Какое зрение у пловцов. Плавание позволяет детям лучше видеть. Что ещё улучшает зрение? Многоразовые линзы в воде

На сегодняшний день занятие спортом и поддержание себя в хорошей физической форме приобретают модную тенденцию. Становится очевидным, что любая физическая активность способна задействовать все процессы человеческого организма, после тренировки которых человек чувствует прилив новых сил, заряжается энергией и довольствуется хорошим настроением. Очень часто, приходя на прием к офтальмологу, пациенты с плохим зрением задумываются о возможности включение спорта в свой ритм жизни без нанесения ущерба их здоровью.

Когда спорт полезен для глаз

В результате последних исследований, проведенных специалистами, было обнаружено, что умеренные физические нагрузки никак не связаны с ухудшением зрения, а наоборот, рекомендованы как эффективное средство, останавливающее прогрессирование недуга. Однако еще со школьных времен помнится, как учеников, страдающих заболеванием глаз, освобождали от занятий физкультуры. Но, как выясняется, они вполне имели возможность заниматься спортом, но только с применением умеренных нагрузок на свой организм. Это объясняется тем, что сидячий образ жизни значительно замедляет циркуляцию крови в организме человека. А это значит, что органы не могут получить достаточное количество питания, что в дальнейшем приводит к серьёзным проблемам здоровья. Занимаясь спортом, человек увеличивает работоспособность всех органов и систем, среди которых задействуется цилиарная мышца глаза, отвечающая за укрепление в нем сосудов. Ведя малоподвижный образ жизни, они обретают вялость и им сложно производить быструю смену фокусного расстояния.

Стоит обратить внимание, что не все физические упражнения способны принести пользу человеку, страдающему заболеваниями глаз. Людям с близорукостью и дальнозоркостью не навредят спортивные занятия средней интенсивности, такие как бег или плавание, где не допускается превышение пульса, уровень которого составляет 140 ударов в минуту. Интенсивные физические упражнения, включающие прыжки и акробатические занятия с использованием гимнастических снарядов, противопоказаны при плохом зрении, так как пульс превышает отметку нормы, что в дальнейшем может вызвать ишемию зрительного органа.

Различного рода спортивные игры будут полезны пациентам, у которых присутствует слабая степень близорукости и гиперметропии. Это могут быть занятия волейболом, настольным теннисом, баскетболом. Активность такого рода заставляет фокус глаз переключаться на далекие и близкие дистанции, происходит концентрация внимания, что положительно сказывается на работоспособности глазных мышц, являясь также профилактикой ухудшения патологии.

Каких нагрузок стоит избегать

При высокой степени глазного недуга, а также возникших осложнениях, физические нагрузки в значительной мере должны уменьшиться. Следует остерегаться занятий чрезмерно резкими и активными видами спорта, куда входят велоспорт, бокс, прыжки, футбол, тяжелая атлетика, горнолыжный спорт, конная езда. Туда же относятся и травмоопасные виды единоборств, приводящие к увеличению как внутричерепного, так и внутриглазного давления.

По мнению специалистов, одними из лучших дисциплин считаются плавание, бадминтон, теннис, которые улучшают кровообращение органов зрения и способствуют работе анализаторов на сто процентов. Также полезными и лечебными свойствами обладают массаж шеи и прогулки на свежем воздухе, где можно совместить приятное с полезным. Не исключены занятия аэробикой и йогой, которые насыщают окуляры кислородом и питательными веществами, а также позволяют улучшить обмен веществ.

Многие люди, несмотря на свою занятость и загруженность, находят свободное время в своем графике, чтобы посетить тренажерный зал или фитнес клуб. Тем, кто страдает недугом глаз не стоит отчаиваться и думать, что для них это вовсе противопоказано. Запрещены лишь высокоинтенсивные тренировки, связанные с большим напряжением и резкими движениями. Также исключены такие действия, как подъем тяжестей, приседания, жим от груди. В частности, это касается тех, кто имеет диагноз близорукость, астигматизм, катаракта и глаукома.

Спорт и очки

Иногда встает вопрос о том, что очки, как средство улучшения зрения, способны иметь ряд недостатков. Они могут помешать в движении, случайно выпасть и разбиться, и даже запотеть при длительной активности. В такой ситуации можно прибегнуть к помощи контактных линз, которые дадут возможность почувствовать себя более комфортно и уверенно. Но, для того чтобы начать заниматься спортом, один лишь выбор удобных линз является недостаточным, следует обязательно проконсультироваться со специалистом, чтобы знать наперед всевозможные риски.

А каким спортом занимаетесь Вы?

Плохое зрение и спорт

Нам еще с детства, на подсознательном уровне внушали, что активно заниматься спортом может только человек, у которого со зрением все в порядке. Даже на уроках физкультуры очкарики всегда были освобождены от занятий. Оснований для такого заключения нет никакого. Более того, пассивный образ жизни, который врачи предлагали людям с плохим зрением, еще больше ухудшал состояние их зрения. Дело в том, что при малой физической нагрузке у человека замедляется нормальная циркуляция крови.

Следовательно, глаза не получают полноценного питания, которое разносится по организму кровотоком. Зрение от этого еще больше приходит в упадок. И ведь не обязательно носить очки, представляющие массу неудобств. Достаточно просто заказать линзы, которые посторонним людям не будут видны. И проблема решится сама собой.

Можно ли заниматься спортом при плохом зрении?

Ответ на этот вопрос однозначен - необходимо обеспечить своему организму полноценную физическую нагрузку. При увеличении уровня циркуляции крови глаза получат необходимое им питание, а глазные и лицевые мышцы обретут нормальный тонус. Однако следует во всем знать меру. Недостаточно просто заказать линзы и пойти играть в регби. Если у вас сильная дальнозоркость или близорукость, то отдайте предпочтение более спокойным видам спорта. Это могут быть йога, плавание, пилатес, бег, спортивная ходьба, лыжи, аэробика, бадминтон.

Занятия более агрессивными и травмоопасными видами спорта могут приводить к чрезмерному напряжению глаз, увеличению давления, в том числе давления внутриглазного. В результате таких занятий глазам может быть причинен вред. Врач-окулист лучше других сможет вам подсказать, какие лучше заказать линзы, и каким видом спорта заняться.

Как контактные линзы могут помочь в спортивных занятиях

Средство, улучшающее зрение спортсменов, не должно мешать ему в движении, отвлекать от основного занятия. Спортсмен должен чувствовать себя максимально комфортно. Именно таким качеством обладают контактные линзы Оазис. Можно перечислить основные преимущества, которыми обладают контактные линзы по сравнению с корригирующими очками:


Спортсмен в линзах прекрасно видит периферическим зрением, что очень важно в некоторых видах спорта. Исключается опасность для глаз, которая может возникнуть в случае разбивания стекол очков. Объекты перед спортсменом наблюдаются практически так же, как и при наличии нормального зрения, без искажений и деформаций. Не нужно беспокоиться, что линзы Оазис случайно выпадут в процессе движения. На линзах не образуется конденсат. Они не запотевают, в отличие от очков.

Контактные линзы также выполняют некоторые полезные функции:

Некоторые виды линз прекрасно справляются с ультрафиолетовым излучением, избыток которого вреден для глаз. Линзы Оазис могут играть роль светофильтров, частично поглощая определенные цвета. В итоге спортсмен более отчетливо видит нужный ему цвет. Становятся популярны однодневные линзы, которым не нужно обеспечивать хранение. Они являются более удобными, чем жесткие аналоги.

Глазные недуги - не причина отказываться от спорта

Но по итогам последних клинических исследований это совершенно неправильно.

Физические упражнения и занятия определенным видом спорта для людей с близорукостью очень важны. Они выполняют такие функции:

способствуют развитию тела в положительном качестве; активируют работу множества функций в организме.

