Бесконтактное карате хорошево. О бесконтакном каратэ. Лучше быть, чем казаться! Киокушинкай - идеальный вариант для любого возраста


Около двух тысяч лет насчитывает история корейских боевых искусств. Начало ей было положено в эпоху Трех государств (I-VII веках). В те времена на Корейском полуострове располагались три королевства: Когуре, Силла и Пэкче. Каждое из них славилось своей системой боевой подготовки. Сильное влияние на развитие и формирование боевых искусств оказала китайская традиция. Для обозначения всего комплекса боевых корейских искусств, неслучайно используется термин «квонбол», что аналогично китайскому «цюаньфа», в переводе на русский язык означающего «кулачный бой».

Тэквондо.

В наше время существуют три федерации тэквондо: ИТФ, ВТФ и ГТФ. ИТФ и ГТФ мало чем отличаются друг от друга по технике и наиболее приближены к замыслу создателя тэквондо Чой Хон Хи. Но тот вид тэквондо, который сегодня становится олимпийским видом спорта, это именно ВТФ. Как ни прискорбно, основателю этого боевого искусства придется подстраивать свое детище под врага и конкурента – ВТФ, иначе не будет ни славы, ни денег. Мы постараемся вкратце рассказать вам что это такое, это тэквондо ВТФ.

Достоинства:

    1. Тэквондо отличается простотой техник и их небольшим количеством. Система упражнений отработана до мельчайших деталей. Движения построены так, что инструктор в состоянии контролировать одновременно сто и более человек. Тэквондо – система, разработанная для армии, и создателям удалось добиться того, чего хотели.
    3. Это контактный бой, удары наносятся по всем частям тела и по голове. Поединок, как и реальный бой не прекращается после удачно нанесенного удара.
    4. В соревнованиях учитывается сложность приемов, что является стимулом для развития спортсменов и техники боя.

Недостатки:

    1. В угоду зрелищности, техники тэквондо сильно упрощены. В спортивных состязаниях допустимы только те приемы, которые не представляют опасность для соперника, а в реальном бою неэффективны.
    2. В спортивном тэквондо запрещены удары по ногам, подсечки и отражающие удары по бьющим ногам противника, все удары наносятся лишь по верхнему уровню. То есть самые эффективные удары находятся под запретом.
    3. В соревнованиях большую оценку получают удары ногой, прыжки и повороты, чем удары рукой. Это приводит к деградации техники, превращая ее из боевого искусства в некий танец с прыжками и пируэтами, а простейший удар кулаком игнорируется. Блоки не изучаются вовсе, так как не дают баллов на состязаниях. Таким образом, даже чемпион тэквондо будет банально избит в уличной драке.
    4. Нокауты в тэквондо бывают крайне редко, да и больше напоминают несчастный случай. А виновата опять же, погоня за баллами. Пять слабеньких ударов оцениваются выше, чем один концентрированный.
    5. В нынешнем тэквондо не рассматриваются техники работы с оружием и техника боя с несколькими противниками. Учитывая все вышеперечисленное, об этой системе можно говорить только как о виде спорта, но не как о боевом искусстве.

Заключение.

Тэквондо – это вид спорта. Как любое единоборство, красиво, эффектно, но совершенно бесполезно со своими безвредными приемами против опытного бойца, ограниченной тактикой и закулисной возней. Если хотите получить навыки боя, лучше займитесь боксом, а нынешнее тэквондо больше напоминает фигурное катание, чем боевое искусство.

Каратэ ВУКО.

Этот вид бесконтактного каратэ преподается в традициях четырех основных школ: Шотокан, Годзю-рю, Сито-рю и Вадо-рю. В нашей стране – это одно из самых старых боевых искусств. Можно вспомнить про самбо и дзюдо, но они относятся к спортивным дисциплинам. Каратэ имело изначально другие основы: занятие для себя и виртуозное искусство драки. Первые каратисты до роговых мозолей набивали кулаки и верили в то, что одним ударом могут убить. Правда, соревнования и боксеры их в этом разубедили. По правилам соревнований каратэ запрещено доводить удары до цели. То есть, если удар состоялся, то спортсмен будет дисквалифицирован. Доходило до абсурда, когда победителями в соревнованиях становились сообразительные спортсмены, умеющие вовремя подставиться под удар. То есть, ударивший удалялся с соревнований, а пострадавший признавался победителем. Чем это должно было закончиться, наверное, всем понятно. Из всего арсенала ударов руками остался только прямой, ногами – боковой, дуговой и прямой. О блоках вообще говорить не приходится, они не выжили. А о перемещениях помнят только фанаты. Поэтому, в смешанных соревнованиях, в которых принимали участие представители разных стилей, каратист был предсказуем, его можно было пресечь, да и просто набить ему морду, что и делали боксеры, самбисты и прочие. Но у бесконтактного каратэ есть и свои достоинства.

Достоинства.

    1. Эти каратисты изучают ката, оттачивая культуру движений. Пусть сэнсеи за семью печатями хранят смысл этих движений, но увлеченный спортсмен все равно может сам докопаться до него, а значит и восстановить для себя в первоначальном виде это боевое искусство.
    2. Умение избить противника не считается достоинством, из этого вытекает то, что ни боксеры, ни вольники, ни самбисты не возьмут медалей на соревнованиях по каратэ. И это не может не радовать.
    3. В школах каратэ делается упор на физподготовку с ярко выраженной направленностью. После занятий в школе каратэ вы сможете легко заниматься любым боевым искусством, так как уже получили необходимые основы.
    4. Каратэ продолжает по праву считаться боевым искусством, оно постоянно развивается и сохраняет свою популярность.

Недостатки:

    1. Полное пренебрежение техниками самообороны. Отсутствуют броски, характерные для вадо-рю, встречные блоки, характерные для годзю-рю, захват из техники Шокотан. Куда делись техники боя с оружием? Ведь это все есть в каратэ, но почему-то не изучается. Настоящие боевые приемы в соревнованиях запрещены, броски тоже, блоки вообще не учитываются.
    2. По каратэ издано много литературы, но рекомендации скудны и сводятся к изучению пресловутого «вертикального положения корпуса», которое делает невозможным эффективность удара и вложение в него силы, также как и уклонение от атаки противника.
    3. Необходимость вертикально держать корпус может привести к проблемам в поясничном и грудном отделах позвоночника. А упражнения из годзю-рю, направленные на напряжение мышц ануса и таза, в конечном итоге приведут к развитию геморроя.
    4. Правила соревнования и принцип одного удара, который бьет наповал, свели на нет умение каратистов бить сериями и тактика боя больше напоминает фехтование: дотронулся и отскочил. Каратисты не только не в состоянии причинить ущерб противнику, но и сами не защищены от серийных ударов.

