Плавание для людей с нарушенным зрением. Изучение влияния занятий плаванием на организм детей с нарушением зрения. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения

«Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Ессентуки

Психолого-педагогический факультет

Кафедра физической культуры

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Организация и проведение занятий

по плаванию со школьниками средних классов, имеющими нарушения зрения




ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

ГЛАВА I. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.....................


1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями

зрения………………………………………………………………………


1.2. Методика адаптивного физического воспитания детей с

нарушениями зрения………………………………………………………


1.3.Плавание как коррекционно-оздоровительное средство в работе с детьми с депривацией зрения…………………………………………..


1.4.Методика проведения занятий по плаванию со школьниками с нарушением зрения……………………………………………………….


ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ....................................................................................


2.1. Методы и организация исследования……………………………….

2.2. Оценка уровня развития физических способностей учащихся 8-

классов с депривацией зрения……………………………………………


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………............

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...........................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья приводящих к социальному дефекту социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные достижения , распространенность слепоты в мире снижается медленно.

Роль зрительного анализатора в психическом велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими .

В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются специальные задачи, которые имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность.

Методика адаптивной физической культуры имеет существен­ные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы детей с депривацией зрения, поэтому занятия адаптивной физической культуры имеют коррекционную направленность.

Недостаточный объем общей двигательной активности детей школьного возраста при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию деприваций зрения.

У детей с нарушением зрения организм подвержен постоянным стрессам не только из-за системно-функциональных нарушений, но и вследствие вынужденной гиподинамии. Слабовидящие дети не получают необходимый ежедневный объём движений, что ухудшает состояние их организма и способствует прогрессированию заболеваний. Гиподинамия усугубляет любое нарушение развития в физическом состоянии детей и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, поскольку представляет резкое снижение активности мощного естественного стимулятора всех функций организма и нервно-психического тонуса.

Особенностью занятий по плаванию для детей с нарушением зрения, является то, что все они имеют коррекционную направленность и способствуют устранению двигательных нарушений и недостатков физического и функционального развития детей с нарушениями зрения.

Плавание одно из эффективных коррекционных средств в работе с детьми с депривацией зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого человека.

Одной из важнейших задач занятий плаванием с детьми, имеющими нарушения зрения является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта зрения.

Вопросы проведения занятий по плаванию для детей имеющих нарушение зрения рассматриваются в работах известных специалистов в области со слабовидящими детьми: ; ; ; ; ; .

На основании вышеизложенного была определена тема исследования: «Организация и проведение занятий по плаванию со школьниками средних классов, имеющими нарушения зрения»

Цель исследования. совершенствование методики проведения занятий по плаванию для детей среднего школьного возраста, имеющих нарушение зрения.

Объект исследования – учебный процесс по плаванию, детей с нарушением зрения.

Предмет исследования: методика проведения занятий по плаванию детей с нарушением зрения.

Гипотеза. Предполагаем, что занятия по плаванию повышают двигательные и функциональные способности детей, возникшие в результате дефекта зрения.

Задачи исследования:

Провести анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Разработать программу оздоровительного плавания для детей с депривацией зрения

3.Экспериментальная оценка эффективности занятий.

Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, педагогический эксперимент, тестирование, функциональных проб, двигательных тестов и математической статистики

База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ ДОД ДЮСШ Муниципального Предгорного района. В исследовании приняли участие 4 школьника с нарушением зрения.

Теоретическая значимость исследования. В процессе исследования рассмотрено: оздоровительное значение плавания на организм школьников; дана психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения; определена методика проведения занятий по плаванию для школьников с нарушением зрения.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут применяться в практической деятельности студентов-практикантов, тренеров – преподавателей по адаптивной физической культуре.

Структура и объем ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Работа изложена на 47 страницах (текст работы на 44 страницах, приложения на 3 страницах). Работа содержит 2 таблицы и 6 диаграмм. Список литературы включает в себя 27 источников по проблеме исследования, из них 3 – интернет-ресурсы.

ГЛАВА 1. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения

Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом . Физические упражнения общеразвивающего характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы, укрепляющими аккомодацию, оказывают положительное влияние на функции миопического глаза.

Демирчогляна, и др. показали, что изменения здоровья детей тесно взаимосвязаны с функциями органа зрения, а именно, заболевания внутренних органов, нервной системы и позвоночника часто сочетались с , нарушениями аккомодации.

Ростомашвили показали, что 87% учащихся школы-интерната для слепых и слабовидящих помимо заболеваний глаз имеют патологию других органов и систем: заболевания нервной системы, опорно-двигательного аппарата; болезни уха, горла, органов дыхания, пищеварительной системы; врожденные пороки .

Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций: центрального зрения; периферического зрения; бинокулярного зрения; цветоощущения; цветоощущения.

Центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров. Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением. Состояние центрального зрения определяется остротой зрения. В медицинской терминологии острота зрения обозначается Visus. Единица измерения оптической среды глаза — диоптрия (D). Острота зрения правого глаза — Vis OD, левого — Vis OS. Зрение, при котором глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, принято считать нормальным, равным единице (1,0). Форменное зрение развивается постепенно: оно обнаруживается на 2—3 месяце жизни ребенка; перемещение взора за движущимся предметом формируется в возрасте 3—5 месяцев; на 4—6 месяце ребенок узнает ухаживающих за ним родственников; после 6 месяцев ребенок различает игрушки — Vis-0,02—0,04, от года до двух лет Vis-0,3—0,6. Узнавание формы предмета у ребенка появляется раньше (5 месяцев), чем узнавание цвета.

Плавать в контактных линзах. Что же делать? В обычных очках еще никто не купался, линзы запрещены, а плавать хочется! Значит, знакомимся с информацией о контактных линзах и альтернативных вариантах для глаз, чтобы наслаждаться плаванием.

Опасность линз при плавании

Следует избегать плавания в , чтобы предотвратить бактериальное заражение глаз. Плавание в линзах может привести к инфекции глаз, раздражению и к болезням, потенциально угрожающим зрению, в частности, к поражению роговицы.

Эксперты настаивают на том, что контактные линзы не должны подвергаться воздействию воды, в том числе водопроводной и воды в плавательных бассейнах, океанах, озерах, горячих джакузи и душевых кабинах.

Вода является средой обитания для бесчисленных вирусов и опасных микробов. Один из наиболее серьезных — акантамеба (Acanthamoeba) может прикрепиться к контактным линзам и повредить роговицу, которая в итоге воспаляется. Заболевание акантамебный кератит связано с ношением контактных линз во время плавания и может привести к длительной потере зрения. А если лечение не помогает, может даже потребоваться пересадка роговицы, чтобы восстановить утраченное зрение.

Заболевание акантамебный кератит связано с ношением контактных линз во время плавания и может привести к длительной потере зрения.

Многоразовые линзы в воде

Если вода попадает в глаза с контактными линзами во время купания, вы должны удалить, очистить и продезинфицировать линзы как можно быстрее, чтобы уменьшить риск раздражения глаз и инфекции.

Одноразовые линзы при плавании

Если вы решите поплавать в контактных линзах, — самые безопасные. Они предназначены для ношения в течение одного дня. Такие линзы не нужно чистить и дезинфицировать.

Будет хорошо, если сразу после купания вы избавитесь от одноразовых линз, чтобы обезопасить себя. Промойте глаза с помощью увлажняющих капель или искусственных слез, одобренных для использования при ношении контактных линз. А затем вставьте в глаза другие одноразовые линзы.

Обратитесь немедленно к окулисту, если у вас наблюдается длительное раздражение слизистой оболочки глаз или чувствительность к свету после ношения контактных линз в воде.

Очки для плавания

Если вы собираетесь и при этом плавать, лучший способ уменьшить риск раздражения глаз и инфекции — носить непромокаемые очки для плавания.

Плавание в контактных линзах может вызвать раздражение глаз и даже повредить их. Использование специальных очков для плавания — более безопасный для вас способ ясно всё видеть как над поверхностью воды, так и под водой. Помимо того, что очки для плавания защищают глаза от загрязнений в воде, они снижают риск выпадения линз из глаз.

Очки для плавания по рецепту — еще один хороший вариант. Они изготавливаются на заказ, чтобы исправить аномалии рефракции, что позволяет четко видеть под водой без каких-либо рисков, связанных с плаванием в контактных линзах.

Дополнительное преимущество ношения очков для плавания состоит в том, что вы можете выбрать такие очки с солнцезащитными фильтрами, чтобы избежать вредоносного воздействия солнечных лучей.

Хирургия LASIK и другие альтернативы

Многие люди, особенно те, кто ведут активный образ жизни и занимаются спортом, прибегают к лазерной коррекции глаз, чтобы исправить миопию (близорукость), гиперметропию (дальнозоркость) или астигматизм и прощаются с очками или контактными линзами.

LASIK и другие виды рефракционной хирургии — такие как фоторефракционная кератэктомия и LASEK — изменяют форму роговицы с помощью лазерного луча, управляемого компьютером.

