Корю каратэ дзюцу. Белгородская областная федерация каратэ Кёкусинкай. К специфическим методам каратэ до относятся

  • кихон (базовая техника),
  • ката (отработка техники в передвижении без партнера),
  • кумитэ (тренировка с партнером, поединок),
  • тамэсивари (разбивание твердых предметов),
  • ритуалы.

Кихон – фундаментальный метод освоения базовой техники. Это средоточие первопринципов, первоначал каратэ.

Вот почему в традиционных школах каратэ фундамент закладывался несколько лет, а шлифовка базовой техники продолжалась всю жизнь.

Единство тела, души, духа

В кихоне заложена последующая эволюция, устремленная к единению «тела», «души», «духа». Единение тела начинается с осознания и ощущения тандэна как «центра единения», правильной позиции, обеспечивающей баланс, и собирания важнейших мышечных групп.

Работа в одном ритме движения и дыхания

Ритмизация движения и дыхания способствует правильной координации в исполнении техники, повышению ее эффективности. Попутно формируются навыки управления энергией и концентрации, способность перехода в измененные состояния сознания.

Ключевые навыки и способности, закладываемые при постоянной работе в кихоне, закрепляются и развиваются в более сложных разделах подготовки.

Ката – это традиционные «формы», «произведения» воинского искусства, символические «изваяния» его содержания.

Для чего нужно ката?

Это боевые танцы с «тенями» нескольких противников.

Ката – важнейший инструмент приобщения к традиции и средство самопознания.

Работа над ката должна занимать половину времени тренировок.

Кумитэ в концепции каратэ имеет особое значение. Виды и формы кумитэ многообразны.

Предназначение тренировки кумитэ

Бои, которые ведутся по спортивным правилам, позволяют относительно безопасно усложнять задания, постепенно снимать ограничения и подходить к опасной черте. Условий, в которых ведутся жесткие контактные поединки на спортивных татами, вполне достаточно, чтобы боец мог испытать реальность единоборства.

Что дает кумитэ?

В учебных кумитэ наращивается сила и шлифуется мастерство. В состязательных же боях накапливается бесценный опыт побед и поражений. Практика кумитэ – важнейший и наиболее специфический метод единения воинского ремесла, искусства и Пути.

Сущностью техники каратэ является кимэ. Значение кимэ заключается во взрывной атаке цели с применением соответствующего приема и максимальной силы в кратчайшее время.

В старые времена существовало и выражение иккен хиссацу – «убить одним ударом». Кимэ может достигаться ударом ноги или руки, а также блоком.

Принцип действия тамэсивари

Неполный контакт с целью обозначается термином сун-домэ (один сун составляет около 3-х см). Из-за того, что техника, не несущая в себе кимэ, не является истинным каратэ, возникает вопрос: как найти компромисс между кимэ и сун-домэ. Ответ таков: останавливать удар в непосредственной близости от жизненно важной точки соперника. В этом случае удар может проводиться в максимальную силу с полным контролем, без контакта.

Что такое Дзюцу?

Методы (дзюцу) – это способы применения средств каратэ до с целью специально запланированного педагогического или оздоровительного воздействия на занимающихся.

Каратэ до присущ метод строго регламентированных движений и организации деятельности занимающихся по традиционной или заранее разработанной учителем программе обучения.

Им же создаются и оптимальные условия для:

  • успешного овладения новыми упражнениями путем планирования их в соответствии с принципами дидактики;
  • предусматривается эмоциональный фон занятий;
  • активизируется воля, мыслительная и двигательная деятельность;
  • формируется положительное отношение занимающихся к овладению изучаемыми движениями и к занятию в целом.

В каратэ до применяются две группы методов: специфические (характерные только для данного вида единоборств) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам каратэ до относятся:

  • методы строго регламентированных движений и приемов;
  • игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
  • соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

Общепедагогические методы включают в себя:

  • словесные методы;
  • методы наглядного воздействия.

  • а) оптимизация физического развития человека;
  • б)всестороннее совершенствование физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовным и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность;
  • в) подготовка каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

I. По оптимизации физического развития человека:

  • а) оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;
  • б) укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;
  • в) совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
  • г) многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности;
  • д) постановка индивидуализирован-ных двигательных заданий, предусматривающих выполнение движений в рамках четко определенных параметров (пространственных, временных, силовых).

II. Образовательные задачи:

III. Общепедагогические задачи:

  • а) формирование личности человека;
  • б) развитие нравственно-волевых качеств;
  • в) развитие интеллекта и психомоторной функции;
  • г) формирование этических и эстетических качеств личности.

При решении в единстве эти задачи становятся гарантами всестороннего гармонического развития человека.

Постановка задач в зависимости от качест человека

При постановке задач и определении сроков для их решения учитываются закономерности возрастного развития организма человека, а также закономерности сменяемости возрастных периодов и тех естественных изменений, которые в них происходят.

Так, например, при воспитании физических качеств необходимо учитывать сенситивные (чувствительные) зоны, когда естественное созревание форм и функций организма создает благоприятные предпосылки для направленного воздействия на данные качества.

Одно из самых главных условий изучения техники каратэ – регулярность занятий.

Иного пути овладеть тем или иным искусством боя не существует. День за днем, месяц за месяцем, год за годом – тот же зал, те же люди, те же упражнения. Бывают моменты, когда от рутины устаешь, хочется все бросить.

Такие минуты посещают всех без исключения. Но однообразие это кажущееся, и жизнь без него всегда немыслима.

Большинство людей используют термин "каратэ" или "каратэ-до", когда говорят об этом искусстве. Но очень редко можно встретить другое название - "каратэ-дзюцу". Для дилетантов это, конечно, не имеет значения, но вообще понятие "каратэ-дзюцу" крайне важно, поскольку отражает сущность настоящего каратэ - не современного, а первоначального, созданного много лет назад не для соревнований, а для защиты жизни.

Известно, что изначально в каратэ не существовало большого числа стилей. Каратэ было едино и предполагало изучение эффективных способов самозащиты. Это боевое искусство называлось "каратэ-дзюцу" и прежде означало "искусство китайской руки", позднее "искусство пустой руки". В начале ХХ века название "дзюцу" (искусство) было заменено на "до" (путь). Это было следствием реформы каратэ, в результате которой его прикладной аспект был вытеснен на задний план. Это, кстати, произошло не только с каратэ, но и с другими боевыми системами (например, с дзю-дзюцу, которое было трансформировано в дзюдо).

Как утверждал создатель спортивного каратэ Гичин Фунакоши, основная цель такого каратэ - не победа в бою, а совершенствование характера, т.е. воспитательное значение. Как результат, многие эффективные боевые техники и методики были удалены и вместо них разработаны спортивные правила и программы. Это позволило сотням тысяч людей по всему миру проводить соревнования и спортивные шоу, но истинные традиции каратэ, каратэ как боевого искусства, были забыты. Поэтому в наши дни каратэ больше называют "спортивным единоборством", предназначенным для зарабатывания призов на соревнованиях, чем боевым искусством, предназначенным для защиты жизни.

Примечание: Гичин Фунакоши создал стиль Шотокан и изменил концепцию каратэ вслед за Дзигоро Кано, создавшим дзюдо. Но это не значит, что спортивная доктрина не затронула другие стили каратэ: в большей или меньшей степени, но практически все они были подвергнуты "спортивной" трансформации. В то же время не существует отдельно "спортивных" и "боевых" стилей каратэ. Каратэ было и должно быть едино, поэтому вопрос не в конкретном стиле, а в том, для чего он используется - для соревнований или самозащиты, и как его понимают преподаватели и воплощают через своих учеников.