Заключение:

Бесконтактное каратэ – хороший вид спорта, но прежде всего, для того, чтобы изучить ката. Поэтому лучше найти индивидуального тренера и заниматься с ним только ката, отрабатывать движения до автоматизма. Если заниматься этим вдумчиво, то можно открыть в каратэ много скрытых возможностей.

Контактное каратэ.

Началом контактного каратэ можно считать кекусинкай, и по сей день оно не вышло за пределы этой школы. Кажется странным, что контактный удар не разнообразил технику, а даже истребил остатки любой тактики. Чтобы одержать победу, спортсмену нужно иметь бочкообразную грудь и железные бедра, тогда он может не обращать внимания на прямые удары противника, его лоу-кики, нацеленные в середину груди. Боковым ударам руками каратистов не учат, использовать локти запрещено, а ниже пояса вообще неприемлемо. Удары ногами по голове противника эффективны лишь на дистанции кулака. Прыжки и всякие фокусы, как и ката, можно встретить лишь в показательных выступлениях, для других целей их знать необязательно. Поэтому, если вам позволяет здоровье и вы успешно изучили технику «активного долбления», то титул чемпиона вам обеспечен. Дайдо-дзюку – всего лишь умение кекусиновцев бить противника по физиономии, а Асихара-каратэ – научить их бороться. Однако, эти довески к технике не приживаются, так как не вписываются в обычный рисунок боя. Потому они и продолжают наносить удары в середину груди и лягают соперника лоу-киком, чтобы хоть как-то применить технику ног. И кто же при этом побеждает? Правильно! Тупой и толстый. Но, тем не менее, достоинства у контактного каратэ тоже имеются.

Достоинства:

Этот вид боевых искусств способствует постоянной и планомерной закалке тела. При правильной и серьезной подготовке каратист может без вреда для здоровья перенести практически любой удар в корпус. Это немаловажно, так как не существует людей, в которых нельзя попасть. Разница лишь в том, что одни после попадания падают, а другие могут дать сдачи. Так вот, вторые – это как раз каратисты-контактники.

Хапкидо.

Можно выделить следующие особенности боевого искусства хапкидо.

1. Все корейские боевые искусства, о которых мы упомянули выше, имеют общую базу – хапкидо, арсенал приемов у них один и тот же, отличаются они только деталями и но и очередностью изучения техник. Например, школа Кук-суль больше ориентирована на удары руками и головой, Хваранг-до – на технику боя короткой палкой, Хведжонг-мусуль – на сложную и разнообразную технику ног. Но наиболее приближенной к старым канонам считается Кук-суль, которая не отождествляет себя с хапкидо.

2. Нынешние мастера хапкидо и похожих стилей делают ставку на показательные выступления. Их доход состоит из семинаров, учебных фильмов, занятий с учениками. Многие федерации вообще отказались от спарринга. Поэтому аттестация в них очень упростилась. Известны случаи, когда высокие почетные даны присваивают лицам, занимающим большие государственные посты или имеющим достаточные суммы денег, но которые при этом не имеют представления о боевых искусствах. То есть корейские боевые искусства в наше время в большинстве своем имеют коммерческую направленность.

Кроме того, читайте на сайте:

Бесцеремонные просьбы. Как на это реагировать?

Как вы реагируете на такие просьбы? Я занимаюсь хэндмэйдом. Сшила очередную сумку и фото разместила на mail.ru и тут мне пишет девушка: (цитирую) "привет лена, выкройку самой простой сумки можно…

Жизнь требует движения

Аристотель

О школе

В процессе обучения мы стараемся использовать весь опыт, накопленный веками стараниями великих мастеров, взять лучшее. Не замыкаться рамками конкретного спорта, ограниченного правилами и запретами. Спорт в чистом виде ведет к выхолащиванию смысла боевого ИСКУССТВА, утрате его понимания.

Китайцы говорят: "Ушу и есть вся жизнь". Соревновательный процесс может занять лишь маленький промежуток в Вашем Пути. Наша цель - воспитать физически крепких и морально здоровых членов нашего общества.

В процессе тренировки внимательно наблюдаем и корректируем занимающихся, учитывая физическую форму и возраст каждого. Нет ставшей уже привычной для нашей повседневной жизни суеты и гонки на результат. Еще раз повторю: главная цель - ЗДОРОВЬЕ!!! (во всех аспектах понимания этого слова).

Обучаем не только определенным навыкам самообороны, но и общению, правилам поведения в обществе.

Тренировочный процесс затрагивает все функции умственной и физической деятельности человека. Развивает сообразительность, память, концентрацию внимания, а также координацию тела, гибкость, подвижность суставов и крепость связок. При систематических занятиях повышается сопротивление организма болезням, уменьшается возможность получения травм. Взрослые и дети становятся более физически и эмоционально устойчивы, быстрее восстанавливаются.

Специально для детей нами разработаны развивающие игры.

Занятия обычно проводят два инструктора, что позволяет более детально и эффективно проводить обучение.

Первое занятие бесплатно для детей! Ждем Вас!

РУКОВОДИТЕЛИ КЛУБА:

Цой Павел Николаевич и Ушакова Анна Николаевна

Школа - как само понятие термина в каратэ,
ушу - Это не один мастер, пусть даже самый лучший.
Мастер это всего лишь МАСТЕР.
Школа - это сохранение традиций,
преемственность поколений и дальнейшее развитие.

Лао-Цзы, VI - Vвв. до н. э.

Киокусинкай каратэ

Масутацу Ояма (1923-1994) - основатель киокусинкай каратэ, 10 дан

Японец корейского происхожденияродился 27 июля 1923 года в Корее, в городе Кимдже. Впоследствии этот честолюбивый юноша взял псевдоним Масутацу Ояма, что означает «умножающий свои достижения, подобные высокой горе».

