В каком веке были дуэли. Самые известные российские дуэли: страсти, азарт, кутежи, амуры и политика. Когда зародилась дуэль

Известно, что в Россию дуэль пришла с Запада. Считается, что первая дуэль в России состоялась в 1666 году в Москве. Дрались два офицера иностранца... шотландец Патрик Гордон (впоследствии ставший петровским генералом) и англичанин майор Монтгомери (вечный покой его праху...).

Дуэли в России всегда были серьезным испытанием для характера. Петр Великий, хоть и насаждал в России европейские обычаи, понимал опасность дуэлей и постарался сразу пресечь их появление жестокими законами. В чем, нужно признаться, приуспел. Дуэлей среди русских в годы его правления почти не было.

Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду… даже недонесение каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия - смертная казнь! С полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов. Одновременно для разбирательства дел, порочащих честь и достоинство офицеров, по указанию Петра I были созданы "Общества офицеров".

Петр III запретил телесные наказания для дворянства. Так в России появилось поколение, для которого даже косой взгляд мог привести к дуэли.

Императрица Екатерина II подписала свой "Манифест о поединках" от 21 апреля 1787 года, в котором нашёл отражение петровский взгляд на дуэли как преступление против государственных интересов. В этом манифесте подлежал наказанию тот, кто своими действиями создал конфликт. Повторное участие в дуэлях влекло за собой лишение всех прав, состояния и ссылку на вечное поселение в Сибирь. Позднее ссылка была заменена разжалованием в рядовые и заключением в крепость.

И всё же карающие меры не смогли искоренить поединки. После окончания Отечественной войны 1812 года поединки в России активизировались. Расцвет дуэлей был в годы царствования Александра I и продолжались они вплоть до Александра III. Интересно отметить, что император Павел I всерьез предложил разрешать межгосударственные конфликты не путем войны, а проведением поединка между императорами… в Европе поддержку данное предложение не получило. В 1863 году на базе "Обществ офицеров", в полках были созданы Суды обществ офицеров и при них - Советы посредников. Советы посредников (3-5 человек) избирались офицерским собранием из числа штаб-офицеров и предназначались для выяснения обстоятельств ссор, попытки примирения сторон и санкционирования проведения поединков. Спустя два года Суды общества офицеров были созданы и в Морском ведомстве в лице "Общих собраний флагманов и капитанов" (суд флагманов). Император Александр III утвердил "Правила разбирательства ссор, случившихся в офицерской среде" (приказ по Военному ведомству N"18 от 20.5.1894 года). Таким образом, в России впервые были легализованы поединки.

Вызов

Традиционно дуэли начинались с вызова. Поводом для него становилось оскорбление, когда человек считал, что имеет право вызвать своего обидчика на поединок. Данный обычай был связан с понятием чести. Оно было достаточно широким, а его трактовка зависела от конкретного случая. При этом материальные споры об имуществе или деньгах решались в дворянской среде в судах. Если потерпевший подавал официальную жалобу на своего обидчика, он уже не имел права вызывать того на дуэль. В остальном поединки устраивались из-за публичных насмешек, мести, ревности и т. д. Оскорбить человека, согласно понятиям той эпохи, мог только равный ему по социальному положению. Именно поэтому дуэли проводились в узких кругах: между дворянами, военными и т. д., но нельзя было представить сражение между мещанином и аристократом. Если младший офицер вызывал на поединок своего начальника, последний мог без урона для своей чести отклонить вызов, хотя известны случаи, когда подобные бои все-таки организовывались.

В основном, когда спор касался людей из разных социальных слоев, их тяжба решалась исключительно в суде. В случае оскорбления можно было спокойно потребовать от обидчика извинений. В случае отказа следовало уведомление о том, что к противнику прибудут секунданты. Вызов на дуэль осуществлялся письменно, устно или нанесением публичного оскорбления. Вызов мог быть направлен в течение 24 часов (если не было уважительных причин). После вызова личные общения между противниками прекращались и дальнейшая связь осуществлялась только через секундантов.

Письменный вызов (картель) доставлялся обидчику картельщиком. Среди способов нанесения публичного оскорбления бытовала фраза: "Вы подлец". При физическом оскорблении швырялась перчатка в противника или наносился удар стеком (тростью). В зависимости от тяжести нанесённого оскорбления, оскорблённому принадлежало право выбора: только оружия (при лёгком оскорблении- это могли быть язвительные высказывания, публичные выпады против внешнего вида, манеры одеваться и т. д); оружия и рода дуэли (при среднем-таковым могло быть обвинение в лживости или нецензурная брань); оружия, рода и дистанции (при тяжком- к таковым причислялись агрессивные действия: броски предметами, пощечины, удары, измена жены).

Нередки были случаи, когда человек оскорблял сразу нескольких людей. Правила дуэлей в 19 веке в России в таком случае устанавливали, что вызвать на дуэль обидчика мог только один из них (если вызовов поступало несколько, удовлетворялся только один на выбор). Данный обычай исключал возможность расправы над обидчиком усилиями множества лиц.

Только сами дуэлянты, их секунданты, а также врач могли присутствовать на дуэли в России. 19 век, правила которого строились на общепринятых принципах, считается эпохой расцвета этой традиции. Участниками боя не могли становиться женщины, а также мужчины с серьезными увечьями или болезнями. Существовал и возрастной ценз. Не приветствовались вызовы пожилых людей старше 60 лет, хотя случались и исключения. Если оскорбляли человека, не способного или не имевшего права участвовать в дуэли, его мог заменить «покровитель». Как правило, такими людьми становились ближайшие родственники. Честь женщины теоретически мог защищать с оружием в руках любой вызвавшийся мужчина, особенно если оскорбление было нанесено ей в общественном месте. При неверности жены к супругу на дуэли оказывался ее любовник. Если изменил муж, его мог вызвать родственник девушки или любой другой пожелавший мужчина.

Секунданты

Следующим этапом после вызова был выбор секундантов. От каждой стороны выделялось равное количество секундантов (по 1 или по 2 человека). В обязанности секундантов входила выработка взаимоприемлемых условий поединка, доставка на место дуэли оружия и врача (по возможности от каждой стороны), подготовка места к проведению поединка, установка барьеров, контроль за соблюдением условий поединка и прочее. Условия дуэли, порядок их соблюдения, итоги встречи секундантов и ход поединка должны были протоколироваться.

Протокол встречи секундантов подписывался секундантами обеих сторон и утверждался противниками. Каждый протокол составлялся в двух экземплярах. Секунданты избирали из своей среды старших, а старшие - распорядителя, которому вменялись функции организатора проведения поединка.

При выработке дуэльных условий согласовывался выбор:

Места и времени;

Оружия и последовательности его применения;

Финальных условий поединка.

Для поединка использовались малолюдные места, дуэль назначалась на утренние или полуденные часы. Разрешённым оружием для поединков были сабли, шпаги или пистолеты. Для обеих сторон использовалось однотипное оружие: с равной длиной клинков или единого пистолетного калибра с разницей в длине ствола не более 3 см.

Сабли и шпаги могли использоваться в поединке самостоятельно или как оружие первого этапа, после чего следовал переход к пистолетам.

Финальными условиями поединка бьши: до первой крови, до раны или по израсходовании установленного количества выстрелов (от 1 до 3-х).

Ни одна из сторон не должна была ожидать прибытия к месту дуэли другую более 15 минут. Если участник опаздывал больше чем на 15 минут, его соперник мог уйти с места дуэли, а задержавшийся в таком случае признавался отклонившимся и лишенным чести.

Дуэль должна была начинаться по истечении 10 минут после прибытия всех участников.

Прибывшие на место поединка участники и секунданты поклоном приветствовали друг друга. Секундант - распорядитель делал попытку примирить противников. Если примирение не состоялось, то распорядитель поручал одному из секундантов прочитать вслух вызов и опросить противников, обязуются ли они выполнять условия дуэли? После этого распорядитель разъяснял условия поединка и подаваемых команд.

Поединок с использованием холодного оружия

Стандартные варианты проведения дуэлей устоялись в аристократической среде к XIX столетию. В первую очередь характер поединка определялся использовавшимся оружием. Дуэли в России в 18 веке проводились на шпагах, саблях и рапирах. В дальнейшем этот общепринятый набор сохранился и стал классическим. Дуэли с применением холодного оружия могли быть подвижными или неподвижными. При первом варианте секунданты размечали длинную площадку или дорожку, на которой разрешалось свободное движение бойцов. Допускались отступления, обходы и другие приемы фехтовальной техники. Неподвижная дуэль предполагала, что соперники размещались на расстоянии удара, а бой велся стоявшими на своих местах дуэлянтами. Оружие держалась в одной руке, а вторая оставалась за спиной. Нельзя было бить противника собственными конечностями.

