Боевое каратэ – эффективная система самозащиты. У вас не будет больше ни врагов, ни союзников. Победа или поражение перестанут иметь значение. Существуют несколько видов кумитэ в зависимости от того насколько заранее определена последовательность выполняе

Самоучитель «Боевое карате и его нераскрытые тайны» рассказывает о школе карате Вадо-рю. Техника основана на хитроумных уходах, увертках, уклонах, нырках, качениях, зрительных и психологических обманах. Используя богатый тренерский опыт, автор разъясняет все тонкости рукопашной схватки – от азов до ведения боя с несколькими противниками.

Впервые освещаются ранее неизвестные аспекты карате. Описано около 200 приемов карате, приведено более 200 схем и 1150 фотографий.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Как читать текст
Условные обозначения
Стойки
Зенкуцу-дачи
Кокуцу-дачи
Киба-дачи
Фудо-дачи
Санчнн-дачи
Никоши-дачи
Стойка ожидания
Ударные поверхности
Удары руками
Удар 1£кц
Удары тейшо, иуките.
Удар уракен
Удар шуто
Удар татцуй
Удары хайто. мавашн-цки
Удары эмпн
Удары ногами
Удар мая-гери
Удар мая-гери-кеаге
Удар хиаа-гери
Удар йоко-гери
Удар сокуто-гери
Удар уширо-гери
Удар маваши-гери
Удар хиза-мавашн
Удар ура-маваши
Удар микадэуки-гери
Удар ура-микадзуки-гери
Подсечка
Блоки, принцип блокирования
Аге-уке
Удо-учн
Гедан-барай
Сото-уке
Отоши~уке
Тейшо
Тренировка блоков
Проникание ударов
Набивка
Постановка удара
Как держать удар
Азы передвижения
Тренировка устойчивости
Дыхание
Связки
Ю-кумите
Построение тренировочного процесса
Зоны поражения удара
Удары ногами с подшагом
Сурикоми мая-гери
Мая-гери ребром ступни
Сурикоми йоко-гери
Сурикоми маваши-гери
Кобра
Кобра с подходом, йоко-гери.
Кобра с подходом и с броском
Кобра, три шуто-учи
Кобр;», три шуто-учи в движении.
Кобра с подсечкой
Кобра, сокуто-гери с разворотом
Обратная кобра
Уход тая-собакн от мая-гери
Уход тая-собакн из стойки ожидания, йоко-гери
Количество повторяемости движении при отработке связок
Уход тая-собакн из зенкуцу-дачи левой в зенкуцу-дачи левую с контратакой
шуто-учи левой рукой
Гая-собаки задней ногой с контратакой йоко-гери
1 ая-собаки задней ногой с разворотом на 180 градусов с контратакой сокуто-гери
1 ая-собаки задней ногой с разворотом на 180 градусов с контратакой сокуто-гери в прыжке
Уход-тая собаки дальней ногой с разворотом на 90 градусов с контратакой какато-герн
Обратный поворот
Обратный поворот с блоком голенью наружу
Удар коленом наружу
Кокуцу-дачи. атака какато-герн гедан
Прыжковая техника
Иоко-гери в прыжке
Тройной йоко-гери в прыжке
Маваши-гери в прыжке с разворотом па 270 градусов
Переход из зенкуцу-дачи левой в зенкуцу-дачи правую с разворотом на 180 градусов,
с броском
Уходе уклоном, йоко-гери с разворотом
Передвижение по большому кругу
Передвижение из зенкуцу-дачи левой в зенкуцу-дачи левую
вперед под 45 градусов прыжком
Передвижение из зенкуцу-дачи левой в зенкуцу-дачи левую с разворотом
на 360 градусов
Захват мая-гери в солнце с броском
Уход от маваши-гери прыжком
Какато-гери в прыжке с разворотом, йоко-гери в прыжке
Кобра, какато-гери гедан, мавашн-герн с разворотом
Обучение спаррингу. Теория построения боя
Уход из кокуцу-дачи назад прыжком, контратака ушнро-гери
Уход из кокуцу-дачи назад прыжком, подшаг, контратака йо^гери
Уход из кокуцу-дачи назад прыжком, внутренний блок голенью,
йоко-гери с разворотом.
Внутренний блок голенью, контратака йоко-гери
Уход из кокуцу-дачи в сторону с уклоном, йоко-гери с согнутой ноги...
Уход тая-собаки нз стойки ожидания, маваши-герн
Уход тая-собаки на ближней дистанции из стойки ожидания с контратакой
цки в голову
Защита "солнце"
Мавашн-герн в прыжке вперед под 45 градусов
Зашита от мая-гери, смена ног, контратака йоко-герн
Уход от маваши-гери прыжком с разворотом на 180 градусов, уширо-гери
Уход от маваши-герн прыжком с разворотом на 180 градусов,
с ударом эмпи-учи в голову
Уход от маваши-герн прыжком с разворотом на 360 градусов,
с ударом предплечьем в голову
Ката для рук
Кобра правая, прыжок левой, йоко-герн в прыжке правой
Прямой поворот, кобра правая, мая-гери левой
Ката на отработку прямого и обратного поворота
Змейка
Кобра о прыжке
