Кто является руководителем мок. Международный олимпийский комитет (МОК). Национальные олимпийские комитеты

Приближается Рождество и захотелось вспомнить какую-нибудь красивую и занимательную библейскую легенду, полную тайн и загадок. Например, поговорить о драгоценных камнях, упомянутых в Библии. Многие авторы, изучавшие свойства камней еще в древности, ссылались на сведения, которые содержатся в Библии. Без преувеличения можно назвать эти камни легендарными и самыми ценными по своим качествам. На хорошо известной картине Тициана "Введение девы Марии во храм", написанной в 1539 году и хранящейся в Галлерее Академии изящных искусств в Венеции, на груди Первосвященника видно наперсие или пектораль с 12 драгоценными камнями - это золотая пластина, которая надевалась на грудь с помощью золотой цепи.

Высокий старец с седой бородой в золотисто-зеленой одежде с золотым полумесяцем на шапочке встречает богоизбранного ребенка благославляющим жестом.

Введенские храмы в России посвящены этому знаменитому церковному празднику, который отмечают как католики, так и православные христиане. Но мне сейчас интересна иная линия событий.

Наперсник (или наперсие, нагрудник, на иврите - хошен) крепился к ефоду (элемент одежды священника, похожий на фартук) с помощью золотых цепочек и голубых шнуров. Иногда его описывают как сумку, иногда как пектораль, которую надевали на шею. 12 камней символизировали 12 колен израилевых. Существует много споров, какие же 12 драгоценных камней входили в это древнее культовое украшение, поскольку названия камней в Библии не соответствуют современным названиям и существует довольно много версий, толкований и переводов. Вопрос этот интересует и историков, и минерологов, и ювелиров, а также, как увидим, литераторов и их читателй.

Легенда же такова. Камни для наперсника Первосвященника в Иерусалимском храме привезла в подарок царю Соломону царица Савская. Кстати, существует путаница с храмами на картине Тициана, ведь если следовать хронологии от рождества Христова - к тому времени, когда Мария была маленькой девочкой, храм Соломона уже был давно разрушен, а второй Иерусалимский храм еще не построен. А наперсник, если таковой существовал во времена царя Соломона, должен был пережить и более раннее разрушение храма Соломона. Учитывая, что царь Соломон жил в X в. до н.э. этому артефакту должно было быть сейчас порядка 3 тысяч лет. Cуществовала и могла ли существовать в действительности такая святыня? Теоретически, конечно, могла. А вот мог ли такой артефакт сохраниться до наших дней?

Первосященник Аарон. Икона 1822, из церкви Николая Елагина дворца (Петербург), с 1930 г - в Русском музее

Согласно легенде, после разрушения Иерусалимского храма воинами Тита в 70 году н. э. наперсие не попало в руки римлян. Его спас человек, по имени Левит, который тогда же был убит своим другом, помогавшем ему. За свтотайство полагалось наказание, которого тот не испугался, но, тем не менее, всю пектораль оставить у себя побоялся - вытащил только самые ценные камни, с которыми убежал в Рим. Пектораль уже без этих камней была найдена женщиной, которая бежала с ним в Египет, затем артефакт попадает в Венецию, где, опять же, по легенде, много веков хранится в еврейском квартале в Венеции. Это, как бы, и объясняет тот факт, что Тициан знал, как выглядела святыня. А на картине, якобы, изображен Иуда Левий Абрабаел (Абраванель), интеллектуал и, по преданию, хранитель пекторали, современник Тициана. Наперсник (хошен) изобразил еще один итальянский художник - Романелли (в Ватикане).

Сошлюсь на... дамский роман с элементами детектива, чем, безусловно, повергну в шок истинных историков. Поклонницей дамских романов я не являюсь и, наверное, ни за что не стала бы читать "Хромого из Варшавы" Жюльетты Бенцони, если бы не обнаружила в основе этого 4-томника (!) - детективный сюжет о поиске пропавших из пекторали камней в духе Дэна Брауна. Моим оправданием может быть 2 момента - во-первых, я тайком почитываю детктивы, которые, на самом деле, люблю и обожаю, а во-вторых, автор и ее персонаж - знатоки и фанатики драгоценных камней и, конечно, мне было очень любопытно, что она накопала. Поскольку традиционные версии, в общем, известны и изложены в той же Википедии.

