Условия эзотерического обучения. Духовные учителя Человечества XIX-XX века

Мне задали логичный вопрос: Что плохого в эзотерике? Эзотерика, как «тайное знание» претендует на то, что обладает системой взглядов на человеческую природу и на устройство мира, более полной, чем наука и философия. Она относит себя к области «духовной», роднясь с религией, и одновременно претендует на «научность». Современная эзотерика обещает людям ответы на «вечные вопросы», руководство по развитию души и личности, и решение всех проблем. Но в чем суть эзотерики и что эзотерические учения нам предлагают на самом деле?

Под эзотерикой я подразумеваю мировоззренческую основу учений, объединенных в движение Нью Эйдж, возникшее в 20 веке. О истории и философии Нью Эйдж можно почитать в Википедии . Я буду говорить лишь о сути эзотерики, выделив самые ее общие идеи, и вы сами увидите вред, который наносят психике и душам своих адептов многочисленные эзотерические учения. Те, кто ждал от меня статей о развитии личности, не уходите — вам эта информация тоже будет полезна. Эзотерические идеи в наше время «витают в воздухе», и их надо распознавать, чтобы не заразиться.

Основания эзотерических учений

Ложь о науке и религии

При всей пафосной серьезности, эзотерические учения отличает на редкость безответственное отношение к тому, что они говорят. Когда им это нужно, они обосновывают свои идеи «наукой», упоминая несуществующие научные открытия. Люди, которые не имеют отношения к науке, каковых большинство, доверчиво принимают это за чистую монету. В случаях же, когда мнение науки общеизвестно, эзотерики высокомерно уничижают науку, которая «ничего не знает».

Так же эзотерические учения поступают и с религией . Для приданий веса своим идеям они любят цитировать или просто ссылаться на авторитетные религиозные тексты, чаще Библию и Веды. При этом они либо толкуют цитаты крайне искаженным образом, иногда до прямой противоположности исходному смыслу, либо просто нагло сочиняют цитаты (это касается чаще Вед, которые никто читать не будет). Естественно, что когда речь заходит об очевидном противоречии их учения религиозным представлениям, они объявляют религии «отставшими» и скрывающими истинное знание от верующих.

Несмотря на кажущуюся лояльность эзотерики к науке и религии, это отношения не взаимны. Наука не признает «открытий» эзотерики на скучном основании их бездоказательности. Мировые религии так же относятся к ней резко отрицательно, гораздо хуже чем друг к другу. Иудаизм, христианство, ислам и Будда единодушно считают магию (на которой основана эзотерика) крайне душевредной, считая ее плодом общения человека со злыми духами . И не исключено, что они правы, особенно если понимать это метафорически…

Реальные источники эзотерики

Реальных источников эзотерических знаний всего два. Это, во-первых, уходящая корнями в глубь веков традиция магии и оккультизма , которая всегда существовала в культуре параллельно с философией и религией. На Западе это такие учения, как пифагорейство, гностицизм, герметизм, алхимия, астрология, Каббала, спиритизм, а также примитивная народная практическая магия, представленная ведьмами, гадалками, суевериями, ритуалами и т. п., которую так и не смогло вытеснить христианство за 2000 лет.

Второй источник эзотерических знаний — богатое воображение авторов или то, что они сами считают непосредственным «откровением» неких «духовных сущностей», «вселенского разума» или «небесных учителей». Если вспомнить, что любая религия предупреждает и том, что духи бывают разные , а человек часто подвержен обольщению и иллюзиями, то встает очень большой вопрос, кто автор этих откровений? Причем этот вопрос не снимается, даже если рассуждать не в религиозном контексте, а в психологическом: какая часть содержания бессознательного человека производит видения и откровения и стоит ли им верить? Может, это просто банальный бред сумасшедшего?

Итак, мы видим, что эзотерика опирается, кроме мистического опыта авторов, всего на одну почтенную духовную традицию. Но это второе вызывает доверие, не так ли? Может, древним и современным магам и оккультистам на самом деле известно то, до чего еще не доросла наша молодая наука и что от нас преступно скрывает религия, стремясь к безраздельному владению нашими душами? Эзотерики говорят именно так. Что же, посмотрим, какие ценные истины они нам открывают, и что эти истины могут нам дать.

Эзотерическая безнравственность: добра и зла не существует или они едины

Дихотомия добра и зла беспокоит человечество всю его историю. Эта — неизбежное следствие свободы воли, которой мы отличаемся от животных. Но в этом и наше «проклятие», ибо зло, которое иной раз творит человек, просто чудовищно.Что такое зло, откуда оно и как его избежать? Ответы можно дать разные, и сейчас не место в них слишком углубляться. В конечном итоге все сводится к тому, что человек должен принять свою свободу и научиться ей распоряжаться. Он несет ответственность за свой нравственный выбор и перед обществом, и, главное, перед самим собой.

Выбор в сторону добра и воспитание себя так, чтобы каждый раз делать этот выбор верно и привычно — и есть путь развития человека, на котором и он может достичь высот духа, и обществу будет хорошо. А со злом все-таки придется так или иначе бороться , потому что зло — это разрушение, страдания, деградация. Да, это сложно и требует постоянных усилий. Иной раз сложно даже отличить добро от зла, а еще труднее сделать выбор в сторону добра от зла, которое принимает соблазнительные формы. По большому счету, — это подвиг длинною в жизнь. И философия, и религия, и во многом наука, старается помочь человеку в этом подвиге.

Однако человек ленив, и ему не очень-то улыбается жить в борьбе, да и зло иной раз выглядит так привлекательно… И потому был найден второй ответ на вопрос добра и зла: почему бы не принять сторону зла? Тогда и подвигов не надо и бонусов масса! Но впрямую себе в этом признаться как-то боязно… Потому мы лучше создадим философское учение о том, что нет никакой разницы между добром и злом, все едино. О том, что добро и зло — суть «проявления одной природы» и принцип единства противоположностей лежит в основе мироздания, вам расскажет любой эзотерик. А то, что отсталые моралисты называют злом , даже и полезно может быть…

Поскольку эта теория никак не совмещается с , обреченной на свободу воли, то от человеческого тоже можно отказаться, объявив, что нет никакой принципиально человеческой природы — все мы такая же часть Природы вообще, как придорожный камень или таракан, и посему давайте вернемся к истокам, прильнув к груди матери природы. Будем как животные и растения. Ну и что, что это отказ от развития и расчеловечение? — Зато никаких напрягов и подвигов! А чтобы гордость не пострадала, можно наречь природу «телом бога», а себя — частью этого бога и тешиться сознанием своей «божественности».

Впрочем, совсем отказаться от этики у эзотериков не очень получается. Поэтому, объявив добро и зло «относительными» и тем самым , они придумывают свою этику, в которой могут стать добродетелями и грехами самые странные вещи — в меру «испорченности» Учителя. Об основах эзотерической этики будет сказано дальше.

Эзотерическая гордыня: легко ли быть Богом?

Скучно достигать своих целей обычным путем: зарабатывать деньги, получать образование, строить свою жизнь, налаживать отношения… Если бы можно было как-нибудь взмахнуть волшебной палочкой — и получить все на голубой тарелочке! Эта детская мечта преследовала человека с древности и он искал путей ее осуществления. И нашел. Точнее — придумал. Очень много чего придумал — целую мировоззренческую систему, иначе называемую магическим мышлением . Человеку с таким взглядом на мир кажется, что он всемогущ, что силой одной мысли, а уж тем более магических ритуалов, он может влиять на реальность, совершая то, что не под силу простым смертным.

На первый взгляд кажется, что такой взгляд — это гиперответственность человека за все. Однако все не так просто. Наш всемогущий маг на самом деле ответственность на себя упорно не берет. Он ждет управления и всегда оглядывается на ведущие его «силы». В каждом шаге он справляется с законами вселенной / гороскопом / рамкой для биолокации или прислушивается к внутреннему голосу (в запущенных случаях голос звучит как бы снаружи), который мнит гласом божьим . Он никогда не ориентируется на собственные соображения- для каждого движения у него есть обоснование чем-то большим и мудрейшим, чем он, волю которого он читает по знакам. Считая себя «богом — творцом своего мира» он оказывается человеком, не имеющим своей воли , постоянно ищущим указаний «свыше».

Эзотерическое сознание: отказ от разума

Есть у человека еще одно чисто человеческое качество — сознание или разум . И, если разум настроен критически, то он может стать препятствием для осуществления всего вышеизложенного. Посему от разума тоже лучше избавиться. Абсолютно все эзотерические учения говорят о необходимости расширения сознания, изменения сознания и отключения сознания . Иные даже прямо говорят, что разум — это «дьявол», который мешает человеку быть с богом, то есть слиться в гармонии со вселенной. Самый главный враг, естественно, критический разум. Критиковать — очень плохо, это карму портит, особенно плохо критически относиться к словам эзотерического гуру.

