Дуэли были методом выяснения отношений. Классические способы выяснить отношения на дуэли. Петр Великий: убитых на дуэлях вешать за ноги

В повседневной жизни порой совершенно невозможно обойтись без споров. Достаточно посмотреть на подлых людей, окружающих тебя - сразу возникает желание нарумянить какую-нибудь харю. Но драться, как известно, нехорошо и неправильно, нужно решать всё словами. Но что делать, если речевой аппарат в содействии с мозгом ничего изящно-обидного родить не могут? Тогда остается единственно благородный способ - дуэль. Самый изящный и коварный способ решить пари, свести счеты и просто помериться яйцами. Мы расскажем о способах, которые изящнее мордобоя и проще, чем стрельба друг в друга на расстоянии 30 шагов.

Само собой, статья несет ознакомительный научно-познавательный толк, ее целью является знакомство читателя с историей и правилами явления, которое нашло столь сильное отражение в общественной жизни, традициях и культуре многих народов.

Правила любого поединка:
- Наличие секунданта. Секунданты следят за честностью поединка и выполнением правил. Их было решено ввести после того, как участились случаи бесчестных приемов на дуэлях (например, кольчуга под одеждой, отравленные клинки или наемные убийцы, страховавшие плательщика). Не забывай, что когда-то дуэль была полулегальным способом заработать.
- В качестве оружия не обязательно использовать огнестрельные и колюще-режущие предметы. В некоторых разновидностях «американской дуэли» использовались пилюля, ядовитая змея и прочие опасные для жизни вещи. А пострадавшего и неправого определял жребий. Полагаться на судьбу для человека в порядке вещей.
- У всех должно быть одинаковое оружие, вне зависимости от того, что у тебя в руках: сабля, рюмка или пистолет. Нечестно стрелять из «Узи» против дробовика.
- Правила обговариваются заранее.
- В некоторых случаях, при определенных договоренностях, в бой вступают секунданты.
- Результат поединка не оспаривается. Это свято как буква закона. Проиграл - значит, неправ.

Суд поединком

Тебе неспроста вспоминается сносящая башню драка между Оберином Мартелом и Григором «Горой» Клиганом - таким образом действительно выяснялась не одна распря. По словам арабских писателей X века Амина Рази и Мукаддези, описывавших традиции русов: «Когда царь решит спор между двумя тяжущимися, и они решением его останутся недовольны, тогда он говорит им: разбирайтесь мечами своими - чей острее, того и победа». Называлось это трагическое и в то же время увлекательное мероприятие «поле». У германских варваров они назывались хольмгангами.

Если предпочитаешь сражаться по русскому обычаю, то знай: есть некоторые нюансы. Хотя выходить на поле могли не только мужчины, но и женщины, по общему правилу бой должен был быть равный, и поэтому малолетние, престарелые, больные, священнослужители, инвалиды и женщины могли нанимать и ставить вместо себя наемных бойцов. Так что избить ребенка не получится.

Поэтому бери в руку оружие или дубинку, и вперед - выяснять отношения. Причинение тяжких телесных во время поля или хольмганга не считается убийством… правда, по законам, которыми уже 1000 лет не пользуются. Точка зрения победившего считалась единственно верной, поскольку мертвый соперник терял способность продолжать спор. И ко всему прочему, считается, что руку того, кто прав, направляет Сам… ну ты понял. Довольно важная деталь: причиной спора могло быть элементарное несогласие одного человека отдавать другому свою женщину. Поэтому в XI веке для многих берсерков это стало основным способом заработка. Отказ от поединка означал вечное изгнание из племени. Такой вид дуэли с трудом можно назвать справедливым.

Если хочешь биться по традициям хольмганга, то найди шкуру длиной и шириной около трех метров. Шкуру прибей к земле колышками, и за пределы этого импровизированного ринга выходить нельзя - иначе дисквалификация. Ковер, конечно, вещь не варварская. а скорее персидская, но за неимением шкуры и он сойдет. Но не забудьте перед боем принести жертву Одину.

Ордалии

Скажите, а вы верите в Бога? Вы со своим оппонентом? Не обязательно в Яхве или Аллаха, можно в древнеаккадских или любых других божеств Междуречья. Просто много тысяч лет назад они придумали изумительный способ выбрать, кто прав, а кто виноват - так называемые «испытание огнем» и «испытание водой». Тебе только осталось выбрать, от чего умрет проигравший - от ожогов или от переизбытка воды в легких. В любом случае, он будет оправдан, ибо боженька его в лучший мир заберет, а ты так и останешься жить в Рязани с чувством удовлетворения.

Вариантов много. Например, если твой оппонент утверждает, что он не мудак, опусти его связанным в холодную воду. Вода - стихия чистоты, и если он спустя 10 минут не захлебнется - значит, не мудак. Можно предложить ему достать кольцо из кипятка - если сможет, то значит, он не такая скотина, какой может показаться, и не спал с твоей девушкой.