По сюжету, действие которого развивается накануне II Мировой войны, некий Симон Аарон, являющийся хранителем священной пекторали, рассказывает о предании, что если найти оставшиеся 4 драгоценных камня и восстановить украшение - сила камней сыграет решающую роль в объединении еврейского народа и обретении ими своего государства на землях, некогда им принадлежащих. Итальянский аристократ и известный антиквар Морозини помогает ему в этом. Он и выступает в романе Шерлоком Холмсом, который носится по всей Европе в поисках звездчатого сапфира (который позже считался вестготским и много столетий хранился в его семье), алмаза Йорков, опала Сисси - императрицы Елизаветы, супруги австрийского императора Франца-Иосифа и рубина испанских Габсбургов. Все камни несут проклятье и по их кровавым следам идет сыщик. Своим обладателям эти знаменитые камни не приносили счастья, как всегда бывает с похищенными святынями.

У Бенцони пектораль описана так: большая и массивная прямоугольная пластина длиной 30 см, на которой в 4 ряда расположены 12 золотых розеток со вставленными в них крупными кабошонами драгоценных камней, совершенно не похожими на привычные камни. В них помещались сардоникс, топаз, темно-красный рубин, агат, аметист, берилл, малахит и бирюза - камни прекрасно подобраны по размеру и великолепно отполированы. Не хватало сапфира, алмаза, опала и рубина. Рубин повторился у Бенцони, не могу сказать почему. Может опечатка или ощибка перевода. Совсем не упомянуты изумруд и яшма, которые присутствуют во всех версиях. Мне кажется на месте малахита должен быть изумруд, но не буду сейчас в это углубляться. Прикрепленная с двух сторон цепочка позволяла носить пектораль на шее. С обратной стороны каждого камня выгравировано очень маленькое изображение звезды Соломона. Правда, по более распространенной версии на камнях вырезаны имена колен Израиля (сыновей Иакова). Буквы этих имен составляли полный алфавит древнего иврита и при взаимодействии с уримом и туммимом буквы начинали мерцать, складываясь в слова и предложения. Правда, древний автор Флавий в книге "Иудейские древности" отметил, что камни перестали излучать сияние за 200 лет до того, как он писал эти строки (1 в н.э.)

Краткая справка - 12 камней упоминаются как в Ветхом, так и в Новом Заветах. В первом содержится описание наперсника как "инструкция" по одеянию священника, я бы сказала. В наперснике хранились Урим и Туммим. В первом ряду: рубин, топаз, изумруд. Во втором: карбункул, сапфир, алмаз. В третьем: яхонт, агат и аметист. В четвертом: хризолит, оникс и яспис. (Исход, глава 28). В Новом Завете в книге "Откровения Иоанна Богослова" (Апокалипсис) камни упоминаются при описании стен "Небесного Иерусалима" - вместо алмаза, карбункула, агата и оникса упомянуты хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и иакинф (гиацинт). Двенадцать ворот - это двенадцать жемчужин, улицы из золота. (Есть город золотой... ) До сих пор ведутся споры о порядке камней - по горизонтали или вертикали, некоторые преполагают, что истинный порядок составляет периметр - в соответствии со стенами храма. Есть версия о 12 драгоценных камнях в основании небесного храма, на каждом из которых написано имя одного из апостолов.

Каифа - Гафт, Понтий Пилат - Кирилл Лавров в фильме Бортко.