Созданный им стиль в противовес бесконтактному японскому каратэ, он назвал «Киокусинкай» - общество абсолютной истины (полно контактное каратэ). Отличительной чертой киокусинкай карате является физическая и силовая подготовка. На заре становления своей школы Ояма и его ученики тренировались в полный контакт, то есть отрабатывали удары руками в голову и пах, применяли захваты и броски.

В детстве, когда Ояма жил в Манчжурии он начал заниматься у Сумомо сан. Потом тренировался у основателя шотокан каратэ Гитина Фунакоси, после - у корейского мастера Со Нэйтюи и затем мастера годзю рю Гогена Ямагути.

Вдохновленный примером великого фехтовальщика мастера меча Ямаока Тэссю (1836—1888), который провел без перерыва 100 боев на бамбуковых мечах, с постоянно меняющимися противниками, Канчо ввел такое же тестовое испытание в своей школе (хякунин кумитэ). В других школах каратэ подобный тест не существует. В 1965 году его прошли всего 16 человек (результат 6 из которых по тем или иным причинам ставится под сомнение).

При жизни Оямы из школы ушел Хидэюки Аcихара, создавший свое направление «Асихара-каратэ», основной принцип которого уход с линии атаки (тай сабаки) и допустимость удержаний. После смерти Масутацу Оямы киокусинкай распался на несколько организаций. Ояма сказал, что карате, как живой организм, должно продолжать развиваться.

Другое интересное направление в каратэ, созданное еще одним выходцем из киокусинкай Такаси Адзума, - это «Кудо». Согласно правилам соревнований в кудо стал использоваться защитный шлем, а также были разрешены почти все приемы борьбы, включая удары руками, ногами, коленями, локтями и головой.

Масутацу Ояма оказался не только хорошим организатором, но еще и отличным пропагандистом. По некоторым данным в настоящее время этим стилем каратэ в мире занимается около 12 миллионов человек более чем в 130 странах.


В бесконтактном каратэ, в отличие от контактных видов боевых искусств, поединки ведутся не в полноконтактной форме, т.е., удары по противнику во всю силу запрещены. В поединке победил тот, кто быстрее подскочил к противнику, громче крикнул и показал видимость удара (обозначил удар).

По мнению Масутацу Оямы, основателя одного из самых сильных контактных стилей каратэ Кёкусинкай, "без контакта каратэ становится похожим больше на танец, чем на серьезный поединок".
По словам противников бесконтактного каратэ, оно создает у детей иллюзию обладания навыками боевых искусств в отличие от реальных навыков самообороны, т.к., имея в младших классах школы "пояса" высоких степеней они на самом деле не готовы в полной мере оказать сопротивление противнику, не владеют навыками мощных, сокрушительных ударов и блоков от них, требующих годы наработки, не имею достаточной выносливости и силы духа, чтобы им противостоять.

На практике спортсмены, давно практикующие бесконтактное каратэ, как правило, уступают в реальных поединках даже начинающим бойцам каратэ Кёкусинкай, Кудо, Муай-Тай, самбо и ММА. Единственным "плюсом" бесконтактного каратэ по сравнению с контактным его адепты видят меньшую травматичность при поединках и во время тренировок. Но лучше ли это в плане развития эффективных навыков самообороны и воспитания силы духа молодых спортсменов - большой вопрос. Реальная жизнь не дает поблажек и не имеет упрощающих правил...
К слову, за многие годы занятиями контактным каратэ не помню случая серьезных травм на тренировке ни у себя, ни у товарищей и детей в секции. Адептам контактных стилей каратэ не страшны любые удары, они могут кувыркаться и отжиматься на кулаках на голом полу, становятся "крепче стали". Зато много наслышан о травмах в "большом спорте"...

Секций бесконтактного каратэ вокруг становится все больше и больше, а секции контактного каратэ не приумножаются. Почему? Давайте разберемся.
Для бесконтактного каратэ не нужны дорогие мешки и макивары, накладки и другая защита, в зале не требуется дополнительное оборудование и инвентарь, для соревнований не нужны дорогие татами. Для школы и Минспорта медали и звания учеников сыплются как из рога изобилия. Но главное, тренировать детей бесконтактному каратэ проще, им не страшно драться не в полную силу, а "понарошку", нет проблем и с соревнованиями, получением поясов и медалей.

В контактном же каратэ каждый пояс завоевывается "кровью и потом", причем, нет никакой гарантии сдать на него при очередном экзамене (благо, помимо сдачи базовой техники, тестов на силу и выносливость-кондицию, на экзамене надо будет выдержать от 5 до 30 полноконтактных боев с равными или более сильными противниками). Поэтому в контактном каратэ каждый "цветной" пояс так ценится, а его носитель - уважаем. И соревнования даже местного уровня выиграть очень непросто, ведь на них реально бьют, а не "обозначают", причем бьют сильно и часто. А это нравится не всем родителям. Им приятно говорить, что "мой сын (моя дочь) занимается каратэ, имеет такой-то пояс и чемпион (ка)". А каким стилем каратэ занимается и может ли их сын (дочь) банально защитить себя, не говоря уже о близких - их не так волнует.

Также имеет значение финансовая составляющая. В секциях бесконтактного каратэ цены за занятия существенно ниже, чем в секциях контактных. Зачастую заявляется о полной бесплатности занятий в секции. Но на деле, деньги все-равно взимаются, причем в той же, если не большей мере. Т.к. поясов в таких стилях больше, и сдачи на них происходят очень часто, за что приходится хорошо платить. В контактных стилях сдачи на пояса не чаще 2 раз в год. На деле, затраты на занятия в бесконтактных секциях оказываются не меньшими, если не большими, а видимость "доступности" все-равно привлекает ничего не подозревающих родителей!
В итоге, спортзалы оказываются "занятыми" более "удобными" для директора и родителей бесконтактными стилями, а для контактных стилей двери закрываются...

С точки зрения техники, преподавание современным детям стиля ведения поединка "одним ударом наповал" бесконтактно лишено реального практического смысла, т.к., помимо стремительности, этот стиль требует развития на мешках и макиварах мощного одиночного удара и набивки (закалки) конечностей, чего у нас в российских секциях бесконтактного каратэ (в отличие, от Окинавы), чаще всего, не делается. К тому же, стиль был разработан для убийства, а не для самообороны. В реальных условиях, как показывает практика контактных стилей и ММА, одного удара для нейтрализации подготовленного противника совершенно недостаточно.