Секунданты готовили места для поединка с учётом равных возможностей для каждого дуэлянта (направление лучей солнца, ветра и проч.).

Чаще всего использовалось идентичное оружие, но при согласии сторон каждый противник мог воспользоваться собственным клинком. Дуэлянты снимали с себя мундиры и оставались в рубахах. Часы и содержимое карманов сдавалось секундантам. Секунданты должны были удостовериться в отсутствии защитных предметов на теле дуэлянтов, могущих нейтрализовать удар. Нежелание подвергнуться этому осмотру расценивалось как уклонение от поединка.

По команде распорядителя противники занимали свои места, определённые секундантами. Секунданты становились по обе стороны от каждого дуэлянта (на дистанции 10 шагов) по принципу: свой-чужой; чужой-свой. Поодаль от них находились врачи. Секундант-распорядитель становился так, чтобы видеть и участников, и секундантов. Противников ставили друг против друга и подавали команду: "Три шага назад". Дуэлянтам вручалось оружие. Распорядитель командовал: "К бою готовсь" и затем:

"Начинай". Если во время поединка один из дуэлянтов падал или ронял оружие, то нападающий не имел права воспользоваться этим.

При необходимости остановить бой распорядитель, по согласованию с секундантом противоположной стороны, поднимал вверх своё холодное оружие и командовал "Стой". Бой останавливался. Оба младших секунданта продолжали оставаться у своих клиентов, а старшие вели переговоры. Если в горячности дуэлянты продолжали поединок, то секунданты обязаны были парировать удары и разъединить их.

При получении одним из дуэлянтов раны бой останавливался. Врачи осматривали рану и давали заключение о возможности или невозможности продолжения поединка.

Если одним из дуэлянтов было допущено нарушение правил или условий поединка, в результате чего противник получил рану или был убит, то секунданты составляли протокол и возбуждали судебное преследование виновного.

Поединки с использованием пистолетов

Для проведения поединков использовались дуэльные пистолеты ("джентльменский гарнитур"). Пистоли покупались новыми, причем пригодны для дуэлей были только исключительно гладкоствольные пистолеты, и не пристрелянные т.е. без запаха пороха из ствола. Повторно с тех же пистолетов на дуэлях больше не стрелялись. Они хранились, как сувенир. Данное правило было необходимо для того, чтобы не дать ни одному из противников заметного преимущества.

Участники прибывали на место поединка со своими нетронутыми парными наборами. Правила дуэлей на пистолетах в России гласили, что выбор между комплектами делался с помощью жребия.

Заряжание пистолетов осуществлялось одним из секундантов в присутствии и под контролем остальных. Пистолеты разыгрывались по жребию. Получив пистолеты, дуэлянты, держа их стволами вниз с невзведёнными курками, занимали установленные жребием места. Секунданты становились поодаль от каждого дуэлянта. Распорядитель спрашивал дуэлянтов:

"Готовы?" - и, получив утвердительный ответ, командовал:

"К бою". По этой команде взводились курки, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. Затем следовала команда: "Начинай" или "Стрелять".

Вариантов дуэлей с пистолетами было несколько:

1. Неподвижная дуэль (дуэль без перемещений).

а) Право первого выстрела определял жребий. Дуэльная дистанция избиралась в интервале 15-30 шагов. Согласно дуэльному кодексу первый выстрел должен быть произведён в течение одной минуты, но обычно по договоренности между сторонами он производился через 3-10 сек. после начала отсчёта. Если по прошествии оговоренного промежутка времени выстрела не последовало, то он терялся без права повторения. Ответный и последующие выстрелы производились на этих же условиях. Отсчёт секунд вёлся вслух распорядителем или одним из секундантов. Осечка пистолета засчитывалась, как совершённый выстрел.

б) Право первого выстрела принадлежало оскорблённому. Условия и порядок выстрелов сохранялись прежними, увеличивалась лишь дистанция - до 40 шагов.

в) Стрельба по готовности.

Право первого выстрела не устанавливалось. Дистанция стрельбы составляла 25 шагов. Противники с пистолетами в руках стояли в установленных местах спиной друг к другу. По команде "Начинай" или "Стрелять" они поворачивались лицом друг к другу, взводили курки и начинали целиться. Каждый дуэлянт стрелял по готовности во временном интервале 60 секунд (или по договоренности от 3 до 10 сек.). Секундант-распорядитель громко производил отсчёт секунд. После отсчёта "шестьдесят" следовала команда: "Стой". Также практиковались дуэли вслепую. В таком поединке мужчины совершали выстрелы через плечо, стоя друг к другу спиной.

г) Дуэль по сигналу или команде.

Дуэлянты, находясь на-своих местах лицом к лицу на расстоянии друг от друга в 25-30 шагов, должны были стрелять одновременно по условленному сигналу. Таким сигналом являлись хлопки в ладоши, подаваемые секундантом-распорядителем с интервалом в 2-3 секунды. После взведения курков, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. С первым хлопком пистолеты опускались, со вторым - дуэлянты целились и по третьему хлопку стреляли. Этот вид дуэли редко применялся в России и широко использовался во Франции и в Германии.

2. Подвижная дуэль

а) Прямолинейное сближение с остановками.

Начальная дистанция составляла 30 шагов. Расстояние между барьерами не менее 10 шагов. Находясь на исходных позициях лицом к лицу, противники получали пистолеты. Секунданты, занимали места по обе стороны от барьеров попарно с боковым удалением в 10 шагов. По команде секунданта-распорядителя "Взводи" - взводились курки, пистолеты поднимались вверх науровень головы. По команде "Вперед марш" дуэлянты начинали движение к барьеру. При этом в интервале от исходной точки до барьера они могли останавливаться, прицеливаться и стрелять. Выстреливший обязан был оставаться на своём месте и ждать ответного выстрела в течение 10-20 секунд. Упавший от ран имел право стрелять лёжа. Если при обмене выстрелами никто из дуэлянтов не получил ранения, то, в соответствии с правилами, обмен выстрелами мог происходить трижды, после чего дуэль прекращалась.

б) Усложнённое сближение с остановками.

Эта дуэль - разновидность предыдущей. Начальная дистанция до 50 шагов, барьеры в пределах 15-20 шагов. По команде "К бою" противники взводили курки и поднимали пистолеты вверх на уровень головы. Движение навстречу друг другу по команде "Вперёд марш" происходило по прямой или зигзагом с амплитудой 2 шага. Дуэлянтам предоставлялась возможность стрелять на ходу или с остановкой. Выстреливший обязан был остановиться и дождаться ответного выстрела, на производство которого отводилось 10-20 секунд (но не более 30 секунд). Упавшему от раны дуэлянту отводилось для ответного выстрела вдвое больше времени.

в) Встречно-параллельное сближение.

Сближение дуэлянтов происходило по двум параллельным линиям, отстоящим друг от друга на 15 шагов.

Начальные позиции дуэлянтов располагались наискосок, так, чтобы в противоположных точках своих линий каждый из них видел противника впереди и справа от себя на расстоянии 25-35 шагов.

Секунданты занимали места справа за противником своего клиента, на безопасном расстоянии. Заняв своё место на параллельных линиях, доставшееся по жребию, дуэлянты получали пистолеты и по команде "Вперёд марш" взводили курки и начинали встречное движение по своим линиям (разрешалось и оставаться на своём месте).

Для выстрела надо было остановиться, а после него -ждать ответного в неподвижной позе 30 секунд.

Некоторые дуэли устраивались по принципу русской рулетки. К ней прибегали в случае непримиримой вражды между стрелками. Противники вставали на расстоянии 5-7 шагов. Из двух пистолетов заряжался только один. Оружие распределялось по жребию. Таким образом, соперники максимально увеличивали риск и случайность исхода. Жребий предоставлял равные шансы, и именно на этом принципе основывались правила дуэлей на пистолетах. Правила также включали в себя поединок «дуло в дуло». Разница с предыдущим заключалась только в том, что заряжались оба пистолета. Подобные выяснения отношений нередко заканчивались гибелью обоих стрелков.

