Опасный спорт. Православная церковь и здоровый образ жизни: отношение православных христиан к спорту

Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт – это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

И занимаясь спортом, можно молиться

– Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт – это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.

– Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX–XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» – во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому – всё чисто.

Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.

Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту – Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя – и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!»

Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.

Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей

– Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое – это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе – это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.

Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество – умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни – умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле – это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, – все это полезно и применимо в духовной жизни.

Занятия спортом не должны нарушать мир в душе

– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.

– Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны – спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.

Спорт необходим для поддержания здоровья

– Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.

– Спорт в древнем мире и спорт сейчас – разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь – от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры – то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет – то лучше не стоит.

А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела – храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях – но без азарта, без осуждения и тщеславия.

Здоровый образ жизни и занятия спортом становятся модным увлечением современных людей. Сидячая работа, малоподвижный образ жизни, вредная пища привели к тому, что даже молодые люди стали страдать от заболеваний, которые раньше встречались только у стариков.

Какая польза от спорта для христианина

Очень часто в православной среде, особенно среди недавно уверовавших людей, бытует мнение, что любые занятия спортом - это культ тела. Человек считает, что любое совершенствование свое тела является греховным, поскольку тело - это тлен, и заботиться надо только лишь о здравии своей души.

Занятия спортом

Это заблуждение основано на преувеличении: действительно, православному христианину не пристало стремиться во что бы то ни стало иметь идеальную фигуру, а все силы тратить на укрепление здоровья и продление жизни. Но, с другой стороны, тело - это сосуд души, и оно тоже нуждается в любви и заботе.,

О христианской жизни:

Важно! Совершенно неправильно полностью отсекать любую заботу о теле, нужно просто выстроить правильную иерархию ценностей и целей в жизни.

Конечно же, для любого православного христианина главная цель - спасение души. И крепкое здоровье (если не делать его главной заботой всей жизни) может очень помочь в этом деле. Физически крепкому и выносливому человеку легче стоять на долгих службах, легче совершать поклоны и молитвенные правила. Здоровый человек может позволить себе тратить много сил на помощь ближним, его активность можно использовать для миссионерской и просветительской деятельности.

Любое дело в жизни важно совершать с Господом в сердце, и спорт - не исключение. Если человек не ставит цель накачать красивые мышцы, чтоб потом соблазнять ими всех вокруг - спорт пойдет только на пользу.

Еще один огромный плюс занятий спортом - тренировка терпения и силы воли. Как невозможно без усилий добиться результатов физических упражнений, так невозможно и в духовной жизни чего-либо достичь без терпения и упорства. А эти качества личности как нельзя лучше взращиваются регулярными тренировками.

Система здорового образа жизни не только не противоречит православным канонам, но даже помогает их выполнять. Каноны в широком понимании направлены на искоренение основных грехов и страстей. С другой стороны, все грехи и страсти негативно сказываются на здоровье человека.

К примеру, чревоугодие вызывает массу проблем со здоровьем, но не меньше вредит и душе. Итак, любой грех, любая страсть действует и на духовном уровне, и на физическом. Очищая душу, человек облегчает и функционирование организма. Но есть и обратная закономерность - укрепление тела можно использовать как путь для укрепления духа.

С чего начать здоровый образ жизни

Каким спортом можно заниматься православному христианину

По словам апостола Павла, верующему человеку все позволительно, но не все полезно. Для того, чтобы занятия спортом принесли пользу, нужно сразу исключить направления, связанные с языческими или другими антихристианскими учениями . В первую очередь, это йога , различные виды восточных гимнастик, где тесно соединяются физические и духовные практики.

Важно! Занятия оккультными практиками, направленными на активизацию различных энергий в человеке, чревато серьезными духовными проблемами. Православный христианин должен избегать таких занятий, тем более что, не составит труда найти безопасный вид спорта.

Если человек не является профессиональным спортсменом, а хочет заниматься исключительно для собственного здоровья, отлично подойдут занятия лечебной физкультурой, групповые фитнес-тренинги, тренажерный зал.

Очень полезно приобщаться к физической культуре всей семьей - это не только объединяет, но и оздоравливает всех членов семьи. Если есть маленькие дети, отлично подойдут командные увлечения - лыжи, коньки или ролики, велосипед.

Семейные виды спорта

Выбор того или иного направления - дело очень индивидуальное, и нужно учитывать как физическую форму и подготовку, так и духовное состояние человека.

Практические советы по организации здорового образа жизни для православных

Здоровый образ жизни включает в себя не только физическую нагрузку. Это целый комплекс мероприятий по оздоровлению и поддержанию организма в хорошей форме. И первое, с чего надо начинать - это питание.

О вреде чревоугодия православие говорит очень много, поэтому духовных препятствий для выстраивания полезного рациона нет. Православный человек, соблюдающий посты, со временем привыкает ограничивать себя в пище и ему гораздо легче будет отказать себе в чем-либо запретном.

Многие верующие говорят, что для начала им было достаточно просто соблюдать все посты и постные дни , согласно уставу церкви, и они очень быстро начинали чувствовать улучшение своего здоровья.

Животная пища необходима человеку, как источник незаменимых питательных веществ, однако, ее избыток так же вреден, как и недостаток. Временное ограничение такой пищи очищает организм, помогает бороться с лишним весом. С духовной точки зрения, пост - необходимый инструмент духовного роста и борьбы со страстями.