LASIK хирургия — безопасный способ исправить зрение. Большинство людей забывают о том, что когда-то у них было плохое зрение. Однако, как и в любой другой операции, существуют риски и осложнения. Поэтому всё должно быть тщательно рассмотрено доктором, прежде чем проходить процедуру.

Еще одним вариантом является ортокератология или Орто-К — нехирургический способ временно исправить аномалии рефракции и уменьшить зависимость от очков или контактных линз. Орто-К использует специально разработанные контактные линзы, которые изменят роговую оболочку глаза. Вы можете ясно видеть даже после удаления линзы. , что устраняет необходимость носить очки или контактные линзы после пробуждения.

Офтальмолог подскажет вам, что лучше использовать во время плавания, если у вас плохое зрение, и вы подберете оптимальный вариант. Глаза — одно из самых уязвимых мест, и поэтому мы их бережем…Бережем, как говорится, прямо как зеницу ока!

Попробуем разобраться вместе с Мариной Минаевой, офтальмологом, врачом высшей категории

Откуда проблемы?

НЕ ДВИГАЮТСЯ. Дети работают с компьютером и будут это делать - таково требование времени. Но нельзя забывать о временных ограничениях: до 5-6-х классов компьютер фактически должен быть запрещён; ученики 7-8-х классов могут сидеть за ним не более 40 минут в день, к 10-му классу - час. Скажите, кто эти нормы соблюдает? Отсюда и проблемы... Бывает и так: родители строго следят за временем пребывания ребёнка у компьютера, но не обращают внимания на длительное просиживание у телевизора, на многочасовые игры с мобильным телефоном или телевизионными приставками, т. е. на всё то, что заставляет сидеть на одном месте, часто в вынужденной позе.

Первопричины снижения зрения у детей разных возрастов - усиливающаяся из года в год склонность к гиподинамии (низкая физическая активность) и ожирению, длительная напряжённая работа глазами на близком расстоянии, зачастую при плохом освещении, а также наличие вегетососудистой дистонии, вызывающей ухудшение циркуляции крови, в том числе в сетчатке и зрительном нерве.

НЕ ТАК СИДЯТ. У многих детей к 10 годам появляется сколиоз (искривление позвоночника), что ухудшает кровоснабжение головы, а значит, и глаз.

НЕ ТО ЕДЯТ. Чем проще пища, тем она здоровее: в ней больше витаминов и микроэлементов. Так как в современном питании очень много жиров, рафинированных углеводов (сладостей), искусственных красителей, нынешние дети имеют больший вес, чем их сверстники 20-30 лет назад. А избыточный вес может провоцировать в числе прочего и снижение зрения, так как приводит к затруднению кровообращения, создаёт более выраженную нагрузку на позвоночник, усугубляет гиподинамию.

Что делать?

НЕ ЗАДИРАТЬ ГОЛОВУ. Экран монитора должен находиться на уровне глаз ребёнка или немного ниже. Часто получается, что ребёнок, садясь за стол родителей, задирает голову вверх. Пережимается шейный отдел позвоночника, появляются головная боль, усталость, затуманивание зрения. Надо поднять сиденье ребёнка на должную высоту.

ПОДБИРАТЬ ШРИФТ . Чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть буквы. Не усиливайте яркость экрана. Свет должен падать слева (для левши, наоборот, справа). Если приходится сидеть за уроками долго, каждые полчаса надо делать перерыв на 10-15 минут вне зависимости от того, читает ребёнок книгу или сидит за монитором.

СОБЛЮДАТЬ РАССТОЯНИЕ И РЕЖИМ. При чтении расстояние от глаз до книги должно равняться длине от локтя до кончиков пальцев, до монитора компьютера - 60 см. От телевизора нужно отодвинуться минимум на 2,5-3 метра.

Заведите правило: заранее обговаривайте с ребёнком, сколько времени он может работать за компьютером или смотреть телевизор. Если он начал дёргаться, тереть глаза, постоянно менять позу - значит устал, и компьютер надо выключать.

БОЛЬШЕ ГУЛЯТЬ. Во-первых, на улице ребёнок больше двигается, что очень полезно для улучшения кровоснабжения. Во-вторых, у него больше возможности смотреть вдаль и тренировать мышцы глаз, которые в помещении не получают нагрузки, что в конечном итоге приводит к ухудшению зрения. При любой возможности и особенно после зрительных нагрузок - уроков, компьютера, чтения - просите ребёнка смотреть вдаль и, например, глядя в окно, описать в мелких деталях, как выглядит какой-нибудь объект, находящийся достаточно далеко.