Внешняя передняя подсечка
Замок для открытой стопы:
Обучение спаррингу
Техника уходов вниз
Техника ухода вперед под 45 градусов
Бросковая техника
Защита от маваши-гери уходом вперед, зацеп изнутрис броском
Уход от маваши-гери вниз, йоко-гери в опорную ступню
Уход от мавашн-герн вниз, подсечка
Защита от мая-гери с захватом и броском вперед
Защита от маваши-гери. Уход с линии атаки с разворотом на 270 градусов
Раскрывание защиты руками
Работа ближней рукой
Работа одной нагой
Обучение кумнтэ
Догон отступающего противника.
Работа ногами
Мая-гери шодан, маваши-гери дэсдан
Двойной мая-гери
"Вертушка"
"Защита от мая-гери правого. Захват ноги в солнце.
Защита от мая-гери, замок стопы.
Бросок в прыжке в разворотом на 180 градусов
Уход тая-собаки из стойки ожидания, удар коленом наружу
Уход тая-собакн из стойки ожидания, ура-микадзуки
Уход тая-собаки из стойки ожидания, удар коленом сбоку (хиза-маваши)
Уход тая-собаки из стойки ожидания, удар шуто-учи (уракен) правой
"Защита от атаки рукой в голову проходом внутрь
Второй вариант контратаки
Защита от мая-гери в солнце, удар хайто-учи в пах
Удары в прыжке с разворотом
Иоко-гсри в прыжке с разворотом
Ура-микадзуки в прыжке с разворотом
Микадзуки в прыжке с разворотом на 360 градусов
Маваши-гери в прыжке с разворотом на 360 градусов
Зоны поражения при ударах в прыжке с разворотом
Обучение спаррингу
Уход тая-собаки с захватом руки, ноко-герн
Уход тая-собаки, йоко-гери в опорную ногу
Уход из кокуцу-дачи в фудо-дачи
Обратный поворот, сокуто-гери в опорную ногу.....
Обратный поворот, сокуто-гери шодан
Упражнение: кобра, сокуто-гери гедан с разворотом
Прямой поворот, йоко-гери.
Прямой поворот, джуджи, ноко-герн с уклоном
Защита от маваши-гери с подбивом тазом
Защита от маваши-гери захватом ноги с броском. Техника захвата
Уход тая-собаки от удара цки с захватом руки в замок
Внутренний блок голенью, ура-микадэуки
хсмы применения ура-маваши
Остановка противника
Короткое боевое ката
Ката для ног на месте
аваши-гери в прыжке с подготовкой
кшаиш-герн с обманом весом
Ката: виды, назначение* разработка
О6учение спаррингу
Защита от маваши-гери проходом внутрь
Удары после захвата
комбинация, шодан цкн
Жесткая защита
Атака из киба-дачи боковой, йоко-гери гедан.
Атака из киба-дачи боковой, йоко-гери шодан упреждающий
tauca из киба-дачи боковой, йоко-гери гедан, подсечка, маваши-герй дэедан
Атака из киба-дачи боковой, йоко-гери гедан, сокуго-гери (уширо-гери) шодан
Обучение кумитэ I
Защита от цкн в голову. Тазовая увертка с контратакой руки противника
Защита от цкн в голову с захватом
Защита от цкн шодан с захватом
Захваты рук противника в ближнем бою с добиванием
Защита от мая-гери с захватом и броском
Собра. проход по большому кругу
Гехиика ухода вниз. Упражнение
Уход нэ кокуцу-дачи от маваши-гери вниз с контратакой ударом тэйшо
Уход из кокуцу-дачи от маваши-гери вниз, бросок с захватом опорной ноги
Уход из кокуцу-дачи от маваши-гери вниз, бросок с захватом ударной ноги
Техника контратак после блока голенью наружу
Кобра, маваши предплечьем с разворотом
Ножницы
Упреждающая техника
Упреждающая техника, контратака уширо-гери
Упреждающая техника, маваши-гери
Упреждающая техника, йоко-гери в прыжке
Иоко-гери в прыжке с разворотом на 180 градусов упреждающий
Основные принципы уходов от атаки палкой
Уход вперед под 45 градусов, маваши-гери пяткой
Уход из кокуцу-дачи на месте, мая-гери упреждающий
Мая-гери, тая собаки, сокуто-гери
Защита от мая-гери, рычаг ноги через колено
Мая-гери с разворотом на 180 градусов
Уход от мавашн-герн вниз, контратака сокуто-гери с колена
Уход от мавашн-герн вниз, бросок с зацепом двумя ногами
Нырок под руку с уклоном
Уход нз кнба-дачи боковой с контратакой шуто в голову
Захваты с атакой локтями
Сокуто-гери с подготовкой
Теория прерывания и возврата связок
Техника маятника
Обобщение схем работы руками
Тройной шуто-учи
Л"ройной цки
Общая схема движения в маятнике
Ката для ног в движении
Мавашн-гери в прыжке с разворотом упреждающий
Тая-собакн, мнкадзуки в прыжке....
Боевые связки. Назначение, Разработка....
Теория дистанции....
Обучение кумнтэ с несколькими противниками....
Ловушка
Четыре меча
Послесловие