Окончание

Если в итоге дуэлянты оставались живы, в конце они жали друг другу руки. Обидчик при этом приносил свои извинения. Такой жест уже никак не унижал его, так как честь была восстановлена поединком. Извинения после поединка считались лишь данью традиции и нормой кодекса. Даже когда дуэли в России отличались жестокостью, секунданты вслед за окончанием боя обязательно составляли подробный протокол случившегося. Он заверялся двумя подписями. Документ был необходим для подтверждения того, что дуэль прошла в полном соответствии с нормами кодекса.

Дуэль

ДУЭ́ЛЬ -и; ж. [франц. duel]

1. В дворянском обществе: вооружённый поединок по вызову одного из противников в присутствии секундантов на заранее определённых условиях (как способ защиты личной чести). Смертельная д. Условия дуэли. Вызвать на д. Драться на дуэли. Д. на пистолетах, на шпагах. // О перестрелке двух сторон. Танковая д. Артиллерийская подготовка перешла в огневую д.

2. Состязание, соревнование двух сторон. Шахматная д. Д. двух признанных актёрских талантов. Заочная дуэль (О споре двух человек. // О споре двух человек. Словесная, д.

Дуэ́льный, -ая, -ое. Д-ые правила. Д. пистолет.

дуэ́ль

(франц. duel, от лат. duellum - война), поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. В переносном смысле - борьба, состязание двух сторон.

ДУЭЛЬ

ДУЭ́ЛЬ (франц. duel, от лат. duellum - война), поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. В переносном смысле - борьба, состязание двух сторон.
История дуэлей (поединков) тесно связано с представлениями общества о способах защиты чести. Тацит (см. ТАЦИТ) свидетельствует об обычае древних германцев разрешать ссоры оружием. Но особое значение получили дуэли у средневековых рыцарей Европы. Во Франции был разработан дуэльный кодекс, заимствованный в других странах, где он перерабатывался согласно местным обычаям. Практически во всех странах дуэли преследовались законом и в то же время общественное мнение осуждало уклонение от дуэлей. Право на дуэль признавалось только за дворянами.
Первые дуэли в России состоялись в конце 18 в. Петр I (см. ПЕТР I Великий) , несмотря на свое пристрастие к европейским порядкам и обычаям, сразу же вступил в борьбу с этим явлением. По «Уложению Шереметева» (1702) жестоко карался даже вызов на дуэль, «Краткий артикул» (1706) предписывал смертную казнь участникам поединка, даже если он не имел трагических последствий.
В дальнейшем в соответствии с «Уставом воинским» (1715) подвергались наказанию лица не только за вызов и участие в дуэли, но и те, кто не донес военному суду об этом факте. За вызов на поединок дуэлянт лишался чина, с него взимался штраф, конфисковывалась часть имущества. За выход на дуэль наказанию подвергались также и секунданты.
При Анне Иоанновне (см. АННА Ивановна) и Елизавете Петровне (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) поединки учащаются. Екатерина II (см. ЕКАТЕРИНА II) выпускает «Манифест о поединках» (1787), по которому дуэли признавались «чужестранным для России насаждением». Тем не менее искоренить дуэли не удавалось.
Яростным противником дуэлей был Николай I (см. НИКОЛАЙ I Павлович) , который считал их проявлением варварства. Несмотря на резко негативное отношение к этому явлению российского императора, число дуэлей росло. В результате поединков погибли великие русские поэты Пушкин и Лермонтов.
Лишь Николай II (см. НИКОЛАЙ II Александрович) разрешил дуэли для русских офицеров, и, более того, в случае оскорбления офицер обязан был драться на поединке.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "дуэль" в других словарях:

    Дуэль, и … Русское словесное ударение

    - (франц. duel, лат. duellum, от bellurn война). Поединок. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДУЭЛЬ поединок между 2 мя противниками, в угоду общественному мнению, полагающему, что в некоторых случаях… … Словарь иностранных слов русского языка

    ДУЭЛЬ, дуэли, жен. (франц. duel). Поединок, происходящий по определенным правилам, сражение между двумя противниками по вызову одного из них. Дуэль между кем нибудь и кем нибудь. Дуэль Пушкина с Дантесом. Драться с кем нибудь на дуэли. Вызвать… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    дуэль - и, ж. duel m., > нем. Duell, ит. duello. Поединок, происходивший с применением оружия между двумя противниками по вызову одного из них. БАС 2. Поединок, единоборство, сражение между двух, или многих особо на шпагах, или на пистолетах в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (поединокъ, одинъ на одинъ по единому съ каждой стороны). Ср. Дуэль безобразіе, нелѣпость, варварство, остатокъ средневѣковья все это мы повторяемъ, и съ полнымъ убѣжденіемъ, но что лучше: остаться на вѣкъ съ клеймомъ на лбу, или рискнуть… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (поединок) средневековый институт, непосредственно возникший из практики частных войн и являющийся облагороженной формой саморасправы мести, сложился в среде рыцарской феодальной знати. В XVI XVII вв. Д. запрещена в Западной Европе и приравнена к … Юридический словарь

    - (французское eduel, от латинского duellum война), поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них на заранее определенных условиях. В переносном смысле борьба, состязание двух сторон … Современная энциклопедия

    - (франц. duel от лат. duellum война), поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. В переносном смысле борьба, состязание двух сторон … Большой Энциклопедический словарь

    ДУЭЛЬ, и, жен. 1. То же, что поединок (в 1 знач.). Вызвать на д. Убит на дуэли. 2. перен. Борьба, состязание двух сторон. Шахматная д. Словесная д. Артиллерийская д. (перестрелка). | прил. дуэльный, ая, ое (к 1 знач.). Дуэльные пистолеты.… … Толковый словарь Ожегова

Как происходила дуэль и чем дуэлировали

Правила дуэлей (Дуэльный кодекс Дурасов Василий Алексеевич)

Прежде всего, дуэль – занятие дворян, простолюдины и разночинцы к ней касательства иметь не должны, причём занятие равных по положению и статусу дворян. По «Дуэльному кодексу Дурасова» 1912 года, оскорбления бывают:

Первой степени – задевающие самолюбие и нарушающие приличия (видимо косой взгляд, в кодексе не уточняется что именно).

Второй степени – задевающие честь (жесты, ругань).

Третьей степени – обычно оскорбление действием (от раны, до удара или броском перчатки, достаточно касания).

Если есть отягчающие обстоятельства: оскорблена женщина или немощный – тяжесть автоматически повышается на степень, если наоборот – тяжесть понижается.

Оскорблённый выбирает оружие, в зависимости от тяжести оскорбления может иметь привилегии (при оскорблении действием может назначать расстояния, драться своим оружием, выбрать тип дуэли и т.д.).

Если кто-то не может драться, то его может подменить родственник или заинтересованный человек.

Одна ссора – одна дуэль.

ОСОБЕННО ИНТЕРЕСНО СЕЙЧАС – за клевету журналиста, если тот недоступен – дуэлирует редактор или хозяин листка, где напечатан пасквиль.

Дуэли делятся на:

Законные (по правилам на пистолетах, шпагах или саблях);
- исключительные (имеющие отклонения от кодекса в условиях);
- по секретным мотивам (не хотят выносить сор из избы, но продырявить друг друга готовы).

Секунданты назначаются из достойных, из них же суд чести – трое решают спорные вопросы, секунданты могут убить нарушившего правила дуэли.
Получив оскорбление, оскорблённый должен заявить своему противнику: «Милостивый Государь, я пришлю Вам своих секундантов». Если противники не знакомы друг с другом, они обмениваются карточками и адресами. Далее общаются через секундантов.

Перед дуэлью составляется «Протокол встречи», где описывают как пройдёт дуэль и «Протокол поединка» - как прошла (в кодексе есть бланки, не шучу).
На поединке нельзя говорить, издавать лишние звуки кроме «Ёптваю мать!» после попадания или укола, нарушать приказы руководителя дуэли(!), нарушать команды «стой», «стреляйте», «1,2,3».

Для шпаг выбирают аллею широкую и длинную, для пистолетов открытую местность.

Лучше раздеться до пояса, но можно и в одежде, проверенной на защиту.
На шпагах дерутся либо, имея возможность скакать вокруг и около, либо левые ноги ставят на указанную точку и пыряют друг дружку, отход на три шага – поражение. Можно биться до упора, можно с перерывами по 3-5 минут на раунд. Дерутся той рукой, какой привыкли, менять нельзя.

Шпаги либо свои, либо чужие, одинаковой длины, секундантам иметь слесарный инструмент для срочного ремонта, включая тиски и напильники (не шучу).