Поскольку побороться с сознанием непросто, то для этого предлагаются различные практики — медитации, особое дыхание, прием веществ, тренинги, где производится групповое воздействие через психотехники. А кто говорил, что освободиться от постылых оков разума будет легко? А чтобы вы не боялись безумия, эзотерика говорит, что, отключая разум, мы приникаем к источнику «божественного разума». Поразительно, что человек, которому оказался тяжел подвиг свободы воли и лень заниматься своей жизнью, готов прилагать ежедневные усилия для совершения этих практик и платить деньги за тренинги ради того, чтобы уйти от ответственности и тешить себя иллюзией своей божественности!

Эзотерическая этика: ощущения и удовольствия

Если разум мешает быть богом и общаться с божественным разумом , то как же услышать голос бога внутри себя? Ответ эзотерики прост: бог говорит через эмоции и ощущения. Эзотерика учит очень внимательно относиться к своим ощущениям, безусловно им доверять, и не рассуждая следовать туда, куда они влекут. Для пущей важности адептам внушается божественность интуиции . В эзотерической этике абсолютное зло и добро подменяется негативом и позитивом , с точки зрения субъективных ощущений. Негатив — это зло, от всего, что вызывает неприятные ощущения, надо бежать без оглядки, ориентируясь на то, то вызывает ощущения приятные и комфортные.

Таким образом, удовольствие становится критерием истины , и человек начинает просто гоняться за удовольствиями и становится абсолютно беззащитным перед своими страстями. Поскольку не доверять себе — табу (ну ты же Бог!), то, если что-то вызывает негативные ощущения, это объявляется воплощение зла . Типичные речи эзотерика: «Я чувствую, что мне это не надо», «Я чувствую, что это мое». Да-да, не только книгу или блюдо, но и спутника жизни или профессию эзотерически «продвинутый» человек выбирает сообразно ощущениям , простите, божественным указаниям, иногда скромно именуемым «подсознанием».

Еще один своеобразный момент в эзотерической этике — это подмена нравственности познанием. «Знание» там считается одной из высших добродетелей, а грехом, соответственно — «невежество». Разумеется, имеется в виду не любое знание, которое можно получить в школе и институте, а специальное — эзотерическое. Это знание основ эзотерического мировоззрения — об устройстве вселенной и ее «законах», которое можно получить исключительно от гуру — эзотериков или непосредственно через «откровение» каких-нибудь «ангелов».

Божество эзотерики — энергия

Понятие энергии — центральное в любом эзотерическом учении. Для них все мироздание представляет собой энергию, энергия правит миром, это тот бог , которому поклоняется эзотерика. Концепция энергии очень удобна для рационализации основных эзотерических идей — энергия безлична, безвольна, все-нравственна, она просто есть и течет туда, где есть место. Соответственно, если видеть везде и во всем лишь энергетические потоки , то можно не забивать себе голову такими глупостями, как , воля, свобода, добро и зло… А если изловчиться, то энергию можно и использовать, подключившись к «потоку».

Для рационализации важности ощущений понятие энергии тоже подходит как нельзя лучше. Эта концепция легко и просто объясняет все на свете, а человек так любит простые объяснения! Типичные примеры: миф об — мне плохо рядом с кем-то, значит, он разносчик негатива и ест мою энергию; отношения в паре основаны на взаимодействии ; у меня плохое настроение — значит, не хватает энергии. Ну и что, что для человеческих отношений и воли не остается места? — Зато все понятно!

Отношения по-эзотерически: ничего личного

Вы, наверно, догадываетесь, какой может быть в отношениях человек, для которого любое его действие — это деяние бога, а добра и зла не существует? Правильно — он способен на любую подлость, особенно если его ощущения высшая сила подаст знак. Но это еще полбеды. Поскольку он все время озабочен обретением гармонии со вселенной, то есть своим состоянием и своей божественностью, то он вообще никого вокруг не видит. То есть видит, но не живых людей, а в лучшем случае — кармические задачи, чаще — просто объекты для энергетического обмена.

«Энергетически» взаимодействовать он может, питаясь от ближнего энергией или, наоборот, кормя его. Но — это не для безликой части природы , которой он себя считает. Представляете подругу, которая с вами общается не потому, что вы ей интересны, а ради ? А если вам грустно и вы хотите моральной поддержки, то эзотерик отшатнется от вас, как от прокаженного — ведь вы излучаете негатив и посягаете на его драгоценную энергию. Если он вас и вытерпит из вежливости, то потом побежит в ванную «смывать негатив».

Естественно, что у такого человека напрочь отсутствует, хотя эзотерики очень много говорят о любви. Но под любовью они понимают совсем не личные взаимоотношения. В эзотерике любовь — это все та же энергия , это состояние гармонии со вселенной, вызывающее приятные ощущения, в которое погружен адепт, и которое он распространяет вокруг себя, как ему кажется. Он изливает потоки любви на всю Вселенную, и ему совершенно не важно, что попадется на пути — кучка мусора или ближний. Как говорится, «ничего личного»! :)

Так в чем же суть эзотерики и ее вред?

Я отразила только философские моменты, суть эзотерических знаний в самых общих чертах. Мы видим, что поклонник эзотерики получает действительно уникальные знания, которые его преображают до неузнаваемости! Только вот надо ли нам такое счастье?

Человек, принявший эзотерические идеи за истину:

  • Усваивает ложные представления о мире, человеке и духовности, получая искаженную картину мира
  • Воспринимает искаженную систему ценностей и встает на пути деградации, а не развития личности
  • Погружается в иллюзию своей божественности и всемогущества, теряя связь с реальностью
  • Теряет критическое мышление и доверие разуму
  • Теряет нравственные ориентиры, а проще — совесть, становясь моральным уродом
  • Утверждается в и теряет волю, становясь рабом своих ощущений
  • Обезличивается, теряя свое человеческое «Я»
  • Лишается способности любить и строить человеческие отношения
  • С духовной точки зрения, его душа глубоко повреждается от общения с духами зла, вплоть до одержимости
  • С точки зрения здоровья, он получает нервно-психические расстройства разной степени тяжести, иногда физические болезни

Искренне надеюсь, что у вас не возникнет вопроса, что в этом всем плохого? Зато логичен вопрос: почему эзотерические идеи так популярны, и почему эзотерические знания и практики людям «помогают» и «работают», по их словам? Может там все-таки есть и что-то хорошее и полезное? Об этом — в следующий раз . Если у вас есть еще вопросы, касающиеся сути эзотерики вообще или каких-то отдельных эзотерических идей и практик, спрашивайте!

© Надежда Дьяченко

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 14 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Оккультные и эзотерические школы

Нас иногда спрашивают, где найти настоящую эзотерическую или оккультную школу , чтобы получить настоящее знание, которого нет ни в книгах, ни в интернете.

Начнем с оккультной школы. Что это за школа?

Как видите, оккультных наук много . Все они разноплановые и имеют собственную специфику. Изучение каждой оккультной науки требует времени. Есть науки, которые можно изучить достаточно быстро и без преподавателя. Например, нумерология, физиогномика, хиромантия. Самостоятельно можно изучить астрологию и стать астрологом хорошего уровня. Все остальные науки требуют специфических способностей (духовных наработок), повышенной чувствительности и наставника.

Встаёт вопрос: если кто-то вдруг захочет открыть оккультную школу, то где найти преподавателей по вышеперечисленным оккультным дисциплинам? Можно найти астролога хорошего уровня, физиономиста, хироманта, нумеролога, таролога.

Но где вы найдете преподавателя по магии? Магия – даже для профессионалов, работающих в магии много лет – тёмный лес.

Где найти учителей по оккультной ботанике (энергии растений), оккультной минералогии (энергии камня), оккультной медицине, символизму? Преподавание этих дисциплин требует очень высокого уровня духовного развития. Преподаватель должен быть мистиком и понимать суть вещей. Как вы понимаете, таких людей в мире: раз, два и нет никого.

Что касается психологии. Психология, с точки зрения духовного развития, ложная наука. Все психологические техники укрепляют ложную личность. Если заниматься психологией, то делать это нужно осознанно, видеть цель.

Изучение оккультных наук требует времени, усилий, постоянных занятий . Обычно человек становится специалистом в одной оккультной науке. Хотя в средние века почти все выдающиеся астрологи были магами. И наоборот – выдающиеся маги знали астрологию.

Есть люди, обладающие настоящими знаниями в той или иной оккультной науке, но не все из них могут стать оккультными учителями . Потому что оккультный учитель должен не только знать, но и суметь донести знания до учеников. Это особые наработки.

Где найти эзотерическую школу?

Последняя настоящая эзотерическая школа – это школа Гурджиева-Успенского. Для эзотерической школы не нужен штат преподавателей. Эзотерическая школа – это школа одного человека . Открыть и вести такую школу может только человек с высоким уровнем развития сознания, с уровнем духовного развития мистика. Как минимум.

