехала на три недели, и дочка без меня посетила два занятия и бросила.
Тут надо сделать отступление о нашем папе - он у нас очень добрый и хороший, и позволяет детям все, что они хотят. Мультики целый день, бутерброд вместо обеда, ложиться когда сами решат, и, конечно, зачем заставлять ребенка заниматься спортом, если он не хочет. Вместо тренировки дочка сидит перед телевизором с мультиками, а папа в соседней комнате за закрытой дверью сидит перед компьютером. Пока я с ним обсуждаю стратегию - он на словах соглашается, и не вмешивается, пока я занимаюсь всеми вопросами с детьми. Но без меня он просто позволяет все, что они хотят. Еще я с детьми делаю каждое утро зарядку, без меня сейчас они тоже ее не делают.

Дополнительно скажу, что альтернативы пока нет. Для ее возраста у нас есть карате и бальные танцы. Но на танцах, во-первых, и так переполнено девочками и не хватает мальчиков, во-вторых, я тоже занималась танцами раньше, и там была неприятная конкурирующая и завистливая атмосфера, а на карате как раз очень сплоченная и дружная группа, они вместе ездят на отдых, сборы, соревнования, общаются вне занятий; в третьих - дочка сама не хочет на танцы, ее уговаривает на это занятие бабушка регулярно. И еще: я не ставлю целью профессиональный уровень в спорте. Моя цель - привычка к регулярным занятиям, чтобы они стали неотъемлемой частью жизни.

И вот у меня некоторое сомнение. Я не сомневаюсь в том, что когда вернусь, то поговорю душевно с дочкой, с примерами, с объяснениями, и смогу уговорить заниматься дальше (в детстве меня мама просто заставляла что-то делать, и я принципиально сопротивлялась, а папа уговаривал и убеждал - и это работало, и я стараюсь делать так же, как папа). Но правильно ли это? Не проявляю ли я насилие? Но ведь ей скоро в школу, и это начнется продолжительный период сидячего образа жизни.. Кто как считает?

От автора:
Меня часто спрашивают как я «убеждаю» или «договариваюсь» со своими детьми чтобы они ходили на тренировки. Дело в том, что я никого не убеждаю, у детей всегда есть выбор - идти или не идти (и за два с половиной года наших занятий таких «да, я совершенно точно знаю, что сегодня не пойду» было, может, раза четыре, у всех троих).

Но было много случаев наоборот, когда с температурой, больные, эти дети, как какие-то сектанты рвались в зал, как будто нет на свете дел важнее. А самое страшное наказание в самом зале - отстранение от тренировки или выполнения определенного упражнения.

Еще они любят прийти пораньше и негласным правилом хорошего тона, а также поводом для гордости, у них считается уйти попозже, вообще позже всех. Тренер для них -самый большой авторитет на свете, они ловят каждое слово и тренерские подарки для них самые драгоценные. Сейчас им 12, и почти по 8 лет и они намного взрослее, самостоятельнее, целеустремленнее и, мне кажется, счастливее, чем была я в их возрасте.

Я подумала о том, как мы пришли к такому состоянию дел, когда дети сами добровольно рвутся в зал, где тяжело тренируются по 4, а иногда и по 5 часов, где на них могут накричать и сделать больно, когда готовы не опуская рук трудится над каким-то элементом, который может не получаться месяцами… ну и вообще в состоянии трудиться самостоятельно, даже когда рядом никого нет и не сачковать. Разумеется, таких детей готовыми «не выдают» .

И происходящее результат некоторой «политики партии», проводившейся на протяжении этого времени.

Принцип первый, самый главный - это дело должно быть таким, которое нравится и ребенку и родителям.

Если дело не нравится, ну не лежит к нему душа - ничего не получится. Например, старшие дети занимались карате несколько лет, и ходили на занятия с деловитой печалью маленького существа, у которого выбора все равно нет (да, тогда в нашей семье было так). Мне казалось, что карате это важно. Детям казалось, что бить друг друга это не правильно. И за почти три года, что мы отзанималсиь там - их мнение не изменилось. Они получили синие пояса с желтыми нашивками. Спорт не увлек их. То есть если это что-то такое, что только нравится родителям, а мнением ребенка никто особо не интересуется (распространенный сценарий с музыкальными школами), то вариант «стерпится-слюбится» может и не прокатит.