Куча правил типа выбил оружие, упал, ранил – добивать нельзя, иначе проиграешь, чуть что громко ори и защищайся, а атаковать уже нельзя, в общем, нарушил что-то - накажут.

Пистолетная дуэль на 25-35 шагах в Европах, 10-15 в России.

Шесть типов законных пистолетных дуэлей:

1. Дуэль на месте по команде: стреляют с 15-30 шагов стоя после команды: «один», но не позже «три».
2. Дуэль на месте по желанию: стреляются с 15-30 шагов после команды «стреляйте» как хотят, могут стоять спинами и разворачиваться.
3. Дуэль на месте с последовательными выстрелами: стреляют с 15-30 шагов определив кто первый жребием.
4. Дуэль с приближением: сходятся с 35-45 шагов до барьера (отметки) с расстоянием между барьерами 15-25 шагов, стрелять можно сразу как поступит команда «сближайтесь». Стрелять на ходу нельзя, остановился и выстрелил раньше барьера, стой жди на том же месте, противник может подойти к самому барьеру.
5. Дуэль с приближением и остановкой: те же расстояния, но можно стрелять на ходу, после первого выстрела все замирают как кролики и стреляют с места остановки.
6. Дуэль с приближением по параллельным линиям: идут навстречу друг другу по параллельным линиям, на расстоянии 15 шагов, стрелять сходу нельзя.

Во всех дуэлях имеется ограничение по времени на второй выстрел.

Руководитель дуэли верховодит действом, следит за заряжанием оружия секундантами или специально приглашённой прима-балериной от заряжальщиков, как они расшаркиваются при начале, во время и после, строча доносы в офицерское собрание(!)

Выстрелов дают обычно два, осечка как правило считается за выстрел (даже исправный кремнёвый замок высокого качества изготовления на 100 выстрелов давал 15 осечек).

Можно выпендриться: выстрелить в воздух, это законно только второму, первому нельзя, хотя так делали, если выстрелить в воздух первым и второй так сделает – проиграл первый, а второй может в него стрелять, не попадёт – не накажут.

Нельзя говорить, рыгать, пукать – посчитают недостойным и засчитают проигрыш.

Условия дуэли на саблях одинаковы с условиями дуэли на шпагах. Единственное различие заключается в том, что дуэль данного рода оружия может происходить на прямых или кривых саблях. В первом случае противники могут рубить и колоть, во втором только рубить. (Ремарка: полез искать «прямую саблю», нашёл «прямая сабля кавалериста, пять букв - палаш». Или я что-то не знаю или палаш стал прямой саблей или сабля кривым палашом, но спишем это на шок, поди Дурасов-то разбирался в «прямых саблях» получше нашего).

Вот такие правила, вкратце. Надо только понимать, что как сказано в «Пиратах Карибского моря» - «Пиратский кодекс» не свод законов, а рекомендованные понятия». Тут так же – хотите дуэлировать на двуручниках – никто не запрещает, дело ваше «благородное». Под конец ХХ в. стрелялись на десяти шагах из «морских» Кольтов – осадная артиллерия, в Первую мировую и Гражданскую из Маузеров и Наганов. Рекомендации они на то и рекомендации, чтобы не исполнять, главное найти таких же сумасшедших единомышленников.

Сумасшедшие находились регулярно, поэтому не описанные в кодексе, но приключавшиеся «исключительные» дуэли:

1. На благородном расстоянии: назначение расстояния свыше 15 шагов, вероятность результативного исхода была невелика. Между тем, именно при изначальной удалённости в 20 шагов от своего противника был смертельно ранен Александр Пушкин.
2. Неподвижная дуэль вслепую: противники стоят неподвижно на оговорённом расстоянии, спиной друг к другу. После команды распорядителя они, в определённом или произвольном порядке, стреляют через плечо. Если после двух выстрелов оба остаются целы, пистолеты могут заряжаться снова.
3. Приставить пистолет ко лбу: чисто русский вариант, противники встают на расстоянии, обеспечивающем гарантированное попадание (5-8 шагов). Из двух пистолетов заряжается только один, оружие выбирается по жребию. По команде распорядителя противники одновременно стреляют друг в друга.
4. Дуло в дуло: чисто русский вариант, условия аналогично предыдущим, но заряжаются оба пистолета. В таких дуэлях нередко гибли оба противника.
5. Через платок: поединок со стопроцентно смертельным исходом назначался в исключительных случаях. Противники брались левыми руками за противоположные концы носового платка и по команде секунданта одновременно стреляли. Заряжен был только один пистолет.
6. Дуэль в могиле: стрелялись на расстоянии не более десяти шагов, почти 100% смертельный исход для обоих.
7. Американская дуэль: самоубийство по жребию. Соперники тем или иным образом бросали жребий, и тот, на кого он выпадал, был обязан в течение какого-то непродолжительного времени покончить с собой. К «американской дуэли» прибегали чаще в тех случаях, когда не было возможности устроить традиционный поединок (из-за юридических запретов, слишком неравного положения соперников, физических ограничений), но при этом оба соперника считали, что разногласия можно решить только смертью одного из них.

Как вариант дуэли «русская рулетка» с одним патроном в барабане, а бывало из барабана вынимали всего один патрон. Называется она ещё гусарская рулетка, также сопрано, хотя есть большие сомнения как в русском происхождении этого явления (первое упоминание в 1937 году в статье «Русская рулетка» в американском журнале «Collier’s Weekly»), так в его широком применении из-за отсутствия документальных источников. Есть ряд нестыковок, в частности в статье описываются русские офицеры в Первую мировую, но число патронов Нагана 7 шт. (сам в шоке, перепроверил, тоже думал, что 6), а там описывается, револьвер с 6 патронами, поэтому возможно «русская рулетка» не такая уж и «русская».

Оружие дуэлей

В XVIII веке на дуэлях всё большее распространение получает огнестрельное оружие, главным образом - курковые однозарядные пистолеты. Страшное оружие - однозарядный, снабжённый кремнёвым или капсюльным замком дуэльный пистолет - в руке опытного стрелка оставляло мало шансов противнику. Различия боевого опыта, моральных и физических качеств участников никогда не делали дуэль абсолютно равной. Утверждение, что одинаковые пистолеты давали равные шансы дуэлянтам во время поединка, верно только в сравнении с более древними орудиями выяснения отношений типа шпаги или сабли. В середине XVIII века дуэли на пистолетах становятся наиболее распространёнными, окончательно сложился и внешний облик дуэльного оружия. Прежде всего, следует отметить, что пистолеты были парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличались, за исключением цифр «1» и «2» на элементах конструкции. Для исключения недоразумений секунданты привозили на дуэль два ящика с пистолетами. В XVIII и в первой трети XIX века пистолеты снабжались кремнёвым, так называемым «французским батарейным» воспламенительным замком, который изобрёл механик и литератор шевалье де Обиньи. Этот замок был усовершенствован великими английскими оружейниками Джозефом Ментоном, Джеймсом Перде, Чарлзом Ланкастером, Харви Мортимером, Генри Ноком и являлся весьма прогрессивным для своего времени механизмом. Принцип его действия был достаточно прост и во многом напоминал обычную зажигалку. В жёстких губках курка зажимался кусочек специально заточенного и отбитого кремня. Напротив него располагалось стальное огниво, под ним находилась так называемая «полка» с мелким затравочным порохом. При нажиме на спусковой крючок курок с кремнём сильно бил по огниву, полка автоматически откидывалась и на порох сыпался яркий пучок искр. Через специальное затравочное отверстие в казённике ствола огонь попадал внутрь и воспламенял основной заряд. Следовал гулкий, раскатистый выстрел. Однако у кремнёвых пистолетов имелись некоторые недостатки: прежде всего яркая вспышка пороха на полке и облачко дыма мешали точности прицела. Несмотря на изобретение англичанами специального «водонепроницаемого» замка, стреляться в дождливую, сырую погоду было крайне рискованно, ибо влага подмачивала порох на полке и часто приводила к осечке, а осечка по суровым правилам дуэли приравнивалась к выстрелу.