В истории человечества, в каждом столетии рождается несколько мистиков. Некоторые из них занимаются общественной деятельностью, пропагандируют знания и поэтому известны – Сатья Саи Баба, Ошо, Кришнамурти, Вивекананда, Е. Блаватская, Г. Гурджиев, П. Успенский, П. Дынов, М. Айванхов, А. Безант и другие.

Если мистики есть, то далеко не все из них хотят учить. Многие из них предпочитают жить уединенно и продолжать заниматься собственным развитием. О них никто не знает.

Большинство известных мистиков читают лекции, проводят беседы. Это гораздо проще, чем вести школу. Беседа – это беседа, разговор на какую-либо тему. Беседы расплывчаты, их задача – пробудить интерес людей к духовной работе. А школа дает чёткое, систематическое знание. Беседу учителя-мистика можно послушать и идти домой, заниматься своими делами. Но если ученику повезло учиться в эзотерической школе, то школа обязывает к круглосуточной работе над собой. И самое главное, что ученики эзотерических школ знают, что им нужно делать. Беседы этого не дают, они оставляют множество вопросов.

Беседы мистиков тоже важны . Они помогают сформировать правильное мировоззрение тем, кто этого хочет. По крайней мере дать направление, ориентиры, ощущение другой, истинной жизни, новых возможностей.

Но ценность эзотерической школы в том, что она способствует интенсивному развитию. Эзотерическая школа дает чёткую систему приоритетов, структуру, конкретные направления работы над собой. И объясняет какие результаты даст та или иная духовная практика. Школа – это эффективный, быстрый, правильный путь развития.

В настоящее время некоторые школы и центры позиционируют себя как эзотерические школы . Но сразу под названием "Эзотерическая школа" или "Эзотерический центр" перечисляются оккультные направления – оздоровление, экстрасенсорика, биоэнергетика, нумерология, магия, астральные путешествия, изучение оккультных техник и другое.

Это говорит, что люди не знают чему учат. Возможно, начинающие, кто делает самые первые шаги в изучении эзотерики и оккультизма, могут поучиться в таких школах. Но мы считаем, что учиться нужно сразу правильно.

Для примера, специалисты по стрельбе говорят, что правильно научить стрелять легче новичка, чем переучивать того, кто уже научился стрелять неправильно. В эзотерике и оккультизме тоже самое. Лучше сразу найти людей, которые в этом действительно разбираются.

Вопрос – ответ

Вопрос:

Добрый вечер, Олег Петрович и Валентина Владимировна!

Меня зовут Александра. Мне интересен оккультизм и эзотерика, но способностями и даром не обладаю. У меня есть сильное желание обучаться в этой области. Информация, предоставленная на Вашем сайте, заинтересовала. Посоветуйте, что делать и с чего начать.

Спасибо. Александра

Ответ:

Если изучать эзотерику , то нужно читать мистиков. Не ниже. Это труды Айванхова, Ошо, Дынова, Е.Блаватской, Гурджиева, Успенского и др. Наверняка вы об этом прочитали на нашем сайте.

Оккультизм – это сложное комплексное направление, представленное многими оккультными науками. Нужно выбрать направление, в котором вы хотите развиваться: нумерология, физиогномика, астрология, травы, гадание и др. И изучать это направление. Или несколько направлений.

Общеобразовательных, базовых, фундаментальных книг по оккультизму, написанных на хорошем профессиональном уровне, мы не видели.

Мы можем порекомендовать вам вступить в наш эзотерический клуб . В клубе вы можете получить эзотерические и оккультные знания. У вас появится фундамент знаний, благодаря которому вы сможете читать эзотерические и оккультные книги, получать оккультную информацию из других источников – и будете понимать на каким уровне они написаны.

На данный момент (2013 год) нашему клубу пошел 9-й год. Среди членов клуба есть начинающие, и есть профессионалы.

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги:

А теперь рассмотрим главные эзотерические учения и движения, которые в наибольшей степени распространены в России. Это традиционная йога, даоские школы, суфийские учения, учение Дона Хуана в изложении Кастанеды, система Гурджиева, Интегральная веданта Ауробиндо, учение Кришнамурти, Агни Йога, учение Бхагавад-Дхармы.

Как говорили миссионеры Ордена иезуитов, местные условия решают очень много. Один из главных вопросов, который меня при этом интересует - насколько реально с помощью современной российской версии данного учения добиться просветления и духовной реализации.

Традиционная йога распространена в России в нескольких основных формах: хатха-йога включает в себя набор асан, мудр и бандх и направлена на оздоровление физического тела, раджа-йога преследует исключительно духовные цели, слияние с Богом, наконец, синтетическая йога, которая не разделяет физическое и духовное начало, а рассматривает их как две грани единого целого. К таким вариантам йоги относится, с моей точки зрения, учение современного индийского учителя Айенгара. Если раджа-йога в чистом виде - удел избранных одиночек, и число центров, практикующих эту традицию в России, крайне ограничено, то хатха-йога или же смешанная раджа-хатха-йога распространены куда шире, а последователи этого пути склонны объединяться друг с другом. В одной только Москве существуют несколько десятков разнообразных йогических групп и центров. Многие из них занимаются по книгам, но некоторые последователи классической йоги ездили в Индию, где общались с мастерами и учителями.

Чего можно достичь, следуя йогическим путем в наши дни в России? Я не разделяю мнения, существующего в некоторых эзотерических кругах, согласно которому путь древней классической йоги устарел, не нужен для приближающегося золотого века и закрыт "сверху" Высшим Разумом. Человеку трудно понять пути Бога, но убежден, что, как сказано в восточных текстах, Бог приветствует человека на любом пути, лишь бы тот приближался к Высшему, а не удалялся от него. Кундолини-йога - а хатха и раджа-йоги предполагают подъем энергии кундалини через все чакры к тысячелепестковому лотосу, находящемуся в макушке, - трудна и опасна. Отсутствие реального учителя затрудняет продвижение, а чрезмерное усердие чревато ухудшением здоровья и даже психической неадекватностью. Но если следовать всем советам йоги точно и овладевать йогическими умениями постепенно, то результат в виде улучшения здоровья, повышения психоэнергетического здоровья и развития способности к концентрации не замедлит прийти. Будет ли этого достаточно для того, чтобы поднять энергию кундалини, провести ее сквозь чакры и выполнить задачу божественной самореализации, чего добивается каждый истинный йогин?

Это зависит от нескольких условий - от кармических накоплений ученика, условий его жизни, уровня теоретической подготовки и наличия серьезного духовного учителя. Мне известен случай, когда искренний и глубоко очищенный человек, изолированно живший в глухой провинции, едва ли не заболел психически от энергетического перегрева в результате подъема кундалини. Чтобы подъем энергий был безопасным и устойчивым, требуется чистая экологическая среда. В отравленной атмосфере города осуществить такой подъем значительно труднее, чем в горах или даже на подмосковной даче. Если же подъем кундалини был частичным, и энергия не поднялась до чакры сахасрара для встречи со своей мужской ипостасью, богом Шивой, или высшим "Я" и остановилась на уровне одной из нижних чакр, это может нанести вред духовной природе ученика. Человек может сделаться раздражительным, неподвижным, упрямым, то есть кристаллизоваться в своих недостатках, которые после такого энергетического закрепления будут поддаваться переплавке с большим трудом, нежели до всякой работы с энергией. (Об опасностях такой ложной кристаллизации мы поговорим отдельно.)

Хоть я и не считаю путь кундалини-йоги или раджа-йоги закрытым "сверху", предполагаю, что Бог вряд ли будет поддерживать слишком пассивных в миру искателей этого типа. Если на заблудшее человеческое общество еще можно как-то повлиять, то сделать это могут прежде всего герои и подвижники духа, а не йоги, ищущие просветления лично для себя. Бог же будет помогать лучшим из йогов в той мере, в какой они готовы в дальнейшем делиться накопленным с другими людьми.

Даосские школы менее распространены в России и, в основном, связаны с всевозможными системами восточных единоборств. Мне практически неизвестны случаи, когда человек, идя даосским путем, не занимался при этом какой-нибудь борьбой. Информация о даосизме, этой сокровенной восточной традиции, стала появляться в России значительно позже, нежели информация о йоге. Подлинных мастеров, реально идущих путем Дао и добившихся серьезных результатов, очень мало. Есть несколько человек, прекрасно владеющих физической и энергетической стороной единоборств, но, на мой взгляд (возможно, я ошибаюсь), они пока не достигли той степени просветления и свободы, о которой говорят Лао-Цзы и Чжуан-Цзы. Безусловно, они могут ввести своих учеников в даосскую традицию через обучение упражнениям, основам цигуна, дыхательной тренировке, правильной медитации. Но сумеют ли они подключить человека к непрерывной энергетической цепи мастеров, составляющих сущность высокой древней традиции? И вообще, в какой степени она жива сегодня?