Питание спортсменов в пост

Многие современные тренера говорят о вреде поста для тех, у кого повышены физические нагрузки. Это обусловлено тем, что для эффективной мышечной работы требуется большое количество аминокислот, которые содержатся в пище животного происхождения (в основном, в мясе). Поэтому не следует во время поста ставить себе какие-то серьезные спортивные цели. Лучше их перенести на дни мясоеда, а в пост давать щадящие нагрузки.

Кроме развития силы воли, пост помогает очистить рацион от вредной еды. Большинство колбас, кондитерских изделий, майонезов, полуфабрикатов является не только вредной, но и непостной пищей. Исключая на время пищу животного происхождения, человек автоматически оздоравливает свой рацион. Временный отказ от мяса не будет вреден для здорового человека, а вот польза от исключения вредных продуктов очевидна.

О питании во время поста:

  • Что можно готовить и есть в первую неделю Великого поста

Для того чтобы не впасть в крайность и не сделать здоровый образ жизни кумиром, нужно внимательно следить за своей внутренней духовной жизнью. Православный человек должен постоянно задавать себе вопрос «Зачем я это делаю?». Если ответ уходит в плоскость тщеславия, гордыни, если личные достижения выставляются на всеобщее обозрение с целью получения похвалы - нужно пересмотреть подходы к ЗОЖ.

Практически, если человек ведет внимательную духовную жизнь и регулярно посещает храм , у него не должен сформироваться перекос в сторону заботы о своем теле. Духовная жизнь требует много усилий и времени, и верующий человек должен, прежде всего, удовлетворять духовные потребности.

В жизненной иерархии христианина Бог всегда должен быть на первом месте, поэтому, если стоит выбор, куда отправиться - в храм или на тренировку - христианин всегда выберет храм. Но при этом никто не запрещает ему так выстроить график занятий, чтобы они не попадали в одно время с церковными богослужениями.

Важно! Таким образом, занятия спортом и в целом организация здорового образа жизни не только не противоречит канонам православной церкви, но даже способствует их выполнению.

Телесное и духовное в человеке тесно взаимосвязано, и глупо считать, что влияние на тело не сказывается на душе. И, напротив, очищая себя духовно, мы укрепляем себя и физически.

Протоиерей Андрей Ткачёв о занятиях спортом

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. На Соловках, в связи с престольным праздником этой святой обители — Преображением Господним, состоялось довольно интересное и необычное мероприятие. Спортсмены, представители спортивных организаций, священнослужители из разных епархий, миряне из Москвы, Архангельска и других мест собрались для того, что бы тему отношений Русской Православной Церкви и мира спорта.

Некоторые сегодня могут спросить: почему Церковь интересуется спортом? Дескать, это вроде бы такая в чем-то противоположная Церкви, по крайней мере — далекая от Церкви сфера жизни… В советское время говорили, да и сегодня многие на Западе говорят, что образ жизни спортсмена и те социальные установки, которые связаны со спортом, являются альтернативой религиозному образу жизни и тем идеалам, которые проповедуют традиционные религиозные институты, в частности, Православная Церковь.

Нам рисуют до сих пор достаточно банальную, но укоренившуюся в сознании людей картину. Вот верующие люди, которым безразлично собственное здоровье, которым не интересна активная жизнь. А вот мир спорта, который культивирует силу тела, здоровый образ жизни, активную общественную и жизненную позицию. Вот два разных мира, и это миры, которые связаны с противоположными системами ценностей, с противоположными устремлениями и идеалами, и эти миры не просто чужды, но и враждебны друг другу.

С другой стороны, многие в церковной среде сегодня скажут: «Зачем спорт, зачем заботиться о здоровье своем и окружающих, ведь все мы тленны, все мы в конце конов покинем этот мир»? И в этих словах есть определенная доля правды. Человек, который заботится о собственном здоровье прежде всего, который живет стремлением сохранить свою физическую силу, красоту, свое комфортное существование, часто оказывается либо просто неверующим, либо верующим лишь формально, не понимая что цель жизни не в физическом здоровье, не в телесной силе и красоте. Такой человек начинает слишком много уделять не тому что на самом деле, по большому счету, только и нужно — то есть не спасению своей души, не устремлению к настоящей, полной, подлинной — вечной жизни. Он начинает переживать о своих материальных нуждах и физическом состоянии, он начинает слишком много уделять внимания своим действительным или мнимым болезням, буквально с бешеной энергией бегать от инфаркта и другой болезни.

И часто, кстати говоря, именно такие люди оканчивают свою земную жизнь не самым лучшим образом. Потому что излишняя забота о собственном здоровье — забота, которая переступает грань разумности, — подчас приводит к вещам, которые в духовном и в душевном смысле как раз губят человеческое здоровье, лишая человека радости бытия, возможности оглянуться вокруг и понять: физическое здоровье и даже физическая жизнь — это не самое главное.

Церковь может быть везде. В том числе там, где начинается жизнь, где молодые люди — и не очень молодые — занимаются спортом, занимаются организацией физкультурных движений, массовых спортивных соревнований, занимаются силовой подготовкой, военно-патриотическим воспитанием, там, где собираются спортивные болельщики. Там очень естественно, очень логично быть Церкви, потому что большинство этих людей крещено в Православии, большинство этих людей с интересом, с доброжелательным вниманием относятся к любому слову, сказанному священником либо представителем православной общественной организации.

