Парусный спорт. Парусный спорт в России. Что такое парусный спорт

Па́русный спорт, Яхтинг, Сэйлинг (англ. Sailing ) - активный вид водного спорта, в котором спортсмены соревнуются, используя парусное снаряжение, установленное, главным образом, на яхтах . Наибольшее развитие парусный спорт получил в тех странах, где данным видом спорта было удобно заниматься исходя из географического положения. Зародился яхтинг в Нидерландах в XVI веке. Слово «jaght» (образованное, вероятно, от «jagen» - «гнать», «преследовать») впервые отмечено в голландско-латинском словаре 1599 года.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Парусный спорт, лучшие моменты

    ✪ Парусный спорт - яркие моменты

    ✪ Лучшие экстремальные моменты из яхтинга

    ✪ Клип про парусный спорт)))

    ✪ Захватывающая гонка на яхтах.

    Субтитры

Характеристика парусного спорта

Парусный спорт – это изначально водный вид спорта, где соревнования проводятся на судах или спортивных снарядах (например – досках), которые двигаются под силой ветра. Такие суда называют яхтами. Но парусным спортом сейчас можно заниматься не только летом на воде, но и зимой на льду. Проводят парусные соревнования зимой на снарядах, поставленных на коньки или лыжи. Такие яхты называют буерами.

Конструкция яхт и аэродинамическая форма парусов, конструкция парусного вооружения дают возможность яхтам двигаться не только в направлении ветра, но и под углом к нему. Современные яхты позволяют идти под острым углом к направлению ветра. Благодаря этому, меняя галсы (делая повороты), яхта как бы лесенкой (в лавировку) может продвигаться и против ветра.

Формат соревнований

Соревнования по парусному спорту проводятся на скорость – кто быстрее из яхт пройдет установленную дистанцию. Старт яхтам в одной группе дается всем одновременно. При этом они стартуют не с места, а могут маневрировать, как хотят, но до момента старта они не должны пересекать линию между двумя стартовыми буями. После сигнала «Старт открыт» яхты могут пересекать стартовую линию и двигаться по установленной дистанции к финишу.

Дистанция представляет собой несколько буев, которые надо пройти в определенной последовательности, обойдя каждый буй с определенной стороны, как это укажут организаторы соревнования. Побеждает тот, кто пройдет все буи в правильной последовательности и с правильной стороны и быстрее других придет к финишу. Для соревнований яхт с разными скоростными характеристиками иногда вводится гандикап - набор индивидуальных коэффициентов яхты и формула, по которой пересчитывают время, за которое яхта прошла дистанцию.

Шахматы на воде

Интрига парусных гонок состоит не только в технике управления яхтой на поддержание максимальной скорости, но и в том, что для яхты не всегда прямой путь от одного буя к другому самый быстрый (а для направления на следующий знак против ветра это вообще невозможно), на дистанции могут быть разные течения, скорость и направление ветра также меняются по дистанции. Кроме того скорость яхты меняется в зависимости от того, под каким углом она идет к направлению ветра. Поэтому это не просто соревнования на скорость, но на умение видеть, предвидеть и правильно использовать течения и изменения направления и силы ветра на дистанции, а также – оптимально проложить курс, чтобы удлинение дистанции за счет непрямого пути от знака к знаку можно было с лихвой компенсировать более быстрым ходом яхты за счет другого угла яхты к ветру.

Поэтому парусный спорт часто называют «шахматами на воде».

Первые соревнования

Первые парусные гонки были организованы между Английским судами – «чайными клиперами». Чай тогда возили из Индии в Англию. Тот корабль, который раньше всех приходил в Англию, мог дороже всех продать привезенный чай.

Позже это уже превратилось в официальные соревнования.

Классификация спортивных яхт

Соревнования по парусному спорту обычно проходят в яхтах одинаковой конструкции и состоят из одной или серии гонок, которые вместе называются регата . По каждой гонке каждая яхта занимает какое-то место, и этой яхте присваивается число очков согласно ее месту в гонке. Победителем регаты становится тот, кто наберет лучшее число зачетных очков по результатам гонок, из которых состоит регата.

Яхты для соревнований обычно строятся по одной конструкции и по четко определенным правилам – «правилам класса». Такие яхты объединяются в один класс.

Тем не менее яхты в каждом классе все равно могут отличаться друг от друга и по разному настраиваться. На яхтах можно менять наклон и изгиб мачты, аэродинамическую форму паруса, угол паруса к яхте и к ветру, наклон яхты и еще ряд параметров. Материал и раскрой паруса также может отличаться. Скорость яхты очень сильно зависит от настроек, техники управления и качеств экипажа. Каждый экипаж настраивает свою яхту под свои вес, рост и манеру управления, а также - под конкретные условия волны, силы ветра и курс яхты.

Для больших яхт не всегда возможно построить все яхты строго по одним правилам, и тогда каждую яхту обмеряют по набору параметров и потом по специальной формуле рассчитывают специальные коэффициенты, с помощью которых пересчитывают время прохождения дистанции яхтой и уже потом сравнивают пересчитанные времена для всех яхт-участниц. Такие соревнования называют «гонки по гандикапу».

Соревнования по парусному спорту в мире

Самыми престижными соревнованиями по парусному спорту среди больших яхт считаются соревнования «Кубок Америки ». На этих соревнованиях соревнуются технологии, крупные синдикаты, а победитель Кубка определяет класс яхт на следующий цикл Кубка. В результате научных, технических и технологических изысканий в ходе гонок на Кубок Америки появилось много новых технологий и материалов, которые теперь успешно используются в аэрокосмической и других отраслях промышленности.

Российские и советские победители и призеры Олимпийских Игр (рулевые): Эспер Белосельский-Белозерский , Иосиф Шомакер , Тимир Пинегин , Александр Чучелов , Валентин Манкин , Борис Будников , Виктор Потапов , Андрей Балашов , Георгий Шайдуко , Стефания Елфутина .

В истории СССР и России Российскими спортсменами завоевано немало медалей Чемпионатов и Первенств Мира, Европы, Кубков Мира.

На Олимпийских Играх 2016 года в парусном спорте для России завоевала Бронзовую медаль в классе Парусная доска RS-X в женском разряде Стефания Елфутина.

Яхтинг

Помимо непосредственно Парусного спорта, есть еще более широкое понятие - Яхтинг, которое можно охарактеризовать как парусный туризм, так как в большинстве случаев это уже не несет непосредственно соревновательной составляющей, а больше относится к досугу.

Яхтинг подразумевает широкий комплекс действий: выбор судна (его приобретение в собственность или в аренду), определение яхтенного направления и маршрута следования, досуг связанный с яхтой (купание в море, дайвинг , катание на водных лыжах, рыбалка и др.), желательное, но не обязательное владение навыками управления судном. В туристических целях возможно занятие яхтингом в качестве члена экипажа или арендатора судна.

Существует большой перечень яхтенных направлений, каждое из которых характеризуется своими нюансами, например, климатическими особенностями, достопримечательностями, маршрутами следования, количеством марин и др.

Яхтинг возможен на всех видах яхт : парусных, моторных, гулетах, парусно-моторных катамаранах .

По месту проведения яхтинг условно можно разделить на:

Людей, в той или иной степени занимающихся яхтингом, называют яхтсменами . В отличие от многих других видов, в парусном спорте не так сильно выражена зависимость от природных данных спортсмена. И зависимость от веса и роста не сильная, и при этом всегда можно выбрать подходящий для себя (под рост и вес) класс яхт. По степени квалификации яхтсменов яхтинг можно разделить на профессиональный и любительский . Профессиональным яхтингом занимаются яхтсмены, имеющие определенный уровень квалификации, подтвержденной сертификатами - или же опытом участия в различных яхтенных соревнованиях, регатах . Повсеместно котируются английские сертификаты Королевской Яхтенной Ассоциации (Royal Yachting Association, RYA), или сертификаты Международной Яхтенной Ассоциации (International Yacht Training, IYT). В Европе официальным документом, который могут попросить продемонстрировать некоторые чартерные компании, является ICC (International Certificate of Competence). Российские сертификаты (даже удостоверения яхтенного капитана) пока что не имеют международной юридической силы. Ближайшая к Российским границам международно признанная школа яхтинга находится в Турции, в Мармарисе .