В контактных стилях каратэ изучается подавляющее большинство всевозможных сценариев нападения и защиты от них, причем, предпочтение отдается "связкам", а не одиночным ударам. Полновесные удары наносятся по разным болевым точкам, в том числе и по ногам, чего нет в бесконтактных стилях (запрещены только прямые удары руками в лицо, удары в шею, пах, по спине и по коленкам). Это предъявляет высокие требования как к выносливости, так и к разнообразию арсенала техник атаки и защиты от нее. В контактных стилях даже формальные комплексы - ката разучиваются с расшифровкой (бункай) каждого ключевого элемента и отработкой его в качестве приема самообороны с партнером.

Так или иначе, как бесконтактные, так и контактные виды боевых искусств, несомненно, в отличие от сидения за компьютером или планшетом/смартфоном способствуют развитию у детей множества полезных навыков, повышают уровень их физического развития и ведут к нравственному росту личности.

Призываю детей и родителей заниматься контактным каратэ! А танцами стоит заниматься тоже вполне контактными. Например - танго. Лучше быть, чем казаться!

Энциклопедия каратэ Микрюков Василий Юрьевич

Глава 4 Школы и стили каратэ (техника, тактика и методики обучения)

Школы и стили каратэ (техника, тактика и методики обучения)

Нет хороших и плохих стилей, нет хороших и плохих приемов, есть хорошие и плохие исполнители!

Девиз подлинных мастеров каратэ

Общее число школ и стилей каратэ сегодня не знает никто. То ли их несколько сотен, то ли тысячи. В старину каратэ держали в тайне от чужаков. Пришлым о его стиле и возможностях не говорили. В современное время появилось много доморощенных «сэнсэев», которые проповедуют собственные стили, известные только им самим и якобы идущие от боевых искусств китайско-окинавского происхождения, а на самом деле ничего общего с ними и вообще с каратэ не имеющие.

По этому поводу патриарх современного каратэ Ф. Гитин в свое время высказался так: «Меня часто спрашивают: „Сколько существует стилей (разновидностей) каратэ?“ Вопрос, на первый взгляд, простой. Но ответить на него сложно. Дело в том, что каратэ очень индивидуальный вид борьбы или спорта. Можно даже сказать, что у каждого каратэки свое каратэ. Существует несколько субъективных причин, определяющих появление многочисленных стилей каратэ. Взять, к примеру, такое обстоятельство. Человек не может верно выполнить какие-то движения ката, у него не получается тот или иной прием. В результате ката выполняется так, как может именно этот человек в силу своих физических данных. Недостаток прилежания – тоже причина: ученик заучивает ката неверно, хотя мог бы отработать его лучше. Бывает, люди подолгу не тренируются и забывают традиционные ката, пробуют выполнить их, а у них выходят совсем другие движения. Случаются и личные ошибки тренеров, и идеосинкразия на определенные движения в ката. Все бывает. Да, есть много причин, по которым то или иное ката видоизменяется. Но утверждать, что это ведет к появлению разных стилей, в строгом смысле слова неверно и даже недостойно.

Есть люди, и таких немало, кто пытается смешать малые навыки джиу-джитсу со столь же малыми навыками каратэ. В результате они проделывают нечто странное, не стоящее ни того, ни другого названия. Есть и такие, кто выдает свои доморощенные выдумки за некий особый стиль каратэ или особый стиль кэнпо. Будет жалко и стыдно, если их воспримут всерьез.

Слишком много развелось «мастеров каратэ», которых никто, кроме них самих, таковыми не считает. Бывает, является ко мне в додзё подобный господин и представляется: «Я лучший ученик Сэнсэя Имярек». Как правило, «лучший ученик» ничего, кроме амбиций, не имеет, у него нет даже посредственных навыков боевого мастерства. И чаще всего этих «мастеров» стоит пожалеть: они попросту обладают очень слабыми способностями. Можно только удивляться, как такой примитивный человек находит слова для саморекламы. И если таковые принимать всерьез, тогда количество стилей каратэ безгранично.

Несколько лет назад мы с учениками отправились в Бутоку-дэн в Киото на показательные выступления школ боевых искусств. Каратэ числилось в программе в разделе «Дзюдо». Я полюбопытствовал, кто еще примет участие в фестивале. И что я увидел? В программе были перечислены школы каратэ, о которых я в жизни не слышал. Когда дело дошло до выступлений, я вообще чуть было не потерял дар речи: ИХ каратэ было совсем НЕ каратэ. Я пришел в себя. Испытывая стыд и смущение, решил извиниться перед публикой. Ведь они только что принимали за каратэ то, что я, посвятивший этому искусству жизнь, не узнал и не мог считать таковым. И когда меня спрашивают, сколько стилей у каратэ, что я по-вашему должен отвечать? Перечислять это неизвестно что? Так врать непростительно» .

Тем не менее, как уже отмечалось, во всем мире в настоящее время существует, по меньшей мере, несколько сотен школ и стилей каратэ. Ниже в алфавитном порядке приведем краткую характеристику некоторых из них (более подробная информация об этих школах и стилях каратэ дана в главе 27 раздела IV).

Американское кэнпо-каратэ Паркера – стиль каратэ, созданный американцем гавайского происхождения (праправнуком гавайского короля Камехамеха Первого, правившего на Гавайях в начале XIX в.) Эдмундом Кеалоха Паркером (1931–1990), основу которого составили 150 приемов базовой техники из японского дзю-дзюцу, окинавского кэнпо, гавайских (полинезийских) методов боя, а также уличной техники драки.

Ашихара-каратэ – новейший контактный стиль, основанный в 1980 г. японским мастером Хайдеэюки Ашихара (1944–1995), синтезирующий в себе каратэ, бокс, айкидо.

Вадо-рю – «Школа мирного пути», стиль японского каратэ, основанный в 1939 г. мастером Оцука Хиронори (1892–1982), который постулировал сообразительность, ловкость, быстроту, точность ударов, так называемый принцип «мягкого» контакта с противником – вместо «стального» блока или силового удара внезапный уход с линии атаки с нарушением равновесия противника и броском; при этом удары в броске выполнялись толчком или с одновременной подсечкой.

