Православие можно ли заниматься спортом в воскресенье. Святые отцы о спорте. Цель йоги как духовной практики

Сегодня очень популярен. Его рекламируют по телевидению, в Сети и на улицах, открываются множество спортивных залов, многие получают образование тренеров и начинают вести людей к идеальному телу. Наравне с привычными физическими нагрузками, возникают множество альтернативных и зарубежных вариантов спорта: восточные единоборства, пилатес, и, конечно, йога.

Вот о последнем варианте и возникают разногласия, ведь йога - это не только спортивные нагрузки, это и определенное мировоззрение человека, и духовные практики. Каково отношение Православной Церкви к йоге и можно ли православному человеку ею заниматься?

Цель йоги как духовной практики

Данная восточная практика является неотъемлемой частью целой религии - буддизма , который и получил широкое распространение благодаря йоге. Изначально, этот вид спорта был популярен только в западных странах, в частности Америки, но со временем появился и на территории постсоветских стран. И вот возник вопрос, а можно ли православным заниматься йогой или это противоречит уставу Церкви? И вообще, какое отношение Православной Церкви к йоге?

Православный взгляд на йогу

Чтобы ответить на эти вопросы, следует изначально разобраться, что такое йога и почему занятия ею могут привести к каким-то духовным проблемам.

Йога - это учение, состоящие из системы физических упражнений, целью которых является осознанное управление психикой и психофизиологией человека. Это необходимо для достижения более высокого уровня духовного состояния. Так что, мысль о только физической составляющей в корне неверна. Её главной целью является изменение сознания и это уже заставляет задуматься о безобидности такого спорта .

Более точное определение йоги - это система духовных воззрений, так что упражнения в первую очередь нацелены на изменение сознания человека и его духа.

Православный иеромонах Серафим когда-то сказал, что «человек, который занимается йогой, автоматически подготавливает себя к духовным воззрениям и переживаниям, о которых он и не знал». И Серафим знал это точно, ведь он и сам до принятия пострига активно практиковал эту систему упражнений.

Православие о других теориях и учениях:

В центре находится медитация, а физические упражнения являются лишь инструментом успокоения тела и достижения покоя физического, для последующих духовных практик. Серафим также пишет и об этом: «Цель ее - расслабить человека сделать его пассивным и восприимчивым к духовным впечатлениям». Любой, кто занимается этим спортом в течение 2-3 недель может подтвердить, что он стал более спокойный и мягкий - это результат регулярных практик.

В таком расслабленном состоянии человек крайне восприимчив ко всему, что ему будут говорить, и он так гораздо быстрее примет чуждую философию.

Почему медитация - это негативное явление

В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.

Йога — часть индуизма

Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек - всего лишь Божий раб.

Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться.

Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он - бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама - решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир - это свобода от религий, где нет Бога, а главное - это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

Итак, йога предполагает:

  • важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
  • отсутствие различий между добром и злом;
  • концентрация на человеческом «Я»;
  • отсутствие Бога;
  • достижение лже-покоя;
  • отрицание Господа.
Важно! Все то, что пропагандирует эта практика - покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге.

Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

Православная церковь и йога

Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.

Отношение церкви к йоге

Патриарх Московский Кирилл , давая комментарий о йоге, подтвердил, что православным верующим стоит воздержаться от подобных практик и лучше заняться другим спортом, в котором нет психологического подтекста. Он уточнил, что практика является языческой и даже простое выполнение упражнений может открыть дорогу духовному миру, который крайне негативно скажется на христианине.

Важно! Любое соприкосновение с языческими практиками приводит к нарушению баланса в духовной жизни христианина и может привести к негативным последствиям.

Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:

  • йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
  • в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
  • йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
  • это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.

Регулярные занятия, медитации - все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.

Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста.

Должен ли христианин заниматься йогой

Ответ священства

Как было сказано выше, патриарх Кирилл четко высказался по поводу восточной практики и отметил, что православные верующие не должны заниматься подобными вещами для своего же собственного блага. При этом он отметил, что в целом крайне положительно относиться к любому виду спорта.

Духовная жизнь православного христианина:

Спорт должен быть направлен на совершенствование нашего физического тела и не затрагивать духовную сущность, а йога работает в ином направлении - завлекает тело, чтобы поразить душу. Физические упражнения йоги отличные, они развивают выносливость и гибкость, но вот ее психологические приемы могут разрушить духовный мир человека, его сущность и культурную идентичность.

Иеромонах Серафим (Роуз) написал по поводу йоги целую книгу, в которой он объяснял разрушительное действие этой восточной практики и перечислял причины почему православным людям следует избегать ее. Его мнение особенно важно для православных поскольку он ранее сам занимался йогой и знает всю систему изнутри. В книге он приводит историческую справку, историю развития этой медитативной практики и разбирает корни ее в буддизме.

