Зенит рубин 17 сентября онлайн. Матюнин против Сонга. Ориентировочные составы на матч Зенит - Рубин

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шубина Ольга Борисовна. Правовая культура как элемент культуры общества: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01: СПб., 2004 167 c. РГБ ОД, 61:05-12/657

Введение

Глава 1 Правовая культура как феномен культуры общества 10

1.1 Культура, правовая культура и право в их взаимосвязи 10

1.2 Понятие правовой культуры и ее элементы 35

1.3 Соотношение правовой культуры и правосознания

Глава 2 Основные функции правовой культуры

2.1 Познавательная функция

2.2 Регулятивная функция

2.3 Информационная функция

Заключение

Библиографический список литературы

Введение к работе

настоящее время в России осуществляются кардинальные
государственно-политические и социально-экономические, правовые
преобразования. Построение правового государства, формирование
гражданского общества требуют новых подходов к

фундаментальным проблемам правовой теории, выработки новых нравственных и правовых идеалов, высокой правовой культуры. Становление правовой основы современного общества требует пересмотра сложившейся системы ценностей, возрождения нравственно-правовых идеалов российского народа. Сегодня правовая наука может развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа,его высокую правовую культуру.

В настоящее время отечественная правовая система находится в состоянии глубокого кризиса. Этот кризис в первую очередь связан с девальвацией в сознании общества основополагающих правовых ценностей, несовершенством законодательства, недостаточностью реальных гарантий защиты прав и свобод, деформированностью системы отправления правосудия, отсутствием общедоступной правовой информации и др. В результате падает уровень правовой культуры общества, характерной чертой правосознания становится правовой нигилизм. Все это ведет к кризису законности и как следствие - к кризису самого общества.

Сложившаяся ситуация требует безотлагательного поиска путей её разрешения. Одним из важнейших условий преодолений кризисных явлений служит создание условий для повышения уровня правовой культуры во всех ее проявлениях. Важной задачей на сегодняшний день является повышение культуры в работе всех органов государства, местного самоуправления, структур формирующегося гражданского общества. Необходимо укреплять

законность, улучшать деятельность правоохранительных органов, прокуратуры, деятельность судов, воспитывать у граждан чувство ответственности перед обществом. Осознание гражданами своей ответственности свидетельствует об определенной культуре, которая должна быть свойственна обществу, каждому ее члену.

Уровень правовой культуры в стране является показателем развития общества, условием становления правового государства. Одной из причин распространения в России правового нигилизма является низкая культура - как общая, так и правовая. Следствие этого - отсутствие одной из важнейших предпосылок реального функционирования правового государства. Правовая культура приобретает всё большее значение для обеспечения достойной и благополучной жизни граждан Российской Федерации. Это определяет ее особое значение как фактора социального развития.

Все изложенное обусловливает необходимость теоретической разработки вопросов правовой культуры как элемента общей культуры общества, социокультурного явления. Между тем в современной юридической литературе практически отсутствуют комплексные исследования, посвященные влиянию правовой культуры на развитие общества, на обеспечение защиты прав и свобод граждан. Отмеченное предопределило необходимость обращения диссертанта к данной проблематике.

Степень разработанности темы исследования.

Вопросы, рассмотренные в настоящем исследовании, были основаны на общетеоретических подходах к понятию правовой культуры, соотношения её функций, которые разрабатывались в трудах таких российских и зарубежных ученых как: Е.В. Аграновская, В.М. Боер, А.Б. Венгеров, Н.Ф. Волкодаев, В.В. Витрянский, И.А. Ильин, Д.А. Керимов, Х.Кётц, Ю.В. Кудрявцев, Б.А. Кистяковский, Е.В. Лукашева, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян,