Сегодня очень важно показать и этим людям, и всему нашему обществу, что христианство — это соль, свет и суть всей жизни народа, в котором большинство крещено в Православной Церкви. Нам нужно вновь и вновь сказать то, о чем было сказано на круглом столе, о котором сегодня шла речь: физическая культура, духовная культура и культура душевного устроения должны идти рука об руку. Вера и действие, идея и жизнь, идеалы и общественно значимые поступки — все это должно соединяться в жизни христианина. Эта жизнь не должна состоять из раздельно взятых профессиональной или общественной деятельности, к которой вера якобы не имеет отношения, и того времени, которое человек проводит в храме во время богослужения или приходской работы. Такое время, по мысли некоторых наших недругов, должно быть полностью отделено от всего остального — от тех жизненно важных и значимых дел, которые совершает тот или иной человек.

Во время круглого стола было много сказано о том, что сегодня постепенно оформляется система взаимодействия Церкви и мира спорта — от международного уровня до уровня воскресной школы, обычной школы, дворовой футбольной команды и команды прихода, разного рода кружков и секций. Есть огромное количество инициатив, которые предлагаются Церкви и уже осуществляются разного рода спортивными организациями, в том числе православными общественными объединениями. Есть очень хорошо работающие системы спортивной подготовки в воскресных школах, спортивных секциях при храмах и в рамках межприходских соревнований. Среди мест, где такая система сложилась, — Пресненский район Москвы, в котором я имею честь служить. Там проходят время от времени межприходские соревнования по различным видам спорта.

Как вы знаете, священнослужителей приглашают выступать на собрания спортивных команд, особенно перед отправкой на важные международные соревнования. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз благословлял сборные перед поездками на Олимпиады. Его Святейшество особо покровительствует русскому хоккею, и каждый год проводится в разных регионах России с финалом в Москве детский турнир на кубок Патриарха по этому виду спорта. Вот такое взаимодействие, такое взаимное общение становится сегодня совершенно естественным — оно не спускается сверху, оно не придумывается в каких-то кабинетах, не является плодом политического и социального конструирования. Это естественное стремление людей Церкви и людей спорта — а часто это одни и те же люди, православные миряне — быть вместе.

На Соловках, на следующий день после круглого стола, был устроен футбольный матч между представителями организаций и сообществ, приехавших на круглый стол, и соловецкой молодежью. На поле вышли исполняющий обязанности губернатора Архангельской области Игорь Анатольевич Орлов, депутат Государственной Думы и известный спортсмен Николай Сергеевич Валуев, другие люди, активные в мире спорта и в общественной жизни, в частности, священник Даниил Зубов, клирик храма святителя Николая на Трех Горах, который занимается спортом с молодежью, в том числе в воскресной школе, и занимается организацией межприходских соревнований.

Молодые люди, которые, может быть, чувствовали некоторую отчужденность от жизни монастырской общины, вдруг увидели, что Церковь — вместе с теми общественными структурами, которые с ней взаимодействуют, — протянула им руку дружбы. Очень часто бывает так, что церковная община и молодежное сообщество, в том числе спортивное, даже очень близкие территориально, оказываются отчужденными друг от друга, живут как бы на разных планетах. Хочется надеяться, что это отчуждение будет преодолеваться, в том числе через теснейшее взаимодействие Церкви и мира спорта, через общие спортивно-общественные мероприятия, которые вполне могут и должны объединить людей — пусть делающих достаточно разные дела, но в то же время объединенных одной заботой о России, духом христианского мужества, стремлением устроить по вере, по слову Божию не только свою личную жизнь и не только свою внутреннюю религиозную, молитвенную жизнь, но и всю жизнь социума, всю жизнь нашего народа, которую невозможно представить без христианской основы, без христианского смысла.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества /Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры принял участие в открытии религиозного центра для участников Всемирной зимней Универсиады

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта совершил рабочую поездку в Италию

Состоялось расширенное заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта

Патриаршее приветствие участникам международного фестиваля боевых искусств «Кубок равноапостольного Николая Японского» [Патриарх: Приветствия и обращения]

«Ты спортом увлёкся? Нельзя православному, это к культу тела приведёт», — из опасений мамы за своего 35-летнего сына. В действительности, можно или нельзя православному заниматься спортом? Предлагаем читателю рассуждения на тему совместимости занятий спортом с православным мировоззрением.

Многие миряне, лишь только обретя веру, начинают относиться к спорту как к недуховному деланию. По сему занятия физической культурой определяются как грех и отсекаются. Это одна из причин, по которой в храме мы замечаем немало сгорбившихся мужчин и женщин с выдающимися вперёд животами. Хорошо это или плохо, рассуждать сложно. О движениях сердца знает Господь, сам человек и его духовник. Если занятия спортом искушают христианина настолько, что вводят, к примеру, в тщеславие, гордость и мешают духовной жизни, и вправду стоит крепко подумать о их мере. Например, профессиональный спортсмен долгое время может прожить в поклонении своим кубкам и медалям, тщеславиться первенством, или же просто рельефом своих мышц. Когда в этом состоянии человек начинает вкушать плоды христианской духовной жизни, пагубность такого отношения к спорту и телу становится столь очевидной, что он может оставить профессиональные занятия. Сторонним наблюдателям это покажется странным и нелогичным, однако самому бывшему спортсмену будет достаточно регулярных домашних тренировок. И уж поверьте, он нисколько не будет чувствовать себя неудачником.

Конечно, приведенный пример — не повод относиться к профессиональному спорту как к сатанинской деятельности. Спортивный труд может явиться ступенькой к встрече с Богом.