Я не могу ответить на эти вопросы. Мне известно, что самые серьезные из российских даосов не раз были в Китае, встречались с мастерами из Шаолиня, лично общались с такими известными популяризаторами даосизма, как Мантэк Чиа и Сью Минтаи. Наиболее аутентично и глубоко даосская традиция, с моей точки зрения, преподается во Всероссийской федерации шаолиньского ушу, возглавляемой востоковедом Алексеем Масловым. Энтузиазм молодых людей, посещающих школы ушу и тайцзицюань, очевиден. Но во всем этом есть серьезный крен в сторону тренировки физического тела и тенденция превращения самого направления в разновидность спорта. Тренировка духа мало кого интересует. Тем не менее, те, кому близок даоский подход, могут при настойчивости добиться выдающихся результатов. Только настойчивость не должна быть жесткой - в даосизме это свойство характера мешает больше всего. Даосские методы всегда привлекают интеллектуалов и людей с невротическими чертами, стремящихся с помощью этих методов обрести желанную гармонию.

Суфийские учения известны в России мало. Одна из причин - это глубокая закрытость подавляющего большинства суфийских орденов. Те ордена, которые связаны с политизированным исламом, выходят лишь на мусульманскую часть населения России. Те же центры, которые заявляют о себе как о суфийских, как правило, имеют к настоящему суфизму весьма приблизительное отношение. Среди наиболее популярной литературы на эту тему - многочисленные книги Идрис Шаха, а также произведения Инайят Хана. С его именем связана деятельность нескольких организаций в нашей стране. Согласно той информации, которой обладаю я, среди этих центров есть весьма серьезные организации. Они возят наиболее продвинутых своих членов за рубеж, где находятся основные штаб-квартиры этих международных центров, проводят ретриты среди последователей в России. В движение Инайят Хана ушло несколько моих знакомых, весьма продвинутых и подготовленных в плане медитативных практик. Книги Идрис Шаха также относятся к серьезной литературе, однако, основные центры традиции находятся в Западной Европе. Иногда в Россию приезжают мастера из-за границы, которые называют себя суфиями и обучают людей духовно-медитативным практикам. В целом, последователи суфизма по численности в России во много раз уступают и йогам, и буддистам, и даосам. Конечно, духовные достижения возможны и на этом пути, но для этого требуется несколько условий - подлинность наставника, серьезность намерений ученика и его способность ассимилировать опыт других учений, может быть, прямо не связанных с суфийской иерархией, но тем не менее, содержащих очень полезные элементы. Так, учение Гурджиева, проходившего обучение в суфийских центрах, не входит в число систем, относящихся к эгрегору суфиев. Но, в силу того, что в нем очень подробно разработана такая важная для суфиев практика, как самонаблюдение и самовспоминание, оно весьма полезно для тех, кто идет суфийским путем. Мне приходилось встречаться с российскими последователями суфизма, которые одновременно с Идрис Шахом и Инайят Ханом изучали систему Гурджиева и практиковали самовспоминание. Мне показалось, что они были сильнее и крепче тех, кто пытается следовать традиции по книгам и отдельным семинарам приезжих мастеров.

Большую популярность в России имеет учение северо-американских индейцев яки в изложении знаменитого Карлоса Кастанеды. Его книги раскупаются и вызывают искренний интерес. Во многих городах России и странах СНГ существуют центры, объявляющие себя последователями учения Дона Хуана. Эзотерические и психологические центры более широкого профиля проводят семинары по темам, затронутым в книгах Кастанеды. Многие духовные лидеры и психологи включили в программу своих школ идеи и методы, почерпнутые из "Второго кольца силы" или "Внутреннего огня". Книги Кастанеды стали культовыми для ищущей молодежи во всем мире. Похожие процессы происходят и в России. Куда же они ведут своих последователей?

В западной эзотерической и научной литературе ведутся жаркие споры о том, существовал ли реально Дон Хуан или он был порождением фантазии Кастанеды? Целый ряд авторов, доказывают, что Дон Хуан - это миф, ловко придуманный ради денег и славы. Иногда учение Дона Хуана рассматривают как утонченную месть индейцев западному миру за то унижение, которое они испытали от завоевателей. Другие исследователи, напротив, наперебой доказывают гениальность Кастанеды и бессмертие его учения. Не буду давать оценки литературной стороне произведения писателя, однако убежден, что учение, излагаемое им, содержит в себе исключительно полезные знания о человеческой природе и секретах истинного пути. Наверное, этим и объясняется писательский успех Кастанеды и то влияние, которое он оказал на духовные искания человечества в конце XX столетия. Он сумел изложить известные идеи и мысли эзотеризма настолько ярко и захватывающе, что многим людям они показались настоящим откровением. Идеи безупречности, экономии энергии, тоналя и нагваля, понятие трех видов внимания, образ смерти как советчицы в ситуациях экстремального выбора, информация о новых видах восприятия - все это и многое другое наверняка войдет в золотой фонд духовных накоплений человечества. Правильное осознание сильных сторон этого учения может помочь любому ученику, к какой бы традиции он не принадлежал.

В то же время, с моей точки зрения, далеко не все, сказанное Кастанедой, применимо в условиях России и западного мира, а кое-что попросту не нужно. Являясь решительным противником всех видов наркотиков, включая галлюциногены, я убежден, что вся история с пейотом, описанная в ранних книгах писателя в период, когда в Америке происходил бум с ЛСД и бунт шестидесятников, со скандалом вырывающих у общества право на курение марихуаны, была введена в повествование отчасти намеренно. Кстати, в более поздних и глубоких книгах Кастанеды эта тема постепенно сходит на нет. Сегодня только безумец будет доказывать, что можно достичь просветления и стать воином абсолютной свободы, опираясь на мутный дым галлюциногенов. Другой проблемой учения Дона Хуана являются его толтекские атлантические истоки. Каким бы ни было оно высоким, изящным и глубоким и какими бы яркими красками Кастанеда ни расцветил его, введя в современный культурный оборот, никогда не стоит забывать, что оно в своей основе является очень старой магической традицией, пришедшей к нам с затонувшего материка. По мнению многих эзотерических учений Атлантида затонула как раз в результате злоупотребления магией и магическими операциями. Насколько нужна сегодня вся магическая часть учения, описывающая борьбу человека с духами реки и с олли? Насколько применимо это знание без реального учителя рядом, без кактусов и мексиканских мест силы? Насколько необходимо сегодня воссоздать шаманскую традицию, явно более старую по сравнению с той же йогой?

Большая проблема учения Дон Хуана состоит в том, что хотя оно и называет себя путем сердца, но реально не дает методов его раскрытия. Оно прекрасно помогает человеку воспитать волю, овладеть принципами самодисциплины воина духа, более глубоко узнать себя, победить многие негативные качества и отрицательные эмоции, но в отношении чувства любви и сердечного тепла, увы, значительно уступает другим более эмоциональным учениям, религиям и системам. А некоторые вещи в нем, например, по сути дела, негативное отношение к проблемам рождения детей в связи с тем, что ребенок, появляясь на свет из утробы матери, якобы оставляет в ее ауре дыру, лично у меня вызывает глубокое отторжение.

Люди устроены таким образом, что они склонны брать из ценных учений не лучшее, но, увы, худшее. Как правило, все, что касается самодисциплины в жизни воинов, современная генерация духовных искателей оставляет за скобкой своих интересов и устремлений. Зато с куда большим интересом они устремляются к подражанию крутой грубоватой интонации, с которыми Дон Хуан и Дон Хенаро иногда в чисто ученических целях говорят с Карлосом Кастанедой. Многие молодые люди превращают это учение в орудие самоутверждения по отношению к другим людям и миру. Наблюдать это одновременно и смешно и грустно. Впрочем, то, как воспринимает книги Кастанеды молодая Россия, ничто по сравнению с тем, как обстоит дело с более зрелой частью кастенедийски настроенного населения Америки. Люди, долго жившие в США и специально изучавшие эту проблему, рассказывали мне, что в некоторых бизнес-кругах там принято предварять деловые переговоры и подписание контрактов магическим боем барабанов и вызыванием духов силы, которые якобы покровительствуют сделкам и отгоняют духов неудачи. Когда я по возможности ярко представил себе картину, как несколько сдвинутые на шаманизме американцы-бизнесмены начинают лупить по тамтамам, мысленно считая размер предстоящей выгоды, мне стало несколько не по себе от подобного прочтения Кастанеды.

Мое мнение в отношении этого очень оригинального учения заключается в том, что оно едва ли приводит человека к Богу, если рассматривать его как самостоятельный путь. До сих пор неясна та тонкая энергетическая цепь учителей, или эгрегор учения, которая стоит за страницами книг. Но как вспомогательное учение, энергии которого способны оживить многие пути и стандартизированные подходы к совершенствованию, оно имеет исключительное значение. Оттуда можно извлечь много полезного. Что касается российских центров последователей этого учения, то, на мой взгляд, должно пройти немалое время, прежде чем у нас появится серьезное объединение людей, способные правильно воспринять мудрость и парадоксы Дона Хуана, донесенные до нас талантливым пером Кастанеды. Это, конечно, не значит, что последователи этого взгляда на мир должны сидеть дома и ни в коем случае не объединяться друг с другом. Просто полезно помнить, что не всякое объединение или количество несет в себе истину. Иногда собрание людей, напротив, кристаллизует заблуждение.