М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А. Моль, М.С. Ошеров, Л.И. Петражицкий, И.Ф. Покровский, Н.В. Разуваев, И.Ф. Рябко, В.П. Сальников, А.П. Семитко, Л.И. Спиридонов, Е.В. Татаринцева, Ю.В. Тихонравов, А. Тоффлер, К. Цвайгерт, А. Щюц, Л.С. Явич и др.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили монографические работы по философии, культурологи, истории и теории права и государства, труды дореволюционных отечественных юристов - Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича, А.С. Ященко и др. На формирование позиции автора оказали влияние работы современных юристов С.С. Алексеева, Ю.Я. Баскина, Г.Г. Бернацкого, Н.В. Витрука, П.Н. Галанзы, СБ. Глушаченко, В.Г. Графского, Н.М. Золотухиной, В.И. Зорькина, П.Н Грацианского, Д.А. Керимова, С.Ф. Кечекьяна, И.Ю. Козлихина, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, Е.А. Лукашевой, Д.И. Луковской, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, А.В. Полякова, Р.А. Ромашова, В.А. Туманова и др.

Объект исследования составляет правовая культура современного российского общества.

Предметом исследования выступает взаимосвязь и взаимовлияние правовой культуры и общества, выражающиеся в их обоюдном воздействии.

Цель диссертационного исследования состоит в определении влияния правовой культуры на развитие общества и защиту прав и свобод граждан. Достижение указанной цели требует решения следующих задач:

1. Определить и исследовать взаимодействие понятий права, культуры, правовой культуры;

    Выявить особенности взаимодействия правовой культуры и правосознания; обосновать специфику рассмотрения правовой культуры в теории права;

    Дать научно-обоснованную характеристику правовой культуры, её элементов и функций;

    Определить и проанализировать особенности функционального взаимодействия правовой культуры и развития общества;

    Охарактеризовать и обосновать на правовом материале значение правовой культуры как условия защиты прав и свобод граждан.

Методологическую основу исследования составляют
диалектический метод познания, общенаучные (исторический,
системный, функциональный) и специальные методы правовых
исследований (историко-правовой, сравнительно-правовой,

формально-юридический).

Нормативную основу диссертации составляют Конституция РФ, законодательство Российской Федерации, законодательство города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Санкт-Петербурга и Ленинградской области, локальные ряда организаций.

Научная новизна исследования. Диссертация - одно из первых в отечественной юридической литературе исследование, посвященное трактовке правовой культуры как социокультурного явления. Автором уточнено взаимодействие культуры, права и правовой культуры в процессе развития общества; впервые исследовано функциональное взаимодействие и взаимозависимость культуры и права; сформулированы и проанализированы некоторые новые особенности понятия правовой культуры, раскрыты её

функции и показано их влияние на развитие общества; впервые проанализировано соотношение уровня правовой культуры и информационных технологий. В диссертации впервые в юридической литературе на монографическом уровне исследован широкий круг вопросов, связанных с анализом проблем формирования правовой культуры российского общества.

законодательства, сформулированы предложения по повышению уровня правовой культуры населения. В работе по-новому осмыслен ряд теоретических положений трактовки правовой культуры.

Диссертация представляет собой комплексное исследование места и роли правовой культуры в российской правовой системе. Результаты исследования правовой культуры на основе различных методологических подходов, полученные в соответствии с целями и задачами диссертационного исследования, позволили впервые воссоздать в целостности данный объект исследования с учетом закономерностей его развития. Элементы научной новизны содержатся также в следующих положениях, выносимых на защиту.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы, содержащиеся в диссертационном исследовании и сформулированные в нем практические предложения могут быть использованы в процессе дальнейшей научной разработки проблем правовой культуры. Кроме того, выводы, сделанные в диссертации, позволяют наметить пути решения ряда конкретных задач правового развития страны, в том числе решения прикладных задач, связанных с правовым регулированием и организацией защиты прав человека и гражданина, формирования правовой культуры как элемента общей культуры.