Рассмотрим применение физкультуры и спорта к жизни обычного мирянина. Каков вред и какова польза занятий спортом для современного православного прихожанина, живущего духовной жизнью? Для этого обратимся к пастырской практике святых отцов. Святитель Феофан Затворник рекомендовал гимнастику тем, кто занимается умственной деятельностью. Святитель Василий (Преображенский) и праведный Алексий (Мечёв) также советовали своим духовным чадам тренироваться для развития физической силы и борьбы с праздностью.

Кто-то может возразить: ведь у более ранних святых отцов мы не находим таких советов. Верно, но взглянем на жизнь современного горожанина. Чем больше развивалась цивилизация, тем больше прогрессировала гиподинамия — ослабление тела ввиду скудной физической активности и сидячего образа жизни. (См.: ) Взять, к примеру, хотя бы советские времена, когда огромное количество людей трудилось в сельском хозяйстве. Им не нужно было придумывать себе дополнительные физические нагрузки. Эти люди были сильными и здоровыми. Многие из них, став в настоящем бабушками, удивляются, как могут так много болеть 25-летние парни и девушки. Да, тогда жилось в стране нелегко. Многим и воду холодную приходилось приносить, и печку топить в квартире (!), что для современных людей немыслимо.

Что же, отключим теперь воду и станем её приносить на себе? Это было бы весьма странным решением. Лучше, наверное, подумать о том, что делать с физической активностью жителей мегаполисов, среди которых, кстати, и наши дети.

Занимаетесь ли вы столько физкультурой? А ваши дети?

Что может дать спорт православному христианину

Христианин, как известно, всегда задаёт себе вопрос: для чего мне это? Внешние действия должны нести определенную пользу, чтобы этим заниматься. Так для чего христианину заниматься физкультурой и спортом?

Прежде всего, рассмотрим физическую «оболочку». Спорт и физические тренировки — это хорошее самочувствие, укрепление сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. У православного человека много обязанностей. Забота о близких, учёба или работа (иногда и то, и другое), труд на приходе во славу Божию, волонтёрство… Думается, все согласятся, что православные живут более насыщенной жизнью, чем светские люди. Скажем, для многих людей является подвигом встать в воскресенье в том же часу, что и в будние дни. Верующий человек в меру своих сил старается управить дела «на совесть», это требует немалых трудовых затрат. У физически неподготовленного христианина порой может просто не остаться сил на молитвенное правило. Словом, современному православному человеку нужно всё успеть и максимально качественно. Этому вполне могут помочь физические тренировки.

Спорт и физкультура — это отличные антидепрессанты. Часто приходит в голову вопрос, почему раньше не было столько нуждающихся в психологической помощи? Ещё в середине XX века людям приходилось много заниматься физическим трудом. К примеру, моей бабушке, живущей на съёмной квартире в провинциальном городе в 60-х годах, приходилось приносить воду, рубить дрова, топить печь, а нужно было ещё постирать, сготовить. С 3 месяцев ребёнка отдавали в ясли, шли работать и прибегали кормить «по часам».

Люди тогда переносили опыт преодоления физических трудностей в психологическую плоскость, получая естественные антидепрессанты: «Всё, справилась, смогла. Сил нет, уснула». Я считаю, одной из причин усугубившихся у современных людей психологических проблем отсутствие нормальной физической активности.

Кто как не спортсмены знают, что если думать о том, как на тебя посмотрят, ничего не получится? Они каждый раз испытывают на тренировках, как важен настрой. Сколько бы ты ни падал, важно встать и двигаться вперёд, делать это дело, не опускать руки. Люди, занимающиеся спортом, пусть и любительским, знают, как важно двигаться, когда кажется, что уже нет сил. Шаг вперёд и вот оно «второе дыхание». Людям спорта хорошо знакомо, когда физически вроде бы делаешь то, что и обычно, а результат нулевой. Они знают, что такое «здесь и сейчас», что такое отрешиться от получения результата и радоваться процессу. Спортсменам хорошо известно, как сложно восстанавливать форму после перерыва в тренировках. Им хорошо известно, что спортивный результат достигается только через труд, пот, боль, слёзы. Не правда ли, это ценные иллюстрации духовных законов?

Важно, что опыт физической активности может оказать неоценимую помощь в духовной жизни. Например, побудить к молитве тогда, когда, кажется, нет сил. Не нарушать ритм духовной жизни, потому что горько будет ощущать растраты и трудиться по их восполнению. Стараться заботиться о сегодняшнем дне и не забегать далеко вперёд.

Отдельно нужно сказать о том, что спорт улучшает внешний вид человека. Так ли это важно? Оказывается, да. И христианину в том числе. С точки зрения психологии внешний вид — это невербальный (бессловесный) способ общения. Что мы, православные, хотим своим внешним видом сказать светскому миру? Что православие — это вера, которая всех делает сутулыми и некрасивыми? Или же, что мы — образ Божий, прекрасные храмы Святого Духа? К сожалению, часто наши близкие замечают лишь сутулость и выступающий живот. Порой это также отвращает от веры, как и попытки их насильно воцерковить.

Мы украшаем здания храмов. Как было бы прекрасно украсить храм нашей души чистотой, здоровьем, ровной осанкой, физической силой, скромной, но красивой одеждой и другим благообразием. И здесь снова в помощь физкультура и спорт. Но и в этом случае нужна оговорка. Забота о внешнем, как мы знаем, не должна занимать все мысли православного, мешать его обычным делам и особенно духовной жизни. Полезно прислушиваться к совести и чувствовать ту грань, когда здоровая забота о теле переходит в угождение плоти.