ТЕЙШО
.
Блок основанием ладони выполняется в верхний, средний и нижний уровень. Блок тейшо очень часто используется как дополнительное, страховочное движение одной рукой, в то время, когда вторая рука совершает какое-либо техническое действие.

Для выполнения верхнего блока от удара в голову, выставьте правую руку вперед, а левую поставьте в исходное положение к левому подреберью (см. фото 135). Затем, возвращая правую руку, нанесите открытой напряженной пяткой ладони левой руки удар по конечности противника, блокируя удар в голову. Мышцы в этот момент напряжены, ладонь держится вертикально. Пальцы руки лучше в этот момент держать вместе, чтобы не травмировать их, случайно зацепившись за одежду противника.

Ладонь левой руки при верхнем блоке не выходит за правую проекцию корпуса наружу, но несколько выходит за проекцию головы, чтобы учесть кривизну траектории боковых ударов в голову и надежно защититься. После верхнего блока тейию можно контратаковать правой рукой цки в корпус или левой вертикальный уракен в голову (см. фото 136). Однако это только простейшие примеры. Возможности каратэ безграничны, подобно шахматным комбинациям все варианты перечесть и предусмотреть нельзя, их диктует логика боя.
Средний блок тейшо выполняется подобно верхнему, но от ударов в средний уровень. Блокирующая рука не выходит за линию корпуса (см. фото 137). Для контратаки можно нанести уракен левой горизонтальный или мавашицки правой рукой в голову (см. фото 138).

Оккупация Окинавы японскими войсками, в также запрет любых военизированных объединений на оккупированной японским войсками территории острова Окинава, по некоторым данным стал причиной создания тайных школ, практиковавших использование приспособлений для отработки ударов - макивар, а также специальных упражнений - ката, позволявших совершенствовать технику рукопашного боя без помощи партнера.

Столкновение окинавских крестьян с представителями власти - японскими самураям, опытными профессиональными воинами, оставляло крестьянам мало шансов на победу. В живых можно было остаться, только убив противника, нанеся упреждающий удар. Именно тогда возник лозунг: "Ик-кан хиссац у" "Одним ударом наповал " и техника нанесения неожиданного и смертельного удара голыми руками.

Относительно возникновения термина "Каратэ" существует несколько версий. По одной из них термин в 18 в. ввел в обращение окинавский мастер боевых искусств Сакугава, который по возвращении из Китая, где изучал шаолиньский цюань-шу, а также бо-дзюцу‚ основал школу Каратэ-до Сакугава.

Изначально, термин "Каратэ" состоял из двух иероглифов "кара" (китайский) и "тэ" (рука). Таким образом, сочетание иероглифов означало "китайская рука".

Позднее, в первой половине 20 в. по инициативе знаменитого мастера боевых искусств и учителя каратэ Гитина Фунакоши иероглиф "кара" - "китайский" был изменен на иероглиф сходный по звучанию, но имевший другой смысл, "кара" - "пустой".

Также были изменены наименования многих комплексов формальных упражнений - ката, которые были связаны с именами китайских мастеров боевых искусств.

Таким образом "китайская рука" стала "пустой рукой".

Путь "Пустой руки"

Гитин Фунакоши объясняя смысл замены, утверждал, что японский иероглиф "кара" означающий "пустой" отражает суть боевого искусства. Во-первых, указывая на то, что оружием служат голые руки и босые ноги. Во-вторых, отражая суть цели, которую ставят перед собой практикующие Каратэ - это не просто освоение системы самозащиты, но и формирование внутренней пустоты, чистоты сердца и внутренней свободы от эгоизма и Тщеславия.

Гитин Фунакоши прошел обучение практически у всех известных окинавских мастеров боевых искусств, живших в его время и на основе наиболее эффективных методов боя, практиковавшихся в Окинаве, создал собственный стиль, который назвал Сётокан.

"Сётокан" можно перевести, как "дом среди сосен, колышущихся от ветра". Использование такого термина, вероятно связано с литературным псевдонимом Фунакоши "Сёто".

