Какой вид спорта придумали русские. Старинные русские виды спорта. Для государства в целом кулачный бой стал полезной школой, в которой население обучалось воинскому искусству. Обычно плохо вооруженные ополченцы стремились компенсировать данный недостаток

Россия – страна спортивная. Мы освоили за короткое время десятки видов спорта, стяжав себе мировую славу. Но при этом забыли свои исконные игры, в которые играли многие поколения наших предков.

Русский вариант гольфа. Если бы мы более ревностно относились к своему наследию, то, возможно, уже сегодня российские бизнесмены обсуждали свои сделки не на поле для гольфа, а за игрой в городки. Смысл этой игры в том, чтобы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – «городков») за черту игрового поля – «города».

В историческом романе «Князь Серебряный» А. Н. Толстой пишет, что в городки с удовольствием играли русские бояре времен Ивана Грозного. «Как, бывало, начнут ребята в городки играть, беда той стороне, что супротив тебя! - хвалится в романе воевода Морозов. - Разлетишься, словно сокол ясный, да как расходится в тебе кровь молодая…»

Точную дату появления городков определить сложно. Упоминание «чушек», как еще называли эту игру, можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в летописях Древней Руси. Признанными мастерами городков были Петр I, Александр Суворов, Владимир Ленин и Иосиф Сталин. Кстати, в СССР городки были настоящим культом: редкий стадион или предприятие не имели своей городошной площадки.

Сегодня городки являются уделом преданных энтузиастов, однако, кто знает, что будет через лет 5. Ведь достаточно российскому президенту вместо бадминтонной ракетки или горных лыж пару раз показаться с городошной битой в руках, и уже через некоторое время городки возвратят себе свою культовость.

Наверняка все знают, что лапта – это русский вариант американского бейсбола или английского крикета. Хотя, может быть, это они являются версией лапты. Ведь в нее играли русские еще до принятия христианства. Любопытно, что викинги, часто гостившие у родственников в Руси, переняли игру и пытались ее культивировать в Норвегии. Инвентарь для игры в лапту - деревянные биты и войлочные мячи - были найдены на раскопках Великого Новгорода, датируемых XIV веком. Ни один праздник на Руси без игры в лапту, наряду с кулачными боями, не обходился. Играл в лапту и Петр I, играли солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков.

Русский писатель Александр Куприн, поклонник лапты, писал: «Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру…»

В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается «бьющей», другая – «водящей». После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить в поле.

Чиж не так известен, как городки и лапта, однако это нисколько не умаляет зрелищности это вида спорта. Игра напоминает лапту.

Для того, чтобы сразиться в эту игру, вам понадобятся «чижик» - круглая палочка длиной 10 - 15 см и диаметром 2-3 см, заостренная с обоих концов, а также лапта - дощечка длиной 60-80 см, один конец которой обтесан, чтобы было удобнее держать в руке.

На площадке чертят квадрат 0,5-1,0 м (чем больше площадка, тем больше квадрат). На середину квадрата (дома) кладут «чижик». Один игрок - бьющий, остальные - ловчие, которые отходят к краю площадки и встают в цепочку по одному, договорившись, кто за кем будет ловить «чижик».

Бьющий ударяет ребром лапты по концу чижика, заставляет его взлететь в воздух, а вторым ударом старается отбить его подальше в поле. Ловчий старается поймать «чижик». Если это ему удается, то он получает одно очко и право быть бьющим, а прежний бьющий становится в цепочку последним. Если же ловчий не поймает «чижик», то он должен с места его падения забросить «чижик» в дом, а бьющий отбивает его лаптой. Если ловчий забросит «чижик» в дом, то получает одно очко, если нет, то бьющий опять подбивает «чижик» и отбивает его в поле, а ловчий опять ловит.

Клюшкование

Сегодня мы знаем это вид спорта под тремя именами: «хоккей с мячом», «русский хоккей», «бенди». Наши предки знали эту игру под более понятным названием – «клюшкование». Эта игра известна с X века. В разных местностях она называлась по разному: в северных областях - «загон», в районе реки Вятки – «погоня», на Урале – «свинка», в других районах – «шарение», «котел», «догон», «юла», «козий рог», «клюшкование», «клюшки» и т.д.

В начале XVIII в. в хоккей играли практически повсеместно, и эти игры привлекали всегда многочисленных зрителей. Число игроков в команде строго ограничивалось. Появились железные коньки. Их привез из Голландии Петр I, и одними из первых ими воспользовались «клюшники».

По зрелищности «клюшкование» не уступает ни хоккею, ни футболу. И, возможно, мы увидим хоккей с мячом на Олимпиаде 2018 года.

На асфальте рисуют маленький круг и ставят в него консервную банку. От банки отмеряют шаги и чертят несколько линий. Каждый игрок находит себе довольно длинную палку. Выбирается «пекарь».

«Пекарь», тоже с палкой, караулит банку. А игроки должны по очереди своими палками выбить банку из круга. Начинают все с «валета», потом переходят на «даму» и так далее. Если палка в банку не попала, то остается лежать там, куда упала. Бросает следующий игрок. Предположим, он тоже не попал, его палка тоже остается лежать. Когда, наконец, кто-то банку все-таки сбивает, то «пекарь» должен как можно скорее поставить ее на место. А все бросаются к своим палкам. Как только банка установлена, «пекарь» палкой начинает отгонять игроков от их палок. До кого он дотронется - тот выходит из игры. Кто подобрал свою палку, переходит на следующую линию. Если «пекарь» увлекся погоней, то тот, кто уже поднял свою палку, может опять запулить банку подальше. Тогда «пекарь» прекращает преследование и бежит за банкой. Когда все палки подобраны, игра продолжается. Один раз спрятаться от «пекаря» можно за своей чертой.

