Как мотивировать ребенка к занятию спортом. Ребенок и спорт. Как мотивировать ребенка и надо ли это делать? Лучший пример - собственный

Экология сознания: Дети. Меня часто спрашивают как я «убеждаю» или «договариваюсь» со своими детьми чтобы они ходили на тренировки. Как мы пришли к такому состоянию дел, когда дети сами добровольно рвутся в зал, где тяжело тренируются по 4, а иногда и по 5 часов? Происходящее результат некоторой «политики партии», проводившейся на протяжении времени.

Меня часто спрашивают как я «убеждаю» или «договариваюсь» со своими детьми чтобы они ходили на тренировки. Дело в том, что я никого не убеждаю, у детей всегда есть выбор - идти или не идти (и за два с половиной года наших занятий таких «да, я совершенно точно знаю, что сегодня не пойду» было, может, раза четыре, у всех троих).

Но было много случаев наоборот, когда с температурой, больные, эти дети, как какие-то сектанты рвались в зал, как будто нет на свете дел важнее. А самое страшное наказание в самом зале - отстранение от тренировки или выполнения определенного упражнения.

Еще они любят прийти пораньше и негласным правилом хорошего тона, а также поводом для гордости, у них считается уйти попозже, вообще позже всех. Тренер для них -самый большой авторитет на свете, они ловят каждое слово и тренерские подарки для них самые драгоценные. Сейчас им 12, и почти по 8 лет и они намного взрослее, самостоятельнее, целеустремленнее и, мне кажется, счастливее, чем была я в их возрасте.

Я подумала о том, как мы пришли к такому состоянию дел, когда дети сами добровольно рвутся в зал, где тяжело тренируются по 4, а иногда и по 5 часов, где на них могут накричать и сделать больно, когда готовы не опуская рук трудится над каким-то элементом, который может не получаться месяцами… ну и вообще в состоянии трудиться самостоятельно, даже когда рядом никого нет и не сачковать. Разумеется, таких детей готовыми «не выдают» .

И происходящее результат некоторой «политики партии» , проводившейся на протяжении этого времени.

Принцип первый, самый главный - это дело должно быть таким, которое нравится и ребенку и родителям.

Если дело не нравится, ну не лежит к нему душа - ничего не получится. Например, старшие дети занимались карате несколько лет, и ходили на занятия с деловитой печалью маленького существа, у которого выбора все равно нет (да, тогда в нашей семье было так). Мне казалось, что карате это важно. Детям казалось, что бить друг друга это не правильно. И за почти три года, что мы отзанималсиь там - их мнение не изменилось. Они получили синие пояса с желтыми нашивками. Спорт не увлек их. То есть если это что-то такое, что только нравится родителям, а мнением ребенка никто особо не интересуется (распространенный сценарий с музыкальными школами), то вариант «стерпится-слюбится» может и не прокатит.

Но важно еще и вот что: если родитель сам не увлечется тем, что полюбил ребенок, то детская незрелая психика может легко «сдуться» при первых неудачах. Любое занятие имеет свои радостные и темные стороны. Гимнастика, например - это так красиво, а вот растяжка - это так больно. Маленькая девочка может очень хотеть стать гимнасткой и очень не хотеть терпеть боль. Задача родителя - быть рядом если не на самих тренировках, то реально быть в теме в общем, показывать, что «я с тобой», это важно и интересно для него. Вдвоем идти интереснее, особенно по незнакомой дороге. А если это дело такое, что у взрослого ну совсем душа не лежит - ребенок может скиснуть (… ну раз родителям это не важно, то мне и подавно …)

Принцип второй - плавный старт. Никакой человек не выдержит моментального погружения в тренировочный режим профессионального спортсмена. Дети первого года учатся просто ходить на эти занятия, а что на них там происходит - уже не так важно Когда мы только начали - дети занимались три раза в неделю по полтора часа и этого было как раз достаточно. Иногда мне казалось, что так мало времени прошло, мы только расслабились - а тут снова тренировка… и это было всего лишь 4,5 часа в неделю. А сейчас их бывает и 27. Мы начали с цирковой студии, детям понравилось. Бывает так, что амбициозные родители приводят детей в серьезную группу, мол «мы очень серьезно настроены», там они начинают пахать и просто перегорают - тяжело, ничего не получается, нам за остальными детьми не угнаться никогда и т.д. Прежде чем развить скорость, нужно разогнаться, и в нашем деле разгон должен быть плавным. Мы наращивали обороты на протяжении многих месяцев. Когда начались ежедневные тренировки в спортивной группе, мы б не выдержали, если бы полгода не занимались до того в цирковой студии. Детей сперва отпускали через два часа и я не представляла, как выдерживают дети, которые тренируются по 4-5.

Принцип третий - у каждого свой путь и своя скорость. Мои трое детей, которые тренируются у одного тренера, в одной группе - совершенно разные. Старшая дочка одарена данными, силой, но часто ей не хватает драйва и настойчивости. Она - грустная бледная принцесса. Вторая дочка - маленький трактор. Я бы написала «тупой» трактор, но так о детях нельзя, а особенно о своих. Она не одарена данными, ей с трудом даются новые элементы, выучить танцевальную связку - вообще кошмар. Но она фантастически работоспособна и очень любит то, чем занимается.