Повышенная работоспособность цилиарной мышцы и укрепление склерой оболочки провоцируются именно правильными физическими нагрузками.

Так проецируется луч

Разрешено или нет заниматься определенным видом физической деятельности, зависит не от наличия болезни, а от стадии ее развития.

Миопия и тренировки в бассейне

Довольно часто больные интересуются, можно ли заниматься плаванием с наличием миопии.

Вода - универсальная среда для тренировок при плохом зрении вдаль

Врачи утверждают, что на слабой или средней стадии развития патологии (до 6 диоптрий) без сопутствующих болезней данный вид физической деятельности разрешается.

Но: тренировки должны быть умеренными при средней форме отклонения в работе оптической системы, чтобы пульс не превышал 140 ударов в минуту.

Лучше отдавать предпочтение тренировкам средней интенсивности

Важно: Сильные нагрузки при плохом зрении вдаль, свыше 6 диоптрий особенно, запрещены, потому что есть риск отслоения сетчатки, что уже грозит слепотой.

При средней интенсивности и регулярности занятий по плаванию можно даже улучшить состояние органов зрения.

Силовые упражнения на руки при близорукости

Пациенты нередко спрашивают у офтальмолога, можно ли при миопии качать руки.

Силовые нагрузки нужно выполнять с осторожностью

Накачивание рук для развития мышц предплечья и трапециевидных возможно только на слабой и средней стадиях развития офтальмологического отклонения.

Этот вид физической активности относится к тяжелым нагрузкам не изначально, а в перспективе, поэтому нужно найти идеальный баланс.

Для того чтобы не навредить глазам и получить эффект от упражнений, стоит увеличивать нагрузку медленнее нормы для здорового человека.

Если все же беспокоит возникающий риск, не лишним будет проконсультироваться с офтальмологом. Доктор уже порекомендует дальнейшие действия.

Помощь тренера - это необходимость

При слаборазвитой миопии подобная физическая активность не вредна глазам. Главное – не сильно усердствовать.

Спорт и плохое зрение вдаль: совместимы ли данные понятия?

Регулярные тренировки много значат для современного человека.

Чтобы тело было в хорошей физической форме, настроение всегда отличным, а внутренние органы функционировали так, как надо, необходимо систематически укреплять организм.

Здоровое питание также много значит

Однако иногда некоторые виды спортивной деятельности противопоказаны по причине нарушения функций организма. Именно поэтому офтальмологи часто слышат вопросы о том, можно ли заниматься спортом при миопии.

Циклические упражнения средней тяжести полезны при миопии и не наносят вреда глазам. Более того, они даже оказывают пользу в ускорении обменных процессов.

К видам спорта, которые разрешены при нарушении глазной функции до 8 диоптрий, относятся:

бег; йога; плавание; лыжный спорт; серфинг.

Легкая атлетика положительно влияет на организм при миопии

Упражнения высокой интенсивности противопоказаны из-за повышенной частоты сердечных сокращений и напряжения, которое негативно сказывается на глазах.

Близорукость и спорт могут сосуществовать, но, если относиться к этому тандему с полной ответственностью и осторожностью.

Важно: Тяжелая атлетика при офтальмологической патологии с отклонением более 4 диоптрий запрещена категорически.

У детей при снижении физической активности и увеличении зрительной может развиться близорукость.

Именно поэтому не стоит запрещать малышу заниматься любимым видом спорта, если у него есть генетическая предрасположенность к данному глазному недугу.

Диагностика играет важную роль

Важно: Если у ребенка уже выявлена близорукость, стоит включить его в особую группу физической подготовки, которая есть в каждой школе.

Правильно рассчитанная нагрузка во время занятий спортом при близорукости приносит пользу и телу и глазам.

Не стоит полностью отказываться от активного образа жизни даже при высоком уровне близорукости.

Йога с индивидуально подобранными занятиями, как и гимнастика, позволят поддерживать тело в тонусе, и не нанесут вред глазам.

Занятия йогой идеально подходят для тех, кто плохо видит вдаль

Консультацию о том, какие именно нагрузки разрешены при разных стадиях заболевания, можно получить у офтальмолога и компетентного тренера в любом спортивном центре.

Также не забывайте делать гимнастику для глаз.

Ознакомьтесь также с видео роликом на данную тему:

Если Вам нужна консультация специалиста, обращайтесь:

  • Категория:

Как известно, тренерский опыт проявляется не только в умении подготовить хорошего спортсмена, но и в умении найти более одаренного.

В связи с недостаточной разработкой научных основ отбора особенно важно изучать и распространять передовой опыт практической работы тренеров. Исходя из этого, мы поставили задачу выяснить, используя анкетный опрос (включающий 26 вопросов), по каким признакам тренеры отбирают детей в бассейне, какие применяют упражнения при отборе, что считают главным, а что второстепенным и т. д. В опросе участвовали 107 наиболее продуктивно работающих тренеров нашей страны.

Что же показал анализ анкетных данных?

Возраст поступающих . Около 95% опрошенных тренеров принимают во внимание на первых этапах отбора новичков их возраст. Из них 13% тренеров предпочитают набирать новичков 5-6 лет, 43%-7-8 лет, 34% -9- 10 лет и 10% - старше 10 лет.

Внешние данные (телосложение) . Наибольшее предпочтение визуальной оценке отдают 91% тренеров. 64% тренеров применяют упражнения в воде и 46% - на суше.

Это свидетельствует о том, что сегодня тренер принимает решение оставить ребенка в ДЮСШ или нет, ориентируясь в основном на его внешний вид. Тренеры стремятся набирать для занятий плаванием детей высокого роста (91% тренеров), стройных (68%), с малым весом (55%), с длинными мышцами (54%), с хорошей осанкой (31,8%). Кстати говоря, в основном на эти же морфологические признаки при отборе ориентируются и тренеры ГДР.

Из дополнительных сведений, даваемых тренерами по вопросу о телосложении, интересны следующие. Предпочтение отдается мальчикам и девочкам с широкими плечами и узким тазом (Т. И. Тальянская), стройным, «поджарым», с узким тазом (Г. В. Яроцкий), с длинными конечностями, большими кистями и стопами (С. С. Бородчак, Ю. П. Бурменский, Ю. Ф Железное, А. М. Карпова, И. М. Кошкин, Л. П. Креер и др.).

Тренеры отмечают важность такого признака, как тонкие запястья и суставы (О. П. Римш, И. М. Чумакова), свидетельствующие о легкости костного скелета, а также объем и строение грудной клетки (Ф. Б. Житкова, 3. Т. Пахомова), характеризующие функциональные возможности дыхательной системы и плавучесть.

Одним из положительных признаков, обусловливающих успешные занятия плаванием, заслуженный тренер РСФСР Н. М. Нестерова считает «сухие» ноги и «острые» колени у новичков. Заслуженный тренер СССР И. Ю. Кистяковский называет в качестве основного показателя перспективности новичка легкость ног и относительную силу рук.

В связи с тем что морфологические признаки человека тесно связаны с его функциональными показателями, можно по внешнему виду определить предрасположенность, например, к работе скоростно-силового характера (анаэробная производительность) или к работе, требующей проявления выносливости (аэробная производительность).

Исследования, проведенные нами на сильнейших юных пловцах Москвы, показали, что дети, имеющие лучшие результаты в плавании на 50 и 100 м вольным стилем, обладают большими весом, шириной плеч, окружностью бедер, ростом, длиной рук и ног. На средних и длинных дистанциях имеют успех спортсмены более легкого веса, с меньшей мышечной массой, с тонкими запястьями и лодыжками, с лучшими показателями обтекаемости и плавучести, обладающие большей способностью противостоять утомлению (умением «терпеть»).