Положения диссертации могут быть полезны в процессе
законодательной, правоприменительной, правоохранительной

деятельности, а также деятельности в сфере отправления правосудия и правового воспитания. Выводы автора могут использоваться в процессе преподавательской деятельности, при чтении курсов теории права и государства, правового воспитания, при разработке спецкурсов, посвященных правовой культуре общества, правосознанию, развитию законодательства в Российской Федерации, представляют интерес для практических органов, занимающихся правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Эмпирическую базу диссертации составляет правотворческая и правоприменительная практика, документы Конституционного суда РФ, Уставного суда города Санкт-Петербурга, также федеральных судов обшей юрисдикции мировых судов, материалы социологических исследований состояния правовой культуры в российском обществе, изучения правосознания отдельных социальных слоев нашего общества, исторические материалы, данные периодической печати.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре гражданского и трудового права Северо-Западной академии государственной службы. Основные положения исследования докладывались автором на ряде научных и научно-практических конференций, в том числе межвузовской и международной: Итоговой научной конференции Северо-Западной академии государственной службы (Санкт-Петербург, СЗАГС, 2001); научно-практической конференции «Совершенствование системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации и её регионах» (Санкт-Петербург, СЗАГС, 2001); Юбилейной научно-практической конференции Северо-Западной

академии государственной службы (Санкт-Петербург, СЗАГС, 2002); «Государственное и муниципальное управление: история и современность» (Санкт-Петербург, СЗАГС 2002); Совместной междисциплинарной аспирантской конференции РАГС-СЗАГС «Реформы в России: проблемы и перспективы» (Москва, Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2003); IV Международной научной конференций «Россия: приоритеты выборов и выбор приоритетов» (Москва, Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии наук, 2003); Научно-практической конференции «Становление конституционализма в России: к 10-летию Конституции Российской Федерации» (Санкт-Петербург, СЗАГС 2004); Научно-практической конференции «Право и политика» (Санкт-Петербург, СЗАГС, 2004); Международной научно-практической конференции «Совершенствование образовательных программ подготовки государственных служащих нового типа» (Санкт-Петербург, СЗАГС, 2004).

Положения и выводы диссертационного исследования отражены в публикациях автора, используются в процессе проведения занятий со студентами СЗАГС.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Культура, правовая культура и право в их взаимосвязи

Для того чтобы выявить взаимосвязь каких-либо явлений необходимо определить их сущность. В данном случае сущность культуры и правовой культуры. Начать следует с трактовки культуры как понятия.

Культура - это определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Различают материальную и духовную культуру, в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей. Духовная жизнь представляет собой идеи, эмоции, связанные с внутренним, нравственным миром человека.

Кроме того, уровень, степень развития, достигнутая в какой -либо отрасли знания или деятельности (культура труда, политическая культура, правовая культура, культура речи и.т.д. Характеристика определенных исторических эпох (например, культура древнего мира), народов или наций (например, русская культура, степень общественного, умственного и нравственного развития, присущая кому-либо.

Культура - это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

Можно понимать культуру как наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека.

Культура развивается вместе с обществом, она отражает своебразие, свойственное определенной эпохе и в этом её связь с историей. Она не является чем-то отдельным от общества. Общество и его культура это единый организм. Кризис культуры свидетельствует о кризисе в обществе. Культура во всех её проявлениях украшает нашу жизнь. Культура права должна предотвращать социальные конфликты, быть гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина.

Термин «культура» на сегодняшний день трактуется по -разному.3.

Например:

1. Как говорилось уже ранее культура - уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

2. Культура - уровень развития отрасли знания или деятельности (политическая культура, правовая культура, культура речи.)

3. Культура - характеристика определенных исторических эпох, народов или наций.

4. Культура является степенью общественного, умственного и нравственного развития

Понятие правовой культуры и ее элементы

Правовая культура общества, как предмет изучения, подразумевает анализ всей правовой жизни общества, всей правовой действительности с определенной точки зрения.

На сегодняшний день существует довольно много определений понятия правовой культуры.

Данное понимание сущности правовой культуры близко к понятию правосознания.

С точки зрения других под правовой культурой понимается: «знание научных основ государственного управления...глубокое знание и точное исполнение каждым работником аппарата своего служебного долга, способность принимать верные и юридически обоснованные решения»

Третьи правовую культуру понимают как «правовое состояние общества на данном этапе исторического развития, выражающееся в развитости государственно-правовых взглядов, широте и гарантированности прав трудящихся, степени совершенства действующего законодательства, уровне соблюдения законности в нормотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, эффективности защиты нарушенных прав, стабильности правопорядка, уровне постановки юридического образования и воспитания»

Правовая культура - это определенное отношение каждого человека к правам других людей, уважение их прав. Здесь можно заметить некоторую взаимосвязь правовой культуры и правосознания.