Кроме того Гитин Фунакоши добавил к Каратэ дополнение "До", что означало "Путь" и требовал использовать именно наименование "Каратэ-До", подчеркивая, что "Каратэ-До " является не просто системой рукопашного боя, но и боевым искусством, включающим в себя не только физическое, но и духовное развитие и совершенствование практикующего.

Фунакоши считал, что Каратэ-До - это Путь, движение по которому продолжается всю жизнь, это образ жизни, в котором практика боевого искусства направлена на установление гармонии духа и тела, а также установление гармонии человека с миром, который его окружает.

Формы Каратэ

Если рассматривать Каратэ, как спортивное единоборство, следует выделить три основные форм :

- ката - формальные упражнения

- кумитэ - свободный поединок

- тамэшивари - разбивание предметов

Ката

Ката - это формализованные техники, включающие в себя стойки, передвижения, защитные и атакующие боевые приемы, которые выполняются в определенной последовательности, темпе и с определенной степенью напряжения, в зависимости от выполняемой ката.

Ката имитирует поединок с воображаемым противником.

Выделяю четыре элемента ката: Бункай (анализ и объяснение ката), Оё (применение ката), Хэнка (вариации), Какуси (скрытность).

Кумитэ

В Кумитэ, в отличие от ката предполагается поединок (спарринг) с реальным противником.

Существуют несколько видов кумитэ в зависимости от того насколько заранее определена последовательность выполняемых действий.

Также кумитэ разделяется по степени контакта на бесконтактное, полуконтактное и полностью контактное.


разбивание предметов ) представляет собой испытание как физической, так и духовной силы.

Тамэшивари позволяет освоить важнейшие элементы техники, определить ошибки, которые допускает ученик при выборе дистанции или формы, а также ошибки при выполнении кимэ.

Кроме того Тамэшивари способствует развитию и концентрации внутренней энергии, веры в свои силы, а также осознанию и развитию духовной силы.

Цель Тамэшивари - закалка тела и духа, и эта цель, считается оправданием совершаемого акта разрушения.

Система поясов и степеней

Система степеней в Каратэ делится на:

- "Кю " ученические степени (номер кю уменьшается с ростом мастерства), и

- "Даны " мастерские степени (дан возрастает в зависимости от уровня мастерства).

В зависимости от стиля Каратэ общее количество Кю и Данов отличается, по в большинстве стилей - равно десяти.

Внешним атрибутом степени (ученической или мастерской) - является пояс, называемый в Каратэ "Оби ".

Помимо прямого назначения пояса - удерживать куртку каратиста "Ги" запахнутой, пояс несет в себе символическое значение, указывая на уровень мастерства. В подавляющем большинстве стилей Каратэ более тёмный цвет пояса означает более высокую степень (цветные пояса предназначены для ученических степеней, черные - для мастерских).

Существует легенда, что много лет назад в окинавских школах существовала градация поясов, цвет которых объявлялся таким образом:

- Белый - ученик только приступил к занятиям, его пояс чисто белый

- Жёлтый - ученик длительное время отрабатывал технику и его пот окрасил пояс в желтый цвет

- Красный - ученик приступает к тренировкам в кумите и его пояс становится красным от пролитой крови от пропущенных и нанесенных ударов

- Коричневый - ученик долгое время тренируется в кумитэ и кровь запекшаяся на его поясе окрашивает пояс в коричневый цвет

- Чёрный - ученик занимается каратэ так долго, что его пояс чернеет от времени, и ученик становится мастером.

- Белый - чёрный пояс мастера за долгие годы практики выгорает на солнце и вновь становится белым. Таким образом, мудрость стремится к началу - то, к чему приходят с годами, лежит в самом начале обучения.

Современные стили Каратэ


В настоящее время существует несколько сотен стилей и школ Каратэ, в основе которых лежат четыре наиболее крупных стиля Каратэ-До:

Годзю-рю.

Основатель Тёдзюн Мияги. Стиль включает в себя технику южно-китайского ушу. Сочетает высокие и низкие стойки и силу внутреннего дыхания (жёсткую и мягкую технику). В основе стиля лежит техника ближнего боя, эффективное сочетание ударной техники (в т.ч. удары локтями, коленями), бросковой техники и техники захватов. Стиль Годзю-рю обладает высокой энергетической направленностью и особой боевой эффективностью в рамках замкнутого пространства.

Сито-рю.

Основатель Кэнва Мабуни . Стиль является одним из старейших стилей Каратэ, наиболее близким к древним окинавским стилям. Стиль также называют "гимнастическим" каратэ. Особое внимание уделяется выполнению ката, при этом признается также важность как кумитэ, так и тамэшивари.

Для тактики ведения боя характерны следующие принципы:

- Уход с линии атаки в сторону или разворотом;

- Перенаправление атаки противника отводящей или круговой защитой (мягкое блокирование);

- Удары с использованием максимальной силы, выполняемые неожиданно (Жесткое блокирование);

- Защита с использованием встречных (контратакующих) ударов;

- Мгновенный вход в зону нанесения удара и мгновенный отход на безопасную дистанцию после удара.