Чтобы ее «запустить» в работу нужны совсем другие рычаги, чем у старшей. Еще у нас есть младший мальчик. Будучи братом-близнецом маленького трактора, он стал ее антиподом, скажем так. Мальчик четко знает свои границы комфорта, занимается ровно столько, сколько ему комфортно и тренеры быстро приняли позицию «ненасилия» по отношению к нему. Пока он где-то на полтора года отстает от сестер по умениям. Но мы все почему-то верим в его большое будущее.

Просто именно этому мальчику нужно время, чтобы проявить себя, раскрыться. Если бы не его сестры, я не знаю, хватило бы у меня терпения водить его каждый день на тренировки, на которых он делает процентов десять от того, что мог бы. Ведь на фоне остальных детей - этот мальчик самый отстающий. Но это не главное - ведь ему нравится то, чем он занимается. Он не готов работать, как остальные, но вообще тренировки ему по душе. И это - главное!

Принцип четвертый - выбор есть всегда. Меня часто спрашивают «а вот если они решат бросить?… тебе не жаль будет потраченного времени?». Во-первых, это время - очень качественное, это прекрасное время. И мы ходим на тренировки не только для того, чтобы в будущем чего-то достичь, а потому что это классно. Как поход в кино, например. Но, с другой стороны, если мы тренируемся там, где есть всякие соревнования, то, конечно, хочется, чтобы исход этих тренировок привел детей к призовым местам. Об этом все помнят. А если захотят бросить я сделаю вот что: попрошу их подумать как следует о своих партнерах, которых они бросают на полпути. О тренерах, которые может имеют какие-то планы на них, верят в них и по-своему любят. И все взвесить еще раз: проблема, ведущая к уходу лежит в сфере спорта, в сфере отношений, в сфере личных умений-неумений и тд.

Дальше мы поговорим о том, что могло вызвать такое решение. Моя младшая дочь сказала что «на акробатике ей больше нечего делать» когда их разлучили с сестрой, с которой они весьма неплохо выступили в паре и она осталась без состава. Мы пришли к выводу, что это не «акробатика плохая», а так сложились обстоятельства, и бросить сейчас будет очень тупо, когда все только началось.Мы обсудили то, что ее личное мастерство не зависит от партнера рядом и есть много чего, что она может освоить самостоятельно. Дочку успокоил этот разговор. Вообще дети доверяют мне, они знают, что я на их стороне и никогда не скажу «нет, потому что я так решила». Мы много говорим про их тренировки, мы с мужем знаем по именам всех детей в группе, и это занятие стало частью нашей семьи в некотором роде. Не просто место, куда дети ходят тренироваться.

Принцип пятый - помогаем с первой победой. Я считаю, единственный период, когда на новобранца можно жестко наезжать (родителям, в смысле, можно - у тренера это работа каждого дня:), прессовать и не оставлять выхода кроме как стараться - это начальный этап, перед первыми соревнованиями.

«Неообстрелянные» дети не умеют навыка работать и стараться в принципе. Представьте лицо типичного сколиозного школьника, отводящего взгляд от планшета «что-о-о-о-о-? рабо-о-о-о-отать?».

Важно понимать, что это бой не с человеком, а бой с ленью.


Мои были точно такими же. Я бесконечно благодарна нашим первым тренерам из цирковой студии, которые сказали что мои дети, которые ходили туда три месяца чтобы потусоваться, не готовы работать и в этом кружке им делать нечего. Вот тут-то мы за них и взялись. «Вы хотите продолжать?» Они хотели. «Вы расстроитесь если вас выгонят?» Они расстроились. И тогда мы договорились с ними, что мы их подтянем до уровня той группы, но будем действовать как надо, а не как может быть им привычно и приятно. Ведь игра стоит свеч? Можно подписать контракт с ребенком, кстати. Чтобы было ясно - ЭТО имеет четкие временные границы. Скажем - месяц. Первые дни домашних тренировок были адом - я стояла за дверью и слушала как воют дети, которых Дима учил кувыркаться. Они выли от офигения, от протеста, от того, что вся их суть не хотела прилагать усилия. Но спустя пару недель они научились кувыркаться вперед, назад, делать «колесо» и стали уже сами вприпрыжку бежать на занятие.

Нам было важно пробить этот барьер, сломить силу притяжения и вывести их на новую орбиту.

Да, можно было махнуть рукой - кувыркаться назад сложно. На шпагат садиться больно. Это не наше. Но в любом деле так - оно сперва кажется сложным, а потом появляется столько радости, когда дело получается!

Я видела много детей, которые отказывались идти на тренировку потому что им казалось, что они просто никогда не смогут так. Зачем браться. Потому тренеры так орут иногда на детей - мол, не смей сомневаться, ленивый мешок с костями, ты сможешь! И они могут.

Принцип шестой - поддержка самых маленьких достижений. Парадоксальным образом, чем больше ребенка хвалишь - тем больше он работает. Должна быть точка опоры, когда весь мир против тебя - судьи, соперники, все только и ждут, кода ты оступишься.