Могу предположить, что правила в отношении камней были строгие, но определенные допущения могли существовать. По меньшей мере камень мог быть более или менее ценным, то есть была возможность замены одного камня другим. В основе были 12 камней, известных и доступных в Палестине. Наперсник Первосвященника - уникальная святыня. Историки находят много параллелей между этим артефактом и нагрудными украшениями у египтян, у которых они были особенно распространены и возведены в культ. Символику и назначение связывают с именем египетской богини Истины, а предмет с похожим назначением (У рим и Туммим) носил в Египте судья. Также есть теории о соответствии 12 камней хошена 12 месяцам - то есть, каждый камень в этом случае будет соответствовать одному из знаков зодиака. Кстати, существует современный тип кольца "табаат хошен", который вкючает 12 небольших камней, повторяющих расположение камней в наперснике-хошене.

Пасхальное шествие

Cамый интересный факт, связанный с наперсником-хошеном, на мой взгляд, все-таки в том, что в нем хранились урим и туммим - инструменты предсказания, своего рода жребий, "да" и "нет". Конечно, драгоценные камни, использованные в наперсии, не могли быть простыми украшениями и даже всего лишь лишь символами 12 колен израилевых. Они должны были играть роль в ритуальном предсказании. Есть версии, что урим и туммим также были камнями, по сиянию или туману вокруг них определяли божественную волю. Несомненно, у такого ритуала более древнее происхождение, пророчества и предсказания характерны для языческих культов, отголосок которых и описан в древних библейских текстах. Возможно, существование наперсника можно считать доказательством того, что украшения из камней, как ритуального назначения, так и личные - имели изначально религиозное значение и связывали человека с высшими силами. Cкорее всего древние люди были убеждены в этом. Не в этом ли секрет нашей любви к красивым камням? И не сохранился ли, вопреки всем законам вероятности, этот таинственный наперсник из Иерусалимского храма? А Жюльетта Бенцони вовсе не сочинила эту историю, а просто увлекательно пересказала?

Наперсник Первосвященника - камни с надписями.

Вера в волшебную и исцеляющую силу драгоценных самоцветных камней уходит в глубь тысячелетий.

В Библии видим, как пророки укоряют ветхозаветные народы за их любовь к роскоши и драгоценностям. То же самое говорят и древнейшие историки - Геродот, Теофраст, Страбон, Диодор и особенно Дионисий Периегета, который уже описывает нам драгоценные камни и ювелирное искусство.

В Древней Индии лучшие изумруды считались мужчинами, в Китае нефрит почитался как самое совершенное воплощение мужского начала в природе. В древнем Вавилоне драгоценные камни считались живыми, они «жили» и «болели», как люди. Были камни-мужчины (большие и блестящие) и камни-женщины (не такие красивые). Почему так - загадка. Камни-женщины блестят не так сильно и имеют холодные цвета и оттенки, камни-мужчины блестят ярче, тона и оттенки у них теплые. Женщинам лучше носить мужские камни, мужчинам - женские.

Вавилоняне считали, что звезды могут превращаться в животных, металлы и камни. Одним из «звездных» камней они считали лазурит. Финикийцы перенесли эту веру в Древнюю Грецию и Древний Рим.

Мода на кольца и перстни, как видно уже из Ветхого Завета, у иудеев была в большом ходу, а в древнем Риме перстень даже служил знаком отличия патриция от плебея.

История говорит, что первые кольца были железными, но после появились золотые, с камнями, инталиями и камеями; потом мода стала отличать зимние кольца и перстни от летних.

12 камней первосвященника Аарона.
Библейские камни

В средние века описанные в Библии (Вторая книга Моисеева. Исход, гл 28) 12 драгоценных камней на нагрудном щите – эфуде первосвященнника Аарона (на которых вырезаны имена 12 колен-племен Израилевых по числу библейских патриархов – сыновей Исаака): это - были соотнесены с 12 апостолами (яспис – Петр, изумруд – Иоанн…), а позднее с 12 месяцами года.

Наперсник Первосвященника. Библейские камни.

"Библейскими камнями" называют 12 камней-самоцветов, упоминающихся в Библии в книгах Ветхого и Нового Завета. Из Библии известно, что наперсник Первосвященника, в котором он отправлял богослужение, был украшен самоцветными камнями.