Серафим говорит, что на американском континенте распространение йоги привело к зарождению множества языческих культов. В частности, движение хиппи во многом опирается на внутренние самопознание, медитацию и энергию света. Иеромонах отмечает пагубное влияние восточной системы упражнений на духовную жизнь человека и его постепенное отдаление от Господа, с полным в дальнейшем отречением.

Архиепископ Албанский Анастасий также написал статью с одноименным названием, в которой раскрыл свою позицию относительно йоги. Он говорит в ней, что данные упражнения имеют непродолжительное положительное воздействие на людей, в частности такие же, как и любые другие занятия спортом.

Йога является неотъемлемой частью индуизма и начальным этапом общего духовного восхождения. Цель ее не просто хорошее физическое состояние, но полное погружение в исконно языческие индуистские верования.

А православный религиовед Михаил Плотников, который также много лет изучал индуизм и буддизм в Индии, в одном интервью говорит о том, что «йога является изначально практикой индуистских монахов, которая помогает им отказаться от порочных желаний, затем от естественных человеческих (желание иметь семью, достаток, здоровье), а затем и вовсе ото всех желаний».

Вначале человек должен приобрести полный контроль над своим телом, затем над своим психологическим телом, что достигается с помощью медитаций. После многочисленных сеансов транса в разум человека должен войти свет его собственной божественности.

Важно! Йога - это не просто безобидная практика интересной физкультуры. Это начало серьёзной языческой религии, которая рано или поздно захватит ум человека, если вовремя от нее не отвернуться.

В современном мире так много возможностей, что найти альтернативные спортивные занятия человеку будет вовсе не трудно.

Православная церковь о занятиях йогой

Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт - это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

И занимаясь спортом, можно молиться

Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт - это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.

Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX-XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» - во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому - всё чисто.

Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы - безусловная глупость и грех

Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы - безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.

Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту - Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя - и будешь непобедим! Молись Богу - от Него победа!»

Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.

Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей

Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое - это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе - это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.

Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество - умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни - умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле - это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, - все это полезно и применимо в духовной жизни.

Занятия спортом не должны нарушать мир в душе

- «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.

Не должно быть спорта ради спорта

Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны - спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.

Спорт необходим для поддержания здоровья

Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.

Если можешь удержаться от азарта - смотри соревнования, если нет - лучше воздержись

Спорт в древнем мире и спорт сейчас - разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь - от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры - то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет - то лучше не стоит.

А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела - храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях - но без азарта, без осуждения и тщеславия.

Нужно ли православным заниматься физкультурой и спортом?

Древние говорили не «в здоровом теле здоровый дух»,

а что нужно стремиться, чтоб в здоровом теле был здоровый дух».

Вот это и есть воспитание в православном духе.

(протоиерей Валериан Кречетов).

Каждый с детства слышит о том, что для здоровья полезно вести активный образ жизни. Так-то оно так… Однако когда человек становится верующим, он почему-то эту прописную истину часто забывает. Что греха таить, для многих воцерковленных людей физкультура и спорт являются «недуховным» занятием. Не берусь никого судить: у всякого свое представление о духовности и спасении собственной души, свой путь в Царствие Небесное. Как говорится, в главном должно быть единство, во второстепенном (в нашем случае это методы физического оздоровления) - многообразие, а во всем - любовь. С духовной точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги и физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи помилуй!», - во время тренировки. (Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву). В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину, чистому всё чисто.

Кстати, некоторые святые, жившие в 19-20 веках, - одним из них был святитель Феофан Затворник - рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой. К примеру, этот святой советовал прочитать книжку о «комнатной гимнастике», где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. А святитель Василий епископ Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Перу святителя Василия принадлежит и такие слова: «…всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