Каким спортом можно заниматься православному

Прежде всего, необходимо отсечь духовно опасные виды физической активности, которые тесно переплетены с оккультными практиками, такие, например, как йога, тибетская гимнастика и др. Желательно подумать о том, чтобы вид спорта был безопасным для жизни, не был излишне рискованным.

Для детей требуется что-то увлекательное — самокат, велосипед, коньки, ролики. Если родители, например, катаются на роликовых коньках вместе с детьми, это просто замечательно. Здесь физическая нагрузка, совместное времяпрепровождение, возможность воспитательного процесса на личном примере и много других позитивных моментов.

В каждом случае выбор вида спорта будет индивидуальным. В опасении вреда, который может принести конкретный вид спорта духовной жизни конкретного человека, нужно также глубоко разбираться, к каким страстям склонна его душа. Например, склонным к тщеславию и гневу, пожалуй, лучше не выбирать командно-соревновательные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.). Подросткам же порой, наоборот, будут полезны эти игры, чтобы научиться работать в команде, разделять победу на всех, преодолевать психологические барьеры.

Словом, выбор вида и уровня физической активности для каждого православного христианина индивидуален и зависит от многих факторов, в т. ч. и духовной жизни. Здесь нет и не может быть однозначного для всех решения. Выбор необходимо делать с рассуждением, которое по словам преподобного Иоанна Лествичника «в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения… В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других». Пользуясь рассуждением и советом духовника, мы перестанем мучить батюшек на форумах вопросами «можно ли православным заниматься спортом» и сделаем новый шаг в сторону духовной зрелости, ответственности за свою жизнь.

Могут ли православные заниматься спортом? Кто ж сегодня усомнится... А борьбой? А самбо? И если могут, то каким должно быть - и в чем выражаться - участие Церкви в этой сфере жизнедеятельности человека? Приглашаем к разговору...

Спортсмены и Русская церковь займутся разработкой идеологии самбо
Москва. 18 марта. ИНТЕРФАКС - Деятели спорта совместно с Московским патриархатом займутся разработкой идеологии самбо как национальной системы самозащиты.
"Наша задача - совместно с Русской православной церковью работать и выработать общую идеологию самбо", - заявил заслуженный тренер России Анатолий Хлопецкий в четверг на пресс-конференции в Москве.
В свою очередь священник Георгий Рощин, зампред синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, отметил, что Русская православная церковь поддерживает спорт по той причине, что в спорте имеет место "напряжение воли людей, которые хотят достигнуть каких-то результатов".
"Так же и в духовной жизни", - считает священник.
Как рассказали участники пресс-конференции, боевое искусство самбо было создано Василием Ощепковым по благословению его духовного наставника святителя Японского Николая. В 1937 году В.Ощепков был расстрелян как враг народа, а его имя забыто на долгие годы.
В свою очередь Геннадий Швец, начальник Отдела общественных связей и пресс-службы Олимпийского комитета России, отметил, что "самбо имеет полное право на то, чтобы российские власти и спортивная общественность активно продвигали эту борьбу в олимпийскую программу".
С целью популяризации самбо в России и в мире создан проект "Ощепков", который предусматривает создание широкой сети молодежных и духовно-спортивных клубов.

См. также:

Спорт и Церковь — казалось бы, нет более далеких друг от друга явлений. Церковь — это дух, духовное, а спорт — физическая сила, ловкость, скорость. Спорт так и называют — физическая культура. Но разве истинный спортсмен не может быть верующим человеком? Разве Церковь не может поддерживать его дух?

Крестное знамение вратаря
Кто из любителей спорта не знает имени заслуженного мастера спорта, трехкратного олимпийского чемпиона, многократного чемпиона мира, величайшего хоккейного вратаря Владислава Третьяка? Но мало кто знает о том, что Владислав — глубоко верующий человек. Вот что рассказывает сам великий спортсмен.
— Я с детства с глубоким уважением относится к Русской Православной Церкви, но по-настоящему вера пришла ко мне в конце 1970-х годов во время посещения Троице-Сергиевой лавры. А на душу благотворно повлияли беседы с наместником лавры архимандритом Алексием (Кутеповым), ныне архиепископом Тульским и Белевским. Имел счастье быть лично знаком со Святейшим Патриархом Пименом.
Мне особенно близок образ основателя лавры, великого духовного подвижника и собирателя земли Русской преподобного Сергия Радонежского, к которому я часто обращаюсь в молитвах. Выходя на лед, я всегда старался перекреститься, вернее, тайно, символическим движением руки во вратарской перчатке изображал крестное знамение, насколько это было возможно перед телекамерами и под взглядом наших партийных
вождей, постоянно посещавших матчи.
Спорт требует от людей определенного мужества и самоотверженности, побуждает рисковать. Выходя на ледовую площадку, никогда не знаешь, вернешься с игры героем или неудачником, невредимым или с тяжелой травмой. Молитва всегда укрепляла дух русских воинов перед сражениями. Молит-ва укрепляет и дух спортсмена перед ответственными состязаниями.
Убежден, что без массового детского и юношеского спорта, равно как и без православных традиций, мы не сможем воспитать в стране полноценное, физически и духовно здоровое поколение. «В здоровом теле — здоровый дух»! Как верна эта простая и мудрая пословица! Но кто, кроме Церкви, поможет нам сейчас возродить нравственность? Я хорошо знаком с социально-благотворительными инициативами нашей Церкви — и по мере сил участвую в некоторых проектах, например помогаю детскому приюту.
Но ведь и спорт воспитывает в душах самые лучшие качества!
Взаимодействие физкультурных и спортивных организаций и клубов с Русской Православной Церковью обязательно принесет свои добрые плоды. Нам очень приятно, что Святейший Патриарх недавно обратился с приветствием к участникам Всероссийского движения юных хоккеистов «Золотая шайба». В нем выражается уверенность, что соревнования станут для них «серьезным испытанием характера, помогут приобрести необходимые душевные качества: мужество, смелость, целеустрем-ленность». И очень правильно, что в Церкви образован Отдел по делам молодежи, который будет курировать это взаимодействие.