Правовая культура проявляется в накопленных правовых ценностях, которые относятся к духовной культуре. Правовая культура имеет практическую направленность наряду с культурой управления и состоит из взаимосвязанных элементов. Основные из них:

1. состояние правосознания в обществе;

2. состояние законности;

3. состояние законодательства, состояние практической работы в области права.46

Состояние правосознания в обществе, то есть степень понимания права. Правовая культура связана как с оценкой уровня знания и понимания права, так и с развитостью чувства законности. Одно из важнейших проявлений культуры общества это законность. Уровень культуры в области юриспруденции зависит от уважения, с каким законодатель относится к издаваемым им самим нормам.

Состояние законодательства не только характеризует воплощенные в праве общечеловеческие начала, но и предполагает научное построение законодательства, нахождение оптимальных методов регулирования складывающихся отношений, строгое соблюдение правотворческой процедуры.

Познавательная функция

Правовая культура в реальном существовании выполняет одновременно несколько специфических функций - познавательную, преобразовательную, праворегулятивную, ценностную, коммуникативную и прогностическую.

Познавательная и преобразовательная функции правовой культуры связаны с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и обеспечению становления гражданского общества. Они призваны содействовать созданию гражданам достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития индивида.

Праворегулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования всех элементов правовой системы.

Правовая культура является компонентом правового сознания. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в правовой сфере. Регулятивная функция правовой культуры осуществляется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение людей в их деятельности определенным правилам, реализацию их потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей в правовых отношениях, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Ценностная функция правовой культуры проявляется в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т.д. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. Данная функция проявляется и тогда, когда изучается оценочное отношение личности к результату, цели её действий, которая направлена на изменение окружающей правовой действительности. Встречаясь с каждой новой ценностью правовой культуры, мы даем ей оценку с позиций уже сложившихся у нас ценностных ориентации в этой сфере, одобряя одни компоненты правовой деятельности и отвергая другие. Эта устойчивая система оценок в свою очередь зависит от нашего мировоззрения и уровня правовой культуры. Следует отметить, что система ценностей всегда определяется традициями народа, его социальным опытом, духовными идеалами. Для русского народа эти идеалы и ценности формировались под определяющим влиянием православной Церкви, и это необходимо учитывать в современной практике воспитания правовой культуры. Идеал православия и других традиционных для России конфессий находит свое отражение не только в морали, нравственно - правовой культуре отдельного человека, но и в практических делах людей, и в отношении друг к другу, и в отношении общества и государства, тем самым человек не замыкается в своем узком кругу, а распространяет свои принципы на всех людей. Коммуникативная и информационная функции правовой культуры обеспечивают общение граждан и обмен информации в правовой сфере, они существуют через общение и влияют на него. Имеется в виду не только общение между людьми, но и взаимодействие с другими правовыми культурами. Правовая культура не может успешно развиваться без приобщения к другим правовым культурам, поскольку характеризуется соотношением общечеловеческого и национального.

Правовая культура - это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права - это и есть правовая культура. Можно выделить объективную и субъективную стороны правовой культуры.

Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. Но это - особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.

Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, то есть знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая культура - нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Правовая культура - это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву.

Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятие правосознания, хотя часто правовую культуру понимают как правовое сознание. В общем-то, конечно, между ними существует тесная связь. Но правосознание является только одним из необходимых элементов правовой культуры. Правосознание - определенная разновидность общественного и индивидуального сознания людей. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества.

А этого у нас, к сожалению, не хватает даже законодателям, политическим лидерам, руководителям общественных организаций. Дело не в том, что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом. Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем обществе еще с дореволюционного прошлого.