Так стоит ли верующему пренебрегать своим телом и здоровьем? На вопрос о том, мешает ли тело спасению, священник Георгий Рябых ответил, что жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души. Потому правильнее было бы говорить не о том, мешает ли тело спасению, а о том, как тело может ему помочь. (Конечно, если человек все свои силы направит лишь на служение телу, то в этом случае речь о духовной жизни уже вести нельзя). Далее батюшка сказал: «Аскетический путь, предлагаемый каждому христианину, исходит из того, что душа и тело представляют собой единство. То, что происходит в душе, отражается в теле, а что происходит в теле, отражается в душе. Невозможно быть умеренным и собранным в душе, если мы даем волю своему телу во всем и всегда. Поэтому, если человек работает над воспитанием своей души, то одновременно он должен работать и над воспитанием своего тела… Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому. К сожалению, сейчас люди, живущие в больших городах, не имеют возможности трудиться физически: скорее, упор делается на ум и на эмоциональную сферу. Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует... А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно молиться, трудно общаться с людьми и делать добрые дела. Поэтому жизненно необходимо давать телу какую-то нагрузку, тренировку. Но важен тут, конечно, не сам спорт как таковой - тем, кто превращает физические нагрузки в самоцель, он может быть и не полезен… Здесь, как, собственно, в любой работе, на первый план выходит философия того занятия, которому человек посвящает свою жизнь. Если он использует свое лишь тело в качестве инструмента для реализации высокой цели - тогда любой спорт оправдан. Если спорт дает возможность донести до других людей некие важные, с христианской точки зрения, ценности, занятие им может способствовать спасению, то есть формированию правильно устроения человеческой личности… Спорт помогает человеку преодолевать свои страхи, свою немощь. Когда им начинают занимаются инвалиды - они снова чувствуют себя полноценными людьми, избавляются от уныния, иными словами, решают свои духовные проблемы. Но когда спорт - только зрелище, когда цель человека - исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности - тогда спорт лишь уводит человека от Истины».



В настоящее время у Церкви меняется отношение к спорту. К примеру, в марте 2005 г. в Сергиевом Посаде по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проходил Первый международный форум Русского Боевого Искусства "Золотой Витязь". А в феврале того же года по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия священнослужители епархии и прихожане многих храмов приняли участие в ставших уже традиционными ежегодных лыжных соревнованиях «Лыжня России». Не так давно в Ярославле прошел первый в России турнир по мини-футболу среди православных приходов. Играли настоятели ярославских церквей и их прихожане. Лучшей оказалась сборная храма Михаила Архангела. Как сообщает «Голос России», болельщиков было много, и они разительно отличались от обычных: не пили, не кричали, не ругались и не выпрыгивали на поле. Вот уже шесть лет воспитанники воскресных школ и духовных семинарий проводят в Северном Бутово футбольный турнир на кубок Дмитрия Донского.

Хотелось бы отметить, что перед Олимпийскими играми в Афинах состоялся молебен в храме св. Георгия Победоносца на Поклонной горе. Более того, нашей олимпийской сборной Патриарх Алексий II выделил духовника - протоиерея Николая Соколова, настоятеля храма святителя Николая в Толмачах… Есть свой духовник (отец Глеб Грозовский) и у футбольной команды «Зенит». В общем, Православная Церковь провозглашает, что «… для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом»…

Газета «Известия» писала о священнике Андрее Лазареве (г. Кимры), который объявил войну наркоторговле в своем городе и вышел из этой битвы победителем. Вот что говорит сам отец Андрей: «"С иглы" люди слезли, зато по-прежнему сидят "на стакане". Но среди наших постоянных прихожан уже не пьет ни один. Наше оружие теперь — это спорт и молитва. Мы уже открыли в городе на деньги спонсоров семь православных секций бокса, рукопашного боя и тэквондо, и еще откроем. Мы уже почувствовали свою силу».

Мне кажется, в определенном смысле ответом на вопрос: «Совместимо ли Православие с разумным занятием физкультурой и спортом, ради укрепления здоровья?» - являются слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху». Иначе говоря, врачевать движением и поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме православным нужно для того, чтобы с полной отдачей служить Богу и близким. Ведь как ни крути, но помочь другим в бытовых нуждах или экстремальных ситуациях в полной мере может лишь тот, кто сам крепок духом, здоров и силен.

Митрополит Филарет (Вознесенский) учил: «Христианин должен следить за своим здоровьем. Наша жизнь есть величайший дар Господа Бога и поэтому за ней нужно следить. Если мы болеем, то не можем помогать другим, не только это, но часто нашим близким приходиться смотреть за нами».

В общем, здоровье — бесценный дар Божий — нужно поддерживать и матерям, и отцам, и подрастающим деткам. Безусловно, правильное питание, свежий воздух (а для детей ещё желательно с минимальным количеством одежды), а также физические упражнения просто необходимы для того, чтобы жить с пользой не только для себя, но и для окружающих.

Подводя итог вышесказанному, хочу подчеркнуть, что физически нездоровому человеку (не без исключений) бывает сложнее продуктивно мыслить, что-то делать, принимать решения. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не быть обузой для родных».

Православным можно и нужно разумно заниматься физкультурой и спортом во славу Божию, то есть поступать так, как сказано в Писании: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию». И если нашей целью будет воспитание, оздоровление собственной души, в том числе и через физические нагрузки, то этот внутренний ориентир не даст нам сбиться с правильного пути.