Потому теплый, честный родительский тыл так важен.

Я никогда не ругаю детей за то, что у них что-то не получается, хотя было множество таких ситуаций, как в анекдоте, про «не плач девочка, у тебя голова не квадратная» У нас правило - радоваться любой, самой крошечной победе. Многие родители боятся перехвалить детей, испортить их - но дело в том, что дети не останавливаются, когда достигают одной какой-то победы, им нужно двигаться дальше, наращивая количество побед. Потому похвалой их не испортишь.


Принцип седьмой - не все сразу и всему свое время. Мой старший сын пока еще не нашел дело, которым он готов заниматься сутки напролет. То есть нашел, но нам нужно еще прийти к разумному консенсусу - чтобы его хобби обрело структурированную форму с профессиональной огранкой. Ему 15 и я считаю, что все еще впереди. Старшая дочка поменяла более десяти кружков от танцев до зоологии, прежде чем неожиданно для всех укоренилась на акробатике. Ей было 11 лет, когда она, совершенно не подготовленная, не растянутая, пришла в спорт, где принято начинать лет в 6. Но в 6 лет она была совсем другим человеком, ей было просто рано.

Принцип восьмой - там, где хороший тренер. У нас на дорогу уходит где-то два с половиной - три часа в день. Мы ездим через весь город и это, порой, выматывает. Конечно, есть секции и поближе. Но даже если вдруг наша группа переедет еще дальше и неудобнее - мы продолжим ездить, потому что все начинается с тренера. Мне кажется, если нужно будет - мы даже переедем в другой город. Очень важно, чтобы дети любили своего тренера, доверяли ему. опубликовано

О пользе физкультуры и спорта не писал только ленивый. Не будем лениться и мы. Спорт – это движение, а движение – это жизнь. Ни одна таблетка не может заменить физические упражнения, зато физические упражнения могут заменить множество таблеток. К людям, занимающимся физкультурой и спортом, старость долго не приходит, болезненная старость – удел ленивых и маломобильных людей.

Это – лишь малая часть того, что может мотивировать взрослого человека на занятия спортом. С детьми несколько иначе. Мы, взрослые, понимаем, что занятия спортом для ребенка также необходимы, как грамота и умение считать в столбик. Спорт развивает детей физически, помогает предотвратить развитие многих заболеваний и выпускает ребенка во взрослую жизнь здоровым, крепким человеком.

Занятия спортом закаляют характер, воспитывают такие качества как целеустремленность, психологическая стойкость, стрессоустойчивость, командный дух и воля к победе. А эти качества особенно значимы в современном мире, требующем максимальной концентрации и самоотдачи.

Зная все это, взрослые стараются отдать свое чадо в спортивную секцию. И поначалу ребенок обычно с удовольствием посещает тренировки. А спустя некоторое время категорически отказывается туда ходить. Обычно отказ от занятий спортом происходит в течение первых шести месяцев занятий. Причина – в недостаточной мотивации ребенка.

Не получив нужных установок, ребенок, сталкиваясь с трудностями (а спорт – всегда трудно), не готов их преодолевать, а потому идет по пути наименьшего сопротивления, оставляет все трудности, а заодно возможность вырасти здоровым, гармонично развитым человеком. Что делать? Мотивировать свое чадо к занятиям спортом.

Научный подход

Психологи выявили четыре основных побудительных мотива к занятиям спортом у детей: общение в коллективе, отношение к тренеру, собственно занятия спортом, и внетренировочная деятельность.

Для детей в любом возрасте крайне важно общение и позитивное отношение коллектива к нему. Если в спортивной секции ребенок быстро подружится с ровесниками, найдет близких ему по духу ребят, то с большой долей вероятности можно предсказать, что ребенок надолго задержится в спортивной секции. Психологический климат в коллективе также очень важен. Там, где царят уважительные отношение, поддержка, отсутствуют насмешки над слабыми, дети достигают больших результатов.

Важным является отношение к тренеру. Для ребенка тренер – это олицетворение родителя в спортивном зале. И если тренер вызывает глубокое уважение, его ребенок с удовольствием слушается, подчиняется, то это хороший побудительный мотив. И, наоборот, чересчур жесткий тренер, не знакомый с особенностями детской психологии, старающийся добиться результатов любым способом, может убить в ребенке желание заниматься спортом. Иногда – на всю жизнь закроет дорогу в любой спортзал.

Разумеется, ребенку должен нравиться тот вид спорта, которым он занимается. Хотя, есть исключения, когда нелюбимый вид спорта заменяется другим – и ребенок достигает больших результатов. Нередки случаи, когда, например, малоизвестный бесперспективный хоккеист становился успешным фигуристом. Или атлет – многоборцем.

Вообще вся деятельность, связанная с занятием спортом, должна вызывать у ребенка положительные эмоции. Поездки на соревнования, экскурсии, участие в мероприятиях, например, на городских праздниках с показательными выступлениями – все это помогает удерживать в спортивных секциях многих ребят.