Будучи спортсменкой и, занимаясь неолимпийским видом спорта, что кому-то подчас кажется бесперспективным, задумала эту статью на фоне тех изменений, которые сейчас происходят в спорте, и, в частности, в олимпийском движении.
А с Олимпиадами в последнее время происходит что-то, на первый взгляд, непонятное, когда старые и признанные виды исключаются из программ олимпиад, а совершенно несуразные становятся таковыми по причине "зрелищности". Ну, скажите мне, какой человек в трезвом уме и здравой памяти назовет, к примеру, скелетон или керлинг зрелищным видом спорта, особенно в сравнении с той же вольной борьбой, исключенной недавно из олимпийских соревнований? Но ничего удивительного, в общем-то, не происходит - кто платит, то бишь содержит МОК, тот и заказывает музыку.
Правда, конфузы случаются и с "заказчиками". В 1992 году в программу Олимпиад был введен бейсбол , как показательный вид спорта, кстати, примечательно, что сделано это было после распада СССР, а спорт в современном мире, как известно, одна из сторон политики. Вероятно, американцы справедливо считали, что в их национальном виде спорта равных им не будет. Ага, все правильно, но вот у кубинцев было совсем другое мнение. На нескольких Олимпиадах подряд эти, в представлении американцев, злейшие враги свободы и демократии регулярно обыгрывали с неприличными счетами родоначальников бейсбола, забирая все золото себе до тех пор, пока у последних не лопнуло терпение и бейсбол не был исключен из программы Олимпиад вообще. Пожалуй, это был один из редких случаев, когда спорт, в его истинном понимании, оказался сильнее всемогущего "бакса". И вообще, кто знает, может, спустя много-много лет мы увидим в программе олимпийских игр соревнования по популярным в наше время компьютерным играм, если главный критерий отбора - это зрелищность?

Но простите за небольшое отступление и давайте поговорим все же о национальных видах спорта. Эта статья будет посвящена спортивным играм на Руси. Нет, не подумайте, что на Руси в древности существовал спорт, вовсе нет. Он возникнет довольно поздно, вслед за развитием его в Европе. Об этом можете прочитать в статье "Спортивно-гимнастическое движение и начало развития спорта в России" . На Руси, как и во многих других странах, игры имели сугубо прикладное значение, выполняя несколько важнейших функций, таких как физическое воспитание здорового и крепкого поколения, средство общения и, конечно, досуга и развлечения. Затем уже, некоторые игры, бытовавшие в народе, как забава, оставаясь таковыми, стали применяться, как средство физической подготовки и постепенно превращались в то, что мы называем сейчас видами спорта.
Некоторые игры так и остались на уровне развлечений, даже приобрели черты азартных игр, о чем рассказывалось в статье "Во что играли на Руси" , а некоторые дали рождение официально признанным видам спорта. К таким играм можно отнести городки, шашки и лапту. Об их происхождении, правилах и традициях и пойдет речь ниже.

Городки - это русская народная спортивная игра, суть которой состоит в выбивании палками с определенных расстояний из "города" пяти цилиндрических чурок или "рюх", составленных в виде различных фигур. По предположениям, игра возникла в 20-х гг. 19 в. в России.
Современные правила игры, в общем-то предельно просты. На земле размечают квадрат 2х2 м, который называется "город". В нем попеременно располагают различные фигуры, сложенные из цилиндрических деревянных чурок ("рюх") длиной 20 см. На расстоянии 13 м от "города" чертят линию - "кон", откуда игроки начинают игру. Другая черта находится от "города" на расстоянии 6,5 м - это "полукон". Игрок бросает биту - деревянную палку длиной около метра, и, если, он выбьет своим броском хотя бы 1 городок из сложенной фигуры, то переходит в "полукон" и совершает остальные броски с дистанции в 6,5 м. Партия в городки состоит из 15 различных фигур, только лишь названия которых незначительно менялись со временем. Победителем считается тот, кто затратит на выбивание всех фигур меньшее количество бросков.
Куда все сложнее с происхождением игры. Часто приходится читать, что городки пришли "из глубины веков", что большим поклонником игры был царь Петр Первый, но достоверных исторических свидетельств ни в летописях, ни в документах не найдено до сих пор. А первые документальные сведения об игре можно найти у европейцев, описывавших игру, как русскую народную забаву, широко распространенную в начале 19 века по всей территории России прежде всего среди простонародья. Но разумно предположить, что массовой игра стала задолго до описываемых событий. Современные археологические находки могут подтвердить, что уже в древнем Новгороде существовал прообраз этой игры и некоторые исследователи связывают его со скандинавской игрой "кубб", но при этом кажется странным, что в самой Швеции достоверные сведения о "куббе" относятся только лишь к началу века двадцатого.
Очень напоминает современные городки игра "Крегли", которую многие считают родоначальником городков. Посудите сами. Вот как описывалась эта игра. Название свое игра получила благодаря тонким круглым столбикам, высотой не более четырех вершков, т.е. примерно 18 см, называемым "креглями". Но, скорее всего, название это возникло от английской игры кегли с легкой руки впервые описавшего русские "городки" англичанина Д.-А. Аткинсона, сравнившего эту игру со знакомой ему английской. В самой же России игру называли городками, чушками, рюхами. На земле чертили два круга или четырехугольника на расстоянии 15-20 шагов друг от друга, а между ними выкапывали небольшую ямку, называемую маслом. В круге из креглей (чушек или рюх) ставили "города" следующим образом: одну креглю кладут на землю, две рядом с ней вертикально по сторонам, а четвертую сверху на боковые; с одного конца ставят пятую. Это построение напоминает современную фигуру "пулеметное гнездо", а раньше она называлась "баба в окне". Играющие делились на две половины и начинающий игрок бросал палку в круг соперника, т.е в соседний. Если он выбивал "город" или хотя бы одну креглю, то переходил на "масло" и уже оттуда бил остальные городки соперника. Выигравшей считалась команда раньше выбившая все крегли противника. При этом наказание проигравших было смехотворным - они обязаны были носить на своей спине победителей вокруг обоих кругов, осыпаемые шутками и насмешками. Возникнув, как игра простонародья, городки постепенно завоевывали популярность и в других слоях русского народа. Так игра в городки была любимым физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей. Среди них - академик И. П. Павлов , генетик Н. В. Тимофеев-Ресовский, певец Ф. И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор В. В. Стасов, классики мировой литературы Л. Н. Толстой и А. М. Горький .
Существовал также "пыж", где игроки соревновались в выбивании битой стоящего на отдалении деревянного чурбачка цилиндрической формы.
Существовала на Руси и разновидность игры в бабки, называемая "городки", при которой игроки ставили попарно бабки или пыжи (деревянные чурбачки) в виде шестиугольника, что называлось "городить". В середине такого городка располагались три гнезда, называемые средовиной или сердцевиной. Такой бабочный городок били свинцовой или чугунной бабкой. Вообще, существует мнение, что название игры городки произошло именно от начерченной на земле фигуры с расположенными внутри предметами, будь то бабки, чушки или рюхи, что в большинстве игр носит название "город", "городок".