На ударно-кремнёвых замках со временем появился предохранительный взвод курка, или полувзвод: стрелок взводил курок до половины, при этом шептало спускового механизма попадало в глубокий поперечный вырез лодыжки курка, и спусковой крючок блокировался. Для выстрела курок нужно было взвести на боевой взвод, при этом шептало входило во второй, менее глубокий вырез боевого взвода, с которого курок уже мог быть спущен нажатием на спусковой крючок. Это стало необходимо, в том числе, благодаря появлению первых (дульных) патронов, созданных с целью повышения скорострельности военных с дула заряжаемых ружей. При использовании такого патрона его бумажная оболочка использовалась в качестве пыжа над пулей, поэтому порох сначала отсыпали на полку замка, а лишь потом высыпали в ствол. Если бы курок оставался во время досылания пули в ствол на боевом взводе, мог бы произойти случайный выстрел, который неминуемо закончился бы тяжёлой травмой стрелка. До появления дульных патронов порох для безопасности обычно насыпали из пороховницы сначала в ствол, а лишь потом на полку.

Первые предохранительные устройства в их современном виде появились ещё при ударно-кремнёвых, и даже колесцовых замках. На дорогих кремнёвых охотничьих ружьях и винтовках имелся предохранитель в виде расположенного на замочной доске позади курка движка, который в переднем положении фиксировал курок на полувзводе, так, что тот не мог быть не только спущен, но и взведён на боевой взвод. Это обеспечивало полную безопасность при ношении заряженного оружия. У колесцового замка предохранитель обычно имел вид расположенного в задней части замочной доски флажка, который в заднем положении не давал спустить взведённый курок, блокируя шептало. Такой же предохранитель могли иметь и наиболее дорогие варианты фитильных замков.

В начале XIX века скромным шотландским священником из округа Белельвью Александром Джоном Форсайтом был совершён поистине революционный поворот в истории огнестрельного оружия. Он изобрёл принципиально новый воспламени тельный замок, который впоследствии назовут «капсюльным». Смысл новации сводился к тому, что теперь на затравочной полке воспламенялся не порох, а специальный химический состав. Позднее загорающийся от удара состав поместили в медный колпачок-капсюль, надеваемый на стальной стержень - брандтрубу, по которой огонь мгновенно уходил в ствол.

Дуэльная пара помещалась в изящном ящике вместе с принадлежностями. Обычно они состояли из зарядного шомпола, деревянного молоточка, пулелейки, пороховницы, пороховой мерки, инструментов - отвёртки, прочистки, крейцера для разряжания пистолета. Секунданты противников на глазах друг друга, ревниво следя за всеми тонкостями, отмеривали равное количество пороха, заботливо обертывали свинцовую пулю специальным кожаным пластырем и при помощи шомпола заколачивали в ствол ударами молоточка. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12-15 мм и весом 10- 12 г. Чёрного дымного пороха клали 3-8 г. По правилам разрешалось применять как нарезные, так и гладкоствольные пистолеты, лишь бы они были совершенно одинаковые. Все дуэльные пистолеты имели прицельные приспособления. На самых ранних образцах прицел и мушка были неподвижными, как у армейского оружия. Позже появились регулируемые прицелы - мушка по горизонтали, целик - по вертикали, для корректировки линии прицеливания. Иногда спусковой механизм пистолета снабжался особым смягчающим усилие спуска устройством - шнеллером, однако большинство дуэлянтов предпочитало обычный «тугой» спуск. Объясняется это просто - в волнении, не совладав с собственным пальцем, стрелок мог дать непроизвольный, случайный выстрел мимо цели. И без шнеллера пистолет позволял произвести очень точный выстрел.

Известный историк оружия Ю.В. Шокарев в одной из своих статей рассказывает, что «в середине прошлого века экспертная комиссия, изучавшая все обстоятельства гибели Лермонтова, произвела контрольные выстрелы из дуэльного пистолета и мощного армейского ТТ. Оказалось, что пробивная способность дуэльного пистолета лишь немногим уступает мощи ТТ, оболочечная остроконечная пуля которого пробивает насквозь восемь сухих дюймовых досок на расстоянии 25 метров. А ведь большинство дуэлей происходило на расстоянии 15 шагов…» Некоторым невольникам чести случалось стреляться и на 6 шагах. Однако следует сказать, что в особых, абсолютно исключительных случаях секунданты противников, не желая смерти друзьям, допускали по взаимному уговору некоторые вольности при заряжании пистолетов. Самым невинным был двойной или даже тройной заряд пороха: пистолет при выстреле сильно подбрасывало и пуля летела мимо цели.
«Криминальным» с точки зрения кодекса чести было простое неопускание пули в ствол, что так хорошо описал М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени».

Пистолеты можно было купить без особого разрешения полиции в любом крупном оружейном магазине или непосредственно у оружейного мастера. Лучшими считались изделия английских оружейников, но… в 1840 году в Англии по инициативе пэров, адмиралов и генералов было создано общество, члены которого клятвенно обязались не принимать более участия в дуэлях. Таким образом, под воздействием британской элиты, протестующей против дуэлей, поединки были отвергнуты и все конфликты разрешались в суде.

С этого времени изготовление дуэльных пистолетов в Англии практически прекратилось, а оружейники переключились на создание спортивного, дорожного и охотничьего оружия. Пальма первенства перешла к французским и немецким мастерам. Пистолеты покупали во всех европейских столицах и даже выписывали по почте. Надо ли говорить, что дуэльные гарнитуры всегда отличались особо тщательной выделкой. Эти совершенные механизмы убийства украшались гравировкой по стали, инкрустациями золотом и серебром, ложи изготавливались из выдержанного комля итальянского ореха, чёрного дерева или карельской берёзы. Стволы выковывались из лучших сортов букетного дамаска и подвергались глубокому воронению в чёрный, коричневый или голубой цвета. Рукояти пистолетов покрывались красивыми желобками - каннелюрами. В декоре часто использовали арабески и гротеск - стилизованные орнаменты из цветов и растений, причудливые изображения полулюдей-полуживотных, загадочных масок, ликов сатиров, мифических чудовищ и листьев аканта. Дуэльные пистолеты стоили дорого, но кто бы посмел торговаться, приобретая орудие чести.

Гораздо реже для дуэлей применялось длинноствольное огнестрельное оружие (дуэль на ружьях, винтовках, карабинах) и многозарядные пистолеты или револьверы, например «морской» Кольт. Дуэль на винтовках и ружьях была популярна в Америке и Мексике, «американская» дуэль состояла в том, чтобы вдвоём или группой войти в дом, в лесок, ущелье, найти там противника и посмотреть что получится. Это уже совершенно дикий вид дуэли, скорее не дворянской, а простолюдинов.

Шпага (от итал. Spada) – напрямую происходящее от полутораручного меча длинноклинковое колюще-рубящее или колющее оружие с длинной клинка 1000 мм и более, прямое, в ранних конструкциях с одним или двумя лезвиями, более поздних с гранёным клинком, а так же характерным развитым эфесом сложной формы с защитной дужкой, весом от 1 до 1.5 кг. Шпага появилась, как многие виды меча в Испании в 1460-х годах. Постепенно меч облегчался и превратился в шпагу, бывшей поначалу всего лишь лёгким мечом с несколько усложнённым эфесом, позволяющим не носить латную перчатку. Шпагой изначально рубили, лишь со временем она стала преимущественно колющим оружием.

То, что можно назвать боевой шпагой является рейтарским мечом, распространённым у бронированных всадников-рейтар (от нем. Schwarze Reiter - «чёрные всадники»), они предпочитали не врубаться после стрельбы в строй пехоты как кирасиры, а планомерно расстреливать пехотуру из пистолетов. Вспомогательным оружием у них был меч, так как большинство рейтар были из Южной Германии, знаменитые на всю Европу легендарные наёмники дали имя и своему мечу. Рейтарский меч (нем. Reitschwert («меч всадника») – колюще-рубящее оружие с прямым клинком, общая длина – 1000-1100 мм, длина клинка – 850-950 мм, ширина клинка – от 30 до 45 мм, ширина крестовины – 200-250 мм, вес от 1100 г. до 1500 г., встречаются ранние образцы весом до 1700 г. Был наиболее популярен в кавалерии XVI века, в основном им пользовались как мечем, причём более рубящим, чем колющим.

Рапира или гражданская шпага с прямым клинком длиной около 1100-1300 мм, вес около 1.5 кг знакома нам по фильмам о мушкетёрах, где они вынуждены от незнания режиссёров размахивать ей и колоть как более поздними образцами. На самом деле фехтование такой рапирой было довольно бедным, колющий выпад, несколько простых защит, скорее уклонений, клинками звенели редко и пара основных рубящих ударов, например «мужицкий», когда шпагой ухваченной двумя руками наносили удар со всей дури. Примерно этому учили мушкетёров, чьи фехтовальные навыки были крайне бедными, во времена д’Артаньяна фехтовать считалось зазорно, ты должен был выиграть за счёт силы, рубя, иное считалось непорядочным. Стреляли мушкетёры плохо (фитильный мушкет они не носили, предпочитая за свои деньги покупать ружья), фехтовали ещё хуже, но порой только со шпагами врывались на бастионы, внушая заслуженный ужас, впрочем, как и гвардейцы кардинала, ничем им не уступавшие. А в основном мушкетёры занимались разгоном крестьянских восстаний и политическими арестами, для чего им рапиры вполне хватало. Вышла из употребления в XVII веке, применялась часто в паре с кулачными щитами, затем дагами (кинжалами).