Из поколения в поколение в России проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу и насилию. В большинстве случаев даже крупные деятели литературы, искусства, науки еще до революции нигилистически относились к праву. Для них имел огромное значение нравственный аспект. В условиях самодержавия, в период длительного крепостного права царил произвол, усугубленный низкой культурой населения. После реформ 60-х годов XIX века правовая действительность изменилась, но эти изменения глубоко не проникли в общество. Сохранился низкий уровень правовой культуры.

В ходе революции была сломана старая феодально-буржуазная правовая система, а новая не могла быть создана за короткое время. Нужен был длительный период становления новой правовой системы. Революционный переворот происходил в сложнейших условиях обострения классовой борьбы, при сильном влиянии мелкобуржуазной стихии, с креном в сторону анархии, непризнания законности.

К тому же было ясно, что в условиях гражданской войны (период военного коммунизма) систематизация права и установление законности осуществлялись чрезвычайно трудно. В обстановке царившего произвола, с одной стороны, белого, с другой -красного террора, ни о каких общечеловеческих ценностях, ни о значении наследия старой правовой системы не могло быть и речи. Диктатура пролетариата понималась как не ограниченное никакими законами господство пролетариата.

В период новой экономической политики (нэп) стало ясно, что следует изменить представление о социализме и пересмотреть взгляды на революционную законность. Деформация социализма, сложившийся диктаторский режим и массовые репрессии были той реальностью, которая погубила ростки правовой культуры, возникшие в дореволюционной России. В этот период наиболее широко был распространен правовой нигилизм.

Существовали и обстоятельства идеологического характера, действовавшие не только во времена культа, но и позже: с точки зрения марксизма-ленинизма право, как и государство, представлялось как отрицательное явление общественной жизни, которое должно отмереть в самом ближайшем будущем. Идеологи марксизма-ленинизма в 20-е годы отвергали необходимость права, считали, что «право - это такой же опиум для народа, как и религия», верили, что после свержения капитализма и царя страна войдет в новое общество. Все это было основано на правовом нигилизме народа.

О социальной ценности права заговорили только в 60-70-е годы XX века. Однако правовой нигилизм встречается и сегодня. Другая сторона вопроса - волюнтаристское отношение к законодательству. Все это находится в области правосознания - правовой идеологии и правовой психологии.

Отрицательное влияние на правильную оценку права оказывает и то, что у нас в науке, начиная с 30-40-х годов XX века, сложилось нормативистское понимание права. Оно рассматривается как орудие государства, как средство управления, как нечто, находящееся в руках государства и направленное против населения. И когда определенная часть наших теоретиков права стала обращать внимание на иное его понимание, официальная идеология отнеслась к этому отрицательно.

А ведь главное назначение права в том, что оно должно служить человеку, который обладает неотъемлемыми правами и свободами. Право ограничивает власть, которая должна считаться с основами права и нравственности. Но об этом говорилось очень мало. Данное обстоятельство усиливало правовой нигилизм, неуважение к суду и закону. Если в сознании людей существует нигилистическое отношение к праву, то о высокой правовой культуре не может быть и речи.

Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У нас не было цивилизованного законодательства, а принятие законов и их применение по-прежнему остаются на низком уровне. Можно задумать хороший закон, но, если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно.

Например, принятый в 1991 году закон «О предприятиях» был шагом вперед, но в нем имелись юридические недостатки. Термин «коллектив - хозяин предприятия» не раскрывал содержания правового статуса юридического лица. Неясно было, что подразумевает законодатель под термином «хозяин». Этот термин был перенесен в законодательный акт из общественно-политической литературы и резко снизил его значение, так как не являлся юридическим. Собственник - коллектив или нет? Законодатель не решил этого главного вопроса. Если у нас в стране будут издаваться законодательные акты низкого технического уровня, то о правовой культуре говорить не имеет смысла.

Правовая культура - это еще и высокий уровень культуры правосудия. Начиная со стен помещения, где проводятся судебные заседания, до облика судей, самого проведения судебного процесса во многом зависит уровень правовой культуры. Дворцов правосудия у нас еще нет. Это и неудивительно. До последнего времени правосудие у нас было только в законе. Судейская профессия не престижна. В реальной жизни культура правосудия находится на очень низком уровне. А это, в свою очередь, влияет на общий уровень правовой культуры населения. Правовая культура - это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.