Олимпиада без идолов
Впервые в истории российского спорта духовник у олимпийской национальной сборной страны появился в 2004 году перед Олимпиадой в Греции 2004 года. Сборную России на Олимпийских играх окормлял протоиерей Николай Соколов — настоятель московского храма Святителя Николая в Звонорях, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского богословского института.
С просьбой о назначении духовника для российской олимпийской команды к Патриарху Алексию II обратился председатель Национального олимпийского комитета России Л. Тягачев. Эта просьба возникла не на пустом месте. До Олимпиады-2004 духовным окормлением российских спортсменов активно занимался другой московский священник — протоиерей Сергий Суздальцев, настоятель храмов Живоначальной Троицы на Воробьевых горах и святого Георгия Победоносца на Поклонной горе. Именно о. Сергий впервые отслужил в 1996 году напутственный молебен на Поклонной горе для российской команды, отправлявшейся на Олимпиаду в Атланту. Кстати, и перед Олимпиадой в Афинах о. Сергий отслужил молебен для спортсменов, вручив олимпийцам серебряные крестики и иконки святого Георгия Победоносца. Вместе со сборной в Афины отправилась и большая храмовая икона св. Георгия.
Отец Николай Соколов происходит из известного московского священнического рода. Он старший сын близкого к патриарху Пимену протоиерея Владимира Соколова. Его младший брат Сергий был епископом Новосибирским и Бердским и похоронен в Ново-
сибирской области.
Супруга тогдашнего духовника олимпийской сборной Наталья Николаевна — дочь знаменитого духовного писателя Николая Пестова, который помог найти дорогу к храму многим российским интеллигентам ХХ века. Сам о. Николай закончил Московскую консерваторию, духовно опекает Третьяковскую галерею, так что его влияние на спортсменов в Афинах было не только духовным, но и культурным.
Здесь следует сразу «объясниться» с теми недоброжелателями Русской Православной Церкви, которые утверждают, будто РПЦ сегодня «закрывает глаза» на канонические правила, якобы запрещавшие спорт.
В установлениях вселенских соборов есть неодобрение всякого рода «ристалищ», к которым относились и древние олимпийские игры, но такого рода мнение
Церкви было вызвано вовсе не негативным отношением к спортивным соревнованиям вообще. Вспомним, что Олимпийские игры в Греции посвящались языческим богам. Языческим богам посвящались и различные соревнования в Римской империи. На такого рода «ристалища» Церковь действительно накладывала запрет.
Что касается отношения к нынешней физической культуре и спорту, то в «Социальной концепции Русской Православной Церкви» подчеркивается, что сегодня «светская культура способна быть носительницей благовестия». В значительной степени это относится к физической культуре и спорту.
На зимней Олимпиаде в Турине, а затем Олимпиаде-2008 в Пекине сборную России снова окормлял отец Николай Соколов. Сам он говорит, что его увлечение спортом лучше бы назвать «физкультурой» — выше первого юношеского разряда по стрельбе он никогда не поднимался. Занимался также туристической греблей, но после окончания Московской консерватории по классу скрипки и альта серьезные занятия спортом пришлось оставить.
В первый же день пребывания в Олимпийской деревне в Пекине
о. Николай освятил оба корпуса и помещения, в которых жила российская делегация. Был создан молельный центр, где были свои комнаты для христиан, мусульман, иудеев и буддистов. «Надо заметить, что команда у нас многонациональная и в ней представлены все четыре мировые религии, — рассказывал о. Николай. — Несмотря на это обстоятельство, все спортсмены с радостью воспринимают присутствие священника, ведь душа и Бог для всех едины. А я, в свою очередь, стараюсь абсолютно всем участникам Олимпийских игр дать надежду на медаль. Каждый день ко мне приходит три — четыре спортсмена. А если кто-то не может прийти сам из-за участия в соревнованиях, их друзья и товарищи приносят записки с именами людей, за которых мне надо помолиться».
На сами соревнования о. Николай в Пекине так и не выбрался. И нисколько на это не обиделся. «Я ведь здесь нахожусь не для собственного удовольствия, а на службе», — говорил священник.