Тренерами назван и ряд других факторов, которые целесообразно учитывать при отборе . Среди них - близость места жительства поступающих от бассейна (67% тренеров), общий вид ребенка, цвет лица, характеризующие здоровье, телосложение (72%), спортивное прошлое родителей (68% тренеров).

Многие тренеры (Н. М. Нестерова, Т. А. Клембровская, О. Н. Прохоров и др.) предпочитают отбирать детей, которые отличаются сообразительностью, имеют «живые» глаза, хорошо успевают в общеобразовательной школе.

Упражнения, применяемые при отборе . Тренеры используют различные упражнения (тесты), при помощи которых выявляются такие качества, как гибкость, обтекаемость тела и плавучесть, физическая подготовленность и др. Особенно широко применяются упражнения для проверки гибкости (87%): наклоны туловища в разные стороны, всевозможные отведения и приведения рук, сгибание и разгибание в голеностопных суставах, отведение рук вверх-назад (подвижность в плечевых суставах), вращение рук; имитация работы ног «кролем»; выполнение «мостика» или такого упражнения, как достать угол лопатки противоположной рукой.

Для определения умения расслабляться О. П. Римш и Г. В. Яроцкий предлагают следующий тест: взяв за ладонь руку новичка, держать ее на весу, заставляя расслабить все ее мышцы, затем отпустить; при этом рука должна упасть вниз как «плеть» - вяло а «безжизненно».

Функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем более 30% опрошенных считают нужным выявлять, применяя пробу Штанге (определение длительности задержки дыхания).

В воде наиболее эффективны при выяснении одаренности детей, по мнению 31,4% тренеров, упражнения в скольжении без движения ногами и плавание с доской с движениями ногами.

Основные критерии для включения в учебно-тренировочные группы . Все тренеры ставят на первое место показатели здоровья (99% тренеров), трудолюбия (99%), работоспособности. (99%), желания заниматься плаванием и посещаемости (98%), освоения техники плавания (98%), успеваемости в школе (78%).

К наиболее типичным признакам хорошей техники плавания тренеры относят: высокое положение тела, обтекаемость и плавучесть (56% тренеров), ритмичность (36%), «продвигаемость» от гребка (33%), а также мягкость, легкость и свободу движений (Н. А. Александрова, Т. И. Тальянская, Г. В. Яроцкий).

Касаясь различий между отбором мальчиков и девочек, тренеры отмечают, что девочек нужно набирать в ДЮСШ плавания раньше (по возрасту) на 1-2 года, так как отсев их по разным причинам больше, чем у мальчиков. По поводу критериев при отборе девочек и мальчиков тренерами высказываются следующие мнения: «Предпочтение отдаю эмоциональным и самостоятельным мальчикам, рослым и эмоциональным девочкам» (В. Л. Красильников);
«У мальчиков обращаю внимание на длину ног, у девочек - на рост и общее физическое развитие» (А. Н. Давиташвили); «У девочек очень важно, обращать внимание на перспективы физического развития» (И. Ю. Кистяковский).

Практический интерес представляет такая, например, характеристика, даваемая опытными тренерами: мальчики быстрее осваиваются с водой и обучаются спортивным способам плавания, они смелее девочек, но девочки более дисциплинированны, они лучше осваивают движения, обладают более устойчивым вниманием и большим трудолюбием, с ними легче, спокойней; мальчики больше переоценивают свои возможности, а девочки недооценивают, у них чаще встречается боязнь воды; мальчики приходят в бассейн сами, девочки стыдливей, их в основном приводят; девочек надо больше заинтересовывать, но заниматься с ними легче, так как они внимательней, организованней, быстрей схватывают объяснения тренера; к мальчикам необходима большая требовательность, с ними нужно быть «жесткими»; девочки требуют больше мягкости в обращении.

Психологические качества будущего чемпиона, его характер . Даже самые высокие качества не будут реализованы в спортивный результат без активной мобилизации морально-волевых ресурсов личности. А такая мобилизация невозможна без воли, характера, целенаправленности.

Отвечая на вопросы анкеты, тренеры указывают, что чертами характера будущего чемпиона должны быть преданность спорту, энтузиазм, желание стать чемпионом (М. С. Фарафонов, В. А. Гуща, Н Ф. Крюкова и др.), твердый характер (Л. П. Креер), самостоятельность, пытливость, эмоциональность, живость (Н. М. Нестерова, Ф. Б. Житкова, В. П. Банников). Они подчеркивают, что тренер должен способствовать воспитанию этих качеств, а не подавлять их.

М. Н. Кремлева, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК, Москва

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Актуальность проблемы определяется решением благородной задачи - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 50 млн. человек (т.е. каждый десятый, населяющий Землю) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 15 млн. детей.

Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого, специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и, чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры (Евсеев С.П., 2008).

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу изучения использования средств физического воспитания в занятиях с детьми с нарушением зрения посвящены работы ряда исследователей.

Установлено, что организация процесса физического воспитания с традиционным подходом, к детям без отклонений в состоянии здоровья не в полной мере решает проблему улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Кроме того, общим в этих работах является то, что для детей с нарушением зрения характерно отставание в физическом развитии, физической подготовленности, в темпах биологического созревания, у них отмечаются функциональные нарушения в деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, имеют место отклонения в функциях опорно-двигательного аппарата. В то же время фактом является то, что существующие программы физического воспитания не в полной мере способствуют эффективности физического развития детей, содержательная взаимосвязь различных их составляющих требует совершенствования.

Более того, научных публикаций, касающихся разработки непрерывных педагогических воздействий в рамках адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в доступной литературе практически не выявлено.

Таким образом, возникает явное противоречие между объективно существующей общественной необходимостью улучшения показателей физического развития, повышения уровня физической подготовленности данных детей, укрепления их здоровья, а значит и социализации в здоровое общество сверстников, и отсутствием научно-обоснованных методик непрерывных педагогических воздействий в рамках адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения для устранения отмеченных негативных отклонений в физическом развитии, физической подготовленности и состоянии здоровья.

Педагогический процесс адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет протекать более эффективно, если:

Методологию адаптивного физического воспитания строить на основе принципов непрерывного и комплексного педагогического воздействия, дифференцированного и индивидуального подходов;

Методику согласования целей и задач различных форм занятий осуществлять на основе оптимизации между индивидуальными, групповыми и коллективными средствами адаптивного физического воспитания;

Опираясь на вторичные отклонения в состоянии здоровья субъектов образовательного процесса использовать способы индивидуального и дифференцированного подходов к комплектованию учебных групп для организации и проведения занятий как условия повышения эффективности непрерывных педагогических воздействий.

Здоровье человека более чем на 50% зависит от образа жизни, на 15-20% от окружающей среды и настолько же от наследственности и системы здравоохранения (Ю.Н. Вавилов, К.Ю. Вавилов, 1995).

Объект исследования - физическое воспитание детей имеющих патологию зрения.

Предмет исследования - методика лечебного плавания детей с патологией зрения.

Цель исследования - изучение влияния занятий плаванием на организм детей с нарушением зрения.

Задачи исследования:

Изучить специальную литературу по данной тематике

Систематизация полученной информации, выявление достоинств и недостатков рассмотренных методик.

1 . Особенности психофизического развития детей с патологией зрения

Развитие физических качеств детей младшего возраста протекает неравномерно, скачкообразно. Знание этих особенностей позволяет целенаправленно воздействовать на их развитие средствами физического воспитания. По данным исследования А.В. Склярова, в возрасте 7-10 лет наблюдается усиленный рост ребенка. В 11-13 лет - замедление роста и его стабилизация, в 14-17 лет - снижение достигнутого уровня. Задачи воспитания: в период усиленного роста детей развивать двигательные навыки, а когда навыки стабилизируются или показатели их снижаются, поддержать достигнутый уровень развития.