Наперсник представлял собой полотняную суму, в которой находились таинственные Урим и Тумим, с чьей помощью Первосвященник разъяснял древним евреям повеления Иеговы о Божественных деяниях во их благо.

Сума была украшена камнями. Всего их было двенадцать, скорее всего - овально-уплощённой формы, и камни были заключены в филигранные золотые оправы, на них были выгравированы названии двенадцати колен Израилевых. Вот как эти камни описаны в Библии (Исход, глава 28):

Второй раз перечень камней - в Новом Завете, в книге "Откровение Иоанна Богослова" (Апокалипсис). Это снова набор из 12 камней, но он упоминается уже при описании стен "Небесного Иерусалима". Это в основном те же камни, но есть и отличия : вместо алмаза, карбункула, агата и оникса - хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и иакинф (гиацинт).

Уточнение приведённых названий для современного читателя:

  • Карбункул - красный гранат (пироп или альмандин).
  • Яхонт - рубин (красный корунд).
  • Яспис - красная (по другим источникам - зелёная) яшма.
  • Вирилл - зеленовато-жёлтый берилл.
  • Иакинф - гиацинт (циркон, драгоценная разновидность).
  • Халкидон - халцедон.
  • Сардоникс - тёмно-красный халцедоновый(сердоликовый) оникс.

Так в христианском мире появились списки камней по месяцу рождения, а затем и по дням недели, камни имён и т.п. Вера в драгоценные камни и их силу - уже своего рода самостоятельная религия. :-)

Аарон, первый ветхозаветный первосвященник.

На камнях гравировали символы, усиливающие их свойства: на аметисте – медведя, на берилле – лягушку, на халцедоне – всадника с копьем, на сапфире – барана, и т. д.

В средневековом своде сведений по догмам христианства, медицине, риторике, естествознанию, составленном на греческом языке и переведенном на русский под названием "Изборник Святослава" , каждому месяцу приписан камень, и эти самоцветы упоминаются в том же порядке, что и в древнееврейсом «Пятикнижии» , написанном на полтора тысячелетия раньше. В XI веке по-латыни была написана в стихах "Книга о камнях", в которой описаны места добычи около 70 минералов, а также рассказано об их лечебной и магической силе.

Каждому камню в древние времена приписывалось определенное свойство:

  • алмазу – чистота и невинность,
  • сапфиру – постоянство,
  • красному рубину – страсть,
  • розовому рубину – нежная любовь,
  • изумруду – надежда,
  • топазу – ревность,
  • бирюзе – каприз,
  • аметисту – преданность,
  • опалу – непостоянство,
  • сардониксу – супружеское счастье,
  • агату – здоровье,
  • хризопразу – успех,
  • гиацинту – покровительство,
  • аквамарину – неудачи.

Украшение с рубинами, сапфирами, изумрудами, и другими драгоценными камнями.

Точны ли эти сведения, ведь возможно что в древности знаний о камнях у людей было больше? - или это простые суеверия - сейчас никто точно не скажет. Что известно точно - то, что камни используются магами в обрядах с древности и по сей день, так что если вы знаете о том, как использовать силу и свойства камня - вы сможете это сделать. Для несведущих людей камни обычно - не более чем украшения, иногда связанные с суевериями, не подкреплёнными собственными ощущениями и знанием. Поэтому так популярны выбор камней по гороскопу, по месяцу рождения и т.д., но эти выборы не всегда верны, учитывая противоречивость сведений. Если вы не обладаете особыми знаниями - ориентируйтесь на собственные ощущения от камня, и что бы ни говорили гороскопы, не покупайте тех камней, которые вам "показаны", если их не хочется одевать. Ну а дальше - если для вас увлечение камнями хотя бы немного больше, чем просто желание одеть на себя красивое украшение - придётся изучать минералогию. :-) Книг на эту тему сегодня издаётся вполне достаточно.

Родство камня с человеком отмечается в том, что украденные камни проявляют отрицательные свойства, а самостоятельно купленные становятся талисманами только через много лет . Подлинными сильными талисманами являются подаренные камни или переданные по наследству.