Но важно еще и вот что: если родитель сам не увлечется тем, что полюбил ребенок, то детская незрелая психика может легко «сдуться» при первых неудачах. Любое занятие имеет свои радостные и темные стороны. Гимнастика, например - это так красиво, а вот растяжка - это так больно. Маленькая девочка может очень хотеть стать гимнасткой и очень не хотеть терпеть боль. Задача родителя - быть рядом если не на самих тренировках, то реально быть в теме в общем, показывать, что «я с тобой», это важно и интересно для него. Вдвоем идти интереснее, особенно по незнакомой дороге. А если это дело такое, что у взрослого ну совсем душа не лежит - ребенок может скиснуть (… ну раз родителям это не важно, то мне и подавно …)

Принцип второй - плавный старт. Никакой человек не выдержит моментального погружения в тренировочный режим профессионального спортсмена. Дети первого года учатся просто ходить на эти занятия, а что на них там происходит - уже не так важно Когда мы только начали - дети занимались три раза в неделю по полтора часа и этого было как раз достаточно. Иногда мне казалось, что так мало времени прошло, мы только расслабились - а тут снова тренировка… и это было всего лишь 4,5 часа в неделю. А сейчас их бывает и 27. Мы начали с цирковой студии, детям понравилось. Бывает так, что амбициозные родители приводят детей в серьезную группу, мол «мы очень серьезно настроены», там они начинают пахать и просто перегорают - тяжело, ничего не получается, нам за остальными детьми не угнаться никогда и т.д. Прежде чем развить скорость, нужно разогнаться, и в нашем деле разгон должен быть плавным. Мы наращивали обороты на протяжении многих месяцев. Когда начались ежедневные тренировки в спортивной группе, мы б не выдержали, если бы полгода не занимались до того в цирковой студии. Детей сперва отпускали через два часа и я не представляла, как выдерживают дети, которые тренируются по 4-5.

Принцип третий - у каждого свой путь и своя скорость. Мои трое детей, которые тренируются у одного тренера, в одной группе - совершенно разные. Старшая дочка одарена данными, силой, но часто ей не хватает драйва и настойчивости. Она - грустная бледная принцесса. Вторая дочка - маленький трактор. Я бы написала «тупой» трактор, но так о детях нельзя, а особенно о своих. Она не одарена данными, ей с трудом даются новые элементы, выучить танцевальную связку - вообще кошмар. Но она фантастически работоспособна и очень любит то, чем занимается.

Чтобы ее «запустить» в работу нужны совсем другие рычаги, чем у старшей. Еще у нас есть младший мальчик. Будучи братом-близнецом маленького трактора, он стал ее антиподом, скажем так. Мальчик четко знает свои границы комфорта, занимается ровно столько, сколько ему комфортно и тренеры быстро приняли позицию «ненасилия» по отношению к нему. Пока он где-то на полтора года отстает от сестер по умениям. Но мы все почему-то верим в его большое будущее.

Просто именно этому мальчику нужно время , чтобы проявить себя, раскрыться. Если бы не его сестры, я не знаю, хватило бы у меня терпения водить его каждый день на тренировки, на которых он делает процентов десять от того, что мог бы. Ведь на фоне остальных детей - этот мальчик самый отстающий. Но это не главное - ведь ему нравится то, чем он занимается. Он не готов работать, как остальные, но вообще тренировки ему по душе. И это - главное!

Принцип четвертый - выбор есть всегда. Меня часто спрашивают «а вот если они решат бросить?… тебе не жаль будет потраченного времени?». Во-первых, это время - очень качественное, это прекрасное время. И мы ходим на тренировки не только для того, чтобы в будущем чего-то достичь, а потому что это классно. Как поход в кино, например. Но, с другой стороны, если мы тренируемся там, где есть всякие соревнования, то, конечно, хочется, чтобы исход этих тренировок привел детей к призовым местам. Об этом все помнят. А если захотят бросить я сделаю вот что: попрошу их подумать как следует о своих партнерах, которых они бросают на полпути. О тренерах, которые может имеют какие-то планы на них, верят в них и по-своему любят. И все взвесить еще раз: проблема, ведущая к уходу лежит в сфере спорта, в сфере отношений, в сфере личных умений-неумений и тд.