Любительский яхтинг (в отличие от профессионального) подразумевает минимальный опыт хождения на яхтах; цель любительского яхтинга - проведение досуга или туризм .

В крейсерских видах (в том числе и одиночных кругосветных гонках) женщины выступают наравне с мужчинами, и достаточно достойно.

Боевые действия на буерах в СССР

В XX веке буера использовались в ходе военных действий 1941 - 1944 годов на Ладоге и Балтике с большим успехом. Именно на них до прокладки автомобильной трассы осуществлялось снабжение блокадного Ленинграда и эвакуация его жителей, а впоследствии они активно использовались при обслуживании Дороги жизни . Руководили боевым применением буеров мастера спорта И. П. Матвеев и Ермаков Н. М .

Из истории яхт-клубов

Файл:The sailors parade on Palace square in Leningrad.jpg

Парад яхтсменов на Дворцовой площади Ленинграда. Конец 30-х годов ХХ-го века.

  • В 1720 году в Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб (Cork Harbour Water Club, Royal Cork Yacht Club). Он считается первым в истории яхт-клубом по самоназванию . С течением времени яхт-клубы распространились по территории всей Европы.
  • Лондонский Яхт-клуб («The Yacht Club») основан в конце 1813 года.
  • В 1830 году основана была Шведская Королевская Яхтенная Лига (Kungliga Svenska Segelsällskabet, KSSS). В том же году в Англии создана Королевская Яхтенная Эскадра (Royal Yacht Squadron).
  • В 1851 году основан Американский Яхт-клуб в Нью-Йорке . Уже на протяжении полутора веков Нью-йоркский яхт-клуб проводит ежегодную регату «Кубок Америки» .
  • 1 июля 1868 года, по инициативе британского «Royal Victoria Yacht Club», был созван международный конгресс для выработки фундаментальных норм яхтенных гонок.
  • В ноябре 1875 году в Великобритании основана Яхтенная Гоночная Ассоциация (The Yacht Racing Association).
  • В 1876 году в Барселоне основан Королевский Яхт-клуб Real Club Náutico de Barcelona (RCNB) - старейший яхт-клуб Испании.
  • В 1886 году в хорватском городе Опатия был основан первый яхт-клуб Адриатики .
  • Первый Международный союз парусного спорта был основан в 1907 году : с 1996 года он изменил свое название на

Парусный спорт - один из видов спорта, в котором для соревнований необходимо специальное снаряжение: лодки или суда, сани для передвижения по снегу (льду) либо же тележки, оснащенные парусом. Чаще всего состязания по парусному спорту проходят именно на лодках (парусных, парусно-моторных или моторных) - яхтах (от нидерл. jacht, от jagen - гнать, преследовать). В этом случае для наименования данного вида соревнований используется термин "яхтинг".

Суда, оснащенные парусом, бороздят водные просторы уже не одну тысячу лет, однако для спортивных соревнований данный вид снаряжения стал использоваться сравнительно недавно. Вначале яхтингом увлеклись жители Голландии, после - Англии.

Упоминание о состязаниях такого рода встречаются в летописях, датированных 1662 годом. Первые яхт-клубы появились в 50-60 гг. XVIII века вначале в Англии, а через несколько лет - в других странах Европы, а также в России и в Америке.

В октябре 1907 года был основан международный союз парусного спорта (англ. International Yacht Racing Union, IYRU), штаб-квартира которого была размещена в г. Саутгемптон (графство Хэмпшир, Великобритания). В наши дни эта организация именуется Международной федерацией парусного спорта (англ. International Sailing Federation, ISAF) и объединяет 115 национальных федераций.

Наиболее известными и масштабными соревнованиями по парусному и гребному спорту считаются регаты (от итал. regata, riga - "линия", "ряд", "стартовая линия"), которые проводятся для судов разных классов. Одна из первых регат - соревнование гондольеров - прошла в 1740 году в Венеции, хотя этот вид состязаний в городе на воде известен еще с XIII века.

Такого рода соревнования стали чрезвычайно популярны и проводились с середины XIX века в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Италии, Испании, Швейцарии, а с конца XIX - начала XX вв. - в Дании, Норвегии, Швеции, России, США, Канаде, странах Латинской Америки и т.д.

Всемирно известны Хенлейская регата (проходит на Темзе неподалеку от г. Хенли с 1893 года) по академической гребле и Кильская регата (проводится с 1897 года в Кильской бухте Балтийского моря у побережья Германии). В наши дни термин "регата" применяется для наименования соревнований по парусному спорту, входящих в программу Олимпийских игр.

Все соревнования по парусному спорту подразделяются на несколько видов:

А) по району плавания:
. кругосветные;
. океанские;
. морские;
. локальные,

Б) по типам (классам) яхт:
. монотипные - к данному виду состязаний допускаются только яхты, полностью соответствующие правилам обмера и сконструированные по строго регламентированным принципам;
. состязания макси-яхт - к соревнованиям допускаются только яхты, длина которых - не менее 30 метров (100 футов);
. соревнования яхт, соответствующих обмерной формуле - участвуют суда, соотношение нескольких параметров которых (водоизмещение, длина, площадь парусов) ограничено определенной величиной;
. гонки крейсерских килевых яхт и швертботов - в данном виде состязаний участвуют суда 2 видов:
. крейсерские яхты (от нидерл. kruiser от kruisen -"плавать по определенному маршруту", "крейсировать") - суда, особенности конструкции (например, обязательное наличие кают), укомплектованность некоторыми видами оборудования и уровень снабжения которых позволяют совершать длительные автономные переходы;
. шверботы (от нем. Schwertboot - "лодка с мечом") - парусные суда, не имеющие балластного киля и оснащенные швертом - специальным выдвижным плавником, препятствующим сносу яхты под ветер.
. соревнования однокорпусных яхт;
. состязания катамаранов (от тамильского каттумарам - "связанные брёвна") - двухкорпусных яхт;
. гонки на тримаранах - трехпалубных судах,

В) по профессиональному цензу:
. профессиональные;
. любительские;
. смешанные,

Г) по составу экипажа:
. одиночные - яхтой управляет один человек;
. командные - управлением судна занимается экипаж (от 2 до 40 и более человек, в зависимости от типа яхты);
. возрастные - в данном виде соревнований участвуют только спортсмены определенного возраста;
. по половому признаку - в некоторых состязаниях могут участвовать только мужчины, в других команда формируется исключительно из представительниц слабого пола,

Д) по виду дистанции:
. этапные - дистанция разделена на несколько отрезков (этапов);
. рейсовые - яхты следуют по определенному маршруту, не предполагающему заходов в порты и остановок (однако при необходимости судно может встать на якорь),

Е) по длине дистанции:
. короткие;
. длинные,

Ж) по правилам проведения соревнований:
. матчевые - победитель соревнований определяется по результатам серии матчей между парами участников, то есть, каждый спортсмен соревнуется поочередно со всеми остальными яхтсменами, участвующими в состязаниях;
. командные - несколько команд яхтсменов состязаются между собой;
. с пересадкой - каждый из спортсменов поочередно походит дистанцию на всех яхтах, участвующих в соревнованиях;
. гандикапные - в гонках участвуют суда разных классов, результаты, продемонстрированные яхтами, пересчитываются с учетом гандикапных баллов, отражающих некоторые особенности того или иного судна;
. по приходу - побеждает то судно, которое пришло к финишу первым.