Но гораздо зрелищнее с точки зрения радикального ультрасадизма испытание огнем. Испытуемый должен держать руки на огне, проходить через горящий костер, пройтись по углям, держать руками раскаленное железо - выбирай что хочешь. Если он сумеет выдержать - значит, он невиновен, и по законам чести ты не имеешь права его обвинять. Потому что нельзя больше издеваться над человеком, которому прожгло руки. Имей в виду: даже после пешей прогулки по углям люди становились калеками.

Мензурное фехтование

Ну да черт с ним, с этими судьбами. Как известно, Боги, как и люди, непостоянны и изменчивы, полагаться нужно только на себя и на свою руку, особенно если ты умеешь фехтовать, а твой оппонент только знает, как размахивать «розочкой» из бутылки. Есть такой крайне изящный и крайне опасный метод выяснения отношений, не подразумевающий под собой летального исхода (хотя всякое может быть). Придумали его студенты старейших европейских университетов еще в XVI веке. Для поединка вам понадобятся: две острых сабли-шлегера (либо другие остро наточенные орудия), очки, кожаный нагрудник и толстый шарф, чтобы защитить шею и грудь от нечаянной радости, терпение и сноровка.

Правила достаточно сложные. Нарядившись, возьмите в руки ножички (откуда ж у вас шлегеры), встаньте на таком расстоянии друг от друга, чтобы вы могли доставать острием ненавистную харю, и начинайте сражаться. Но аккуратно, ведь цель - первым поранить лицо противника. Не пробить насквозь череп, а оставить царапину. Дело в том, что в студенческих сообществах Европы этими шрамами впоследствии хвастались. Ведь шрамы украшают лицо мужчины, а сам факт их наличия красноречивее поступков говорил о том, что перед тобой не трус, а нормальный мужик. Дело в том, что этот способ не использовали для решения споров (хотя и бились до первой крови), скорее для закалки мужества и простых понтов. Как мы помним, в ту пору большинство мужского населения уходило на войну и возвращалось со шрамами. А отставать от моды даже тогда было не принято.
Когда-то в мензурном фехтовании можно было двигаться, уклоняться, но к XIX веку правила ужесточились. С тех пор (а эти поединки до сих пор проводятся в некоторых старинных университетах Европы) противники практически статичны, уклоняться корпусом тоже нельзя - только отбивать удары рукой. Самое жуткое - нельзя было моргать, но это слишком, мы ведь не настолько смелы, как дуэлянты позапрошлого века.

Русская рулетка

Данное судилище так же безопасно, как засовывание детородного органа в осиный улей. Не забывай, что гусары, несмотря на свои благородство и начитанность, чаще всего были людьми отбитыми и потому разгоняли скуку таким вот образом. Для них заключить пари с летальным исходом - раз плюнуть.

По правилам игры, в пустой барабан револьвера заряжается один патрон, после чего барабан несколько раз проворачивается так, чтобы игроки не знали, где располагается единственный патрон. После этого игроки по очереди подносят дуло револьвера к собственной голове и нажимают на спусковой крючок.

Существует несколько разновидностей русской рулетки. В основном техники игры различаются по следующим признакам:

По количеству патронов в барабане. Минимальное количество патронов в барабане - один, максимальное - на один меньше количества камер в барабане. При этом понятно, что риск возрастает прямо пропорционально количеству патронов в барабане.
- По вращению барабана. После каждой попытки барабан револьвера может (дополнительно к автоматическому повороту барабана) вращаться рукой. Математически подобная операция делает игру несколько менее рискованной, но в то же время и менее предсказуемой.
- По наносимым увечьям. Есть более лайтовые версии - например, стрелять в ногу или в руку. Но если у вас хватило ума взяться за такое, то лучше сразу в голову. А есть бескровный вариант - выстрел производится в сторону. То есть тот, кого, так сказать, выбрала пуля, оказывается проигравшим.

Но самым классическим и ортодоксальным считается вариант с наличием одного патрона в барабане револьвера, дополнительным вращением барабана ладонью после каждого выстрела и приставлением дула револьвера к виску (к голове). Такая русская рулетка исколесила русскую литературу от «Героя нашего времени» до «Азазеля». А потом перебралась в кино. Но лучше играть в русскую рулетку как в «ДМБ», а не как в «Жмурках», - то есть вообще не вкладывать патрон в барабан. Зато все поймут, что ты настоящий пацан, и к тебе в бане спиной повернуться не страшно. А после 1356-й попытки вы уже забудете, о чем спорили.

А ведь когда-то продавалась жвачка «Русская рулетка»: в пачке из 20 жвачек 16 - со вкусом клубники, а четыре - перцовые. Вот это, пожалуй, самый миролюбивый вариант.