Система Гурджиева, представляющая собой волевую традицию эзотеризма, получила большее распространение на Западе. Яркая, колоритная фигура основателя "четвертого пути", выходца с Кавказа Георгия Ивановича Гурджиева всегда привлекала к себе. Лучшей книгой, талантливо и полно раскрывающей суть гурджиевской системы, считается книга ученика Гурджиева Петра Демьяновича Успенского "В поисках чудесного", раскупающаяся на Западе по сорок тысяч экземпляров в год.

В России есть несколько групп и центров, относящихся к гурджиевской традиции. На мой взгляд, в системе Гурджиева - Успенского есть много ценного: глубокое объяснение человеческой психологии с ее внутренней механичностью и склонностью к психологическому сну, реальная практика самопознания, мощная методика тренировки воли. Я отнюдь не разделяю мнение некоторых эзотериков из теософской среды, объявляющих Гурджиева чуть ли не исчадием ада и глашатаем темных идей. Вместе с тем не могу не признать, что в системе Гурджиева не хватает некоторых вещей. Во-первых, она не совсем вписывается в контекст мировой духовной культуры и даже внутри эзотеризма стоит несколько особняком. Во-вторых, сухое изложение системы практически во всех книгах его последователей, вычурный стиль его собственных сочинений: стиль выдает характер человека. В-третьих, недостаточно проработана тема воспитания высокой эмоциональной природы человека и раскрытия сердца. В-четвертых, слабо просматривается тема служения духовной иерархии Учителей, в результате чего формируется следующий тип последователей - грубоватый, сильный, волевой эмоционально суховатый одиночка с неразвитым религиозным чувством, привыкший опираться только на себя. Тем не менее, признаю, что духовно-эзотерическая группа искателей истины, встретившаяся мне в самом начале моего пути и очень многое мне давшая, наряду с другими источниками очень серьезно проработала литературу, связанную с Гурджиевым.

Можно ли достичь просветления и приблизиться к Богу, опираясь на одну лишь систему Гурджиева - Успенского? Сомневаюсь. Я рассматриваю ее как мощную, но все-таки дополнительную систему, помогающую человеку сознательно и твердо стоять в своем основном учении. Идите избранным путем и при этом старайтесь сохранить и развить ту непрерывность сознания в самой гуще жизни, о чем так подробно и основательно рассказал Гурджиев. Делая усилия и преодолевая препятствия, помните, что духовный путь требует не просто стараний, но сверхусилий. Борясь со своими недостатками и воспитывая целостность сознания, и используйте гурджиевский опыт преодоления множественности и созидания в себе единства, системой. Это, на мой взгляд, будет полезней, чем в отсутствии реального учителя механически применять систему в своей жизни. Пример Успенского, который во второй половине жизни отошел от Гурджиева из-за неприятия его личности, но пытался сам применить его систему и даже развить ее, показал, что это едва ли продуктивно. Биографы Успенского указывают, что к концу жизни он признался: "Система не работает!" В то же время многие духовные лидеры, мастера различных мистических традиций, эзотерические и трансперсональные психологи признают, что идеи Гурджиева служили мощным стимулом для их работы.

Определенную популярность на книжном эзотерическом рынке современной России завоевали книги индийского духовного мудреца и подвижника XX столетия Ауробиндо Гхоша. Излагая систему интегральной веданты, синтезирующей древние знания и современные подходы, Ауробиндо поставил перед собой жизненную цель - помочь принести Божественный Разум на Землю, в сердца и души людей. В Городе Солнца Ауровиле, построенном на юге Индии для духовных искателей мира, вместе со своей сподвижницей Альфассой Ришар, известной под именем Матери, он проводил эксперимент по достижению физического бессмертия. Его идеи совершенствования, пробуждения сознания, воспитания любящего и сострадательного сердца - все это не может не вызывать глубочайшего уважения к человеку, столь серьезно и основательно взявшегося за серьезную проработку Божественного Проекта. В книгах Ауробиндо Гхоша можно найти достаточно подробное описание многочисленных методов, помогающих успешному продвижению. Конечно, отсутствие учителя, ушедшего с физического плана еще в 1950 году, создает немалые проблемы для его последователей, однако направление пути выбрано и обозначено столь верно, а методы разработаны столь подробно, что это страхует от многих ошибок. Когда я встречаюсь с последователями этого учения, убеждаюсь в совершенно необычной для меня ситуации: люди понимают основы духовного пути и свои ошибки. Нет явных перекосов и заблуждений. Однако есть и проблемы. Главное, на мой взгляд, то, что им не хватает серьезной деятельной энергии. Это проявляется не только в России, но и во всем мире, и с этой точки зрения показательно современное состояние Ауровиля, города, который, по мнению самых разных людей, в конце концов, остановился в развитии.

Считаю, что каждый, выбравший путь интегральной веданты, в принципе, идет правильно. Но получит ли он просветление и реальное освобождение, зависит прежде всего от него самого. Если ему удастся преодолеть крен в созерцательность, присутствующий в системе Ауробиндо Гхоша и отмеченный еще Великими Учителями Востока - Гималайскими Махатмами, то он сможет добиться хороших результатов.

Большим авторитетом пользуются сегодня книги духовного мастера из Индии Джидду Кришнамурти. Многих искателей привлекает легендарная фигура Кришнамурти, ранняя известность которого была связана с деятельностью Теософского Общества. Его руководительница Анни Безант объявила юношу воплощением Иисуса Христа. Однако сегодня в России больше популярны книги позднего Кришнамурти, где он полностью отошел от теософской тематики и сосредоточился на новом, открывшемся ему подходе к Истине. Идея непрерывного бодрствования, познания природы ума, отказа от жестких целей и ментальных установок на пути самопознания, тотальное внимание, внутреннее цветение и тишина сердца, рассмотрение каждой ситуации как абсолютно новой. Эти идеи, вроде бы известные и раньше, прежде всего из даосизма и дзэн-буддизма, в изложении Кришнамурти заиграли новыми красками. Метод самонаблюдения и осознавания, предлагаемый Кришнамурти, существенно отличается от подхода Гурджиева. Кришнамурти говорит "о наблюдении без наблюдателя", что представляет собой высший пилотаж во внутренней свободе человека.

Система Кришнамурти очень полезна для приверженца любого другого духовного пути, особенно в тех случаях, когда он склонен к догматизму. Чтение книг индийского мастера освежает сознание, настраивает на новый вид созерцания, позволяющего увидеть привычные вещи в несколько неожиданном ракурсе. Система хорошо раскрепощает восприятие и растворяет как мировоззренческие, так и чисто психологические предрассудки. Но достаточно ли всего этого для достижения высших состояний сознания и встречи с Богом, тем более что Кришнамурти старательно избегает употребления любых религиозных терминов? Если просветленность самого Кришнамурти не вызывает сомнений, были ли у него продвинутые ученики такого калибра, как Успенский у Гурджиева, Павитра и Сэтпрэм у Ауробиндо Гхоша, Санчес у Кастанеды? Лично мне такие примеры неизвестны, хотя за много лет путешествий по Западу Кришнамурти провел огромное количество бесед и встреч. Означает ли это, что его учение не работает, как не работала, по его собственному признанию, система Успенского? Не берусь судить, но выскажу несколько соображений.

Во-первых, чтобы осуществлять непрерывное самонаблюдение и самовспоминание, требуется много энергии, которая лучше всего накапливается благодаря дыхательным практикам, пранаяме, молитве и точечной концентрации. У Кришнамурти об этом ни слова, а иногда даже встречаются высказывания, что можно без таких методов обойтись. Где же тогда ученик возьмет энергию, чтобы совершить в самом себе "единственную революцию" (термин самого Кришнамурти), ведущую к свободе? Во-вторых, он отрицает принцип почитания Иерархии в духовной работе. Е. И. Рерих, хорошо знакомая с теософским движением и с биографией Кришнамурти, утверждала, что многое из того, что он достиг, было обеспечено с помощью Иерархии Учителей Света, с которыми индийский духовный лидер был связан. В-третьих, далеко не для всех подходит метод, основанный на полной свободе и отсутствии дисциплины. Многие ученики в начале своего пути нуждаются в суровой дисциплине. В монастырях, орденах и центрах применялись такие методы. Овладев собой и достигнув той стадии самоконтроля, при которой он мог жить и действовать свободно, никому не причиняя зла, ученик мог переходить к фазе спонтанности и самодисциплине, основанной не на волевом сдерживании своих страстей, а на их глубинном понимании.

Короче говоря, система Кришнамурти хороша, но не универсальна. Она может дополнить методы других учений и обновить подход человека к совершенствованию духа, но не заменить основные системы, помогающие духовной эволюции.