Могут ли православные заниматься спортом? Кто ж сегодня усомнится... А борьбой? А самбо? И если могут, то каким должно быть - и в чем выражаться - участие Церкви в этой сфере жизнедеятельности человека? Приглашаем к разговору...

Спортсмены и Русская церковь займутся разработкой идеологии самбо
Москва. 18 марта. ИНТЕРФАКС - Деятели спорта совместно с Московским патриархатом займутся разработкой идеологии самбо как национальной системы самозащиты.
"Наша задача - совместно с Русской православной церковью работать и выработать общую идеологию самбо", - заявил заслуженный тренер России Анатолий Хлопецкий в четверг на пресс-конференции в Москве.
В свою очередь священник Георгий Рощин, зампред синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, отметил, что Русская православная церковь поддерживает спорт по той причине, что в спорте имеет место "напряжение воли людей, которые хотят достигнуть каких-то результатов".
"Так же и в духовной жизни", - считает священник.
Как рассказали участники пресс-конференции, боевое искусство самбо было создано Василием Ощепковым по благословению его духовного наставника святителя Японского Николая. В 1937 году В.Ощепков был расстрелян как враг народа, а его имя забыто на долгие годы.
В свою очередь Геннадий Швец, начальник Отдела общественных связей и пресс-службы Олимпийского комитета России, отметил, что "самбо имеет полное право на то, чтобы российские власти и спортивная общественность активно продвигали эту борьбу в олимпийскую программу".
С целью популяризации самбо в России и в мире создан проект "Ощепков", который предусматривает создание широкой сети молодежных и духовно-спортивных клубов.

См. также:

Спорт и Церковь — казалось бы, нет более далеких друг от друга явлений. Церковь — это дух, духовное, а спорт — физическая сила, ловкость, скорость. Спорт так и называют — физическая культура. Но разве истинный спортсмен не может быть верующим человеком? Разве Церковь не может поддерживать его дух?

Крестное знамение вратаря
Кто из любителей спорта не знает имени заслуженного мастера спорта, трехкратного олимпийского чемпиона, многократного чемпиона мира, величайшего хоккейного вратаря Владислава Третьяка? Но мало кто знает о том, что Владислав — глубоко верующий человек. Вот что рассказывает сам великий спортсмен.
— Я с детства с глубоким уважением относится к Русской Православной Церкви, но по-настоящему вера пришла ко мне в конце 1970-х годов во время посещения Троице-Сергиевой лавры. А на душу благотворно повлияли беседы с наместником лавры архимандритом Алексием (Кутеповым), ныне архиепископом Тульским и Белевским. Имел счастье быть лично знаком со Святейшим Патриархом Пименом.
Мне особенно близок образ основателя лавры, великого духовного подвижника и собирателя земли Русской преподобного Сергия Радонежского, к которому я часто обращаюсь в молитвах. Выходя на лед, я всегда старался перекреститься, вернее, тайно, символическим движением руки во вратарской перчатке изображал крестное знамение, насколько это было возможно перед телекамерами и под взглядом наших партийных
вождей, постоянно посещавших матчи.
Спорт требует от людей определенного мужества и самоотверженности, побуждает рисковать. Выходя на ледовую площадку, никогда не знаешь, вернешься с игры героем или неудачником, невредимым или с тяжелой травмой. Молитва всегда укрепляла дух русских воинов перед сражениями. Молит-ва укрепляет и дух спортсмена перед ответственными состязаниями.
Убежден, что без массового детского и юношеского спорта, равно как и без православных традиций, мы не сможем воспитать в стране полноценное, физически и духовно здоровое поколение. «В здоровом теле — здоровый дух»! Как верна эта простая и мудрая пословица! Но кто, кроме Церкви, поможет нам сейчас возродить нравственность? Я хорошо знаком с социально-благотворительными инициативами нашей Церкви — и по мере сил участвую в некоторых проектах, например помогаю детскому приюту.
Но ведь и спорт воспитывает в душах самые лучшие качества!
Взаимодействие физкультурных и спортивных организаций и клубов с Русской Православной Церковью обязательно принесет свои добрые плоды. Нам очень приятно, что Святейший Патриарх недавно обратился с приветствием к участникам Всероссийского движения юных хоккеистов «Золотая шайба». В нем выражается уверенность, что соревнования станут для них «серьезным испытанием характера, помогут приобрести необходимые душевные качества: мужество, смелость, целеустрем-ленность». И очень правильно, что в Церкви образован Отдел по делам молодежи, который будет курировать это взаимодействие.