Алкодуэль

Ну а теперь немного про дуэль, которую мы заслужили и которая законом не запрещена. И речь не о соревновании по вейперству, а об обыкновенном поединке на крепость печени и природную стойкость. Итак, вам предлагается самим выбрать оружие: коньяк, водка, всё вместе. Выбрать пределы: литр, два, три. Желательно каким-то образом фиксировать события, поскольку это спор, это поединок, и надо зафиксировать, кто отрубится раньше. Позволяется сражаться до первых рвотных позывов, но это для слабеньких духом и желудком игроков. Это как-то несерьезно.

Пейте планомерно, один напиток за другим, играя на повышение, чтобы растянуть удовольствие от битвы. Но если такой вариант кажется скучным, то рекомендуем американский вариант, в котором много от «русской рулетки». Берется 6 банок пива по 0.33 на крутящийся столик, 5 из них наполнены пивом, последняя водкой (или чем-то другим, не менее крепким). Потом столик раскручивается, и играющие по очереди отпивают из ближайшей к ним банки. Можно играть до тех пор, пока кому-то не попадется водка, а можно растянуть удовольствие до бесконечности.

В любом случае, вы обязаны опустошать бокалы синхронно и до дна, чтобы поглощать одинаковое количество, иначе будет нечестно. Поэтому вариант с алкошахматами и шашками отпадает. Но аккуратно - можно додуэлиться до попадания в больницу.

Таким способом можно решить множество споров, и при этом можно даже не умирать (но тут как получится, алкогольное отравление - очень опасная штука). Самое приятное, что люди в процессе говорят по душам, в конечном итоге забывают причину конфликта и братаются.

С одной стороны, прекрасно, что высшей ценностью для любого дворянина стала его личная честь. Но с другой стороны, дворянское общество однозначно утвердилось во мнении, что защитить и восстановить личную честь или честь семьи может только сам дворянин, законы в этом случае бессильны, а любое вмешательство властей только оттягивает неминуемую развязку. При этом законы, категорически запрещающие дуэли, мягче не стали.

Российское дворянство, созданное Петром I, далеко не сразу пришло к такому пониманию личной чести. Собственно, о какой чести мог говорить дворянин, при обращении к монарху униженно называвший себя холопом и не смевший даже думать о сатисфакции, если его оскорбило лицо, стоящее выше в иерархии власти. Ситуация стала медленно меняться только во времена правления Елизаветы. Окончательно же разрушила старое представление дворян о своем месте и значении в государстве Екатерина II.

Именно при Екатерине дворяне получили личную свободу и возможность самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Но понадобилась смена поколения, чтобы дворянство утвердилось во мнении, что и личная честь не принадлежит государству и защитить её можно только самостоятельно. Для защиты чести российское дворянство теперь признавало только два способа: или принесение обидчиком публичного извинения. Естественно, что количество дуэлей резко возросло, а главное, они стали более кровавыми.

И во времена правления последних императриц дуэлей в России было немало, но как правило они проходили среди равных или близких по общественному положению дворян. При этом, поводом к дуэли могла служить любая мелочь, зачастую чрезвычайно далекая от оскорбления чести. Во времена Екатерины Н. И. Страхов писал о нравах в высшем обществе: «Бывало, хоть чуть-чуть кто-либо кого по нечаянности зацепит шпагою или шляпою, повредит ли на голове один волосочек, погнет ли на плече сукно, так милости просим в поле… Хворающий зубами даст ли ответ вполголоса, насморк имеющий скажет ли что-нибудь в нос… Также глух ли кто, близорук ли, но когда, Боже сохрани, он не ответствовал или недовидел поклона… Тотчас шпаги в руки, шляпы на голову, да и пошла трескотня да рубка!».

Любопытно, что именно при Екатерине, смотревшей на дуэли сквозь пальцы и считавшей, что «поединок, хотя и преступление, не может быть судим обыкновенными уголовными законами», . Поговаривали, что и у самой императрицы в молодости была дуэльная история со своей родственницей.

В век Екатерины дуэлянты предпочитали выяснять отношения на шпага или саблях, поэтому смертельных исходов было относительно немного. Во времена Александра I, когда главной причиной дуэлей стало оскорбление чести, оружие стали выбирать более смертоносное — пистолет. Собственно, причин для этого было две: пистолет практически уравнивал шансы, так как стрелялись на близком расстоянии (обычно 10−15 шагов), когда промазать трудно, да и вероятность убить или тяжело ранить обидчика резко возрастала.

Уравнивание шансов было немаловажно, так как теперь на дуэлях часто дрались люди, существенно отличавшиеся и возрастом, и общественным положением, и умением владеть оружием. Понятно, что чиновник предпочитал не рубиться на саблях с кавалерийским офицером, а стреляться. Особенностью русской дуэли этого времени было и то, что её часто стремились закончить если не смертью противника, то его серьезной раной. В Европе подчас сам факт выхода на дуэль свидетельствовал о том, что честь защищена, но в России для этого требовалось пролить кровь обидчика или получить его извинения.