Шашки являются игрой древней. Неизвестно ни имя изобретателя, ни даже народа, создавшего эту игру, тем более, что во многих цивилизациях существовали свои разновидности игр шашечного типа. Но есть предположение, что шашки произошли от игры нарды, отказавшись от игральных костей, чтобы исключить элемент случайности, характерный для последней. Долгие годы появление шашек на Руси связывали с именем киевского князя Владимира Мономаха, якобы завезшим эту игру из Константинополя. В действительности, как попали шашки на Русь доподлинно неизвестно, но в древнерусских былинах можно часто встретить упоминание игры, называемой "тавлеи" или "велеи". Игра эта в былинах часто называлась "немецкой" и можно предположить, что появилась она на Руси из Европы, при этом совершенно не обязательно, что от немцев - на Руси практически всех европейцев называли "немцами". Согласно этой версии слово "тавлеи" происходит от латинского слова tabula, что означает "доска".
Помимо европейской версии происхождения, существуют и другие. К примеру, одни исследователи считают, что тавлеи пришли с Востока, объясняя свою гипотезу тем, что в Турции нарды до сих пор называются "тавла", правда, необходимо добавить, что в греческом языке слово "тавла", как и в латинском, означает "доска" и, возможно, что к туркам это слово попало от греков, а точнее от византийцев.
По другой версии, "тавлеи" завезли на Русь викинги, у которых игра изначально была мистическим инструментом предсказаний. Не случайно на скандинавских тавлеях вырезаны руны, а форма фишек похожа на руны для гадания.
А вот по другой версии в шашки на Руси играли уже в 3-4 веке, что подтверждается археологическими раскопками. В 1969 году на земле вятичей, в районе Старой Рязани, в могильнике были обнаружены две шашки для игры. Предположительно это и есть шашки для тавлеи. На одной из них был изображен витязь со щитом и копьем. Вторая шашка была без рисунка, того же размера и хорошо удерживалась на «спине» собрата. Из этой находки можно предположить, что в тавлеях использовались «именные» фигуры как в шахматах, а не безликие, как в шашках, а процесс игры чем-то напоминал столбовые шашки, о которых мы расскажем дальше.
Как бы там ни было, но шашки на Руси имеют очень древнюю историю, которая имела и свои трудные периоды. К примеру, Московским митрополитом Даниилом, отличавшимся раболепием перед светскими властями и жестокостью по отношению ко всем другим, игры в шахматы и шашки были объявлены столь же порочными, как сквернословие и пьянство, что было законодательно закреплено его последователями на Стоглавом соборе в 1551 году и вошло в "Домострой". Преследовать шашки православная церковь перестала только в 1649 году, когда патриарх Никон в "Соборном уложении" отменил запрет на эти игры. С времени царствования Алексея Михайловича (1645-1675 гг.) и включая время царствования Петра Великого, который ввел шашки в программу своих знаменитых ассамблей, начинается возрождение шашек. Шашками увлекались Александр Суворов и Александр Пушкин , Лев Толстой и Антон Чехов , Александр Грин и Фридрих Шопен и многие другие известные личности. Как же играли в шашки на Руси?
Вот как описывали шашки современники в 19 веке: "В шашки играют на такой точно доске, как в шахматы... первыми занимаются сейчас гораздо больше, чем последними. Нет места по городам, где бы не было шашек. Особенно она сделалась любимой среди купцов, которые, сидя в гостином дворе, проводят целый день в этой забаве... но не играют на деньги. В шашки играют в дамки, в поддавки и в волки. В первом случае стараются или перебить все шашки, или запереть их, во втором - поддавать все свои шашки, чтобы противник перебил их; в третьем - две шашки, называющиеся волками, ходят во все стороны, вперед и назад и бьют овец - противоположные им шашки. Но все искусство состоит здесь в том, чтобы овцы загнали волков, не дали им ходу и не допустили бы волков резать овец." Очень понятное описание. Добавим лишь, что ходы совершались поочередно и строго по диагонали, а "запереть" означало положение, при котором одна или несколько шашек соперника не могут совершить хода. В нынешней терминологии это "запирание", а на Руси называли простым словом "нужник", что означало... сортир, и было традицией совать запертую шашку под нос сопернику с предложением понюхать.
Существовал еще один вариант игры, называвшийся "столбовые шашки". В них побитые шашки не удаляются с поля, а ставятся под побившие их. С каждой побитой шашкой башенка растет. Ходит такая башня так же, как лежащая на ее вершине шашка, т.е. дамка или простая. Если башня бьет башню, то все шашки побитой ставятся под верхнюю шашку побившей. Игрок может и разделить башню на две по своему усмотрению. Игра ведется до момента, когда на поле не останется шашек протиника.
Как вид спорта шашки сформировались в конце 19 века, когда стали проводиться первые всероссийские турниры. Наибольшую популярность, как вид спорта, шашки приобрели уже после революции 1917 года. Правила нынешних русских шашек, как официально называется этот вид спорта, почти аналогичны правилам международных шашек и в последнее время по ним регулярно проводятся чемпионаты мира под эгидой Всемирной федерации шашек.