Младший школьный возраст (7-10 лет) характеризуется некоторым замедлением роста тела в длину (2-4 см в год) и усилением общего развития организма; вес тела увеличивается на 2-4 кг в год, окружность грудной клетки - на 2-4 см. Физиологи называют этот возрастной отрезок «периодом округления». В этот период значительно увеличиваются мышцы, благодаря чему возрастает их сила, повышается рабочая мощность сердца и легких, однако до окончательного развития этих органов еще далеко. Мышца сердца не обладает достаточной силой, регуляторные механизмы сердечнососудистой системы находятся в стадии становления. Физическая нагрузка вызывает значительное повышение пульса: 90-100 ударов в минуту в покое, 140-170 ударов при выполнении упражнений. Частота дыхания у младших школьников повышена до 20-22 раз в мин.

Поверхностное дыхание - одна из отличительных черт работы дыхательной системы младших школьников. У детей этого возраста кровь насыщается кислородом хуже, чем у взрослого. Можно представить себе, каким трудным испытанием для организма ребёнка является работа на выносливость - длительная интенсивная мышечная нагрузка. У детей больше, чем у взрослых, расход энергии при выполнении одной и той же мышечной работы. Поэтому дети относительно быстро устают и дольше восстанавливаются.

По данным С.Ф. Годунова (1968), основное увеличение сводов стопы происходит в 6-8 лет и к 10-12 годам она становится сравнительно стабильной. У детей младшего школьного возраста отлично развивается гибкость, что объясняется большим количеством хрящевой ткани в межкостных соединениях. Этим следует воспользоваться. С другой стороны, пластичность детского скелета требует осторожности в использовании силовых упражнений; целесообразно уделять больше внимания формированию правильной осанки. Изгибы позвоночника у детей в этом возрасте ещё в стадии формирования.

Неправильное положение тела, головы изменяет кривизну позвоночника и может привести к нарушениям осанки. Желательно избегать в занятиях больших нагрузок на позвоночник, при которых на него оказывается вертикальное давление (подъем штанги, тяжести и т.д.). В младшем школьном возрасте заканчивается формирование отделов головного мозга, управляющих движениями. Ребенок становится способным выполнять довольно сложные по координации движения. Для этого возраста характерна большая потребность в активной двигательной деятельности.

Движение является основным стимулятором процесса роста, развития и формирования организма. Функция движения стимулирует активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, корректирует и компенсирует, способствует повышению общей работоспособности организма. Движения доставляют детям удовольствие, они стремятся использовать любую возможность, чтобы побегать, покричать. В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнением движений.

Совершенствуется координация между зрительными ощущениями и выполнением движений. Ребенка нужно научить прослеживать движение в пространстве. Особенность восприятия младших школьников - в зависимости от степени поражения зрительных функций - нарушена целостность восприятия, отмечается избирательность восприятия, которая ограничивается узким кругом интересов. А.Г. Литвак отмечает, что при патологии зрения затрудняется образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов (А.Г. Литвак, 1998).

При тотальной слепоте большая часть предметов, объектов, явлений не может быть адекватно воспринята визуально. В связи с этим доминирующее положение занимают слуховое и осязательное восприятие. Однако следует отметить, что приоритет тому или другому виду восприятия отводится в зависимости от характера деятельности, в которой принимает участие индивид. В младшем школьном возрасте усиливается роль слова в восприятии элементов и движений; слова для незрячих детей служат ориентиром, они могут привлекать внимание учащихся. Учитывая эти особенности, при показе движений учителю следует опираться на объяснение, предлагать выполнять упражнения по словесному описанию, вводить специальные термины.

Слово, по определению И.П. Павлова, для человека - такой же условный раздражитель, как и все остальные, но вместе с тем такой всеобъемлющий, как никакие другие. Объем внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или не связанные между собой элементы движений. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением. Много затруднений возникает у них в ориентировании в пространстве спортзала, школы и т.д.

Младшие школьники со сниженным зрением часто путают правую и левую стороны. Поэтому преподавателю нужно терпеливо и систематически тренировать детей, развивая у них пространственную память и воображение. Особое внимание следует уделять школьникам 1-4-х классов, у которых в этот период глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность.

Этот период - один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями (Толмачев Р.А. 2005). Это время привития навыка правильной осанки для развития многих физических качеств: координации движений, силы, выносливости, гибкости, пространственных представлений.

Как известно из публикаций М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, Л.А. Семенова и др., тяжелый зрительный дефект ещё в ранний период жизйи ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность; приводит к тому, что ребенок значительно позднее, чем нормально видящий сверстник, принимает вертикальное положение при ходьбе, при естественной стойке часто отмечается неправильное положение стоп.

Анализ специальной методической литературы дает основание отметить, что уровень физического развития и физической подготовленности детей с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников. Отставание в весе (от 3 до 5%), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки у детей младшего и среднего школьного возраста составляет у слабовидящих до 4,7 см. Заметное отставание от нормы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Исследования И.И. Шмелькова (1981), Р.Н. Азаряна (1989), наши исследования 1997 года показывают, что у детей 10-12 лет с нарушением зрения ЖЕЛ = 1.600 куб. см., а у нормально видящих-1.800 куб. см. Мышечная сила (кистевой динамометрии) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой развита слабо.

По данным ряда авторов у слабовидящих школьников показатели кистевой динамометрии ниже на 28,1%, чем у нормально видящих сверстников; в показателях гибкости они уступают нормально видящим в среднем на 12-15%. Б.В. Сермеев (1984) и Л.Ф. Касаткин (1967, 1970) указывают на очень низкое развитие мышечной силы у девушек. Показатели кистевой силы на 28,1% ниже, чем у зрячих школьников. (Азарян Р.Н.)

По данным Е.И. Ливадо, А.К. Акимовой и А.А. Габриеляна, Р.Н. Азаряна (1989) у слепых и слабовидящих школьников плоскостопие встречается от 30 до 53,8%. В связи с трудностями подражания и овладения пространственными представлениями нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх.

Поза детей с остаточным зрением при чтении и письме с низко опущенной головой, монозрение, нарушение бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, к сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям. По данным Е.И. Ливадо, А.К. Акимовой и А.А. Габриеляна, Р.Н. Азаряна (1989 г.) у 79% слепых и слабовидящих детей Санкт-Петербургской школы отмечаются различные нарушения осанки и сколиозы.

Наличие первичного дефекта не говорит о том, что у аномального ребенка должен развиться вторичный дефект. Это зависит от социальных условий развития ребенка и от многих других факторов, описанных выше. Задача занятий физической культурой - предупредить развитие вторичных отклонений опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системах, рационально используя средства ЛФК.

Все вышесказанное приводит к пониманию причин возникновения вторичных отклонений в физическом развитии детей с глубокой патологией зрения, которые можно разделить на две группы.

Первая гру п па: - Наличие сопутствующих заболеваний (ЗПР, ДЦП, нарушение эмоционально-волевой сферы, соматические заболевания и прочие); - нарушение у незрячего ребенка пространственных представлений, а отсюда - пространственной ориентировки; - отсутствие обратной визуальной связи с внешним миром, а, следовательно, отсутствие подражания; - незаконченность болезненного процесса, с которым дети приходят в школу (у некоторых наблюдается прогрессирование ведущего заболевания и его влияние на другие психические процессы).