СПОРТ. Плавание, лыжи, упражнения с гантелями - всё, что развивает верхний плечевой пояс, улучшает кровоснабжение, в том числе глаз. Дети, унаследовавшие близорукость, гораздо меньше страдают ею, если занимаются плаванием. Очень полезны курсы массажа спины и воротниковой зоны.

СЛЕДИТЬ ЗА ПИТАНИЕМ И ЗДОРОВЬЕМ . В любое время года на столе должны быть фрукты, овощные салаты. Для поддержания зрения необходимы сливочное масло, печень трески, яйца, орехи, морковь, фасоль, овсянка, гречка, мясо, рыба. Раз в полгода обязательно нужно показываться окулисту. Вовремя выявленные нарушения, как правило, обратимы.

Как делать упражнения для глаз, можно узнать в нашем разделе ВИДЕОУРОКОВ >>>

Кстати

Плохой знак. Заподозрить нарушение зрения у ребёнка можно, если он пытается очень близко сесть к экрану телевизора или монитору компьютера, если после непродолжительных зрительных нагрузок начинает капризничать, тереть глаза.

Быть в хорошей физической форме сегодня очень модно. Это не только хороший способ для того, чтобы укрепить свое здоровье или самореализоваться, а тенденция, охватившая людей всех возрастов. Проблемы со здоровьем могут ограничивать человека в возможности заниматься некоторыми видами спорта. Является ли такой проблемой плохое зрение?

Можно ли заниматься спортом с плохим зрением?

Жизнь современного человека представляется многими неполноценной без занятий спортом. Что же в таком случае делать людям с дальнозоркостью, близорукостью и другими зрительными патологиями? Можно ли заниматься спортом с плохим зрением? Ведь еще совсем недавно ребенок, который носит очки, освобождался от уроков физической культуры. К счастью, диагноз офтальмолога — теперь не приговор для людей с проблемным зрением. Они также могут посвятить жизнь спорту или просто проводить свой отдых активно и с пользой для здоровья.

Как влияет спорт на организм? Физкультура способствует общему укреплению здоровья и органов зрения в частности. Физическая активность улучшает кровообращение, благодаря чему осуществляется постоянное питание органов кислородом и другими важными для человека веществами. Таким образом, физическая активность увеличивает работоспособность всех систем организма. Это не означает, что она может исцелить от близорукости, дальнозоркости или астигматизма. Однако это хорошая профилактика и возможность укрепить и улучшить зрительные функции. Главное, чтобы физические нагрузки были умеренными. Если же заболевание глаз уже диагностировано, то выбор в пользу того или иного вида спорта стоит делать осмотрительней.

Какие виды спорта при нарушениях зрения опасны?

При тяжелых нарушениях зрительных функций и осложнениях физические нагрузки должны быть небольшими. Придется отказаться и от травмоопасных видов спорта: бокса и различных единоборств, тяжелой атлетики, футбола и пр. Все эти занятия способствуют увеличению давления, в том числе внутриглазного. Полностью отказываться от физкультуры даже на последних стадиях миопии не обязательно. Нужно просто выбрать вид активности, не связанный с поднятием тяжестей или резкими движениями, которые могут вызвать повышение давление или стать причиной механической травмы головы или глаз. Можно заниматься аэробикой, йогой, плаванием. Они безопасны и подойдут почти каждому.

Что касается профессиональных спортсменов, то они систематически проходят обследования. Офтальмолог вовремя обнаружит глазной недуг и назначит лечение, после которого можно будет снова приступить к тренировкам. Спортсменам-любителям также следует регулярно посещать кабинет окулиста, чтобы предотвратить ухудшение зрения. Если Вы еще не определились, каким спортом заняться, то полное обследование поможет Вам в этом. Врач посоветует тип физической активности, наиболее приемлемый при том или ином глазном заболевании.

Каким спортом лучше заниматься людям с близорукостью?

Медицинские исследования показывают, что не все виды спорта подходят пациентам с миопией. Самые полезные для них — бег, плавание и подобные физические нагрузки не очень высокой интенсивности, когда пульс не превышает 140 ударов в минуту. Во время тренировки циркуляция внутриглазной жидкости нормализуется, а работа цилиарной мышцы улучшается. Она отвечает за аккомодацию хрусталика — способность к эластичности и изменению своей формы при фокусировки на близком и дальнем расстоянии. Регулярные занятия могут остановить развитие близорукости. Если к тому же Вы выполняете глазную гимнастику, острота зрения будет повышаться.

Также при близорукости первой и второй степени полезны игровые виды спорта, требующие переключения внимания (волейбол, бадминтон, настольный теннис). Как влияет на зрительные функции игра с мячом? Перевод взгляда во время игры с дальнего объекта на близкий (при перемещении мяча) усиливает аккомодационную способность хрусталика и обеспечивает тренировку глазных мышц.