Лапта - русская народная командная игра, происхождение которой уходит в глубь веков. Лапта упоминается в древних русских летописях, а в Новгороде археологами были найдены мячи и биты, что говорит, как минимум, о тысячелетней истории этой игры. Суть игры проста. Игроки одной команды выбивают битой - лаптой или лаптиной - мяч как можно дальше и во время его полета бегут через игровое поле и обратно, тогда как игроки другой команды стараются поймать мяч и попасть им в одного из бегущих соперников.
Лапта прежде всего была игрой простого народа, но уже при Петре Первом ее начали использовать, ка средство физической подготовки в армии. Впоследствие лапта стала использоваться для активного досуга. Как вид спорта лапта сформировалась уже после революции 1917 года, когда были упорядочены правила и сделаны первые шаги для проведения соревнований по лапте.
Название свое игра получила от плоской деревянной палки, используемой в качестве биты, на одной стороне которой делали рукоятку. Бита называлась лаптой или лаптиной. Зачастую вместо лаптины использовали обыкновенную круглую палку. Нехитрый инвентарь для игры дополнял мяч. Его изготавливали из кожи и набивали шерстью. По словам современников такие мячи стоили весьма не дешево, если у кого-то возникала нужда покупать их. В деревнях же весь "инвентарь" изготовляли самостоятельно. И для игры использовали поле, где проводили две черты на расстоянии 40-50 м друг от друга и шириной до 40 метров. На одном конце поля располагался "город", где стояла отбивающая команда. Черта на другом конце поля означала "кон".
Правила современной лапты мы не будем описывать, они мало чем отличаются от старых за исключением небольших деталей, характерных для той или иной местности России. Остановимся на правилах старых, вернее приведем описание этой игры, данное ей современниками.
"Для этой игры избирают двух маток. Палку, или лапту, бросают вверх и плюют на одну сторону, говоря: «Мокрого или сухого тебе надобно?» Если палка упала на мокрую сторону, тому быть маткой в городе; а на сухую сторону - в поле.
Прочие подходят попарно к маткам, спрашивая их: «Мокрого или сухого?» На ответ «мокрого» тот идет на сторону мокрого; на ответ «сухого» - на сторону сухого. Игроки разделяются на две половины: одна идет к своей матке и играет с ней, а другая идет в поле, чтобы ловить на лету падающий мяч. В других местах игру начинают конанием: двое из прославленных игроков, взяв палку, меряются между собой, кому из них быть маткой и кому начинать игру. Чья рука остановится на верхушке палки, тому быть маткой и начинать игру.
Одна половина игроков идет в поле и разделяет между собой места, где кому стоять и что делать: одни становятся посредине, другие - по бокам, и все обязаны ловить мяч. Один из полевых подает бить мяч. Кто не попадет палкой после третьего раза, тот лишается права бить мяч; кто бьет за каждым разом, тот продолжает бить до трех промахов.
Здесь большое искусство состоит в том, чтобы бить мяч высоко, после удара бежать к проведенной в поле черте, плюнуть там и воротиться назад непобитым к своему месту; но если мяч попадется в руки кому-либо из ловящих и застанет бегущего на черте в поле, тут используют всевозможные обманы, как бы побить мячом, а со стороны убегающего, как избежать удара. Если кого-то ударили мячом (запятнали или осалили), игра прекращается и передается другой половине игроков. Она прекращается и тогда еще, когда кто-то на лету схватит мяч, чтобы поймать который, необходимо иметь особую сноровку и силу в руке, потому что от сильного удара в руку ловящего бывает иногда такой ушиб, что сворачивает пальцы."
Побеждала та команда, которая совершила большее число пробежек из города в кон и обратно.
Русский писатель А. И. Куприн так охарактеризовал лапту: "Эта народная игра - одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места."

спортивный русский лапта плясун

Спорт является многогранным общественным явлением. Дожив до наших дней, многие виды спорта обрели единые правила, не утратив своих характерных черт - азарта, задора, самобытности.

Славянские народные игры довольно разнообразны, они издавна были как развлечением, так и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой.

Русские национальные виды спорта делят на единоборства, пляски и танцы, массовые и спортивные игры.

К единоборству относится кулачный бой . На протяжении всей истории славяне вели постоянные войны, и воинские упражнения и игры сделались неотъемлемой частью древнеславянской культуры, прочно войдя в быт и отразившись в традиционных "потехах".

Первые летописные упоминания о кулачном бое встречаются в начале XIII в. Великий Князь киевский, Мстислав III, и князь псковский, Владимир, ободряя пред битвой своих воинов представили им на волю: сразиться на конях или пешими. И получил ответ: "мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках".

Для государства в целом кулачный бой стал полезной школой, в которой население обучалось воинскому искусству. Обычно плохо вооруженные ополченцы стремились компенсировать данный недостаток быстрой реакцией и умелым, неожиданным использованием ситуации, и этому их учил кулачный бой.

Кулачные бои проводились один на один или "стенка на стенку" (групповой бой). Кулачные поединки всегда собирали множество зрителей. Бои один на один ("сам на сам") в основном проводились перед массовыми боями, либо использовались для разрешения споров, а так же в судебной практике.

Местами проведения боев в летнее время выбирались "обширные" места - городские площади, поляны. Зимой "потеха" происходила чаще всего на льду рек или озер.

Бои проводились во время русских народных праздников, большинство из которых на Руси проходятся на зиму. На поединки выходили в валенках и полушубках, что накладывало определенный отпечаток на технику боя. Удары наносились так, чтобы пробить теплую одежду - с использованием веса всего тела.

Большинство кулачных боев проводились по правилам. Вот основные их положения:

  • · биться "по любви" - то есть не иметь на противника злобы,
  • · не бить лежачего противника,
  • · не бить сзади,
  • · не таить в кулаке тяжелых предметов,
  • · не ставить подножек и не захватывать одежды противника,
  • · не бить ногами.

В боях "стенка на стенку" принимало участие почти все мужское население от мальчишек до взрослых. Подростки "зачинали" бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы. Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу.

Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия. Развивались чувство локтя и взаимовыручка - умения незаменимые в битве.

Продолжался кулачный бой до тех пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство. По окончанию "потехи" чествовали наиболее отличившихся бойцов - их поили вином и водили по улицам с песнями, прославляющими их подвиги.

Однако единых правил все же не использовалось и нередко бои ограничивались только неизменными - "лежачего не бить" и "досмерти не убивать".