Без серьезных последствий при взаимном согласии сторон могла закончиться только дуэль из-за мелких ссор. Если была серьезно затронута честь, компромиссы признавались неуместными, а дуэль обязательной. Так, Пушкин, отправляя секунданта договариваться об условиях дуэли с Дантесом, наставлял его: «Условьтесь только насчет материальной стороны дуэли. Чем кровавее, тем лучше. Ни на какие объяснения не соглашайтесь».

От вызова на дуэль были защищены только члены императорской фамилии, которых традиции запрещали вызывать на поединок. Но и в отношении с ними дворяне находили возможность отстаивать свою честь. Еще будучи генералом, великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I) во время смотра то ли замахнулся, то ли грубо схватил за мундир чем-то провинившегося офицера. В ответ услышал вежливое, но твердое: «Ваше высочество, в руках у меня шпага». Развития ситуация не получила, но урок будущий император усвоил. По России эта история ходила в нескольких вариантах. В её реальности можно сомневаться, но то, что её пересказывали, отражало главное — теперь свою честь дворянин был готов отстаивать даже перед теми, на кого его предки и глаза поднять не смели, и дворянское общественное мнение его в этом поддерживало.

Высокие представления дворян о собственной чести устраивали и монархов, недаром же за дуэли, проведенные в соответствии с установившимися правилами, наказания были символическими, хотя закон предусматривал смертную казнь. Зачастую происходило наоборот, тот, кто следовал букве закона, наказывался строже или становился для дворянской среды чужим, его просто переставали принимать. В этом отношении характерна дуэль генерал-майора Бахметьева и штабс-капитана Кушелева. За шесть лет до дуэли Бахметьев оскорбил четырнадцатилетнего юнкера Кушелева, который тогда не смог вызвать офицера на дуэль. Через годы судьба свела их снова, и вызов состоялся. Дуэль пытались предотвратить многие, но безуспешно. Оба стрелявших промазали, видимо, не без умысла. После чего Бахметьев извинился перед Кушелевым и попросил простить обиду.

Самое интересное началось после дуэли. О ней стало известно властям, последовал очень жесткий приговор суда, предусматривающий разжалование дуэлянтов и лишение их дворянства. Александр I приговор не утвердил, суровые наказания для участников дуэли и секундантов заменили на чисто символические. Больше других пострадал бывший секундантом граф Венансон, которого заключили в крепость, а затем сослали на Кавказ. Пикантность в том, что именно граф донес о состоявшейся дуэли.

В это время в дворянской среде появилось и понятие корпоративной чести, особенно в армии. Честь своей роты, полка, армии, вида войск офицер должен был защищать, как и свою собственную. Если при офицере пренебрежительно отзывались о его полке или сослуживцах, он был обязан вызвать говорившего это на дуэль. В противном случае считалось, что он разделяет это мнение и в полку ему не место. Выходом из подобной ситуации было увольнение со службы или перевод в другой вид войск, но вероятность, что такого офицера примут в другой полк, была крайне низка.

В России того периода трудно было найти дворянина, у которого за плечами не «висело» несколько дуэльных историй. Кстати, большинство вызовов, последовавших по пустяшным причинам или спьяну, заканчивались мирно. Протрезвев, потенциальные дуэлянты решали, что дело можно уладить без стрельбы, а заодно и «обмыть». Но появились и бретеры, сделавшие дуэль щекочущим нервы развлечением, стрелявшиеся по поводу и без оного. Появились четверные и даже шестерные поединки, когда по одному поводу стрелялись несколько пар дуэлянтов. Любопытно, что ни бретеры, ни участники массовых поединков обычно серьезных наказаний не несли, если дуэли проходили с соблюдением всех правил. Так, граф Федор Толстой (Американец) убил на дуэлях 11 человек, а общее количество своих дуэльных историй даже подсчитать затруднялся. Временные лишения чина или кратковременные заключения на гауптвахте или в крепости графа не смущали, к ним он относился философски.

Именно к дуэли с Федором Толстым несколько лет готовился Пушкин, высланный в Кишинев, но их сумели все же помирить. Стоит заметить, что и сам Александр Сергеевич иногда не прочь был побретерствовать. На его счету более десяти дуэльных историй, стрелялся же он, как минимум, три раза. После дуэли с поэтом, произошедшей в Кишиневе из-за какого-то пустяка, полковник С. Н. Старов сказал Пушкину: «Вы так же хорошо стоите под пулями, как хорошо пишете». Друг поэта И. П. Бартенев вспоминал позднее: «Такой отзыв храброго человека, участника 1812 года, не только обезоружил Пушкина, но привел его в восторг. Он кинулся обнимать Старова и с тех пор считал долгом отзываться о нем с великим уважением». С Дантесом подобный итог дуэли был невозможен, поэт просто не стал бы его слушать.