Олимпиада без идолов
Впервые в истории российского спорта духовник у олимпийской национальной сборной страны появился в 2004 году перед Олимпиадой в Греции 2004 года. Сборную России на Олимпийских играх окормлял протоиерей Николай Соколов — настоятель московского храма Святителя Николая в Звонорях, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского богословского института.
С просьбой о назначении духовника для российской олимпийской команды к Патриарху Алексию II обратился председатель Национального олимпийского комитета России Л. Тягачев. Эта просьба возникла не на пустом месте. До Олимпиады-2004 духовным окормлением российских спортсменов активно занимался другой московский священник — протоиерей Сергий Суздальцев, настоятель храмов Живоначальной Троицы на Воробьевых горах и святого Георгия Победоносца на Поклонной горе. Именно о. Сергий впервые отслужил в 1996 году напутственный молебен на Поклонной горе для российской команды, отправлявшейся на Олимпиаду в Атланту. Кстати, и перед Олимпиадой в Афинах о. Сергий отслужил молебен для спортсменов, вручив олимпийцам серебряные крестики и иконки святого Георгия Победоносца. Вместе со сборной в Афины отправилась и большая храмовая икона св. Георгия.
Отец Николай Соколов происходит из известного московского священнического рода. Он старший сын близкого к патриарху Пимену протоиерея Владимира Соколова. Его младший брат Сергий был епископом Новосибирским и Бердским и похоронен в Ново-
сибирской области.
Супруга тогдашнего духовника олимпийской сборной Наталья Николаевна — дочь знаменитого духовного писателя Николая Пестова, который помог найти дорогу к храму многим российским интеллигентам ХХ века. Сам о. Николай закончил Московскую консерваторию, духовно опекает Третьяковскую галерею, так что его влияние на спортсменов в Афинах было не только духовным, но и культурным.
Здесь следует сразу «объясниться» с теми недоброжелателями Русской Православной Церкви, которые утверждают, будто РПЦ сегодня «закрывает глаза» на канонические правила, якобы запрещавшие спорт.
В установлениях вселенских соборов есть неодобрение всякого рода «ристалищ», к которым относились и древние олимпийские игры, но такого рода мнение
Церкви было вызвано вовсе не негативным отношением к спортивным соревнованиям вообще. Вспомним, что Олимпийские игры в Греции посвящались языческим богам. Языческим богам посвящались и различные соревнования в Римской империи. На такого рода «ристалища» Церковь действительно накладывала запрет.
Что касается отношения к нынешней физической культуре и спорту, то в «Социальной концепции Русской Православной Церкви» подчеркивается, что сегодня «светская культура способна быть носительницей благовестия». В значительной степени это относится к физической культуре и спорту.
На зимней Олимпиаде в Турине, а затем Олимпиаде-2008 в Пекине сборную России снова окормлял отец Николай Соколов. Сам он говорит, что его увлечение спортом лучше бы назвать «физкультурой» — выше первого юношеского разряда по стрельбе он никогда не поднимался. Занимался также туристической греблей, но после окончания Московской консерватории по классу скрипки и альта серьезные занятия спортом пришлось оставить.
В первый же день пребывания в Олимпийской деревне в Пекине
о. Николай освятил оба корпуса и помещения, в которых жила российская делегация. Был создан молельный центр, где были свои комнаты для христиан, мусульман, иудеев и буддистов. «Надо заметить, что команда у нас многонациональная и в ней представлены все четыре мировые религии, — рассказывал о. Николай. — Несмотря на это обстоятельство, все спортсмены с радостью воспринимают присутствие священника, ведь душа и Бог для всех едины. А я, в свою очередь, стараюсь абсолютно всем участникам Олимпийских игр дать надежду на медаль. Каждый день ко мне приходит три — четыре спортсмена. А если кто-то не может прийти сам из-за участия в соревнованиях, их друзья и товарищи приносят записки с именами людей, за которых мне надо помолиться».
На сами соревнования о. Николай в Пекине так и не выбрался. И нисколько на это не обиделся. «Я ведь здесь нахожусь не для собственного удовольствия, а на службе», — говорил священник.