Все, что нужно знать о спорте

Мотивировать к занятиям нужно с раннего возраста, рассказывать, какую пользу приносит людям спорт, учить на чужих положительных и отрицательных примерах: «Вот дядя Коля занимается спортом, поэтому он такой сильный. А дядя Вася водку пил, поэтому он уже умер».

Нужно не только рассказывать, но и показывать, смотреть по телевизору и ходить на спортивные соревнования, даже самого мелкого уровня. Хорош в этом смысле даже дворовый футбол – мальчик будет видеть, какие сильные эмоции кипят на поле, и будет стремиться их испытать в будущем.

Доброе слово и кошке приятно

Когда ребенка уже отдали в спортивную секцию, обязательно интересуйтесь его успехами. Все получается – не бойтесь перехвалить! Восхищайтесь им и рассказывайте всем окружающим, какой выдающийся спортсмен растет у вас дома. Зная о своей спортивной «славе», ребенку будет неловко бросать спорт.

Не получается – поддержите добрым словом. Расскажите, что «Москва не сразу строилась» и «терпение и труд все перетрут». Нужно объяснять чаду, что только с помощью труда можно добиться результатов, а значит, нужно не жалеть себя на тренировках.

Участие в соревнованиях – важная часть занятий спортом. Без них не только невозможно оценить свои результаты, но и вырасти настоящим спортсменом. Нужно подготовить ребенка к тому, что на соревнованиях нужно выкладываться по максимуму, стараться победить. И заодно подготовить к тому, что проигрыш – далеко не всегда показатель никчемности. Эту тонкую грань между стремлением к победе и вероятностью поражения нужно очень точно чувствовать и готовить к ней ребенка, чтобы первое поражение на соревнованиях не стало причиной полного отказа от дальнейших занятий спортом.

Все занятия нужно эмоционально окрашивать, чтобы все, что связано со спортом, даже поражения на соревнованиях, сопровождались положительными эмоциями. Проиграл на соревнованиях – необходимо больше и лучше заниматься. Это не повод для того, чтобы раскисать. Все известные спортсмены, даже олимпийские чемпионы, иногда проигрывают!

Личный пример

Вообще в деле воспитания детей самое главное – личный пример. Если вы отрастили брюхо и пролеживаете на диване, то будет трудно объяснить ребенку, зачем ему спорт. Ведь лично вам он не нужен – ребенок любит вас таким. Снимайтесь с якоря – дивана, и отправляйтесь в спортивный зал, во двор, на спортплощадку, в бассейн или даже в парк на пешую прогулку. Это поможет мотивировать ребенка заняться спортом больше, чем все правильные разговоры.

Если вы занимаетесь спортом, то ваш личный пример наверняка вдохновит ваше чадо на занятия спортом, даже если вы и не достигли серьезных результатов на этом поприще.

От автора:
Меня часто спрашивают как я «убеждаю» или «договариваюсь» со своими детьми чтобы они ходили на тренировки. Дело в том, что я никого не убеждаю, у детей всегда есть выбор - идти или не идти (и за два с половиной года наших занятий таких «да, я совершенно точно знаю, что сегодня не пойду» было, может, раза четыре, у всех троих).

Но было много случаев наоборот, когда с температурой, больные, эти дети, как какие-то сектанты рвались в зал, как будто нет на свете дел важнее. А самое страшное наказание в самом зале - отстранение от тренировки или выполнения определенного упражнения.

Еще они любят прийти пораньше и негласным правилом хорошего тона, а также поводом для гордости, у них считается уйти попозже, вообще позже всех. Тренер для них -самый большой авторитет на свете, они ловят каждое слово и тренерские подарки для них самые драгоценные. Сейчас им 12, и почти по 8 лет и они намного взрослее, самостоятельнее, целеустремленнее и, мне кажется, счастливее, чем была я в их возрасте.

Я подумала о том, как мы пришли к такому состоянию дел, когда дети сами добровольно рвутся в зал, где тяжело тренируются по 4, а иногда и по 5 часов, где на них могут накричать и сделать больно, когда готовы не опуская рук трудится над каким-то элементом, который может не получаться месяцами… ну и вообще в состоянии трудиться самостоятельно, даже когда рядом никого нет и не сачковать. Разумеется, таких детей готовыми «не выдают» .

И происходящее результат некоторой «политики партии», проводившейся на протяжении этого времени.

Принцип первый, самый главный - это дело должно быть таким, которое нравится и ребенку и родителям.

Если дело не нравится, ну не лежит к нему душа - ничего не получится. Например, старшие дети занимались карате несколько лет, и ходили на занятия с деловитой печалью маленького существа, у которого выбора все равно нет (да, тогда в нашей семье было так). Мне казалось, что карате это важно. Детям казалось, что бить друг друга это не правильно. И за почти три года, что мы отзанималсиь там - их мнение не изменилось. Они получили синие пояса с желтыми нашивками. Спорт не увлек их. То есть если это что-то такое, что только нравится родителям, а мнением ребенка никто особо не интересуется (распространенный сценарий с музыкальными школами), то вариант «стерпится-слюбится» может и не прокатит.