Трудно подсчитать, сколько жизней российских невольников чести унесли кровавые поединки. Можно по разному относиться к дуэлям, глядя на них из нашего времени. Но согласитесь, прав был Александр Куприн: «Дуэль — варварский обычай, пережиток старины. Но, господа, скажу вам, не клевещите на дуэль, — это рыцарски благородный способ защитить открыто, что дороже жизни, — честь человека».

Традиция дуэли в России является привнесенной. Несмотря на то, что с древних времен на Руси существовала традиция как судебных поединков для разрешения споров, так и поединков перед сражениями войск, к ныне известной нам дуэли она отношения не имеет.

В Западной Европе дуэль как способ защиты чести дворянина появилась в Италии в XV веке и стала очень быстро распространяться на другие страны. К началу XVI века дуэль была вполне обычной для дворянского сословия Западной Европы. При этом нижняя граница возраста участников поединка опустилась до 14 лет.

Несмотря на то, что с XVI века дуэли запрещали как монархи, так и церковь, Европа пережила явление, известное как «дуэльная лихорадка».

27 апреля 1578 года в парижском парке Турнель состоялась одна из самых известных дуэлей в истории - «дуэль миньонов». Это был поединок «трое на трое» между приближёнными короля Франции Генриха III (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза (гизарами). В результате поединка погибли четверо из шести участников дуэли.

Несмотря на официальный запрет дуэлей, французский монарх не подверг выживших наказанию, а погибших распорядился похоронить в роскошных мавзолеях и поставить им мраморные статуи.

Такое отношение к «дуэли миньонов» привело к всплеску популярности дуэлей и даже к появлению профессиональных дуэлянтов, добывавших себе славу бесконечными поединками. Поводом для дуэли в таком случае могла стать любая мелочь, не понравившийся взгляд или спор по поводу одежды.

Петр Великий: убитых на дуэлях вешать за ноги!

В разгар европейской «дуэльной лихорадки» в России в этом смысле царило полное спокойствие. Первая дуэль здесь произошла лишь в 1666 году. Соперниками стали будущий генерал Петра I Патрик Гордон и еще один офицер-наемник, майор Монтгомери.

В 1682 году царевна Софья подписала указ, разрешавший служилым людям носить личное оружие, сопроводив его запретом на поединки.

В популярном фильме «Арапа Петра Великого» монарх-реформатор выражает готовность принять вызов на дуэль за своего воспитанника. В реальности Петр Великий, несмотря на приверженность к европейской культуре, к дуэлям относился крайне негативно.

Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года за вызов на дуэль предусматривала наказание в виде лишения чинов и частичной конфискации имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертную казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

«Воинский артикул», представлявший собой разъяснение положение Воинского устава подтверждал «наижесточайшее запрещение» вызовов и поединков. Более того, предусматривалось повешение даже для тех, кто … погиб на дуэли. Трупы таковых предписывалось вешать за ноги.

«Узаконенная форма убийства»

Тем не менее, вплоть до второй половины XVIII века дуэли в России не принимали массового характера. Однако при Екатерине II они становятся все более популярным способом выяснения отношений, особенно среди молодежи, воспитанной в европейском духе.

В 1787 году Екатерина Великая, встревоженная происходящим, выпустила «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались» чужестранным насаждением»; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», — пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли назначалось как за совершение аналогичного уголовного преступления.

Но ничего не помогало. Первая половина XIX века стала пиковым периодом для русской дуэли. При этом в Европе, где данная традиция пошла на спад, русскую дуэль называли «варварством» и «узаконенной формой убийства».

Дело в том, что если в Европе период «дуэльной лихорадки» был связан с боями на холодном оружии, то в России предпочтение отдавалось огнестрельному, которое приводило к тяжким исходам в разы чаще.

«Благородная» дуэль лишила жизни Пушкина

В России существовал довольно разнообразный перечень видов дуэлей.

Наиболее распространенной была так называемая «подвижная дуэль с барьерами». На дорожке размечалась «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечались «барьерами», в качестве которых могли применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещались на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинали сходиться — двигаться навстречу друг другу. Идти можно было с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен был остановиться. Порядок выстрелов мог оговариваться, но чаще стреляли по готовности, в произвольном порядке. Согласно русским правилам, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль с расстояния 15 шагов считалась «благородной», ибо вариант смертельного исхода в данном случае был не так вероятен. Тем не менее, Александр Сергеевич Пушкин получил смертельное ранение в дуэли с 20 шагов.

Поединок «до смертельного исхода»

В отличие от Европы, в России существовали виды дуэли, наводившие ужас на жителей других стран. Например, дуэль «на шесть шагов»: при этом варианте противники располагались на дистанции, обеспечивающей гарантированное попадание. Поединок такого рода часто завершался смертью обоих участников.

Иногда использовался вариант этой дуэли, при котором заряжался один пистолет, оружие дуэлянты получали по жребию, после чего оба нажимали на спусковой крючок. В таком случае «невезучий» был практически обречен на смерть.