Интенсивные нагрузки, при которых пульс повышается до 150-180 ударов, людям с миопией противопоказаны. Акробатика и поднятие тяжестей могут привести к разрыву сетчатки. Данная патология, если лечение не начато вовремя, заканчивается полной и необратимой слепотой.

Очень осторожно нужно выполнять силовые упражнения при миопии. Сегодня многие молодые люди посещают тренажерные залы, чтобы увеличить мышечную массу. Зачастую они проводят тренировки самостоятельно, без помощи инструктора. Это может быть опасно, так как начинающие спортсмены склонны перегружать себя. Перед посещением фитнес-центра лучше проконсультироваться с офтальмологом. Если миопия на начальной стадии, то поднятие тяжестей не приведет к осложнениям. Но увеличивать нагрузки надо медленнее, чем это делает человек с хорошим зрением или опытный культурист.

Лечебная физкультура при близорукости

Людям с миопией на начальной и средней стадии для улучшения зрения рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • массаж задней поверхности шеи и затылка;
  • круговые движения головой;
  • круговые движения глазными яблоками (выполняются одну минуту сначала влево, а потом вправо);
  • массаж глаз;
  • быстрые моргания в течение 25-30 секунд.

Делать гимнастику, самомассаж шеи и глаз необходимо ежедневно. Все эти упражнения направлены на расслабление и укрепление цилиарной мышцы. Они не занимают много времени, а положительный эффект Вы заметите уже через несколько недель. Глаза станут меньше переутомляться, а острота зрения повысится.

Какие виды спорта хорошо влияют на зрение при дальнозоркости?

Людям с гиперметропией специалисты также советуют заниматься волейболом, теннисом (настольным), баскетболом. Они помогают укрепить глазные мышцы. Занятия должны проводиться несколько раз в неделю по полчаса. Однако эти рекомендации относятся к пациентам, у которых дальнозоркость первой степени.

На второй стадии заболевания во избежание осложнений придется отказаться от прыжков в высоту и длину, а также других дисциплин, при которых увеличивается нагрузка на мышцы. Интенсивные виды спорта (бег, гребля, плавание, футбол, фигурное катание, большой теннис) не противопоказаны, но нужно постоянно следить за частотой сердечных сокращений. Для этого есть специальные приборы, используемые во время тренировок. При тяжелой степени гиперметропии вышеперечисленными видами спорта заниматься нельзя. Сначала нужно восстановить зрение.

Итак, умеренные физические нагрузки при близорукости и дальнозоркости обеспечивают:

  • обогащение организма кислородом;
  • прилив крови к глазам;
  • нормальную циркуляцию внутриглазной жидкости;
  • укрепление мышц глаз.

Плохое зрение и спорт. Какие средства коррекции лучше использовать?

Есть два основных способа коррекции дефектов рефракции: очки и . Заниматься спортом в очках не очень удобно. Они запотевают, сползают с лица, что ухудшает видимость. Очковые линзы сужают поле зрения, а это опасно при занятиях, например, велоспортом. Кроме того, очки травмоопасны. Они могут разбиться и поранить лицо и глаза. В связи с этим спортсмену лучше носить контактные линзы. Оптимальными будут офтальмологические изделия одноразового использования. Во время тренировок на контактные линзы попадает пот со лба, что может навредить здоровью глаз и снизить их оптические свойства. Однодневные линзы обладают высокими показателями влагосодержания и кислородопропускаемости, что важно при большой физической активности. После занятия можно выбросить линзы.

Приобретая конкретную модель, необходимо учитывать вид спорта, которым Вы занимаетесь. Для автогонщиков больше подойдут линзы с асферическим дизайном. Они расширяют поле зрения и предотвращают появление бликов и ореолов (от асфальта и разных светящихся объектов). Средства коррекции подбираются вместе с окулистом, который подскажет, какой тип линз подойдет Вам лучше всего.

Занятия спортом после лазерной операции на глазах

Пациенты, которые решаются на лазерную операцию по восстановлению зрения, интересуются, можно ли заниматься спортом после процедуры. Практически любая операция на глазах сопровождается повреждением поверхностного слоя роговицы. Заживление происходит очень быстро, в течение одного-двух дней. В этот период запрещен не только спорт, но и любая нагрузка на глаза, даже чтение и работа за компьютером. В ближайшие две недели после коррекции пациент может вернуться к обычному образу жизни, однако надо избегать ситуаций, в которых может быть травмирован глаз. Попадание инородного тела или удар может привести к смещению роговичного лоскута, в результате чего вновь потребуется помощь врача. В период реабилитации прооперированный может делать зарядку, бегать на беговой дорожке или кататься на велосипеде. Бассейн и сауны в это время посещать нельзя, так как в глаза могут попасть микробы.