Помолиться за сборную России
Всем памятно прекрасное прошлогоднее выступление сборной России на чемпионате Европы по футболу. Но не многим известно, что футбольные болельщики не только выплескивали свой восторг на улицах, но и приходили со своими спортивными чаяниями в храмы.
Так, настоятель екатеринбургского храма Иннокентия Московского о. Владимир Зайцев заявил, что успешное выступление российской сборной на «Евро-2008» — это благое дело. «Большая часть наших прихожан молится за успех российских футболистов. И сами священники, как я, например, проводят службы», — отметил о. Владимир. Он сказал, что в ночь на очень важный матч будет смотреть трансляцию вместе с другими священниками. «Если наши выиграют, то утром проведем благодарственный молебен. Хотя, по-хорошему, его надо провести после завершения чемпионата, но даже те успехи российских футболистов, которые есть на сегодняшний момент, достойны благодарности», — говорил в те дни о. Владимир.
В те же дни референт епископа Барнаульского и Алтайского Максима С. Гончаров сообщил, что специальных молебнов за победу России на «Евро-2008» в барнаульских храмах не служат, но подают записки с именами игроков сборной России. «Естественно, священнослужители молятся за здравие тех, кто указан в записках, то есть за нашу команду», — сказал Сергей Гончаров. Неравнодушны были в те дни к футболу и в Южно-Сахалинской и Курильской епархиях. «Накануне полуфинальной встречи, вечером, в Воскресенском кафедральном соборе отслужат молебен за победу российских футболистов», — сказал руководитель миссионерского отдела о. Виктор.

Настоятель новосибирского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин тогда отметил, что не видит ничего плохого в том, что Церковь своим авторитетом освятит победы сборной России по футболу. «Надо сказать, что многие священники сами занимаются спортом. И я никак не могу понять, почему спортсмены, которые являются нашими прихожанами и нашими духовными чадами, посещающими храм, не могут получить благословение Церкви и благословение Божие на тот труд, который они на себя взвалили? Ведь они все-таки защищают честь Отечества, которое в последние годы, даже десятилетия, находилось в поругании. Они отстаивают честь Родины, пусть даже в такой форме. Тем более мы видим, какова реакция общества на их победы: поднимается национальный дух, и в народе появляется гордость за свою Родину. Я считаю, что это замечательно», — сказал новосибирский священник.
Что касается замечаний о том, что возможные в будущем поражения наших спортсменов могут ввести народ в уныние и депрессию, то, по словам о. Александра, «нет ничего плохого в том, что мы будем молиться за наших спортсменов, проиграют они или победят… Я не думаю, что если наши спортсмены начнут проигрывать, то народ впадет в общее депрессивное состояние. В связи с этим мне хотелось бы напомнить один эпизод из отечественной истории. Все, наверное, помнят, что через два года после победы на Куликовом поле Тох-тамыш взял Москву, спалил ее, но все равно это не поколебало веру русского народа в свои силы. И все потому, что народ, одержавший победу на Куликовом поле, понял, что он с Божией помощью может твердо стоять на своих ногах», — отметил о. Александр Новопашин.

Самбо по благословению святителя


Верная своему социальному служению, Русская Православная Церковь прежде всего поддерживает массовый, детский спорт. Так, в августе 2008 года заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что «власти и бизнес должны консолидировать усилия для того, чтобы сделать спорт в России массовым».
«Конечно, нашему спорту есть куда развиваться, — сказал о. Всеволод. — Для этого нужно вернуть ему массовость. Надо думать о том, чтобы государство, местные власти и бизнес поддерживали талантливую и спортивную молодежь».
По словам отца Всеволода, Русская Православная Церковь «очень поддерживает Параолимпийские игры (игры инвалидов — «ЧС»), контактирует со сборной России и руководителем параолимпийского движения, известным правозащитником Владимиром Лукиным. «Дай Бог им успеха, ведь им требуются особые усилия и воля для достижения цели», — сказал священник.
Русская Православная Церковь особенно поддерживает те виды спорта, которые связаны с национальными традициями. Показателен круглый стол «Православное сознание и боевые искусства», состоявшийся в Московской духовной академии. Его итоги вице-президент Национального олимпийского комитета России, президент Международной и Российской федерации самбо М. Тихомиров определил такими словами: «В то время, когда в России насаждаются чуждые нашему духу восточные единоборства, особое значение приобретает возрождение национальной традиции боевых искусств. И в этом нас поддерживает Русская Православная Церковь».

По словам Михаила Тихомирова, Российская федерация самбо находится в тесном взаимодействии с Отделом внешних церковных связей, многолетним председателем которого являлся митрополит, а ныне — патриарх Кирилл. Владыка оказывал разнообразную помощь Федерации и даже принял участие в подготовке к изданию книги «И вечный бой», в которой рассказывается об истории самбо.
Стало доброй традицией участие представителей Отдела внешних церковных связей в церемониях открытия российских чемпионатов по самбо и других соревнований в боевых искусствах. «Самбо создано как синтез духа и тела по благословению святителя Николая (Касаткина), архиепископа Японского в начале ХХ века, — рассказывает М. Тихомиров. — Святитель благословил своего послушника собрать все лучшее из восточных единоборств, чтобы создать новое боевое искусство для служения Отечеству и Богу».

В здоровом теле — здоровый дух


Первый чемпионат Новосибирской области по пауэрлифтингу без экипировки проходил в течение двух дней в зале спортивного комплекса Новосибирского государственного аграрного университета. В качестве почетного гостя на турнире присутствовал благочинный Северо-Восточного округа Новосибирской епархии, настоятель собора Александра Невского протоиерей Александр Новопашин.
Сила всегда ценилась на Руси, напоминает заслуженный тренер России, президент Федерации пауэрлифтинга Новосибирской области Игорь Беляев. На физически сильных людей наши предки смотрели не просто как на силачей, ради забавы готовых, удивляя народ, гнуть подковы, завязывать в узел кочергу, одной рукой переворачивать телеги и бороться с медведем, но прежде всего как на русских богатырей, защитников «Веры, Царя и Отечества». «Именно поэтому мы пригласили на наши соревнования православного священника — протоиерея Александра Новопашина, который и сам занимается пауэрлифтингом», — сообщил Игорь Беляев.