Одно из самых перспективных эволюционных учений планеты, распространенное в России - это Живая Этика, или Агни Йога, появившаяся на свете в результате сотрудничества Николая и Елены Рерихов с Великими Учителями Востока, Гималайскими Махатмами. Оно содержит в себе все элементы, необходимые для получения духовного озарения, преображения несовершенной человеческой природы и встречи с Богом - этику, космологию, духовную практику. Живая Этика придает большое значение культуре, понимая ее как форму почитания Света. Агни Йога говорит с людьми на торжественном, но вполне современном языке и учитывает те духовно-психологические проблемы, которые наиболее остро стоят сегодня. Она синтезирует все прежние йоги (карма, бхакти, джнану и раджу) и помогает своим последователям прийти к Богу самым быстрым и надежным путем. По степени своей популярности в России Учение Агни Йоги занимает одно из первых мест среди других эзотерических систем.

Сейчас в каждом городе России действует несколько центров, заявляющих себя как рериховские организации. К сожалению, между ними нет единства в понимании Основ Учения, а немалое количество организаций весьма далеки от того, что задумывалось Рерихами. Одни из этих центров тяготеют к чисто энергетическим практикам и контактерству, другие являются чисто культурными организациями и не проявляют к проблемам духовного совершенствования серьезного и глубокого интереса. Конечно, есть и такие центры и отдельные деятели, которые ставят вопросы духа во главу угла. Но в целом последователи Агни Йоги явно не дотягивают до той высоты, на которой мечтали их видеть и Рерихи, и Великие Учителя. Те видели своих последователей духовными подвижниками, очистившими свою внутреннюю природу и овладевшими скрытыми силами человека, отдающими всю свою мощь на благо мира.

В Агни Йоге есть все, чтобы прийти к Богу и достичь совершенства. Потому она мне ближе других, пусть и прекрасных систем. Вся проблема состоит в том, что большинство последователей Учения не имеют достаточных духовных накоплений, чтобы самим правильно идти путем восхождения. К тому же современное рериховское движение не имеет института земных духовных учителей, способных передавать инициатический посвятительный импульс от наставника к ученику. Тем не менее, я глубоко верю в огромный эволюционный потенциал Учения и не сомневаюсь, что духовный расцвет нашей страны во многом связан с тем, насколько глубоко будут восприняты космические идеи Учения.

Из новейших духовных систем я бы обратил внимание на движение Бхагавад-Дхарма, представители которого регулярно проводят семинары по всему миру. Главный ашрам движения "Сатья Лока", где я побывал год назад, находится на юге Индии. Основатель движения и духовный лидер ашрама Шри Мукти Ишвара Бхагаван с детства ощущал свою высокую задачу, связанную с духовным влиянием на состояние человечества. Его считают божественным воплощением или высоким аватаром. Его цель в том, чтобы как можно больше людей приняли в сердце Высшее Божественное Существо, духовно пробудились и достигли состояния просветления. Бхагавад-Дхарма представляет собой сплав высокой теории и духовной практики, синтезирующий лучший опыт религий и учений прошлого. Я бы не сказал, что мне удалось в ашраме получить что-то принципиально новое в плане теории. Но большое впечатление на меня произвела высокая этика человеческих взаимоотношений, которую демонстрировали ближайшие ученики Бхагавана, а также духовная практика, состоящая из достаточно простых и известных методов, соединенных в необыкновенно мощную и эффективную систему преображения человека. Добавив эту практику к своей, выработанной за много лет, я увидел, насколько ускоряется процесс самопознания и овладения собой. Да и другие последователи Ишвара Бхагавана, настроившиеся на мощные вибрации этого духовного движения и на помощь учителю в распространении учения могли бы рассказать немало интересного о своих мистических опытах, случаях чудесного исцеления и решения жизненных проблем, о реальных изменениях в сознании.

Особенно покорила меня абсолютно не коммерческая основа деятельности лидеров этого движения, высокая социальная ценность проповедей и дел, ориентация на служение человечеству, терпимость, разрешающая адептам пути синтезировать его с другими учениями, а также глубокое духовное родство с дорогими и близкими мне идеями Агни Йоги. Разумеется, осваивая новый духовный опыт, я ни в чем не отказался от прежнего пути, наоборот, еще более укрепился в первоначальном выборе. Вместе с тем многое в практике стало более понятным, когда я сам столкнулся с реальной духовной линией, основанной на непосредственной передаче инициатического импульса. Я оценил, насколько важен личный контакт с учителем и действующей традицией.

Разумеется, это пока еще очень молодое духовное движение, не вполне себя проявившее, ему только предстоит завоевать место среди мощных систем с тысячелетней историей. Многое будет зависеть от его последователей.

У кого-то может возникнуть вопрос, почему я не рассмотрел другие, не менее популярные духовные учения в России, такие, как система Петра Донова, Ошо-Раджниша, Алисы Бейли, Профетов, многочисленные школы ченнелинга (контактерства) или Нью-Эйджа? Я умолчал намеренно, так как не считаю перечисленные системы по-настоящему эзотерическими и высокодуховными. Они либо не дотягивают до таких критериев, либо определенно ведут человека не туда, куда следует. Поэтому едва ли стоит говорить о них подробно.

Мой обзор не претендует на полноту и на глубокое погружение в сердце каждой традиции. Просто хотелось дать панораму наиболее важных эзотерических путей, открывающихся перед современным искателем. Читайте книги этих учений, изучайте их и слушайте свое сердце: только так вы сумеете понять, что же вам нужно.

Еще один важный вопрос, который нередко звучит и на семинарах, и на индивидуальных консультациях - как синтезировать эти учения, если почти каждое из них заявляет, что оно и есть самый полный синтез всех эзотерических знаний и методов работы над собой? Следовать ли только одному учению? Или, взяв его за основу, создавать свою систему, используя прочие знания, идеи и методы? А может быть, не мудрствуя лукаво, соединить воедино все системы и пути? Мне кажется, лучше всего сделать единственный выбор и остановиться на каком-то одном, наиболее дорогом для вас учении. Но не ограничиться, а вобрать в себя мудрость из других учений, на которые надо смотреть через призму основной традиции. В этом случае христианин с расширенным сознанием сможет без ущерба для психики и самоуважения читать литературу по суфизму, йог будет успешно приобщаться к теософии, а последователь Живой Этики найдет немало полезного в христианских трудах.

Дерзайте, размышляйте и делайте правильный, наиболее подходящий для себя выбор. Высшие Силы всегда поддержат преданного и подлинного искателя.

И.Н. Что изучает эзотерика и в чём её различие с религией?

ММ Все религиозные учения построены по принципу присоединения человеческой души к определённому Эгрегору, созданному одним из Разумов более высшего, чем человек, порядка. Обычно все религиозные Эгрегоры – это само поле сознания такого Иерарха Высшего Разума. Далее, люди, которые попадают в этот религиозный Эгрегор, становятся его содержимым вместе со своими помыслами, желаниями, устремлениями, молитвами, словом. Человеческий Дух и Душа начинают жить в пределах этого Эгрегора, высекая на его энергетической матрице с помощью резонансов ту необходимую Психическую Энергию, которую и воспринимают за помощь и воздействие своего Божества.

Особенность практически всех религий в планетарном масштабе на Земле состоит в том, что Разумы более высшего, чем человек, порядка не всегда являются Иерархами Света. Они, в основном, являются либо автономными от Высшей Иерархии Света, либо входят в анти иерархию демонических миров. Первым признаком оторванности от Иерархии Света всегда является утверждение Божества о том, что он и есть ВСЕВЫШНИЙ БОГ. В пределах Солнечной системы «№ 1 Всевышним» может быть только Солнце, а за её пределами существует ещё целая цепь, состоящая из взаимозависимых Иерархий Света. Так каким же Всевышним может оказаться маленькое планетарное «божество» — остаётся только догадываться?!

Религия предусматривает СВЯЗЬ человеческого Духа и Души с тем Божеством, которое выбрано по свободной воле человеком. Если в Иерархии Света истинным Богом можно считать только Абсолютный Свет в Безпредельности, понимая под этим безконечную Иерархию Светлых Разумных Сил, каждый из которых безукоризненно выполняет все Высшие Коны Бытия, то в анти иерархии есть только демонические «боги», ищущие жертвы от самого человека. Но принцип СОЕДИНЕНИЯ, то есть «РЕЛИГАРЕ»- связи, всегда практически одинаков.

Любые религии имеют целый набор специальных магических приёмов для соединения матрицы Души человека с Матрицей Сознания его Божества. Все эти приемы имеют обычный магниторезонансный принцип. Только в случае, если человеческая Душа попадает в демонический эгрегор, её лишают возможности самостоятельно принимать своё решение о таком соединении, а соединяют при помощи магии крови. Так, обрезание младенцев в несознательном возрасте и насильственное соединение их души с Эгрегором мусульманства или иудейства — это пример грубого насилия над человеческим сознанием и попрание Кона Свободы Выбора. Насильственное приобщение к вере – это тоже один из признаков действия демонического «божества». Система Табу, то есть запретов и ограничений — это такой же признак.