Существовал и очень жесткий тип боя - "свалка-сцеплялка", больше напоминающий побоище - в нем использовалось все: от ударов ногами до кистеней, палок и ножей. После таких свалок нередко оставались покалеченные и даже убитые.

Из того, что до кулачных боев допускались даже дети, ясно отношение, которое имелось у славян к воспитанию силы тела и духа сызмальства. Для наших предков это было совершенно осмысленным и приемлемым уроком, некоей школой для мужчины, максимально конкретно, "на живом материале" обучающей не просто боевым ухваткам и уловкам - а гораздо более важному духу совместного соперничества, взаимной поддержки и единства. Закалкой с детства на всю жизнь.

С развитием огнестрельного оружия кулачные бои потеряли для государства свое прикладное значение и оно объявило их "вредной забавой". Возрождение кулачного боя происходит уже в наше время - появляются многочисленные школы и стили славянских боевых искусств, основывающихся на традициях кулачного боя или использующих его элементы.

Пляски и танцы. Славянская пляска создавалась не как развлечение, а как специфическая система игровой тренировки славянских воинов, помогающая вырабатывать боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и силу.

Гопак, трепак, "казачок", "барыня", матросское "яблочко" и другие пляски носят в себе остаточные элементы пешего боя и единоборства.

Например, суть известнейшего русского танца "Барыня" заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной. А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством.

Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника. Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс.

Поэтому настоящая "Барыня" очень трудна - требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением. Получается, не танец, а поединок.

На Руси издревле проводились состязания плясунов. Плясали как в одиночку, так и в паре с соперником.

На плясунов "спорили" и делали ставки, а победители получали призы: подарки, деньги или вино. Плясуны постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания "коленцев", неизвестные соперникам и зрителям. До состязаний наработки держали в большом секрете. Это постоянно пополняло и обогащало технику русского пляса.

Различали парный и одиночный перепляс. В первом случае один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои.

Во втором - соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор "выкрутасов".

Один из вариантов боевого пляса "скобарь" (или как его еще называли - "ломание веселого") предусматривал непосредственный контакт с противником во время исполнения. "Исполняли" его под ритмичный и простой наигрыш на гармошке.

Бой-пляска проходила по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения. Бой мог остановить гармонист, прекратив наигрыш. Перед началом "ломания" плясун встряхивал головой, взъерошивая волосы. Эти действия, в купе с определенными возгласами и притопыванием относились к элементам древней народной магии.

Совершая их, человек выходил из привычного бытового пространства, перебираясь в иной пласт бытия, где время текло иначе, а органы чувств работали по-другому. Расслабленное тело скобаря реагировало не то что на действия соперника - а даже на дуновение ветерка.

Кроме воинских плясок существовали и многочисленные мирные танцы-игры, обрядового и просто развлекательного назначения, одним из которых является хоровод.

Взятие городка относится к массовым играм. На пригорке возводилось потешное укрепление из брёвен и веток, а зимой из снега (городок). Женщины и девушки, защитницы городка, находились внутри "крепости". Парни, разделившись на "всадников" и "коней", начинали приступ. Их задачей было разрушить укрепления и, пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя.

При этом необходимо было усидеть на "коне". Если "всадник" падал с "коня" или же его стаскивали, то он больше участия в игре не принимал. Задача женщин - не дать захватить знамя. Для этого ими использовались средства весьма внушительные: обмотанные шкурами палки, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки.

Игра продолжалась до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от этой затеи. Игрок, сумевший захватить знамя, имел право перецеловать всех защитниц.

Коняшки - массовая игра. Игроки разделялись на два "войска". Каждое "войско", в свою очередь, состояло из "всадников" и "коней". Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней. Задача игроков была проста - вывести из равновесия другую пару. Выигрывала пара дольше всех устоявшая на ногах.

К спортивным играм можно отнести лапту и городки. Дожив до наших дней они, обрели единые правила, не утратив своих характерных черт - азарта, задора, самобытности.

Русская лапта. Еще во времена Петра I лапта была любимейшей молодецкой забавой. Следует отметить, что лапта - не только русская игра. У разных народов мира есть много родственных игр.

Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г.

Высшим Советом по физической культуре при ВЦИК РСФСР. Но тогда лапта так и не была признана видом спорта, хотя ее популярность в народе была по-прежнему высока. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование по лапте.

Первый чемпионат Российской Федерации, в 1958 г., послужил существенным стимулом к дальнейшему развитию этой народной игры в городах и областях страны. Лапта завоевала признание. В России были созданы тысячи команд.

Уже в 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР. Однако в 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, она практически прекращает свое существование.

И только к концу 80-х гг. несправедливость, допущенная по отношению к этой интересной игре, была устранена. Новый импульс к развитию лапты дало постановление Госкомспорта СССР "О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты", принятое в 1987 г.

Богатые традиции игры в русскую лапту, имевшиеся в нашей стране, не позволили ей исчезнуть окончательно, и достаточно было поддержки на официальном уровне, чтобы началось ее второе рождение.

В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России по лапте среди мужских команд. В 1994 г. лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований.

В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в тридцати областях и регионах.

Русская лапта развивает многие жизненно важные физические качества человека: быстроту, силу, координационные способности, вырабатывает игровое мышление, развивает смекалку, чувство коллективизма и т. д. По техническим элементам это самый естественный и доступный вид спорта по сравнению с другими спортивными играми.

Она не требует ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность.

Лапта - игра командная. Каждая команда состоит из 10 игроков. Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы.

Лапта в этом отношении не составляет исключения. Вместе с тем она имеет свои особенности. В лапте в отличие от других командных игр не нужно забивать голы, забрасывать мячи в корзину, здесь результат определяется количеством удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки.

Цель игры -- ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время.

Матч играют на прямоугольной площадке. Предварительно проводятся две линии на расстоянии 40--55 метров, шириной 25--40 метров. С одной стороны площадки находится город, с другой -- деревня. Для игры нужен теннисный мяч и лапта -- плоская палка длиной около 60 сантиметров. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Бьющий лаптой отбивает мяч как можно дальше из-за спины (нельзя бросать биту) в поле, бежит через площадку за линию кона и возвращается назад в город.