Но важно еще и вот что: если родитель сам не увлечется тем, что полюбил ребенок, то детская незрелая психика может легко «сдуться» при первых неудачах. Любое занятие имеет свои радостные и темные стороны. Гимнастика, например - это так красиво, а вот растяжка - это так больно. Маленькая девочка может очень хотеть стать гимнасткой и очень не хотеть терпеть боль. Задача родителя - быть рядом если не на самих тренировках, то реально быть в теме в общем, показывать, что «я с тобой», это важно и интересно для него. Вдвоем идти интереснее, особенно по незнакомой дороге. А если это дело такое, что у взрослого ну совсем душа не лежит - ребенок может скиснуть (… ну раз родителям это не важно, то мне и подавно …)

Принцип второй - плавный старт. Никакой человек не выдержит моментального погружения в тренировочный режим профессионального спортсмена. Дети первого года учатся просто ходить на эти занятия, а что на них там происходит - уже не так важно Когда мы только начали - дети занимались три раза в неделю по полтора часа и этого было как раз достаточно. Иногда мне казалось, что так мало времени прошло, мы только расслабились - а тут снова тренировка… и это было всего лишь 4,5 часа в неделю. А сейчас их бывает и 27. Мы начали с цирковой студии, детям понравилось. Бывает так, что амбициозные родители приводят детей в серьезную группу, мол «мы очень серьезно настроены», там они начинают пахать и просто перегорают - тяжело, ничего не получается, нам за остальными детьми не угнаться никогда и т.д. Прежде чем развить скорость, нужно разогнаться, и в нашем деле разгон должен быть плавным. Мы наращивали обороты на протяжении многих месяцев. Когда начались ежедневные тренировки в спортивной группе, мы б не выдержали, если бы полгода не занимались до того в цирковой студии. Детей сперва отпускали через два часа и я не представляла, как выдерживают дети, которые тренируются по 4-5.

Принцип третий - у каждого свой путь и своя скорость. Мои трое детей, которые тренируются у одного тренера, в одной группе - совершенно разные. Старшая дочка одарена данными, силой, но часто ей не хватает драйва и настойчивости. Она - грустная бледная принцесса. Вторая дочка - маленький трактор. Я бы написала «тупой» трактор, но так о детях нельзя, а особенно о своих. Она не одарена данными, ей с трудом даются новые элементы, выучить танцевальную связку - вообще кошмар. Но она фантастически работоспособна и очень любит то, чем занимается.

Чтобы ее «запустить» в работу нужны совсем другие рычаги, чем у старшей. Еще у нас есть младший мальчик. Будучи братом-близнецом маленького трактора, он стал ее антиподом, скажем так. Мальчик четко знает свои границы комфорта, занимается ровно столько, сколько ему комфортно и тренеры быстро приняли позицию «ненасилия» по отношению к нему. Пока он где-то на полтора года отстает от сестер по умениям. Но мы все почему-то верим в его большое будущее.

Просто именно этому мальчику нужно время , чтобы проявить себя, раскрыться. Если бы не его сестры, я не знаю, хватило бы у меня терпения водить его каждый день на тренировки, на которых он делает процентов десять от того, что мог бы. Ведь на фоне остальных детей - этот мальчик самый отстающий. Но это не главное - ведь ему нравится то, чем он занимается. Он не готов работать, как остальные, но вообще тренировки ему по душе. И это - главное!

Принцип четвертый - выбор есть всегда. Меня часто спрашивают «а вот если они решат бросить?… тебе не жаль будет потраченного времени?». Во-первых, это время - очень качественное, это прекрасное время. И мы ходим на тренировки не только для того, чтобы в будущем чего-то достичь, а потому что это классно. Как поход в кино, например. Но, с другой стороны, если мы тренируемся там, где есть всякие соревнования, то, конечно, хочется, чтобы исход этих тренировок привел детей к призовым местам. Об этом все помнят. А если захотят бросить я сделаю вот что: попрошу их подумать как следует о своих партнерах, которых они бросают на полпути. О тренерах, которые может имеют какие-то планы на них, верят в них и по-своему любят. И все взвесить еще раз: проблема, ведущая к уходу лежит в сфере спорта, в сфере отношений, в сфере личных умений-неумений и тд.

Дальше мы поговорим о том, что могло вызвать такое решение. Моя младшая дочь сказала что «на акробатике ей больше нечего делать» когда их разлучили с сестрой, с которой они весьма неплохо выступили в паре и она осталась без состава. Мы пришли к выводу, что это не «акробатика плохая», а так сложились обстоятельства, и бросить сейчас будет очень тупо, когда все только началось.Мы обсудили то, что ее личное мастерство не зависит от партнера рядом и есть много чего, что она может освоить самостоятельно. Дочку успокоил этот разговор. Вообще дети доверяют мне, они знают, что я на их стороне и никогда не скажу «нет, потому что я так решила». Мы много говорим про их тренировки, мы с мужем знаем по именам всех детей в группе, и это занятие стало частью нашей семьи в некотором роде. Не просто место, куда дети ходят тренироваться.

Принцип пятый - помогаем с первой победой. Я считаю, единственный период, когда на новобранца можно жестко наезжать (родителям, в смысле, можно - у тренера это работа каждого дня:), прессовать и не оставлять выхода кроме как стараться - это начальный этап, перед первыми соревнованиями.