Помолиться за сборную России
Всем памятно прекрасное прошлогоднее выступление сборной России на чемпионате Европы по футболу. Но не многим известно, что футбольные болельщики не только выплескивали свой восторг на улицах, но и приходили со своими спортивными чаяниями в храмы.
Так, настоятель екатеринбургского храма Иннокентия Московского о. Владимир Зайцев заявил, что успешное выступление российской сборной на «Евро-2008» — это благое дело. «Большая часть наших прихожан молится за успех российских футболистов. И сами священники, как я, например, проводят службы», — отметил о. Владимир. Он сказал, что в ночь на очень важный матч будет смотреть трансляцию вместе с другими священниками. «Если наши выиграют, то утром проведем благодарственный молебен. Хотя, по-хорошему, его надо провести после завершения чемпионата, но даже те успехи российских футболистов, которые есть на сегодняшний момент, достойны благодарности», — говорил в те дни о. Владимир.
В те же дни референт епископа Барнаульского и Алтайского Максима С. Гончаров сообщил, что специальных молебнов за победу России на «Евро-2008» в барнаульских храмах не служат, но подают записки с именами игроков сборной России. «Естественно, священнослужители молятся за здравие тех, кто указан в записках, то есть за нашу команду», — сказал Сергей Гончаров. Неравнодушны были в те дни к футболу и в Южно-Сахалинской и Курильской епархиях. «Накануне полуфинальной встречи, вечером, в Воскресенском кафедральном соборе отслужат молебен за победу российских футболистов», — сказал руководитель миссионерского отдела о. Виктор.

Настоятель новосибирского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин тогда отметил, что не видит ничего плохого в том, что Церковь своим авторитетом освятит победы сборной России по футболу. «Надо сказать, что многие священники сами занимаются спортом. И я никак не могу понять, почему спортсмены, которые являются нашими прихожанами и нашими духовными чадами, посещающими храм, не могут получить благословение Церкви и благословение Божие на тот труд, который они на себя взвалили? Ведь они все-таки защищают честь Отечества, которое в последние годы, даже десятилетия, находилось в поругании. Они отстаивают честь Родины, пусть даже в такой форме. Тем более мы видим, какова реакция общества на их победы: поднимается национальный дух, и в народе появляется гордость за свою Родину. Я считаю, что это замечательно», — сказал новосибирский священник.
Что касается замечаний о том, что возможные в будущем поражения наших спортсменов могут ввести народ в уныние и депрессию, то, по словам о. Александра, «нет ничего плохого в том, что мы будем молиться за наших спортсменов, проиграют они или победят… Я не думаю, что если наши спортсмены начнут проигрывать, то народ впадет в общее депрессивное состояние. В связи с этим мне хотелось бы напомнить один эпизод из отечественной истории. Все, наверное, помнят, что через два года после победы на Куликовом поле Тох-тамыш взял Москву, спалил ее, но все равно это не поколебало веру русского народа в свои силы. И все потому, что народ, одержавший победу на Куликовом поле, понял, что он с Божией помощью может твердо стоять на своих ногах», — отметил о. Александр Новопашин.

Самбо по благословению святителя


Верная своему социальному служению, Русская Православная Церковь прежде всего поддерживает массовый, детский спорт. Так, в августе 2008 года заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что «власти и бизнес должны консолидировать усилия для того, чтобы сделать спорт в России массовым».
«Конечно, нашему спорту есть куда развиваться, — сказал о. Всеволод. — Для этого нужно вернуть ему массовость. Надо думать о том, чтобы государство, местные власти и бизнес поддерживали талантливую и спортивную молодежь».
По словам отца Всеволода, Русская Православная Церковь «очень поддерживает Параолимпийские игры (игры инвалидов — «ЧС»), контактирует со сборной России и руководителем параолимпийского движения, известным правозащитником Владимиром Лукиным. «Дай Бог им успеха, ведь им требуются особые усилия и воля для достижения цели», — сказал священник.
Русская Православная Церковь особенно поддерживает те виды спорта, которые связаны с национальными традициями. Показателен круглый стол «Православное сознание и боевые искусства», состоявшийся в Московской духовной академии. Его итоги вице-президент Национального олимпийского комитета России, президент Международной и Российской федерации самбо М. Тихомиров определил такими словами: «В то время, когда в России насаждаются чуждые нашему духу восточные единоборства, особое значение приобретает возрождение национальной традиции боевых искусств. И в этом нас поддерживает Русская Православная Церковь».

По словам Михаила Тихомирова, Российская федерация самбо находится в тесном взаимодействии с Отделом внешних церковных связей, многолетним председателем которого являлся митрополит, а ныне — патриарх Кирилл. Владыка оказывал разнообразную помощь Федерации и даже принял участие в подготовке к изданию книги «И вечный бой», в которой рассказывается об истории самбо.
Стало доброй традицией участие представителей Отдела внешних церковных связей в церемониях открытия российских чемпионатов по самбо и других соревнований в боевых искусствах. «Самбо создано как синтез духа и тела по благословению святителя Николая (Касаткина), архиепископа Японского в начале ХХ века, — рассказывает М. Тихомиров. — Святитель благословил своего послушника собрать все лучшее из восточных единоборств, чтобы создать новое боевое искусство для служения Отечеству и Богу».