Сётокан (Шотокан или Шотокан-рю).

Основатель - . Суть стиля заключается в предобразовании Каратэ из жестокого искусства рукопашного боя в средство физического и духовного развития человека. В основе стиля лежат низкие и широкие стойки, жёсткие блоки, мощные и реверсивные удары руками с использованием корпуса, линейные перемещения и линейное приложение силы. Основополагающим принцип Сётокан является удар -"иккэн-хисацу" (одним ударом - наповал). Важнейшим элементом стиля являются 26 ката, которые считаются классикой Каратэ-до.

Вало-рю.

Наименование термина можно перевести, как "Школа мирного пути". Основатель - Оцука Хиронори . Основой стиля является принцип "мягкого" контакта с противником за счет отводящих ударов, а также неожиданные силовые удары с уходом с линии атаки, выведение из равновесия противника.

Одним из наиболее жестких и сложных стилей современного Каратэ является - Киокушинкай.

Киокушинкай (Кёкусинкай)


Основатель - Масутацу Ояма.

Термин Киокушинкай можно перевести, как "Общество Абсолютной Истины".

Киокушинкай является одним из самых трудных и жёстких современных стилей Каратэ. Стиль основывается на древних воинских традициях Японии, кодексе и духе Бусидо.

Стиль Киокушинкай завоевал титул "сильнейшего каратэ " в первую очередь благодаря своему основателю, величайшему мастеру и популяризатору Каратэ Ояме Масутацу.

В Киокушинкай Каратэ возродилось, как воинское искусство. Поединки в Киокушинкай ведутся в полный контакт и без защитного снаряжения (перчаток, протекторов, шлемов). Единственным ограничением является запрет наносить удары в голову руками.

Ояма считал, что для того, чтобы достичь успеха в Каратэ в качестве бойца, человек должен сталкиваться с реальной опасностью и побеждать, так как не существует вещей, в которых совершенство можно достичь только на базе теории.

По мнению Оямы, инструкторы Каратэ, которые сами ни разу не участвовали в боях, подобны учителям танцев и они не способны обучить воспитанников духу Каратэ.

Ояма участвовал в многочисленных схватках с ведущими мастерами различных направлений боевых искусств (боксерами, борцами, дзюдоистами), из которых неизменно выходил победителем. Также он участвовал в схватках с дикими животными, в том числе в разное время провел показательные бои на арене с 52 разъярёнными быками, из которых у 48 отрубил рога голыми руками, а трех убил насмерть.

Однако сам Ояма считал, что сила в Каратэ - это не более чем верхушка айсберга, только видимая часть.

Ояма говорил, что "Каратэ это Дзэн, а Дзэн -это Каратэ ".


На вопрос, как понять, что такое Дзен , Ояма отвечал:

"Обучитесь нескольким приемам Каратэ с чистым сердцем и искренним намерением. Если вы сделаете это, то противник перестанет существовать для вас.

У вас не будет больше ни врагов, ни союзников. Победа или поражение перестанут иметь значение.

Вы достигнете успеха перейдя в состояние Дзэн…".

Ояма считал огромной ошибкой утверждение философов, что Дзэн является чем-то неясным, а также их утверждения о трудностях в обучении мировоззрению Дзэн.

Ояма говорил, что Дзэн существует вокруг нас и внутри нас.

Его истинное величие состоит в его доступности.

Ояма называл Дзэн полным единством тела, намерений и души и именно это единство является путем к обретению человеком гармонии и совершенства.

Ояма говорил, что истинное Каратэ - это не военизированная гимнастика, это боевое искусство , которое требует жестких и упорных тренировок. Каратэ развивает физическую силу, но это не цель.

Цель Каратэ - сосредоточение на совершенствовании и духовном росте. Занятия Каратэ не только делают воспитанников более сильным и ловким.

Каратэ Меняет личные качества человека, развивая его самосознание.

Управление телом в Киокушинкай

Ояма считал одним из важнейших факторов Каратэ - физические тренировки, укрепляющие тело, развивающие скорость, ловкость, координацию. Именно совершенством приемов, а также использованием древних техник для отработки ударов (тренировочных манекенов, связок из жгутов соломы), во многом объясняется мощь Киокушинкай.

Однако, по мнению Оямы, другим не менее важным фактором, является полное единства души и тела, которое достигается за счет изменения конкретных систем организма в процессе режима тренировки. Ояма называл три аспекта приводящих к такому изменению:

- регулирование дыхания;

- управление танденом (область живота, 4 см ниже пупка, физический центр тяжести человека) через регулирование дыхания;

- практика созерцания.