спортивном каратэ проводятся соревнования... это еще одна причина для сожаления. Стремление к победам на соревнованиях не помогает, а препятствует овладению истинными приемами каратэ. Более того, это может привести к потере способности овладения эффективной техникой, что и является уникальной характеристикой каратэ..." Масатоши Накаяма.

Много лет назад люди шли в секции каратэ для изучения практической самозащиты. Это было и в СССР, когда каратэ начинало развиваться у нас. Спортивные залы были полны взрослыми людьми, и не каждый ребенок мог попасть на такую тренировку. Я сам, будучи в то время ребенком, видел это. Но теперь ситуация изменилась. Мы видим, что сегодня доминирующий возраст среди изучающих каратэ - дети и подростки. В 1991 году 90 процентов учеников были взрослые, в 2001 - дети. Что же произошло за десять лет у нас и предыдущие годы в других странах? А произошло то, что не могло не произойти - массовая популяризация каратэ, в результате которой мы имеем много хороших спортсменов, блестяще демонстрирующих ката и ювелирно работающих в кумитэ, но, увы, мало хороших преподавателей, понимающих сущность каратэ и владеющих всем разнообразием техник и методов этого искусства. Из-за этого взрослые, которых не привлекает спортивная слава, но которые имеют желание научиться серьезной самозащите, не хотят изучать каратэ и предпочитают различные организации рукопашного боя, который, кстати сказать, справедливо развивается в последнее время.

Основателем Мотобу рю кэнпо или каратэ-дзюцу, как его часто называют, является легендарный окинавский мастер Мотобу Тёки по прозвищу «Сару» - «обезьяна» (5 апреля 1870 - 15 апреля 1944). Его отец был носителем семейной традиции тайного боевого искусства королевской семьи Удонди.

Мотобу рю Токио, 1937г.

Как и старший брат (Мотобу Тёю), Тёки с детства занимался семейным боевым искусством, однако будучи младшим сыном, по традиции не мог претендовать на полную передачу знаний фамильной традиции. Известно, что большое внимание отец уделял только самому старшему сыну (умершему в 1928 году). Его же, Мотобу Тёю, кроме фамильной школы отец направил учиться каратэ у выдающегося мастера того времени Мацумуры Сокона. Кроме того, по воспоминаниям Тёки, его старший брат регулярно тренировался под руководством Итосу Анко.

Тёки уделяли несравнимо меньшее внимание как в обучении боевому искусству, так и в обучении вообще. В результате этого он плохо владел японским языком и был слабо образован, Это могло вызывать насмешки обоих старших братьев и, вероятнее всего, привело к своеобразному выковыванию его характера. Для того чтобы не подвергаться унижениям со стороны кого-либо, Мотобу Тёки решил стать сильным бойцом. Для этого, он стал закаливать свое тело, занимаясь общей физической подготовкой и ежедневно нанося множество ударов по макиваре. Кроме того, он стал много драться на улице, часто сам задирая противников и провоцируя схватки. Чтобы дисциплинировать сына, по достижении им двенадцатилетнего возраста отец отдал его в обучение к знаменитому мастеру каратэ Итосу «Анко» Ясуцунэ (1830 - 1915), который обучал сюри-тэ и активно развивал своих учеников силовыми упражнениями. Мотобу начал интенсивно тренироваться под его руководством, но уличную практику не оставил, в юности регулярно участвуя в схватках в квартале развлечений города Наха.

Мотобу Тёки выполняет иппонкэн на макиваре, 1926г.

Из некоторых источников известно, что учитель Итосу неодобрительно отзывался о подобной практике Мотобу и после ряда предупреждений он прекратил обучать юношу. (Однако, со слов самого Тёки сэнсэя он и впоследствии периодически консультировался у мастера Итосу).

Известно, что некоторое время Мотобу тренировался под руководством Токуминэ Печина, который славился своими боевыми навыками и страстью к попойкам. В рассказе об этом, Марк Бишоп, известный прекрасными работами об окинавских боевых искусствах пишет что Токуминэ был выслан в ссылку за то, что ввязавшись в драку пьяным избил в одиночку 30 полицейских. Тёки оплачивал тренировки рисовым вином до отъезда учителя с Окинавы. Однако все это не прекратило обучение каратэ. Еще занимаясь у мастера Итосу, Мотобу тайно стал тренироваться под руководством других учителей. Считается, что наибольшее влияние на него оказали мастера Мацумура и Сакума. Тёки пишет в одной из своих книг о том, что долгое время посещал Мацумуру сэнсэя изучая его методы приложения силы. Мацумура сэнсэй был столь выдающимся мастером боевых искусств, что Тёки Мотобу сказал о нем: «среди нынешних мастеров каратэ нет более сильного и совершенного». Многие считают что Тёки сэнсэй и известный мастер окинавского каратэ Ябу Кэнцу, вероятно, были любимыми и самыми яркими учениками Мацумура сэнсэя.

Сакума Печин был современником Мацумура сэнсэя, и они оба считались исключительными мастерами сюри-тэ своего времени. В своей книге «Мое каратэ-дзюцу» Тёки Мотобу называл Сакума Печина «Сакумой Мудрым». Возможно, столь быстрое развитие навыков кумитэ у Тёки сэнсэя было обусловлено своеобразным подходом Сакума сэнсэя - его изощренным пониманием каратэ и логически выстроенной методикой преподавания.

Мотобу рю кумитэ

С 19-ти летнего возраста Тёки сэнсэй также обучался кумитэ у мастера томари-тэ, Мацумора Косаку сэнсэя. Есть история, рассказывающая о том, что знакомство Мотобу с Мацуморой началось тогда, когда он с двумя приятелями пришли к учителю и безуспешно попытались подраться с ним. Мацумора легко обезвредил нападавших но все же согласился принять Мотобу в ученики. Способности Тёки сэнсэя в изучении кумитэ произвели хорошее впечатление на Мацумора сэнсэя. Считается что он отметил говоря о Мотобу Тёки: «учитывая столь молодой возраст, он очень талантлив в боевых искусствах» (это зафиксировано в Рюкю Шимпо, 1936).

Надо отметить, что подобная практика обучения у нескольких мастеров была крайне редкой и почти невозможной для Окинавы того времени, однако семейный статус «удун» позволил это Мотобу сэнсэю.

К 25 годам Мотобу Тёки был уже очень сильным физически бойцом с большой практикой реальных схваток. Его участие в поединках «какедамеси», которые регулярно происходили в квартале Наха Цудзи Мачи была беспрецедентным для человека его ранга, т.к. проигранный бой мог привести к увечьям или смерти, а также мог навлечь позор на семью. Однако Тёки сэнсэй всегда пытался проверять эффективность своих приемов в реальности. Считается, что в этом возрасте он не проиграл ни одного поединка в сотнях контактных какедамеши, в результате чего его прозвища Мотобу Удун но Сара-умэ (Царь обезьян Мотобу Удун) и Мотобу но Сару (Мотобу обезьяна) стали хорошо известны всем бойцам на острове Окинава.