Годзю-рю – школа жесткого и мягкого, стиль окинавского каратэ, основанный в 20-е гг. ХХ в. японским мастером Мияги Тодзюном (1888–1953), отличительной особенностью которого является близкая дистанция ведения боя, когда с противником не входят в длительный обмен ударами, а стараются на первых движениях войти в ближний бой, повалить и в неудобном для противника положении сделать болевой, удушающий прием или добивающий удар по жизненно важным центрам.

Госоку-рю – «Школа быстроты и силы», жесткий и быстрый стиль, сочетающий в себе технику стилей Шотокан и Годзю-рю. Его создал американец японского происхождения Кубота Такаюки, получивший известность изобретением «куботана» – ладонной палочки, служащей одновременно брелоком для связки ключей. Акцент в Госоку-рю ставится на практическое применение изученной техники и спарринги (бои).

Дзёсинмон-Шорин-рю – «Врата непоколебимого духа», один из «новых» стилей каратэ, основанный в конце 1960-х гг. японским мастером Хошу Икеда (1942 г. р.), в котором учат владеть не только телом и оружием, но в первую очередь духом. Стиль включает в себя технику и методику традиционного каратэ (общий и специальный разделы), технику и методику кобудо (техника с использованием оружия, основанная на искусстве применения традиционных окинавских видов оружия – бо, дзё, нунчаку и т. п.) и разновидность мануальной терапии (сэйтайдо).

Дзюкэндо – «Путь мягкого кулака», создателем которого является Тун Циньзак, более известный под японским псевдонимом Кинрю (Золотой дракон), который соединил технику нескольких стилей ушу с различными японскими методами.

Дошинкан – также один из «новых» стилей каратэ, который основал в 1966 г. японский мастер Ичикава Исао. В основе обучения этой школы, наряду с духовным и моральным воспитанием, поставлены базовые формы упражнений – ката.

Иссин-рю – «Школа одинокого сердца», смешанный стиль окинавского каратэ, объединяющий элементы стилей Сёрин-рю и Годзю-рю. Создан мастером Симабуку Тацуо (1906–1975) в 1956 г. Особенностью стиля является простота технических действий: стойки естественные, удары короткие, перемещения быстрые.

Кёкусинкай – «Школа Абсолютной Истины», широко распространенный в мире стиль каратэ, созданный в 1957 г. японским мастером корейского происхождения Масутацу Оямой; используется техника рукопашного боя руками и ногами, включая удары ногами по ногам, но с запрещением ударов руками в голову.

Кодзё-рю – стиль окинавского каратэ, созданный семьей Кодзё, суть которого выражена в словах одного из представителей этой семьи Кодзё Кафу: «Каратэ – это искусство реального боя. Оно не сводится только к ударам кулаками и ногами. Защищающийся должен быть способен, кроме этого, схватить, бросить, вывихнуть конечность, задушить».

Косики-каратэ спортивный вариант стиля Сёриндзи-рю Кэнкокан, возникшего несколько столетий назад как сплав традиционных боевых систем, практиковавшихся на острове Окинава, и систем монастыря Шаолинь. Современную интерпретацию Косики-каратэ дал Кайсо Кори Хисатака (1907–1988). Одним из самых ярких учеников Кайсо Кори Хисатака является его сын Масаюки Кукан Хисатака (1940 г. р.), который сменил отца на посту верховного учителя в Сёриндзи-рю Кенкокан каратэ-до. Масаюки Хисатака основал Всемирную федерацию Косики-каратэ, в рамках которой представители различных стилей боевых искусств могут соревноваться, используя специальное защитное снаряжение. Главная особенность косики-каратэ заключается в обязательном защитном снаряжении, удобном и надежном, изготовленном на основе новейших технологий.

Кудо – стиль, в котором его создатель Адзума Такаши объединил приемы каратэ, борьбы и бокса. В нем разрешены любые удары руками, ногами, в том числе – локтями и коленями, в любую часть тела, кроме спины и затылка. Четко разработанные правила и строгое их соблюдение судьями на соревнованиях, а также особый настрой бойцов позволяют почти полностью избежать травматизма. К тому же бойцы используют защитную экипировку. Лицо и наиболее уязвимые зоны головы прикрывает специально разработанный в Японии шлем superface с пластиковым забралом.

Мотобу-рю кэнпо-каратэ – окинавский стиль, созданный японским мастером Мотобу Тёки (1871–1944); отличается более высокими, чем в других окинавских стилях, стойками, стремлением к бою на ближней дистанции, сочетанием жестких яростных атак с мягкими отводящими блоками и грациозными перемещениями.

Окинава-кэмпо-каратэ – стиль, созданный в 1953 г. японским мастером Накамура Сигэру (1893–1969); отличительной особенностью является практика кумитэ в протекторах (в перчатках и с упругим нагрудником) и отработка быстроты и ловкости в сочетании с силой.

Оперативное каратэ – направление в системе современного каратэ и рукопашного боя, созданное в 1970-х гг. на Кубе. Имеет прикладную направленность, проверенную опытом и практикой. В основу оперативного каратэ положены опыт классического японского каратэ, а также его традиционных японских и окинавских стилей, практический опыт боевого самбо и армейского рукопашного боя и многих других боевых искусств.

Рюэй-рю – стиль окинавского каратэ, созданный Накаима Кэнко (1911–1989), где равное внимание уделяется как работе с традиционным окинавским оружием, так и бою голыми руками, причем в бою с голыми руками важное место занимает спарринг с реальными ударами.

Сёриндзи-кэнпо – «Кулачный бой монастыря Шаолинь», система самозащиты, духовного совершенствования и физического воспитания, которую создал в 1947 г. мастер Накано Мичиоми (1911–1980), более известный под псевдонимом Со Досин. Эта система включает в себя изучение законов природы и общества, физиологии и психологии, восточной философии и медицины, стратегии и тактики поединка, развитие биоэнергетических возможностей организма, выработку умения сознательно управлять циркуляцией энергии, направлять ее в любую точку тела и в окружающее пространство, а также совершенствование тела. При этом совершенствование тела осуществляется тремя способами: твердым (гохо) – включает в себя различные защитные действия, такие как уходы, уклоны, нырки, прыжки, блоки и контрудары в ответ на атаки противника; мягким (дзохо) – включает броски и болевые удержания, освобождение от захватов и контрзахваты, удушения и т. д.; саморегуляцией (сэйхо) – объединяет практику сидячей и динамической медитации, релаксации, точечный массаж и самомассаж, приемы мгновенного приведения себя в состояние наивысшей боевой готовности, приемы реанимации и восстановления путем воздействия на энергетические каналы и центры человеческого организма.