Короткие шпаги (англ. Small sword «малый меч») колющее оружие с прямым клинком длиной около 800 мм, общая длина около 1000 мм, вес 1-1.3 кг. Могут быть как с лезвиями, так исключительно гранёными с заточенным остриём. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования фр. Academie d"Armes, основанной в конце XVI века, впоследствии почти вытеснил другие типы шпаг. Это как раз знакомые нам по более поздним временам шпаги, которыми обладали офицеры, иногда солдаты, разумеется дворяне, согласно статусу, она позже полагалась студентам университетов или их выпускникам, была отличием статуса гражданских чиновников и постепенно выродилась в церемониальное оружие, используемое до сих пор и спортивные шпаги и рапиры.

Сабля в её привычном понимании появилась в VII веке у тюркских народов как результат модификации палаша, первые сабли найдены в куруке у с. Вознесенки (ныне г. Запорожье). Сабля (венг. szablya от венг. szabni - «резать») рубяще-режуще-колющее клинковое холодное оружие со средней длиной изогнутого односторонней заточки клинка 80-110 см, с массой 0.8-2.6 кг. Сабля появилась, как идея уменьшить вес клинка при тех же рубящих способностях, за счёт уменьшения площади контакта и в целом с задачей справляется. Как бонус при небольшом изгибе появилась возможность наносить резаную рану, что значительно увеличивает шансы к быстрому выведению противника из строя за счёт большой кровопотери.

В странах Центральной и Западной Европе сабли не распространены до второй половины XVI века, признание они получили в XVIII-XIX веках, а в основном использовались мечи и шпаги. В XVII-XVIII веках под восточноевропейским влиянием сабли распространяются по Европе и являются кавалерийским оружием, ими вооружают гусаров, драгун и конных гренадёров. Они происходили от сабель польско-венгерского типа. Во время Египетского похода французы ввели моду на сабли мамлюкского типа, а казаки, щеголявшие с таким популярным оружием в Париже только усилили её. Сабли стали применяться повсеместно в европейских армиях, независимо от родов войск, вплоть до авиации. В качестве церемониального оружия сабли и палаши (или драгунские шашки) во многих странах применяются до сих пор.

Оружие и дуэльный кодекс


24 ноября 1817 года на Волковом поле, в северной Пальмире, состоялась дуэль графа Александра Завадовского и офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева. Стрелялись они из-за 18-летней блистательной балерины Авдотьи Истоминой. Этот поединок, вошедший в историю как "дуэль четверых", закончился смертью Шереметьева и дуэлью секундантов - будущего декабриста корнета Александра Якубовича и чиновника Коллегии иностранных дел, поэта Александра Грибоедова. Впрочем, Россия знала и не такие дуэльные перипетии.

Царские указы не спасли Россию от дуэлей

Первые жёсткие законы против дуэлей, которые предусматривали наказание вплоть до смертной казни, появились в России ещё при Петре I. Правда, на практике эти законы не применялись, да и дуэли в России до конца 18 века были явлением достаточно редким. Распространение в молодёжной дворянской среде дуэли получили при Екатерине II, которая была вынуждена даже издать «Манифест о поединках», который предусматривал за бескровную дуэль пожизненную ссылку в Сибирь, а убийство и раны приравнивались к уголовному преступлению. С превеликим отвращением к дуэлям относился и Николай I. При нём дуэлянтов отправляли служить на Кавказ, а при смертельном исходе лишали офицерского чина.

Но законы против дуэлей в России оказались неэффективными. Более того, российские дуэли отличались особой жестокостью: дистанция между барьерами не превышала 10 метров (обычно 7), часто дуэли проходили без врачей и секундантов, поэтому заканчивались поединки трагически.

«Дуэль четверых» из-за блистательной балерины

Имя Авдотьи Истоминой увековечил великий Пушкин в поэме «Евгений Онегин»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Известная Авдотья Истомина, дочь спившегося полицейского, ровесница и подруга Пушкина и возлюбленная офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева, поссорилась как-то со своим кавалером. Расстроенная она приняла приглашение Александра Грибоедова и отправилась с ним на чай к камер-юнкеру Александру Завадовскому. Чаепитие затянулось на 2 дня. Шереметьев, подстрекаемый корнетом Александром Якубовичем, вызвал Завадского на дуэль, в результате которой Шереметьев был смертельно ранен и умер на следующий день. Могила его находится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.



Но дуэль эта получила продолжение. Между секундантами также случилась ссора, итогом которой стал вызов на дуэль. Из-за следствия по делу Шереметьева дуэль пришлось отложить, и состоялась она уже через год в Грузии. Стрелялись в овраге у Татарской могилы в окрестностях Тифлиса. Якубовичу удалось прострелить Грибоедову мизинец на левой руке. Именно по этой примете и опознали изуродованное тело автора «Горя от ума» и российского посла, когда в Тегеране с ним расправилась толпа религиозных фанатиков.

Самый знаменитый любовный поединок

Одной из самых знаменитых российских дуэлей является поединок, который произошёл 14 сентября 1825 года на северной окраине Питера между поручиком Семёновского полка Константином Черновым и флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым. Причина дуэли – отказ Новосильцева жениться на сестре Чернова из-за сопротивления матери, наследницы огромного состояния графа Орлова. Она боготворила сына, и брак с бедной и незнатной девицей Черновой был ей совершенно не по душе. Мать Новосильцева приложила все усилия, чтобы расстроить женитьбу сына, и ей это удалось.

Оскорблённый брат невесты вызвал Владимира Новосильцева на дуэль, которая состоялась на окраине Лесного парка. У Чернова секундантом был его двоюродный брат К.Ф.Рылеев, являвшийся членом Северного тайного общества «декабристов». Оба дуэлянта были смертельно ранены, а Рылеев сделал всё, чтобы превратить похороны Чернова в манифестацию.

Мать Новосильцева, узнав о дуэли, ещё успела застать сына живым и обещала известному доктору Арендту 1000 рублей за спасение сына, но все усилия медиков оказались тщетными.



Неутешная женщина истратила около 1 млн. рублей, чтобы приобрести постоялый двор, где стрелялся её сын, и построила на этом месте Новосильцевское благотворительное заведение и Князь-Владимирскую церковь. Места, где с расстояния восьми шагов стрелялись дуэлянты, отмечены были двумя тумбами.

Пушкин – самый известный Петербургский дуэлянт

Екатерина Карамзина, современница великого русского поэта в одном из писем утверждала: «У Пушкина каждый день дуэли ». А Иван Липранди, известный дуэлянт, в своём дневнике оставил запись: «Я знал Александра Сергеевича вспыльчивым, иногда до исступления; но в минуту опасности, когда он становился лицом к лицу со смертью, когда человек обнаруживает себя вполне, Пушкин обладал в высшей степени невозмутимостью. Когда дело дошло до барьера, к нему он являлся холодным, как лед ».

На своей первой дуэли Пушкин стрелялся с лицейским товарищем Кюхельбекером. Причиной стала своеобразная рецензия на пушкинские эпиграммы. Кюхля по жребию стрелял первым, и когда он начал целиться, Пушкин крикнул своему секунданту Дельвигу: «Становитесь на мое место, здесь безопаснее!» Кюхельбекер вышел из себя, рука его дрогнула, и он, действительно, попал в фуражку на голове Дельвига. Примирила противников комичность ситуации.

Известно и о дуэли Пушкина с полковником Старовым, который был известным снайпером. Дуэль проходила 6 января 1822. По воспоминаниям очевидцев, в этот день была настолько сильная метель, что в нескольких шагах уже ничего не было видно. Оба дуэлянта промахнулись. Впоследствии друзья Пушкина сделали всё. Чтобы дуэль не возобновилась.