Наиболее известные международные парусные регаты:
. Кубок Америки (англ. America"s Cup) - одно из старейших международных состязаний (основано на 20 лет раньше Кубка Англии по футболу и за 45 лет до проведения первой современной Олимпиады), наиболее известное и престижное. Награда победителю - кубок из "британского металла" (сплава олова, сурьмы и меди, покрытого серебром) изготовленный компанией "Гаррард и Ко" в 1848 году в виде кувшина, у которого отсутствует дно - в соответствии с требованием королевы Виктории. Правительница не желала, чтобы призовой кубок можно было использовать в качестве вместилища для напитков. На сосуде выгравированы наименования яхт-победительниц, причем в 1958 и 2003 году кубок пришлось дополнить основаниями, чтобы разместить названия очередных яхт-победителей. Обладателем этого престижного приза на протяжении 132 лет являлся Нью-Йоркский яхт-клуб, и лишь в 1983 году кубок достался яхтсменам из Австралии.
. Чтобы принять участие в розыгрыше Кубка Америки, следует одержать победу в предварительных отборочных соревнований (в данное время - Кубка Луи Виттона). Лишь после этого яхта-претендент может вступить в борьбу с представителями страны, судно которой одержало победу в прошлом сезоне.
. Океанская гонка Вольво (Volvo Ocean Race), до 1997 года - Уитбред (Whitbread Round the World Race) - кругосветная командная регата, к участию в которой допускаются яхты класса Вольво 70 (однокорпусные, одномачтовые парусные суда, длина которых должна составлять 21,5 м, осадка - 4,5 м). С 1973 года до 2006 года проводилась раз в 4 года, в наши дни проходит раз в 3 года. Включает в себя 10 океанских этапов и короткие состязания в акваториях крупных городов (портовые гонки).
. Регата Ванде Глоб (Vendee Globe) - основанная в 1989 году Филиппом Жанто (Франция) единственная одиночная кругосветная регата, не предполагающая остановок судна где-либо и получения посторонней помощи. Названо состязание в честь региона Франции Вандея, в столице которого - городе Ле Сабль д"Олон - начинается и заканчивается регата, проводимая на яхтах класса Open 60 (до 2004 года - Open 50). Чтобы участвовать в регате Ванде Глоб, яхтсмен должен доказать свою компетентность, совершив квалификационный переход через океан (длина дистанции - 2,5 тыс. миль, скорость - 7 узлов) или же поучаствовать в какой-либо одиночной трансокеанской гонке.
. Регата Велюкс 5 океанов (Velux 5 Oceans) - кругосветная гонка одиночных яхт. Идею проведения состязания подал Дэвид Уайт (Америка) в 1980 году. Вначале регата именовалась официально ВОС Challenge, поскольку спонсировалась крупной британской корпорацией BOC (British Oxigen Corp), несколько позднее - Around Alone, а начиная с 2006 года, когда спонсором соревнований стала компания Velux - была переименована в Velux 5 Oceans. Гонка проходит в 3 этапа, общая протяженность маршрута - 30000 миль.
. Регата Сидней - Хобарт (Rolex Sydney Hobart Yacht Race) проводится с 1945 года, стартует ежегодно 26 декабря в бухте Сиднея, финиширует в порту Хобарт (устье р. Деруэнт, Тасмания). Соревнование организовано Королевским яхт-клубом Тасмании и яхт-клубом Австралии, с 2002 года спонсируется компанией Rolex (Швейцария). Участвовать в гонке могут суда, отвечающие определенным требованиям (длина - от 30 до 100 футов) и за полгода до начала регаты прошедшие квалификационную гонку или океанский переход - не менее 150 морских миль. В команде должно быть не менее 6 человек старше 18 лет. На борту обязательно должны присутствовать 2 человека, которые способны оказать квалифицированную медицинскую помощь, и 2 радиооператора. Каждый член экипажа должен иметь индивидуальный аварийный радиобуй (PLB или EPIRB). В Rolex Sydney Hobart Yacht Race могут участвовать и профессиональные яхтсмены, и любители.
. Регата The Tall Ships’ Races Baltic - до 1872 года именовавшаяся Катти Сарк (Cutty Sark) в честь английского клипера, преодолевшего путь из Австралии в Англию за 69 дней. Одна из самых больших регат в мире. К участию в данном соревновании допускаются все парусные суда, длина которых превышает 9,14 м, причем, согласно основному правилу соревнований, членами команды могут быть только молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет. Состязания проходят в 3 этапа, первый из которых проходит между 2-мя портами, второй - свободное плавание, третий этап - собственно гонки. Причем в каждом порту, через который проходит регата, участникам устраивают торжественную встречу, за которой следуют различные спортивные мероприятия, концерты, приемы и т.д., продолжающиеся 4 дня и заканчивающиеся торжественным парадом участников состязаний. Главный приз соревнований - серебряная модель парусника "Катти Сарк".

В программу Олимпийских игр соревнования по парусному спору включены с 1900 года (II Олимпиада, Париж) и с тех пор присутствуют в программе всех Олимпиад (исключение - игры 1904 года).

В регате участвуют суда, сходные по конструкции. Действительно, в соревнованиях должны участвовать яхты с приблизительно равными возможностями. Для корректного сравнения результатов существует несколько подходов к подбору участников регаты:
. Монотип - в гонках участвуют только яхты, сконструированные по определенным параметрам, отступление от которых влечет за собой дисквалификацию;
. Гандикап - обмер яхты проводится по определенной методике, которая позволяет определить особенности судна. В соответствии с присвоенными гандикапными баллами, занесенными в мерительное свидетельство, на старте яхты, сходные по баллам, объединяются в группы, в пределах которых суда соревнуются друг с другом;
. Обмерная формула - яхты должны быть сконструированы в соответствии с определенной обмерной формулой, в пределах которой не возбраняется вносить различные конструктивные изменения, способствующие улучшению ходовых качеств судна.

Регата - спортивное соревнование, в котором участники, занявшие призовые места, получают медали, а победителям вручается кубок. Это действительно так, но есть и исключения, например, ежегодно проводимая в Венеции в первое воскресенье сентября Историческая регата (Regata Storica), представляющая собой соревнование гондольеров на дистанции в 7 км. Данное состязание учреждено в честь исторического события - отречения королевы-венецианки Катерины Корнаро от кипрского престола в пользу Венецианской республики, подписанное в 1489 году. На родине королеве была приготовлена грандиозная встреча, и с тех пор ежегодно данное событие празднуется в Венеции - перед началом регаты проходит костюмированное шествие - символическая церемония встречи королевы, потом - парад гондол, и лишь после этого начинаются соревнования. Состязания подразделяются на несколько этапов: вначале выступают юниоры на двухвесельных гондолах (pupparini), потом - женщины, также на двухвесельных лодках (mascarete), потом - мужчины на шестивесельных судах (caorline), и, наконец - гонка чемпионов на узких и легких лодках (gondolini), управление которыми требует недюжинной ловкости и высокого мастерства. В качестве приза участники данной регаты получают не медали, а разноцветные флаги (за 1 место - красный, за 2 - белый, за 3 - зеленый и за 4 - голубой). Порой вручаются и другие награды - например, некоторое время призом победителю был живой поросенок, однако защитники животных выступили против данного обычая, потому в наши дни призы в Исторической регате чисто символические.

Кубок Америки назван в честь континента. Нет, это состязание (и приз) получило свое название в честь шхуны "Америка", которая одержала победу в одной из самых престижных английских регат в 1851 году.

Во время кругосветной регаты все, кто находится на борту, принимают участие в управлении яхтой. Не всегда. Например, в Volvo Ocean Race на борту каждой яхты кроме 10 членов команды должен находиться корреспондент, в обязанности которого не входит какое-либо участие в управлении судном. Его задача - сбор, подготовка и отправка аудиоматериалов, а также фото- и видеоотчета о том, как проходила сама гонка и насколько слаженными и правильными были действия команды в той или и ной ситуации.

Все участники регаты стартуют одновременно. Чаще всего это действительно так, но в некоторых случаях допускается повторный старт - например, если произошла поломка и потребовалось время для ее исправления. Некоторые регаты официально стартуют довольно долго - например, старт регаты Глобус Ванде открыт 10 дней, а участники регаты Золотой Глобус (1968 год) могли начать состязание в любой день с 1 июня до 31 октября.