В качестве талисмана можно подбирать разные камни в зависимости от их энергетического влияния на черты характера, какие требуется усилить, а какие ослабить. Статьи об этом есть на сайте.

Для усиления родства с камнем самоцветом в древние времена предлагалось надеть камень на палец (или взять его в руку) и, представив себя окутанным эфиром, в воображении вливать этот эфир через камень в себя и разливать по телу или концентрировать в больном органе, а потом вдыхать эфир через камень. Если делать такие упражнения по нескольку раз в день постоянно, то можно приучить себя дышать через камень без усилия со стороны сознания. А камень преобразует многое...

Все народы мира верили в магические и целительные силы камня. Верили в это (или обладали знанием??) также великие врачи: Парацельс, Авиценна (он советовал носить яшму на животе от болезней желудка), Амасиаци, Коперник, выдающийся ученый древности Аль-Бируни, живший в 10 веке, величайший химик своего времени Роберт Бойль, живший в 17 веке, и многие другие. Верили в это короли всех стран, цари и императоры, и конечно же простые смертные.

В Библии встречаются 32 названия драгоценных и поделочных камней, за которыми, как мы сейчас знаем, скрывается только 22 реальных вида камней (18 минералов и четыре горных породы, по современной минералогической номенклатуре).

Какие же камни стоят за теми названиями, которые приведены в русском Синодальном переводе Библии?

Надо сказать, что в современных английских переводах Библии, в библейской энциклопедии Брокгауза (1999 г.) вместо хорошо знакомых нам названий самоцветов (по Синодальному переводу) появились, скажем, гранат, золотистый кварц, лунный камень и ляпис-лазурь. Но ни ветхозаветные евреи, ни ранние христиане камней с такими именами просто не знали! Кстати, только аметист, топаз и сапфир (в Библии всегда в значении лазурита) во всех переводах названы одинаково и занимают всегда одно и то же место в списке 12 самоцветов на нагруднике Аарона (Исход 28:17-20 " и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, - это один ряд; второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; 1третий ряд: яхонт, агат и аметист; четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они. ") и перечне 12 украшений на основаниях Небесного Иерусалима (Откровение 18:19-21 "И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе [тебе], город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час! Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним. И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его"). Эти-то перечни и являются основой наших знаний о священных камнях Библии, основой исследования.

Самоцветы в среде обитания человека появились не "все вдруг", они открывались ему постепенно. В древности иногда под одним названием камня скрывались два, три и даже четыре вида самоцветов: у египтян - амазонит и изумруд, у древних греков - сапфир-корунд и лазурит, на Востоке аметист и флюорит того же цвета не различались. Под ясписом вплоть до XVI века в Европе понимали яшму, нефрит и жадеит. Под именем "карбункул" в Римской империи объединялись все прозрачные красные камни: рубин, гранат, красные шпинель и турмалин.

Давно подмечена связь самоцветов Библии с камнями-месячниками и камнями Зодиака. Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" (93 г.) сообщает (кн. 3, гл. 7, 7): "Сардониксы на плечах первосвященника знаменуют Солнце и Луну, а двенадцать камней нагрудника могут быть приняты либо за изображения месяцев, либо за такое же число звезд, группу которых называют Зодиаком". Вероятно, тогда перечни самоцветов-месячников на греческом языке уже существовали. Трактаты той эпохи о влиянии камней на судьбы людей не сохранились, но выдержки из них встречаются в античной литературе. Только ли греки причастны к идее связи самоцветов с месяцами?

Почему не шумеры, которые обосновали деление года на двенадцать месяцев, или их преемники вавилоняне? Несомненно, все древние цивилизации пользовались солнечным или лунно-солнечным календарем. Но вот, скажем, у шумеров в понятии "МЕ - божественные знаки", своеобразном перечне обычаев, религиозных и этических терминов, упоминания о связи камней и людей еще отсутствуют (как и у вавилонян, и у ассирийцев). Им просто не хватило бы цветных камней с броскими внешними свойствами, каждый из которых мог бы символизировать один из двенадцати месяцев.