«Неообстрелянные» дети не умеют навыка работать и стараться в принципе. Представьте лицо типичного сколиозного школьника, отводящего взгляд от планшета «что-о-о-о-о-? рабо-о-о-о-отать?».

Важно понимать, что это бой не с человеком, а бой с ленью.

Мои были точно такими же. Я бесконечно благодарна нашим первым тренерам из цирковой студии, которые сказали что мои дети, которые ходили туда три месяца чтобы потусоваться, не готовы работать и в этом кружке им делать нечего. Вот тут-то мы за них и взялись. «Вы хотите продолжать?» Они хотели. «Вы расстроитесь если вас выгонят?» Они расстроились. И тогда мы договорились с ними, что мы их подтянем до уровня той группы, но будем действовать как надо, а не как может быть им привычно и приятно. Ведь игра стоит свеч? Можно подписать контракт с ребенком, кстати. Чтобы было ясно - ЭТО имеет четкие временные границы. Скажем - месяц. Первые дни домашних тренировок были адом - я стояла за дверью и слушала как воют дети, которых Дима учил кувыркаться. Они выли от офигения, от протеста, от того, что вся их суть не хотела прилагать усилия. Но спустя пару недель они научились кувыркаться вперед, назад, делать «колесо» и стали уже сами вприпрыжку бежать на занятие.

Нам было важно пробить этот барьер, сломить силу притяжения и вывести их на новую орбиту.

Да, можно было махнуть рукой - кувыркаться назад сложно. На шпагат садиться больно. Это не наше. Но в любом деле так - оно сперва кажется сложным, а потом появляется столько радости, когда дело получается!

Я видела много детей, которые отказывались идти на тренировку потому что им казалось, что они просто никогда не смогут так. Зачем браться. Потому тренеры так орут иногда на детей - мол, не смей сомневаться, ленивый мешок с костями, ты сможешь! И они могут.

Принцип шестой - поддержка самых маленьких достижений. Парадоксальным образом, чем больше ребенка хвалишь - тем больше он работает. Должна быть точка опоры, когда весь мир против тебя - судьи, соперники, все только и ждут, кода ты оступишься.

Потому теплый, честный родительский тыл так важен.

Я никогда не ругаю детей за то, что у них что-то не получается, хотя было множество таких ситуаций, как в анекдоте, про «не плач девочка, у тебя голова не квадратная» У нас правило - радоваться любой, самой крошечной победе. Многие родители боятся перехвалить детей, испортить их - но дело в том, что дети не останавливаются, когда достигают одной какой-то победы, им нужно двигаться дальше, наращивая количество побед. Потому похвалой их не испортишь.

Принцип седьмой - не все сразу и всему свое время. Мой старший сын пока еще не нашел дело, которым он готов заниматься сутки напролет. То есть нашел, но нам нужно еще прийти к разумному консенсусу - чтобы его хобби обрело структурированную форму с профессиональной огранкой. Ему 15 и я считаю, что все еще впереди. Старшая дочка поменяла более десяти кружков от танцев до зоологии, прежде чем неожиданно для всех укоренилась на акробатике. Ей было 11 лет, когда она, совершенно не подготовленная, не растянутая, пришла в спорт, где принято начинать лет в 6. Но в 6 лет она была совсем другим человеком, ей было просто рано.

Принцип восьмой - там, где хороший тренер. У нас на дорогу уходит где-то два с половиной - три часа в день. Мы ездим через весь город и это, порой, выматывает. Конечно, есть секции и поближе. Но даже если вдруг наша группа переедет еще дальше и неудобнее - мы продолжим ездить, потому что все начинается с тренера. Мне кажется, если нужно будет - мы даже переедем в другой город. Очень важно, чтобы дети любили своего тренера, доверяли ему.

Мотивация, равно как и волевые качества, формируются продолжительное время. Проблемы их воспитания должны решаться еще на этапе начальной спортивной подготовки. По неофициальным данным, полученных в результате опроса практикующих детских тренеров, в первые два года спортивной подготовки до 40% юных спортсменов прекращают занятия по причинам личного характера, среди которых ведущее место занимает отсутствие (или снижение) мотивации к занятиям спортом.

На основе изучения работ отечественных и зарубежных психологов, в которых раскрываются общие вопросы мотивации и мотивационной сферы личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.) и вопросы мотивации спортивной деятельности (А. П. Нечаев, А. Ц. Пуни, Г. Д. Бабушкин), можно сделать вывод, что личностные качества, деятельность тренера имеют определяющее значение для формирования у детей устойчивой мотивации к занятиям спортом, особенно на этапе начальной подготовки.

Путь к эффективному обучению, результативной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе действий, можно разработать эффективную систему методов тренировочной деятельности.

Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься спортом, но и придают занятиям субъективный, личностный смысл. Спортсмены, занимаясь одним и тем же видом спорта, выполняя одинаковые по сложности и интенсивности тренировочные нагрузки, нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, придают различное значение своим нагрузкам.