Адаптивный спорт для лиц с нарушением зрения

Что делать людям, имеющие инвалидность по зрению? Лишены ли они возможности заниматься спортом и физической культурой навсегда? Как показывает практика, даже полностью слепые могут ставить мировые рекорды и занимать призовые места на самых престижных соревнованиях. Для людей с ограниченными возможностями здоровья есть адаптивные виды спорта. Они разрабатываются специально для незрячих или людей с очень плохим зрением и помогают им адаптироваться и социализироваться. Адаптивный спорт для тех, у кого есть нарушения зрения, разделяется на классы (в зависимости от зрительной патологии и ее степени). В принципе, в пределах своего класса человек может заниматься любым видом спорта: футболом, легкой и тяжелой атлетикой, лыжами, плаванием и бегом. Спортсмены-профессионалы и любители занимаются под присмотром тренеров, инструкторов и регулярно наблюдаются у офтальмолога. Существуют даже нетрадиционные виды спорта для незрячих:

В сегодняшнее время есть много возможностей для полноценной адаптации инвалидов по зрению. Физкультура — одна из главных таких возможностей для ведения человеком полноценной жизни.

Если у Вас есть проблемы со зрением, то подходить к спорту надо более ответственно. Обязательно пообщайтесь с врачом, пройдите обследование. Оно покажет, есть ли у Вас противопоказания, являются ли они абсолютными или относительными, то есть временными. Узнайте, какой вид спорта подходит именно Вам. Помните, что даже обычные прогулки на свежем воздухе будут способствовать улучшению здоровья глаз. Малоподвижный образ жизни сопровождается замедлением кровоснабжения органов зрения, что приводит к снижению аккомодационных свойств хрусталика и, соответственно, падению остроты зрения. Влияние спорта на зрение очень сильное, однако при грамотном подходе к этому вопросу оно будет исключительно положительным.