Ояма был уверен, что человек, объединивший дух и тело, не будет чувствовать разницы между собой и высшим миром или между духовным и физическим. Двойственность и противоречия перестанет существовать и человек сможет воспринимать все вещи такими, какие они есть.


Укрепление тела, являющегося вместилищем души, способствует такому единению. Регулирование дыхания, укрепления тандена и концентрация сознания в тандене приводит к достижению физического и духовного единства, что является важнейшей целью Каратэ.

Ояма считал Каратэ активным (живым) Дзэном, а обучение боевому искусству - кротчайшим путем к просветлению и овладению общим состоянием Дзэн.

Отреченное состояние освобождения

В своей книге "Философия каратэ" Ояма описывает опыт достижения углубленного духовного единства, через сосредоточение и концентрацию, который он пережил через 18 месяцев напряженных физических тренировок в уединении и созерцания в Дза-дзэн.

Ояма назвал это состояние "отреченным состоянием освобождения".

Войдя в отреченное состояние освобождения, Ояма мог видеть все движения противника и реагировать на них моментально, не раздумывая. Ояма считал, что в таком состоянии человек способен справиться с любым нападением . Независимо от того, как движется нападающий, тело реагирует быстро и точно

Пережив "отреченное состояние освобождения" и научившись входить в него в нужный момент,

Ояма осознал, что люди больше не являются его соперниками.

Тогда он решил испытать свою силу на быках...

Достижение "отреченного состояния освобождения", как писал Ояма, является следствием, а не целью длительных и упорных тренировок, важнейшим аспектом которых является сосредоточенность на одной точке , вследствие чего человек может достичь состояния духовного единства, в котором мозг свободен и способен действовать без ограничений.

Каратэ (空手 яп. каратэ: «пустая рука») — японское боевое искусство, родиной которого является остров Окинава. Данное название было придумано в 1905 году Томо Ханаширо под влиянием идей дзэн-буддизма, (до 1905 года «каратэ» называли 唐手 «рука династии Тан»).

Окинава Тэ - (沖縄手 "рука Окинавы", на окинавском языке: Uchina-di) - стиль староокинавского каратэ, возникший в 16 веке, как сплав китайского Кэнпо и трех старинных оригинальных окинавских стилей боевых искусств:
- Сюри-те (首里手 на окинавском языке: Sui-dī) который происходит из города Шури - древней столицы княжества Рюкю;
- Томари-те (泊手 на окинавском языке: Tumai-dī) созданное в местности Томари;
- Наха-те (那覇手 на окинавском языке:: Nāfa-dī) созданный в городе Наха, бывшей коммерческой столице княжества Рюкю (современной столице Окинавы).

Высшим достижением стиля стала школа Синдо Рю - "путь истины" - самая закрытая и наиболее жесткая в каратэ. Бои проводятся только в полный контакт. Защитные приспособления не используются. Правил ведения боя не существует, весовых категорий также. Из приемов запрещены лишь удары по глазам.

Синдо Рю создавалось как боевое искусство невооруженного человека против самурая вооруженного мечом и базируется на двух основополагающих принципах: "иккэн хиссацу" - одним ударом наповал, и "мэцкэй сутэми" - хладнокровная решимость идти в бою до конца.

В настоящее время в Окинава тэ входит три стиля: Шорин (Сёрин) рю , Годзю рю и Уэчи рю , в каждый из которых входит несколько школ.

Наиболее жесткой школой классического староокинавского каратэ является Синдо рю. Бои в ней идут в полный контакт, без защитных приспособлений и разрешены удары в любые части тела.

Штаб-квартира Всемирной федерации Окинава тэ находится в г.Наха (Окинава, Япония). Президент международной федерации Окинава тэ Ханши Эйхачи Ота 9-й дан (Япония). www.shorin-ryu.com

Московскую школу "Синдо рю", культивирующую стиль Окинава тэ, возглавляет Сэнсей Валерий Майстровой (7-й дан Окинава каратэ и Кобудо) . Член совета директоров Всемирной федерации Окинава Каратэ, шеф - инструктор Европейского региона, президент Европейской федерации. Сэнсей Валерий Майстровой - ученик Мейтоку Яги (10-й дан), Такаеши Нагаминэ (10-й дан), Эйхачи Ота (9-й дан), Ханаширо Найто (6-й дан).

(На фото: президент всемирной федерации Окинава тэ Такаёши Нагаминэ 10-й дан (Япония) и Сэнсей Валерий Майстровой 7-й дан Окинава каратэ и Кобудо на семинаре в Москве)

Инструкторы и ученики школы "Синдо рю" неоднократные победители и призеры чемпионатов мира и Европы по карате, джиу-джитсу и боевому самбо.

Инструкторы Федерации Окинава Карате России регулярно проводят консультационные семинары по боевым искусствам как для спортсменов, так и для государственных организаций. Были проведены семинары для инструкторов спецназа ГРУ Генштаба России, офицеров Московского СОБРа, аналогичных структур Болгарии, Венгрии, Словакии, Германии, Швейцарии, Люксембурга, Франции. На фото: инструкторы федерации Окинава каратэ и кобудо России.