Водящие в поле ловят (а если поймал мяч с летки, то команды меняются) отбитый мяч и стараются запятнать (осалить) бегущего. Им можно перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии.

Если игрокам поля удаётся запятнать бегущего, они переходят в город. Если игроки поля не могут запятнать бегущего, то они быстро перекидывают мяч в город. Как только мяч вернулся в город, игрок не успевший прибежать назад в город остаётся за линией кона, и ждёт следующей возможности вернуться в город. Если бьющий ударил по мячу плохо и команда в поле быстро поймала мяч, то бежать опасно, так как могут легко осалить. В таком случае бьющий может не бежать, а оставаться за чертой, по другую сторону от команды -- в деревне.

Игра продолжается, и мяч бьёт следующий игрок. По очереди все игроки команды выступают в роли бьющих. Игроки, оставшиеся в пригороде и за коном ждут, чтобы их выручили.

Выручить может тот, кто далеко отобьёт мяч, дав возможность перебежки самому, а также игрокам из пригорода и кона. Мяч, выбитый за боковую линию, не учитывается.

Mожет создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона и в пригороде, тогда игроку, который ещё не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнётся, то игроки города уступают своё место водящим. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может отбить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.

Игра считается выигранной, если все игроки пробили по мячу, пробежали за линию кона и вернулись назад в город. Игра считается проигранной, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона. По окончании игры команды меняются местами. Если одним из игроков города была сломана лапта, то команда города автоматически выигрывает.

Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. В связи с тем, что двигательная активность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, в лапте спортсменов различают по амплуа.

В нападении это первый бьющий, второй бьющий, третий бьющий, четвертый бьющий, пятый бьющий и шестой бьющий в защите - подающий, правый ближний, левый ближний, центральный, правый дальний и левый дальний защитники.

Городки - старинная славянская спортивная игра. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю, как часть национальной культуры.

Считалось, что городки - игра простого народа, но история свидетельствует, что в городки с увлечением играли Пётр 1 и генералиссимус А.В. Суворов, В.И. Ульянов(Ленин) и И.В. Сталин, М.И. Калинин и К.Е. Ворошилов, академик И.П. Павлов, генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский, певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор В.В.Стасов, классики мировой литературы Л.Н. Толстой и А.М. Горький.

Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. В программу первой Всесоюзной Олимпиады городки были включены в 1928 году. Раньше игра проходила в основном на земле, деревянными битами. В двадцатые годы стали появляться площадки с твёрдым бетонным и асфальтным покрытием. Городошники начали применять окованные биты. В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур, и игра была во многом регламентирована. По существу эти правила действуют и сегодня.

Игра проста по правилам, проходит на открытых площадках, летом и зимой на свежем воздухе. Эта игра увлекательная, атлетическая, требующая силы и ловкости, меткости и выдержки, хорошей координации движений. Популярность этой игры объясняется не только тем, что она является отличным средством оздоровления, но и её доступностью для самого разного возраста людей.

Суть игры -- бросками бит (палок) выбить из «города» поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков -- цилиндрических деревянных столбиков. Главная задача -- затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил.

Размеры площадки («город») -- 2?2 м; расстояние от места бросков: дальнее («кон») -- 13 м, ближнее («полукон») -- 6,5 м; длина городков -- 20 см, диаметр их -- 4--5 см; длина биты -- не более 1 м. Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются не выбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки.

Бросок считается потерянным, если:

  • · бита коснулась штрафной линии или земли перед ней;
  • · игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона);
  • · во время броска игрок заступил ногой за боковую планку;
  • · игрок затратил большее время (30 сек), на подготовку для броска.

Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается.

Партия в городки состоит из 15 фигур:

В этой последовательности их и выбивают.

Состязания городошников бывают личными -- между двумя спортсменами, а также командными. Игру всегда начинает правое поле. После того как все городошники пробьют по две биты, стартует другая команда. После окончания партии право начать следующую получает другая команда. Побеждает в матче команда, выигравшая две партии подряд. При равном счёте назначается третий поединок. На крупных соревнованиях матч обычно состоит из трёх партий. Победителем считается тот, кто затратил на выбивание фигур наименьшее число бит.

В каждой команде должно быть не менее 5 игроков, также может иметься запасной игрок в команде. Когда первая команда закончит свои броски (каждый игрок по очереди может бросить только две биты), начинает выбивать свои фигуры вторая команда и так далее. В каждой партии может разыгрываться от 5 до 15 фигур, фигуры ставятся последовательно одна за другой в установленном играющими порядке. В ходе игры по договорённости можно менять или уточнять условия и правила игры, упрощая или усложняя её. Все фигуры, кроме 15-й, строятся на середине лицевой линии.

Почти все соревнования выигрывали москвичи. Заслуженный мастер спорта, чемпион Союза по городкам в командном и личном зачете Семён Громов в шутку утверждал, что в 50-х годах чемпионские звания распределялись ещё в поезде, который вёз московских городошников на соревнования.

Россия – страна спортивная. Мы освоили за короткое время десятки видов спорта, стяжав себе мировую славу. Но при этом забыли свои исконные игры, в которые играли многие поколения наших предков.

Русский вариант гольфа. Если бы мы более ревностно относились к своему наследию, то, возможно, уже сегодня российские бизнесмены обсуждали свои сделки не на поле для гольфа, а за игрой в городки. Смысл этой игры в том, чтобы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – «городков») за черту игрового поля – «города».

В историческом романе «Князь Серебряный» А. Н. Толстой пишет, что в городки с удовольствием играли русские бояре времен Ивана Грозного. «Как, бывало, начнут ребята в городки играть, беда той стороне, что супротив тебя! - хвалится в романе воевода Морозов. - Разлетишься, словно сокол ясный, да как расходится в тебе кровь молодая…»

Точную дату появления городков определить сложно. Упоминание «чушек», как еще называли эту игру, можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в летописях Древней Руси. Признанными мастерами городков были Петр I, Александр Суворов, Владимир Ленин и Иосиф Сталин. Кстати, в СССР городки были настоящим культом: редкий стадион или предприятие не имели своей городошной площадки.