Но уже весной в Петербурге обсуждали новую дуэль поэта с офицером генштаба Зубовым. Зубов промахнулся, а Пушкин, который преспокойно ел черешни, пока в него целился противник, от своего выстрела отказался. «Довольны ли вы?», - спросил он у Зубова, а когда тот попытался обнять Пушкина, сдержано заметил: «Это лишнее».

Смертельной для Пушкина стала дуэль с Жоржем де Геккерном (Дантесом), состоявшаяся 8 февраля 1837 года в районе Чёрной речки на окраине Санкт-Петербурга. На условиях, которые практически не оставляли шансов на выживание, настоял сам Пушкин. Расстояние между противниками составляли 20 шагов, барьер установили в 10 шагов, а стрелять можно было в любой момент. Уже первым выстрелом Дантеса Пушкин был ранен в живот. Через 2 дня Пушкин умер. За дуэль Дантеса приговорили к смерти. Он спешно уехал из России, дожил до преклонных лет и сделал успешную карьеру в политике.


Острослов Лермонтов спровоцировал дуэль, на которой и погиб

Официальная причина поединка, в котором поручик Лермонтов погиб от пули майора Мартынова, - остроты и колкости, которые поэт регулярно отпускал в отношении офицера. Чашу терпения Мартынова переполнил случай, когда Лермонтов назвал его «горцем с большим кинжалом». Хотя поговаривали, что причиной такого поведения Лермонтова было соперничество из-за дамы.

15 июля 1841 года дуэлянты встретились в договоренном месте на горе Машук. Каковы были условия дуэли сегодня уже не известно. Лермонтов был смертельно ранен соперником в грудь и умер на месте, не успев сделать свой выстрел. В подтверждение того, что пистолет Лермонтова заряжен, из него сделали выстрел в воздух.


Русский анархист вызывал на дуэль основоположника марксизма

Революционер-анархист Бакунин вызывал на дуэль автора «Капитала» Карла Маркса. Причиной послужил тот факт, что Маркс позволил себе пренебрежительный отзыв о русской армии. Бакунин же, хотя и был анархистом и противником любой регулярной армии, решил вступиться за честь русского мундира, поскольку в молодости он был прапорщиком-артиллеристом. Маркс же, который в студенчестве не раз дрался на шпагах и очень гордился шрамами на лице, не принял вызов Бакунина. Он заявил, что жизнь его принадлежит теперь не ему, а пролетариату.


Толстой хотел стреляться с Тургеневым, а Волошин с Гумилёвым

Дуэлянтами были многие известные люди. Известно, что молодой Лев Толстой бросил перчатку Ивану Тургеневу. Дуэль, к счастью, не состоялась. Последней известной дуэлью стала состоявшаяся перед революцией дуэль поэтов Льва Гумилева и Максимилиана Волошина. Гумилёв оскорбился на розыгрыш. Тогда обидчик выстрелил в воздух, а Гумилёв промахнулся.

Впрочем, оружие может быть использовано и весьма мирных целях, и доказательством тому .

шпага, пистолеты, сабля рапира, ружье.

Аннотация:

В статье рассматриваются характеристика видов дуэли, оружия; основные правила поведения в дуэли.

Текст статьи:

Одним из не менее важных элементов дуэльного ритуала является выбор вида дуэли. Ритуализированный поединок строго регламентировался сводом определенных правил, включающий в себя: выбор места и времени проведения, варианта одежды и вида дуэли. Следует отметить, что на формирования дуэльного ритуала огромное влияние оказала, прежде всего, среда распространения, а именно военная, перенимался иноземный стиль поведения и ход самого поединка. Определенное значение в проведение поединка играет психологический аспект противников, характер оскорбления.

Известно, что в исторический период разрешения конфликтов с помощью поединка существовало огромное количество видов дуэли. С течением времени после Отечественной войны 1812 года и заграничных походов России, повсеместное распространение получают жестокие виды дуэли, определяющие смертельный исход поединка, которые были похожи на самоубийства. Это такие виды дуэли как стрельба на три шага, так называемая «американская дуэль», где цена жизни или смерти определялась жребием, и ее разновидности: глотание пилюли, одна из которых отравлена, использование ядовитой змеи, которую впускали в темную комнату, где находились оба противника; у обрыва и т.д.; так называемая « четверная дуэль» (фр. une partie carrée ) - поединок, в котором после противников стрелялись их секунданты.

Обычно «американская дуэль» использовалась в случаях юридических запретов, неравного положения соперников, физических ограничений, при которых результат обычного поединка был предопределён, но соперники не имели возможности или не желали пользоваться правом замены, и так далее), но при этом оба соперника считали, что разногласия можно решить только смертью одного из них.

Также «американской дуэлью» мог называться ещё один вид дуэли, более похожий на охоту друг на друга: соперники по взаимной договорённости прибывали, обычно с разных сторон, в определённое время в заданное место, выбранное в качестве «дуэльной территории», например, перелесок или ущелье, и с оружием в руках отправлялись выслеживать друг друга. Целью было обнаружить противника и убить его.

Один из самых известных видов дуэли -«русская(гусарская) рулетка» –экстремальная своеобразная азартная игра или пари с летальным исходом. По правилам игры в пустой барабан револьвера заряжается один патрон, после чего барабан несколько раз проворачивается так, чтобы игроки не знали, где располагается единственный патрон. После этого игроки по очереди подносят дуло револьвера к собственной голове и нажимают на спусковой крючок.

Существует несколько разновидностей русской рулетки. В основном, техники игры различаются по следующим признакам:

    По количеству патронов в барабане

    Минимальное количество патронов в барабане - один, максимальное - на один меньше количества камер в барабане. При этом понятно, что риск возрастает прямо пропорционально количеству патронов в барабане.

    По вращению барабана

    После каждой попытки барабан револьвера может (дополнительно к автоматическому повороту барабана) вращаться рукой. Математически подобная операция делает игру несколько менее рискованной, но в то же время и менее предсказуемой.

    По наносимым увечиям

    В «классическом» варианте после поворота барабана дуло револьвера приставляется к виску, то есть выстрел с большой вероятностью означает смерть. Однако существовали и более «безопасные» варианты, когда револьвер приставляется, например, к ладони. В «бескровном» варианте выстрел производится в сторону.

При этом «классическим» вариантом русской рулетки считается игра с наличием одного патрона в барабане револьвера, дополнительным вращением барабана ладонью после каждого выстрела и приставлением дула револьвера к виску (к голове). Русская рулетка подчиняется общим законам математической статистики. Описание данного вида дуэли встречается в литературе: в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в романе Бориса Акунина «Азазель»,в романе Стивена Кинга «Воспламеняющая взглядом» и т.д., экранизировался в кинематографе, встречается в сюжете компьютерных играх, упоминается в словах песен.

Фактически дуэль в России легализовалась с принятием «Правил о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде»(май, 1894), а четкое структурирование условий поединка изложены В.Дурасовым в «Дуэльном кодексе» (1908), который вобрал в себя все возможные виды дуэлей, систематизировал всю российскую дуэльную традицию. Согласно данному кодексу все условия проведения поединка обязательно должны были оговариваться письменно и очень подробно, чтобы впоследствии точно воспроизвелись на месте боя. На практике подобное обстоятельство выполнялось не всегда.

Не смотря на существование большого количества разнообразных видов дуэли, к XIX веку установился определенный минимум, из которого делался определенный выбор при организации дуэли в зависимости от степени оскорбления. Виды дуэли различались по роду оружия: холодного и огнестрельного.

Согласно, кодеку В.Дурасова, который выделял три рода дуэлей: законные, исключительные и секретные. Законные дуэли могу происходить только на пистолетах, шпагах и саблях.

Выбор места проведения дуэли и оружия принадлежало оскорбленному и принималось во внимание возраст, здоровье и желание противников. Оружие становилось своеобразным знаком и языком разрешения конфликта.

К холодному оружию допускалось использование шпаги, сабли и рапиры. Часто использовалась пара одинаковых клинков одного типа. «При настоятельной необходимости провести бой в отсутствие одинаковых клинков допускалось, с согласия противников и секундантов, использовать пару однотипных клинков, по возможности одинаковой длины. Выбор оружия производился в этом случае по жребию. Если один из соперников по праву оскорблённого действием решал воспользоваться собственным оружием, тем самым он давал противнику право воспользоваться собственным оружием того же типа.