В Европе к началу XIX века не было видов дуэлей, предусматривавших обязательную гибель одного из участников. В России же существовали виды дуэлей «до смертельного исхода». Одним из таких являлся поединок на краю пропасти - раненый в дуэли падал в бездну и погибал.

Градация по степени оскорблений

Поводом для дуэли считался ущерб, нанесенный чести пострадавшего, а также чести его семьи. В определенных обстоятельствах вызов мог произойти и за оскорбление чести третьих лиц, оказывающих покровительство вызывающему.

Поводом к дуэли не могло стать нанесение какого бы то ни было материального ущерба. Кроме того, обращение с жалобой к властям лишало оскорбленного права требовать удовлетворения при помощи поединка.

Существовала целая градация оскорблений, согласно которой оскорбленный получал право требовать тех или иных условий дуэли.

Любопытно, что оскорбление, нанесенное женщине, считалось на ступень более тяжким, нежели аналогичное, но нанесенное мужчине.

Удовлетворения можно было требовать и от оскорбившей дворянина женщины - правда, такое оскорбление оценивалось на две ступени ниже, чем аналогичное, нанесенное мужчиной. В любом случае, ответить на вызов пришлось бы в таком случае родственнику оскорбительницы, а не ей самой.

Схватка со свидетелями, но без зрителей

Оскорблённому рекомендовалось тут же, на месте, в спокойном и уважительном тоне потребовать извинений, либо сразу же заявить обидчику, что к нему будут присланы секунданты. Далее оскорблённый мог либо отправить письменный вызов (картель), либо вызвать обидчика на дуэль устно, через секундантов. Максимальным сроком для вызова в обычных условиях считались сутки. Затягивание с вызовом считалось дурным тоном.

Существовало и еще одно важное правило, гласившее: «Одно оскорбление - один вызов». Если некий наглец наносил оскорбление сразу нескольким лицам одновременно, на дуэль его мог вызвать только один оскорбленный. Предпочтение отдавалось тому, какому досталось самое грубое оскорбление.

Считалось крайне неэтичным превращать дуэль в спектакль. Помимо дуэлянтов, на поединке присутствовали секунданты и врач. Присутствие друзей и родственников участников было возможным, но не приветствовалось.

В заранее условленное время, как правило, утром, противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место.

Допускалось опоздание одной из сторон на 15 минут. Более длительная задержка считалась уклонением от дуэли и означала бесчестье.

Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном.

Из числа секундантов назначался распорядитель дуэли, который руководил всеми действиями.

Тяжко оскорбленный стреляет первым

Распорядитель в последний раз предлагал дуэлянтам примириться. В случае отказа сторон он озвучивал правила дуэли. Секунданты обозначали барьеры и производили заряжание пистолетов (в случае, если дуэль была с применением огнестрельного оружия). Правила дуэли требовали от участников поединка освободить все карманы.

Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя.

Если в ходе поединка на шпагах один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.

В поединке на пистолетах большое значение имела степень нанесенного оскорбления. Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым, в противном случае право первого выстрела определял жребий.

Право на замену

Правила дуэли допускали замену его участника на лицо, представляющее его интересы. Это было возможно, если речь шла о женщине, несовершеннолетнем, мужчине старше 60 лет, либо имеющим болезнь или увечье, ставящее его в явно неравное положение с противником.

Честь женщины мог защитить либо мужчина из числа ближайших кровных родственников, либо муж, либо спутник (то есть тот, кто сопровождал женщину в то время и в том месте, где было нанесено оскорбление), либо, по изъявлении такого желания, любой мужчина, присутствовавший при оскорблении или позже узнавший о нём и считающий для себя необходимым вступиться за данную женщину.

При этом право на защиту чести могла получить лишь женщина, имеющая безукоризненное поведение с точки зрения общественных норм. Если дама успела прославиться излишне свободным поведением, вызов в ее защиту не считался действительным.

Парный комплект пистолетов в XIX в. хранился во многих дворянских домах на случай дуэли. Фото: Commons.wikimedia.org

Выжившие дуэлянты становились друзьями

Правила дуэли запрещали поединки с близкими родственниками, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Дуэли с двоюродными и троюродными братьями считались делом вполне допустимым.

Если в результате дуэли оба противника в результате оставались живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику — извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). По завершении дуэли честь считалась восстановленной, а любые претензии противников друг к другу по поводу бывшего оскорбления — недействительными.

Считалось, что уцелевшие в бою дуэлянты должны были стать друзьями или, как минимум, поддерживать далее нормальные отношения. Повторный вызов того же лица на поединок был возможен лишь в самых экстраординарных случаях.

Как министр Ванновский устроил ренессанс русской дуэли

Почти в течение всего XIX века русские монархи принимали законы, направленные на запрет поединков. Император Николай I говорил: ««Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». В то же время он существенно понизил ответственность за дуэли. Утвержденное в 1845 году «Уложение об уголовных наказаниях» полностью освобождало от ответственности секундантов и врачей, а участникам поединка грозило от 6 до 10 лет заключения в крепости с сохранением дворянских прав.