Дальше мы поговорим о том, что могло вызвать такое решение. Моя младшая дочь сказала что «на акробатике ей больше нечего делать» когда их разлучили с сестрой, с которой они весьма неплохо выступили в паре и она осталась без состава. Мы пришли к выводу, что это не «акробатика плохая», а так сложились обстоятельства, и бросить сейчас будет очень тупо, когда все только началось.Мы обсудили то, что ее личное мастерство не зависит от партнера рядом и есть много чего, что она может освоить самостоятельно. Дочку успокоил этот разговор. Вообще дети доверяют мне, они знают, что я на их стороне и никогда не скажу «нет, потому что я так решила». Мы много говорим про их тренировки, мы с мужем знаем по именам всех детей в группе, и это занятие стало частью нашей семьи в некотором роде. Не просто место, куда дети ходят тренироваться.

Принцип пятый - помогаем с первой победой. Я считаю, единственный период, когда на новобранца можно жестко наезжать (родителям, в смысле, можно - у тренера это работа каждого дня:), прессовать и не оставлять выхода кроме как стараться - это начальный этап, перед первыми соревнованиями.

«Неообстрелянные» дети не умеют навыка работать и стараться в принципе. Представьте лицо типичного сколиозного школьника, отводящего взгляд от планшета «что-о-о-о-о-? рабо-о-о-о-отать?».

Важно понимать, что это бой не с человеком, а бой с ленью.

Мои были точно такими же. Я бесконечно благодарна нашим первым тренерам из цирковой студии, которые сказали что мои дети, которые ходили туда три месяца чтобы потусоваться, не готовы работать и в этом кружке им делать нечего. Вот тут-то мы за них и взялись. «Вы хотите продолжать?» Они хотели. «Вы расстроитесь если вас выгонят?» Они расстроились. И тогда мы договорились с ними, что мы их подтянем до уровня той группы, но будем действовать как надо, а не как может быть им привычно и приятно. Ведь игра стоит свеч? Можно подписать контракт с ребенком, кстати. Чтобы было ясно - ЭТО имеет четкие временные границы. Скажем - месяц. Первые дни домашних тренировок были адом - я стояла за дверью и слушала как воют дети, которых Дима учил кувыркаться. Они выли от офигения, от протеста, от того, что вся их суть не хотела прилагать усилия. Но спустя пару недель они научились кувыркаться вперед, назад, делать «колесо» и стали уже сами вприпрыжку бежать на занятие.

Нам было важно пробить этот барьер, сломить силу притяжения и вывести их на новую орбиту.

Да, можно было махнуть рукой - кувыркаться назад сложно. На шпагат садиться больно. Это не наше. Но в любом деле так - оно сперва кажется сложным, а потом появляется столько радости, когда дело получается!

Я видела много детей, которые отказывались идти на тренировку потому что им казалось, что они просто никогда не смогут так. Зачем браться. Потому тренеры так орут иногда на детей - мол, не смей сомневаться, ленивый мешок с костями, ты сможешь! И они могут.

Принцип шестой - поддержка самых маленьких достижений. Парадоксальным образом, чем больше ребенка хвалишь - тем больше он работает. Должна быть точка опоры, когда весь мир против тебя - судьи, соперники, все только и ждут, кода ты оступишься.

Потому теплый, честный родительский тыл так важен.

Я никогда не ругаю детей за то, что у них что-то не получается, хотя было множество таких ситуаций, как в анекдоте, про «не плач девочка, у тебя голова не квадратная» У нас правило - радоваться любой, самой крошечной победе. Многие родители боятся перехвалить детей, испортить их - но дело в том, что дети не останавливаются, когда достигают одной какой-то победы, им нужно двигаться дальше, наращивая количество побед. Потому похвалой их не испортишь.

Принцип седьмой - не все сразу и всему свое время. Мой старший сын пока еще не нашел дело, которым он готов заниматься сутки напролет. То есть нашел, но нам нужно еще прийти к разумному консенсусу - чтобы его хобби обрело структурированную форму с профессиональной огранкой. Ему 15 и я считаю, что все еще впереди. Старшая дочка поменяла более десяти кружков от танцев до зоологии, прежде чем неожиданно для всех укоренилась на акробатике. Ей было 11 лет, когда она, совершенно не подготовленная, не растянутая, пришла в спорт, где принято начинать лет в 6. Но в 6 лет она была совсем другим человеком, ей было просто рано.

Принцип восьмой - там, где хороший тренер. У нас на дорогу уходит где-то два с половиной - три часа в день. Мы ездим через весь город и это, порой, выматывает. Конечно, есть секции и поближе. Но даже если вдруг наша группа переедет еще дальше и неудобнее - мы продолжим ездить, потому что все начинается с тренера. Мне кажется, если нужно будет - мы даже переедем в другой город. Очень важно, чтобы дети любили своего тренера, доверяли ему.



  • Разделы сайта