Известно, что воспитание дворян было не только строгим, но и включающий определенный круг необходимых знаний, способствующий социализации отпрыска аристократа в своем обществе. Одним из необходимых условий для мальчиков было воспитание выносливого, здорового человека и уделялось большое внимание различным видам спорта, в том числе и фехтованию. Впоследствии в Европе очень были распространены именно фехтовальные поединки. Естественно, что человек, хорошо владеющий шпагой и искусством фехтования, имеет своеобразное преимущество, которое может повлиять на результат поединка, а он должен определяться, прежде всего, как божественный промысел. Эта особенность неравенства между противниками определило постепенное вырождение данного вида дуэльного оружия. Но следует учитывать тот факт, что в отличие от дуэли на пистолетах, где результат зачастую являлся смертельным исходом, дуэль на холодном оружии была менее кровожадной.

Дуэли на холодном оружии делились на подвижные и неподвижные.

  • Подвижная дуэль. Размечалась более-менее длинная дорожка или площадка, в пределах которой дуэлянты могли двигаться свободно, наступая, отступая, обходя противника, то есть, применяя все возможности техники фехтования. Возможна была подвижная дуэль и без ограничений площадки.
  • Неподвижная дуэль. Противники размещались в фехтовальной позиции на расстоянии действительного удара используемым оружием. Запрещалось наступать на противника и отступать, бой должен был происходить, не сходя с места.

Дуль на шпагах могла быть непрерывной и периодической.

  • Непрерывная дуэль продолжается без перерывов до тех пор, пока один из противников не будет обезоружен и не будет ранен.
  • Периодическая дуэль состоит из правильных периодических схваток (3-5 минут) и перерывов, продолжающихся определенное время и прекращающихся по команде руководителя.

В XV-XVII веке в дуэли на холодном оружии не возбранялись удары руками и ногами, борьба на земле, в общем, любые действия из арсенала уличной драки. Кроме того, обычно в пару к шпаге использовался кинжал для левой руки, либо левая рука обматывалась плащом и использовалась для отведения ударов противника и захватов. К началу XIX века дрались одной шпагой (саблей, рапирой), вторая рука обычно убиралась за спину.

Удары руками и ногами были запрещены, безусловно запрещалось также захватывать клинок оружия противника рукой. Бой начинался по сигналу секунданта-распорядителя и должен был останавливаться по его первому требованию (в противном случае секунданты должны были разнять противников). Если один из противников ронял оружие, второй должен был прекратить бой и дать первому возможность поднять его. Во время дуэлей «до первой крови» или «до ранения» после любого удара, достигшего цели, противники должны были остановиться и дать возможность врачу освидетельствовать раненого и заключить, не является ли рана достаточно серьёзной для прекращения боя, в соответствии с принятыми правилами. При дуэли «до результата» бой прекращался, когда один из противников переставал двигаться.»(википедия)

«При дуэлях на шпагах следует выбирать тенистую аллею или лужайку, защищенную от солнца, ветра, пыли, достаточной величины, ровную с твердой почвой. Величина поля поединка должна быть в длину не менее 40 шагов и в ширину не менее 12 шагов. Границы поля должны быть ясно обозначены». Предпочтительно драться противники должны с обнаженном торсом, но в зависимости от погоды допускалась рубаха и жилет; крахмальное белье категорически не допускалось.

Шпага для дворянина –это символ личной чести, атрибут благородного оружия.

Видов дуэлей на пистолетах существует больше, чем на холодном оружии. Во всех случаях для дуэли использовались парные однозарядные пистолеты. Оружие не должно было быть знакомым никому из противников, этому придавалось большое значение. Дуэль на пистолетах уравнивала соперников в возрасте, физическом развитии и степени тренированности.

«Дуэльные пистолеты продавались парами в специальных футлярах(коробках, чемоданчиках). В футляре предполагалось также место для пороха, пули и аксессуаров, необходимых для заряжения. Пистолеты могли быть искусно инкрустированы, некоторые из них являлись настоящими произведениями искусства. Наибольшей популярностью в первой трети XIX века пользовались французские пистолеты Лепажа и немецкие Кюхенрейтера».

Существует две системы выбора пистолетов для дуэли:

  1. Противники пользуются своим личным оружием, когда противник привозит свою пару личных пистолетов и ею пользуется;
  2. Противники личным оружием не пользуются. Секунданты противных сторон привозят по паре пистолетов, выбор пары решается по жребию.

Заряжение пистолетов производилось секундантами непосредственно на месте дуэли. При дуэлях на пистолетах местность поединка выбирают открытую, ровную, с твердой почвой. На дуэли предпочтительно одежда темного цвета; крахмальное белье и верхнее платье из тонкой ткани не допускаются.

Существует шесть употребительных видов этой дуэли: дуэль на пистолетах,стоя неподвижно; стоя неподвижно и стреляя произвольно; с движением вперед; с безостановочным движением вперед; с движением по параллельным линиям; дуэль на пистолетах по сигналу.

В наиболее традиционных дуэлях каждый из противников делал только один выстрел. Если оказывалось, что в результате оба соперника оставались невредимыми, считалось, тем не менее, что честь восстановлена и дело окончено. В случае, когда секунданты договаривались о дуэли «до результата» или «до ранения», в подобной ситуации пистолеты заряжались вновь и дуэль повторялась либо с самого начала, либо, если это было оговорено, с изменением условий (например, на минимальной дистанции).

Неподвижная дуэль.

Противники располагаются на оговорённом расстоянии друг от друга (как правило, в Западной Европе применялось расстояние порядка 25-35 шагов, в России - 15-20 шагов). Стреляют после команды распорядителя, в зависимости от ранее оговорённых условий, либо в произвольном порядке, либо поочерёдно, согласно жребию. После первого выстрела второй должен быть сделан не более чем через минуту.

Подвижная дуэль с барьерами.

Наиболее распространённый вид дуэли в России XVIII-XIX века. На дорожке размечается «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечаются «барьерами», в качестве которых могут применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещаются на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинают сходиться - двигаться навстречу друг другу. Идти можно с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен остановиться. Порядок выстрелов может оговариваться, но чаще стреляют по готовности, в произвольном порядке (противника выцеливают в движении и стреляют, остановившись). Существует два варианта правил этой дуэли. Согласно первому, более распространённому в Западной Европе, противник, выстреливший первым, имел право остановиться там, откуда стрелял. Согласно второму, принятому в России, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния.

Дуэль на параллельных линиях.

На земле отмечаются две параллельные линии на барьерном расстоянии, определённом соглашением (обычно 10-15 шагов). Противники встают друг напротив друга и идут вдоль линий, постепенно сокращая расстояние. Нельзя отходить назад, увеличивая расстояние до линии. Стрелять можно в любой момент.

Неподвижная дуэль вслепую.

Противники стоят неподвижно на оговорённом расстоянии, спиной друг к другу. После команды распорядителя они, в определённом или произвольном порядке, стреляют через плечо. Если после двух выстрелов оба остаются целы, пистолеты могут заряжаться снова.

«Приставить пистолет ко лбу».

Чисто русский вариант «экстремальной» дуэли. Противники встают на расстоянии, обеспечивающем гарантированное попадание (5-8 шагов). Из двух пистолетов заряжается только один, оружие выбирается по жребию. По команде распорядителя противники одновременно стреляют друг в друга.

«Дуло в дуло».

Также применялась исключительно в России. Аналогично предыдущему варианту, но заряжаются оба пистолета. В таких дуэлях нередко гибли оба противника.

«Через платок».

Противники встают спиной друг к другу, держась каждый левой рукой за уголок платка, растянутого между ними по диагонали. По команде распорядителя противники разворачиваются и стреляют.

Кроме шпаг и пистолетов, дуэль могла проводиться на саблях и рапирах. Но на поле боя подобные виды оружия встречались редко и обязательно с согласия обеих сторон противников. На саблях рубились гусары и уланы, для которых подобный вид оружия был привычным. К началу XIX века рапиры стали исключительно спортивным оружием. В России дуэль на рапирах являлось очень редким явлением.

Привычным оружием для американского населения считалось ружье. Этот вид оружия был не только символом американца, его чести и мужества, но и привычным в связи с постоянным военными столкновениями с индейцами в борьбе за земли, необходимым атрибутом в обычной жизни в борьбе за существования со стихией. Поэтому оружие было естественным для «американской дуэли», для которой существовали свои «правила игры», выяснение правды в конфликтных ситуациях.

Список литературы:

  1. Востриков А. Книга о русской дуэли,2004
  2. Франц он Болгар. Правила дуэли,1895
  3. Дурасов В. Дуэльный кодекс, 1912
  4. Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты,2002
  5. http://ru.wikipedia.org- свободная энциклопедия Википедия


  • Разделы сайта