Вторая группа: - Небольшой запас предыдущего сенсорного восприятия, полученного в дошкольном периоде; - подверженность детей-инвалидов по зрению факторам гиподинамии и гипокинезии. В связи с этим данная категория детей находится в вынужденных условиях дефицита двигательной активности; - отсутствие мотива к формированию правильной осанки, позы, двигательных навыков, умений; - отсутствие социальных условий для гармоничного физического развития ребенка; - неадекватное отношение взрослых, окружающих ребенка, к вторичным отклонениям в его физическом развитии.

Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза.

Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.

Физические упражнения благоприятно влияют на орган зрения детей. Так, было отмечено, что среди школьников в возрасте от 7 до 18 лет, занимающихся спортом, число лиц, страдающих близорукостью, значительно меньше, чем среди школьников, которые не занимаются спортом. С помощью специальных исследований, проведённых Е.И. Ливадо (1974-1975), было установлено, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости.

Физические упражнения общеобразовательного характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для мышц глаз, оказывают положительное влияние на функции близорукого глаза. На основании проведённых исследований (Е.И. Ливадо) была разработана методика лечебной физкультуры для школьников и взрослых, страдающих близорукостью, и на практике доказана её эффективность.

Занятия специальными упражнениями, рекомендуемые близоруким, можно выполнять самостоятельно в домашних условиях, на природе, во время отдыха, некоторые из них можно включать в комплекс производственной гимнастики. Необходимо строго следить, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учётом возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна.

Упражнения общеразвивающего характера обязательно необходимо сочетать с гимнастикой для глаз. Для того чтобы рационально, с большей пользой для здоровья заниматься физическими упражнениями, нужно знать и выполнять рекомендации по организации самостоятельных занятий, разработанные для близоруких людей - школьников и студентов, служащих, людей творческого труда, а также тех, чья профессия связана с продолжительной и напряжённой работой зрительного анализатора.

2 . Л ечебно е плавани е в системе физического воспитания детей с нарушением зрения

плавание дошкольный нарушение зрение

Целью лечебного плавания является обеспечение с помощью специальной методики всестороннего и полноценного развития слабовидящего школьника путем восстановления и совершенствования его физических и психофизических способностей.

Общие задачи:

1. Укрепление здоровья детей с тяжелой патологией зрения, содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма.

2. Активизация функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

3. Улучшение функций опорно-двигательного аппарата.

4. Формирование и закрепление правильной осанки: достичь автоматизма при выполнении жизненно-необходимых положений и движений.

5. Предупреждение развития сколиоза и плоскостопия.

6. Овладение основными двигательными навыками и умениями.

Специальные задачи:

1. Формирование у слепых учащихся необходимых умений и навыков самостоятельной пространственной ориентировки (ориентирование в спортзале, пользование спортивным инвентарем и адаптированными пособиями с использованием сохранных анализаторов).

2. Улучшение кровоснабжения тканей глаза и мышечной системы глаза.

3. Улучшение функции мышечной системы глаза.

4. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию окружающих предметов и пространства.

5. Формирование жизненно-необходимых навыков, способствующих успешной социализации детей с депривацией зрения.

Никакой вид физических упражнений так гармонично не развивает мускулатуру тела, обеспечивая формирование полноценной осанки, как плавание. Исследованиями Е.И. Рябухи (1953), О.Ф. Ильиной (1959), А.Ф. Иорданской (1960) убедительно доказано, что под влиянием плавания улучшается физическое развитие детей, расширяются функциональные возможности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, увеличивается интенсивность обменных процессов в организме, повышается закаленность.

По мнению В.П. Медведева, Г.П. Бондаренко, А.З. Скирко (1989), регулярные занятия плаванием в течение года способствуют гармоничному развитию детей, позволяя снизить общую заболеваемость на 39,7% и увеличить число детей первой группы здоровья с 48,4 до 77,6%. Это так же подтверждается и данными Н.С. Буйловой, Т.А. Вакулиной (1987), М.В. Глухман, Е.Г. Мамаевой (1987).

В работах В.Ю. Давыдова (1996), М.Т. Вальчук (1999) указывается уменьшение на 30-35% числа простудных заболеваний у детей, занимающихся плаванием.

Лечебное плавание - одна из форм лечебной физической культуры, особенностью которой является одновременное воздействие на организм человека воды и активных (реже пассивных) движений. Дозированная мышечная работа в особых, непривычных для человека, условиях водной среды является важным компонентом действия процедуры на больного. Механическое воздействие водной среды обусловлено значительно большей ее плотностью по сравнению с воздухом.

Вследствие этого для осуществления двигательных навыков, приобретенных человеком в условиях воздушной среды, необходимо освоение новых механизмов движения. Кроме того, преодоление сопротивления более плотной, чем воздух, среды требует больших усилий. Т.о., облегчение (за счет уменьшения веса тела) статических положений, а также медленных, плавных движений в воде сочетается со значительным силовым напряжением для преодоления повышенного сопротивления среды при быстрых движениях. Влияние температуры воды, являющейся основным фактором разнообразных водолечебных процедур, имеет большое значение и для создания оптимальных условий проведения физических упражнений в воде.

При разнообразных движениях больной может переносить более низкие температуры воды (закаливающий эффект). Проведение занятий в более теплой воде (близкой к температуре тела) способствует существенному снижению рефлекторной возбудимости и спастичности мышц, а также уменьшению болевого синдрома. Имеет значение и химическое действие водной среды, особенно при проведении занятий в бассейнах с минеральной и морской водой. Для правильного и дифференцированного применения лечебного П. необходимо учитывать комплексное влияние всех перечисленных факторов на организм в целом, а также на его органы и системы.

Для увеличения экскурсии грудной клетки, диафрагмы, функционального совершенствования основной и вспомогательной дыхательной мускулатуры применяются разнообразные дыхательные упражнения в воде. В программу дозированного плавания также включается проплывание отрезков с повышенной скоростью и ныряние в длину. В занятиях по лечебному плаванию часто применяются игры, что придает им эмоциональную окраску.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью - формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.

В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) нужно сделать акцент на такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде.

1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде и особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением.

2. От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится под водой.

3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза в воде и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать внимание на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.

4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик (или другой устойчивый предмет).

5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении «стрела» (одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его продольной оси. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в воде, лучше держать кисти рук рядом или вытянутыми на ширине плеч и даже немного развести ноги.

6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде, т. к. лицо обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по поддержке тела ребенка в горизонтальной плоскости.

7. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду сгруппировавшись (подтянуть колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким.

Такая подготовка познакомит новичков с условиями плавучести и равновесия тела в воде, помогает им ориентироваться в воде, и предупредит возможные причины возникновения чувства страха.

Методика лечебного плавания.

Лечебное плавание обычно применяется на санаторном и диспансерно-поликлиническом этапе реабилитации, а также в специализированных стационарах во время нахождения больного на свободном режиме.

Методика проведения занятий, программа и комплексы упражнений разрабатываются специалистом-реабилитологом при обязательном участии лечащего врача, а также инструктора по плаванию.

На первых занятиях (в свободном режиме стационара или в начале санаторного лечения) используются физические упражнения малой интенсивности, в медленном темпе, в основном по освоению с водной средой и обучению плаванию, специальные, дыхательные, на расслабление мышц. При улучшении состояния больного лечебно-оздоровительное плавание продолжает применяться для реализации лечебных задач, но постепенно основное направление приобретает тренировка, т.е. в занятиях постепенно увеличивается физическая нагрузка.

Сначала за счет большого числа повторений, затем - увеличения амплитуды и темпа движений, включения более трудных упражнений, заданий.

От упражнений малой интенсивности переходят к упражнениям средней и большой интенсивности.

После окончания восстановительного лечения и при хронических заболеваниях лечебное плавание применяют для поддержания достигнутых результатов или в целях профилактики дальнейшего развития заболевания.

Начинается этап систематической тренировки, где в основном применяется плавание на средние дистанции спортивными способами плавания (периодически меняющимися) в свободном темпе.