Ката и Кумитэ

Основа подготовки учеников в школе Синдо Рю помимо общефизической подготовки - ката и кумитэ.

Ката - система боевых движений, в которых содержатся все основные технические действия и передвижения, существующие в стиле.

Выполняющий ката ведет медитативный поединок против нескольких противников, атакующих одновременно, различных по силе, росту, технике владения ударами и вооружению. Ката воссоздает условия реального поединка, заставляет действовать на уровне подсознания.

В результате вырабатывается автоматизм движений и рефлексов. Программа школы Синдо-рю предусматривает изучение боевых ката. 12 без оружия (в том числе 2 дыхательно-энергетических) и 5 ката кобудо.

Кумитэ - (спарринг) как правило в полный контакт включает следующие виды:

Яку соку кумитэ - обусловленный спарринг;

Дзю иппон кумитэ - свободный спарринг на одно движение;

Ури куми дзю кумитэ - свободный спарринг с использованием любой техники, но без "кимэ" в ударах;

Дзиссэн кумитэ - свободный спарринг, в котором запрещены только удары по глазам, но с жестким судейством во избежание тяжелых увечий;

Танганхо кумитэ - свободный спарринг, в котором удары наносятся ладонями;

Ури куми го кумитэ - одна из вершин Синдо рю - свободный бой в полный контакт в котором не существует правил и разрешены любая техника, нанесение любых ударов, за исключением ударов по глазам. Весовые категории отсутствуют, защитные приспособления не используются;

Ниайтэ кумитэ - работа одного против двоих по правилам "ури куми го".

Карате (яп. 空手 — «пустая рука») - японское боевое искусство, которое представляет собой систему защиты и нападения. Термин «карате» был введён в обращение в XVIII веке.

В карате нет какой-то одной международной федерации, в нем каждый крупный стиль имеет свою федерацию.

История возникновения и развития карате

Многие считают, что жители острова Окинава (в то время он был центром независимого королевства Рюкю) вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Но существуют и противники данной теории, они утверждают, что боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, и уже от них постепенно перешли к другим жителям.

В конце XIX века Окинава стала префектурой Японской империи. Во время набора призывников в ряды доблестной японской армии, врачи заметили, что ряд призывников из Окинавы отличаются хорошей физической формой. Было установлено, что все они занимались местным боевым искусством тотэ. После этого, тотэ было включено в программу обучения в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры.

Боевое искусство быстро вышло за пределы Окинавы и завоевало всю Японию. В 1936 году была открыта школа, получившая название Сётокан, где преподаваться стиль созвучный с названием школы. Позже он был признан классическим стилем карате. Для Сётокана не важна сила удара, основной упор делается на быстроту и точность.

После поражения Японии в 1945 году, все японские боевые искусства были запрещены. В 1948 году была создана Японская ассоциация карате (JKA). С этого времени карате стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта. Карате начало стремительно набирать популярность во всем мире, в 1957 году состоялся первый японский чемпионат по карате, а в 1963 году в Чикаго прошёл чемпионат мира по неофициальному контактному карате.

Основные стили карате

Сито-рю (яп. 糸東流) - один из старейших стилей карате. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ, жёсткие и мягкие ката Наха-тэ и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля». Основатель Кэнва Мабуни.

Годзю-рю (яп. 剛柔流) - один из самых распространённых стилей карате. В его основе лежит техника ближнего боя, включающая в себя удары локтями, коленями, бросковую технику, захваты и борьбу в партере. Существуют 3 основных варианта этого стиля — окинавский, японский и американский. Основатель Тёдзюн Мияги.

Вадо-рю (яп. 和道流) - один из четырёх крупнейших стилей. К особенностям стиля можно отнести стремление бойся свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву ее эффективность. Основатель Хиронори Оцука.

Сётокан (яп. 松濤館) - стиль, отличительными особенностями которого являются линейные перемещения и линейное приложение силы. Стойки низкие и широкие. Блоки жёсткие. Удары руками мощные и реверсивные с включением в удар бедра. Основатель Гитин Фунакоси.

Кёкусинкай (яп. 極真会) - контактный стиль карате, поединки в нем насыщены высокими ударами ногами и мощными ударами руками. В кёкусинкай запрещены удары руками в голову. Основатель Масутацу Ояма.

Стили в карате не перестают появляться, каждый выдающийся мастер пытается привнести что-то свое, что зачастую приводит к созданию нового стиля.

Система поясов и степеней в карате

Начать стоит с того, что в карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно их количество равно десяти, но в зависимости от стилей может отличаться. Интересная особенность — номер «кю» уменьшается с ростом мастерства, а номер «дана», наоборот, возрастает.