Следующий элемент правовой культуры - фактическое состояние законности и правопорядка в стране, то, что есть на самом деле. Состояние преступности - это определенная характеристика правопорядка, но главным, тем не менее, является состояние правонарушаемости.

В США преступность выше, но механически это не отражает состояния законности и правопорядка в стране. Когда совершено преступление и преступник справедливо наказан, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо - законности уже нет. Необходимо, чтобы каждый виновник был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это обеспечивала, а у нас ее нет. То, что записано в качестве права, должно быть реализовано. А мы вначале разрешаем, а затем ограничиваем. Так правовое государство построить невозможно.

Можно говорить о правовой культуре личности, группы, общества в целом в тот или иной исторический период. Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т. д.).

Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека и гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен. Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности. В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье, а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.

Правовая культура так же, как и политическая культура, является непременным элементом демократии. Без них демократия может превратиться в анархию. А это чревато пагубными последствиями для общества и государства, в том числе и для всего мирового правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права.

Высокий уровень правовой культуры является необходимым условием (фактором) формирования правового государства. Особенно актуальной эта проблема является для отечественного права и государства. Поэтому воспитание правовой культуры граждан - важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе.

Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой субкультуры с позиций общечеловеческих ценностей. Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общецивилизационных, общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших нормативно-правовых актах международного характера.

Особенно заметно этот процесс идет в рамках Европейского сообщества, где выработаны единые принципы согласования национальных правовых институтов, создано единое правовое поле, в рамках которого обеспечиваются основные права и свободы личности (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод).

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед любым государством, - правовая культура личности, так как она имеет непосредственное влияние на общее развитие социума и всего государства. Это теоретическая основа государства и составляющая других форм правовой культуры:

Религиозной;

Политической;

Социальной.

Взаимодействие между индивидуумами в обществе регламентируется законодательными актами. Правовая культура проявляется в трудовых отношениях, общечеловеческих и социальных, в профессиональных группах, этнических и других общественных формированиях. Поэтому для каждого государства очень важно обучение основам права своих граждан на постоянной основе, так как эта ценность является основополагающей для развития полноценного социума.

Терминология

Культура как таковая - это прогресс в развитии человечества, который определяется не материальными факторами, а духовными. Это те показатели, которых добились люди за сотни лет существования во всех сферах жизни, благодаря которым улучшили условия жизни, то есть совершенствовали форму своего существования.

Правовая культура - это достижения человечества в сфере развития правоотношений и самого государства, в формировании прав и свобод каждого гражданина. Она является неотъемлемой частью общей духовной целостности общества.

Виды правовой культуры

Выделяют 3 ее вида в зависимости от носителя:

Культура общества;

Культура отдельной группы;

Поговорим о каждом виде отдельно.

Культура общества

Это система ценностей, накопленная людьми в конкретном обществе. Составляющие элементы:

Юридическая практика в государстве;

Соблюдение законов и порядка;

Общий уровень правосознания;

Общее состояние законодательной базы и прочие.

Культура группы

Многие специалисты в области права против выделения этого пункта в классификации, тем более выделения как отдельного вида, так как для нее характерны все факторы, которые присущи правовой культуре общества. Основной акцент правовой культуры группы - это то, как отдельно взятый человек строит свои отношения в отдельной взятой группе, среди друзей или на работе.

Культура личности

Правовая культура личности - это уровень правового развития, социализации и воспитания каждого гражданина страны. Важно понимать, насколько гражданами усвоены основы и как они используются на практике. Характерные особенности:

Информирование и формирование юридической зрелости каждой личности;

Превращение полученных знаний в привычку и норму поведения;

Готовность каждого человека действовать согласно установленным правовым нормам;

Умение отстаивать свои права, если они нарушены.

Основной акцент - это не только знание юридических правил, но и использование знаний на практике, причем постоянно. Правоотношения с другими субъектами права, окружающей средой должны строиться только с соблюдением законов.