Сегодня городки являются уделом преданных энтузиастов, однако, кто знает, что будет через лет 5. Ведь достаточно российскому президенту вместо бадминтонной ракетки или горных лыж пару раз показаться с городошной битой в руках, и уже через некоторое время городки возвратят себе свою культовость.

Наверняка все знают, что лапта – это русский вариант американского бейсбола или английского крикета. Хотя, может быть, это они являются версией лапты. Ведь в нее играли русские еще до принятия христианства. Любопытно, что викинги, часто гостившие у родственников в Руси, переняли игру и пытались ее культивировать в Норвегии. Инвентарь для игры в лапту - деревянные биты и войлочные мячи - были найдены на раскопках Великого Новгорода, датируемых XIV веком. Ни один праздник на Руси без игры в лапту, наряду с кулачными боями, не обходился. Играл в лапту и Петр I, играли солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков.

Русский писатель Александр Куприн, поклонник лапты, писал: «Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру…»

В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается «бьющей», другая – «водящей». После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить в поле.

Чиж не так известен, как городки и лапта, однако это нисколько не умаляет зрелищности это вида спорта. Игра напоминает лапту.

Для того, чтобы сразиться в эту игру, вам понадобятся «чижик» - круглая палочка длиной 10 - 15 см и диаметром 2-3 см, заостренная с обоих концов, а также лапта - дощечка длиной 60-80 см, один конец которой обтесан, чтобы было удобнее держать в руке.

На площадке чертят квадрат 0,5-1,0 м (чем больше площадка, тем больше квадрат). На середину квадрата (дома) кладут «чижик». Один игрок - бьющий, остальные - ловчие, которые отходят к краю площадки и встают в цепочку по одному, договорившись, кто за кем будет ловить «чижик».

Бьющий ударяет ребром лапты по концу чижика, заставляет его взлететь в воздух, а вторым ударом старается отбить его подальше в поле. Ловчий старается поймать «чижик». Если это ему удается, то он получает одно очко и право быть бьющим, а прежний бьющий становится в цепочку последним. Если же ловчий не поймает «чижик», то он должен с места его падения забросить «чижик» в дом, а бьющий отбивает его лаптой. Если ловчий забросит «чижик» в дом, то получает одно очко, если нет, то бьющий опять подбивает «чижик» и отбивает его в поле, а ловчий опять ловит.

Клюшкование

Сегодня мы знаем это вид спорта под тремя именами: «хоккей с мячом», «русский хоккей», «бенди». Наши предки знали эту игру под более понятным названием – «клюшкование». Эта игра известна с X века. В разных местностях она называлась по разному: в северных областях - «загон», в районе реки Вятки – «погоня», на Урале – «свинка», в других районах – «шарение», «котел», «догон», «юла», «козий рог», «клюшкование», «клюшки» и т.д.

В начале XVIII в. в хоккей играли практически повсеместно, и эти игры привлекали всегда многочисленных зрителей. Число игроков в команде строго ограничивалось. Появились железные коньки. Их привез из Голландии Петр I, и одними из первых ими воспользовались «клюшники».

По зрелищности «клюшкование» не уступает ни хоккею, ни футболу. И, возможно, мы когда-нибудь увидим хоккей с мячом на Олимпиаде 2018 года.

На асфальте рисуют маленький круг и ставят в него консервную банку. От банки отмеряют шаги и чертят несколько линий. Каждый игрок находит себе довольно длинную палку. Выбирается «пекарь».

«Пекарь», тоже с палкой, караулит банку. А игроки должны по очереди своими палками выбить банку из круга. Начинают все с «валета», потом переходят на «даму» и так далее. Если палка в банку не попала, то остается лежать там, куда упала. Бросает следующий игрок. Предположим, он тоже не попал, его палка тоже остается лежать. Когда, наконец, кто-то банку все-таки сбивает, то «пекарь» должен как можно скорее поставить ее на место. А все бросаются к своим палкам. Как только банка установлена, «пекарь» палкой начинает отгонять игроков от их палок. До кого он дотронется - тот выходит из игры. Кто подобрал свою палку, переходит на следующую линию. Если «пекарь» увлекся погоней, то тот, кто уже поднял свою палку, может опять запулить банку подальше. Тогда «пекарь» прекращает преследование и бежит за банкой. Когда все палки подобраны, игра продолжается. Один раз спрятаться от «пекаря» можно за своей чертой.

Коняшки – это такой древнеславянский вариант поло. Только роли коней здесь выполняют люди, клюшки заменяют руки, а мячи – другие «всадники». Игроки разделяются на два «войска». Каждое «войско», в свою очередь, состоит из «всадников» и «коней». Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней. Задача игроков проста – вывести из равновесия другую пару. Выигрывает пара, дольше всех устоявшая на ногах. Официальных состязаний не проводится, но в будущем все возможно.

Вышибалы

Наверно, с этой игрой знакомо большинство читателей. Кто из нас в детстве не ловил свечи и ловко не перепрыгивал мяч? На самом деле, это забава была известна на Руси со времен первых Рюриковичей. Зародилась она в военных дружинах, а потом уже пошла в народ, пока не стала любимым детским развлечением. Забавно, что американский аналог вышибал «доджбол» очень модный вид спорта. Существует даже Федерация доджбола в России, которая участвует в международных соревнованиях. Поэтому через пару десятилетий, возможно, и здесь появятся олимпийские чемпионы.

Россия – страна спортивная. Мы освоили за короткое время десятки видов спорта, стяжав себе мировую славу. Но при этом забыли свои исконные игры, в которые играли многие поколения наших предков.

Городки

Русский вариант гольфа. Если бы мы более ревностно относились к своему наследию, то, возможно, уже сегодня российские бизнесмены обсуждали свои сделки не на поле для гольфа, а за игрой в городки. Смысл этой игры в том, чтобы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – «городков») за черту игрового поля – «города».