Мотобу Тёки выполняет каги цуки из ката найфанчин

Это не могло не отразиться на его методе ведения боя и со временем, познакомившись с десятком школ каратэ Окинавы, Мотобу Тёки сформировал собственное учение, в котором делал упор на удары расположенной впереди рукой, захваты для выведения из равновесия и некоторые другие действия. Известные мастера каратэ Нагаминэ Сесин и Эйзо Шимабукуро говорили о том, что излюбленным ударом Мотобу был кэйкокен или сёкэн (удар фалангой выставленного пальца), который тот выполнял на макиваре в полную силу. Основную роль Мотобу приписывал скорости, поэтому он часто выполнял одновременные блоки и удары. Использовал мастер и удары ногами, однако не делал на них особого акцента. Тем не менее, его удары ногами были крайне сильны и со слов очевидцев известно, что в одной из схваток он легко сломал ногу противника своим ударом. Как правило, он наносил удары в колено, пах и живот, используя разные части стопы и колено. Эйзо Шимабукуро, мастер Сёрин рю и также, один из учеников Мотобу Тёки рассказывал, что будучи дома у своего учителя он видел около 20-ти различных макивар, расположенных в разных частях квартиры на Окинаве, от спальни до входных ворот.

Защищаясь, Мотобу использовал накрывание рук противника, «прилипая» к ним и контролируя таким образом его действия. Он часто использовал разные захваты, с их помощью «натягивая» противника на удар. Одним из важнейших факторов победы в схватке мастер считал равновесие.

Характерной особенностью стиля Мотобу является акцентирование внимания на тренировку кумитэ - тренировочных обусловленных схваток, в которых применялись комбинированные атаки и контратаки. Также он обучал реанимированию и восстановлению после травм.

Большое внимание мастер уделял и силовым упражнениям, регулярно тренируясь с окинавскими гантелями и поднимая камни. Несмотря на рост в 160 см он выглядел крайне мощно.

Считается, что стиль боя Мотобу ориентирован исключительно на прагматичное прикладное применение, однако он также включает и традиционные окинавские методы тренировки - ката. Особое внимание уделяется Найфанчин, которая изучается в Мотобу рю каратэ в нескольких вариантах. Считается, что именно на основе принципов этого ката и сформирован стиль мастера. Разные источники утверждают, что мастер Мотобу изучал Чинто и Рохай, а кроме того, знал Санчин, Кушанку и Усэйши. Со слов Эйзо Шимабукуро, Мотобу Тёки тренировался также в ката Корю Пассай (вероятно, имеется в виду наиболее старая форма Пассай Оядомари, изученная им от Мацумуры Сокона), а кроме того, был сильным в борьбе. Тем не менее, своим ученикам он, вероятнее всего, передал только две формы Найфанчин и ката Широкума (белый медведь). Известны слова мастера о том, что для освоения каратэ достаточно нескольких ката, методы которых должны быть развиты до возможностей прикладного применения.

Со слов некоторых учеников, Мотобу обучал их отдельным приемам семейной школы «ти». Известный мастер окинавского каратэ Тодзё Накама рассказывал, что Мотобу сэнсэй учил его броскам и воздействиям на болевые точки при захватах и ударах. Очень интересно то, что Мотобу акцентировал внимание на зависимости работы точек от времени суток.

Мотобу Тёки неоднократно выступал против ряда нововведений в технику каратэ, ограничивающих, с его точки зрения её прикладное значение. Сам он старался передавать старинные формы Мацумура Сюритэ. Методы кумитэ, которым обучал Мотобу не были предназначены для ведения современного спортивного поединка и были ориентированы исключительно на реальный бой без ограничений. Это были классические методы кумитэ, практикуемые в окинава-тэ изначально. Со слов сэнсэя, со времен королевства Рюкю до начала периода Мэйдзи на Окинаве параллельно обучали ката и кумитэ. Однако, с периода Тайсё учителя стали пренебрегать методами кумитэ и начали смещать акценты в сторону обучения ката. Мотобу категорически не соглашался с этой тенденцией. Он считал, что придумывать новые виды кумитэ, не имеющие связей с ката - неправильно, как неверна и практика исключительно досконального копирования действий ката без понимания и вариативности.

Сэнсэй Мотобу Тёк и

В 1921 году Мотобу переехал в Японию, в Осаку, где познакомился с инструктором по дзюдо по фамилии Дои. По его словам, тот был так впечатлен мастерством Мотобу, что сразу же предложил ему начать обучение каратэ. Он организовал показательные выступления мастера в полицейском управлении и педагогическом училище города Микагэ (провинция Хёго). С этого момента Мотобу стал обучать своему стилю в Осаке и Кобэ.

Через некоторое время, в возрасте 52 лет он прославился тем, что победил иностранного боксера. Об этом было напечатано в популярном журнале «Кингу», изданном в сентябре 1925 года миллионным тиражом. Есть несколько версий того, как это произошло:

В Киото приехала группа иностранных спортсменов, которые бросала вызовы всем желающим. Обычно на них отзывались специалисты в дзюдо или дзю-дзюцу. В то время в Японии было популярным мнение что «жизнь длится 50 лет» и каратэ было практически неизвестным, поэтому, победа уже немолодого мастера неведомого боевого искусства над молодым огромным боксером вызвала большой резонанс, тем более что по данным журнала, первые несколько схваток японцы проиграли.

Разные источники по-разному описывают эту схватку. Ученик Мотобу мастер Нагаминэ (основатель Мацубаяши рю) утверждает, что со слов самого Мотобу, тот нокаутировал боксера ударом в висок, журнал указывает на удар основанием ладони в подбородок, а мастер окинавского кэмпо Оята Сэйю считает, что противник был ошарашен ударом ногой в живот и добит ребром ладони по шее. Что произошло на самом деле неизвестно, однако известно, что Мотобу победил боксера без каких-либо особых сложностей. После этого боя к нему обратились многие с просьбой начать обучение, что он вскоре и сделал, открыв Дайдокан додзё в районе Осаки.

Известно, что у него занимался известный японский боксер Хоригучи, выдающийся мастер кэндо и дзюдо, основатель Синдо Дзинэн-рю Кониси Ясухиро, основатель Вадо-рю Оцука Хиронори, основатель Окинава кэмпо Накамура Сигэру, Мияхира Кацуя и Накама Тёдзо из Кобаяси-рю, основатёль Исиминэ-рю Канэсима Синъэй, основатель Тодзан-рю Канэсима Синсукэ, основатель Тито-рю Титосэ Цуёси, Куниба Юкимори, основатель Мотобу-ха Сито-рю, Нагаминэ Сёсин основатель Мацубаяси-рю, Ямада Тацуо основатель Нихон кэмпо, Камисима Санносукэ основатель Кусин-рю, Эйзо Шимабукуро из Сёрин рю и другие.

В конце 20-х годов Мотобу переехал в Токио, в котором уже преподавал каратэ его знакомый Фунакоши Гитин. Известно, что между ними сложились крайне плохие отношения. Фунакоши считал Мотобу невежественным человеком, мало понимающим в каком-либо искусстве, а Мотобу называл Фунакоши музыкантом, ничего не умеющим в каратэ.

Ученик Мотобу, известный мастер Кониси Ясухиро утверждает, что при встрече с обсуждением техники каратэ, Мотобу продемонстрировал убедительное превосходство, легко доказав, что Фунакоши ничего не может противопоставить его ударам. Кониси также рассказывает, что ходили слухи о том, что Мотобу вызвал Фунакоши на поединок и, легко опрокинув его подсечкой, нанес удар кулаком, остановив его возле головы. Было ли это поединком на самом деле неизвестно, но большинство историков каратэ считают, что если бы схватка произошла, то победу однозначно одержал бы Мотобу.