Систему "самоцвет-месяц" могли бы создать индийцы, знавшие множество камней и имевшие санскритские лапидарии - ратнапарикши (еще в VI в. до н.э.). Но индийцы в использовании самоцветов пошли другим путем: приписали каждой касте конкретные виды самоцветов. Так что, видимо, прав Флавий, приписавший идею связи "человек-месяц-самоцвет" древним грекам: эллинская культура уже в VI-IV веках до нашей эры могла "обслужить" такую идею. А ведь и древнейший полный текст Библии, Ветхого Завета (знаменитая "Септуагинта"), дошел до нас именно в греческом переводе III века до нашей эры.

Что касается наших списков камней-месячников (а их к концу ХХ века накопилось несколько десятков), то если их статистически обработать, получится перечень камней, полностью совпадающий со списком самоцветов на основаниях Небесного Иерусалима из "Откровения" Иоанна Богослова (оригинал его также был написан по-гречески).

Порядок расположения камней в библейском списке отвечает календарю, в котором год начинается с марта (как это было у римлян до введения 1 января 45 года до нашей эры Юлием Цезарем календаря, названного его именем). Список камней в "Откровении" почти полностью совпадает с перечнем самоцветов на нагруднике ветхозаветного первосвященника (если пренебречь порядком их расположения). Конечно, перечень 12 библейских камней не исчерпывает разнообразия самоцветов, известных к началу христианской эры: вне этого списка остались бирюза, гелиотроп, магнетит, малахит, опал, янтарь, разновидности яшмы и органогенных пород (разумеется, все они тогда именовались иначе). Итак, Небесный Град, Это один из высочайших образов Библии. Он впервые упоминается в книге Товита (13, 16-17), в Септуагинте. Согласно Апокалипсису Иоанна, основания Небесного Града украшены двенадцатью самоцветами (в скобках указаны их современные названия): яспис (нефрит), сапфир (лазурит), халкидон (красный гранат - альмандин и/или пироп), смарагд (изумруд), сардоникс, сардоник (сардий и/или сердолик), хризолиф (хризолит), вирилл (берилл), топаз, хрисопрас (хризопраз), гиацинт, аметист (Откр. 21, 19-21). На каждом самоцвете начертано имя какого-либо из апостолов, и поэтому их называют "апостольскими камнями" (это их главное отличие от родовых камней - по числу "колен израилевых" - с наперсника первосвященника).

Двенадцать самоцветов - это символы месяцев года. Каждый из нас, по месяцу рождения, имеет свой апостольский камень. Двенадцать камней-месячников, видимо, могут олицетворять всех христиан - живших, живущих и тех, которые еще родятся, вплоть до судного дня; избранным из них уготована небесная обитель. Камни оснований Небесного Иерусалима известны, по крайней мере, с середины I тысячелетия до нашей эры, а некоторые из них - и с VI, и даже с VII тысячелетия до нашей эры (аметист, лазурит, красные халцедоны)! Начиная с эпохи крестовых походов и особенно с конца XIX века списки камней-месячников пополнились драгоценными камнями самой высокой категории, такими как алмаз, рубин, сапфир, жемчуг, опал... Все эти изумительные по красоте, обладающие, кстати, и эзотерическими свойствами самоцветы к камням-месячникам, тем не менее, не имеют никакого отношения! Ведь они не входят в число библейских камней - их нет ни на нагруднике первосвященника, ни на основаниях Небесного Града.

В список камней-месячников большая часть этих камней попала "по протекции", по коммерческим соображениям ювелиров и торговцев самоцветами, причем только в начале ХХ века (в основном, в 1912 г. по рекомендации американской Национальной Ассоциации ювелиров). Самые дорогие из камней-месячников, находящихся ныне в обращении, рекомендованы Съездом Международной Ассоциации ювелиров в Лондоне в 1968 году.

"Наука и Религия"



  • Разделы сайта