Для получения каждой следующей степени необходимо продемонстрировать мастерство выполнения ката, а также свободного боя. Многие ошибочно полагают, что степени в карате зависят от результатов соревнований. Атрибутом степени в карате является пояс (оби).

Наиболее распространена следующая система, она используется Японской Ассоциацией Каратэ (JKA) и большинством международных ассоциаций Сётокан:

  • 9-й кю — белый
  • 8-й кю — желтый
  • 7-й кю — оранжевый
  • 6-й кю — зеленый
  • 5-й кю — красный
  • 4-й кю — фиолетовый или темно-синий
  • 3-й кю — светло-коричневый
  • 2-й кю — коричневый
  • 1-й кю — темно-коричневый
  • 1-й дан и выше — чёрный

Черный пояс - именной и делается на всю жизнь, он более толстый и прочный чем пояса других цветов.

Рассмотрим систему поясов в кёкусинкай:

  • 10 кю (белый пояс)
  • 9 кю (белый пояс с голубой полоской)
  • 8 кю (голубой пояс)
  • 7 кю (голубой пояс с жёлтой полоской)
  • 6 кю (жёлтый пояс)
  • 5 кю (жёлтый пояс с зелёной полоской)
  • 4 кю (зелёный пояс)
  • 3 кю (зелёный пояс с коричневой полоской)
  • 2 кю (коричневый пояс)
  • 1 кю (коричневый пояс с золотой полоской)
  • 1-9 дан (чёрный пояс)
  • 10 дан (красный пояс)

Существуют минимальные интервалы времени между экзаменами, они разные в разных федерациях. Интервалы эти увеличиваются с увеличением степени. Ученические и мастерские степени присваиваются пожизненно.

2017-02-10

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Карате".

Часть первая

Современное каратэ как раздел рукопашного боя

Строго говоря, искусство каратэ является японской системой рукопашного боя. Бесспорно, что любой занимающийся спортивным каратэ может применить свои навыки для защиты себя и окружающих. Однако у войны и у боя насмерть свои законы и правила.

Одним из главных отличий каратэ от других видов спорта является то, что в нем не просто есть специальный прикладной раздел, в котором учат приемам самозащиты, но и то, что само каратэ даже в его спортивном варианте является составной частью этой системы самообороны и способом специальной подготовки.

Начнем с того, что в рукопашной схватке снимаются все ограничения с правил на использование навыков и наработанных приемов и техник каратэ. Кроме того, вся техника боевого рукопашного боя по системе каратэ состоит именно из запрещенных ударов, приемов и техник.

В специальном разделе каратэ уделяется особое внимание изучению и отработке техники нанесения поражающих ударов руками и ногами, техники борьбы, техники бросков, выполнению приемов по освобождению от захватов, выполнению удушающих и болевых приемов.

Особый раздел составляет обучение защите от угрозы оружием. Причем, оружием и древним – меч, посох, весло, и оружием непреходящим во времени – нож, палка, дубинка, и оружием современным – пистолет, автомат.

Объединяющим началом и боевого, и спортивного разделов каратэ являются общие методики и принципы подготовки обучения и тренировки. Эти принципы и методы можно назвать универсальными.

Однако считается, что иногда спортивный уклон мешает развитию абсолютных навыков овладения боевым разделом каратэ. И в то же время спортивные состязания способствуют развитию таких необходимых для овладения боевым разделом каратэ качеств, как сила воли, стремление к победе, хладнокровие и гуманизм.

Арсенал боевых техник и приемов прикладного каратэ практически неисчерпаем. Однако в его основе лежат простые приемы и техники ударов, защит, бросков и приемов, которые отрабатываются точно так же, как и в спортивном каратэ.

Следует заметить, что базовая техника и спортивного каратэ, и боевого раздела каратэ практически одинакова. Разница только в целях и условиях применения этих базовых навыков.

Уровень подготовки в каратэ определяется системой КЮ и ДАНОВ. Кю – ученическая степень. Дан – мастерская. Всего десять ученических и десять мастерских ступеней. Кроме того, в школе Дзё‑Син‑До предусмотрена степень кандидата на первый дан.

Классификация «IOD» – «МОД»

10‑кю – белый пояс

9‑кю – белый пояс (одна красная полоска)

8‑кю – белый пояс (две красных полоски)

7‑кю – белый пояс (три красных полоски)

6‑кю – синий пояс

5‑кю – синий пояс (одна красная полоска)

4‑кю – зеленый пояс

3‑кю – зеленый пояс (одна красная полоска)

2‑кю – коричневый пояс

1‑кю – коричневый пояс (одна красная полоска)

1 дан хо – кандидат на мастерскую степень (черный пояс)

С 1 по 10 дан – черный пояс с желтыми полосками (количество желтых полосок соответствуют степени дана).



  • Разделы сайта