Надо сказать, что Кониси Ясухиро оказал огромную поддержку Мотобу. Будучи ранее учеником Фунакоши и испытывая огромный интерес к каратэ, он был в восторге от мастерства Чоки и став его учеником приложил большие силы для того, чтобы о его стиле узнала общественность. Кониси поселил мастера в собственном доме, платил ему серьезные гонорары за личное обучение и организовал много демонстраций окинавского каратэ в университетах Токио. Благодаря его стараниям, Мотобу получил должность инструктора каратэ в центральной токийской полицейской академии.

Интересна история знакомства Мотобу и Кониси. Додзё Кониси посещал известный боксер того времени Хоригути «Поршень». Зашедший в додзё мастер Мотобу, увидев технику ударов Хоригути предложил тому атаковать его любым приемом в полную силу, на что боксер тут же согласился. Однако ни одиночный удар, ни несколько серий не привели к цели, т.к. пожилой мастер легко уворачивался от атаки или блокировал ее. Хоригути был поражен, а Мотобу назвал себя единственным представителем рюкюсских боевых искусств в Японии и ретировался. Узнав об этом, Кониси разыскал Мотобу и попросил принять себя взять в ученики.

Описывая жизнь Мотобу Тёки нельзя не упомянуть еще одного активного помощника и ученика Кокуба Косэя. Со временем, он стал основателем Мотобу-ха сито рю. В трудное время он также предоставлял Мотобу свой дом и додзё.

Соке Мотобу Тёсей, сын Мотобу Тёки

В 1936 году Мотобу решил вернуться на Окинаву. Известно, что он посещал там многие додзё, общался с представителями разных направлений и тренировался. Он также общался с уже постаревшим Ябу Кэнцу, который когда-то часто побеждал его, будучи сэмпаем в додзё Итосу. Конечно, будучи на родине, Мотобу преподавал свой стиль каратэ, называя его в тот момент Мотобу-ха косё рю кэмпо каратэ. Именно тогда, у него занимались многие выдающиеся специалисты каратэ Окинавы. 25 октября этого же года он принял участие в «Симпозиуме мастеров карате». Важность этого мероприятия была настолько велика, что в 2005 законодательной властью Окинавы этот день был официально провозглашен «Днем каратэ». 7 ноября снова был проведен симпозиум, в этот раз уже только с Тёки сэнсэем. Это мероприятие было освещено в трех газетных статьях, озаглавленных «Истории настоящих сражений многоуважаемого мастера боевых искусств Мотобу Тёки». Уважение, оказанное этим Мотобу сэнсэю, указывает на его репутацию как выдающегося практика окинавского каратэ того времени. Надо отметить, что на этом втором симпозиуме он выступил с резкой критикой современного каратэ отдаляющегося от классической традиции боевого искусства из-за ее неполноценного понимания.

В отличие от старшего брата Тёю сэнсэя, Мотобу Тёки еще в юности бросил тренировки с оружием. Тем не менее, в последние годы он снова начал тренироваться в кэн-дзюцу и бо-дзюцу. Его ученики, Наката сэнсэй и Маруяма сэнсэй, позже говорили, что Тёки сэнсэй прекрасно владел оружием, и вероятно, его владение оружием отражало основные принципы Мотобу кенпо.

В 1937 году Мотобу снова вернулся в Японию, где находился до 1942 года, но затем снова вернулся и прожил на Окинаве до 1944 года. Он ушел из жизни в 74 года, оставив после себя множество учеников и несколько книг о своем стиле каратэ. Известно, что во время войны, когда начались блокады от воздушных налетов, Тёки сэнсэй сказал: «Война проиграна. Победа в защитном сражении невозможна». Мотобу Тёки умер 15 апреля 1944. Его могила находится сейчас в Кайзуке Сити недалеко от Осаки.

После смерти мастера, осталось несколько групп, практикующих Мотобу рю. Нихон Дэнрю Хейхо Мотобу Кэнпо (японская традиционная воинская тактика боевого искусства Мотобу) была основана мастером Мотобу Тёки в 1922. В настоящее время этой школой руководит его сын Мотобу Тёсэй, второй Соке, который объединил последователей Мотобу рю каратэ дзюцу в одну организацию в 1977 году. В нее входят прямые последователи искусства его отца из Дайдокан в Осаке, Дайдокан в Гунна, Шинбукан в Сайтаме и некоторые другие додзё.

Книги Мотобу Тёки:
1.1926 год. Окинава кенпо карате-дзюцу кумите хен (Компиляция кумите Окинавского Карате-дзюцу)
2. 1932 год. Моё каратэ-дзюцу.

Большинство людей используют термин "каратэ" или "каратэ-до", когда говорят об этом искусстве. Но очень редко можно встретить другое название - "каратэ-дзюцу". Для дилетантов это, конечно, не имеет значения, но вообще понятие "каратэ-дзюцу" крайне важно, поскольку отражает сущность настоящего каратэ - не современного, а первоначального, созданного много лет назад не для соревнований, а для защиты жизни.

Известно, что изначально в каратэ не существовало большого числа стилей. Каратэ было едино и предполагало изучение эффективных способов самозащиты. Это боевое искусство называлось "каратэ-дзюцу" и прежде означало "искусство китайской руки", позднее "искусство пустой руки". В начале ХХ века название "дзюцу" (искусство) было заменено на "до" (путь). Это было следствием реформы каратэ, в результате которой его прикладной аспект был вытеснен на задний план. Это, кстати, произошло не только с каратэ, но и с другими боевыми системами (например, с дзю-дзюцу, которое было трансформировано в дзюдо).

Как утверждал создатель спортивного каратэ Гичин Фунакоши, основная цель такого каратэ - не победа в бою, а совершенствование характера, т.е. воспитательное значение. Как результат, многие эффективные боевые техники и методики были удалены и вместо них разработаны спортивные правила и программы. Это позволило сотням тысяч людей по всему миру проводить соревнования и спортивные шоу, но истинные традиции каратэ, каратэ как боевого искусства, были забыты. Поэтому в наши дни каратэ больше называют "спортивным единоборством", предназначенным для зарабатывания призов на соревнованиях, чем боевым искусством, предназначенным для защиты жизни.

Примечание: Гичин Фунакоши создал стиль Шотокан и изменил концепцию каратэ вслед за Дзигоро Кано, создавшим дзюдо. Но это не значит, что спортивная доктрина не затронула другие стили каратэ: в большей или меньшей степени, но практически все они были подвергнуты "спортивной" трансформации. В то же время не существует отдельно "спортивных" и "боевых" стилей каратэ. Каратэ было и должно быть едино, поэтому вопрос не в конкретном стиле, а в том, для чего он используется - для соревнований или самозащиты, и как его понимают преподаватели и воплощают через своих учеников.

"В спортивном каратэ проводятся соревнования... это еще одна причина для сожаления. Стремление к победам на соревнованиях не помогает, а препятствует овладению истинными приемами каратэ. Более того, это может привести к потере способности овладения эффективной техникой, что и является уникальной характеристикой каратэ..." Масатоши Накаяма.