Особенно важно уделять внимание формированию устойчивых мотивов к занятиям спортом на начальной стадии спортивной подготовки, т. к. в этот период основными особенностями мотивации являются недостаточная осознанность потребностей, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость различных способов их удовлетворения . По многочисленным свидетельствам тренеров, именно в этот период наблюдается наибольшее количество случаев прекращения детьми регулярных тренировок по причине отсутствия мотивации к ним. Это определяет необходимость в особенном внимании тренеров к формированию мотивации занятий спортом у детей на начальном этапе подготовки.

По мнению А. Л. Попова в основе мотивов чаще всего лежит социально значимый опыт человека, привлекающий спортсмена возможностями проявления физической активности, коррекции психических или физических недостатков, общения с группой сверстников, познания своих возможностей, освоения «модного» вида спорта. Характерной особенностью мотивации этого периода является незначительная осознанность потребностей, лежащих в основе этих мотивов, великое разнообразие и нестойкость способов их удовлетворения, а также готовность к их быстрому изменению . По сути, все мотивы этой стадии направлены на определение того, является ли спортивная тренировка необходимой и желаемой для данного человека.

Дальнейшее развитие мотивов связано с устойчивостью занятий избранным видом спорта, достижением определенных успехов в нем, расширение специальных знаний и навыков. Для того чтобы предотвратить «отсев» занимающихся на начальной стадии спортивной подготовки, тренеру необходимо знать наиболее значимые для воспитанников факторы, служащие мотивом их спортивной деятельности.

Для выявления структуры мотивации детей к занятиям спортом и причин, по которым они начинают и прекращают занятия, был проведен констатирующий эксперимент среди учащихся 4-7 классов. Исследование включало в себя: беседу, анкетирование и обработку результатов. Школьникам была предложена анкета: один вариант для занимающихся спортом и другой вариант для тех, кто прекратил занятия, причем в вопросах закрытого типа разрешалось выбирать несколько вариантов ответа.

Проанализировав ответы респондентов, выяснилось следующее: основными причинами, по которым дети начинают заниматься спортом, являются:

  • А) потребность в двигательной активности (нравится бегать, прыгать, захотелось играть в футбол и т. д.)
  • Б) совет друзей
  • В) желание родителей.
Однако, среди мотивов, по которым дети продолжают заниматься спортом, такой фактор, как потребность в двигательной активности, переместился на 5 место. Кроме того, из содержания бесед следует, что дети не считают занятия спортом единственным способом удовлетворения этой потребности, среди предпочитаемых видов активного отдыха школьники назвали: побегаю на улице с друзьями, поиграю в футбол во дворе...

Основными мотивами занятий у детей являются:

  • А) общение с друзьями (хорошие отношения в коллективе) ;
  • Б) отношение к тренеру;
  • В) содержание тренировочной деятельности (нравится этот спорт, люблю соревнования, интересно и т. п.)
  • Г) внетренировочные факторы (экскурсии, праздники и т. д.) .
Внетренировочная досуговая деятельность занимает важное место в представлениях детей об «идеальной» жизни спортивного коллектива. Помимо этого, среди рекомендаций к способам разнообразия спортивной жизни было следующие: на занятиях не только тренироваться, но еще и играть, устраивать побольше соревнований.

От отношения юных спортсменов к тренеру существенно зависит, будут ли они дальше продолжать занятия спортом.

Среди характеристик, привлекающих детей в личности тренера, наиболее значимыми являются: доброта, понимание, внимание, вежливость. Большое значение имеют личные беседы с занимающимися. Также дети отмечают такие характеристики как активное участие в тренировочном процессе (он сам здорово показывает примеры, устраивает нам соревнования и т. п.) , организация досуговой деятельности (ходит с нами в походы, устраивает чаепития по праздникам и. т. д.) .

От вида спорта, которым занимаются (занимались) школьники, не зависят ни мотивы занятий, ни причины прекращения занятий, ни причины, по которым дети могли бы прекратить занятия спортом.
Из содержания проведенных после анкетирования бесед следовало, что досуговая деятельность как внетренировочный фактор используется тренерами явно недостаточно. Занимающиеся смогли привести в среднем 2-3 примера таких мероприятия. При этом сами походы, праздники, экскурсии являются для детей чрезвычайно яркими и значимыми событиями их спортивной жизни.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

  • А) чаще всего по собственному желанию прекращают занятия дети в первый год, что определяет особую важность закрепления у школьников мотивации к спортивной деятельности именно в этот период;
  • Б) основными мотивами занятий спортом (помимо интереса к самому виду спорта) у детей на этапе начальной подготовки являются: общение с товарищами, положительное отношение к тренеру, внетренировочные факторы;
  • В) чтобы общение для детей было значимым на мотивирующем уровне, необходим благоприятный психологический климат в коллективе. Отношение к тренеру определяется его личностными качествами (понимание, доброта) и поведением (вежливое обращение, поступки) ;
  • Г) в первые годы структура мотивации детей к занятиям спортом является универсальной для всех видов спорта (хотя для этого требуются дополнительные исследования) ;
Для формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом у детей на этапе начальной спортивной подготовки тренеру необходимо:
  • повышать эмоциональную насыщенность занятий, актуализировать положительные эмоции юных спортсменов. Радость и удовольствие - одни из наиболее значительных факторов привлечения детей в спорт и продолжения занятий;
  • активизировать досуговую деятельность учебно-тренировочной группы, организовывать тематические или спонтанные беседы, экскурсии, праздники и т. д.
  • заботиться о создании благоприятного психологического климата в коллективе путем создания атмосферы взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска, проявления терпимости к ошибкам и неудачам. Детям необходимо, чтобы каждый мог показать свои способности, ощутить собственную значимость, необходима публичная оценка достигнутого спортсменами успеха;
  • уделять внимание эффективному общению с детьми, развивать коммуникативные способности, проявлять доброту, внимание и уважение.
Насыщенность и информативность общения влияет на характер взаимоотношений тренера и обучающихся и, в конечном счете, на силу и устойчивость мотивации детей к занятиям спортом.