Главный приз в регате один. Не всегда. Например, участники регаты Сидней - Хобарт ведут борьбу за два главных приза: кубок, который получает судно, первым пришедшее к финишу и кубок Tattersall, вручающийся яхте-победительнице по гандикапу IRC. В регате Золотой Глобус также было предусмотрено два главных приза - кубок тому, кто завершит гонку первым и денежное вознаграждение (5000 фунтов) яхтсмену, который затратит на преодоление дистанции минимум времени.

В парусный спорт приходят только высокие крепыши. Ошибочное мнение - в этом виде спорта природные данные малозначимы. Учитывая разнообразие классов яхт, можно выбрать судно, соответствующее любому росту и весу яхтсмена.

Женщине на корабле не место! Довольно устойчивый предрассудок, но в некоторых видах яхтинга (например, в кругосветных гонках на одиночных крейсерских яхтах) представительницы слабого пола ни в чем не уступают мужчинам.

Олимпийские соревнования по парусному спорту проходят невдалеке от города, принимающего Олимпиаду. Чаще всего соревнования по яхтингу проходят вдали от места проведения Олимпиады. Состязания такого рода проводятся на больших водоемах, в местах, отличающихся максимальной устойчивостью ветровых условий.

Длина хорошего киля - семь футов. Совершенно ошибочное мнение. Ведь размер киля зависит от класса яхты и ее габаритов.

На яхте должно быть несколько якорей. Это действительно так. Якорей должно быть три - основной универсальный якорь-плуг, тяжелый якорь с широкими лапами (например, якорь Холла или Данфорта), который отлично удержит судно на мягких илистых или песчаных грунтах, и третий якорь - запасной. Кроме того, на яхте должна иметься якорная цепь, длина которой составляет не менее 50 метров, и запасная цепь.

Корпус яхты имеет заостренный нос и тупую корму. Не обязательно. Главное назначение корпуса - обеспечение жесткости конструкции, поддерживающей мачты и паруса, а также способность вместить экипаж. Благодаря определенной форме корпуса судно может двигаться по воде с довольно внушительной скоростью, невзирая на различные погодные условия. Наиболее оптимальный вариант - суда обтекаемой формы с острым носом и тупой кормой, однако встречаются и яхты с тупым носом и кормой, либо же с заостренными вышеуказанными элементами конструкции.

Самые быстрые и устойчивые яхты - многокорпусные. Да, наиболее быстроходными парусниками являются катамараны, тримараны и полимараны (например, пентамараны - пятикорпусные суда). Однако следует учесть, что эти виды яхт подходят лишь для опытных мореходов. Ведь катамаран и пентамаран при высокой начальной остойчивости и отличных ходовых качествах испытывают довольно высокие нагрузки на соединительные детали корпуса, и порой это может привести к разрушению яхты. А тримараны подвержены резкой качке и отстойчивы лишь при небольшом крене, а при неблагоприятных погодных условиях (сильный боковой ветер, высокие волны) или в случае ошибки в управлении, приводящей к превышению допустимых углов крена, стремительно переворачиваются.

Современные яхты гораздо быстроходнее, чем суда прошлого века. Это не так. Некоторые яхты конца XIX - начала XX в. могли развивать несколько большую скорость, чем современные. Однако особенности конструкции парусников, изготовленных в наши дни, позволяют им продолжать движение даже при встречном ветре, что ранее было довольно затруднительно для кораблей, оснащенных гафельным парусным вооружением.

Яхтсмены, участвующие в регате, вынуждены питаться исключительно сырой рыбой. Нет, обычно спортсмены запасаются своими любимыми продуктами, в число которых входит и рыба в различных видах. Ограничения существуют лишь на сладкие газированные напитки - их употребление может привести к ухудшению самочувствия в открытом море. Однако следует учесть, что запас продуктов такого рода не может быть очень большим: во-первых, у некоторых продуктов ограничен срок годности, а обеспечить должные условия хранения на небольшой яхте не всегда возможно. Во-вторых, для достижения высоких результатов требуется немалая скорость судна, потому приходится на многом экономить. Например, участники продолжительных регат могут захватить с собой всего лишь один комплект сменного белья и должны заранее приготовиться к тому, что рацион будет состоять из различного рода сублимированных смесей и продуктов быстрого приготовления, которые имеют длительный срок хранения и занимают минимум места. А заниматься ловлей рыбы яхтсменам просто не всегда хватает времени.

Во время регаты спортсмены имеют возможность близко изучить акул и осьминогов. Это не совсем так. Из всех обитателей подводного мира яхтсменов чаще всего сопровождают дельфины.

Все яхтсмены - плохие семьянины. Не обязательно. Конечно, в жизни случаются разные казусы, однако следует учесть, что человек, обожающий морские путешествия под парусом, больше влюблен в свою яхту, чем в кого-либо из представительниц прекрасного пола, жаждущих приключений.

Семейные люди яхтингом не занимаются. Если речь идет о профессиональном спорте, такое утверждение действительно отчасти верно. А вот среди любителей подавляющее большинство - семейные пары, выходящие в море с женами и детьми. В этом случае судно оборудуют специальными страховочными сетками вдоль палубы, детскими страховочными поясами и спасательными жилетами.

Занятие парусным спортом заключается в участии в различного рода соревнованиях, регатах, гонках и т.д. Это не совсем так. Люди, занимающиеся яхтингом, могут выбрать иное направление парусного спорта - крейсерское плавание, заключающееся либо в переходе из одного порта в другой, либо в свободном плавании в открытом море. Пионером крейсерского плавания в конце XIX в. стал Ричард Тирелл Мак Маллен (Англия), в одиночку вышедший в море с одной целью - доказать, что управляемая умелой рукой небольшая яхта столь же безопасна вдали от берега во время шторма, как и гораздо более крупное судно. Примеру Мак Маллена последовали многие моряки, и в 1880 году в Англии был создан Крейсерский клуб (Королевский крейсерский клуб). В 1882 году в этом клубе начали издавать журнал, освещающий деятельность мореходов и пользующийся большой популярностью даже в наши дни. Крейсерский клуб также не был чужд духа соревнований - им было учреждено немало кубков, например, "Кубок вызова" (1896 год). Крейсерские клубы были организованы также в Шотландии (1909 г), а также в Норвегии и других странах мира. В наши дни крейсерское плавание - наиболее популярный вид парусного спорта как среди любителей, так и среди профессиональных яхтсменов.

Яхтинг - чрезвычайно непрост в освоении. Это занятие для профессионалов. Да, это так, если речь идет об участии в серьезных спортивных соревнованиях. Любитель же может освоить азы управления судном за 17 дней (неделя уходит на освоение теории, еще 10 дней - на практические упражнения). Впрочем, и для тех, кто не обладает навыками управления судном, выход есть - попросту нанять опытного шкипера, а если того требует особенности яхты - то и команду.

Парусный спорт - занятие чрезвычайно опасное. Безусловно, данный вид спорта сопряжен с некоторой долей опасности. Однако следует учесть, что в основном к несчастным случаям на воде приводит несоблюдение - чаще всего яхтсменами-любителями - элементарных правил техники безопасности. Например, почти в 86% несчастных случаев люди, оказавшиеся за бортом, были без спасательных жилетов, в 30% случаев причиной несчастий на воде стал алкоголь, 80% аварий произошло по вине неопытного шкипера, не имеющего лицензии. К тому же яхты не так часто попадают в неприятные ситуации - наибольшее количество несчастных случаев (42%) происходит с открытыми моторными лодками, 27% - с гидроциклами, и лишь в 14% случаев страдают моторные лодки с каютами и парусные суда.

Бывший гонщик - лучший шкипер для совершения круизов. Многое зависит от того, чего именно ждут от круиза. Если скорости, острых ощущений и работы на пределе человеческих возможностей - тогда действительно лучше всего путешествовать под предводительством опытного гонщика. В этом случае, скорее всего, придется все время носить спасательный жилет и бороздить морские просторы при любой погоде. Да и маршрут будет проложен, скорее всего, по прямой. Ведь главная цель гонщика - достичь конечного пункта плавания как можно быстрее, а красоты берегов его интересуют минимально. К тому же, по старой привычке, такой шкипер не станет использовать дизельный мотор даже в случае необходимости, предпочтя лавирование. А вот если цель круиза - отдохнуть, полюбоваться пейзажами, искупаться, а то и порыбачить - лучше всего выбрать опытного шкипера-круизера, который и курс проложит соответствующий, стремясь к тому, чтобы отдыхающий получил максимум впечатлений, и комфорт постарается обеспечить, и к дизельному мотору отвращения не испытывает.