Много лет назад люди шли в секции каратэ для изучения практической самозащиты. Это было и в СССР, когда каратэ начинало развиваться у нас. Спортивные залы были полны взрослыми людьми, и не каждый ребенок мог попасть на такую тренировку. Я сам, будучи в то время ребенком, видел это. Но теперь ситуация изменилась. Мы видим, что сегодня доминирующий возраст среди изучающих каратэ - дети и подростки. В 1991 году 90 процентов учеников были взрослые, в 2001 - дети. Что же произошло за десять лет у нас и предыдущие годы в других странах? А произошло то, что не могло не произойти - массовая популяризация каратэ, в результате которой мы имеем много хороших спортсменов, блестяще демонстрирующих ката и ювелирно работающих в кумитэ, но, увы, мало хороших преподавателей, понимающих сущность каратэ и владеющих всем разнообразием техник и методов этого искусства. Из-за этого взрослые, которых не привлекает спортивная слава, но которые имеют желание научиться серьезной самозащите, не хотят изучать каратэ и предпочитают различные организации рукопашного боя, который, кстати сказать, справедливо развивается в последнее время.

В современном каратэ доминирует спортивный догматизм, когда на первое место выносятся внешние формы, а не содержание, и количество, а не качество. В различных школах изучается большое количество ката, но очень часто преподаватели либо вообще не изучают их реальное боевое применение (бункай), либо трактуют его неправильно. Это приводит, естественно, к непониманию учениками самой необходимости изучать ката и поэтому многие из них предпочитают колотить по мешку, но это уже не каратэ. Учебные и экзаменационные программы многих школ изобилуют бессмысленными для реального боя техническими элементами и похожи больше на акробатическую подготовку для цирка, но каратэ - не цирк и не шоу. И это - следствие времени, следствие негативных процессов, происшедших в каратэ за последние несколько десятков лет.

Я предлагаю обратиться к истории каратэ, которая, казалось бы, всем давно известна, но на самом деле до сих пор окутана тайной. Я не буду утверждать, что теория, которую я собираюсь изложить, абсолютно верна, поскольку я не имел возможности жить на протяжении всего этого времени и видеть всё своими глазами. Но я изучал историю каратэ и имел дело с некоторыми рукописями и документами, содержащими много интересной информации, которая изменила мое отношение к современному каратэ.

Суть этой теории заключается в следующем. Многие книги преподносят японцев как главных популяризаторов каратэ (они любят и сами говорить об этом). Но, согласно этой теории, Япония, а позднее и другие страны, сделали всё, чтобы истинное каратэ не получило развитие в мире.

Когда Окинава отстаивала свою независимость, каратэ (в то время окинава-тэ) было грозным оружием. Это правда, что слухи о высокой эффективности этого искусства облетели многие страны мира и прежде всего, конечно, попали в Японию. Но вопрос: хотело ли японское правительство, чтобы такая боевая система развивалась среди его подданных? Ответ очевиден, поскольку в этом случае большие массы людей, владеющих каратэ, представляли бы весьма серьезную опасность в случае политических конфликтов (позднее эта проблема возникла и в СССР, когда преподавание каратэ было уголовным преступлением). Но и запрещать каратэ, популярность которого уже получила огласку и которое уже начало распространяться в Японии и других странах, было опасно.

Чиновники прекрасно понимали, что нельзя запретить людям то, что те желают делать. Если запретить каратэ, как в свое время самураям запретили иметь мечи, то люди всё равно будут изучать его, но уже тайно, и правительство не сможет их контролировать. И был предпринят тонкий дипломатический шаг. Ведущие мастера получили предложение трансформировать свое искусство, удалив из него опасные элементы взамен на помощь в его популяризации. Другими словами, была предпринята попытка удалить из каратэ многие эффективные техники, но при этом создать видимость отсутствия всяких запретов на изучение каратэ. И эта попытка имела колоссальный успех, поскольку каратэ имело и другую сторону, являясь прекрасной системой развития личности как в физическом, так и в духовном планах.

Успех этой акции был обеспечен еще и тем, что многие старые мастера полагали, что каратэ не должно быть достоянием масс. Известно, что в старые времена боевым искусством владели лишь избранные люди, как правило, принадлежащие к знатным слоям общества. Свои знания они передавали из поколения в поколение и не собирались выдавать секреты посторонним. Кроме того, их высокое положение в обществе и очень часто презрительное отношение к простолюдинам не позволяли делать это. Во время войны на Окинаве, конечно, многие мастера стали обучать население боевым техникам, но только потому, что все находились в равном положении и отстоять независимость было общим делом. Однако позднее большинство из них были не прочь вернуться к своим старым принципам.

В результате подобной политики настоящее эффективное каратэ получило распространение только в специальных правительственных департаментах (армия, полиция, спецслужбы), что же касается обычных людей, то им осталось довольствоваться лишь малой частью техник и методов, составляющих каратэ.

Массовая популяризация каратэ, охватившая мир, нанесла боевому искусству много вреда. С одной стороны, конечно, популяризация спортивного каратэ прекрасна, так как посредством этого в занятия спортом вовлекаются большие массы людей и прежде всего дети и подростки, что идеально для их здорового и гармоничного развития. Но с точки зрения истинного боевого искусства спортивные принципы сводят на нет всю эффективность каратэ.

Официальные спортивные мероприятия, проводящиеся с участием огромного количества людей, должны обеспечивать безопасность участникам. То же относится и к обычным тренировкам, ведь сегодня, в условиях коммерческой конкуренции, любой желающий без всякого труда найдет для себя если не одну, так другую секцию, где он будет изучать каратэ, - достаточно перейти улицу. Естественно, что в подобных условиях нельзя обучать реальным и эффективным техникам самозащиты. Как результат, в своем большинстве современные клубы каратэ преподают замаскированный под боевое искусство спорт.

Соревнования проводятся по специальным правилам, запрещающим использование эффективных техник самозащиты. Условия поединков на соревнованиях таковы, что сводят на нет знания настоящего мастера, либо уравнивают его возможности с новичком. Запрещаются удары по жизненно важным точкам, жесткие воздействия на суставы и прочие техники, с помощью которых реальному противнику будет нанесен невосполнимый ущерб. Другими словами - всё, что эффективно в реальных условиях, исключается из правил соревнований и штатных занятий. Что же остается? Остаются формализованные техники (чаще всего - удары) в такие же формализованные зоны с различной степенью контакта, а иногда и без такового.

Многие полагают, что все дело именно в степени контакта на тренировках, соревнованиях и на улице. Многие преподаватели готовят круглый год своих учеников к турнирам и рассказывают сказки о том, что чемпион в бесконтактном кумитэ может легко "в случае необходимости" выполнить эту же технику с "полным" контактом. Но это поверхностная точка зрения и предназначена она для отвлечения внимания от проблемы. Во-первых, мы имеем рефлексы и "мышечную память". Если рефлексы наработаны до автоматизма на одергивание рук или ног за сантиметр от противника, а мышцы годами запоминают это, очень непросто выполнить эти же удары по-другому. Во-вторых, что самое главное, сама атмосфера соревнований, турниров и иных спортивных мероприятий совершенно иная, чем при нападении на улице. Привыкшим к тому, что оппонент на турнире лично против нас ничего не имеет и заботится только о своей медали, ждет шок во время встречи с преступником, цель которого наша жизнь или, в лучшем случае, здоровье. Наконец, даже если работать в полный контакт, многое зависит от физического соответствия противных сторон.