Литература

  1. Нечаев А. П., Психология физической культуры, М., 1960
  2. Общая и спортивная психология под ред. Г. Д. Бабушкина, Омск: СибГУФК, 2004
  3. Психология физического воспитания и спорта под ред. Т. Т. Джамчарова, А. Ц. Пуни, М.,1979
  4. Попов А. Л. Спортивная психология: учебное пособие для вузов, 2 изд., М., Московский психолого-социальный институт, 1999.

Позвольте ребенку самому выбрать, каким спортом заниматься. Усердная работа и прилежание – это хорошо, но прежде всего дети должны получать удовольствие от того, чем занимаются. Поговорите с ребенком о ваших и его ожиданиях, расскажите, что ничего невозможного нет. Продумайте, как совмещать школу и хобби.

Перед началом нового сезона, убедитесь, что ваши ожидания соответствуют действительности, и что у вашего ребенка останется достаточно времени на отдых.

Приобретите качественную экипировку для занятий спортом: одежду, обувь, необходимые аксессуары. Комфорт и безопасность должны служить основным критерием при выборе. К тому же, правильно подобранная экипировка убережет от переутомления и травм. Уделите внимание дизайну. Красивые вещи становятся любимыми, а это повышает настроение и мотивацию даже у взрослых, что уж говорить про детей.

Вполне нормально ожидать, что ребенок-спортсмен будет прилагать все усилия для достижения высоких результатов в своем виде спорта. Вы как родитель вкладываете в это свое время и деньги. Но не стоит уделять слишком много внимания конечному результату. Посмотрите на ситуацию в целом – какого прогресса достигли ваш сын или дочь с начала года, сезона. Если вдруг вы решили бросить секцию, сначала подумайте, чего ребенок достиг по сравнению с первыми занятиями. Не стоит недооценивать даже маленькие успехи!

Будьте рядом, подбадривайте ребенка. Особенно во время соревнований. Интересуйтесь тем, чем занимается ваш маленький спортсмен. Покажите, что вы верите в него, но и не перегибайте палку. Будьте хорошим примером для других детей и родителей, которым сложно контролировать свои эмоции. Учите, что нужно радоваться не только своим успехам, но и успехам других, и принимать поражение без зависти, обид и упреков.

Не забывайте спрашивать ребенка после тренировки или соревнования, понравилось ли ему, доволен ли он. Если у него нет желания об этом говорить или он устал, не настаивайте, отнеситесь к его желанию с уважением. Попробуйте поговорить об этом позже, подобрав более удачный момент.

Будьте честны, но при этом позитивны. Когда вы высказываете свое мнение об успехах ребенка, старайтесь оперировать фактами. Например, можете сказать: « Я видел, что ты упустил мяч, такое бывает. Уверен, в следующий раз у тебя всё получится!» Или: «У тебя уже очень хорошо получается плавать брассом, вскоре освоишь и кроль». Не драматизируйте, и если вдруг случилась неудача, то любовь, терпение и поддержка будут самыми верными помощниками. Обращайте внимание на то, что получилось хорошо, но когда хвалите, не лукавьте, говорите правду.

Научите ребенка правильно воспринимать как свои победы, так и поражения. В результате, он научится брать на себя ответственность, анализировать свои ошибки и гордиться заслуженным успехом.

Убедитесь, что ребенок не переутомляется. Помогите ему найти и сохранить баланс между усердной работой и отдыхом.

Ни в коем случае …!

  1. Нельзя пытаться воплотить в ребенке вашу спортивную мечту!
  2. Нельзя давить на ребенка. Старайтесь не быть навязчивыми, не подвергайте ребенка стрессу, иначе вы отобьете всё желание. Не давайте ему бояться неудач – не обещайте слишком высокую награду за удачное выступление и ни в коем случае не угрожайте наказанием в случае неудачи. Ваша игра в супер-тренера или сумасшедшего фаната может развить чувство тревоги или даже страха у вашего ребенка. Оставайтесь собой, пусть рядом с вами ребенок чувствует себя как в тихой бухте. Вытащить ребенка из зоны комфорта – это задача тренера.
  3. Нельзя нервничать и кричать на вашего ребенка, его приятелей, их родителей, тренера или арбитра. Это неприемлемо!


  • Разделы сайта