Специфика правовой культуры личности

Любая культура - это прежде всего стремление к цивилизованному образу жизни, повышение духовных, поведенческих, интеллектуальных и психологических ценностей отдельно взятой личности и общественности в целом. Правовая культура личности - это не только понимание правовых основ и процессов, но и неукоснительное соблюдение закона. При этом поведение человека не должно постоянно стимулироваться правоохранительными органами, выработанные обществом нормы должны стать привычными для каждого его члена.

Ниже перечислим элементы правовой культуры личности. Их три, и все они важны. Итак, это:

Знание законодательства, причем не только теоретическое, но и практическое применение знаний на практике, соблюдение законов;

Привычка, точнее, формирование личного отношения к праву, что должно прослеживаться в правомерном и законопослушном поведении;

Умение индивидуума применять на практике свои знания в сфере юриспруденции, способность защитить свои права и свободы, не нарушая при этом закона.

Правосознание

Правосознание - это неразрывная связующая между обществом, личностью и правовой культурой. Оценка и критика, пожелания и ожидания в конкретной сфере права, осознание социальной деятельности. Культура полностью опирается на правовое сознание, и наоборот.

Правосознание - своего рода правовое мышление, то есть определить свое место в «мире» права, выбор своей линии поведения.

Функции правосознания

1. Познавательная. Это осознание человека правовых явлений и правоотношений в целом.

2. Оценочная. Это формирование представлений о праве и самой идее правового общества. На основе этих представлений каждая личность строит свое негативное или позитивное отношение к отдельным нормам и к законодательству в целом.

3. Регулятивная. Это полное понимание и построение модели поведения согласно нормам действующего права.

Формирование правовой культуры

Верховенства права можно достичь исключительно в обществе, где правосознание максимально развито, поэтому одна из самых основных задач любого правительства - воспитание ответственности за свои действия у граждан. Именно воспитание правовой культуры - это одна из самых эффективных мер по предотвращению правонарушений и борьбе с преступностью.

Правовое воспитание включает в себя систематическое воздействие на сознание индивидуумов, формирование культуры поведения каждого члена общества. И достигается оно за счет следующих средств:

1. Правовое обучение. Суть методики в том, чтобы передать каждому гражданину все накопленные знания в обществе в сфере правоотношений. Научить каждую личность защищать свои права, отказаться от нарушения закона, сформировать позитивное отношение к законодательству. Естественно, к каждому гражданину должен быть индивидуальный подход. Обучение проводится в школах, средних и высших заведениях, на лекциях и семинарах.

2. Правовая пропаганда неразрывно связана с обучением. Кто-то будет соблюдать правила только на основании того, что он имеет общее представление о праве и законодательстве. В других личностях необходимо воспитывать правосознание постоянно через лекции и специальных пропагандистские мероприятия. Понятное дело, что не требуется от каждого гражданина знания законов на уровне опытного юриста, но основы обязан знать каждый.

3. Юридическая практика. Вне зависимости от того, сколько правительство страны тратит на пропаганду и обучение, повышение правосознания своих граждан, без нормальной работы судебных инстанций, прокуратуры и правоохранителей правовая культура общества не будет существовать в государстве. Любой гражданин будет поступать так же, как судебные и властные структуры. Если чиновники обходят закон, то и граждане будут пытаться его обойти.

Юридическая практика на фоне государственного правосознания - это устранение бюрократизма и взяточничества.

4. Самовоспитание. Не на последнем месте стоит самовоспитание. Если гражданин осознает, что он должен следовать букве закона, заниматься повышением уровня образования, то это огромная профилактика противоправных действий. Такой линии поведения должны придерживаться не только юристы-практики, но и все граждане страны.

Помимо социокультурных качеств и «улучшение» самого общества - это и есть правовая культура личности. Факторы, влияющие на формирование культуры:

Устранение принципа «можно все, что не запрещено»;

Повышение профессионализма государственных чиновников всех уровней;

Практическая реализация конституционной нормы - верховенства права;

Поощрение правомерного поведения, а не только воздействие через карательные меры на правонарушителей.

Наряду с этим гражданин должен понимать, что все правовые и гражданские институты направлены на реализацию его прав, их защиту. А это прямая обязанность государства.