В историческом романе «Князь Серебряный» А. Н. Толстой пишет, что в городки с удовольствием играли русские бояре времен Ивана Грозного. «Как, бывало, начнут ребята в городки играть, беда той стороне, что супротив тебя! - хвалится в романе воевода Морозов. - Разлетишься, словно сокол ясный, да как расходится в тебе кровь молодая…»

Точную дату появления городков определить сложно. Упоминание «чушек», как еще называли эту игру, можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в летописях Древней Руси. Признанными мастерами городков были Петр I, Александр Суворов, Владимир Ленин и Иосиф Сталин. Кстати, в СССР городки были настоящим культом: редкий стадион или предприятие не имели своей городошной площадки.

Сегодня городки являются уделом преданных энтузиастов, однако, кто знает, что будет через лет 5. Ведь достаточно российскому президенту вместо бадминтонной ракетки или горных лыж пару раз показаться с городошной битой в руках, и уже через некоторое время городки возвратят себе свою культовость.

Лапта

Наверняка все знают, что лапта – это русский вариант американского бейсбола или английского крикета. Хотя, может быть, это они являются версией лапты. Ведь в нее играли русские еще до принятия христианства. Любопытно, что викинги, часто гостившие у родственников в Руси, переняли игру и пытались ее культивировать в Норвегии. Инвентарь для игры в лапту - деревянные биты и войлочные мячи - были найдены на раскопках Великого Новгорода, датируемых XIV веком. Ни один праздник на Руси без игры в лапту, наряду с кулачными боями, не обходился. Играл в лапту и Петр I, играли солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков.

Русский писатель Александр Куприн, поклонник лапты, писал: «Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру…»

В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается «бьющей», другая – «водящей». После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить в поле.

Чиж

Чиж не так известен, как городки и лапта, однако это нисколько не умаляет зрелищности это вида спорта. Игра напоминает лапту.

Для того, чтобы сразиться в эту игру, вам понадобятся «чижик» - круглая палочка длиной 10 - 15 см и диаметром 2-3 см, заостренная с обоих концов, а также лапта - дощечка длиной 60-80 см, один конец которой обтесан, чтобы было удобнее держать в руке.

На площадке чертят квадрат 0,5-1,0 м (чем больше площадка, тем больше квадрат). На середину квадрата (дома) кладут «чижик». Один игрок - бьющий, остальные - ловчие, которые отходят к краю площадки и встают в цепочку по одному, договорившись, кто за кем будет ловить «чижик».

Бьющий ударяет ребром лапты по концу чижика, заставляет его взлететь в воздух, а вторым ударом старается отбить его подальше в поле. Ловчий старается поймать «чижик». Если это ему удается, то он получает одно очко и право быть бьющим, а прежний бьющий становится в цепочку последним. Если же ловчий не поймает «чижик», то он должен с места его падения забросить «чижик» в дом, а бьющий отбивает его лаптой. Если ловчий забросит «чижик» в дом, то получает одно очко, если нет, то бьющий опять подбивает «чижик» и отбивает его в поле, а ловчий опять ловит.

Клюшкование

Сегодня мы знаем это вид спорта под тремя именами: «хоккей с мячом», «русский хоккей», «бенди». Наши предки знали эту игру под более понятным названием – «клюшкование». Эта игра известна с X века. В разных местностях она называлась по разному: в северных областях - «загон», в районе реки Вятки – «погоня», на Урале – «свинка», в других районах – «шарение», «котел», «догон», «юла», «козий рог», «клюшкование», «клюшки» и т.д.

В начале XVIII в. в хоккей играли практически повсеместно, и эти игры привлекали всегда многочисленных зрителей. Число игроков в команде строго ограничивалось. Появились железные коньки. Их привез из Голландии Петр I, и одними из первых ими воспользовались «клюшники».

По зрелищности «клюшкование» не уступает ни хоккею, ни футболу. И, возможно, мы когда-нибудь увидим хоккей с мячом на Олимпиаде 2018 года.

Пекарь

На асфальте рисуют маленький круг и ставят в него консервную банку. От банки отмеряют шаги и чертят несколько линий. Каждый игрок находит себе довольно длинную палку. Выбирается «пекарь».

«Пекарь», тоже с палкой, караулит банку. А игроки должны по очереди своими палками выбить банку из круга. Начинают все с «валета», потом переходят на «даму» и так далее. Если палка в банку не попала, то остается лежать там, куда упала. Бросает следующий игрок. Предположим, он тоже не попал, его палка тоже остается лежать. Когда, наконец, кто-то банку все-таки сбивает, то «пекарь» должен как можно скорее поставить ее на место. А все бросаются к своим палкам. Как только банка установлена, «пекарь» палкой начинает отгонять игроков от их палок. До кого он дотронется - тот выходит из игры. Кто подобрал свою палку, переходит на следующую линию. Если «пекарь» увлекся погоней, то тот, кто уже поднял свою палку, может опять запулить банку подальше. Тогда «пекарь» прекращает преследование и бежит за банкой. Когда все палки подобраны, игра продолжается. Один раз спрятаться от «пекаря» можно за своей чертой.

Коняшки

Коняшки – это такой древнеславянский вариант поло. Только роли коней здесь выполняют люди, клюшки заменяют руки, а мячи – другие «всадники». Игроки разделяются на два «войска». Каждое «войско», в свою очередь, состоит из «всадников» и «коней». Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней. Задача игроков проста – вывести из равновесия другую пару. Выигрывает пара, дольше всех устоявшая на ногах. Официальных состязаний не проводится, но в будущем все возможно.

Вышибалы

Наверно, с этой игрой знакомо большинство читателей. Кто из нас в детстве не ловил свечи и ловко не перепрыгивал мяч? На самом деле, это забава была известна на Руси со времен первых Рюриковичей. Зародилась она в военных дружинах, а потом уже пошла в народ, пока не стала любимым детским развлечением. Забавно, что американский аналог вышибал «доджбол» очень модный вид спорта. Существует даже Федерация доджбола в России, которая участвует в международных соревнованиях. Поэтому через пару десятилетий, возможно, и здесь появятся олимпийские чемпионы.



  • Разделы сайта