Заниматься яхтингом могут только очень богатые люди. Безусловно, если речь идет о приобретении современного круизного судна, оснащенного по последнему слову техники - его цена составляет от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч евро и действительно не по карману рядовому обывателю. Равно как и на постройку специализированной гоночной яхты придется основательно раскошелиться. Но начинающий спортсмен-любитель может приобрести подержанную яхту, например, класса "микро" или мини-яхту по цене около 2000-3000 €, а катамаран - за 5000 €.

Арендная плата за яхту тем выше, чем больше срок аренды. Совершенно ошибочное мнение. Стоимость аренды яхты в день возрастает с уменьшением срока аренды.

В серьезных соревнованиях по парусному спорту чаще всего участвуют люди средних лет, опытные и полные сил. Особенно это касается шкиперов. Чаще всего это действительно так, однако практика показывает, что возраст серьезному яхтингу не помеха. Например, старейшему участнику гонки Сидней - Хобарт шкиперу Джону Уолкеру - 85 лет, а самым молодым капитанам - Грегу Прескотту и Лиз Уардли - по 18 лет.

Новички в яхтенном спорте обязательно поначалу страдают от морской болезни, выражающейся, как правило, в сильных приступах тошноты. Это не совсем так. Во-первых, даже опытные яхтсмены, немало времени проводившие за штурвалом, порой страдают от морской болезни, вызываемой вертикальным ускорением, которое возникает на судне во время качки. Во-вторых, морская болезнь не обязательно выражается в виде тошноты - иногда она проявляется как резко возросший аппетит, повышенная сонливость, нарушение координации движений, тремор (дрожание) рук, ослабление памяти, депрессия, нарушение работоспособности и т.д.

Чтобы избежать неприятных ощущений во время плавания, следует придерживаться некоторых простых правил:
. как можно больше времени проводить на палубе, а не в каюте;
. подбирать теплую и удобную одежду;
. обязательно захватить с собой таблетки или гомеопатические препараты от укачивания (например, "Бонин", "Авиа-море", "Драмина", "Тонгинал", "Вертигохель" и т.д.);
. поменьше бездельничать. По мнению бывалых яхтсменов, личное участие в управлении яхтой - лучший способ избавиться от морской болезни.

Кроме того, еще до выхода в море нелишним будет подготовить вестибулярный аппарат к будущим нагрузкам. Помогут в этом прыжки на батуте, быстрые приседания, бег с ускорениями и внезапными остановками, прыжки и бег с препятствиями, наклоны вперед и в стороны, кульбиты, стойки на руках, кружение и перевороты боком ("колесо") в обе стороны и т.д.

Для занятий парусным спортом обязательно нужна непромокаемая одежда и специальная обувь. Многое зависит от того, о каком именно подвиде парусного спорта идет речь, насколько длительным будет переход, через какие моря и океаны пройдет судно и т.д. Требования для яхтсменов-любителей, конечно же, не отличаются жесткостью - например, если прогулка на яхте проходит теплым летним днем и не займет больше 1-2 суток - вполне достаточно будет просто футболки с шортами. А вот если путешествие займет больше времени - обязательно следует подготовиться к непогоде, да и к перепадам температуры, вполне обычным в некоторых широтах. Первое, о чем следует позаботиться обязательно - наличие непромокаемого костюма, желательно изготовленного в виде цельного комбинезона, который может защитить от ветра, дождя и соленых морских брызг. При выборе одежды такого рода следует учесть, что лучше всего приобрести костюм из "дышащей" ткани (например, "Gore-Tex", "Sympa-tex"), которая служит надежным препятствием для ветра и воды, проникающей снаружи, и в то же время позволяет телу дышать, тем самым обеспечивая сухость и комфорт на протяжении всего путешествия. Для коротких прибрежных гонок подойдет и обычный непромокаемый костюм, но у него есть один существенный недостаток - способность создавать своего рода "парниковый эффект". В результате уже через несколько часов пот пропитывает всю одежду и человек начинает мерзнуть, что отнюдь не способствует хорошему самочувствию и отрицательно влияет на работоспособность.

Под непромокаемый костюм лучше всего одевать специальное белье, плотно прилегающее к телу (желательно из полипропилена), а поверх него, для сохранения тепла - одежду из "дышаших" такней (polartec или fleece). Что касается обуви - любители, рассчитывающие провести в море несколько дней при хорошей погоде, могут обойтись обычными кедами или легкими летними туфлями (исключение - обувь на высоком каблуке). В расчете на более длительное путешествие лучше всего обзавестись яхтенными туфлями-мокасинами ("deck shoes") - очень прочными, прошедшими специальную обработку для защиты от воздействия жидкости, снабженными кожаными шнурками. Такая обувь на мягкой плоской подошве не скользит по мокрой палубе и не спадает с ног при резких движениях. А во время дождя просто незаменимы специальные модели резиновых сапог на плоской подошве белого цвета (чтобы не пачкать палубу), снабженных приваренной тканевой подкладкой.

Яхтсмены, отправляющиеся в довольно длительное плавание, приобретают также перчатки. Наиболее подходящая модель - из синтетической кожи со вставками из кевлара, с "короткими" пальцами, усилениями снизу ладони и двойной застежкой-липучкой на запястье, или же неопреновые перчатки - для холодной погоды. И, наконец, пригодятся очки от солнца с небьющимися стеклами (желательно с эффектом поляризации).

Не все люди в наше время встречались с этим словом. На первый взгляд, кажется, что такого слова вообще нет в русском языке. Что же подразумевает собой этот самый «яхтинг» и с чем его едят? На самом деле все достаточно просто.

Стоит достать на поверхность все свои познания английского языка и вспомнить, что в английском языке есть слово «yachting». Прямое значение этого слова – хождение под парусами, яхтенный или парусный спорт . По слову сразу можно сообразить, что именно оно означает. Но все ли люди, слыша слово «яхтинг» думают об элитном и достаточно экстремальном виде спорта? В статье мы уже раскрывали эту тему.

Об этом мы сегодня с вами и узнаем, раскроем все секреты яхтенного спорта и углубимся в эту тему. Скоро ли приживется это слово в русском языке? Ведь звучит оно достаточно ярко и ясно.

Говорящее само о себе слово, вызывает ассоциации с морем и подобной яхтенной и парусной культурой, отчасти туризмом и развлечениями, ну и, конечно же, популярным видом спорта. Именно эту тему мы сегодня и раскроем. Ведь, слово «яхтинг» еще и говорит о большом и прибыльном деле. Яхтенный бизнес хорошо развит в теплых, солнечных странах. Среди туристов находится много желающих прокатиться на яхте семьей, или в одиночку. Неважно для чего именно вы приобретаете яхту, или какие ассоциации сначала у вас вызывает это слово. Главное, что совсем скоро оно станет более популярным и разойдется по всему миру. Каждый человек, в свой отпуск, хочет попасть в солнечное место, посетить разные достопримечательности и море. Тут – то все и начинается. Какой вид открывается с яхты на море…

Словами не передать, как приятно, то ощущение скольжения по водной глади на морских просторах. Окунемся в это подробнее.

Первое, что приходит на ум – парусные яхты. Сезонные прогулки под парусами – путешествия по морским краям, правда, не уходя далеко от пляжа. Чаще всего эти прогулки прибрежные. Самый распространенный вид парусного яхтинга – туристический. Приобрести хотя бы минимальную характеристику не такая уж и проблема, существует много яхтенных школ, где обучают всему необходимому. Среди туристов находятся не только желающие пройтись под парусами, но и сами «яхтенные гиды». Учитывая то, что в России есть тоже яхтенные школы, пройдя обучение можно заняться заработком на лето, а именно: приобрести яхту, отправится в теплое, солнечное место в сезон (примерно с середины мая, по сентябрь) и предлагать туристам отличный отдых, в виде морской прогулки на яхте. Да кто ж откажется-то?