Сёриндзи-рю Кэнкокан – стиль каратэ, основанный в 1946 г. мастером Кори Хисатаки (1907–1988). Особенностями стиля с точки зрения техники являются практика ударов кулаком в вертикальном положении и акцент на работе ног с использованием пятки в качестве основного оружия. В обязательную программу входит также борьба против партнера с оружием. Тренировочные занятия на «продвинутой» стадии обучения проводятся в протекторах и защитных шлемах.

Синдо-рю – «Школа Истинного Пути», один из стилей окинавского каратэ, принадлежащий к семейной традиции Ханаширо, важнейшими принципами которого являются принцип «одним ударом – наповал» и принцип «хладнокровной решимости идти в бою до конца», а главными компонентами тренинга – практика ката, работы на снарядах и кумитэ.

Сито-рю – «Школа Итошу и Хигаонны», стиль «гимнастического» каратэ, созданный в начале 30-х гг. ХХ в. в Осака мастером Мабуни Кенва (1889–1952); не отрицая важности кумитэ и тамэшивари, основное внимание здесь все же отведено ката, что, подобно стилю Шотокан, превращает занятия в разновидность военизированной гимнастики.

Сэнъэ – «Дело всей жизни», школа каратэ, которая возникла в СССР в начале 1970-х гг. на базе корейского стиля «квон-тху » (букв. «кулачный бой») и представляет собой смешение корейских, японских и советских элементов рукопашного боя.

Уэти-рю – стиль окинавского каратэ, основателем которого является мастер Уэти Камбун (1877–1948). Особенностью стиля является то, что поединки проводят в жестком контакте по всему телу и без протекторов. При этом допускаются подсечки, подножки, болевые приемы. Бой продолжается, даже если один из соперников сбит на землю. Основная идея – спортивная схватка должна как можно больше походить на реальный бой.

Фудокан – стиль каратэ, созданный в 1980 г. югославским мастером Ильей Йоргой. Йорга создал Фудокан из-за неудовлетворенности условным характером бесконтактных поединков. Йорга подчеркивает, что Фудокан – это традиционное каратэ, в котором кихон, ката и кумитэ играют одинаково важную роль. В поединках выше всего ценится победа одним решающим ударом (в соответствии со старинным принципом «иккэн хиссацу – одним ударом наповал»).

Шотокан-рю – широко известный во всем мире стиль японского каратэ, созданный в 30-е гг. ХХ в. мастером Фунакоши Гитином и его сыном Йошитакой; суть заключается в превращении каратэ из искусства жестокого рукопашного боя в средство физического и духовного воспитания молодежи, поддержания оптимальной «формы» людей зрелого и пожилого возраста, то есть превращении искусства боя в военизированную гимнастику.

В настоящее время каратэ представляет собой довольно широкий и разнообразный спектр школ и стилей. При явном единстве базовой техники, различия школ и стилей каратэ сводятся к характеру исходных стоек, постановке того или иного удара, степени использования бедер при ударе и уходе, способу маневрирования, числу прыжков и звучанию боевого клича (киай). Различия существуют также в объеме и сложности экзаменационных программ, жесткости экзаменационных требований. Кроме того, некоторые школы и стили, отстаивающие ценность спортивного каратэ, пропагандируют бесконтактный спарринг, спарринг с ограниченным контактом или спарринг в защитном снаряжении.

Тактика различных школ и стилей каратэ в основе своей едина и сводится к применению комбинаций ударов и блоков в сочетании с подсечками и бросками. Для бросков чаще всего используются болевой захват руки в запястье или локте, задняя подножка с фронтальным ударом, перебрасывание через колено с приседанием и т. п. Кроме того, в некоторых школах каратэ прибегают к подхвату обеими руками за щиколотки противника в нырке, броску с обхватом бедер после серии подготовительных ударов и даже броску через бедро с подворотом, характерному для дзюдо.

Методика обучения в различных школах каратэ по сути дела также одна и та же. Первый этап – постановка базовой техники (кихон), закладка основ правильных движений: ударов, блоков, стоек, переходов, маневрирования. На этом же этапе закладываются основы духовной и морально-волевой подготовки учеников. Второй этап – разучивание комбинаций (рэндзоку-ваза) из нескольких элементарных приемов с завершающим ударом или броском и овладение комплексами формальных упражнений (ката). На этом этапе предполагается активный духовный рост, способствующий достижению совершенства. Третий этап – участие занимающихся в свободных поединках, происходит выработка их индивидуального почерка и оттачивание мастерства. Важное место на этом этапе занимает психологическая подготовка. Четвертый этап – совершенствование в военно-прикладных аспектах и в духовной сфере. Начиная с этого этапа для большинства занимающихся каратэ уже является основной профессией, смыслом всей жизни, а сами они становятся носителями духовной мудрости и мастерства каратэ.

Из книги 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. автора Тарас Анатолий Ефимович

7. Техника и стили каратэ Каратэ – это боевое искусство, рационально использующее– все, что доступно человеческому телу в целях самозащиты. В современных стилях преобладают удары и блоки. В традиционных наряду с ними широко представлены захваты, вывихи, броски, удушения,

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

9.1. Общие основы методики обучения в видах спортивной борьбы (Основу параграфа составляет материал из учебника «Спортивная борьба», 1978)Если рассматривать обучение не только с точки зрения овладения техникой какого-либо движения, но и с позиций обучения всех систем

Из книги Танцующий феникс: тайны внутренних школ ушу автора Маслов Алексей Александрович

Структура ушу: школы и стили Школа и стиль являются тем стержнем, вокруг которого веками строилась вся система китайского ушу. Сегодня это - ключевые структуры и для боевых искусств других стран Восточной Азии, куда «школьно-стилевая» система пришла из Китая. Вместе с

Из книги Школа бокса в 10 уроках автора Атилов Аман

Основы методики обучения боксу Необходимость при обучении боксу не только овладения техникой приемов, но и развития широкого комплекса специальных двигательных качеств и тактических способностей значительно осложняет процесс обучения и требует соблюдения

Из книги Тай-Цзи цюань. Полное руководство по теории и практике автора Кит Вон Кью

Глава 10. Последовательность действий и тактика боя Техника, тактика и требования к искусному поединку Никогда не следует забывать о том, что все движения тай-цзи цюань имеют боевую направленность.Боевые искусства и спортТрудно перечислить все возможные способы

Из книги Основы рукопашного боя автора Бурцев Г. А.