Дозировка нагрузки подбирается в зависимости от остаточных проявлений болезни и функционального состояния больного.

Противопоказания носят временный характер. Лечебное плавание противопоказано в острой стадии заболевания.

В воде выполняют разнообразные физические упражнения. С оздоровительными и лечебными целями могут быть использованы следующие виды тренировок: купание и плавание, гимнастика и игры в воде, различные водные процедуры.

С большими ограничениями, но все же можно применять, особенно при проведении занятий с практически здоровыми людьми, такие формы, как плавание, на акваплане и лыжах за катером, виндсерфинг.

Известно, что в воде теряется определенная часть массы тела человека.

Таким образом, в воде облегчается выполнение медленных и плавных и затрудняется выполнение быстрых движений, требующих преодоления сопротивления.

Режим малой нагрузки (мощность до 60 Вт). Занимающийся входит в воду, окунается, выполняет гимнастические и дыхательные упражнения, стоя на мелком месте или сидя на скамейке, затем принимает водные процедуры (душ различной конструкции). Продолжительность занятий 20-25 мин. с учетом времени, затрачиваемого на переодевание и мытье под душем. Можно выполнять медленные имитационные плавательные движения ногами, опираясь на руки, или руками в положении стоя.

С осторожностью допускается плавание произвольным способом без выноса рук из воды. Темп плавания как можно более медленный - до 60 «кролевых» гребков в минуту. Через каждые 10-15 м рекомендуется отдыхать в течение 20-30 с.

Режим средней физической нагрузки (мощность до 90 Вт). Этот режим позволяет в процессе занятий лечебной гимнастикой выполнять движения в среднем темпе. Рекомендуются использование плавающих спортивных приспособлений (доски, перекладина, брусья), упражнения с которыми выполняют, стоя на мелком месте, и плавание на небольшие расстояния (10 - 15 м).

Допускается плавание произвольным способом и брассом, в первом случае темп 60-75 гребков в минуту, во втором 20-28. Во время плавания любым способом рекомендуется отдыхать через каждые 20-50 м.

Продолжительность занятия 30-40 мин. с учетом времени, необходимого для переодевания и мытья под душем.

Режим большой нагрузки (мощность в пределах 90-110 Вт). Используются те же гимнастические упражнения, что и при режиме средней нагрузки. Нагрузочность занятия увеличивается за счет увеличения продолжительности плавания, плавания со снарядами (весло, доска и др.) и включения игр с мячами и т.д. Время - 30-50 мин.

Плавание как форма лечебной физкультуры.

Режим малой нагрузки. Плавание в режиме малой нагрузки осуществляется в основном при использовании поддерживающих (вспомогательных) приспособлений: спасательного круга, резинового матраца и т.д. Продолжительность занятий 10-30 мин. и более в зависимости от адаптации к холодовой нагрузке.

Купание и плавание в море (бассейне). Это самостоятельная процедура, которая включает пребывание в воде, выполнение отдельных гимнастических упражнений, плавание произвольным способом и игры.

Водная ходьба, водный тренинг со ступенькой и занятия в глубокой воде - лишь часть из них. Но независимо от используемого подхода, структура таких занятий должна быть одинаковой. Основной тренировке должен предшествовать полноценный подготовительный этап, включающий в себя разминку и растягивание, а завершать занятие должен этап восстановительных упражнений.

Однако требуется внести коррективы в упражнения, чтобы они соответствовали каждому из этих подходов.

3 . Принципы и методические рекомендации коррекции вт о ричных отклонени й у детей с ослабленным зрением

При применении ЛФК у детей со зрительной патологией необходимо, с учетом специфических особенностей их психического и физического развития, соблюдать общепринятые дидактические принципы:

1. Индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии.

2. Системность воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений (с учетом состояния зрения и возможности использования остаточного зрения) и последовательности их применения.

3. Регулярность воздействия. Регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие функциональных возможностей организма, приобретение необходимого запаса представлений о предмете, движении или упражнении у слепых и слабовидящих детей. Эти образы в дальнейшем становятся основой для формирования понятий. Установлено, что сохранность представлений зависит от остроты зрения.

4. Непрерывность применения физических упражнений. Коррекция нарушенных функций и основных систем организма возможна только при длительном и упорном повторении физических упражнений. Имеются многочисленные факты, свидетельствующие, что образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к распаду.

Даже небольшие промежутки времени (1-3 месяца) отрицательно сказываются на их представлениях (Литвак А.Г., 1985). Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых незрячие могут получить только вербальные знания.

5. Постоянное увеличение физической нагрузки в течение учебного года. Необходимо учесть, что у многих детей в каникулярный период наблюдается снижение двигательной активности.

6. Разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений (10-15% упражнений обновляются, а 85-90% повторяются, для закрепления ранее приобретенных умений и навыков) учитывая, что запоминание у слабовидящих точных и простых движений требует 8-10 повторений, в то время как у нормально видящих сверстников -6-8 повторений. Умеренность воздействия физических упражнений. Используется умеренная, но более продолжительная или дробная физическая нагрузка, учитывающая ограничения при некоторых заболеваниях и быструю утомляемость детей с нарушенным зрением.

7. Цикличность нагрузок. Чередование выполнения физических упражнений с отдыхом (упражнения для глаз, упражнения на обучение правильному дыханию, релаксация, сюжетно-ролевые игры и т.д.). Этот принцип необходим для предупреждения и профилактики переутомления, так как у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.

8. Всестороннее воздействие с целью совершенствования нейрогуморального механизма регуляции и развития адаптации организма.

9. Учет возрастных особенностей (функциональных, физиологических, развитие мышечного аппарата глаза) детей младшего школьного возраста, а также учет специфических особенностей развития ребенка со зрительной недостаточностью (Литвак А.Г., 1998).

Специфическое развитие ребенка с нарушением функционально-зрительного анализатора, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов. В связи с этим специальное обучение двигательным действиям детей с патологией зрения открывает широкие возможности развития двигательных качеств.

Известно, что развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. К условиям, определяющим специфику методов обучения двигательным действиям детей с нарушениями зрения, относят особенно-различных сторон физического развития: возраст ребенка, время возникновения дефекта (сохранились ли зрительные представления), особенность индивидуального развития, система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни. Совокупность перечисленных условий и определяет специфику видов обучения двигательным навыкам детей с депривацией зрения.

Специфика методов обучения основана на тифлопедагогических принципах: дифференцированное обучение, коррекционная направленность, компенсация с учетом целей и задач урока. В работе со слепыми и слабовидящими детьми используются все методы обучения, признанные в общей педагогике, однако, учитывая особенности детей с нарушениями зрения, есть некоторые различия в приёмах применения, обусловленные состоянием зрения.

Они различны и изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. Внимательного отношения требует состояние умственного развития ребёнка. Соблюдая принцип компенсаторной направленности, на основе сенсорного развития в процессе обучения двигательным действиям используется взаимодействие методов и приемов обучения.

Ведущее значение приобретают словесные методы обучения. Наиболее распространенным является метод объяснения, благодаря которому ученик должен осознать и представить себе двигательный образ. Особенность использования этого метода при работе со слепыми состоит в том, что при описании и повествовании учитель не только сообщает ученикам предлагаемый материал, но и дает живые образы (осязательные, слуховые, обонятельные, зрительные), пространственные представления о предметах и действиях. Например, ориентирование по словесному описанию характерных свойств и признаков предметов (звуки, запахи, температура воздуха, характер поверхности и т.д.).

Чтобы создать у детей с нарушениями зрения полноценное восприятие учебного материала, учителю следует чаще использовать демонстрацию двигательных действий и спортивного инвентаря. Своевременно предоставленная возможность обследования предметов и правильное сочетание словесных объяснений с демонстрацией создают возможность для накопления конкретных представлений о предметах и действиях.