Это, кстати, очень хорошо понимают устроители соревнований и судьи, распределяющие участников по весовым категориям. Каждый каратэка, кто хоть несколько раз выступал на соревнованиях по кумитэ, сейчас вспомнит - сколько ухищрений используют участники, чтобы попасть в категорию ниже, чем имеют вес! И "коррекция" года рождения, и диета перед турниром, и даже кто и как взвешивался: в тапочках или без! Правильно, ведь они знают свои шансы против более тяжелого соперника. Но это - следствие того, что они не знают или не могут применить техники, одинаково эффективные в любой весовой категории. А такие техники существуют и именно они составляют основу любого стиля каратэ!

Как происходит обычная беседа? В течение разговора мы можем варьировать слова и использовать синонимы. Но это тогда, когда мы знаем много слов и можем манипулировать своим языком. Также и в бою мы всегда должны иметь альтернативу в используемых техниках. Только это может уровнять шансы маленького и большого, женщину и мужчину в реальном поединке за жизнь.

Я интересуюсь психологическими аспектами в каратэ и убежден, что спортивное каратэ вместе с видимыми на первый взгляд преимуществами таит в себе большую опасность. Исключая из учебного процесса опасные, но эффективные боевые техники, обеспечивается безопасность на соревнованиях и общедоступность каратэ. Но из-за этого занимающиеся не имеют представления о тех методах, на которых каратэ было сформировано изначально, и не понимают принципы реальной самозащиты. В случае нападения на улице они пробуют применить свои "чемпионские" знания, но только ухудшают этим свое положение. Таких примеров масса, я лично знаю случай, когда многократный призер соревнований, имеющий большое самомнение, проиграл бывшему десантнику, воевавшему в Афганистане, в банальной драке.

Психологические тесты и наблюдения показывают следующее: в случае уличной драки каратэка (и любой здоровый человек) будет использовать те приёмы, которые не требуют обдумывания. Если сидеть дома в кресле и философствовать, можно напридумывать что угодно: нужно, мол, делать так-то (это хорошо развито у спортивных комментаторов). Но в жизни все обстоит иначе. Самый эффективный приём тот, который срабатывает подсознательно, рефлекторно. Именно поэтому, к примеру, женщина в случае нападения на неё начинает хватать за волосы и царапать противника: это естественно и заложено природой, и она делает это даже будучи парализованной от страха. Это приносит плоды: многим удалось избежать насилия с помощью такой реакции. Но если женщина будет отбиваться кулаками (!), что неестественно для неё, она неизбежно пострадает (я рекомендую подумать над этим девушкам, связавшим свою жизнь со спортивным каратэ).

Основной спортивный принцип заключается не в ограничении контакта (понятие "контакта" вообще весьма спорное), а в ограниченности арсенала используемых техник. Если ограничить этот арсенал и оставить что-то одно, мы окажемся в равных условиях с оппонентом. Это создаст безопасность на соревнованиях, но поставит под угрозу нашу жизнь вне спортивного зала. В реальной жизни нельзя находиться с противником в равных условиях: это очень опасно, и победу в этом случае можно вырвать ценой травм, что, кстати, и происходит на турнирах по каратэ. Тяжелые травмы или смертельный исход поединка - это не всегда плохая подготовка участников, а очень часто - следствие условий, в которых они находятся. Поэтому, с одной стороны, правила на соревнованиях предназначены для предотвращения травм и увечий, а с другой стороны не оставляют противникам выбора. В реальных условиях необходимо искать и использовать только те техники, которые будут действительно эффективны в каждой конкретной ситуации.

Представьте себе такую задачу. Два человека, высокий и маленький, встречают на своем пути преграду - горизонтальный шест. Как они преодолеют ее? Конечно, высокий перепрыгнет через шест, а низкий пролезет под ним. Не правда ли комично представить себе обратное?

Конечно, чтобы иметь техническую альтернативу, необходимо тренироваться много лет. Однако даже с первых тренировок нужно четко понимать, что и для чего вы выполняете. Если вас привлекает спортивная слава, это одно дело. Но если вы имеете цель изучать каратэ, а не спорт под одноименным названием, то в этом случае необходимо с первых занятий видеть техники такими, какими они были много лет назад и понимать каждое действие.

Спортивное и традиционного каратэ различаются не только используемым техническим арсеналом. Главное различие, как было сказано выше, заключается в психологическом аспекте боевой ситуации на соревнованиях и в случае реальной угрозы для жизни.

Соревнования проходят в заранее известном месте. Противник может быть также известен в самом начале турнира по результатам жеребьевки. Бой начинается по команде рефери. Естественно, что уже это исключает фактор внезапности, имеющий место в случае нападения на улице.

Когда рефери подает команду начать бой, оппоненты принимают боевые стойки и начинают поединок. В этом случае они оба готовы к нему и ожидают нападения. Кроме этого, одинаковые ограничения в используемых техниках ставят противников почти в равные условия. Всё это навязывает им тактически неправильный бой - бой, в котором ни одна из сторон не может использовать свои действительные преимущества.

Представьте себе тактику военных действий. Каждая сторона стремится нанести удар тогда, когда противник не ожидает этого, ведь внезапность - половина успеха. Но теперь представьте, что обе вооруженные по последнему слову техники стороны знают всё друг о друге, а также время начала и место боя! Естественно, что в подобных условиях такой бой вряд ли приведёт к положительному результату, а если и приведет, то ценой неоправданных потерь.

Этот пример, я полагаю, достаточно нагляден для описания ситуации в спортивном каратэ. Ведь нет разницы, о каком бое мы говорим: бое между двумя противниками или между сотнями и тысячами: тактика ведения боевых действий одинакова для всех условий.

Каратэ - это тот же смертельный бой, в котором помимо мощности должен быть разум. К сожалению, не все это понимают сегодня, превращая боевое искусство в фарс или средство удовлетворения своего самолюбия. Но те, кто отдаёт дань истинным традициям боевых искусств, должны понимать, что спортивным принципам здесь нет места.

Настоящий бой - это бой в течение первых нескольких секунд. Именно под этим углом зрения необходимо рассматривать тактику нашего поведения и подбирать технику и методы её применения. Кстати, в практике подготовки персонала спецслужб и подобных структур упор делается именно на это. Представьте себе телохранителя, не умеющего быстро отбить атаку и затянувшему бой: в этом случае его клиент останется без защиты.

Каратэ - это и сложно, и просто. Сложно потому, что в каратэ нет чего-то одного, изучив которое мы сразу всему научимся. Каратэ многогранно и объединяет все стороны нашей жизни. Конечно, на тренировке в зале мы тратим больше физической энергии, но главное не это. Каратэ должно быть в душе и сердце.

Все слышали, что смысл каратэ должен заключаться в повседневной жизни. Но не все понимают эту фразу. А ответ прост: как жизнь наполнена гармонией и естеством, так и в каратэ не должно быть ничего неудобного и догматичного, навязанного какими-то правилами и инструкциями. Мы можем ходить или бегать, стоять или лежать, но мы не ломаем голову над тем как это сделать! Нам нужно идти - мы идем. Также при изучении техник каратэ мы должны понимать их и чувствовать их естественность. В этом заключается простота каратэ и огромная эффективность этого искусства.

Я думаю, сказанное выше не явилось откровением для большинства читателей. Но это мало только понимать, необходимо рассматривать весь тренировочный процесс под этим углом зрения. А это неизбежно наложит отпечаток на все методы и технический арсенал.