Религия имеет место практически во всех обстоятельствах, какой-либо душевной привязанности человека. Так, он может быть привязан к своему семейному эгрегору, к эгрегору своего рода, народа, к эгрегору своего государства. Оно – государство и само не прочь выстроить множество своих собственных эгрегоров – ловушек, где человеческая душа попадает в искусственные Эгрегоры социального характера. Это партии, большие предприятия — индустриальные монстры, это – театры, которые некоторыми их актерами воспринимаются, как дом родной… Каждый эгрегор выстраивается каким-то относительно высоким для данной системы Иерархом, — родоначальником, которого потом чтят как маленькое божество- Кумира.

Кумиры – это ещё один вид религии, который очень распространен в системе Тьмы. Необходимость иметь таких Личностей, которые создавали бы ореол величия, а значит, и показывали бы народу основные принципы успеха в общественной иерархии, всегда поддерживалась властями во все времена. Если таких личностей не было в природе, то их продуцировали искусственно. Таким примером может служить система кумиров американского кино — голливудских «звезд», которые буквально надуваются наподобие мыльных пузырей, чтобы своим радужным иллюзорным сиянием освещать путь бедного обывателя…

Религия – это не однозначное явление. Оно имеет множество проявлений и личин, поэтому надо знать основной признак правильной религии и отличать её от неправильной. Каждая правильная религия имеет СВЯЗЬ – РЕЛИГАРЕ с Иерархией Света в Безпредельности. Ни один Иерарх в такой религии никогда не требует Жертвы от своих последователей, а наоборот, сам приносит для них Жертву. Такой религией можно считать веру в Иисуса Христа, который никогда не говорил о том, что Он – Всевышний, а всегда указывал на своего Бога Отца. Этим Он полностью соблюдал Высший Кон Иерархии Света. Другое дело, что церковники в своё время совершили подлог и вместо Отца – СВЕТА, стали утверждать отцом Христа бога Израилева. Такой подлог не прошёл для Христианства даром, и свидетельством этому является многовековая кровавая бойня, организованная христианством как внутри своих религиозных течений и сект, так и вовне их.

Человеческая душа не может эволюционировать без базовой энергетической Матрицы высшего Иерарха Света, но беда в том, что люди вот уже многие тысячелетия не могут выбрать для себя правильные Матрицы, действительно соединённые с Иерархией Света. Они обмануты, затравлены и укоренились в Матрицах демонических сущностей, которые видят в человеческих душах только пищу для своих эгоцентрических эгрегоров. Выход за пределы таких матриц может быть осуществлен двумя способами. Либо — по свободному выбору самих верующих, либо — по окончанию эпохи царствования системы Тьмы. Тогда все незаконные Эгрегоры с эгоцентрической направленностью просто развалятся, оставляя людей в полном недоумении и страхе от потери « привычного домика», либо они сначала поглотят все души, которые заключены в них.

Катастрофические мотивы иудеев, христиан и мусульман связаны именно с такими перспективами самих этих незаконных демонических эгрегоров. А для людей, которые в них закреплены, всё ещё есть возможность свободного выбора своей участи. Толпы маргиналов – людей свободных от всяких эгрегоров, которые уже сейчас бродят неприкаянными между искусственными и религиозными построениями, вскоре увеличатся на порядки. Поэтому к тому времени каждый человек уже должен не только понять свою высшую человеческую природу, но и сознательно выбрать место — эгрегор для своего восхождения Сознания. Связь – Религаре с Эгрегором Светлой Иерархии может помочь осуществить уже не просто церковь, а сама организация жизни на Земле в виде государственности, включающей в себя все необходимые компоненты для роста сознания людей, его населяющих.

Эзотерика – это наука о тайных знаниях. Она не может служить собственно религией или даже идеологией. С помощью эзотерики можно было познать принципы магических явлений, возможности общения с Духами Природы, особенности влияния всех духовных структур друг на друга и на человека. Эзотерикой занимается каждый учёный в той или иной степени, прикасаясь к явлениям, скрытым от невооруженного глаза. Поэтому отказываться науке от тайных сторонах природных явлений не стоит и далее. Расширение возможностей сознания человека всегда будет открывать все новые горизонты в тайном познании, но, как и положено горизонтам, они всегда будут отодвигаться на такое же, казалось бы, недостижимое расстояние… Эзотерика этим и отличается от религии.

И.Н. Откуда берутся эзотерические знания?

ММ Эзотерические знания приходят из самых разных источников, но основным из них является сознание Иерарха, который обычно присутствует в области стремления каждого восходящего разума. Такая система называется системой Учительства, в которой каждый, кто восходит, всегда имеет возможность добывать Знание путём высекания огня мысли на соответственной сфере сознания своего Учителя. Выбор Учителя всегда остаётся в полном соответствии с Коном Свободы Выбора. Так, Учителем может стать сознание демонического «божества», которому служит целый народ. Тогда эзотерическое знание даётся ему в виде «заповедей и приказов», которые по требованию «божества» высекаются либо на камне, либо записываются в так называемое священное писание.

Каждый пророк, который имеет на данном этапе СВЯЗЬ — РЕЛИГАРЕ со своим «божеством» — учителем наиболее обострённая какими-то своими психическими особенностями, может принимать и передавать остальным ту информацию, которая полезна как самому иерарху – божеству, так и его последователям. Обычно Знание приходит в виде информации, возможной к восприятию: в словах, видениях, образах. Они потом записываются, анализируются и принимают вид указаний СВЫШЕ, которые необходимо выполнять. Таким образом, народ получает послания от своего «божества», а затем становится исполнителем его указаний.

Отдельные ученые – алхимики или ведуны, которые искали Знания за пределами религиозных эгрегоров, получали их также от каких-то высших разумов, которые бывали часто враждебными для основателей их религиозных эгрегоров, поэтому такое знание религии обычно не принимали и называли их ересью, а самих поставщиков инородного «знания», часто казнили на лобном месте или гноили в тюрьме.

Служение одному эгрегору означало необходимость брать информацию только из одного источника. Тогда эзотерическое знание приобретало вид признанного таинства и записывалось в священные книги.

Между тем, у каждого эгрегора системы Тьмы всегда есть СВОЯ правда, которая отличается от всех других на тёмном поле тем, что такое «божество» или «учитель» выставляет в приоритетном порядке СВОЮ правду и своё видение многих вопросов. Во времена системы Тьмы такие «ПРАВДЫ» в эзотерической науке появилось в таком количестве, что бедные люди, которые старались их познавать, получали только разочарование и беду.

Единственная возможность разобраться со знаниями эзотерической направленности — это познать все Высшие Коны Абсолютного Света, которые называются ещё и Высшими Конами Бытия, и только после этого приложить их к существующим «догмам» и утверждениям религий. Только введение всех эзотерических знаний в единую систему координат, основанную на Теории Абсолютного Света, может помочь людям выйти из лабиринтов своих заблуждений на светлую дорогу восхождения своего сознания.

Великие Учителя Человечества из Иерархии Света уже давно ожидают обострённые к познанию умы для того, чтобы вложить в них высокие мотивы безпредельной Вселенной, где нет места для лжи и обмана. Сам человек отныне сможет свободно ориентироваться в любых лабиринтах познания, и уровни его достижений всегда будут зависеть только от тех уровней сознания, которые ему станут доступными. Великие Светлые Учителя Человечества вымостили своим сознанием дорогу в Безпредельность. А право людей взойти в Безпредельности по этой дороге, оставляя вслед идущим плоды своего роста – Знания, которые пока называют эзотерическими, но которые вскоре станут вполне экзотерическим, то есть доступными для ВСЕХ.

12 февраля 1879 года в одной из известнейших аристократических семей Санкт-Петербурга родилась девочка, названная Еленой. Родители ее принадлежали к славному роду Голенищевых-Кутузовых.

С самых ранних лет жизнь Елены была отмечена необычными способностями, проявляемыми ею. Девочка знала обо всем, что должно было произойти в ее жизни и в жизни ее семьи, заранее. Она предвидела будущее, предсказывая все значительные и незначительные события, которые случались с ней и членами ее семьи: пожары в доме, болезни и смерть родственников, даже отмену ее уроков. Когда же девочка подросла, ее предвидения и вещие сны-видения стали касаться жизни не только ее семьи, но и всей страны, — политических событий будущего, которые не были известны никаким, даже самым проницательным государственным деятелям. В своих видениях Елена предвидела начало Первой мировой войны, территориальные изменения карты Европы, вызванные войной, предвидела она и Октябрьскую революцию в России…

Дар пророчества — тяжелый дар. Об этом свидетельствовали ясновидящие и пророки всех времен. Ясновидящий несет на себе тяжесть не только своего одиночества — неизбежной расплаты за необычность и непохожесть на других. Он несет в своей душе еще и тяжесть знания будущего — никому, кроме него, не ведомого.