Метод показа, или как его называют «контактный» метод используют, когда ученик не понимает движения или составил о нем неправильное представление. Контактный метод включает в себя пассивный и активный методы показа.

Пассивный - когда учитель, взяв руки ученика, - выполняет движение вместе с ним.

Активный, - когда ребёнок осязает положение частей тела партнера или учителя при выполнении им какого-либо движения. Показ может быть демонстративным, когда движение выполняет ученик, а остальные знакомятся с этим движением с помощью осязания. Также используется метод мышечно-двигательного чувства. Преподаватель направляет внимание ученика на ощущение, возникающее в мышцах, суставах, связках, при выполнении двигательных действий. Например, предложить ученику побегать за лидером, догнать его.

Следует обратить внимание ученика на работу рук, ног, прочувствовать мышечное ощущение. А затем предложить ученику бежать самостоятельно, стараясь воспроизвести те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером. Можно пользоваться методом звукового показа, когда учитель акцентирует внимание ученика на сознательно подчеркнутые звуком характер, скорость, ритм, темп, мягкость или резкость выполняемого упражнения. Например, прыжок с разбега в длину.

Вслушиваясь в звуки, которые сопровождают прыгуна, можно услышать его довольно звучный бег в начале, затем замедление и нарастающий звук при толчке. По длительности полета (отсутствие звука), учитывая время полёта от толчка до приземления, дети приблизительно могут определить длину прыжка. Регулярное прослушивание ребятами себя и своих товарищей при выполнении различных упражнений полезно для развития слухового анализатора (Шатикова Л.В., 2008).

Метод дистанционного управления - когда учитель управляет действиями ученика с расстояния, посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «3 шага вперед, вправо, влево и т.д.» Метод стимулирования двигательной активности. Отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с патологией зрения, снижает их познавательную и двигательную активность.

При правильном руководстве аномальные дети овладевают различными двигательными навыками и умениями, у них формируются морально-волевые качества - смелость, уверенность в своих силах. Необходимо как можно чаще поощрять детей. Итак, в выборе и применении методов и приёмов приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной моторики слепых и слабовидящих. Основными требованиями, которые определяют специфику подбора методов обучения двигательным действиям детей с нарушениями зрения, являются следующие:

Учебная деятельность школьников с нарушениями зрения основывается на сочетании методов обучения.

Восприятие учебного материала незрячими осуществляется преимущественно осязательно-слуховым способом, слабовидящими - зрительно-слуховым.

При подборе методов обучения учитывается их коррекционно-компенсаторное значение, возраст ребёнка, время возникновения дефекта (сохранились ли зрительные представления).

Использование индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку.

Используя метод объяснения, следует помнить, что основное место отводится рассуждению, благодаря которому ученик должен осознать и представить себе правильный двигательный образ.

Используя звуковой метод, следует помнить, что звуковые сигналы заменяют зрительные восприятия. Источник звука устанавливается на уровне лица занимающегося, ввиду того, что на этой высоте он наиболее хорошо воспринимается.

При изготовлении наглядных пособий и их использовании необходимо учитывать требования, предъявляемые в тифлопедагогике к методу наглядности (описаны выше).

При выборе метода обучения учитывается необходимость воспитания активности, самостоятельности, переноса в повседневную жизнь сформированных навыков правильной осанки, позы, движений и т.д.

Следует умышленно создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции двигательных функций, создавать ситуации занимательности, успеха, подчеркивать достижения ребенка, а ошибки обсуждать наедине. Создавать ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре. Использовать методы обучения, которые будут способствовать формированию адекватной самооценки школьных успехов.

Программировать физическую активность (занятия по программам, улучшающим двигательную активность), что увеличит возможность социальных и эмоциональных контактов незрячих и слабовидящих детей. Следует отметить, что в обучении слепых и слабовидящих детей двигательным действиям крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно используется сочетание нескольких взаимно дополняющих методов, которые определяются целями и задачами урока.

Заключение

В настоящее время считается окончательно доказанным, что близорукость чаще возникает у лиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. По данным Т.С. Смирновой (1976), среди детей, страдающих близорукостью, число практически здоровых в два раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников. Отмечается связь близорукости с простудными, хроническими и тяжёлыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины. Нарушение осанки, в свою очередь, ухудшает состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой. Таким образом, существует и прямая, и обратная зависимость между физической активностью ребёнка, его здоровьем, с одной стороны, и развитием близорукости, с другой стороны. Если ребёнок с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закалён, у него реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности. И, наоборот, у близоруких детей, если их не тренировать, не следить за их осанкой, питанием, режимом учёбы и отдых, могут возникнуть различные заболевания и дальнейшее прогрессирование близорукость.

Список литературы

1. Аветисов Э.С. и др. Занятия физкультурой при близорукости - М, 1930.

2. Азарян Р.Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе - М, 1989.

3. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях - М: Академия, 2003 - 176 с

4. Денисова М.А. Физическое воспитание. Коррекционная программа (авторская) для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога // Специальные коррекционные программы для школьников с тяжелой зрительной патологией. - СПб., 1995.

5. Демирчоглян Г.Г. Школа здоровья глаз. - СПб., 1996.

6. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры - М: Советский спорт, 2008 - 448 с.

7. Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре - М: Советский спорт, 2007 - 296 с.

8. Земцова М.И. Учителю о детях нарушениями зрения - М, 1973.

9. Кручинин В.А. Развитие сенсорики у слепых детей в процессе обучения пространственной ориентировке на уроках физкультуры и специальных занятиях // Совершенствование физического воспитания слепых и слабовидящих школьников. - М., 1987.

10. Литош Н.Н. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогические характеристики детей с различными нарушениями в развитии. - М: СпортАкадемПресс, 2004 - 140 с.

11. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.

12. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. 2-е изд., стер. -/ Под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М: Академия, 2008 - 432 с.

13. Сладкова Н.А. Опыт работы детско-юношеских спортивных школ и физкультурно-спортивных клубов инвалидов и лиц с отклонениями в развитии - М: Советский спорт, 2004 - 184 с.

14. Толмачев Р.А. Адаптация, физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих - М: Советский спорт, 2005 - 108 с.

15. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. - М: Советский спорт, 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности формирования мышления у детей с нарушениями зрения. Диагностика элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Влияние режиссерской игры на развитие образного мышления у детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2017

    Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Занятия предметно-практического блока.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2015

    Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения. Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения. Логопедическая технология преодоления нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2013

    Влияние семейного воспитания на развитие ребенка с нарушением зрения. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. Организация коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении. Взаимодействие тифлопедагога и родителей.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2016

    Классификация нарушений зрения у детей, их клиническая картина и факторы риска развития. Принципы и подходы к диагностированию заболеваний данной сферы. Особенности обучения и развития детей с нарушением зрения, его влияние на развитие личности.

    презентация , добавлен 03.05.2016

    Определение понятия "зрение". Строение зрительного анализатора. Причины зрительных нарушений. Классификация детей с нарушениями зрения. Психологические особенности детей с патологией зрения. Обучение незрячих детей. Оптические индивидуальные средства.

    презентация , добавлен 14.12.2014

    Детско-родительские отношения и особенности их формирования в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Влияние семьи на формирование навыков общения ребенка с нарушением зрения со сверстниками. Исследование детско-родительских отношений.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2012

    Понятие о морали, нравственности и воспитании нравственности. Вопрос о нравственном воспитании в контексте возрастной психологии и педагогики. Формирование первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2012

    Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с дефектами зрения. Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы. Обучающие программы для детей с нарушением зрения.