— Вам, конечно же, хорошо известно, — обратился священник-миссионер к участникам турнира и зрителям, — что наша олимпийская сборная перед соревнованиями обязательно получает благословение Святейшего Патриарха. То же самое происходит не только в России, но и в других православ-ных странах, например в Греции, где организаторы спортивных турниров испрашивают благословение священноначалия. Вот и я нахожусь сегодня здесь по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского.
Отец Александр подчеркнул, что Православная Церковь положительно относится к гармоничному физическому развитию людей. Священник сказал, что и сам он всю жизнь занимался силовыми видами спорта, а в последнее время тренирует насельников мужской православной общины по реабилитации наркозависимых, организованной им по благословению правящего архиерея при Александро-Невском соборе. Батюшка отметил, что спортивная нагрузка, несомненно, помогает в процессе реабилитации — физически тренированный человек имеет не только хороший мышечный тонус, но и эмоциональный, что отвлекает его от дурных мыслей и помыслов.
— Физическая культура, спорт уводят молодежь от пороков, которыми наполнено наше современное общество, — сказал священник. — По этой причине Православная Церковь не может не приветствовать людей, которые отвергают порок и собственным примером вдохновляют молодых людей следовать по их пути. Но материальное не должно заслонять духовного, цель и достижения не должно ставить во главу угла. «Не сотвори себе кумира» — вторая заповедь Божия. Если человек забывает о душе, то в его духовной жизни происходит мощный перекос,— сказал священник.
— В Священном Писании Господь говорит нам, чтобы мы прежде всего искали Царствие Небесное, а все остальное приложится. В человеке должен быть здоровый духовный стержень, который не надломится, не прогнется, а здоровье духовное мы можем найти только в истинной вере в Бога, в Православии, — сказал отец Александр.
На вопрос, как сами спортсмены относятся к тому, что на турнире присутствует православный священник, спортсмен-многоборец Геннадий Бардин ответил: «Святое дело! Славяне должны объединяться в Православной вере и идти по богоугодному пути. Ведь это не секта какая-то, это наше родное Православие. Верующие люди становятся чище, глупостей меньше делают, и духовные силы прибавляются. А это помогает и в спорте, где нужно уметь терпеть. А без духовных сил откуда взяться настоящему терпению?»
Геннадий Бардин уверен, что благословение батюшки обязательно укрепит спортивный дух участников соревнований, поможет им достойно вести нелегкую борьбу. Юрий Шумских из наукограда Кольцово — дедушка и тренер 11-летнего Александра — самого юного участника турнира, но уже имеющего за плечами второй взрослый разряд по тяжелой атлетике, уверен, что присутствие на турнире священника Александра Новопашина заставит людей по-иному взглянуть на спорт.
«Иногда говорят, что спорт и православная вера взаимоисключают друг друга, но я категорически с этим не согласен, — заявил послушник собора во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского, мастер спорта по пауэрлифтингу Борис Левитан (правнук великого диктора Юрия Борисовича Левитана).
По словам спортсмена, напротив, эти вещи не нужно разделять. «Но я, конечно же, соглашаюсь со святоотеческим мнением, что нельзя переходить ту грань, за которой спорт уже становится самоцелью, когда используются любые средства ради высоких спортивных результатов. И это касается не только спорта. Как православный христианин, с этим я не могу смириться», сказал Борис Левитан.
Вера в Бога нужна всем, подчеркивает Борис Левитан. Она укрепляет духовно и, безусловно, помогает в работе. «Во время соревнований между подходами помолишься Господу и чувствуешь, как исчезает нервозность, приходит успокоение, появляется внутренняя уверенность, сосредоточение», — признается спортсмен.
Борис Левитан сказал, что знает многих спортсменов, которые носят свой нательный крестик не как украшение. По его словам, в спорте много людей верующих, но невоцерковленных. И то, что настоятель православного храма пришел к спортсменам, чтобы духовно их поддержать, наверняка сослужит хорошую службу — ведь своим приходом батюшка показывает спортсменам дорогу к храму.
По окончании турнира отец Александр обратился к спортсменам со словами назидания. «Нам всем хорошо известна фраза: «В здоровом теле — здоровый дух», — сказал батюшка. — Но мало кто знает, что в советское время «по идеологическим соображениям» эти слова, принадлежащие древнеримскому политическому деятелю и философу Цицерону, были вырваны из контекста. Философ говорил: «Молите богов, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Мы живем в православном обществе, и сегодня эти слова могут и должны звучать следующим образом: «Молите Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он укреплял вашу духовную жизнь, дабы вам не свернуть с правого пути и, что еще хуже, не увлечь кого-то за собой».
«В какую сторону направит свою силу сильный человек, зависит от его духовного состояния, — подчеркнул о. Александр. — Без твердого духовного стержня даже физически сильный человек может быстро деградировать, стать порочным. Поэтому хочется пожелать всем здесь присутствующим прежде всего не забывать молиться, чтобы в вашем здоровом теле был здоровый дух. И тогда будет благо и для вас, и для ваших семей, и для всего общества в целом. Желаю дальнейших побед, в том числе и на духовной ниве. Помоги, Господи!»
Александр ОКОНИШНИКОВ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»


  • Разделы сайта