В заключение несколько слов о моей организации - Тренировочном Центре каратэ-дзюцу (k.j.t.c.).

Центр был создан для изучения и развития прикладного каратэ для эффективной самозащиты, возрождения истинных традиций боевых искусств и следования им.

Учебная программа Центра базируется на традиционном Шотокан, но не имеет ничего общего со спортивными принципами, доминирующими в этом стиле, а включает изучение комплекса методов эффективной самозащиты в различных условиях: при нанесении ударов, захватах или бросках, падении или борьбе, атаке холодным оружием и подобных ситуациях, которые может преподнести улица. Это позволяет понимать принципы боевого искусства, а в уличных условиях не зависеть от физических данных оппонентов.

В основу учебного процесса заложена концепция "дзюцу", т.е. изучение прикладного неспортивного каратэ, акцент на те техники и методы, которые будут действительно применимы и эффективны в реальных уличных ситуациях, отсутствие спортивного догматизма и коммерческой политики, реальность и естественность.

Центр каратэ-дзюцу работает с различными возрастными группами: детскими, юношескими и взрослыми. Члены Центра имеют возможность принимать участие в национальных и международных семинарах, а также регулярно сдавать аттестационные экзамены с присуждением соответствующих квалификаций: ученических разрядов (кю, цветные пояса) и мастерских степеней (дан, чёрные пояса).

Центр каратэ-дзюцу предлагает сотрудничество всем заинтересованным лицам из различных регионов России и других стран. Мы всегда готовы обсуждать любые формы совместной работы с теми, для кого каратэ - прежде всего боевое искусство, кто изучает не только внешние формы, но и стремится понять их внутренний смысл. Мы всегда рады помогать тем, кто готов идти по этому пути.

(c) Мороз В.Б., 5 дан,

Президент / шеф-инструктор

Тренировочного Центра каратэ-дзюцу

Исторические источники, повествующие о традициях развития многообразных систем боевых искусств Окинавы и Японии, отмечают факт существования уже много столетий назад в этих системах, школах, стилях различных методик преподавания, а также контроля и оценки знаний учеников. В конце 19-ого, начале 20 века эти традиции сформировались в чёткую систему проведения аттестационных испытаний – экзаменов и присуждения ученикам различных по уровню градации квалификационных уровней - разрядов - КЮ, или Дан.

По своей сути аттестационные экзамены (испытания) являются неким контролем знаний и технических навыков, полученных учеником за определённый период времени его тренировок. Но, с другой стороны, аттестационные экзамены являются демонстрацией основ и идеологии стиля и школы каратэ. Поэтому крайне важно подходить к проводимым экзаменам, прежде всего именно со стилевых позиций.

В различных школах каратэ по разному могут подходить к процессу проведения этих экзаменов, что связано, прежде всего, с философскими и этическими канонами этих школ. Например, в одних школах аттестационные экзамены могут проходить в форме некой беседы учителя с учениками, в ходе которой и выясняется степень зрелости и моральной подготовленности учеников к соответствующему квалификационному разряду. Можно предположить, что подобные беседы, при всей их глубине, всё-таки не позволяют оценить качество выполнения учениками технических приёмов и навыков ведения поединка. Другие школы каратэ видят смысл экзаменов в проведении большого количество поединков, идущих практически без перерыва, с постоянной сменой противников, считая, что только через такие жёсткие испытания проверяется истинный дух мастера. Безусловно, такие испытания могут пройти только хорошо подготовленные и физические крепкие мастера. Но, остаются открытыми вопросы разносторонней технической, моральной, умственной и теоретической подготовки.

Существует и другой подход к организации, и проведению аттестационных экзаменов, предполагающий контроль всех аспектов подготовки ученика: теоретические знания, этика и философия каратэдо, уровень технической и боевой подготовки, а также и степень физической подготовки.

Система преподавания, а, следовательно, и проведения аттестационных экзаменов и присуждение квалификационных технических разрядов, школы Косики Дзюцу-Косики каратэ в соответствии с традициями Сёринрю - Окинаватэ, а позже и японских боевых искусств, в основе которой лежит философская концепция ШУ ХА РИ, строится по трёхуровневому принципу.

ШУ ХА РИ (SHU HA RI) - 守 破 離 - концепция дзен буддизма познания окружающего мира, обучения различным искусствам, получения каких-либо навыков и знаний лежит в философских основах большинства японских боевых искусств.

Учение ШУ ХА РИ неразрывно связано с двумя другими философскими концепциями: СИТЭЙ (SHITEI) и ДОДЗЁКУН (DOJOKUN) .

Понятие СИТЭЙ дословно можно перевести «Учитель (си) и ученик (тэй)». Применительно к боевым искусствам концепция СИТЭЙ охватывает весь спектр взаимоотношений между учителем и учеником, возникающих в процессе передачи знаний и технических навыков и постижения пути «ДО».

В процессе обучения между учеником и учителем устанавливаются особые отношения, которые в практиках дзен буддизма, и как следствие их развития, и в боевых искусствах, получили название «ДОКУЗАН» (в переводе с японского языка – «самостоятельно стремиться к совершенству»). В традиционных школах Окинаватэ учитель много времени посвящал доверительным разговорам с учениками, в ходе которых раскрывались философские основы мироустройства, взаимоотношений между людьми, и, безусловно, фундаментальные принципы боевого искусства. Считалось, что ученики, не участвующие в подобных беседах, постигают боевое искусство лишь поверхностно, не понимая всей глубины происходящих явлений и глубинных тайн искусства.

К сожалению, сложившиеся в последние десятилетия тенденции развития боевых искусств, в целом, и каратэ в частности, которые в основном нацелены на получение сиюминутного результата и внешнего эффекта (это связано, в том числе, и с перестройкой большей части боевых систем на спортивный лад) полностью исключают этот, один из важнейших аспектов преподавания.

Философская концепция «ДОДЗЁКУН» (Dojokun) является по своей сути сводом основополагающих этических норм поведения ученика - Сисей (Shisei), определяющих и направляющих правильное его саморазвитие.

Принципы Додзёкун осуществляют связь между философской основой такого всеобъемлющего понятия, как «Учение о пути «ДО»»- ДОКЁ (DOKYO), и усвоением и практическим применением формальной техники каратэдо - ДЗЮЦУ.

Додзёкун способствуют плавному осмысленному переходу от интеллектуального накопления знаний к практической отработке и применению техники каратэ.

Додзёкун , как некий кодекс для постижения каратэдо, сформулированные впервые выдающимся мастером Окинаватэ Сакугава (Sakugawa), и состоящие из пяти основных краеугольных принципов – Кайсетсу (Kaisetsu), стали идеологической основой практически всех школ и стилей Тодэ - Окинаватэ- каратэ:

  • познай себя
  • познай окружающий мир
  • придерживайся благородных побуждений и устремлений, будь предан своему учителю
  • всегда соблюдай этикет поведения
  • не будь агрессивен ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках.

Концепция ШУ ХА РИ рассматривает три стадии, три уровня познания мира в целом, а для каждого индивида, его жизненного пути в частности. Каждая из стадий развития индивида (ученика, если речь идёт о боевых искусствах) охватывает определённый этап познания пути «ДО», который обусловлен не столько какими-то временными рамками, а скорее определяется уровнем развития индивидуального опыта, мастерства и интеллекта ученика.

Постижение КОСИКИ ДЗЮЦУ также базируется на этих философских принципах.

Первый уровень познания - уровень «ШУ» - 守.