    научная работа , добавлен 08.01.2008

    Общая характеристика и направления деятельности образовательного учреждения для детей с нарушением зрения. Анализ группового занятия, принципы и подходы к его организации, используемые методики и педагогическая эффективность, оценка результатов.

Вода – родная стихия для человека, ведь в ней зарождается жизнь. Плавание дарит не только психологический комфорт, способствует расслаблению. Этот вид спорта благотворно влияет на все группы мышц, работу внутренних органов. В офтальмологии занятия плаванием считаются эффективной терапевтической методикой.

Вода – родная стихия для человека, ведь в ней зарождается жизнь. Плавание дарит не только психологический комфорт, способствует расслаблению. Этот вид спорта благотворно влияет на все группы мышц, работу внутренних органов и систем. В офтальмологии активные занятия в бассейне считаются эффективной терапевтической методикой. Как связано плавание и здоровье органов зрения?

Влияние на детский организм
Каждый третий школьник в России к 5-му классу средней школы имеет нарушения остроты зрения. Кроме генетической предрасположенности, факторами развития нарушений являются:
неправильная осанка;
гиподинамия;
повышенная нагрузка на органы зрения;
стресс, несбалансированное питание.


Плавание эффективно корректирует осанку. Позаботиться о профилактике глазных заболеваний лучше за пару лет до поступления в школу. Регулярные тренировки укрепят мышечный корсет позвоночника, мускулатуру грудной клетки и поясницы. Занятия в бассейне способствуют правильному формированию стопы, служат замечательной профилактикой плоскостопия, одной из причин неправильной осанки у детей.

Активные тренировки заставляют все мышцы работать четко и ритмично. Это улучшает кровоснабжение, в том числе и органов зрения. Во время плавания увеличивается объем легких. Каждый вдох и выдох используется максимально. В организм поступает больше кислорода и тем самым обогащается каждая клетка.
Занятия в воде положительно влияют на нервную систему, снимают стрессы и страхи. Приятная усталость после бассейна способствует глубокому и спокойному сну, полному восстановлению организма. Плавание закаляет, укрепляет иммунитет, способствует правильному и гармоничному развитию тела и внутренних органов, в том числе правильному развитию органа зрения.


Основной причиной потери зрения у взрослых являются повышенные зрительные нагрузки и возрастные изменения. Они сопровождаются ухудшением кровоснабжения, хрупкостью сосудов, снижением их эластичности. Во время занятий в бассейне глубокое дыхание и сокращение мышц ускоряет циркуляцию крови. Давление воды на тело способствует оттоку венозной крови, предупреждению застойных явлений. Снимается перенапряжение с глаз, благодаря укреплению мышц шеи и верхнего плечевого пояса. В результате улучшаются обменные процессы и питание тканей.

Второй причиной проблем со зрением у взрослых являются осложнения серьезных заболеваний таких как, например, сахарный диабет. Американская ассоциация кардиологов связывает напрямую регулярные часовые тренировки в бассейне по три раза в неделю с существенным снижением риска развития остеохондроза, сахарного диабета, гипертонии, эндокринных болезней и проблем с сердцем. В их возникновении немалую роль играют ожирение и недостаток физической активности. Плавание – самая эффективная и щадящая нагрузка. Вода оказывает большее сопротивление по сравнению с воздухом. Для полноценных тренировок в бассейне необходимы существенные энергетические затраты. При этом в воде снимается нагрузка на позвоночник, суставы и кости.

Если Вы еще не уверены, стоит ли посвящать несколько часов в неделю плаванию, то наш ответ категорически утвердителен - да, стоит! Ведь купание это не только положительные эмоции, но и огромная польза для наших загруженных умов, ноющих после тяжелого рабочего дня мышц и ослабленных напряженной работой с гаджетами глаз.


Цивилизация дала нашим глазам гигантские нагрузки. Примерно с трех лет дети начинают читать. Затем учеба в школе, институте… Едва ли можно найти занятие, где бы не требовалось зрение. Это в полной мере относится и к занятиям физкультурой и спортом.

При нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений в развитии детей. Затрудняется пространственная ориентировка, задерживается формирование двигательных навыков, значительно снижается познавательная активность. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. Нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, нарушается координация и точность движений. В ряде исследований определена анатомо-физиологическая связь между зрительной сенсорной системой и вегетативными функциями, состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. «Вышесказанное подтверждается низким процентом спортсменов с нарушением зрения, достигших спортивных высот. Так, среди кандидатов в мастера спорта всего 1,2 процента человек с нарушением зрения, а среди мастеров спорта всего 0,3 процента», - говорит заведующий лечебно-диагностическим отделением МУЗ «Городской врачебно-физкультурный диспансер» Татьяна Ващенко.

В настоящее время все больше ребят рано начинают заниматься спортом, а с ростом мастерства возрастают объемы и интенсивность нагрузок как во время тренировок, так и во время соревнований. В этих условиях детский организм, в том числе и орган зрения, должен адаптироваться к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, чтобы нормально расти, развиваться и физически совершенствоваться. Иначе можно вызвать и перегрузки организма в целом, и расстройства зрения.

«Очень часто дети и их родители при выборе вида спорта не учитывают состояние зрения, хотя спортивные достижения имеют прямую зависимость от его функций. Например, занятия борьбой, тяжелой атлетикой, конькобежным спортом, фигурным катанием, плаванием, греблей, туризмом при небольшом понижении зрения возможны. Но есть виды спорта, где понижение это опасно, к примеру, конный, парусный спорт, прыжки в воду. Занятия художественной гимнастикой, акробатикой, отдельными видами легкой атлетики, фигурным катанием, фехтованием, стрельбой, теннисом, волейболом, баскетболом допустимы с применением корригирующих очков. А бокс, футбол, все виды борьбы, хоккей, водное поло, альпинизм не совместимы с применением очковой коррекции», - предупреждает врач-офтальмолог МУЗ «Городской врачебно-физкультурный диспансер» Елизавета Попова.

С другой стороны, дозированная физическая нагрузка часто способствует развитию глаза, предупреждает заболевание.

В каждом конкретном случае правильно определить уровень зрения и посоветовать вид спорта может только врач-офтальмолог. Важно, чтобы юные спортсмены пришли на консультацию к врачу с родителями или тренером. Врач более полно узнает о характере нагрузок, режиме дня и т.д. и после этого сможет дать правильные советы и рекомендации.

Учеными доказано, что циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 ударов в минуту) оказывают благоприятное воздействие на способности глаз, вызывая реактивное усиление кровотока в глазах через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности глазной мышцы.

Динамические физические нагрузки способствуют снижению внутриглазного давления в среднем на 4,5 мм рт. ст. независимо от его исходного уровня и степени тренированности. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 175 ударов в минуту), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечается выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилиарной мышцы.

Учитывая значительное влияние физических нагрузок на показатели глазного кровотока и степень кровоснабжения различных отделов глаза, здоровым лицам показаны физические нагрузки, при которых частота сердечных сокращений не превышает 175 ударов в минуту. Противопоказанием являются любые физические нагрузки при частоте сердечных сокращений выше 175 ударов в минуту, так как приводят к ухудшению кровоснабжения тканей глаза.

Справка "НГ"

Уровень физического развития и физической подготовленности детей с нарушением зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников. Отставание в весе (от трех до пяти процентов), в росте (от пяти до 13 см). Заметное отставание от нормы отмечается и в жизненной емкости легких. Исследования, проведенные спортивными медиками, показывают, что у детей 10-12 лет с нарушением зрения жизненная емкость легких - 1600 куб. см, а у нормально видящих - 1800 куб. см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита: в возрасте восемь-девять лет снижена на 28 процентов, к 16 годам - на 52 процента.



  • Разделы сайта