Глава 16. Стиль ву школы ву ю шиань Боевая техника формы Правильное исполнение внешних технических приемов или следование восьми принципам «техники тела» способствует улучшению показателей внутренней силы.Внешняя форма для внутренней мощиНа первый взгляд, приведенные

Из книги Книга-оружие «Запрещенные» приемы удушения автора Травников Александр Игоревич

Глава 1. Общие основы методики обучения рукопашному бою Базово-кустовой метод обучения рукопашному боюИсторически сложившиеся системы спортивных и боевых единоборств ориентируют обучаемых, как правило, на определенный способ ведения боя: каратэ и бокс - применение

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Глава 2. Техника выполнения приемов рукопашного боя и методика обучения Специальные упражнения для разминкиГибкость человеческого тела определяется степенью подвижности в суставах. Движения человека можно разделить на активные и пассивные в зависимости от степени

Из книги Штурмовой бой ГРОМ. Теория и методика тренировки автора Махов Станислав Юрьевич

Глава 4. Техника и тактика защиты от удушающих захватов и приемов Приемы и тактики защиты от удушающих приемов применяются для того, чтобы не допустить выполнение противником захвата, позволяющего ему перейти к выполнению собственно удушения.Задача может быть разделена

Из книги автора

Раздел II Техника, тактика и стратегия каратэ Соревнования и связанные с ними победы и поражения не есть истинное будо. Настоящая победа – это победа над самим собой! Морихэй Уэсиба Говоря о технике, тактике и стратегии каратэ, следует всегда помнить, что основу каратэ

Из книги автора

Глава 18 Тактика каратэ Налетай, подобно вихрю с гор, Нанеся удар, немедленно отступай, С резким выдохом рази рукой, Можешь к выдоху добавить выкрик Перемещайся стремительно, как дракон, Победу или поражение решит один миг. Из трактата монастыря Шаолинь Тактика каратэ –

Из книги автора

Раздел III Методики обучения и воспитания средствами каратэ Как отполированная поверхность зеркала отражает все, что стоит перед ней, а тихое ущелье удерживает внутри даже шорохи, так занимающийся каратэ-до должен сделать свой ум порожним от себялюбия и гордыни, дабы

Из книги автора

Глава 21 Педагогические принципы и методы обучения каратэ Самое главное – регулярность занятий. Иного пути овладеть тем или иным искусством боя не существует. День за днем, месяц за месяцем, год за годом – тот же зал, те же люди, те же упражнения. Бывают моменты, когда

Из книги автора

Раздел IV Школы и стили каратэ. Патриархи и выдающиеся мастера каратэ В горы! Все хотят подняться Как можно выше И никто не хочет спуститься, Чтобы заглянуть в свое сердце. Дзюн Таками, японский поэт Как уже отмечалось, каратэ – это боевое искусство, рационально

Из книги автора

Глава 28 Школы и стили каратэ Различия в стилях проистекают от того, на чем делается акцент. Например, от того, какая техника – жесткая или мягкая (дзю), прямолинейная или круговая – является стержнем школы. Кроме того, техника школ различается по акценту на разрушительную

Из книги автора

Тема 1 Основы методики обучения Характеристика двигательных навыков. Обучение штурмовому бою ГРОМ представляет собой процесс овладения целой системой двигательных навыков и широким спектром специализированных качеств и умений. Двигательные навыки в штурмовом бою

Предлагаем вниманию читателей интересные размышления Евгения Борисовича Галицына о критике традиционного бесконтактного каратэ.

Читайте также:

  • Евгений Борисович Галицын ответил на критику бесконтактного каратэ
  • Евгений Галицын: "Легенда я или не легенда - судить не мне, а тем, кто знаком с моим Путем"

Евгений Галицын: Уже сколько лет только ленивый не ругает и не критикует традиционное бесконтактное каратэ. При чтении этой критики почему-то в голову приходят слова Капицы: "Это либо следствие невежества, либо злой умысел".

Я не осуждаю ругающих нас поклонников ММА или представителей различных школ Киокусинкай - они изначально исповедуют только полный контакт и свои правила, они изначально шли в свои школы с намерением научиться бить и готовностью пропускать удары, не особо задумывались над тем, что будет с их здоровьем потом. Они забыли (или по молодости не догадываются?), что одно из главных достояний человека - это его здоровье, а главная цель традиционного каратэ - как раз сохранение и поддержание умственного и телесного здоровья.
Причина нападок на бесконтактное каратэ, на мой взгляд, в том, что в современном мире бесконтактное каратэ претерпело значительную трансформацию, постепенно уходя от традиций БУДО в сторону спорта, и от задач воспитания и формирования воина - к подготовке эгоиста-спортсмена, от безусловной эффективности к внешней эффектности, и т.п...

Хочу напомнить, что бесконтактное каратэ появилось (и довольно долго просуществовало) в СССР в несколько ином виде, весьма далеком от того, что мы сегодня видим во многих додзе и на соревнованиях.Оно было хорошо продуманным следствием уроков, извлеченных мастерами каратэ из собственного опыта, не понаслышке, а на "собственной шкуре" почувствовавших последствия пропущенных на тренировках ударов, и хорошо понимающих общие задачи и возможности каратэ. Сформированная ими методика бесконтактного каратэ позволяла и позволяет решать множество вопросов, имеющих в нашей жизни немаловажное значение, начиная от проблем воспитания подрастающего поколения и заканчивая подготовкой "спецов" к действиям в экстремальных ситуациях боевых действий.

Я напомню характерные черты работы над элементами техники бесконтактного каратэ всем, кто их почему-то забыл, и тем, кто, возможно, вообще о них не знал, и сформировал свое представление о бесконтактном каратэ на основе увиденного в 90-е годы прошлого века.