На практике же наказание было еще более мягким - чаще всего виновные даже в смертельной дуэли ограничивались несколькими месяцами заключения и незначительным понижением в чинах.

К концу XIX века популярность дуэлей в России пошла на спад. Однако в 1894 году с подачи военного министра Петра Ванновского, в целях укрепления боевого духа в армии, дуэли были не просто легализованы, а в некоторых случаях стали для офицеров обязательными.

Логичным итогом стало резкое увеличение количества дуэлей. Если в период с 1876 по 1890 годы в России до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях, то в 1894 - 1910 годах состоялось 322 дуэли. При этом свыше 250 из них были проведены по решению судов офицерской чести, которым было дано право назначать поединки. Самовольными же дуэлями, без разрешения начальников, оказались только 19, причем ни один участник не был привлечен к ответственности.

Из 322 дуэлей данного периода 315 состоялись на пистолетах и лишь 7 - на холодном оружии. Большинство поединков 1894 - 1910 годов завершались бескровно или легкими ранениями, и только 30 - гибелью или тяжелыми ранениями дуэлянтов.

Поединки на винтовках: как погибали русские эмигранты

На дуэлях в начале XX века дрались не только военные, но и политики, а также деятели культуры. Заядлым дуэлянтом был лидер «Союза 17 октября» Александр Гучков , известна дуэль между поэтами Серебряного века Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным .

Институт русской дуэли прекратил свое существование после Октябрьской революции 1917 года, вместе с другими атрибутами сословного общества.

В Белой армии, а затем в среде русской эмиграции вплоть до 1930-х годов был популярен еще один оригинальный вид поединка - дуэль на винтовках Мосина. При этом убойная сила данного оружия делала летальный исход практически неизбежным. Для отчаявшихся людей такая дуэль становилась своеобразным «благородным» способом самоубийства.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

Формирование общих целей;

Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

Появление процедур, связанных с нормами и правилами;

Институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институ ционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными и высокостандартизированными, к важнейшим можно было бы причислить и институт науки. Вместе с тем многие виды деятельности, включая социальную деятельность и медицину, тоже начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой социальных статусов и ролей и по этой причине могут быть отнесены к институтам.

3. Трансформация социальных институтов в России

3.1. Институт семьи

Двадцатое столетие для русского, как и для других народов мира, принесло крупные демографические перемены, коснулись они и брачно-семейных отношений. Если еще в начале века преобладали многочисленные крестьянские семьи, то уже к середине, в результате больших миграционных перемещений сельских жителей в города, на первое место выходят более малочисленные городские семьи. Сегодня уже около 90% всех семей в России проживают в городах. Это малые нуклеарные семьи, по размерам близкие европейским семьям, лишь чуть более 10% из них насчитывают 5 и более членов семьи. Сельские семьи тоже резко сократились и стали близкими к городским - средний размер - 3 человека и всего чуть более 12% составляют семьи из 5 человек и более.

Модернизация семьи на этом не закончилась. Ключевые изменения в семье происходят под влиянием "перестройки" общества. Изменяются почти все основополагающие функции семьи: ее образ жизни, внутрисемейные и ролевые взаимоотношения, семейная мораль, репродуктивные установки и т.д. Интересно, что несмотря на значительные перемены, сегодня большинство россиян - 88%, проживают в семье. Иными словами, каждый десятый человек в стране проживает вне семьи. В основном это либо молодые люди, которые служат в армии или учатся, либо - пожилые одинокие люди. По мировым стандартам это считается нормальным. В большинстве развитых стран доля одиноких в общей численности населения составляет от 11 до 14%. Доля семей с одним несовершеннолетним ребенком составляет более 50% (в США - чуть больше 40%). Около 32% приходится на семьи с двумя детьми и лишь 6% имеют 3-х и более детей. Поскольку есть немало семей, которые не родили вообще ни одного ребенка, в среднем на семью приходится чуть более одного ребенка. Это дает основание полагать, что естественная убыль населения сохранится и в перспективе, даже несмотря на то, что в наиболее активные детородные возраста начинают вступать дети тех матерей, которые принадлежат к поколению 50-х годов рождения - времени относительно высокой рождаемости. Это, однако, не будет означать повышения числа рождений, т.к. почти все социально-демографические группы населения ориентированы на 1-2- детную семью, что дает основание прогнозировать в ближайшее десятилетие естественную убыль населения.