В здоровом теле — здоровый дух


Первый чемпионат Новосибирской области по пауэрлифтингу без экипировки проходил в течение двух дней в зале спортивного комплекса Новосибирского государственного аграрного университета. В качестве почетного гостя на турнире присутствовал благочинный Северо-Восточного округа Новосибирской епархии, настоятель собора Александра Невского протоиерей Александр Новопашин.
Сила всегда ценилась на Руси, напоминает заслуженный тренер России, президент Федерации пауэрлифтинга Новосибирской области Игорь Беляев. На физически сильных людей наши предки смотрели не просто как на силачей, ради забавы готовых, удивляя народ, гнуть подковы, завязывать в узел кочергу, одной рукой переворачивать телеги и бороться с медведем, но прежде всего как на русских богатырей, защитников «Веры, Царя и Отечества». «Именно поэтому мы пригласили на наши соревнования православного священника — протоиерея Александра Новопашина, который и сам занимается пауэрлифтингом», — сообщил Игорь Беляев.

— Вам, конечно же, хорошо известно, — обратился священник-миссионер к участникам турнира и зрителям, — что наша олимпийская сборная перед соревнованиями обязательно получает благословение Святейшего Патриарха. То же самое происходит не только в России, но и в других православ-ных странах, например в Греции, где организаторы спортивных турниров испрашивают благословение священноначалия. Вот и я нахожусь сегодня здесь по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского.
Отец Александр подчеркнул, что Православная Церковь положительно относится к гармоничному физическому развитию людей. Священник сказал, что и сам он всю жизнь занимался силовыми видами спорта, а в последнее время тренирует насельников мужской православной общины по реабилитации наркозависимых, организованной им по благословению правящего архиерея при Александро-Невском соборе. Батюшка отметил, что спортивная нагрузка, несомненно, помогает в процессе реабилитации — физически тренированный человек имеет не только хороший мышечный тонус, но и эмоциональный, что отвлекает его от дурных мыслей и помыслов.
— Физическая культура, спорт уводят молодежь от пороков, которыми наполнено наше современное общество, — сказал священник. — По этой причине Православная Церковь не может не приветствовать людей, которые отвергают порок и собственным примером вдохновляют молодых людей следовать по их пути. Но материальное не должно заслонять духовного, цель и достижения не должно ставить во главу угла. «Не сотвори себе кумира» — вторая заповедь Божия. Если человек забывает о душе, то в его духовной жизни происходит мощный перекос,— сказал священник.
— В Священном Писании Господь говорит нам, чтобы мы прежде всего искали Царствие Небесное, а все остальное приложится. В человеке должен быть здоровый духовный стержень, который не надломится, не прогнется, а здоровье духовное мы можем найти только в истинной вере в Бога, в Православии, — сказал отец Александр.
На вопрос, как сами спортсмены относятся к тому, что на турнире присутствует православный священник, спортсмен-многоборец Геннадий Бардин ответил: «Святое дело! Славяне должны объединяться в Православной вере и идти по богоугодному пути. Ведь это не секта какая-то, это наше родное Православие. Верующие люди становятся чище, глупостей меньше делают, и духовные силы прибавляются. А это помогает и в спорте, где нужно уметь терпеть. А без духовных сил откуда взяться настоящему терпению?»
Геннадий Бардин уверен, что благословение батюшки обязательно укрепит спортивный дух участников соревнований, поможет им достойно вести нелегкую борьбу. Юрий Шумских из наукограда Кольцово — дедушка и тренер 11-летнего Александра — самого юного участника турнира, но уже имеющего за плечами второй взрослый разряд по тяжелой атлетике, уверен, что присутствие на турнире священника Александра Новопашина заставит людей по-иному взглянуть на спорт.
«Иногда говорят, что спорт и православная вера взаимоисключают друг друга, но я категорически с этим не согласен, — заявил послушник собора во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского, мастер спорта по пауэрлифтингу Борис Левитан (правнук великого диктора Юрия Борисовича Левитана).
По словам спортсмена, напротив, эти вещи не нужно разделять. «Но я, конечно же, соглашаюсь со святоотеческим мнением, что нельзя переходить ту грань, за которой спорт уже становится самоцелью, когда используются любые средства ради высоких спортивных результатов. И это касается не только спорта. Как православный христианин, с этим я не могу смириться», сказал Борис Левитан.
Вера в Бога нужна всем, подчеркивает Борис Левитан. Она укрепляет духовно и, безусловно, помогает в работе. «Во время соревнований между подходами помолишься Господу и чувствуешь, как исчезает нервозность, приходит успокоение, появляется внутренняя уверенность, сосредоточение», — признается спортсмен.
Борис Левитан сказал, что знает многих спортсменов, которые носят свой нательный крестик не как украшение. По его словам, в спорте много людей верующих, но невоцерковленных. И то, что настоятель православного храма пришел к спортсменам, чтобы духовно их поддержать, наверняка сослужит хорошую службу — ведь своим приходом батюшка показывает спортсменам дорогу к храму.
По окончании турнира отец Александр обратился к спортсменам со словами назидания. «Нам всем хорошо известна фраза: «В здоровом теле — здоровый дух», — сказал батюшка. — Но мало кто знает, что в советское время «по идеологическим соображениям» эти слова, принадлежащие древнеримскому политическому деятелю и философу Цицерону, были вырваны из контекста. Философ говорил: «Молите богов, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Мы живем в православном обществе, и сегодня эти слова могут и должны звучать следующим образом: «Молите Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он укреплял вашу духовную жизнь, дабы вам не свернуть с правого пути и, что еще хуже, не увлечь кого-то за собой».
«В какую сторону направит свою силу сильный человек, зависит от его духовного состояния, — подчеркнул о. Александр. — Без твердого духовного стержня даже физически сильный человек может быстро деградировать, стать порочным. Поэтому хочется пожелать всем здесь присутствующим прежде всего не забывать молиться, чтобы в вашем здоровом теле был здоровый дух. И тогда будет благо и для вас, и для ваших семей, и для всего общества в целом. Желаю дальнейших побед, в том числе и на духовной ниве. Помоги, Господи!»
Александр ОКОНИШНИКОВ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Как православному относиться к занятиям спортом? Может ли христианин быть профессиональным спортсменом? Какую опасность таит в себе спорт? С этими вопросами в преддверии зимней олимпиады мы обратились к священнику Сергию Поперечному , настоятелю храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области, мастеру спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратному чемпиону России, обладателю Кубка мира.

На вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, я не готов однозначно ответить: «вот именно так и никак иначе». Здесь очень много «но». Например, говоря о детском спорте, нужно понимать, что в эпоху мегаполисов детям как никогда необходимо полноценно развиваться физически. И в этом смысле спорт — просто спасение. С другой стороны, спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно же, христианину не должно принимать это. Господь заповедует нам: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. (Мф 11:29). Кротость и смирение противопоставляются в спорте необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал. И если говорить о детском спорте, то совершенно очевидно, что нельзя упустить тот момент, когда занятия для здоровья становятся чрезмерными и превращаются в греховную страсть.

Еще сложнее ответить на вопрос, может ли православный христианин быть профессиональным спортсменом. А если этот человек — профессионал, а спорт для него является работой и профессией, но при этом он верующий? Конечно же, в каждом отдельном случае должен быть свой ответ.

Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред, который спорт может нанести здоровью. Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе физических и психических возможностей. Ради результата они готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие здоровье.

Это и отношение к соревнованиям. У каждого спортсмена оно свое. Один спокоен перед боем: пришел, увидел, победил… и забыл. Другой нервничает, переживает, не спит ночами, иссушая свою душу, в сущности, попусту.

Это и отношение к славе. Если для человека спорт — смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, противопоказан. Другое дело, если человек остается нормальным, если спорт не отбирает без остатка и физические, и духовные силы. А ведь от последних двух составляющих зависит результат — как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме — это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина это действительно опасно! Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела должно быть поставлено во главу угла, а состояние души. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его — он будет упрям, недокормишь — ослабнет. В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и совершаются непоправимые ошибки.

Существует мнение, что главный грех спортсменов — тщеславие. Возможно, но тут мне сразу вспоминается Александр Карелин, с которым я пять лет провел в сборной России. Читал недавно в «Фоме» интервью с ним, в котором тот в очередной раз показал себя чрезвычайно скромным человеком. А ведь он — личность легендарная, имеющая все мыслимые и немыслимые спортивные титулы. Как же он умеет себя вести! С каким уважением относится к любому, даже самому молодому члену команды! И никакой заносчивости, пренебрежения и тем более тщеславия.

Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд — в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12) — писал апостол Павел. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех… Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому занятия спортом или профессиональный спорт нужно оставлять, если это губит душу.

Впрочем, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте.

Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей.

Мы свободны в своей воле. И чем бы мы ни занимались, отвечать всегда будем сами. Потому приходящий в спорт должен сознавать те искушения и соблазны, которые рано или поздно встанут на его пути, и самому решать, сообразуется ли жизнь спортсмена с жизнью христианина.



  • Разделы сайта