В любом случае, овладев техникой управления яхтой, проштудировав необходимую терминологию на английском языке и соблюдая все правила и предостережения техники безопасности можно вполне спокойно дарить людям радость и наслаждение. Все в ваших руках.

Существуют некоторые школы, которые занимаются подготовкой именно таких людей, для того вида туризма. Но не стоит забывать о приятном моменте, а именно: соревнования или дружеские гонки на яхтах, конкурсы большого масштаба. Яхтенный спорт очень популярен среди русских, многие выходцы яхтенных школ занимали хорошие призовые места на Олимпийских играх. Не говоря о том, что один из самых известных тренеров в мире, имеющий много титулов – выходец русской школы парусного спорта.

Пляжный туризм, конечно же, осуществляется только в сезонное время, достаточно большое количество стран может позволить себе смело говорить о том, что именно на их побережьях отличный вид и лучшие яхты. По сути, это не будет ложью. Ведь достоверно неизвестно, какая же страна лидирует в этом деле. Список самых популярных мест яхтенного туризма и спорта: Хорватия, Греция и Турция, Испания и Италия, Франция, Мальдивы, Малайзия и Карибские острова, Таиланд и многие другие страны.

Не стоит забывать, что наличие паруса не является необходимым для того, чтобы поучаствовать в прогулке на яхте. Существует определенный вид катеров, которые не имеют паруса, но при этом комфорт и максимальное удовольствие вам обеспечены. «Катерный яхтинг» — не нужно иметь особой квалификации и знать столько всего, что необходимо знать при яхтенной прогулке. Достаточно просто получать удовольствие от такого вида «яхтенного туризма».

У вас есть друзья, которые тоже увлекаются яхтенным спортом? Отлично, самое время узнать о «яхтенных любительских соревнованиях» Да, да, именно соревнования. Это сфера спортивного яхтинга, которая подразумевает собой участие в разнообразных регатах аматорского уровня. Набирая команду, подумайте о том, что вам потом работать с этими людьми сообща. Должно быть взаимопонимание и поддержка.

Дисциплинированность должна стоять на первом месте. Для того чтобы принять участие в таких соревнованиях не обязательно нужно быть профессионалом. Достаточно хорошо разбираться в устройстве яхты, особенностях управления, знать пару хитростей и быть в хорошей физической форме. Это немаловажный аспект. Яхтсмены-гонщики – именно так называют ходоков под парусами, принимающих в участие в регатах.

Конечно же, яхтинг на профессиональном уровне – очень популярное и дорогое занятие. Радует то, что нет строгих ограничений по возрасту. Вряд ли вы встретите 54-летнего футболиста, бегающего по полю и занимающего первые места. Зато, в яхтенном спорте один из лучших ходоков под парусом является 54-летний датчанин.

Яхтингом могут заниматься абсолютно все, начиная от детей (сознательного возраста, начиная от 7 лет), заканчивая 70-ти летними мужчинами (и такое бывало). Считается, что яхтинг – больше мужской спорт. Но и девушки тоже им занимаются. Не важно, на каком уровне вы занимаетесь этим делом. На любительском или профессиональном, главное получать удовольствие.

Как и любым другим видом спорта, яхтингом лучше заниматься с самого детства, если речь идет о профессиональном яхтинге.
Попробовав один раз – получите незабываемые ощущения и воспоминания. Может быть, от прогулки под парусом вы останетесь настолько под впечатлением, что захотите сделать это вашим хобби.

Развеиваем сомнения

Многие люди ошибочно считают, что яхтинг это роскошь и удовольствие, что только люди «высшего» круга могут позволить себе такое развлечение. На самом деле это далеко не так. Во-первых, мест, где можно осуществить такую морскую (в крайне случае речную) вылазку предостаточно по всему миру. Во-вторых, все это можно осуществить за достаточно адекватную цену. Все зависит от того, какое время года, в какой именно части планеты вы находитесь и, конечно же, какую прогулку вы предпочтете. Напоминаем вам, что существуют еще и прогулки на «катерных яхтах» без парусов, выходит немного дешевле, но и ощущения другие.

Чувство того, как катер скользит по поверхности воды, как вы сами управляете этим судном – непередаваемо. Такие морские путешествия хорошо помогают расслабиться и забыть городскую суету, пыльные улицы и т.д.

Для тех, кто решил, что яхтенные прогулки - это как раз для него – подробнее опишем нюансы и детали этого дела.

Я – яхтсмен. Или как им стать.

Все же это дело не простое, но его можно достаточно быстро постичь. Традиции управления яхтой и развития этого спорта уходят корнями далеко в прошлые века на территорию Великобритании и Нидерландов. Именно школы в этих странах выпускают лучших из лучших. Не говоря уже о том, что получение сертификата об окончании одной из их яхтенных школ будет давать вам возможность принимать участие в регатах на правах профессионала. Людям, которые окончили яхтенную школу на территории России, такое счастье не светит.

К сожалению, сертификаты, полученные на территории РФ, не котируются в других странах. Поэтому, пересекая водную границу, у вас могут отобрать яхту и запретить дальнейший путь по причине отсутствия прав на вождение таким плавательным средством. Получение сертификата в таком случае можно осуществить только посещением Королевской Яхтенной Ассоциации, главный офис которой располагается в Гемпшире (английское графство).

Другой вариант получить сертификат не в Российской школе – а таком случае самый доступный вариант – Турция. Ближайший вариант.

Выбираем место для яхтинга .

Главное на что стоит обратить внимание – безопасность. Не стоит геройствовать, это не всегда успешно заканчивается. Выбирайте спокойный район, убедитесь, что в городе есть в наличии чартерные компании. Судно, собственно, можно взять там. К выбору района отнеситесь серьезно, неважно сезонное это время или нет. Главное, чтобы все были в безопасности. Ориентируются чаще всего в таких ситуациях на самом слабом члене экипажа (на ребенка обычно). Продумывайте все наперед, просмотрите прогноз погоды, закажите яхту (в сезонное время приходится заказывать за 3 месяца заранее), подготовьте провизию и отправляйтесь в путь.

Мировой яхтинг.

Начнем с того, что лучшей странной для хождения под парусами признана Греция. Три моря, наличие нескольких тысяч островов. Имея такой обширный диапазон действия, можно отправиться в настоящее приключенческое путешествие на несколько дней, ночуя в открытом море. Посетить исторические места, побывать на нескольких маршрутах за время поездки.

Хорватия не далеко ушла от Греции, учитывая то, что расположение ее марин падает на старые города, которые являются центрами искусства современности. Наличие древнеримских построек и огромного количества других достопримечательностей делает поездку более впечатляющей и запоминающейся. Так как в осенний и зимний период наблюдаются сильные ветра – морские прогулки не самая лучшая идея, даже для рисковых парней.

Если вы в этом деле новичок, то ваш вариант - это Турция. Отличное место для начинающих. Море наполнено разнообразными заливами и бухтами, убежищами и прочим. Остановку можно делать фактически через каждые два часа. Отсутствие экстрима еще не показатель, это компенсируется отличным сервисом и множеством достопримечательностей. Начало сезонного времени в Турции выпадает на начало апреля, а конец только в ноябре. Там часто проходят любительские соревнования, конечно же, море положительных эмоций и безопасность присутствуют.

Не отстает и Таиланд со своим изобилием интересных предложений. Так как акватория этого места оставляет желать лучшего (в плане простора) – гонок не выйдет. Но зато сезон длиться круглый год, вы можете совершенно в любое время подарить себе отличное настроение. Температура там, в течение всего года, держится на одном уровне, в районе трех градусов (+/-).