Тяжесть знания грядущих перемен, тревожная, никем не разделенная, с ранних лет легла на плечи маленькой Елены. Дар ясновидения, свойственный ей, пугал ее родных и близких: те страшно сердились, когда девочка говорила, что у них в доме скоро будет пожар. А когда пожар происходил -боялись поверить в пророческий дар ребенка, старались уверить себя, что это очередное случайное совпадение.

Но эти предвидения не были случайными. Маленькой девочке действительно было известно то, чего не знали окружавшие ее взрослые. Может быть, именно поэтому ее любимой книгой в детстве была Библия. Пробравшись в кабинет отца — известного своим высоким профессионализмом, талантом и прогрессивными политическими убеждениями архитектора И.И. Шапошникова, — девочка тайком брала из книжного шкафа тяжелый том Библии и уносила к себе в детскую, сгибаясь под тяжестью книги. Там, а тишине и одиночестве, она рассматривала диковинные картинки — иллюстрации Дорэ — и думала о чем-то. Как будто что-то вспоминала…

В философских учениях Востока говорится, что человек рождается и живет на свете не однажды, что все мы проходим цепь перевоплощений или реинкарнаций, и каждый из нас уже жил в этом мире когда-то. В те годы девочка еще не знала об этом. Но с замиранием сердца вновь и вновь открывала Библию, смотрела на дивный облик Христа — и ей казалось, что когда-то она уже видела его.

Рисунки из Библии напоминали ей о тревожных, тяжелых видениях, преследовавших ее с раннего детства. Это были видения страшной катастрофы, гибели всей Земли. Один и тот же сюжет, с небольшой разницей в деталях, часто повторялся в ее снах. В этих снах она стоит у окна и со страхом всматривается в темно-желтое небо. Сумерки быстро сгущаются. Стаи птиц, ласточек, с. тревожными криками низко летают над землей, животные и люди в беспокойстве спешат спрятаться по домам. Раздается оглушительный удар грома или гигантского взрыва, и земля начинает колебаться. Девочка в ужасе вбегает в соседнюю комнату, где находились ее родители, И говорит им: «Разве вы не видите, что земля гибнет, наступил конец мира!»

Эти сны наполняли тревогой и смятением маленькое сердце. Кому могла она рассказать о них? Тогда девочка еще не знала, что очень редко, может быть, не каждое столетие, рождаются на Земле люди, которым суждено проникать за завесу времен духовным зрением своей души. Одним из таких людей был Иоанн Хризостом, автор библейского Апокалипсиса. Картины грозных потопов и конца света, которые видела девочка в Библии, напоминали ей ее собственные видения… Позднее, когда она вырастет, она узнает и о пророчествах Иоанна, и о прозрениях Нострадамуса, и о предвидениях знаменитого ясновидящего Эдгара Кейси, — современника Рерихов. Все, что предсказывали они, совпадало с ее детскими снами, предчувствиями и предвидениями ее ранних лет…

Время шло своим чередом. Девочка выросла и превратилась в барышню поразительной красоты, первую красавицу столичного Санкт-Петербурга. Она увлекалась искусством и философией, делала необычные успехи в музыке: лучшие преподаватели Петербурга прочили ей будущее блестящей пианистки Многие богатые молодые люди из знатных семей добивались ее руки.

Однако ни внешний блеск светской жизни, ни роскошь и богатство не могли заслонить мир нездешних, духовных видений и образов, живших в ее душе. Елена не принимала предложений женихов-миллионеров, чувствуя их внутреннюю пустоту. Ей не хотелось беспечных развлечений светской жизни, ей хотелось духовного знания. И был лишь один человек в тогдашнем Санкт-Петербурге, чьи стремления, талант и ум оказались родственными ее интересам и надеждам. Этим человеком был молодой, но уже тогда известный художник, археолог, педагог, культурный и общественный деятель Николай Константинович Рерих. В 1901 году Елена Ивановна стала его женой.

Интерес к духовному самопознанию, стремление к самосовершенствованию, свойственные Елене и Николаю Рерихам, не могли не привести их к изучению эзотерической философии Востока, к которой обращалось не одно поколение людей, ищущих подлинной мудрости. Передовая наука уже при жизни Рерихов заговорила о том же, о чем учила и философия Востока, — об иных мирах и состояниях материи, о сложной, многомерной природе человека. По всей Европе и Америке создавались общества психических исследований, серьезные ученые изучали различные спиритуалистические и, как тогда говорили, оккультные феномены.

Елена и Николай Рерихи живо интересовались всем, что имело отношение к миру духовному, тем более, что этот мир начал проявляться в их собственной жизни с ранних лет. Однако по природе своей они были реалистами. Изучая эзотерическую философию, они всегда относились к ее утверждениям объективно и критически, предпочитая доверять лишь подтвержденным жизнью фактам. В одной из статей Н.К. Рериха есть такие строки: «Уже не смеемся, а только не доверяем перевоплощению. С недоумением подбираем

«странные» случаи. Иногда страшимся их. Уже не бросаем в кучу огулом. То, что четверть века назад было смешно, теперь наполняется особым значением».

Особое значение эзотерической философии стало очевидным для Рерихов потому, что сама их жизнь подтверждала правоту эзотеризма многими конкретными фактами. К этим фактам относились и необычные способности Елены Ивановны Рерих, свойственный ей дар ясновидения и интуитивное знание о многом, не известном большинству людей, но подтверждаемом философскими источниками. О чем же узнали Рерихи из книг по эзотерике? В эзотерических источниках, в частности, в книгах Е.П. Блаватской, говорилось о том, что с древнейших времен на нашей планете существовал центр Высшего Разума и высшего знания. Со времен Атлантиды в этом центре объединялись великие духовные Учителя человечества, — подвижники, овладевшие тайнами материи и неведомыми людям силами природы. Они создали свою обитель для того, чтобы успешнее бороться с силами мирового зла и помогать духовной эволюции остального человечества. В тибетском фольклоре этот таинственный центр получил название Шамбала.

Эзотерические источники говорили о том, что в течение веков и тысячелетий многие поколения духовных Учителей, живущих в этой обители, появлялись среди людей в качестве выдающихся духовных и общественных деятелей, основателей новых научных учений и теорий, и учили их наукам, искусствам и ремеслам. Они выполняли свою просветительскую миссию незаметно и мягко, ничего не говоря непосвященным о существовании своего центра. Идея существования обители высшего Знания глубоко запала в душу Рерихов. Рерихи стали стремиться к поездке в Индию, надеясь узнать там больше о духовных Учителях Востока, называемых в Индии Махатмами -«Великими душами».

Однако волей судьбы долгожданная встреча произошла не в Индии, а в Лондоне, в 192.0 г. Эта встреча была судьбоносной в жизни Рерихов. Они стали не просто последователями, но и ближайшими сотрудниками Учителей легендарного Братства Посвященных. Именно им было доверено Учителями поручение огромной важности — принятие и передача всему миру нового духовно-философского учения, Агни Йоги, или Живой Этики.

Создание и распространение учения Агни Йоги стало одним из важнейших аспектов мировой по своему значению духовно-просветительской миссии Рерихов. И главную роль в этой миссии суждено было выполнить Е.И. Рерих -именно на нее была возложена задача принятия учения от ее духовного наставника, Махатмы Мории, и создание на основе передаваемых ей текстов отдельных произведений из серии Агни Йоги.

Основы эзотерической доктрины Востока передавались Елене Рерих ее Учителем путем особой духовно-телепатической связи, установление которой стало возможным благодаря способностям яснослышания и ясновидения, которыми она обладала от рождения. Однако передача учений Махатм их сотрудникам не была механическим процессом переписывания или записи под диктовку готового текста. Из всего разнообразия материала, сообщенного Учителями, им надлежало отобрать то, что было наиболее актуально и доступно их современникам — людям Запада. Именно поэтому Елену Ивановну Рерих Махатма Мория считал соавтором своего учения.

Но этим не исчерпывалась задача, взятая на себя Еленой Ивановной. Она не просто приняла учение от Учителя, не только сформировала на его основе серию книг, но и написала значительные по объему (интереснейшие по содержанию!) комментарии к особенно актуальным и интересным вопросам из книг Агни Йоги. Эти комментарии давались ею на протяжении целого ряда лет в ее письмах сотрудникам, членам рериховских обществ и культурных организаций, с которыми сотрудничали Рерихи.

Наиболее значительные и важные фрагменты писем Елены Ивановны были включены в сборник «Сокровенное Знание», составленный так, чтобы у читателя сложилось представление об основных темах и разделах знаний, раскрытых в учении Агни Йоги. Последователи эзотерических учений окрестили эту книгу «Энциклопедией эзотерики». Действительно, вряд ли есть а эзотерических учениях такая тема или вопрос, на который не содержалось бы ответа в письмах Елены Рерих.

Сокровенное Знание, ради обладания которым поклонники тайных учений предпринимали когда-то трудные и опасные путешествия на Восток, стало доступным каждому благодаря удивительной русской женщине, духовный подвиг которой мы еще не оценили по достоинству.



  • Разделы сайта