Уровень «ШУ» охватывает ученические разряды с 10-го по 1-й Кю. Ученики, находящиеся на данном этапе развития называются «Мюданся» (Myudanshа).

Интеллектуальный уровень «ШУ» предполагает точное следование правилам школы, к которой относится ученик, и указаниям учителя, под руководством которого он проходит обучение. Ученик должен почувствовать себя частицей большого коллектива. Должен научиться правильно выполнять все законы школы, следовать общепринятым требованиям и нормам поведения. Задача обучающегося - сосредоточиться на получение информации и технических навыков, их осмыслении, повторении, и стремлении в совершенствовании при их неоднократном и систематическом выполнении. Через многократное повторение всего полученного материала и постоянное улучшение качества выполнения технических элементов и их комбинаций ученик начинает понимать сокровенный смысл знаний, полученных на этом этапе познания. Когда это происходит - уровень «ШУ» достигнут. Обучение переходит в следующую стадию.

Уровень «ХА» - 破.

Уровень «ХА» считается первым мастерским уровнем, и охватывает квалификационные разряды с 1-го по 4-й Дан. Ученики, достигшие этого уровня, называются «Юданся» (Yudansha).

На стадии развития «ХА» ученик, следуя всем правилам и законам школы, начинает анализировать свои действия. При выполнении, как отдельных технических элементов, так и их комбинаций, ученик должен пытаться сочетать требования школы, стиля боевых искусств, к которой он принадлежит, со своим индивидуальным опытом, уровнем мастерства, личными физическими, умственными и духовными данными, а также эмоциональным настроем. На этом этапе развития ученик может изучать и анализировать опыт и практики других школ и направлений, обогащая таким образом технику своей школы.

Уровень «РИ» - 離

Уровень «РИ» является уровнем гранд мастеров, и охватывает квалификационные разряды с 5-го по 10-й Дан.

Ученики, достигшие данного уровня, называются «Коданся» (Kodansha). Уровень «РИ» чрезвычайно важен в развитии каждого мастера боевых искусств, т.к. он предполагает параллельное развитие личности в двух направлениях. С одной стороны мастер остаётся учеником своей школы и продолжает её традиции и использует арсенал её технических приёмов и форм, а с другой стороны, он должен развиваться дальше индивидуально как личность, и вносить нечто новое и прогрессивное в эти знания. Этот процесс требует от ученика высочайших моральных качеств. Когда уровень «РИ» достигнут, начинается фаза «ШУ» в новом измерении.

Все эти принципы позже легли и в основу стиля Сёринзирю Кенкокан каратэдо , основанного в середине 20-ого века мастером Кайсо Кори Хисатака.

В системе Косики Дзюцу в качестве её стилевой, технической основы заложены традиционные направления Окинаватэ, входящие в группу стилей, объединённых общим стилевым понятием - Сёрин, и в частности, Сёринрю по школе Матсумура, а также одной из её современных версий - Сёринзирю Кенкокан каратэдо по школе Кайсо Кори Хисатака. Поэтому, в основе аттестации по Косики Дзюцу лежит, прежде всего, контроль и оценка теоретических знаний, контроль качества выполнения технических элементов и их комбинаций - Ваза, а также технических комплексов - Ката, основанных именно на этой стилевой базе.

Ханси М.В.Крысин , изучая Сёринзирю Кенкокан каратэдо на протяжении 25 лет, а также другие направления каратэ и японских боевых искусств, значительно расширил это направление современного каратэ, что получило своё отражение при создании им системы Косики Дзюцу . Из схемы, показывающей основные составные части системы Косики Дзюцу , видно, что основное внимание уделяется изучению и отработке технических элементов, которые должны быть в дальнейшем реализованы для проведения высокоэффективной техники самообороны. Косики каратэ, являясь лишь одной из составных частей подготовки учеников к ведению поединка – КУМИТЭ, которая является частью системы Косики Дзюцу , направлено исключительно на развития её спортивно-соревновательной составляющей. Поэтому при проведении аттестаций соревновательные поединки среди аттестуемых учеников не проводятся, а уровень их подготовки в умении вести поединок оценивается лишь по объективным показателям - результатам их личного участия в соревнованиях по Косики каратэ разных уровней.

Для развития Сёринзирю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ в нашей стране Ханси М.В.Крысиным в 1991 г. была создана Федерация Сёринзирю Кенкокан каратэдо-Косики каратэ СССР , которая в 1992г. была преобразована в Федерацию Косики каратэ России. Одним из важнейших вопросов, которые должна была решать Федерация, стала выработка методики преподавания стиля Сёринзирю, и, безусловно, методики проведения аттестационных экзаменов для присуждения ученикам квалификационных разрядов – КЮ и ДАН. Результатом этой кропотливой работы стали, написанные и опубликованные Ханси М.В.Крысиным в 1998г. Аттестационные требования для присуждения квалификационных разрядов по стилю Сёринзирю Кенкокан каратэдо.

В 2013г. Аттестационные требования были переработаны и дополнены новыми разделами. Принципиально новой стала система присуждения квалификационных разрядов и соответствующих им квалификационных поясов.

10 КЮ 9 КЮ


8 КЮ 7 КЮ


6 КЮ 5 КЮ


4 КЮ 3 КЮ


2 КЮ 1 КЮ


1 ДАН

Третий Дан - «Сандан» (Sandan) и Четвёртый Дан - «Ёндан» (Yondan)
цветной пояс, на котором равномерно чередуются полосы чёрного и белого цвета

Пятый Дан - «Годан» (Godan) и Шестой Дан – «Рокудан» (Rokudan)
цветной пояс, на котором равномерно чередуются поперечные полосы красного и чёрного цвета.

Седьмой Дан - «Нанадан» (Nanadan) и Восьмой Дан - «Хачидан» (Hachidan)
цветной пояс, на котором равномерно чередуются поперечные полосы красного и белого цвета.

Девятый Дан - «Кудан» (Kudan) и Десятый Дан – «Йодан» (Yodan)
одноцветный пояс пурпурно-красного цвета

Чётко обозначив требования на каждый квалификационный разряд с 10-ого КЮ и до высших мастерских разрядов – Дан, данная система позволяет инструкторам и тренерам более продуктивно строить свою методическую работу.

Принята новая система квалификационных поясов, в которую введены новые цветовые решения ученических и мастерских поясов, что даёт возможность тренерам более гибко подходить к процессу аттестации и созданию новых мотивационных предпосылок для обучения учеников.

Оставаясь практически традиционными для Федерации Косики каратэ России, Аттестационные требования в новой редакции были дополнены разделами, ориентированными на углублённое изучение приёмов самообороны, как против невооружённого противника, так и противника, вооружённого различными предметами.

Особое внимание при оценке выполнения экзаменуемыми учениками технических комплексов – Ката, уделяется качеству выполнения отдельных технических элементов и их комбинаций.

Принимая во внимание безусловную историческую приоритетность развития Косики каратэ и Сёринзирю Кенкокан каратэдо (возможно и другое написание названия стиля – Шориндзирю Кенкокан каратэдо) в нашей стране Ханси М.В.Крысиным и Федерацией Косики каратэ России , всем организациям, пытающимся изучать и практиковать Сёринзирю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ, следует учитывать, что использование Аттестационной системы, принятой в Федерации Косики каратэ, недопустимо, может рассматриваться как покушение на интеллектуальную собственность Федерации.



  • Разделы сайта