Социализация личности в области права

Не на последнем месте стоит и правовая социализация личности. Социализация в рамках философии и психологии рассматривается как становление личности, развитие и формирование социальной сущности каждого гражданина. Правовая социализация - это одна из составляющих общей социализации индивидуума.

Составляющие правовой культуры и социализации реализуются следующими путями:

Формирование отношения личности к другим индивидуумам;

Поведение гражданина в целом в обществе и его отношение к государству;

Отношение к самому себе.

Для формирования правовой социализации необходим постоянный анализ, и не только положительных факторов. Очень важно, какие компоненты права оказывают негативное влияние на личность человека. Это может быть неточность формулирования отдельных норм закона, противоречивость актов, сложность и объемность сводов законодательных актов. Все это может приводить к тому, что человек начинает антиобщественную деятельность, в некоторых случаях может дойти даже до бунтов. Тогда происходит так, что социализация и правосознание - это не норма для членов общества, а в результате растут преступность и неповиновение.

На практике государство обязано постоянно обновлять компоненты и нормы социальной среды, адаптировать их к нынешним реалиям и стремиться к формированию демократии в обществе со всеми признаками гуманизма и справедливости.

Правомерное поведение: понятие, признаки, виды

Правомерное поведения трактуется как таковое, что полностью соответствует нормам, принятым в конкретном обществе. Оно должно одобряться всеми членами общества и быть общественно полезным. Давайте попробуем разграничить полезность и правомерность. Например, можно и не ходить на выборы - это вполне правомерно, но не имеет никакой пользы для общества.

Признаки правомерности действий

1. Внешне поведение выражается в действии или бездействии, главное - чтобы все было в рамках дозволенного.

2. Поведение является юридически значимым, то есть влечет за собой юридические последствия.

3. Носит осознанный характер.

4. Со стороны государства поощряется путем разрешительных и охранительных норм.

По социальной значимости правомерное поведение может быть:

  • необходимым для всего общества в целом (к примеру, необходимость отслужить в армии);
  • желательным для государства (например, научные исследования);
  • допустимым, то есть таким, которое, может, и порицается членами общества, но вполне допустимо по нормам законодательства (например, деятельность религиозных обществ).

Правомерное поведение классифицируется и по мотивам совершения поступков:

1. Социально-активное поведение - это действия индивидуумов, полностью совпадающие с нормами закона. Объект права полностью осознает и принимает действующее право и порядок.

2. Конформистское. Это действие гражданина, основанное не на личных убеждениях, а на том, что «все так делают».

3. Маргинальное поведение. Характеризуется тем, что индивидуум следует предписаниям действующих норм только под влиянием угрозы или по принуждению. Лишь только послабляется контроль со стороны государства, поведение маргинала сразу становится противоположным и противоправным.

Гражданская и правовая культура: объединяющие факторы

Безусловно, правовая культура - это многослойное и значимое явление. Но оно немыслимо без гражданской культуры. Гражданская и правовая культура личности неразрывно связаны и не могут существовать друг без друга.

Гражданская культура - это качество человека, которое включает в себя уважение к окружающим, любовь к Родине, толерантность к другим расам и вероисповеданиям. Сама гражданская ответственность есть не что иное, как результат воспитания в правовой сфере, политической и моральной. Основы гражданской культуры закладываются в семье и учебных заведениях. В школе дети познают основы государства и права, основы управления государством, формирования властных структур, права и обязанности граждан и правительства. В формировании правовой и гражданской ответственности имеет большое значение и семья: от мнения и общественной позиции родителей зависит и отношение к обществу детей.

На сегодняшний день не все страны могут похвастаться хотя бы средним уровнем правовой культуры своего населения, а у многих вообще отсутствует правовая культура общества, что подтверждается высоким уровнем преступности. Как правило, тому виной отсутствие общедоступности к нормативным документам, слабая пропаганда и практически полное отсутствие желания у правительства повышать уровень гражданской и правовой культуры, вовлекать население в правотворческую деятельность.



  • Разделы сайта