Плавание - одно из наиболее эффективных коррекционно- оздоровительных средств в работе с детьми с депринацией зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого человека. Благодаря специфическим условиям водной среды создаются благоприятные условия для формирования осанки, свободных двигательных действий, снимается нагрузка с позвоночнио, снижается мышечное и психоэмоциональное напряжение, сковашость движений, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная емкость легких, увеличивается интенсивность обменных процессов, активизируется познавательная деятельность (Куничев JI.A., Аробян Р.И., 1976). Кроме ~ого, в процессе плавания воспитываются: дисциплинированносгь, смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей и пр. Таким образом, прикладное значение и коррекционно-оздоровительная направленность плавания обусловливает необходимость широкого использования его как в реабилитационной, так и в рекреативной работе с детьми" с депривацией зрения.
Основной формой организации обучения плава-шю является учебно-тренировочный урок. Наполняемость группы -10 человек, иногда используется индивидуальная форма обучения. Продолжительность занятий 60 мин (30 мин на суше и 30 мин в вэде).
Основными задачами в обучении плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением зрения являются: уррепление здоровья, разностороннее физическое развитие, закаливаьие, овладение техникой спортивных способов плавания, овладение навыками пространственной ориентировки в водной среде. Обучение плаванию включает специальные (коррекционные) задачи, направленные на активизацию сохранных анализаторов, коррекцию зрительного и слухового восприятия, развитие двигательной памяти, развитие двигательной и познавательной деятельности (включение мыслительных процессов), а также коррекция вторичных отклонений в физическом развитии, предупреждение возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем и увеличение словарного запаса за счет использования новых терминов.
К особенностям обучения незрячих детей плаванию относятся: затруднение восприятия (осязательно-слухового) учебного материала, отсутствие возможности зрительного подражания, отсутствие навыка пространственной ориентировки в водной среде, страх неизведанного пространства, относительно низкая температура воды, необычное положение тела, боязнь столкновений и пр.
Обучение плаванию начинается с формирования навыка пространственной ориентировки в воде, а именно - с ориентировки детей относительно места проведения занятий, определения входа и выхода из воды, глубины в различных местах бассейна. Традиционные методические приемы показа, используемые в обучении нормально видящих детей, незрячему ребенку не доступны. Поэтому применение дополнительных звуковых, осязательных и обонятельных ориентиров поможет адаптации к непривычной водной среде. В качестве ориентиров в условиях водной среды особое значение приобретает звуковая сигнализация. С помощью звуковых сигналов (голоса, хлопков, звука погремушки, бубна, свистка и др.) можно организовать незрячих учащихся, указывая направление движения, место сбора, предупредить об опасности и т.д. Акустический шум бассейна затрудняет слуховое восприятие, поэтому необходимо пользоваться разнообразными как по характеру, так и по силе звучания сигналами, сочетать разные звуки, что будет способствовать свободному ориентированию учащихся в водной среде. Дети должны знать и неукос-нительно выполнять упражнения на условные звуковые сигналы. Занимающихся предварительно знакомят с командами и терминологией, которой они будут пользоваться во время занятий. Например, короткий сигнал свистка - начало выполнения упражнения, длинный сигнал - прекратить выполнение упражнения; по сигналу присесть - выдох под водой, услышав стук под водой (по поручню), встать - вдох; многократные сигналы - выход из воды, и др. В методике обучения незрячих используются осязательные, мышечно-суставные ощущения и восприятия. Можно пользоваться ориентирами, которые помогут незрячему ребенку определить направление движения (лестница, бортик бассейна, поручень, дорожка, яркие флажки или игрушки, установленные в местах для поворотов, различные подошвенные ощущения дна бассейна и пр.).
При изложении учебного материала ведущее значение приобретает метод объяснения. Объясняя движение и дазая указания, педагог прежде всего пользуется общегринятой спортивной терминологией, однако, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста и способы восприятия учебюго материала незрячими, широко применяется объяснение в форме образных выражений. Речь преподавателя должна быть выразительной, лаконичной, понятной. Запоминание двигательных действий у незрячих детей занимает намного больше времени, чем у нормально видящих. Поэтому на занятиях с детьми с недостаточностью зрения больше времени требуется на объяснения и показ, многократное повторение отдельных элементов, с опорой при этом на зри~ельные, слуховые, осязательные, обонятельные и мышечно-двигательные ощущения. Чем тщательнее и последовательнее будут изучаться элементы, тем лучше ребенок с депривацией зрения поймет упражнение в целом.
Следующий этап обучения технике плаванич начинается с разучивания на суше плавательных упражнений имитационного характера, дающих представление о движениях в воде, с последующим переносом разученного умения в водную среду. К ним относятся: «подуй на воду как на горячий чай»; «подбрасывай воду носками ног так, чтобы над носками образовался фонтан», имитация работы ног способом кроль; «мельница» руками вперед, назад; имитация гребковых движений способом кроль лежа на скамейке, с резиновыми амортизаторами и пр. Резиновые амортизаторы применяются с целью получения информации о сопротивлении воды во время гребка. В комплекс упражнений на суше включаются упражнения на задержку дыхания. Например, на счет 1-2 вдо<, а на счет 1-8 продолжительный полный выдох. Это упражнение следует выполнять как на месте, так и в движении. Общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые ьа суше, способствуют не только общему физическому развитию детей, созданию представлений о предлагаемых им плавательных упражнениях, но и белее успешному освоению техники спортивного плавания. Необходимость выполнения специальных упражнений на суше этмечали Б.И. Холодков (1970), В.Ф. Афанасьев (1971), Л.П. Макаренко (1976), Д.О. Силантьев и Н.Г. Байкина (2001), и др.