Демографические перемены коснулись не только состава семьи, но и внутрисемейных отношений, особенно в молодых семьях. По-иному идет процесс формирования брачно-семейных отношений, заключения и прекращение браков, появление детей в семье. В новой социально-экономической ситуации меняются и критерии брачно-семейного выбора. Это, прежде всего, выражается в снижении брачности, которая за последние годы снизилась на треть (с 9,7 чел. На 1000 населения до 7 чел. в 1998 г.). при этом в городах число заключенных браков значительно выше, чем в селе (10,5 чел. в 1990 г. и 7,7 чел. в 1998 на 1000 населения - в городах; соответственно 8,1 чел. и 5,3 чел. на 1000 населения - в селе). Эта ситуация связана с несколькими причинами. Одна из них - экономическая. Молодые люди в нестабильной социально-экономической обстановке отказываются от создания семьи, или откладывают браки из-за нежелания брать на себя ответственность за семью. Влияние на снижение брачности оказало также существенное изменение в половозрастной структуре населения. С одной стороны резко сократилось число женщин в возрасте 15-30 лет, с другой стороны женщины оказались в невыгодном для себя положении - их сверстников было меньше.

В определенной мере на снижение брачности повлияло и новое отношение к браку "по западному образцу". Молодые люди предпочитают свободные добрачные отношения, а брак откладывают на неопределенное время. Сегодня средний возраст вступления в первый брак в стране составляет 24,3 года для мужчин и 22 года для женщин. При этом мужчинам в сельской местности сложнее жениться, т.к. сельские невесты предпочитают по окончанию школы переезжать в города, а женщинам сложнее найти жениха в городах, т.к. вместе с переехавшими сюда сельскими невестами, их здесь больше. Это и обусловило более высокую долю мужчин, состоящих в браке, в городах, а в сельской местности более высокую долю во всех возрастных группах женщин, состоящих в браке.

«Она вызывала ее на смертный бой, на шпагах или на кинжалах, в одних сорочках, как это водится у записных дуэлистов», – сообщает один из персонажей романа «Хроника царствования Карла IX» о прекрасной графине де Тюджи, возлюбленной главного героя. Право же, крайне сложно вообразить себе дуэль между прекрасными дамами… из-за дам – куда ни шло... Кто их знает – этих французских писателей, вольное обращение с историей со стороны А.Дюма известно всем – быть может, и Проспер Мериме в этом моменте позволили себе излишнюю литературную вольность?

Нет, в антиистиричности писателя упрекнуть невозможно – во всяком случае, не в этом отношении. Дуэли между дамами действительно имели место быть – как раз в описываемую эпоху. Одна из таких дуэлей произошла – где бы вы думали – в женском монастыре! Нет-нет, сами «невесты христовы» тут не причем, они виноваты разве что в том, что оставили без присмотра двух знатных синьорин, прибывших в миланский монастырь для молитвы. Дамы заперлись в уединенном помещении, через некоторое время там раздался подозрительный шум. Подоспевшие монахини обнаружили двух дам, буквально искромскавших друг друга. Их имена, равно как и причины столь серьезной потасовки так и остались тайной.

Впрочем, известен и такой случай, когда за оружие взялась именно монахиня. В том же XVI веке некая «невеста христова» заколола шпагой дворянина Монмаранси – известного дуэлянта и прожигателя жизни, имевшего наглость соблазнить родную сестру монахини.

Весьма пикантную историю поведал в своих мемуарах герцог Ришелье – да-да, тот самый кардинал, которого мы все помним по известному роману А.Дюма! Правда, на момент описываемых событий он еще не был кардиналом, зато замечательно разбивал женские сердца. Его благосклонность «не поделили» графиня де Полиньяк и маркиза де Несль. Дуэль на шпагах – как и положено, в присутствии секундантов – состоялась в Булонском лесу, и кончилось дело тем, что графиня ранила соперницу в ухо.

Вообще, в XVII веке дуэли между дамами происходили, пожалуй, не реже, чем между мужчинами. И если из десяти мужских поединков лишь на четырех кто-то погибал, то у дам этот показатель был вдвое выше – 8 из 10… поневоле задумаешься, кого следует считать «слабым полом»!

Дамы дрались не только между собой. Что делать даме, если мужчина обходится с нею не по-джентльменски, а заступиться за нею некому? Только браться за оружие самой! Именно так поступила оперная певица Мопэн в 1668 г. На балу некий кавалер позволил себе язвительное высказывание в свой адрес, а в ответ на требование извиниться несчастную выпроводили из зала под всеобщие комментарии: «Эта певичка зарвалась!» Тогда гордая женщина вырвала шпагу у одного из родственников хозяина дома, выводивших ее из зала, и воскликнула: «Защищайтесь!» – и немедленно доказала серьезность своих намерений, убив мужчину, который – ради смеха – обнажил шпагу. После этого дама поправила прическу и невозмутимо вернулась в зал, где все же добилась извинения от обидчика.

«О времена! О нравы!» – так и хочется воскликнуть, размышляя о тех временах. Трудно сказать, какие чувства в большей степени вызывают эти события – ужас или восхищение… но «брать на вооружение» такие способы разрешения конфликтов, пожалуй, не стоит.



  • Разделы сайта