Я никому не навязываю свою точку зрения, и не настаиваю, что везде должно быть только и именно так. Может быть, где-то или у кого-то было иначе, но меня (а потом уже и я) учили именно так. А те, кто предпочитает учиться у зарубежных сэнсэев, могут сравнить старую и современные методики обучения.

В бесконтактном каратэ сначала создавалась необходимая база ОФП и СФП, позволяющая изучать сразу правильную (с точки зрения внешней формы и внутренней динамики) технику. Для большинства учеников это проблема.
Как только тело ученика было готово "воспринять" изучаемую технику, начиналось ее детальное изучение, "прочувствование" и адаптация к индивидуальным возможностям каждого ученика. Каждому давались индивидуальные задания в зависимости от тех или иных ошибок. Для этого служила масса подводящих и вспомогательных упражнений. Последовательность и дозировка подводящих упражнений в каждой школе - свои. Их задача - сделать невозможным неправильное исполнение приема, закрепить правильное ощущение и сформировать правильный двигательный навык. Когда ученик уже мог правильно выполнить технику по воздуху - начиналась работа над точностью, над скоростью (быстротой) и силой, короче - над постановкой удара. В тренировочный процесс активно и объемно включалась работа на снарядах (макивара, мешки, лапы, кольца и т.п.) В процессе этих тренировок постепенно укреплялись мышцы, связки, кости, позволяющие многократно выполнять точные удары в полную силу по различным поверхностям.

Одновременно с изучением каждой атакующей техники шло изучение наиболее эффективных вариантов защиты против нее - на месте, с перемещением ОЦТ, со смещениями ОЦТ, с передвижениями и т.п. Это в какой-то мере подготавливало конечности столкновениям с таковыми у партнера. Однако основной посыл - представить, что у атакующего в руке нож, который надо "не принять на себя" (в Уэчи-рю и Годзю-рю - иначе).

После освоения одиночных блоков и защитных перемещений ОЦТ начиналось формирование правильных нейро-мышечных двигательных стереотипов для контратаки. Связано это с тем, что нельзя допускать формирования изначально неправильных рефлексов за счет чрезмерной изолированной отработки по отдельности только приемов защиты или только атаки. Если вовремя (не раньше, но и не позже!) не перейти к их согласованному, гармоничному объединению в связки, то довольно быстро формируется ошибочный тактический стереотип (атака без готовности к контратаке в случае ее неудачи, или защита без ответной контратаки, прерывающей дальнейшее нападение противника)… Защита должна быть началом контратаки.

Все "спортсмены-ударники" хорошо знают, как отличаются умение "показать" удар от умения эффективно "провести" его. А уж научиться бить по-настоящему в реальной ситуации (и одним ударом выключая" противника и точно таким же ударом только коснуться, но не травмировать партнера на тренировке) - на порядок труднее, чем научиться просто правильно бить. Но именно эта задача ставилась перед каждым учеником бесконтактного традиционного каратэ.
Поэтому в нормальном бесконтактном каратэ изучение техники проходит ряд обязательных последовательных этапов:
1) работа над правильной внешней формой и внутренней динамикой приёма, над чувством времени и дистанции (все происходит в пространстве и времени);
2) работа над точностью удара (отработка по целям диаметром от 10 до 2 см);
3) работа над необходимой быстротой и точностью удара или блока и приведение их в соответствии со скоростью и действиями партнера;
4) работа над постановкой силы удара (обязательно проверяется тестами в тамешивари), достаточной для "выключения" противника;
5) работа над контролем удара (по неподвижной, затем по подвижной цели) без потери точности скорости и силы.

Эти 5 этапов в различной последовательности и процентном соотношении обязательны перед допуском к свободным поединкам по бесконтактному каратэ, и прорабатываются они вместе с освоением различных типов и видов кихон-кумитэ.

6) И только после достаточного освоения этих 5 этапов переходят к обучению тактики и стратегии поединков (опять же на основе отработки условных и свободных кумитэ) на реальных скоростях.

На этапе 6 обязательным условием работы в парах является:
- честность по отношению к самому себе, самоконтроль и уважение к партнеру;
- у атакующего должна быть уверенность, что он на 100% "включается" в свой удар, он уверен в своем точном попадании в намеченную цель, и его атака должна заканчиваться обязательным выходом из зоны досягаемости возможной контратаки. При этом атакующий партнер должен работать в полную быстроту и силу, но обязательно быть корректным и полностью контролировать удар, если защищающийся его пропустил. Работа всегда - до касания кожи на лице партнера или корпуса, максимально допустимая степень контакта - покраснение кожи, но никак не рассечения или травмы;
- у пропустившего удар обязательным условием является прекращение его активного противодействия нападающему в случае ощущения получения пропущенного удара. Это достигается только с опытом и пониманием возможных последствий пропущенного удара.

Если такой атмосферы в отработке кумитэ нет, то неизбежно возникают разногласия в толковании боевых эпизодов, и часто для подтверждения своей "правоты" степень контакта увеличивается, что влечет нелегкие последствия, и по сути это уже не бесконтактное каратэ.

Таким было "правильное" бесконтактное каратэ в начале 70-х. Потом, ближе к концу 70-х, постепенно (для увеличения массовости участников и сокращения времени предварительного тестирования) из правил допуска к свободным поединкам убрали вначале объединенный тест на силу удара и его контроль по подвижной, а затем и по неподвижной цели.

А потом об этих тестах как бы и вовсе "забыли". И постепенно за 40 лет бесконтактное каратэ свелось к тому, что мы видим на татами сегодня: прежде всего - скорость, зрелищность и эффектность, при этом многие (иногда даже высококлассные спортсмены) реально бить вообще не умеют…

Сегодня во многих школах уделяют мало внимания или вообще игнорируют некоторые этапы подготовки, зачастую акцентируют внимание или только на натаскивании на те или иные правила соревнований, или на "притягивании за уши" максимального числа самых разнообразных вариантов бункай. А в условиях стресса, которым сопровождает любой поединок, из подсознания "вылетает" только то, что отработано десятки тысяч раз, и произойти это должно в доли секунды.

Можно знать 10 000 вариантов, но не успеть сделать самый простой из них…

Каратэ - это именно тот вид БИ, в котором все от начала до конца выбираете вы сами, и за все, что с вами будет, отвечаете тоже только вы сами.

Так что думайте своей головой.



  • Разделы сайта