На суше необходимо добиваться правильного выполнения имитации плавательных движений. Для адекватного восприятия учебного материала целесообразно использовать специальные средства наглядности. К ним относятся: плакаты, рисунки, рельефные изображения горизонтального положения тела на воде в положении на спине, на груди; погружения в воду с головой (с задержкой дыхания, с выдохом в воде); скольжения в воде с плавательной доской и без доски в положении «торпеда»; движения ногами «кролем» на груди, на спине, брассом. При демонстрации наглядных пособий педагог должен в словесной форме описать изучаемое движение. Помимо наглядных пособий используется наглядно-практический метод обучения, когда ученик осязательно опознает и идентифицирует изучаемые объекты: имитацию движений рук, ног, головы, а также движения губ во время вдоха и выдоха, закругленный и прямой конец плавательной доски, надувные игрушки, озвученные предметы, свисток, секундомер и пр., используемые в процессе обучения.
Очередной этап обучения плавательным движениям детей с депривацией зрения - формирование базовых навыков: освоения водной среды (ознакомление с гравитационными свойствами воды, овладение водным пространством); погружения в воду; лежания на воде (на всплывание в группировке - «поплавок», согнувшись - «медуза», вытянувшись - «звездочка»), скольжения в положение «торпеда» на груди и спине. Для формирования топографических представлений и навыков пространственной ориентировки в водной среде следует давать задания (игры, сюжетно-ролевые, игровые ситуации) на прохождение различных дистанций вначале с партнером, а затем самостоятельно.
Занятия плаванием будут более эффективны, если обучение любому плавательному упражнению в воде начинать в облегченных условиях: на мелком месте, держась руками или одной рукой за неподвижную опору (бортик, поручень, дорожка), а затем с применением подвижной опоры (плавательная доска, поддерживающие средства, резиновые игрушки, работа в парах и пр.), и только после освоения разучиваемого упражнения переходить к его выполнению в скольжении на груди и спине. При плавании на груди и спине с доской предварительно изучить способы держания доски (на груди, под головой, на вытянутых руках большой палец сверху, остальные снизу, и др.). Прекрасным средством начального обучения, способствующим развитию координации движений, вестибулярной устойчивости, ориентировки в пространстве, ловкости является плавание с различными вращениями и изменениями направлений. Например, проплыть 3 м на груди в положении «торпеда», по сигналу педагога повернуться на спину, продолжая движение, упражнение повторить 2-3 раза.
Процесс обучения любому плавательному движению осуществляется в следующей последовательности: на суше, на мелкой части бассейна, у неподвижной опоры (бэртик бассейна, поручень, дорожка), с применением подвижной опоры (плавательная доска, поддерживающие средства, помощь педагога или партнера), разучивание техники дыхания, разучивание скольжения, изучение движений ногами, руками при плавании способом кроль на груди, на спине.
Следующей фазой обучения является разучивание согласования движений руками и ногами (на каждые два гребьа руками выполняется шесть движений ногами, отметить ведущую роль р/к), согласования движений руками с дыханием (с плавательной доской, без доски), согласования движений руками и ногами с дыханием.
Завершающая*фаза обучения - проплыть 25-50 м в полной координации.
Закрепление навыка выполнения того или иного движения у незрячих происходит значительно медленнее, чем у нормально видящих. В связи с этим следует в одном занятии выполнять не более трех новых упражнений. Каждое последующее упражнение следует начинать только после усвоения предыдущего. Не следует забывать об упражнениях на расслабление («медуза»), а также упражнениях на снятие зрительного утомления (быстрое моргание глазами, «ззездочка» на спине с закрытыми глазами и др.) В работе с незрячими младшего школьного возраста целесообразно использовать игровой и соревновательный методы обучения, способствующие формированию положительных эмоций, ощущению радости, желанию заниматься плаванием. Включение игр, соответствующих тематике конкретного занятия, сюжетно-ролевых игр, свободного плавания в заключительной части урока на протяжении 3-5 мин увеличивают двигательную плотность урока, число повторений и способствуют закреплению формируемых навыков. Таким образом, каждый урок является одним из звеньев ряда уроков, представляющих собой в совокупности единый учебно-восплательнык процесс.
Процесс обучения плаванию можно разделить на три этапа, на первом этапе - ознакомление с воднэй средой и освоение подготовительных упражнений в воде, второй этап - изучение техники плавания «кроль на груди» и «кроль на спине», третий этап - совершенствование техники плавания изученных способов. После освоения техники плавания способами «кроль на груди и на спине» можно приступать к изучению способов «брасс» и «дельфин».
В целях профилактики травматизма и дифференцировки расстояния следует учить детей определять длину проплываемого отрезка по количеству повторений дзижений (гребков, >даров ногами и т.д.). Отработке техники движеьий препятствует боязнь столкновений. В связи с этим целесообразно организовать заплывы на эазных дорожках, что позволит занимающимся чувствовать себя более уверенно и сосредоточиться на выполнении изучаемого упражнения. Как показывает анализ научно-методической литературы, плавание показано всем детям, имеющим нарушение зрения. Однако при некоторых глазных заболеваниях предусмотрены ограничения в прыжках в воду с вышки, трамплина, тумбочки. К таким заболеваниям относятся: миопия высокой степени (выше 6 D), отслойка сетчатки, опухоли мозга и глаза, глаукома, послеоперационный период после замены хрусталика (первые полгода).
Знание специфических особенностей обучения младших школьников с депривацией зрения, правильное применение приемов помощи и страховки позволит тренеру-педагогу помэчь детям ознакомиться с новыми условиями занятий (водной средой), освоить базовые плавательные навыки, освоить спортивные способы плавания, а также совершенствовать такие качества, как быстрота, ловкость, выносливость, сила, улучшить деятельность дыхательной системы, предупредить развитие нарушений опорно-двигательного аппарата и пр.



  • Разделы сайта