Увидеть Париж и умереть! Сегодня это не для вас. На данный момент Франция это современный, освоенный и продвинутый район для яхтинга. Побережья Франции, будто именно для этого и были созданы, готовиться нужно заранее. В разгар сезона – просто невозможно добыть яхту и прокатиться. Желающих всегда очень много. Помимо того, что это морская прогулка – это еще и, вдумайтесь, межгородская экскурсия. С каждым годом эти места приобретают больше красок и особенностей. Не забываем про .

Не только пиццы можно поесть в Италии, здесь можно еще и с ветерком прокатиться на яхте. Говоря без шуток, Италия имеет невообразимое количество плавательных средств, яхт больше чем людей. Побережье, омываемое пятью морями, говорит само за себя. Огромное количество островов, скалистые берега и достопримечательности (культурного и природного вида) – все это стоит вашего внимания. Самые лучшие пляжи расположены в Венеции.

Пришло время ознакомится с последним и немаловажным аспектом нашей статьи – российский яхтинг. Всем известно, что с таким климатом и расположением, продвинутым центром яхтинга России не стать. Не все так плохо, все же некоторые места для развития этой отрасли спорта у России все же есть. В , которые могут предложить свои услуги всем желающим. Приобретая здесь яхту (или арендуя ее) можно так же заказать содержание яхты в пригодных ей условиях и техническое обслуживание. Помимо этого, на территории Волги есть несколько неплохих яхт-клубов. Сочи, Новороссийск и Владивосток – имеют благоприятные зоны и условия для развития и поддержания этого вида спорта. Балтийское море открываем перед вами свои возможности: красивая местность, наличие достопримечательностей, берега – это хорошо. Но все же условий, для того чтобы развить этот вид спорта, там нет.

Обслуживающие станции, клубы и прочее – отсутствует. Некоторые печатные издания утверждали, что при желании можно было бы , но пока это только разговоры. Именно на территории РФ яхтинный спорт остается занятием для избранных.

Что может лучше олицетворять... отвагу и дерзновенность человека, чем крохотный белоснежный парус, затерявшийся в волнующемся просторе моря, смело стремящийся, невзирая на все препятствия, к своей.-. цели!

М. Баринов, «Бегущая по волнам» **

Парусный спорт-один из тех немногочисленных видов спорта, занимаясь которым человек не только соревнуется в мастерстве с другими яхтсменами, но и сталкивается лицом к лицу с силами природы.

В борьбе со стихией спортсмен развивается физически, становится выносливым и закаленным. Плавания на яхтах, будь то гонка или крейсерское плавание, как и занятия, например, альпинизмом или планерным спортом, способствуют воспитанию таких черт характера, как смелость и решительность, находчивость и инициатива, воля к победе.

В парусном спорте особенно ярко проявляются черты коллективизма, так как если в яхтенном экипаже нет сплоченности, гонка наверняка закончится поражением. Поэтому в каждом яхтсмене, от матроса до капитана яхты, должны быть развиты чувства личной ответственности, разумной и строгой дисциплины, подлинного товарищества и взаимопомощи.

Велико и прикладное значение парусного спорта. Наряду с высокими физическими и моральными качествами каждый яхтсмен, в зависимости от своей квалификации, непременно должен обладать комплексом специальных знаний, быть хорошо подготовленным к грамотному и умелому управлению яхтой при любой погоде, к содержанию судна и его вооружения в хорошем состоянии.

Поскольку парусный спорт-это не только гонки на ограниченной дистанции, но и длительные крейсерские гонки, и дальние плавания на яхтах, яхтсмен должен также иметь определенные знания в области судовождения, морской практики, метеорологии и других морских наук. А чтобы хорошо подготовить яхту к выходу в плавание, нужно знать столярное и малярное дело, владеть слесарным и такелажным инструментом. Поэтому трудно переоценить значение парусного спорта как хорошей школы начальной морской подготовки.

И, наконец, в парусном спорте, как нигде, на человека активно воздействуют три основных оздоровительных фактора-солнце, свежий воздух и вода. Они способствуют закаливанию организма и создают отличные условия для превосходного активного отдыха.

Вместе с тем парусный спорт требует не только глубоких теоретических знании, но и умения использовать их на практике.

Если неумение владеть шайбой или мячом в спортивных играх в самом худшем случае приводит к проигрышу матча, то неопытный или плохо знающий свое дело яхтенный рулевой может стать виновником аварии, опасной не только для него самого, но и для его экипажа и окружающих судов и людей. К сожалению, в практике парусного спорта зафиксировано немало печальных случаев, когда в результате неумелого управления яхтой или грубого нарушения правил хорошей морской практики выходы в море или гонки заканчивались тяжелыми авариями яхт, нередко сопровождающимися гибелью судов и человеческими жертвами. Поэтому помимо овладения спортивным мастерством каждый яхтсмен, яхтенный рулевой или капитан должен получить официальное свидетельство или диплом, подтверждающие его квалификацию и дающие право управлять яхтой, точно так же, как шоферу - водить автомобиль, пилоту - держать в руках штурвал самолета и т. д.

Каждый яхтсмен должен прежде всего стать настоящим моряком, а это значит - уметь применять полученные знания и на гоночной дистанции и в дальнем крейсерском плавании.

* От голландского слова «jagte» - так в Голландии в XVII веке называли небольшие быстроходные одномачтовые суда,

** Из сборника «Песня о парусе». ФиС, 1962.

Классификация парусных яхт

Основные части яхты

Яхтой называется всякое судно, безразлично - моторное или парусное, предназначенное для спортивных или туристских целей. Парусная яхта имеет две главные части: корпус и вооружение. Корпус предназначен для размещения экипажа и предметов снабжения яхты. Под вооружением понимают паруса и все устройства для установки парусов и управления ими.

Рассмотрим основные части корпуса парусной яхты (рис. 1). Передняя часть корпуса называется носом , задняя - кормой . Части корпуса, нависающие над водой, носят название носового и кормового свесов ; боковые поверхности корпуса - бортов . Правый и левый борта определяются, если смотреть с кормы на нос. Нижняя поверхность корпуса называется днищем , переход от борта к днищу-скулой . Задний обрез корпуса носит название транец , обращенная к воде поверхность кормового свеса- подзор . Сверху корпус закрывается палубой , предохраняющей судно от попадания воды внутрь. Палуба - это вообще всякий настил, прикрывающий какое-либо расположенное ниже помещение. Носовая часть палубы называется баком , кормовая - ютом , средняя - шканцами *.

В палубе для размещения экипажа делаются вырезы -кокпиты. Кокпиты бывают открытыми, когда они не отгорожены от подпалубного пространства, и закрытыми. В последнем случае они представляют собой ящик, вставленный в вырез палубы и изолированный от подпалубного пространства. Закрытый кокпит обычно делают самоотливным, располагая его пол выше ватерлинии и оборудуя сливными трубами. Через эти трубы вода, попавшая в кокпит с палубы, сливается за борт. Самоотливными кокпиты бывают на морских яхтах, у которых возможно попадание на палубу больших количеств воды, а также на современных гоночных швертботах. Правда, у последних самоотливной кокпит имеет слив воды не через трубы, а через клапан или просто отверстия в транце, прорезанные на уровне глухого пола кокпита.

Нижняя часть подпалубного пространства, расположенная под полом каюты или кокпита, называетсятрюмом. Трюм закрывается настилом, который носит названиесланей илипайол. Поперечными переборками (стенками) корпус яхты делится на помещения -отсеки.

Жилые помещения на яхте называютсякаютами; каюта, расположенная под баком,-кубриком, крайние носовой и кормовой отсеки корпуса - соответственнофорпиком и ахтерпиком.

Отверстия в палубе для сообщения с подпалубным пространством называютлюками. Различают входные и световые (светлые) люки, крышки которых обычно застеклены.

Если высота подпалубного пространства недостаточна, то на палубе делают надстройки. Надстройка над каютой называетсярубкой. В стенках рубки (комингсах) вырезают окна -иллюминаторы.

Бытовые помещения на яхте, как и на большом корабле, имеют свои названия: кухня-камбуз, уборная-гальюн.

Для управления яхтой служит руль, поворачиваемыйрумпелем. Часть руля, к которой крепится румпель (или другой рулевой привод), называетсяголовкой руля.

Основные части вооружения яхты- паруса, рангоут и такелаж. Паруса - основной движитель яхты. Они делятся на три комплекта: основные (или лавировочные), дополнительные и штормовые паруса.

Основные паруса яхта несет в обычных плаваниях. Эти же паруса определяют обмерную площадь парусности яхты.

Участие в гонках требует особых парусов, увеличивающих площадь парусности в некоторых ситуациях, возникающих на дистанции (например, при попутных ветрах). Такие паруса называютдополнительными.

При плавании в штормовую погоду лавировочные паруса заменяют меньшими по размерам и более прочнымиштормовыми парусами.

Совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов, называетсярангоутом.

Такелаж -снасти, изготовленные из растительного или стального троса, - подразделяют на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута, абегучий - для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, для подъема и спуска сигналов.

Подробно на устройстве парусов, рангоута и такелажа мы остановимся в разделе «Устройство и вооружение яхты».

* Название «шканцы» не принято применять на малых яхтах, но на яхтах длиной более 14-15 м оно вполне уместно.

Типы парусных яхт

В практике парусного спорта используются яхты самых различных видов и размеров. В зависимости от условий плавания в том или ином районе применяют большие или меньшие яхты той или иной конструкции. Тип яхты в первую очередь определяется ее назначением и районом плавания, а также конструкцией корпуса и вооружения.

По этому признаку различают крейсерские и гоночные яхты. Основное назначениегоночных яхт - парусные гонки на ограниченных дистанциях, поэтому их строят предельно легкими. Для дальних плаваний они недостаточно прочны и не имеют бытовых удобств.

Крейсерские яхты, наоборот, имеют очень прочную конструкцию и максимум бытовых удобств, то есть отвечают своему основному назначению - крейсерским плаваниям и гонкам в открытом море с большим удалением от базы.

В современном парусном спорте чисто крейсерские яхты мало распространены. Имеется большое количество яхт для участия в морских гонках, которые называюткрейсерско-гоночными. Такие яхты пригодны и для дальних плаваний, вплоть до океанских.

Крейсерские и крейсерско-гоночные яхты снабжены необходимым штурманско-навигационным оборудованием и, как правило, вспомогательным двигателем.

Кроме такой общей классификации существует еще спортивная классификация яхт, определяющая разделение их на классы.

Спортивная классификация яхт необходима для создания равных условий спортивной борьбы в гонках. В рамках каждого класса по возможности обеспечиваются равные шансы на выигрыш соревнования (в той мере, в какой эти шансы определяются самой яхтой).

В каждом классе форма и размеры яхты в большей или меньшей степени ограничены, с тем чтобы яхты данного класса имели по возможности одинаковую быстроходность и наилучшие мореходные качества.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Парусный спорт – соревнования, где участники противостоят друг другу в гонке на специально оснащенных лодках. Еще такого вида соревнования называют «яхтинг».

Первый официальный международный союз, объединяющий профессионалов парусного спорта, был основан в 1907 году. На данный момент организация насчитывает 115 национальных федераций, куда входят спортсмены со всего мира. Самый популярный вид соревнований, известный людям, далеким от мореплавания, это регата.

Так именуют гонку, обычно традиционную, которая состоит из нескольких состязаний для лодок разных классов. Проведение регат имеет свои традиции. Это связано с тем, что многие гонки насчитывают уже не один десяток лет.

Самые популярные регаты мира:

  1. Балтийская. Проводится с 1946 года. Первый старт был дан в Ленинграде.
  2. Vendee Globe – единственная кругосветная регата, проведение которой не предусматривает промежуточных остановок.
  3. Volvo Ocean Race – кругосветная гонка. К участию допускаются только яхты класса Volvo Ocean. Проводится с 1973 года. До 2006 гонку организовывали раз в 4 года. Но из-за возросшего зрительского, а впоследствии и спонсорского, интереса срок между соревнованиями сократился до 3 лет.
  4. Fastnet – международные соревнования. Периодичность проведения – раз в 2 года. Маршрут остается неизменным: Остров Уайт – Плимут, с заходами в порты Лендс-Энда, Южной Ирландии, острова Силли. Состязания проводятся с 1925 года. Первая гонка насчитывала всего семь участников, из которых только четверо добрались до финиша. В последней регате соревновались 347 экипажей – абсолютный рекорд.
  5. Кубок Америки. Это старейшее соревнование в мире, дошедшее до сегодняшних дней. Стартовый заплыв датируется 1857 годом. Свое название гонка получила в честь самого первого победителя – яхты «America». Всего регата насчитывает 35 розыгрышей (крайний запланирован на 2017 год). Малое количество соревнований связано с двадцатилетним перерывом, который случился после окончания Второй мировой войны.

Какие яхты бывают

Каждое спортивное соревнование выставляет свои требования к конструктивным особенностям парусных лодок. Всего существует семь критериев (типов) яхт, по которым устроители принимают решение, ставить ли экипаж на ту или иную гонку.

  1. Монотип. Это критерий, согласно которому лодка должна соответствовать регламентированным габаритным размерам и конструкция ее отвечать принятым нормам.
  2. Макси-яхты – класс соревнований, где участия принимаются спортсмены, чья лодка не менее 30 метров в длину.
  3. Обмерная формула. Здесь в расчет берется несколько параметров – длина, водоизмещение, площадь парусов – по которым экипаж допускается к участию. Лодка должна отвечать каждому выставленному параметру.
  4. Крейсеры и шверботы. Принимают участия только лодки соответствующих конструкций. Иногда соревнования разделяют на заплывы крейсеров и шверботов по отдельности.
  5. Гонка однокорпусных яхт.
  6. Заплыв катамаранов.
  7. Соревнование тримаранов.

Состав экипажа

Логично, что скорость – главный залог победы в гонках. Поэтому важно, чтобы во время соревнований на лодке не находилось чего-либо постороннего – прагматизм, возведенный в абсолют. На борт берут только то, что может реально пригодиться при заплыве. Тоже касается и людей. Все спортсмены должны заниматься своим делом. Каждая ситуация доведена до автоматизма.

У любой регаты есть правила. Разделяют следующие виды гонок по составу участников:

  • Одиночные. Парусной лодкой управляет один человек.
  • Командные. Яхтой управляют несколько спортсменов – от 2-х до 40 (количество зависит от типа судна).
  • Возрастные – к гонкам допускаются спортсмены, достигшие определенного возраста.
  • По половому признаку. Некоторые состязания допускают смешанные команды (где есть мужчины и женщины), другие практикуют гендерное разделение.

Факты парусного спорта

Парусный спорт мало популярен. Это привело к тому, что вокруг этого состязания образовалось несколько ложных мифов, которые к реальному состоянию дел не имеют отношения. Так, думают, что для занятия парусным спортомнужен высокий рост и крепкое телосложение. Это ошибка. Природные данные играют незначительную роль. Существует множество типов и видов яхт, которые подойдут людям с малым ростом. А вот относительно хорошей физической подготовки – правда. Она никогда не повредит, а иногда будет подспорьем при управлении парусной лодкой.

Обычно, технологии приводят к тому, что современные модели априори эффективнее, чем предшественники. Парусный спорт этим отличается. Ведь некоторые яхты конца 19 века были быстроходнее современных аналогов.

Кораблестроение – это искусство, которое не заменить компьютеризированными процессами. Но конструкция современных яхт способствует продолжению движения при встречном ветре, чего нельзя сказать про старые модели лодок.

Еще одна забавная легенда гласит, что спортсмены, во время регаты, питаются только сырой рыбой. Нет. Продукты запасают заранее, еще на суше. Единственное, что ограничивает яхтсменов – вес. Для того чтобы судно передвигалось как можно быстрее его нельзя перегружать. Поэтому многие продукты грузят на лодку в сублимированном виде.

И последнее, яхтинг – стезя профессионалов. Но это если речь идет про соревнования. На любительском уровне, для крейсерских заплывов из порта в порт, освоить азы мореходства доступно за 17 дней.



  • Разделы сайта